История становления психологии как науки
Общая психология ↓
Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.
Первый этап. Времена античности – предметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа – это начало бессмертное; это частица всемирного космоса или мира абсолютных идей, тело тленное. Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом, школой стоиков. Основная идея – душа материальна, состоит из атомов различных веществ.Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе, понимая под этим способ организации живого тела, он выделил три вида души: растительная душа, душа животная и душа разумная.
Второй этап XVII – XIX вв. – предметом психологии становится сознание. Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить. В XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Р. Декарта. Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. взаимосвязь души и тела. Он ввел понятие сознания и рефлекса. Основным методом изучения сознания была интра-спекция, разработал этот метод Дж. Локк.
XIX век – Вильгельм Вундт. Его подход назвали структуролизмом, т.к. Вундт основной задачей психологии считал изучение структуры сознания. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.
Американский психолог Уильям Джеймс основал другое направление в изучении сознания – функционализм (предназначение). Задачей психологии он считал изучение функций сознания. Основной функцией сознания он считал адаптацию.
Третий этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм. Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение. Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S > R, где S – внешние стимулы, R – ответная реакция или поведение. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. Классический бихевиоризм не отрицает существование сознания. В 60-е годы из классического бихевиоризма возникает социобихевиоризм (А.Бандура) – отмечалась очень важная роль когнитивных структур, в частности процессов восприятия памяти и мышления.
Четвертый этап 1910 – 1920 годы – Европа. Предметом психологии становится психика
Психоанализ – основоположник З. Фрейд. Предметом являлась связь между сознанием и бессознательным. Фрейд описал структуру психики в своей теории бессознательного и впервые описал структуру личности: предсознание; сознание; бессознательность. Содержание бессознательного практически никогда не переходят в сознание, этому мешают защитные механизмы личности. Но иногда, в искаженном виде. это содержание может проявляться (например в сновидениях или оговорках).
Из классического психоанализа в 30-60 годы 20 века выделилось два основных направления: глубинная психология (К. Юнга) и аналитическая психология (А. Адлера). Юнг создал теорию о коллективном бессознательном, в которой описал структуру психики. Он выделил три компонента: Коллективное бессознательное или архаичная психика. Личное бессознательное которое включает в себя вытесненные травмирующие переживания, мысли и пр. Формируется в личном опыте. Сознание – те структуры, которые позволяют воспринимать, осознавать, запоминать и анализировать поступающую информацию. Юнг описал архитипы которыми обладает личность – это архитипы: Персона и Тень, Анима и Анимус, Самость.
Позиция Адлера. В концепции Адлера одним из ключевых понятий является комплекс неполноценности, который существенно влияет на личностное развитие и самоактуализацию личности.
Похожие материалы в разделе Общая психология:
- Личность и коллектив
- Механизмы памяти
- Стрессы
- Волевые свойства личности
- Взаимосвязь понятий общей психологии (индивид, индивидуальность) и социальной психологии (личность, малая группа, коллектив)
- Уровни проявления продуктивной памяти
- Структура психики
- Природа мышления
- Характер. Роль условий жизни, обучения и воспитания в формировании характера. Характер и деятельность человека.
- Определение понятия «сознание»
Из истории донаучной психологии — Психологос
Раздел 1.Введение в психологию
Лекция 1 (2.09.97)
Клод Леви-Стросс изучал древние мифы и легенды. Мы не вполне понимаем их, мы воспринимаем эти мифы и легенды подчас как загадки, как вопросы, на которые надо найти ответы. Пытаемся эти мифы расшифровать, узнать что за ними стоит. Так вот Леви-Строс однажды сообразил: вот это положение «миф-загадка», «миф-вопрос» надо перевернуть. Он говорит: «Миф (древняя легенда, древний текст) — это некий ответ на вопрос, который мы пока ещё не задали. Когда зададим вопрос – поймём ответ». Вот, что имеет ввиду Леви-Строс. Про конспект общей психологии вы должны знать главное: конспект – это совокупность ответов на те вопросы, которые вы пока себе даже не задавали. Эти вопросы могут возникнуть в будущей профессиональной жизни.
Сначала будем говорить на языке, который способен сопоставить психологию житейскую и научную.
Тема 1. Общая характеристика психологии как науки
Вступление
Фильм «Лекции В.В. Петухова»
Термин «Психология» состоит из двух слов: «pshyche» и logos». Оба эти слова восходят к древним грекам. Перевод первого слова «pshyche» для грека – душа. А для нас пожалуй, более скромно, но и более точно – психика. Кто знает греческую мифологию, тот вспомнит о том, что Психея – легендарная героиня древних греков, невеста одного из богов Эроса. Она родилась как смертная, а в течении своей жизни стала бессмертной. Вот таковое отношение древних греков к слову душа. Кем бы ты не родился, ты можешь обессмертить себя, можешь стать вечным. Слова нашему уху не очень привычные.
Второе слово – «logos». Пожалуй, не менее важное, во всяком случае, не менее интересное для нас. Имеет одновременно несколько значений. Обычно «logos» переводят на русский язык как «слово», но это будет не точно. Более точные варианты перевода: «разумное слово», «осмысленное слово». То есть «logos» это слово, позволяющее что-то осмыслить, что-то понять. Мы могли бы вновь шагнуть через века и сказать, что для нас «logos» будет переводиться как «понятие», ведь любое понятие и есть осмысленное разумное слово. Понимание, осмысление, изучение – это всё разные значения слова «logos».
И тогда, если переводить слово «психология» вместе, объединить эти два слова вместе, то получится, древний грек сказал бы: «разумное осмысленное слово о душе». А мы с вами сказали бы гораздо скромнее: «наука о психике». И скажем сразу, что наука эта сравнительно молодая и, конечно, древние греки и их последователи много рассуждали о душе, но сейчас слово душа в каком-то смысле уже ушло из науки по разным причинам. И начиная с последней трети прошлого века, а именно, с 1879 года, психология возникает как самостоятельная научная дисциплина. Причём заметим сразу же, что первая психология ориентируется на науки естественные, такие как физика, химия биология. И вот этот подход – естественно-научный подход, был для психологии основным. Мы скажем, что сегодня это не только так. И ведь действительно, психология не может быть только естественной наукой, психология это, конечно, и гуманитарная наука.
Сколько существует факультет психологии МГУ, столько деканы просят ректора сделать их естественными факультетами. Это во многом изменило бы статус факультета. И тем не менее ректоры всегда отвечают, что психология стремится быть естественной, но при этом всегда остаётся гуманитарной.
Как только мы рассмотрели термин «психология», дадим сразу определение психики – хотя это немножко огрублять суть дела.
- Отражение. Психика — есть субъективное отражение реальности, отражение мира, в котором субъект , например человек, живёт и действует. О чём бы мы не говорили, о восприятии, о памяти, о мышлении и т.д. это всё отражение.
- Регуляция. Это функциональная характеристика. Слово функция – это ответ на вопрос «Зачем?». Психика нужна для регуляции собственного поведения. Роль психики – управлять собой.
И если эти два слова отражение и регуляция вновь соединить, то мы получим такое определение. Психика – это отражение реальности, необходимое субъекту для жизни и деятельности в ней (для управления своим поведением). Психикой обладает не только человек. Психикой обладает субъект: как человек, так и животное.
Но если мы отважились дать хотя бы грубое определение психики, то, продолжая ряд, дадим определение сознания. Именно сознание было первым предметом научной психологии. В школьных представлениях о философии, в курсах обществоведения, например, встречается определение: сознание суть высшая форма психики. Обе характеристики (отражение и регуляция) надо ещё раз уточнить, но теперь это будут характеристики сознания:
- Отражение. Если мы говорим о сознании, то оно связано со способностью отражать не только мир, но и себя в этом мире. Сознание – это способность дать (субъективный) отчёт о себе. Если наш субъект может что-то рассказать о себе (о переживаниях, впечатлениях и т.д.), то значит, этого субъекта можно изучать. Именно тогда же в 1879 году основатель научной психологии — немецкий учёный Вильгельм Вундт, не просто строил науку о сознании, он опирался на определённый метод. Если сознание можно изучать, то надо спросить: «Как изучать? Каким методом?». Первый метод научной психологии был назван – интроспекция (смотрю внутрь, наблюдаю себя). По-русски иногда переводят, и это отчасти правильно, интроспекция – самонаблюдение . Это и есть в самом широком смысле возможность дать отчёт о себе.
- Регуляция. Сознание в мировой психологии многозначный термин, а в отечественной (пока давайте опираться именно на неё), сознание считается характеристикой только человека. Ну, хотя бы потому что только человек может дать отчёт о себе. Но не только поэтому. Это функциональная характеристика. Зачем необходимо сознание? Сознание необходимо для регуляции совместной деятельности людей. «Со» плюс «знание» — совместное знание . Для того, чтобы действовать совместно необходимо сознание.
Сознание – есть представление субъекта о мире (и своём месте в нём), связанное со способностью дать отчёт о своём внутреннем психическом опыте и необходимое для разумной организации совместной деятельности людей.
Посмотрим на слово психология ещё раз. Слово «logos» имеет ещё одно значение. Даже житейски, начиная с тех же древних греков, его переводят как «разумное устройство» или «разумная организация». И тогда психология – есть разумная организация психики (разумная организация психических черт). У каждого из нас есть масса психических черт (свойств, качеств), и поэтому у каждого из нас своя психология.
И когда мы используем слово «психология» в таком значение, то имеем ввиду индивидуальный портрет психики каждого. И это второе значение подчас заменяют такими словами как характер (темперамент, менталитет). Менталитет это буквально «строение психики». Все эти слова можно объединить в одну группу и назвать – индивидуальностью.
Индивидуальность есть совокупность всех психических черт, способов поведения субъекта, которые отличают его от других. Конечно, индивидуальностью, как и психикой, обладает не только человек, но и животное. У тех кто любит животных или содержит их, например, у сотрудников зоопарка, конечно, есть развёрнутое представление об индивидуальности их питомцев. Иногда все посетители зоопарка кажутся им на одно, лицо, а вот животные, которых любишь и за которыми ухаживаешь, обладают индивидуальностью. И тогда мы, сами того не заметив, можем подвести маленький итог.
Наука о психике и сознании, о психических процессах, где рассматривается любой субъект, сегодня именуется общая психология. А вторая ветвь, там, где рассматривается индивидуальность – психология индивидуальных различий, дифференциальная психология. Эти две ветви всегда дополняли друг друга. Есть представление о человеке вообще и, конечно, должно быть представление об индивидуальных особенностях каждого.
Раз есть два значение у слова психология, то конечно, как минимум два значения должно быть у слова психолог. Первое значение ясно – представитель науки. Есть, конечно, и второе. Помимо научного есть и житейское значение, в котором психологом является каждый человек, потому что в общении с другими каждый вынужден быть житейским психологом. Соответственно и психология всегда будет не только научной, но и житейской. Между ними не надо устраивать конкуренции. Научная психология сравнительно молода, а житейская всегда существовала и всегда будет существовать. Мы всю эту тему посвятим сравнению психологии научной и житейской.
Вопрос 1. Из истории донаучной психологии. Психология и философия. Сознание как первый предмет психологииДля того, чтобы разговор был структурирован , попробуем опереться на цитату одного крупного психолога, работавшего в нашей стране, одного из основателей психологии в нашей стране. Это Сергей Леонидович Рубинштейн, который известен, прежде всего тем, что написал один фундаментальный учебник по общей психологии – «Основы общей психологии».
Сергей Леонидович, открывая нам путь в психологию, говорит следующее: «Психология и очень древняя и очень молодая наука. Она основана на тысячелетиях житейского опыта, столетиях философских размышлений и десятилетиях точной экспериментальной науки». Родина научной психологии это город Лейпциг, Лейпцигский университет.
Из истории донаучной психологии (психологическое знание внутри житейской практики)
Житейскую психологию, прежде всего, интересуют индивидуальные различия. Психология начинается с дифференциальной, с интереса к конкретному человеку. Здесь нам просто обязательно назвать имя древнего грека Теофраст (Феофраст), который известен нам как автор книги «Характеры». Приведу несколько отрывков из этой книжки. Сразу же скажу следующее, наверняка, каждый по-своему знаком с психологическими тестами . Тест это всегда определение какой-то черты, которую иногда исследователь скрывает от того, кого тестирует. Для определения черты надо описать (в конкретных положениях, с которыми надо согласится или нет) проявления этой черты в различных ситуациях, описать способы поведения. Точно также действует и древний грек Феофраст. Он в каждом маленьком отрывке про человеческий характер даёт определение черты, а потом описывает как поведёт себя человек в этой конкретной ситуации. Отрывки из книги Теофраста «Характер»:
Суетливость мы определим, пожалуй, как излишнее усердие в речах и действиях. А суетливый вот какой человек. Он дает обещания, которые потом не может выполнить. Он один выступает с возражениями, несостоятельность которых очевидна. Если врач запрещает что-то давать больному, он все-таки дает это, говоря, что хочет испытать – поправится ли он. Собираясь принести клятву, он объявляет присутствующим: «Не впервой мне, я уже много раз клялся».
Тщеславие определим как низменное стремление к почету. А тщеславный вот какой человек. В гостях за обедом он старается занять место рядом с самим хозяином. Возвращая взятую в долг меру серебра, он старается отдать ее целиком новой монетой. После торжественного шествия с всадниками он велит рабу отнести домой все вещи и снаряжение, а сам, накинув гражданский плащ, но в шпорах, красуется, разгуливая по рынку.
Грубость есть резкость при обхождении, проявляющаяся в речах. Вот какой человек грубиян. На вопрос где такой то, он отвечает: «Оставь меня в покое». На приветствия он не отвечает. А случись ему что продавать, то не объявит, почем продает, а спрашивает у покупателей, что те дадут. Людям, из уважения посылающим ему подарки к празднику, он говорит что вовсе, мол, не нуждается ни в каких подарках. Он не принимает извинений, если прохожий его нечаянно заденет, толкнет или наступит ему на ногу. Споткнувшись на улице о камень, он готов и этот камень осыпать проклятиями. Долго ожидать кого-нибудь он терпеть не может.
В книге Теофраста мы встречаем различные индивидуальные портреты. Это первый этап дифференциальной психологии: описать факт, прежде чем его обобщить.
В качестве другого примера приведем источник из истории восточной. Есть книга «Цза-цзу-ань», которая пишется из века в век, которая началась в древнем Китае. На русский ее название можно перевести как «Заметки о разном». Еще один вариант перевода: смесь, кое-что кое о чем, различные разнородные факты. Слово «смесь» здесь не случайно. Слово «смесь» или «смешиваю» – это латинское слово «темперамент». Темперамент значит – смешиваю в различном соотношении.
Древние китайцы в отличие от Теофраста помимо индивидуальных портретов описывают и эмоциональные состояния. Помимо ответа на вопрос: «Чем я отличаюсь от других», они также дают ответ на вопрос: «Как управлять собой, своими эмоциональными состояниями».
Отрывки из книги «Цза-цзу-ань»:
Умен. Тот, кто тверд в своих стремлениях, кто умеет хранить тайну, дружит с умными людьми, вовремя спохватывается.
Неразумно. Не объяснив в чем дело бранить, человека. Не зная сути дела, поступать как другие. Стараться выгадать на мелочах.
Из желания показать себя. Увидев у кого-то книгу, тут же выхватит ее и листает. Если двое дерутся, поддаст одному под бок. Если спорят – лезет судить, кто прав, кто неправ.
Заметим, что черта «из желания показать себя» у Теофраста описывалась как «тщеславие». А у основателя психоанализа Зигмунд Фрейда черта «из желания показать себя» или «из желания обратить на себя внимание» называется «истерия». Так у житейских терминов рано или поздно появляются свои научные аналоги.
Житейская психология часто использует метафорическое сравнение. Чтобы дать характеристику человеку его сравнивают с животным, растением, иногда предметом. А психоаналитик Фрейд скажет, что это элементарные проекции.
Рассмотрим метафоры из древнекитайской книги «Цза-цзу-ань»:
Очень напоминает столичный чиновник тыкву: растет незаметно и быстро. Уездный начальник – тигра: чуть шевельнется – жертвы. Монахиня – мышь: вечно прячется.
А не было ли тогда же попыток обобщить весь этот материал? Первая типология или классификация темпераментов (от слова «смесь», смешиваю в определённом соотношении) принадлежит уже не древнему греку, а древнему римлянину, основателю медицины — Гиппократу. Что интересно, Гиппократ основатель медицины, но не психологии. То, что сейчас мы вспомним из Гиппократа, не касалось психики, а термины сохранились и сегодня приобрели психологическое содержание. Гиппократ говорил о смешении жидкостей в теле человека, а поскольку был врач, то говорил не только о здоровых людях, но и о больных. Таких жидкостей четыре и их названия – кровь (сангва), слизь (флегма), желчь (холе) и чёрная желчь (меланхоле).
Кто-то может вспомнить, что гораздо более поздний ученик Гиппократа Гален дал психологическое определение темпераментам. Философ Кант взял эти четыре слова для обозначения простых темпераментов, он доказал, что темпераментов должно быть только четыре. Многие писатели дали нам характеристики типов темперамента.
В научной психологии основания для выделения типов изменились. Современный физиолог скажет, что темперамент основан на свойствах нервной системы. Но удивительно, что Павлов будет выделять свойства нервной системы , затем выделит типы нервной системы, типов окажется четыре, настанет пора их назвать и опять будут гиппократовские слова.
Типологию темпераментов построил Айзенк. Существуют опросники на типологию. После Второй мировой войны он изучал солдат невротиков с эмоциональными расстройствами. А затем расширил поле своего исследования и применял современную технику анализа индивидуальности – факторный анализ (это математическая техника, но придумал её психолог, а психофизиолог Айзенк эту технику использовал). Назначение техники: сначала существует много свойств (разнообразных способов поведения), а математическая процедура позволяет их обобщить, позволяет выделить фактор более общего порядка, свести частные проявления к общим. Айзенк 20 лет терпеливо изучал темпераменты своих испытуемых и пришёл к тому, что есть два фактора определяющих темперамент вообще. Мы встречались с этим уже у Феофраста и в «Цза-цзу-ань»: один фактор содержит два полюса (плюс и минус), двоичный или бинарный фактор. Умен, не умен, удовольствие, не удовольствие. У Айзенка первый фактор – эмоциональная устойчивость, а в противовес – неустойчивость (или нейротизм). Второй фактор – его название было известно задолго до Айзенка, название этому различию предложил Юнг — ученик и сотрудник Фрейда. В начале века Юнг пишет книгу «Психологические типы». Он обращается к истории философии, литературы, живописи, поэзии и замечает одну важную деталь – всегда люди выделялись парами: Платон и Аристотель, Гёте и Шиллер. Юнг замечает, что существует некоторая дополнительность в отношениях человека с миром: одна направленность на мир (вовне, к миру, к природе, к другим людям) – экстраверсия. И есть, напротив, направленность к себе (на себя, внутрь) – интроверсия. Это и есть второй фактор, который был выделен также и Айзенком: экстраверсия-интроверсия.
20 лет человек работал и получил в результате 4 типа темпераментов:
- эмоционально устойчивый экстраверт — сангвиник,
- эмоционально устойчивый интроверт – флегматик,
- эмоционально неустойчивый экстраверт – холерик,
- эмоционально неустойчивый интроверт – меланхолик.
По Айзенку вовсе не следует думать, что какой-то человек является только одним типом. Всегда есть определенный индивидуально-конкретный случай или портрет.
Крупным житейским психологом обязательно является каждый человек, создающий произведение искусства. И вот что интересно, крупные открытия в психологии сначала совершались в искусстве, а потом они как бы заново воссоздавались в науке.
Классикой мирового авангарда в нашем веке считается Джеймс Джойс с романом «Улисс». Роман удивителен тем, что это попытка записать внутреннюю речь человека (там даже несколько человек, хотя их не много) в течении одного дня. Человек что-то делает, встречается со своими друзьями и т.д. Постоянно описывается субъективный отчёт. Не интроспекция по Вундту, а что-то другое. Юнг в начеле 30-х по просьбе своих друзей-литераторов читает роман Джойса, вышедший в 1922 году. Юнг читает этот роман и находит у себя следующие переживания: «Это настолько скучный роман, скучный и кроме того задевающий мою эмоциональную сферу. Автор как бы задался целью меня разозлить!» В какой-то момент Юнг заснул, потом как опытный аналитик, проснувшись, посмотрел на каком месте заснул и сделал выводы. Когда он проснулся и был уже близок к тому, чтобы сделать вывод, он говорит: «Простите, но если надо мной так издеваются, я вообще-то говоря психиатр, я сейчас поставлю диагноз. Ещё немного и я автора назову больным шизофренией». Но что-то удержало его, и он сказал себе: «А вдруг этот роман мне непонятный является произведением искусства? Мне непонятно, но если это произведение искусства – мне запрещено ставить психиатрический диагноз, я должен сменить вопрос. Вопрос тогда вовсе не в том, кто написал Улисса, каков был его автор. Более важный вопрос в том, кто будет читателем Улисса, кому этот роман будет интересен». Улисс описал в начале века человека его конца. Юнг говорит: «В конце века появится читатель Улисса». Так совершилось психологическое открытие. Джойс предсказал облик (характер, менталитет) человека завтрашнего дня. Юнг говорит: «Джойса поймёт тот, кто сможет совместить в своём сознании позиции главного героя, сына, жены (все она представлены в романе своей внутренней речью) их разные миры, тому будет интересен роман». Он описал современных программистов. С психологической точки зрения это и есть те люди, которые в одном сознании могут совместить различные позиции, разные виртуальные реальности. На языке начала века – это были больные шизофренией. На языке конца века – люди с новым сознанием.
Психология и философия или психология внутри философии
Каждый философ неизбежно является и психологом. Настоящий философ ищет ответ на вопрос: «Почему мир устроен так, а не иначе»? Философа обязательно интересует: «А кто субъект? Кому принадлежит такая, а не другая картина мира?». Почти все психологические понятия (психика, сознание, личность, рефлекс) пришли из философии. И факультет психологии когда-то был отделением философского факультета. Мы возьмем только двух, но зато ярких философов древней Греции Платона и Аристотеля. Кстати по мнению Юнга это типовая пара (Платон — экстраверт, Аристотель – интроверт). И зададим каждому три вопроса: Что такое душа? Какова стратегия (общее направление) познания души? Какова тактика (конкретные приемы) познания души? См.→
Сознание как первый предмет психологии
Основателем научной психологии является Вильгельм Вундт. У Вундта предметом исследования являлось сознание, а методом исследования – интроспекция. Вундт хотел построить психологию как естественнонаучную дисциплину. И тогда он определяет психологию с трех сторон. Психология это наука о свойствах сознания (1), элементах сознания (2) и связях между ними (3). См.→
Вильгельм Вундт: отец психологии
Вильгельм Вундт открыл Институт экспериментальной психологии при Лейпцигском университете в Германии в 1879 году. Это была первая лаборатория, посвященная психологии, и ее открытие обычно считается началом современной психологии. Действительно, Вундта часто считают отцом психологии.
Вундт был важен, потому что он отделил психологию от философии, анализируя работу разума более структурированным образом, с упором на объективное измерение и контроль.
Эта лаборатория стала центром внимания для тех, кто серьезно интересуется психологией, сначала для немецких философов и студентов-психологов, а затем и для американских и британских студентов. Все последующие психологические лаборатории в первые годы своего существования были тесно связаны с моделью Вундта.
Вундт занимался физиологией, и это нашло отражение в темах, которыми занимался Институт, таких как изучение времени реакции, сенсорных процессов и внимания. Например, участников подвергали воздействию стандартного стимула (например, света или звука метронома) и просили сообщить о своих ощущениях.
Цель Вундта состояла в том, чтобы записывать мысли и ощущения и анализировать их на составные элементы, почти так же, как химик анализирует химические соединения, чтобы добраться до лежащей в их основе структуры. Школа психологии, основанная Вундтом, известна как волюнтаризм, процесс организации разума.
За свою академическую карьеру Вундт подготовил 186 аспирантов (116 по психологии). Это важно, поскольку помогло распространить его работу. Действительно, некоторые части теории Вундта были разработаны и продвигались его бывшим учеником Эдвардом Титченером, который описал свою систему как структурализм, или анализ основных элементов, составляющих разум.
Вундт хотел изучить структуру человеческого разума (с помощью самонаблюдения). Вундт верил в редукционизм. То есть он считал, что сознание можно разбить (или свести) к его основным элементам без ущерба для каких-либо свойств целого.
Вундт утверждал, что сознательные психические состояния можно научно изучать с помощью самоанализа. Самоанализ Вундта был не случайным занятием, а весьма практиковавшейся формой самоанализа. Он обучал студентов-психологов делать наблюдения, которые были искажены личной интерпретацией или предыдущим опытом, и использовал результаты для разработки теории сознательного мышления.
Высококвалифицированные ассистенты получат стимул, например, тикающий метроном, и будут размышлять над своим опытом. Они сообщали, что стимул заставил их думать и чувствовать. Каждому человеку были даны одинаковые стимулы, физическое окружение и инструкции.
Метод интроспекции Вундта не оставался основным инструментом психологических экспериментов после начала 1920-х годов. Его самым большим вкладом было показать, что психология может быть полноценной экспериментальной наукой.
Таким образом, одним из способов, которым Вундт способствовал развитию психологии, было проведение своих исследований в тщательно контролируемых условиях, т. е. экспериментальными методами. Это побудило других исследователей, таких как бихевиористы, следовать тому же экспериментальному подходу и быть более научными. Однако сегодня психологи (например, Скиннер) утверждают, что самоанализ не был действительно научным, даже если методы, используемые для интроспекции, были таковыми. Скиннер утверждает, что результаты самоанализа субъективны и не могут быть проверены, поскольку объективно измерить можно только наблюдаемое поведение.
Вундт сосредоточился на трех областях психического функционирования; мысли, образы и чувства. некоторые из этих областей до сих пор изучаются в когнитивной психологии. Это означает, что изучение перцептивных процессов восходит к Вундту. Работа Вундта стимулировала интерес к когнитивной психологии.
На основании его работы и влияния, которое она оказала на психологов, которые последовали за ним, Вундта можно считать основателем экспериментальной психологии, обеспечившим себе место в истории психологии. В то же время сам Вундт считал, что экспериментальный подход ограничен в возможностях и что для исследования всех аспектов человеческой психологии потребуются другие методы.
Возникновение психологии как науки: объяснение
Психология — относительно новая дисциплина, официально открытая в 1870-х годах Вильгельмом Вундтом. Первоначально это была ветвь философии, которая превратилась в полноценную самостоятельную науку. Это потребовало напряженной работы многих блестящих умов и привело к созданию области, которая способствует решению различных человеческих задач: от заботы о нашем психическом здоровье до создания успешного маркетинга. Давайте посмотрим, как проходило это путешествие.
- Сначала кратко упомянем историю психологии, вытекающую из философии.
- Далее мы рассмотрим самоанализ Вундта и возникновение психологии как науки.
- После этого мы рассмотрим возникновение психологии как хронологии науки.
- Затем мы обсудим особенности психологии как науки.
- Наконец, мы упомянем некоторые ключевые аспекты эволюции современной психологии, такие как достижения в области технологий.
История психологии
Психология зародилась как раздел философии. Мы можем видеть влияние философии на психологию в том, как современные психологи часто теоретизируют об определенных гипотезах, прежде чем экспериментировать.
Мы также можем увидеть его корни в том, что некоторые концепции, считающиеся истинными, в основном или полностью основаны на теории, поскольку они не могут быть полностью изучены с научной точки зрения (например, модель памяти с несколькими хранилищами).
Знаменитый философ Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, существую», размышляя о человеческом сознании и показывая самоанализ.
Далее мы поговорим о самонаблюдении.
Рис. 1 – Психология как научная практика имеет философские корни.
Возникновение психологии как науки
Возникновение психологии как науки произошло примерно в конце 1870-х годов, когда Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию для научного изучения разума. Благодаря смене парадигмы психология стала научной благодаря своим контролируемым и стандартизированным методам исследования, высоконаучным технологиям и рецензируемым, воспроизводимым и достоверным исследованиям, которые она производит.
Первоначально психология начиналась как в основном философская дисциплина, в которую время от времени вкраплены биологические основы. Вундт стремился изучить разум эмпирически.
Самоанализ Вундта и возникновение психологии как науки
Первым человеком, назвавшим себя психологом, был Вильгельм Вундт, открывший первую психологическую лабораторию в 1879 году в Лейпциге и разработавший первую экспериментальную технику, считающуюся научной: самоанализ .
Это, как и следовало ожидать, оказало огромное влияние на курс психологии. Вундт продемонстрировал то, чего не смогли другие философы до него: что эту запутанную сущность «разума» можно изучать с научной точки зрения.
Это стало катализатором появления психологии как науки. Это стало прецедентом для многих психологов, которые пошли по его стопам. Вот почему Вундта считают отцом психологии.
Вундт подготовил многих студентов, чтобы они стали психологами. Среди них был Эдвард Титченер, основатель раннего подхода, известного как структурализм. Психологи-структуралисты считают, что мозг состоит из множества частей, подобно тому, как химики расщепляют химические вещества на более мелкие компоненты. Титченер — лишь один из многих психологов, на которых непосредственное влияние оказала работа Вундта.
Хронология возникновения психологии как науки
Различные подходы сформировали становление психологии как науки, и мы можем видеть это на временной шкале психологии. От психоанализа до бихевиоризма, от теории социального научения, а затем до когнитивной и биологической психологии мы можем видеть различные подходы и то, как они изменили то, как работает психология.
Давайте взглянем на историю каждой дисциплины психологии.
Психоанализ
Фрейд известен как отец психоанализа, полного психологических теорий и терапевтических практик, пытающихся разблокировать бессознательное. Фрейд считал, что раскрытие бессознательных воспоминаний и желаний может облегчить подавленные воспоминания и чувства.
Хотя психоанализ включает в себя беседу с психотерапевтом в терапевтической обстановке, он не основан на конкретных научных исследованиях. Это чрезвычайно субъективно, основано исключительно на чувствах и опыте человека.
Бихевиоризм
Одним из первых подходов к психологии как науке был бихевиоризм, который практикуется до сих пор. Поведенческие психологи считают, что мы можем объективно и научно изучать поведение и что любое поведение приобретается и поддерживается посредством обусловливания.
Психологи-бихевиористы не согласились с научной обоснованностью интроспекции. Поэтому они изучали человеческое поведение, используя те же методы, что и другие научные дисциплины.
В бихевиоризме различают два основных типа обусловленности: классическую и оперантную.
Классическое обусловливание
Классическое обусловливание, впервые изученное русским физиологом Иваном Павловым, заключается в том, что человек становится обусловленным для выполнения определенного поведения при предъявлении стимулов, связанных с этим поведением.
Ребенок может заплакать, увидев собаку, потому что ранее он был напуган собачьим лаем. Теперь ребенок ассоциирует собак с реакцией страха на плач.
Павлов обнаружил эту обусловленность, когда изучал пищеварение собак. Он заметил, что, когда собаки видели белые халаты лаборантов, у них начиналось слюноотделение, даже когда у ассистентов не было еды для них, потому что они ассоциировали ассистентов с их естественной реакцией на получение пищи (слюноотделением).
Рис. 2. — Павлов открыл классическую обусловленность, когда собаки научились новым ассоциациям с едой.
Оперантное обусловливание
Оперантное обусловливание, изученное в ходе известных экспериментов Б. Ф. Скиннера, представляет собой процесс, в ходе которого индивидуума вынуждают поддерживать или прекращать выполнение определенного поведения с помощью положительного и отрицательного подкрепления.
Скиннер обнаружил, что крыс и голубей можно заставить выполнять определенные действия, такие как нажатие на рычаги и клевание, если они получают награду или наказание, побуждающее их повторять желаемое поведение.
Мы также можем наблюдать этот эффект у людей.
Например, если ребенок убирается в своей комнате, мать может вознаграждать его сладостями, побуждая продолжать желаемое поведение.
Точно так же, если бы мать наказывала ребенка, отбирая игрушку, если он отказывался делать домашнее задание, это также имело бы желаемый эффект, так как это повышало бы вероятность того, что ребенок будет выполнять домашнее задание, чтобы избежать наказания.
Бихевиоризм развил научный подход Вундта к изучению психологии. Поведение является явным и может быть записано и изучено более объективно, чем мысли, а это означало, что внимание бихевиористов исключительно к изучению внешнего поведения считалось более научным.
Это помогло психологии утвердиться как науке.
Теория социального обучения
После бихевиористского подхода, который доминировал в первой половине 1900-х годов, Бандура представил концепцию теории социального обучения. Подобно бихевиоризму, Бандура считал, что наше поведение является прямым результатом раздражителей.
Однако он ввел понятие психических процессов и социальных взаимодействий (научение наблюдением) как играющих роль в поведении, которое было отвергнуто бихевиористским подходом как ненаучное. Другие утверждают, что нет способа объективно измерить, ведет ли кто-то определенным образом из-за того, что он видел во внешней среде.
Когнитивная психология
Полагая, что люди не просто наблюдают и копируют поведение или что простое наблюдение за поведением людей не объясняет, почему люди так реагируют, возникла когнитивная психология.
В 1930-х годах Жан Пиаже ввел понятие схем, совокупности внутренних мыслительных процессов, связанных с конкретными стимулами, которые можно использовать для управления поведением. Это можно измерить в лабораториях, используя сложные компьютерные программы и научные методы.
Биологические подходы
Другим подходом, использующим научные методы в психологических исследованиях, является работа, проводимая с биологической точки зрения. Эта область психологии направлена на то, чтобы ответить на сложные вопросы, такие как споры о природе и воспитании и о том, как человеческий разум работает на физиологическом уровне.
Исследования в области биологии человека для объяснения человеческого поведения следуют научному подходу, поскольку передовые технологии используются для следования научному методу, который мы подробнее обсудим ниже.
Характеристики психологии как науки
Основной характеристикой психологии как науки является представление о том, что наука и психологические подходы претерпевают смену парадигмы. Томас Кун представил этот как способ объяснить, как развивается научная практика.
Как упоминалось ранее, новые подходы в психологии превратили дисциплину в науку. Эти сдвиги парадигмы (новые подходы) происходят, когда что-то не может быть объяснено текущим используемым методом, и поэтому используется новый подход. Каждый новый подход имеет тенденцию быть более объективным и несоразмерным с другими подходами.
Кроме того, чтобы по-настоящему утвердить психологию как науку, она должна была иметь научные средства экспериментирования и термины, которые можно было бы стандартизировать во всей науке. Следование научному методу включает:
- Формирование гипотезы.
- Делаем наблюдения.
- Теории и процессы переработки.
- Представление результатов и теорий.
Вот некоторые термины, используемые в научных методах и психологических исследованиях.
Термин | Определение |
Наука | Систематический и объективный подход к наблюдениям и экспериментам над физическим и природным миром |
Эмпиризм 90 175 | Форма знания основана на том, что мы знаем и видим в проверенный эксперимент. Врожденных идей нет. |
Вывод | После наблюдений мы можем сделать выводы о разуме и поведении, вызванном стимулами. |
Объективность | Предотвращение влияния предвзятости или личных чувств на то, что мы изучаем, и на результаты этих исследований. |
Контроль | Исследования проводятся в условиях, которые снижают внешние факторы/выбросы, влияющие на результаты. |
Воспроизводимый | Те же результаты получены при повторных экспериментах (надежные и достоверные). |
Предсказуемость | Мы можем установить общие законы поведения в конкретных ситуациях. |
Проверка гипотез | Прогнозы либо доказаны, либо опровергнуты. |
Эволюция современной психологии
Психология развивалась несколькими путями: от технологических достижений до соответствия новым общественным нормам и этическим стандартам.
Первое психиатрическое учреждение
Со времен Вильгельма Вундта психология тесно связана с медициной. Выдающиеся ранние психологи, такие как Вундт и Павлов, также были врачами и физиологами. Это также делает психологию более значимой как науку, поскольку ее открытия можно использовать в медицинских учреждениях, чтобы внести ощутимые изменения в жизнь многих людей.
В Великобритании группа квакеров (христианская конфессия) во главе с Уильямом Тьюком основала первый центр лечения психических заболеваний человека. Этот центр назывался The York Retreat и был ориентирован на реабилитацию, а не на лечение.
Первое сканирование мозга
В современной психологии сканирование мозга является одним из наиболее объективных и научных методов изучения деятельности нашего мозга, который может иметь биологическое и психологическое применение. Однако на разработку и совершенствование этого подхода ушли столетия.
Первый метод нейровизуализации был создан Анджело Моссо в 1880-х годах. Это было известно как «баланс кровообращения человека» и представляло собой неинвазивный метод, который измерял, как кровь распределяется по телу, когда человек испытывает определенные психические или эмоциональные раздражители.
Следующим достижением в технологии сканирования мозга стала пневмоэнцефалография.
Пневмоэнцефалография — это метод, при котором спинномозговая жидкость выкачивается из головного мозга и заменяется воздухом, чтобы области мозга были более четко видны на рентгеновском снимке.
Несмотря на свою эффективность, этот метод был крайне небезопасен для пациентов и больше не применяется.
В 1927 году лауреат Нобелевской премии профессор Эгаш Мониш разработал метод визуализации мозга, который позволил исследователям более точно, чем когда-либо, увидеть кровеносные сосуды в мозге, вводя бромиды в кровоток. В конечном итоге его заменили на йодиды, которые оказались успешными для получения нейроизображений.
Этот метод позволяет психологам увидеть, есть ли аномалии в определенных областях мозга, которые могут вызывать некоторые психологические симптомы. Этот метод в основном используется нейрохирургами и с годами совершенствовался для уменьшения побочных эффектов.
В наше время мы в основном используем МРТ, ФМРТ и КТ для визуализации мозга. Они являются высоконаучными, поскольку они объективны и очень точны. Это хорошие примеры развития психологии как научной дисциплины.
Психологи перешли от простого размышления о мыслях к способности создавать высококачественные изображения областей мозга, чтобы понять и лечить некоторые из самых сложных психологических расстройств.
Рис. 3. Методы нейровизуализации совершенствуются вместе с современными технологиями.
Сканирование мозга показывает нам, что по мере развития технологий психология получает доступ к более научным методам исследования, что позволяет проводить более точные и важные исследования.
Становление психологии как науки. Ключевые выводы
- Психология зародилась как раздел философии и биологии.
- Первая психологическая лаборатория была создана в Лейпцигском университете в 1879 году Вильгельмом Вундтом, который стремился изучать разум с научной точки зрения.