7 уровней пирамиды потребностей Маслоу
Абрахам Маслоу – один из классиков и основоположников гуманистической психологии, автор «Теории человеческой мотивации» увидел и попытался систематизировать связь между потребностями и мотивами, лежащими в основе наших мыслей и поступков. Источником для вдохновения, размышлений и дальнейших выводов при построении модели мотивации стали для Маслоу биографические истории жизни великих мира сего и собственный богатейший опыт клинических исследований.
7 уровней пирамиды потребностей Маслоу
Согласно Маслоу, потребности, побуждающие людей совершать те или иные действия можно разложить в 7 уровней иерархии и реализовать только в порядке возрастания – от «низших» – к «высшим». То есть, необходимое условие для реализации человеческих потребностей более высокого порядка – предварительная реализация потребностей «нижестоящих».
Схематически иерархию потребностей удобно представить как «уровни потребностей» или «7 уровней пирамиды потребностей Маслоу».
- Пирамида ценностей Маслоу
Иерархическая модель из 7 уровней, описывающая группы потребностей может склонить к ложной мысли, что возникновение потребности становится возможным только после полного удовлетворения потребностей, расположенных уровнем ниже. В действительности, пишет Маслоу, почти любой здоровый представитель нашего общества во всех своих базовых потребностях одновременно удовлетворен и неудовлетворен. Есть лишь некоторая относительная «мера удовлетворенности», – некое правило: низшие потребности всегда удовлетворяются в большей мере, чем высшие, то есть, если низшие физиологические потребности удовлетворены на 85% то при этом потребность в безопасности – на 70%, в любви – на 50%, в признании – на 40% … и в самоактуализации – на 10% …
Потребности очередного, более высокого иерархического уровня пробуждаются не внезапно, а формируются и активизируются постепенно. Так если потребность А удовлетворена только на 10%, то потребность В может не проявлять себя вовсе. Но если потребность А удовлетворена на 25%, то потребность В может проявить себя на 5%, etc.
Согласно Маслоу, идеальное общество – это сытое общество, лишенное любого повода для страха и тревог. Здесь нужно уточнить, что в понятие сытости Маслоу включил не только пищу и воду, но и кислород, сон и секс. Он признает: мера жесткости уровней потребностей в предложенной модели «… не так стабильна, как кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что базовые потребности статистического большинства в общем виде можно уложить в описанные рамки, но встречаются и исключения».
Потребность в удовлетворении физиологических нужд
Первый уровень пирамиды Маслоу – уровень физиологических потребностей. Человек, лишенный пищи и воды, элементарных
средств к существованию и обделенный плотскими удовольствиями всецело поглощен заботой об удовлетворении своих насущных
потребностей. Ему некогда задумываться о том, что существуют
Первый уровень в пирамиде человеческих ценностей Маслоу отражает закономерность. Это отнюдь не прихоть и не проявление полного отсутствия волевого контроля и потворство желаниям. Так проявляет себя насущная физиологическая потребность или «физиологический позыв». Здоровый организм человека самостоятельно регулирует гомеостаз, температуру и состав крови – водно-солевой, кислотно-щелочной и белковый баланс, содержание сахара, жиров, кальция и кислорода и др. Если каких-либо питательных веществ, необходимых для поддержания гомеостаза не достает, человек ощущает «парциальный голод по недостающему элементу», проявляющийся как специфический аппетит. В такой ситуации «… все свои возможности организм направляет на утоление голода, его эффекторы и рецепторы, память, ум и привычки становятся инструментами по утолению голода. … Тогда страсть к желтым ботинкам и интерес к родной истории блекнут или пропадают вовсе».
Человек ест, чтобы избавиться от ощущения пустоты в желудке. Но, соглашается Маслоу, – это основная, но не единственная причина. Он ест еще и потому, что ощущение сытости позволяет косвенно удовлетворить его потребности в комфорте и безопасности. Также и заниматься любовью человека может побуждать не только желание освободиться от сексуальной неудовлетворенности, но и стремление удовлетворить свою потребность в тепле, сочувствии или власти, мотив почувствовать себя увереннее, значимее, сильнее.
Потребность в пище, уверен Маслоу, изменяет личную философию будущего. Для человека, измученного голодом, раем становится место, где еда доступна без ограничений. В такие моменты он искренне верит, что в этом и состоит человеческое счастье. Свобода, любовь, уважение, братство превращаются для голодающего в пустой звук ибо он «жив хлебом единым». С другой стороны, регулярное удовлетворение физиологических потребностей открывают для человека возможности для удовлетворения потребностей социального уровня. Но лишь до тех пор, пока удовлетворяются первые.
Потребность в безопасности
Потребность в защите, стабильности, упорядоченности существования и безопасности Маслоу расположил на второй снизу ступеньке иерархии. Все эти потребности, которые он объединил в категорию «потребность в безопасности» начинают заботить человека после того, как он удовлетворил свои физиологические потребности. Все то, что верно для физиологических позывов верно и для этой категории потребностей. Как и первые, в определенных условиях они могут доминировать, определять поведение, направлять все ресурсы организма на создание зоны комфорта и безопасности. В этом случае, считает Маслоу, организм для человека – есть инструмент, обеспечивающий его безопасность.
Как и в случае с голодным человеком, человек, чувствующий и живущий в ожидании опасности меняет свою философию ценностей и философию будущего, рассматривает все происходящее с ним через призму потребности в безопасности. В экстремальных случаях, когда стремление к безопасности приобретает навязчивый хронический характер, человек не помышляет более ни о чем другом.
Потребность в безопасности у удачливого и здорового представителя культурного общества, в целом, удовлетворена. Психологически здоровый человек, живущий в стабильном обществе, где работают законы чувствует себя относительно защищенным. Он не опасается жары и морозов, непредсказуемых политиков и преступников, хаоса и хищников, бродящих по улицам. В условиях стабильного общества, отмечает Маслоу, потребность человека в безопасности существенно не влияет на мотивацию или же проявляется в мягких формах – поиске работы с достойными социальными гарантиями, работы, дающей возможность отложить на черный день, пользовании страховкой, etc.
Напротив, потребность в безопасности обретает реальные формы в стране, где существует угроза свержения власти, в условиях анархии и беззакония. В такие моменты истории угроза социального хаоса может спровоцировать реверсию потребностей, наделив особым приоритетом критерий безопасности.
Потребность в принадлежности и любви
Насытившись и защитившись от возможных угроз, хаоса и нестабильности, человеку, согласно Маслоу, впору подумать о любви и признании, привязанностях и принадлежности. «Мотивационная спираль начинает новый виток», на котором он осознает, насколько важны друзья, любимый человек, семья, дети. Он ищет тепла и дружеских отношений, семью, которой он был бы нужен, социальную группу «по интересам». Те времена, когда он претерпевал нужду и реагировал на слово любовь ироничной усмешкой остались в прошлом. Будучи сыт, материально независим и социально защищен, человек осознает свое одиночество тяготиться своей отверженностью, пытается отыскать свои корни, друзей, родственную душу. Человеку, оказывается, крайне важно осознавать и чувствовать, что он живет с близкими и понятными ему людьми, в окружении «своих», принадлежит определенной социальной группе, коллективу, классу.
Тяга человека к единению с себе подобными имеет древнюю и глубокую животную природу, то самое стадное чувство, которое испытывали наши далекие предки. Разрыв родственных связей, разводы, рост мобильности современной нации, углубление пропасти между поколениями, урбанизация и технологизация общества, девальвация традиционных ценностей рождают тот вакуум, в котором человек испытывает острейшую потребность в любви и общении. Ее неудовлетворение приводит к дезадаптации, а в долгосрочной перспективе – к серьезным психологическим патологиям.
Дополнительной преградой на пути реализации своей потребности в любви и принадлежности становится амбивалентное отношение к ним в современном обществе. Искреннее и открытое проявление своих чувств зачастую не приветствуется и загоняется в искусственные рамки. Так формируется «запрет на нежность», разграничение понятий любви и сексуального влечения, секса и привязанности.
Потребность в признании, уважении и почитании
Любой человек, не будучи постоянным клиентом психотерапевта, нуждается в признании и устойчивой, чаще высокой оценке достоинств, которыми он располагает. Потребности в уважении окружающих и самого себя Маслоу делит на два класса. К первому он относит стремления и желания, связанные с достижениями. Они проявляют себя в жажде признания за человеком его адекватности, компетентности, интеллекта, дающих ощущение уверенности, свободы и независимости. Ко второму классу Маслоу относит потребность в репутации и престиже, проявляющейся в уважении окружающих, потребность в статусе, внимании, признании, славе – все того, о чем упоминал в своих трудах автор концепции индивидуальной психологии Альфред Адлер. Удовлетворение потребностей этого уровня рождает ощущение собственной значимости, уверенности в том, что он нужен этому миру.
Напротив, неудовлетворенная потребность в признании становится постоянным источником слабости, неуверенности, беспомощности и уныния. Прогрессируя, такое состояние запускает тектонические невротические процессы. Чрезмерный акцент на мнении окружающих, в комплексе с недооценкой реальных способностей, возможностей и навыков – верный путь к глубокой депрессии и серьезным соматическим сбоям. Здесь Маслоу приходит к выводу: здоровой и адекватной можно считать только самооценку, основывающуюся на заслуженном признании и уважении, а не на лести окружающих, единичном успехе или достижении.
Потребность узнавать и осваивать новое, развиваться
Всех психологически здоровых людей, по мнению Маслоу, влечет к непознанному, таинственному, необъясненному. Эти характеристики объектов и событий составляют основу их привлекательности. Напротив, то, что разложено по полочкам, доподлинно известно и истолковано неизбежно вызывает скуку. С другой стороны, навязчивая тяга к привычному и знакомому, неприятие и страх неизвестного и незнакомого, неструктурированного и необычного – один из признаков компульсивно-осбессивного симптома и других психических нарушений.
Складывается впечатление, и это подтверждает ряд клинических наблюдений, отмечает Маслоу, что фрустрация когнитивных способностей – одна из причин серьезной психопатологии. Люди с развитым интеллектом, лишенные возможности проявить свои способности и навыки на скучной и примитивной работе очень часто становятся жертвами патологической симптоматики – апатии, утраты смысла жизни, неудовлетворенности собой, соматической депрессии, сопровождающихся интеллектуальной и ценностной деградацией. Удовлетворение когнитивных потребностей на новом месте работы или другими способами в таких случаях достаточно быстро приводит человека в адекватное состояние.
Потребность знать и понимать – пишет Маслоу – проявляется уже в позднем младенчестве. И у детей она выражена, пожалуй более зримо, чем у взрослых. Причем развивается она, судя по всему независимо от внешнего воздействия, не вследствие обучения, а более сама по себе в результате естественного взросления и получения опыта. Любопытство – качество, которому детей учить не нужно. И, к сожалению, именно это качество, подаренное природой с рождения так упорно и последовательно нивелируется в садах и школах.
Процесс удовлетворения когнитивных потребностей, сопровождаемый познанием нового, озарением, инсайтом – источник высших, предельных переживаний. Именно эти мгновения сопричастности к высшей истине, по мнению Маслоу, можно считать лучшими мгновениями нашей жизни.
Потребность в удовлетворении эстетического начала
Клинические наблюдения Маслоу привели его к выводу: потребность в удовлетворении эстетического начала у некоторых людей проявляется сильнее чем у других. Лишенные эстетических удовольствий, погруженные в мир уродливых вещей и грубых, невоспитанных людей, такие индивидуумы в буквальном смысле слова заболевают. Лучшим лекарством для них становится возможность вновь соприкоснуться с теми ценностями, которые им внутренне близки. Интересно, что эстетические потребности проявляются у практически каждого здорового ребенка.
Свидетельства существования эстетических потребностей можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества, начиная с его рождения. Этот вид потребностей тесно связан с когнитивными и конативными потребностями и неотделим от них. Внешне потребность в эстетическом удовлетворении может проявлять себя очень похоже – в стремлении к порядку, симметрии, законченности, структурированности, системности.
В своих крайних проявлениях эти потребности могут представлять для психиатра повод для беспокойства, поскольку: «… если мы видим, что человек вполне осознанно испытывает непреодолимое желание поправить картину, которая по его мнению висит не идеально ровно, то так ли однозначно можно интерпретировать эту его потребность? (А. Маслоу)».
Потребность в самоактуализации
Даже если все вышеперечисленные уровни пирамиды Маслоу пройдены и все уровни потребностей удовлетворены, существует большая вероятность, что человек через какой-то время вновь почувствует неудовлетворенность. Вроде бы все есть, но не хватает чего-то главного. Он остро ощущает потребность заняться тем, к чему лежит душа. Художник ощущает потребность писать картины, композитор – запечатлеть гармонию в звуках, поэт – в стихах, скульптор – в своем изваянии, изобретатель – в экспериментировании и создании новых полезных людям изобретений. Так проявляет себя потребность в самоактуализации – склонность человека соответствовать собственной природе.
Таким образом, самоактуализация – это стремление человека к самобытности, самотождественности, воплощению в реальности потенциальных возможностей, лучший мотив для личностного роста. Согласно Маслоу, стремление к самоактуализации – гуманистическая потребность, направленная на создание «продукта», который может быть полезен обществу, улучшить жизнь людей. С другой стороны, самоактуализация – это своего рода обязательство человека перед самим собой стать тем, кем он может быть.
Потребность в самоактуализации является врожденной, но проявляет себя только после того, как все уровни потребностей пирамиды Маслоу, расположенные ниже пройдены. Вместе с тем, таланты, гении – люди, с ярко выраженными способностями и потребностью в самоактуализации ощущают эту потребность и на нижних уровнях пирамиды. Для людей с ярко выраженным творческим потенциалом, потребность в самовыражении доминирует в их мире ценностей над любой другой. Здесь Маслоу вынужден согласиться с тем, что такие люди творят «… вопреки неудовлетворенным базовым потребностям».
Слабые стороны «пирамиды Маслоу»
Человек ест, чтобы избавиться от ощущения пустоты в желудке. Но, соглашается Маслоу, – это не единственная причина. Он ест также и потому, что ощущение сытости позволяет косвенно удовлетворить его потребности в комфорте и безопасности. Человек занимается любовью не только чтобы освободиться от сексуальной неудовлетворенности, но и чтобы удовлетворить свою потребность в тепле, сочувствии или власти, почувствовать себя увереннее, сильнее, значимее.
С другой стороны, удовлетворение базовых насущных потребностей для человека – не повод устремиться к иерархически высшим целям бытия. Так человек, большую часть жизни испытывавший лишения и на каком-то этапе получивший возможность удовлетворить свои потребности в сне, пище и сексе благодарит бога за то, что он сыт и удовлетворен. Другая крайность, по мнению Маслоу заключается в «подмене ценностей», когда судьба подарила человеку возможность получать все на тарелочке. Не встречая никаких препятствий на пути к обладанию, он не ценит того, что имеет и получает. Поэтому для человека, который не знал что такое голод, пища в повседневной жизни сама по себе не входит в состав базовых приоритетов.
Относительность жесткости иерархической структуры, по мнению Маслоу, связана и с тем, что вся модель иерархии потребностей строится в терминологии осознаваемых желаний и стремлений, в то время как фактически человек часто думает и действует, вопреки внутренней мотивации. В целом, предложенная модель, по мнению Маслоу, «… позволяет утверждать, что человек, у которого не удовлетворены какие-либо две потребности, предпочтет удовлетворить вначале базовую, а следовательно, более насущную потребность. Но …, – добавляет он, – … это вовсе не означает, что поведение человека будет определять именно эта потребность. Потребности и желания – не единственные детерминанты поведения человека … ».
Спорным нужно признать взгляд Маслоу на то, что высшей ценностью человеческой жизни является потребность в самоактуализации. Это может быть верно для человека-организма, а вот человеку, сформировавшемуся как личность, главные жизненные ценности могут представляться несколько по-другому, как и вершина роста и развития. В чем разница?
Человек-организм, согласно Маслоу, проживает жизнь, руководимый своими потребностями, направляемый привычками и эмоциями. Возможно он что-то слышал о ценностях и иногда может даже поддержать беседу на эту тему. Но его реальное поведение определяют не ценности, а значительно более приземленные механизмы – его потребности.
Для человека-личности жизненные ценности – его неотъемлемый элемент жизни, за который он готов дорого заплатить своими потребностями. Он прекрасно осознает роль ценности в своей жизни и в любой момент пояснит, почему это для него столь важно. Если своими привязанностями и потребностями человек может тяготиться, то для человека-личности ценности – его главное жизненное приобретение и достояние. Человек помнит о том, что для него ценно без любых указаний – раньше чем его тело, окружающие или жизненный круговорот напомнят ему об этом.
Разница принципиальна: если вы знаете, что для вас в жизни поистине дорого и ценно, то каждый ваш день выстраивается в соответствии с вашим пониманием смысла. Если же вы проживаете жизнь, руководимы базовыми потребностями, то ценности для вас – не более, чем одна из множества тем для поддержания разговора. Иногда понимание этой разницы приходит тогда, когда что-то менять уже слишком поздно.
Последовательным критиком модели Маслоу стал Виктор Франкл создатель логотерапии, сам переживший 3 концентрационных лагеря. Как говорил Франкл: «Каждому времени своя психотерапия». Парадоксально, но для того, чтобы осознать субъективную ограниченность модели Маслоу, утверждающей безусловный приоритет базовых физиологических потребностей, человечеству пришлось пройти через ужас немецких концлагерей, голод и миллионы смертей.
Стремление человека к смыслу – мотив sui generis, по убеждению Франкла, нельзя свести к любым другим человеческим потребностям. Сам факт существования человека неразрывно связан с необходимостью его самотрансценденции. То есть, его бытие в каждый момент времени ориентировано на нечто вне его самого, на смысл, который необходимо осуществить или же на любимого человека. Таким образом, заключает Франкл, человек может реализовать себя лишь в той мере, в какой забывает про себя.
Поделитесь
https://goal-life.com/page/kniga/idea/urovni-piramidi-maslou, 11458350360
0
Ещё почитать:
Пирамида Маслоу потребностей. Маслоу пирамида это
.
Пирамида Маслоу потребностей – это иерархия человеческих потребностей, известная теория мотивации, в основании заложены труды психолога из Америки, который стал основоположником гуманистической стихологии.
Успешно используется в современной экономике Маслоу пирамида потребности, и рассматривается как модель потребностей теории мотивации, поведенческий фактор потребителя.
Впервые пирамида по Маслоу потребностей появилась в виде графического изображения «Иерархия потребностей» в учебнике по маркетингу и психологии У. Стоппа в 1975г, после смерти Маслоу через пять лет. В начале 80 годах 20-го столетия графику потребностей заменили рисунком в виде пирамиды, которую придумали его ученики для лучшего понимания теории Маслоу в наглядном виде.
Пирамида потребности по Маслоу
1-ая потребность: физиологическая: удаление голода, жажды, интимной близости, сон, кислород, наличие одежды.
Иногда эту потребность называют инстинктивной, базовой, основной. Поэтому, человек уделяет ей первостепенное внимание, иначе будет чувствовать себя некомфортно.
Низшие физиологические потребности по Маслоу закладывают фундамент всех остальных потребностей, и без их удовлетворения, человек не движется и не развивается дальше. Даже всем живым организмам свойственны эти потребности.
Примеры:
- Проснувшись утром перед работой, вам хочется позавтракать: выпить горячий кофе и скушать бутерброд, а не дочитывать страницы интересного произведения.
- Потребность посещения туалетной комнаты будет первоочередной, вместо поиска своего места в театральном зале.
Потребности первой ступени очень важны, но они не преобладают постоянно над личностью. Частичная удовлетворенность достаточна, чтобы перешагнуть на вторую ступень пирамиды Маслоу.
2-ая потребность в безопасности: стабильность, оборона, зависимость, свобода от тревоги, страха и хаоса.
Примеры:
- Маленькому ребенку страшно, он что- то боится, поэтому долго и упорно плачет, пока не увидит свою маму или папу. Отсутствие родителей из поля его зрения, у ребенка появляется раздраженность, ему все равно, что о нем думают окружающие. Ему нужна защита.
- Верующему человеку тоже нужна защита. Придя в церковь, он чувствует покровительство высших сил. Он успокаивается и верит только в хорошее будущее.
Стабильность в работе, зарплаты тоже относится к этой потребности.
3-ья потребность в любви и принадлежности: дружба, семья, свой круг.
Человеку свойственно становится частью общества, он к этому стремится. В подростковом возрасте необходимо влиться в среду, где присутствует лидер или кумир, чтобы с него брать пример поведения.
С увеличением возраста человек отсортировывает круг своих знакомых, и он сужается. Остаются несколько друзей, приятелей с одинаковыми взглядами на жизнь, работу, интересами. В любом случае, люди живут и становятся сформированной частью общества, где они чувствуют свою значимость и полезность.
У определенных личностей существует необходимость познакомиться с новым другом. Некоторые — ограничиваются своей семьей и детьми.
После удовлетворения 3-ей потребности — социальной, человек стремится на 4-ую ступень потребностей: к успеху.
4-ая потребность в признании и почтение: почтение в коллективе, горд за себя, статус, прекрасная репутация, слава, проявление таланта.
Человек не может довольствоваться только семьей, домом, детьми. Ему хочется больше. Получив статус специалиста, его начали уважать в коллективе. А если он стал бизнесменом, он горд за себя. А если о его компании идет слава, то повышается его репутация.
Работа становиться нечто большим, чем просто работа. У человека просыпается духовная мотивация и большое стремление творить, созидать намного больше, лучше и качественнее. Человек автоматически переходит на последующую ступень потребностей Маслоу.
5-ая (позже 7-ая) потребность в самореализации: человек занимается своим делом, хорошо получается. Его склонности, способности помогают в работе.
Когда все прекрасно, жизни удалась. Человеку кажется, что он еще не все достиг, он начинает заниматься саморазвитием, самореализацией, появляются духовные потребности, реализация своего потенциала. Человек готов продвигаться вперед, бороться. Полученный жизненный опыт: демократичный темперамент, креативность помогает сопротивляться с социальными привычками, человек готов обучаться сам и обучать других, формировать новые взгляды и убеждать.
Исследования Абрахама Маслоу показали, что только 1-3% человечества достигают пятой (седьмой) ступени пирамиды, которые обладают избытком идей и внутренней энергии.
Ученый Маслоу, его исследования
Немного об Абрахаме Харольде Маслоу (от бывшей фамилии Маслов), родился в бедной семье эмигрантов (из Царской России) в 1908г в Бруклине. Отлично учился, много работал и часто посещал библиотеки. Стал президентом Ассоциации социальной психологии и Отделения эстетики. Десятилетний период с 1960г по 1970г был плодотворным этапом в его жизни, где были написаны большинство его трудов.
Ученый считал, что поведение человечества мотивированы только для удовлетворения их личных жизненных целей, переходя постепенно от одной достигнутой потребности к следующей и так далее.
Абрахам Маслоу утверждал, что у большого количества людей все потребности подобны инстинктам животных, которые бывают врожденными или приобретенными.
Исследования ученого Маслоу доказали, что любой человек испытывает пять (семь) обязательных потребностей: от более простых, низших потребностей к высшим потребностям. Существование человека прекратится, если эти потребности не будут удовлетворяться, да и развитие человека полноценно не будет развиваться.
Дополнительная работа над пирамидой Маслоу
О «Теории человеческой мотивации» люди услышали в 1943году, в которой были основные идеи Маслоу об особенностях в формировании человеческих потребностей успешных и творческих людей. Более подробные исследования были отражены в книге «Мотивация и личность» в1954 г.
Ученый А. Маслоу работал над биографией здоровых и активных людей. К ним отнеслись: Альберт Эйнштейн, Авраам Линкольн, Элеонор Рузвельт, которые и стали его идеалами при разработке теории мотивации и пирамид.
Пирамида Маслоу 5 ступеней была и остается достижением того времени. Ученый постоянно усовершенствовал пирамиду потребностей. Выпущены труды в 20-ом столетии «Психология бытия» — 62г, и 71г « Дальние пределы природы».
В своих трудах Маслоу пирамиды сохранились все потребности: первых четыре остались на своих местах, а пятая переместилась на седьмое место. Добавились две ступени пирамиды:
5 потребность, познавательная: знать-уметь-исследовать.
Человек постоянно стремиться узнавать много информацию, из умных познавательных передач. Чтению уделяет массу времени. Умело применяет свои знания на практике.
6 потребность, эстетическая: гармония-порядок-красота.
Посещение художественных выставок и музеев развивает у человека гармонию красоты и вдохновение о прекрасном.
Заключительные рассуждения. Примеры
Пирамида Маслоу имеет семь основных ступеней. И по утверждению ученого А. Маслоу, иерархия потребностей не стабильна, как кажется вначале. Но большинство человечества подчиняются порядку последовательности пирамиды потребностей, в зависимости от своих способностей и мотивации, а так же от возраста.
Люди разделяются на разные категории, некоторые смогут пренебречь утолением базовых потребностей ради своей цели.
Примеры:
- Сначала хочет стать богатым бизнесменом, а затем устроить личную жизнь в преклонном возрасте.
- Для других приоритетом – власть и ее триумф.
- Третьей категории – достаточно уважения и любви в семье.
- Четвертая – рада куску хлеба и тарелки супа.
Субъекты научились свои желания удовлетворять в соответствии с необходимыми потребностями.
Маслоу пирамида — это семиуровневая лестница, в которой представлен упрощенный вариант идеи к удовлетворению потребности человеком и его последовательные шаги.
Вы хотите узнать, на какой ступени находитесь? Найдите себя на ступени пирамиды, если Вы не достигли своей цели, поднимайтесь выше, принимая рекомендации ученого.
Пирамида потребностей по Маслоу можно встретить в учебниках, почитать на сайтах. В пирамиде отражаются нужды человека. Она приносит пользу и учит правильно принимать желания, потребности. Главное, зависит от каждого человека, от цели в жизни и способности мыслить.
.
Пирамида потребностей Маслоу. Применение в жизни и маркетинге
Пирамида Маслоу последовательно представляет все человеческие потребности, от наиболее простых до возвышенных. Она отображает одну из самых распространённых мотивационных концепций — теорию иерархии потребностей, разработанную психологом Абрахамом Маслоу.
В чём суть иерархии потребностей
Как появилось изображение пирамиды потребностей
Критика
Как пирамиду Маслоу используют в маркетинге
В чём суть иерархии потребностей
Маслоу предполагал, что человеческие потребности распределяются по уровням — от самых простейших к высоким. При этом стремление утолить возвышенные потребности возникает, когда мы утолим низшие.
Представим, что человек нуждается в пище и жилье. Вряд ли он тратит много усилий на развитие каких-то своих способностей. Его мысли и усилия направлены на то, чтобы поесть и найти жилье. Но если человек уже обеспечил себе питание и проживание, то у него возникает мотивация создать семью, добиться успеха на работе.
И вот когда всё есть — комфортный дом, достойная работа, хорошая семья, признание в обществе — человек может подумать о реализации возвышенных потребностей. К примеру, он всю жизнь работал инженером, но мечтал научиться рисовать или играть на гитаре. И человек начинает закрывать эти возвышенные потребности.
Подробнее Маслоу разъяснил свою теорию в 1954 году — в работе «Мотивация и личность». Он описал последовательность потребностей по уровням:
- Физиология. На самом первом уровне человеку нужны пища, отдых и удовлетворение других потребностей, которые нужны для для нормального существования организма.
- Безопасность. Здесь возникает желание стабильности, защиты от внешних угроз.
- Любовь и принадлежность. Этот уровень предполагает, что человек удовлетворяет социальные потребности. К примеру, находит друзей, создаёт семью, заводит знакомства с интересными людьми.
- Уважение и признание. На данном этапе возникает потребность в признании со стороны общества. Например, хочется добиться высокого статуса, заслужить уважение окружающих, получить подтверждение своих заслуг.
- Самоактуализация. По достижении этого уровня у человека возникает стремление закрыть духовные потребности. Это может быть развитие талантов, поиск смысла жизни.
Цель человеческого поведения по теории Маслоу — достичь пятого уровня: самоактуализации. В более поздних работах психолог добавлял ещё два уровня до самоактуализации: познавательных способностей и эстетических потребностей.
Как появилось изображение пирамиды потребностей
Теорию потребностей разработал Абрахам Маслоу, но к созданию пирамиды он не причастен. В работах психолога не было ни единого графика.
Считается, что впервые графическое изображение иерархии потребностей опубликовано в 1975 году — в учебнике У. Стоппа. С тех пор схема употребляется неразрывно с теорией Маслоу. Её так и называют — пирамида Маслоу или пирамида потребностей.
Часто пирамиду изображают в форме треугольника. Самая нижняя широкая часть охватывает базовые потребности, далее к вершине отображаются следующие уровни:
- Физиология (голод, жажда и иные естественные потребности).
- Безопасность (чувство защищённости, отсутствие страхов).
- Принадлежность и любовь.
- Уважение и признание (слава, успех, престижный статус).
- Познание (получение знаний, умений и навыков).
- Эстетика (стремление к красоте, поиск идеалов).
- Самоактуализация (реализация способностей и желаний).
Схематичное изображение пирамиды Маслоу
В 2010 году группа учёных из США и Канады обновила пирамиду с учётом современных реалий. По их мнению, базовые потребности остались прежними. Точно также люди нуждаются в пище, безопасности, принадлежности и любви. А что по поводу верхних уровней, то на первый план выходят репродуктивные цели: сохранение отношений, поиск подходящего партнёра и воспитание детей. Самоактуализация объединена с признанием. При этом учёные отмечают, что потребности порой смещаются и взаимозаменяются.
Обновлённая пирамида потребностей
Впрочем, и сам Маслоу не исключал отклонений от иерархии. Некоторые люди могут остановиться на низшем уровне, другие — более нуждаются в самоактуализации, чем в безопасности или признании. Такие исключения Маслоу считал особенностями личности человека либо следствием неблагоприятных внешних обстоятельств.
Иерархия потребностей сохраняет свою популярность в психологии, в рамках социологии исследований, в обучении управленческих кадров. Однако нередко пирамиду Маслоу критикуют и называют устаревшей.
Критика
Критика пирамиды Маслоу сводится к тому, что применить данную модель на практике крайне сложно. Например, если человек не способен закрыть базовые потребности в пище и удобном месте проживания, это не значит, что он не стремится к реализации своих талантов. Также далеко не каждый человек ищет признания в обществе — кому-то достаточно стабильной работы и создания семьи.
В истории есть немало примеров, когда люди достигали успехов в жизни именно потому, что их базовые потребности оставались неудовлетворёнными. Так жизнь в нищете способна заставить человека добиваться признания в обществе в обход потребностей безопасности и принадлежности. А безответная любовь может стать стимулом для создания великолепных произведений искусства. К примеру, увлечение Ван Гога живописью приписывают неудачам в любви.
Теорию критикуют из-за её иерархичности и невозможности полного удовлетворения потребностей. Например, физиологические процессы будут всегда актуальны — человеку постоянно нужно пить, есть, спать. Для некоторых людей важной может быть лишь часть потребностей.
В пользу критики часто приводят тот факт, что со временем Маслоу полностью пересмотрел собственную теорию. В более поздних работах он изменил мотивационную концепцию и отказался от многоуровневой системы.
В новой версии Маслоу разделил человеческие потребности на два типа:
- «Дефицитарные» (низшие). Это потребности обусловленные дефицитом чего-либо и, соответственно, насыщаемые.
- «Бытийные» (высшие). Этот тип потребностей продиктован ростом и развитием и, следовательно, является ненасыщаемым.
Как и предыдущая теория об иерархии потребностей, новое видение было изложено психологом в формате предположения. Автор надеялся найти подтверждение в будущем, но не успел.
Пирамиду потребностей не следует принимать за незыблемую истину. Это не строгая классификация человеческих потребностей, а попытка определить более и менее значимые из них. Базовые потребности будут доминировать у большинства людей. Но у разных людей может различаться система мотивации и для кого-то более важными окажутся потребности высшего уровня. Кстати, по мнению Маслоу, только 2% людей достигают уровня самоактуализации.
Получается, что пирамида Маслоу все же имеет смысл, но не нужно её трактовать буквально. К примеру, в маркетинге пирамиду потребностей активно используют при разработке стратегии продаж. Общий принцип теории трактуют так: важно следить за тенденциями потребностей и направлять усилия на удовлетворение более актуальных.
Как пирамиду Маслоу используют в маркетинге
В маркетинге пирамиду Маслоу применяют для анализа рынка и сегментации аудитории по иерархии. Это помогает узнать, какие потребности наиболее сильны у вашей ЦА.
Затем нужно исследовать, как аудитория видит для себя удовлетворение конкретной потребности. И вот когда вы уже знаете, что ищут ваши потенциальные клиенты, можно предлагать им подходящее решение.
Представьте ресторан быстрого питания. Его аудитория — люди, которые хотят быстро поесть. У них нет времени на долгое ожидание заказа, они не выбирают ресторан по степени крутости. У аудитории есть физиологическая потребность — утолить голод, желательно быстро и вкусно. И вот именно на этом ресторан делает акцент при размещении рекламы. Примеры слоганов: «Здесь едят и пьют 24 часа», «Лучшая еда для быстрого перекуса», «Большие порции, низкие цены».
Если цель маркетинга состоит в продвижении продукта, можно сделать акцент на том, какую потребность он удовлетворяет.
При покупке дорогой машины клиент приобретает не средство передвижения, а возможность повысить статус в глазах окружающих. Поэтому в рекламе элитных авто преобладают слова «эксклюзивный», «лимитированный», «класс люкс», «роскошный», «уникальный».
Плюс реклама авто сопровождается изображениями роскошных мероприятий, успешных личностей и «жизни-мечты». Человек покупает образ, который удовлетворяет потребность в признании. Например, рекламный слоган Bentley Continental GT — «Будь экстраординарным».
Также пирамида может пригодиться при долгосрочном планировании. Например, можно исследовать степень удовлетворённости потребностей аудитории и отследить динамику изменений. В итоге можно спрогнозировать будущий спрос, чтобы разрабатывать и выводить на рынок актуальные для клиентов товары.
Отчасти теория Маслоу в маркетинге позволяет понять желания, нужды, цели и мотивации клиентов. Определив уровень клиента в пирамиде, можно разработать для него наиболее выгодное предложение. Можно анализировать актуальные потребности своей аудитории, чтобы предлагать подходящие товары.
Однако не стоит воспринимать пирамиду Маслоу как точный инструмент маркетинга. Теория потребностей — это скорее направление для размышления. У людей действительно существует определённая иерархия потребностей. Но вместе с тем пирамида может быть абсолютно неприменима к отдельно взятому человеку или группе людей. Высшие потребности человека могут преобладать над низшими по разным причинам.
В маркетинге пирамиду Маслоу лучше применять только как вспомогательный способ. Для реального решения конкретных задач лучше использовать точные инструменты.
Пирамида потребностей Маслоу — как основательно понять чего хочет человек ?
У любого живого организма есть экосистема, среда в которой он рождается, развивается и существует. Насекомое — в лесу, дельфин в океане, земля в солнечной системе.
И как следствие у живого есть встроенные задачи, — потребности, которые инстинктивно подсказывают, толкают к тому что надо делать для выживания и развития его лично и среды в Едином целом.
Обычно то, что нужно для выживания называют потребностями, инстинктами, а то что для развлечения и развития — желаниями, интересами, увлечениями.
Но суть одна — это мотивация выжить, а затем жить хорошо. А поскольку человек это многоуровневый организм, система, то его потребности\мотивации также можно рассмотреть через призму некой системы. Пирамида Маслоу достаточно хорошо и естественно описывает модель эволюции потребностей и интересов человека.
Бесполезность пирамиды Маслоу и жизненные «опровержения»
В оригинале пирамида Маслоу подана как идея уровней потребностей, а уже после этого у трактовках других людей возникли пирамиды или спирали. Хотя форма спирали показывает эволюцию, трансформацию основной жизненной мотивации и текущий спектр интересов, говоря о том что жизнь осталась жизнью, но уже под другим углом, ракурсом. В то время как пирамида неявно указывает на приоритет удовлетворения нижних уровней перед верхними — «на чем будет стоять крыша, если нет фундамента?», «сначала стены, потом потолок».
В жизни много примеров тому, как человек удовлетворяет «верхние» потребности красоты и гениально живет «бедным художником» с якобы незакрытыми нижними вопросами денег и быта, или людей бизнеса, власти которые наоборот удовлетворяют «нижние и средние» потребности, так и не поднимаются к красоте и поиску «кто я».
С одной стороны пирамида Маслоу показывает какие потребности необходимо реализовать человеку чтобы сформироваться. С другой — спираль говорит о дальнейшем развитии мотиваций сформированного человека, без жестких и однозначных привязок к социальной деятельности.
Так или иначе, человек в течении жизни удовлетворяет потребности тела, личности\характера и интеллекта, а также души\миссии.
Тело, личность(интеллект+»общественное я») и душа(«внутреннее я») это единый организм. И рассматривая любую активную потребность следует помнить, что весь организм участвует и мобилизируется под эффективную реализацию конкретной мотивации. Например, чтобы обеспечить тело базовыми потребностями — едой и теплым домом, человек включается весь целиком: характером, интуицией, знаниями, ресурсными состояниями и т.д.
Одни уровни потребностей не отменяют другие, пирамида потребностей Маслоу выделяет доминирующую потребность человека на данном жизненном этапе и указывает спектр мотивация влияющий на принятие жизненны решений.
Поэтапная структура потребностей пирамиды Маслоу
По разным данным Масло переложил философию чакр индийских йогов на психологический язык потребностей и мотиваций личности. И огромная ценность этого «заимствования» в целостном и статистическом подходе к системе желаний без углубления в энергетические причины и аспекты устройства человека, так неохотно изучаемые современной открытой наукой.
1. Физиологические потребности — голод, жажда.
Эти потребности навсегда остаются с человеком.
Также они по жизни толкают на активную деятельность.
2. Потребности безопасности и комфорта.
Безопасность регулируется чувством страха.
Комфорт — ощущениями удовольствия от чего-то и удовлетворения.
3. Социальная принадлежность, любовь.
На этом уровне включаются механизмы по встраиванию в общество.
Привлечения и чувствование внимания к себе — любовь нулевого уровня.
Можно сказать что это «физиологические потребности» личности, жажда быть среди людей и питаться вниманием разного качества.
Главный вопрос — где и через что (принадлежность, сопричастность к чему) выражать себя, как говорить.
4. Уважение, власть, успех, престиж, имидж.
Это потребности «безопасности и комфорта» среды личности\характера. Единицей выступает не только тело,
как в первой группе потребностей, но и человек, личность.
Главный вопрос — как взаимодействовать с людьми чтобы развивать свои дела. Хочется занять определенную и хорошую ячейку в обществе.
5. Познавательные потребности, исследования.
Это потребности интеллекта, как продолжение потребности комфорта личности: знания, информация, новое помогает лучше обустраиваться в среде.
Также это может быть освоение среды ума, как самодостаточного пространства — философия, естественно-научные дисциплины.
6. Эстетические потребности
Желание испытывать чувство счастья, гармонии, правильности.
В еде, быте, общении, идеях, делах.
7. Потребность самореализации.
Желание познать себя не только в черте интеллекта — но и через жизнь и состояния.
Стремления испытывать чувство счастья от жизни в целом, через реализацию собственной жизненной задачи. Желание делать высшее добро самому себе.
Пирамида потребностей у Маслоу содержит 7 базовых мотиваций человека.
Первая потребность — человек служит телу.
Вторая, третья, четвертая, пятая, шестая — уму и эмоциям.
Седьмая — судьбе, карме, жизненной задаче.
Но также есть восьмая потребность.
8. Самодостаточное служение другим.
Научившись приносить благо себе, человек начинает увеличивать это в других — «работает душой». Реализуя ощущение единства в поддержке и весомой помощи окружению. Высшее благо — это полноценная самореализация, счастье и радость жизни, знание своей безграничной природы.
9. Трансцендентные мотивации.
В девятую группу мотиваций можно отнести потребности менее 2% людей. Это желание жить исходя из возвышенных и мистических переживаний «себя», «космоса», «реальности». Как правило без удовлетворения всех предыдущих задач, человек не сможет жить из состояния безграничной любви и счастья.
10. Десятый уровень *отсутствует у Маслоу*
Служение абсолюту. Человек реализует некие задачи абсолюта для локальной, местной реальности. Для 99,99% людей этот уровень недоступен не только для реализации, но и для понимания. Это высшие уровни святости.
Для 70% людей ситуация с удовлетворением потребностей выглядит следующим образом:
Как применять иерархию потребностей пирамиды Маслоу — практика самопознания
Любое знание раскрывает свою ценность в действии. Спираль Маслоу показывает нам где сейчас сосредоточена мотивация человека, на чем он сфокусирован и куда будет двигаться дальше. И соответственно что для человека сейчас неприменимо.
Также анализ уровней потребностей хорошо помогает основательно понять чего хочется. Выстроить жизненную стратегию и образ жизни исходя из системного удовлетворения своих потребностей : включить в свою жизнь сбалансированное питание, спорт, социальную позицию которая помогает сделать самореализацию прибыльным делом, преображение своего дома с позиции гармонии и красоты, изучение знаний которые помогают лучше понять себя.
Обратный процесс — от желания к потребности поможет увидеть баланс вашей жизненной системы. Соберите в одно место все свои желания и то, куда вы тратите ресурсы (время, деньги). И посмотрите какие потребности удовлетворяются вашим набором желаний и вложений: что закрывает вопросы голода-жажды, что удовлетворяет запросы безопасности и комфорта, дает социальную принадлежность и т.д.
Какая группа потребностей наиболее акцентирована и порождает больше желаний ? Как удовлетворены нижние потребности ? Нет ли на уровне желаний и образа жизни дырок в вашей системе — неучтенных базовых потребностей ?
Уделите время для наблюдений и ответов на эти вопросы
— как вы осознаете мотивации и потребности\программы каждого уровня
— как это проявляется в действии : какие ситуации запускаются и поддерживаются разными мотивации
— насколько способы реализации потребностей(действия) учитывают ваши особенности
— что лично для вас означает счастье каждого уровня потребностей
Взгляд на себя с вершин Маслоу
Именно сумма всех граней пирамиды потребностей Маслоу выстроенных от себя, своей индивидуальности познаваемой через интуицию, наблюдение, чувствование и дает человеку ощущение счастья и смысла жизни. Тогда пирамида начинает светиться изнутри и на человека снисходит безграничное пространство кайфа, блаженства и любви. Выстроенный человек, «рабочая пирамида» становится инструментом для трансляции счастья в мир через свою жизнь, а не только слова или призывы.
Пирамида Маслоу обретает качество волновода, по которому человек не только взбирается вверх по лестнице эволюции, но и выступает проводником света, знания и покоя.
В общем виде разбор темы хорошо — а беседа всегда лучше.
1. Спросите себя, что у вас не комфортно, где результаты не такие как вы хотите.
2. Мысленно разрешите себе жить богаче, счастливей, результативней.
3. Пишите в вотсап +7 926 6970047. И я лично в коучинге вам сильно помогу. Потому что я знаю как помочь, умею и люблю помогать людям жить лучше.
Жмите >здесь и всплывет окно для общения.
Образец пирамиды с использованием звезд или узоров пирамид
Программа для печати пирамидального узора из звездочек или пирамидальных звездных узоров обсуждается здесь. Для любого заданного числа n выведите различные образцы звезд пирамиды.
Полупирамида в виде звезды
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Программа для печати узора полупирамиды с использованием звезд
Выход
5
*
* *
* * *
* * * *
* * * * *
Выход
5
*
* *
* * *
* * * *
* * * * *
Выход
5
*
* *
* * *
* * * *
* * * * *
Выход
5
*
* *
* * *
* * * *
* * * * *
Перевернутая полупирамида
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Программа для печати перевернутой полупирамиды с использованием звезд
Выход
5
* * * * *
* * * *
* * *
* *
*
Выход
5
* * * * *
* * * *
* * *
* *
*
Выход
5
* * * * *
* * * *
* * *
* *
*
Выход
5
* * * * *
* * * *
* * *
* *
*
Звездный узор полной пирамиды
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Программа для печати полного пирамидального узора с использованием звезд
Выход
4
& nbsp & nbsp & nbsp *
& nbsp & nbsp * * *
& nbsp * * * * *
* * * * * * *
Выход
4
& nbsp & nbsp & nbsp *
& nbsp & nbsp * * *
& nbsp * * * * *
* * * * * * *
Выход
4
& nbsp & nbsp & nbsp *
& nbsp & nbsp * * *
& nbsp * * * * *
* * * * * * *
Выход
4
& nbsp & nbsp & nbsp *
& nbsp & nbsp * * *
& nbsp * * * * *
* * * * * * *
Перевернутая полная пирамида
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Программа для печати перевернутой полной пирамиды с использованием звезд
Выход
4
* * * * * * *
& nbsp * * * * *
& nbsp & nbsp * * *
& nbsp & nbsp & nbsp *
Выход
4
* * * * * * *
& nbsp * * * * *
& nbsp & nbsp * * *
& nbsp & nbsp & nbsp *
Выход
4
* * * * * * *
& nbsp * * * * *
& nbsp & nbsp * * *
& nbsp & nbsp & nbsp *
Выход
4
* * * * * * *
& nbsp * * * * *
& nbsp & nbsp * * *
& nbsp & nbsp & nbsp *
Полая пирамида в виде звезды
* * * * * * * * * * * * * * *
Программа для печати полого полного пирамидального узора с использованием звезд
Выход
4
& nbsp & nbsp & nbsp *
& nbsp & nbsp * & nbsp *
& nbsp * & nbsp & nbsp & nbsp *
* & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp *
*******
Выход
4
& nbsp & nbsp & nbsp *
& nbsp & nbsp * & nbsp *
& nbsp * & nbsp & nbsp & nbsp *
* & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp *
*******
Выход
4
& nbsp & nbsp & nbsp *
& nbsp & nbsp * & nbsp *
& nbsp * & nbsp & nbsp & nbsp *
* & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp *
*******
Перевернутая полупирамида
* * * * * * * * * * * * *
Программа для печати перевернутой полупирамиды
Выход
5
* * * * *
* & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp *
* & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp *
* & nbsp & nbsp *
*
Выход
5
* * * * *
* & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp *
* & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp *
* & nbsp & nbsp *
*
Выход
5
* * * * *
* & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp *
* & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp *
* & nbsp & nbsp *
*
Перевернутая полая полная пирамида
* * * * * * * * * * *
Программа для печати перевернутой полой полной пирамиды
Выход
4
*******
* & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp *
& nbsp * & nbsp & nbsp & nbsp *
& nbsp & nbsp * & nbsp *
& nbsp & nbsp & nbsp *
Выход
4
*******
* & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp *
& nbsp * & nbsp & nbsp & nbsp *
& nbsp & nbsp * & nbsp *
& nbsp & nbsp & nbsp *
Выход
4
*******
* & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp & nbsp *
& nbsp * & nbsp & nbsp & nbsp *
& nbsp & nbsp * & nbsp *
& nbsp & nbsp & nbsp *
Рекомендуемые программы
Если у вас есть отзывы об этом статью и хотите улучшить ее, напишите на запрос @ faceprep.в
.BBC — История — Глубокая древняя история: Частная жизнь строителей пирамид
Тайны строителей
Кто построил пирамиды? А где жили эти строители? Египтологи раньше подозревали, что строительные площадки Египта поддерживались специально построенными деревнями, но археологических свидетельств этого не было до конца викторианской эпохи.
… аккуратные ряды рядных домов из сырцового кирпича давали множество папирусов, керамики, инструментов, одежды и детских игрушек…
Затем, в 1888 году теория была окончательно подтверждена, когда британский археолог Флиндерс Петри начал свое исследование комплекса пирамид Среднего царства Сенвосерта II в Илахуне. Здесь в соседнем обнесенном стеной поселении Кахун был составлен полный план города, чьи аккуратные ряды рядных домов из сырцового кирпича содержали множество папирусов, глиняной посуды, инструментов, одежды и детских игрушек — всего мусора повседневной жизни, которая обычно бывает отсутствует на египетских сайтах.
…. мало кто из первых египтологов был готов «тратить время» на поиск домашней архитектуры.
Если мы хотим понять Великую пирамиду в Гизе как рукотворный памятник, это именно то свидетельство, которое нам нужно найти. Но с таким количеством великолепных гробниц мало кто из первых египтологов был готов «тратить время» на поиски домашней архитектуры. Только недавно, во многом благодаря продолжающимся раскопкам египтологов Марка Ленера и Захи Хавасса, раскопки у основания Великой пирамиды начали раскрывать истории строителей пирамид.
Масштаб рабочей силы
Король Хуфу, ответственный за открытие Великой пирамиды © Греческий историк Геродот сообщает нам, что Великую пирамиду построили 100 000 рабов, которые «постоянно трудились и каждые три месяца сменялись новой бандой». Однако он ошибается. Король Хуфу — правитель Египта 4-й династии — царь, ответственный за открытие Великой пирамиды, не имел в своем распоряжении огромного количества рабов, и даже если бы он имел, не было возможности, чтобы 100000 человек могли одновременно работать на одной пирамиде. .
У всех археологов есть свои методы подсчета числа рабочих, занятых в Гизе, но большинство согласны с тем, что Великая пирамида была построена примерно 4000 основными рабочими (рабочие карьеров, транспортировщики и каменщики). Их поддержали бы 16-20 000 вспомогательных рабочих (строители пандусов, мастера по изготовлению инструментов, миксеры и те, кто оказывает дополнительные услуги, такие как поставка продуктов питания, одежды и топлива). Это дает в общей сложности 20-25 000 человек, работающих по 20 и более лет.
У всех археологов есть свои методы подсчета количества рабочих, занятых в Гизе…
Рабочие могут быть разделены на постоянную рабочую силу примерно из 5000 наемных работников, которые жили вместе со своими семьями и иждивенцами в хорошо организованной деревне пирамиды. Там также было до 20 000 временных рабочих, которые прибыли на работу в течение трех или четырех месяцев и жили в менее сложном лагере, расположенном рядом с деревней-пирамидой.
Деревня пирамид
Реконструкция мужчин, работающих в карьере недалеко от Великой пирамиды. © Священные территории деревенского кладбища пирамиды Гизы были обозначены «Стеной Вороны», массивной границей из известняка, которая отделяла землю живых от земли мертвых.Основная деревня пирамиды лежала за этой стеной, рядом с долинным храмом Великой пирамиды. К сожалению, это поселение сейчас находится под современным городом Назлет-эс-Самман и в значительной степени недоступно.
Деревенские покойники — мужчины, женщины и дети — были похоронены на склоне пустынного кладбища.
Деревенские покойники — мужчины, женщины и дети — были похоронены на склоне пустынного кладбища. В их разнообразных гробницах и могилах, включая миниатюрные пирамиды, ступенчатые пирамиды и куполообразные гробницы, используются дорогие каменные элементы, «позаимствованные» на строительной площадке короля.Более крупные и более сложные гробницы из известняка расположены выше по склону кладбища; здесь мы находим администраторов, участвовавших в строительстве пирамиды, а также тех, кто поставлял ей все необходимое.
… постоянные рабочие жили со своими семьями в тени возрастающей пирамиды.
Грабители гробниц более или менее игнорировали могилы этих рабочих, поскольку их довольно простые могильные предметы не представляли особого интереса для воров, ищущих золото. Следовательно, многие скелеты сохранились нетронутыми, что позволило ученым составить профиль тех, кто жил, работал и умер в Гизе.Из 600 или более тел, исследованных на данный момент, примерно половина — женщины, причем дети и младенцы составляют более 23 процентов от общего числа. Таким образом, у нас есть подтверждение, что постоянные рабочие жили со своими семьями в тени восходящей пирамиды.
Управление задачей
На могилах надзирателей есть надписи, касающиеся организации и контроля над рабочей силой. Эти произведения дают нам единственное представление о системе построения пирамид.Они подтверждают, что работа была организована в соответствии с испытанными принципами, призванными сократить огромную рабочую силу и их почти непосильную задачу до приемлемых размеров.
… работа была организована в соответствии с испытанными принципами, призванными сократить огромную рабочую силу и ее почти непосильную задачу до приемлемых размеров.
Разделение задач и рабочей силы в сочетании с использованием временных рабочих было типичным египетским ответом на логистическую проблему.Персонал храма уже был разделен на пять смен, или «филов», и подразделялся на две части, каждая из которых должна была работать один месяц из десяти. Экипажи лодок всегда делились на бригады левых и правых, а затем делились на группы; гробницы в Долине царей были украшены в соответствии с этой системой, также правыми и левыми бандами.
В Гизе рабочая сила была разделена на бригады численностью около 2000 человек, а затем подразделены на бригады по 1000 человек: граффити показывают, что строители третьей пирамиды Гизы называли себя «Друзья Менкаура» и «Пьяницы Менкаура».Эти банды были разделены на группы примерно по 200 человек. Наконец, группы были разделены на подразделения, состоящие примерно из 20 рабочих, которым были назначены их собственные конкретные задачи и собственный руководитель проекта. Таким образом, 20 000 человек можно было разделить на эффективные, легко контролируемые единицы, и казалось бы невозможный проект — возведение огромной пирамиды — стал достижимой целью.
… граффити показывают, что строители третьей пирамиды Гизы называли себя «Друзья Менкаура» и «Пьяницы Менкаура».
По мере того, как бюрократия отвечала на вызовы строительства пирамиды, строители в полной мере использовали эффективное управление, которое позволяло им вызывать рабочих, заказывать припасы и распределять задачи. Неслучайно 4-я династия демонстрирует первый расцвет иератического письма, курсивной, упрощенной формы иероглифов, которая отныне будет использоваться во всех немонументальных письмах.
Временные рабочие
Многие тысячи чернорабочих были размещены во временном лагере рядом с городом пирамидой.Здесь они получали прожиточный минимум в виде пайков. Стандартный рацион рабочего в Древнем царстве (2686–2181 гг. До н.э.) состоял из десяти хлебов и меры пива.
Мы можем почти вообразить рабочую семью, потребляющую десять хлебов в день, но начальники и лица более высокого статуса имели право на сотни хлебов и множество кувшинов пива в день. Это были припасы, которые недолго оставались свежими, поэтому мы должны предположить, что это были, по крайней мере частично, условные пайки, которые фактически оплачивались в виде других товаров — или, возможно, кредитов.В любом случае, город-пирамида, как и все другие египетские города, вскоре развил бы собственную экономику, поскольку все обменивали ненужные пайки на желаемые товары или навыки.
… город-пирамида, как и все другие египетские города, вскоре развил бы собственную экономику …
Умершие на месте временные рабочие были похоронены на городском кладбище вместе с орудиями труда. Как и следовало ожидать, их поспешные могилы были беднее по сравнению с могилами постоянных рабочих, которые всю жизнь готовились к захоронению в Гизе.
Производственный комплекс
В промышленном районе Великой пирамиды были найдены останки предприятия по переработке рыбы. © К югу от города-пирамиды находился промышленный район, гигантский сплоченный комплекс, разделенный на блоки или галереи, разделенные мощеными улицами, оборудованными стоками, и в том числе жилые дома для рабочих.
Снова исследования все еще продолжаются, но Марк Ленер уже обнаружил завод по переработке меди, две пекарни с достаточным количеством форм для производства сотен хлеба в форме колокольчиков и рыбоперерабатывающий завод с хрупкими пыльными останками тысяч рыбы.Это действительно массовое производство продуктов питания, хотя Ленер еще не обнаружил ни складских помещений, ни складов.
Найденные кости животных … включают … что совершенно неожиданно, отборные куски говядины высшего сорта.
Кости животных, извлеченные в этой области и в городе пирамид, включают утку, иногда овец и свиней и, что наиболее неожиданно, отборные куски говядины высшего качества. Утки, овцы и свиньи могли быть выращены среди домов и мастерских города пирамиды, но крупный рогатый скот, дорогая роскошь, должен был выпасаться на пастбище — вероятно, плодородных поместьях пирамиды в Дельте — а затем транспортироваться живыми для бойни в Гизе .
Кто были строителями пирамид?
После сравнения образцов ДНК, взятых из костей рабочих, с образцами, взятыми у современных египтян, доктор Моамина Камаль из Медицинской школы Каирского университета предположила, что пирамида Хуфу была поистине общенациональным проектом, в который в Гизу были привлечены рабочие со всего Египта. Она не обнаружила никаких следов какой-либо инопланетной расы; человеческий или межгалактический, как предполагается в некоторых из наиболее образных «теорий пирамиды».
… поистине общенациональный проект, в который в Гизу привлекаются рабочие со всего Египта.
По сути, пирамида служила и гигантским учебным проектом, и — намеренно или нет — источником «египетизации». Рабочие, которые покинули свои общины численностью 50 или 100 человек, чтобы жить в городе с 15 000 или более незнакомыми людьми, вернулись в провинцию с новыми навыками, более широким кругозором и обновленным чувством национального единства, которое уравновесило потерю лояльности местным жителям. традиции.Использование смены рабочих распространило бремя и привело к основательному перераспределению богатства фараона в виде пайков.
Почти каждая семья в Египте прямо или косвенно участвовала в строительстве пирамиды. Работники пирамиды явно не были рабами. Они вполне могли быть невольными жертвами барщины или системы обязательного труда, системы, которая позволяла фараону заставлять свой народ работать в течение трех или четырех месяцев на государственных проектах. Если это так, мы можем представить, что они были выбраны случайным образом из локальных регистров.
Почти каждая семья в Египте прямо или косвенно участвовала в строительстве пирамиды.
Но, полностью перевернув историю угнетения, рассказанную Геродотом, Ленер и Хавасс предположили, что рабочие могли быть добровольцами. Захи Хавасс считает, что символика пирамиды уже достаточно сильна, чтобы побудить людей добровольно участвовать в высшем национальном проекте. Марк Ленер пошел еще дальше, сравнив строительство пирамиды с выращиванием амбаров американскими амишами, которое осуществляется на добровольной основе.С таким же успехом он мог бы сравнить это с укомплектованием персоналом археологических раскопок, которые, как правило, укомплектованы энтузиастами, не оплачиваемыми добровольцами, под руководством нескольких оплачиваемых профессионалов.
Узнать больше
Читать на
Строители пирамид в Древнем Египте: современное исследование рабочей силы фараона А. Р. Дэвид (Бостон и Хенли, Лондон, 1986)
Полные пирамиды М. Ленера (Лондон, 1997)
Частная жизнь фараонов Дж. Тилдесли (Лондон, 2000)
Пирамиды: их археология и история М. Вернер (Лондон, 2002)
Ссылки
Британский музей.Грейт-Рассел-стрит, Лондон. Тел .: 0207 323 8299. Британский музей открыт для всех и открывается в 10 утра каждый день.
Об авторе
Автор и телеведущая Джойс Тилдесли преподает египтологию в Манчестерском университете и является почетным научным сотрудником Школы археологии, классики и египтологии Ливерпульского университета. Она является автором книг Tales from Ancient Egypt (Rutherford Press, 2004) и Egypt: How the Lost Civilization was Rediscoved (BBC Publications, 2005), написанных для сопровождения одноименного телесериала BBC.
.