Понятие о психике человека
Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.
В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде неразрывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания – знакового, понятийного моделирования действительности. Психика человека – отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.
Человеческая психика – это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.
Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности.
Итак, психика – это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека.
Психика человека приобретает особую форму – форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).
Основные явления психики – психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.
Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Характер возникновения психических образов зависит от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д.
Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.
Психические образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений.
Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности. Психические образы многомерны: они функционируют в контексте данной деятельности. В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.
Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты поведения, моделировать развитие действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.
Психика – субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И, напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации.
В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности – информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.
В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. И это создает неограниченные возможности внутренней, психической саморегуляции человека.
Итак, психическое отражение, психический образ – не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную, обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.
Идеальность психического образа есть не что иное, как отображение в нем общественно-исторического опыта человечества. Сознательно регулировать свою деятельность – значит организовать ее не на основе непосредственных инстинктивных побуждений, а на основе социально заданных требований и условий. Сознание – способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и законам.
Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.
В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия.
Научная трактовка психики сводится к следующим основоположениям:
- Психика возникла на определенной стадии развития материи – стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты – индивидуальное научение.
- Психика человека, сознание – высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.
- Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.
- Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное – она обусловлена социокультурными факторами.
- Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.
📖 § 1. Понятие о психике человека, Глава 2 Понятие о психике человека. Классификация психических явлений. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Еникеев М. И. Страница 5. Читать онлайн
Человек — существо сложное и многостороннее. Его изучают многие науки — биология, антропология, история, культурология, социология и др. Исследование общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука — психология (от греч. psyche — душа и logos — наука). Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики, его способность отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. Говоря кратко, психология — это наука о психике человека.
Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как ‘способность адаптации организмов к среде.
В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде непрерывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания — знакового, понятийного моделирования действительности. Психика — субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека.
Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.
Человеческая психика — это система субъективных образов действительности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.
Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика — сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.
Психика человека приобретает особую форму — форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека существуют и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).
Основные явления психики — психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.
Психический образ — целостное, йнтегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми идеальными формами. Они могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.
Эти образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений. Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности.
Психические образы многомерны: они функционируют в контексте данной деятельности (рис. 1). В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи. Эти образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, проигрывать варианты возможного развития действительности.
Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.
Рис. 1. Многомерность психических образов
(При рассмотрении вертикального ряда изображения (цифры) фигура в центре воспринимается как число 13. При рассмотрении горизонтального ряда (буквы) — как буква В.)
Психика — субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией, нашими знаниями и потребностями.
В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И напротив, в образе могут присутствовать даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации (рис. 2).
В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы — информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.
В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. И это создает неограниченные возможности внутренней психической саморегуляции человека.
Рис. 2. Зависимость психического образа от активности восприятия
(Тенденция сознания к осмыслению объекта настолько велика, что мы видим даже несуществующие грани треугольников. )
Итак, психическое отражение, психический образ — не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.
Идеальность психического образа есть не что иное, как отображение в нем общественно-исторического опыта человечества. Сознательно регулировать свою деятельность — значит организовать ее на основе не непосредственных инстинктивных побуждений, а социально заданных требований и условий. Сознание — способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и всеобщим законам.
Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность — человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сфер его сознания.
В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безобразные компоненты — обобщенные отношения, значения и смыслы, которые образуют семантическое поле психики индивида.
Научная трактовка сущности психики сводится к следующим положениям.
• Психика возникла на определенной стадии развития материи и является отражательно-регуляционным механизмом приспособительного поведения живых организмов. По мере их эволюционного развития развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты и индивидуальное научение.
• Психика человека, сознание — высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.
• Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики — закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.
• Психика опосредствована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное, т. е. обусловлена социокультурными •факторами.
• Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.
В отличие от психики животных психика человека, его сознание имеют следующие существенные особенности.
1. Наряду с наследственно и эмпирически приобретенными формами поведения человек владеет принципиально новым средством ориентировки в окружающей действительности — знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством слова.
Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального опыта.
2. Сознание человека отражает существенные стороны, закономерные взаимосвязи действительности.
Сознание — это отношение человека к миру со знанием, его объективных закономерностей. Оно дает возможность решать жизненные проблемы не с помощью метода проб и ошибок, а на основе установления устойчивых, закономерных связей и отношений между различными сторонами окружающей среды. (Жарким летом человек заготавливает топливо, зная, что неминуемо наступит зима.)
3. Сознание характеризуется осознанностью целей деятельности, понятийным моделированием будущих событий, предвосхищением результатов своих действий в системе общечеловеческих понятий, знаний.
Человек заранее предвидит, планирует ожидаемый результат своих действий и выбирает адекватные средства и способы их достижения. Он строит программу своей деятельности, первоначально моделируя ее в уме.
Его деятельность не ограничена непосредственным восприятием ситуации, а строится на основе знания закономерностей ее развития. Сознание человека прогнозирует закономерное наступление событий, с опережением отражая действительность.
4. Индивидуальное сознание обусловлено общественным сознанием.
Различаются четыре формы (сферы) общественного сознания:
1) наука — система научных знаний, представлений, концепций и мировоззренческих ориентации;
2) соционормативная-сфера общественного сознания — система нравственных, идеологических, политических, правовых ценностей, система социальных норм данного общества;
3) искусство — духовно-практическое освоение действительности образными средствами, образное моделирование типичных сторон действительности;
4) религия, вера — культ сверхъестественной силы, воплощающей в себе идеальные качества, духовная опора верующих людей. Вера в сверхъестественную божественную силу обеспечивает концептуальную определенность миропонимания верующих людей.
Все формы общественного сознания формируют идеологию — систему базовых ценностей, основополагающих идей, которая регулирует жизнедеятельность общества. Однако идеология может быть прогрессивной и реакционной, реалистической и утопической. Утопические идеологии ведут к мифологизации массового сознания.
5. Сознание связано с самосознанием, субъективной особенностью индивидуального сознания, системой ценностно-смысловых, личностных отношений человека к миру. Свое взаимодействие с миром человек регулирует, исходя из представлений о самом себе, объединенных в целостный образ Я-концепции.
Самосознание — субъективно-семантическое (от греч. semantikos — обозначающий) пространство личности. Самосознание определяет уровень самоорганизации индивида, принципы его поведенческой саморегуляции, самопостроения и самоутверждения. Самосознание — саморефлексия, самоопределение индивида — может быть истинным и ошибочным, порождающим возвышенные устремления и роковые жизненные заблуждения.
Успех жизнедеятельности индивида зависит от его способности к самоанализу, от приведения его внутреннего мира в соответствие с объективными внешними условиями, от вычленения в них существенного и несущественного, социально санкционированного, полезного и вредного.
Концептуально организованная, одухотворенная личность не идет на поводу у случайных обстоятельств, сиюминутных гедонистических устремлений — ее поведение детерминируется системой базовых духовных ценностей, принципами нравственности, добра, справедливости и человеческого достоинства.
Сознание, как характерная особенность человеческой психики, реализуется через механизм бидоминанты — внутриличностной коммуникации, общения человека с самим собой. И этот внутриличностный диалог опосредуется социальными критериями. Наше внутреннее Я — интериоризированный «другой» — внедренное в нас социальное начало (alter ego).
Явления действительности отражаются сознанием индивида интенционально (от лат. intentio — стремление) — пристрастноизбирательно в зависимости от их значимости в практике данного человека. При этом одни явления связываются в индивидуальном сознании с комплексом других, сопровождаются, как писал У. Джемс, «психологическими обертонами», «вставляются в оправу» других известных индивиду явлений, включаются в спектр усвоенной индивидом общечеловеческой культуры.
Все это позволяет говорить о едином потоке сознания, который становится основой поведенческой системы индивида: все поведенческие акты человека имеют личностную обусловленность.
Сознание шире, чем мышление. Оно является целостным интегрированным отражением внешнего мира, включающим в себя все формы психической деятельности: и формы чувственного отражения мира (ощущение, восприятие, представление), и рациональное познание (обобщенно-теоретическое отражение мира), и эмоционально-волевую сферу психической саморегуляции.
В отечественной психологии изучение сознания как особого феномена, имеющего собственное содержание, было выдвинуто в качестве фундаментальной задачи В. М. Бехтеревым. В работе «Сознание и его границы» (Казань, 1888) ученый, постулируя отражательную природу сознания, вводит понятия его структуры и уровней. На основе критерия «сложность содержания сознания» Бехтерев выделил ступени, уровни формирования сознания в онтогенезе (индивидуальном развитии):
• на исходном уровне, в младенчестве, когда еще отсутствуют ясные представления, сознание проявляется в неясном чувствовании индивидом своего существования;
• на следующем уровне возникают первые самопредставления — представления о Я как о субъекте и не-Я как об объекте. На этом фундаменте начинает формироваться самосознание личности;
• далее расширяются представления о внешнем мире, совершенствуются ориентационные механизмы.
Наиболее сложная форма сознания, по Бехтереву, — нравственные, религиозные и правовые представления, которые составляют интимное ядро личности, определяющее ее волевую саморегуляцию.
Высшая ступень формирования сознания — «то состояние внутреннего мира, когда человек, с одной стороны, обладает способностью по произволу вводить в сферу сознания те или другие из бывших прежде в его сознании представлений, с другой — может давать отчет о происходящих в его сознании явлениях, о смене одних представлений другими, иначе говоря, может анализировать происходящие в нем самом психические процессы» М. Сознание и его границы. Казань, 1888. С. 10.»>2.
2 Бехтерев В. М. Сознание и его границы. Казань, 1888. С. 10.
В. М. Бехтерев задолго до советских психологов установил принцип внутреннего опосредования внешних явлений. «Наблюдения показывают, что процесс введения представлений в сферу ясного сознания зависит только частично от внешних условий, иначе говоря от объективных качеств подействовавшего на нас внешнего впечатления, главнейшим же образом — от внутренних условий»3.
3 Бехтерев В. М. Сознание и его границы. С. 26.
В связи с этим Бехтерев исследовал зависимость восприятия и запоминания материала от психического состояния испытуемого, отношения его к предъявляемому материалу, его установок и нравственных позиций («нравственного ядра личности»).
В онтогенезе осуществляется поэтапный переход от низших форм сознания к его высшим формам. Высшие формы вбирают в себя и трансформируют все низшие. В патологических случаях происходит распад сознания в обратной последовательности: вначале расстраиваются высшие формы сознания, затем его низшие образования и лишь в последнюю очередь — биологическая база.
В психологии и психиатрии широко распространены введенные К. Ясперсом метафорические понятия ясности и помрачнения сознания4. Критериями помрачнения (неясности) сознания стали считаться: отсутствие отчетливого восприятия окружающего, дезориентация во времени и пространстве, бессвязность мышления, стертость воспоминаний. Совокупность всех указанных признаков и образует «потерю сознания», его нарушенность.
4 См.: Jaspers К. Allgemeine Psychopathologie. Berlin, 1929.
• Итак, сознание — присущий человеку высший уровень психического отражения действительности в социально выработанных формах — понятиях и оценочных суждениях.
Существуют некоторые критерии минимально необходимого уровня сознания для психического взаимодействия индивида со средой.
Нарушение этих критериев означает нарушенность сознания, утрату взаимодействия субъекта с действительностью. Признаками нарушенного сознания являются исчезновение предметной отчетливости восприятия, связанности мышления, ориентировки в пространстве, неспособность к саморегуляции и самоотчету «>5.
5 В психиатрии различается ряд разновидностей нарушенного сознания: оглушенное состояние — резкое повышение порога чувствительности, безучастность к окружающему, неспособность к мыслительной Деятельности; делириозное помрачнение сознания — нарушенность ориентировки проявляется в непроизвольных наплывах различных представлений; возникает ложная ориентировка в пространстве и времени; онейроидне (сновидное) состояние — обильное всплывание фантастических сцен; сумеречное состояние сознания — непроизвольное блуждание, выполнение автоматизированных действий, использование предметов не по назначению; деперсонализация — восприятие себя как бы со стороны, нарушение «схемы тела».
Нормой для личности является отражение мира в объективных взаимосвязях и смысловых значениях. Сознательное поведение личности— концептуально организованное поведение, основанное на соотнесении явлений действительности с социально сформированными понятиями.
Психология bookap
Во всех случаях патологии сознания происходит деперсонализация индивида, нарушение семантических (смысловых) структур его самосознания. Это позволяет сделать вывод, что самосознание личности, личностные, социально соотнесенные образования являются ядром сознательной саморегуляции человека.
На примерах психических аномалий и нарушений сознания мы отчетливо видим, что психика отдельного человека неразрывно связана с его социально обусловленными ориентациями, с социально-понятийным отражением действительности.
Что такое психика человека | Модели и части человеческой психики — видео и расшифровка урока
Курсы психологии / Социальная психология: помощь и обзор Курс / Я в социальном контексте: помощь и обзор Глава
Леса Стин, Дебора ТизлиЧто такое психика человека? Узнайте определение, части психики, ее развитие, связанные с ней расстройства и периоды жизни, влияющие на психику. Обновлено: 15.08.2021
Психика человекаЧеловеческая психика
Человеческая психика обычно относится к сознательным и бессознательным частям человеческого разума или духа. На современные представления о психике оказали влияние различные теории Зигмунд Фрейд и Карл Юнг .
Теория психики Фрейда
Фрейд описал человеческую личность как
- id , или инстинктивная часть человеческой личности, движимая удовольствием
- Эго , которое фокусируется на чувстве реализма, основанном на характеристиках окружающего человека мира и его опыте
- суперэго , нравственная часть человеческой психики, которая часто действует на чувстве вины
Теория психики Юнга
Напротив, определение человеческой психики у Юнга было более сложным, чем у Фрейда. Хотя Юнг соглашался с тем, что эго является частью психики, он также включал множество других аспектов, таких как
- личное бессознательное, которое далее распадается на отдельные комплексы .
- коллективное бессознательное
- себя
- персона
- тень
В юнгианской теории каждая из различных частей человеческой психики является отдельной и индивидуальной, функционирующей независимо от остальных.
Части психики
Модель Фрейда делит психику на уровни осознания:
- сознание
- предсознание
- бессознательное
сознательный разум часть над водой. Он содержит все, что человек осознает в данный момент, например, мысли, желания, чувства и воспоминания.
Та часть лодки, которая находится прямо под водой, является предсознательным разумом . В этой аналогии это похоже на грузовой отсек; предсознание состоит из мыслей, которые потенциально могут быть доведены до сознания.
Наконец, дно корабля, самое глубокое в воде, представляет собой подсознание . Бессознательный разум содержит такие неприятные вещи, как боль, тревога и депрессия. Он также служит хранилищем для всего остального, что потенциально может однажды снова оказаться в предсознательном и сознательном разуме.
И эго, и суперэго могут функционировать на всех трех уровнях сознания, но Ид обычно остается в бессознательном.
В своей теории Юнг также обращался к сознательному и бессознательному разуму. Для него сознательный разум — это место, где находятся личность, осознание, чувства, мысли и воспоминания, управляемые эго. Он выделил четыре основные функции сознательного разума:
- мышление
- чувство
- зондирование
- интуитивно
Для Юнга все люди участвуют в коллективном бессознательном , которое включает архетипа , которому могут следовать все люди. У каждого человека также развивается личное бессознательное, включающее комплекс теней . Подобно бессознательному Фрейда, тень состоит из нежелательных черт и идей, но она также имеет сходство с предсознанием в том, что содержание тени часто всплывает на поверхность в сознательном уме.
Произошла ошибка при загрузке этого видео.
Попробуйте обновить страницу или обратитесь в службу поддержки.
Чтобы продолжить просмотр, необходимо создать учетную запись
Зарегистрируйтесь для просмотра этого урока
Вы студент или преподаватель?
Создайте свою учетную запись, чтобы продолжить просмотр
Как участник вы также получите неограниченный доступ к уроки математики, английского языка, науки, истории и многое другое. Кроме того, получите практические тесты, викторины и индивидуальное обучение, которые помогут вам преуспеть.
Получите неограниченный доступ к более чем 84 000 уроков.
Попробуй это сейчас
Настройка занимает всего несколько минут, и вы можете отменить ее в любое время.
Уже зарегистрированы? Войдите здесь для доступ
Назад
Ресурсы, созданные учителями для учителей
Более 30 000 видеоуроков и учебные ресурсы‐все в одном месте.
Видеоуроки
Тесты и рабочие листы
Интеграция в классе
Планы уроков
Я определенно рекомендую Study.com своим коллегам. Это как учитель взмахнул волшебной палочкой и сделал работу за меня. Я чувствую, что это спасательный круг.
Дженнифер Б.
Учитель
Попробуй это сейчас
Назад
Далее: Эффект переоценки: определение и примеры
пройти викторину Смотреть Следующий урок
Повторить
Просто отмечаюсь. Вы все еще смотрите?
Да! Продолжай играть.Ваш следующий урок будет играть в 10 секунд
- 1:07 Душа или разум?
- 1:34 Фрейд и сознание
- 1:51 Сознание
- 2:17 Подсознание
- 2:45 Подсознание
- 3:29 Итоги урока
Сохранить Сохранить Сохранить
Хронология
Автовоспроизведение
Автовоспроизведение
Скорость
Скорость
Развитие психики
Фрейд и Юнг расходились во взглядах на то, как развивается психика: Фрейд больше сосредоточивался на опыте и жизненных событиях, а Юнг подчеркивал планы, которые формируют человеческую личность и судьбу с рождения.
Фрейд
Согласно Фрейду, на разных этапах жизни человека развиваются три аспекта психики:
- Идентификатор передается по наследству, основан на биологии и присутствует при рождении.
- Эго обычно формируется в возрасте от рождения до трех лет.
- Суперэго развивается примерно в возрасте пяти лет и позже.
Ид управляется инстинктами еды, секса, крова и тепла — потребностями, поддерживающими жизнь человека и обеспечивающими продолжение человеческой расы. Эти инстинкты могут быть сознательными, предсознательными или бессознательными на разных этапах жизни. По Фрейду, на Ид не влияют такие факторы, как возраст, опыт или внешний мир. Она основана на генетике и на протяжении всей жизни остается такой же, какой была в день рождения человека.
На эго влияют такие факторы, как опыт, возраст и внешний мир. Эго управляет тем, как ребенок начинает смотреть на мир и определяет, как получить то, что ему нужно и чего он хочет.
Суперэго — это мораль или сдерживающий фактор.
Идентификатор остается неизменным на протяжении всей жизни. Хотя эго и суперэго начинают развиваться в раннем детстве, они меняются на протяжении всей жизни человека.
Юнг
Юнг, напротив, считал, что опыт и окружающая среда не формируют личность, а скорее усиливают черты, присутствующие с рождения. Каждый человек рождается с «я» , состоящим как из биологии, так и из коллективного кладезя человеческих знаний и опыта. Из этого «я» маленькие дети начинают развивать эго, которое стремится удовлетворить потребности, но также ищет смысл.
С возрастом сознание человека наполняется его приоритетами, предпочтительными мыслями и переживаниями, отбрасывая нежелательную или нежелательную информацию и воспоминания в подсознание. В конце концов идеи из бессознательного выходят на поверхность в качестве противовеса сознательным мыслям.
Расстройства, связанные с психикой
Различают различные расстройства, в основе которых лежит влияние негативных детских переживаний на психику:
- Расстройства личности
- Диссоциативное расстройство личности
- Реактивное расстройство привязанности
- Социальные расстройства
Влияние разных периодов жизни на психику
Различные периоды жизни человека формируют психику по-разному, согласно Фрейду:
- В младенчестве присутствует только Ид.
- К пяти годам у людей начинают формироваться основы эго и суперэго.
- В подростковом возрасте, примерно в возрасте от 12 до 18 лет, эго-часть психики сосредоточена на идентичности и на том, кем человек станет во взрослой жизни.
- У взрослых человеческая психика сосредоточена вокруг эго и суперэго, жонглируя тем, чего хочет эго и что морально приемлемо в отношениях и жизненных целях, таких как карьера, семья и дом.
Резюме урока
В психологии человеческая психика относится ко всем частям человеческого разума, влияющим на личность. Согласно Зигмунду Фрейду , психика состоит из Ид, Эго и Суперэго и функционирует на разных уровнях: сознательном, предсознательном и подсознательном. Для Карл Юнг , психика состоит из множества аспектов, которые действуют на сознательном и индивидуальном подсознательном уровнях, но также опираются на коллективное бессознательное.
По Фрейду, психика развивается на разных стадиях по мере взросления человека, и опыт и факторы окружающей среды могут влиять на психику. Для Юнга каждый человек рождается с архетипом, который определяет его личность и действия, а внешние факторы просто усиливают этот архетип. Негативный детский опыт может привести к повреждению психики, вызывая такие диагнозы, как личность, диссоциативная идентичность, реактивная привязанность и социальные расстройства.
Чтобы разблокировать этот урок, вы должны быть участником Study.com.
Создайте свою учетную запись
Что значит моя психика?
Большинство исследователей определяют психику по существу как личность человека, отделенную от телесных функций мозга.
Из чего состоит психика человека?
Человеческая психика – это личность отдельного человека. Он состоит из Ид, инстинктов выживания, которые люди имеют при рождении; эго, то есть аспекты психики, основанные на логике и разуме и позволяющие людям добиваться того, чего они хотят; и суперэго, которое является моральным компасом человека.
Из каких трех частей состоит человеческая психика?
Три части человеческой психики — это ид, эго и суперэго. Эго и Суперэго действуют на трех уровнях осознания: сознательном, предсознательном и бессознательном. Ид обычно функционирует только на бессознательном уровне.
Зарегистрируйтесь для просмотра этого урока
Вы студент или преподаватель?
Разблокируйте свое образование
Убедитесь сами, почему 30 миллионов человек используют Study.com
Станьте участником Study.com и начните учиться прямо сейчас.
Стать участником
Уже являетесь участником? Войти
Назад
Ресурсы, созданные учителями для учителей
Более 30 000 видеоуроков и учебные ресурсы‐все в одном месте.
Видеоуроки
Тесты и рабочие листы
Интеграция в классе
Планы уроков
Я определенно рекомендую Study.com своим коллегам. это как Учитель взмахнул волшебной палочкой и сделал работу за меня. Я чувствую, что это спасательный круг.
Дженнифер Б.
Учитель
Попробуй это сейчас
Спинка
Метафора для понимания человеческой психики | Фрэнки | место между
По крайней мере, эта метафора мне подходит.
Во-первых, давайте начнем с моего совершенно расплывчатого и безответственно расплывчатого определения человеческой психики: психика — это совокупность процессов, связанных не только с мозгом и разумом, но с сердцем, эмоциями и телом, которые составляют целое. человек. Психика — это не только разум, и это не только работа мозга, и это не только эмоции.
Merriam-Webster определяет его как: душу, разум или личность человека или группы. Я ценю эту простоту, но даже тридцатисекундный обзор теорий личности поразил бы средний ум их сложностью. Итак, для простоты, давайте просто скажем, что это все. Вместе. В одном мешке кожа да кости.
Существует куча теорий о том, как работает человеческая психика. Наиболее верным для меня, особенно для стажера-терапевта со склонностью к борьбе с угнетением, является теория, которую Фрейд внес в разработку, известную как «топографическая теория». Он не обязательно изобретал ее, но его сосредоточенность и расширение на ней привлекли к ней внимание психологии. И, по правде говоря, он добавил к ней элементы структурной теории (включая Ид, Эго и Супер-Эго), но сегодня мы путешествуем не по эту сторону Фрейдвилля.
Есть много профессионалов в области разума, мозга и психического здоровья, которые высмеивают все, что когда-либо говорил Фрейд, и это нормально. Лично я не верю, что (пока) возможно исследовать каждую грань сознания с помощью технологий; то, что вы не можете измерить бессознательное, не означает, что его нет. Это имеет для меня весь смысл в мире, поэтому я придерживаюсь этого.
Видите ли, Фрейд (и компания) считал, что человеческая психика состоит из нескольких основных доменов. Их не следует путать с реальными областями мозга или тела; скорее, они представляют собой пока еще неизмеримые наборы процессов, которые объединяются и вносят свой вклад в каждый из них. Они разделены свободно, вот так:
- Сверхсознание: здесь живет мораль (и, следовательно, гипотетическая связь человека с божественным)
- Сознание: здесь мы живем целыми днями, наблюдая, размышляя и проверяя список дел
- Подсознание: вещей, которые не зависают в нашем сознании, но которые можно легко вспомнить или изучить, живут здесь (например, номер вашего мобильного телефона — вы не думаете об этом в эту секунду, но вы легко мог бы получить, если бы вам нужно)
- Бессознательное: это место, где живут все наши усвоенные модели поведения, привычки, предубеждения и более темные мотивы (играет страшная музыка) покоится под водой, в то время как лишь небольшая его часть возвышается над поверхностью), но я хочу поделиться с вами своей версией того, как я вижу эту теорию. Я даже нарисовал тебя.
На схеме вы видите счастливую лодочку, плывущую по морю. Каждый из нас живет в своей собственной счастливой маленькой лодке, так что представьте себя там, мирно полулежащим и совершенно не думая о том, чтобы заблудиться в море или акулах. В этой метафоре нет акул.
Начнем с того, что мы можем сразу же увидеть вокруг себя из нашей лодки — это в сознании . Это то, что мы сейчас наблюдаем, думаем или на чем фокусируемся. Мы можем видеть воду, чувствовать запах воздуха и думать об этих вещах, когда они происходят. Может быть, мы вычеркиваем что-то из списка дел, например, гребем на лодке или наблюдаем за птицами.
Над нами, в пресловутых «небесах», лежит высшая мысль, выше, но непременно привязанная к физической реальности. Многие из моих друзей-любителей описывают это состояние как состояние единства со всем во Вселенной, достигаемое с помощью таких средств, как медитация, экстатический танец, транс, галлюциногены и т. д. Фрейд называл это состояние 9. 0168 сверхсознание , и это солнечное небо, которое вы видите над своей счастливой маленькой лодочкой.
Если мы заглянем через борт лодки на мелководье, то увидим, что прямо под поверхностью плавает что-то, что мы можем выловить, когда нам нужно или захочется. Это то, что я предпочитаю называть подсознанием , тогда как Фрейд называл его «предсознанием», потому что я представляю его как этот океан — буквально просто водный слой под тем, что сознательно. Иногда вещи легко вспомнить из подсознания, а иногда они всплывают позже, когда мы перестаем на них фокусироваться, например, когда вы забываете слово, и оно приходит к вам, когда вы думаете о чем-то постороннем.
Теперь, сколько бы мы ни смотрели через край этой лодки, в этом океане психики есть глубокая территория, которую мы никогда не сможем увидеть так ясно, как мы можем видеть в сознании или из которые мы можем получить так же легко, как и из подсознания. Это без сознания, , и, как и настоящее глубокое море, здесь обитает много странного дерьма. Вещи там, как правило, не легко доступны. Вещи в сознательном мире иногда вызывают дерьмо, которое живет там, внизу, и нам остается думать: «Подождите, почему я вообще об этом думаю?» или «Почему мне вдруг хочется запереться в ванной, пока я не успокоюсь?» Некоторые из вещей, которые живут там внизу, могут включать детские травмы, социальную обусловленность и внутреннюю ненависть к себе. корни большей части нашего поведения, привычек и эмоциональных реакций находятся там, внизу. Ностальгия и странные ассоциации, вроде того, как запах шампуня моего крестника заставил меня сразу почувствовать покой, потому что он пах как что-то еще, что давным-давно заставило меня почувствовать покой, плавают там внизу. Корни предвзятого отношения к другим тоже плавают там, часто после десятилетий тонкой обработки через воздействие средств массовой информации, семьи, религии и общества.
С практикой мы можем научиться различать, какое дерьмо вырвалось из глубины, но для многих из нас это требует работы с терапевтом, который может помочь установить связи.
Толкнув эту штуку на глубину, она только прогонит свет. И мозги.«Бессознательное» — это слово, которое я слышу от людей, когда кажется, что другие не осознают причин своих собственных действий, и все же мы редко тратим время на то, чтобы заглянуть в глубины собственной психики. Давайте будем честными: там темно и страшно, и хрен его знает, что скрывается в пещере, которую вы построили, когда вам было 6 лет.
При этом недостаточно просто предположить, что в пределах нашего сознания находится все, что нам нужно знать о себе, наших эмоциях, наших побуждениях, наших мотивациях и наших реакциях. Многие из этих вещей уходят корнями в бессознательное, и мы часто слишком боимся смотреть, потому что это может означать болезненные воспоминания или раскрытие воспоминаний, которые наш разум фактически заставил нас «забыть», чтобы защитить нас. . Бессознательное формируется в основном в детстве и подростковом возрасте, когда наш мозг недостаточно развит, чтобы понимать или обрабатывать многие ужасные вещи, которые с нами случаются.