Моральные устои общества: Предложения со словосочетанием МОРАЛЬНЫЕ УСТОИ ОБЩЕСТВА – Моральные устои в жизни человека

Предложения со словосочетанием МОРАЛЬНЫЕ УСТОИ ОБЩЕСТВА

Если во втором случае воспитатели опираются больше на моральные устои общества, а потом уже на свой личный опыт, то в первом человек сам решает, какие свои качества ему считать достоинствами, а какие — недостатками, чтобы бороться с последними. Коррупция является одной из наиболее серьёзных проблем глобального характера, которая угрожает социально-экономическому и политическому развитию, подрывает демократические и моральные устои общества. Есть уголовный кодекс и моральные устои общества, а есть нравственная сила личности. Данный международный акт констатирует, что коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и
моральным устоям общества
. Это неюридическое восприятие права сливается с восприятием моральных устоев общества.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова тримаран (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

В первую очередь следует обратить внимание на отрицательное отношение к правилам хорошего поведения,
моральным устоям общества
, принятому этикету. Второй — социальная ответственность, в частности моральные устои общества, в котором функционирует организация, во всяком случае представление о них руководства фирмы. Поэтому моральные устои общества необходимы как для общественного, так и для индивидуального благополучия. Во всяком случае я тогда очень хорошо понял, что в эту область фигурного катания, если она не затрагивает какие-то глобальные моральные устои общества, не надо лезть вообще. Прежде всего это преступления против существующих общественных отношений, против
моральных устоев общества
, против должного поведения. Под флагом демократии, гласности идёт размывание идейных и моральных устоев общества. Отмечу, что это было сказано в советское время, когда количество совести у людей было значительно большим, когда моральные устои общества были намного выше, когда слова «сострадание», «милосердие», «порядочность» не были пустым звуком. Формирующаяся в обществе система социальных ценностей носит иерархический характер, поскольку их различные типы расположены в определённом порядке и субординации по отношению друг к другу, а их иерархический порядок обеспечивает сохранение моральных устоев общества. Закон в тот период, как правило, отражал моральные устои общества, представления о должном и недолжном. — Надо же кому-то стоять на страже
моральных устоев общества
, если полиция не справляется. Несовместимость такого положения вещей с моральными устоями общества очевидна. Государство по-прежнему процветало, либеральное законодательство и низкие налоги способствовали расцвету экономики, моральные устои общества не пошатнулись. Цинизм — очень забавное качество: пренебрежение моральными устоями общества. Генетические эксперименты, которые он начал проводить, ещё работая в институте, могли угрожать как моральным устоям общества, так и являться вполне реальной угрозой, если использовать эти наработки в сфере вооружения. Дабы не нарушать моральных устоев общества мы, вместо узаконенного, но долгого термина «лица африканского происхождения» взамен «негров», стали называть их сокращённо и по-доброму «Л. А. П.». Нормы права не должны противоречить
моральным устоям общества
.

Неточные совпадения

Столкновение различных мировоззрений и взглядов рождает истину, а показатель борьбы добра и зла является мерилом моральных устоев человеческого общества.

Моральные устои в жизни человека

Любое общество имеет свой нравственный кодекс, а каждый отдельный человек живет по своим внутренним убеждениям. А также каждый социально-сформированный человек имеет собственные морально-нравственные устои. Таким образом, у каждого здравомыслящего человека имеется сформированный ряд моральных и этических принципов, которых он придерживается в повседневной жизни. В этой статье пойдет речь о том, что такое моральный устой. Как он складывается в сознании человека и как отражается на повседневной жизни?

моральный устой

Понятие морального (нравственного) устоя

Для начала следует дать понятие, что такое моральный или, как его еще называют, нравственный устой.

Моральный устой – это нравственные рамки каждого человека или социальной группы. Формирование таких устоев происходит под влиянием каких-либо духовных учений, религии, воспитания, образования или государственной пропаганды и культуры.

Моральные устои, как правило, подвержены изменениям, и связано это с тем, что в ходе жизни меняется мировоззрение, а порой те вещи, которые когда-либо казались нормой, со временем становятся недопустимыми, или же наоборот.

морально нравственные устои

Что такое высокие моральные принципы

Помимо нравственных устоев, следует выделить и высокие моральные принципы.

Высокие моральные принципы – это нравственный эталон поведения, мышления, мировоззрения, к которому необходимо стремиться каждому человеку.

Моральные устои играют очень важную роль в жизни любого человека, так как благодаря им человеческое общество продолжает существовать и развиваться. Они дают возможность оставаться разумным и не опускаться до уровня животного, которым исключительно владеют инстинкты. Следует помнить, что неважно, будет человек в окружении семьи, врагов, друзей или же на работе, нужно всегда оставаться человеком и не только не нарушать личные моральные устои, но и стремиться преодолевать негативные эмоции, страх, боль для того, чтобы сохранять высокие моральные принципы.

Мораль – что это: определение понятия и что такое моральные ценности, ее признаки и устои

Поступки людей контролируются правилами морали. Мораль – это нравственность и ее правилаНормы и моральные ценности направляют и регулируют жизнедеятельность человека по отношению к социальному мнению. Чаще всего человек ориентирован на стандартные нравственные нормы и самостоятельно выполняют этические обязанности. Но стереотипы, шаблоны и образцы не воздействуют на его ответственность за отказ следовать данным основам – влияние оказывает совесть. Нравственные ценности представляют собой важнейшее философское понятие морали.

Понятие

Мораль это определениеЧто такое мораль? Википедия дает следующее определение: это принятые в конкретном социуме представления о добре и зле, о хорошем и плохом, а также вытекающая из данных представлений совокупность норм поведения, характерная для данного социума.

Моральные ценности формируют общественную систему мировоззрения, которая подвергает оценке каждое явление с точки зрения пользы, объективности и блага.

Отбор важных приоритетов нравственности позволяет социуму подбирать отношение к поступкам и событиям, проводить анализ собственного поведения, определять ценностную направленность, соответствующую их пониманию понятия морали.

Заключительная позиция нравственности может находить свое выражение в образе действий в целом или в единичных действиях.

Моральные ценности позволяют человеку определять свою нравственную ответственность перед самим собой, обществом, коллегами по работе, друзьями и близкими. Также данные ценности позволяют человеку самостоятельно составить свое понимание нравственности и безнравственности, объективности и субъективности, добра и зла и иных важнейших понятий общественной жизни.

Что является отличительным признаком морали? Она выполняет важную функцию корректирует поведение отдельных представителей общества согласно их представлениям о главных нравственных категориях. Ее регулирующая функция сплачивает общество и позволяет ему расти и развиваться.

Также мораль формирует:

  • сознание человека,
  • его суждения о сущности жизни,
  • общественные обязательства,
  • уважительное отношение к иным представителям общества.

Мораль это определение

Нравственное осознание осуществляет оценку поступкам и поведению с позиции того, как и насколько они соответствуют морали. К оценкам можно отнести сочувствие, благосклонность, осуждение, одобрение.

Нравственные ценности способны контролировать сознание человека и его поступки в семейной, бытовой, рабочей сферах, а также в сфере общения.

Выделяются признаки морали:

  • всеобщность вне зависимости от социального положения отдельного представителя общества,
  • добровольная основа (человек исключительно по собственному желанию может следовать или не следовать нормам морали – принудить его к этому общество не в состоянии),
  • всеохватность (мораль распространяется в личной жизни, бизнесе, политике, работе и т. д.).

Признаки морали относятся к ее характерным чертам.

Моральные устои представляют собой теоретические понятия и представления, посредством которых человек определяет свою мыслительную и практическую деятельность. Моральные устои, а также смысл, который вкладывает человек в понятия зла и добра, отражаются нравственностью.

Полезное видео: мораль

Для чего необходимы ценности

Направленность ценностей морали определяется воспитанием человека с его раннего возраста. Ценности могут быть отрицательными и положительными.

У каждого народа сложились стандартные нравственные основы, которые формируют цивилизованный социум: в нем частные преимущества, полученные за счет других людей, ниже по значимости, чем благополучие всего общества.

Посредством нравственных основ происходит регулирование высказываний и действий до того, как они будут произнесены/совершены. Данные принципы рекомендуют учитывать права и интересы других членов общества.

Обратите внимание! Если расхождение в духовных ценностях двух людей слишком значительно, то их взаимодействие друг с другом способно перерасти в серьезный конфликт.

Понятие морали: что это такое – определениеОбобщенные представления морали выражены в понятиях зла и добра, различающих нравственность и ее отсутствие. Традиционно добро означает пользу для общества, однако данное понятие является относительным – в те или иные эпохи вкладываемое в него значение изменялось.

Соблюдение принятых в обществе канонов и традиций, личных внутренних приоритетов позволяет человеку жить в социуме гармонично и уравновешенно. Если он придерживается оценок и правил, которые идут вразрез со стандартными в данном обществе, то его жизнь становится изолированной, обособленной. Когда человек совершает унизительные, злые поступки, общество выражает ему свое неодобрение и укоряет его.

Посредством соблюдения нравственных устоев человек ведет комфортную в социуме жизнь, осуществляет благородные и полезные поступки, его совесть ничем не обременена.

Это интересно! Как проявляется природная и социальная сущность в человеке

Виды моральных принципов

Мораль – основной фактор личностного облика. Благодаря ей у человека формируются ответственность, чувство долга. При ее отсутствии человек представляет для социума опасность и в конце концов переступает через нормы, дозволенные обществом.

Обратите внимание! Аморальное поведение может выражаться в самых разнообразных поступках – как физических, так и нравственных – будь то измена супругу, убийство, финансовое мошенничество, непрекращающаяся ложь.

Современные психологи и философы вывели несколько видов нравственных основ, формирующих личностный облик представителя социума.

Мораль это определениеПринцип Талиона

Моральные принципы заключаются в следующем:

  1. Принцип Талиона. На текущий момент данная идеология является условной, и относящиеся к ней проблемы решаются на уровне государства. Принцип обозначает кровную месть, которая в древних племенах была обязательна. Когда возникли первые цивилизации, то общественные негодования были упорядочены, и начальные управляющие органы взяли на себя функцию правосудия и общественного управления
  2. Принцип нравственности. Он часто встречается в работах выдающихся мыслителей и философов. Известные деятели убеждали, чтобы каждый человек относился к другим в соответствии с тем, какого поведения он ожидает от них к себе. Через некоторое время данное высказывание сформировало заповедь, которой руководствуются в воспитании моральных и нравственных норм.
  3. Принцип золотой середины. Он был представлен в работах философа Древней Греции Аристотеля. Он утверждал, что человек должен избегать в своих действиях и поступках крайностей, придерживаясь меры. Следуя данному положению, человек начинает жить спокойно и размеренно, приобретает уверенность в своем будущем. Необходимо добиться гармонии между своим внутренним миром и внешним, общественным, предотвращая личностный конфликт.
  4. Принцип максимального счастья. Поведение человека должно улучшать жизнь всего общества. При соблюдении общественных стандартов в социуме формируется благоприятная среда для жизни всех его отдельных представителей.
  5. Принцип справедливости. Общественные законы должны соответствовать внутренним моральным качествам. Человек, который находится в иерархической структуре общества внизу, должен обладать такими же духовными правами, как и тот, который находится наверху.
  6. Все рассмотренные выше положения отражают идеал, чаще всего понимаемый в качестве человеколюбия. Но некоторые принципы противоречат друг другу. На их основе необходимо выявить применимость определенного принципа к конкретной ситуации и определить вероятные конфликты между принципами. Для морального решения необходимо, чтобы противоречие использованных положений не входили с ним в противоречие.

При наличии конфликта необходимо принять в учет нормы религии и права, принятые в социуме, требования кодексов, мнения экспертов и т. д. Только после этого допускается принимать моральный выбор.

Полезное видео: что такое мораль?

Заключение

Живя в гармонии с обществом, соблюдая моральные и нравственные принципы вместе с государственными законами, можно добиться внутреннего спокойствия и умиротворения. Моральные устои – то, благодаря чему социум существует и совершенствуется, а его представители сохраняют свою разумность, не опускаясь до уровня диких животных. В статье было рассмотрено, что такое мораль, а также моральные принципы, ценности и устои.

Как безверие подрывает моральные устои общества

Чем различаются нравственность и человеческое сочувствие, могут ли добро и зло быть объективными без Бога ?

Нравственность и сочувствие — не одно и то же

Как-то я прочитал атеистический демотиватор: «Разве для того, чтобы отличать добро от зла, нужна религия? Разве не хватит обычной человеческой эмпатии?

» В той или иной форме я вижу этот довод довольно часто, и его стоит рассмотреть.

Эмпатия — это в данном случае просто наукообразное название сочувствия. Нормальные люди склонны сопереживать бедам ближних, приходить к ним на помощь или хотя бы воздерживаться от нанесения вреда, в общем, говоря религиозным языком, проявлять любовь к ближнему. Разве этого простого человеческого переживания недостаточно?

Что же, тут есть, по крайней мере, три проблемы. Относительно меньшая состоит в том, что сочувствие и нравственность — не одно и то же. Сочувствие — это про то, что вы переживаете (или не переживаете). Нравственность — это про то, что вы должны, совершенно независимо от ваших переживаний.

Я, например, обязан воздерживаться от кражи, совершенно независимо от того, вызывает у меня собственник сочувствие или нет. Может быть, он — распущенный барчук, который привык швыряться деньгами, и вообще в высшей степени отвратный тип, который не вызывает у меня ничего, кроме неприязни и раздражения. Но мне нельзя вытащить у него бумажник — вот нельзя, и все, совершенно независимо от того, какие чувства он у меня вызывает.

Государство, как огромный безличный механизм, вообще неспособно вызывать эмпатию — но и у государства красть нельзя.

Хуже того, наша эмпатия носит высоко избирательный характер. Это неизбежно — мы не можем реагировать на горести всех людей одинаково, особенно когда интернет и социальные сети обрушивают на нас потоки людских бедствий.

Мы охотно сочувствуем людям, на место которых мы легко можем себя поставить, тем, в ком мы видим «одних из нас», но несчастья чужаков трогают нас гораздо меньше. Во время сетевых споров о политике можно видеть, как жертвы преступлений противной стороны вызывают самую бурную эмпатию — в то время как жертвы преступлений друзей и союзников остаются незамеченными. Более того, эмпатия активно используется для разогрева ненависти и агрессии, которая превращается из чего-то неодобряемого в хорошее и даже священное — ведь убивать врагов надо из глубокого и искреннего сочувствия к их жертвам.

Эмпатия к «своим» вообще один из мощных катализаторов ненависти к чужакам. «В бой, в бой за народ свой!» — как кричали балканские националисты во время последней резни в этом регионе. Эмпатия может, напротив, полностью отключить вашу способность отличать добро от зла.

Надо отметить и то, что эмпатия вторична по отношению к нашим действиям. У Льва Толстого в рассказе «После бала» есть такая фраза: «Николай I очень много зла сделал полякам, поэтому ему надо было быть уверенным, что все поляки — негодяи». Когда мы поступаем с кем-то несправедливо, мы склонны испытывать к нему злобные чувства — ведь нам надо быть уверенными, что мы правы. Когда, напротив, мы поступаем с другими справедливо и человеколюбиво, мы склонны испытывать к ним сочувствие. Не воля следует за эмоциями, а наоборот, эмоции за волей.

Это, конечно, не значит, что эмпатия — это плохо. Эмпатия может помогать нам поступать нравственно, давать эмоциональную подпитку морально правильным решениям. Но ее недостаточно. Она может укрепить вас в желании соблюсти заповедь «не укради», потому что вы можете поставить себя на место жертвы кражи. Но перед этим у вас должно быть достаточно доброй воли по отношению к этому человеку — и по отношению к заповеди.

Люди думают очень по-разному

Вторая — и более существенная — проблема с этим тезисом состоит в предположении, которое он делает по умолчанию. Он исходит из того, что, во-первых, добро и зло существуют и, во-вторых, человек может и должен их различать.

Но во вселенной без Бога никакого объективного добра и зла, как и никакой объективной обязанности их различать, не существует. Как сказал известный атеист Ричард Докинз, «во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого и безжалостного безразличия». В мире без Бога все наши моральные убеждения — просто результат социобиологической эволюции.

В этой картине мира совесть — это, как метко заметил великий немецкий мыслитель Фридрих Ницше, «голос стада», это не моральный компас, указывающий, хотя бы и несовершенно, на истинный моральный полюс, а просто вбитые нам в голову социумом требования. Никакого «истинного морального полюса» в мире без Бога не существует.

Да, вас мама и папа учили не воровать. А индусу с детства вбили в голову, что нельзя есть говядину. А еще кому-то внушили, что если на девушку пало подозрение в блуде, ее родственники-мужчины должны ее убить, чтобы снять позор с семьи.

Если вам кажутся дурацкими или возмутительными требования других социумов, то какие у вас основания всерьез принимать требования вашего?

Ведь во вселенной без Бога вообще невозможно поставить вопрос «кто прав», потому что в ней нет никаких моральных судей, кроме людей, а люди думают очень по-разному.

А эмпатия в такой картине мира никакого добра и зла не различает — потому что и различать нечего.

Что желают сказать американские атеисты

Третья проблема связана с тем переживанием, которое, не для всех очевидно, но стоит за этим демотиватором. Дело в том, что он переводной — наши атеисты охотно переводят с английского, а американские атеисты сталкиваются с одной специфической проблемой. Им не доверяют и подозревают в личной аморальности.

Как правило, безосновательно — типичный американский атеист — это богатый, образованный, прекрасно социально адаптированный белый мужчина — на что уже обратили внимание адепты политкорректности, потребовав продвигать на лидирующие позиции в атеистическом движении больше представителей меньшинств.

Но, так или иначе, это обычно благополучный законопослушный гражданин, который кошельков не ворует.

Американские атеисты желают подчеркнуть, что они и без веры в Бога могут быть добрыми гражданами и хорошими соседями. И это правда — и у нас в стране это не нужно и подчеркивать.

Конечно, атеист может быть нравственным, одобряемым человеком по меркам своего социума. Но это возвращает нас к вопросу — есть ли еще какая-то правота, кроме правоты общества?

Кто тут прав?

Советский чекист, ради светлого будущего расстреливающий контру и шпионов, или японский камикадзе, отправляющийся в самоубийственный вылет ради Японии и императора, могут вызывать у своих товарищей искреннее одобрение и восхищение. Но из-за пределов их сообществ их вряд ли одобрят.

Или возьмем современный пример — известный мыслитель Питер Сингер считает, что младенцев (в том числе здоровых) можно убивать, потому что у них еще отсутствует автономность, рациональность и самосознание. При этом сторонники Сингера считают его человеком чрезвычайно большой эмпатии — он строгий вегетарианец и борец за права животных, глубоко удрученный жестокими условиями содержания на свинофермах.

Многие другие (включая атеистов) не разделяют его мнения. Кто тут прав? Это не только вопрос, на который в атеистической вселенной нельзя ответить — его нельзя даже поставить.

Осмысленный разговор о добре и зле, и о том, как мы опознаем добро и зло — при помощи эмпатии или как-то иначе, эмпатии в сочетании с чем-то еще — возможен только после того, как мы признаем, что во вселенной есть и добро, и зло, и цель, и замысел, что она каким-то образом небезразлична к нашему поведению.

А это будет означать недвусмысленно религиозную точку зрения — и нам останется только задуматься над тем, как надмирное добро проявило Себя в нашем мире.

Источник

Предложения со словосочетанием НРАВСТВЕННЫЕ УСТОИ ОБЩЕСТВА

Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Другой серьёзной проблемой является падение нравственных устоев общества. Если вы стремитесь к более глубокому пониманию политики и войны, то надобно искать истины, постигая нравственные устои общества, основы же материального порядка в сравнении с оными всегда имеют пределы. Если обостряются социальные отношения, и ослабевают нравственные устои общества, то это ведёт к обострению противоречий между людьми, формирует негативные взгляды на осуждённых, что неизбежно отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Правотворчество представляет ценность как правовую, так и социальную, если основано на экономике и нравственных устоях общества.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова бесклассовый (прилагательное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Поэтому всякий законодатель, какие бы цели он не преследовал, отклонившись от нравственных устоев общества, влияющих на содержание норм права, обречён на историческую неудачу, что собственно подтверждается самим ходом истории. На нравственные устои общества влияет уровень правовой культуры населения. Экономика пробуксовывает, социальная сфера недополучает соответствующих финансовых и материальных ресурсов, разрушаются нравственные устои общества. Слабость духовной жизни стала приводить к падению нравственных устоев общества, к росту преступности. Мутации заставили оливийцев взглянуть на мир другими глазами, перевернули нравственные устои общества. Были потрясены нравственные устои общества. Открытое попрание закона государственной властью и бесчеловечное уничтожение ею сограждан, вставших по призыву совести и гражданского долга на пути самовластного произвола, взломали нравственные устои общества. Цинизм и святотатство этого заключения оставим на совести автора, ибо мы, почитая презумпцию невиновности паче корысти, всё же подразумеваем в своём читателе личность вполне приспособленную к нравственным устоям общества. Независимо от того, является ли он прямо аморальным, как в случае с нерадивыми родителями, или попросту диким, как иск калифорнийского компьютерщика, он разъедает нравственные устои общества, делает его безответственным и инфантильным. Но в повседневной будничной обстановке мало где можно было встретить такую обольстительную красотку, принципиально не покоряющуюся нравственным устоям общества. Опасайтесь подпасть под влияние религиозной или политической пропаганды, подрывающей нравственные устои общества. Не на кооперацию, повышение продуктивных и нравственных устоев общества, а на извлечение прибыли любой ценой. Укреплять нравственные устои общества, а не наоборот. Она должна настраивать людей на оздоровление продуктивных и нравственных устоев общества, а не на то, как пользоваться его болезнями в корыстных целях. Он отказывался подчиняться правилам и нравственным устоям общества; выставлял напоказ свои отношения с любовницами, многие из которых были дамами разведёнными, и представлял на всеобщее обозрение самые шокирующие предметы искусства. Во-вторых, такой подход предполагает противопоставление (пусть даже разноплановых) явлений, тогда как конституционное закрепление основополагающих положений естественно-правовой доктрины свидетельствует об официально-властном стремлении не противопоставлять, а, напротив, максимально отразить в позитивном праве основные принципы, требования и нравственные устои общества. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разлагает нравственные устои общества. Религиозный догматизм и культ силы снижали нравственные устои общества. Нравственные устои общества, религия не способны так ограничить человека, как любовь. Честный и добросовестный труд — основа нравственных устоев общества. Королева — глава англиканской церкви, а значит, хранительница нравственных устоев общества, ей дают присягу молодые новобранцы, она царствует, даже если и не управляет (а кто из правителей сегодня реально это делает?).

Неточные совпадения

Не хотели понять того, что все эти отвратительные брежневские феномы наносили неизмеримый урон авторитету партии, во главе которой он находился, разрушали её политические и нравственные устои, вреднейшим образом отражались на состоянии общества и настроении народа.

Синонимы к словосочетанию МОРАЛЬНЫЕ УСТОИ ОБЩЕСТВА

МОРА́ЛЬНЫЙ, —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. только полн. ф. Прил. к мораль. Моральный вывод. Моральные принципы.

Все значения слова «моральный»

УСТО́Й, -я, м. 1. Опора, подпорка, на которой укреплено, держится что-л.

Все значения слова «устой»

О́БЩЕСТВО, -а, ср. 1. Совокупность людей, объединенных общими для них конкретно-историческими условиями материальной жизни. Человеческое общество. История общества. Развитие общества. Наука об обществе.

Все значения слова «общество»
  • Если во втором случае воспитатели опираются больше на моральные устои общества, а потом уже на свой личный опыт, то в первом человек сам решает, какие свои качества ему считать достоинствами, а какие — недостатками, чтобы бороться с последними.

  • Коррупция является одной из наиболее серьёзных проблем глобального характера, которая угрожает социально-экономическому и политическому развитию, подрывает демократические и моральные устои общества.

  • Есть уголовный кодекс и моральные устои общества, а есть нравственная сила личности.

(все предложения)

Статья «Мораль современного общества»

Мораль современного общества

Если открыть «Большой энциклопедический словарь» и посмотреть статью «Нравственность», мы увидим следующее описание: «Нравственность — см. мораль». Пришла пора разделить эти понятия. Мораль — это сумма установившихся в обществе неписаных нормативов поведения, сборник социальных предрассудков. Мораль ближе к слову «приличия». Нравственность определить уже сложнее. Она ближе к такому понятию биологии, как эмпатия; к такому понятию религии, как всепрощение; к такому понятию социальной жизни как конформизм; к такому понятию психологии, как неконфликтность. Проще говоря, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне неагрессивен, мудр — можно сказать, что это нравственный человек.

Главное различие между моралью и нравственностью в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект: социальная мораль — общество, толпу, соседей; религиозная мораль — Бога. А нравственность — это внутренний самоконтроль. Нравственный человек более глубок и сложен, чем моральный. Так же как автоматически работающий агрегат сложнее ручной машинки, которую приводит в действие чужая воля.

Ходить голым по улицам — аморально. Брызгая слюной, орать голому, что он негодяй — безнравственно. Почувствуйте разницу.

Мир движется в сторону аморализма, это правда. Зато он идет в сторону нравственности.

Нравственность — штука тонкая, ситуативная. Мораль более формальна. Ее можно свести к неким правилам и запретам.

Все вышеприведенные рассуждения фактически направлены на расширение индивидуального выбора людей, но не учитывают возможных отрицательных общественных последствий такого выбора.

Например, если общество признает гомосексуальную семью нормальной, то часть людей, которые ныне скрывают свою сексуальную ориентацию и имеют гетеросексуальные семьи, перестанут это делать, что может отрицательно повлиять на рождаемость. Если мы перестанем осуждать употребление наркотиков, то количество наркоманов может увеличиться за счет тех, кто ныне избегает наркотиков из страха наказания. И т.д. Этот сайт как раз о том, как обеспечить максимум свободы и при этом минимизировать отрицательные последствия возможного неверного выбора.

Свобода людей самостоятельно выбирать себе сексуальных партнеров, создавать и расторгать браки также может приводить к негативным последствиям, например, рост независимости женщины отрицательно сказывается на рождаемости.

Концепция Современного общества исходит из того, что в подобных вопросах нужно не допускать несправедливости и дискриминации. Например, если мы хотим бороться с низкой рождаемостью, то порицанию и наказанию должны подвергаться все бездетные люди, а не только гомосексуалисты.

Свобода слова приводит к тому, что начинает публиковаться порнография и сцены жестокости. Многие люди считают, что это, в свою очередь, отрицательно влияет на семейные ценности и поощряет к насилию. В 1969 году Дания отменила все ограничения на порнографию, и количество преступлений на сексуальной почве сразу пошло вниз. Так, с 1965 по 1982 год число таких преступлений в отношении детей сократилось с 30 на 100 тысяч жителей до 5 на 100 тысяч. Аналогичная ситуация наблюдается и в том, что касается изнасилований.

Есть основания полагать, что дедовщина в армии в гораздо большей степени воспитывает в человеке привычку к насилию, чем самые кровавые кинобоевики.

Изменение моральных норм интерпретируется некоторыми людьми как «разложение» и «загнивание», которое приведет к «краху нашей цивилизации». Исторический опыт показывает, что крах ожидает как раз тех, кто застыл на месте и не меняется.

Следует ли бороться с негативными явлениями путем введения запретов и применения насилия в случае их нарушения? Как показывает исторический опыт, бороться с объективными закономерностями развития общества бессмысленно. Как правило, негативные и позитивные результаты развития взаимосвязаны и невозможно бороться с негативом без разрушения позитива. Поэтому в тех случаях, когда такая борьба оказывается успешной, общество платит за это отставанием в развитии — причем негативные тенденции просто переносятся на будущее.

Более конструктивным представляется иной подход. Необходимо без эмоций изучить закономерности общественных изменений и понять, к каким положительным и отрицательным последствиям они ведут. После чего общество должно предпринять действия, направленные на усиление положительных сторон имеющихся тенденций и ослабление отрицательных. Собственно, этому и посвящен данный сайт.

Увеличение свободы всегда приводит к тому, что некоторые люди употребляют ее себе во вред. Например, возможность приобретать водку ведет к появлению алкоголиков, свобода выбирать образ жизни приводит к появлению бомжей, сексуальная свобода увеличивает число заболевших венерическими болезнями. Поэтому более свободные общества всегда обвиняются в «загнивании», «нравственном разложении» и т.п. Однако большинство людей достаточно рациональны и употребляют свободу себе во благо. В результате общество становится более эффективным, развивается быстрее.

Когда говорят о «здоровье» и «нездоровье» общества, то забывают о том, что состояние общества не может быть описано в терминах здоров/нездоров/третьего не дано. Несвободные общества гораздо более «здоровы» в смысле отсутствия маргиналов (к примеру, в фашистской Германии даже душевнобольных уничтожили). Но они гораздо менее здоровы в смысле отсутствия людей, нацеленных на развитие. Поэтому несвободные, чрезмерно зарегулированные общества (в т.ч. зарегулированные слишком жесткими моральными нормами) неизбежно проигрывают. Да и запреты, как правило, не слишком эффективны — сухой закон, к примеру, не столько борется с алкоголизмом, сколько порождает мафию. Наилучший выбор — максимум свободы при жестком подавлении агрессивных маргиналов (в т.ч. уничтожении преступников).

Современная нравственность пробивает себе дорогу и в России. Новое поколение значительно индивидуалистичнее и свободнее. От знакомых предпринимателей приходилось слышать, что нанимать молодежь на работу выгодно — молодые честнее, энергичнее и реже воруют. В то же время, в переходный период наблюдаются кризисные явления, в т.ч. и в сфере нравственности. Так было, например, при переходе от аграрного к индустриальному обществу, в частности, Англия начала-середины XIX века испытывала серьезный кризис, сопровождавшийся ростом алкоголизма, распадом семей, беспризорностью и т.д. (достаточно вспомнить Диккенса; подробнее об этом можно прочитать в книге Ф.Фукуямы «Великий разрыв»).

Здесь, кстати, следует упомянуть об одном распространенном мифе. Древний Рим рухнул не в результате «нравственного разложения», а потому что перестал развиваться. Главное преимущество Рима заключалось в наличии правового государства и эффективного гражданского общества. С переходом от республики к имперской диктатуре эти общественные институты были постепенно подорваны, развитие прекратилось, и в результате Рим превратился в типичную нестабильную империю, не имеющую фундаментальных общественных преимуществ по сравнению с варварским окружением. С этого момента его гибель стала лишь вопросом времени.

Но общество ждет гибель и в том случае, если свобода перешагнет определенные рамки и у одних людей появится безнаказанная свобода причинять ущерб другим. Фактически это означает, что свобода одних урезается за счет увеличения прав других, т.е. свобода уничтожается. Именно поэтому мораль Современного общества заключается в полной свободе, за исключением права на причинение непосредственного ущерба другому человеку. Более того, Современное общество должно быть нетерпимым к любым попыткам причинять такой ущерб, т.е. ограничивать свободу кого-либо. В этом Современное общество должно быть бескомпромиссно и даже жестоко: как показывает опыт, основные проблемы наиболее Современных стран заключаются именно в чрезмерном гуманизме по отношению к нетерпимым и агрессивным людям.

Мораль Современного общества (в отличие от религиозной морали) — это мораль, основанная на разуме. Такая мораль эффективнее морали на основе эмоций: эмоции работают автоматически, тогда как разум позволяет действовать более тонко в зависимости от ситуации (при условии, разумеется, что разум наличествует). Точно также как человеческое поведение на основе эмоциональной нравственности эффективнее животного поведения на основе врожденных инстинктов.

О «моральном разложении»

Человек переходного периода (переход от индустриального общества — к постиндустриальному, Современному) неосознанно испытывает чувство вины из-за продолжающегося действия традиционных моральных установок. Религиозные деятели все еще обладают высоким моральным авторитетом и они осуждают Современное общество (например, новый Папа Римский Бенедикт XVI заявил, что «современная формирующаяся культура противостоит не только христианству, но вере в Бога вообще, всем традиционным религиям»; аналогичные заявления делают православные иерархи и исламские авторитеты).

Отсюда и все разговоры о якобы имеющейся «гнилости» и «разложении», хотя в действительности безнравственности стало гораздо меньше (более того, носителями наивысшей формы безнравственности — насилия и агрессивности — являются как раз люди традиционных культур, особенно фундаменталисты). Религиозные деятели, осуждая нравственность Современного общества, обычно рассуждают так: отход от религиозной нравственности приводит к отмене нравственных установок вообще, в результате чего люди начнут воровать, убивать и т.д. Они не хотят замечать, что нравственность Современных людей движется в прямо противоположном направлении: в сторону осуждения насилия и агрессии в любой форме (и, к примеру, в сторону осуждения воровства, ведь Современные люди — это, как правило, зажиточный средний класс).

Как показывают исследования, наименьшая степень как религиозности, так и преступности наблюдается среди высокообразованных людей. Т.е. отход от традиционной нравственности вовсе не приводит к падению нравственности вообще. Но для традиционного, малообразованного человека рассуждения религиозных деятелей полностью оправданы. Для этих людей нужна «наказывающая дубинка» в виде ада; впрочем, зато они легко идут на насилие «во имя Бога».

Господствующая в переходном обществе мораль некомфортна для человека, потому что она противоречива, а значит не дает ему силы. Она пытается совместить несовместимое: либеральное право человека на выбор и традиционные корни, которые такое право отрицали. Решая это противоречие, одни уходят в фундаментализм, другие бросаются в эгоистическую «жизнь ради развлечений». И то, и другое не способствует развитию и, следовательно, бесперспективно. Поэтому нужна непротиворечивая мораль, следование которой обеспечивает успех как отдельному человеку, так и всему обществу.

Современная нравственность предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.

Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *