К социальным условиям развития способностей относится обучение: Понятие способностей и задатков — Logoprofy.ru

Содержание

Условия развития человеческих способностей (Доклад)

Содержание:

  1. Понятие способностей
  2. Природа человеческих способностей
  3. Развитие способностей
  4. Вывод:
Предмет: Психология
Тип работы: Доклад
Язык: Русский
Дата добавления: 23.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать доклады по любым предметам, то на странице «что такое доклад и как его написать» я подробно рассказала.

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности внутренней речи
Феномен эгоцентрической речи
Механизмы формирования характера
Акцентуированные характеры

 

Введение:

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельства жизни в одинаковых или приблизительно одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к концепции способностей, полагая, что разница в успехе может быть им вполне удовлетворительно объяснена. Мы используем ту же концепцию, когда необходимо понять, почему некоторые люди приобретают знания, умения и навыки быстрее и лучше, чем другие.

Проблемы психологии способностей всегда были в центре внимания украинских и зарубежных специалистов. Это одна из самых важных и актуальных проблем образования. Это беспокоит родителей, учителей и учеников. Когда люди говорят о способностях человека, они имеют в виду его способности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в освоении деятельности, так и к высоким показателям оплаты труда. При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знаний, навыков, способностей, затраченного времени, умственных и физических способностей) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Понятие способностей

Термин «способность», несмотря на его длительное и широко распространенное использование в психологии, наличие в литературе многих его определений, является неоднозначным. Если мы суммируем его определения и попытаемся представить их в компактной классификации, то это будет выглядеть так:

  1. Способности — свойства человеческой души, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это самое широкое и старейшее из доступных определений способностей. В настоящее время они практически не используются в психологии.
  2. Способности — это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений, обеспечивающих успешную реализацию человеком различных видов деятельности. Это определение появилось и было принято в психологии 18-19 веков и отчасти используется до сих пор.
  3. Способности — это не ограничивается знаниями, навыками, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. В то же время он самый узкий и точный из всех трех.
  4. Многие природные способности распространены у людей и животных, особенно у более высоких, например, у обезьян. К таким элементарным способностям относятся восприятие, память, мышление, способность к элементарному общению на уровне выражения. Эти способности напрямую связаны с врожденными склонностями, но не идентичны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта посредством механизмов обучения, таких как условно-рефлекторные связи, оперантная обусловленность, импринтинг и ряд других. В остальном по своим способностям, по своему набору и механизмам формирования люди и животные принципиально отличаются друг от друга. Человек, помимо биологически детерминированного, обладает способностями, обеспечивающими его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на использовании речи и логики, теоретические и практические, образовательные и творческие, предметные и межличностные.
  5. К общим способностям относятся те, которые определяют успех человека в самых разных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, отличная речь и ряд других.
  6. Специальные способности определяют успех человека в определенных видах деятельности, реализация которых требует склонностей особого вида и их развития. Такие способности включают музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественные и творческие, спортивные и некоторые другие. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Часто общие и особые способности сосуществуют, дополняя и обогащая друг друга.
  7. Теоретические и практические способности отличаются тем, что первое предопределяет склонность человека к абстрактному и теоретическому мышлению, а второе — к конкретным практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, часто не сочетаются друг с другом, встречаясь только среди одаренных, разносторонних талантливых людей.
  8. Образовательные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успех обучения и воспитания, усвоение знаний, навыков и формирование личностных качеств, а вторые определяют создание объектов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, одним словом — индивидуальное творчество в различных сферах человеческой деятельности.
  9. Способность общаться, взаимодействовать с людьми, а также субъектно-активные или субъектно-когнитивные способности наиболее социально определены.
    В качестве примеров способностей первого рода можно привести человеческую речь как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способность к межличностному восприятию и оценке людей, способность к социально-психологической адаптации к различным ситуациям, умение общаться с разными людьми, иметь их к себе, влиять на них и т. д.

Природа человеческих способностей

Условиями и предпосылками развития социальных способностей человека являются следующие обстоятельства его жизни:

  1. Наличие общества, социокультурная среда, созданная трудом многих поколений людей. Эта среда является искусственной, включает в себя множество объектов материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование человека и удовлетворение его реальных человеческих потребностей.
  2. Отсутствие естественных склонностей к использованию соответствующих предметов и необходимость учиться этому с детства.
  3. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности.
  4. Присутствие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и способны передать ему необходимые знания, навыки и в то же время иметь соответствующие средства обучения и воспитания.
  5. Отсутствие от рождения у человека жестких, запрограммированных моделей поведения, таких как врожденные инстинкты, незрелость соответствующих структур мозга, обеспечивающих функционирование психики, и возможность их формирования под влиянием обучения и воспитания.

Каждое из этих обстоятельств необходимо для превращения человека как биологического существа от рождения, имеющего некоторые элементарные способности, присущие многим высшим животным, в социальное существо, которое приобретает и развивает в себе человеческие способности. Социокультурная среда позволяет развивать способности, обеспечивающие правильное использование объектов материальной и духовной культуры и развитие необходимых способностей (они формируются и совершенствуются в процессе обучения использованию соответствующих объектов).

Необходимость включения в конкретные виды деятельности человека с раннего детства заставляет родителей заботиться о развитии способностей своих детей, а впоследствии, когда дети сами становятся взрослыми, возникает необходимость для них самостоятельно приобретать соответствующие способности.

Утверждение о том, что у человека нет готовых биологических склонностей для развития социальных способностей, не означает, что эти способности не имеют анатомо-физиологической основы, когда они становятся полностью развитыми. Эта основа есть, но тоже не врожденная. Он представлен так называемыми функциональными органами, которые представляют собой интравитально развивающиеся нервно-мышечные системы, которые анатомически и физиологически обеспечивают функционирование и улучшение соответствующих способностей. Формирование функциональных органов у человека становится важнейшим принципом их онтогенетического морфофизиологического развития, связанного со способностями. психическая способность души

Развитие способностей

Любые склонности, прежде чем превратиться в способности, должны пройти долгий путь в развитии. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых развиваются соответствующие способности, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить несколько этапов. На некоторых из них готовится анатомо-физиологическая основа будущих способностей, на других разрабатываются основы небиологического плана, на третьем формируется необходимая способность и достигает соответствующего уровня. Все эти процессы могут протекать параллельно, перекрываться в той или иной степени. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, которые основаны на четко выраженных анатомических и физиологических наклонностях, по крайней мере, в элементарной форме, представленных с рождения.

Первичная стадия развития любой такой способности связана с созреванием необходимых ей органических структур или с образованием необходимых функциональных органов на их основе. Обычно это относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь наблюдается улучшение работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, особенно руками. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития особых способностей.

Развитие специальных способностей начинается активно в дошкольном детстве и продолжается ускоренными темпами в школе, особенно в младших и средних классах. Вначале развитию этих способностей помогают различные виды детских игр, затем обучение и работа начинают оказывать на них существенное влияние. В играх для детей начальный импульс развития получают многие двигательные, дизайнерские, организационные, художественные и визуальные, а также другие творческие способности. Занятия по различным видам творческих игр в дошкольном детстве имеют особое значение для формирования у детей особых способностей. Важным моментом в развитии способностей у детей является сложность, то есть одновременное улучшение нескольких взаимодополняющих способностей. Практически невозможно развить одну из способностей, не беспокоясь о повышении уровня развития других способностей, связанных с ней. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются особым видом способности, они также влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также можно рассматривать как относительно самостоятельную способность. Но тот же навык, что и органическая часть, входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

Многогранность и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно вовлечен человек, выступает одним из важнейших условий всестороннего и разностороннего развития его способностей. В связи с этим необходимо обсудить основные требования, которые относятся к деятельности, которая развивает способности человека. Эти требования заключаются в следующем: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее сложности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроения во время и после завершения упражнения.

Если деятельность ребенка носит творческий, нестандартный характер, то он постоянно заставляет его задуматься и сам по себе становится достаточно привлекательным видом деятельности в качестве средства тестирования и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-то нового, открытием новых знаний, открытием новых возможностей в себе. Это само по себе становится сильным и эффективным стимулом для участия в нем, чтобы предпринять необходимые усилия, направленные на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет позитивную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворения от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной сложности, то есть на пределе возможностей ребенка, она руководит развитием его способностей, понимая, что Л. С. Выготский назвал зону потенциального развития. Действия, которые не находятся в этой зоне, в значительно меньшей степени способствуют развитию способностей. Если это слишком просто, это обеспечивает только реализацию существующих способностей; если он чрезмерно сложен, то он становится невозможным и, следовательно, также не приводит к формированию новых навыков.

Поддержание интереса к деятельности посредством стимулирования мотивации означает превращение цели соответствующей деятельности в реальную потребность человека. В главном русле уже изученной нами теории социального обучения особо подчеркивался тот факт, что для приобретения и закрепления в человеке новых форм поведения необходимо обучение, которое не происходит без соответствующего подкрепления. Формирование и развитие способностей также является результатом обучения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что касается желаемого эмоционального настроения, то оно создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, которые развивают способности человека, при которых за неудачами (которые не исключаются, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следуют эмоционально успехи усиливаются, а их количество в целом больше, чем количество неудач. Важным моментом в развитии человеческих способностей является их компенсируемость, и это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические особенности. А.Н. Леонтьев показал, что определенный уровень развития музыкального слуха может быть достигнут и у тех людей, чье ухо не очень хорошо приспособлено от рождения к слуху высокого тона (такой слух традиционно рассматривается как способ развития музыкальных способностей). Если вы используете специальные упражнения, чтобы научить человека интонировать звуки, т. е. если вы воспроизводите их частоту с помощью сознательно контролируемой работы голосовых связок, то это приводит к резкому увеличению чувствительности основного тона, и человек способен различать звуки разные высоты намного лучше, чем он делал раньше. Правда, такое различие происходит не на тональной, а на тембровой основе, но результат один и тот же: человек, обученный таким образом, демонстрирует почти такой же музыкальный слух, как это характерно для людей, у которых есть орган слуха, который чувствителен от рождения до поля.

Вывод:

Способности не только совместно определяют успех деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, влияя друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития других способностей, входящих в комплекс, каждая из них приобретает разный характер. Это взаимное влияние особенно сильно, когда речь идет о взаимозависимых способностях, которые совместно определяют успех деятельности. Сочетание различных высокоразвитых способностей называется одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, который способен на множество различных видов деятельности.

Способности не существуют вне определенной человеческой деятельности, и их формирование происходит в процессе обучения и воспитания. У любого человека нет более прямого и надежного способа развития своих способностей и личности в целом, чем общедоступная, хорошо организованная, но не легкая и не упрощенная, но оптимально интенсивная, развивающая и творческая тренировка.

