Как развить дикцию и научиться правильно дышать?
27 августа 2020Ответы
Отвечает ведущая подкастов Лайфхакера.
Поделиться
0Этот вопрос прислал наш читатель. Вы тоже можете задать свой вопрос Лайфхакеру — если он будет интересным, мы обязательно ответим.
Как развить голос: дикцию, дыхание?
Анонимно
Ирина Рогава
Ведущая подкастов Лайфхакера, тренер по публичным выступлениям.
Как улучшить дикцию
Если у вас есть значительные дефекты речи (шепелявость или картавость) и они вас не устраивают — обратитесь к дефектологу. Грамотный специалист исправит их за несколько сеансов.
Если же выдающихся дефектов нет и вам просто хочется говорить красиво, помогут упражнения для артикуляции.
Артикуляция — работа органов речи, в результате которой мы можем произносить звуки. Органов артикуляции, которые можно тренировать, всего три — нижняя челюсть, губы и язык.
Вот самые простые упражнения для этого:
- Для нижней челюсти: говорение с карандашом.
Возьмите обычный карандаш и прикусите его зубами — нужно поместить его после резцов. Чтобы понять, правильно ли он лежит, нужно произнести звук «р». Если получится сделать это чётко, значит, постановка правильная. Поговорите так в течение двух минут.
- Для губ: улыбка. В течение двух минут растягивайте губы в улыбке. Сначала медленно, затем увеличивайте темп.
- Для языка: уколы. Напрягите язык и делайте «уколы» в щёки. 10 раз в одну сторону, 10 раз в другую. Ещё в улучшении дикции помогают скороговорки. Самые крутые можно посмотреть в нашей подборке.
Как развить дыхание
Развивать дыхание необходимо, чтобы речь была ровной, плавной, без лишних шумов — глубоких вдохов, прерывающих предложение, громких выдохов, покряхтываний.
Правильным считается дыхание носом. Во-первых, это естественнее. Во-вторых, эстетичнее: дыхание через нос не такое шумное. Также не забывайте, что правильное дыхание — диафрагмальное.
Диафрагма — это мыщца между грудной и брюшной полостью. Когда вы дышите грудью, звук получается необъёмным и глухим. При диафрагмальном дыхании же голос более богатый, объёмный, с доверительной интонацией.
Различные техники для развития дыхания можно посмотреть в этой статье.
Читайте также 🧐
- Как изменить свою речь, чтобы казаться более уверенным
- Как стать диктором?
- 13 простых упражнений для развития голоса
Как выработать хорошую дикцию — Психологос
Фильм «Скороговорка»
Дикция — это ясное, отчётливое произношение; это степень точности, отчетливость произношения фонем и морфем, слов и фраз, определяющих разборчивость речи и, следовательно, ее понимание другими людьми. Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.
Хорошая дикция необходима всем и всегда, при устройстве на работу и в общении с друзьями, но особенно много хорошая дикция значит для оратора, лектора, певца и актёра. Что же нужно сделать, над чем поработать, что бы наша дикция отвечала нужным требованиям?
В Университете практической психологии этому посвящено несколько обязательных упражнений, которые студенты отрабатывают в течение года, а также два полных тренинговых дня.
Для начала – разминка.
Фильм «Театральный центр Русская Речь»
Берете в зубы карандаш и произносите какую-либо фразу, слов на 10-15, крепко сжимая карандаш зубами. Потом вынимаете карандаш и произносите ту же самую фразу.
Почувствуйте разницу! Челюсть, язык, губы, дорвавшись до свободы, начинают работать не шаляй-валяй, как обычно, а очень точно и аккуратно!
Потом работаете с новой фразой. Чтобы не думать над текстом, можно взять для упражнения любое стихотворение.
Двух-трех минут такой разминки достаточно, чтобы настроить себя на четкую артикуляцию. Как размялись, переходим к основной части!
Упражнение 1. Тренируйтесь скороговорками
В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой:
– Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придёт бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл!
Но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но, грех – не смех, не уложить в орех. О Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей.
Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошёл, саше на шоссе Саша нашёл.
Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту ещё и три ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдёт к Лавру на Фрола Лавру наврёт, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа – ежата, а у него высокопоставленный гость унёс трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всём о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортёра констатировал:
– Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.
К такому произношению скороговорок нужно стремиться. Начните с произношения скороговорок в обычном темпе, причём лучше с простых. Четко выговаривая все сочетания звуков. Далее темп нужно увеличить. Когда вы без труда сможете их произносить, переходите к более сложным конструкциям. Усложнить данное упражнение можно следующим образом: помните, как героиня фильма “Карнавал” вырабатывала дикцию? Правильно, читала скороговорки с орехами во рту. Это является классическим упражнением для выработки правильной дикции
Упражнение 2. Слушайте себя
Почти каждый человек услышав свой голос, записанный и воспроизведенный на аудиозаписи, захочет его улучшить. Используйте для контроля и отработки звучания своего голоса диктофон. Выбирайте отрезки из книг и читайте вслух, делая аудиозапись. Потом прослушайте. Скорее всего, сначала вам не понравится, как вы прочли отрывок, поэтому читайте и записывайте до тех пор, пока ваше произношение не покажется вам идеальным.
Упражнение 3. Тренируйте диафрагму
Иногда, при долгом разговоре, у некоторых не хватает дыхания, чтобы закончить предложение. Это придаёт речи обрывистость и смазывает впечатление. Чтобы дыхания хватало на даже самое длинное предложение, тренируйте диафрагму. Для этого сделайте вдох и на выдохе просто тяните любую гласную букву пока не кончится дыхание. Повторяйте это упражнение несколько раз в день. Когда продержать гласную в течение секунд 25 не будет составлять для Вас труда, попробуйте менять высоту голоса. Еще один способ – надувать воздушные шарики.
Упражнения от Татьяны Струниной
Комплекс упражнений для хорошей дикции и артикуляции. Я сама обычно эти упражнения делаю, когда принимаю утренний душ.
Все упражнения необходимо делать с удовольствием, без спешки, слегка утрируя произношение.
1. Би-би-би-б, бэ-бэ-бэ-б, ба-ба-ба-б, бо-бо-бо-б, бу-бу-бу-б, бы-бы-бы-б.
Ди-ди-ди-д, дэ-дэ-дэ-д, да-да-да-д, до-до-до-д, ду-ду-ду-д, ды-ды-ды-д.
И другие согласные в сочетании с гласными и, э, а, о, у, ы.
2. Бги-пки, бгэ-пкэ, бга-пка, бго-пко, бгу-пку, бгы-пкы.
Пки-бги, пкэ-бгэ, пка-бга, пко-бго, пку-бгу, пкы-бгы.
Вздри-фстри, вздрэ-фстрэ, вздра-фстра, вздро-фстро, вздру-фстру, вздры-фстры.
Фстри-вздри, фстрэ-вздрэ, фстра-вздра, фстро-вздро, фстру-вздру, фстры-вздры.
3. Сыворотка из-под простокваши. — 10 раз, хорошо укрепляет мышцы, необходимые для улыбки.
4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа. – тоже 10 раз, укрепляет мышцы губ.
5. Повар Петр и повар Павел. Павел пёк, а Петр парил.
Петр парил, Павел пёк. Повар Павел, повар Петр.
6. На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.
О любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня. — Произносить на одном тоне, а затем повышая на 1-2 тона или понижая на 1-2 тона.
Упражняйтесь каждый день и все “фефекты вечи” будут устранены.
Всем успехов!
Рекомендуем тренинги Дмитрия Устинова:
- ИСКУССТВО РЕЧИ: риторика и ораторское мастерство
- ПОБЕДИТЕЛИ: психология влияния и харизмы
- БОЕВАЯ РИТОРИКА: Слово как Оружие
- StoryTelling по-русски. Как создавать и рассказывать истории
Подробности по телефонам:
+7 (499) 705-5695
+7 (925) 602-4430
Как улучшить свою речь
Мы учим детей писать, но не говорить. Вот почему очень немногие знают, как улучшить собственную речь.
К счастью, я могу помочь вам улучшить вашу речь.
Я случайно научился улучшать свою. Как ведущий подкастов, я провожу много времени, слушая собственный голос. Я сам слушаю критику, редактирую подкасты или переслушиваю старые эпизоды для развлечения. Поначалу слушать собственный голос раздражает. Я испытал это. Но через какое-то время к этому привыкаешь.
Улучшение речи делится на две категории: (1) что перестать делать и (2) что начать делать.
Ведро №1: Что перестать делать
У Нассима Талеба есть принцип под названием V ia Negativa. Идея обманчиво проста.
Талеб определяет Via Negativa следующим образом:
«В жизни мы знаем, что неправильно, с большей ясностью, чем то, что правильно, и это знание растет путем вычитания. Кроме того, легче понять, что что-то не так, чем найти исправление. Действия, которые удаляют, более надежны, чем те, которые добавляют».
Чтобы улучшить свою речь, начните с отказа от вредных привычек. Сократите «гм», «нравится» и «вы знаете». Если вам нужно подумать, сделайте паузу. Запишите свой разговор. Неизбежно, вы найдете то, что вам не нравится.
Запишите три основных препятствия для речи. Затем, пока вы разговариваете, не говорите таких вещей.
Перейдите ко второму ведру, как только вы избавитесь от своих худших речевых привычек.
Ведро №2: с чего начать
Первое ведро простое и понятное: избавьтесь от своих наихудших речевых привычек.
Второе ведро относится к категории «Выбери свое приключение». Есть много путей, по которым вы можете пойти. Я сосредоточился на (1) регулярном письме, (2) изучении риторики и (3) подражании моим любимым ораторам.
Вот как я работаю с каждым:
1. Регулярно пишу
Я пишу не менее часа каждый день. Без исключений.
Вдохновение для ежедневной практики письма пришло от Фреда Уилсона, основателя Юнион Сквер Венчурс. В течение 14 лет он публиковал пост в блоге каждый день.¹
По его словам:
«Регулярное письмо значительно облегчает публичное выступление в непредвиденных ситуациях… Писание заставляет вас прорабатывать свои взгляды и формулировать их четко и лаконично… Затем, когда вам задают вопрос, связанный с этими взглядами, вы уже выработали ответ ».
Письмо поднимает вас на более высокий уровень сознания.
Выходя за пределы обыденности, писатели смывают усталые остатки привычного мышления. Они отображают неизведанные, нерасчлененные и неизведанные территории сознания. При этом они сужают разрыв между бесконечной природой реальности и нашей ограниченной способностью понимать ее.
Таким образом, благодаря процессу осмоса, улучшение письменной речи ведет к улучшению речи
2. Изучение риторики
Запоминающиеся предложения следуют древним риторическим формулам. Как только вы начнете изучать риторику, вы сможете использовать ее для улучшения своего письма, и как только вы привнесете эти приемы в свое письмо, вы начнете говорить с ними.³
Для примера риторики перечитайте предыдущее предложение. Это пример анадиплоза, моего любимого риторического трюка.
Анадиплозис — это когда вы берете последнее слово предыдущего предложения и используете его как первое слово следующего.
Почувствуйте разницу между этими двумя предложениями:
Предложение №1: «Страх ведет к гневу, гнев ведет к ненависти, ненависть ведет к страданию».
Предложение № 2: «Страх ведет к гневу, который ведет к ненависти, которая ведет к страданию».
Предложение 1 сильнее и лучше запоминается.
Как однажды сказал Малкольм Икс:
«Малкольм Икс заметил, что: как только вы измените свою философию, вы измените свой образ мышления. Как только вы измените свой образ мыслей, вы измените свое отношение. Как только вы измените свое отношение, это изменит вашу модель поведения, и тогда вы начнете действовать».
Или рассмотрим эту строку:
«Если бы суп был таким же теплым, как вино, и вино было бы таким же старым, как рыба, и рыба была бы такой же молодой, как служанка, и служанка была бы усердна, как хозяйка, то это была бы очень хорошая еда.
”
Используйте секреты риторики, чтобы улучшить свое письмо. Со временем то, что вы узнаете, перейдет в вашу речь.⁴
3. Зеркальное отражение великих
Это просто. Найдите великих рассказчиков, послушайте великих ораторов и прочитайте великие речи.
Начните с возвращения в прошлое. Посмотрите речь Мартина Лютера Кинга У меня есть мечта или прочитайте речь Черчилля Мы будем сражаться на пляжах . Послушайте, как Армстронг ступил на Луну. Посмотрите, как Обама вдохновил Америку в 2008 году. Примеры тому повсюду. Кеннеди. Роббинс. Синек. Петерсон. Зиглар.
Смотрите выступления и читайте стенограммы. При этом обратите внимание на их манеру исполнения: интонацию, ритм, волнистость, уверенность и выбор слов.
Улучшить речь
Улучшить речь очень просто. Начните с ведра № 1 — что начать делать. Затем перейдите к корзине № 2 — «что перестать делать».
Воспользуйтесь невероятным моментом, в который мы живем. Через YouTube вы можете пересматривать величайшие выступления в истории, а также перечитывать их в Интернете — бесплатно. Смотрите их, читайте и подражайте им.
Со временем — через цикл вычитания и сложения — ваша речь значительно улучшится.
Примечание. Если вы хотите получать сообщения в будущем по электронной почте, подпишитесь на мою рассылку «Monday Musings».
Если вы серьезно относитесь к улучшению своей речи, я рекомендую следующие подкасты и видео на YouTube:
Подкасты
Джош Вулф — Магия науки
Дерек Томпсон — Гений Шекспира
Видео YouTube
Саймон Синек — «Почему хорошие лидеры заставляют вас чувствовать себя в безопасности»
Джейсон Сильва — Творческий порыв
Сноски
¹ Я стремлюсь к ежедневным публикациям.
² Примечание читателя. Письмо может помочь и в другом отношении: когда я записываю что-то на бумаге, мне часто кажется, что я делаю больше, чем если бы я просто обдумывал ту же мысль. И поэтому это заставляет меня более явно проверить это предположение. Легче замазать ущербную логику в голове и принять ее неосознанно. Но воплощение чего-либо в физическую форму, кажется, требует определенного уровня строгости, вероятно, потому, что это открывает возможность для кого-то еще увидеть то, что я написал, и оспорить это. Другими словами, письмо по своей сути является социальным / публичным, и если есть что-то, что наш разум ненавидит, это оказывается неправильным. И поэтому воплощение мысли в физическую форму, естественно, требует от нас большей строгости и, следовательно, делает нас гораздо более способными уверенно и красноречиво говорить и о соответствующем предмете. Потому что мы на самом деле продумали это более тщательно, чем в противном случае.
³ Я рекомендую книгу под названием Элементы красноречия .
⁴ Каждый раз, когда вы сталкиваетесь с новой техникой, записывайте ее. В следующий раз, когда будете писать, найдите способ использовать эту технику в предложении. Внедрение ускорит ваше обучение.
Подготовка отличных выступлений: подход из 10 шагов | Sullivan
Новости колледжей и исследовательских библиотек ACRL
Подготовка ярких выступлений: подход из 10 шагов
Лаура А. Салливан — руководитель службы по работе с общественностью в Университете Северного Кентукки, бывший преподаватель публичных выступлений на неполный рабочий день; электронная почта: [email protected]
Несколько полезных советов по проведению эффективных презентаций
Коммуникативные навыки являются стандартным требованием при объявлении о работе в библиотеке; однако навыки говорения бывает труднее приобрести и различить. Библиотекари ежедневно сталкиваются с множеством речевых ситуаций; мы помогаем пользователям в службах поддержки, обсуждаем проблемы с коллегами на собраниях, представляем факты библиотечным советам и высказываем мнения в комитетах, и это лишь некоторые из них. В таких случаях очень важны навыки эффективной речи, но столкнувшись с формальной речью или презентацией доклада, многие библиотекари, не имеющие опыта публичных выступлений, обоснованно опасаются такой перспективы.
Работая над своими навыками публичного общения, я полагался на свое прошлое образование, опыт преподавания, советы разных коллег, а также на пробы и ошибки. Тем, кто пробует воду впервые, предлагаются следующие десять шагов в качестве простого и организованного способа подготовить речь или доклад.
1. Знайте свою аудиторию
2. Знайте повод
3. Выберите тему
4. Выберите цель
5. Соберите потенциальный контент
6. Соберите больше контента, чем используется
7. Организуйте содержание
8. Сформулируйте речь
9. Подготовьте наглядные пособия
10. Практика, практика, практика 1
Десять шагов от Стивена Брукса, бывшего преподавателя отдела коммуникаций Северной Университет Кентукки.
1. Знай свою аудиторию. Независимо от того, представляете ли вы доклад или выступаете с речью, вам в первую очередь необходимо проанализировать свою аудиторию. Легко оттолкнуть аудиторию, не исследуя характеристики группы, то, что они знают и что они хотят знать. Будьте в курсе отношения и убеждений аудитории в целом по отношению к вам и теме. Учитывайте возраст, социально-экономический статус и уровень образования. Например, если вы обращаетесь к группе ветеранов-администраторов по теме управления, рассказ об основах управления, несомненно, будет скучным и, возможно, оскорбительным. Существует множество других факторов, имеющих решающее значение для анализа аудитории, но время, потраченное на эту проверку биографических данных, необходимо для успеха вашей презентации.
2. Знай повод.
Изучая аудиторию, хорошенько подумайте о событии.
Мадам Кюри О стоимости науки.
Она открыла радий. Она придумала слово «радиоактивный» и первой предположила, что оно исходит от «атомной энергии». Дважды лауреат Нобелевской премии, ее открытия привели к разработке лучевой терапии для лечения рака. Тем не менее, несмотря на широкое признание, мадам Кюри часто приходилось выпрашивать деньги у богатых на финансирование ее исследований. Она понимала болезненную цену науки.
Мы тоже. С 1876 года, когда Американское химическое общество впервые начало издавать научные журналы, мы постоянно предлагали их по доступным тарифам на подписку. Журналы ACS стоят в среднем около 50%* от стоимости конкурирующих публикаций по нашей дисциплине. И мы стремимся продолжать эту традицию, не ставя под угрозу качество научных публикаций, которые мы публикуем.
Сегодня химические науки развиваются с ошеломляющей скоростью. И мы увеличили бюджет наших страниц и частоту публикаций, чтобы идти в ногу с растущим потоком критических исследований. Тем не менее, стоимость наших журналов остается сравнительно низкой, особенно если учесть количество, своевременность и исключительную ценность информации. Пишите или отправляйте по факсу публикации ACS Publications, и мы вышлем вам самые последние анализы затрат на наши публикации. Пожалуйста, включите ваши предложения о том, как мы можем лучше обслуживать вас.
Мы прилагаем все усилия, чтобы завтрашние выдающиеся ученые могли позволить себе сегодняшние исследования.
* Согласно отчету, опубликованному в журнале Library Journal от 15 апреля 1994 г., средняя цена журнала по химическим наукам составляла 1106 долларов.
3. Выберите тему. Иногда выбор темы может происходить первым, исходя из аудитории и повода, как в случае принятия доклада на конференцию. Однако если вам необходимо выбрать тему, убедитесь, что она вам интересна. Также неплохо быть немного более осведомленным в предмете, чем ваша аудитория, но интерес имеет решающее значение. Если у вас нет энтузиазма по поводу предмета, то не будет и у вашей аудитории.
4. Выберите цель. Для этого шага определите общую цель вашего выступления или презентации. Вы информируете, представляете или развлекаете? Помимо общей цели, определите конкретную цель, что вы хотите, чтобы ваша аудитория думала или делала (например, я хочу, чтобы моя аудитория поняла три преимущества проведения семинара для преподавателей по подготовке библиотечных заданий). На этом этапе также полезно записать основную идею или тезис вашего выступления (например, цензура в библиотеках ужесточается).
5. Соберите потенциальный контент. Если вы представляете доклад, вы уже выполнили этот шаг. Если нет, то это этап исследования, когда вы собираете информацию из печатных источников, интервью, обсуждений с другими и своего собственного опыта.
6. Соберите больше контента, чем фактически используется. Сортируйте свой материал, выбирая только самый сильный и лучший материал для своего выступления. Этот шаг позволяет вам роскошь редактировать и, при необходимости, распознавать любые информационные пробелы, которые необходимо заполнить.
7. Организуйте содержимое. Невозможно переоценить важность этого шага как для речей, так и для бумажных презентаций. Многие докладчики не осознают, что презентация статьи не означает, что она будет прочитана слово в слово с головокружительной скоростью. Скорее, «информация должна быть переработана для нового носителя. Не ограничивайтесь потоком вашей статьи». 2 Это означает, что ваши идеи должны быть организованы в соответствии с аудиторией, поводом и целью вашей презентации.
Следуйте стандартному организационному формату введения, основной части и заключения, который соответствует стандартной формуле публичного выступления:
• Скажите им, что вы собираетесь им сказать;
• Скажи им;
• Расскажите им, что вы им сказали. 3
Сначала набросайте основную часть своего выступления, ограничив его тремя или четырьмя основными пунктами с достаточным количеством вспомогательного материала для подтверждения этих пунктов. Слишком много информации может потерять аудиторию; хорошо организованные ключевые моменты помогают аудитории запомнить их и позволяют легко делать заметки. Кроме того, если вы представляете доклад, ваша цель состоит в том, чтобы возбудить интерес аудитории ключевыми идеями, чтобы они захотели получить копию полного доклада для прочтения позже. 4
После того, как вы набросаете основную часть своего выступления или доклада, подготовьте введение и заключение. Ваше вступление должно начинаться с привлечения внимания, которым может быть анекдот, цитата, вопрос, шутка или что-либо другое, подходящее для темы и аудитории.
Вступительное слово также дает вам возможность установить контакт между вами и аудиторией; скажите им, почему ваша речь или статья важна для них и что вы рады общаться с ними. Коллега рассказал мне вступительное замечание оратора, которое не способствовало установлению взаимопонимания между ней и аудиторией, хотя она, вероятно, и намеревалась это сделать. Оратор сказал, в сущности, так: «Я был на сотне таких и, по правде говоря, очень не хочу здесь быть; моя нога болит; и я не знаю, что я собираюсь сказать, но мы справимся с этим вместе». Пожалуйста, относитесь к своим слушателям так, как если бы они были гостями в вашем доме.
После того, как вы объяснили своей аудитории, почему они должны хотеть вас слушать, начните свое выступление, кратко перечислив основные моменты, которые должны быть затронуты в вашей речи (скажите им, что вы собираетесь им сказать).
Заключение должно включать краткое изложение основных моментов (расскажите им, что вы им рассказали) и заключительное заявление, которое оставляет аудитории пищу для размышлений или запоминания (это будет зависеть от цели вашего выступления).
Для выступления я предлагаю вам записать основные идеи вступления, основной части и заключения на 3 x 5 пронумерованных карточках (на случай, если вы их уроните). Многие ораторы пишут на карточках реплики, например, «притормози», «подчеркни это слово», «посмотри на аудиторию». Вы также можете указать переходы на карточках, чтобы плавно переходить от идеи к идее. В целом, убедитесь, что ваши карточки для заметок именно такие — легко читаемые заметки на удобных в обращении карточках, а не речь, написанная полностью.
Кроме того, движения — это хорошо, но только если они контролируются — ваша аудитория не хочет чувствовать себя на теннисном матче.
8. Сформулируйте речь. Предыдущие шаги включали подготовку сообщения; теперь вы готовы работать над доставкой сообщения. Обычно наиболее подходящим типом доставки является импровизированная доставка. С импровизированной речью вы тщательно подготовлены и отработаны, но точная формулировка речи определяется в то время, когда вы на самом деле произносите слова. Вы не хотите запоминать свою речь; вместо этого знайте свои ключевые идеи и переводите их в слова, когда говорите. Это означает, что вы должны думать о том, что вы говорите, когда говорите. Каждый раз, когда вы тренируетесь, вы можете произносить свою речь немного по-другому, но это дает гибкость и возможность адаптироваться к вашей аудитории, если это необходимо. Поначалу может быть трудно говорить импровизировано, но такой стиль изложения создает спонтанность, которая может повлиять на восприимчивость вашей аудитории к вам и вашим идеям.
9. Подготовить наглядные пособия. Наглядные пособия, если они подходят для вашей речи или презентации, могут помочь вашей аудитории запомнить ваши мысли и уточнить информацию. В речевых учебниках при освещении наглядных пособий обычно делается акцент на следующем: убедитесь, что аудитория может видеть наглядное пособие; показывать наглядное пособие только тогда, когда вы имеете в виду его; и разговаривайте со зрителями, а не с наглядным пособием. Кроме того, потренируйтесь с наглядным пособием; использование наглядных пособий может увеличить продолжительность выступления и может вызвать у вас беспокойство, если вы столкнетесь с трудностями. Кроме того, если у вас есть раздаточные материалы для аудитории, по возможности раздайте их в конце выступления. Внимание аудитории может легко переключиться на раздаточный материал вместо того, чтобы оставаться сосредоточенным на вас.
10. Практика, практика, практика. Практика презентации или выступления напрямую способствует вашему успеху в качестве оратора. Когда вы практикуетесь, рассмотрите как вербальную, так и невербальную подачу. Вокальное исполнение включает в себя громкость, темп, высоту тона. Стремитесь к вокальному разнообразию, которое является вариацией этих элементов: громкость/мягкость (громкость), скорость/медленность (темп), высота/низость (высота). Выразительный голос привлечет аудиторию; монотонный, плоский голос потеряет один. Кроме того, помните, что невербальное изложение имеет такой же вес, как и вербальное. Зрительный контакт с вашей аудиторией имеет решающее значение, и это означает, что вы действительно смотрите на зрителей. Гамильтон Грегори говорит смотреть на публику 95% времени дружелюбно и искренне, а остальные 5% времени тратьте на просмотр своих заметок. 5 Что касается осанки, не сутультесь и не перекладывайте вес с ноги на ногу.
Кроме того, движения — это хорошо, но только если они контролируются — ваша аудитория не хочет чувствовать себя на теннисном матче. Жесты могут быть эффективным элементом вашей речи, но только если они также контролируются. Многие ораторы указывают на карточках для заметок, когда нужно жестикулировать или двигаться, чтобы усилить мысль.
Безусловно, есть и другие элементы вербальной и невербальной речи, которые следует исследовать при отработке речи или письма. Ваша цель — звучать спонтанно и чувствовать себя комфортно, поэтому время, потраченное на практику, необходимо. Рекомендуется практиковаться в обстановке, максимально приближенной к реальной, в присутствии друзей или с магнитофоном.