Кто ввел термин психология в науку ввел: Психология — Википедия – Кто ввел термин психология?

Тест по истории психологии с ответами

1. Психология как самостоятельная наука возникла:
В середине 19 века. +
В начале 20 века.
В античных временах.
2. Предмет психологии:
Наука о душе.
Наука о сознании.
Наука о поведении. +
3. В рамках какой традиции философских исследований развивались
психологические идеи:
Материалистической.+
Идеалистической.
4. Кто впервые определил сознание как критерий психики:
Гоклениус. +
Декарт.
Спиноза.
5. Термин «психология» был введен:
В античные времена.
В 16 веке. +
В 19 веке.
6. Кто впервые ввел термин «психология»:
Бэкон.
Спиноза.
Гоклениус. +
7. Эмпирическая психология в философских учениях представлена учениками:
Ф. Бэконом, Г. Гоббсоном, Дж. Локком. +
Беркли, Юмом.
Вундтом.
8. Представители эмпирической психологии за основу брали:
Опыт внутренний.
Опыт внешний. +
Ассоциацию.
9. В психологию понятие бессознательного ввел:
Гартли.
Гоббс.

Лейбниц. +
10. Против отождествления психики с сознанием выступил:
Ф. Бэкон.
Лейбниц. +
Юм.
11. Кем было введено понятие «аперцепция»:
Юмом.
Лейбницем. +
Локком.
12. К представителям ассоциативной психологии относятся:
Гольбах, Вольтер, Монтескье.
Гартли, Юм, Беркли. +
Фихте, Шеллиа, Фейербах.
13. Идея априорности пространства и времени как форм восприятия принадлежит:
Гегелю.
Канту. +
Фихте.
14. Представление о психологии как учении о субъективном духе относятся к
идеям:
Гегеля. +
Фейрбаха.
Канта.
15. Людвиг Фейрбах — представитель:
Материалистической философии. +
Идеалистической философии.
16. Основателем психологии как самостоятельной науки считается:
Вундт. +
Фейрбах.
Гегель.
17. К какому веку относится период открытого кризиса:
18 веку.
19 веку.
20 веку. +
18. К причинам открытого кризиса относятся:
Приоритет перед разумом инстинкта и интуиции. +
Фундаментальные открытия в физике, химии и др. науках.
Появление новой философии — позитивизм.
19. Социальную природу человеческого сознания ддоказывали представители
школ:
Бихевиоризма.
Гештальтпсихологии.
Французской социологической школы. +
20. Бихевиоризм — это направление психологии, берущее за основу исследования:
Поведение. +
Бессознательное.
Возникающий в процессе мышления образ.
21. Приоритетным направлением в развитии психологии в конце 19-го, в начале
20-го века в России считалось:
Описательная (идеалистическая) психология.
Эмпирическая (интроспективная) психология.
Экспериментальная психология. +
22. К представителям эмпирической психологии в России конца 19-го, в начале
20-го века относятся:
Трубецкой, Бердяев, Лосский.
Грот, Челпанов, Нечаев. +
23. Психотехника в России развивалась как наука:
О научной организации труда. +
О восприятии.
О рефлексах.
24. Педология — это наука:
О воспитании. +
Об образовании.
О научной организации труда.
25. Основой изучения психоанализа является:
Сновидения.
Бессознательное. +
Архетипы.
26. Психоанализ в России:
Не получил никакого распространения.
Получил широкое распространение. +
Получил только критическую оценку.
27. Кто является основоположником психоанализа:
Фромм.
Фрейд. +
Юнг.
28. Кто является основоположником культурно-исторической психологии России:
Леонтьев.
Выготский. +
Лурия.
29. Деятельностный подход в психологии разрабатывался в рамках:
Материалистического направления развития науки. +
Идеалистического направления развития науки.
30. Что лежит в основе деятельностного подхода в психологии:
Предметная деятельность.
Действие.
Мыслительная деятельность. +
31. К представителям современной психологии масс относятся:
Г. Тард, Г. Лебон.
Маслоу, Роджерс.
Московичи, Райх. +
32. Гуманистическая психология это:
Клиентоцентрированная терапия. +
Психология «гештальт — образов».
Психология бессознательного.
33. Трансперсональная психология — это психология:
Трансперсональных переживаний.
Голографического метода интнрпритации психологических явлений. +
Перинатального периода развития психики человека.

Тест по психологии для 1 курса

Тест по психологии с ответами (I курс)

1. Психология как самостоятельная наука возникла: 

А) В середине 19 века

Б) В начале 20 века
В) В античных временах
2. Предмет психологии:
А) Наука о душе
Б) Наука о сознании
В)Наука о поведении

сначала шло развитие психологии как науки о душе, затем это — наука о сознании, потом как наука о поведении.
3. В рамках, какой традиции философских исследований развивались
психологические идеи:
А) Материалистической

Б) Идеалистической

материализм и идеализм в психологии развивались и спорили между собой.
4. Кто впервые определил сознание как критерий психики:
А) Гоклениус
Б) Декарт
В) Спиноза
5.Термин «психология» был введен:
А) В античные времена
Б) В 16 веке
6. Кто впервые ввел термин «психология»:
А) Бэкон
Б) Спиноза
В) Гоклениус

7. Какой философ ввёл в научный обиход понятие рефлекса.
А) Декарт
Б) Бэкон
В) Спиноза

Г) Парацельс
8. Основателем научного течения «структурализм» является: 
А) В. Вундт
Б) У. Джеймс
В) Дж. Кеттел
Г) Э. Титченер
9. Концепция «потока сознания» была выдвинута в рамках:
А) Функционализма
Б) Структурализма
В) Волюнтаризма
Г) Психоанализа
10.Вставьте пропущенные слова
В. Бехтерев ввёл в научный обиход понятие сочетательно-двигательный рефлекс


11.Верно ли утверждение:

11.1.И. Павлов отрицал возможность существования психологии как отдельной науки.

11.2Л. Выготский выступал против психотехники как необоснованно механистического взгляда на психику человека.

11.3«Павловская сессия» Академии Наук СССР 1950 года ознаменовала разгром педологии как науки.

11.4.Гештальт-терпапия Ф. Перлза – это развитие и продолжение гештальт-психологии.

11.5Главной причиной раскола между З. Фрейдом и А. Адлером стало утверждение А. Адлера о том, что социально-психологические факторы играют ведущую роль в развитии человека.

12.Установите соотношение понятий

 В


а) оперантное обусловливание


2) К.Г. Юнг — Г


б) динамическая установка


3) В. Франкл — Д


в) комплекс неполноценности

4) Д. Узнадзе — Б

г) архетип


5) Б. Скиннер — 

А


д) логотерапия

13. Установите соотношение понятий

 Г


а. Гуманистическая психология


2. Э. Фромм — Д


б. Экзистенциальная психология


3. Р. Мэй — Б


в. Индивидуальная психология


4. А. Маслоу — А


г. Аналитическая психология


5. А. Адлер — В


д. Гуманистический психоанализ



14. Установите соотношение понятий

 Г


А. Только свобода и независимость от всего и всех.


2. Гедонисты — В


Б. «Друзья, мудрость и свобода – вот наш девиз»


3. Киники — А


В. Жить стоит ради удовольствий и наслаждений


4. Эпикурейцы — Б


Г. Спокойно переносить все удары судьбы

15. Установите соотношение понятий

 Б


А. Считал, что всё в мире подчиняется закону природы


2. Аристотель — Д


Б. «Наши беды от того, что у нас ошибочные ожидания от мира»


3. Сенека — А


В. Отличался крайними аскетизмом и неприхотливостью


4. Диоген — В


Г. Человек свободен и ради неё готов пойти даже на смерть, поправ собственную природу


5. Платон — Е


Д. «Если глаз – это тело, то душа – это зрение»


6. Демокрит — Г


Е. «Есть два мира – материальный и идеальный»

16. Установите соотношение понятий

 Д


А. «Тотем и табу»


2. З. Фрейд — А


Б. «Мышление и речь»


3. Л.С. Выготский — Б


В. «Основы физиологической психологии»


4. В. Вундт — В


Г. «Основы психологии» («Принципы психологии»)


5. У. Джеймс — Г


Д. «Бегство от свободы»

2. Возникновение термина «психология» и его различные значения. Развитие предмета психологии и его современная трактовка.

Вопросы к экзамену.

  1. Особенности научно-психологического познания. Житейская и научная психология, их отличия и взаимоотношения.

Психология как наука, психика и ее хар-ки.

Психоло́гия(отдр.-греч.Psuche – «душа» и Logos— «учение») —наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Т.о., психология – наука о душе (психике). Изучает псих. явления и поведение; изучает филогенетическое возникновение, онтогенетическое развитие и функционирование психики и деятельности (Леонтьев). Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г.: в этом году немецкий психологВ. Вундтоткрыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.

Специфика психологического знания.

Во-первых, психология — наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это «свойство высокоорганизованной материи».Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Психология — это наука, не только познающая, но иконструирующая, созидающаячеловека.

Предметпсихологии менялся: душа, сознание, поведение, потом психика.

Психика– системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом окружающей реальности.

Отражение– всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса. Чтобы составить предварительное представление о том, что такое «психика», рассмотримпсихические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Псих. явления — все то, что эмпирически наблюдаемо, внешние проявления (но м.б. осознанным и неосознанным). 4 сферы псих. явлений: побуждения, познание, переживания, самосознание. Существует целый ряддругих форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения. Среди них — факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться.

Соотношение житейской и научной психологии

1. Житейские психологические знания конкретны (о различном поведении в различных ситуациях). Научная психология стремится к обобщениям. Терминология различна 2. Житейские знания носят интуитивный характер, а научные — рациональны и вполне осознанны. 3. Способы передачи знания — в житейских знаниях – на своих ошибках, в научных — накопление и передача. 4. Способ получения знаний — в житейских – наблюдения и размышления, в научных + эксперимент. 5. Индивид ограничен только своими знаниями, а наука имеет больший объем.

Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт;во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец,в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Психоло́гия(отдр.-греч.Psuche – «душа» и Logos— «учение») —наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себегуманитарныйиестественнонаучныйподходы. Включает в себяфундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности,прикладну́ю психологию, изучающую, с опорой на данныефундаментальнойпсихологии, психические явления в естественных условиях, ипракти́ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике.

Предмет психологиипонимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии.

  • Душа (все исследователи до начала XVIII века)

  • Явления сознания (английская эмпирическаяассоцианистская психология —Д. Гартли,Герберт Спенсер)

  • Непосредственный опыт субъекта (структурализм—Вильгельм Вундт)

  • Поведение (бихевиоризм—Джон Уотсон)

  • Бессознательное (психоанализ—Зигмунд Фрейд)

  • Процессы переработки образов и результаты этих процессов (гештальт-психология—Макс Вертгеймер)

  • Личный опыт человека (гуманистическая психология—Маслоу, Франкл, Мэй)

  • Процессы переработки информации информационной системой «мозг», познавательные способности человека (когнитивная психология— Джордж Миллер, Герберт Саймон, Джон Свитс и другие)

  • Психика (психически управляемая деятельность— теория деятельности Леонтьева)

Как менялся предмет исследований психологической науки: 4 этапа. На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором — как наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике.

Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т. п. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

Демокрит:душа— это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.

Аристотель: трактат «О душе» — первое специально психологическое сочинение, отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает существование чего-то.

Платон и Сократ– душа начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тленное.Душа и телонаходятся в сложныхвзаимоотношенияхдруг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека.

В последней четверти XIX в. оформилась научная психология. Рене Декартсознание— предмет психологии. Первое, что человек обнаруживает в себе, — этоего собственное сознание. Существование сознания — главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания.

В. Вундт— простейшие элементы сознания. Наука заходит в тупик.

Дж. Уотсон — поведение человека и животных (система реакций).S — R(стимул — реакция) — единица поведения.

Леонтьевдеятельностный подход, психически управляемая деятельность.

Психология сейчас – наука о фактах, закономерностях и механизмах психики и психических явлений. Психика– системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом окружающей реальности.Отражение– всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса. Отражение физическое, физиологическое и психическое.Особенности отражения: дает возможность правильно отражать окружающую действительность. Имеет активный характер, связано с поиском и отбором способов действий. В процессе деятельности отражение развивается. Отражение субъективно носит опережающий характер.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

1. Психология занимает центральное место согласно классификации наук:

б) Б.М. Кедрова;

2. Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:

а) И. Гербарт

3. Психология как самостоятельная наука оформилась:

б) в 80-х гг. XIX в.;

4. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:

в) Аристотелем;

5. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:

а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

6. Термин «психология» в научный оборот ввел:

в) X. Вольф;

7. Психология как наука о сознании возникла:

в)в XVII в.;

8. Психология как наука о поведении возникла:

г) в XXв.

9. Определение психологии как науки о душе было дано:

б) более двух тысяч лет тому назад;

10. Первые представления о психике были связаны:

в) с анимизмом;

11. Определение эмпирической психологии принадлежит:

в) X. Вольфу;

12. Термин «эмпирическая психология» был введен:

в) в XVIII в.;

13. Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:

б) Дж.Ст. Милль;

14. Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:

а) психофизиологическая;

15. Психическое отражение:

б) носит избирательный характер;

16. Согласно идеалистическим представлениям психика —это:

г) образ бесплотной сущности.

17. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

г) регуляции вегетативных изменений.

18. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественно­ научную основу является:

в) бихевиоризм;

19. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

а) психологии души;

20. Психология —это наука о функциях сознания согласно:

а) функционализму;

21. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:

а) экзопсихикой;

22. По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:

б) к эндопсихике;

23. Психическим явлением является:

в) интерес;

24. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

а) ощущение;

25. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:

в) П.Я. Гальперин;

26. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представ­ления или идеи называется:

г) воображением.

27. К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:

в) темперамента;

28. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:

в) возрастная;

29. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотноше­ния с людьми изучает психология:

б) социальная; 30. Научное течение, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное про­никновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развити­ем прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

б) педологией;

31. Основоположником российской педологии является:

а) А.П. Нечаев;

32. Педология возникла:

г) на рубеже XIX-XX вв.

33. Основателем зарубежной педологии считается:

а) С. Холл;

34. Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в на­шей стране:

в) в 1936 г.;

35. В. Франкл известен как основоположник:

в) логотерапии;

36. Автором психодрамы является:

а) Я. Морено;

Методология психологии

1. Методология:

б) определяет способы достижения и построения знания;

2. Критерием научной теории в психологии не является(ются):

г) материальная целенаправленная деятельность людей по преобра­зованию природных и социальных объектов.

3. Для научного психологического и стихийно-эмпирического исследова­ний общим(ми) является(ются):

г) постановка целей и задач исследования.

4. В допарадигмальный период развития психологии в качестве объясни­тельного сформировался принцип:

г) системности.

5. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

в) детерминизма;

6. С идеалистической точки зрения свойства человеческой психики не рассматривал:

г) Аристотель.

7. С материалистической точки зрения психические явления рассматривал

в) Т. Гоббс;

8. Принцип, требующий рассматривать психические явления в пocтоянном изменении, движении, называется принципом:

б) развития; \

9. Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении зна­ний, называется:

в) рационализмом;

10. Представление о психике как необходимой для выживания человека функции утвердилось в силу детерминизма:

б) биологического;

11. Подход к изучению психики, определяющий возможности психического анализа как сложной многоуровневой системы, выполняющей опреде­ленные функции, называется:

в) структурно-функциональным;

12. Структурно-функциональный подход относится к уровню:

б) общенаучной методологии;

13. Анализ общих форм научного мышления относится к уровню:

а) философской методологии;

14. Отличительная черта отечественной психологии —использование кате­гории:

а) деятельности;

15. Необходимость выявления противоречий как источника развития и са­моразвития психики означает принцип:

в) единства и борьбы противоположностей;

16. Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:

г) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культур­но-исторического развития человека.

17. При определении деятельности как объекта психологического исследо­вания был вычленен такой «аспект изучения психики, как:

а) процессуальный;

18. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

в) детерминизма;

19. Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:

а) С.Л. Рубинштейн;

20. Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:

а) детерминизма;

21. В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовал­ся принцип:

а) детерминизма;

22. Методологической основой бихевиоризма является:

б) позитивизм;

23. Методология бихевиоризма тесно связана:

б) с механистическим пониманием поведения;

24. Психоанализ в его развитой форме был направлен на изучение личности и формировался в соответствии с принципом:

б) развития;

25. Конкретное изучение личности в психоанализе не обусловлено такой мировоззренческой ориентацией, как:

г) рационализм.

26. Философской основой гуманистической психологии является:

б) экзистенциализм;

 

Методы исследования.

12. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:

в) наблюдением;

13. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же лю­дей, позволяющее анализировать психическое развитие на различныхэтапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:

б) лонгитюдным;

14. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

в) интроспекция;

15. Систематическое применение моделирования наиболее характерно:

б) для гештальтпсихологии;

16. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результа­те которого делается попытка оценить тот или иной психический про­цесс или личность в целом, —это:

в) тестирование;

17. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним —это:

г) самонаблюдение.

18. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта на­зывается:

г) экспериментом.

19. Основным для современных психогенетических исследований не являет­ся метод:

г) интроспекции.

22. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

а) У. Джемсом;

б) Г. Эббингаузом;

в) В. Вундтом;

г) X. Вольфом.

23. Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу:

в) в 1879 г.;

24. Первая экспериментальная психологическая лаборатория в России из­вестна:

в) с 1885 г.;

25. Первая педологическая лаборатория была создана:

б) С. Холлом в 1889 г.;

26. В России первую экспериментальную психологическую лабораторию открыл:

в) В.М. Бехтерев;

27. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:

б) эксперимента;

42. Эффект плацебо был открыт:

в) медиками;

 

43. Фактор присутствия любого внешнего наблюдателя в эксперименте на­зывается эффектом:

в) социальной фасилитации;

44. Влияние экспериментатора на результаты наиболее значительно в иссле­дованиях:

в) психологии личности и социальной психологии;

 

 




Эмпирическая психология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 февраля 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 февраля 2019; проверки требуют 2 правки.

Эмпири́ческая психология — особая дисциплина в психологии, которая изучает и описывает конкретные явления психической жизни. Эмпирическая психология во многом отличается от рациональной психологии, которая выводит явления из природы и сущности души.

Термин «эмпирическая психология» был введён немецким философом XVIII века — Христианом фон Вольфом[1].

Считалось, что задачей эмпирической психологии является наблюдение за определёнными фактами, которые затем классифицировались и подлежали практической проверке на предмет установления доказуемой связи между ними[1].

В учении Дж. Локка основной идеей было то, что психологическое познание должно базироваться на полученном опыте. При этом, само понятие опыта в данном учении приобрело двусмысленный характер. То есть, опыт рассматривался как внешний, так и внутренний (см. сенсуализм). Впоследствии, это стало основанием для разделения эмпирической психологии на две ветви:

В середине XIX века вследствие этого разделения школа эмпирической психологии соединила в себе эмпирические наблюдения как основной принцип исследования, конкретизирующий анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений. При этом, постижение явлений происходит посредством самонаблюдения.

Такая школа психологии, основанная на опыте (иное название — «опытная школа»), создала благоприятные условия для перехода от умозрительной трактовки психики к её изучению через эксперименты.

В дальнейшем развитии этого направления многозначность понятия «опыт» привела к разделению сторонников естественнонаучного подхода к психике. Одни понимали опыт как познание реальных процессов сознания и поведения, которое контролируется наблюдением и экспериментом. Другие сводили понимание опыта к субъективным феноменам, так называемый «чистый» опыт[2].

  1. 1 2 Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 512 с.
  2. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. — Москва: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.

Общая психология. Лекция 1. (Конспект лекций по общей психологии)


второе высшее образование «психология»  в формате MBA
предмет: Общая психология
Конспект лекций (2011)

Читает: Пальм Галина Аркадьевна
Лекция №1 (1-2)

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Структура курса
РАЗДЕЛ I.ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
РАЗДЕЛ ІІ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВНУТРЕННЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
РАЗДЕЛ ІІІ. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

РАЗДЕЛ ІV. РЕЧЕ-МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Раздел І. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Тема 1. Развитие взглядов на предмет в истории психологии

1.1. Донаучная психология как учение о душе.
1.2. Психология – наука о сознании.
1.3. Поведение как предмет психологии.
1.4. Психика как отражение.

Литература по данному разделу:
Общее представление о психологии как науке. Гиппенрейтер Ю.Б.
Представления древних философов о душе. Психология сознания. Гиппенрейтер Ю.Б.
Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Гиппенрейтер Ю.Б.
Психология как наука о поведении. Гиппенрейтер Ю.Б.
Предмет психологии, ее задачи и методы. Часть 1. Немов Р.С.
Предмет психологии, ее задачи и методы. Часть 2. Немов Р.С.
Характеристика психических явлений. Рубинштейн С. Л.

1.1. Донаучная психология как учение о душе


Psyche — душа, logos -учение (гр),т.е. психология — наука о душе.

* С появлением человека начинают накапливаться жизненные психологические знания.
* До последней четверти 19 в. донаучная психология как учение о душе развивается в рамках философии.
* В 1879г. в г.Лейпциг Вильгельм Вундт создает первую экспериментальную психологическую лабораторию — возникает научная психология как учение о сознании.
* В 1913 г. в США выходит книга Дж.Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» — возникает бихевиоризм как психологическая наука о поведении. 
* Утверждение в науке материалистических взглядов в ХХ ст. приводит к пониманию психики как отражения, а психология становится наукой о фактах, закономерностях и механизмах психического отражения.

Этапы развития взглядов на предмет в истории психологии:
Донаучная/философская психология: душа
Интроспективная психология: сознание
Гештальтпсихология: целостные структуры сознания и психики
Описательная психология: духовная деятельность человека
Бихевиоризм: поведение
Психоанализ: бессознательное
Гуманистическая психология: личность
Когнитивная психология: познавательные структуры и процессы 

Впервые термин “психология” появился в 1732–1734 гг. в работах немецкого философа Христиана Вольфа, который позаимствовал термин “психе” из древних мифов. В греческой мифологии «психе» — это олицетворение души, дыхание. Психе отождествлялось с тем или иным живым существом, с отдельными функциями организма и его частями. Дыхание человека приравнивалось к порыву, ветру, вихрю. Богиню Психею изображали в виде бабочки или девушки с крыльями. Апулей создал поэтическую сказку о путешествиях человеческой души, которая желает слиться с любовью. Амур (Эрот), сын Зевса и Афродиты, полюбил земную женщину — Психею. Но Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного любимого. Ночью она зажгла свечу и увидела юного бога, но капля гарячего масла упала ему на кожу, и он исчез. Чтобы вернуть к себе любимого, Психея была вынуждена пройти много испытаний, которые создавала для нее Афродита, даже спуститься в ад за живой водой. Амур обратился за помощью к отцу. Зевс подарил Психее бессмертие, и влюбленные были объединены вместе навсегда. Этот миф стал классическим примером высокой любви, реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, которая получила бессмертие, стала символом души, которая ищет свой идеал.   

Древнегреческие философы решали вопрос о душе в зависимости от того, чему отдавалось предпочтение: материализму или идеализму. Сущность разногласий можно выразить формулами:
а) 1+1=1 (душа и тело едины, монизм)
б) 1+1-2 (душа и тело — две разные сущности, дуализм)

Демокрит (5 в.до н.э.) разрабатывал материалистическое учение о душе. Он считал, что душа материальна, и состоит из наиболее мелких, круглых, гладких, необычайно подвижных атомов, рассеянных по всему организму и подобным атомам огня. Когда мелкие части проникают в большие, они, вследствие того, что по своей природе никогда не бывают в спокойствии, двигают тело, становясь его душой.

Платон (427-347 гг. до н.э.) считал, что душа — это самостоятельная субстанция, которая существует рядом с телом и независима от него. Душа и тело находятся в сложных отношениях. По своему божественному происхождению душа призвана руководить телом, направлять жизнь человека. Но иногда тело берет душу в свои оковы. Тело руководствуется разными желаниями и страстями. Оно беспокоится о еде, поддается искушениям, страхам, недугам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно также мешает чистому познанию.

Аристотель (348-322 гг. до н.э.)  создал трактат «О душе» — первое специальное психологичсекое произведение, которое на протяжении многих столетий остается главным пособием по психологии. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещь. В то же время не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи. Для определения души использовал сложную философскую категорию энтелехия, что означает «осуществленность чего-либо». «Если бы глаз был живым существом — то душой его было бы зрение», — писал Аристотель. Душа — функция тела, которая позволяет живому существу реализовать себя.

Рене Декарт (1596-1650гг) приходит к выводу о существенной разнице между душой и телом, которая состоит в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совершенно неделим. Душа и тело — две абсолютно противоположные субстанции, каждая их которых не требует для своего существования ничего, кроме себя самой. Существуют чисто материальные вещи — вся природа, включая человека, и вещь, или субстанция, вся сущность которой состоит в одном мышлении, — это душа. Собственные проявления души — желание и воля, они не имеют отношения к чему-либо материальному. Метафизические гипотезы и опыт наблюдения вступили в учении Декарта в противоречия. Он вводит понятия «животных духов», которые руководят движением, понятие рефлекса.


1.2. Психология – наука о сознании


В 1879 г. Вильгельм Вундт в Лейпциге открывает первую экспериментальную психологическую лабораторию — это считается рождением психологии как самостоятельной науки. 

Основные задачи психологии сознания:
1. Описать свойства сознания.
2. Выявить простейшие элементы сознания.
3. Найти законы соединения этих элементов в более сложные явления.

Особенности сознания, выявленные в рамках первой научной психологии:
(Свойства сознания Вундта):

1) Сознание разнообразно. Необычайная разнообразность содержания поля сознания: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния, мысли, воспоминания, желания — все это могло находится там одновременно. 

2) Неоднородность поля — четко выделяется центральная область, особенно ясная и выразительная, это «поле внимания», или «фокус сознания«. За ее границами находится область, содержания которой невыразительны — «периферия сознания«.

3) Содержания сознания, которые заполняют обе области, находятся в постоянном движении. Движение сознания, беспрерывную смену его содержания и состояний У.Джеймс отобразил в понятии «поток сознания«. Поток сознания невозможно остановить, каждое прошлое состояние сознания не повторяется. Поток сознания — перемещение содержания из периферии в фокус.

4) Все процессы сознания делятся на 2 группы:
1) Произвольные процессы (организуются и направляются субъектом, мы можем ими управлять)
2) Непроизвольные процессы (происходят сами по себе)

5) Сознание ритмично по своей природе.

6) Человеческое сознание способно почти безгранично насыщаться определенным смыслом, если он активно соединяется в более большие единицы. Процессы такой организации В.Вундт назвал «актами апперцепции»

ВУНДТ Вильгельм Макс (1832 — 1920)
немецкий психолог, физиолог, философ, языковед

ДЖЕЙМС Уильям (1842 — 1910 )
американский психолог и философ


Следующее задание, которое было поставлено психологами (по аналогии с естественными науками), — найти простейшие элементы, т.е. разложить сложную динамическую картину сознания на простейшие, далее неделимые элементы и найти законы их соединения.

Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения.

Основная единица сознания — ощущения (отдельные свойства предметов)

Каждое ощущение имеет:
качество,
интенсивность,
длительность (протяженность),
пространственную протяженность (есть у зрительного, но нет у слухового ощущения)

Ощущения с описанными особенностями — объективные элементы сознания. Но есть еще субъективные элементы, или чувства.

Структура сознания:

Вундт предложил 3 пары субъективных элементов — элементарных чувств:
-удовольствие-неудовольствие
-возбуждение-успокоение
-напряжение-разрядка

Эти пары — независимые оси трехмерного пространства всей эмоциональной сферы. Все внутренние переживания состоят из соединения этих элементов:
-радость=удовольствие+возбуждение;
-надежда=удовольствие+напряжение
-страх=неудовольствие+напряжение

Элементарные чувства:

Соединение простых элементов сознания происходит по закону ассоциации: если два впечатления появляются в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, между ними устанавливается ассоциативная связь и в дальнейшем появление одного элемента в сознании по ассоциации вызывает появление другого.

Основным методом исследования была интроспекция – «взгляд вовнутрь».
(Сознание изучается методом самонаблюдения. Для внешнего наблюдателя оно закрыто)

Этот метод был признан единственным в психологии сознания, потому что:
– свойства процессов сознания в интроспекции непосредственно открываются субъекту;
– для внешнего наблюдателя они «скрыты».

Идейный отец метода Дж.Локк (1632-1704 гг), который считал, что существует 2 источника всех наших знаний: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума, которая осуществляется с помощью особого внутреннего чувства — рефлексии. Интроспективный метод состоял в описании собственных чувств, которые появлялись при получении определенных стимулов.


1.3. Поведение как предмет психологии

УОТСОН Джон Бродес (1878 – 1958)
американский психолог, основатель бихевиоризма

Во втором десятилетии ХХст. произошла «революция в психологии», которую можно сравнить с началом новой психологии Вундта:
Дж. Уотсон в 1913 г. издает книгу “Психология с точки зрения бихевиориста”, в которой утверждает, что не сознание, а поведение является предметом психологии. Уотсон считал, что психология должна стать естественно-научной дисциплиной и ввести научный объективный метод в исследования. Объективно можно было изучать только то, что наблюдается внешне. 
Соотношение «стимул-реакция»  S-R провозглашается единицей поведения, а перед психологией ставятся такие ближайшие задания:

Основные задачи бихевиоризма:
— выявить и описать типы реакций;
— исследовать процесс их образования;
— изучить законы их комбинации, т.е. образования сложного поведения
Необходимо научиться подбирая стимулы вызывать реакцию.

Уотсон начал с описания типов реакций. Он выделил, прежде всего,
реакции врожденные и приобретенные, а также внешние и внутренние. Вследствие их объединения в поведении существуют такие типы реакций:
внешние приобретенные (двигательные навыки)
внутренние приобретенные (мышление, под которым понималось внутреннее говорение)
внешние врожденные (чихание, мигание, а также реакции при страхе, любви, злости, т.е.инстинкты и эмоции, но описаны объективно в терминах стимула и реакции)
внутренние врожденные — реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении, т.е.реакции, исследуемые в физиологии.

Наблюдения и эксперименты доказывают, что поведенческие реакции образуются вследствии обучения, поэтому навык и обучение — главная проблема бихевиоризма. Язык, мышление — виды навыков. Навык — это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врожденными. Удержание навыков — память.

Как расширяется поток активности?
По каким законам образуются новые реакции?
Уотсон обращается к работам русских ученых И.П.Павлова та В.Н.Бехтерева, которые описали механизмы образования условных или «сочетанных» рефлексов

Уотсон принимает концепцию условного рефлекса как естественно-научную базу психологической теории. Все реакции образуются путем обусловливания

Ограниченность схемы S-R выявилась достаточно быстро: как правило, стимул и реакция находятся в таких сложных и разных отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удается. Ввиду этого, Э.Толмен вводит понятие “промежуточные переменные” (V), под которыми понимал внутренние процессы, которые опосредуют действия субъекта, то есть влияют на внешнее поведение: цели, намерения, гипотезы, “когнитивные карты” (образы ситуаций) и т.п.

S-V-R (стимул — промежуточные переменные — реакция)

ТОЛМЕН Эдвард Чейс (1886 – 1959)
американский психолог, теоретик необихевиоризма

Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа условных реакций:
инструментальных (Э.Торндайк, 1898), или оперантных (Б.Скиннер, 1938).

ТОРНДАЙК Эдвард Ли (1874 – 1949)  американский психолог и педагог
СКИННЕР Беррес Фредерик (1904–1990) американский психолог, представитель бихевиоризма
Основные заслуги бихевиоризма
  • придание психологии материалистической направленности, благодаря чему психология встала на естественно-научный путь развития
  • внедрение объективного метода, основанного на регистрации и анализе фактов, которые наблюдаются внешне, процессов, событий
  • расширение класса исследуемых объектов: интенсивно стало изучаться поведение животных и неречевых младенцев

1.4. Психика как субъективный образ объективного мира

В рамках психологии, которая опирается на материалистическую марксистскую философию, психика понимается как особое свойство высокоорганизованной материи — мозга.  Из этого положения выплывает:
Психика – особое свойство высокоорганизованной материи
1) это – именно свойство, а не вещество, субстанция и т.д.;
2) это – особое свойство, которое не может быть сведено к физиологическим процессам;
3) это свойство высокоорганизованной материи, т.е. им обладает не вся материя, а материя на определенном уровне развития.

Эта особенность мозга состоит в способности отражения внешнего объективного (независимо от нас существующего) мира. Предметы и явления внешнего мира, влияя на человека, ее органы чувств, отражаются в коре мозга в виде образов этих явлений и предметов. Возникающие при этом в мозгу психические процессы — ощущения, восприятия, представления, мышление — это разные формы отражения.

Все психические процессы, т.е. все формы отражения, возникают при активном взаимодействии человека с внешним миром. Отражение происходит в процессе активной деятельности человека в обществе и сама является своеобразной деятельностью.

Психика — это способность отражать мир, это создание образа отражения мира.

Это свойство мозга состоит в способности отражения внешнего объективного (независимо от нас существующего) мира

Функции психики

Психика – складывающийся в мозгу субъективный образ объективного мира, на основании и при помощи которого происходит регуляция поведения и деятельности

Отражение человека — это единство субъективного (зависимого от человека, присущего ей) и объективного (от человека не зависящего). Отражение объективно, поскольку оно является результатом влияния объективного мира и дает человеку достоверные представления и знания об этом мире. Но одновременно отражение имеет субъективный характер, поскольку:

  • отражает конкретный человек, субъект, личность со всеми своими особенностями и своеобразием
  • человек, познавая окружающую действительность, не остается беспристрастным наблюдателем того, что отражается в сознании, у него есть определенное отношение к предметам и явлениям действительности
Поэтому отражение нашим мозгом предметов и явлений окружающего мира всегда является субъективным образом этого мира

Психика — субъективный образ объективного мира, который складывается в мозге и на основании и с помощью которого происходит регуляция поведения и деятельности.

А психология — наука о фактах, механизмах и закономерностях психического отражения.

Литература
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию.– М.: ЧеРо, 1997.– 320 с.
М’ясоїд П. А. Загальна психологія. – К.: Вища шк., 2000. – 480 с.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Владос, 1999. – Кн.1. – 688 с.

Возникновение психологии

Выдающийся немецкий ученый Г. Эббингауз (1850—1909) в своем знаменитом учебнике психологии (1908) писал, что психология «имеет длинное прошлое, но краткую историю». Почему история психологии краткая? Дело в том, что возраст научной психологии немногим более ста лет, поэтому психология (по сравнению с многими другими научными дисциплинами) еще очень молодая наука.

Под «длинным прошлым» Эббингауз понимает то, что в течение многих веков психологические знания накапливались в недрах других наук, главным образом философии и естествознания. Размышления о психике, душе человека можно найти у мыслителей Древнего Китая, Индии, Египта. Естественно, что и в искусстве нашло отражение «движение человеческой души». Повседневный жизненный опыт также внес свой вклад в сокровищницу знаний о психическом.

Если говорить о возникновении донаучной психологии, то можно условно считать, что это произошло одновременно с возникновением человеческого общества.

Философская психология возникает значительно позднее. М.С. Роговин отмечает, что ее начало не может быть обозначено какой-то определенной датой хотя бы уже потому, что длительным был процесс вычленения ее из донаучной психологии. Скорее всего оно может быть отнесено к VII—VI вв. до н.э. «Возникновение философской психологии закономерно в том смысле, что, когда человеческое общество достигает определенной ступени развития производительных сил и производственных отношений, культуры, государственности, возникает философская психология — составная часть первичных и разрозненных научных знаний; из-за отсутствия специальных методов исследования и наличия мифотворческого элемента она еще очень близка к донаучной психологии».

Во второй половине XIX в. научная психология выделяется из философии, становится самостоятельной научной дисциплиной, обретает свой научный предмет, начинает использовать специальные методы, опираться в своих теоретических построениях на эмпирическую основу. Историческая миссия выделения психологии в самостоятельную научную дисциплину была осуществлена немецким физиологом и философом В. Вундтом (1832—1920). В 1863 г. в сочинении «Лекции о душе человека и животных» Вундт впервые сформулировал программу разработки физиологической (экспериментальной) психологии, в 1874 г. в фундаментальном труде «Основы физиологической психологии» была предпринята попытка «обоснования новой области в науке», в 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую лабораторию для экспериментального исследования психических явлений. Поэтому 1879 г. условно считается «годом рождения» психологии как самостоятельной научной дисциплины. Отметим, что, согласно Вундту, лабораторно могут исследоваться лишь элементарные психические явления. Для изучения сложных психических функций, таких как память, речь или мышление, экспериментальный метод неприменим. Эти функции должны исследоваться как продукты культуры с помощью неэкспериментальных, описательных методов, чем должна заниматься «вторая часть» психологии — «психология народов» (культурная, или историческая, психология). В 1900—1920 гг. Вундт опубликовал 10-томную «Психологию народов». Вундтовская программа получила признание научного сообщества. В 1881 г. лаборатория была преобразована в Психологический институт, в том же году Вундт начал издавать специальный научный журнал «Философские исследования» {Philosophische Studien). Вундт хотел назвать свой журнал «Психологические исследования», но передумал, так как журнал с таким названием уже существовал (хотя публиковал не научные, а оккультные работы). Позднее, в начале XX в., Вундт все же переименовал свой журнал, и он стал называться «Психологические исследования».

Одним из первых термин «душа» в своих философских рассуждениях стал использовать Гераклит Эфесский. Ему принадлежит знаменитое высказывание, справедливость которого очевидна и сегодня: «Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера». В этом афоризме зафиксирована сложность предмета психологии. Современная наука по-прежнему далека от постижения тайны человеческой души, несмотря на все накопленные знания о психическом мире человека.

Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат греческого философа Аристотеля (384—322 до н.э.) «О душе».

Сам термин «психология» появляется значительно позднее. Первые попытки ввести термин «психология» могут быть датированы концом XV в. В названии сочинений (тексты которых не дошли до наших дней) далматинского поэта и гуманиста М. Ма~ рулича (1450—1524) впервые, насколько можно судить, употребляется слово «психология». Авторство термина часто приписывают Ф. Меланхтону (1497—1560), немецкому протестантскому богослову и педагогу, сподвижнику Мартина Лютера. «Лексикография приписывает образование этого слова Меланхтону, который написал его на латыни (psychologia). Но ни один историк, ни один лексикограф не нашел точной ссылки на это слово в его произведениях». В 1590 г. вышла книга Рудольфа Геккеля (Гоклениуса), в названии которой на греческом языке также используется это слово. Название труда Геккеля, в котором собраны высказывания многих авторов о душе, «Психология, то есть о совершенстве человека, о душе и прежде всего о возникновении ее…».

Но общепризнанным термин «психология» становится лишь в XVIII в. после появления работ X. Вольфа (1679—1754). Лейбниц в XVII в. использовал термин «пневматология». Кстати, работы самого Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) принято считать первыми учебниками по психологии, а по истории психологии — труд талантливого философа, последователя И. Канта и Ф.Г. Якоби Ф.А. Каруса. Это третий том его «Научного наследия» (1808).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *