18 терминов из психологии, которые стоит знать, чтобы блеснуть умом в разговоре / AdMe
Ежедневно нас окружает множество людей, взаимодействуя с которыми мы замечаем определенные черты их характера, модели поведения. Задумывались ли вы о том, почему некоторые личности ведут себя очень странно, а некоторые, наоборот, проявляют себя самым достойным образом? Всему этому есть объяснение в психологии.
Редакция AdMe.ru подробнее рассмотрела некоторые психологические термины и постаралась объяснить их значение простыми словами.
1. Алекситимия
© Liar Liar / Imagine Entertainment
Дословно с древнегреческого термин переводится как «без слов для чувств». Иными словами, это состояние, при котором человек не может словесно выразить переживаемые эмоции.
2. Конгруэнтность
Если человек способен точно озвучить и выразить свои реальные ощущения и эмоции, которые он испытывает, то его можно назвать конгруэнтным. Другими словами, это соответствие ощущений и переживаний словам, жестам, мимике.
3. Аффектация
© It Takes Two / Rysher Entertainment
Под данным термином понимается проявление какого-либо чувства или настроения в преувеличенной форме. Для такого поведения характерны чрезмерная пафосность речи, неестественные и показные жесты.
4. Ригидность
Ригидностью называют неспособность человека поменять свои устои и привычки, даже когда этому потворствует ситуация. Например, ригидные люди отказываются поменять свою точку зрения, если узнают новые факты, которые доказывают, что она неверна.
5. Гиперкомпенсация
© To the Bone / AMBI Group
Стремление личности исправить свои физические или психические недостатки, которые могут быть как реальными, так и надуманными. При этом ресурсы, затраченные на преодоление несовершенств, значительно больше, чем требуется от человека в данных условиях.
6. Конформность
Под влиянием одного или нескольких людей и общества в целом человек склонен изменить свое первоначальное мнение или поведение.
Это и есть конформность.
7. Инсайт
© Friends / Warner Brothers Television
Это состояние, когда человек неожиданно находит решение проблемы. Главной особенностью инсайта является именно внезапное озарение. Так, человек, отойдя от анализа ситуации, раздумий и занимаясь посторонними делами, неожиданно понимает, как решить проблему.
8. Локус контроля
Под данным термином понимается приписывание своих успехов и неудач в жизни внешним факторам или собственным способностям. Так, человек либо все сваливает на обстоятельства извне, либо возлагает ответственность на себя.
9. Катарсис
© I Love Lucy / CBS
Эффект после пережитых чувств, когда происходит эмоциональная разрядка, уходит напряжение. По сути это душевное облегчение после выплескивания эмоций. Например, человек страдал, испытывал злость по какой-либо причине, а после того, как он проплакался, негатив ушел, возникло желание простить. Это и есть катарсис.
10.
ОбсессияЭто состояние, при котором у человека спонтанно возникают навязчивые мысли и идеи, сложно поддающиеся контролю.
11. Аффилиация
© Friends / Warner Brothers Television
Под этим термином понимается простая человеческая потребность в общении, дружбе, в обществе других людей.
12. Эффект Барнума
Второе название — эффект Форера. Смысл заключается в том, что человек склонен размытые и обобщенные описания личности воспринимать как полностью достоверные, которые касаются конкретно его. Яркий пример — люди, верящие в гороскопы.
13. Фаббинг
© pixabay
Новое, но, пожалуй, одно из самых частых явлений современного общества. Фаббинг — злоупотребление гаджетами, проявляющееся в постоянном отвлечении на свой девайс в процессе разговора с собеседником.
14. Эффект Розенталя
Он же эффект Пигмалиона. Данный феномен основан на 2 принципах. Первый заключается в том, что люди на подсознательном уровне ведут себя так, как от них ожидают.
Второй принцип состоит в том, что человек, уверенный в чем-либо, истолковывает происходящее так, чтобы это подтверждало его убеждения.
К примеру, начальство, считающее своих работников бездельниками и неумехами и первоначально настроенное на негативные результаты, получает именно таких подчиненных.
15. Автаркия
© pexels
Состояние, при котором человек ощущает внутреннюю достаточность, душевное удовлетворение.
16. Ассертивность
Очень важное в современном мире свойство личности, подразумевающее уверенное и достойное поведение при отстаивании своих интересов без ущемления при этом прав других людей. Например, человеку по телефону предлагают услугу, в которой он не нуждается. Неправильным будет ответ с оскорблением или грубостью: «Отстаньте! Мне некогда!» Ассертивным: «Спасибо за предложение. Мне это не нужно».
Какие из этих терминов вам были известны? Если есть аналогичные примеры, делитесь в комментариях.
Иллюстратор Natalia Tylosova специально для AdMe.
Media
AdMe/Психология/18 терминов из психологии, которые стоит знать, чтобы блеснуть умом в разговоре
ПСИХОЛОГ \ КонсультантПлюс
ПСИХОЛОГ
Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.
Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.
Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации.
Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.
Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.
100 Common Psychology Definitions —
Определения психологии иногда трудно найти, если вы не купите книгу или не посетите библиотеку. Учитывая, что наш веб-сайт , посвященный консультированию и терапии , полностью посвящен человеческому поведению и, соответственно, психологии, мы подумали, что было бы полезно предоставить 100 общих определений психологии, используемых в области поведенческой науки. Мы не смогли уместить здесь все термины, но включены многие из основных определений психологии.
| Термин психологии | Определение |
| Абсолютный порог | Интенсивность, при которой можно обнаружить данный стимул в 50% случаев |
| Потенциал действия | Электрический процесс, посредством которого информация перемещается по длине аксиомы |
| Зависимость | Психологическая и/или физиологическая зависимость от вещества.![]() |
| Агрессия | Нетонкая или скрытая враждебность; либо врожденные, либо возникающие в результате продолжающейся фрустрации и направленные на себя и/или других. Может подпитываться гневом |
| Антисоциальная личность | Поведение, обычно неприемлемое в обществе; то есть поджоги, причинение физического вреда другим живым существам |
| Беспокойство | Состояние психического напряжения, вызывающее симптомы эмоционального и физиологического стресса в результате беспокойства и/или части психического расстройства (расстройства) |
| Тревожные расстройства | Группа тревожных расстройств, описанных в DSM, включая: социальную тревогу, панические расстройства, фобии, генерализованное тревожное расстройство [ГТР] и обсессивно-компульсивное расстройство [ОКР]. Предоставлено лучшими психотерапевтами в Чикаго. |
| Ассоциационизм | Простая ассоциация и/или совпадение мыслей и/или ощущений как первичная основа значения, мысли или обучения.![]() |
| Анорексия | Расстройство пищевого поведения, при котором человек испытывает когнитивные искажения в отношении веса и размера тела. Клинические признаки включают массу тела ниже здоровой |
| Теория привязанности | Формы привязанности, разработанные Генри Харлоу; либо безопасный, либо небезопасный |
| Синдром дефицита внимания с гиперактивностью | Обычно упоминается как СДВГ. Характеризуется трудностью человека удерживать внимание. Может быть или не быть импульсивным и/или чрезмерно активным |
| Отношение | Образ мышления человека в любой момент времени; не всегда остается постоянным или соответствует поведению |
| Теория атрибуции | Теория, используемая для описания поведения человека в зависимости от его ситуации или характера |
| Избегающее поведение | Намеренное избегание человека, места или ситуации, которые исторически вызывали у кого-то тревогу.![]() |
| Наука о поведении | Систематический анализ и исследование человеческого поведения посредством контролируемого и натуралистического наблюдения |
| Утрата близких | Состояние печали, похожее на депрессию; возникает после потери любимого человека или трагического события и характеризуется горем |
| Бигорексия | Считается «обратной анорексией». Клинические признаки включают ощущение маленького роста или недостаточной мускулатуры | .
| Центральная нервная система | Состоит из головного и спинного мозга |
| Мозжечок | Область мозга, контролирующая заученные двигательные действия, такие как ходьба или езда на велосипеде |
| Полушария головного мозга | Правое или левое полушарие мозга |
| Классическое кондиционирование | Метод обучения, при котором нейтральный стимул вызывает реакцию, которая обычно является естественной реакцией на данный стимул |
| Когнитивно-поведенческая терапия | Тип терапии, предназначенный для борьбы с иррациональными мыслями с целью уменьшения беспокойства и лечения депрессии. Считается терапией «здесь и сейчас». Также упоминается как CBT |
| Когнитивное развитие | Мышление человека, концептуальное понимание решения проблем, обработка информации и интеллектуальные навыки, измеряемые на протяжении всей жизни |
| Когнитивный диссонанс | Состояние, при котором у человека возникают противоречивые мысли и представления о событии или ситуации, обычно связанные с личным поведением |
| Когнитивное искажение | Искажение мышления в мышлении с 10 общими темами |
| Условный рефлекс | Новая реакция на раздражители после кондиционирования. Обычно называется условной реакцией |
| Познавательная репетиция | Термин, используемый для описания мысленной репетиции данной ситуации. Используется для снижения беспокойства и стресса |
| Условный раздражитель | Используется в классическом кондиционировании. Ранее нейтральный стимул, который превращается в вызванную условную реакцию |
| Соответствие | Адаптация личного поведения к стандарту данной группы |
| Сознание | Осознание своего окружения и самого себя |
| Контраст | Психологический феномен, при котором два сходных и связанных стимула дуалистически предъявляются одновременно и воспринимаются как более разные, чем они есть на самом деле |
| Группа управления | Субъекты эксперимента, которые не испытывают независимую переменную, но измеряют зависимую переменную |
| Потребительство | Исследование покупательского поведения человека или людей.![]() |
| Конструкция | Термин, используемый для описания теории или способа мышления |
| Компаньон | Стиль любви, теоретизированный Ли; компаньон стиль любви |
| Созданная семья | Круг поддержки, не имеющий биологического происхождения, но функционирующий во многом как семья. Может иметь фигуру патриарха |
| Зависимая переменная | Переменная, которую исследователь измеряет в конце эксперимента |
| Депрессия | Психическое состояние тела и разума, характеризующееся отсутствием мотивации, неспособностью сконцентрироваться, грустью и беспомощностью. Может быть частью большого депрессивного расстройства или сезонного расстройства типа | .
| Детерминизм | Доктрина науки, предполагающая, что все явления в природе происходят в соответствии с естественными законами |
| Стадии развития | Различные периоды жизни от рождения до смерти, представляющие важные этапы жизни на протяжении всей жизни |
| Дистимия | Вялотекущая форма депрессии, длящаяся 2 года и более. Дистимическое расстройство, связанное с этим состоянием |
| Эго | Теоретическая конструкция личности Зигмунда Фрейда; эго является посредником между ID и супер-эго |
| Этноцентрический | Суждение о другой культуре исключительно на основании собственной культуры |
| Эмпирические исследования | Исследования, проводимые в соответствии со строгими научными стандартами; обычно поддающиеся количественной оценке и измерению |
| Этиология | Изучение происхождения – начало чего-либо, обычно связанного с медициной, биологией или наукой о поведении |
| Эволюция | Термин, связанный с Дарвином; теория о том, как жизнь развивалась в различных формах |
| Экспериментальная группа | Группа, подвергающаяся обработке; подвергается воздействию независимой переменной |
| Вымирание | Классический термин кондиционирования; процесс потери ранее приобретенного стимула, связанный с условной реакцией |
| Экстраверт | Противоположность интроверту; тип личности, которому нравится быть в обществе и в социальной среде |
| Происхождение | Семья человека. Может быть или не быть биологическим |
| Свободная ассоциация | Термин, используемый в психоанализе и широко используемый в личных дневниках |
| Бесплатный отзыв | Термин, связанный с воспоминанием памяти; слова, звуки, числа и воспоминания |
| Функционализм | Адаптивное выживание в заданной среде |
| Генерализованное тревожное расстройство | Обозначается как «GAD». Характеризуется чрезмерным беспокойством и подпитывается иррациональными мыслями |
| Гештальт | Часто ассоциируется с Фредриком Перлсом; По-немецки «целиком» |
| Гештальт-психология | Терапия, предназначенная для интеграции человека и завершения целого; разрешение незавершенного дела |
| Управляемые изображения | Использование ментальных образов, визуальных, а иногда и слуховых, для создания опыта, используемого в медитации |
| Гуманистическая психология | Раздел психологии, посвященный свободе воли, творчеству и человеческому потенциалу. Характерно отсутствие суждений. Сильное влияние Карла Роджерса |
| Ипохондрик | Человек, озабоченный болезнью; придерживается иррациональных убеждений о том, что может стать «больным». Клинический термин ипохондрия |
| Гипотеза | Предсказание результата эксперимента |
| Идентификатор | Теоретическая конструкция личности Зигмунда Фрейда; Оно правит сексом и агрессией и не имеет чувства ни времени, ни пространства — знает только то, чего хочет. Часто изображается как «дьявол на плече». Часть реляционной терапии. |
| Независимая переменная | Переменная, которой может манипулировать или изменять исследователь/экспериментатор |
| Обработка информации | Процесс получения информации сознательно или подсознательно у людей |
| Инструментальное поведение | Теория поведения, предполагающая, что расстройства являются усвоенными реакциями на травматический опыт |
| Интеллект | Способность учиться на ситуации, добавлять знания и решать проблемы |
| Коэффициент интеллекта (IQ) | Измерение интеллекта. Для измерения существует множество тестов. В среднем около 100. |
| Интроверсия | Противоположность экстраверсии; характеризуется склонностью быть наедине с собой и делать что-то в одиночестве. Не типично социальный |
| Юнгианская психология | Школа психологии, созданная в честь Карла Юнга; отец юнгианской психологии/теории. Может содержать психо-духовные элементы |
| Право действия | Закон Торндайка о том, что положительные результаты обычно повторяются |
| Долговременная память | Воспоминания, хранящиеся в мозгу, и к которым можно получить доступ для вызова из давних времен |
| Продольное исследование | Изучение данного поведения или результата в течение продолжительных периодов времени в рамках исследовательской программы |
| Синдром Мюнхгаузена | Родитель или опекун, фабрикующий признаки и/или симптомы болезни у ребенка |
| Психическое заболевание | Психологическое состояние, нарушающее функционирование. Может быть органическим или неорганическим по своей природе |
| Мысленные образы | Проекция мыслей, ощущений и переживаний в уме. Используется с управляемой медитацией |
| Внимательность | Процесс жизни здесь и сейчас и использования всех пяти чувств, чтобы сосредоточиться на настоящем. Обычно связано с жизнью, основанной на осознанности |
| Нарцисс | Психологическое расстройство, характеризующееся отсутствием сочувствия или заботы о других и связанное с эгоизмом. |
| Природа против воспитания | Текущие дебаты между естественными причинами данной динамики и причинами окружающей среды |
| Неокортекс | Часть коры головного мозга, контролирующая высшие психические функции |
| Нейромедиатор | Химическое вещество, высвобождаемое нейроном, передающее информацию через промежутки и синапс |
| Нонконформист | Человек, который обычно идет против течения и не соответствует общественным правилам |
| Послушание | Подчиненное поведение и действия по отношению к человеку, воспринимаемому как авторитетная фигура |
| Оперативное обусловливание | Метод воздействия на желаемое поведение с помощью стимулов. Может включать наказание и формирование |
| Теория Эдипа | Фрейдистская конструкция, предполагающая желание мужчин устранить своих биологических отцов, чтобы вступить в половую связь с биологической матерью |
| Происхождение видов | Книга Чарльза Дарвина, постулировавшая теорию естественного отбора и адаптации |
| Парадокс | Утверждение или поведение, которое кажется противоречащим самому себе, но тем не менее является верным. |
| Парадоксальное намерение | Набор противоречивых инструкций, данных терапевтом, используемых для достижения желаемого результата |
| Патология | Научное исследование поведения и болезней, включая исходы. Используется с «патологическим» |
| Личность | Модель мышления, действий и чувств человека |
| Фобия | Группа тревожных расстройств патологического характера, характеризующаяся крайним страхом перед объектом, ситуацией или раздражителями |
| Эффект плацебо | Феномен, при котором человек испытывает облегчение от болезни или стресса, даже если он не получал настоящего лекарства.![]() |
| Положительное подкрепление | Стимул предъявляется после желаемой реакции; повышает вероятность повторения желаемого поведения |
| Просоциальное поведение | Позитивное, социально приемлемое поведение. Противоположность антиобщественной личности |
| Психоаналитическая теория | Основа психоанализа и теория личности Фрейда |
| Психосоматика | Физическое заболевание, вызванное психологическими убеждениями |
| Психоз | Экстремальные искажения в восприятии, рациональном мышлении и/или аффекте |
| Психотерапия | Термин, используемый для описания разговорной терапии. Используется в консультировании и терапии как метод лечения |
| Психо-духовный | Термин, используемый для описания психологических и духовных элементов как части хорошего самочувствия. Часто используется в гуманистической психологии |
| Кратковременная память | Способность удерживать и/или вспоминать события, хранящиеся в памяти из недавнего прошлого |
| Социализация | Процесс, посредством которого дети внедряются в общество и усваивают приемлемые модели поведения и убеждения в культуре |
| Злоупотребление психоактивными веществами | Использование вещества не по назначению с целью получения кайфа |
| Черты | Стабильный набор поведения и характеристик внутри человека.![]() |
| Дух времени | Термин, используемый для описания культурного и нравственного климата данной эпохи |
Глоссарий – Ключевые термины – Введение в статистику для психологии
Исследования и переменная терминология
| Набор измерений или наблюдений. | |
| исходная точка | Одно измерение или наблюдение, обычно называемое баллом или необработанным баллом . |
| зависимая переменная | В эксперименте наблюдаемая переменная изменяется. (баллы) |
| описательная статистика | Методы организации и обобщения набора данных |
| дискретная переменная | Переменная, которая существует в неделимых единицах. |
| экспериментальное состояние | Состояние, при котором проводится лечение.![]() |
| экспериментальный метод | Метод исследования, который манипулирует одной переменной, наблюдает за изменениями второй переменной и контролирует все остальные переменные. Цель – установить причинно-следственную связь. |
| независимая переменная | В эксперименте — переменная, которой манипулирует исследователь. (условия лечения) |
| статистика вывода | Методы, использующие выборочные данные для получения общих выводов о совокупностях. |
| целое число | целые числа (без десятичной или дробной части) |
| интервальная шкала | Порядковая шкала, в которой все категории представляют собой интервалы одинаковой ширины. |
| нижний реальный предел | Граница, отделяющая интервал от следующего нижнего интервала. |
| номинальная шкала | Шкала измерения, в которой категории различаются только качественными названиями.![]() |
| изучение неэквивалентных групп | Научное исследование, в котором разные группы участников формируются при обстоятельствах, не позволяющих исследователю контролировать распределение людей по группам, и поэтому группы участников считаются неэквивалентными. |
| рабочее определение | Процедура измерения и определения конструкции. |
| порядковая шкала | Шкала измерения, состоящая из ряда упорядоченных категорий. |
| параметр | Характеристика, описывающая совокупность. |
| население | Вся группа лиц, которую исследователь хочет изучить. |
| предварительное и последующее исследование | Квазиэкспериментальные и неэкспериментальные планы, состоящие из серии наблюдений, сделанных в течение долгого времени. Цель состоит в том, чтобы оценить эффект промежуточного лечения или события путем сравнения наблюдений, сделанных до и после лечения.![]() |
| квазинезависимая переменная | В квазиэкспериментальном или неэкспериментальном исследовании — переменная, которая отличает сравниваемые группы или условия. Подобно независимой переменной в эксперименте. |
| шкала коэффициентов | Интервальная шкала, в которой нулевое значение соответствует отсутствию. |
| сырая оценка | Оригинальный размер без изменений. |
| реальные пределы | Границы, разделяющие интервалы, определяющие оценки для непрерывной переменной. |
| реальный номер | Используя реальные данные, данные могут быть записаны в дробной/десятичной форме |
| надежность | Постоянство меры |
| образец | Группа, выбранная из населения для участия в научном исследовании. |
| ошибка выборки | Расхождение между статистикой и параметром.![]() |
| статистика | Характеристика, описывающая выборку. |
| статистика | Значение, обычно числовое, описывающее образец. Статистика обычно получается из измерений отдельных лиц в выборке. |
| верхний реальный предел | Граница, отделяющая интервал от следующего более высокого интервала. |
| действительность | Подлинность меры (лицевая валидность, конструктивная валидность, прогностическая валидность) |
| переменная | Характеристика, которая может изменяться или принимать разные значения. |
Графики, таблицы и словарь распределения
| кажущиеся пределы | Значения оценки, которые отображаются как самая низкая оценка и самая высокая оценка в интервале. |
| оси | Две перпендикулярные линии, образующие гистограмму.![]() |
| гистограмма | График, показывающий полосу над каждым счетом или интервалом, высота которой соответствует частоте. Между соседними стержнями остается пространство. Обычно используется для номинальных и порядковых данных |
| интервал класса/предел класса | Группа оценок в сгруппированном частотном распределении. Группы баллов имеют одинаковый диапазон (например, сгруппированы по 10) |
| суммарная частота | Процент лиц с баллами на уровне или ниже определенной точки в распределении |
| распределение частот | Таблица количества лиц в каждой категории по шкале измерений. |
| групповое распределение частот | Частотное распределение, в котором баллы сгруппированы в интервалы, а не перечислены как отдельные значения. Использует интервалы занятий. |
| петли | 25 % и 75 % в ящичковой диаграмме, верх и низ «коробки» |
| гистограмма | График, показывающий полосу над каждым счетом или интервалом так, что высота полосы соответствует частоте, а ширина доходит до реальных пределов.![]() |
| распределение с отрицательной асимметрией | Распределение, при котором баллы накапливаются справа и сужаются слева. (думаю, твоя левая нога) |
| обычный | Особая форма, которую можно точно определить уравнением. |
| выброс | Крайняя оценка, на диаграмме она указана как вне усов |
| процентиль | Преобразования необработанных показателей, указывающих место в распределении |
| процентильный ранг | Ранг дает совокупный процент |
| полигон | График, состоящий из линии, соединяющей ряд точек. Над каждым счетом или интервалом ставится точка так, чтобы высота точки соответствовала частоте. |
| распределение с положительной асимметрией | Распределение, при котором баллы накапливаются слева и сужаются справа. (думаю, твоя правая нога) |
| диапазон | Расстояние от верхнего реального предела наибольшего балла до нижнего реального предела наименьшего балла; общее расстояние от абсолютной самой высокой точки до самой низкой точки в распределении.![]() |
| относительная частота | Доля общего распределения, а не абсолютная частота. Используется для распределения населения, для которого абсолютное количество особей неизвестно для каждой категории. |
| граф стебля и листа (участок стебля) | Способ обмена определенными точками данных и распространения на основе базовой единицы (основы) и последней значащей цифры (конца) |
| симметричное распределение | Распределение, в котором левая часть является зеркальным отражением правой части. |
| хвост(ы) распределения | Участок по обе стороны распределения, где частота сужается до нуля по мере того, как значения X становятся более экстремальными. |
| усы | Вертикальные линии в прямоугольной диаграмме обозначают разброс точек данных. |
Терминология описательной статистики
| бимодальный | Дистрибутив с двумя режимами.![]() |
| центральная тенденция | Статистическая мера, определяющая одну оценку (обычно центральное значение), которая служит репрезентативной для всей группы. |
| линейный график | Дисплей, на котором точки, соединенные прямыми линиями, показывают несколько различных средних значений, полученных из разных групп или условий лечения. Также используется для отображения различных медиан, пропорций или других выборочных статистических данных. |
| основной режим | Более высокий пик двух мод с неравными частотами. |
| медиана | Счет, который делит распределение ровно пополам. |
| дополнительный режим | Более короткий пик двух мод с неравными частотами. |
| режим | Оценка с наибольшей частотой в целом (основная) или с наибольшей частотой в наборе соседних оценок (второстепенная).![]() |
| мультимодальный | Дистрибутив с более чем двумя модами. |
| (нормальное) симметричное распределение | Распределение, в котором левая часть является зеркальным отражением правой части. |
| средневзвешенное значение | Среднее значение двух средних, рассчитанное таким образом, что каждое среднее взвешивается по количеству баллов, которое оно представляет. |
Словарь мер дисперсии
| необъективная статистика | Статистика, которая в среднем постоянно имеет тенденцию к завышению (или занижению) соответствующего параметра совокупности. |
| степени свободы ( df ) | Степени свободы = df = n – 1, измеряет количество оценок, которые могут свободно изменяться при вычислении SS для выборочных данных. Значение df также описывает, насколько хорошо t-статистика оценивает z-значение.![]() |
| оценка отклонения | Расстояние (и направление) от среднего до определенного результата. Отклонение = X – µ. |
| отклонение ошибки | Необъяснимые, бессистемные различия, не вызванные каким-либо известным фактором. |
| среднеквадратичное отклонение | Среднеквадратичное отклонение равно дисперсии генеральной совокупности. Дисперсия — это средний квадрат расстояния от среднего. |
| Стандартное отклонение населения (σ) | Квадратный корень из дисперсии населения; мера стандартного расстояния от среднего. |
| дисперсия населения (σ2) | Среднеквадратичное расстояние от среднего; среднее квадратов отклонений. |
| диапазон | Расстояние от верхнего реального предела наибольшего балла до нижнего реального предела наименьшего балла; общее расстояние от абсолютной самой высокой точки до самой низкой точки в распределении.![]() |
| стандартное отклонение выборки ( s ) | Квадратный корень выборочной дисперсии. |
| выборочная дисперсия (s 2 ) | Сумма квадратов отклонений, деленная на df = n – 1. Непредвзятая оценка дисперсии генеральной совокупности. |
| сумма квадратов ( SS ) | Сумма оценок квадратов отклонений. |
| несмещенная статистика | Статистика, которая в среднем дает точную оценку соответствующего параметра совокупности. Среднее значение выборки и дисперсия выборки являются несмещенной статистикой. |
Z-оценка и другие термины
| z-значение | Стандартизированная версиядля необработанных результатов. рассчитывается, зная значение x, среднее значение и стандартное отклонение. |
| Эмпирическое правило | 68-98-99 68% всех баллов в пределах 1 стандартного отклонения от среднего; 95% всех оценок в пределах 2 стандартных отклонений от среднего; 99% всех оценок в пределах 3 стандартных отклонений от среднего; |
| (нормальное) симметричное распределение | Распределение, в котором левая часть является зеркальным отражением правой части. «Кривая Гаусса» |
| вероятность | ожидаемое значение относительной частоты определенного исхода |
| относительная частота | количество раз, когда событие/результат имеет место, по отношению к тому, сколько раз оно могло произойти |
| вероятность в нормальном распределении | , связанный с областью под нормальной кривой , также может интерпретироваться как процент от общего числа, попавших в это событие/результат | .
| распределение вероятностей | описывает вероятность всех возможных результатов действия |
| процентиль | преобразование пропорции, где пропорция представляет собой десятичную дробь, а процент умножается на 100, чтобы получить % |
| г – распределение | Стандартизированная таблица нормалей единиц измерения, также известная как таблица нормалей единиц измерения, указывает область для связанного z-показателя |
| распределительный орган | типичная площадь, включающая среднюю заштрихованную площадь |
| конец раздатки | обычно заштрихована меньшая область |
| заблуждение игроков | |
| случайная выборка | каждый человек в популяции/группе имеет равные шансы быть выбранным |
| статистическая независимость | два результата/переменных не связаны между собой и уникальны |
| отношение шансов | насколько вероятно событие/результат |
| закон больших чисел | по мере роста размера выборки ее среднее значение приближается к среднему значению всего населения |
| Центральная предельная теорема | Центральная предельная теорема утверждает, что если у вас есть совокупность со средним значением μ и стандартным отклонением σ и вы берете достаточно большие случайные выборки из совокупности с замещением, то распределение выборочных средних будет приблизительно нормально распределено. Это справедливо независимо от того, является ли исходная совокупность нормальной или искаженной, при условии, что размер выборки достаточно велик (обычно n 9).1246 > 30). Если популяция нормальная, то теорема верна даже для выборок меньше 30. |
| Распределение средств выборки | Распределение выборочных средних определяется как набор средних из всех возможных случайных выборок определенного размера (n), выбранных из определенной совокупности. |
| ошибка выборки | Ошибка выборки — это статистическая ошибка, возникающая, когда аналитик не выбирает выборку, представляющую всю совокупность данных. В результате результаты, найденные в выборке, не представляют результаты, которые можно было бы получить от всего населения. |
| стандартная ошибка среднего | считалось стандартным отклонением распределения выборочных средних, взятых из совокупности. Чем меньше стандартная ошибка, тем более репрезентативной будет выборка для генеральной совокупности.![]() |
Терминология t-теста
| дизайн исследования между субъектами | Альтернативный термин для конструкции с независимыми измерениями. |
| зависимый t-критерий | В дизайне «внутри участников» — проверка гипотезы, которая оценивает статистическую значимость средней разницы между двумя оценками одной и той же группы участников. АКА парный t-тест |
| разница баллов | Разница между двумя измерениями, полученными для одного испытуемого. Д = Х2 – Х1 |
| однородность дисперсии | Предположение о том, что две совокупности, из которых были получены выборки, имеют одинаковую дисперсию. |
| независимые измерения t статистические | В плане между субъектами — тест гипотезы, который оценивает статистическую значимость средней разницы между двумя отдельными группами участников.![]() |
| дизайн исследования независимых измерений | План исследования, в котором используется отдельная выборка для каждого состояния лечения или каждой сравниваемой популяции. |
| индивидуальные различия | Естественные различия от одного человека к другому, которые могут привести к тому, что у людей будут разные баллы. |
| дизайн для подбора субъектов | Научное исследование, в котором лица из одной выборки сопоставляются один к одному с лицами из второй выборки. Сопоставление основано на переменной, которая считается значимой для исследования. |
| эффекты заказа | Эффекты участия в одном сеансе лечения, которые могут повлиять на баллы в следующем сеансе лечения. |
| объединенная дисперсия | Единичная мера выборочной дисперсии, полученная путем усреднения двух выборочных дисперсий. Это средневзвешенное значение двух дисперсий.![]() |
| проекты связанных образцов | Два исследования, которые статистически эквивалентны. Оценки в одном наборе напрямую связаны, один к одному, с баллами во втором наборе. |
| дизайн исследования с повторными измерениями | План исследования, в котором все разные группы баллов получены от одной и той же группы участников. Также известен как внутрисубъектный дизайн. |
| план внутрипредметного исследования | План исследования, в котором все разные группы баллов получены от одной и той же группы участников. Также известен как дизайн с повторными измерениями. |
Словарь ANOVA
| F -соотношение | Тестовая статистика для дисперсионного анализа называется F-коэффициентом и сравнивает различия (дисперсию) между методами лечения с различиями (дисперсией), которые ожидаются случайно.![]() |
| дисперсионный анализ (ANOVA) | Процедура проверки гипотез, используемая для оценки средних различий между двумя или более видами лечения (или популяциями). |
| Сводная таблица ANOVA | Таблица, показывающая источник изменчивости (между обработками, внутри обработки и общая изменчивость), SS, df, MS и F . |
| дисперсия между курсами лечения | Значения, используемые для измерения и описания различий между методами лечения (средние различия). |
| распределение F -коэффициенты | Все возможные значения F, когда Ho истинно. |
| термин ошибки (дисперсия внутри субъектов) | Для дисперсионного анализа знаменатель отношения F называется членом ошибки . Член ошибки обеспечивает меру дисперсии, вызванной случайными, несистематическими различиями. Когда эффект лечения равен нулю ( H 0 верно), член ошибки измеряет те же источники дисперсии, что и числитель F -ratio, поэтому ожидается, что значение F -ratio будет почти равно 1,00. |
| эта в квадрате | Мера величины эффекта, основанная на проценте дисперсии, обусловленной различиями среднего значения выборки. |
| экспериментальный альфа-уровень | Риск ошибки типа I, который накапливается по мере того, как вы выполняете все больше и больше отдельных тестов. |
| коэффициент | В дисперсионном анализе независимая переменная (или квазинезависимая переменная) называется фактором. |
| Г | Общее среднее (среднее значение всех баллов) |
| взаимодействие | уникальная взаимосвязь между двумя факторами с двухфакторным дисперсионным анализом |
| интерактивный сюжет | график взаимодействия для двухфакторного дисперсионного анализа |
| к | количество групп/уровней/состояний/процедур |
| уровни | В эксперименте разные значения независимой переменной, выбранной для создания и определения условий лечения. В других исследованиях разные значения фактора. АКА группы/состояния/лечения |
| средний квадрат ( MS ) | В дисперсионном анализе выборочная дисперсия называется средним квадратом или MS, что указывает на то, что дисперсия измеряет среднее квадратов отклонений. |
| смешанный дизайн | Факторный дисперсионный анализ — 1 фактор находится между группой и 1 фактор находится внутри группы/повторное измерение |
| п | размер выборки для уровня/состояния/обработки/группы |
| Н | всего проба |
| парные сравнения | Чтобы вернуться к данным и сравнить два отдельных лечения за один раз. |
| апостериорные тесты | Тест, который проводится после дисперсионного анализа с более чем двумя условиями обработки, при которых нулевая гипотеза была отвергнута. Цель апостериорных тестов состоит в том, чтобы точно определить, какие условия лечения значительно отличаются.![]() |
| Тест Шеффе | Тест, использующий коэффициент F для оценки значимости различий между любыми двумя условиями лечения. Один из самых безопасных из всех возможных апостериорных тестов. |
| Т | сумма баллов для каждого уровня/состояния/лечения/группы |
| тестовый альфа-уровень | Систематические различия, вызванные изменением условий лечения. |
| HSD-тест Тьюки | Тест, позволяющий вычислить одно значение, определяющее минимальную разницу между средними значениями обработки, необходимую для значимости. Широко используемый апостериорный тест. |
| внутрилечебная дисперсия | Различия, которые существуют внутри каждого состояния лечения. |
Терминология корреляции и регрессии
| Y -перехват | Значение Y при X = 0. В линейном уравнении значение a. |
| анализ регрессии | Оценка значимости уравнения регрессии путем вычисления F-отношения, сравнивающего предсказанную дисперсию (MS) в числителе и непрогнозируемую дисперсию (MS) в знаменателе. |
| коэффициент детерминации | Степень изменчивости одной переменной можно предсказать по ее взаимосвязи с другой переменной: определение измеряется r 2 . |
| корреляция | Статистическое значение, которое измеряет и описывает направление и степень взаимосвязи между двумя переменными. Знак (+/–) указывает направление зависимости. Числовое значение (от 0,0 до 1,0) указывает на силу или постоянство связи. Тип (Пирсон или Спирмен) указывает на форму отношения. Также известен как коэффициент корреляции. |
| корреляционная матрица | Таблица, которая показывает результаты нескольких корреляций и использует сноски, чтобы указать, какие корреляции являются значимыми.![]() |
| дихотомическая переменная | Переменная только с двумя значениями. Также называется биномиальной переменной. |
| линейное уравнение | Уравнение вида Y = bX + a, выражающее связь между двумя переменными X и Y. |
| линейная зависимость | Связь между двумя переменными, при которой определенное увеличение одной переменной всегда сопровождается определенным увеличением (или уменьшением) другой переменной. |
| отрицательная корреляция | Связь между двумя переменными, при которой увеличение одной переменной обычно сопровождается уменьшением другой переменной. |
| частичная корреляция | Частичная корреляция измеряет взаимосвязь между двумя переменными, в то же время контролируя влияние третьей переменной, сохраняя ее постоянной. |
| Корреляция Пирсона | Мера направления и степени линейной зависимости между двумя переменными.![]() |
| идеальная корреляция | Связь, в которой фактические точки данных идеально соответствуют конкретной измеряемой форме. Для корреляции Пирсона точки данных идеально совпадают с прямой линией. |
| фи-коэффициент | Корреляция между двумя переменными, обе из которых являются дихотомическими |
| точечная бисериальная корреляция | Корреляция между двумя переменными, при которой одна из переменных является дихотомической. |
| положительная корреляция | Связь между двумя переменными, при которой увеличение одной переменной обычно сопровождается увеличением другой переменной. |
| остаток | Ошибка между предсказанным и фактическим значениями Y, используемыми в методе наименьших квадратов для построения линии регрессии |



Считается терапией «здесь и сейчас». Также упоминается как CBT
Дистимическое расстройство, связанное с этим состоянием
Может быть или не быть биологическим
Характерно отсутствие суждений. Сильное влияние Карла Роджерса
Для измерения существует множество тестов. В среднем около 100.
Может быть органическим или неорганическим по своей природе
Может включать наказание и формирование












«Кривая Гаусса»
Это справедливо независимо от того, является ли исходная совокупность нормальной или искаженной, при условии, что размер выборки достаточно велик (обычно n 9).1246 > 30). Если популяция нормальная, то теорема верна даже для выборок меньше 30.



Когда эффект лечения равен нулю ( H 0 верно), член ошибки измеряет те же источники дисперсии, что и числитель F -ratio, поэтому ожидается, что значение F -ratio будет почти равно 1,00.
В других исследованиях разные значения фактора. АКА группы/состояния/лечения
В линейном уравнении значение a.