Тест для учащихся 9-11 классов «Психология способностей»

Психология способностей

 

1.      Способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий — это:

  А.  Распределение

  Б.  Влечение

  В. Совместимость

  Г. Узнавание

  Д.  Объем

 

2. Мышление, непосредственно включенное в деятельность:

А. Наглядно-действенное мышление

Б.  Дедукция

В.  Индукция

Г.  Образное мышление

Д.  Отвлеченное мышление

 

3. Направленность личности — это:

  А. Совокупность устойчивых мотивов и потребностей, опосредующих цели личности

  Б. Мотив

  В.  Развитие, воспитание

  Г. Состояние готовности к деятельности

  Д. Потребность

 

4. Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их

     решения характеризует человека как:

  А. Самостоятельного

  Б. Практичного

  В. Настойчивого

  Г. Решительного

  Д. Целеустремлённого

 

5. Ученый, изучающий человека как субъекта деятельности:

  А. А.Н. Леонтьев

  Б. К.К. Платонов

  В. А.Г. Ковалев

  Г. С.Л. Рубинштейн

  Д. А.Ф. Лазурский

 

6. Какая особенность не характеризует человека как личность:

  А. Нейродинамические свойства

  Б. Самосознание

 

  В. Активность.

  Г. Саморегуляция.

  Д. Индивидуальность

 

7. Индивидуальными свойствами мышления являются:

  А. Гибкость, самостоятельность, критичность

  Б. Осмысленность, целостность, константность

  В. Объем, точность, скорость

  Г. Сензитивность, адаптация, сенсибилизация

  Д. Аккуратность, педантичность, прямолинейность

 

8. Внешние проявления психической активности человека, его непосредственные поступки и действия:

  А. Поведение человека

  Б. Деятельность человека

  В. Мышление человека

  Г. Психика человека

  Д. Сознание человека

 

9. Назовите природные предпосылки способностей:

  А. Задатки

  Б. Генотип

  В. Тип ВИД

  Г. Данных нет, так все зависит от сферы воспитания

  Д. Наследственность

 

10. Понятие «зона ближайшего развития» введено:

  А. Л.С.Выготским

  Б. А.Н.Леонтьевым

  В. Ж.Пиаже

  Г. И.П.Павловым

  Д. Дж.Брунером

 

11. Личность — это:

  А. Субъект межличностных и социальных отношений и сознательной

     деятельности

  Б. Носитель общих генотипических наследственных свойств

     биологического вида

  В. Совокупность социальных ролей и установок человека

  Г. Совокупность индивидуально-типологических особенностей человека

  Д. Совокупность стержневых прижизненно формируемых динамичных

     свойств человека

 

12. Целью деятельности не является:

  А. Импульсивное поведение

  Б. Знание

  В. Физический предмет

  Г. Результат

  Д. Ее продукт

 

13. Способность сосредоточиваться на главном в его деятельности, не отвлекаясь от всего остального:

  А) Концентрация внимания

  В) Устойчивость внимания

  С) Интенсивность внимания

  D) Распределение внимания

  Е) Избирательность внимания

 

14. Высшая ступень развития творческих способностей, называется:

  А. Гениальностью

  Б. Наследственные способности

  В. Задатками

  Г. Одаренностью

  Д. Талантом

 

15. Деятельность определяется как-

  А. Регулируемая сознанием активность

  Б. Высший уровень психического отражения

  В. Врождённая форма поведения

  Г. Приобретённая реакция организма

  Д. Совокупность умственных способностей

 

16. Автор поэтапного формирования умственных действий:

  А. П.Я. Гальперин

  Б. А.Н.Леонтъев

  В. Д.Б. Эльконнн

  Г. Л.С.Выготский

  Д. П.П. Блонский

 

17. Кто из психологов основал первую в мире экспериментально-психологическую лабораторию:

  А. В.Вундт

  Б. М.Вертхаймер

  В. Дж.Уотсон

  Г. Ф.Скиннер

  Д. В.Келер

 

18. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности-    это:

  А. воля

  Б. способности

  В. сознание

  Г. чувства

  Д. характер

 

19. Природная предрасположенность к выполнению какой-либо деятельности:

  А. Задатки

  Б. Талант

  В. Волевой характер

  Г. Способности

  Д. Гениальность

 

20. В современном понимании интеллекта основной упор делается на то, что он:

  А. Представляет собой способность адаптироваться к окружающей среде

  Б. Неравномерно распределен в среди людей

  В. В основном приобретается

  Г. Трудно диагностируется

  Д. Наследуется

 

21. Основоположник первой научной психологической лаборатории в России:

  А. Бехтерев

  Б. Ушинский

  В. Ломоносов

  Г. Ланге

  Д. Выготский

 

22. Степень новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности

      продукта по отношению к знаниям субъекта отражена в паре:

  А. продуктивное и репродуктивное

  Б. реалистическое и аутистическое

  В. интуитивное и аналитическое

  Г. произвольное и непроизвольное

  Д. теоретическое и практическое

 

23. Человек как типичный представитель рода:

  А. Индивид

  Б. Субъект

  В. Универсум

  Г. Индивидуальность

  Д. Личность

 

24. Внутренняя интернальная локализация контроля заключается в том, что:

  А. Личность принимает ответственность за свои деяния, и причину

    происшедшего видит в себе

  Б. Личность старается регулировать свои чувства, эмоции, переживания

  В. Личность старается создать вокруг себя спокойную обстановку

  Г. Личность старается не выдавать своих эмоций,

  Д. Личность старается уйти от внешней деятельности

 

25. Что является высшей степенью способности личности в определенной

    деятельности?

