Осознание себя как личности в социуме: что это, структура и функции, формы и уровни, развитие самосознания. – Осознание человеком самого себя. Уровни и этапы

Содержание

что это, структура и функции, формы и уровни, развитие самосознания.

Человек – это не только физиология, но еще и личность. Именно осознанием своей сущности люди отличаются от других представителей животного мира.

Самосознание

Что такое самосознание

Самосознание – это понимание человеком сути собственной личности, осознание своего места в обществе и целой картины мира. Это видение и анализ личных эмоций, чувств и мотивов поведения.

Особенность самосознания состоит в том, что человек образно раздваивается:

  • с одной стороны, он являются для себя объектом познания;
  • с другой – сознание выступает как субъект для изучения объекта.

При помощи самосознания мы видим свои эмоции, чувства и потребности, понимаем мотивацию совершаемых действий и то, какую роль играем в обществе. Мы осознаем себя как отдельную единицу, личность, но в то же время, встроенную в окружающий предметный мир.

Человек может сказать о себе: «Я Евгений Иванов, мне 47 лет, я слесарь. У меня есть родители, жена и двое детей. У меня удовлетворены потребности в крыше над головой, пище. У меня есть друзья, с которыми я провожу время на рыбалке и удовлетворяю свою нуждаемость в общении. Но еще я хочу иметь автомобиль и заниматься теннисом, сейчас я работаю, чтобы достичь этих целей».

Конечно, представленное описание очень примитивно, но оно отражает суть самосознания человека, который понимает свои характерные черты и особенности, отличающие его от остальных людей.

Самосознание личности в психологии

Понятие самосознания настолько сложно и многогранно, что в психологии до настоящего времени нет единой концепции его понимания. Синонимами слова являются: «Я самость», «Я-концепция», «самоидентичность».

Основы понятия сформулированы С.Л. Рубинштейном, который указал на возможность самосознания понимать себя, личное окружение и существующую структуру взаимоотношений с людьми.

По мнению С.В. Выготского, сознание себя оформляется у человека к концу подросткового возраста. Он связывает этот процесс с умением рефлексировать (размышлять, раздумывать), которое формируется к семи годам.

Согласно теории В.С. Мерлина понимание себя состоит из следующих составляющих:

  • Отличительные особенности от других субъектов и объектов.
  • Понимание собственных эмоций, наличие самооценки.
  • Осознание себя в качестве субъекта деятельности.

В качестве критериев самосознания в психологи выделены:

  1. Обособленность личности от окружающей среды (материальной и социальной).

  2. Понимание возможности управления самим собой – поступками и мыслями.

  3. Примерка на себя видимых качеств других людей.

  4. Способность видеть свои потребности и глубинные мотивы поступков.

  5. Осознание собственных черт характера и признаков личности, как имеющихся, так и желаемых.

Кроме того, в рамках самосознания в психологии выделяется такой фактор, как отношение к другим людям, оно тоже может быть различным.

Эгоцентрический слой предполагает, что индивид формирует отношение к окружающим сообразно их отношению к себе. То есть, если меня любят, то и я люблю, если уважают, то и я буду уважать.

Группоцентрическая стадия отношений базируется на принципе: «Если человек относится к определенной группе, то он правильный». Предполагается, что в эту же группу входит сама личность.

Просоциальным подходом обеспечивается понимание ценности любого человека, его принятие со всеми недостатками.

На высшем, эстохолическом уровне другие люди рассматриваются как часть духовного мира, позиционируется гуманность и терпение в отношении к любой личности.

Психология

Структура и функции самосознания

Относительно структуры понятия в психологии также нет единого подхода, рассматривается несколько альтернатив.

Так, в работах В.С. Мухиной в составе самосознания просматриваются: идентификация человека с собственным имением и физическим телом, половая принадлежность, самооценка и притязания на оценку со стороны социума.

В.С. Мерлин несколько иначе видит структуру понятия и включает в него:

  • Понимание личностных психических характеристик.
  • Осознание «Я» как активного субъекта.
  • Признание тождественности личности.
  • Оценку собственных психических качеств с точки зрения моральных и этических правил.

В.В. Столин определяет следующие части самопонимания: самооценка, создаваемый образ самого себя (тело, эмоции, чувства), конфликтная сущность своего «Я».

Обобщая имеющиеся концепции, структуру самопознания можно представить следующим образом:

  1. познавательная часть – осознание человеком всех сторон собственной личности;

  2. самооценка – отношение человека к своим характеристикам, как физическим, так и духовным, эмоциональным;

  3. саморегуляция – способность человека на основе знаний о себе, контролировать, регулировать и корректировать свое поведение и поступки.

Дополнительно к разным периодам жизни в структуру самопонимания также входят:

  • «Я» сегодняшний. Это представление о своей личности в текущий момент времени, осознание своего положения в реальности. Мы оцениваем существующие социальные роли: какой я работник, муж, отец и т.д. Если идеальный образ и реальный не совпали, возможно возникновение переживаний.
  • «Я» желаемый. Это представления человека об идеальном образе, к которому он стремится. В этот компонент входят: потребности, мечты и желания. Именно это «Я» является основным мотиватором к продуктивной деятельности.
  • «Я» предыдущее, включающее оценку себя в прошлом. Если в ранние периоды жизни у человека были неприятные или болезненные моменты, это может препятствовать реализации потребностей в будущем.

Все перечисленные компоненты самосознания связаны между собой и влияют друг на друга.

Функции

Самой важной функцией самосознания является саморегуляция. Поскольку мы себя полностью идентифицировали, осознали ресурсы (положительные и отрицательные характеристики, потенциал, возможности), понимаем потребности и желания, он может действовать в направлении к созданию своего идеального образа.

Когда личность заблуждается относительно собственных нужд или неадекватно оценивает имеющиеся возможности, то удовлетворения от своей деятельности она не получит. Либо устремится в неверном направлении, либо для исполнения желания не хватит сил и потенциала. В том и другом случае неизбежны разочарования и возникновение фрустраций (сильные переживания из-за несбывшихся надежд, ожиданий).

Саморегуляция убережет человека от бессмысленной траты сил и времени на ненужные цели.

Следующая функция самопонимание – это формирование индивидуальности. Личность всегда уникальна, каждый из нас неповторим. Только мы сами знаем, какие чувства проживаем, как реагируем на трудности и препятствия, наша боль – это только наша боль.

Мы имеем право на собственное восприятие жизни, личное мнение и хотим нести ответственность за поступки. Индивидуальность, уникальность приходится отстаивать в течение всей жизни.

Индивидуальность

Среди основных функций — определение личных границ, самозащиты. Мы учимся выстраивать свое поведение таким образом, чтобы меньше испытывать токсичного влияния со стороны окружающих. Неординарные личности часто подвергаются остракизму (гонениям) в обществе. Необычные способности и внешность, собственный взгляд на вещи, отличный от общепринятого, часто делают человека «белой вороной», которую собратья пытаются заклевать. Осознанное чувство покоя и уверенности в себе позволяют выстраивать крепкую линию защиты.

К примеру, если человек любит свое тело, он не станет гнаться за навязанными стандартами красоты, если считает аморальным делать подлости, не будет делать карьеру, «подставляя» коллег, даже если так принято в коллективе и т.д.

В психологии есть такой прием. Если вы уверенны в своей правоте, живете согласно выработанным принципам, то в случае нападок представьте себя резиновым шариком, который никто не сможет ущипнуть. Лучше потерять токсичное окружение, чем самого себя.

Формы и уровни самосознания человека

Самосознание проявляется в четырех формах, рассмотрим каждую из них.

Самопознание

Это понятие означает идентификацию себя среди других людей и окружающего мира, распознавание личных качества, физического тела, потенциала.

Самосознание приходит путем:

  • Самонаблюдения за итогами своей деятельности, результатов общения с окружением и анализа соответствия результатов с принятыми нормами.
  • Понимания оценок окружающих людей своей личности и действий, их отношения.
  • Анализа своих чувств, эмоций и потребностей, и их трансформаций.

Итогом самопознания является формирование системы представлений о себе самом.

Самоконтроль

Человек имеет возможность после проведения анализа своей сущности и поведения, провести их корректировку. Любые действия и психологические состояния поддаются изменению, если по мнению самого человека они противоречат его установкам, не дают должных результатов или вступают в противодействие с внешним миром.

Самооценка

Самооценка выражает степень принятия человеком своих качеств, особенностей и характеристик. В самом восприятии проявляется уровень любви и уважения к себе.

Адекватная самооценка характеризует уверенного в себе человека, способного на принятие решения, целенаправленных действий. При низкой, мы наблюдаем человека, зависящего от мнения других, с выраженным чувством вины и массой комплексов. Завышенная оценка личностных качеств выдает человека самоуверенного, надменного, не принимающего никакой критики.

Для достижения жизненных целей самооценку следует развивать до нормального уровня, в психологии существует много упражнений для повышения степени любви к себе.

Самопринятие

Эта форма самосознания предполагает:

  • Принятие себя как уникальной личности, без неоправданной критики и самоуничижения.
  • Самоуважение.

Самоуважение происходит в результате достижения поставленных целей и удовлетворения притязаний. Человек ставит рекорды в спорте, бросает курить, заканчивает писать роман – его самоуважение повышается, что хорошо влияет на самооценку.

Помимо форм, в психологии рассматривается 4 уровня самовосприятия:

  • Чувственный. Это низшая ступень, на которой происходит понимание своих психологических особенностей, переживаний, физиологических процессов. Это этап самоидентификации.
  • Образно-личностный. Дает признание себя как субъекта активной деятельности. Происходит самоактуализация, поддержание идентичности «Я».
  • Аналитический (иначе-рефлексивный). Человек проводит анализ и уточнение своих мыслей и поступков, наблюдает за проявлением эмоций в критических состояниях, анализирует совершенные промахи и неудачи, делает выводы.
  • Деятельный. На основе результатов и опыта первых трех стадий происходит саморегуляция, мотивация, коррекция поведенческих структур и самоконтроль. Это этап личностных изменений на основе самопознания.

Прохождение всех четырех уровней самосознания говорит о зрелости личности, застревание на одном их них требует дальнейшего развития.

Как формируется самосознание

Процесс становления самосознания точно описан в работах В.С. Мухиной в корреляции со становлением психики ребенка.

На первом этапе формируется представление человека о своем имени. Сначала он слышит его из уст родителей, начинает идентифицировать себя соответственно. Благодаря имени ребенок осознает себя как персону, личность. Затем происходит добавление фамилии и отчества, конкретизация усиливается.

Психика ребенка

В раннем школьном периоде имя может видоизменяться, появляются другие его интерпретации, прозвища товарищей. В юношестве многие придумывают себе другие имена, ассоциируя свою личность именно с ними. В этот период есть случаи изменения своих паспортных данных.

Следующей потребностью самосознания являются представления о теле, формируемые сначала через отношение близкого окружения (родителей, бабушек и дедушек), а затем – с использованием бытующих в семье традиций и культурных ориентаций.

Нуждаемость в признании происходит также в раннем детстве. Малыш познает, что такое хорошо и плохо, дозволено и не дозволено. Поощрение добрых дел и хорошего поведения приводит к стремлению совершения одобряемых действий.

Если притязания на признание не удовлетворяются со стороны взрослых, у ребенка формируются отрицательные качества — ложь, агрессия, неуверенность в себе, появляются комплексы.

В пубертатный период у подростка появляется половая идентификация. Конечно принадлежность к мальчикам или девочкам определяется уже к трем годам, чуть позже появляются стереотипы мужского или женского поведения.

В процессе самопонимания у человека происходит представление о социальном пространстве, т.е. условиях, в который происходит рост и развитие:

  • стиль и образ жизни;
  • культурные и этические ценности;
  • нормы морали;
  • отношение к религии и т.д.

В юношеском возрасте человек стремится овладеть как можно более широким социальным пространством (от группы товарищей во дворе до сферы политики). В этот же период углубляется рефлексия на внутренний мир для осознания своих потребностей и места в социуме.

Основными признаками становления самосознания являются: наличие целостного представления о себе, самоуважение, принятие себя, осознание любви, открытие внутреннего мира.

Развитие самосознания

Самосознание появляется у ребенка в раннем младенческом возрасте, к подростковому периоду оно формируется окончательно. Однако, это не значит, что в течение жизни не нужно заниматься восприятием себя.

Происходят изменения объективного мира и субъективных характеристик. Эти изменения требуют наблюдения и самопознания.

Первым делом необходимо проводить анализ текущей внешней и внутренней ситуаций и заново узнавать себя и свое отношение к изменениям. К примеру, с возрастом, тело начинает стареть и наше отношение к нему, сформированное в ранние периоды тоже будет меняться. С одной стороны, требуется усилить заботу о физическом здоровье, с другой – уметь принять возрастные изменения без излишних переживаний, с достоинством.

Также важно приводить самооценку к адекватному (нормальному) состоянию. В течение жизни уровень любви и уважения к себе может меняться из-за внешних причин или отношения близких людей. Нельзя позволять обстоятельствам посеять сомнения в уверенности в себе.

И последнее – необходимо своевременно проводить корректировку потребностей и действий соответственно жизненным изменениям. Останавливаться на знаниях о себе самом нельзя, предпринимать одни и те же действия, которые не приводят к успеху, не конструктивно. Поэтому процесс самосознания является перманентным и заканчивается только после физической смерти человека.

Смотреть видео

Осознание человеком самого себя. Уровни и этапы

Осознание человеком самого себя – ключевой показатель развития личности и души

 

Chto takoe osoznanieСколько бы вы ни прочитали книг, прослушали курсов и прошли тренингов, вы ни на шаг не продвинетесь в духовном и личностном росте и не измените свою жизнь в лучшую сторону, если не проживёте и вам не придет осознание всего, что изучали. Лишь глубинное прочувствование и осознание человеком всего, что происходит в его внутреннем и внешнем мире, способно вывести его на новый уровень бытия.

 

Chto takoe osoznanieОсознания приходят намного быстрее в кругу единомышленников. 

Узнайте, как в него попасть, на бесплатном вебинаре Константина Довлатова «Как превратить помощь другим в стабильный заработок?».

 

Содержание:

 

  1. Что такое осознание
  2. Для чего нужно осознание?
  3. Получение осознания — не то же самое, что становление более осознанным
  4. Что даст вам развитие осознания?
  5. Что можно осознать
  6. Упражнение, чтобы пришло осознание себя
  7. Три уровня или этапа осознания самого себя
  8. Развитие осознания через принятие

Что такое осознание

 

Люди часто путают такие понятия как «осознание» и «осознанность», а также «осознание» и «позиция наблюдателя». В чем же между ними разница и что такое осознание на самом деле? Осознание – это некое понимание, инсайт, озарение, рефлексия, если хотите. Что бы вы ни делали, о чём бы ни думали, какие бы эмоции и чувства ни переживали, как только появляется эффект «бинго» и глубинного понимания причин происходящего, можно говорить об осознании. Это такое состояние сознание человека, в котором он как бы «видит» или «чувствует» самого себя так, как будто бы смотрит со стороны. Осознание нужно нам для оценки собственных действий, получения информации о себе и понимания, какие факторы и как влияют на нашу жизнь.

 

Chto takoe osoznanieОсознаете ли вы свои родовые сценарии, которые, тем временем, незаметно управляют вашей жизнью?

Узнайте, как их обнаружить, на бесплатном вебинаре Константина Довлатова «Как перестать ходить по кругу родовых сценариев и взять жизнь в свои руки».

 

Для чего нужно осознание?

 

Если вы желаете жить полной жизнью, быть успешным, реализованным и гармоничным, то без осознания не обойтись. Когда вы начинаете осознавать, что происходит, вы перестаёте быть бездумным винтиком в механизме под названием «жизнь в материальном мире». Вы больше не робот с набором запрограммированных функций, а творец своей реальности. Начиная осознавать себя как целостного человека, разбираясь с истинными причинами своих поступков, поведения, способов реагирования, внутренних переживаний, образа мышления, вы начинаете владеть информацией, с помощью которой сможете производить позитивные трансформации в своей жизни по всем направлениям.

 

Получение осознания — не то же самое, что становление более осознанным

 

Осознание служит одним из аспектов того, чтобы стать более осознанным. Но для роста осознанности также необходимо воспринимать мир через свои «я», плюс уметь делать выбор, как вы реагируете на происходящее вокруг. Для этого вашему эго и нужны осознания. 

 

Три составляющие осознанности: осознание, опыт и знающее эго

 

Osoznanie i ego

  1. Знающее эго, само по себе, не является осознанностью. Оно существует только в связке с нашими «я». А чтобы быть «знающим», ему требуется осознание. 
  2. Наши «я», сами по себе, не всегда желают осознавать другие «я» или даже самих себя. Они смотрят на вещи исключительно под собственным углом зрения и считают, что жизнь должна проходить по их правилам, а все другие системы правил — хуже, чем их.
  3. Осознание же, само по себе, позволяет человеку воспринимать то, что есть на самом деле, но не дает возможности действовать.

 

Осознание и позиция наблюдателя

 

Важно различать осознание и позицию наблюдателя или наблюдение с помощью разума. Оно часто маскируется под осознание. Как же их отличить? Когда разум наблюдает, он начинает многое знать о вас и ваших других «я». Это знание возможно выразить словами. Наблюдающий разум — это психическая энергия, и ее расположение ощущается в верхней части головы.

 

Осознание — это тоже состояние, в котором появляется знание, но знание другого качества: оно «знает» как о том, что происходит в разуме, так и о нашем «я», не имеющем отношения к уму — нашей истинной сущности. При таком осознании вы видите все свои «я», без оценки и стремления что-то делать. Когда приходит осознание, человеку не хочется ни говорить, ни анализировать.

 

Что даст вам развитие осознания?

 

Kak razvivat

 

Развитие осознания – это крайне полезный навык для вашей повседневной жизни, позволяющий решать текущие жизненные задачи самым эффективным способом и обогащать свой внутренний мир.

 

 

  •        Благополучно разрешаются многие жизненные проблемы.
  •        Убираются препятствия на вашем жизненном пути.
  •        Вы легко повышаете свою самооценку и избавляетесь от деструктивных программ.
  •        Вы становитесь целостной личностью.
  •        Повышается ваша успешность во всех сферах.
  •        Вы получаете доступ к своему подсознанию.
  •        Вы выходите на путь своего предназначения.
  •        Вы обретаете гармонию с самим собой и окружающим миром.

 

Одним словом, осознание человеком всего и вся в своём жизненном пространстве способно творить настоящие чудеса. Развивая свою осознанность, вы получаете ключ ко всем дверям, вам открываются тайны вселенной и главные законы жизни. Тот, кто стал на путь осознания, однозначно получает позитивные изменения. Главное — не останавливаться на этом пути и действовать, смело и решительно.

 

Что можно осознать

 

Осознание деятельности и его уровни

 

Chto takoe osoznanieЛюбая деятельность предполагает проявление человеком себя в этом мире. Это определенный способ его взаимодействия с окружающей средой. К каждому действию нас сподвигают та или иная мотивация или мотивы.В разных жизненных обстоятельствах мы совершаем множество поступков, можно сказать, на автомате. В принципе, это нормально. Автоматизация – это способ сделать нашу жизнь менее энергозатратной.

 

Например, вы можете спокойно разговаривать по телефону и одновременно вести автомобиль. Или не задумываясь чистите зубы, наливаете себе чай, идёте по знакомой дороге на работу и т.д. В подобных ситуациях нам не надо акцентировать своё внимание на каждом действии, анализировать его и осознавать. Но дело в том, что то же самое происходит и в случае других, деструктивных действий, разрушающих нашу жизнь. Поэтому здесь важно переходить из режима автоматизации в режим осознания того, что вы делаете. Только так можно понять скрытые мотивы, реальные причины, почему вы поступаете так, а не иначе, и лишь подключив силу волю, изменить способ действий.

 

Осознание проблемы в жизни

 

Когда у человека что-то в жизни не ладится, то первый шаг к улучшению ситуации – это прохождение последовательных этапов осознания проблемы или, для начала, хотя бы её наличия. Пока нет понимания, что проблема есть, нет и мотивации, желания и возможности что-то с этим сделать. А далее необходимо найти и осознать причины, которые привели человека к данной проблеме. И когда случается та самая ЭВРИКА, у нас складывается вся картина целиком, становится понятно, откуда «ноги растут», и появляется вдохновение и силы действовать для решения возникшей задачи. Очень важно после осознания проблемы сразу начать действовать. Иначе энтузиазм быстро пройдёт, и велика вероятность, что вы скатитесь на старые рельсы.

 

Осознание смысла и цели

 

Это достаточно широкое понятие. Смысл может быть у действий, поступков, ситуаций, отношений, привычек, внутренних переживаний и т.д. Смотря в чём вы хотите разобраться на текущий момент времени. Может быть, это даже будут законы мироздания. То есть, осознание смысла – это, своего рода, лейтмотив любого осознания, потому что это и есть то самое понимание, озарение, истинная суть любых процессов, происходящих в вашей жизни. И от того, насколько глубоко вы сможете заглянуть в эту суть, будет зависеть и ваше дальнейшее развитие, и даже эволюция души.

 

Осознание ценностей и потребностей

 

Kak prijti k osoznaniyuЕсли человека спросить, что для него является самым главным и ценным, можно получить множество разнообразных ответов. А между тем, осознание ценностей и потребностей служит основным ориентиром для людей в этом мире. Это то, что составляет основу их мировоззрения, их картины мира, жизненных приоритетов. Система ценностей начинает формироваться у нас уже на первом году жизни. Конечно, она строится на основании общечеловеческих, культурных, этических, семейных, социальных ценностей, но в каждом конкретном случае приобретает личную неповторимую окраску. В жизни каждого из нас бывают судьбоносные моменты, когда происходит переоценка ценностей. Это и есть то самое осознание, которое позволяет выйти на новый уровень самого себя.

 

Духовное осознание мира

 

Присутствие духовной составляющей очень важно для нашей жизни. Невозможно познать всю полноту бытия, довольствуясь лишь его материальной частью. Поиск смысла жизни, изучение законов мироздания, соединённость с духом во внутренней и внешней жизни – всё это духовное осознание. И это не просто абстрактные рассуждения о тайнах вселенной, а, прежде всего, изучение своего микрокосмоса в его единстве со всей структурой мира. Это осознание всего сущего – внутреннего и внешнего – как единого целого. Кроме того, речь идет не только о знаниях и понимании, но ещё и состоянии, которое открывает Бога внутри каждого из нас, наполняет светом, дает силу и опору в жизни.

 

Упражнение, чтобы пришло осознание себя

 

Выберите любое простое действие, которое вы выполняете регулярно, например, чистка зубов, мытье посуды или прогулка с собакой. Когда будете заниматься этим в следующий раз, постарайтесь осознать тот факт, что вы выполняете данное действие. Уделяйте пристальное внимание тому, что вы делаете в каждом моменте. Почувствуйте, что происходит у вас в теле, в уме, в эмоциях.

 

Osoznanie svoih "ya"Если вы уже идентифицировали свои разные «я» и знаете их, постарайтесь понять, кто из них активен в настоящий момент. Может быть, одно из них пытается давить на вас: заставить чистить зубы быстрее, чтобы перейти к другим делам? А что говорит ваш внутренний критик? Внутренний перфекционист отвлекает вас своими мыслями, или, может, искатель приключений — своими фантазиями? Как вы себя чувствуете, когда эти внутренние «я» активны? Повторите это упражнение несколько раз и увидите, что становится все проще осознавать происходящее.

 

Три уровня или этапа осознания самого себя

 

Каждому человеку кажется, что он и так все осознает. Но на самом деле, большинство людей не отдают отчета своим действиям. Реальность такова, что большая часть наших мыслей и действий реализуются на автопилоте. Это не всегда плохо. Благодаря привычкам, стандартным действиям, импульсам и реакциям, мы можем жить без необходимости каждый раз останавливаться и думать каждый раз перед тем, как сесть за стол или завести машину.

 

Проблема в том, что когда мы живем на автопилоте слишком долго, мы забываем о том, что находимся на автопилоте. Потому что когда мы не осознаем свои привычки, стандартные действия, импульсы и реакции, мы их не контролируем. Они контролируют нас. Например, осознающий себя человек способен посмотреть на ситуацию со стороны и сказать: «Хм… каждый раз, когда мне звонит сестра и просит денег, я напиваюсь. Вряд ли это совпадение». Не осознающий себя человек просто берется за бутылку и ни о чем не думает.

 

Первый уровень осознания: что ты делаешь?!

 

На этом уровне в жизни человека много боли и страданий. Вспомните, за последние 30 дней сколько раз у вас:

 

  • были проблемы в отношениях с близким человеком?
  • вы чувствовали себя одиноко или казалось, что вас не понимают?
  • вам казалось, что вы действует непродуктивно, или вы вообще терялись в том, что следует делать?
  • вы недосыпали, недоедали, чувствовали себя слабым или нездоровым?
  • вы находились в стрессе из-за работы или денег?
  • вы пребывали в неуверенности относительно своего будущего?
  • у вас были проблемы со здоровьем или травмы?

 

Pervyj urovenВелика вероятность, что если вы все это просуммируете, то получите показатель, близкий к 30 из 30 последних дней. Постоянно все не так! Мы пытаемся отвлечься от боли: мысленно переносимся в другое время, место или мир, где безопасно и отсутствуют проблемы повседневной жизни. Мы сидим в телефонах, одержимо переживаем свое прошлое или возможное будущее, строим планы, которые не собираемся реализовывать или просто пытаемся обо всем забыть. Мы едим, пьем и подавляем самих себя, чтобы заглушить проблемную реальность. Мы прибегаем к помощи книг, фильмов, игр и музыки, которые переносят нас в другой мир, где нет боли и все всегда легко, хорошо и правильно.

 

В этом нет ничего плохого. Для хорошего физического и психического самочувствия человеку нужно иногда отвлекаться. Ключевое здесь — это осознание того, что мы делаем. Другими словами, мы должны выбирать, как будем отвлекаться, а не позволять отвлечениям делать выбор за нас. Мы должны делать сознательный выбор, а не пребывать в состоянии, когда просто не можем по-другому. И мы должны сами планировать начало, конец и конкретные дозы.

 

Мы все думаем, что знаем, как распоряжаемся своим временем. Но обычно мы ошибаемся на этот счет. Нам кажется, что мы работаем больше, чем на самом деле. Исследования показывают, что действительно работой большинство людей занимаются порядка трех часов в день, а остальное время просто бьют баклуши. Мы считаем, что проводим больше времени с друзьями и любимыми, чем на самом деле, что мы лучше и умнее, чем в реальности.

 

Некоторые пытаются применить радикальный подход и перестать отвлекаться вообще. Но цель не в этом, а в том, чтобы просто появилось осознание и контроль. Вместо того, чтобы «резаться» в компьютерные игры целый день, можно играть в них в свободное время, получая удовольствие и пользу. Можно позволить себе отключить мозги на какое-то время, если есть такая потребность, но вы должны осознавать, что делаете это, и способны вернуть внимание туда, куда нужно.

 

Главное — чтобы не было такого, что вас навязчиво тянет что-либо делать и вы это делаете, несмотря на то, что не желаете. Сюда относится и то, когда вы отвлекаетесь на собственные мысли. 

 

Второй уровень осознания: что ты чувствуешь?!

 

У вас когда-нибудь бывало такое, что вы злитесь, раздражены, а когда вас спрашивают, чем вы недовольны, вы начинаете орать: «Я ВСЕМ ДОВОЛЕН! Я АБСОЛЮТНО ВСЕМ ДОВОЛЕН! У МЕНЯ ВСЕ ХОРОШО! Я СЕЙЧАС РАЗОБЬЮ КЛАВИАТУРУ О МОНИТОР! Я ВСЕМ ДОВОЛЕН! ЧЕМ ТЫ НЕДОВОЛЕН?!»

 

Vtoroj urovenЛюди часто сталкиваются с тем, что чем больше пытаются взять себя под контроль, тем больше приходится иметь дело с сильными эмоциями, от которых они долго убегали. Именно поэт

Глава 2 Осознание себя как личности, способной на многое

Глава 2

Осознание себя как личности, способной на многое

Важнейшее условие для любого человека, стремящегося сделать карьеру, – особый душевный и умственный настрой, обретение необходимейшей для продвижения по служебной лестнице уверенности в себе, а также осознание себя полноценной личностью, способной на многие свершения и достижения.

Психологи отмечают, что успех во многом предопределен не столько элементами везения (без которых, правда, тоже зачастую не обойтись на тернистом и непредсказуемом жизненном пути), сколько все-таки определенной логикой, стереотипами поведения, заложенными в человеке, то есть и его уверенностью в себе, в своей личностной значимости и в своих возможностях.

Любой карьерный рост подразумевает то, что человек, заслуживающий повышения, не только справляется с возложенными на него в данный момент обязательствами, но и способен на большее. То есть начальство видит в нем задатки потенциального руководителя, знающего и умеющего человека, а главное – полноценную, состоявшуюся личность. И подобная личность непременно должна быть уверена в себе.

Не следует забывать, что представление у окружающих нас людей о том, кто мы такие, кем являемся и кем хотели бы стать, складывается прежде всего из того (хотя, конечно, и не только), кем, какой именно личностью, на что способной, представляем мы сами себя. И вот в этом отношении очень важна уверенность в себе, в том, что вы на самом деле являетесь полноценной личностью без каких-либо существенных недостатков.

Развитие в себе уверенности жизненно необходимо – она непременно передастся другим, что и скажется позитивно на ведении дел и карьерном росте. Ведь осознав то, что вы полноценно сложившаяся, знающая себе цену личность, работодатели, ответственные за ваше дальнейшее продвижение по служебной лестнице, придут к выводу, что вы заслуживаете большего, что ваше повышение оправдает себя.

Ну а представить себе неуверенного, мнительного и страдающего слишком явными комплексами неполноценности начальника практически невозможно. Как можно управлять другими людьми, если человек не способен управлять самим собой? – резонно размышляют работодатели, ответственные за повышение, которое должно привести к процветанию, а не к краху.

Но необходимо также учитывать, что для того чтобы сделать карьеру, достичь успеха и стать полноценной, заслуживающей подобного повышения и способной справиться с новой ситуацией личностью, следует не просто плыть по течению, подчиняясь обстоятельствам. Подобная пассивная позиция препятствует карьерному росту и реализации внутренних качеств.

Множество проблем также возникает в том случае, если человек не уверен в себе, сомневается в своих способностях и возможностях. Между тем не что иное, как осознание себя личностью, преображает человека и ведет к успеху. Поскольку только личность, причем уверенная в себе, способна изменить и собственную жизнь, и окружающий мир, и, следовательно, добиться желаемого результата.

Именно поэтому человеку, решившему добиться успеха в делах и продвинуться по служебной лестнице, прежде всего необходимо осознать свои особенности и возможности. Мало быть личностью, нужно осознавать себя ею, повышать свою самооценку. Подобный анализ по силам каждому, результат же, достигнутый с его помощью, просто удивителен.

Не бойтесь развивать в себе здоровое честолюбие, повышать свое мнение о себе. Так, например, по словам Линкольна, сделавшего головокружительную карьеру, стремление к собственной значимости является одной из главнейших черт, отличающих человека от животного.

Памятка карьериста

Желая достичь успехов в карьере, нужно внимательно следить время от времени за предоставляющимися возможностями. Одна из них может оказаться судьбоносной, но предугадать, какая именно, невозможно. Очень важно не пропустить то, что поможет вам в воплощении вашей мечты.

Для того чтобы почувствовать себя личностью, следует понять, что ваше внутреннее «я» самостоятельно, самодостаточно и полноценно. Не стоит бояться проявлять некоторую уместную твердость в какой-либо ситуации или обстановке, в общении с подчиненными или руководителями. В любой жизненной ситуации руководствуйтесь прежде всего тем, что у вас есть свои собственные принципы и самостоятельные суждения, а также устремления, которые вы непременно решили воплотить в жизнь. Конечно, нельзя не проявлять уместную лояльность и мягкость, показывать окружающим, что вы понимаете и готовы поддерживать в меру сил их собственные интересы. Но в то же время не забывайте и о своих интересах и целях.

Помните, что в тот момент, когда личность уверена в собственной правоте, не подчиняется чужому влиянию, из своего опыта и опыта окружающих ее людей она способна вынести свои собственные суждения и правила, которыми и руководствуется в той или иной ситуации.

Кроме того, человек, считающий себя личностью, не просто ценит и любит себя (что, конечно же, необходимо), но и, понимая свои недостатки и избавляясь от них, стремится к самореализации. Это одна из основополагающих черт подлинной личности, обеспечивающих ей карьерный рост и удивляющий окружающих успех.

Именно поэтому следует помнить о том, что личность постоянно меняет и самосовершенствует себя, открывая в себе новые возможности, развивая свой творческий потенциал, освобождаясь от ненужных зависимостей.

Учитывайте, что окружающие зачастую воспринимают человека таким, каким он сам видит себя. Поэтому необходимо избавляться от малейших сомнений в полноценности своей личности. Конечно, в той или иной степени комплексы присущи практически каждому. Вот только одни сохраняют способность смотреть на свои недостатки трезво и относиться к ним разумно, а другие слишком их преувеличивают или же пытаются доказать себе и окружающим, что подобные проблемы им неизвестны.

Надеемся, вы уже усвоили, что успехи на социальном и профессиональном поприщах возможны не только при наличии характера, силы воли, цельности, но и уверенности в себе.

При этом не стоит думать, что формирование себя как личности будет непременно сопряжено с экстравагантностью, стремлением к мировой известности, громкой славой. Самое главное – чтобы карьерный рост устраивал прежде всего вас самих. Личность не всегда (и вовсе не обязательно) должна быть выдающейся, запечатлевшейся в веках. Чтобы стать «кем-то», достаточно иметь свою «самость» и ощутить себя уверенным и полноценным, знающим специалистом в какой-то сфере.

А чтобы стать личностью, осознать свою полноценность, достаточно для начала научиться относиться к своим проблемам и затруднениям с юмором. Безусловно, не стоит забывать, что ваши привычки, которые складывались годами, за несколько дней изменить просто невозможно. Но постепенная кропотливая работа преобразит вас, сделав сильным и уверенным в себе и в своих способностях.

И огромную помощь в этом способен оказать аутотренинг. Достаточно посвятить лишь несколько минут в день самовнушению, и результат превзойдет все ваши ожидания.

Для занятий аутотренингом назначьте себе несколько минут, предположим, сразу после пробуждения и перед сном. Это оптимальное время, так как организм полностью расслаблен, готов к психоэмоциональному восприятию информации, корректирующей не только установки, заложенные у человека в сознании, но и отложившиеся глубоко в подсознании.

Но для подобного формирования уверенной в собственных силах и готовой к новым победам личности необходимо как можно лучше расслабиться (прежде всего физически) и в то же время сконцентрироваться на одной мысли. Для этого закройте глаза, отвлекитесь от всего, стараясь очистить мозг от тревожащих вас проблем и размышлений.

Для начала можно представлять какой-то образ, предположим, образ жаркого, очень яркого огромного солнечного диска, питающего вас энергией, дарующего вам силу и возвращающего внутреннюю гармонию и равновесие.

Наука нам поможет

Опыт показывает, что руководители солидных предприятий охотнее продвигают по служебной лестнице тех сотрудников, которые часто берут на себя инициативу в служебных делах. Исполнительность, оказывается, является не столь ценным качеством работника с точки зрения начальства, как умение мыслить самостоятельно.

Лишь после этого, когда вы почувствуете, что напитались энергией и очистились, вошли в расслабленное восприимчивое состояние сознания, про себя или вслух повторяйте нараспев выученные наизусть слова аутогенной формулы. Но озвучивайте вызубренный текст не механически. Старайтесь вслушиваться в смысл произносимого.

Текст вы можете составить сами, а за основу возьмите, например, нижеприведенный:

– Я полноценная личность, уверенная в своих силах, способностях и знаниях. Я знаю, что у меня все прекрасно получится, я верю в себя. Я знаю свои недостатки, которых не так уж и много, и борюсь с ними. Я знаю свои достоинства, которых очень много, и пользуюсь ими. Я каждый день самосовершенствуюсь и знаю, что могу достичь всего, чего захочу.

Повторяйте этот или любой другой текст, основанный на положительном внушении, 3 – 5 раз. Делайте это медленно, вдумчиво и нараспев. После этого не вставайте сразу, принимаясь за бесконечные дела, а посидите немного, расслабившись, как бы впитывая полученную информацию.

Если неуверенность и сомнения в себе как в полноценной личности, способной на многое, все же слишком сильны, попробуйте проделать такое психологическое упражнение.

Сядьте и постарайтесь расслабиться в самой удобной для вас позе. Закройте глаза, проследите, чтобы дыхание выровнялось. Представьте, что вам необходимо принять какое-то серьезное, подразумевающее большую ответственность решение. У вас появились сомнения? Вслушайтесь, какой голос и как произносит эти самые слова сомнения, насколько он мешает принять решение, а также откуда он исходит – из вашего сознания или подсознания.

Что именно произносит голос: дает указания («ты должен..», «ты обязан..»), сомневается («а правильно ли это..», «а может, лучше все же…») или отвергает («нет, ты не прав…», «да, ты не в состоянии с этим справиться..»)?

Вдумайтесь, каким тоном это произносится, когда вы слышите такой голос, то есть ведете практически незаметный для самого себя спор или просто прислушиваетесь к таким указаниям, на самом деле чуждым вам. Знаком ли вам этот голос, кого напоминает? Осознайте, что же именно вы чувствуете по отношению к этому голосу.

После этого дайте голосу имя, которое и отразит его сущность. Например: Критик, Прокурор, Преследователь, Приземляющий, Боязливый, Совершенство, Зануда, Изобличитель, Тормоз, Упрекающий, Останавливающий и т.п.

Затем сами станьте для себя Критиком, Занудой или Прокурором, живущим в вас. Прежде всего объясните своей целостной личности то, как она в вас нуждается. Расскажите, какой без вас будет беспорядок.

В качестве своего внутреннего «я» осознайте, какие ценные, нужные свойства и качества есть у вашего Критика или Прокурора. Какую пользу, какое содействие от него вы получили. Решите, как сохранить его положительные моменты и в то же время убрать отрицательные, негативные, мешающие принимать правильные решения – неуверенность в собственных силах, колебания и тому подобное.

После этого постарайтесь и дальше с юмором воспринимать этот голос, слушать его, когда он пытается вами руководить, и решать, стоит ли воспринимать его всерьез и следовать его указаниям.

Когда вы осознаете, что стали личностью, способной поверить в собственные силы и способности, запомните несколько основополагающих правил, которые позволят вам в дальнейшем оставаться столь же выдающейся личностью и эффективно делать карьеру, стремясь к успеху и новым победам.

Памятка карьериста

Не пренебрегайте ничьей помощью. Вам следует иметь в виду, что любое, даже самое незначительное на первый взгляд дело может стать тем ключиком, который приведет к желанной цели. Поэтому если вдруг предоставилась какая-то возможность продемонстрировать свои способности, поспешите ею воспользоваться.

Одним из важнейших является принцип, которым руководствуется любая полноценная и достигшая определенного умственного и морального развития личность, – ни в коем случае и ни при каких условиях нельзя останавливаться на достигнутом (это относится прежде всего к внутреннему развитию). Постоянное самосовершенствование необходимо для того, чтобы вы чувствовали себя не просто рядовой посредственностью, а личностью, способной на многое.

Гармоничная реализация всего творческого или интеллектуального потенциала человека предполагает непременное понимание своих способностей и возможностей, а также самого себя как неординарной и полноценной личности.

Известно, что одной из самых сложных проблем для многих людей является невозможность победить собственный страх инноваций, активных действий, поверить в себя, в свои силы и способности и в то же время не останавливаться на достигнутом, постоянно стремясь к самосовершенствованию.

Для того чтобы стать полноценной личностью, способной сделать головокружительную карьеру, необходимо развить смелость и уверенность в себе. Это непременно поможет вам расширить свой кругозор, стимулирует энтузиазм, деловую активность и поможет осознать, чего вы требуете от себя, от жизни, от окружающих, а также позволит выражать свои идеи более определенно. Все это – необходимая составляющая успеха в любом деле.

И помните, что успех приходит к тому, кто верит в него и верит в себя, в свой личностный потенциал.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Самосознание — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2019; проверки требуют 2 правки.

Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

«Ребёнок далеко не сразу осознаёт себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.»

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

Развитие самосознания[править | править код]

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трёх лет, когда ребёнок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.
  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания[править | править код]

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
  • сознание своих психических свойств и качеств;
  • определённая система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания[править | править код]

  • Самопознание — получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.

Значение самосознания[править | править код]

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие сознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.

В философии самосознание есть сознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя, и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание выступает условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь, единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в этом значении оно понимается как непосредственно само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

что это такое и как можно осознать себя и пробудить?

Прошло уже достаточно много времени с момента выхода фильма «Матрица». Казалось бы абсурдная идея, но она все чаще приводится в пример учеными, пытающимися объяснить картину мира. Нет, речь идет не о сверхкомпьютерах и криогенных камерах, в которых спит физическая оболочка человека. Скорее можно говорить о большой «игре», в которой каждый играет какую-то роль. И не всегда эта роль подходит «актеру». Осознание своей настоящей сущности позволяет вырваться из этого порочного круга, начать жить по-настоящему. Это означает пробуждение – выход из социального анабиоза. О том, каким образом можно инициировать осознание и пробуждение, поговорим далее.

Что такое осознание?

Осознание — это полное понимание и принятие всего, что происходит в жизни, включая свои поступки, мысли, желания. Зачем это нужно? Для того, чтобы прожить свою жизнь осознанно, выполнить свое истинное предназначение. Открыть глаза и увидеть свой настоящий жизненный путь. Что это даст? Ощущение гармонии, счастья, полноты своей жизни. Ведь, по сути, не важно сколько у человека денег, в каком доме он живет или на какой машине ездит на работу.

Главное, чтобы он был счастлив в своей жизни, чтобы ему хватало того, что он имеет. Осознание себя, своих желаний и потребностей, позволяет понять направление, по которому стоит двигаться, не распыляясь на ненужные вещи. Осознание и пробуждение – ключ к себе настоящему и целостному.

И если с осознанием все более-менее понятно, то, что такое пробуждение? Почему столько внимания уделяется необходимости совершить его? Пробуждение – это момент перехода от неведенья к осознанию. Это словно открыть глаза после длительного сна или скорее анабиоза. «Социального анабиоза», продиктованного нам обществом, его коллективным разумом или традициями. Но прежде, чем поговорить об осознании и пробуждении, коснемся вопросов этого «сна» и его «сновидений».

Пройти тест на тип личности

Почему личность «спит»?

Многие мыслители упрекали социум в насилии над личностью, в подавлении ее истинной сущности. Все ли так однозначно на самом деле? Наверное, нет. Дело в том, что существуют объективные законы социальной природы. То, что хорошо для одного, может навредить другим. Как уберечь этот баланс? Общество не придумало ничего другого, кроме правил, порядков или традиций.

Время от времени традиции меняются, тогда мы говорим о моде. Осознание и пробуждение безусловно полезны для конкретно взятого человека, но могут быть губительны для социума, поскольку ему сложнее становится контролировать свободную личность. Во всяком случае, если речь идет о технократическом обществе.

Осознание – это скорее духовный термин, но в данной публикации мы рассмотрим его психологическое и социальное значение. Каждому человеку до рождения выбирается определенная роль. Это называется жизненной миссией или предназначением. Независимо от того, кем он станет: созидателем или разрушителем, революционером или чиновником. Определенная роль заложена в его генах, пронизывает его дух и ауру.

Но нужны ли свободномыслящие люди социуму, как единому механизму? Ему нужны учителя, врачи, милиционеры, военные. Обществу нужны профессии, а не личности. С одной стороны, не плохо, если социальная роль хоть немного совпадает с предназначением. Но, что происходит, если кто-то попадает не в свою «тарелку?» – Депрессия, стрессы, упадок сил, сплошной негатив, это лишь «первые ласточки» на пути к саморазрушению. Пробуждение становится единственной возможностью уберечься. Но как понять, что человек «спит?»

Как понять, что пора «проснуться?»

Признаки того, что человек сбился с истинного пути, достаточно красноречивы, чтобы оставаться незамеченными.

  • Непонимание жизненной цели;
  • Регулярное сравнивание себя с другими людьми;
  • Жить прошлым, а не настоящим днем;
  • Отсутствие развития и прогресса;
  • Пассивность в принятии решений;
  • Неудачи на работе или в личной жизни;
  • Хроническая усталость, депрессия.

Если все это можно сказать о каком-то человеке, то ему необходимо как можно быстрее начать свое пробуждение, иначе он так и не проснется от ежедневной рутины. Чтобы этот процесс не растянулся на многие годы, желательно ознакомиться с основными способами пробуждения и осознания.

Эффективные приемы пробуждения.

Поскольку осознание себя приходит только в процессе познания, то пробуждение носит исследовательский характер. Здесь не обойтись без самоанализа, работы со своим подсознанием. Мы не будем описывать чрезмерно экзотические практики, а приведем те, которые можно проделать самостоятельно, без помощи духовного наставника.

  • Задать себе правильные вопросы;
  • Наблюдать за своим телом, эмоциями, разумом;
  • Принимать себя настоящего;
  • Вести активный образ жизни;
  • Избавиться от страхов и комплексов;
  • Практиковать медитацию;
  • Перестать гнаться за материальными благами.

Эти простые рекомендации помогут быстрее достичь состояние осознания и пробуждения. Возможно, кому-то они покажутся очень простыми, но не стоит создавать себе лишние трудности. Порой очевидные вещи находятся у нас под самим носом.

1. Правильные вопросы.

Для начала, не мешает задать себе несколько наводящих вопросов:

  • Кто я?
  • Что я делаю?
  • Почему я это делаю?
  • Как я это делаю?

Ответы на них помогут осознать свою жизнь, выключить эффект автоматизма, запустить осмысление. Возможно, не получится ответить на них сразу, но появившееся желание это сделать станет первым этапом на пути к пробуждению.

2. Наблюдение за телом, эмоциями, разумом.

Физическая, интелектуальная и эмоциональная активность взаимосвязаны. Наблюдая за своим дыханием, мыслями, чувствами, переживаниями, человек начинает осознавать особенности своей физиологии и психики. Вероятно, сразу не удастся научиться ними управлять. Но это уже не будет бессмысленное существование.

3. Принятие себя настоящего.

Стоит попробовать быть честным перед самим собой. Если ощущаем гнев, то не лукавить, называя его чем-то другим. Если боимся, то необходимо иметь смелость признать это. Осознание себя возможно только через искренность. Обман уводит человека в сторону, мешая ему понять то, кем он есть на самом деле.

4. Активный образ жизни.

Проактивность подталкивает к действиям, к развитию, самоанализу. Даже утренняя пробежка, возведенная в разряд ежедневного ритуала, способна пробудить наш скрытый потенциал. Осознание – это активный процесс. Чтобы он произошел, необходимо перебороть свою инертность или пассивность.

5. Избавление от страхов и комплексов.

Страхи и комплексы, чаще всего, чужды психике человека. Они зарождаются в ответ на давление со стороны окружающих людей: семьи, кампании, социума. Боязнь не оправдать чужие ожидания, переживания по поводу собственной несостоятельности мгновенно пропадают на необитаемом острове. Значит причина их не в нас самих, а в нашей реакции на окружающих. Осознание придет намного быстрее, если перестать гнаться за общественными трендами, начать жить так, как этого хочется по-настоящему.

6. Медитация.

По своей природе, медитация – это расслабление, погружение в свое подсознание. Совершенно не обязательно принимать замысловатые позы, содрогать окружающее пространство монотонными звуками. Достаточно просто прийти туда, где получается успокоиться, чтобы хоть на время отвлечься от ежедневной рутины. Для кого-то – это рыбалка, для другого – укромная лавочка в ближайшем парке, а для третьего – любимый гамак в деревне. Когда человек свободен от посторонних мыслей, тогда возможно осознание своей истинной природы.

7. Прекращение погони за материальными благами.

Речь идет не об отшельнической жизни. Нет, человек – продукт социума, поэтому желательно из него не выпадать. Просто, в погоне за деньгами, люди очень часто отклоняются от правильного курса, в итоге понимая, что могли прожить иначе. Если заниматься любимым делом, то есть все шансы стать настоящим профессионалом. В таком случае человек всегда сможет заработать, не будет бедствовать. А неправильный выбор профессии, под давлением социальных трендов, в итоге приведет только к депрессии или разочарованию. Работать надо, чтобы жить, а не наоборот.

Сегодня мы разобрали такие важные понятия, как осознание и пробуждение. Без них можно так и не обрести свой жизненный путь, в итоге работая не там, где хотелось бы, общаясь не с теми, с кем приятно, живя в чужом доме. Осознание себя открывает совершенно другую реальность, полную ярких красок и радости. Поскольку большинство людей крепко «спит» под властью социума, то им необходимо пройти пробуждение, благодаря чему их глаза буквально откроются на окружающий мир. Следующим этапом станет осознание, которое принесет с собой ощущение целостности и гармонии, поможет стать самим собой.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Хорошая самооценка или осознание себя как личности

  Хорошая самооценка является одним из камней, на которых стоит чувство счастья. Зачастую плохая самооценка не дает человеку чувствовать себя счастливым. Плохая самооценка заставляет человека ограничивать свои действия там, где они были бы уместны. Например, парень с плохой самооценкой может не подойти к девушке из-за страха быть отвергнутым. С другой стороны именно этой девушке он мог понравиться. Другой пример — человек, занимающийся не любимым делом, который считает, что он недостаточно хорош, что бы заниматься тем, что ему действительно нравиться и в чем он хорошо себя проявляет.

  Хорошая самооценка происходит из конструктивного на нее взгляда. Хорошая оценка подчеркивает как сильные стороны человека, так и обращает внимание на слабые стороны. Хорошая оценка часто стоится на всестороннем знании мира. Зная законы и предположения статистики, социологии, философии, истории и т.д., намного проще сложить более четкое представление о собственных силах. Хорошая самооценка не имеет ничего общего с переоценкой собственных сил.  

  Проблема хорошей самооценки человека состоит в том, что он не всегда способен разделить оценку своих действий и своей личности. Очень часто сделав ошибку человек, полностью отождествляет свою личность со своей ошибкой и делает ложный вывод, что его личность плохая. Хотя если взглянуть на эту же ситуацию со стороны, то очевидно, что плохой не человек, а его поступок.

  Личность человека не может быть оценена. Личность подобна реке, из которой вылетают капли идей и поступков. Каждая капля имеет что-то общее с рекой, но она не способна даже частично описать сущность всей реки. В то время как капли можно измерять и сравнить, река слишком объемена и текуча, что бы ее можно было измерять или оценить.

  Разъединение понятий личности и действий ключевой момент к конструктивному взгляду на свою самооценку. Каждое отдельное действие описывает только ничтожно малую часть личности. За свою жизнь человек меняет тысячи шаблонов поведения. Зачастую каждый из этих шаблонов поведения человек считает своей сутью и называет его «Я».

  Если вы считаете что у вас плохая самооценка, учитесь разделать свою личность и свои поступки. О ваших поступках знают все окружающие и ваша память. Ваша личность – это то, что у вас есть в данный момент. Нет смысла делать выводы о своей личности по поступкам сделанным ранее. Ваши поступки могут быть хуже или лучше поступков других людей. Ваша личность никогда не будет ни лучше, ни хуже личности другого человека.

  Очень часто отождествление личности и поступков не дает возможности изменить свое поведение. Человек поступая, по своим убеждениям плохо, не меняет шаблон своего поведения, считая этот шаблон своей личностью. Разъединение понятия шаблон поведения и личность может дать возможность человеку создать себе такой шаблон поведения, который будет приносить хорошую самооценку. Так же человек сможет менять свои шаблоны поведения так часто как ему будет нужно. 

  Хорошая самооценка и осознание себя как личности плотно связаны. Упор человека, осознающего себя в первую очередь как личность и уже потом как действия, смещается. С самокритики человек переходит на воспитание в себе шаблона поведения, который бы приносил чувство счастья. Счастье включает хорошую самооценку, чувство удовлетворенности от жизни и многое другое.

Андрей Тоцкий

Личностное самоопределение — Википедия

Самоопределение — это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы.[1]

Результатом самоопределения является осознание своих целей, жизненных планов, общественных требований и их сопоставление[2]

Большое развитие получило это определение в работах С. Л. Рубинштейна[3]. Он раскрывает идею активности субъекта самоопределения. Для Рубинштейна самоопределение заключается в самодетерминации, то есть собственной активности субъекта, так как человек сам сознательно определяет свое отношение к миру, в котором существует. Личностное самоопределение является нахождением уникального образа «Я», постоянным развитием этого образа и его утверждением среди окружающих.

Многообразие и сложность процесса самоопределения приводит к тому, что выделяют различные виды самоопределения. В основном, выделяют три вида: жизненное, профессиональное и личностное[4]. Жизненное самоопределение выражается в выборе и реализации социальных ролей, жизненного стиля и образа жизни, а личностное — в нахождении индивидуальности собственного Я и его утверждении среди окружающих[5]. Профессиональное самоопределение — это самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив.

Личностное самоопределение — это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев.[6]

М. Р. Гинзбург предложил одну из наиболее проработанных концепций самоопределения личности, в которой он рассматривает два компонента: ценностно-смысловой и активно-деятельностный[7]. В основу рассмотрения понятия самоопределения автор кладет представление о двойственной сущности человека, который живет в двух плоскостях: ценностно-смысловой и материально-временной. В материально-временной плоскости человек реализует свои ценности и смыслы. Эту схему автор дополняет тремя компонентами: прошлым, настоящим и будущим, используя понятие «жизненное поле личности».

Жизненное поле личности — это «совокупность индивидуальных ценностей и смыслов и пространства реального действования — актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее». Иными словами, в этом поле представлены личностные смыслы и три временные категории. Психологическое прошлое содержит в себе опыт, психологическое настоящее — возможности для самоопределения, а психологическое будущее — проект, идеальное видение себя, которое мотивирует и придает ценность психологическому настоящему. В этой концепции самоопределение рассматривается как самостоятельное выстраивание человеком своего жизненного поля. Переход от старшего подросткового возраста к юношескому является основным для возникновения психологического процесса личностного самоопределения. Основные характеристики включают в себя:

  1. Потребность в личностном самоопределении является потребностью в формировании смысловой системы, которая отражает представления о себе и о мире;
  2. Личностное самоопределение направлено в будущее;
  3. Личностное самоопределение в большей мере связано с выбором профессии, но не сводится к нему. Л. И. Божович отмечает «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что, с одной стороны, является определением будущей профессии и планированием дальнейшей жизни, а с другой — поисками смысла своего существования[8]

Личностное самоопределение и идентичность[править | править код]

Идентичность — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний.

Можно сделать вывод, что понятия идентичность и самоопределения в некотором плане схожи. Ключевым является то, что самоопределение характеризуется как процесс, а идентичность – свойство личности, ее состояние. В таком случае наблюдается генетическая связь между этими понятиями. В последующих теориях идентичность тоже начала рассматриваться как динамический процесс. Но процессуальность самоопределения отличается тем, что она предполагает выбор ценностей, выбор социальных ролей из возможных альтернатив. Процессуальность идентичности заключается в том, что идентичность не является статичной, что статусы могут изменяться под воздействием новых факторов и событий.  Н.В. Антонова и В.В. Белоусова  предположили, что самоопределение является «одним из механизмов формирования и развития идентичности»[9]. На основе работ Дж. Марша и советских психологов они предложили свою модель идентичности как динамического процесса, включающего в себя:

1)                   Идентификацию со значимыми другими, в ходе которой идет принятие ценностей значимых других, например, родителей.

2)                   Интериоризацию мнений, которые высказывают другие люди о себе. Таким образом, идет принятие их мнений и отражения на себя.

3)                   Самоопределение как процесс принятие решений относительно себя, своих целей, качеств и ценностей. Этот процесс начинается во время кризиса идентичности и приводит к ее формированию.

Идентичность является результатом процесса самоопределения.

Процесс самоопределения в юношеском возрасте[править | править код]

Самоопределение и формирование идентичности является основной задачей подросткового возраста.

«Центральный психический процесс переходного возраста — развитие самосознания. Периодом возникновения сознательного я, как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст»[10]. Перестройка самосознания связана не только с развитием когнитивных способностей, но и с появлением у подростка новых вопросов к себе и новых точек зрения и углов, с которых он себя рассматривает.

По Э. Эриксону, до подросткового возраста происходят определенные кризисы и идентификации[11]. Эти предшествующие подростковому возрасту детские идентификации составляют психологическое прошлое, а формирующаяся идентичность — психологическое настоящее и будущее. При рассмотрении личностного самоопределения М. Р. Гинзбург предлагает отказаться от рассмотрения психологического прошлого, поскольку «для подростка прошлое (ребенок) снято в настоящем, то <…> связи «прошлое-будущее» фактически переносятся на связи «настоящее-будущее, то есть в настоящем присутствует и настоящее и прошлое»[7]. Психологическое настоящее включает в себя два компонента: самопознание, относящееся к ценностно-смысловой плоскости, и самореализацию — воплощение ценностей в реальной деятельности.

Успешное самоопределение зависит от количества освоенных социальных ролей, «включенностью в различные общности». Процесс самоопределения является активным и гибким, предоставляя возможность опробовать различные роли и на их основе выстроить свою систему ценностей. Таким образом, успешное самоопределение характеризуется наличием у личности большого спектра значимых ценностей, а неуспешное — узким спектром или отсутствием ценностей. В первом случае субъект чувствует, что его жизнь осмыслена, а во втором — переживает бессмысленность существования. Для подросткового и юношеского возраста свойственно задаваться вопросами смысла жизни, рассуждать о глобальных проблемах и пытаться найти свое место в этой системе. Размышление над такими вопросами и является одним их признаков происходящего процесса самоопределения. Если юноши и девушки активно обсуждают между собой или со значимыми взрослыми этот вопрос, это свидетельствует об активном процессе самоопределения, но если такая заинтересованность отсутствует, это может свидетельствовать об искажении этого процесса.

Психологическое будущее играет большую роль в мотивации. В зависимости от того, каким представляется будущее подростку, оно может либо приобретать ценность и мотивировать, либо обесценивать настоящее и демотивировать. В юношеском возрасте важную роль играет выбор будущей профессии. Молодой человек готовится к тому, чтобы занять свое определенное место в обществе. Он проецирует видение себя как профессионала в будущее, делает это будущее наполненное смыслом и определенностью. При невозможности совершения этого выбора будущее кажется неопределенным и бессмысленным. Кроме этого, важной характеристикой психологического будущего во временной плоскости является его прогнозируемость. Это значит, насколько оно кажется планируемым или случайным. Наличие плана достижения целей и знаний, какие средства для этого необходимы, делают будущее организованным и структурированным.

На то, как будет протекать процесс самоопределения и формирования идентичности в юношеском возрасте во многом влияет прошлый опыт, в частности некоторый факторы:

  1. Если были сильные идентификации с родителями, то обретение преждевременной идентичности наиболее вероятно.
  2. Стили воспитания также играют большую роль[12]. При гипопротекции вероятнее всего обретение диффузной идентичности и сложностей в разрешении кризиса, если он появится. При авторитарном стиле и в условиях жестких взаимоотношений есть два варианта развития. Либо появится преждевременная идентичность с принятием ценностей родителей, либо подросток будет бунтовать и войдет в состояние кризиса идентичности. При демократическом стиле воспитания вероятней всего обретение достигнутой идентичности.
  3. Чем больше социальных ролей будут доступны ребенку до подросткового возраста, тем больше шанс успешно преодолеть кризис и обрести достигнутую идентичность.
  4. Чем больше успешных моделей поведения предоставляется ребенку для наблюдения, тем успешнее он может справиться с кризисом. Статусы идентичности родителей также влияют на самоопределение подростка, так как родители — это значимые фигуры.
  5. Группа также влияет на возникновение кризиса. Если в среде сверстников, семьи и школы не принято задаваться вопросами и подвергать сомнениям жизненные стереотипы, то вероятность возникновения кризиса становится малой, по сравнению с группами, где обсуждение подобных тем является нормой и даже поощряется.
  6. В соответствии с эпигенетическим принципом, предыдущие стадии кризисов влияют на успешность преодоления этого кризиса.

Кроме этого¸ в ходе исследований было выяснено, что и личностные характеристики играют роль при определении пути развития идентичности.[13] Достигнутая идентичность коррелирует с высоким уровнем самоуважения. Статус преждевременной идентичности связан с низким уровнем тревожности, а статус моратория — с высоким. Это вполне логичный вывод, так как мораторий характеризуется наличием кризиса и субъективным переживанием неопределенности и фрустрации.

Процесс самоопределения в подростковом возрасте протекает в ценностно-смысловой сфере и требует определение своих ценностей и смысла своего существования и в активно-деятельностной сфере и требует планирования своих действий и включенности в социальную жизнь.

  1. Грицанов А. Новейший философский словарь. — Минск: Книжный дом, 2003. — 1279 с. — ISBN 9854286363, 9789854286365.
  2. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. — 1984. — № 4. — С. 65—73.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в двух томах. — Москва: Педагогика, 1989. — ISBN 5715501792, 9785715501790, 5715501806, 9785715501806, 5715501121, 9785715501127.
  4. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. — «Академия», 2008. — 320 с. — ISBN 978-5-7695-5359-2.
  5. Светлана Витальевна Калинина. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте (рус.). — 1998.
  6. Яруллина Л.Р. Профессиональное и личностное самоопределение как поиск смысла в выбираемой профессии (рус.) // Вестник ТИСБИ. — 2004. — № 2. — С. 20—31.
  7. 1 2 Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. — 1994. — № 3. — С. 43—52.
  8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб: Питер Пресс, 2008. — 400 с.
  9. Антонова Н.В., Белоусова В.В. Самоопределение как механизм развития идентичности // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология.. — 2011. — № 2. — С. 79-92.
  10. Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя. — Москва: Просвещение, 1989. — 254 с. — ISBN 5090010536, 9785090010535.
  11. Эрик Г. Эриксон. Идентичность. Юность и кризис. — Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. — 352 с. — ISBN 5-89349-860-7.
  12. Becker, W. C. Consequences of different types of parental discipline. (англ.) // Review of child development research. — 1964. — № 1. — С. 169—208.
  13. Marcia J.E. Identity in adolescence // Handbook of adolescent psychology. — 1980. — С. 213—231.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *