Мораль и нравственность в современном мире: Философия и мораль. Мораль и нравственность в современном мире.

Философия и мораль. Мораль и нравственность в современном мире.

Жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным регулятивным принципам, что изучается этикой – учением о морали.

Мораль на уровне эмпирической фиксированности может представать в двух основных формах:

1) как личностные свойства, называемые часто моральными качествами;

2) как совокупность общественных норм поведения (не кради, не лги, не убий и т.п.) и оценочных понятий (добро, зло, справедливость).

Моральные качества формируются в реальном общении людей, характеризуют личность с точки зрения ее характера, способности общаться с себе подобными.

Но помимо моральных качеств люди вступают и в отношения друг с другом. На почве этих отношений возникает моральная норма отношений. Моральная норма– это наиболее простой, элементарный вид морального требования.

Она существует в виде предписания или запрета какой-либо конкретной формы поступка: «Будь правдив», «Не ленись», «Не лги». Например, мы здороваемся со знакомыми людьми, а с незнакомыми нет, но когда знакомый человек проходит мимо и не замечает нас, мы обижаемся, у нас меняется настроение, появляется чувство обиды.

Нравственность– это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. Само нравственное начало «предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными.

Нравственный чел-к наделен чуткой совестью – удивительной способностью самоконтроля. Механизм совести устраняет раздвоенность личности.

Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Т. о., нравственность

– это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Мы говорим и о нравственном поступке, и о нравственных представлениях, понятиях. Нравственное сознание обладает сложной структурой, элементами которой являются нравственные категории, нравственные чувства и нравственный идеал как представление и понятие о высшем проявлении нравственного, вытекающего из социального идеала совершенного миропорядка.

Основным проявлением нравственной жизни чел-ка является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от чел-ка больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом.

Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и ответственности за содеянное.

Нравственные нормы, принципы и оценки в конечном счете выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях. Истоки нравственности восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и чел-ка, отвечали потребностям и интересам ист-ского прогресса. Нравственное выступало как стихийно обобщенный и устойчивый образ действий людей, как их нравы.

Нравственность в историческом развитии обладает известной преемственностью, относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а заимствует моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя, развивая их.

В нравственности, как и во всех других областях познания, в общем наблюдается некоторый исторический прогресс. В то же время есть и относительно незыблемые нравственные императивы – так называемые общечеловеческие нормы нравственности. Исключительно велика их значимость и для настоящего, и для будущего мирового сообщества.

Мораль и нравственность – сходства и различия в таблице

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1678.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1678.

Жизнь людей, их взаимодействие друг с другом регулируют не только писаные законы, но и негласные правила поведения, общения в различных ситуациях. Совокупность таких норм, не прописанных в документах, но регулирующих поведение человека называют моралью и нравственностью. Узнаем, что это такое, и какие отличия существуют между этими понятиями. Этика – наука, изучающая моральные нормы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Понятие морали и нравственности

Мораль – это набор правил поведения, в основе которых лежит подразделение всех человеческих поступков на справедливые и несправедливые. Всегда, когда говорят о морали, имеют в виду две категории – добро и зло, с точки зрения которых и определяют, правильно поступил человек или нет.

Мораль контролирует отношение человека:

  • к другим людям;
  • к животным;
  • к природе.

Разберемся, какие поступки можно назвать моральными.

Моральный поступок – это поведение, которое направлено на помощь кому или чему-либо, строится в соответствии с позиции добра и справедливости, не нарушает права других людей.

Когда ученик переходит дорогу по зебре, то этот поступок нельзя назвать моральным, но он является таковым, если тот же ученик помогает перейти дорогу пожилому человеку, которому трудно это сделать одному.

Наряду с моралью часто используют понятие нравственности. Существуют различные точки зрения по вопросу соотношения данных терминов. Некоторые ученые говорят о том, что мораль и нравственность – слова-синонимы и означают одно и то же. Другие выделяют сходства и различия морали и нравственности.

Главное отличие указанных понятий состоит в том, что мораль – это некие абстрактные мысли, идеи о том, что такое добро и зло, а нравственность – это действительные поступки людей, совершаемые ими в жизни. Категории морали (ее составляющие) таковы: добро, совесть, долг, честь, справедливость, патриотизм

Представим в виде таблицы мораль и нравственность, их соотношение.

Мораль

Нравственность

Относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам.

Человек вежливо общается с другими людьми и ждет от окружающих такого же поведения по отношению к себе.

Проявляйте уважение к старшим.

Человек помогает пожилым людям донести сумку, открывает двери, уступает место в общественном транспорте.

Не воруйте.

Человек не берет чужого, спрашивает разрешения хозяина вещи перед тем, как пользоваться ею.

Зарождение моральных норм началось задолго до начала нашей эры. Тогда она имела религиозный характер и составлялась мудрецами в виде заповедей, многие из которых вошли в Библию – священную книгу христиан (Например, Десять Заповедей Моисея).

В последующие годы шло дальнейшее развитие моральных норм, но многие из них сохранили свое значение и продолжают быть важными в современном обществе.

Что мы узнали?

Мораль и нравственность – это понятия, имеющие свои сходства и отличия. Мораль – это правила поведения людей, которые требуют совершать добрые поступки, не нарушающие справедливость, а нравственность – это непосредственное воплощение морали, качество человека, который уважает других людей, животных и природу, готов прийти на помощь, соотносит свое поведение с устоявшимися в обществе правилами.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Крафт Андрей

    9/10

  • Андрей Куренков

    10/10

  • Ангелина Грицук

    10/10

  • Дияз Минуллин

    6/10

  • Юрий Шерин

    10/10

  • Ruslan Sharbatov

    7/10

  • София Омелькина

    9/10

  • Никита Снурников

    9/10

  • Настя Зубкова

    10/10

  • Вадим Макаров

    10/10

Оценка доклада

4. 6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1678.


А какая ваша оценка?

Мораль для современного мира

 
Можно ли быть нравственным в мире без Бога? Является ли уважение к различным культурам несовместимым с верой в объективное правильное и неправильное? Может ли быть универсальная истина в мире, где мы расходимся во многом?
В этой статье мы рассмотрим, как мы можем найти точки соприкосновения и сформировать мораль, которая одновременно универсальна, но при этом достаточно гибка, чтобы позволить разумным людям не соглашаться.
 

 

Я считаю, что мораль лучше всего рассматривать через ряд контекстов, которые я называю линзами. Моральные утверждения имеют смысл, только если рассматривать их через правильную философскую призму. Несмотря на то, что они в чем-то противоречивы, все линзы верны с определенной точки зрения.

Давайте обсудим некоторые основные линзы, которые полезны для этой дискуссии, и проиллюстрируем их моральным вопросом: Оправдана ли смертная казнь?

Универсальный

Я немного рассказал об этом объективе в своем посте о самопознании. С этой точки зрения, , мы все фундаментально связаны . Моя жизнь — результат множества событий, произошедших до моего рождения. Мои действия имеют волновой эффект, который продлится далеко в будущем. Трудно определить, что считать «я» и «не я».
Различия между собой/другим, хорошим/плохим и правильным/неправильным не имеют смысла в этой линзе. Нравственные идеи — это всего лишь две стороны одной медали.
Эта точка зрения эффективна, но не очень полезна при обсуждении повседневных жизненных проблем. Здесь мы не можем делать моральные заявления о правильном и неправильном, но мы можем найти вдохновение, чтобы быть более нравственными.
Мы можем укрыться в этой перспективе, когда сталкиваемся с более трудными сторонами жизни, такими как смерть, боль и утрата. Мы делаем это, больше не отождествляя себя с ограниченной концепцией себя, переживающей эти вещи. Как мы увидим позже, взгляд на мир с этой точки зрения может глубоко повлиять на нашу мораль.
С этой точки зрения смертная казнь никогда не бывает оправданной. На самом деле сама идея наказания не имеет смысла. Все связаны между собой, и поэтому, наказывая тебя, я наказываю себя. Преступления совершаются только «я» над собой.

Гуманистический

Через эту линзу мы распознаем идентичность отдельных точек зрения. Я одно сознание, а вы другое.
Как только мы примем идею различных сознательных сущностей, мы сможем начать заявлять о том, как они должны себя вести и как с ними обращаться. Если мы ценим сознательных существ, мы начинаем приближаться к основной основе морали. Что-то вроде: Все сознательные существа достойны уважения и должны иметь возможность процветать.  В гуманистической линзе мы разные, но равные.
С этой точки зрения смертную казнь трудно оправдать, поскольку она подразумевает неуважение к жизни человека. В лучшем случае это практический вопрос. Вы могли бы оправдать смертную казнь только в том случае, если бы она помогла процветанию большему количеству людей (то есть за счет сдерживания будущих преступлений), чем если бы ее не существовало. Поскольку существует мало доказательств в поддержку смертной казни как сдерживающего фактора, ее практически невозможно оправдать с гуманистической точки зрения.

Личное

Через эту призму мы осознаем, что наша собственная точка зрения уникальна, а наш эмоциональный ландшафт — как нечто индивидуальное по своей сути. Одних людей и вещи мы любим больше, чем других, и у нас есть полный спектр надежд, страхов и т. д., которые являются естественной частью человеческого опыта.
В этой линзе у нас есть разные моральные соображения, такие как верность, честь и семья, которые не имеют смысла ни в одной из других линз. Именно здесь жизнь обретает страсть и яркость. Именно здесь возникает большинство «плохих» или эгоистичных мотивов.
Смертная казнь получает большую часть своего оправдания с личной точки зрения. Если бы кто-то, кого я любил, был убит, я бы хотел, чтобы преступник умер. Если быть честным с самим собой, я хотел бы лично участвовать в том, чтобы убийца пострадал, а затем умер. Я могу гуманистически относиться к смертной казни, когда мы говорим о ней абстрактно, но когда речь идет о личном, мои чувства резко меняются. Сомневаюсь, что я одинок в этом.

 
По существу, я думаю, что проект попытки связать мораль с чем-то внешним по отношению к сознательному опыту обречен на провал. Я согласен с Дэвидом Хьюмом в том, что наши чувства — это то, что создает ценность и моральное суждение. Как шоколадный торт вкусен только потому, что людям нравится его есть, так и убийство является неправильным только потому, что люди не хотят умирать.

Мне трудно даже представить себе другой источник, из которого могла бы возникнуть мораль. Всемогущий Бог по-прежнему казался бы мне злом, если бы он решил причинить боль и страдание ради них самих.
Отсутствие внешнего основания вне чувства, однако, не означает, что мы не можем делать осмысленные универсальные заявления о морали. Не все чувства универсальны, но некоторые из них универсальны. Другими словами, то, что мы не можем договориться обо всем, не означает, что мы не можем договориться о некоторых вещах . На самом деле мы, люди, во многом согласны, хотя склонны сосредотачиваться только на тех областях, в которых есть разногласия.

Универсальные моральные истины

Есть некоторые истины, с которыми согласен каждый разумный человек.
Плохие вещи-  Почти все считают, что боль, смерть и потеря способностей   плохие .
Хорошие вещи – Почти все считают, что удовольствие, обретение способностей и избегание плохих вещей – это хорошо .
 Многие возражают против приведенных выше заявлений, приводя примеры случаев, когда люди добровольно причиняли себе боль или убивали себя, или когда они считали боль благом. Каждый из этих примеров рассмотрения плохого как хорошего (или наоборот) включает в себя оправдание из-за другого хорошего или плохого (например, самоубийство, чтобы предотвратить боль, терпеть боль, чтобы набраться сил и т. д.).
Иногда люди добровольно ищут плохие вещи, но это только потому, что вместо этого они ценят другие хорошие вещи (включая избегание еще худших плохих вещей). Никто не выберет плохое без обоснования. Единственными действительными оправданиями являются хорошие вещи.
В каком-то смысле это кажется тривиальным. В другом — глубоко.  Мы так во многом согласны, когда дело доходит до основных вопросов о добре и зле, и это дает нам надежду на установление универсальной морали.  На самом деле мы расходимся во мнениях только по трем фундаментальным вопросам.

Как, Кто и Что

Мы различаемся в моральных суждениях только по трем параметрам:

  1. Как мы сопоставляем хорошие и плохие вещи друг с другом (например, боль или смерть)
  2. Кого мы решаем включить в сферу нашей моральной заботы (например, животных, нерожденных)
  3. Что правда о мире (например, есть ли загробная жизнь, будет ли работать вакцина)

Делая моральный выбор, мы боремся с этими различиями:
Мы можем принять решение терпеть боль от инъекции, чтобы предотвратить болезнь
Мы можем решить украсть у других, чтобы помочь любимому человеку
Мы можем решить умереть, чтобы получить выгоду вечное блаженство в загробной жизни
Мы можем мучить и убивать животных для еды, одежды или тестирования продукта
Мы можем вести моральные дискуссии о том, что такое добро и зло, используя язык выше в рамках гуманистической или личной линзы. В этих линзах мы можем осудить социопата, которому нравится мучить младенцев. Мы также можем аргументировать, что один образ действий лучше или хуже другого, основываясь на совокупном вреде или пользе, которые он приносит.

 
Возможно, это не та «твердая» мораль, которую ищут многие, потому что она не всегда точно дает правильный или неправильный ответ. Я считаю, что любая универсальная мораль должна допускать несогласие разумных людей. Для этого требуется только, чтобы у нас была общая основа, в рамках которой мы могли бы предъявлять моральные требования. Таким образом, мы можем в целом согласиться с тем, что мучить младенцев ради забавы неправильно, даже несмотря на то, что мы можем расходиться во мнениях относительно того, имеет ли мать право на аборт своего плода.
Нравственность в этом смысле подобна частицам в облаке — есть вещи явно вне или внутри его границ, но есть много вещей по краям, за которыми непонятно, где они стоят. На многие моральные вопросы нет единственно правильного ответа, но это не значит, что все ответы равны.
Мы формируем границы морали посредством обсуждения и убеждения, и мораль может развиваться с течением времени по мере развития чувств человечества. Вот тут-то, я думаю, и пригодится универсальный объектив. Чем больше мы сможем заставить людей смотреть на мир через недуалистическую универсальную линзу, тем меньше они будут привязаны к своей личной точке зрения и тем больше их можно будет убедить принять гуманистическую мораль. Мы все запутались и боремся в этом мире. Гораздо легче испытывать сострадание к нашим сознательным существам, когда мы понимаем, что на самом деле все мы связаны.

Таким образом, в рамках этой парадигмы мы можем работать над созданием более нравственного мира. как нам это сделать? Через умелое обсуждение и культивирование точки зрения.

Умелая дискуссия

Поймите, что другие люди имеют в основе те же представления о добре и зле, что и вы. Постарайтесь использовать язык, который будет апеллировать к этим идеям, и в то же время понимать, кто, как и что несогласия. Определите, где у вас может быть разумное несогласие, и постарайтесь убедить людей, а не осуждать их как «злых» или «глупых».

Развитие перспективы

Найдите время, чтобы ощутить универсальную связь. Это можно сделать с помощью медитации, музыки и пребывания на природе. Ищите опыт благоговения и удивления. Переживание благоговения во многом является переживанием чего-то гораздо большего, чем мы сами, и это помогает вытряхнуть нас из личной линзы, которая может причинить столько вреда при неумелом использовании. Связывая себя с чем-то большим, чем мы сами (или, что еще лучше, со всеми вещами), мы можем развивать моральное чувство, которое более сострадательно и всеобъемлюще.
Практикуйте и развивайте сострадание. Помочь другим. Играйте со щенками. Создавайте искусство. Дарите много объятий. Проводите время с близкими. Постарайтесь помнить, что все вокруг — это чьи-то любимые.
Окружать себя красотой, любовью и чудом — это мощный способ сделать мир лучше. Благодаря этим вещам мы можем культивировать чувства, которые будут питать наш нравственный рост.

 
Я не считаю эту точку зрения атеистической. Есть бог или нет, нам нужна мораль, которая может стоять сама по себе. Принимая неопределенность и силу наших чувств, мы получаем прочную основу, на которой мы можем построить лучший мир.

Кризис нравственности и нравственная культура современного общества | Между предпринимательством и этикой: бизнес и менеджмент в биморальном обществе

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicBetween Enterprise and Ethics: Business and Management in a Bimoral SocietyBusiness EthicsBusiness StrategyBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicBetween Enterprise and Ethics: Business and Management in a Bimoral SocietyBusiness EthicsBusiness StrategyBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Еще

Укажите

Хендри, Джон, «Кризис морали и моральная культура современного общества», стр. 9.0178 Между предприятием и этикой: бизнес и менеджмент в биморальном обществе (

Oxford

, 2004; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 сентября 2007 г.), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199268634.003.0006 , по состоянию на 19 марта 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicBetween Enterprise and Ethics: Business and Management in a Bimoral SocietyBusiness EthicsBusiness StrategyBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicBetween Enterprise and Ethics: Business and Management in a Bimoral SocietyBusiness EthicsBusiness StrategyBooksJournals Введите поисковый запрос

. деморализующее воздействие современного общества в целом. В нем излагается идея биморального общества, в котором традиционная мораль продолжала оставаться значимой и эффективной, но соседствовала с социально узаконенной моралью личного интереса без четкого разграничения между сферами, в которых эти морали действуют. Эффекты этого биморального общества исследуются в отношении представлений о себе и управления межличностными отношениями.

Ключевые слова: кризис нравственности, деморализация, уверенность в себе, благосостояние, Фукуяма, Бауман, Сеннет, технология, кризис нравственности, деморализация, уверенность в себе, благосостояние, Фукуяма, Бауман, Сеннет, технология

Предмет

Бизнес-стратегия Деловая этика

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *