Как вести ежедневник девочке в 11 лет: Как начать вести ежедневник и делать это правильно: практические советы

Содержание

«Как же я буду жить без мамы…»: страшные дневники детей блокады

В этом году исполняется 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Это одна из самых печальных и трагических дат в истории нашей страны. Смерть – это всегда страшно и горько, но нет ничего ужаснее и несправедливее, чем смерть ребенка. И если гибель одного малыша можно назвать трагедией, то для того, что случилось с детьми Ленинграда в годы блокады, сложно подобрать определение. В преддверии Дня памяти и скорби вспоминаем самые страшные страницы Великой Отечественной войны – исписанные детским почерком.

Установить точное число погибших в годы блокады сегодня не представляется возможным, поскольку официальные данные учитывают только тех, кто был зарегистрирован и имел постоянную ленинградскую прописку. Но даже примерные цифры и простая логика дают нам ужасающую картину.

По разным данным, всего в период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, когда блокада была полностью снята, в Ленинграде погибло от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Причем только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов, остальные 97% погубил голод. Как утверждает в своем исследовании архивных статистических данных кандидат исторических наук, старший преподаватель СПбГУ Людмила Газиева, на момент начала войны в Ленинграде проживало 848 067 детей от младенческого возраста до 16 с половиной лет. Общее число детей, подлежащих спасению за время блокады, составило, по оценкам Газиевой, 903 230 человек.

От 127 568 до 159 095 – столько ребят погибло при одной только эвакуации, пишет историк. Сложно представить, сколько еще маленьких, хрупких жизней унесли бомбежки, голод и мороз. Учитывая то, что дети составляли примерно пятую часть населения взятого в кольцо города, число погибших может доходить до 200 тысяч и даже превышать его…

Судить о том, какие мытарства выпали на долю ленинградских малышей и подростков в то страшное, голодное время, мы можем по рассказам выживших, которых с каждым годом становится все меньше, по книгам и, конечно, дневникам. Так мало их сохранилось – этих мятых страничек, исписанных нетвердой детской рукой! Каждая – на вес золота. И в каждой своя великая, неизбывная, совсем не детская боль. Процитировать все блокадные записи мы, разумеется, не сможем, но постараемся вспомнить хотя бы некоторые из тех, что дошли до наших дней.

Таня Савичева, 11 лет

Фото: ТАСС

Дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой – это, пожалуй, самая известная детская летопись войны, которая уместилась всего на девяти страницах.

Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Тане было 11 лет. Она родилась в селе Дворищи под Гдовом, но, как и ее братья и сестры, выросла в Ленинграде. Семья Тани была многодетной: она была пятым и самым младшим ребенком в семье. У неё было две сестры – Женя и Нина, и два брата – Леонид «Лёка» и Миша. Отец семейства, Николай Родионович Савичев, был состоятельным человеком: в Ленинграде ему принадлежали пекарня, булочная-кондитерская и даже кинотеатр. Однако в 1935 году Савичева как нэпмана лишили всего имущества и выселили за 101-й километр. Спустя год Николай Родионович умер от рака. Его семье, несмотря на потерю кормильца, удалось вернуться в Ленинград.

22 июня 1941 года у танинной бабушки был день рождения. Утром девочка вручила ей подарок, а уже вскоре по радио объявили о начале войны. Савичевы стали активно помогать Красной армии, и даже маленькая Таня не оставалась в стороне – собирала бутылки для зажигательных смесей. Но потом в город пришла блокада, а за ней – голод и смерть.

Как-то раз Таня обнаружила дома записную книжку Нины, которую ей подарил Леня. Часть книжки была занята записями о различных задвижках, вентилях, клапанах и прочей арматуре для котлов (Нина, как и Женя, работала на Невском машиностроительном заводе имени Ленина), а другая половина с алфавитом для записи телефонных номеров и адресов оставалась свободной. В этой книжке Таня впоследствии и вела свой блокадный дневник.

Вскоре там появилась первая запись под буквой «Ж»: «Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.» (пунктуация и орфография автора здесь и далее сохранены – прим. ред.). Старшая дочь Савичевых, несмотря на голод и сильное истощение, до последнего дня продолжала трудиться на заводе и сдавать кровь для раненых. Вскоре после нее с работы не вернулась Нина, но в этот раз Таня не стала ничего записывать в дневнике – она верила, что сестра жива. Нина действительно выжила: ее с другими работниками завода в спешке эвакуировали из города прямо с работы. Но Таня этого уже не узнала.

Страшные записи продолжали появляться одна за другой«Б»: Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.

«Л»: Лека умер 17 марта в 5 час утра в 1942 г.

Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.

«М»: Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.

Судя по всему, после смерти мамы Таня потеряла надежду на то, что Нина и ее брат Михаил, пропавший без вести, когда-нибудь вернутся живыми. Последние записи в ее дневнике располагались под буквами «С», «У» и «О».

Таня написала:

«Савичевы умерли».

«Умерли все».

«Осталась одна Таня».

Через пару лет не осталось и самой Тани. Измученная дистрофией, цингой и туберкулезом, 1 июля 1944 года девочка тихо умерла в доме инвалидов в Горьковской области, уже будучи в эвакуации. Дневник Тани Савичевой после ее смерти нашла вернувшаяся в Ленинград Нина. Сегодня девять листочков, исписанных карандашом, хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, а их содержимое известно во многих странах и продолжает напоминать нам об ужасах войны.

Фото: ТАСС

Лена Мухина, 17 лет

Лена родилась 21 ноября 1924 года в Уфе, в начале 1930-х годов вместе с матерью переехала в Ленинград. Там ее мать умерла, и опекунство над Леной взяла ее тетя балерина Ленинградского малого оперного театра Елена Бернацкая, которую впоследствии девочка стала называть матерью. Свой дневник Лена начала вести 22 мая 1941 года. Сначала он был похож на обычные девичьи записки, тон их был бодрым, слог – живым. Но с началом войны, а затем и блокады Ленинграда, характер записей изменился. Лена стала откровенно описывать тяготы жизни в осажденном городе: ужас и голод, постоянные бомбежки, крошечные пайки хлеба и, наконец, смерть самого близкого человека. Вот несколько строк из ее дневника:

«Когда я утром просыпаюсь, мне первое время никак не сообразить, что у меня действительно умерла мама. Кажется, что она здесь, лежит в своей постели и сейчас проснётся, и мы будем с ней говорить о том, как мы будем жить после войны. Но страшная действительность берёт своё. Мамы нет! Мамы нет в живых. Нет и Аки. Я одна. Прямо непонятно! Временами на меня находит неистовство. Хочется выть, визжать, биться головой об стенку, кусаться! Как же я буду жить без мамы. А в комнате запустенье, с каждым днём всё больше пыли. Я, наверно, скоро превращусь в Плюшкина…».

Елена Бернацкая умерла 7 февраля 1942 года. Лена до последнего ухаживала за ней, хотя понимала, что дни ее «мамы» сочтены:

«Эти последние дни, 5, 6, 7 февраля, мама почти совсем со мной не разговаривала. Она лежала, закрывшись с головой, очень строгая и требовательная. Когда я бросилась со слезами к ней на грудь, она отталкивала меня: «Дура, что ревёшь. Или думаешь, что я умираю». – «Нет, мамочка, нет, мы с тобой ещё на Волгу поедем». – «И на Волгу поедем, и блины печь будем. Вот давай-ка мы лучше на горшок с тобой сходим. Ну-ка, сними одеяло. Так, теперь сними левую ногу, теперь правую, прекрасно». И я снимала с кровати на пол ноги, когда я дотрагивалась только до них, это ужасно. Я понимала, что маме осталось недолго жить. Ноги – это были как у куклы, кости, а вместо мышц какие-то тряпки. – Опля, – говорила весело она, силясь сама подняться. – Опля, а ну-ка, подними меня так.

Да, мама, ты была человеком с сильным духом. Конечно, ты знала, что умрёшь, но не считала нужным об этом говорить».

В начале июня 1942 года Лена Мухина была эвакуирована в город Горький. Там она поступила в фабрично-заводское училище, училась на мукомола. Лена вернулась в Ленинград осенью 1945 года. Умерла она в Москве 5 августа 1991 года. Ей было 66 лет.

Блокадный дневник Лены Мухиной хранится в Центральном госархиве историко-политических документов Санкт-Петербурга. В 2011 году он был издан при содействии историка Сергея Ярова.

Юра Рябинкин, 16 лет

Фото: википедия / блокадная книга (1937 год)

Юра Рябинкин родился в Ленинграде 2 сентября 1925 года. Записывать все, что с ним происходит, он начал в первый же день войны 22 июня 1941 года. Сына и его младшую сестру Иру мать воспитывала одна: отец ушел из семьи в 1933 году, женился повторно и уехал в Карелию. Мама Юры, Антонина Михайловна Рябинкина, была интеллигентной, начитанной женщиной, в 1941 году работала заведующей библиотечным фондом.

Когда началась война, Рябинкины решили остаться в Ленинграде. Это решение, как и для многих семей, стало для них фатальным. Осенью 1941 года Антонина посоветовала сыну поступить в военно-морскую спецшколу, чтобы в дальнейшем у него было больше шансов эвакуироваться, но Юра не прошел медкомиссию: у мальчика было плохое зрение и плеврит.

25 сентября 1941 года Юра сделал в дневнике следующую запись:

«Сегодня я окончательно решил, что мне делать. В спецшколу не иду. Получаю паспорт. Остаюсь в школьной команде. Прошу маму эвакуироваться, чтобы иметь возможность учиться. Пока езжу на окопы. Через год меня берут в ар­мию. Убьют не убьют. После войны иду в кораблестроительный институт или на исторический факультет. Попутно буду зарабатывать на физической работе сколько могу. Итак, долой политику колебаний! (…)

Мое решение – сильный удар для меня, но оно спасет и от другого, еще более сильного удара. А если смерть, увечье – то все равно. Но это-то именно и бу­дет, наверное, мне. Если увечье – покончу с собой, а смерть – двум им не бы­вать. Хорошо, очень хорошо, что у мамы еще есть Ира».

Как и в других блокадных дневниках, характер записей Юры постепенно меняется, и изменения эти, хоть и постепенны, но жутки: от первых переживаний войны и размышлений о планах на дальнейшую жизнь к полному отчаянию и единственному желанию поесть досыта.

«Сегодня придет мама, отнимет у меня хлебную Ирину карточку – ну ладно, пожертвую ее для Иры, пусть хоть она останется жива из всей этой адской (неразборчиво), а я уж как-нибудь… Лишь бы вырваться отсюда… Лишь бы вырваться… Какой я эгоист! Я очерствел, я… Кем я стал! Разве я похож на того, каким был 3 месяца назад?..», – писал Юра 28 ноября 1941 года.

8 января 1942 года Антонина Рябинкина с дочерью отправились в эвакуацию. Юре пришлось остаться: от голода и слабости он уже не мог ходить. Антонина и Ирина прибыли в Вологду 26 января, в тот же день мать Юры умерла прямо на вокзале от истощения. Ирину отправили в детприемник, позднее в детский дом в деревне Никитская, откуда после победы ее забрала тетя. Судьба Юры так и осталась неизвестной. Последняя запись в его дневнике появилась 6 января 1942 года за два дня до отъезда матери и сестры:

«Я совсем почти не могу ни ходить, ни работать. Почти полное отсутствие сил. Мама еле тоже ходит – я уж себе даже представить этого не могу, как она хо­дит. Теперь она часто меня бьет, ругает, кричит, с ней происходят бурные нерв­ные припадки, она не может вынести моего никудышного вида – вида сла­бого от недостатка сил, голодающего, измученного человека, который еле пере­двигается с места на место, мешает и «притворяется» больным и бессиль­ным. Но я ведь не симулирую свое бессилие. Нет! Это не притворство, силы… из меня уходят, уходят, плывут… А время тянется, тянется, и длинно, долго!.. О господи, что со мной происходит? И сейчас я, я, я…».

На этом дневник обрывается.

Таня Вассоевич, 13 лет

Таня Вассоевич, как и Юра Рябинкин, начала вести записи в день нападения Германии на Советский Союз. Семья школьницы жила на 6-й линии Васильевского острова, в доме №39. Когда началась война, отец Тани, Николай Брониславович, был далеко от дома – он отправился в геологическую экспедицию. Таня осталась в Ленинграде с мамой, Ксенией Платоновной, и 15-летним братом Володей.

Вот некоторые строки из ее дневника:

«22 июня 1941 года. В 12 часов дня объявили, что началась война. По радио выступал т. Молотов с речью. Мама плакала. Я улыбалась. (…)

23.VII. К нам пришла управдом и сказала: «Срочно собирайтесь, через час вы поедете на трудработы в Красное село». Я и Вова собрались и вышли к воротам. (…) Я только развязала рюкзак и вынула бутылку кефира, как что-то тихо загудело и люди закричали, что тревога. Я стала собирать вещи не очень-то спеша, как делала это в Ленинграде во время тревоги. И вдруг над головой зажужжали немецкие самолёты и где-то рядом забабахало. Это были первые залпы в моей жизни, и я очень испугалась. (…) До сих пор не знаю, были ли это бомбы или зенитки, но что-то так громко бабахало, и казалось, еще ближе, ближе и вот разорвётся над нами. Но вот стало утихать, и потом совсем стало тихо. Мы поднялись из канавы бледные, все в пыли. (…) Опять залпы. Мы бежали к парку, а военные, стоявшие на карауле по дороге, указывали нам путь, смеялись и говорили: «Ничего, привыкнете!» (… )

Первым умер брат Володя: его не стало в январе 1942 года. Несмотря на то, что Тане было всего 13 лет, она сама занималась организацией похорон – маме уже не позволяло здоровье. Спустя месяц не стало и Ксении Платоновны.

Тане не сразу удалось устроить вторые похороны, и тело матери еще девять дней лежало в квартире. В конце концов, благодаря сердобольному сторожу Худякову Тане удалось похоронить мать на Смоленском кладбище. В своем дневнике девочка нарисовала карту кладбища и схему расположения могил: она надеялась, что, если сможет выжить, обязательно найдет маму с братом и установит на могилах памятники. При этом описывая все, что было связано с датами смерти и захоронения близких, Таня использовала особый шифр, который придумала сама. Она знала, что похоронила родных полулегально, так как Смоленское кладбище было закрытым. Кроме того, вся пережитая боль, связанная с утратой и похоронами, была для нее слишком личной и сокровенной.

Фото: ТАСС / Христофоров Валерий

«(. ..) Страницы склеены, чтоб никто не видел самого сокровенного. На похоронах были тетя Люся, Гросс-мама, я и Толя Таквелин – Вовин лучший друг и одноклассник. Толя плакал – это растрогало меня больше всего. (…) Вова и мама похоронены в настоящих гробах, которые я покупала на Среднем проспекте у второй линии за хлеб. Худяков вырыл за крупу и хлеб. Он хороший и взял с меня, что у меня было и не ругался и был добр ко мне. (…)

Я стояла в комнате у печки отвернувшись и не плакала, мне было страшно. Я не понимала, не верила… я никогда в жизни не видела близко мертвого человека.

Мороз. Яркое солнце. Я иду в детскую больницу на 3-й линии. Взять свидетельство о смерти. Я в Вовиной шубе. (…) Гл. врач находит картотеку Владимира Вассоевича и крупными буквами поперек выводит УМЕР. (…)»

Блокаду Таня Вассоевич пережила, впоследствии закончила художественное училище и архитектурный факультет ЛИСИ. Много лет она преподавала детям изобразительное искусство. Вернувшись из эвакуации в освобожденный Ленинград, девушка первым делом попыталась разыскать лучшего друга своего покойного брата Толю. Но его уже не было в живых, как не было многих, кого Таня знала до начала блокады.

9 мая 1945 года 17-летняя Таня записала в дневнике: «Вот, только одна Таня может слушать (про) конец войны. А сколько людей не могут! (…)

Может, я немного боялась этого дня; я считала, что встретить его я должна, как-то серьёзно, что к этому времени должно что-нибудь произойти. (…) У меня не было радостного веселья, у меня была какая-то строгая радость. Я танцевала и пела, но мне (пожалуй) больше хотелось сказать людям что-нибудь такое, чтобы они стали бы сразу смелыми, честными, добросовестными и трудолюбивыми. Чтобы они поняли, что же в жизни есть хорошее, когда бывает действительно весело, а действительно бывает только тогда, когда ты сделал какое-нибудь трудное и благородное дело, и потом веселишься. Тогда веселье и счастье бывает настоящее».

Татьяна Вассоевич прожила долгую жизнь и умерла в январе 2012 года. Дневник блокадницы был издан ее сыном доктором философских наук, руководителем Санкт-Петербургского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований (РИСИ) Андреем Леонидовичем Вассоевичем.

О чем мечтают девочки? — МК Владимир

Свежий МК 3819

Поделиться

В редакцию «МК» обратилась депутат Владимирского городского совета, председатель общественной организации «Родительский комитет» и мать троих детей Мария Черкасова.

Общественники бьют тревогу: во школах областного центра начали реализовать проект «Дневник здоровья девочки». Содержание «Дневника», который предлагается вести 10-летней ученице, повергло родителей в ужас.

На стол ложится красочная брошюрка объемом в сто с небольшим листов. На обложке в окружении воздушных шариков очаровательная девчушка. «Никто не знает точно, когда жизнь изменится к лучшему. Возможно, это случится уже сейчас!» — гласит призывная надпись. Так и хочется поскорее открыть «Дневник здоровья», чтобы жизнь тотчас же изменилась. К лучшему?

— Эту брошюру ее авторы – И.Г. Бородина и Е.Г. Рыжова — позиционируют как «образовательное пособие», — говорит Мария Черкасова. — Оно уже распространено в нескольких учебных учреждениях Владимира. Когда ко мне обратились родители, я, будучи сама матерью и по специальности – врачом, сразу поняла, что категорически не хотела бы, чтобы моему ребенку даже в руки попал этот «Дневник». Не говоря уже о том, чтобы девочка начала его заполнять, следуя рекомендациям авторов.

Во время чтения некоторых страниц волосы становятся дыбом!

Что же вызвало такое негодование родительской общественности? Мы решили полистать «Дневник здоровья девочки 10-14 лет» вместе с депутатом.

— Мы подозреваем, что данное пособие — не что иное, как элемент ювенальных технологий. Оно направлено на снижение нравственности, фокусирует внимание ребенка на половой сфере и собственных недостатках, — рассказывает Мария Черкасова.

Уже на десятой странице пособия девочка узнает, о чем в своем возрасте она должна мечтать. Оказывается, «Моя мечта – добиться гармонии моего тела». Тут же даются возрастные нормы веса и роста.

— А если рост ниже, чем указано, а если у девочки слишком большой вес? – спрашивает Мария Черкасова. – Сравнивая собственные показатели с показателям, данными в таблице, ребенок может почувствовать себя неполноценным. Объем груди, объем талии и объем бедер девочкам предписывается измерять каждые полгода. Тщательно записывать, на сколько миллиметров увеличились грудь и бедра.

Зачем это?!

Листаем дальше. Страница 14 содержит три портрета силиконовых топ-моделей и подпись над ними: «Я убеждена, что буду такой же, как она». А если другой?

— Я не хочу целиком и полностью раскритиковать этот «Дневник», — уверяет Мария Черкасова. – В нем, как врач, я вижу немало положительных моментов. Например, вместе с мамой предлагается определить частоту дыхания, частоту сердечных сокращений, артериальное давление. Но зачем 10-летнему ребенку знать данные собственной спирометрии (не все взрослые знают, что это такое!), ЭКГ, варикард-диагностики, допплеографии, УЗИ, КТ и МРТ? Зачем «фиксировать их в цвете»? Все эти медицинские показатели ни о чем не скажут не только ребенку, но и взрослому человеку без медицинского образования. Они традиционно записываются в медицинскую карту врачом-педиатром. Им место в медкарте! Зачем ребенку тщательно переносить данные проведенных обследований в этот «Дневник»? Зачем вносить в «Дневник» копии собственных анализов мочи и «крови с тромбоцитами»? Каким образом и для чего ребенок должен провести контроль выделенной за сутки мочи? Для чего ребенку предлагается описать в «Дневнике» свои травмы, «слабые места» организма, хронические болезни и перенесенные операции? Такого понятия, как «врачебная тайна» никто не отменял.

..

На описание девочкой «результатов проведения УЗИ-исследований» авторы отвели аж четыре станицы, особое внимание уделяется «УЗИ органов женской половой сферы».

— Но больше всего меня, и остальных родителей, возмутила рекомендация, данная ребенку – с 10-ти лет оценивать степень лобкового и подмышечного оволосения! – качает головой Мария Черкасова. — Почему 10-летняя девочка должна быть озабочена тем, появились ли у нее — цитирую: «на половых губах редкие волосы, длинные, прямые или слегка вьющиеся»?! Согласно таблице, приведенной на 42-й странице «Дневника», появиться они должны именно в период с 10 до 11 лет. Но ведь известно, что все дети развиваются по-разному! У северных женщин созревание начинается позднее, чем у южных. Все зависит и от генетики, и от наследственности. Об этом в «Дневнике» ни слова.

Переворачиваем страницу. И вот перед нами очередная рекомендация: отслеживать динамику половой формулы с «моим врачом-гинекологом», а заодно и установка «Я дружу с моим врачом-гинекологом. Я регулярно посещаю своего врача-гинеколога даже вне заболевания».

— В 10 лет ведущим врачом должен быть не гинеколог, а педиатр, — резюмирует Мария Черкасова.

…Ну что ж, с гинекологом разобрались, теперь, где-то этак ближе к середине дневника, можно и о режиме дня поговорить. Например, о ежедневных занятиях, о хобби, которые авторы пособия почему-то называют не иначе как «наслаждения, которые я создаю для себя сама». А также о принципах рационального питания. Затем авторы предлагают записать в дневнике, как девочка осуществляет «интимтуалет».

— Само слово интим противоречит этому, — говорит председатель «Родительского комитета». — Об интимных вещах не только писать, но и говорить никому не принято. Разве что самому близкому человеку — маме.

Но с мамой, как мы помним, было предложено лишь посчитать частоту дыхания и сердечных ударов. А вот «совершенствовать личные гигиенические навыки» дневник предписывает, опять же, с лучшим другом – врачом-гинекологом. А потом подробнейшим образом описать, как девочка это делает.

На двух страницах. «Позаботившись» о теле, авторы как-то невзначай решают обратить внимание и на духовное развитие подростка. Дают на развороте «Дневника» репродукцию иконы современного письма, текст молитвы «Отче наш», советуют подробно описать, как ребенок помогает ближним, сколько раз причащается, какие другие религии знает и чтит.

— Посещение церковного прихода, исповедь, причащение – глубоко личное дело каждого, — считает Мария Черкасова. — В контексте же физиологических и половых смыслов, которыми переполнено данное «образовательное пособие», это выглядит как издевка и дискредитация религиозного чувства. Особенно если учесть, что на первых страницах «Дневника» нарисованы знаки Зодиака и предложено записать свой гороскоп, что никак не совместимо с христианской верой.

Ближе к концу «пособия» в нем дается кодекс интеллигентного и воспитанного человека, авторы напоминают девочке о существовании добра и зла, о дружбе, о том, как стать лидером и совершенствовать личность. И вот – наконец-то! – страничка о родительской любви.

— Здесь налицо проявление ювенальных технологий, — говорит Мария Черкасова. — Девочке сообщают, что в своей жизни она должна «не только получить все тепло материнской любви, но и оценить его». Сообщается и о том, что родители не должны ограничивать самостоятельность детей. Ни в чем? Это нонсенс! Также считаю, что десятилетнему ребенку не надо сообщать о том, что «любовь – это просто зов человеческой природы в отношениях двоих, встретившихся в этом мире». В 10 лет ребенок должен любить маму.

Недоумение Черкасовой вызывает и заголовок на странице 98: «Помогаю себе сама». Почему «в тяжелую минуту» к ребенку на помощь должны прийти «все земные и небесные силы: земля, вода, воздух, камни, металлы…» Почему не семья? Где совет обратиться в трудную минуту за помощью к взрослым, к родителям, к маме?! Впрочем, «взрослый», по мнению авторов пособия, — это не мудрый добрый советчик, а всего лишь «человек, достигший зрелого возраста».

Вчитавшись в дневник повнимательнее, общественники заметили, что среди рецензентов «Дневника» нет ни одного педагога, ни одного психолога. Рецензируют его исключительно гинекологи, другие медики и чиновники. После этого Мария Черкасова инициировала педагогическую экспертизу данного «образовательного пособия».

Мы связались по телефону с одним из рецензентов — Ниной Сергеевной Давидьяновой, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики ВлГУ.

— Внимательный анализ содержания данного пособия показывает нарушение целого ряда базовых педагогических принципов, — говорит Нина Сергеевна. – Среди них – принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей личности, принцип гармонического развития всех сфер личности при условии приоритета духовно-нравственной сферы, особенно в такой чувствительный период жизни, когда формируется мировоззрение человека.

По мнению Давидьяновой, в содержании данного пособия изначально заложен и последовательно реализуется принцип телоцентризма (приоритета внешнего развития над внутренним, духовным – ред.), что противоречит традиционным культурным ценностям России.

— Совершенно очевидно, что данное пособие провоцирует ребенка на регулярную неквалифицированную самооценку собственного тела, — продолжает Нина Сергеевна, — тем самым отрывая девочку от ведущей в этом возрасте деятельности – учебной, и способствуя возникновению психосоматических заболеваний.

Кандидат наук Давидьянова убеждена, что содержание «Дневника здоровья» явно провоцирует девочек на раннее начало половой жизни.

— Ежемесячная самодиагностика заболеваний груди и внимание к внешнему виду половых органов фактически ведет к приобретению навыков мастурбирования, эксгибиционизма и разрушению чувства стыда, — утверждает педагог.

Но самое главное, в пособии так и не сказано, с какой именно целью девочка должна заполнять весь этот дневник. Для чего он нужен? Кто, где, когда и зачем может воспользоваться столь подробными данными о физическом, психическом, социальном здоровье и личной жизни девочки?

— В случае, если этими материалами воспользуются недобросовестные люди, среди которых могут оказаться и сверстники, будет нанесен непоправимый вред психической сфере, а также репутации девочки и ее родителей, — считает Нина Давидьянова.

На вопрос, кому и зачем понадобилось внедрение подобных дневников во владимирских школах, ответа мы пока не нашли.

— Хочу обратить особое внимание всех родителей, — подчеркивает Мария Черкасова, — на то, что многие, доверяя советской школе, в которой сами учились, принимают как положительное все, что рекомендуют им учителя. Между тем педагоги и сами навряд ли понимают, какой вред они наносят своим ученицам, раздавая им эти «Дневники». Родители! Не торопитесь усердно заполнять с дочкой этот «Дневник», отбросьте его в сторону. Мы, в свою очередь, будем добиваться того, чтобы это так называемое «образовательное пособие» ни в коем случае не получило распространение в школах областного центра и Владимирской области.

Подписаться

Авторы:

  • 31 мар

    Стойкие заблуждения

  • 27 мар

    Как чинить «стояк»: способы поддержки эрекции

  • 24 мар

    Еще 5 минуточек: сколько нужно времени для идеального секса?

Что еще почитать

  • Владимир Рогов объяснил значение эвакуации в Запорожской области

    12211

    Виктор Жданов

  • Жена убитого под Краснодаром аниматора: «Смерти для них мало»

    Фото 18134

    Ольга Расулова

  • Кадыров заявил о готовности выдвинуться в Бахмут вместо Пригожина

    70241

    Ольга Расулова

  • Прощальные “гастроли”: европейское турне Зеленского получило новый смысл

    Фото 23821

    Виктор Жданов

  • Выяснились детали поминок по Вячеславу Зайцеву: внучка не пришла

    Фото Видео 9402

    Ирина Боброва

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Севастополь снова атаковали дроны утром 24 апреля

    41893

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • Подоляк заявил, что Украина может уничтожить Крым и Донбасс

    38024

    Крым

    crimea. mk.ru

  • Благоприятны лишь 7 городов: кому в Псковской области жить хорошо, рассказал Минстрой

    Фото 25901

    Псков

    Светлана Пикалёва

  • В Севастополе очередная атака дронов: работает ПВО

    Фото 15078

    Крым

    фото: crimea. mk.ru

  • Зеленский рассказал, кого выгонит из Крыма в первую очередь

    14558

    Крым

    фото: crimea.mk.ru

  • В Коломне рухнула стена горбольницы

    7444

    Московская область

    Светлана Репина

В регионах:Ещё материалы

15 лучших журналов для детей 2023 года

Журналы — отличный способ для детей записывать события, исследовать свои творческие способности и работать со своими эмоциями и переживаниями.

Ведение дневника может быть таким же простым, как запись нескольких слов или изображений в обычном блокноте.

Но некоторые из лучших журналов для детей созданы специально для того, чтобы помогать им вести записи своих мыслей.

Наш выбор

Мы самостоятельно изучаем, оцениваем и оцениваем все рекомендуемые продукты и услуги. Если вы нажмете на предоставленные нами ссылки, мы можем получить компенсацию.

Изображение

Модель

Сравнительная таблица продуктов

Характеристики

Лучший интерактивный журнал

Wreck This Journal

  • Интерактивный журнал
  • En мужество творчество и самовыражение

Проверить цену

Лучший журнал о природе

Мой

  • Журнал природы для детей

    • Более 100 страниц
    • Специальное место для рисунков

    Проверить цену

    Лучший дневник

    642 О чем важно писать

    • Причудливые подсказки для письма
    • Вдохновляет на творчество

    Контрольная цена

    Лучший дневник для подростков

    Wreck This Journal: Now in Color 90 003

    • Полноцветный журнал
    • Отлично подходит для концептуальных художники

    Проверить цену

    Лучшее для рисования

    Этот блокнот для рисования принадлежит ___!

    • Классический и простой
    • Доступный

    Контрольная цена

    Лучший научный журнал

    I Love Science Journal

    • Полный научных фактов и иллюстраций
    • Поощряет самопознание

    Контрольная цена

    Лучший родитель-ребенок d Журнал

    Журнал «Благодарим вместе»

    • С гидом журнал опыта
    • Имеет различные действия и подсказки

    Контрольная цена

    Лучший журнал лидерства

    Я лидер 90-дневный журнал

    • Включает вдохновляющие подсказки
    • Развивайте самосознание и размышления

    Проверить цену

    Лучший журнал о путешествиях

    Вперёд! Детский интерактивный дневник путешествий и дневник

    • Включает наклейки и открытки
    • Обучает социально-эмоциональному обучению

    Контрольная цена

    Best Locked Journal

    A6 PU Leather Journal

      9002 5 Поставляется с кодовым замком
    • Имеет универсальную карту слоты

    Узнать цену

    Содержание

    • Наш выбор
    • Лучшие детские журналы 2023 года
    • Преимущества ведения дневника для детей
    • Как вести дневник вместе с ребенком?
    • Как выбрать лучший журнал для детей
    • Типы журналов для детей
    • Возможность вести журнал


    Лучшие детские журналы 2023 года

    Вот лучшие журналы для детей: 9 0003

    Разрушить этот журнал (4 Набор громкости)

    Лучший интерактивный журнал

    Посмотреть на Amazon

    Посмотреть на Walmart

    Посмотреть на Target

    Этот набор томов «Wreck This Journal» — отличное введение в журналы для детей всех возрастов.

    На каждой странице есть инструкция или задание от простого «Нарисуй, как ты себя чувствуешь» до более необычного «Раскрась эту страницу и возьми дневник в душ».

    Созданный специально для уничтожения, первый том стал первым интерактивным журналом в новом стиле, невероятно популярным сегодня.

    Как только я преодолела дискомфорт от того, что наш ребенок уничтожил книгу, я оценила, как это побудило ее исследовать свои творческие способности.


    Мой журнал о природе Детский журнал о природе

    Лучший журнал о природе

    Контрольная цена

    Более чем 100 страниц этого журнала имеют место для даты вверху страницы. На некоторых страницах есть место для ежедневных наблюдений за температурой и погодой, рисунков или записей об открытиях дня.

    Также есть достаточно места для прикрепления образцов к страницам. Поскольку на каждой странице много места, это отличный выбор для детей младше 10 лет. в этом журнале. Наряду с «Чем бы вы были знамениты?» типа вопросов, есть и другие, такие как «Как бы вы представили миру новый цвет?»

    С тремя подсказками на каждой странице ваш ребенок не будет перегружен пустым пространством.

    Отлично подходит для неохотных писателей, для вдохновения на творчество и преодоления писательского кризиса, это отличный выбор для детей от 8 лет и старше.


    Wreck This Journal: теперь в цвете

    Лучший журнал для подростков

    Просмотреть на Amazon

    Просмотреть в Walmart

    Просмотреть в Target

    Не входит в упомянутый выше четырехтомник, последнее издание Wre ск это Журнал не разочаровывает.

    Насладившись предыдущими журналами Wreck This Journal, наша девочка-подросток с нетерпением ждала этой 224-страничной версии. Никаких подсказок не требовалось, и единственным недостатком было то, что я надеялся получить удовольствие от этого сам.

    Похоже, я куплю еще одну копию для себя, потому что мой подросток не раскошелится на эту мне.


    Этот блокнот для рисования принадлежит ______!

    Лучшее для рисования

    Посмотреть на Amazon

    Посмотреть на Walmart

    Бумага этого журнала толще, чем можно ожидать от детского журнала рисования по доступной цене.

    Страницы выдерживают карандаши, мелки и фломастеры, поэтому на обратной стороне страницы не остается неприятных пятен, способных испортить рисунки вашего ребенка. Между тем, подсказки достаточно просты для маленьких детей, но достаточно сложны для детей постарше.


    I Love Science Journal

    Лучший научный журнал

    Посмотреть на Amazon

    Посмотреть на Walmart

    Этот журнал начинается с короткого раздела основной научной информации, такой как периодическая таблица и простые уравнения. Затем идет сам журнал, который полон подсказок для написания, научных исследований и самопознания.

    Приправленный вдохновляющими цитатами известных ученых, иллюстрациями, посвященными STEM, и великолепной научной графикой, I Love Science станет подарком как для упорных, так и для увлеченных ученых.


    Журнал Grateful Together для детей и родителей

    Лучший журнал для родителей и детей

    Посмотреть на Amazon

    Посмотреть на Walmart

    Журнал для родителей и детей — это относительно простой способ установить связь с вашим малышом. Написав вместе, вы не только разделяете деятельность, но и получаете возможность узнать больше друг о друге.

    Журнал «Благодарим вместе» имеет одинаковую подсказку для написания в верхней части двух противоположных страниц — одной для родителя и одной для ребенка. Вы можете писать в дневник вместе или по очереди. В любом случае, это может помочь укрепить связь между вами двумя, которая может длиться всю жизнь.


    90-дневный журнал «Я лидер»

    Лучший журнал о лидерстве для детей

    Посмотреть на Amazon

    Посмотреть на Barnesandnoble

    Если вы хотите помочь своему ребенку развить уверенность в себе, целеустремленность и сильную трудовую этику, это может быть журнал для вас.

    Начиная с написания подсказок, призванных способствовать самосознанию и размышлениям, журнал для детей «Я лидер» продолжает поощрять исследование нашего места в мире и того, как наши действия влияют на него. Это поможет ребенку узнать, как быть лидером и что это значит.


    Вперёд! Детский интерактивный дневник путешествий и журнал

    Лучший журнал путешествий

    Посмотреть на Amazon

    Посмотреть на Barnesandnoble

    Go! журнал доступен в различных цветах обложки. Это позволяет вам покупать разные игрушки для каждого ребенка, чтобы они не ссорились.

    После того, как они получат журнал, появятся подсказки, которые помогут им записать свое путешествие и опыт. Есть также наклейки, открытки для отправки, значки приключений, которые можно заработать, и многое другое, чтобы заинтересовать вашего малыша.


    Журнал A6 из искусственной кожи

    Лучший детский журнал с замком

    Контрольная цена

    Большинство журналов с замком имеют небольшой замок и ключ, чтобы сохранить секреты вашего ребенка в безопасности. Проблема с ними в том, что ключ легко теряется. И даже если ваш ребенок не потеряет ключ, есть вероятность, что он сломается в замке.

    Вот тут-то и приходит на помощь журнал PU. Благодаря легко устанавливаемому кодовому замку, установленному в крышке, вы можете попрощаться с лихорадочной охотой за ключами.


    Журнал книжного червя: дневник чтения для детей

    Лучший книжный червь/журнал для чтения

    Контрольная цена

    Этот милый маленький журнал для книжных червей — больше, чем просто место для записи того, что вы прочитали. Есть предложения книг, подсказки для чтения и многое другое, а также страницы, на которых ваш ребенок руководствуется своими записями в журнале книг.

    Пока ваш ребенок будет писать записи, он будет отрывать уголок на каждой странице. Создается впечатление, что таким образом книжный червь проходит сквозь книгу. Тем не менее, благодаря милым иллюстрациям, этот книжный журнал лучше всего подходит для детей младше 10 лет.


    Летний дневник для детей

    Лучшее для детей младшего возраста

    Контрольная цена

    В этом конкретном журнале нет письменных или других подсказок, а также разделов с инструкциями. На самом деле в нем более 100 страниц, на каждой из которых есть строки для детей, которые учатся писать, и место для рисования.

    Идеально подходит для начинающих писателей. Вы также можете включить свои собственные подсказки, если хотите пробудить творческий потенциал вашего ребенка.


    Трехлетний журнал по одному вопросу в день

    Лучший многолетний журнал для детей

    Посмотреть на Amazon

    Посмотреть на Walmart

    Посмотреть на Target

    Посмотреть на Barnesandnoble

    900 02 В этом журнале есть страница на каждый день . Вверху страницы находится вопрос, а под ним три пробела, по одному на каждый год.

    Этот новый подход означает, что после первого года обучения ваш ребенок сможет читать и удивляться ответу предыдущего года. Это также позволяет писателю без энтузиазма набросать пару строк, не будучи перегруженным акрами пустых страниц.


    3-минутный дневник благодарности для детей

    Лучший дневник благодарности

    Контрольная цена

    Журнал благодарности предназначен для того, чтобы помочь вам сосредоточиться на положительных сторонах жизни. Теория заключается в том, что ежедневная запись позитивных моментов, какими бы маленькими они ни были, поможет нам научиться ценить их больше.

    На каждой странице есть место для записи человека, который принес радость в тот день, трех вещей, за которые нужно быть благодарным, ваших чувств и лучшей части дня. Это может быть отличным выбором для детей, которые немного более пессимистичны.


    Христианский дневник благодарности для детей

    Лучший молитвенный журнал

    Контрольная цена

    Подобно предыдущему дневнику благодарности, этот христианский дневник благодарности содержит ежедневный стих из Библии на каждой странице. Это рядом с местами, где можно записать три вещи, за которые ваш ребенок благодарит Господа, благословения дня и многое другое.

    На 100 страницах у вашего ребенка достаточно места для записи своих ежедневных мыслей и чувств. И, если вам нравится поддерживать США через ваши покупки, вам может быть интересно узнать, что журнал сделан в США

    Преимущества ведения дневника для детей

    Некоторые преимущества ведения дневника для детей:

    • Улучшение навыков письма: Дневник — это место, где нет давления, где ваш ребенок может чувствовать, что контролирует содержание. Они с большей охотой будут писать в дневнике, если будут контролировать содержание, а практика улучшит их навыки письма.
    • Изучение чувств: Большинство из нас чувствует себя лучше, если у нас есть место, где мы можем свободно выражать свои эмоции без осуждения, и дети не исключение. Дневник дает вашему ребенку выход для мыслей и чувств, которыми он, возможно, не хочет ни с кем делиться или даже говорить вслух (1) .
    • Улучшение отношений: Если вы ведете дневник со своим ребенком, узнавая больше друг о друге, вы можете сблизиться.
    • Стимулирование творчества: Журнал с подсказками может направить творческую сторону вашего ребенка в направлениях, о которых он сам и не подозревал.
    • Помощь в развитии «мягких» навыков: Если вашему ребенку трудно планировать и выполнять задачи, журнал может помочь ему составить расписание для себя. Он также может отслеживать, что им нужно сделать, и оставаться организованным.

    Как вести дневник вместе с ребенком?

    Если вы собираетесь вести дневник со своим ребенком или поощряете его вести дневник самостоятельно, вы можете начать с выбора подходящего дневника вместе с ним. Вы также можете:

    • Предоставить им инструменты: Предоставить им ручки, карандаши, личное место для записи и все остальное, что им может понадобиться для начала ведения дневника.
    • Поддержите их: Предложите совет и поддержку, чтобы помочь им начать работу или продолжить ее.
    • Откажитесь от контроля: Не говорите им, что именно писать. Делайте предложения, если они им нужны, но в остальном держите свои идеи при себе (2) .
    • Убедитесь, что их журнал является конфиденциальным: Если ребенок боится, что его слова или фотографии причинят кому-то боль или создадут проблемы, он не будет честен. Этот ребенок должен знать, что его дневник — безопасное место, прежде чем уверенно записывать что-то.

    Как выбрать лучший журнал для детей

    Обдумывая покупку журнала, вы можете стать намного счастливее от выбранного вами продукта и полученного опыта. Примите во внимание следующие моменты:

    Цель

    Будет ли ваш ребенок использовать свой дневник, чтобы писать или рисовать, или делать и то, и другое? Разлинованные страницы могут помочь сделать письмо ребенка более аккуратным и организованным. Но это не лучший вариант для тех малышей, которые предпочитают рисовать, рисовать или иным образом создавать изображения.

    Прочность

    Журналы о путешествиях, о природе, научные и другие подобные журналы должны быть достаточно прочными, чтобы их можно было носить с собой или использовать на открытом воздухе. Если ваш ребенок записывает свои мысли и чувства, он может захотеть перечитывать их в будущем, и для этого также потребуется дневник, который прослужит долго.

    Возраст ребенка

    Журналы с пошаговыми инструкциями должны соответствовать возрасту. Дайте вашему малышу дневник, предназначенный для детей старшего возраста, и он может потеряться или перегрузиться. Это может оттолкнуть их от ведения дневника, может быть, навсегда.

    Но если вы купите маленький детский журнал для своего старшего, они могут отбросить его, потому что он слишком детский.

    Эстетика

    Ассортимент детских журналов настолько широк, что вы сможете найти что-то на любой вкус. Дневник, который понравится вашему ребенку, поможет побудить его использовать его.

    Онлайн или нет

    Некоторым детям не нравится писать от руки, но им может быть интересно писать на компьютере. Существуют онлайн-журналы, которые предоставляют возможность ведения журналов. Если вы рассматриваете этот вариант, обязательно просмотрите все настройки конфиденциальности и безопасности, прежде чем разрешить ребенку использовать их для записи чего-либо личного.

    Типы журналов для детей

    Итак, какие типы журналов существуют для детей? Вот те, которые вы можете ожидать увидеть.

    Письмо

    Наиболее распространенные и простые журналы позволяют вашему ребенку писать. Ваш ребенок может вести дневник в простой тетради, если он будет только писать, но «правильный» дневник, предназначенный для записи его мыслей и чувств, может быть более привлекательным.

    Кроме того, журнал, который выглядит особенно или отличается от блокнотов, снизит вероятность того, что его случайно выбросят.

    Рисование

    Журналы с неразлинованными страницами отлично подходят для детей, которые любят выражать себя визуально. Доступны также журналы с наполовину пустыми и наполовину разлинованными страницами или с некоторыми пустыми и некоторыми разлинованными страницами.

    Стиль журнала

    Журналы в стиле журнала имеют даты или пробелы для записи дат на страницах. Это побуждает ребенка писать каждый или почти каждый день.

    Интерактивный/управляемый

    Современные журналы для детей являются интерактивными или управляемыми. Эти журналы дают инструкции о том, что рисовать или писать. У них также могут быть подсказки для действий, таких как интервью с членом семьи, рисование ваших чувств или другие подобные предложения.

    Стиль памяти

    Журналы стиля памяти предназначены для того, чтобы помочь ребенку записывать события и переживания. Журналы путешествий могут иметь страницы, на которых легко записывать все, что произошло во время отпуска или другой поездки.

    Закрытые дневники

    Закрытые дневники могут быть полезны для детей, которые не уверены в безопасности записи своих мыслей. Замок на журнале может дать уверенность в том, что их мысли в безопасности и защищены от посторонних глаз.


    Возможность вести журнал

    Если вы дадите ребенку дневник, это поможет ему исследовать свои мысли и чувства и записывать важные события и события. Это может даже направить их в путешествие длиною в жизнь самопознания.

    Между тем, ведение дневника вместе с ребенком может помочь вам сблизиться, дать толчок вашему творчеству и, возможно, даже вдохновить вас вместе испытать все новые и новые вещи.

    Эти лучшие журналы для детей могут стать отличной отправной точкой в ​​развитии у вашего ребенка любви к ведению дневника.

    Обратная связь: была ли эта статья полезной?

    Спасибо за отзыв!

    Спасибо за отзыв!

    Что тебе понравилось?

    Что пошло не так?

    52 Дневник Предлагает детям задуматься и отработать навыки письма

    Ведение дневника может принести много пользы вашему ребенку, независимо от того, ведет ли он его самостоятельно или с вашей помощью. В дополнение к практике письма, ведение дневника может дать детям возможность фиксировать свои мысли и воспоминания. Кроме того, ведение дневника может улучшить настроение и психическое благополучие вашего ребенка, потому что учит внимательности.[1]

    Эти 52 подсказки для дневника — по одной на каждую неделю года — идеально подходят для учащихся начальной школы. Если ваш ребенок еще не совсем научился писать, вы всегда можете помочь, записав его ответы или нарисовав их.

    1. На кого вы равняетесь и почему?
    2. Какое ваше самое любимое воспоминание и почему оно для вас особенное?
    3. Что вас удивило сегодня?
    4. Если бы у вас была возможность обладать любой сверхспособностью, какую бы вы выбрали? Что бы вы сделали с ним? 905:00 5. За какие три вещи вы благодарны?
    6. Если бы вы могли провести один день, занимаясь чем угодно, что бы вы сделали?
    7. Что вам помогает, когда вы беспокоитесь?
    8. Если бы у вас была возможность завести любого питомца в мире (даже волшебное существо вроде дракона или единорога), что бы вы хотели? Какое имя вы бы ей дали?
    9. Какую цель или задачу вы поставили перед собой на этой неделе? Как вы это сделаете?
    10. Подумайте о своем любимом хобби или занятии. Почему ты это любишь? 905:00 11. Что всегда заставляет вас смеяться?
    12. Закройте глаза и прислушайтесь к окружающему миру. Какие звуки вы слышите? Запишите их.
    13. Вы когда-нибудь хотели выучить другой язык? Какой из них вы хотели бы изучить?
    14. Что самое странное вы узнали в школе?
    15. Напишите о любимом празднике. Почему он твой любимый? Когда вы думаете об этом, какое самое счастливое воспоминание у вас связано с этим?
    16. Вы бы предпочли, чтобы всегда было лето, весна, осень или зима? Почему? 905:00 17. Если бы вы могли рассказать своей семье о том, что вас беспокоит в последнее время, что бы вы сказали?
    18. Есть ли у вас домашние животные? Если нет, подумайте о животном, которое вы часто видите на улице. Что бы вы сказали ему, если бы однажды утром все животные вдруг заговорили?
    19. Чем ты любишь заниматься на улице?
    20. Подумайте об одном человеке, который заставляет вас чувствовать себя любимым. Как они показывают вам, что они заботятся?
    21. Вы были в отпуске? Куда вы ходили, и что вам больше всего понравилось? 905:00 22. Представьте, что у вас есть машина времени и вы можете отправиться в будущее или в прошлое. Куда бы вы отправились? Как вы думаете, какой была бы жизнь?
    23. У тебя есть любимый учитель? Какие они и чему лучшему они вас научили?
    24. Какую самую смешную шутку про тук-тук ты можешь придумать?
    25. Напишите об одной достигнутой цели, которой вы гордитесь.
    26. Какой интересный факт вы сегодня узнали?
    27. Как вы думаете, какая работа была бы самой крутой? Почему? 905:00 28. Подумайте о друге или члене семьи. Что вас в них восхищает?
    29. Выгляни в окно. Что ты видишь?
    30. У тебя есть любимая книга? Что вам в нем нравится?
    31. Какой вы хотите видеть свою жизнь, когда вырастете?
    32. Когда вы злитесь или раздражаетесь, что помогает вам успокоиться?
    33. Какой лучший совет вам когда-либо давали?
    34. Что бы вы сделали, если бы были главным героем любимой сказки?
    35. Что вам больше всего нравится в себе? Над чем вы хотите поработать? 905:00 36. Представьте, что вы астронавт, который только что приземлился на Луне. Как вы думаете, что бы вы увидели?
    37. Подумайте о своем любимом цвете. Что это вам напоминает?
    38. По кому ты скучаешь? Что бы вы сказали им, если бы они были рядом с вами прямо сейчас?
    39. Какое у тебя самое смешное воспоминание? Напишите об этом стихотворение.
    40. У вас есть любимая цитата? Запишите это здесь. Почему он твой любимый?
    41. Если бы вы могли стать одним из первых астронавтов, отправившихся на Марс, стали бы вы? Почему? 905:00 42. Что вам нравится в вашей семье?
    43. Вы помните свой первый день в школе? Как это было? Или как вы думаете, что это будет?
    44. Если бы вы могли поговорить с собой из будущего, что бы вы спросили?
    45. Если бы вы могли поговорить с самим собой из прошлого, что бы вы сказали?
    46. Что вас больше всего волнует? Почему?
    47. Какую ошибку вы сделали сегодня и чему научились?
    48. Запишите один способ, которым вы сможете максимально эффективно воспользоваться сегодня.
    49. Как лучше всего провести дождливый день? 905:00 50. Представьте, что вы можете либо уменьшиться до размера мыши, либо вырасти до размера здания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *