ВОПРОС ╣ 1 Современная психология предмет, задачи, структура, место в системе наук
3
Вопрос № 1
Современная психология: предмет, задачи, структура, место в системе наук.
Психика как предмет современной психологии
Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.
Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.
Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.
Мозг и физико-химические процессы протекающие в нервной системе — материальны, а сама психика нематериальна, она результат этих процессов.
Функции психики:
регуляция поведения и деятельности человека
отражение
Отражение — это многоуровневый активный процесс переработки информации об объекте отражения и создания адекватной модели этого объекта.
Три основные формы, или уровня отражения:
физическое отражение, например отражение света и звука.
физиологическая форма отражения является функцией живой материи.
психическое отражение – отражение объективного мира в его связях и взаимоотношениях, субъективный образ объективного мира, возникающий в процессе взаимодействия человека с другими людьми и окружающей средой.
Структура психики: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.
Психические процессы включают познавательные (когнитивные) процессы, эмоциональные процессы, волевые процессы.К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение; с их помощью мы постигаем мир и самих себя.
Волевые процессы — мотивы, стремления, желания, принятие решений. Воля обеспечивает регуляцию поведения.
Эмоциональные процессы — чувства, эмоции. Чувства, эмоции отражают переживание человеком отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей жизни.
Психические состояния личности – целостные ее проявления, отражающие общий внутренний настрой, характеризующий уровень ее активности.
К ним относятся, например: любознательность, собранность, рассеянность, пассивность, уверенность и т.д.
Психические свойства личности – устойчивые психические ее особенности: направленность, мотивация, темперамент, характер, способности.
К психическим свойствам личности относятся:
темперамент;
направленность;
способности;
характер.
Сознание – высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития.
Основными задачами современной психологии являются:
изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;
изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений;
содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику.
Основные методологические принципы
Принцип детерминизма — зависимость психических явлений от производящих их факторов (биологических, социальных).
Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности, которая является формой активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.
Принцип целостности.
Принцип развития. позволяет рассматривать психику как продукт развития и в процессе развития.
Отрасли современной психологии
Научная психология разделяется на фундаментальную и прикладную.
Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности. Отрасли фундаментальной психологии:
общая психология изучает теоретические и методологические основы предмета психологии, общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека, познавательных и эмоциональных процессов, регуляции деятельности и психических состояний личности.
психология личности изучает социально обусловленные качества человека, общие закономерности развития его способностей, темперамента, характера, мотивации, самосознания.
дифференциальная психология изучает индивидуальные психофизиологические различия между людьми.
психофизиология изучает взаимосвязь психики с физиологическими процессами организма и деятельностью ЦНС.
нейропсихология изучает анатомо-физиологические основы высших психических функций.
социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, психологические характеристики этих групп.
психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности.
специальная психология (или психология аномального развития) занимается изучением психологических проблем, связанных с отклонением от нормального развития.
зоопсихология – наука о психике животных.
сравнительная психология занимается изучением общего и различного в психической деятельности человека и животных, проблемы соотношения социального и биологического в поведении человека.
Прикладная психология исследует общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей.
Отрасли прикладной психологии:педагогическая психология – наука о закономерностях обучения и воспитания человека.
клиническая психология изучает роль психики в возникновении и протекании болезней.
экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми.
психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека.
психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов.
Связь психологии с другими науками.
Психология связана с
2. философией — это теоретическая основа, база для психологии.
3. естественными науками — биологией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью них можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, лежащие в основе психики.
4. с гуманитарными науками (социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимодействия личности и ее ближайшего окружения.
5. с медициной – изучение проблемы нарушения психической деятельности, особенностей взаимодействия врача и пациента, диагностика и лечение ряда заболеваний.
Предмет и задачи психологии
Психология , как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.
Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».
Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.
Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействия объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познают законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие , чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности.
Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности. Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона:
1. конкретной деятельности;
2. развития;
3. отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).
Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.
Общая психология
- Высшая нервная деятельность
- Высшие психические функции
- Деятельность
- Жизнь
- Знания, умения, навыки, привычки
- Индивидуальные различия
- Культурно-историческая концепция
- Личность
- Материальное и идеальное
- Методологические основы изучения человека
- … и другое
Перспективы современной психологии (теоретические подходы)
В современной психологии существуют различные подходы.
Подход – это перспектива (т. е. точка зрения), которая включает в себя определенные предположения (т. е. убеждения) о человеческом поведении: о том, как они функционируют, какие их аспекты заслуживают изучения и какие методы исследования подходят для проведения этого исследования.
В рамках одного подхода может существовать несколько различных теорий, но все они имеют общие допущения.
Пять основных аспектов психологии: биологический, психодинамический, поведенческий, когнитивный и гуманистический.
Вы можете задаться вопросом, почему существует так много различных психологических подходов и является ли один подход правильным, а другой неправильным.
Большинство психологов согласились бы с тем, что ни один из подходов не является правильным, хотя в прошлом, на заре психологии, бихевиористы сказали бы, что их точка зрения является единственно подлинно научной.
Каждый подход имеет свои сильные и слабые стороны и привносит что-то новое в наше понимание человеческого поведения. По этой причине важно, чтобы у психологии были разные взгляды на понимание и изучение поведения человека и животных.
Ниже приводится краткое изложение шести основных психологических подходов (иногда называемых точками зрения) в психологии.
В этой статье
Бихевиористская точка зрения
Если ваше неспециалистское представление о психологии всегда было о людях в лабораториях, одетых в белые халаты и наблюдающих, как несчастные крысы пытаются преодолеть лабиринты, чтобы добраться до своего обеда, то вы, вероятно, думаете о поведенческая психология.
Бихевиоризм отличается от большинства других подходов, потому что они рассматривают людей (и животных) как контролируемых их окружением и, в частности, что мы являемся результатом того, чему мы научились в нашем окружении. Бихевиористская точка зрения связана с тем, как факторы окружающей среды (называемые стимулами) влияют на наблюдаемое поведение (называемое реакцией).
Бихевиористская точка зрения предлагает два основных процесса, посредством которых люди учатся у своего окружения: классическое обусловливание и оперантное обусловливание. Классическое обусловливание предполагает обучение через ассоциации, а оперантное обусловливание предполагает обучение на последствиях поведения.
Классическое обусловливание (ОК) изучал русский психолог Иван Павлов. Изучая естественные рефлексы и нейтральные раздражители, ему удалось научить собак выделять слюну на звук колокольчика посредством повторения, связанного со звуком колокольчика и едой.
Принципы КК применялись во многих методах лечения. К ним относятся систематическая десенсибилизация при фобиях (постепенное одновременное воздействие раздражителя, которого боятся) и терапия отвращения.
Б. Ф. Скиннер исследовал оперантное обусловливание произвольного и непроизвольного поведения. Скиннер считал, что некоторое поведение можно объяснить мотивами человека. Следовательно, поведение возникает по какой-то причине, и тремя основными методами формирования поведения являются положительное подкрепление, отрицательное подкрепление и наказание.
Бихевиоризм также верит в научную методологию (например, контролируемые эксперименты) и в то, что следует изучать только наблюдаемое поведение, потому что его можно объективно измерить. Бихевиоризм отвергает идею о том, что люди обладают свободой воли, и считает, что все поведение определяется окружающей средой. Бихевиоризм — это научное исследование наблюдаемого поведения, основанное на том, что поведение может быть сведено к выученным единицам S-R (стимул-реакция).
Бихевиоризм подвергался критике за недооценку сложности человеческого поведения. Во многих исследованиях использовались животные, которых трудно обобщить на людей, и это не может объяснить, например, скорость, с которой мы усваиваем язык. Должны быть задействованы биологические факторы.
Психодинамическая перспектива
Кто не слышал о Зигмунде Фрейде? Так много проявлений нашей повседневной жизни исходит из теорий психоанализа Фрейда — подсознание, отрицание, вытеснение и анальная личность, и это лишь некоторые из них.
Фрейд считает, что события в нашем детстве могут оказать существенное влияние на наше поведение во взрослом возрасте. Он также считал, что у людей мало свободы воли, чтобы делать выбор в жизни. Вместо этого наше поведение определяется бессознательным и детскими переживаниями.
Психоанализ Фрейда — это и теория, и терапия. Это оригинальная психодинамическая теория, вдохновившая таких психологов, как Юнг и Эриксон, на разработку собственных психодинамических теорий. Работа Фрейда обширна, и он внес большой вклад в психологию как дисциплину.
Фрейд, основатель психоанализа, объяснял, что человеческий разум подобен айсбергу, только небольшая его часть видна, что является нашим наблюдаемым поведением, но именно бессознательный, погруженный в себя разум оказывает наибольшее глубинное влияние на наше поведение. Фрейд использовал три основных метода доступа к бессознательному: свободные ассоциации, анализ сновидений и оговорки.
Он считал, что бессознательный разум состоит из трех компонентов: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго». «Ид» содержит два основных инстинкта: «Эрос», который является инстинктом жизни, который включает в себя самосохранение, и секс, который подпитывается силой энергии «либидо». «Танатос» — это инстинкт смерти, чьи энергии, поскольку они менее сильны, чем у «Эроса», направляются от нас самих и направляются на агрессию по отношению к другим.
«Ид» и «Супер-Эго» постоянно конфликтуют друг с другом, и «Эго» пытается разрешить этот разлад. Если этот конфликт не разрешен, мы склонны использовать защитные механизмы, чтобы уменьшить нашу тревогу. Психоанализ пытается помочь пациентам разрешить их внутренние конфликты.
Одним из аспектов психоанализа является теория психосексуального развития Фрейда. Он показывает, как ранние переживания влияют на взрослую личность. Стимуляция различных областей тела важна по мере того, как ребенок проходит через важные этапы развития. Слишком много или слишком мало могут иметь плохие последствия позже.
Наиболее важной стадией является фаллическая стадия, когда фокус либидо сосредоточен на гениталиях. На этом этапе маленькие мальчики испытывают «комплекс Эдипа», а девочки — «комплекс Электры». Эти комплексы приводят к тому, что дети идентифицируют себя со своими родителями того же пола, что позволяет им научиться поведению, соответствующему полу, и моральному кодексу поведения.
Однако его критиковали за то, что он слишком подчеркивает важность сексуальности и недооценивает роль социальных отношений. Теория не научна и не может быть доказана, поскольку она замкнута. Тем не менее, психоанализ внес большой вклад в психологию, поскольку он побудил многих современных теоретиков изменить его к лучшему, используя его основные принципы, но устраняя его основные недостатки.
Гуманистическая перспектива
Гуманистическая психология — это психологическая перспектива, которая делает упор на изучение человека в целом (известный как холизм). Психологи-гуманисты смотрят на человеческое поведение не только глазами наблюдателя, но и глазами того, кто действует.
Психологи-гуманисты считают, что поведение человека связано с его внутренними чувствами и представлением о себе. Гуманистическая точка зрения основывается на представлении о том, что каждый человек уникален и индивидуален и имеет свободную волю измениться в любой момент своей жизни.
Гуманистическая точка зрения предполагает, что каждый из нас несет ответственность за собственное счастье и благополучие как людей. У нас есть врожденная (т. е. врожденная) способность к самоактуализации, которая является нашим уникальным желанием реализовать свой наивысший потенциал как людей.
Из-за такой сосредоточенности на человеке, его личном опыте и субъективном восприятии мира гуманитарии считали научные методы неподходящими для изучения поведения.
Две самые влиятельные и устойчивые теории гуманистической психологии, возникшие в 1950-х и 1960-х годах, принадлежат Карлу Роджерсу и Абрахаму Маслоу.
Когнитивная перспектива
Психология была официально оформлена как наука в 1879 году Вильгельмом Вундтом, основавшим первую психологическую лабораторию.
Его инициативе вскоре последовали другие европейские и американские университеты. Эти ранние лаборатории с помощью экспериментов исследовали такие области, как память и сенсорное восприятие, которые Вундт считал тесно связанными с физиологическими процессами в мозге.
Все движение развилось от ранних философов, таких как Аристотель и Платон. Сегодня этот подход известен как когнитивная психология.
Когнитивная психология вращается вокруг представления о том, что если мы хотим узнать, что заставляет людей тикать, то нужно выяснить, какие процессы на самом деле происходят в их сознании. Другими словами, психологи с этой точки зрения изучают познание, которое представляет собой «ментальный акт или процесс, посредством которого приобретается знание» 9.0003
Когнитивная точка зрения связана с «умственными» функциями, такими как память, восприятие, внимание и т. д. Она рассматривает людей как похожих на компьютеры в том, как мы обрабатываем информацию (например, ввод-процесс-вывод). Например, и человеческий мозг, и компьютеры обрабатывают информацию, хранят данные и имеют процедуру ввода и вывода.
Это побудило когнитивных психологов объяснить, что память состоит из трех стадий: кодирования (где информация принимается и обрабатывается), хранения (где информация сохраняется) и извлечения (где информация вспоминается).
Это чрезвычайно научный подход, обычно использующий лабораторные эксперименты для изучения человеческого поведения. Когнитивный подход имеет множество применений, включая когнитивную терапию и показания очевидцев.
Биологическая психология
Биологическая точка зрения утверждает, что все мысли, чувства и поведение в конечном счете имеют биологическую причину. Это одно из основных направлений психологии, которое включает в себя такие вещи, как изучение мозга, генетики, гормонов, иммунной и нервной систем.
Теоретики биологической перспективы, изучающие поведенческую геномику, рассматривают вопрос о том, как гены влияют на поведение. Теперь, когда геном человека нанесен на карту, возможно, мы когда-нибудь более точно поймем, как ДНК, которую мы наследуем, влияет на поведение. Биологические факторы, такие как хромосомы, гормоны и мозг, оказывают существенное влияние на поведение человека, например пол.
Биологический подход предполагает, что большая часть поведения передается по наследству и имеет адаптивную (или эволюционную) функцию. Например, в первые недели после рождения ребенка уровень тестостерона у отцов падает более чем на 30 процентов.
Имеет эволюционную функцию. Мужчины, лишенные тестостерона, с меньшей вероятностью будут блуждать в поисках новых партнеров для оплодотворения. Они также менее агрессивны, что полезно, когда рядом есть ребенок.
Биологические психологи объясняют поведение с точки зрения неврологии, т. е. физиологии и структуры мозга и того, как это влияет на поведение.
Многие биологические психологи концентрировались на ненормальном поведении и пытались его объяснить. Например, биологические психологи считают, что на шизофрению влияет уровень дофамина (нейромедиатора).
Эти открытия помогли психиатрии взлететь и облегчить симптомы психических заболеваний с помощью лекарств. Однако Фрейд и другие ученые утверждают, что это лечит только симптомы, а не причину.
Здесь психологи, занимающиеся вопросами здоровья, берут на вооружение результаты биологических психологов и рассматривают вовлеченные факторы окружающей среды, чтобы получить более полную картину.
Эволюционная психология
Центральным утверждением эволюционной психологии является то, что мозг (и, следовательно, разум) развился для решения проблем, с которыми сталкивались наши предки-охотники-собиратели в период верхнего плейстоцена более 10 000 лет назад.
Эволюционный подход объясняет поведение с точки зрения избирательного давления, которое формирует поведение. Считается, что большинство моделей поведения, которые мы видим/демонстрируем, развились во время нашей EEA (среды эволюционной адаптации), чтобы помочь нам выжить.
Наблюдаемое поведение, вероятно, развилось, потому что оно является адаптивным. Это был естественный отбор, то есть особи, которые лучше всего приспособлены к выживанию и размножению. поведение может быть даже выбрано половым путем, т. Е. Люди, которые наиболее успешно получают доступ к партнерам, оставляют после себя больше потомства.
Таким образом, разум оснащен «инстинктами», которые позволяли нашим предкам выживать и размножаться.
Преимущество этого подхода в том, что он может объяснить поведение, которое кажется дисфункциональным, например, анорексию, или поведение, которое не имеет большого смысла в современном контексте, например, нашу биологическую реакцию на стресс, когда мы обнаруживаем, что в банке слишком много денег.
Перспективы Заключение
Итак, в заключение, в психологии так много разных точек зрения, чтобы объяснить разные типы поведения и дать разные точки зрения. Ни одна перспектива не имеет объяснительной силы по отношению к остальным.
Только со всеми различными типами психологии, которые иногда противоречат друг другу (споры о природе и воспитании), пересекаются друг с другом (например, психоанализ и детская психология) или строятся друг на друге (биологическая психология и психология здоровья), мы можем понять и создать эффективные решения при возникновении проблем, чтобы у нас было здоровое тело и здоровый дух.
Тот факт, что существуют разные точки зрения, свидетельствует о сложности и богатстве человеческого (и животного) поведения. Научный подход, такой как бихевиоризм или когнитивная психология, имеет тенденцию игнорировать субъективный (то есть личный) опыт людей.
Гуманистическая точка зрения признает человеческий опыт, но в значительной степени за счет ненаучности своих методов и способности предоставлять доказательства. Психодинамическая точка зрения слишком сильно концентрируется на бессознательном и детстве. Таким образом, он упускает из виду роль социализации (которая различна в каждой стране) и возможность свободы воли.
Биологическая перспектива сводит человека к набору механизмов и физических структур, которые явно необходимы и важны (например, гены). Однако он не учитывает сознание и влияние окружающей среды на поведение.
7 перспектив современной психологии
Когда дело доходит до применения психологии в терапевтических условиях, существует больше школ мысли, чем вы можете предположить на первый взгляд. Помимо стандартных упоминаний Фрейда и Юнга, о которых известно большинству людей, на самом деле существует семь психологических точек зрения (в современной психологии), каждая из которых имеет свои преимущества и способы применения в терапии. Ни один из них не обязательно лучше другого. Каждый из них может быть более подходящим в других ситуациях, чем другие. Эти взгляды представляют современный спектр психологии, но, несомненно, будут пересмотрены и дополнены в ближайшие десятилетия, поскольку мы будем вносить изменения в то, как мы живем.
1. Психодинамическая перспектива
Психодинамическая перспектива уходит своими корнями в работу Зигмунда Фрейда. Этот особый взгляд психологии заключается в том, что бессознательный разум отвечает за большую часть нашего поведения в настоящем. Утверждается, что это имеет свои корни в нашем развитии в раннем детстве и любых травмах, которые мы можем испытать или не испытать из-за дисфункционального характера нашего воспитания. Отсюда произошли самые ранние формы терапии беседой, известной как психодинамическая терапия. Это исследует ид, эго и суперэго. По сути, это включает в себя установление связи между вашим подсознанием и вашими действиями, которая распространяется на ваши эмоции, отношения и модели мышления. Это очень долгосрочный подход к терапии, и хотя он не как , распространенный сегодня, он все еще может быть полезным терапевтическим подходом, который может помочь в лечении депрессии, тревоги, расстройств пищевого поведения, злоупотребления психоактивными веществами и множества других состояний.
2. Поведенческая перспектива
Как следует из названия, поведенческая психология фокусируется на изучении поведения, которое мы приобретаем благодаря окружающей среде, группе сверстников или любым другим внешним раздражителям. Этот подход был основан на работе Эдварда Торндайка и Джона Б. Уотсона. Бихевиоризм отличается от большинства других точек зрения в этом списке, поскольку он фокусируется на наблюдаемом поведении, а не на нашем эмоциональном ландшафте. Таким образом, поведенческая терапия представляет собой ориентированный на действия подход к психическому здоровью. Он более активен и практичен по сравнению с другими терапевтическими моделями. В поведенческой среде вы не будете говорить о своих эмоциях или копаться в своей психике, а вместо этого сосредоточитесь на том, как вы можете изменить свои реакции на определенные ситуации и модели вашей жизни, которые вызывают у вас стресс. Поведенческая терапия наиболее эффективна для лечения фобий, расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами, СДВГ, ОКР и многого другого.
3. Когнитивная перспектива
Когнитивная перспектива, пожалуй, наиболее распространена сегодня из всех перечисленных здесь. Он возник в 1960-х годах и фокусируется на психических процессах, таких как память, мышление, решение проблем, язык и принятие решений. Все это формирует модель, которая сегодня стала когнитивно-поведенческой терапией (КПТ). В некотором смысле когнитивно-поведенческая терапия представляет собой гибрид поведенческой терапии, поскольку она побуждает вас находить практические, основанные на навыках решения ваших текущих проблем. Под руководством вашего терапевта вы определите негативные модели и узнаете, как они негативно влияют на вас. Оттуда вы изучите способы замены этих старых самоограничивающих убеждений и способов действий поведением, которое более полезно и полезно для вашего общего роста. Было показано, что КПТ эффективна при лечении таких состояний, как депрессия, биполярное расстройство, тревога, фобии, расстройства пищевого поведения и бессонница.
4. Биологическая перспектива
Биологическая перспектива в меньшей степени относится к прямому терапевтическому подходу и больше связана с изучением того, как наши гены могут влиять на наше поведение. Такими переменными, которые могут влиять на то, как мы взаимодействуем с миром, являются хромосомы, гормоны и мозг. Этот подход больше фокусируется на коллективном поведении, которое мы демонстрируем, и на том, почему определенные состояния могут развиваться в макромасштабе, а не в отношениях между клиентом и терапевтом. Например, в одном исследовании изучались последствия снижения уровня тестостерона у отцов новорожденных сразу после их рождения. Это двоякое явление: мужчины ищут новых партнеров (измена), а также становятся менее агрессивными, что полезно при рождении новорожденного ребенка.
5. Кросс-культурная перспектива
Кросс-культурная область психологии – это новая отрасль, которая набрала обороты за последние двадцать лет. Название довольно буквальное, поскольку оно исследует, как разные культуры могут влиять на то, как люди думают, действуют и чувствуют. Опять же, как и в случае с биологической точки зрения, это не имеет прямого отношения к какому-либо терапевтическому подходу, а вместо этого представляет собой набор руководящих принципов, которые можно использовать в качестве дополнительного наложения, чтобы помочь определить направление сеанса, где это необходимо, или помочь добавить некоторый контекст. . Это полезно, например, если вы приходите на терапию и принадлежите к культуре, которая носит коллективистский характер и, возможно, опирается на строгую патриархальную иерархию. Это часто может быть проблемой для людей, живущих в западных странах и являющихся потомками иммигрантов в 1-м поколении, которые все еще придерживаются обычаев своей первоначальной родины. Это приводит к столкновению культур в смысле индивидуалистического — западного — подхода, отвечающего более консервативным коллективистским идеалам.
6. Эволюционная перспектива
Эволюционная психология – это еще одно направление, основанное на исследованиях. Он фокусируется на том, как теория эволюции объясняет наши психологические процессы. Таким образом, эта точка зрения предполагает, что определенные поведенческие реакции существуют как пережитки, которые когда-то были необходимы в недавнем прошлом и которые мы, возможно, уже переросли. Основные принципы этой ветви мышления гласят: ваш мозг — это средство, с помощью которого вы получаете инструкции вести себя в зависимости от окружающей среды. Нейронная схема в вашем мозгу помогает вам решать проблемы, и эта схема создавалась в результате естественного отбора на протяжении многих поколений. Большая часть вашего психологического поведения определяется вашим подсознанием, а ваш разум основан на адаптивных изменениях, которые впервые произошли в эпоху плейстоцена.
7. Гуманистическая перспектива
Большое влияние на гуманистический подход оказали работы Абрахама Маслоу и его иерархии потребностей. Эта модель подчеркивает роль мотивации в вашем мыслительном процессе. Таким образом, психологи, работающие в этой области, в первую очередь озабочены тем, что заставляет людей расти, меняться и реализовывать свой уникальный потенциал. Таким образом, гуманистическая терапия направлена на понимание вашего мировоззрения в связи с вашей системой ценностей. Но в более широком смысле этот подход также фокусируется на том, как вы можете развить самопринятие, чтобы вы могли преодолеть прямую или косвенную критику со стороны других. В некотором смысле, речь идет о повышении самооценки и о том, чтобы стать больше самим собой. Некоторые из таких методов лечения, которые включают гуманистический подход, включают гештальт-терапию, в которой упор делается на ролевые игры, и клиент-центрированную терапию, также известную как личностно-ориентированная терапия.