Нужна ли в школе физкультура: Нужна ли школе физическая культура? – Нужны ли уроки физкультуры в школе — Российская газета

Нужна ли школе физическая культура?

Так, совсем недавно депутаты Московской городской думы предложили вычеркнуть ее из учебных планов и предоставить школьникам право выбора вида спорта для школьных занятий. Наталия Файдюк, директор столичной школы № 2065 рассказала о том, как можно трансформировать учебный предмет «Физическая культура».

Быть или не быть?

В школу я пришла работать в 1995 году учителем физической культуры, а до этого работала инструктором по физической культуре в детском саду. Параллельно с преподаванием,была тренером в спортивной школе. За время своей деятельности — как в статусе ученицы, так и в должности учителя, тренера, заместителя директора, а затем и директора — наблюдаю за трансформацией этого предмета.

Проблема «быть или не быть уроку физической культуры в расписании школьника» обсуждается в настоящее время достаточно активно.

На мой взгляд, прежде всего важна не форма, а содержание и методы воспитания подрастающего поколения на уроках физической культуры как части общей культуры человека. Будет это урок или внеурочная деятельность, школьное объединение дополнительного образования или профессиональная спортивная секция — не имеет значения. Важен результат!

Оценки

Самый частый вопрос, которым мы все задаемся, когда речь заходит о преподавании физической культуры в школе: «как оценить результат?», «нужно ли ставить оценки?». Этот вопрос вызывает всегда бурную полемику. Мое мнение, как человека, который посвятил себя детскому физическому воспитанию: оценки в том виде, в котором их привыкли видеть родители учеников, не нужны.

Все дети разные, с определенным уровнем физической подготовленности, состоянием здоровья, типом темперамента, глазомером, реакцией – этот список параметров можно перечислять бесконечно.

Невозможно учесть все эти индивидуальные особенности каждого и адекватно оценить ребенка по шкале от 1 до 5.

Не говоря о том, что неудовлетворительные оценки по предмету «Физическая культура» являются недопустимыми. Ведь главное – это объем труда и сил школьника и учителя, вложенных в то, чтобы ребенок стал более здоровым, более сильным, более ловким, чтобы здоровой образ жизни стал потребностью каждой личности.

Необходимо учитывать, что критики предмета, как правило, исходят из собственного школьного опыта, когда все дети сдавали общие нормативы по бегу, лыжам, подтягиваниям, отжиманиям, когда прыжок через коня или лазание по канату были страшным сном для школьниц. А от сдачи нормативов зависела оценка. Однако с тех пор прошло немало времени, физическая культура постепенно стала гуманизироваться, то есть развиваться в соответствии с интересами и запросами личности и общества. Теперь школьницам можно видеть замечательные сны про то, как они, используя потенциал медицинского и инженерных классов, разрабатывают свою индивидуальную схему питания и тренировок, становятся более красивыми и здоровыми.

Возможность выбора

Например, ученик по состоянию здоровья должен быть освобожден от практических занятий. Что делать в этом случае? К счастью, сегодня оценку можно получить не только за определенное число подъемов переворотом. Ученик может заниматься исследованиями в области физической культуры и спорта, посещать занятия в щадящем для него режиме и в итоге претендовать на положительную оценку.

Существует и обратная ситуация, когда ученик занимается спортом на профессиональном уровне и откровенно скучает на занятиях с одноклассниками. При этом уроки физической культуры могут негативно влиять на график тренировок спортсмена, особенно если речь идёт о спорте высших достижений. Зачем мучить обучающегося в этом случае? Или поставить ему 15 баллов вместо 5? В такой ситуации школа идет навстречу и засчитывает результаты, полученные на занятиях в секции, которую посещает ребенок, как оценки по предмету. Причем речь идет не только о школьных секциях, но и вообще о любых спортивных кружках и школах, где тренируется ребенок.

ГТО

При этом поощрять успехи в спорте можно и нужно! Поэтому по-настоящему здорово, что за сдачу нормативов ГТО ВУЗы добавляют выпускникам баллы к результатам ЕГЭ.

Возрождение норм ГТО лично я встретила с воодушевлением. Год назад я совместно с коллегами сдала нормативы и получила золотой знак отличия.

Конечно, нормы отличаются от первоначальных, введенных в 1931 году, но для общества по-прежнему важно, чтобы его граждане были физически крепкими и здоровыми, могли полноценно трудиться.

Из обязанности — в потребность

Главная цель, которой, на мой взгляд, должны следовать учителя физической культуры – это повернуть предмет к ученику, сделать так, чтобы физическая культура стала здоровой потребностью каждого.

Мы часто говорим о “бодипозитивности”, об умении нравиться самому себе, и именно физическая культура должна учить этому!

Необходимо двигаться в сторону гуманизации физической культуры. При этом вариативность должна быть не только в выборе типов активности, но и в выборе объема и интенсивности занятий. Все должно соответствовать потребностям ребенка. У одного эти занятия будут проходить в виде работы по диетологии с исследованием на грани «физкультура – медицина», у другого это может быть изобретение какого-либо прибора, и это будет уже инженерное направление. А кому-то действительно нужны интенсивные физические нагрузки не менее трех-пяти раз в неделю.

И еще об одной форме гуманизации и демократизации учебного предмета, о котором мы говорим. К ней относится открытость школьной инфраструктуры для родителей и всех желающих (жителей окрестных домов).

Дети должны видеть, что их родные и знакомые ведут активный и здоровый образ жизни, систематически занимаются физической культурой и спортом.

В качестве вывода хочется подчеркнуть, что призывы отменить или реформировать физическую культуру в школе преждевременны. Сегодня формат предмета таков, что его можно трансформировать и подстроить под каждого ученика. Я думаю, если мы хотим воспитать здоровое поколение, индивидуальный подход к детям должен быть в каждой школе.

В школе №2065 организована физкультурно-спортивная работа клуба «Импульс», который в 2018 году получил звание «Лучший школьный спортивный клуб города Москвы по итогам 2017-2018 учебного года».

Нужны ли уроки физкультуры в школе — Российская газета

В Мосгордуме предложили убрать физкультуру из учебного плана и разрешить детям самим выбирать вид спорта для занятий в школе. С таким предложением выступила заместитель председателя Комиссии по образованию столичного парламента Ольга Ярославская. А как относятся к инициативе наши белорусские читатели?

Марина Шкерманкова, заслуженный мастер спорта Беларуси по тяжелой атлетике:

— К идее отношусь отрицательно. Детей и так сложно заставить заниматься спортом, у них один компьютер на уме. Поэтому нужно обязательно оставить занятия для физического развития. А если дать право выбора, то современные дети могут ничего и не выбрать, ничем не захотят заниматься. Так что уроки физкультуры в школе должны быть. Вы посмотрите на мальчишек — хилые, слабенькие… Так привычный нам образ настоящего мужчины может совсем улетучиться.

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре и науке:

— Физкультуру можно было бы вынести за учебный план, но только если дети действительно будут системно заниматься какими-то видами спорта. При этом обязательно должна быть форма контроля за физическим развитием. Допустим, есть дети, которые занимаются в спортивных секциях. Неважно чем: легкой атлетикой, борьбой, теннисом… Главное, что они занимаются системно, и это можно подтвердить справкой. А для тех, кто не может посещать такие занятия по состоянию здоровья, оставить физкультуру.

Сергей Лисов, учитель физкультуры Россонской средней школы им. П.М. Машерова:

— Сейчас у детей и так двигательная активность снижена из-за того, что есть компьютеры, смартфоны, планшеты… Придите в школу. Из тысячи учащихся на перемене играть в подвижные игры или, скажем, книжку читать будут только те, у кого с собой нет никакого гаджета. Так пусть хотя бы на физкультуре в школе подвигаются. К слову, нормативы сегодня на порядок ниже, чем были еще лет 15 назад, и то детям их сложно выполнять. В то же время, я думаю, можно было бы сделать обучение по этому предмету без отметок. Дать детям возможность выбора занятий во время урока. Но совсем убирать физкультуру из школьной программы не стоит.

Илья Кононов, телеведущий:

— Я бы ничего не менял. По-моему, физкультура в школе должна оставаться. Тем более в старших классах. У нас так уроки и проходили: делали разминку, бежали пару кружков, а потом брали мяч и играли: в футбол, баскетбол, волейбол… К слову, у нас этот предмет всегда ставили либо первым, либо последним. Но в любом случае считаю, это отличная разгрузка для организма. Детям же нужно куда-то свою энергию девать. А если захочется серьезно заниматься каким-то видом спорта, для этого есть время после уроков — не как замена физкультуре, а дополнительно к ней. Я, например, после школы ходил в футбольную секцию.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.

Нужны ли школьникам три урока физкультуры в неделю?

В новом учебном году в школьную программу был добавлен третий урок физкультуры — «Час здоровья и спорта». Естественно, это разделило на два лагеря родителей школьников: одни считают, что это оздоровит их детей, а другие боятся излишней нагрузки для своих чад. Разделились мнения и наших читателей, когда мы спросили: «Нужен ли третий урок физкультуры в школьной программе?».

О том, как скажется на здоровье детей дополнительное занятие, «Комсомолка» поговорила с учителем физической культуры Павлом Воюшем, который 18 лет проработал в школе, а сейчас преподает в Белорусском государственном технологическом университете.

— Как вы относитесь к такому решению со стороны Министерства образования?

— Понимаете, это не новая вещь в школе. Раньше третий урок физкультуры был как факультатив по желанию, а потом его убрали. Этот третий урок физической культуры тоже похож на факультатив — его поставили в основную сетку занятий, но оценки по нему не предусмотрены. Он скорее для развития детей. Понятное дело, что и родители и дети будут возмущаться. Знаете, что смущает детей в этом? Это лишний раз носить форму! Они не любят это делать.

— Дети же находят способ избежать этого всего? Справки и тому подобное…

— Естественно, находят! Те, кто не хочет, они и справки делают, идут в спецмедгруппы… Родителям не надо бояться за нагрузки. Третий час, наоборот, полезен для их детей. В школе они сидят, дома тоже сидят, на улицу не выходят. Вы посмотрите на стадионы вечером — никого же нет! Еще пару лет назад проходил мимо стадиона рядом со своим домом, а там и в футбол играют, и бегают. … А сейчас все в компьютерах. Зачем напрягаться, если есть виртуальный футбол? Третий урок их заставит хоть как-то двигаться.

— Не кажется ли вся эта идея с тремя занятиями в неделю жалкой попыткой вызвать хоть какой-то интерес к физкультуре?

— Похоже на то. Раньше у детей был совсем другой интерес. У меня в школе набирались полные группы по разным видам спорта по 10 — 12 человек, а сейчас только 3 — 4. В старших классах дети готовятся к поступлению, а младшие приходят на занятие просто посидеть. Когда говорю «Играем в футбол», 50 процентов детей садятся. Раньше основную группу составляли 80 процентов школьников, а в подготовительной и спецмедгруппе — всего 2 — 3 человека. А сейчас все наоборот — 2 — 3 человека, с которыми можно работать и сдавать все нормативы.

— Остальным нельзя?

— Да. Из-за здоровья, естественно. 80 процентов из этой группы — сколиозники. Причем искривление позвоночника у них начинается со средней школы. Если в младшей школе один учитель следит за тем, как они сидят и так далее, то в средней много учителей, и каждому важно только научить своему предмету. Искривленный позвоночник — это следствие редкого посещения уроков физкультуры. На занятии мы же даем упражнения не только на силу, но и на осанку. Дети этого не понимают и просто ноют.

— А вот не отобьет ли этот третий урок тот интерес, который есть сейчас?

— Если дома родители говорят, что это надо, то ребенок относится к физкультуре иначе. Если говорят, что не надо, естественно, в школу он приходит с таким же настроением.

— А какие сейчас результаты по нормативам показывают дети? И как они изменились по сравнению с прошлым? Давайте возьмем, к примеру, подтягивание.

— У меня восемь лет назад был такой пример. Один мальчик подтягивался еле-еле четыре раза. И это был худший результат в классе. Над ним смеялись, естественно. Но он поставил себе задачу стать лучше. И к концу учебного года, когда мы принимали нормативы, он подтягивался 12 раз. Почему? Он каждый день ходил и занимался на перекладине. До уроков, после уроков … Я понимаю, тем, у кого лишний вес, тяжело. Но если ты стройный и не можешь поднять свой вес — это недопустимо. Дети ленятся. Сейчас в девятом классе ребенку, который подтянулся пять раз, говорят «Молодец!». Естественно, есть те, кто подтягивается и больше. Но они посещают спортшколы, в которых им дают дополнительную нагрузку.

Еще один пример с кроссом. Если раньше бегали все, то сейчас 90 процентов детей на справках. Сейчас у меня первокурсники даже говорят, что в школе за 10 лет ни разу не бегали кросс. И что мне с ними делать?

— Не стоит беспокоиться за нагрузку родителям детей, которые после школы дополнительно посещают какие-то секции?

— С таким вопросом родители ко мне уже подходили. И не раз. Говорили, мол, бешеные нагрузки детям дают. Но никто за 45 минут не даст такую бешеную нагрузку, чтобы человек падал с ног. Пока построили и провели разминку, на основную часть остается где-то 20 минут. На это время мы стараемся дать подвижные игры: футбол, баскетбол и прочее. Особенно это внедряем на третьем уроке. Поймите, это сделано для того, чтобы и пользу детям принести, и не нагружать их.

— Как относиться к детям, которые пытаются откосить от уроков? Вот был у вас пример, что приходит ребенок со справкой, а по виду скажешь, что ему поле можно вспахивать

.

— Был вот такой случай. Пришел парень со справкой, в которой врач написал «освобожден от сдачи нормативов». Но откуда врач может знать, какие нормативы мы сдаем? У учителей есть определенные документы, в которых прописано, при каком заболевании какие нормативы ребенок не может сдавать — мы все это знаем. А откуда у врачей список наших нормативов? А некоторые дети все-таки приходят и упираются: «Мне нельзя». А на каком основании мне его оценивать? За то, что он просто пришел на урок? Тогда пусть переводится в спецмедгруппу и в аттестат получает «зачтено», вместо того чтобы получить минимум восемь баллов по физкультуре.

Доходило даже до такого абсурда, что ученик, ходивший в спортшколу, приносил справку об освобождении от физкультуры. Я спрашиваю: «Как же ты в спортшколу ходишь с такими заболеваниями?» Он отвечает: «А туда я другую справку занес». Абсурд!

— И что дальше будет?

— Дальше будет все хуже и хуже. Это поколение вырастет, у них будут свои дети. Родители будут настраивать против физкультуры. Вижу по детям, родителей которых я учил. Те, кто в детстве с охотой ходил на занятия, то же самое привьет и своему ребенку. Яблоко от яблони, как говорится, падает недалеко.

МНЕНИЕ

Нужен ли школьникам третий урок физкультуры?

ЗА!

— Такой урок нужен, — считает Ирина, мать двоих детей. — Мои сыновья посещают еще по кружку после школы и не жалуются. А я еще слежу, чтобы не косили от физкультуры в школе. Родители, которые против так называемых нагрузок, просто слишком активно заботятся о своих детях. Мол, лучше посмотри ты телевизор, в компьютер поиграй и съешь что-нибудь… А потом ребенок вырастает и не влезает в костюм. В наше время дома не сидели. Все бегали на улице — поэтому и выросли стройные и подтянутые. И за нами никто не присматривал. А сейчас наши дети в лице физрука фактически тренера личного получают.

ПРОТИВ!

— Думаю, нашему Министерству образования стоит задуматься в первую очередь о качестве, а не о количестве уроков физкультуры, — говорит Сергей, воспитывающий дочь. — В том виде, в котором уроки физкультуры существуют сегодня, — их, вообще, убрать можно. Нужно упростить нормативы — для детей это пытка. И они постоянно ищут разные способы избежать этого — от оправданий, что забыли форму, до того же выклянчивания справок у родителей. А если все так и останется, то физкультуру лучше заменить на лишний урок какого-нибудь иностранного языка.

А как считаете вы? Ждем ваших откликов!

Зачем в школе нужна физкультура?

Потому что государству выгодно иметь побольше необразованных бездарей, у кого максимум — захудалое ПТУ за плечами. И чтобы эти тупоголовые, которые только и умеют, что через козла прыгать да по канатам лазать шли на заводы. Я вообще считаю, что физкультура должна быть по выбору класса с пятого. А лучше, вообще все предметы по выбору.. . Вот например, мне физика, химия, математика, как будущему переводчику не пригодятся — это только бессмысленно потраченное время.

Идешь к врачу просишь чтоб тебе дали справку об освобождении от физры отдаешь ее директору или классухе или кто у тебя там главный они все прочтут и тебя освободят от физры =) (но в четвертях или в семестрах тебе будут ставить 3 )

школота негодует. смирись, все через это проходят. так можно вообще все уроки убрать. ведь есть компьютеры, калькуляторы и интернет. п. с. вот есть дети, которые в свободное время пьют ягуар в подъездах и им вообще не до спорта. так их хоть в школе побегать заставят) то, что сама занимаешься, это хорошо, но не у всех же есть такая возможность/потребность.

Ну ты странная подойди к любому он тебе скажет что охотно заменилбы все уроки на в 2 больше физ-ры

Я Вот тоже задумалась над этим вопросом. Не все ведь могут спокойно делать кувырок, играть в хоккей, забираться на канат. Например я не могу играть в баскетбол. Сегодня (07.04.2016) я чуть ли сума не сошла. Я прям выскочила из спорт зала и ревела там. Меня чуть шок не хватил. У нас почти все в классе любят физкультуру, но в этот день несколько человек получили травму физическую, ну а я моральную получила травму. Ещё у нас мальчик набросился на другого мальчика (но я этого не видела поскольку как и сказала выбежала из спортзала). Учительница сказала что нужно смотреть за игрой чтобы мячом не попало. Моя подруга смотрела, по подбородку попало. Что же это такое то? Если человеку нужна физкультура и хочет стать спортсменом то он просто на секцию пойдёт. Ну например если я буду поваром то мне же физкультура не нужна. А если им нужно чтобы все делали зарядку то на больших переменах делали бы физкульт минутку.

У меня училка по физре жирная. Сама всех пинает, но не делает сама упражнения.

Не нужна она вообще… Начиная со средней школы у меня по физкультуре в четвертях 4-низкая 5.( еще я занимаюсь танцами). По остальным отличница. Сильно бесит. На физкультуре нас ничему не учат, просто тупо делаем упражнения и играем, иногда сдаем теорию (типо история спорта), хотя нам ничего не рассказывают, но знать мы должны. ( . И сдаем нормативы, хотя вообще не готовимся к ним. Физкультуру у нас любит процентов 95 в классе. А остальные (как и я) просто не спортивные. Это бред. Я не понимаю, зачем портить нормальным людям аттестаты из-за того, что они медленно бегают и плохо прыгают в длину?

Что бы нас всех замучить! Что бы мы все ноги поломали и потратили зря время!

Я вот тоже им задаюсь. Не все же посвятят свою жизнь спорту. Я к примеру юристом хочу стать и мне физ-ра не нужна

не зачем, по-моему это самый тупой и ненужный урок в школе

Для нормального физического развития растущему организму необходимо много и разнообразно двигаться, желательно – на свежем воздухе. Это обеспечивает активное кровообращение, достаточный приток кислорода ко всем органам, что создает наилучшие условия для гармоничного развития всех систем организма. С началом школьной жизни свойственная детям естественная двигательная активность резко ограничивается. Вместо подвижных игр на свежем воздухе, им приходится долго сидеть сначала на уроках в душных классах, а затем дома, выполняя домашние задания. Компенсировать вред от длительного нахождения в статичной позе помогают активные движения в перерывах между занятиями и в выходные дни. Однако современные реалии таковы, что большинство детей и в свободное время остаются малоподвижными, предпочитая пассивное проведение досуга. Причиной массовости этого явления, прежде всего, является недостаточный родительский контроль. К сожалению, не все родители понимают, как сильно физическое развитие детей и подростков зависит от регулярной двигательной нагрузки.

Почему физкультура в школе приносит вред детям?

Сообщения о том, что очередной украинский школьник умер на уроке физкультуры, появляются с пугающей регулярностью.

Каждый подобный случай вызывает бурные обсуждения и дает повод родителям в очередной раз в сердцах заявить: уроки физкультуры в школе следует отменить! Почему же вместо пользы обязательные занятия спортом причиняют ребенку вред и даже приводят к трагическим последствиям? 

«ОСВОБОЖДЕННЫХ» — ПОЛОВИНА КЛАССА!

Не могу сказать, что в школе физкультура была моим любимым предметом. Более того, добрая половина нашего класса терпеть не могла ни «физру», ни физрука. И тем не менее весь класс два раза в неделю брал спортивную форму, переодевался и по мере сил и возможностей сдавал нормативы. На 30 человек в нашем классе не было ни единого освобожденного!

В современных школах картина принципиально иная — сейчас справки, освобождающие от физкультуры, имеет чуть ли не половина учеников. Неудивительно, что большинство нынешних детей и подростков — рыхлые, слабые, неповоротливые, а подняться в школе даже на четвертый этаж для них проблема.

Примечательно, что многие родители «организовывают» липовые справки своим детям вовсе не по состоянию здоровья или из соображений безопасности. Причины иногда называют такие, что просто нет слов!

— Дочка всегда была отличницей, единственная проблема — физкультура, — рассказывает мама девятиклассницы Людмилы. — Она у меня очень полная, ей трудно и бегать, и на скакалке прыгать, и приседать. А учительница физкультуры у нас принципиальная — ни в какую не желает идти Людочке навстречу. Поэтому мне проще было купить эту справку, так что дочка уже не ходит на физкультуру третий год и вполне может претендовать на медаль!

Еще более «весомая» причина оказалась у мамы пятиклассника Ильи.

— В младшей школе не было никаких проблем: спортивная форма хранилась в шкафчике, раз в 1-2 недели я забирала ее домой постирать, — рассказывает Ольга. — Однако в пятом классе началась кабинетная система, и ребенок вынужден таскать за собой дополнительный рюкзак с формой целый день! В гардероб рюкзак не принимают, в кабинете оставлять не разрешают. Я дважды поднимала этот вопрос на родительском собрании, а потом поняла: чем бороться по этому поводу со школьной администрацией — лучше взять справку и не ходить на «физру» вовсе!

Итог такого отношения печален. В классе дочери моей подруги в начале учебного года провели плановый медосмотр. Оказалось, что из 29 десятиклассников заниматься в основной группе могут всего… трое.

СДАТЬ НОРМАТИВ И УМЕРЕТЬ

Справедливости ради отмечу, что все же большинство родителей настроены не столь кардинально.

— Я — за зарядку или игры на свежем воздухе, — говорит мама двоих детей Елена. — Но я не могу согласиться с тем, что, несмотря на смерти на уроках физкультуры и изменение программы, во многих школах детей по-прежнему заставляют «ставить рекорды», не обращая внимания на слабую подготовку и плохое самочувствие. Физкультура в школе должна укреплять, а не убивать, но учителю физкультуры просто невозможно объяснить, что ребенка нельзя оздоровить, заставляя выполнять невыполнимые для него нормативы!

Современные дети действительно очень болезненные и хрупкие, но это уже вопрос к нам, родителям: кто их такими сделал? Почему многие родители задумываются о здоровье детей, когда уже становится слишком поздно? Почему мы не проводим с ними время на свежем воздухе, не учим плавать и играть в бадминтон, а молчаливо соглашаемся с тем, что они с самого детства сутки напролет проводят перед телевизором и компьютером?

О том, что школьные уроки физкультуры становятся для детей все более опасными, заговорили в 2008-м, когда прямо на уроках один за другим погибли 7 школьников. Медики забили тревогу, а специалисты Минобразования принялись пересматривать учебные планы. В школах отменили кроссы и обязательный бег, снизили пороги нормативов по подтягиванию, отжиманию, прыжкам. Кроме того, теперь в начале каждого учебного года проводятся ежегодные медосмотры (которые — будем смотреть правде в глаза! — чаще всего чистая формальность).

ЧТО ДАЛЬШЕ?

О том, что принципы, на которых базируется школьная физкультура, неплохо было бы пересмотреть, родители знают не понаслышке.

— Физкультура вообще не должна оцениваться, и, по-моему, это очевидно! — считает Наталья, мама двух дочерей 16 и 13 лет. — Мои дочки совершенно разные. Старшая — флегматичная, медлительная и совсем не спортивная, для нее присесть 15 раз — уже подвиг. Младшая — наоборот: и бегает быстрее всех в классе, и прыгает как кузнечик, и отожмется без особых усилий 15-20 раз. И глядя на них, я понимаю, что это несправедливо: младшая совершенно не напрягаясь легко получает свои «12» просто в силу спортивного телосложения, в то время как старшая ценой неимоверных усилий едва-едва вытягивает оценку на «7»! Все же тут при оценивании нужно учитывать и физическое состояние ребенка, и его старания, и работу над собой, и даже минимальный прогресс!

В том, что «надо что-то делать», сегодня убеждены не только родители, но и учителя, медики, чиновники. Нормативы постоянно снижаются, при этом уже с нового учебного года в начальной и старшей школе будет не два, а три урока физкультуры в неделю (подробнее — см. Компетентно), и это — не предел. В начале нынешнего учебного года министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник заявил, что задача министерства — «сделать так, чтобы в соответствии с нашим новым образовательным стандартом каждый день от первого до одиннадцатого класса у нас обязательно был ежедневный урок физической культуры». 

Надо сказать, эти нововведения имеют как сторонников, так и противников.

Сторонники увеличения количества часов на «физру» говорят о том, что два урока в неделю — это рывковая нагрузка на организм, которая никакой пользы не приносит. Для того чтобы детское здоровье укреплялось, нагрузки должны быть регулярными.

Противники утверждают, что для внедрения нововведений в большинстве учебных заведений просто нет базы. Уже сегодня во многих школах одновременно переодеваются в крошечных раздевалках и занимаются в одном спортзале по 2-3 класса. А теперь нагрузка на спортивные помещения вырастет еще в полтора раза.

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НЕТ…

В последнее время от родителей все чаще приходится слышать, что физкультура в школе не нужна — гораздо лучше заниматься в спортивной секции, где имеются соответствующие условия. Кроме очевидного возражения по поводу того, что далеко не все школьники имеют возможность заниматься в секциях, есть еще один момент. Специалисты говорят, что такой подход нивелирует роль физкультуры в школе, которая, по идее, должна не только научить бегать и подтягиваться, но и прививать ученику азы физической культуры. Привыкнув с раннего детства не просто регулярно выполнять физические упражнения, а еще и получать от этого удовольствие и прилив бодрости, ребенок сохранит приобретенные навыки на всю жизнь. К сожалению, сегодня многие подростки отдают предпочтение сигаретно-пивному, а не спортивному досугу.

— Дело в том, что в стране физкультура как система отсутствует, и вместо этого идет массовая «футболизация» нации, — считает заслуженный учитель Украины, автор уникальных оздоровительных методик Станислав Трилис. — Что такое сегодняшний урок физкультуры в школе? Загоняют три класса в один спортивный зал, дают им мяч. Те, кто посильнее да понахальнее, лупят по мячу, остальные жмутся под стенкой. И это называется «физической культурой»!

Педагог убедился на собственном опыте: из любого больного ребенка можно не только через год сделать здорового, но и воспитать чемпиона (Станислав Трилис подготовил 140 чемпионов Украины. — Авт.). Но дело в том, что это никому не нужно, ведь работа учителя физкультуры — это каторжный труд, если им заниматься по-настоящему.

— На уроках нужно следить за правильным дыханием детей, периодически проверять пульс — кто сейчас этим занимается? В наших школах нет методики, нет соревнований, нет кружков по плаванию, легкой и тяжелой атлетике — нет ничего! И пересмотр нормативов — это не выход. Я никогда ни одного ребенка не заставлял тянуться за нормативами и рекордами, но мои ученики всегда выполняли любые требования, потому что работали по системе. Что касается снижения нормативов, то даже если утвердить, что, например, ребенок должен два километра не пробегать, а проползать, через несколько лет детское сердце перестанет выдерживать и ползанье. Так что нужно не гнать детей на выполнение норм, а учить их быть здоровыми. 

КСТАТИ

Специалисты утверждают, что растущему организму требуется 10-12 часов двигательной активности в неделю, то есть ни два, ни три урока физкультуры школьника «не спасают». Родителям, которые хотят, чтобы их дети росли здоровым и гармонично развивались, придется заинтересовать их спортивной секцией и добиться того, чтобы ребята занимались спортом вне школы. 

ГЛАС НАРОДА

«Ребенок должен больше двигаться»

— Нагрузка в школе у детей сегодня очень большая — даже у малышей по пять уроков почти каждый день, — говорит Марианна, мама второклассника. — Ребенок физически не может высидеть столько времени на одном месте, ему просто необходимо движение! Поэтому уверена: раз уроков становится больше, должно быть больше и физкультуры! Я уже не говорю о том, что дети сегодня полдня проводят за партой, а полдня — за компьютером. Сейчас все эти сидяче-лежачие занятия стали очень доступными, и дети предпочитают их подвижным играм. У большинства даже прогулки на воздухе ограничиваются дорогой в школу и обратно, так пусть хоть на уроке подвигаются!

* * *

«Никакой пользы нет»

— Я бы вообще физкультуру в школе отменила, — заявляет Альбина, мама пятиклассника. — Условия для занятий спортом нет, плюс еще у нас физкультура стоит третьим уроком! Дети потные, всклокоченные, за короткую перемену едва успевают переодеться — а им тут же дают контрольную по математике! И потом целый час на собрании рассказывают, какие ребята несобранные и как они ее плохо написали.

Отдельный разговор — это школьный физрук, занятия с которым приносят ребенку не пользу, а вред. Я не знаю, сколько еще детей должно умереть на уроках физкультуры, чтобы учитель наконец уяснил: если ребенок на уроке говорит, что ему плохо, это не «отмазка»: ему действительно может быть плохо! 

 

КОМПЕТЕНТНО 

«Это не гонка за рекордами»

 О том, что изменится с нового учебного года на уроках физкультуры, нам рассказал начальник отдела нормативного обеспечения и организационной работы Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины Сергей ДЯТЛЕНКО. 

— Сергей Николаевич, с нового учебного года еженедельные три часа физкультуры ожидают всех школьников?

— В полной мере — учащихся начальной и старшей школы. С 1 сентября 2013 года нововведения коснутся пятиклассников, 2014-го — шестиклассников и так далее. Следует отметить, что изменился подход к сдаче нормативов — они упростились, и сегодня их сдача не является главным критерием итоговой оценки.

— Как давно нормативы менялись до этого?

— В начале 90-х годов. Вообще утверждение нормативов — хлопотная процедура, а сами нормативы довольно консервативны, поэтому их нельзя менять каждые 1-2 года.

— Медики не устают повторять, что сегодняшние дети имеют гораздо более слабое здоровье, чем их родители. Неудивительно, что они не в состоянии выполнить нормы, утвержденные 20 лет назад…

— Дети действительно стали более вялыми и неповоротливыми, однако причина ведь не в уроках физкультуры. Я вообще не думаю, что школьные нормативы могут негативно повлиять на здоровье ребенка. Главная причина — отсутствие спортивной базы в стране, недостаточное количество спортивных площадок, залов, катков. Другая причина кроется в пассивности родителей, которые держат собственных детей возле компьютеров, телевизоров и репетиторов, вместо того чтобы записывать их в спортивные секции.

— Не открою секрет, если скажу, что порой нормативы не в состоянии выполнить на «12» даже дети-спортсмены, не говоря уже об остальных…

— Хочу подчеркнуть, что выполнение нормативов оценивается не баллами, а по четырем уровням — «низкий», «средний», «достаточный» и «высокий». И уже в границах уровня учитель выставляет оценку, учитывая технику выполнения норматива, знание теоретического материала и так далее.

Мы со своей стороны идем навстречу детям и рекомендуем при оценивании знаний по физической культуре учитывать личные достижения школьников в течение учебного года, степень их активности на уроках, привлечение учащихся к занятиям физической культурой во внеурочное время, участие в спортивных соревнованиях. На основе этих показателей учителя могут применять различные системы начисления бонусных баллов.

Например, если ученик выполнил зачетное упражнение на определенный уровень и при этом его личный результат улучшился по сравнению с предыдущим показателем, учитель может выставить оценку на 1-2 балла выше той, которая предусматривается учебными нормативами.

— То есть, как и прежде, все зависит от учителя. Если захочет — даст бонусные баллы, а не захочет — не даст?

— Но министерство не может установить нормы в таком виде: четыре раза в неделю посетил кружок — получил 4 бонусных балла! В этом случае пришлось бы контролировать все кружки и следить за тем, сколько ребенок занимался. Однако цель не в том, чтобы ребенок получил высокий балл, а в том, чтобы изменилось отношение к предмету!

Физическая культура — это не гонка за рекордами, чтобы ребенок пробежал быстрее, прыгнул выше и поднял тяжелее. Главная задача — обеспечить достаточную для конкретного возраста двигательную активность. А если эти занятия будут еще и в удовольствие — вдвойне хорошо! 

А КАК У НИХ?

В американских школах физкультура — чуть ли не главный предмет. Это ежедневный урок, рекомендованный для учеников всех возрастов, правда, подход к предмету принципиально отличается от нашего. Американские дети в начале каждого учебного года сдают тесты по физподготовке, и по их результатам записываются в местную команду по какому-нибудь виду спорта — баскетбол, футбол, бейсбол и т. д. Если результаты на низком уровне, ребенок идет на общеукрепляющие занятия. И, естественно, никаких нормативов «на оценку»! 

 

ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ 

«Минус 5» за бег

Диана ГРИГОРЯН, 16 лет

— Думаю, что в том виде, в котором физкультура сегодня проходит в школе, она не нужна. Скажу исходя из своего опыта: единственное, что нам нужно сделать обязательно — это переодеться в спортивную форму. На самом уроке мальчики чаще всего играют в футбол, а девочки сидят на лавочках и наблюдают за ними, периодически получая мячом по голове. В общем, такое времяпровождение я бы не называла полезным для здоровья.

Когда я училась в восьмом классе, с моим одноклассником произошел неприятный случай: на уроке физкультуры он сломал ногу, и его тут же отвезли в больницу. Он некоторое время не ходил в школу, а потом пришел… со сломанной рукой. Объяснил, что в больнице неудачно упал с кровати. Но на этом история не закончилась. В этот же день у нас была физкультура, на которую он, естественно, даже не переодевался и весь урок просто скромно сидел в сторонке. Конечно, ему было скучно, поэтому, когда к нему случайно подкатился брошенный мальчишками мяч, он от всей души пнул его и снова сломал ногу. Звучит как анекдот, но не думаю, что ему и его родителям было очень смешно. По крайней мере в тот момент все они были убеждены: от физкультуры — одни неприятности!

Отдельный разговор — нормативы. Не спорю, они объективно отражают возможности учеников, но ведь сдать их совершенно нереально! Я несколько лет занималась спортом, но даже тогда не могла похвастаться, что по каждому из них могу получить «12»! Тем же, кто спортом занимался только на уроках физкультуры, положительная оценка даже и не снилась. Помню, как наш физрук на полном серьезе подбадривал мальчика, который бежал на длинную дистанцию: «Давай! Еще чуть-чуть! Молодец! Сейчас еще поднажмешь — и как раз на двоечку выходим!»

Еще хуже складывалась ситуация с бегом на более короткие дистанции. Как-то мы сдавали норматив, и за каждое отставание на 2 секунды физрук снимал 1 балл. Когда он объявил «заслуженные» нами оценки, все просто покатились от хохота — «минус 4», «минус 5», «минус 6». Конечно, в журнал учитель поставил оценки выше нуля, но осадок, как говорится, остался. 

Обязан ли посещать уроки физической культуры ученик, освобожденный от занятий?

Современные школьники, проводящие большую часть своей жизни за компьютером, не отличаются богатырским здоровьем. Они практически не бывают на улице, а о спорте даже не помышляют. Следствием этого становятся рецидивирующие простудные заболевания, а затем — освобождение от физкультуры в школе. Обязан ли в таком случае ученик посещать уроки?

История вопроса

Приказом министра образования и науки Российской Федерации с 2011/2012 учебного года в школах России в качестве обязательного часа к учебной нагрузке школьника ввели третий урок физкультуры. Анализ состояния учебного предмета «физическое воспитание» в ОУ помог понять чиновникам Минобра, что двух уроков физкультуры в неделю для обеспечения обучающимся высокого уровня физической активности недостаточно.

В результате в базисный учебный план образовательных организаций, занимающихся реализацией программы основного общего образования, внесли изменения, и в объем недельной нагрузки учащихся ОУ всех типов и видов было введено третье занятие физической культурой.

Такое увеличение учебной нагрузки продиктовано многими обстоятельствами:

  • необходимостью усиления роли физической культуры в воспитании современных школьников;
  • задачей укрепления их здоровья и общего физического самочувствия;
  • увеличением объема двигательной активности учащихся;
  • необходимостью развития физических качеств и совершенствования физподготовки;
  • в целях формирования навыков ЗОЖ (здорового образа жизни).

Учителям физкультуры также необходимо ориентироваться на состояние здоровья обучающихся и разделение их на три группы. Каждого школьника по состоянию его здоровья определяют в основную, подготовительную или специальную группу.

Для тех, кто отнесен к подготовительной группе, рекомендуется использовать физические упражнения с целью укрепления здоровья. В этом случае занятия спортом помогут противостоять неблагоприятным условиям внешней среды.

Те же, кто имеет ограничения для занятий физкультурой в связи с противопоказаниями, могут с помощью уроков в школе повышать свою физическую подготовленность, укреплять здоровье и даже корректировать физическое развитие.

Что такое «освобождение от физкультуры»?

Согласно ФГОС (федеральному государственному образовательному стандарту), во всех школах есть учебный предмет «физическая культура». Каждый обучающийся школьник должен освоить эту дисциплину и получить оценку в аттестат об окончании основной или общей школы. После перенесенного заболевания ученик получает справку из медицинского учреждения, которая и дает основание на две недели или на месяц освободить его от физических нагрузок. Однако такая справка не освобождает от освоения данного учебного предмета. Следовательно, ученик должен присутствовать во время урока, но выполнять задания, не включающие физическую нагрузку.

Нужно учитывать и то, что Федеральный Закон «Об образовании» (часть 7 статьи 28) предусматривает ответственность школы и конкретного преподавателя за жизнь и здоровье учащегося весь учебный день. Если по расписанию идет урок физкультуры, а школьник предоставлен сам себе, то нельзя гарантировать его безопасность. И за любой несчастный случай, который произойдет в эти 45 минут с ребенком, данный предметник будет несет ответственность, включая уголовную.

В случае, если урок физкультуры стоит в расписании первым или последним, родители могут попросить у директора разрешения в письменной форме не посещать их ребенку урок две недели или месяц (как значится в справке). Однако при этом в заявлении они указывают, что ответственность за его жизнь и здоровье берут на себя. Важно не забывать, что присутствие на уроке помогает учащемуся, хотя бы теоретически, осваивать выполнение новых элементов гимнастики или техники выполнения прыжков и т. д.

Чем должен заниматься на уроке освобожденный ученик?

В прежние времена дети, относящиеся к специальной группе здоровья, могли годами быть освобожденными от физической культуры. Поэтому в их аттестате об образовании предмет «физическая культура» просто не значился. Предполагалось, что данный ребенок такой предмет не осваивал по состоянию здоровья. По современному стандарту, эта школьная дисциплина должна значиться в каждом аттестате: и за 9, и за 11 класс. Поэтому дети, относящиеся к специальной группе, должны заниматься ЛФК (лечебной физкультурой) или в группе здоровья с щадящим режимом. Следовательно, оценки они получать будут, как правило, хорошие.

Могло быть и так, что ученики, много и часто болеющие, из-за постоянного освобождения от уроков физической культуры не имели оценки за одну или даже две-три четверти. Им ставили отметку — «н/а», что означало «не аттестован». Сейчас это недопустимо, поэтому освобожденный после болезни ученик не просто должен присутствовать на уроке, а получать оценки. Он может подготовить устное или письменное сообщение о любом виде спорта (если занимаются баскетболом, то об истории его возникновения). Он может рассказать учителю о правилах поведения на уроке, о технике безопасности при выполнении упражнений на гимнастических снарядах и т. д.

В связи со сдачей государственной выпускной аттестации в тестовой форме было разработано большое количество тестов по физкультуре, онлайн-тренажеров и тому подобных ресурсов. Они тоже могут стать подспорьем в выставлении итоговой оценки за четверть или даже год ученику, часто освобождаемому от занятий по физической культуре. Полное либо окончательное освобождение от физкультуры допустимо только для лиц с ограниченной дееспособностью.

Как дети симулируют болезнь, чтобы не пойти в школу:

Похожее

В школе нужно больше физкультуры. ЗА и ПРОТИВ | Здоровье ребенка | Здоровье

Мария, 34 года, переводчик

Сейчас у детей очень большая нагрузка в школе. Даже в начальных классах бывает по пять уроков в день. Ребенок просто не может столько времени высидеть спокойно. Ему физически необходимо движение, чтобы выплеснуть куда-то энергию. После этого он и слушать будет внимательнее и задания выполнять более тщательно. Поэтому мне кажется, раз уроков становится больше, то нужна и дополнительная физкультура. Я несколько раз заходила на уроки к своему ребенку. После третьего урока дети уже не в состоянии воспринимать информацию. Они ерзают, болтают, хулиганят. А дали бы им возможность хорошенько побегать, они бы и на последних уроках смогли учиться, а не изнывать в ожидании звонка на перемену. Кстати, о переменах. Тот, кто когда-нибудь там был, видел, что дети ведут себя просто как невменяемые, они носятся друг за другом, постоянно дерутся. Это все оттого, что им нужно сбросить напряжение. Так пусть  лучше идут на физкультуру, чем колотят друг друга ранцами в коридоре.

Евгений, 40 лет, системный администратор

Я не только против дополнительных уроков физкультуры, но отменил бы и те, что есть. Никто не спорит, спорт важен для гармоничного развития, но то, что происходит в школе, приносит только вред. Кто идет в преподаватели физкультуры? Это или бывшие спортсмены-неудачники, или люди, которые не смогли найти себе никакой работы. И им мы доверяем здоровье своих детей. А потом удивляемся, услышав по радио или телевизору, что такой-то ученик такой-то школы  умер, когда сдавал кросс. А ведь это вполне закономерно! Учителям физкультуры нужно какое-то лекарство от комплексов, и они самоутверждаются за счет того, что насильно заставляют учеников ставить рекорды. Ладно бы уроки физкультуры были просто зарядкой или играми на свежем воздухе. Так ведь нет! Это школьный предмет, за который ставят отметки, и ученик обязан «соответствовать» – сдавать нормативы, несмотря на  плохое самочувствие или слабую подготовку. А объяснить что-то учителю физкультуры просто невозможно. Ему же главное не здоровье детей, ему просто нужно почувствовать себя этаким пупом земли и сорвать на детях обиду за свою неудавшуюся жизнь. Он и будет упорно ставить двойки отличникам, чтобы те ходили к нему на поклон и умоляли не портить аттестат. Попробуйте опросить учеников в любой школе. Я уверен, что для большинства из них самый ненавистный учитель – физрук.

Ирина, 42 года, бухгалтер

У меня сын-подросток. Все свое свободное время он проводит за компьютером. На улицу его выгнать невозможно. Сколько раз я его уговаривала на каток сходить или на лыжах покататься – все бесполезно. Говорит, что это ему неинтересно. Поэтому, на мой взгляд, чем больше физкультуры будет в школе, тем лучше. Там его хоть как-то двигаться заставляют, а ведь для парня это очень важно. Мои разговоры о том, что без спорта хорошо выглядеть и чувствовать себя невозможно, на него не действуют. Говорит, что внешность не главное, а болеть у него и так ничего не болит. А ведь я же вижу, что и лишний вес у сына уже есть, и мышцы дряблые какие-то. Мне кажется, среди нынешних подростков очень много таких. Это для нас было удовольствием на каток сходить. А что еще делать было? По телевизору ничего интересного не показывали, о компьютерах и слыхом не слыхивали, чтобы книжку интересную почитать, нужно было за месяц подписку оформлять или макулатуру сдавать. А сейчас все эти сидяче-лежачие занятия стали очень доступными, и дети предпочитают их подвижным играм. Поэтому пусть хоть из-под палки двигаются. Сами они пока не понимают, что не только мозги, но и тело развивать нужно, а когда спохватятся, уже поздно будет – болезни появятся, да и сбросить лишние килограммы будет гораздо тяжелее.

Алексей, 27 лет, юрист

Кому нужна физкультура, особенно в старших классах? У детей просто времени на это не хватает. У них и так каждый день по шесть-семь уроков, а нужно еще приготовить домашние задания и съездить к репетитору, чтобы подготовиться к поступлению в институт. Не каждый взрослый это выдержит. Мне кажется, такие предметы, как физкультура, труд, ОБЖ, нужно исключить из школьной программы. И так  дети испытывают стресс от постоянного переутомления. На мой взгляд, пусть уж лучше тратят время, отведенное на физкультуру, на приготовление уроков и ложатся спать пораньше. У меня младший брат в этом году школу заканчивает. Так на него смотреть страшно. Из школы приходит, быстренько поест и едет на курсы в институт. Возвращается поздно вечером. Поужинает и садится за уроки. Спать редко раньше часа ночи ложится. Мне кажется, сон намного полезнее для здоровья в этом возрасте, чем катание на лыжах или прыжки через козла.

Сергей, 56 лет, технолог

В советское время, когда каждый должен был сдавать нормы ГТО и участвовать в различных спортивных соревнованиях, мы были впереди практически во всех видах спорта. Золота завоевывали на любых соревнованиях и чемпионатах больше, чем спортсмены из других стран. А теперь посмотрите, что происходит! Дети физкультурой заниматься не хотят, а родители им потакают – покупают всякие липовые справки об освобождении от уроков или записки учителям пишут. И результат, как говорится, налицо – китайцы и американцы нас на каждой Олимпиаде по количеству золотых медалей обходят. За державу обидно! У нас ведь всегда были очень хорошие спортивные школы, великие тренеры. Но теперь им просто неоткуда брать учеников. Спорт нынче не в почете, так где же найти талантливого ребенка? Я думаю, что физкультуры в школе должно быть больше. Ведь раньше каждый второй, помимо того чтобы ходить на уроки, посещал какую-нибудь секцию. А теперь бесплатных спортивных кружков практически не осталось. Дворы забиты машинами, нет даже хоккейных коробок, не говоря уже о футбольных полях. И в качестве замены дворовым спортивным играм или бесплатным секциям нужно вводить дополнительные занятия физкультурой. Чтобы детям было где подвигаться и чтобы каждый талантливый ребенок мог себя проявить. А то сейчас времени на физкультуре хватает разве что для того, чтобы сделать зарядку, а оценить потенциал учеников преподавателю уже некогда.

Нина, 41 год, парикмахер

Мне кажется, физкультуру нужно сделать чем-то вроде факультатива. Хочет ребенок заниматься – дайте ему эту возможность, а не хочет – не надо. У меня дочери 14 лет. В этом возрасте у девочек психика очень уязвима. А с физкультуры она каждый раз в слезах возвращается. Ну не может мой ребенок взобраться на канат или прыгнуть через козла. Я считаю, что это не повод над ней издеваться. Но ведь дети жестоки, и теперь ее иначе, как коровой, никто не зовет. Я готова записать своего ребенка на фитнес или в бассейн. Пусть ходит в нормальный спортзал с нормальным тренером, который подберет ей оптимальную нагрузку. Но мой ребенок уже не хочет. Физкультура ей на всю жизнь отбила охоту заниматься спортом. Она уже просто боится любых снарядов и тренажеров. Я пробовала ходить в школу и разговаривать с учителями. Просила, чтобы дочь не заставляли делать то, что она заведомо не сможет. В ответ слышала только одно: «По программе положено через козла прыгать, значит, и ваша дочь должна!» Лично я против этого. Ничего, кроме расстройства, эти уроки ребенку не дают. Все равно она там не занимается, а пытается отсидеться в уголке.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *