Доклад «Основы здорового образа жизни»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нискасинская средняя общеобразовательная школа»
Моргаушского района Чувашской Республики
Доклад
«ОСНОВЫ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА»
Сапожникова Ольга Олеговна,
учитель математики и информатики
2020
План:
Введение:
Почему мне хочется рассказать об основных элементах здорового образа жизни?
Основная часть:
Что такое здоровый образ жизни?
Зачем людям нужно соблюдать здоровый образ жизни?
Какие существуют основные аспекты, правила здорового образа жизни?
Могут ли родители научить детей вести здоровый образ жизни?
Заключение
Введение:
Почему мне хочется рассказать об основных элементах здорового образа жизни?
Проблема здоровья человека в контексте общечеловеческих ценностей приобретает все большее значение. Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% — от действия окружающей среды, 10% — от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
Девизом моей работы по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля: «человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель я вижу в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Думается, ни у кого нет сомнения в том, что здоровый образ жизни ведет к процветанию. Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти возможности на практике и достичь своего жизненного потолка даже в идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди, которых среди ведущих здоровый образ жизни существенно больше. Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Если тело здорово, но нет ощущения радости и полноты жизни, то это уже болезнь. На протяжении всей жизни человек постоянно взаимодействует с окружающей средой: дышит, общается, двигается по земле, излучает и поглощает тепло, выполняя определенную работу изменяет окружающий мир и так далее. Большинство современных ученых определяют понятие здоровья как способность человека к оптимальному функционированию в этой окружающей его среде. Медики, как правило, выделяют в отдельные категории физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье, сексуальное здоровье, мужское здоровье, женское здоровье, здоровье ребенка и др.
Состояние здоровья конкретного человека является результатом взаимодействия наследственных особенностей его организма с условиями окружающей среды. Оно никогда не бывает постоянным и меняется медленно или резко в сторону улучшения или ухудшения в зависимости от мероприятий, которые человек предпринимает для его сохранения и текущих внешних воздействий.
Различают субъективные и объективные показатели здоровья. К субъективным показателям состояния здоровья относятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита, настроения, адекватности. Объективные показатели состояния здоровья связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост, окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостьюлегких, пульсом, артериальным давлением и др. Современная медицина имеет в своем арсенале достаточное количество объективных методов диагностики состояния здоровья. Несмотря на комплексный подход к определению здоровья, на практике о здоровье по-прежнему часто судят по наличию или отсутствию болезней организма или психики. В действительности между здоровьем и болезнью имеется множество переходных состояний, называемых предболезнью, когда заболевания как такового еще нет, но уже снижены компенсаторные возможности организма и появляются объективно не выраженные функциональные, биохимические или психические изменения. По данным экспертов ВОЗ в таком состоянии находится около 80% жителей Земного шара. В таком состоянии здоровый образ жизни — насущная необходимость.
Если Вы хотите склонить чашу весов здоровья в благоприятную сторону, реализовать заложенные в Вас колоссальные жизненные ресурсы, добиться того жизненного уровня, который определен родительскими генами, то это возможно только при здоровом образе жизни. Здоровье человека напрямую связано с состоянием здравоохранения в стране. На данный момент, укрепление здоровья населения и формирование здорового образа жизни становится общегосударственной задачей.
Основная часть:
2.Что такое здоровый образ жизни?
Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья людей, позволяющий человеку долгие годы трудится в полную меру своих способностей, избавляющий его от болезней и недомоганий, дарящий бодрость, силу и энергию, без которых нет полнокровной радости бытия .
Здоровый образ жизни — это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности. Здоровый образ жизни представляет собой режим ограничений в соответствии с оптимальным режимом физических нагрузок, то есть для успешного решения проблемы сохранения здоровья необходимо на ряду с правильно организованной двигательной активностью систематически выполнять и другие заповеди его укрепления: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Как сказал известный американский писатель Марк Твен: «Единственный способ сохранить здоровье — есть то, что не хочешь, пить то, чего не любишь и делать то, что не нравится». Поэтому следование основным нормам организации здорового образа жизни является неотъемлемым составляющим сохранения и укрепления здорового генофонда нашей страны.
Для того чтобы ответить на вопрос о том, что же такое здоровый образ жизни, необходимо рассмотреть все его составляющие. Авторы проанализированных мною работ отмечают различное их количество. Однако можно выделить некоторые базовые компоненты, на основе которых и строится ведение здоровогообраза жизни. К ним относятся: Рациональное питание, физическая активность, общая гигиена организма, режим дня, закаливание, отказ от вредных привычек.
Зачем людям нужно соблюдать здоровый образ жизни?
Всем нам хочется прожить долгую и счастливую жизнь. Чтобы этого добиться нужно иметь крепкое здоровье. Но если человек не задумывается, что и сколько он ест, а просто запихивает в себя всё подряд, в том числе немереными количествами алкоголь и воспринимает разговоры о вреде табакокурения, как очередную страшилку, то естественно о крепком здоровье не может быть и речи. Единственный способ достичь положительного результата- это начать, как можно раньше вести здоровый образ жизни. ЗОЖ — отличительная черта человеческой цивилизации. ЗОЖ помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности. В здоровом теле- здоровый дух. Это выражение мы не раз слышали и оно означает, что под понятием здоровый образ жизни понимается и здоровое тело и здоровая душа. В человеке всё должно быть гармонично и сбалансировано. Существует научно доказанный факт, что здоровый образ жизни позволяет людям жить до ста лет и более! А кто из нас не хочет прожить долгую и активную жизнь? Ну а если вы по какому-либо показателю не соответствуете, то это значит только одно, — вам есть куда стремиться и это непременно нужно делать! И для этого нужен здоровый образ жизни.
Какие существуют основные аспекты, правила здорового образа жизни?
Рациональное питание.Рациональное питание-важное слагаемое здорового образа жизни.
Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности к продлению жизни.
Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни, и в книгах, посвященных данному вопросу, он подвергается наиболее тщательному исследованию. Ведь несомненно то, что питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма. “Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно служит, предупреждая многие болезни, мощным профилактическим средством. Ежедневный рацион человека должен быть строго сбалансирован. Он должен “содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества. Впрочем, американские исследователи утверждают, что человеку “совсем необязательно питаться пищей животного происхождения — мясом, птицей, рыбой, яйцами имолочными продуктами.
для этого ему нужно быть разнообразным. В него должнывходить продукты самых разных групп: зерновые, стручковые плоды, продукты животного происхождения (нежирные), овощи и фрукты. Однако в рациональном питании выделяются определенные группы продуктов, употребление которых рекомендуется снизить или же совсем исключить.
Копчености.Эта группа продуктов содержит вредные для организма вещества-нитриты,которые, накапливаясь в пищеварительном тракте, могут образовывать соединения, обладающие канцерогенной активностью. Для выведения из организма вредных веществ нужно употреблять в пищу овощи и фрукты, а также кисломолочные продукты, оздоравливающие кишечник.
Молочные продукты с высоким содержанием жира.Жир,содержащийся в молочныхпродуктах, может значительно увеличить уровень холестерина в крови . Однако исключать их из рациона нельзя, так как в них содержится множество необходимых для организма веществ (например, молочные продукты являются главным источником кальция), поэтому следует пить (или есть) их в обезжиренном виде. Скрытые насыщенные жиры, содержащиеся в гидрогенизированных маслах и использующиеся при изготовлении множества продуктов чрезвычайно вредны для здоровья, так как они имеют такое же высокое насыщение, как, например, сливочное масло.
Соль.Следствием излишней соли в пище может стать повышенное артериальное давление.
Натрий, содержащийся в соли, необходим организму, но в ограниченных количествах.
Сахар.Основные следствия избыточного употребления сахара-это заболевания зубов (кариес), диабет и избыточный вес, который может привести к атеросклерозу. Сахар — это сплошные калории, которые не успевают расходоваться организмом, а потому сахар больше полнит, чем любая другая пища равной калорийности.
Белые сорта хлеба.При изготовлении белой муки при размоле зерна тратится до80%питательных веществ и ряд ценных витаминов, вследствие чего у человека снижается необходимость в белом хлебе. Помимо этого такие сорта хлеба чрезвычайно калорийны. Намного полезнее и дешевле хлеб из муки грубого помола.
Большое значение в организации рационального питания уделяется правильной обработке продуктов питания. Необходимо знать, что “некоторые виды тепловой обработки пищевых продуктов (жарение, запекании), особенно если она длительна и интенсивна, отрицательно сказываются на качестве готовых изделий. Одной из главных идей правильного питания является исключение или ограничение процессов жарения и пассерования. В результате таких воздействий в продукте происходят необратимыеизменения с белками, жирами, углеводами, аминокислотами, разрушаются витамины, пигменты, ценныедля организма активные вещества.
Важная характеристика рационального питания — это умеренность. Необходимо сознательно регулировать калорийность пищи, соблюдать энергетический баланс Также не следует делать больших перерывов между приемами пищи и поглощать ее в большом количестве. Сложность в переходе к правильному питанию скорее даже не собственно физиологическая, а психологическая. “Мы привыкли питаться так, как питаемся, а привычки, складывающиеся в течение всей жизни, сразу не изменить.
Физическая активность.Это второй базовый компонент здорового образа жизни.В жизниребенка двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение такой потребности — важнейшее условие его жизнедеятельности. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма . Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности детского организма, влияет на формирование психофизического статуса ребенка .Его сущность я изложу на основании исследований специалистов Станфордского университета. Американские ученые приводят массу доводов, которые могли бы убедить людей заниматься физическими упражнениями. Среди них: Физические упражнения — это удовольствие. Подходящий вид физических упражнений найдется для каждого. Через несколько месяцев вы так к ним привяжетесь, что уже ни за что не бросите. А через полгода: вы станете деятельнее, живее, почувствуете прилив сил, улучшится координация движений, лучше станет реакция, легче будет справляться с нервным напряжением и плохим настроением, уменьшится содержание жировых отложений, укрепятся костные ткани, улучшится кровообращение, у вас повысится работоспособность. Нельзя не согласиться с этими выводами, так как они многократно были подтверждены реальной практикой. Физические упражнения по праву входят в систему здорового образа жизни, так как без физической активности состояние человека значительно ухудшается, и не только физическое, но и психическое, снижаются интеллектуальные возможности человека. Для ведения здорового образа жизни, необходимы аэробные упражнения. “Аэробными называются такие упражнения, которые заставляют ритмично работать крупные группы мышц. Они не связаны непосредственно с физическими нагрузками, но они должны способствовать снабжению тканей кислородом и большему его потреблению. Любой
вид аэробных упражнений будет укреплять сердечно- сосудистую систему, если заниматься при нагрузках умеренной интенсивности по двадцать минут через день или хотя бы три раза в неделю. К числу аэробных упражнений относят ходьбу или походы, бег, бег на месте, плавание, коньки, подъем по ступенькам, греблю, катание на скейте, роликовых коньках, танцы, баскетбол, теннис. Как мы можем увидеть, практически все из этих упражнений нетребуют никаких специальных физических навыков. Все они выполняются в особой, интересной для занимающегося форме. Естественно, что это является дополнительным стимулом к занятиям физкультурой, а значит и к ведению полноценного здорового образа жизни.
Общая гигиена организма.Гигиена организма связана,прежде всего,с поддержаниемчистоты кожного покрова. Проблема чистоты кожного покрова весьма актуальна для человека, так как: “примерно 2,5 млн. потовых и сальных желез выделяют около 0,5 л пота и около 20г сала в сутки, в поверхностных слоях кожи идет непрерывное обновление клеток, на грязной коже могут иметься вредные для здоровья человека микроорганизмы. При загрязнении кожи засоряются выводные протоки потовых желез, и нарушается способность организма к терморегуляции. На грязной коже легко развиваются грибковые заболевания, лечение которых требует много времени.
Естественно, что все эти факты убеждают нас в необходимости поддержания чистоты тела. Полагаю, что будет излишним напоминать о средствах и способах содержания кожного покрова в чистоте.
Закаливание.Закаливание организма-это система мероприятий,направленная наповышение устойчивости организма к многообразным влияниям внешней среды. В его основе лежит формирование способности организма быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям метеорологических факторов. Это достаточно широкое понятие также входит в общую концепцию здорового образа жизни. Раньше под закаливанием понимали прежде всего или даже исключительно привыкание организма к холоду. Сейчас это понятие истолковывают более широко — закаливание означает “укрепление сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды, вызывающим состояние стресса, т.е. напряжение. К таким факторам относятся низкая и высокая температура воздуха, чрезмерно пониженная или повышенная влажность, резкие изменения атмосферного давления и т.д. Однако наиболее важным остается все же закаливание к чрезмерному охлаждению, а иногда и к перегреванию. “Под воздействием высоких или низких температур в организме человека происходят физиологические сдвиги. Благодаря закаливанию активизируется центральная нервная система, снижается возбудимость периферической нервной системы, усиливается деятельность желез внутренней секреции, растет активность клеточных ферментов. Неоднократное охлаждение тела повышает стойкость к холоду и позволяет в дальнейшем сохранять тепловое равновесие организма даже тогда, когда человек сильно замерз.
Способы закаливания против холода всем давно известны. Это воздух, вода и солнце в совокупности с физическими упражнениями. “Наилучшие результаты дает комплекс приемов, состоящий из конвекционного (воздушные и солнечные ванны) и кондукционного охлаждения (обтирание и обливание, ножные ванны, купание, чередующиеся водные процедуры). Эффект закаливания недолговечен, он длится только во время закаливания организма и недолго после
него, поэтому закаливание должно быть постоянным и последовательным, им следует заниматься ежедневно.
5Отказ от вредных привычек.Вредные привычки-распространённые действия,которые людиповторяют вновь и вновь, несмотря на то, что они не полезны или даже вредны. Вредные привычки могут иметь в себе элементы невроза. Привычка — это характерная форма поведения человека, которая в определённых условиях приобретает характер потребности. Если привычка оказывает негативное воздействие на организм человека, на его здоровье, разрушает его жизнь — это вредная привычка.Прежде всего необходимо отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий.
вредным привычкам прежде всего относят употребление алкоголя и табакокурение, причем в литературе курение представляется как более распространенная привычка, а следовательно и как большее зло для человека.
Курение-вид бытовой наркомании,заключающийся во вдыхании дыма препаратов,обычнорастительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях. Как правило, применяется для употребления наркотических препаратов (табак, гашиш, марихуана, опиум, крэк и т. п.) благодаря быстрому поступлению насыщенной психоактивными веществами крови в головной мозг.
Курение подвергает опасности многие жизненно важные органы. Курильщики рискуют получить легочные заболевания, а также подвергаются повышенной опасности ишемической болезни сердца и инсульта. “Сигареты ускоряют сужение артерий, уменьшают содержание кислорода в крови на целых 15%, а, следовательно, создают перегрузку всей сердечно- сосудистой системы. Не менее вреден для организма и алкоголь. У тех, кто злоупотребляет им, чаще встречается повышенное артериальное давление. Ну а то, что алкоголь разрушает печень, известно всем. Особенно прискорбен тот факт, что алкоголь и табак отрицательно влияют на врожденные характеристики детей и могут вызвать серьезные отклонения в их развитии. Для тех, кто хочет бросить пить и курить особое значение имеет здоровый образ жизни в целом. Регулярные физические упражнения, рациональное питание в большой степени способствуют преодолению вредных привычек.
Алкоголизм — наркотическая зависимость,характеризующаяся болезненным пристрастием купотреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов. При алкоголизме происходит деградация человека как личности.
повседневной жизни алкоголизмом также может называться простое влечение к употреблению алкогольных напитков, при котором притупляется способность распознавать негативные последствия употребления алкоголя.
Употребление алкоголя вызывает алкоголизм (что следует по определению), но это не означает, что любое использование алкоголя ведёт к алкоголизму. Развитие алкоголизма сильно зависит от объёма и частоты употребления алкоголя, а также индивидуальных факторов и особенностей организма. Некоторые люди подвержены большему риску развития алкоголизма ввиду специфичного социально-экономического окружения, эмоциональной и/или психической предрасположенности, а также наследственных причин.
Наркомания-это самый опасный недуг человечества.Наркотики парализуют и убивают психикучеловека, делают его безвольным. Причем привыкание к наркотикам происходит очень быстро. Человек становится рабом наркотиков и способен сделать все, чтобы получить нужную ему дозу.
первую очередь подвергается сильному воздействию центральная нервная система и психика человека, а затем и все остальные жизненно важные органы. Постепенно человек деградирует как личность . Установлено, что средняя продолжительность жизни наркомана составляет около 25лет . Особенно важно подчеркнуть, что наркомания трудноизлечима, а порой вообще не поддаётся даже высоко профессиональному специализированному лечению.
Причины наркомании по Е.Д. Марьясису и А.Г. Ахвердовой (1987):
гедонизм, то есть гипертрофированное желание получить удовольствие, невежество родителей и их детей, неумение или нежелание родителей, воспитателей организовать полноценный досуг молодых людей, отсутствие доверия, эмоциональных связей между детьми и их родителями.
игровые зависимости- Гемблинг (лудомания, игровая зависимость) — патологическая склонность к азартным играм. Заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, что приводит к их доминированию в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей. Некоторые исследователи также к азартным играм приравнивают торговлю на фондовом и валютном рынках.
Переедание—это и вариант жадности,который характеризуется тем,что человек берёт и не отдаётили отдаёт намного меньше, чем берёт. Переедание, обжорство — это и жалость к себе, когда едой компенсируются прочие вредные привычки: техномания, ониомания (шопоголизм), зависимость от телевизора (группа риска — подростки и пенсионеры), интернет-сёрфинг (зависимость от интернета и компьютера), ковыряние в носу или ринотиллексомания, грызть ногти, грызть карандаш или ручку. цыкать зубом, сплёвывать на пол, ковыряние в ушах, щелкать пальцами рук, жертва моды.
Режим труда и отдыха
Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме.
Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.
Организация сна:Сон-обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха.Длястудента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5-8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.
Могут ли родители научить детей вести здоровый образ жизни?
Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), мы тем самым условно выделяем два диаметрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.
Каждый человек хочет быть здоровым. Однако даже в ситуации болезни люди нередко ведут себя неадекватно своему состоянию, не говоря уж о том, что в случае отсутствия болезни они далеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические требования. Очевидно, причина несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительной повседневной реализацией человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто безусловно данное, как с собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита. Чем адекватнее отношение человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем.
Имеет смысл выделить два типа ориентации (отношений) к здоровью. Первый — в охране здоровья ориентирован, прежде всего на усилия самого человека, или условно «на себя». Второй преимущественно «вовне», когда усилиям человека отводится второстепенная роль. К первому типу относятся, в основном, лица с хорошей самооценкой здоровья; они являются преимущественно интериалами, которых характеризует склонность приписывать ответственность за результат своей деятельности собственным усилиям и способностям. Ко второму типу относятся лица преимущественно с плохой и удовлетворительной самооценкой здоровья, экстериалы, приписывающие ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам, Следовательно, характер заботы человека о здоровье связан с его личностными свойствами. Отсюда следует, что воспитание адекватного отношения к здоровью неразрывно связано с формированием личности в целом и предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленных воздействий на детей, в первую очередь родителей своим примером, своим образом жизни.
Заключение:
Итак, рассмотрев основные критерии здорового образа жизни, мы можем подвести некоторый итог нашим рассуждениям. Мы выяснили, что здоровый образ жизни — это совокупность профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваний, укрепление всех систем организма и улучшение общего самочувствия человека.
Ведение здорового образа жизни предполагает не хаотическое использование различных методик, но применение индивидуального, тщательно подобранного плана. План этот должен учитывать физиологические и психологические особенности конкретного человека, стремящегося улучшить свое состояние. Здоровый образ жизни не предполагает какую-то специальную физическую
подготовку, его принципы рассчитаны на использование их обычным человеком с целью поддержания работоспособности нормализации жизнедеятельности организма. И на формирование здорового образа жизни детей, школьников, в первую очередь, имеют активное влияние как сами родители, их поведение, их ведение здорового образа жизни, так и воспитание детей в духе здорового образа жизни.
Литература:
Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни). М.:Медицина, 1990.
Книга о здоровье: Сборник // Сост.: Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н. Лосева. Под. Ред.Ю.П.Лисицына. — М.: Медицина, 1988.
В.Михайлов, А.Палько. Выбираем здоровье! — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1987.
Приобщение детей к здоровому образу жизни в ДОУ, Доклад воспитателя
Оздоровительная работа в ДОУ > Оздоровление дошкольников
Березченко Светлана Алексеевна, воспитатель д/с №17 г. Алексеевка Белгородская область
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека — осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей планете: в лесу — куда мы ходим отдыхать; в реке — где мы плаваем; в городе — где мы живем. Мы должны заботиться о себе, о своем здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды.
Здоровье — одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач в образовательной деятельности, в играх, в спорте. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьсбережения.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:
Средства двигательной направленности:
- Физические упражнения;
- Физкультминутки;
- Эмоциональные разрядки;
- Гимнастика (оздоровительная после сна);
- Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
- Лечебная физкультура;
- Подвижные и спортивные игры;
- Массаж;
- Самомассаж;
- Психогимнастика.
Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры.
Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.
В группе имеется картотека стихов, сопровождающих упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т. д.
Для укрепления зрения мы используем следующие моменты: зрительные паузы , в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.
Массаж глаз — помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.
Тренировочные упражнения для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение.
- Зрительные ориентиры (пятна) — снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
- Красный — стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
- Оранжевый, желтый — соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
- Синий, голубой, зеленый — действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время образовательной деятельности, во время игр.
Часто используем минутки покоя:
— посидим в тишине с закрытыми глазами;
— ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
— помечтаем под эту прекрасную музыку.
Наряду с традиционными формами работы мы проводим с детьми самомассаж от простуды
Мы знаем, что закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизирует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Дети, проснувшись, проходят по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, шнуру, палочками, камушками (для профилактики и коррекции плоскостопия). Затем переступают из одного таза в другой, задерживаясь в каждом по 4-5 секунд. Каждый таз наполнен водой разной температуры, с разницей в 2-3 градуса, начиная с 40 градусов. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.
Наши дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.
Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:
- Регулярные прогулки на свежем воздухе;
- Экскурсии;
- Походы;
- Солнечные и воздушные ванны;
- Водные процедуры;
- Фитотерапия;
- Витаминотерапия;
- Закаливание.
Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов. И мы в своей работе с детьми стараешься как можно больше находиться на свежем воздухе.
Через экскурсии в лес прогулки, походы, игры на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье.
В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Естественные ароматы леса благотворно влияют на ребенка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о пользе деревьев. Рассуждаем с детьми: можно ли жечь мусор? Откуда появилась плохой воздух?
Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойство организма:
- Личная гигиена;
- Проветривание;
- Влажная уборка;
- Режим питания;
- Правильное мытье рук;
- Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
- Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
В образовательных деятельностях «Воздух и здоровье», «Правила поведения на воде» — даем понятия об использовании воды и воздуха человеком, учим правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своем здоровье.
В беседах «Для чего мы чистим зубы», «Гигиена приема пищи» — дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. Знакомим детей с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как можно лечиться этими растениями. Лекарственные растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся и животные и птицы.
Рассказываем детям о пользе комнатных растений, приучаем ухаживать за ними. Объясняем им, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения организуют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Дети узнали, какие растения дают оздоравливающий эффект — это: фикус, герань, хлорофитум.
Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка, родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу, брошюры.
Соответственно, для родителей оформляем в «Уголке здоровья» рекомендации, советы:
- предлагаем папки-передвижки;
- приглашаем в походы, на экскурсии;
- проводим анкетирования.
Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель — воспитывать здоровых детей.
Оздоровительная работа в ДОУ:
в детском саду | в ДОУ | | | | в детском саду
Перевод исследований о здоровом образе жизни детей: удовлетворение потребностей различных групп населения
1. Dryfoos JG. Распространенность проблемного поведения: последствия для программ. В: Weissberg RP, редактор. Укрепление детского здоровья. Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications; 1997. С. 17–46. [Google Scholar]
2. Центры по контролю и профилактике заболеваний. Отчеты WISQARS о ведущих причинах смерти, 1999–2004 гг. Сайт Национального центра профилактики и контроля травматизма. 2007. 10 июля [По состоянию на 2 декабря 2007 г.]. Доступно на http://webappa.cdc.gov/sasweb/ncipc/leadcaus10.html.
3. Огден С., Кэрролл М., Кертин Л. и соавт. Распространенность избыточного веса и ожирения в США, 1999–2004 гг. ДЖАМА. 2006;295(13):1549–1555. [PubMed] [Google Scholar]
4. Центры по контролю и профилактике заболеваний. Надзор за рискованным поведением молодежи – США, 2005 г. MMWR. 2006;55(SS5):23. [Google Scholar]
5. Бюро переписи населения США. Отдельные возрастные группы населения по расе и латиноамериканскому происхождению для Соединенных Штатов: 1 июля 2005 г. Пресс-релиз: треть населения страны составляет меньшинство (таблица 3) 2006 г. 10 мая [По состоянию на 2 декабря 2007 г.]. Доступно на http://www.census.gov/Press-Release/www/2006/nationalracetable3.pdf.
6. Бюро переписи населения США. Условия проживания детей в 2005 г. Профиль населения США: динамическая версия. 2007. Июль [По состоянию на 2 декабря 2007 г.]. Доступно на http://www. census.gov/population/pop-profile/dynamic/LivArrChildren.pdf.
7. ДеНавас-Уолт С., Проктор Б.Д., Смит Дж. Бюро переписи населения США, Текущие отчеты о населении. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США; 2007 г. Доход, бедность и медицинское страхование в США: 2006 г., стр. 60–233.
8. Национальные институты здоровья. Реинжиниринг клинического исследовательского предприятия: трансляционное исследование. Дорожная карта NIH для веб-сайта медицинских исследований. 2007. 18 сентября [По состоянию на 11 января 2008 г.]. Доступно на http://www.nihroadmap.nih.gov/clinicalresearch/overview-translational.asp.
9. Здоровые люди, 2010 г. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США; 2000. Министерство здравоохранения и социальных служб США.
10. Виллани С. Влияние СМИ на детей и подростков: 10-летний обзор исследования. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2001;40(4):392–401. [PubMed] [Google Scholar]
11. Polce-Lynch M, Myers BJ, Kliewer W, et al. Подростковая самооценка и пол: изучение отношения к сексуальным домогательствам, образу тела, влиянию СМИ и эмоциональному выражению. J Молодежь Подросток. 2001;30(2):225–244. [Google Scholar]
12. Комитет народного образования. Сексуальность, контрацепция и СМИ. Педиатрия. 2001;107(1):191–194. [PubMed] [Google Scholar]
13. Гербнер Г. Смешанные сообщения: телевидение и общественное восприятие медицины. Представлено: Американская медицинская ассоциация; Лос Анджелес, Калифорния. 1987. Feb, [Google Scholar]
14. Dietz WH. Роль образа жизни в здоровье: эпидемиология и последствия гиподинамии. Proc Nutr Soc. 1996;55(3):829–840. [PubMed] [Google Scholar]
15. Dietz WH, Gortmaker SL. Откармливаем ли мы наших детей у телевизора? Ожирение и телесмотрение у детей и подростков. Педиатрия. 1985; 75 (5): 807–812. [PubMed] [Google Scholar]
16. Ekelund U, Brage S, Froberg K, et al. Просмотр телевизора и физическая активность независимо связаны с метаболическим риском у детей: Европейское исследование сердца молодежи. ПЛОС Мед. 2006;3(12):2449–2457. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
17. Must A, Bandini LG, Tybor DJ, et al. Активность, бездействие и время, проводимое перед экраном, в зависимости от веса и полноты у девочек в подростковом возрасте. Ожирение. 2007; 15 (7): 1774–1781. [PubMed] [Google Scholar]
18. Робинсон Т.Н. Сокращение просмотра детьми телевизора для предотвращения ожирения: рандомизированное контролируемое исследование. ДЖАМА. 1999;282(16):1561–1567. [PubMed] [Google Scholar]
19. te Velde SJ, De Bourdeaudhuij I, Thorsdottir I, et al. Модели малоподвижного образа жизни и поведения, связанного с физическими упражнениями, и ассоциации с избыточным весом в 9– 4-летние мальчики и девочки – перекрестное исследование. Общественное здравоохранение BMC. 2007; 7:16. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
20. Дэвисон К.К., Маршалл С.Дж., Берч Л.Л. Поперечные и продольные связи между просмотром телевизора и индексом массы тела девочек, статусом избыточного веса и процентным содержанием жира в организме. J Педиатр. 2006; 149:32–37. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
21. Epstein LH, Paluch RA, Gordy CC, et al. Снижение малоподвижного образа жизни при лечении ожирения у детей. Arch Pediatr Adolesc Med. 2000;154(3):220–226. [PubMed] [Академия Google]
22. Ford BS, McDonald TE, Owens AS, et al. Вмешательства первичной медико-санитарной помощи по сокращению просмотра телевизора афроамериканскими детьми. Am J Prev Med. 2002;22(2):106–109. [PubMed] [Google Scholar]
23. Lumeng JC, Appuglies D, Cabral HJ, et al. Безопасность соседей и статус избыточного веса у детей. Arch Pediatr Adolesc Med. 2006;160(1):25–31. [PubMed] [Google Scholar]
24. Salmon J, Ball K, Crawford D, et al. Снижение малоподвижного образа жизни и повышение физической активности среди 10-летних детей: обзор и оценка процесса вмешательства «CSwitch-Play». Health Promot Int. 2005;20(1):7–17. [PubMed] [Академия Google]
25. Treuth M, Hou N, Young D, et al. Акселерометрическая активность или малоподвижный образ жизни и избыточный вес у сельских мальчиков и девочек. Обес Рез. 2005;13(9):1606–1614. [PubMed] [Google Scholar]
26. Винер Р., Коул Т. Просмотр телевизора в раннем детстве предсказывает индекс массы тела взрослого человека. J Педиатр. 2005; 147:429–435. [PubMed] [Google Scholar]
27. Wiecha JL, Peterson KE, Ludwig DS, et al. Когда дети едят то, что смотрят. Arch Pediatr Adolesc Med. 2006;160(4):436–442. [PubMed] [Академия Google]
28. Motl R, Dishman R, Saunders R, et al. Восприятие переменных физической и социальной среды и самоэффективности как коррелятов самооценки физической активности среди девочек-подростков. J Pediatr Psychol. 2007;32(1):6–12. [PubMed] [Google Scholar]
29. Американская ассоциация диетологов. Индивидуальные, семейные, школьные и общинные вмешательства при избыточном весе у детей. J Am Diet Assoc. 2006; 106: 925–945. [PubMed] [Google Scholar]
30. Кирк С., Скотт Б.Дж., Дэниелс С.Р. Эпидемия детского ожирения: варианты лечения. J Am Diet Assoc. 2005; 105:S44–S51. [PubMed] [Академия Google]
31. Peterson L, Bartelstone J, Kern T, et al. Социализация родителей детского травматизма: описание и некоторые исходные параметры. Детский Дев. 1995; 66: 224–235. [PubMed] [Google Scholar]
32. Тинсли Б.Дж. Множественное влияние на приобретение и социализацию отношения и поведения детей к здоровью: интегративный обзор. Детский Дев. 1992;63(5):1043–1069. [PubMed] [Google Scholar]
33. Sharrer VW, Ryan-Wenger NM. Лонгитюдное исследование возрастных и гендерных различий стрессоров и стратегий преодоления у детей школьного возраста. J Педиатр Здравоохранение. 1995;9(3):123–130. [PubMed] [Google Scholar]
34. Kennedy CM, Strzempko F, Danford C, et al. Восприятие детьми телевидения и влияние поведения на здоровье. Стипендия J Nurs. 2002;34(3):289–294. [PubMed] [Google Scholar]
35. Gentile DA, Walsh DA. MediaQuotient®: Национальное исследование привычек, знаний и отношения семей к средствам массовой информации. Миннеаполис, Миннесота: Национальный институт СМИ и семьи; 1999.
36. Джейсон Л.А. Самоконтроль в снижении детского чрезмерного телевизионного контроля. Психолог Репутация 1983;53(3 П. 2): 1280. [PubMed] [Google Scholar]
37. Джейсон Л.А., Руни-Ребек П. Сокращение чрезмерного просмотра телевизора. Детская и семейная поведенческая терапия. 1984;6(2):61–69. [Google Scholar]
38. Джейсон Л.А. Использование таймера, активируемого жетоном, для уменьшения количества просмотров телевизора. J Appl ведет себя анально. 1985;18(3):269–272. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
39. Джейсон Л.А., Джонсон С.З., Юрс А. Сокращение просмотра детского телевидения с помощью недорогой блокировки. Детская и семейная поведенческая терапия. 1993;15(3):45–54. [Google Scholar]
40. Джейсон Л.А., Джонсон С.З. Сокращение чрезмерного просмотра телевизора при увеличении физической активности. Детская и семейная поведенческая терапия. 1995;17(2):35–45. [Google Scholar]
41. Сингер Д.Г., Сингер Дж.Л., Цукерман Д.М. Обучение телевидению: как использовать телевидение на благо вашего ребенка. Нью-Йорк: Dial Press; 1981. [Google Scholar]
42. Дорр А., Грейвс С.Б., Фелпс Э. Телевизионная грамотность для детей младшего возраста. Дж коммун. Лето 1980 г .: 71–83. [Академия Google]
43. Дорр А., Коварич П., Даблдей К. Совместный просмотр телевидения родителями и детьми. Журнал радиовещания и электронных СМИ. 1989;33(1):35–51. [Google Scholar]
44. Дорр А., Рабин Б.Е. Родители, дети и телевидение. В: Борнштейн М.Х., редактор. Справочник по воспитанию детей, Vol. 4: прикладное и практическое воспитание. Хиллсдейл, Нью-Джерси, Англия: Lawrence Erlbaum Associates, Inc.; 1995. С. 323–351. [Google Scholar]
45. Деци Э.Л. Психология самоопределения. Лексингтон, Массачусетс: Lexington Books; 1980. [Google Scholar]
46. Cox CL, Miller EH, Mull CS. Мотивация поведения в отношении здоровья: измерение, предпосылки и корреляты. ANS Adv Nurs Sci. 1987 г., июль; 9 (4): 1–15. [PubMed] [Google Scholar]
47. Riesch SK, Tosi CB, Thurston CA. Доступ к подросткам и их семьям для проведения исследований. Стипендия J Nurs. 1999;31(4):323–326. [PubMed] [Google Scholar]
48. Shure MB. Я могу решать проблемы (ICPS): межличностная когнитивная программа решения проблем для детей. Лечение в стационаре для детей и молодежи. Специальный выпуск: Инновационные вмешательства в области психического здоровья детей: программы, которые работают. 2001;18(3):3–14. [Академия Google]
49. Robinson TN, Saphir MN, Kraemer HC, et al. Влияние сокращения просмотра телевизора на запросы детей об игрушках: рандомизированное контролируемое исследование. Джей Дев Бехав Педиатр. 2001;22(3):179–184. [PubMed] [Google Scholar]
50. Strong WB, Malina RM, Blimkie CJ, et al. Доказательная физическая активность для школьников. J Педиатр. 2005; 146: 732–737. [PubMed] [Google Scholar]
51. Глобальная стратегия в отношении диеты, физической активности и здоровья. Женева, Швейцария: ВОЗ; 2004. Всемирная организация здравоохранения.
52. Айзенберг М.Е., Ноймарк-Штайнер Д., Стори М. Ассоциации поддразнивания на основе веса и эмоционального благополучия среди подростков. Arch Pediatr Adolesc Med. 2003; 157: 733–738. [PubMed] [Google Scholar]
53. Eisenberg ME, Neumark-Sztainer D, Haines J, et al. Поддразнивание веса и эмоциональное благополучие у подростков: продольные результаты проекта EAT. Дж Адолеск Здоровье. 2006; 38: 675–683. [PubMed] [Google Scholar]
54. Хескет К., Уэйк М., Уотерс Э. Индекс массы тела и самооценка, о которой сообщают родители, у детей начальной школы: доказательства причинно-следственной связи. Дж. Обес. 2004; 28:1233–1237. [PubMed] [Академия Google]
55. Werrij MQ, Mulkens S, Hospers HJ, et al. Избыточный вес и ожирение: значение депрессивного настроения. Пациент Educ Couns. 2006; 62: 126–131. [PubMed] [Google Scholar]
56. Friedlander SL, Larkin EK, Rosen CL, et al. Снижение качества жизни, связанное с ожирением у детей школьного возраста. Arch Pediatr Adolesc Med. 2003; 157:1206–1211. [PubMed] [Google Scholar]
57. Dishman RK, Hales DP, Pfeiffer KA, et al. Физическая самооценка и самооценка опосредуют взаимосвязь физической активности и занятий спортом с симптомами депрессии у девочек-подростков. Психология здоровья. 2006;25(3):396–407. [PubMed] [Google Scholar]
58. Родригес Д., Одрейн-Макговерн Дж. Физическая активность, глобальная физическая самооценка и курение подростков. Энн Бехав Мед. 2005;30(3):251–259. [PubMed] [Google Scholar]
59. Совет по спортивной медицине и фитнесу и Совет по школьному здоровью. Активный здоровый образ жизни: профилактика детского ожирения за счет повышения физической активности. Педиатрия. 2006; 117(5):1834–1842. [PubMed] [Google Scholar]
60. Национальная ассоциация практикующих детских медсестер. Клиническое практическое руководство по здоровому питанию и совместной активности (HEAT SM): выявление и предотвращение избыточного веса в детстве. Черри-Хилл, Нью-Джерси: NAPNAP; 2006. [Google Академия]
61. Turbett P. Заявление о позиции по упражнениям и физической активности. J Педиатр Нурс. 2006;21(1):80–83. [PubMed] [Google Scholar]
62. Estabrooks PA, Glasgow RE. Претворение эффективных вмешательств в области физической активности в клинике в практику. Am J Prev Med. 2006; 31: С45–С56. [PubMed] [Google Scholar]
63. Shaw K, O’Rourke P, Del Mar C, et al. Психологические вмешательства при избыточном весе или ожирении. Кокрановская база данных Syst Rev. 2005 Apr;18(2):CD003818. [PubMed] [Академия Google]
64. Маркланд Д., Райан Р.М., Тобин В.Дж. и соавт. Мотивационное интервьюирование и теория самоопределения. J Soc Clin Psychol. 2005;24(6):811–831. [Google Scholar]
65. Мацумото Х., Такенака К. Мотивационные профили и этапы изменения поведения при выполнении упражнений. Международный журнал спорта и здравоохранения. 2004; 2:89–96. [Google Scholar]
66. Райан Р.М., Деси Э.Л. Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию. Я психол. 2000;55(1):68–78. [PubMed] [Академия Google]
67. Ванстенкисте М., Шелдон К.М. Нет ничего более практичного, чем хорошая теория: объединение мотивационного интервьюирования и теории самоопределения. Br J Clin Psychol. 2006; 45:63–82. [PubMed] [Google Scholar]
68. Britt E, Hudson SM, Blampied NM. Мотивационное интервьюирование в медицинских учреждениях: обзор. Пациент Educ Couns. 2004; 53: 147–155. [PubMed] [Google Scholar]
69. Galuska DA, Will JC, Serdula MK, et al. Медицинские работники советуют пациентам с ожирением похудеть? ДЖАМА. 1999;282(16):1576–1578. [PubMed] [Google Scholar]
70. О’Брайен С.Х., Голубков Р., Рейс Э.К. Выявление, оценка и лечение ожирения в академическом центре первичной медико-санитарной помощи. Педиатрия. 2004; 114: 154–159. [PubMed] [Google Scholar]
71. Wee CC, McCarthy EP, Davis RB, et al. Консультация врача по поводу физических упражнений. ДЖАМА. 1999;282(16):1583–1588. [PubMed] [Google Scholar]
72. Barlow SE, Dietz WH. Ведение детского и подросткового ожирения: резюме и рекомендации, основанные на отчетах педиатров, практикующих педиатрических медсестер и зарегистрированных диетологов. Педиатрия. 2002; 110: 236–238. [PubMed] [Академия Google]
73. Cheng TL, DeWitt TG, Savageau JA, et al. Детерминанты консультирования в педиатрической практике первичного звена. Arch Pediatr Adolesc Med. 1999; 153: 629–635. [PubMed] [Google Scholar]
74. Larsen L, Mandleco B, Williams M, et al. Детское ожирение: практика профилактики практикующих медицинских сестер. Практика медсестер J Am Acad. 2006; 18:70–79. [PubMed] [Google Scholar]
75. Perrin EM, Flower KB, Garrett J, et al. Профилактика и лечение ожирения: самоэффективность педиатров, барьеры, ресурсы и защита интересов. Амбул Педиатр. 2005; 5: 150–156. [PubMed] [Академия Google]
76. Пинто Б.М., Гольдштейн М.Г., Маркус Б.Х. Консультации по вопросам деятельности врачей первичного звена. Пред. мед. 1998; 27: 506–513. [PubMed] [Google Scholar]
77. Story MT, Neumark-Stzainer DR, Sherwood NE, et al. Управление детским и подростковым ожирением: отношение, барьеры, навыки и потребности в обучении медицинских работников. Педиатрия. 2002; 110:210–214. [PubMed] [Google Scholar]
78. Wee CC. Консультирование по вопросам физической активности в первичной медико-санитарной помощи: проблема изменения поведения. ДЖАМА. 2001; 286(6):717–719.. [PubMed] [Google Scholar]
79. Borra ST, Kelly L, Shirreffs MB, et al. Разработка сообщений о здоровье: качественные исследования с детьми, родителями и учителями помогают определить возможности коммуникации для здорового образа жизни и профилактики ожирения. J Am Diet Assoc. 2003;103(6):721–728. [PubMed] [Google Scholar]
80. Коннер Дж. М. Центр детского здоровья. Физическая активность и хорошее самочувствие. В: Борнстейн М.Х., Дэвидсон Л., Киз КЛМ, Мур К.А., редакторы. Благополучие: позитивное развитие на протяжении всей жизни. Махвей, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates; 2003. [Google Академия]
81. Fogelholm M, Nuutinen O, Pasanen M, et al. Родительско-детская взаимосвязь моделей физической активности и ожирения. J Obes Relat Metab Disord. 1999;23(12):1262–1268. [PubMed] [Google Scholar]
82. Моаг-Стальберг А., Майлз А., Марчелло М. Что дети говорят, что они делают, и что родители думают о своих детях: исследование семейного питания и физической активности ADAF/Knowledge Networks 2003 года. J Am Diet Assoc. 2003;103(11):1541–1546. [PubMed] [Google Scholar]
83. Klesges RC, Malott JM, Boschee PF, et al. Влияние родителей на потребление пищи, физическую активность и относительный вес детей. J Ешьте расстройство. 1986;5(2):335–346. [Google Scholar]
84. McGuire MT, Hannan PJ, Neumark-Sztainer D, et al. Родительские корреляты физической активности в расово/этнически разнообразной выборке подростков. Дж Адолеск Здоровье. 2002;30(4):253–261. [PubMed] [Google Scholar]
85. O’Loughlin J, Paradis G, Kishchuk N, et al. Распространенность и корреляты поведения в отношении физической активности среди младших школьников в многоэтнических районах с низким доходом в центре города в Монреале, Канада. Энн Эпидемиол. 1999 г.;9(7):397–407. [PubMed] [Google Scholar]
86. Young-Hyman D, Herman LJ, Scott DL, et al. Восприятие опекунами риска для здоровья детей, связанного с ожирением: исследование афроамериканских семей. Обес Рез. 2000;8(3):241–248. [PubMed] [Google Scholar]
87. Миллер В.Р., Роллник С. Мотивационное интервьюирование: подготовка людей к изменениям. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 2002. с. 25. [Google Scholar]
88. Эриксон С.Дж., Герстл М., Фельдштейн С.В. Краткие интервенции и мотивационные интервью с детьми, подростками и их родителями в педиатрических учреждениях здравоохранения. Arch Pediatr Adolesc Med. 2005;159: 1173–1180. [PubMed] [Google Scholar]
89. Sindelar HA, Abrantes AM, Hart C, et al. Мотивационное интервьюирование в педиатрической практике. Текущая проблема в педиатрическом подростковом здравоохранении. 2004; 34: 322–339. [PubMed] [Google Scholar]
90. Scales R, Miller JH. Мотивационные методы для улучшения соблюдения программы упражнений: навыки для клиницистов первичной медико-санитарной помощи. Curr Sports Med Rep. 2003;2(3):166–172. [PubMed] [Google Scholar]
91. Velicer WF, Hughes SL, Fava JL, et al. Эмпирическая типология субъектов на стадии изменения. Поведение наркомана. 1995;20:299–320. [PubMed] [Google Scholar]
92. Tulloch H, Fortier M, Hogg W. Консультирование по физической активности в первичной медико-санитарной помощи: кто имеет и кого следует консультировать? Пациент Educ Couns. 2006;64(1–3):6–20. [PubMed] [Google Scholar]
93. Американская академия педиатрии. Информационный бюллетень по кодированию ожирения и связанных с ним сопутствующих заболеваний для педиатров первичного звена. Сайт Американской академии педиатрии. 2005. Июль [По состоянию на 13 июля 2006 г.]. Доступно на http://www.aap.org/obesity/Obesity%20CodingFactSheetAugust07.pdf.
94. Fortier M, Hons WH. Резюме проекта. Сайт проекта PAC. 2006. 24 февраля [По состоянию на 18 июля 2006 г.]. Доступно по адресу http://www.health.uottawa.ca/pac/index.php?page=accueil&slang=an.
Основанные на фактических данных рекомендации и передовой опыт по пропаганде здорового питания у детей в возрасте от 2 до 8 лет
Имеются диетические рекомендации о том, чем кормить детей в возрасте от 2 до 8 лет для оптимального здоровья, но относительно мало указаний о том, как кормить таких детей . Из-за несоответствия между рекомендуемым и фактическим рационом питания детей младшего возраста существует очевидная необходимость в таком руководстве. Чтобы восполнить этот пробел, организация Healthy Eating Research созвала национальную группу экспертов для разработки основанных на фактических данных передовых методов и рекомендаций по пропаганде здорового питания и моделей питания среди детей в возрасте от 2 до 8 лет.
В отчете представлено более 30 рекомендаций для родителей и опекунов. Рекомендации отражают доказательства того, что автономия, структура и повторение являются ключом к тому, чтобы помочь маленьким детям выработать здоровые привычки питания.
Технический отчет
В этом отчете представлены основанные на фактических данных рекомендации по формированию здорового пищевого поведения у детей в возрасте от 2 до 8 лет. Рекомендации отражают консенсус экспертов в отношении современных научных знаний в двух широких областях: (1) содействие принятию здоровой пищи; и (2) стимулирование здорового аппетита и роста. Технический отчет содержит полный обзор фактических данных и методологии, использованной для разработки рекомендаций.
Резюме
В этом кратком изложении представлены фактические данные, рассмотренные при разработке рекомендаций, представлены рекомендации по содействию принятию здоровой пищи и аппетита для поддержания здорового роста и веса у детей в возрасте от 2 до 8 лет, а также ключевая информация, которая может быть полезна специалистам в области здравоохранения и ухода за детьми, работающим с семьями детей в возрасте от 2 до 8 лет.
Советы для семей
Ознакомьтесь с нашим набором материалов для родителей и опекунов, включая памятки, графики, видео и ответы на общие проблемы с кормлением и приемом пищи.
март 2023 г.
Программа питания для детей и взрослых и здоровье детей раннего возраста: систематический обзор
Цель этого обзора состояла в том, чтобы обобщить данные о влиянии CACFP на качество питания детей, весовой статус, отсутствие пищевой безопасности и когнитивные разработка.