Логическое мышление — развитие логики
Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Логика как умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво, требуется нам во многих жизненных ситуациях, начиная с решения сложных технических и бизнес- задач, заканчивая убеждением собеседников и совершением покупок в магазине.
Но несмотря на высокую потребность в этом умении мы часто совершаем логические ошибки, сами того не подозревая. Ведь среди многих людей бытует мнение, что правильно мыслить можно на основе жизненного опыта и так называемого здравого смысла, не пользуясь законами и специальными приемами «формальной логики». Для совершения простых логических операций, высказывания элементарных суждений и несложных выводов может подойти и здравый смысл, а если нужно познать или объяснить что-то более сложное, то здравый смысл нередко приводит нас к заблуждениям.
Кроме того достаточно примитивно объясняют нам принципы поиска решения заданий.
Мы считаем, что логическое мышление человека и его способность к познанию должны развиваться системно и на основании специального терминологического аппарата и логического инструментария. На занятиях данного онлайн-тренинга вы узнаете о методиках самообразования для развития логического мышления, познакомитесь с основными категориями, принципами, особенностями и законами логики, а также найдете примеры и упражнения для применения полученных знаний и навыков.
Оглавление:
- Что такое логическое мышление?
- Применение логики
- Составляющие логического мышления
- Как этому научиться?
- Уроки логики
- Как проходить занятия?
- Вспомогательные материалы: тесты, игры, книги
- Цитаты известных людей о логике
Что такое логическое мышление?
Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части: мышление и логику. Теперь дадим определение каждой из этих составляющих.
Мышление человека — это психический процесс обработки информации и установления связей между предметами, их свойствами или явлениями окружающего мира. Мышление позволяет человеку находить связи между феноменами действительности, но чтобы найденные связи, действительно, отражали истинное положение дел, мышление должно быть объективным, правильным или, другими словами, логичным, то есть подчиненным законам логики.
Логика в переводе с греческого имеет несколько значений: «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», «речь», «рассуждение» и даже «мысль». В нашем случае мы будем исходить из самого популярного определения логики как нормативной науки о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности человека. Логика изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из имеющихся предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.
Теперь мы можем дать определение самому логическому мышлению.
Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.
Также выделяют несколько видов логического мышления, перечислим их, начиная с самого простого:
1
Образно-логическое мышление
Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление) – различные мыслительные процессы так называемого «образного» решения задач, которое предполагает визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов. Наглядно-образное мышление, по сути, является синонимом слова «воображение», которое позволяет нам наиболее ярко и четко воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета или явления. Данный вид мыслительной деятельности человека формируется в детском возрасте, начиная, примерно, с 1,5 лет.
Чтобы понять, насколько у вас развит этот вид мышления, предлагаем вам пройти Тест на IQ «Прогрессивные матрицы Равена»
Тест Равена — это шкала прогрессивных матриц для оценки коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления, разработанная в 1936 году Джоном Равеном в соавторстве с Роджером Пенроузом. Данный тест может дать максимально объективную оценку IQ тестируемых людей, независимо от их уровня образования, социального сословия, рода деятельности, языковых и культурных особенностей. То есть можно с большой вероятностью утверждать, что данные, полученные в результате данного теста у двух людей из разных точек мира будут одинаково оценивать их IQ. Объективность оценки обеспечивается тем фактом, что основу этого теста составляют исключительно изображения фигур, а поскольку матрицы Равена относятся к числу невербальных тестов интеллекта, его задания не содержат текста.
Тест состоит из 60 таблиц. Вам будут предложены рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не хватает, она дается внизу картинки среди 6-8 других фигур. Ваша задача — установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер правильной фигуры, выбрав из предлагаемых вариантов. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности, в то же время усложнение типа заданий наблюдается и от серии к серии.
Cтатистика На весь экран
2
Абстрактно-логическое мышление
Абстрактно-логическое мышление – это совершение мыслительного процесса при помощи категорий, которых нет в природе (абстракций). Абстрактное мышление помогает человеку моделировать отношения не только между реальными объектами, но также и между абстрактными и образными представлениями, которые создало само мышление. Абстрактно-логическое мышление имеет несколько форм: понятие, суждение и умозаключение, о которых вы сможете подробнее узнать в уроках нашего тренинга.
3
Словесно-логическое мышление
Словесно-логическое мышление (вербально-логическое мышление)— один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Словесно-логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка.
На этом моменте предлагаем немного потренироваться:
А теперь продолжим.
Применение логики
Мышление с использованием инструментария логики необходимо практически в любой области человеческой деятельности, в том числе в точных и гуманитарных науках, в экономике и бизнесе, риторике и ораторском мастерстве, в творческом процессе и изобретательстве. В одних случаях применяется строгая и формализованная логика, например, в математике, философии, технике. В других случаях логика лишь снабжает человека полезными приемами для получения обоснованного вывода, например, в экономике, истории или просто в обычных «жизненных» ситуациях.
Как уже было сказано, часто мы пытаемся мыслить логически на интуитивном уровне. Кому-то это удается хорошо, кому-то хуже. Но подключая логический аппарат, лучше все-таки знать, какие именно мыслительные приемы мы используем, так как в этом случае мы можем:
- Точнее подобрать нужный способ, который позволит прийти к правильному выводу.
- Мыслить быстрее и качественнее – как следствие из предыдущего пункта.
- Лучше излагать свои мысли.
- Избежать самообмана и логических заблуждений.
- Выявлять и устранять ошибки в умозаключениях других людей, справиться с софистикой и демагогией.
- Применять нужную аргументацию для убеждения собеседников.
Составляющие логического мышления
Часто применение логического мышления связывают с быстрым решением заданий на логику и прохождением тестов на определение уровня интеллектуального развития (IQ). Но это направление связано в большей степени с доведением мыслительных операций до автоматизма, что является весьма незначительной частью того, чем логика может быть полезна человеку.
Умение логически мыслить объединяет в себе множество навыков по использованию различных мыслительных действий и включает в себя:
- Знание теоретических основ логики.
- Умение правильно совершать такие мыслительные операции, как: классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия и другие.
- Уверенное использование ключевых форм мышления: понятие, суждение, умозаключение.
- Способность аргументировать свои мысли в соответствии с законами логики.
- Навык быстро и эффективно решать сложные логические задачи (как учебные, так и прикладные).
Конечно, такие операции мышления с применением логики как определение, классификация и категоризация, доказательство, опровержение, умозаключение, вывод и многие другие применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но используем мы их неосознанно и часто с погрешностями без отчетливого представления о глубине и сложности тех мыслительных действий, из которых состоит даже самый элементарный акт мышления. А если вы хотите, чтобы ваше логическое мышление было действительно правильным и строгим, этому нужно специально и целенаправленно учиться.
Как этому научиться?
Логическое мышление не дается нам с рождения, ему можно только научиться. Существует два основных аспекта обучения логике: теоретический и практический.
Теоретическая логика, которая преподается в университетах, знакомит студентов с основными категориями, законами и правилами логики.
Практическое обучение направлено на применение полученных знаний в жизни. Однако в действительности современное обучение практической логике обычно связано прохождением разных тестов и решением задач на проверку уровня развития интеллекта (IQ) и почему-то не затрагивает применение логики в реальных жизненных ситуациях.
Чтобы на самом деле освоить логику, следует совместить теоретические и прикладные аспекты. Уроки и упражнения должны быть направлены на формирование интуитивно понятного, доведенного до автоматизма логического инструментария и закрепление полученных знаний с целью их применения в реальных ситуациях.
По этому принципу и был составлен онлайн-тренинг, который вы сейчас читаете. Цель данного курса – научить вас логически мыслить и применять методы логического мышления. Занятия направлены на ознакомление с основами логического мышления (тезаурус, теории, методы, модели), мыслительными операциями и формами мышления, правилами аргументации и законами логики. Кроме того, каждый урок содержит в себе задания и упражнения для тренировки использования полученных знаний на практике.
Уроки логики
Собрав широкий спектр теоретических материалов, а также изучив и адаптировав опыт обучения прикладным формам логического мышления, мы приготовили ряд уроков для полноценного овладения данным навыком.
Урок 1. Логический анализ языкаПервый урок нашего курса мы посвятим сложной, но очень важной теме – логическому анализу языка. Сразу стоит оговориться, что эта тема многим может показаться абстрактной, нагруженной терминологией, неприменимой на практике. Не пугайтесь! Логический анализ языка – это основа любой логической системы и правильного рассуждения. Те термины, которые мы здесь узнаем, станут нашим логическим алфавитом, без знания которого просто нельзя пойти дальше, но постепенно мы научимся пользоваться им с лёгкостью.
Урок 2. Понятие в логикеЛогическое понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. Понятия бывают разных видов: конкретные и абстрактные, единичные и общие, собирательные и несобирательные, безотносительные и соотносительные, положительные и отрицательные, и другие. В рамках логического мышления важно уметь отличать эти виды понятий, а также производить новые понятия и определения, находить отношения между понятиями и совершать специальные действия над ними: обобщение, ограничение и деление. Всему этому вы научитесь в данном уроке.
Урок 3. Определение в логикеВ первых двух уроках мы говорили о том, что задача логики – помочь нам перейти от интуитивного употребления языка, сопровождаемого ошибками и разногласиями, к более упорядоченному его использованию, лишённому двусмысленности. Умение правильно обращаться с понятиями представляет собой один из необходимых для этого навыков. Другой не менее важный навык – умение правильно давать определения. В этом уроке мы расскажем, как этому научиться и как избежать самых распространённых ошибок.
Урок 4. Логическое суждениеЛогическое суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними. Суждения в логике состоят из субъекта (о чем идет речь в суждении), предиката (что говорится о субъекте), связки (что соединяет субъект и предикат) и квантора (объема субъекта). Суждения могут быть различных видов: простые и сложные, категорические, общие, частные, единичные. Также отличаются и формы связок между субъектом и предикатом: равнозначность, пересечение, подчинение и совместимость. Кроме того, в рамках составных (сложных) суждений могут быть свои связки, которые определяют ещё шесть видов сложных суждений. Умение логически мыслить предполагает способность правильно строить различные виды суждений, понимать их структурные элементы, признаки, отношения между суждениями, а также проверять является суждение истинным или ложным.
Урок 5. Законы логикиПеред тем как перейти к последней третьей форме мышления (умозаключению), важно понять, какие существуют логические законы, или, другими словами, объективно существующие правила построения логического мышления. Их предназначение, с одной стороны, в помощи построения умозаключений и аргументации, а с другой – в предупреждении ошибок и нарушений логичности, связанных с рассуждениями. данном уроке будут рассмотрены следующие законы формальной логики: закон тождества, закон исключённого третьего, закон противоречия, закон достаточного основания, а также законы де Моргана, законы дедуктивных умозаключений, закон Клавия и законы деления. Изучив примеры и выполнив специальные упражнения, вы научитесь целенаправленно использовать каждый из этих законов.
Урок 6. УмозаключениеУмозаключение — это третья форма мышления, в которой из одного, двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением или выводом. Умозаключения делятся на три вида: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. При дедуктивном умозаключении (дедукции) из общего правила делается вывод для частного случая. Индукция — это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило. В умозаключениях по аналогии на основе сходства предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. На этом занятии вы познакомитесь со всеми видами и подвидами умозаключений, научитесь строить разнообразные причинно-следственные связи.
Урок 7. СиллогизмыЭтот урок будет посвящён многопосылочным умозаключениям. Так же как и в случае однопосылочных умозаключений, вся необходимая информация в скрытом виде будет присутствовать уже в посылках. Однако, поскольку посылок теперь будет много, то способы её извлечения становятся более сложными, а потому и добытая в заключении информация не будет казаться тривиальной. Кроме того, нужно отметить, что существует много разных видов многопосылочных умозаключений. Мы с вами сосредоточимся только на силлогизмах. Они отличаются тем, что и в посылках и в заключении имеют категорические атрибутивные высказывания и на основании наличия или отсутствия каких-то свойств у объектов позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии у них других свойств.
Урок 8. Типы рассужденийВ предыдущих уроках мы поговорили о разных логических операциях, которые составляют важную часть любого рассуждения. Среди них были операции над понятиями, определения, суждения и умозаключения. Значит, на данный момент должно быть ясно, из каких компонентов рассуждения состоят. Однако мы ещё нигде не касались вопросов о том, каким образом может быть организовано рассуждение в целом и какими в принципе бывают типы рассуждений. Это и станет темой последнего урока. Начнём с того, что рассуждения делятся на дедуктивные и правдоподобные. Все виды умозаключений, рассмотренные в предыдущих уроках: умозаключения по логическому квадрату, обращения, силлогизмы, энтимемы, сориты, – представляют собой именно дедуктивные рассуждения. Их отличительный признак состоит в том, что посылки и заключения в них связаны отношением строгого логического следования, в то время как в случае правдоподобных рассуждений подобная связь отсутствует. Сначала поговорим подробнее о дедуктивных рассуждениях.
Как проходить занятия?
Сами уроки со всеми упражнениями можно пройти за 1-3 недели, усвоив теоретический материал и немного попрактиковавшись. Но для развития логического мышления важно заниматься системно, много читать и постоянно тренироваться.
Для максимального эффекта рекомендуем вам сначала просто прочитать весь материал, потратив на это 1-2 вечера. Затем проходите по 1 уроку ежедневно, выполняя необходимые упражнения и следуя предложенным рекомендациям. После того как вы освоите все уроки, займитесь эффективным повторением по данной методике, чтобы запомнить материал надолго. Далее старайтесь чаще применять приёмы логического мышления в жизни, при написании статей, писем, при общении, в спорах, в делах и даже на досуге. Подкрепляйте свои знания чтением книг и учебников, а также с помощью дополнительного материала, о котором речь пойдет ниже.
Дополнительные материалы
Помимо уроков в данном разделе мы постарались подобрать много полезного материала по рассматриваемой тематике:
- Логические задачи;
- Тесты на логическое мышление;
- Логические игры;
- Самые умные люди России и мира;
- Видеоуроки и мастерклассы.
А также книги и учебники, статьи, цитаты, вспомогательные тренинги.
На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:
- «Прикладная логика». Николай Николаевич Непейвода;
- «Учебник логики». Георгий Иванович Челпанов;
- «Логика: конспект лекций». Дмитрий Шадрин;
- «Логика. Учебный курс» (учебно-методический комплекс). Дмитрий Алексеевич Гусев;
- «Логика для юристов» (сборник задач). А.Д. Гетманова;
- «Логика. Учебник для юридических вузов». В.И. Кириллов, А.А.Старченко
- «Логика. Учебник для средней школы». Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф.
- «Логика. Учебник для гуманитарных факультетов». А.А.Ивин
- «Логика». Иванов Е.А.
- И другие.
Статьи о логическом мышлении
Также обратите внимание на раздел «Логика и интеллект» нашего блога, в котором мы собираем интересные материалы по данной тематике, среди которых:
- 4 закона логики
- Эвристика
- Кот Шрёдингера – суть простыми словами
- Что нужно знать о тестах на IQ
- Пафос, логос, этос
- И другие статьи наших авторов
Тренинги
Тренировка и развитие логического мышления могут быть дополнены следующими тренингами, которые вы сможете бесплатно пройти на нашем сайте:
1. Память и внимание являются важными способностями для логического мышления, которые позволят концентрироваться на большом количестве мыслительных объектов, над которыми осуществляются логические операции.
2. Творческое мышление вместе с логикой даст вам возможность не только строить правильные выводы, но искать нестандартные решения там, где логика «зашла в тупик».
3. Ораторское искусство и писательское мастерство формируют словесно-логическое мышление, а также позволяют на практике применить полученные знания в данном курсе.
4. Устный счет и скорочтение подходят для развития и тренировки интеллектуальных способностей.
5. Психология человека является полезной в понимании логического мышления, ведь именно психология как наука изучает мыслительные операции, мотивы, стимулы человека.
Цитаты известных людей о логике
О логическом мышлении высказывались многие великие люди, и вот некоторые цитаты, которые мы посчитали уместными в данном тренинге:
Мыслю, следовательно, существую (или на латинском Cogito, ergo sum, или в оригинале на французском Je pense, donc je suis).
Рене Декарт
Лишь немногие люди мыслят логично. В большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней и завистью.
Дейл Карнеги
Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие доказательства.
Анри Пуанкаре
Логика – это анатомия мышления.
Джон Локк
Логика не тождественна знанию, хотя область ее и совпадает с областью знания. Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований.
Джон Стюарт Милль
Мудрость – это самая точная из наук. Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путём, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.
Аристотель
А теперь предлагаем приступить к занятиям.
Желаем вам успеха в освоении навыка логического мышления!
1 Логический анализ →
Что такое потребности человека? Виды и группы
Покажем, как применять обществознание в жизни
Начать учиться
Может показаться, что «я хочу спать», «я хочу играть на гитаре» и «я хочу PlayStation» — это просто желания, которые отличаются друг от друга только объектом. Но обществознание с этим не согласно. Почему — разберёмся в этой статье. Сегодня мы расскажем всё о человеческих потребностях: что к ним относится, какие виды потребностей бывают и что такое пирамида Маслоу.
Что такое потребность
Мы уже рассказывали о разных видах деятельности, которые характерны для людей. Так вот, потребность — один из её мотивов; то, что побуждает нас работать, учиться, созидать и т. д. Теперь — к полному определению.
Потребность — это нужда людей в чём-либо, которая помогает ему поддерживать жизнедеятельность и развиваться как личность.
Но не стоит путать потребность с желанием. Можно подумать, что под определение выше подходит новенький iPhone, которым мы хотим побаловать себя, но это не так. Потребности — это то, что необходимо человеку для полноценной жизни и здоровья. Причём как физического, так и психического. Чтобы понимать, что можно считать потребностями, а что — нет, обращайте внимание на эти признаки:
Если человек игнорирует потребность, он чувствует себя неудовлетворённым. И этот дискомфорт растёт по мере того, как долго он не может удовлетворить её.
Чтобы было проще понять, возьмём пример, знакомый всем: голод. Если вы проголодались, то ощущаете дискомфорт. И чем дольше вы не будете есть, тем сильнее будет становиться это неприятное чувство.
Потребность обращает внимание человека на те объекты, которые могут её удовлетворить.
Возвращаемся к примеру. Когда вы, не пообедав, идёте домой из школы, то сразу замечаете запах свежей выпечки, который тянется из булочной. 🥐 Это ваша потребность указывает на то, что её хорошо бы удовлетворить.
Потребности влияют на наше настроение. Сначала негативно, а после удовлетворения — позитивно.
И снова всем знакомый пример. Когда мы голодны, то становимся раздражительными и грустными. Но стоит пообедать — и настроение улучшается.
Потребности человека не равны между собой по значимости. Они представляют собой особую иерархию, где есть первостепенные и второстепенные потребности. О том, какие из них к каким уровням относятся, поговорим далее.
Немного о финансовой грамотности
О том, как работают наши потребности, хорошо знают маркетологи. Например, многие люди ходят за продуктами после работы или учёбы, уставшие и проголодавшиеся. Чтобы заставить их купить больше, маркетологи «давят» на потребности: используют аппетитные картинки на баннерах и упаковках, открывают в супермаркетах мини-пекарни и кофелавки. И всё это для того, чтобы заманить больше покупателей красивыми изображениями и вкусными запахами.
Если вы хотите тратить деньги разумно, т. е. не покупать лишнего, ходите в магазин со списком и хорошенько пообедав.
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Какими бывают потребности
Теперь обсудим виды потребностей человека. По характеру их принято делить на такие группы:
Давайте разберёмся, чем они отличаются друг от друга, и рассмотрим примеры.
Биологические (естественные) потребности — это такие потребности, от которых зависит выживание наших организмов.
К ним можно отнести потребности в пище, сне, тепле, воде, дыхании, отдыхе и т. д. Их мы ощущаем с самого рождения и до конца жизни. Всем живым организмам важно удовлетворять их вовремя, т. к. иначе можно навредить физическому здоровью или даже перестать существовать.
Социальные потребности
Социальные потребности — это стремление личности быть частью общества.
Люди — социальные существа. Чтобы поддерживать ментальное здоровье, нам нужно общаться, оказывать и принимать поддержку, чувствовать привязанность и понимать, что мы принадлежим к группе других людей.
Духовные потребности
Духовные (идеальные) потребности — это потребности в самопознании, развитии и творчестве.
Сюда относится всё, что связано с самореализацией человека. Люди стремятся создавать новое, учиться, развивать свои возможности. А ещё — тянутся к прекрасному, например, музыке, поэзии и живописи. Также к духовным потребностям относится и религиозная вера.
Индивидуальные и общественные потребности
Кроме основных видов потребностей также иногда выделяют индивидуальные и общественные. Они не входят в приведённую выше классификацию, но их тоже было бы полезно рассмотреть. Эти два вида потребностей разделяют по другому критерию: их обладателям.
Индивидуальные потребности характерны для конкретного человека из-за его личных особенностей. Общественные — для какой-либо социальной группы по тому же принципу.
Чтобы было понятно, можно привести в пример людей с ограниченными возможностями. Чтобы жить полной жизнью, им нужны особые условия: пандусы, лифты, кнопки вызова экстренной помощи и светофоры со звуковыми сигналами. Эти условия для них обеспечивает общество, чтобы сделать среду доступной для всех людей.
Потребности и теория Маслоу
О потребностях написано много теорий, которые принадлежат разным социологам. Самая популярная из них — теория Маслоу. Она носит имя своего создателя — Абрахама Маслоу, американского психолога и основателя гуманистической психологии. Свою теорию он изобразил в виде пирамиды, внутри которой все потребности человека распределены по уровням. Это и есть знаменитая пирамида Маслоу.
Нижний уровень занимают простые или первичные потребности. В них входят две категории потребностей: физические (еда, сон и т. д.) и экзистенциальные. К последним можно отнести безопасность и уверенность в завтрашнем дне.
На верхнем уровне пирамиды находятся высокие или вторичные потребности. Их 3: социальные, престижные и духовные. О первых и последних мы уже поговорили раньше, а вот к престижным относят уважение, признание в обществе и личный успех.
Теория Маслоу
Абрахам Маслоу выделил 5 групп человеческих потребностей, которые распределил от низших к высшим. Его теория состоит в том, что потребности высших уровней возникают только тогда, когда человек удовлетворяет простые потребности.
Например, если у человека нет постоянного дома или он голоден, то его не будет волновать творчество или познание себя. С другой стороны, если мы сыты, полны сил и находимся в безопасности, то можем посвятить себя более высоким целям.
Но также Маслоу допускал, что некоторые люди могут отклоняться от этой иерархии потребностей. Так, например, увлечённый художник может сутками упиваться работой над картиной и не думать о сне, еде. Для него высшая потребность в творчестве будет значить больше физиологических.
Что такое мнимые потребности человека
Помните пример про новый iPhone из начала статьи? Так вот, в нашем обществе есть явления, которые ещё больше похожи на потребности, чем желания. Социологи называют их ложными или мнимыми потребностями.
Мнимые потребности — это потребности, удовлетворение которых вредит человеку, обществу или окружающей среде.
Такие потребности не возникают при рождении, как естественные. И не появляются со временем, чтобы человек мог самореализоваться, общаться, занять место в обществе или развиваться творчески. Они возникают в результате зависимостей, разрушают людей физически и духовно. К таким потребностям можно отнести пристрастие к алкоголю, табаку и наркотикам.
Проверьте себя
Теперь давайте проверим, получилось ли у вас разобраться в потребностях человека и их классификации. Чтобы понять, стоит ли повторить тему ещё раз, выполните задания ниже.
Задание 1
Прочитайте описание ситуаций, которые мы перечислили. Определите с помощью пирамиды Маслоу, какие из пунктов можно отнести к потребностям, какие — к желаниям, а какие — к мнимым потребностям. Определите уровень и тип для каждой найденной потребности.
Иван отработал две смены подряд. Он устал и хочет спать.
В семье Марии принято отмечать Пасху, поститься и ходить в церковь каждое воскресенье.
Сын Ани и Жени 20 минут плакал в магазине, потому что просил нового трансформера.
Степан ушёл из юридического вуза, потому что душа тянет его стать художником.
Ира уже пятый раз бросает курить, зная, что через неделю она снова купит сигареты.
5-летняя Вика плачет, потому что потерялась в большом торговом центре и хочет скорее найти родителей.
Марина чувствует себя подавленно и уже полгода не может встретиться с подругами, потому что сидит дома с младенцем и никуда не выходит.
Антон старается быть более инициативным на рабочих встречах, чтобы получить повышение.
Олег учится на хирурга, потому что должен продолжить семейное дело, чтобы возвыситься в глазах родителей.
Задание 2
Расскажите, с какими примерами духовных и социальных потребностей вы регулярно сталкиваетесь в жизни. Можете рассказать о себе, своих друзьях или родственниках. Какую роль в их жизни играют способы, которыми они удовлетворяют эти потребности?
Задание 3
Как вы считаете, чем именно могут быть так опасны мнимые потребности?
Ответы на задание 1
Первичная физическая потребность — сон.
Вторичная духовная потребность — религия.
Не потребность.
Вторичная духовная потребность — искусство.
Мнимая потребность — табакокурение.
Первичная экзистенциальная потребность — безопасность.
Вторичная социальная потребность — общение.
Вторичная престижная потребность — личный успех.
Вторичная престижная потребность — признание.
Ещё больше теории простыми словами и живых примеров — на онлайн-курсах по обществознанию в Skysmart! Мы уже собрали всё необходимое на интерактивной платформе, осталось только определить ваш уровень и подобрать учителя, с которым будет комфортно. Встретимся на бесплатном вводном занятии!
Алёна Федотова
Автор Skysmart
К предыдущей статье
Что такое ВВП и ВНП
К следующей статье
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию
Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
первичных против вторичных | Наполнение ведра
Грег Эшман 6 комментариевСуществует важный способ подумать о том, чего мы пытаемся достичь в образовании, и это включает в себя проведение различия между типами знаний и навыков, которые мы хотим, чтобы дети усвоили.
Я имею в виду различие между биологически первичным знанием и биологически вторичным знанием. В книге «Теория когнитивной нагрузки» Свеллер, Калюга и Айерс опираются на работу Гири, чтобы объяснить, как это различие лежит в основе их теории.
Биологически первичные
Биологически первичные знания и навыки — это то, что мы развили для изучения. Например, мало кто нуждается в обучении ходьбе. Точно так же дети просто «подхватывают» свой родной язык. Очевидно, что словарный запас не закодирован в нашем мозгу, потому что дети могут вырасти и говорить на любом языке. Вместо этого у нас есть естественный способ научиться этому.
Люди существуют в нашем нынешнем виде около миллиона лет (очень приблизительно), и непосредственные предшественники homo sapiens, безусловно, могли ходить и вполне могли иметь какую-то форму языка. Это дает эволюции путем естественного отбора время для работы над этими способностями. Мы буквально эволюционировали, чтобы изучить их.
Другим первичным биологическим навыком является использование анализа средств и целей для решения проблем. У всех нас есть эта стратегия в нашем распоряжении: сравнение текущего состояния проблемы с желаемым результатом. Это почти единственная универсальная стратегия решения проблем — в отличие от иногда полезных эвристик, таких как «нарисовать диаграмму», — и нас не нужно учить этому. Точно так же вы приобретаете личность, не будучи обучены этому.
Биологически вторичный
Второстепенные биологические знания — это то, чему нас обычно нужно обучать. Это те виды знаний и навыков, которые поздно пришли на вечеринку. Например, письмо было изобретено всего несколько тысяч лет назад, и большую часть времени с тех пор лишь немногие представители элиты могли научиться этому искусству. Это означает, что мы не могли развить в себе способность научиться читать или писать.
Это не значит, конечно, что мы не можем научиться этим вещам самостоятельно. Хороший учебник может обеспечить форму обучения. При наличии времени и склонности мы можем учиться даже через открытия. Но поскольку это не «естественные» вещи для изучения, процесс всегда характеризуется тяжелой работой и может быть трудным. Вот почему явные формы инструкций работают. Они ограничивают количество вещей, на которые учащийся может обратить внимание, и, таким образом, делают процесс более эффективным.
Последствия
Школы традиционно пытались достичь обоих видов целей. Деревенская школа стремится научить детей биологически вторичным навыкам чтения, письма и счета, в то время как игровые поля Итона были созданы для развития характера и лидерских качеств молодых людей; биологически первичные смеси наклонностей и личности.
Можно спорить о том, насколько нам удастся это сделать. Гораздо труднее измерить чей-то характер, чем его способность читать, поэтому трудно найти доказательства. Однако я думаю, что мы запутываемся, когда думаем об этом. Представьте себе швейцарскую школу, цель которой — научить женщин ходить. Школа явно , а не . Это обучение людей изменению походки; небольшое изменение того, что они уже могут сделать, чтобы соответствовать сомнительной эстетике.
Меня беспокоит то, что, когда учителя математики стремятся в качестве основной цели сделать учеников устойчивыми, чтобы они «никогда не сдавались», мы упускаем из виду биологически вторичное обучение, для которого мы в основном заняты. Такие идеи всегда глубоко ошибочны, если рассматривать их абстрактно. Должны ли мы действительно никогда не сдаваться? Возможно, иногда сдаться — самый рациональный образ действий. Я уверен, что мы все видели потери, вызванные заблуждением о невозвратных затратах, и я уверен, что это безудержно распространено во всем обществе, где бы эго ни подвергалось риску.
Чтобы по-настоящему изучить индивидуальные отношения ребенка с неудачей, потребуются своего рода терапевтические отношения, совсем не похожие ни на что, что могут предложить учителя математики. Я бы даже не хотел, чтобы они пытались. Это ужасно.
Однако приведение учащихся к ощущению достижения путем освоения сложных понятий и процедур означает неявное обучение их чему-то о ценности упорного труда. Я думаю, что лучше всего сосредоточиться на этом.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Стандарт
Первичные и вторичные подкрепления и подкрепление
| Что такое первичное подкрепление | Что такое основное подкрепление | Примеры | Вторичное армирование и Вторичное армирование | Эффективность и долговечность |
Основное различие между первичным и вторичным подкреплением заключается в том, что первичное подкрепление является биологическим стимулом, вызывающим непроизвольные рефлексы, а вторичное подкрепление является условным стимулом, вызывающим усвоенное поведение.
Что такое первичные и вторичные подкрепления?
Какая разница, когда они используются в воспитании детей?
Как родители и учителя могут использовать это с пользой?
Давайте рассмотрим психологию, стоящую за ними, и то, как родители и учителя могут их использовать.
Что такое первичное подкрепление
Первичное подкрепление — это естественная реакция на раздражитель. Реакция является врожденной и не требует сложного обучения. Первичное подкрепление — это автоматический рефлекс организма всякий раз, когда предъявляется соответствующий стимул 1 .
Например, у вас текут слюнки, когда вы чувствуете восхитительный запах любимой еды. Это естественный рефлекс; вам не нужно учиться пускать слюни.
Большинство первичных подкреплений являются результатом эволюции, чтобы обеспечить выживание вида. Слюноотделение в ожидании приема пищи помогает организму оптимизировать пищеварение 2 .
Первичное подкрепление является биологически важным стимулом для организма, таким как пища, вода, сон, убежище, безопасность, удовольствие и секс. Это приводит к непроизвольной реакции, такой как отшатывание, слюнотечение и дрожь. В классических теориях обусловливания первичное подкрепление также называется безусловным подкреплением или безусловным стимулом (UCS).
Хотя первичные подкрепления являются естественными внутренними побуждениями, они могут по-разному воздействовать на людей в зависимости от генетики и их опыта.
Например, некоторые люди могут переносить более высокую температуру, чем другие. Когда они прикасаются к чему-то горячему, их рефлекс отдергивания может не сработать, если только объект не обваривается. Способность выдерживать более высокие температуры может быть врожденной или, возможно, обусловлена повторяющимися встречами в прошлом, т. Е. Человек может быть обучен на опыте по-разному реагировать на первичное подкрепление.
Примеры
1. Безопасность
Когда вы дотрагиваетесь до раскаленного железа, ваша рука автоматически отдергивается, чтобы не обжечься, этот рефлекс является защитным механизмом. Обжигающее прикосновение является основным подкреплением, усиливающим автоматическое отдергивание руки.
2. Голод
Когда ребенок голоден, он плачет. Затем ее смотритель кормит ее, чтобы утолить голод. Эта реакция является рефлексом выживания, который не требует обучения. В этом случае голод является основным подкреплением, усиливающим плач.
Вторичное подкрепление и вторичное подкрепление
Вторичное подкрепление постоянно сочетает нейтральный стимул с первичным подкреплением, так что нейтральный стимул может вызывать ту же реакцию, что и первичный. Вторичное подкрепление превращает нейтральный стимул в условный раздражитель, также известный как вторичное подкрепление.
Итак, в чем разница между первичным и вторичным подкреплением?
В то время как первичное поощрение является врожденным, вторичное поощрение представляет собой подкрепляющий стимул после сочетания с первичным поощрением, таким как похвала, угощение или деньги. Реакция на вторичное подкрепление — это приобретенное поведение, а не врожденный рефлекс.
Эффективность и долговечность
Первичные подкрепления эффективны, потому что они являются биологическими и необходимы для выживания. Они часто более эффективны, чем вторичные подкрепления.
Голодный рабочий, которому обещают еду, чтобы закончить работу, более внутренне мотивирован, чем тот, кто работает за бесплатные билеты в кино.
Поскольку первичные подкрепления необходимы для выживания, их трудно разучить.
Например, требуется сила воли или тренировка, чтобы не закричать, когда вам на ноги упадет тяжелый камень.
Каталожные номера
1.
Clark RE. Классические истоки условности Павлова. Интеграл психологическое поведение . Октябрь 2004 г.: 279–294. дои: 10.1007/bf02734167
2.
Nederkoorn C, Smulders FTY, Jansen A. Фазовые реакции головного мозга, тяга и прием пищи у здоровых людей. Аппетит . август 2000 г .: 45–55. doi:10.1006/appe.2000.0328
О Памеле Ли
Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain.