Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам. Неотъемлемые права человека. 7-й класс – Учительская газета
Тема «Право на свободное слово» :: Тема «Право на объединение»
Тема «Право на свободное слово»
Человек – существо мыслящее. Все, что его так или иначе касается, воплощается у него в мысль, в слово. Слово, письменная и устная речь – главные инструменты проявления себя как человека. Свободно высказывая свои мысли, человек развивает свой ум, воображение, творческие способности. Свободное слово – поистине условие его творческого развития как личности. Поэтому для него важно иметь возможность говорить и писать то, что он считает нужным и важным. Без этой возможности он задыхается, как рыба, выброшенная на берег.
Но такую возможность ему далеко не всегда предоставляли. И вот века и века борется человек за возможность высказать то, что ему хочется, за свободное слово. Раньше эта борьба была практически безрезультатной. Жестокие правители, диктаторы, абсолютные монархи не были заинтересованы в том, чтобы их подданные «трепали языками». Они боялись свободного слова, потому что с его помощью легко раскрывались все их жестокости и преступления в борьбе за власть. Для контроля за печатным словом была введена цензура. Специально поставленные редакторы следили за тем, чтобы кто-нибудь из авторов не обхитрил цензора.
И лишь с установлением демократических республик стало в какой-то мере возможным осуществление права на свободу слова. Потому что в республике власть зависит от народа и в связи с этим пытается заигрывать с ним, допуская некоторые свободы. Допустили свободу слова – и сразу же бурно расцвела журналистика, появилось множество газет и журналов.
Если кто-то думает, что свобода слова, мнений нужна только взрослым, а дети могут обойтись без нее, то он глубоко заблуждается. Для нормального развития детям так же, как и взрослым, нужно быть хозяином своей мысли, высказанного слова. И Конвенция предоставляет им это право. В ней сказано, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. А это значит, что он имеет право искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
Еще лет двадцать назад об этом в России можно было только мечтать. Представляете: на ваше имя пришла посылка из… например, Канады. В ней – детский журнал с фото, картинками, статьями о проблемах подросткового возраста. Так вот двадцать лет назад вам бы эту посылку просто не выдали. А потом долго расспрашивали ваших родителей, почему она пришла на ваше имя. Сейчас никто бы и не обратил внимания на это.
Но всяким правом, всякой свободой надо уметь пользоваться цивилизованно, культурно. Полезно помнить, что и другие люди имеют такие же права. Например, какой-нибудь бойкий мальчик Дима, прочитав о том, что он имеет полное право свободно выражать свое мнение, начнет на любом уроке «реализовать свои права», то и дело перебивая учительницу, задавая ей десятки вопросов, споря с ней по поводу и без повода.
– Дима, ты мешаешь мне работать, – скорее всего скажет в этом случае учительница.
А Дима? Он может, конечно, в свое оправдание заявить:
– А я имею такое право, вот и в Конвенции записано.
На что учительница, возможно, заметит:
– Не сочти за труд, посмотри внимательно, что написано во второй части статьи 13 Конвенции.
И Дима, обратившись к тексту Конвенции, прочтет, что осуществление права свободно выражать свое мнение может подвергаться некоторым ограничениям. В каких случаях? Скажем, для уважения прав и репутации других лиц. Случай с учительницей как раз под это правило подходит.
А вот и другой эпизод. Кто-то из учащихся рассказывает классу о поездке с родителями в Австрию. И вдруг говорит явно ошибочную вещь. Очевидно неправильную. Допустим, упоминает, что композитор Моцарт умер глубоким стариком. Вы это сразу же отметили (на самом-то деле Моцарт умер молодым). Как в этом случае поступить? Можно, конечно, вскочить и «пригвоздить» выступающего к позорному столбу: «Э-э-э, тут ты ошибся, неправду говоришь!» Казалось бы, все правильно: вы воспользовались правом высказать свое мнение, в данном случае критическое. Но обидели при этом товарища. Поставили его в неловкое положение. Другими словами, воспользовались правом на свободное мнение нецивилизованно и даже безнравственно. В этом случае хорошая норма превращается в свою противоположность. И пользы от этого не бывает никому.
Проверим себя:
1. Какую роль в жизни человека играет свободное слово?
2. Что сказано в Конвенции о свободе слова?
3. Чем грозит неправильное (нецивилизованное) использование этого права?
Почитаем дополнительно
(и, если нужно, поспорим)
Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам.
Античная мудрость
Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости.
Вольтер, философ
Люди никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требуют той, которой у них нет: у них есть свобода мысли, они же требуют свободы выражения.
С. Кьеркегор, философ
Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды.
Б. Паскаль, философ
Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.
Цицерон, писатель, оратор
Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.
Гегель, философ
Задачки на знание, сообразительность
1. В каких эпизодах реально воплощается свобода слова молодого человека?
а) Марина отправила заметку в районную газету;
б) Сергей написал на заборе нецензурное слово против соседа;
в) Галина высказала на собрании класса несогласие с решением старосты;
г) Виктор на уроке вступил в спор с учителем по вопросу дисциплины;
д) Павел в школе рассказывал о религиозной секте, в которой состояли он и его родители, и призывал ребят вступать в эту секту.
2. Какие качества необходимы человеку, чтобы он мог в полной мере пользоваться свободой слова и информации:
большие знания;
смелость;
любознательность;
способность вступать в конфликт с человеком противоположных взглядов;
умение вести спор с человеком противоположных взглядов;
убежденность в своей правоте;
вера в то, что прав только он и никто больше;
наличие политических взглядов;
членство в общественной организации.
Поиграем
Игра называется «Составление заявки на издание газеты». Задача – составить заявку на издание новой газеты по следующей схеме:
1. Название газеты.
2. Чьим органом она является (или она независимый орган печати).
3. Общее направление газеты (какие жизненные, политические ценности она будет отстаивать).
4. Примерный круг вопросов, которые она будет освещать (хозяйство, культура, образование, материнство и детство, рок-музыку или, наоборот, классическую музыку и т.д.).
Обсудим
Почему диктаторы так боятся свободного слова?
Можно ли считать проявлением свободы слова неподтвержденные обвинения в газете в адрес политического противника?
Издание газеты, журнала, содержание телестудии стоит громадных денег. Могут ли бедные люди воспользоваться правом на свободное слово?
Тема «Право на объединение»
Легкое дело человек делает один. А для трудного ищет себе помощников. «Артельный горшок гуще кипит» – свидетельствует русская пословица. Артельный – значит коллективный, рассчитанный на группу работников. Артелью раньше строили дома, клали рельсы на железной дороге, валили лес и вершили – причем споро, ловко, на совесть – другие добрые дела.
В общественной жизни тоже артельно, то есть коллективно, можно добиться значительно большего, чем в одиночку. Недаром в таком немалом количестве организуются различные партии, движения. В них люди держатся друг за друга, помогают друг другу. Там даже слабый, никчемный человек словно бы обретает дополнительные силы: ведь он не просто Иванов, Петров или Сидоров, он – член, допустим, Конституционной партии. Звучит! А в некоторых странах вообще существует единственная (она же правящая) партия. Там вас и на работу приличную не возьмут, если вы не ухитритесь в нее, единственную партию, вступить всеми правдами и неправдами.
Конечно, у подростков все эти выгоды и интересы не так остро выражены, но стремление как-то организоваться, объединиться ради каких-то целей и у них имеется. К тому же и взрослые часто подталкивают их к объединению в те или иные организации.
Скажем, раньше у нас для детей и молодежи были пионерская и комсомольская организации. Их создали члены Коммунистической партии для того, чтобы воспитывать подрастающее поколение в коммунистическом духе. В эти организации принимали в обязательном порядке и поголовно всех детей и юношей с девушками. Объективности ради надо отметить, что пионеры и комсомольцы не только политикой занимались. Нередко они совершали и добрые, полезные дела. Пионеры-тимуровцы, например, помогали семьям погибших красноармейцев: носили воду, кололи дрова, ходили за покупками в магазин. Комсомольцы героически боролись с фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в очень сложных условиях осваивали Дальний Восток, поднимали целину, тяжко трудились на комсомольских стройках и т.д. Тем не менее это были прежде всего политические организации, созданные для выполнения политических целей. Но несовершеннолетние могут пожелать объединиться и в неполитические организации (ассоциации): филателистов, любителей собаководства, борцов за сохранение природы и т. д. Имеют ли они на это право?
В Конвенции о правах ребенка говорится, что государства-участники (то есть подписавшие Конвенцию) признают право ребенка на ассоциации и свободу мирных собраний. Хотите объединяться – объединяйтесь на здоровье. Создавайте свои детские и юношеские движения, лиги, ассоциации, объединения. Еще в Конвенции есть пояснение, что этим правом не следует злоупотреблять. Группа с безнравственными (а тем более преступными) целями, например, не может быть официальной ассоциацией. В такие группы никто не разрешит объединяться. А тот, кто их организует, должен понести наказание в соответствии с законом.
В практике ряда стран встречаются случаи, когда взрослые преступники организуют детей в группы для выполнения разных плохих дел. При этом группам дают привлекательные названия, допустим, «Горные орлы», «Шерифы прерий» и проч. Детей заставляют воровать, заниматься спекуляцией, доставать наркотики. Иногда эта деятельность прикрывается «религиозными одеждами». Детей понуждают заучивать как бы «священное писание» (на самом деле – тексты, придуманные самими преступными руководителями), носить соответствующие одежды и т. д. Цель этих преступников – оторвать детей от семьи, превратить в своих рабов, заставить работать на себя.
Теперь представьте себе, что вы собрались создать детскую общественную организацию – «Дети электронного века», например. Чтобы вместе отдыхать, играть, развлекаться, ходить в походы. Возникает вопрос: можете ли вы обойтись в этом деле без помощи взрослых? Да, понятно, кто-то сразу же возразит: «Дайте нам хотя бы в своей, детской, организации обойтись без опеки взрослых! Что мы, маленькие, что ли?»
Не торопитесь. Как и всякая организация, детская должна быть зарегистрирована в государственном органе. Кто это будет делать? Кто будет оформлять регистрацию: готовить соответствующие бумаги, печатать их на машинке и т.д.? Витек из 7-го «Б»?
Пошли дальше. Работа любой организации, кроме всего прочего, требует денежных затрат. Где-то надо собираться? За зал или даже комнату (за их аренду) надо платить. Какие-то элементы формы требуются (значки хотя бы, фуражечки, майки)? Это все денег стоит. Поход? Очень дорогое удовольствие. Экскурсия? Тоже деньги подавай. Увы, сейчас за все приходится платить. Даже детям.
Так вот, лучше, если всеми этими вопросами оформления, а также денежными делами будут заниматься взрослые: учителя, воспитатели, родители. Не так ли?
И еще немаловажный вопрос: где создавать организацию? Может быть, в школе? Если это организация сугубо культурной направленности, почему бы и нет? В школе могут прекрасно существовать клубы интернациональной дружбы, ассоциации филателистов, болельщиков местной команды и др. Но организации с политической направленностью (коммунистической, демократической или иной не запрещенной законом) лучше создавать по месту жительства. Чтобы не превращать школу в арену политических баталий.
Хватит «непримиримой» политической борьбы.
Учиться надо.
Работать надо.
Надо спокойно и разумно жить.
1. Почему люди вообще, и дети в частности, создают общественные организации?
2. Что сказано в Конвенции о правах ребенка о детских ассоциациях?
3. Какие детские и юношеские организации раньше были в нашей стране?
4. Надо ли взрослым участвовать в детских организациях?
5. Где разумно создавать детские организации?
Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда по-настоящему радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя заодно со всеми.
И. Гете, писатель, ученый
Не есть ли единение с десятками – разъединением с тысячами и миллионами?
Л. Толстой
Единение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать ее постоянным, непрерывным духовным усилием… Собраться же вместе на значит познать истину.
Радость и доброта – это тот дух коллективных отношений, благодаря которому в коллективе утверждается великодушие.
В. Сухомлинский,
педагог
1. Если бы в классе решили учредить общественную организацию, какую бы вы предпочли:
а) организацию скаутов;
б) пионерскую организацию;
в) клуб филателистов;
г) клуб фанатов местной спортивной команды;
д) клуб бальных танцев;
е) ___.
2. «Участие в общественной организации лишает человека свободы выражения своих мнений, интересов, пристрастий».
«Только в общественной организации человек получает возможность максимально проявить свои интересы, способности, волю…»
Какое из этих двух высказываний представляется вам правильным? Поясните свое мнение.
Игра проходит в виде собрания по поводу организации нового детского общественного движения. Участники решают следующие вопросы:
Цель деятельности движения.
Его политическая направленность (демократическая, коммунистическая, монархическая и т.д.).
Название организации.
Будет ли включать в себя взрослых? Если будет, в каком количестве (пропорционально числу детей), и другие вопросы.
Часто ли совпадают авторитеты руководителя и того же руководителя как человека?
Тайные организации (религиозные, политические и др.): кто склонен их организовывать и в них участвовать?
Ежемесячное чтение
Свобода слова, свобода мнений в истории многих народов имела трагическую судьбу.
Писатель М. Зощенко собрал много примеров расправ над теми, кто хотел говорить и писать свободно:
16 апреля 1852 года русский писатель Тургенев был посажен на съезжую (полицейский участок. – А.Н.) за статью о Гоголе.
Французский философ Вольтер высмеял герцога Рогана с его высокомерием. Герцог велел своим лакеям прибить Вольтера. Что и было исполнено.
Автор «Робинзона Крузо» Дефо за сатирическую статью был (1703 год) приговорен к тюремному заключению.
Анатолий НИКИТИН, кандидат педагогических наук
Анатолий НИКИТИН, кандидат ических наук
Как стать свободнее? Упражнения | PSYCHOLOGIES
Познать себяПрактики how to
«Отпустите себя»
Светлана Кривцова, экзистенциальный аналитик:
«Мы сможем почувствовать себя свободным человеком, если научимся отпускать себя, когда находимся в состоянии натянутости и нацеленности на продуктивность. Тогда все получится само собой. При этом человек смотрит не на конечную цель, а немного в сторону, на ту ценность, которой он служит и которую выбирает сам.
Максимум свободы мы ощущаем в тот момент, когда решаем, что ценно для нас. А дальше это ощущение начинает «сдуваться»
К примеру, я решаю, что сегодня буду делать яблочный, нет, вишневый пирог! Это мой свободный выбор, я очень воодушевлена. Но сразу после принятия решения начинаются вопросы — а есть ли у меня вишня? мука? масло, яйца? Реальность начинает уменьшать свободу. Именно поэтому мы говорим, что свобода всегда ограничена конкретными обстоятельствами. Она никогда не абсолютна. Она всегда оформлена реальностью.
Если вы решили похудеть, вас должна радовать не только перспектива увидеть себя в зеркале стройным. Важно получить удовольствие от процесса: сегодня вы не ели ничего вредного — какая удивительная легкость образовалась в теле. Когда мы принимаем не только результат, но и процесс, мы чувствуем себя свободными.
То же касается любой работы. Нужно, чтобы нам нравились не только зарплата в конце месяца и перспективы карьерного роста, но и ежедневные обязанности. Делая что-то приятное, получая удовольствие от процесса, мы чувствуем проявление свободной воли.
Получается, для ощущения свободы важно не тренировать самоограничение и аскетизм, а скорее уметь отпускать
Если что-то становится тягостным, важно уметь сказать себе: «Пусть так и будет, отпускаю». Значит, сейчас мне это не по силам. Что-то внутри подсказывает, что лучше отказаться. И именно в этот момент рождается энергия и силы для новых возможностей, через которые мы в большей степени становимся свободными.
Свобода — это не стрела, направленная к поставленной разумом цели. Свобода — это тонкое управление, изменение энергетических потоков, которыми мы сможем управлять, если научимся опираться на реальность. Искусство быть свободным — это искусство дружить с реальностью. Сказать: «Сейчас это так». И отпустить».
«Работайте с телом»
Мэрион Розен, физиотерапевт:
Розен-метод — это способ понять свои переживания благодаря вниманию к собственному телу. «Наше тело не лжет, — пишет Мэрион Розен в книге «Работа с телом». — Через дыхание и мышцы оно рассказывает правду о наших чувствах. Напрягая мышцы, тело подавляет чувства, с которыми мы не можем справиться». Практики розен-метода с помощью прикосновения расслабляют мышцы.
«Наша цель состоит в том, чтобы хроническое напряжение ушло, — объясняет Мэрион Розен. — В процессе прикосновения мы можем видеть, как появляется совершенно другой человек — человек без защиты из напряжений, настоящий человек.
Окруженные своим защитным панцирем, люди могут прожить всю жизнь «на маленьком огне», никогда не испытав полного пламени своей жизни. Но вместо того чтобы быть живыми частично, они могут полностью ожить в мире».
«Избавьтесь от страха»
Людмила Петрановская, семейный психолог:
«Так уж вышло, что мы живем в обществе, где страх «высовываться», «быть не как все», показать, что «тебе больше всех надо», закреплен в родовой памяти многих семей и всего общества. Что тут можно сделать? Для начала признать, что бояться нормально. У страха могут быть основания. Конечно, он преувеличен из-за травм прошлого, но раз он существует, то приходится с ним считаться. Как справляться? Есть три основных стратегии.
Первая стратегия — если у страха «глаза велики», можно его несколько утихомирить здравым смыслом. Вероятность серьезно пострадать за свою позицию объективно не очень велика: вряд ли она выше вероятности пострадать случайно, оказавшись на пути пьяного водителя. Кроме того, страх сильно снижается после получения первого опыта противостояния.
Внутреннее, иррациональное «табу» снимается, и потом уже не так страшно
Вторая стратегия — позаботиться о себе, почувствовать себя более защищенным. Страх отступает, если мы точно знаем, что нас не бросят. Например, поддержат семью в неприятной ситуации. Именно поэтому важно говорить о своих убеждениях и целях с семьей, друзьями, близкими, чтобы они понимали и поддерживали, а не изумлялись потом — «чего это он вдруг?» Полезно узнать больше о деятельности юридических организаций и самому помогать другим. Чем больше будет солидарности в обществе, тем выше чувство защищенности каждого.
Третья стратегия — противопоставить страху свое решение. В конце концов, если страх не получается уговорить, если его пока невозможно снизить мерами самозащиты, ему можно просто указать на его место. Это место важной и нужной эмоции, но не хозяина, подчиняющего себе нашу волю. Собственно, это и есть мужество: делать, что считаешь нужным, несмотря на страх».
«Действуйте»
Мария Тимофеева, психоаналитик:
«В обществе понятия добра и зла зачастую не просто путаются или искажаются, но еще и превращаются в прямо противоположные. Все это впитывается, и возникает перверсия. То, что преступно, не вызывает эмоций и воспринимается как само собой разумеющееся.
Нам важно чувствовать себя хорошими людьми. Поэтому срабатывает механизм психологической защиты — рационализация. Зигмунд Фрейд, цитируя Ницше «По ту сторону добра и зла», так объяснил это явление: «Я сделал это», — говорит моя память. «Невозможно, чтобы я сделал это», — говорит моя гордость и остается непреклонной. В конце концов память уступает».
Перверсная логика разъедает нас как ржавчина, но бороться с ней трудно, потому что эти процессы бессознательны. Мы можем только стараться более осознанно и ответственно проживать свою жизнь, отвечать за свои поступки и действия, думать, смотреть открытыми глазами на то, что вокруг нас и внутри нас. Быть внимательными, критичными, неспящими. Слышать себя, свои сомнения, не опираться на мнения и оценки окружающих».
Источник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
Почему нам нужна драма в отношениях: основные причины и советы от психолога
Тест: Насколько хорошо вы разбираетесь в «Оскаре-2023»?
«Муж сказал, что отношениям конец, и спросил, подала ли я на развод. Как перестать надеяться на его возвращение?»
Делать ли из «совы» «жаворонка» и еще 7 интересных вопросов и ответов о науке сна
Кризис 25 лет: что это и как его преодолеть
«Вытащите себя из рутины»: 4 способа устранить утечку энергии — попробуйте в жизни
«Не могу отстаивать свое мнение без слез»
«Муж дважды чуть не убил меня, но я боюсь разводиться. Вдруг он отнимет ребенка?»
7 вещей, которые вам нужно знать о Первой поправке
«Конгресс не должен издавать законов, касающихся установления религии или запрещающих свободное исповедание религии; или ограничение свободы слова или печати; или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с ходатайством об удовлетворении жалоб». – Первая поправка к Конституции США
- Пять свобод, которые она защищает: свобода слова, вероисповедания, прессы, собраний и право на обращение к правительству. Вместе эти пять гарантированных свобод делают народ Соединенных Штатов Америки самым свободным в мире.
- Прежде чем согласиться принять Конституцию, Основатели нашей демократической республики потребовали, чтобы эти свободы были защищены поправкой к первоначальному документу – Первой поправкой.
- Нет никакого «совершеннолетия», по достижении которого вы можете пользоваться своими свободами, предусмотренными Первой поправкой. Они гарантированы вам в день вашего рождения.
- Первая поправка не является ни «левой», ни «правой». Его можно использовать для продвижения социальных и политических изменений или для противодействия им. Первая поправка для всех.
- Первая поправка защищает нас от ограничений правительства на нашу свободу выражения мнений, но не мешает частному работодателю устанавливать свои собственные правила.
- Первая поправка запрещает правительству требовать от вас говорить то, что вы не хотите, или запрещать вам слышать или читать слова других (даже если вы никогда не высказываетесь сами, у вас есть право на получение информации).
- Учащиеся имеют право молиться в государственных школах Америки при условии, что школьная деятельность не нарушается и в этом не участвуют государственные служащие (учителя, тренеры).
Автор Кен Полсон, директор Центра свободы слова
Нужен общий обзор? Вот он, из энциклопедии Первой поправки.
Речь
Что говорит Первая поправка о свободе слова? Можно ли ограничить речь, и если да, то когда? В этом обзоре специалист по Первой поправке объясняет, какие виды слова защищены, где свобода слова может быть ограничена и почему «[f]свобода слова является основной американской верой, почти своего рода светским религиозным принципом, статьей конституционного права». вера.»
Пресса
Как возникла свобода печати? Существуют ли ограничения свободы прессы? Пути, которыми эта основная свобода развивалась в законе, объясняются в этом обзоре исследователем Первой поправки. В цитатах из одного судебного решения: «[Свобода] выражения мнений по общественным вопросам гарантируется Первой поправкой»», так что «обсуждение общественных вопросов должно быть раскованным, активным и широко открытым».
Религия
Первая поправка представила миру новые смелые идеи: правительство не должно навязывать государственную религию населению или налагать необоснованные ограничения на религиозную практику, но должно признавать право людей верить и поклоняться или нет, как велит их совесть. Этот обзор исследователя Первой поправки проясняет многие аспекты нашей религиозной свободы, говоря: «Этот смелый конституционный эксперимент по предоставлению свободы вероисповедания всем остается в силе и продолжается в Соединенных Штатах».
Собрание
Наше право на мирный публичный протест – марши, митинги и другие собрания – это еще одна основная свобода, гарантированная Первой поправкой. Как говорит исследователь Первой поправки в этом обзоре: «Свободы Первой поправки звучат пустым звуком, если правительственные чиновники могут подавлять выражения, которые, как они опасаются, вызовут беспорядки или оскорбят. Если нет реальной опасности причинения неминуемого вреда, права на собрания должны соблюдаться».
Ходатайство
Эта наименее известная свобода Первой поправки, тем не менее, имеет решающее значение для формы правления нашей демократической республики. «Петиция — это право просить правительство любого уровня исправить ошибку или решить проблему», — пишет исследователь Первой поправки в этом обзоре, подробно описывая, как право на петицию работает в нашем правительстве и какие формы оно принимает.
Энциклопедия Первой поправки
Комплексный сборник исследований, охватывающий все аспекты закона о Первой поправке.
Хронология Первой поправки
Важные исторические события, судебные дела и идеи, сформировавшие нашу текущую систему конституционной юриспруденции Первой поправки, составленные Центром Первой поправки Института Ньюсеум.
Бесплатное обучение в Германии: что нужно знать
Автор: Study.eu Team — Последнее обновление: 3 февраля 2023 г.
Германия является одной из лучших стран для обучения за границей: она предлагает уникальное сочетание прекрасных университетов и высокого качества жизни и конкурирует с другими популярными направлениями, такими как Великобритания или Голландия.
Найдите учебные программы в Германии
Мало того, что в Германии находятся одни из лучших университетов мира, вы можете учиться там бесплатно. Если вы хотите узнать больше, ознакомьтесь со списком часто задаваемых вопросов о стоимости обучения в Германии:
Кто может учиться в Германии бесплатно?
Каждый может учиться в Германии бесплатно! Правильно: немцы, европейцы и все неевропейцы могут учиться в Германии бесплатно — без платы за обучение. Неважно, из ЕС вы или из ЕЭЗ.
Это относится почти ко всем учебным программам в государственных университетах. Есть небольшая загвоздка: если вы не из ЕС, вам нужно будет получить вид на жительство до прибытия в страну; и вам придется закончить учебу в Германии.
В каких университетах Германии я могу учиться бесплатно?
В Германии вообще можно учиться бесплатно в государственных университетах. В Германии почти 300 государственных университетов, а в общей сложности более 1000 учебных программ — так что у вас есть множество вариантов!
Некоторые из крупнейших государственных университетов включают:
- Кёльнский университет
- Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана (LMU)
- Университет Гёте Франкфурт
- Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена
- Университет Мюнстера
- Рурский университет Бохума
- Университет Дуйсбург-Эссен
- Гамбургский университет
- ФАУ Эрланген-Нюрнберг
- Мюнхенский технический университет (TUM)
- Университет Вюрцбурга
Почему государственные университеты Германии не взимают плату за обучение?
Практически везде в Европе и мире университеты берут плату за обучение — хотя бы с иностранцев, которые приезжают в эту страну для учебы. Германия — одна из немногих стран Европы, где вы можете учиться бесплатно, даже если вы из Азии, Африки или других стран.
Немцы в целом считают, что образование не должно рассматриваться как коммерческий продукт , и что свободный доступ к высшему образованию обеспечивает экономический рост и благосостояние большей части населения. В недавнем прошлом действовал закон, позволяющий государственным университетам взимать очень скромную плату за обучение в размере 1000 евро в год. Но после многих лет общественных протестов плата за обучение была снова отменена в 2014 году. Сегодня существует очень мало исключений, когда государственные университеты могут взимать плату за обучение.
Кроме того, правительства Германии в последние годы осознали экономические и социальные преимущества иммиграции. Германия хочет, чтобы самые умные умы учились в стране и, в идеале, оставались и работали после окончания учебы. Поэтому для иностранцев также нет общей платы за обучение.
Если обучение бесплатное, значит ли это, что университеты не очень хорошие?
Нет! Университеты Германии являются одними из лучших в мире , и вы можете рассчитывать на получение образования мирового уровня в качестве иностранного студента. Многие из крупных учреждений регулярно входят в число 100 лучших в международных рейтингах.
Независимо от рейтинга университета, вы всегда можете рассчитывать на качественное обучение . В Германии действуют очень строгие стандарты для аккредитации поставщиков образовательных услуг.
Тот факт, что высшее образование в государственных университетах является бесплатным, является чисто политическим решением правительства Германии. Диплом немецкого университета будет уважаем во всем мире и откроет множество возможностей для выбора вашей карьеры.
Взимается ли плата за обучение в Германии?
Как правило, учиться в Германии можно бесплатно. Но есть несколько исключений, в которых вы должны платить за обучение:
- Только государственные университеты являются бесплатными.
Если вы учитесь в одном из примерно 100 частных университетов, вы должны платить, и эта плата за обучение соответствует той, которую вы заплатили бы в таких странах, как Великобритания или Ирландия. Тем не менее, из-за конкуренции со стороны дешевых государственных университетов частные школы в Германии, как правило, предлагают специализированные программы и другие преимущества, чтобы вы окупили свои деньги. И, конечно же, вы можете претендовать на стипендию.
- Немецкие университеты различают «последовательные» и «непоследовательные» магистерские программы. Последовательные программы — это программы, на которые вы можете записаться сразу после получения степени бакалавра. Непоследовательные программы обычно требуют, чтобы у студентов был опыт работы после окончания бакалавриата. Такие непоследовательные учебные программы обычно стоят платы за обучение даже в государственных университетах. Они относительно редки; типичными являются, например, «Executive MBA», а также некоторые специализированные магистерские программы.
- С 2017 года государственных университетов земли Баден-Вюртемберг могут взимать плату за обучение со студентов, не входящих в ЕС/ЕЭЗ . Это университеты в Штутгарте, Карлсруэ, Мангейме, Фрайбурге, Гейдельберге и некоторых других городах. Стоимость обучения установлена на уровне 1500 евро за семестр, что все равно намного доступнее, чем во многих других странах Европы.
- В некоторых федеральных землях также взимается плата за обучение в размере от 500 до 650 евро за семестр, если вы хотите получить «среднее образование» (
- зачисление на непоследовательную магистерскую программу (см. выше),
- при поступлении на бакалавриат, когда у вас уже есть степень бакалавра по другому предмету, или
- при поступлении в магистратуру, если у вас уже есть степень магистра по другому предмету.
Насколько высока плата за обучение в Баден-Вюртемберге?
Баден-Вюртемберг, на юго-западе Германии, является единственной из 16 федеральных земель Германии, где студенты из-за пределов ЕС должны платить за обучение в государственных университетах. Стоимость обучения в Баден-Вюртемберге составляет 1500 евро за семестр; или 3000 евро в год.
Эта плата за обучение распространяется на все государственные высшие учебные заведения в «BaWü» , которых насчитывается около 50.
Студенты, являющиеся гражданами ЕС, рассматриваются так же, как немецкие студенты, и поэтому не платят за обучение. сборы.
Какие еще расходы я должен учитывать при обучении в Германии?
Хотя в государственных университетах плата за обучение обычно не взимается, вам обычно приходится платить так называемую «семестровую плату» («Semesterbeitrag») или «административную плату». Но это небольшая сумма: часто около 300 или 400 евро за весь семестр.
Для западноевропейской страны Германия очень доступна. Вот обзор типичной стоимости жизни студента в Германии:
Пункт | Средняя стоимость в месяц |
---|---|
Аренда и коммунальные услуги | от 350 до 500 € |
Продукты питания и напитки | от 200 до 250 € |
Медицинское страхование | 100 € |
Телефон и интернет | 30 € |
Досуг и хобби | от 50 до 100 € |
Вы можете прожить на 900 евро в месяц, плюс-минус немного, в зависимости от того, в каком городе вы учитесь. (Если вы студент, которому нужна виза, вам потребуется создать заблокированный аккаунт в который вы оплачиваете ориентировочную стоимость жизни за год, прежде чем подать заявку на визу.
Какие стипендии доступны для обучения за границей в Германии?
В Германии существует множество стипендий для иностранных студентов. Немецкая служба академических обменов (DAAD) имеет официальную базу данных стипендий, которая позволяет вам искать подходящие варианты стипендий, например. в зависимости от страны вашего происхождения.
Могу ли я остаться в Германии после окончания университета?
Да: Иностранные выпускники немецких университетов могут оставаться в Германии на время поиска работы. И это касается всех студентов, независимо от страны происхождения. Если вы являетесь гражданином из-за пределов Европейского Союза, вы можете подать заявление на получение 18-месячного вида на жительство после окончания учебы.
С такой «визой для поиска работы» (или «рабочей визой после учебы») вы можете искать работу, соответствующую вашей квалификации; и вам разрешено браться за любую работу в течение этих 18 месяцев.