  А. талант

  Б. привычки

  В. навык

  Г. характер

  Д. одаренность

 

26. Процесс перехода от внешней предметной деятельности к ее внутреннему (идеальному) плану называется:

  А. Интериоризацией

  Б. Сенсибилизацией

  В. Экстериоризацисй

  Г. Интеракцией

  Д. Интерференцией

 

27. Деятельность, выполнение которой приводит к возникновению

      психологических новообразований, называется:

  А. Ведущей

  Б. Перцептивной

  В. Исполнительской

  Г. Внешней практической

  Д. Ориентировочной

 

28. Способность задерживаться на восприятии данного объекта длительное время

  А. Устойчивость внимания

  Б. Концентрация внимания

  В. Избирательность внимания

  Г. Распределение внимания

  Д. Интенсивность внимания

 

29. Способности подразделяются на:

  А. Потенциальные и актуальные

  Б. Произвольные и непроизвольные

  В. Внутренние и внешние

  Г. Активные и пассивные

  Д. Сильные и слабые

 

30. Способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и

саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов:

  А. Воля

  Б. Мышление

  В. Творчество

  Г. Воображение

  Д. Эмоции

 

31. Основной единицей анализа деятельности выступает:

  А. Действие

  Б. Моти

  В. Задача

  Г. Операция

  Д. Цель

 

32. Специфические человеческие способности  обусловливают:

  А. Жизнь и развитие в социальной сфере

  Б. Развитие двигательной активности

  В. Развитие эмоциональной сферы детей

  Г. Развитие интеллектуальной деятельности

  Д. Развитие мотивационной сферы

 

33. Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается:

А. Исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности 

Б. Психофизиологическое

В. Нейродинамическое

Г. Философское

Д. Исследовательское

 

34. Рассматривали способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности

А. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская

Б. Э.А. Голубева, В.М. Русалов

В. Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес

Г. В.Н. Дружинин и В.Д. Шадриков

Д. Н.С. Лейтес, В.М. Русалов

 

35. А.В. Петровский образно сравнивал способности с …

А. зерном

Б. ключом

В. действием

Г. потребностями

Д. планетой

 

36. Возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения

А. Потенциальные способности

Б. Специальные способности

В. Задатки

Г. Общие способности

Д. Задатки

 

37. Способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности

А. Общие

Б. Специальные

В. Музыкальные

Г. Творческие

Д. Актуальные

 

38. Это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические

А. Специальные

Б. Общие

В. Теоретические

Г. Продуктивные

Д. Разноуровневые

 

39. Укажите правильную цепочку динамики и трансформации способностей

А. Задатки – общие способности – специальные способности – групповые способности – профессиональные способности

Б. Задатки – групповые способности – творческие способности – общие способности

В. Общие способности – специальные способности – задатки

Г. Задатки – специальные способности – общие способности – задатки

Д. Профессиональные способности – специальные способности – общие способности – задатки

 

40. Способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных

А. Групповые

Б. Творческие

В. Музыкальные

Г. Актуальные

Д. Профессиональные

 

41. Профессиональные способности проявляются в …..

А. 16-18 лет

Б. 15-17 лет

В. 12-14 лет

Г. 22-25 лет

Д. 25-30 лет

 

42. Наиболее тесно способности связаны с….

А. Умениями

Б. Знаниями

В. Психикой

Г. Мышлением

Д. Памятью

 

43. Трудоспособность (и обеспечивающие ее личностные свойства — ответственность, аккуратность)

А. Общечеловеческие способности

Б. Актуальные способности

В. Умения

Г. Актуальные способности

Д. Творческие способности

 

44. Общие способности –

А. «родовые» разноуровневые возможности человека, являющиеся результатом его совокупной жизнедеятельности в определенный исторический момент и в определенной культуре

Б. в основном трудоспособность (и обеспечивающие ее личностные свойства — ответственность, аккуратность)

В. требуемое деятельностью специфическое качество или уровень развития профессионально важных качеств, предполагающих для своего развития длительную определенную деятельность, особую тренировку и нередко природно обусловленных

Г. это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения

Д. нет правильного ответа

 

45. В структуре способностей можно выделить две группы компонентов — по степени важности для деятельности

А. Ведущие и вспомогательные

Б. Продуктивные и репродуктивные

В. Простые и сложные

Г. Главные и второстепенные

Д. Продуктивные и вспомогательные

 

46. К врожденным особенностям нервной системы по И.П.Павлову можно отнести

А. сила нервной системы по отношению к возбуждению

Б. способность устанавливать целесообразные отношения с окружающими людьми

В. торможение нервной системы в процессе общения

Г. устойчивость в реализации своих потребностей

Д. распеределине внимания между различными видами деятельности

 

47. Павлов И.П. выдвинул предположение, что всех людей можно разделить на три типа по преобладанию первой или второй сигнальной системы (какие?):

А. «художественный тип», «мыслительный тип», «средний тип»

Б. «играющий тип», «творческий тип», «средний тип»

В. «высокий», «средний», «низкий»

Г. «устойчивый тип», «лабильный тип», «инетртный тип»

Д. «творческий тип», «средний тип», «художественный тип»

 

48. «Художники» (по И.П. Павлову) …..

А. имеют привычку созерцать вещи как они есть на самом деле

Б. критически относятся к действительности

В. склонны формировать единую и (обычно) научную картину мира

Г. воспринимают окружающее не только через категориальный аппарат, но и через фильтр прагматичности

Д. свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события

 

49. «Мыслители» (по И.П. Павлову) …..

А. воспринимают окружающее не только через категориальный аппарат, но и через фильтр прагматичности

Б. имеют привычку созерцать вещи как они есть на самом деле

В. легко увлекаются ситуацией

Г. могут действовать порывами, вопреки здравому смыслу

Д. отличаются повышенной эмоциональностью

 

50. В большей степени имеют привычку созерцать вещи как они есть на самом деле, они легко увлекаются ситуацией, могут действовать порывами, вопреки здравому смыслу — о каком типе людей идет речь (по И. П. Павлову)?

А. «Художники»

Б. «Мыслители»

В. «Авантюристы»

Г. «Лидеры»

Д. «Интроверты»

51. Критически относятся к действительности, склонны формировать единую и (обычно) научную картину мира, воспринимают окружающее не только через категориальный аппарат, но и через фильтр прагматичности — о каком типе людей идет речь (по И.П. Павлову)?

А. «Мыслители»

Б. «Художники»

В. «Авантюристы»

Г. «Лидеры»

Д. «Интроверты»

 

52. Способности, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий — ….

А. Потенциальные способностями

Б. Актуальные способности

В. Общие способности

Г. Разноуровневые способности

Д. Частные способности

 

53. Потенциальные способности — ….

А. те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий

Б. те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности

В. которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности

Г. анатомо-физиологические особенности нервной системы

Д. определяются функциональной деятельностью мозга, его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей

 

54. Способности, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности — ….

А. Актуальные способности

Б. Потенциальные способностями

В. Общие способности

Г. Разноуровневые способности

Д. Частные способности

 

55. Актуальные способности….

А. те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности

Б. те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий

В. которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности

Г. анатомо-физиологические особенности нервной системы

Д. определяются функциональной деятельностью мозга, его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей

 

56. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности:

А. Одаренность

Б. Задатки

В. Умения

Г. Навыки

Д. Креативность

 

57. Одаренность почти всегда основывается на….

А. направленности интересов человека

Б. мнении окружающих

В. желаниях родителей

Г. психических процессах

Д. желании друзей

 

58. Высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.) — ….

А. Талант

Б. Одаренность

В. Задатки

Г. Умения

Д. Навык

 

59. Деятельность талантливого человека отличает

А. принципиальная новизна, оригинальность подхода

Б. высокая целеустремленность

В. направленность на себя

Г. проявление симпатии

Д. природосообразность

 

60. Высший уровень развития способностей

А. гениальность

Б. творчество

В. умения

Г. задатки

Д. навыки

 

61. Способность сохранять параметры эффективности управления при нарастании степени неопределенности условий

А. Устойчивость к неопределенности

Б. Мотивирование

В. Контроль

Г. Принятие решений

Д. Прогнозирование

 

62. С.Л. Рубинштейн фактически отождествляет

А. специальные способности и специальную одаренность

Б. общие способности и задатки

В. умения и специальную одаренность

Г. задатки и специальные способности

Д. навыки и общие способности

 

63. Система свойств личности, которая обеспечивает высокие результаты не только в овладении знаниями, но и в творческом овладении какой-либо творческой деятельностью — ….

А. специальные способности

Б. общие способности

В. специальная одаренность

Г. задатки

Д. навыки

 

64. Специальные способности —

А. Система свойств личности, которая обеспечивает высокие результаты не только в овладении знаниями, но и в творческом овладении какой-либо творческой деятельностью

Б. Высший уровень развития способностей

В. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности

Г. Способности, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности

Д. Принципиальная новизна, оригинальность подхода

 

65. … — это определенные психологические особенности личности, являющиеся условием для достижения руководителем высоких результатов в сотрудничестве с подчиненными

А. Способности руководителя 

Б. Общие способности

В. Творческие способности

Г. Задатки

Д. Навыки

 

66. Представляют собой сложную структуру, состоящую из перцептивных процессов, которые характеризуются высоким уровнем наблюдательности

А. Коммуникативные способности

Б. Организаторские способности

В. Творческие способности

Г. Терапевтические способности

Д. Навыки

 

67. Коммуникативные способности….

А. представляют собой сложную структуру, состоящую из перцептивных процессов, которые характеризуются высоким уровнем наблюдательности

Б. не конкретные умения, а базовые способности

В. дают возможность руководителю правильно строить планы работы, вести расчеты, строить графики имеющихся и будущих производственных процессов

Г. позволяют руководителю подходить к процессу производства с позиции рациональной целесообразности каждого движения мысли и действия

Д. выражаются в упорядочении, отлаженности, достижении единства производственного процесса

 

68. Дают возможность руководителю правильно строить планы работы, вести расчеты, строить графики имеющихся и будущих производственных процессов, создавать новые оригинальные проекты, мысленно забегать вперед и определенным образом прогнозировать психофизиологические состояния подчиненного — ….

А. Проектные способности

Б. Организаторские способности

В. Творческие способности

Г. Терапевтические способности

Д. Коммуникативные способности

 

69. Позволяют руководителю подходить к процессу производства с позиции рациональной целесообразности каждого движения мысли и действия, являющиеся частью его содержания, и экономичности всего процесса — ….

А. Конструкторские способности

Б. Организаторские способности

В. Творческие способности

Г. Проектные способности

Д. Коммуникативные способности

 

70. … — выражаются в упорядочении, отлаженности, достижении единства производственного процесса

А. Организаторские способности

Б. Конструкторские способности

В. Творческие способности

Г. Проектные способности

Д. Коммуникативные способности

 

71. Это способность к формулировке, генерированию целей управляемой системы как таковых, определению приоритетов целей, выделению наиболее существенных из них

А. Способность к целеполаганию

Б. Способность к прогнозированию

В. Способность к планированию

Г. Способность принятия управленческих решений

Д. Способность к эмпатии

 

72. Эта способность состоит в умении руководителя «заглянуть в будущее», предугадать развитие событий и в результате такого прогноза строить все управление не по типу реактивной (пассивной) стратегии, а на основе активно-прогностической («упреждающей») стратегии

А. Способность к прогнозированию

Б. Способность к целеполаганию

В. Способность к планированию

Г. Способность принятия управленческих решений

Д. Способность к эмпатии

 

73. Эта способность обозначается, как «способность разбираться в людях», способность подбирать кадры

А. Способность к реализации кадровых функций управления

Б. Способность к целеполаганию

В. Способность к планированию

Г. Способность принятия управленческих решений

Д. Способность к эмпатии

 

74. Рефлексивность –

А. способность к отражению субъектом содержания собственной психики, самовосприятие содержания психических процессов, свойств, состояний, а также их регуляции

Б. одна из общих способностей личности, состоящая в восприимчивости к обучающим воздействиям в новых ситуациях и в способности к быстрому и качественному усвоению знаний, умений и навыков

В. основная общая способность личности, представляющая собой высшую форму интеграции всех частных когнитивных способностей субъекта

Г. одна из общих способностей личности, проявляющаяся в высоком энергетическом обеспечении психической деятельности, обусловливающая ее эффективность

Д. способность, которая лежит в основе целого комплекса интеллектуальных и личностных свойств, влияющих на успешность управленческой деятельности

 

75. … — процесс выбора, связанный с реализацией управленческих функций и реализующийся либо в индивидуальной деятельности руководителя, либо в различных формах коллегиальных решений

А. Принятие решения

Б. Прогнозирование

В. Устойчивость к неопределенности

Г. Мотивирование

Д. Контроль

 

 

 

Ключи

Правильные ответы:

Все варианты (А)

10 лучших занятий + PDF

Социальная неуклюжесть — это не просто проблема, с которой сталкиваются дети; взрослые также могут бороться с социальными навыками, что приводит к беспокойству и даже серьезным фобиям.

Проблемы с социальными навыками во взрослом возрасте могут привести к избеганию социальных ситуаций и мешать построению длительных отношений.

Обучение социальным навыкам клиентов с тревогой, боязнью публичных выступлений и подобными проблемами может обеспечить более оптимальное функционирование.

В этой статье представлены стратегии и варианты тренировок для развития различных социальных навыков. Также включены несколько ресурсов, которые помогут решить конкретные проблемы, связанные с развитием социальных навыков у взрослых, и подходы могут быть адаптированы для улучшения социальных реакций в определенных областях.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Объяснение обучения социальным навыкам для взрослых
  • Коучинг социальных навыков: 2 лучших занятия
  • Ролевые упражнения: 4 сценария и примеры
  • Два основных ресурса и рабочие листы
  • 4 содержательных видео и подкаста
  • Полезные инструменты PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Объяснение обучения социальным навыкам для взрослых

Обучение социальным навыкам включает в себя вмешательства и методы обучения, которые помогают человеку улучшить и понять социальное поведение. Целью обучения социальным навыкам является обучение людей вербальному и невербальному поведению, связанному с типичными социальными взаимодействиями («Социальные», n.d.).

Обучение социальным навыкам обычно начинается, когда взрослые не научились или не были обучены соответствующим навыкам межличностного общения или им трудно читать тонкие сигналы в социальных взаимодействиях. Эти случаи также могут быть связаны с расстройствами, препятствующими социальному развитию, такими как аутизм.

Терапевты, занимающиеся обучением социальным навыкам, в первую очередь сосредотачиваются на том, чтобы разбить более сложное социальное поведение на более мелкие части. Затем они разрабатывают индивидуальную программу для пациентов, в зависимости от того, над какими социальными навыками им нужно работать, и постепенно знакомят пациентов с этими навыками, укрепляя их уверенность посредством постепенного воздействия.

Например, человеку, которому трудно установить зрительный контакт из-за беспокойства в социальных ситуациях, терапевт может дать рекомендации по поддержанию зрительного контакта. Зрительный контакт является основой большинства социальных взаимодействий, и вмешательства часто начинаются с улучшения способности человека поддерживать зрительный контакт.

Во время терапии будут определены другие сложные области, такие как начало или поддержание разговора или задавание вопросов. Каждое занятие будет посвящено различным видам деятельности, которые обычно связаны с ролевой игрой, а иногда и в групповой обстановке для имитации различных социальных переживаний.

После того, как уверенность в себе во время терапии или групповых занятий будет достигнута, эти социальные навыки можно будет использовать в повседневной жизни.

Полезные оценки: тесты, контрольные списки, анкеты и шкалы

Прежде чем привлекать своих клиентов к вмешательству социальных навыков или любому типу терапевтического вмешательства, важно определить, является ли терапия социальных навыков хорошим подходом, чтобы помочь им в их текущей ситуации. .

Подходит ли мне обучение социальным навыкам? контрольный список — это возможность для самооценки клиентов, чтобы определить, подходит ли терапия социальных навыков для их конкретной ситуации или другой подход будет более полезным.

Однако действия по самооценке иногда могут быть ненадежными, поскольку человек может не полностью понимать доступные ему модели лечения. Кроме того, если у клиента есть проблемы с социальными навыками, он может не знать о своих недостатках в социальных ситуациях.

В таких ситуациях терапевты должны расспрашивать клиентов о проблемах, с которыми они сталкиваются, и поощрять их к самоанализу во время сеансов.

9 Вопросы, которые следует задать клиентам

Прежде чем приступить к обучению социальным навыкам или мероприятиям, терапевт и клиент должны определить, в каких областях требуется помощь. Терапевт может сделать это, задав клиенту ряд вопросов, в том числе:

  • Как вы думаете, с чем вы боретесь?
  • Существуют ли какие-либо социальные ситуации, которые вызывают у вас тревогу, расстройство или нервозность?
  • Избегаете ли вы определенных социальных ситуаций или действий?
  • Кто-нибудь когда-нибудь комментировал ваше поведение в обществе? Что они сказали?
  • Как вы думаете, что поможет вам улучшить навыки, с которыми вы боретесь?

Клиенты также могут задать себе несколько вопросов, чтобы определить, подходит ли им процесс терапии социальных навыков.

Эти вопросы могут включать:

  • С какими аспектами моей жизни я борюсь?
  • Существуют ли определенные социальные ситуации или навыки, с которыми мне трудно справиться?
  • Есть ли у меня проблемы с поддержанием отношений с друзьями, членами семьи и коллегами?
  • Избегаю ли я определенных социальных ситуаций из-за страха?

Если клиенты зададут эти вопросы, это поможет определить, принесет ли им пользу этот процесс. Важно, чтобы клиенты «принимали участие» в процессе, чтобы убедиться, что подход им подходит, и повысить вероятность того, что они будут вовлечены в выполнение действий с разумной степенью эффективности.

Обучение социальным навыкам: 2 лучших занятия

Зрительный контакт считается одним из самых важных аспектов общения.

Подсчитано, что взрослые поддерживают зрительный контакт 30–60 % времени в ходе общего разговора и увеличивают этот показатель до 60–70 % времени, когда пытаются установить более близкие отношения (Учебный центр когнитивного развития, 2019).

Предоставление людям, которые борются с социальными проблемами, инструментов для того, чтобы больше смотреть в глаза, обычно является первым шагом в упражнениях по обучению социальным навыкам.

Рабочий лист «Стратегии поддержания зрительного контакта» содержит некоторые практические стратегии и советы по практике установления зрительного контакта.

Иногда люди, которым трудно установить зрительный контакт, чрезмерно компенсируют это, что приводит к социальным промахам, просто пытаясь повысить свою способность к эффективному общению. В этой удобной таблице о том, что можно и чего нельзя делать при зрительном контакте , подробно рассказывается, что приемлемо при зрительном контакте и какого поведения следует избегать.

Ролевые упражнения: 4 сценария и примеры

Часто одним из самых серьезных затруднений для людей, не имеющих социальных навыков, является начало разговора, особенно с людьми, с которыми они не знакомы.

Флеминг (2013) описывает полезный метод для людей, которым трудно начать разговор. Метод ARE можно использовать, чтобы начать разговор и понять интересы человека, чтобы способствовать установлению прочных отношений.

  • Якорь:
    Свяжите разговор с вашей общей реальностью (например, с общими интересами) или с обстановкой, в которой вы столкнулись с человеком.
  • Раскройте:
    Расскажите о личном контексте, чтобы углубить связь между вами и другим человеком.
  • Поощряйте:
    После того, как вы дали им некоторый контекст, дайте другому человеку положительное подкрепление, чтобы побудить его поделиться.

Этот рабочий лист Начало беседы – Метод ARE помогает участникам пройти каждый этап процесса ARE. В нем также приводятся примеры того, как метод ARE можно включить в типичный разговор и использовать в качестве действенной стратегии в мероприятиях по обучению социальным навыкам.

Руководство по светской беседе: начало разговора и ответы предоставляет обзор идей для разговора, которые помогут начать любой разговор, независимо от обстановки.

После развития способности начать разговор, способность проявлять уверенность и понимать свои пределы имеет важное значение для обеспечения четкого общения.

Эти рабочие листы по различным способам вежливо сказать «нет» и использовать высказывания «я» в разговоре облегчают напористое общение и дают клиентам уверенность в установлении личных ограничений.

Топ 2 ресурсов и рабочих листов

Решение проблем – еще один навык, который люди, обращающиеся за терапией социальных навыков, часто хотят развивать дальше.

Отсутствие возможности научиться копинг-стратегиям и трудности с эмоциональной регуляцией связаны с тревогой и низкими способностями к решению проблем (Андерсон и Казантзис, 2008).

Отсутствие у человека способности решать проблемы в социальных ситуациях значительно влияет на его способность находить разумные решения типичных социальных проблем, что, в свою очередь, заставляет его избегать более сложных социальных ситуаций.

Практика решения социальных проблем является ключевым компонентом обучения социальным навыкам. Этот рабочий лист по решению социальных проблем позволяет вашим клиентам определить проблемы, с которыми они сталкиваются, и оценить потенциальные решения от низкой до высокой эффективности.

Основываясь на рейтинге, терапевты могут инструктировать клиентов практиковать свои социальные рассуждения во время сеансов. Практика этих навыков укрепляет доверие клиентов и увеличивает вероятность того, что они получат доступ к этим решениям под давлением.

Аналогичным образом рабочий лист «Воображение решений социальных проблем» реализует связанный процесс, но предлагает участникам участвовать в деятельности по визуализации. Во время визуализации у участников есть возможность представить, что они сказали бы или сделали, и подумать о том, что они узнали, и почему решение, которое они выбрали, было лучшим для этой конкретной проблемы.

4 Проницательные видео и подкасты

Дополнение моделирования и практических занятий интерактивными аудиовизуальными средствами, такими как подкасты и видео, является важной практикой для обеспечения того, чтобы пациенты, обращающиеся за обучением социальным навыкам, получали различные перспективы для развития своего социального интеллекта.

Ниже мы предоставили ресурсы, чтобы помочь вашим клиентам с различными социальными навыками и ситуациями.

Видео

Путеводитель по социальной свободе для интроверта – Каспарс Брейдакс

Это выступление на TEDx посвящено рекомендациям для самоидентифицирующих себя интровертов. В этом видео Брейдакс описывает интроверсию как возможность, а не как слабость.

Основываясь на своем опыте переезда из маленького городка в большой город и, в конце концов, начав импровизировать комедию, он разработал семинар, чтобы помочь интегрировать принципы импровизации в обучение социальным навыкам.

На его семинарах основное внимание уделяется установлению контактов через зрительный контакт и преодолению застенчивости путем тренировки мышц светской беседы. Исходя из своего опыта, он рекомендует вам сказать «да» себе, прежде чем говорить «да» другим. Брейдакс теоретизирует, что только развивая наше осознание наших собственных истинных эмоций и мыслей, мы можем чувствовать себя более комфортно, взаимодействуя с другими.

Это видео полезно, если вашим пациентам нужны практические советы по улучшению их взаимодействия с незнакомыми людьми, и является отличным дополнением к некоторым нашим рабочим листам по развитию навыков светской беседы.

10 способов улучшить беседу – Селеста Хедли

Это выступление на TEDx посвящено тактикам, позволяющим вести более эффективные беседы. В своем выступлении на TED Хедли подчеркивает важность честности, ясности и умения слушать других и себя.

Хедли делится своими идеями о том, как говорить и слушать других, уделяя особое внимание поддержанию четкого, связного разговора и важности четкого, прямого общения.

Она утверждает, что технологии помешали развитию навыков межличностного общения, заявляя, что беседа — это искусство, которое принципиально недооценивают и которому следует уделять больше внимания, особенно среди маленьких детей.

Основная мысль, которую пытается донести Хедли, это избегать многозадачности и напыщенности во время разговора. Людям, которые борются с активным слушанием и поддержанием разговора, будут полезны советы, которые она предлагает в этом видео, поскольку она использует те же самые принципы, когда берет интервью у своих радиогостей, чтобы убедиться, что она получает максимальную отдачу от их выступлений.

Она особенно подчеркивает важность постоянного присутствия во время разговора и слушания кого-то, что особенно подчеркивается при обучении социальным навыкам.

 

Программа PEERS в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, что означает «Программа обучения и обогащения навыков общения», представляет собой 16-недельную программу, которая обучает социальным навыкам, включая советы по свиданиям. Подробнее о программе:

  • Занятия социальными навыками приносят долговременную пользу взрослым с аутизмом
  • Эта программа обучает социальных навыков молодых людей с аутизмом

Советы от нашего сообщества

Мы обратились к семьям Autism Speaks за советами и идеями по развитию социальных навыков. Одна мама поделилась,

Мой сын играет в игры социальной терапии в местной группе социальных навыков, где ему разрешают практиковаться со сверстниками. У него есть возможность спросить, почему определенные социальные навыки важны в безопасном и поддерживающем пространстве.

Узнайте больше идей по улучшению социальных навыков от нашего сообщества здесь.

Выполните поиск в нашем Справочнике, чтобы найти программы социальных навыков в вашем сообществе.

Использование персонализированных обучающих историй

Людям с аутизмом полезно иметь информацию, представленную визуально, например, в виде диаграммы, буклета или электронного устройства. Использование персонализированных обучающих историй наглядно помогает людям с аутизмом узнать, чего ожидать в разных ситуациях, и узнать, что от них ожидается в этих ситуациях.

Благодаря картинкам и простому языку эти истории могут сделать повседневные социальные ситуации более предсказуемыми для людей с аутизмом, а также дать им стратегии для более эффективного выхода из этих ситуаций.

Autism Speaks в партнерстве с лабораторией READI Вашингтонского университета и Microsoft Office предоставили эту серию персонализированных шаблонов для родителей и терапевтов, чтобы они могли адаптировать их для объяснения социальных ситуаций людям с аутизмом.

Персонализируйте шаблоны с помощью собственных фотографий, чтобы объяснить, чего ожидать и как действовать в различных повседневных ситуациях. Индивидуальные рассказы :

  • Поход в ресторан
    Помогите ребенку узнать, чего ожидать, когда он идет в ресторан.
  • Поход в магазин
    Помогите объяснить ребенку, чего ожидать, когда ваша семья пойдет в магазин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *