Iq от чего зависит: Уровни IQ и их расшифровка

Содержание

От чего зависит интеллект — журнал expertology

Обновлено: 08.11.2022 15:59:14

Эксперт: Лочуков Денис Александрович

От чего же зависит этот самый интеллект? Что вообще он из себя представляет, каким способом его измерить и что это дает? Итак, интеллект — это от латинского intellectus, что можно перевести как восприятие, уразумение, рассудительность, понимание.

Ещё его можно назвать коротким, русским словом – ум. Он в свою очередь представляет собой такое качество человеческой психики, которое позволяет осознать возникающие ситуации, иметь возможность обучаться и запоминать ряд вещей и явлений на основе полученного опыта, умение понять абстрактные умозаключения с их применением, а также применять полученные знания с целью изменения окружающей реальности. Достаточно пространное, но не охватывающая всего того значения, которые люди вкладывают в это понятие, пояснение. Теперь обо всем поподробней.

Зависимость интеллекта от показателя IQ

Широко распространённое сейчас понятие IQ принято ассоциировать с уровнем интеллекта человека. Насколько это оправдано? Можно иметь очень высокий уровень IQ, но совершенно не реализовать себя в жизни. В то же время сплошь и рядом присутствуют примеры, когда обладатель среднего потенциала исходя из тестов на определение уровня IQ, достаточно успешно развивается в выбранной им сфере деятельности.

Что же вообще представляет собой этот IQ. С легкой руки разработчиков этого теста ему присвоили категорию определяющую уровень интеллекта. Отталкиваясь от рассмотрения некоторого набора способностей у испытуемого, выявляемых и измеряемых посредством специального теста.

При этом техник и методов на настоящий момент достаточно много. За «классику» принято считать тесты Айзенка и Векслера которые известны уже ни одно десятилетие. Однако в психологии, как в научной, так и в практической они не имеют общепринятого признания показателя интеллектуальных способностей человека.

Все тесты для определения IQ имеют стандартное построение и состоят из серии задач, заданий или вопросов при выполнении которых испытуемый должен на них сосредоточиться, опираясь на опыт и память сопоставить известные из них данные и вывести закономерности. Чем больше было решено правильно задач, тем выше выводится уровень IQ. На решение теста отводится определенное время.

Практика жизни показывает, что существует как бы два вида уровня интеллекта и тот уровень который определяется через решение теста IQ отнюдь не доминирует в жизни индивида. Это как бы потенциальная возможность реализовать ресурсы, имеющиеся в мозге исследуемого. Однако если среда в которой будет осуществлять свою деятельность человек с высоким IQ по какой-то причине будет ему некомфортна, этот показатель так и останется цифрой, выведенной по результатам проведённого теста и никак не отразится на будущем росте и развитии человека как самодостаточной личности.

Гораздо более важным в жизни человека является так называемый практический интеллект. Вот о нем то и стоит рассказать в дальнейшем повествовании.

«Зефирный» тест

Эта неординарная методика была разработана в конце 60-х годов в Стэнфордском университете, а её автор был профессор Уолтер Мишел, который первым провел зефирный эксперимент с детьми.

Экспериментатор приводит ребенка в возрасте от 3 до 5 лет в комнату, где на столе лежит аппетитная на вид зефирка и ставит перед ним условие, — если он дождется его возвращения, то получит вторую зефирку. Если же съест раньше возвращения экспериментатора, то больше ничего не получит. После чего экспериментатор уходит и проводит наблюдение за дитем через расположенное в комнате зеркало – стекло.

Дети при этом проявляют чудеса изобретательности, чтобы преодолеть соблазн съесть зефирку. Некоторые прячут от глаз подальше саму зефирку, а после сами укрываются кто где, — под столом, за спинкой кресла, просто в углу, чтобы не смотреть на неё.

Другие ребятишки наоборот пристально смотрят на объект своего «вожделения». Сжимая кулачки и заламывая руки при этом что-то бормоча себе под нос. Иные начинают петь или насвистывать песни и мотивы, чтобы отвлечь свое внимание от сладости. Короче говоря, — кто во что горазд!

На нейрофизиологическом уровне происходит жесткий конфликт. Между подкоркой головного мозга, которая отвечает за «страстные» позывы мышления к немедленному удовлетворению человеком его желания. С «хладнокровной» и расчетливой корой головного мозга, которая предназначена для контроля импульсов, поступающих в отделы мозга отвечающие за принятие решения.

При этом мозг ребенка, который участвует в эксперименте Мишела, совсем не занимается торможением возникающего в нем влечения, как это может показаться. Он, напротив, повышает свою активность, в это время в мозгу создаются всё новые и новые участки дополнительного возбуждения. Этот конфликт интересов приводит к сосредоточению дополнительного напряжения в лобных долях головного мозга.

Именно лобные доли головного мозга отвечают за то, чтобы не были реализованы спонтанные желания подкорки, что может в итоге принести большую прибыль. Таким образом, чем больше конкурирующих между собой зон мозга способен активировать ребенок, тем выше шанс реализации им своих долгосрочных планов путем сдерживания сиюминутных порывов.

Ребенок не просто «зависает» в режиме ожидания. Ему приходится обдуманно и настойчиво искать аргументы в пользу того, что получение удвоенной награды – это хорошо, подогревать в себе это желание, находится в ожидании получения «приза» и т.п. Именно такая работа, проделываемая на уровне интеллекта и такое мышление, позволяет человеку стать максимально эффективным.

Эксперимент безусловно необычный и деток можно было бы пожалеть, но результаты его крайне важны. Наблюдения велись за всей группой детей, принявших участие в эксперименте, а их было 32.

Когда эти дети выросли, то те из них, кто смог контролировать своё влечение и ожидать получение второй зефирки больше двадцати минут показали настоящую успешность в своей взрослой жизни. Проявленная при эксперименте большая стойкость в дальнейшем вылилась в поступление этих детей в университеты. Они достигли видимых успехов и после их окончания, а также они показали большую устойчивость в подверженности различным родам зависимостей, вредным привычкам. Кроме того, эти люди проявляли большую стрессоустойчивость.

Результаты детей, съевших зефирку раньше, оказались намного ниже. В обучении они были посредственны, итоговые экзамены сдавали слабо. Не мало из них приобрели вредные привычки, имели склонность к депрессиям и с трудом справлялись со стрессовыми ситуациями.

Многие эксперты долгое время считали, что этот тест самый точный в долгосрочном прогнозировании интеллектуальных возможностей человека. Позже тест был подвергнут проверке уже на 900 испытуемых, из-за увеличения количества участников эксперимента, разница в их дальнейшей жизни не была столь явной. Некоторым психологам это позволило заявлять об опровержении результатов первого исследования, но споры не прекращаются и по сей день.

Если малыш просто не любит зефир или не готов к тому, чтобы отложить для себя желание получить удовольствие здесь и немедленно – это еще не повод для расстройства.

Ситуации, которые складываются в жизни каждого человека уникальны и судьба непредсказуема. Главное – это любовь к ребенку, но повод для усиления воспитательной и педагогической работы с ним этот эксперимент может дать.

Тесты креативности Элиса Торренса

В том же прошлом веке, тех же счастливых для науки 60-х годах, другой исследователь Элис Торренс разработал «Тесты креативности», названые сейчас его именем. Сами тесты просты, как и все гениальное. Вот описание одного из них. Вниманию ребенка предлагается несколько геометрических фигур. К которым он должен дорисовать всё, что посчитает нужным, для того, чтобы придать геометрической фигуре какой-то смысл. При этом изображение на картинках может стать интересным, а, следовательно – креативным, а может получиться простеньким и посредственным.

Уровень креативности определяется по тому, насколько полученная в результате творчества ребенка картинка оригинальна и какой у ней уровень сложности. Выглядит этот тест так:

Может показаться, что в этом тесте нет ничего выдающегося. Однако многочисленные исследования, проведенные экспертами многих стран, доказали, что эта несложная методика позволяет прогнозировать достижения человека в будущем, значительно лучше пресловутых IQ – тестов и не только их, но и результатов выпускных экзаменов в школе, а также мнения о человеке в среде его сверстников. Это ещё один тест с высокой предсказательной силой возможности интеллекта ребенка.

Влияние «цифровой среды» на уровень интеллекта

В продолжении затронутой темы теста Торренса нельзя не затронуть современную картину состояния интеллекта у подрастающего поколения.

В этот раз ученый из Южной Кореи Кюнг Хи Ким проделал огромную исследовательскую работу и проанализировал триста тысяч тестов Торренса пройдённых с детьми с момента его создания, до наших дней, охватив полсотни лет жизни человечества.

Исследование показало крайне интересную тенденцию, с 60-х годов и вплоть до 1984 года шел неуклонный рост креативности мышления у детей из года в год показывая всё лучшие и лучшие результаты. В 1984 году наступает некоторое плато и показатели креативности у детей перестают расти, так продолжается до 1990 года после чего наступает неуклонный спад показателей творческого мышления у исследуемых детей, который и продолжается в наше время.

От чего зависит развитие интеллектуальных возможностей у ребенка в наши дни? Оказывается, все просто и сложно одновременно. Период начала спада показателей креативности совпал с вхождением в новую «информационную эпоху» человечества и легкодоступная, не требующая осмысления и фантазии информация обрушилась на подрастающее поколение с «голубых экранов», а появление интернета и всевозможных гаджетов сделало этот процесс лавинообразным.

Из этого следует, что сейчас уровень развития интеллекта у ребенка во многом будет зависеть от того соблюдается ли им «цифровая диета» и какими педагогическими практиками будут пользоваться родители ребенка при его воспитании. В случае если всё будет основано на рафинированной и обезличенной информации, облечённой в цифровые образы ни о каком интеллектуальном развитии у такого ребенка речи быть не может.

Для полноценного развития интеллекта родителям следует минимизировать время, отведенное «экранному информированию» и сделать упор на образовании, связанном с получением реального жизненного опыта, дополнительных занятий творчеством, спортом и другими практиками в «реале».

Статья составлена на основании книг: А. Курпатова «Чертоги разума. Убей в себе идиота», «Счастливый ребенок. Универсальные правила» и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК.



Оцените статью
 

Всего голосов: 0, рейтинг: 0

Что такое IQ и как его проверить?

Добавлено: 20 марта 2023 в 17:59

Содержание

Айкью (IQ) — это интеллектуальный квотиент, числовое значение, которое используется для описания интеллектуальных способностей человека. Он рассчитывается путем сравнения результатов определенных тестов, которые измеряют различные типы интеллектуальных навыков, среди которых:

  1. Логическое мышление — способность мыслить абстрактно и находить логические связи и выводы;
  2. Пространственное мышление — способность мыслить в трех измерениях, анализировать и воссоздавать пространственные отношения;
  3. Кинестетическое мышление — способность к координации движений, умению понимать и запоминать последовательности действий;
  4. Речевые способности — способность дать точное определение словам, умение грамотно и логично выражать свои мысли.

Коэффициент интеллекта (IQ) был предложен немецким психологом Уильямом Штерном введением понятия «метрическая шкала умственного развития» в начале 20 века. Эта концепция основывалась на теории общей интеллектуальной способности, которая была разработана другим немецким психологом, Эммой Гесманн-Гондалдом в 1890 году.

Штерн разработал методику измерения уровня интеллекта, основываясь на наблюдениях за тем, как дети решают задачи разной сложности. Он предложил сравнить IQ ребенка с возрастом, с которым он успешно справляется со сложными задачами на уровне среднестатистического ребенка.

Методики измерения IQ продолжали развиваться в США, где в 1916 году стало применяться массовое тестирование для выявления потенциальных военнослужащих с высоким интеллектом.

Дальнейшее развитие тестов для измерения IQ было связано с именами Льюиса Термана и Дэвида Вэкслера. Вэкслер, психолог компании Годдард Тестинг Сервис, создал нормированную шкалу для измерения IQ, измерив уровень интеллекта каждого испытуемого в соответствии с их возрастом, и использовал ее для создания первой массовой тестовой системы.

Уровень айкью у знаменитостей

У кого был самый высокий IQ в истории?

Самый высокий известный коэффициент интеллекта принадлежит многократно признанному гению – Альберту Эйнштейну. Сколько было айкью у Эйнштейна доподлинно неизвестно, но эксперты оценивают его в диапазоне от 160 до 190 баллов.

Какой IQ считается хорошим

IQ считается хорошим, когда его уровень превышает 120 пунктов и выше. Этот показатель свидетельствует о высоком уровне интеллекта и способности думать логически, решать сложные задачи и быстро усваивать новые знания.

Средний уровень IQ человека 90-109. Однако, следует учитывать, что этот показатель может различаться в зависимости от возраста и других факторов. Например, уровень IQ у детей может быть ниже, чем у взрослых, а также может существенно варьироваться в зависимости от культурного и социального контекста.

Оценка IQ осуществляется на основе стандартизованных тестов, которые проверяют различные аспекты познания, такие как логическое мышление, математические способности, креативность, эмоциональный интеллект и т. д. В целом, уровень 100 пунктов соответствует средним результатам по этим тестам.

Однако, IQ не является единственным показателем интеллектуальности и не определяет все аспекты личности.

Что такое Iq и как его проверить?

Уровни IQ

Айкью у нормального человека составляет 100 пунктов, с отклонением плюс-минус 15. Однако, следует отметить, что значения IQ у разных людей могут различаться в зависимости от многих факторов, таких как возраст, образование, культурный и социальный контекст и другие.

Часто для оценки уровня IQ используется шкала, в которой 90-109 пунктов соответствуют уровню среднего интеллекта, 110-119 пунктов — уровню вышесреднего интеллекта, 120-129 пунктов — уровню высокого интеллекта, 130 и выше — уровню очень высокого интеллекта.

Норма айкью по возрасту

  • До 5 лет: IQ еще не стабилизируется.
  • С 6 до 16 лет: средний IQ варьируется от 85 до 115 баллов.
  • У взрослых людей: в среднем IQ колеблется от 90 до 110 баллов.
  • После 50-60 лет: уровень IQ может постепенно снижаться, особенно в случае, если человек не занимается ментальной работой или не использует свой мозг в повседневных задачах.

Что такое Iq и как его проверить?

От чего зависит уровень IQ

IQ уровень зависит от многих факторов, включая наследственность, окружающую обстановку, образование и стиль жизни.

  1. Наследственность: генетические факторы могут определять наследственность и рост IQ у индивидуумов. Многие исследования показывают, что уровень IQ у родственников более похож, чем у случайных людей. Однако, высокий уровень генетических потенциалов не гарантирует высокий уровень интеллекта.
  2. Образование: образование может повысить уровень IQ, так как это позволяет развивать мыслительные способности и навыки. Например, регулярное обучение и применение аналитических навыков могут улучшить функции головного мозга.
  3. Стиль жизни: физическая активность, здоровое питание и достаточный отдых также могут повысить уровень IQ. Это связано с тем, что здоровый образ жизни способствует улучшению кровообращения в головном мозге и увеличению притока кислорода, что в свою очередь улучшает работу мозга.
  4. Социальная окружающая обстановка: среда, в которой человек живет и работает, влияет на его уровень IQ. Например, правильное воспитание и благоприятные условия обучения могут помочь улучшить уровень IQ, а неблагоприятные социальные условия, такие как низкий уровень образования родителей, могут ухудшить.
  5. Токсины и стресс: Токсины, такие как никотин, алкоголь или наркотики, а также частый стресс и отсутствие сна, могут повлиять на работу мозга и снизить уровень IQ.

В целом, уровень интеллекта может быть изменен, но это требует усилий по преодолению негативных факторов. Хорошие условия жизни, здоровый образ жизни, хорошее обучение и любящая семья могут положительно повлиять на уровень IQ, в то время как стресс, токсины и другие вредные факторы могут снижать его уровень.

Как определить уровень интеллекта?

Оценка уровня интеллекта является сложным процессом, который обычно проводят профессионалы — психологи или психиатры. Большинство специалистов использует стандартизованные инструменты и методы для измерения интеллектуального развития, такие как тесты IQ или тесты на оценку навыков и знаний.

Сами тесты IQ могут быть различными и часто состоят из нескольких категорий или подтестов, которые измеряют различные аспекты интеллектуальной функции, такие как способность к решению проблем, навыки анализа, восприятие и воспроизведение информации, логическое мышление и другие.

При проведении тестов специалисты обычно оценивают и записывают показатели, такие как скорость работы, точность, сложность заданий и другие факторы, которые помогают определить уровень интеллекта человека.

Однако следует заметить, что тесты не являются единственным и полным способом измерения уровня интеллекта, и могут иметь свои ограничения и недостатки.

Многие другие факторы, такие как социальный и культурный контекст, образовательная среда, личностные характеристики и др. могут сказаться на результате теста, и не всегда адекватно определять вероятности успеха или неуспеха человека в различных сферах жизни.



Занимайтесь на курсах ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu и получите максимум баллов на экзамене:

Максим Муратов

Эксперт по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР

Задать вопрос

Закончил Московский физико-технический институт (Физтех) по специальности прикладная физика и математика. Кандидат физико-математичеких наук. Преподавательский стаж более 10 лет. Соучредитель курсов ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu.

Читайте также

Является ли интеллект генетическим или экологическим?

Вопрос о том, играет ли генетика или окружающая среда роль в определении интеллекта, всегда оставался важным.

Это противоречивая тема в истории психологии, и на сегодняшний день появились новые исследования, пытающиеся понять взаимосвязь между генетикой, окружающей средой и коэффициентом человеческого интеллекта (IQ).

Многие такие исследования приходят к выводу, что значительная часть человеческого интеллекта находится под влиянием генетики.

Однако те же исследования предполагают, что окружающая среда все еще может играть роль в формировании генетического признака.

Генетическое влияние на интеллект/IQ

Одним из первых исследований, в которых была предпринята попытка понять генетическое влияние на IQ, было исследование близнецов, проведенное профессором сэром Сирилом Бертом.

Его исследования, опубликованные между 1943 и 1966 годами, пришли к выводу, что генетика может существенно влиять на уровень IQ.

Другие недавние исследования утверждают, что наследуемость интеллекта может достигать 0,8 (по шкале от 0,0 до 1,0).

В некоторых из этих исследований изучались показатели IQ монозиготных (идентичных) близнецов и дизиготных (разнояйцевых) близнецов.

Монозиготные близнецы имеют 100% общего генетического материала, в то время как дизиготные близнецы могут иметь в среднем 50% общего генетического материала.

Эти исследования показали, что показатели IQ монозиготных близнецов более схожи, чем у дизиготных близнецов.

В домохозяйстве с биологическими и приемными братьями и сестрами уровни IQ биологических братьев и сестер могут быть более похожими на уровни IQ приемных братьев и сестер.

Это также указывает на тот факт, что генетика может играть более заметную роль во влиянии на уровень IQ.

Узнайте больше о том, как гены влияют на вашу личность и поведенческие черты

Существует ли ген интеллекта?

Не существует единого гена, контролирующего уровень интеллекта. Вместо этого интеллект человека может зависеть от взаимодействия между несколькими генами.

Исследование, проведенное в Великобритании, проанализировало варианты ДНК более чем 240 000 человек и сообщило, что до 538 генов могут быть связаны с интеллектом.

Вот почему интеллект называется полигенным признаком .

Наследуется ли интеллект?/Наследуемость IQ

Исследования подтверждают, что от 30 до 75% различий в уровне IQ людей могут быть обусловлены генетически.

Однако влияние окружающей среды может помочь или помешать человеку достичь генетического потенциала уровней IQ.

Влияние окружающей среды на интеллект/IQ

Социально-экономический статус (СЭС)

Социально-экономический статус относится к доступу семьи или отдельного лица к экономическим ресурсам, таким как деньги, и их положению в обществе.

По мнению экспертов, бедность или отсутствие финансовой стабильности могут помешать ребенку полностью раскрыть свой генетический потенциал интеллекта.

В исследовательской работе проанализированы уровни IQ детей из разных СЭС.

Согласно полученным результатам, дети с самым высоким и самым низким фоном СЭС в среднем были разделены на 6 баллов IQ в возрасте 2 лет.

Кроме того, к 16 годам разница в IQ увеличилась почти втрое.

Недоедание

Недостаток питания влияет на уровень IQ, особенно в первые несколько лет жизни ребенка. Согласно исследованию, недоедание в возрасте от 1 до 5 лет может снизить уровень IQ до 15 баллов.

Когнитивная стимуляция дома

Когнитивная стимуляция включает в себя разнообразные занятия, которые ребенок получает дома. Вот некоторые когнитивные факторы, влияющие на уровень IQ.

  • Поощрительные комментарии и отзывы дома повышают уровень IQ по мере взросления ребенка.
  • Дети, которые сталкиваются с выговорами и негативной критикой дома, похоже, растут с более низким уровнем IQ.
  • Взаимодействие и отношения между матерью и ребенком влияют на уровень IQ. Дети, которые растут с активными и здоровыми матерями, могут иметь более высокий уровень IQ по мере взросления.

Образование

Исследование утверждает, что продолжительность обучения и уровень IQ могут быть тесно связаны.

Согласно ему, интеллект увеличивается на 1-5 баллов IQ за каждый дополнительный год обучения.

Является ли интеллект генетическим или экологическим: Вердикт

Значительная часть интеллекта человека передается по наследству.

30-75% вариаций уровней IQ могут быть связаны с генами, и несколько генов играют роль в определении интеллектуального потенциала человека.

Однако факторы окружающей среды могут влиять на то, какую часть генетического потенциала человек реализует в течение жизни.

Например, ребенок может родиться с высоким интеллектом. Однако факторы окружающей среды, такие как низкий СЭС, недоедание или отсутствие правильного образования, могут повлиять на IQ ребенка.

Чтобы у человека был высокий уровень IQ, генетика и окружающая среда должны быть благоприятными.

Резюме

  1. Вопрос о том, передается ли интеллект по наследству или определяется окружающей средой, до сих пор остается загадкой.
  2. Последние исследования показывают, что 30-75% интеллекта могут зависеть от генетики.
  3. Более 500 генов работают вместе, чтобы определить уровень IQ человека. Вот почему интеллект называют полигенным признаком.
  4. Факторы окружающей среды, такие как социально-экономический статус, уровень питания, продолжительность обучения и когнитивная стимуляция, могут помочь или помешать человеку достичь генетического потенциала уровней IQ.

Ссылки

  • https://medlineplus.gov/genetics/understanding/traits/intelligence/
  • https://www.mensa.org/iq/genes-and-environment
  • https://en.wikipedia.org/wiki /Heritability_of_IQ
  • https://www.verywellmind.com/what-factors-determine-intelligence-2795285
  • https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5754247/
  • https:/ /www.familyeducation.com/is-intelligence-inherited-a-genetic-explanation
  • https://www.scientificamerican.com/store/subscribe/scientific-american-magazine/
  • https://www.weforum.org/agenda/2017/06/scientists-just-found-40-new-genes-that-affect-your-iq/
  • https://www.nature.com/ article/s41562-017-0135. pdf?origin=ppub
  • https://www.intelltheory.com/burtaffair.shtml

Наследуется ли интеллект? A Genetic Explanation

Вы когда-нибудь задумывались, унаследован ли интеллект вашего ребенка от суперумных родителей или его интеллект в большей степени связан с факторами окружающей среды?

Неудивительно, что ответ… и то, и другое! Человеческий интеллект представляет собой довольно равное сочетание генетики и влияния окружающей среды.

Генетические различия в познании и когнитивных способностях с большей вероятностью передаются от матери к ребенку, чем от отца к ребенку (поэтому для всех мам, читающих это, вы были правы с самого начала).

Родственные: Является ли личность генетической?

 

Что такое интеллект?

Трудно дать точное определение интеллекта, но в целом под когнитивными способностями понимается способность учиться на собственном опыте и адаптироваться к изменяющимся условиям. Когнитивная функция включает в себя навыки рассуждения, планирования и решения проблем, а также способность мыслить абстрактно и понимать сложные идеи.

Различия в интеллекте основаны как на генетических факторах, так и на влиянии окружающей среды. Фактическое развитие мозга представляет собой сочетание потенциала и способности реализовать этот потенциал. Человеческий интеллект зависит от того, чего человек способен достичь и чего он действительно достигает.

Как измеряется интеллект?

Генетикам известно, что на когнитивные способности влияют как генетические факторы, так и факторы окружающей среды. Чтобы сделать такие выводы, им пришлось основывать свои исследования на согласованном определении общего интеллекта.

Так как же измерить общий интеллект? Это нелегко, когда есть так много способов быть «умным». Конечно, есть учёные-ракетчики, которые не умеют произносить заклинания, чтобы спасти свою жизнь, и виртуозы искусства, которые не могут сбалансировать чековую книжку.

Большинство генетических исследований основано на коэффициенте интеллекта (тесте IQ), чтобы создать основу для исследований человеческого интеллекта. Исследователи используют показатели IQ, чтобы сравнить различия в интеллекте и выяснить, играет ли роль наследственность и в какой степени.

Важно отметить, что у тестов IQ много критиков. Некоторые люди утверждают, что традиционные тесты IQ измеряют то, что человек знает, а не то, как он думает. Они также игнорируют или недооценивают важные аспекты интеллекта, такие как социальные навыки, мотивация, креативность, любознательность или эмпатия (также известная как эмоциональный интеллект).

Различные типы интеллекта 

На самом деле Теория множественного интеллекта утверждает, что у нас есть восемь различных типов человеческого интеллекта, при этом IQ измеряется только двумя или тремя (логико-математический, лингвистический и, возможно, пространственный). Великие танцоры и спортсмены высоко оценивают телесно-кинестетические качества; музыканты обладают большим музыкальным интеллектом, а фермеры особенно талантливы в натуралистическом интеллекте.

Другим серьезным недостатком является то, что результаты IQ-теста представляют собой всего лишь моментальный снимок, запись момента времени, которая показывает, как человек выполнил определенный тест в определенное время.

Учтите также, что ваш показатель IQ не является фиксированным числом — он может меняться. Структура и функции головного мозга детей развиваются по мере их роста, что может привести к изменению IQ.

IQ-тесты могут быть необъективными 

Социально-экономические факторы, такие как бедность, стресс и диета, также влияют на IQ. Фактически, недавние исследования показали, что дети из более низкого социально-экономического положения, усыновленные в более богатые семьи, часто отмечают, что их показатели IQ увеличиваются на 15–20 баллов.

Еще один важный фактор, на который указывают некоторые исследователи, заключается в том, что тесты IQ обладают «культурной спецификой» — они ориентированы на людей, живущих в обществе, в котором они были разработаны, а именно на белом, западном обществе (Ford, 2005). Это означает, что они могут не дать точного измерения интеллекта человека в различных культурных условиях.

Со всеми этими недостатками вы можете возразить, что нам нужно разработать более современный подход к тестированию интеллекта. Роберт Пломин, один из ведущих поведенческих генетиков нашего времени из Королевского колледжа в Лондоне, считает, что будущее за изучением нашей ДНК для предсказания интеллекта (Plomin & Stumm, 2018). Это может означать, что вместо того, чтобы проходить тест на IQ, мы проведем секвенирование нашего генома, чтобы более внимательно изучить, как наши гены влияют на наш интеллект.

Возникает вопрос…

Существует ли ген интеллекта?

Короткий ответ: нет, не существует конкретного гена, определяющего общую когнитивную функцию. Интеллект имеет генетическую основу, но это сложная черта, то есть результат сложных взаимодействий между несколькими генами.

Наследуемость интеллекта тоже только часть истории человека. Хотя генетические варианты действительно играют большую роль в том, имеет ли человек высокий IQ, генетические исследования показывают, что на общие когнитивные способности также влияет социально-экономический статус и наличие у человека возможности реализовать свой потенциал.

Интеллект передается по наследству?

Общий интеллект определенно передается по наследству. Исследования близнецов (как однояйцевых, так и разнояйцевых близнецов) показали, что наследуемость IQ составляет от 57% до 73%, а в некоторых случаях даже выше. Это означает, что наследственность играет большую роль, чем окружающая среда, в создании различий IQ между людьми.

Интересно, что генетические исследования показали, что показатель IQ ребенка меньше зависит от генов интеллекта, чем у взрослого. Это может быть связано с тем, что дети все еще развивают свое познание и могут находиться на разных стадиях развития мозга. Индивидуальные различия между результатами исследований детей также указывают на то, что исследования генетики интеллекта должны основываться на исследованиях подростков и взрослых, а не на исследованиях детей.

Я получил это от мамы

​Исследования показывают, что у родителей с более высоким интеллектом обычно рождаются умные дети. (Martinez et al, 2022) Частично это связано с наследованием генов, связанных с интеллектом, но также родители с высшим образованием с большей вероятностью создадут когнитивно-богатую среду и склонны поощрять своих детей к более высоким достижениям в образовании.

Согласно исследованиям в области геномики, гены, контролирующие познание, скорее наследуются от матери, чем от отца. Многие из аллелей, содержащих детерминанты интеллекта, переносятся на Х-хромосоме. Поскольку женщины обладают двумя копиями Х-хромосомы, а мужчины — только одной, вероятность передачи этих аллелей детям выше.

Возможно, общие когнитивные способности исходят только от матери. Некоторые исследования генетики интеллекта показали, что гены передовых когнитивных функций, унаследованные от отца, могут быть автоматически деактивированы. Эти генетические детерминанты называются условными генами.

Мамы могут влиять на интеллект своих детей не только генами, которые они передают. Исследования показали, что диета во время беременности может влиять на развитие нервной системы ребенка. (Фрейтас-Вилела и др., 2018 г.)

Ученые, проводившие исследование на беременных женщинах, дали каждой группе разную диету, которую они должны были соблюдать на протяжении всей беременности. Даже принимая во внимание различия в социально-экономическом статусе, грудном вскармливании и питании детей, они обнаружили, что дети женщин, которые придерживались диеты с высоким содержанием фруктов и овощей, имели более высокий IQ в возрасте 8 лет.

Раса и интеллект

Генетические исследования подтверждают что нет никакой корреляции между расой и общими когнитивными способностями. Это подтверждается тем фактом, что раса является социальной конструкцией, а не чем-то, что существует в геноме. Другими словами, все мы люди.

Вы не наследуете определенную расу, и ваша раса не влияет на ваши результаты в тестах на интеллект. Генетики утверждают, что любые прошлые исследования, которые утверждали обратное, были ошибочными и не принимали во внимание социально-экономический статус, неравенство в образовании и другие влияния окружающей среды.

Факторы окружающей среды и интеллект

Генетика играет роль в том, как человек выполняет тесты интеллекта, но существуют также предикторы и детерминанты окружающей среды – на интеллект влияют как природа, так и воспитание

Отсутствие здорового питания (недоедание) в раннем периоде жизни (1-5 лет) приводит не только к задержке физического развития, но и к снижению IQ на 15 баллов. Еще одним важным фактором окружающей среды, влияющим на интеллект, является количество когнитивной стимуляции, которую ребенок получает дома.

 По мере взросления ребенка качество получаемого им образования, по-видимому, играет довольно большую роль в определении IQ (Makharia et al., 2016). Это не только социальные факторы, но и физические. Исследования показали, что физические упражнения могут влиять на интеллект. У детей упражнения играют роль в создании и укреплении памяти.

Влияет ли порядок рождения на интеллект?

Если вы не самый старший из своих братьев и сестер, вы, вероятно, не захотите это читать, но исследования показали, что дети-первенцы, как правило, обладают более развитым мозгом и имеют более высокий IQ, чем их более поздние братья и сестры (Lehmann et al. , 2018).

Специалисты считают, что эта разница в уровне интеллекта не имеет генетического влияния, а обусловлена ​​факторами окружающей среды. Существует несколько теорий, объясняющих почему.

Первенцы, как правило, получают больше внимания от своих родителей, поскольку они обычно проводят свои первые несколько лет в качестве единственного ребенка с родителями, у которых есть время, чтобы сосредоточиться на них в одиночестве. Они также получают пользу от обучения своих младших братьев и сестер, что помогает им развивать свои навыки обучения.

Достижение генетического потенциала

Социально-экономический статус играет важную роль в том, какие возможности предоставляются человеку в течение его жизни. Шансы на развитие интеллекта необходимы для полного раскрытия генетического потенциала.

Подумайте об этом так: человек, рожденный с генетической предрасположенностью к среднему интеллекту, может достичь среднего показателя IQ, если вырастет при здоровом питании и всестороннем образовании.

Если у них есть родитель дома, который помогает им выполнять домашнее задание, семья может позволить себе здоровую пищу, а район предлагает возможность выйти на улицу и побегать, они, скорее всего, будут работать с максимальной когнитивной активностью. способность, предоставленная им генетически.

Но, если у них нет этих систем поддержки (и это всего лишь несколько примеров среди многих), они могут достичь более низкого показателя IQ, чем этот, с теми же генетическими детерминантами.

Еще один способ понять, как влияние окружающей среды коррелирует с генетическими предикторами, — это подумать о спортсмене. Унаследованные черты, такие как сила, ловкость и рост, явно влияют на наивысший потенциал спортсмена.

Но если он никогда не научится играть в баскетбол или не будет иметь доступа к лучшим тренерам, он не сможет реализовать свой потенциал. С другой стороны, ребенок, имеющий все возможности для спортивной поддержки, но генетически не предрасположенный к успеху в определенном виде спорта, может зайти так далеко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *