Рикк Брэй «Как жить в ладу с собой и миром?» / Блог / Школа тренинга Натальи Самоукиной
М., Школа Пресс, 1992
Рикк Брэй сформулировал пять правил, помогающие нам пережить тяжелые испытания:
Первое правило: определите причину неприятности
Все неприятности Рикк Брей разделяет на две группы: те, которые возникли по объективным причинам и те, что возникли по искусственным причинам.
Болезни близких, несчастные случаи, неудачи в делах — это неприятности первой группы. К неприятностям второй группы относятся неприятности, вызванные недостатками и пороками других людей — жадностью, злобой, завистью, предательством, глупостью, лживостью. Если мы проанализируем все неприятные моменты жизни хотя бы за последний год, то убедимся, что большая их часть принадлежит ко второй группе. Неприятности, возникшие по объективным причинам, даются нам и только нам, и мы сами должны их перетерпеть и пережить, собрав все силы.
Неприятности, вызванные негативными качествами или поступками других людей, переживать не следует — это не наши «болезни». «Не болейте „болячками“ других людей!» — говорит Р.Брей. Вы же, например, не страдаете от того, что над вами кружат тучи комаров. Неприятно, конечно, но переживать по этому поводу самозабвенно и долго вы, наверняка, не будете. Подавите в себе чувство досады, обольетесь репеллентом или отмахнетесь. Или вообще не пойдете в то место, где много комаров. Так и в жизни: не стоит страдать, если кто-то сознательно доставляет вам неприятности.
Второе правило: не сжигайте сегодняшнюю энергию, переживая прошлую беду; не переживайте неудачу, которая еще не произошла
Будущее еще не родилось, а прошлое уже умерло. Существует только настоящее, где мы и можем реально что-то сделать.
Очень часто мы изводим себя тревогой по поводу событий, которые еще не произошли (и неизвестно, произойдут ли) и могли бы доставить нам неприятности. Мы во всех красках (черных, преимущественно) представляем себе то, что может произойти, и переживаем так, как будто все уже случилось.
Вместо того, чтобы сказать себе «это мой опыт, и я знаю, что с ним делать», мы снова и снова грустим, ругаем себя за промахи, жалеем, что что-то не сказали или не сделали, вновь испытываем весь спектр негативных эмоций, который был с нами когда-то. Между тем, в настоящем, тщательно очищенном от прошлого и опасений за будущее, наша жизнь, вполне нормальная, благополучная и, может быть, даже счастливая. Р. Брей пишет: «Груз будущего, прибавленный к грузу прошлого, который вы взваливаете на себя в настоящем, заставляет спотыкаться на пути даже самых сильных. Изолируйте будущее так же герметически, как и прошлое. День спасения человека — сегодня».
Третье правило: не преувеличивайте размеры бедствия
Как часто в минуты неудач мы холим и лелеем только собственные эмоции по этому поводу, вместо того, чтобы прислушаться к доводам разума. Разум по определению спокойней и хладнокровней, и способен отделить объективные причины от искусственных. А что делают эмоции? Они имеют способность разрастаться в геометрической прогрессии в сторону преувеличения негатива. И вот уже мы говорим себе: «У меня никогда не получится!», «Мне всегда не везет!» «Жизнь моя — сплошные страдания!». Преувеличение — это неправда, это ложь самим себе, субъективное искажение ситуации на основе наших разбушевавшихся эмоций, неуверенности и страхов.
Четвертое правило: у каждого явления свои сроки
Рикк Брэй пишет: «Если обстоятельства сильнее вас, не делайте из этого трагедии. Согнитесь, как трава под снегом, помните, что настанет весна, и вы выпрямитесь». Во время наиболее острых переживаний мы часто говорим себе: «За что мне все это?», «Почему у других все хорошо и только у меня — все плохо?» и т.д. Эти фразы неприятия того, что случилось, не успокаивают нас, а напротив, только усиливают переживания. Что случилось, то случилось и изменить уже ничего нельзя. Можно только пережить. Мудрая позиция в этот период заключается в том, чтобы принять горе и готовиться к будущей хорошей, счастливой жизни. И ни минуты не сомневаться, что она именно такой и будет: «Все проходит, пройдет и это».
Пятое правило: не выставляйте напоказ ваши переживания
Неправильно считать, что горе, неприятности, вынесенные напоказ, теряют свою силу. Проявляемые внешне, они только усиливаются у того, кто страдает (в силу того, что мы эмоционально вновь и вновь проигрываем событие, «живем» в нем) и заставляют незаслуженно страдать тех, кто рядом. Подумаем, всегда ли это нужно нам и другим людям?
«Как жить в ладу с собой и миром»
МОУ ИРМО «Вечерняя (сменная) ОШ»
Плишкинский УКП
Мероприятие к Международному дню толерантности
Тема: «Как жить в ладу с собой и миром»
Цель:
Расширить представление обучающихся о том, что значит жить в ладу с самим собой и миром через постижение качеств толерантности.
Задачи:
Образовательная:
· подвести ребят к понятию «толерантность», рассмотреть основные качества толерантной и интолерантной личности;
Развивающая:
· развитие чувства терпимости по отношению к людям и обществу в целом;
· формирование навыков анализа ситуаций, мотивов, интересов, поступков других людей;
· формирование представления о том, что толерантность как качество личности считается необходимым для адаптации к новым неожиданным условиям.
Воспитательная:
· воспитание у ребят взаимоуважение и доброжелательность;
· совершенствование навыков понимания и принятия себя, отношение к себе и своей жизни с должным уважением, умение быть независимым, отстаивать свои позиции конструктивными способами.
Форма проведения: круглый стол
Метод мероприятия: информационно-познавательная беседа с элементами упражнений, игр, творческой работой.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, дидактический и раздаточный материал, музыка.
План мероприятия:
1. Вступительная беседа.
2. Информация ребят. Вывод.
3. Практическая часть: Упражнения! Игры! Творческая работа! Вывод.
4. Подведение итогов мероприятия.
5. Заключительное слово.
· Рекомендации по формированию толерантности.
Ход мероприятия
I. Вступительная беседа
У!: Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадет после окончания школы. Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Осознание актуальности толерантности отдельным индивидом предполагает его длительную духовную работу над собой.
Предлагаю всем сосредоточиться на следующих вопросах и порассуждать: (У! – У-к!)
— Вспомните, как вы в детстве переживали обиды?
— Из-за чего вы огорчались?
— Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудную минуту?
— Что такое терпение?
— Что такое толерантность?
— В чем их схожесть?
— Как вы понимаете выражение «толерантность в общении»?
— Все ли терпимо?
— Где границы терпимости?
— «Понимание и принятие себя» — как вы понимаете данное выражение?
— «Как жить в ладу с собой и миром?» — как понять это вопрос?
Итак, мы видим, что термин «толерантность» объемен и многогранен.
II. Информация ребят о «толерантности» и примеры времени о «интолерантности». Слушаем, если есть вопросы и дополнения, пожалуйста.
У-к! — У!
У-к!: В «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО мы нашли следующие формулировки:
Ø «Толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»;
Ø «Толерантности способствуют знания, открытость, свобода мысли, совести и убеждений»;
Ø
«Толерантность – нетерпимое отношение к несправедливости (в смысле внутреннего сопротивления), не отказ от своих убеждений или уступка
чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и
уважение прав и свобод человека. Взгляды одного человека не могут быть
навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и предоставление
этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различий людей
по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить
в мире, сохраняя свою индивидуальность, — вот принципы толерантности. В
результате расширяются возможности для достижения согласия между людьми за счет
У-к!: Толерантность — это реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные мировоззрения, ценностные ориентации, стереотипы поведения.
У-к!: В настоящем и будущем человеческий род делится, и будет делиться на общества, которые мы называем государствами и которые разделены строго определенными границами и режимами. Если не все государства многонациональны, то все они поликультурные. Всякий раз, когда образуется государство, мы можем быть уверены, что различия себя уже обнаружили и вскоре заявят о себе.
Ни одно общество, о чем убедительно свидетельствует история и те события, которые происходят в наши дни, не может пока гордиться тем, что оно толерантно. Сегодня, в начале XXI века, приходится признать, что прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к взаимопониманию между людьми. По-прежнему сильно стремление к единообразию, к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности. Оно проявляется не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и в повседневном межличностном общении.
У-к!: Ни одно общество не обладает иммунитетом против интолерантности, даже если в законах и конституции страны закреплены принципы мультикультурности и свободы убеждений и их выражения, а также подтверждена приверженность этим ценностям как образу жизни. И если в такой стране не зафиксированы случаи насилия на почве нетерпимости в таком же масштабе, как в странах, где массовое насилие и многочисленные потоки беженцев, к сожалению, стали фактом повседневной жизни, все же и там нередко терпят менее заметные проявления нетерпимости и другие формы дискриминации.
У-к!: Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве, которая зачастую реализуется непосредственно через средства массовой информации и которая приобретает наиболее драматический характер, когда физическому насилию подвергается большое количество людей.
В данном случае интолерантность выражается в насильственных действиях на стадионах во время футбольных матчей или других спортивных соревнований.
У!: Ребята взяли широкий диапазон обсуждения. Молодцы. Они показали, что ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира.
Толерантность — не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
У! – У-к!
Вывод. Не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интолерантных людей. В мире нет примеров толерантного общества. У человечества не выработался иммунитет против интолерантности. Но важно, есть ли в нас стремление к толерантным отношениям, желание полноценно реализовать свои способности, опираясь на ценности и идеалы. Для этого мы с вами проведём практическую часть нашего мероприятия.
III. Практическая часть.
Эта часть нашего мероприятия посвящена осмыслению и развитию качеств толерантной личности.
Упражнения!
1. «Дополни».
Ребята, вам нужно закончить предложение «Быть толерантным — это значит…» и выделить ключевые слова.
Ответы ребят записываем на доске:
· быть терпимым к окружающим;
· уважать людей, их мнения, религию;
· принимать других такими, какие они есть;
· понимать многообразие культур нашего мира.
У! (обращение к ребятам) Свойственны ли вам те качества, которые характеризуют толерантного человека? Являетесь ли вы толерантной личностью? (Приведите пример!)
2. «Определи».
Перед вами на экране свойства, которыми обладает любой человек. Какими из них должен обладать толерантный человек? А какими интолерантный человек?
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность, терпение. (ответ вынести на экран)
Игры.
1. «Акцент на лучшее».
Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно принимать себя и других безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков». И мы, учителя, так и делаем, надеемся к взаимности с вашей стороны!
2. «Камушек в ботинке».
У каждого человека имеется своё уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и даёт о себе знать на каждом шагу. Найдите в себе то, что мешает вам жить в мире с собой и окружающими людьми.
Задание. Перед вами на столах лежат кружки из бумаги (чёрного цвета с одной стороны, белого – с другой). Напишите на них свои недостатки. Идёт поиск тёмного пятна.
3. «Жемчужина в раковине».
Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Найдите в себе то, что является вашим наивысшим достоинством.
Задание. Перед вами на столах лежат кружки из бумаги (белого цвета с двух сторон). Напишите на них свои достоинства. Идёт поиск светлого пятна.
После этого, обучающиеся, взяв в руки кружки, выступают, рассказывая сначала о своих недостатках, а затем о достоинствах.
Цель игр: сделать акцент на лучшее, сделать достоинства одного человека достоинством другого. Пусть каждый член коллектива помнит о том, что в человеке хорошего и помогает ему бороться с недостатками.
Творческая работа. «Дерево толерантности»
Ребята, а сейчас мы с вами создадим «пространство толерантности»! Этим пространством для нас будет наша школа. Для этого мы проведём творческую работу, под названием «Дерево толерантности». На доске нарисовано дерево с веточками, но без листочков. У вас на столах листочки этого дерева. Возьмите по листочку и напишите на нём то, что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть отношения в ней стали толерантными. (Двое обучающихся собирают листочки и оформляют на доске «Дерево толерантности»). По окончании обратить внимание на результат работы!
IV. Подведение итогов мероприятия.
Вывод: (совместно) вывести на экран!
У!: Итак, есть два пути развития личности — толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Толерантный путь — это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Толерантность – терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
V. Заключительное слово учителя
Давайте будет с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относиться друг к другу, и тогда жить в ладу с собой и миром станет намного проще.
Спасибо всем за участие!
*** Рикк Брей «Как жить в ладу с собой и миром» книга для чтения.
Рекомендации по формированию толерантности
v Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого молодого человека. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием.
v Учитесь путем тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психологический взгляд стороннего наблюдателя.
v Становясь старше, все больше внимания обращайте на появление и преодоление своих возрастных и профессиональных стереотипов. Изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутренней работы и активности.
v Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.
v Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.
v Не страдайте оттого, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир — единственный.
v Взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют когнитивные и творческие процессы, больше общайтесь с разными людьми.
v Будьте реалистами, не ждите легкости в процессе позитивного самоизменения, а главное, не ожидайте изменения окружающих людей, но при обнаружении изменений искренне порадуйтесь.
v Если вы заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной. Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативному поступку (не «ты плохой», а «ты плохо поступил»).
v Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать оптимальное решение. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости — извиняться.
v Делайте выбор самостоятельно, помня, что никто не может нам навязать толерантные отношения, и если вы считаете их малоэффективными и психологически не готовы их принять, это ваше право. Развивайте наблюдательность, воображение, учитесь понимать эмоциональное состояние другого, верно истолковывать его поведение.
*****
Жить в гармонии друг с другом
Часть серии коротких бесед о содержательных стихах из конца книги ламы Еше Когда кончается шоколад .
- Как эгоцентричная мысль портит все, что мы делаем
- Наша дисгармония с другими и с самими собой
- Как посмотреть на себя конструктивно
Еще одна короткая фраза Ламы «спасибо». Это как изречения Кадампа, они такие короткие и милые, но когда вы посмотрите на всю практику, которую вам нужно выполнять… Здесь многое включено.
На этом написано:
Живите в гармонии друг с другом.
и быть примером
мира, любви, сострадания и мудрости
Жить в гармонии мы много слышим в винае, о том, как это важно. Жить в согласии с другими монахами. Будда говорит, что существование Дхармы зависит от гармоничности сангхи. Потому что, если сангха расколота, никто не может правильно практиковать. Все слишком заняты ссорами. Никто не практикует должным образом, тогда что происходит с мирским сообществом, когда сангха не практикует должным образом?
Конечно, то, что здесь говорит Лама, относится не только к сангхе. Он также разговаривает со всеми в Дхарма-центрах и с людьми в целом в обществе, с вашей семьей, на вашем рабочем месте, где бы вы ни находились.
Гармония — это что-то сложное. Как известно, как говорится, я хочу то, что хочу, и тогда, когда хочу. Это своего рода девиз или бренд нашего эгоцентричного мышления. Я хочу то, что хочу, когда хочу. И я не хочу того, чего не хочу, когда не хочу. Это отношение, которое так глубоко укоренилось в наших умах, вот что портит все, что мы делаем. Ситуации развиваются, и все в порядке, а потом одна маленькая деталь или что-то идет не совсем так, как мы хотим, и наш разум взрывается. Кто-то кладет шпатель не туда, и миру придет конец. Мы просто раздражаемся, расстраиваемся и злимся. Затем мы тренируем наши большие пальцы таким образом [имитирует текстовое сообщение], мы тренируем наши пальцы таким образом [указывая пальцами]. Это упражнение для пальцев — «это твоя вина, и тебе нужно измениться». Мы начинаем указывать пальцем на всю планету, хотя на самом деле единственное, что мы можем контролировать и изменять, — это [себя]. Мы хотим, чтобы мир изменился, но мы не хотим меняться.
Если так подумать…. Я ожидаю, что все остальное изменится, будет таким, как я хочу, но я не хочу ничего менять. Мои идеи — это мои идеи, и этим все сказано. И именно это создает столько дисгармонии.
Вот это дисгармония с другими. Есть также дисгармония внутри нас, о которой Дхарма не всегда говорит так прямо. Но я думаю, что они связаны, потому что дисгармония внутри нас самих…. Когда мы указываем таким образом (себе), мы делаем это неправильно. Это «ты такая проблема, ты все делаешь не так, ты такой растерянный, ты ничего не стоишь, если бы все действительно знали, кто ты, никто бы с тобой не разговаривал…». Все это указывает пальцем здесь (на нас самих). Что, опять же, совершенно нереально, создает дисгармонию в нашем собственном сознании. Конечно, когда у нас дисгармония в собственном уме, тогда мы разочарованы, мы несчастны, как мы говорим с другими, когда мы несчастны? И так все это продолжается и продолжается.
Суть в том, чтобы в первую очередь сохранять гармонию с другими, а также с самим собой. Когда мы видим, что создаем дисгармонию своими сильными эгоцентричными мыслями, которые настаивают на нашем пути «или иначе», тогда спросим себя, действительно ли это необходимо? Что они говорят? Вы выигрываете битву, но проигрываете войну.
Я помню, как одна из наших подруг была здесь и рассказала нам, что они с мужем вместе консультировались, потому что они не ладили, а он просто всегда настаивал на том, чтобы все побеждать и добиваться своего, и в конце концов терапевт посмотрел на него и сказал: «Вы можете либо настаивать на своем, либо любить ее. И вы должны решить, какой из них вы хотите сделать». Потому что, если вы действительно заботитесь о других людях, тогда мы не можем всегда настаивать на том, чтобы добиться своего. И потом, конечно, как говорит Его Святейшество, если хочешь быть эгоистом, будь мудрым эгоистом и заботься о других, потому что тогда мы живем с другими людьми, которые счастливы и довольны, что делает нашу жизнь приятнее. Поэтому, чтобы действительно помнить об этом, когда наш разум застревает в истории с лопаточкой. И эта лопатка так важна.
Другое дело, когда мы действительно самокритичным, нереалистичным образом указываем пальцем внутрь себя, чтобы определить это и осознать, что это неправда. Я считаю, что очень полезно записывать эти самокритичные мысли, а затем просто смотреть на них, и в них всегда есть крайние утверждения. «Я ничего не стою». Это довольно экстремально, не так ли? Другими словами, я ничего не могу сделать правильно, меня не ценят, я не могу ни во что поспособствовать. Это правда? Это правда, что мы на 100% бесполезны? Это совсем не так. «Я ничего не могу сделать правильно». Действительно? Ничего? Совсем ничего? Когда вы смотрите на эти крайние заявления, все они просто мусор. Таким образом, чтобы иметь возможность посмотреть на них очень прямо и сказать: «Это правда?» А если неправда, то выкидываешь как горячую картошку. Выброси это. Таким образом, пусть ваш ум будет гармоничным. Быть в гармонии с другими людьми, смотреть на то, что мы ценим в них, и на все, что они делают, что положительно влияет на нас. Это действительно меняет наши чувства и помогает нам быть в гармонии с людьми, с которыми мы живем. Будучи в гармонии с собой, посмотрите на наши хорошие качества. Радоваться собственной добродетели. Дайте себе передышку, ради бога. И таким образом создать ощущение гармонии и мира внутри себя. Мы должны работать в обе стороны. На самом деле, как сказал Лама, живите в гармонии друг с другом.
Чтобы передумать делать это, на самом деле нужно медитировать на все темы ламрима, а также на очищение и создание заслуг. И если вы обнаружите, что действительно застряли в негативе внутри и снаружи, очень полезно провести сильную очистку. Именно тогда действительно полезно взглянуть на практики нёндро. Очищать означает раскрывать, поэтому расщеплять. Типа, ладно, я совершенно дисгармоничен внутри себя и с другими людьми, и вместо всей этой хаотичной рационализации и отрицания я разрываю ее на части. Я выставляю это. Я раскрываю это, смотрю на это и говорю, что хочу быть другим. И затем вы делаете свое очищение, и это действительно помогает вам, потому что тогда вы делаете очищение с очень сильной мотивацией действительно изменить свое мнение.
Идеальный способ жить в гармонии с природой
Внутренний разлад — корень всех дисгармоний. Нарушает гармонию в семье, в обществе, гармонию в наших отношениях с природой.
Гармония существует на четырех уровнях. Первая – это гармония внутри себя – между нашим интеллектом, совестью и нашими действиями. Когда они не согласованы друг с другом, внутри возникает конфликт, который приводит к стрессу и трениям в отношениях.
Человеческое тело состоит из пяти элементов — земли, воды, огня, воздуха и эфира. Когда нарушается гармония между этими элементами, развивается болезнь. Около 80 процентов всех заболеваний являются психосоматическими — они вызваны или усугубляются психическим фактором, например, стрессом.
Наша дисгармония влияет и на природу. Природа является проявлением человеческой натуры, поэтому растущее насилие над людьми находит свое отражение во все более частых экстремальных погодных явлениях и стихийных бедствиях.
Первый шаг к достижению гармонии внутри себя — это узнать свою истинную сущность. Когда мы осознаем, что являемся духовными существами или душами, выражающими себя через физическое тело, наша перспектива меняется. Нетленная душа, чувствующая точка света, является хозяином органов чувств, но мы можем проявлять это мастерство только тогда, когда осознаем, кто мы есть. Это осознание развивается, снова и снова напоминая себе: «Я есть душа» и переживая себя как духовный свет, отдельный от тела.
Чтобы обрести превосходство над телом и разумом, душе необходимо черпать силу у Всевышнего, главного источника духовной силы, памятуя об этом существе. Подобно тому, как батарея заряжается, подключаясь к источнику энергии, душа нуждается в связи с этим Источником, чтобы наполнить себя энергией. Эта сила, которая проявляется в форме суждения, терпимости и силы духа, позволяет достичь внутренней гармонии путем согласования своих мыслей, речи и действий.
Для гармонии с природой нам необходимо обладать качествами пяти элементов. Вода жидкая и принимает форму любого сосуда; мы также должны быть гибкими. Земля дает пищу и многое другое, точно так же мы должны поддерживать других, предлагая любовь и сотрудничество.