Определение психологии: Психология. Что такое «Психология»? Понятие и определение термина «Психология» – Глоссарий

Содержание

3.Определение психологии как науки.Различные представления о предмете психологии(плюс Гальперин)

Психология это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественноотличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов состояния. В течении столетий явления изучаемые психологией обозначались общим термином душа и считали предметом одного из разделов философии, названного в 16 веке психологии. Сведения об указанных явлениях накапливались и в других науках — педагогики, медицине. Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, и имеющим у человека личностный характер. Гриншпун: Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (определение у Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Под психическими явлениями по­нимаются субъективные переживания или элементы внут­реннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятель­ности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей.

Своеобразие психических явлений, их данность человеку в форме переживания, их особая познаваемость в виде самонаблюдения, их интимно-личностная ценность традиционно толковали ее религиозными и идеалистическими учениями как показатель их порождаемостью особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на редукцию психологии к естествознанию и изучению материального субстрата психики.

Развитие научно-категориального аппарата психологии и подъем экспериментальных исследований, свободных от редукционизма (биологического, медицинского, кибернетического, философского, литературного), позволило психологии обособиться в самостоятельную науку, поскольку экспериментально выявленные закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было выявлено, что психические явления, будучи продуктом взаимодействия индивида со средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Будучи внешне обусловленной и внутренне детерминируемой, человеческая деятельность входит в область исследования психологии (в ее психологические аспекты), наряду с психическими процессами и сознанием. Будучи порождением и функцией социальных (надиндивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию. Но сознание не исчерпывает психического. Неосознанные психические процессы также входят в область ислледования психологии.

Гальперин П.Я. – Эволюция предмета. Душа признавалась всеми до начала 18 в., до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были главным образом идеалистическими. Но были и материалистические теории души. Они вели свое начало от представлений Демокрита и описывали душу как тончайшую материю, пневму, части­цы которой — круглые, гладкие и чрезвычайно активные — проникали между более крупными и менее подвижными ато­мами и, толкая, приводили их в движение. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «ду­шевные движения».

Критика: Принципиальный недостаток этого примитивного ма­териалистического представления о душе заключался в том, что душа признавалась особой причиной — первопричиной этих движений. А это значило: все воздействия на тело были для души лишь поводами, на которые она могла отвечать «как хотела». А почему она хотела так или иначе, это зави­село только от нее самой, от ее «природы» и далее не подле­жало объяснению.

Явления сознания как предмет психологии. Место души заняли явления, которые мы фактически наблюдаем, нахо­дим «в себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душев­ную деятельность». Это наши мысли, желания, чувства, воспоминания и т. д., которые каждый знает по личному опы­ту и которые, как факты этого внутреннего опыта, суть не­что несомненное. Джон Локк, которого можно считать ос­новоположником такого понимания предмета психологии, был прав, указывая на то, что, в отличие от души, явления сознания суть нечто не предполагаемое, а фактически дан­ное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучае­мые прочими науками.

Критика: невозможность объек­тивно установить исходные данные: четко разграничить явления сознания, выделить их компоненты, определить их интенсивность, взаимодействие представлений и т. д. Величайшей исторической заслугой «физиологической психологии» остается введение эксперимента в психологию. Но в той форме, в какой он применялся в «физиологической психологии», эксперимент опирался на ложную идею пси­хофизического параллелизма и, естественно, не мог вывес­ти психологию из оков субъективизма.

Поведение как предмет психологии.

с поведением как предметом психологии повтори­лось то же, что с явлениями сознания. Несостоятельность его обнаружилась по двум линиям.

Во-первых, хотя поведение, бесспорно, есть нечто объек­тивное, однако его психологическое содержание (психоло­гическое по тем критериям, которыми тогда располагала, да и теперь располагает психология) оказалось таким же недоступным объективной регистрации, как и в явлениях сознания. С помощью киносъемки, кинограммы, электроми-ограммы, электроэнцефалограммы и т. д. можно зарегист­рировать лишь физические и физиологические изменения: движения тела и его органов, сокращение мышцы, их био­токи, биотоки мозга, сосудистые и секреторные реакции и т. п. Но движения (а тем более другие изменения организ­ма) — это еще не поведение. Конечно, они как-то свиде­тельствуют о поведении, но это свидетельство непрямое.

Во-вторых, еще одна и, пожалуй, основная несостоятель­ность бихевиоризма обнаружилась в том, что, желая изучать поведение без явлений сознания (которые будто бы радикалъно нарушают объективность исследования), представители бихевиоризма оказались перед жестким выбором: или перейти к изучению физиологических механизмов поведения, т. е. стать физиологами и сказать: нет никакой психологии, даже бихевиористической, есть только физиология поведения; или изу­чать механизмы поведения без физиологии, т. е. только как соотношение стимулов и реакций. Такова была фундаментальная позиция «классическо­го» бихевиоризма. Но очень скоро, уже в конце 20-х годов, стало очевидно, что нельзя объяснить ни поведение челове­ка, ни поведение животного одним сочетанием наличных стимулов и прошлого опыта; что в промежутке между дей­ствием стимулов и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информации, которую нельзя свести к влиянию следов прошлого опыта; что это какие-то активные процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию животного на наличные стиму­лы.

Так возникает «необихевиоризм» с его важнейшим по­нятием «привходящих (или промежуточных) переменных»и отменяется основное положение первоначального бихе­виоризма (который теперь нередко называют наивным). Словом, в качестве нового уче­ния о предмете психологии бихевиоризм оказался дважды несостоятелен: он не смог выделить психологическое содер­жание поведения и не сумел объяснить поведение без помо­щи традиционных психологических «переменных».

Развитие взглядов на психическую деятельность в советской психологии Предмет психологии и психическая деятельность — не одно и то же, но представления о них тесно связаны. Пони­мание природы и проявлений психической деятельности, получившее теоретическое и экспериментальное развитие в работах советских психологов, в решающей степени спо­собствовало формированию той концепции предмета пси­хологии, которую мы пытаемся далее изложить в настоя­щем «Введении».

Ориентировочная деятельность как содержание психики. Ориентировочная деятельность заключается в том, что субъект производит обследование ситуации, содержа­щей в себе элемент новизны, подтверждает или изменяет смысловое и функциональные значения ее объектов, приме­ривает и видоизменяет свои действия, намечает для них но­вый или подновленный путь; далее, в процессе исполнения, приходится активно регулировать ход действий по этим не­сколько измененным и, следовательно, несколько обновлен­ным, но условно еще не закрепленным значениям объектов.

Когда такая ситуация, значения ее отдельных объектов и действия в этой ситуации получают подкрепление и за­крепляются, наступает автоматизация поведения: ситуация узнается по характерным признакам, действия вызываются пусковыми раздражителями, а контроль за ними осуществ­ляется по «чувству» того, как выполняется динамический стереотип и насколько исполнение «согласуется» с его не­рвной моделью, с «

акцептором действия». Ориентировоч­ная деятельность резко сокращается, а ее остаточная часть так меняется, что внешне процесс ориентировки как бы со­всем угасает. И действительно, по мере стереотипизации (как распознавания обстановки, так и реакций в ней) управле­ние этими действиями в той или иной мере передается на готовое устройство, каким является или воспитанный условнорефлекторный механизм, или какое-нибудь техничес­кое устройство (например, автопилот, ведущий самолет по заданному курсу).

Субъект прибегает к ориентировочной деятельности именно в тех случаях, когда в наличной ситуации отсут­ствуют условия, которые автоматически обеспечивают ус­пех поведения, когда нужно обеспечить этот успех иным путем, иногда вопреки сбивающим влияниям внешней сре­ды или прежде усвоенных привычек.

Ориентировочная деятельность субъекта есть средство приспособления к ситуациям, которые отличаются от усло­вий работы механизмов, управляющих автоматическими реакциями. Все такие ситуации характеризуются одним об­щим признаком, точно указанным И. П. Павловым, призна­ком новизны. Этот признак, как своеобразный раздражи­тель, вызывает рассогласование с нервной моделью прошло­го опыта, рассогласование выключает механизмы автома­тического реагирования и включает механизмы деятельно­сти по ориентировке в ситуации на основе ее психического отражения.

Ориентировочная деятельность как предмет психологии Все формы психической деятельности, а не только познавательные, интеллектуальные представ­ляют собой различные формы ориентировки субъекта в про­блемных ситуациях. Эти различные формы возникают пото­му, что существенно различны обстоятельства, в которых оказывается субъект, различны встающие перед ним зада­чи и средства, с помощью которых решаются эти задачи.

Если все формы душевной жизни представляют со­бой разные формы ориентировочной деятельности, то дру­гая сторона этого положения заключается в том, что психо­логия во всех так называемых психических процессах или функциях изучает именно эту их ориентировочную сторо­ну. Это значит, что неправильно было бы сказать, что пси­хология изучает мышление, чувства, воображение, волю и т. д., неправильно прежде всего потому, что психология изу­чает вовсе не все стороны (аспекты) мышления, чувства, воли и других психических функций. Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.

Задачи психологии по Лурия: 1. В целом в задачи психологии входит изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.

Определение психологии: типы, подходы, краткие примеры

Что такое психология? В этой статье мы дадим определение психологии, перечислим различные подходы к психологии и кратко рассмотрим истоки этой дисциплины.
Почему люди говорят то, что говорят, и делают то, что делают? Почему ваш малыш так бесконечно увлечен игрой в “ку-ку”? Почему вы съели третий кусок торта, хотя знаете, что не должны были этого делать? Почему другой водитель так агрессивно подрезал вас? Почему ваш коллега солгал вам о том, как он продвинулся в работе над проектом? Почему тот клиент оставил такие огромные чаевые на крошечный счет за еду?

Большинство из нас ломает голову над причинами и объяснениями поступков, которые мы видим у других людей, и поступков, которые совершаем мы сами. Психология – это систематический, упорядоченный поиск ответов на вопросы о причинах и движущих силах поведения людей (и животных). Как мы увидим в этой статье, причины человеческого поведения можно найти на нескольких различных уровнях: биология, окружающая среда, психические процессы, социальные структуры и многое другое. Мы рассмотрим эти и другие уровни объяснения, а также кратко остановимся на ранней истории психологии как систематической, доказательной науки.

Содержание

Что такое определение психологии?

В широком смысле психология – это систематическое изучение психики и поведения (Plotnik & Kouyoumdjian, 2011). Хотя это определение простое, оно охватывает очень многое. Психология изучает психические процессы, связанные с психическими заболеваниями, и психические процессы, ответственные за нормальное функционирование. Психология изучает ощущения, например, нахождение наименьшей различимой разницы между двумя цветами. Психология также изучает восприятие, например, объясняет, как создаются оптические и другие сенсорные иллюзии.

Психология изучает память, мотивацию, обучение и познание. Психология изучает социальные процессы, например, объясняя, как на сложные решения могут влиять группы. Психология охватывает процессы развития, изучая, как меняется мышление и поведение на протяжении жизни. Психология изучает, как мозг, тело и геном участвуют во всех этих аспектах мышления и поведения. И, конечно, психология изучает, как каждый из перечисленных факторов влияет и взаимодействует друг с другом.

Определение психологов

Учитывая столь широкую область, ни один психолог не может быть экспертом во всей психологии. Психологи специализируются в разных областях исследования и в разных подходах к разуму и поведению. Некоторые психологи придерживаются биологического подхода к дисциплине, ища объяснения разума и поведения в структурах мозга, нейрохимических веществах, гормонах и геноме. Другие психологи используют подход, более близкий к компьютерной науке, описывая логические правила и алгоритмы, определяющие мышление и поведение. Другие же для объяснения поведения обращаются к окружающей среде – либо к последствиям, которые следуют за реакцией, либо к социальным и семейным структурам, которые формируют схемы и мировоззрение.

Хотя в истории психологии было несколько споров о том, какой подход лучше, ни один из них не обязательно аннулирует или дискредитирует любой другой. Поведение человека (и животных) настолько сложно и многократно детерминировано, что объяснения на нескольких уровнях могут дать полезную и глубокую информацию о разуме, мозге и поведении.

Определение психологии

Американская психологическая ассоциация (APA) – это профессиональная и научная организация, представляющая как психологов-исследователей, так и клинических психологов. Определение психологии, данное APA, очень широкое. Согласно сайту АПА, психология – это изучение как нормального, так и аномального функционирования. Дисциплина психологии стремится раскрыть взаимосвязи между разумом, мозгом, поведением и окружающей средой. Психология – это экспериментальная наука, клиническая практика и применение психологических знаний в различных средах, включая школу, рабочее место, спортивные секции и систему правосудия.

Виды психологии и их определения

Поскольку психология, изучающая разум и поведение, настолько обширна, она была разбита на поддисциплины и области, которые фокусируются на конкретных аспектах разума или поведения. Хотя в психологии существует бесчисленное множество специальностей и областей знаний, в целом эту область можно разделить на восемь поддисциплин (Plotnick & Kouyoumdjian, 2011).

  • Клиническая/консультативная психология: Эта область психологии занимается оценкой и лечением психических заболеваний и психологических дисфункций. Круг психологических дисфункций, которыми занимаются клинические психологи, очень широк. Она включает потенциально серьезные психические заболевания, такие как биполярное расстройство и шизофрения, и более распространенные психологические трудности, с которыми большинство людей сталкиваются в определенный момент своей жизни, например, горе, стресс и тревожность.
  • Психология развития: Психологи, занимающиеся вопросами развития, интересуются тем, как люди меняются и развиваются в течение жизни. Как психические процессы, эмоции, социальное поведение, мораль, темперамент и некоторые другие аспекты, составляющие личность, меняются с младенчества, в раннем и позднем детстве, в подростковом возрасте, в ранней, средней и поздней взрослости?
  • Социальная психология: Этот вид психологии изучает, как люди подвержены влиянию групповой динамики и социальных взаимодействий. Социальные психологи изучают такие вещи, как стереотипы, предрассудки, конформизм, агрессия и влечение. Филип Зимбардо – социальный психолог, возможно, наиболее известный своим Стэнфордским тюремным экспериментом 1971 года. Этот эксперимент, описанный в видео ниже, показал, что обычные люди способны на жестокие поступки, если их поместить в определенные обстоятельства, способствующие такому поведению. В представленном ниже видео он объясняет социальную психологию зла, то, как групповые процессы и социальная динамика могут заставить людей вести себя жестоким и тревожным образом. Пожалуйста, обратите внимание, что это видео содержит тревожные материалы, включая графические изображения жертв пыток.
  • Экспериментальная психология: Эта область психологии занимается изучением основ обучения, памяти, ощущений, восприятия, принятия решений, мотивации, эмоций и других психических и поведенческих явлений. Обычно психологи-экспериментаторы проводят строго контролируемые лабораторные эксперименты, в которых они манипулируют одной переменной за раз, чтобы сделать выводы о специфических эффектах этой переменной. Например, чтобы определить влияние нейромедиатора дофамина на принятие риска, взрослым добровольцам в исследовании 2012 года давали либо препарат, повышающий передачу дофамина, либо плацебо (Campbell-Meiklejohn et al., 2012). Затем все добровольцы выполняли одно и то же лабораторное задание, в котором им предоставлялась возможность сыграть в азартные игры. Исследователи обнаружили, что люди, принимавшие препарат, стимулирующий выработку дофамина, с большей вероятностью играли в азартные игры, чем люди, принимавшие плацебо. Эксперимент и условия были одинаковыми для всех участников исследования, что позволило исследователям с уверенностью заключить, что препарат дофамина – единственная точка различия между двумя группами – был ответственен за различия в склонности к риску.
  • Биологическая психология: Этот вид психологии изучает, как физика и химия мозга, а также гены, которые кодируют определенные белки, взаимодействуют с окружающим миром и средой для создания психических и поведенческих событий. Биологические психологи иногда изучают, как наркотики или нейрохимические вещества влияют на поведение, как в приведенном выше исследовании о допамине и рискованном выборе. Они также изучают влияние на сознание и поведение естественных различий в мозге, приобретенных повреждений мозга, недостатка сна, голода, жажды, стресса и других манипуляций с мозгом или телом.
  • Психометрика: Эта область психологии связана с созданием, проведением, интерпретацией и оценкой психологических тестов. Тесты могут измерять навыки, способности, интеллект, личность или психологическое здоровье человека. Если вы когда-либо проходили тест, в котором вы отвечали на вопросы о том, в какой степени вы согласны с каким-либо утверждением (например, сильно согласен, согласен, не согласен, сильно не согласен) или как часто вы вели себя определенным образом (например, часто, иногда, редко, никогда), возможно, вы проходили тест, разработанный психометриком.
  • Когнитивная психология: Когнитивная психология занимается тем, как люди обрабатывают, хранят и затем извлекают информацию. Это включает в себя память, язык, решение проблем, принятие решений и творчество.
  • Промышленная/организационная психология: Этот вид психологии занимается тем, как люди ведут себя и как на них влияет их профессиональная или рабочая среда. Эти психологи могут изучать факторы, которые способствуют счастью сотрудников и удовлетворенности работой.

5 концепций психологии

Психология пытается объяснить психические события и наблюдаемое поведение. Объяснения могут существовать на нескольких уровнях понимания, и эти уровни понимания иногда называют подходами, перспективами или концепциями. Существует как минимум пять подходов (Plotnick & Kouyoumdjian, 2011).

Биологический подход

Этот подход фокусируется на том, как гены, нейрохимические вещества, гормоны и нервная система взаимодействуют с окружающей средой, создавая то, что мы называем разумом и поведением. Как физиология и генетика влияют на обучение, память, эмоции, влечения, мотивацию и личность, а также на другие черты и склонности?

Например, биологический подход к психическим заболеваниям может учитывать геном больного человека, его нейрохимию и любые анатомические особенности конкретных структур мозга. Например, считается, что депрессия вызвана дисфункцией определенных структур мозга, включая миндалину, поясную кору и ядро аккумбенса. Депрессию также частично связывают с конкретными генами, включая GNB3 и MTHFR, и с нарушениями в функционировании конкретных нейротрансмиттеров, включая дофамин и серотонин (Krishnan & Nestler, 2010).

Когнитивный подход

Этот подход к психологии фокусируется на процессах, с помощью которых человек приобретает, хранит и затем использует информацию. Как информация влияет на психические и поведенческие события? Как на ваше восприятие, внимание, память, мысли, убеждения, эмоции и поведение влияет информация, которую вы храните, и способы обработки этой информации? Когнитивный подход к психическому здоровью может рассматривать дисфункциональные мыслительные модели, которые способствуют возникновению психического заболевания.

Например, депрессия может быть частично вызвана чрезмерной сосредоточенностью на негативных событиях (руминация) и нечувствительностью к позитивным событиям (Gotlib & Joormann, 2010).

Поведенческий подход

Этот подход к психологии рассматривает, как окружающая среда в виде предшественников (сигналов) и последствий (вознаграждений и наказаний) влияет на поведение. Как последствия поведения влияют на обучение и выражение этого поведения? Например, поведенческие теории депрессии предполагают, что низкое настроение и дисфория, характерные для депрессии, могут быть вызваны относительным отсутствием приятных и радостных занятий и переживаний, и что увеличение количества таких занятий может уменьшить многие симптомы депрессии (Cuijpers et al. , 2007).

Психоаналитический подход

Эта концепция психологии, которую также иногда называют психодинамическим подходом, фокусируется на детском опыте. Как опыт и отношения вашего детства влияют на ваше поведение, мысли, эмоции и личность во взрослой жизни?

Этот подход, пионером которого стал Зигмунд Фрейд в конце XIX века, предполагает большую роль бессознательных желаний, мотивов и страхов в формировании мыслей и поведения. Психоаналитический подход к депрессии может рассмотреть, как прошлое страдающего человека влияет на его нынешние мысли и поведение, как он интерпретирует и понимает мир. Затем можно развить понимание того, как конкретная точка зрения человека способствует появлению симптомов депрессии (Driessen et al., 2015).

Гуманистический подход

Этот подход к психологии фокусируется на потенциале, которым обладает каждый человек, чтобы расти, развиваться и определять свое собственное будущее. Гуманистический подход рассматривает личностный рост, внутреннюю ценность и самореализацию. Гуманистическая психология признает, что людям, возможно, придется побороться, чтобы раскрыть свой потенциал, но каждый человек имеет высокую степень контроля над своим будущим.

Гуманистический подход учитывает позитивные аспекты человечества, включая способность к искусству, построению отношений, свободе и творчеству. Гуманистический подход к депрессии может начинаться с предпосылки, что люди “самоактуализируются”, и что люди могут управлять своим собственным развитием и потенциалом. Важно отметить, что гуманистический подход подчеркивает индивидуализм человека, что означает, что конкретные методы терапии или лечения не назначаются по принципу “один размер подходит всем”, что может быть более характерно для других подходов в психологии.

Отношения, которые человек устанавливает со своим терапевтом, очень важны. Считается, что эмпатия и безусловное позитивное отношение со стороны терапевта являются ключом к тому, чтобы помочь страдающему человеку найти выход из депрессии. Гуманистическая терапия может быть направлена на создание среды, способствующей росту клиента в тех направлениях, которые он определяет сам. Это может произойти путем поощрения понимания, принятия, изменения и личностного роста. Хотя симптомы депрессии могут не быть прямо или конкретно адресованы, они могут уменьшиться за счет повышения самопринятия и личностного роста (Davies et al., 2010).

Когда появилась психология?

Люди думали о причинах и механизмах, лежащих в основе человеческого познания и поведения, на протяжении тысячелетий. Гиппократ разработал свою теорию о четырех гуморах более 2500 лет назад. Вкратце, эта древняя теория утверждает, среди прочего, что личность и темперамент определяются относительным уровнем четырех телесных гуморов: крови, желтой желчи, черной желчи и флегмы. Считалось, что люди с большим количеством крови смелы и игривы, с высоким содержанием желтой желчи – амбициозны и беспокойны, с высоким содержанием черной желчи – спокойны и серьезны, а с высоким содержанием флегмы – спокойны и задумчивы (Kalachanis & Michailidis, 2015).

Такие теории, как гуморальная теория личности, были попытками раскрыть причины человеческого поведения и познания и могут считаться предшественниками современной психологии. Некоторые древние религиозные и духовные традиции также содержат элементы, которые можно считать предшественниками современной психологии, например, идеи одержимости демонами. Все эти теории пытались объяснить некоторые аспекты человеческого поведения, как типичного, так и дисфункционального. Примечательно, что все эти типы теорий признают, что у человеческого поведения есть причина и что причина человеческого поведения может быть познана. Однако для этих теорий, как правило, не характерен научный, основанный на доказательствах подход, который присутствует во всех теоретических подходах современной психологии.

Можно сказать, что современная психология зародилась в семнадцатом веке, примерно в то же время, когда биология и медицина формировались как научные дисциплины. Например, французский философ, математик и ученый Рене Декарт предположил, что многие человеческие инстинкты и поведение возникают из импульсов в мозге (Alanen, 1989). Другие, более сложные психические и поведенческие явления, как утверждалось, возникают в результате совместного воздействия физического тела и нефизической души. Декарт даже предложил конкретное нейронное место обитания души – шишковидную железу, расположенную глубоко в мозге.

Несмотря на эти ранние философские, религиозные и даже почти научные подходы к психологии, психология как независимое, научное, основанное на фактах исследование человеческого разума и поведения возникла только в конце девятнадцатого века.

Кто считается отцом психологии?

После тысячелетий размышлений о причинах человеческого поведения и психических заболеваний, врачи, философы и ученые в конце 1800-х годов начали систематически изучать поведение и психические процессы. Хотя несколько человек работали над тем, что впоследствии станет психологией, отцом психологии чаще всего называют Вильгельма Вундта.

Определение психологии по Вильгельму Вундту

Вильгельм Вундт был немецким врачом девятнадцатого века, который в 1879 году создал лабораторию, которую мы сегодня считаем первой в мире психологической лабораторией (Asthana, 2015). В этой лаборатории люди выступали в качестве испытуемых и экспериментаторов в своих собственных экспериментах. С помощью метода, называемого интроспекцией, люди, например, слушали тиканье метронома, а затем сообщали о своих ощущениях от услышанных и воспринятых щелчков.

Вундт разработал подход, получивший название структурализм – убеждение, что все наши мысли и другие психические процессы можно разложить на более простые составные части. Затем на основе этих простых составляющих мы можем понять психические процессы. Подобно тому, как химик может понять, как будет вести себя химическое соединение, понимая элементы, составляющие это соединение, Вундт предположил, что психолог может понять, как будет вести себя человек, понимая психологические элементы, составляющие его разум. Вундт и его последователи стремились открыть периодическую таблицу психологических элементов.

Определение психологии по Уильяму Джеймсу

Уильям Джеймс был философом девятнадцатого века, который создал и преподавал первый в мире курс психологии в Гарвардском университете в 1875 году. Согласно его основополагающей работе “Принципы психологии” объемом 1200 страниц, опубликованной в 1890 году, психология – это “наука о психической жизни”. Далее он уточняет, что это определение охватывает широкий спектр тем, включая “чувства, желания, познания, рассуждения, решения и тому подобное”.

Подход Джеймса к психологии был более функциональным, чем структурный подход Вундта. Вместо того чтобы рассматривать психические процессы как психологические соединения, состоящие из более простых элементов, функционализм рассматривает психические процессы как инструменты, которые помогают человеку функционировать и адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды (Грин, 2009). Функционализм Джеймса рассматривает психические процессы в свете функции, или цели, которой они служат.

На Джеймса повлиял Чарльз Дарвин и его теория эволюции, а его функциональный подход включает в себя идеи из физиологии и учитывает историю эволюции. Джеймс разработал пример, иллюстрирующий его функциональный подход. В этом примере представьте, что вы находитесь в лесу и сталкиваетесь с медведем – вы пугаетесь и убегаете. Хотя может показаться, что вы убегаете, потому что испугались, Джеймс предположил, что цепочка причинно-следственных связей на самом деле идет в обратном направлении. А именно: вы видите медведя и убегаете. Затем ваше тело интерпретирует ощущения, возникающие при бегстве, как страх. Этот акцент на функциях психологических процессов относится не только к эмоциям, но и к большинству других психических процессов, включая познание, сознание и поведение. Функционализм Джеймса утверждает, что объяснение всех психических процессов, включая процессы высшего порядка, кроется в функциях, которым они служат.

Определение психологии по Зигмунду Фрейду

Зигмунд Фрейд был врачом и неврологом конца XIX – начала XX века, который наиболее известен как основатель психодинамики, или идеи о том, что существуют психические события, которые управляют поведением, не будучи доступными сознательному пониманию. До Фрейда ученые и врачи в целом не признавали, что воспоминания, мысли, импульсы, эмоции, идеи и опыт могут влиять на мысли и поведение, не будучи доступными для осознания (Westen, 1998).

Фрейд утверждал, что на эти бессознательные психические процессы влияют опыт и отношения, особенно опыт и отношения в раннем возрасте. Примечательно, что религиозные и философские мыслители ранее предполагали, что могут существовать неизвестные движущие силы человеческих мыслей и поведения, однако эти движущие силы, как правило, были религиозными (например, ангелы, демоны) или иными духовными (например, проклятия, призраки). Фрейд совершил революцию, поместив эти бессознательные движущие силы в физическую, а не метафизическую сферу. Хотя многие конкретные теории и идеи Фрейда были опровергнуты современными подходами к психологии, основное признание того, что в сознании есть нечто большее, чем то, что мы сознательно осознаем, продолжает оставаться одной из основ современной психологии.

Если у вас появились вопросы об определении психологии, мы будем рады ответить на них в комментариях ниже.

Что такое психология — определение современной психологии

Область психологии — это такая обширная область знаний, но что такое психология в современную эпоху, какой мы ее знаем? Цель психологии, как и многих других научных дисциплин, состоит в том, чтобы понять отдельных людей и группы путем установления общих принципов посредством исследований. Конечный результат должен быть на благо здоровья и благополучия каждого. Поскольку психологию можно охарактеризовать как имеющую четкую цель, ее подход не следует рассматривать как таковой. Психология как слово может быть просто определена как:

Что такое психология

  1.  Научное исследование человеческого разума и его функций, в частности. те, которые влияют на поведение в данном контексте.
  2. Психические характеристики или отношение человека или группы.
  3. Психические и эмоциональные факторы, управляющие ситуацией или деятельностью

Какими бы конечными ни казались эти определения; они не. Психология как современная наука развивалась по-разному на протяжении многих лет и в целом может быть разбита на семь направлений мысли. Эти школы мысли, безусловно, не являются единственными психологическими областями исследования, но представляют собой широкие сравнения, которые помогут вам сузить свое представление о том, что такое психология в современную эпоху обучения. Каждая психологическая школа мысли классифицируется на основе основных теорий в области психологических исследований, и они включают:

Биологическая психология (также известная как биопсихология)

Включает физиологический подход к изучению психологии и изучает конкретные механизмы, такие как влияние нейротрансмиттеров на то, как мы действуем, думаем и чувствуем. Биологическая психология обычно изучает, как ваши нервы, нейротрансмиттеры, схемы мозга и другие биологические процессы влияют на нормальное/аномальное поведение. Много времени эксперименты могут быть проведены на животных для дальнейших исследований в этих областях. Если вы заинтересованы в расширении своих знаний по истории и предыстории биологической психологии, я настоятельно рекомендую вам ознакомиться с Биологической психологией — Энциклопедия нового мира 9.0003

Поведенческая психология

Изучение психологии, которое фокусируется на приобретенном поведении. Эта школа психологии была видна в начале двадцатого века и до сих пор используется для объяснения того, как усваиваются и закрепляются определенные виды поведения. Специалисты в области психического здоровья будут использовать поведенческие методы, такие как когнитивная бахваральная терапия, чтобы помочь клиентам различными способами, включая, помимо прочего:

  • Тревожные расстройства
  • Расстройства настроения
  • Бессонница
  • Тяжелые психические расстройства
  • Проблемы у детей и подростков

Если вы хотите узнать больше о школах бихевиоризма, загляните в Бихевиоризм (Стэнфордская энциклопедия философии)

Когнитивная психология

Идея когнитивной психологии заключается в том, что определение нашего поведения определяется изучением мыслительных процессов. Например, какой мыслительный процесс вызвал конкретное поведение или решение? Когнитивная психология принимает во внимание такие процессы, как память, мышление, решение проблем, язык и принятие решений. В целом когнитивная психология будет учитывать убеждения, желания, идеи, знания и мотивы человека.

Если вы хотите узнать больше о когнитивной психологии, ознакомьтесь с этой замечательной статьей в формате .PDF, в которой рассказывается об истории и о том, что такое когнитивная психология.

Гуманистическая психология

Исследование психологии 1950-х годов, посвященное влиянию мотивации на мышление и поведение. Гуманисты придерживаются целостного подхода к человеческому существованию, исследуя смысл, ценности, свободу, трагедию, личную ответственность, человеческий потенциал, духовность и самореализацию (в целом описываемую как мотив реализации одного полного потенциала). Причина, по которой был разработан гуманистический подход к психологии, заключалась в том, что в то время казалось, что другие подходы (1950-х годов) сосредоточены на нарушенном поведении, в то время как гуманистический подход будет сосредоточен на здоровых людях, чтобы попытаться определить, как они определяют себя, максимально раскрывая свой потенциал. Это измерялось с помощью Иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Если вы хотите узнать больше о гуманистическом подходе, посетите веб-страницу The Humanistic Approach по адресу ryerson.ca

.

Кросс-культурная психология

Точно так, как написано; «кросскультурный». Это исследование того, как человеческое поведение может различаться в разных культурах. Это может дать исследователям-психологам лучшее понимание поведения, которое может быть вызвано наследственными, экологическими или генетическими факторами. Например: рассматривая универсальное поведение в сравнении с уникальным поведением, можно определить, как культура влияет на поведение, семейную жизнь, образование, социальный опыт и другие психологические области. Если вы хотите узнать больше о кросс-культурной психологии, вам действительно следует посетить веб-страницу Международной ассоциации кросс-культурной психологии (IACCP).

Эволюционная психология

Пытается объяснить, как эволюция может объяснить определенные физиологические процессы, используя принципы эволюции, такие как естественный отбор. Эволюционная психология попытается определить, что определенные психические процессы существуют благодаря эволюционной цели, разработанной для выживания и размножения. Некоторые основные области исследований в рамках эволюционной психологии включают исследования сознания, восприятия ощущений, обучения и факультативной адаптации, эмоций и мотивации, познания, личности и языка. Для более глубокого изучения эволюционной психологии, пожалуйста, ознакомьтесь со статьей Стэнфордской энциклопедии философии — эволюционная психология.

Психодинамическая психология

Чтобы объяснить человеческое поведение и лечить психические заболевания, психодинамическая психология фокусируется на бессознательном уме, опыте раннего детства и межличностных отношениях. Эта школа психологии имеет свои корни, связанные с ее основателем психологом Зигмундом Фрейдом, и в настоящее время представляет собой развивающуюся междисциплинарную область, анализирующую и изучающую человеческие процессы, модели реагирования и влияния. Для получения дополнительной информации о психодинамическом подходе к психологии ознакомьтесь с «Психодинамикой — введение» или «Психодинамический подход» на сайте ryerson.ca.

 

Теги: Поведенческая психология, Биологическая психология, биопсихология, Когнитивная психология, Межкультурная психология, Эволюционная психология, Гуманистическая психология, современная психология, Психодинамическая психология, перспективы психологии, школы психологии, что такое психология

Что такое психология? И что делает психолог?

Подумайте о психологии, и образ человека в белом халате, который просит своих клиентов лечь на кушетку, чтобы они могли проанализировать свои сны, может быть одним из первых, что приходит на ум.

Скорее всего, вы думаете о ком-то вроде Зигмунда Фрейда, который активно работал в начале 1900-х годов и считался отцом психоанализа – экспертом в разгадывании сложностей бессознательного мышления. Перенесемся на столетие вперед, и психология станет совсем другой областью — это одновременно процветающая академическая дисциплина и жизненно важная профессиональная практика.

За последние 25 лет психология пережила беспрецедентный период роста. Научные прорывы и новые исследования помогли нам получить более глубокое понимание науки, стоящей за человеческим разумом, и того, как он влияет на то, как мы думаем, действуем и чувствуем. Эти знания помогли психологам по всему миру решить многие проблемы и проблемы, с которыми мы сталкиваемся как общество.

Присоединяйтесь к нам, чтобы узнать больше о области психологии и узнать, чем занимается психолог в своей повседневной работе.

Что такое психология? Какие существуют разные области психологии?

Британское психологическое общество (BPS) определяет психологию как «научное исследование разума и того, как он диктует и влияет на наше поведение, от общения и памяти до мыслей и эмоций». (Он) посвящен изучению человеческого поведения – и мыслей, чувств и мотивов, стоящих за ним, – путем наблюдения, измерения и тестирования с целью формирования выводов, основанных на надежной научной методологии».  

Это широкая и разнообразная наука, и перед психологами стоит задача изучения человеческого мышления, развития, эмоций, личности и многого другого. По мере развития и роста дисциплины появилось множество различных подполей и специальных областей психологии. К ним относятся: 

  • Биологическая психология  – занимается тем, как биологические процессы в мозге и теле влияют на разум и наше поведение. Эта область психологии тесно связана с неврологией. Психологи и нейробиологи часто работают вместе, чтобы понять, что такое травмы и аномалии головного мозга, используя такие инструменты, как МРТ и ПЭТ.
  • Когнитивная психология  – занимается изучением того, как люди думают, включая то, как мы запоминаем и сохраняем информацию, как мы воспринимаем вещи, как мы принимаем решения, как мы решаем проблемы, как мы осваиваем язык и многое другое.
  • Психология развития  – касается того, как люди растут и меняются в течение жизни – не только физически, но и в социальном, эмоциональном и когнитивном плане. Психологи, занимающиеся развитием, могут помочь пациентам справиться с проблемами, связанными с развитием двигательных навыков, эмоциональным развитием, самосознанием, моральными рассуждениями и многим другим.
  • Социальная психология  – занимается более глубоким пониманием того, как на наше поведение влияет окружающая среда и присутствие других людей. Социальные психологи исследуют широкий спектр тем, от группового поведения до лидерства, от конформизма и агрессии до многого другого.

Многие курсы психологии, в том числе наш конверсионный курс магистра психологии, помогают студентам развить широкие знания в областях психологии, упомянутых выше. Однако после окончания учебы некоторые студенты продолжают специализироваться в более профессиональной области, например: 

  • Спортивная психология   – направлена ​​на помощь спортсменам, тренерам и судьям в улучшении их результатов в условиях уникальной нагрузки  
  • Клиническая психология –  – ориентирована на оценку, диагностику и лечение психических расстройств 
  • Педагогическая психология  – сосредоточены на применении психологических методов для поддержки молодых людей и их семей и содействия социальному и эмоциональному благополучию 
  • Судебная психология   — ориентирован на использование психологических исследований и принципов в системе права и уголовного правосудия.

Узнайте больше о различных областях психологии, которыми вы можете заняться.

 

Чем занимается психолог?

Практикующие психологи имеют подготовку и клинические навыки, чтобы помочь людям более эффективно справляться с определенными ситуациями. Некоторые психологи занимаются углубленным научным пониманием того, как наша биология влияет на наше поведение, в то время как другие более вовлечены в помощь широкому кругу людей, рассматривая различные виды проблем — от депрессии и беспокойства до обучения справляться со стрессовыми ситуациями и преодоления зависимостей.

Поскольку психология является такой широкой областью, не существует простого ответа на вопрос «чем занимается психолог», поскольку ответы резко различаются в зависимости от того, в какой области они практикуют. Тем не менее, многие психологи будут участвовать в различных следующих мероприятиях: 

  • Проведение научных исследований, чтобы лучше понять, как работает мозг и как он влияет на то, как мы думаем, действуем и чувствуем авиур
  • Повышение осведомленности о психологических проблемах и разработка программ реагирования на них в школах, на рабочих местах и ​​в других условиях расстройства и проведение психологических планов лечения вместе с клиницистом.

Как мне стать психологом?

Путь к тому, чтобы стать психологом, может быть долгим — в Великобритании вам сначала нужно пройти аккредитованный BPS курс для студентов или аспирантов, например, наш магистр психологии, чтобы получить степень магистра для присяжного члена (GBC) BPS. После этого вам нужно будет получить соответствующий опыт работы в области, которая вас больше всего интересует – например, в педагогической психологии, клинической психологии или организационной психологии. Последним шагом к тому, чтобы стать сертифицированным психологом, является продолжение обучения в аспирантуре, аккредитованной BPS, докторантуры или обучения специалистов в выбранной вами области.

Здесь вы можете узнать больше о том, как стать сертифицированным психологом.

 

Что еще я могу сделать со степенью психолога?

На самом деле, только от 15 до 20 % выпускников факультетов психологии работают профессиональными психологами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *