Понятие психологии как науки: Психология — Википедия – Тема 1.1. Психология как наука

Содержание

это что такое, что изучает наука, кратко самое главное, современное состояние психологической отрасли

Что такое психология? Дать однозначный ответ на данный вопрос невероятно сложно. Основополагающие принципы дисциплины были сформулированы в девятнадцатом столетии, однако предпосылки для возникновения психологии как науки возникли задолго до наступления нашей эры. Понимание науки, изучающей мысли, особенности поведения и подсознательные процессы животного и человека, позволяет адаптироваться в современном обществе, раскрыть способности и таланты и добиться признания окружающих.

Что это за наука — психология, что изучает и для чего используется

Что это за наука — психология, что изучает и для чего используется

Краткая история становления психологии как науки

Психология как наука занимается изучением поведения и процессов мышления животных и людей. В переводе с латинского языка Психея означает «Душа», существование которой до сих пор оспаривается большинством ученых. Logos переводится как «понятие; мысль или слово» и представляет собой термин, впервые использованный Гераклитом Эфесским (греческим философом и основателем диалектики). Среди других основоположников современной психологии стоит выделить таких известных деятелей времен античности, как Платон и Сократ.

Они, как и прочие представители школы стоиков (Анаксимен, Анаксагор, Демокрит и ряд других), придерживались точки зрения, что душа представляет собой вполне материальный объект, подлежащий всестороннему изучению. Многие историки считают, что отцом психологии как научной дисциплины является Аристотель, в четвертом столетии до нашей эры издавший ставший впоследствии знаменитым трактат «О Душе». Автор выдвигает теорию о том, что душа обладает различными способностями, такими как размышление, ощущение и развитие, и представляет собой основополагающий принцип движения.

Следующий этап становления психологии как науки приходится на начало шестнадцатого века. Рене Декарт (выдающийся физиолог, механик, физик и математик, живший в семнадцатом столетии) сумел в теории и на практике обозначить наличие такой психофизической проблемы, как взаимная связь тела и души. Также он смог выявить ряд закономерностей, касающихся работы сознания и рефлексов на подсознательном уровне. В дальнейшем основные методы исследования сознания на базе теории Декарта были дополнены влиятельным мыслителем эпохи Просвещения Джоном Локком.

Говоря о психологии как науке кратко, самые главные последующие достижения и ощутимый вклад связаны с такими деятелями, как:

  1. Дж. Уотсон (основоположник теории бихевиоризма). Разработал концепцию, согласно которой особенности поведения каждого человека формируются в результате ответных реакций на различные внешние стимулы и раздражители.
  2. Альберт Бандура. Труды этого писателя в шестидесятых годах двадцатого столетия спровоцировали когнитивную революцию в психологии как научной дисциплине. Суть его теории сводится к важности моделирования, подражания и наблюдения в процессе становления характерных черт личности.
  3. Академик Иван Павлов, российский физиолог и приверженец теории бихевиоризма. Провел огромное количество практических экспериментов, выявив новые эффективные методы, а также провел четкую грань между самоанализом и субъективными оценками.
  4. Хосбургер Эрик Эриксон, один из первых психоаналитиков и автор теории о различных стадиях становления личности человека, обладающих определенным набором внешних признаков.
  5. Пиаже Жан. Известен своей теорией, согласно которой мыслительные процессы, построение схем и шаблонов конструируются самим субъектом посредством воздействия на окружающую среду.

Зигмунд Фрейд считается основателем научного психоанализа, оказавшего значительное влияние на развитие и формирование таких дисциплин, как: антропология, социология, медицина и психология. Австрийский невролог и психиатр разработал трехкомпонентную структурную модель психики, включающую понятия «Сверх Я», «Я» и «Оно». Фрейд уделял большое внимание толкованию сновидений, методам контр-переноса и переноса, психосексуальному развитию личности, эдипову и прочим комплексам, возникшим в детском и подростковом возрасте. Современный классический психоанализ подразделяется на следующие направления:

  • психология аналитического типа;
  • глубинная психология.

Швейцарскому педагогу и известному психиатру Карлу Густаву Юнгу принадлежит теория, в которой существует понятие коллективного бессознательного, включающего ряд универсальных архетипов, характерных для самых разных культур. Архетипические образы оказывают серьезное влияние на поступки, мышление и чувства индивида. Юнг полагал, что часть сфер, скрытых в бессознательных областях психики, могут приобретать черты автономного характера и не подчиняться контролю со стороны сознания.

Интересный факт! Гештальт терапия считается гуманистическим направлением психотерапии, основанным на экзистенциальном подходе. Если психоанализ направлен преимущественно на интерпретацию бессознательного, то гештальт терапия предназначена для развития самоосознания. Создателем данного направления является Фредерик Перлс, сумевший развить идеи Фрейда и его последователей.

Понятие психологии как науки

Благодаря психологии человек получает широчайшие возможности к познанию окружающих людей и себя. А способность к пониманию других субъектов ведет к признанию со стороны общественности и значительно упрощает жизнь. Современная психология изучает различные теории и практические методы, комбинируя наиболее эффективные из них. Дисциплину в наши дни принято подразделять на научную и прикладную. Первая занимается исследованием личностных качеств, социального поведения и развития человека. Вторая использует ряд психологических принципов для разрешения насущных вопросов и актуальных проблем.

Объектом исследования современных психологов считается личность человека, его мысли, особенности формирования характера и привязанностей. Субъект, не обладающий базовыми познаниями в психологии, имеет меньше преимуществ в сравнении с подкованным в данной дисциплине индивидом. К примеру, ему намного легче впасть в состояние паники и стресса после плохих или хороших известий. Человек, знакомый с психологией не понаслышке, не допустит, чтобы такая непредсказуемая мелочь отрицательным образом повлияла на его восприятие окружающей действительности.

Одним из выдающихся практикующих психологов и гипнотерапевтов является Никита Валерьевич Батурин, автор собственного канала на YouTube, посвященного психологии и гипнозу. Избавиться от фобий, навязчивых страхов или пройти обучение искусству гипноза можно, обратившись к Никите Валерьевичу.

Области и структура психологии

В результате развития психологической науки возникло огромное количество областей, охватывающих самые различные сферы. Когнитивная психология исследует человеческое мышление и особенности развития познавательной функции. Сравнительное ответвление дисциплины изучает поведенческие паттерны представителей животного мира для установления взаимосвязи с шаблонами, которые присущи людям. Принято выделять также следующие области психологической науки:

  1. Судебную. Исследования в данной сфере используются преимущественно в системе правосудия.
  2. Патопсихологию, которая изучает всевозможные патологии и поведение, выходящее за рамки принятых норм.
  3. Клиническую. Передовики в области клинической психологии заняты поисками эффективных методов терапии различных психических расстройств.

Нейропсихология является междисциплинарным научным направлением, нацеленным на понимание особенностей психических процессов и того, как функционирует головной мозг. В данной области используются достижения в информатике, нейробиологии и философии, а к ее основным методам относятся: раздражение и разрушение структурных связей, а также исследование сравнительно-анатомическим способом.

Современная психология представляет собой интенсивно развивающуюся сферу человеческого познания, обладающую тесной связью с рядом других научных дисциплин. Подобно любому развивающемуся явлению, психология постоянно подвергается всевозможным метаморфозам, которые в итоге и приводят к ее эволюции. Отрасли психологии как науки занимаются изучением закономерностей, фактов и механизмов психической деятельности при условии влияния конкретных обстоятельств и внешних раздражителей.

Что такое психология? Ответить на этот вопрос кратко и понятно непросто, учитывая тот факт, что на текущий момент насчитывается более 100 отраслей дисциплины, претендующих на звание самостоятельных наук. Общая психология считается своеобразным ядром, изучающим основополагающие принципы, механизмы, а также формирование и становление психологического знания. Перед фундаментальной частью психологии стоит задача вывести формулы основных закономерностей, а также обосновать методы и способы общения личности с обществом и повседневной действительностью.

Помимо фундаментальной (или общей) психологии, существует внушительное количество дисциплин, наиболее полно сформировавшимися и содержательными из которых являются:

  1. Социальная психология, изучающая взаимодействие людей в рамках крупных общностей и целых этносов.
  2. Педагогическая психология исследует закономерности воспитательного процесса и поиском методов обучения.
  3. Психофизиология направлена на изучение взаимной связи между физиологическими и психическими проявлениями.
  4. Предметом изучения дифференциальной психологии являются индивидуально-типологические различия между людьми, а также особенности их характера, темперамента и профессиональных наклонностей.
  5. Возрастная психология занимается исследованием психического онтогенеза и личностных качеств, обусловленных возрастом и резервами развития. Подразделяется на: геронтопсихологию, детскую, подростковую, юношескую и взрослую психологию.
  6. Медицинская отрасль науки изучает особенности психического развития нездорового человека и пограничные психологические состояния.

Патопсихология и психология, занимающаяся исследованием различных отклонений психической деятельности, рассматривает причины и методы преодоления врожденных либо приобретенных дефектов мозга, нарушений зрения, слуха или речевого аппарата. Существуют прикладные отрасли, сопряженные с той или иной разновидностью деятельности: военная, юридическая, политическая, спортивная, генетическая и даже космическая психология.

Психологические науки базируются на фундаментальной дисциплине, однако варьируются в зависимости от специализации и используемых методов, при помощи которых решаются поставленные конкретные задачи. Практическая психология — это наука, получившая активное развитие в наши дни, и ориентированная на объективное описание и предоставление целостных характеристик личности.

Занимательный факт! Несмотря на обилие отраслей, выдающихся теоретиков и деятелей, на данный момент психология считается относительно молодой и при этом активно развивающейся наукой. Поэтому ее структурное устройство не является константой, и постоянно подвергается всевозможным метаморфозам.

Что изучает психология: особенности дисциплины

Психология — это наука, изучающая волю человека, внимание, сознание, функции памяти и особенности поведения. Память можно назвать аналогом запоминающего устройства, которое может быть как постоянным, так и кратковременным. В модернизированной психологии принято выделять следующие разновидности памяти:

  1. Эмоциональную. Человеку свойственно на протяжении продолжительного отрезка времени сохранять воспоминания о пережитых чувствах.
  2. Образную. Увиденный когда-то образ может всплыть в памяти даже несколько десятков лет спустя.
  3. Осязаемую, включающую информацию о тактильном контакте.
  4. Двигательную. С ее помощью водитель транспортного средства доводит до автоматизма управление транспортным средством, а танцор безупречно выполняет заученную однажды последовательность движений.
  5. Слуховую и зрительную.

Память является сложным тяжелым процессом, который необходим для передачи знаний и накопленного опыта от поколения к поколению. Однако в случае болезненных воспоминаний подсознание человека может стереть их с целью свести до минимума влияние стресса. Не менее трудным для понимания является понятие внимания, позволяющего субъекту сосредоточиться на наблюдении либо выполнении требующих особой аккуратности задач.

Посредством длительной аналитической работы и практических экспериментов психологам удалось выявить следующие разновидности внимания:

  1. Переключаемое (непостоянное внимание).
  2. Распределенное (позволяющее контролировать несколько процессов одновременно).
  3. Избирательное (когда присутствует возможность выбрать один из объектов для наблюдения).

Психология — это наука, изучающая причины и факторы, благодаря которым сформировались те или иные паттерны восприятия и шаблоны в поведении человека и животных. Дисциплина отличается весьма обширным спектром интересов, включающих в себя формирование психических процессов личности (когнитивные способности, восприятие на уровне звуков, запахов и цветов), психических свойств (таких, как характер, темперамент, активность), сознательных и бессознательных процессов и законов высшей нервной деятельности.

Методы исследования психологии

Психология — это наука, которая оперирует определенными средствами и приемами, позволяющими не только выстроить научную теорию, но и выработать практические рекомендации. Изначально психология использовала методы, полученные другими точными и естественными научными дисциплинами, а также: умозрительные рассуждения, интроспекцию (самонаблюдение) и наблюдение за особенностями поведения людей и представителей животного мира.

Полученный при помощи подобных методов анализ нельзя было считать объективным, поэтому для расширения категориального аппарата был добавлен ряд исследовательских методов. В результате эксперимента, проводимого в рамках определенных внешних условий, удается выяснить массу полезной информации, касающейся жизнедеятельности испытуемого. Эксперименты бывают пилотажными (пробными), психолого-педагогическими, естественными и лабораторными.

Перед началом эксперимента исследователь должен поставить перед собой конкретную задачу, для поиска решения которой он и переходит от теории к практическим действиям. В результате серии опытов с изменением различных факторов внешней среды и посредством сопоставления полученных данных специалист стремится получить максимально объективную картину.

Наблюдение

Наблюдение является целенаправленным восприятием и фиксацией особенностей поведения испытуемого в памяти исследователя либо на физический носитель. К данному методу прибегают в случаях, когда вмешательство в естественную деятельность невозможно или крайне нежелательно. Наблюдение бывает несистематическим и систематическим, выборочным, сплошным, прямым, лабораторным, полевым, непосредственным и опосредованным.

Для наибольшей эффективности метода наблюдение должно осуществляться группой специалистов и записываться на видеопленку или цифровой носитель. Американская ассоциация психологов разработала своеобразный свод законов этического кодекса, согласно которому существуют определенные правила наблюдения за испытуемыми:

  • исследователь сводит к минимуму вторжение в личное пространство испытуемых;
  • специалист не должен допускать причинение какого-либо ущерба физическому или психическому здоровью испытуемых;
  • конфиденциальная информация об участниках, полученная в результате экспериментов, не подлежит разглашению.

В качестве примера практического использования метода наблюдения можно привести ситуацию с ребенком, которого родители хотят отдать в секцию, но не могут определиться с кружком. В данном случае наилучшим решением будет проследить за малышом, оставив его наедине с кисточками, краской, бумагой, резиновым мячом или конструктором. Если ребенок начнет рисовать, с большой долей вероятности можно предположить, что его заинтересует художественная школа. Выбор в пользу конструктора говорит о техническом складе ума, и юного инженера стоит привести в кружок авто или авиамоделирования. Мячи и ракетки привлекают детей, способных продемонстрировать достойные результаты в различных спортивных дисциплинах.

Самостоятельное наблюдение

Метод представляет собой процесс самостоятельного наблюдения за собственным поведением. Используется для констатации фактов и регистрации в памяти определенных событий, ситуаций и реакций на них. На качество самостоятельного наблюдения влияет самооценка человека. Неуверенные в себе субъекты склонны проявлять гипертрофированное внимание к своим недостаткам и ошибкам, что развивает комплексы и фобии, сложно поддающиеся последующей корректировке. Для адекватного и эффективного самостоятельного наблюдения потребуется:

  • личный дневник для регулярных записей и заметок;
  • сопоставление наблюдаемых результатов с оценками окружающих;
  • избавление от чувства вины, обладающего разрушительным потенциалом.

Для увеличения коэффициента полезного действия в повседневной деятельности стоит взять за правило метод наблюдения, и задействовать его для решения различных задач. К примеру, человеку, желающему отказаться от курения, потребуется в течение дня как можно чаще прибегать к состоянию осознанности. В момент очередного приступа раздражения и злости из-за недостатка никотина стоит задаться вопросом о причинах развития разрушительного пристрастия и способах избавления от него. Первые положительные результаты можно увидеть уже после нескольких недель практики самонаблюдения.

Психологические тесты

Перечисляя существующие методы, использующиеся в данной дисциплине, нельзя не упомянуть о психологическом тестировании. Применяется он часто, поскольку позволяет получить ряд ценных сведений, касающихся личности и поведенческих особенностей индивида. Психологические тесты обязаны быть репрезентативными (соответствовать установленным нормам), достоверными (предоставлять реальные результаты), надежными и валидными. Для создания действительно эффективного теста необходим цикл проб с дальнейшей корректировкой числа вопросов, формулировок и алгоритма вычисления итоговых результатов.

Психологические тесты ориентированы на установление уровня интеллекта человека, его способности выражать вербальным путем усвоенную информацию, а также на получение картины, отображающей поведенческие мотивы, потребности и пути достижения эмоциональной стабильности. На текущий момент многие государственные (муниципальные) и частные работодатели на собеседовании предлагают соискателям пройти тест на профессиональную ориентацию, составленный с учетом специфики предлагаемой вакансии.

Беседы

Психология изучает влияние внешних и внутренних факторов, спровоцировавших формирование той или иной модели поведения. Беседа в письменной либо устной форме считается действенным методом, который относится к разряду наблюдений. Специалист перед общением с испытуемым должен быть вооружен последовательным планом дискуссии и приложить усилия для налаживания контакта. Опрашивающему необходимо следить за формулировкой заданных вопросов, делая их максимально точными и понятными для собеседника.

В задачу исследователя входит фиксация разговора на диктофон или бумагу для дальнейшего анализа. Важно наблюдать реакцию собеседника и делать пометки на полях в случае, если какие-либо вопросы или ответы вызывают выраженную эмоциональную реакцию со стороны опрашиваемого. Для доказательства эффективности беседы в качестве психологического метода можно привести простой пример из повседневной жизни. Многим доводилось, заметив близкого друга или знакомого в состоянии взволнованности и печали, узнать о причине расстройства и поддержать его добрыми словами и практическими рекомендациями. После беседы в теплых тонах опечаленный человек моментально взбадривается и перестает хандрить.

Внушение

Психология — наука, опирающаяся на обширную теоретическую и практическую базу. К методам практической психологии относится внушение. Данным понятием обозначают процесс, в результате которого исследуемый принимает определенные установки на сознательном или подсознательном уровне. Коммуникативное внушение основано на эмоциональном либо вербальном воздействии. Для косвенного внушения необходимы промежуточные раздражители и действия, направленные на достижение и закрепление конкретных поведенческих шаблонов.

Существует отрицательное, положительное, а также намеренное и ненамеренное внушение. К приемам скрытой манипуляции относятся трюизм и предоставление ложной альтернативы. Среди приемов косвенного внушения можно выделить намеки, одобрение и осуждение. На текущий момент метод внушения активно используется для введения человека в состояние транса и в различных гипнотических практиках. На его базе построен принцип неявной манипуляции, задействованный в сфере политики и рекламного бизнеса.

Занимательный факт! Знаменитый эффект Плацебо, когда больной выздоравливает после приема лекарства-пустышки, основан на методе внушения.

Другие методы

К сравнительно-генетическому методу прибегают в случае необходимости сопоставить разные группы, обладающие отличными психологическими критериями. Биографический метод подразумевает анализ продолжительного отрезка жизни испытуемого с выделением факторов, повлиявших на формирование личностных качеств, а также важных факторов и переломных моментов, способствующих изменению поведенческой структуры.

Метод психологического моделирования считается самым безотказным и лучшим способом проверить, как тот или иной человек поведет себя в случае необоснованной критики в свой адрес будет подойти к нему и обвинить его в том, что он не совершал. Однако применять его на практике настоятельно не рекомендуется, если исследователь желает сохранить нормальные отношения с испытуемым.

Глава 1 Психология как наука. Общая психология

Глава 1 Психология как наука

Несмотря на то что психология является сравнительно молодой наукой, ее роль в современном обществе велика. За сто лет с того момента, как психология была названа самостоятельной наукой, она оказала значительное влияние на понимание природы человека, особенностей его психики. Популярность психологии объясняется просто – она изучает все, что связано с человеком. Вполне естественно, что большинство из нас хотят понимать, почему люди ведут себя так или иначе в разных ситуациях, уметь предугадывать реакцию своих собеседников, оказывать влияние на мысли и поступки других. Эти и многие другие вопросы являются областью исследования науки психологии.

Психология – это наука, изучающая законы, закономерности развития и функционирования психики. Термин «психология» образован из двух слов: «психе» (греч.

????’ — душа) и «логос» (греч. ??’??? — слово, знание, мысль). Таким образом, психология является наукой о душе человека.

Предметом изучения психологии на разных этапах развития научного знания считались различные явления.

Например, уже с древних времен в качестве предмета психологии рассматривалась душа. Древнегреческие философы выдвигали идею о душе, находящейся в единстве с телом человека. Считалось, что душа обусловливает все телесные процессы, контролирует мысли и чувства человека.

Позже предметом психологии стало считаться сознание. Сознание – способность субъекта соотносить себя с миром, противопоставлять себя ему. Таким образом, в качестве предмета науки стало рассматриваться активное взаимодействие человека с внешней средой.

В рамках первой психологической школы, созданной Вильгельмом Вундтом, предметом психологии стал считаться опыт человека. Вундт использовал для исследования метод интроспекции – наблюдения за собственными психическими процессами (самонаблюдения). Психология как наука должна была изучать не только отдельные особенности ощущения или восприятия, но и суждения, эмоциональные оценки.

В дальнейшем в качестве предмета науки стали рассматривать деятельность и поведение человека, исходя из того, что узнать человека проще всего по его поступкам.

Согласно противоположной точке зрения предметом психологии являются бессознательные мотивы и потребности человека; считается, что человеком движут инстинкты и вытесненные из сознания побуждения.

В самом общем виде предметом психологии можно считать закономерности формирования, развития и становления психики человека, связи человека с природой и обществом .

Психика – это способность отражать объективный мир с его связями и отношениями, совокупность душевных процессов.

Можно выделить две основные стадии развития психики – элементарную сенсорную

и перцептивную .

Для каждой стадии можно выделить несколько уровней развития:

– низший уровень элементарной сенсорной психики присущ простейшим существам, многоклеточным организмам. Он характеризуется слаборазвитой чувствительностью, реакцией только на значимые свойства среды путем изменения скорости и направления движения. Движения на данном этапе не имеют целенаправленного характера;

– высшим уровнем элементарной сенсорной психики обладают черви, моллюски и ряд беспозвоночных. Данный уровень характеризуется наличием ощущений, реакций как на непосредственно воздействующие, так и на нейтральные раздражители, способностью избегать неблагоприятных условий;

– низший уровень перцептивной психики присущ рыбам, низшим позвоночным существам, насекомым. Данный уровень характеризуется разнообразием и сложностью движений, поиском положительных раздражителей и избеганием негативных факторов внешней среды;

– высшим уровнем перцептивной психики обладают высшие позвоночные животные – птицы и ряд млекопитающих. На данном этапе у животных проявляется стойкая способность к научению, они поддаются дрессуре;

– наивысший уровень перцептивной психики характерен для приматов, собак, дельфинов. Данный уровень означает возможность как действовать по уже известному шаблону, так и искать новые способы решения проблемы, а также возможность использования различного рода орудий.

Человеческая психика является высшей точкой эволюции психики живых существ в силу наличия сознания, речи, культурных особенностей.

Психика человека является достаточно сложным образованием. Выделяют три основные группы психических явлений:

– психические процессы;

– психические состояния;

– психические свойства.

Психические процессы – отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы могут вызываться извне или быть результатом действия внутренних раздражителей.

Все психические процессы, в свою очередь, можно разделить на три группы:

а) познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение;

б) эмоциональные процессы – эмоции, чувства, переживания;

в) волевые процессы – воля, принятие решений и т.д.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой, обеспечивают получение информации о внешнем мире и формируют деятельность человека.

Помимо индивидуальных существуют межличностные психические процессы (общение, межличностные отношения) и групповые процессы (формирование групповых норм и морально-психологического климата, конфликты, сплоченность).

Психическое состояние – устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека. Психическое состояние проявляется в снижении или повышении активности личности. Например, психическими состояниями можно назвать состояния бодрости или усталости; различные эмоциональные состояния – грусть, печаль, жизнерадостное настроение. Такого рода состояния возникают в результате воздействия на человека целого рода факторов – особенностей общения с другими людьми, степени и характера удовлетворения потребностей, получения того или иного результата и т.д.

Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие типичный для человека стиль деятельности и особенности его поведения.

Среди психических свойств человека можно выделить:

а) жизненную позицию – систему потребностей, убеждений, интересов, влияющую на жизнь человека;

б) темперамент – систему природных свойств личности, таких как подвижность и уравновешенность нервной системы, влияющих на восприятие человеком внешнего мира и его взаимоотношения с другими людьми;

в) способности – систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности;

г) характер – систему психических свойств личности, определяющую особенности поведения личности и взаимоотношений с другими людьми.

Психология связана с целым рядом наук, так или иначе изучающих человека, – с философскими, социальными и естественными науками, – занимая между ними промежуточное место.

Философию можно считать прародительницей целого ряда наук, в том числе и психологии. Именно в рамках философии впервые зашла речь о человеке, его природе, личностных особенностях. Психология как отдельная наука поставила человека в центр своего внимания, изучая роль психики в его жизни. Помимо душевных процессов психология изучает и особенности эволюционного развития человека, его телосложение и нервную систему. В рамках физиологии и анатомии центральной нервной системы (ЦНС) рассматривается вопрос о связи между психическими процессами и ЦНС человека. Помимо изучения отдельной личности психология рассматривает вопросы группового взаимодействия, поведения человека в обществе.

Психология содержит в себе целый ряд дисциплин – направлений, изучающих различные грани психических явлений, человеческого поведения.

Общая психология изучает общие закономерности психики человека и животных.

Дифференциальная психология — раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми.

Социальная психология изучает закономерности образования групп, поведения и общения людей в группах, проблемы лидерства в группе. В рамках социальной психологии изучаются большие (народы, классы и т.д.) и малые (рабочие коллективы, семьи и т.д.) группы.

Педагогическая психология изучает закономерности становления личности в процессе обучения и воспитания, особенности развития учащихся, взаимодействия между учениками и учителями, а также факторы, влияющие на успешность обучения.

Возрастная психология изучает закономерности и особенности развития личности человека, присущие тому или иному возрастному периоду.

Психодиагностика изучает с помощью методов исследования психики некоторые индивидуальные особенности человека. Наиболее известными методами диагностики являются тесты, опросники, анкеты.

Психология труда изучает особенности трудовой деятельности человека и позволяет определить особенности формирования и развития у человека трудовых навыков и умений, работоспособность и выносливость трудящихся. Психология труда имеет ряд разделов в зависимости от вида деятельности и выполняемой работы. Например, можно выделить инженерную, авиационную, космическую психологию.

Юридическая психология рассматривает особенности поведения участников досудебного и судебного процесса, личности правонарушителя. Выделяют несколько разновидностей юридической психологии: судебную, криминальную и исправительно-трудовую психологию.

Медицинская психология изучает вопросы, связанные с нарушением здоровья и психики людей. Помимо этого в рамках медицинской психологии рассматриваются вопросы протекания различных нормальных и патологических состояний – стресса, аффекта, тревоги. К медицинской психологии относятся такие разделы, как нейропсихология и психотерапия.

Парапсихология не считается многими научной дисциплиной, однако остается достаточно популярной. Парапсихология изучает особенности возникновения и проявления различных паранормальных способностей человека, таких как телепатия, телекинез, ясновидение.

Необходимо отметить, что в связи с появлением новых наук или социальных феноменов число направлений психологии возрастает. Например, относительно недавно возникла экологическая психология .

Литература

1.  Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Издательство МГУ, 1988.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1997.

3. Лурия А.Р. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.

4. Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: Центр ВЛАДОС, 2003.

5. Першина Л.А.

Общая психология. – М.: Академический проект, 2004.

6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

что это такое, основные методы, направления и концепции?

Психология наука или шарлатанство? Подобный вопрос, наверное, слышали многие. Но почему тогда психология уже более двух тысячелетий интересует людей? Почему с психологами работают космонавты, бизнесмены, политики? И почему все же после похода к психологу душа болит уже не так сильно? Ответами на эти вопросы, а также советами для новичков в психологических вопросах, делимся в статье.

Что такое психология?

Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе. Внутри науки изучается мир субъективных (душевных, ментальных) явлений и состояний, которые осознаются или не осознаются личностью. Как «учение о душе» зародилась еще во времена Античности, но самостоятельной и официальной психологической наукой стала в 1879 году.

Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика, – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях, мотивации, темпераменте, мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.

Психику и психологию человека невозможно познать без знания о его биологическом и социальном устройстве. Поэтому изучение психологической наукой предполагает знакомство с биологией, физиологией высшей нервной деятельности, философии, педагогики, истории общества.

Истории появления науки.

В переводе с древнегреческого «психология» означает «слово о душе». Таким названием она обязана греческой мифологии, где богиня Психея считалась символом души. У истоков психологической науки стояли Аристотель, Платон, Ибн Сина, но первые упоминания об отдельной психологической дисциплине появились только в XVIII веке в работах немецкого ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа. До XXI века психологическая наука претерпела несколько трансформаций, которые происходили в зависимости от смены главного объекта изучения.

Всего выделяют четыре этапа:

  1. объект изучения душа. Получила такую формулировку во времена расцвета греко-римской цивилизации благодаря ассоциации с анимизмом (от латинского «анима» – дух, душа). Душа-анима, по разумению предков, считалась главным признаком, отличающим живое от неживого. Наличием неопределенного бесконечного вещества «души» люди пытались объяснить связь с космосом, жизнь после смерти, типы темпераментов и все непонятные ощущения в своем теле.
  2. объект изучения сознание. Возникла в XVII веке одновременно с открытием рефлекторной природы поведения, описанной Декартом. Сознанием в то время называли некий «компас жизни», который формировал человеческую способность чувствовать, думать, наблюдать за своим поведением и описывать результаты своих наблюдений. В этот же период предпринимались первые попытки ввести понятие бессознательного.
  3. объект изучения поведение. Зародилась в XX вместе с необходимостью ставить эксперименты и наблюдать за тем, что возможно непосредственно увидеть: поведение, реакции, поступки.
  4. объект изучения психика. Предметом изучения стали все «околопсихические» объекты – объективные закономерности, проявления, механизмы.

Современная психология – многоотраслевая система научно-прикладных дисциплин, которая включает от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений.

Пройти тест на темперамент

Виды психологии.

Традиционно все виды психологии делят на две большие группы:

  • Академическая – это наука ради науки. Она изучает психические проявления, характерные для людей (или животных) в общем, выводит обобщенные зависимости между событиями или явлениями во всех сферах психической жизни. Ее цель – разрабатывать теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей, изучать отдельные психологические феномены. Это научный базис, который объединяет основы психологической науки и создает условия для ее развития.
  • Прикладная (практическая) – это наука, нацеленная на получение конкретного результата. Она исследует способы, которые помогают «приложить» научные знания к повседневной жизни или в профессии. Ее цель – разработать конкретные рекомендации по совершенствованию психической жизни, а также получить ту самую обратную связь, что дает возможность проверить правдоподобность (или неправдоподобность) научных теорий. Прикладная наука тесно связана с психиатрией, психотерапией, просветительской работой, тренингами.

Виды психологии отвечают на вопрос: как работает психология. Чем конкретно занимается психологическая наука можно понять, если подробней изучить ее разделы, направления, сферы.

Основные разделы академической психологии.

Разделы психологии формируются на разных основаниях: по цели деятельности, по предмету или объекту исследования, по связи с другими научно-исследовательскими практиками:

  • Возрастная – изучает психоэмоциональную активность и формирование личности на разных этапах жизни от рождения до смерти (детская, подростковая, геронтопсихология).
  • Социальная – изучает закономерности жизнедеятельности людей, включенных в социальные группы или общности.
  • Дифференциальная – изучает индивидуальные психофизиологические различия между людьми, особенности поведения, отдельные свойства высшей нервной деятельности.
  • Аномальная – изучает проявления различных нарушений в работе мозга.
  • Клиническая (медицинская, патопсихология) – изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с заболеваниями.
  • Когнитивная – изучает познавательные процессы человеческой психики (ориентирована на исследование чувств, памяти, воображения, силы воли, логического мышления).
  • Консультативная – систематизирует и описывает процессы оказания психологической помощи.
  • Зоопсихология – изучает не психику животных саму по себе, а чтобы исследовать предпосылки человеческого сознания.
  • Педагогическая – разрабатывает психологические основы обучения, воспитания.
  • Психолингвистика – изучает внутренний мир личности, которая взаимодействует с миром посредством речи.

Основные разделы и направления прикладной психологии.

Прикладная психология — это обширная разветвленная сеть отраслей и дисциплин, внутри которых существует немало подкатегорий, связанных между собой и с другими науками. Областями прикладной психологии считаются:

  • Психокоррекция: прицельное воздействие на психику для того, чтобы привести ее в соответствие возрастным или другим нормам.
  • Психодиагностика: разработка и применение разных методов распознавания психологических особенностей конкретного человека или группы людей (тестирование, опросники).
  • Психотерапия: оказание психологической помощи психически здоровым людям, а также клиентам с личностными расстройствами.
  • Психологическое консультирование: помощь психически здоровым людям в сложной жизненной ситуации.

Прикладная наука объединяет области, нацеленные на практическую помощь людям, которые в ней нуждаются. Независимо от происхождения, статуса, возраста за психологической помощью могут обратиться те, кто:

  • Не умеет или не может общаться с окружающими, налаживать социальные связи.
  • Планирует или строит свой бизнес.
  • Находится в постоянном конфликте с окружающими или с самим собой.
  • Переживает сложную жизненную ситуацию.
  • Чувствует, что отношения с партнером на грани разрыва.
  • Обеспокоен поведением детей-подростков.
  • Испытывает постоянную апатию, упадок сил, агрессию, раздражительность.
  • Страдает от панических атак, фобий, страхов.
  • Не может справиться со своими вредными привычками.
  • Хочет выбрать профессию или задумывается о смене профессии.

Основные психологические концепции.

Первый систематический курс по психологии был создан немецким психиатром Эмилем Кальпериным в 1883 году. С тех пор внутри психологической науки образовалось множество школ и концепций, которые пытаются объяснить те или иные психические явления.

Психоанализ или фрейдизм.

Самая популярная концепция, известная за пределами психологической науки. Названа по имени основателя – Зигмунда Фрейда, который первым разделил три уровня психической жизни: сознание (Эго или Я), предсознание (сверх-Я), бессознательное (Оно или либидо). Постепенно психоанализ обогащался новыми идеями, теориями, психоаналитическими концепциями.

Пройти тест Фрейда

Логотерапия.

Идея о поиске смысла жизни базируется на идее австрийского психиатра Виктора Франкла. В этом плане категория смысла жизни противопоставляется вечному поиску удовольствия, который пропагандировался Фрейдом.

Гештальтпсихология.

Возникла благодаря усилиям немецких психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера, Курта Коффки как попытка выстроить психологическую теорию по аналогии с физикой. Сам термин «гештальт» обозначает целостные образования сознания, а главным объяснительным принципом гештальтпсихологии считается принцип целостности.

Гуманистическая психология.

Направление сформировалось в рамках гуманистического подхода. Ее виднейшие представители А. Маслоу, К. Роджерс. Согласно гуманистической теории главной целью существования человека является самоактуализация, самореализация, непрерывное саморазвитие. Ответвлением гуманистической концепции можно считать духовную (христианскую) психологию.

Когнитивизм.

Слово «когнитивный» переводится с латыни как «знать». Главные представители направления – Джордж Келли, Арон Бек, который говорил: «человеческие чувства и действия определяются мышлением». Сторонники концепции отстаивают мнение, что человек – это не машина, которая слепо реагирует на изменения внешнего мира, а мыслящая личность, способная анализировать информацию, свои поступки и поведение, проводить сравнение, решать проблемы.

Бихевиоризм.

Основоположник бихевиоризма (в переводе «поведение») – американский психолог Джон Уотсон, разработавший идею взаимосвязи поведения, стимула и передающей реакции. Девиз бихевиоризма «психология – это наука о поведении», а сознание здесь не изучается, поскольку не имеет поведенческих показателей.

Трансперсональная (надличностная).

В переводе означает «душа по ту сторону маски». Исследует человеческую духовность, надличностные переживания во всех формах и проявлениях, а также парапсихологические феномены, кармическую динамику, неразрешившиеся психотравмы рождения. Трансперсональные техники делают упор на необычных состояниях сознания – интуиции, медитативном трансе, гипнозе, медиумизме. Основатель направления и изобретатель главной техники для «погружения в себя» (холотропного дыхания) – С. Гроф.

Интерактивная.

Название направления переводится как «интеракция» – «социальное взаимодействие». Цель направления – изучение законов взаимодействия: гармоничного, позитивного, дисгармоничного, конфликтного. Основателем интерактивной концепции является Джордж Мид, а популяризатором – Эрик Берн.

Методы психологии.

Практически все методы психологии можно объединить в две группы:

  • Эмпирические. Основаны на сборе, фиксации, интерпретации фактов. Используют методы математической статистики, которые позволяют работать с большими объемами данных, строить закономерности.
  • Экспериментальные. Основаны на моделировании ситуаций взаимодействия личности и окружения, где можно было бы наблюдать необходимые психологические реакции. Это так называемые социальные эксперименты (стэнфордский тюремный эксперимент, пещера разбойников М. Шерифа, эксперимент повиновения Стэнли Милгрэма).

Главным объектом психологического исследования является психология человека, поэтому наукой используются те же методы исследования, которые можно применить и в обычной жизни:

  1. Наблюдение – описательный метод, который заключается в целенаправленном восприятии и описании человека.
  2. Эксперимент – специально проведенный психологический опыт, который помогает получить новые знания об испытуемом.
  3. Самонаблюдение – целенаправленное и осмысленное наблюдение за своими эмоциями, реакциями, желаниями, мотивами, которое не должно перерастать в самокопание.
  4. Собеседование – устная или письменная беседа, которая помогает уточнить и обозначить круг проблем, недоступных для наблюдения.
  5. Опрос – кратковременное письменное или устное испытание с заранее сформулированными вопросами, которое помогает оценить и выявить индивидуально-психологические отличия, навыки, способности.
  6. Тестирование – изучение, выявление, оценка определенных психологических качеств после прохождения специально подготовленных тестов.
  7. Биографическое исследование – способ, при котором изучается, диагностируется, корректируется, прогнозируется жизненный путь человека.

Как правило, чтобы предоставить психологу наиболее точный и всесторонний психологический портрет собеседника, методы комбинируются для каждого конкретного случая. Например, при приеме на работу могут использоваться тесты и собеседование. На сеансе психотерапии психолог может использовать наблюдение и эксперимент, а клиенту предложить выполнить домашнее задание – понаблюдать за собой.

Зачем изучать психологию?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Вернее, ответ у каждого свой:

  • Потому что психология затрагивает все ключевые аспекты жизни: быт, работу, партнерство, воспитание, бизнес, самореализацию.
  • Потому что мы живем среди людей и хотим понимать их мотивы, учитывать особенности психики, прогнозировать решения, ориентироваться в чужих характерах.
  • Потому что детские обиды мешают жить, даже если мы о них не вспоминаем.
  • Чтобы распоряжаться своими внутренними ресурсами, жить полной жизнью.
  • Чтобы замотивировать себя в нужный момент или вовремя заметить усталость и отдохнуть.
  • Чтобы понять, почему болит где-то внутри или почему «болит душа».
  • Чтобы понять, почему одни люди вызывают симпатию, а другие – агрессию или неприятие.
  • Чтобы распознавать, но не поддаваться на чужие манипуляции.
  • Чтобы развивать свою память, мышление, креативность добровольно, а не потому что «так принято».
  • Чтобы осознать, почему прежние отношения развалились, построить новые, но уже более прочные.
  • Чтобы научиться понимать своих детей или родителей независимо от разницы в возрасте.
  • Просто для себя.

С чего начать изучение?

Прежде всего, не стоит путать психологов-ученых и психологов-практиков. Большинство научных книг написано сухим, достаточно сложным для восприятия языком с научными терминами. Поэтому учить психологию «для себя» с трудов Фрейда или Юнга будет сложно. Но и по популярной психологии есть масса книг, которые изучить одновременно тоже не получится. Поэтому для начала нужно задать себе вопрос: что мотивирует меня, что для меня наиболее важно?

Общий кругозор.
  • Пол Клейнман «Психология: люди, концепции, эксперименты».
  • Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект».
  • Д. Халлиман «Почему мы ошибаемся: ловушки мышления».
Детская психология.
  • Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
  • Протоиерей Федор Бородин «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка».
Психология творчества.
  • Остин Клеон «Кради как художник».
  • Барбара Шер «О чем мечтать».
Психология успеха.
  • К. Макгоникал «Сила воли: развить и укрепить».
  • Рэй Далио «Принципы».
  • Чин-Нинг Чу «Каменное лицо, черное сердце».
Саморазвитие.
  • Хэл Элрод «Магия утра».
  • Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта».
  • Б. Блюменталь «Одна привычка в неделю».

Кроме этого есть онлайн-журналы, публикации, электронные издания, ресурсы с советами практикующих психологов.

Конечно, психологический дискомфорт невозможно измерить прибором, а душевную боль уменьшить таблеткой. И этим психология отличается от точных наук или медицины. Но можно не претендовать на абсолютное знание, но дать понимание: себя, окружающих, близких, партнеров, детей и родителей. И только ради этого стоит начать изучать психологическую науку.

Пройти тест на самооценку

Что такое Психология? Психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Психология (греч. — душа; греч. — знание) — это наука, изучающая поведение и психические процессы людей и животных. Психика — это высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Посредством психики человек отражает закономерности окружающего мира.

Мышление, память, восприятие, воображение, ощущение, эмоции, чувства, задатки, темперамент, — все эти моменты изучает психология. Но основной вопрос остаётся, — что движет человеком, его поведением в той или иной ситуации, каковы процессы его внутреннего мира? Спектр вопросов, решаемых психологией достаточно широк. Так, в современной психологии выделяют большое количество разделов:

  • общая психология,
  • возрастная психология,
  • социальная психология,
  • психология религии,
  • патопсихология,
  • нейропсихология,
  • семейная психология,
  • психология спорта
  • и т.д.

В психологию проникают и другие науки и отрасли научного знания (генетика, логопедия, юриспруденция, антропология, психиатрия и др.). Происходит интеграция классической психологии с восточными практиками. Чтобы жить в гармонии с собой и с окружающим миром, современному человеку необходимо овладение основами психологии.

«Психология — это выражение словами того, чего нельзя ими выразить», — писал Джон Голсуорси.

Психология оперирует следующими методами:

  • Интроспекция — наблюдение собственных психических процессов, познание собственной душевной жизни без использования каких-либо инструментов.
  • Наблюдение — исследование определенных характеристик того или иного процесса без активного вовлечения в сам процесс.
  • Эксперимент — исследование опытным путем определенного процесса. Эксперимент может быть построен на моделировании деятельности в специально заданных условиях или может проводиться в условиях, близких к обычной деятельности.
  • Исследование развития — изучение определенных особенностей одних и тех же детей, за которыми наблюдают в течение нескольких лет.

У истоков современной психологии стояли Аристотель, Ибн Сина, Рудольф Гоклениус, впервые использовавший понятие «психология», Зигмунд Фрейд, о котором, наверняка, слышал даже человек, не имеющий отношения к психологии. Как наука, психология зародилась во второй половине 19 века, отделившись от философии и физиологии. Психология исследует механизмы психики бессознательные и осознаваемые человеком.

Человек обращается к психологии, чтобы познать себя и лучше понимать своих близких. Это знание помогает увидеть и осознать истинные мотивы своих поступков. Психологию ещё называют наукой о душе, которая в определенные моменты жизни начинает задавать вопросы, — «кто я?», «где я?», «зачем я здесь?» Зачем человеку нужно это знание и осознание? Чтобы держаться на дороге жизни и не падать то в одну канаву, то в другую. А упав, найти в себе силы подняться и идти дальше.

Интерес к этой области знаний возрастает. Тренируя тело, спортсмены обязательно приходят к психологическим знаниям и расширяют их. Двигаясь в направлении своих целей, выстраивая отношения с людьми, преодолевая трудные ситуации, мы также обращаемся к психологии. Психология активно вливается в обучение и воспитание, в бизнес, в искусство.

Человек — это не только кладезь определённых знаний, умений и навыков, но и личность со своими эмоциями, чувствами, представлениями об этом мире.

Сегодня без знания психологии не обойтись ни на работе, ни дома. Чтобы продать себя или произведенный продукт, нужны определенные знания. Чтобы иметь благополучие в семье и уметь улаживать конфликты, так же необходимы знания психологии. Понимать мотивы поведения людей, учиться управлять своими эмоциями, уметь налаживать отношения, суметь донести до собеседника свою мысль, — и здесь на помощь придут психологические знания. Психология начинается там, где появляется человек и, зная основы психологии, можно избежать многих ошибок в жизни. «Психология — это умение жить».

3. Психология как наука

Человек — существо социальное, и все его психи­ческие явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психоло­гию принято относить к гуманитарным дисциплинам.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисципли­ны, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдель­ных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знако­мится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Слово «психология» от греч.-наука «о душе» (16в.). первоначально термин психология относился к особой науке, которая узучала душевные или психические явления. Позднее (17-19в) область знаний по психологии расширяется и включает в себя осознаваемые и неосознаваемые явления. Психология – это наука о психике и психических явлениях. Психология как наука на современном этапе развития представляет собой сложную и разветвлённую систему научных дисциплин. Психология в ходе своего развития прошла 4 этапа: 1-психология как наука о душе (наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Более 2тыс.лет назад). 2-психология как наука о сознании (с 17 в. Способность чувствовать и думать-сознание. Основной метод-самонаблюдение). 3-психология как наука о поведении(с 20 в. Психология – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: реакции, человека, поступки, поведение.). 4-современный этап развития психологии. Изучение фактов, закономерностей и механизмов психики. ( втор. половина 20в)

7. Предмет психологии. Психические явления

Предметом психологии является психика и психические явления. Психические явления делятся на: психические состояния, процессы, свойства. Психические процессы: познавательные (ощущение, восприятие, память, воображение, представление, мышление, речь, внимание. Связаны с восприятием и переработкой информации. Благодаря этим процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе), эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость и др.), волевые (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др). психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Имеют начало, течение и конец, т.е. обладают динамическими характеристиками. На основе психических процессов формируются определённые состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. Иногда выделяют как самостоятельную ещё одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. В неё входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Такде имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. в то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. Относятся: подъём, угнетённость, страх, бодрость, уныние и др. Психические свойства – характеризуются большей устойчивостью и большим постоянством. Относятся: направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

Комплексный экзамен по специальности «Психология» определение психологии как науки. Различные представления о предмете психологии

Формирование эмпирической и интроспективной психологии.

Вводится Ассоциативная психология и Бессознательная психика.(10)

Психология и ее предмет в Новое время и в эпоху Просвещения

В эпоху Просвещения психология искала собственный предмет исследования, конкретное определение области своей деятельности. Эта область понималась как исследование путей становления у человека картины окружающего мира и самого себя, и главным здесь виделась осознанность этого процесса. Происходит уточнение предмета психологии как науки о сознании. Исследование содержания и функций сознания подвело ученых к изучению его роли в человеческой жизни, следовательно, и в поведении человека. Наблюдается двойственность предмета психологии того времени: изучение сознания и путей его формирования, а также этапов развития образа мира и себя, с одной стороны, и изучение поведения и движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности индивида — с другой.

В связи с развитием механики и физики Ньютона утвердился новый взгляд на природу как на гигантский механизм, а человеческое тело виделось своеобразной машиной- автоматом, функционирующей по принципу любого механизма по строгим законам физики.

В исследовании процессов познания наблюдались две противоположные точки зрения.

Сенсуализм определял в качестве основы всех человеческих знаний ощущения, процесс познания рассматривался как единый, имеющий несколько ступеней -от ощущения к мышлению, т. е. процесс постепенного восхождения от частного к общему.

Рационализм отдавал приоритет мышлению, выделял в процессе познания два этапа: первый этап состоял из нескольких ступеней и заключался, как и в сенсуализме, в восхождении от частного к общему при переходе от восприятия к логическому мышлению, но понятие, которое формировалось таким образом, не является окончательным и объективным. Поэтому выделялся второй этап познания — интуитивное мышление, которое черпает знания из разума, мгновенно актуализируя в нем понятия, осознавая всеобщие законы и свойства предметов.

Решение проблемы эмоций и свободы человека основывалось на позиции ученых античности, которые считали, что эмоции отражают внешнюю ситуацию (а часто и вызываются ею), поэтому свобода связывалась с возможностью преодоления аффекта и разумной регуляцией деятельности.

Основные направления развития психологической мысли в эпоху Просвещения

В XVIII в. в Европе наступает эпоха Просвещения, определяемая как период безграничной веры в человеческий разум и способности, позволяющие перестроить общество, как эра торжества науки над Средневековьем. Представители этого движения считали главной задачей «просветление общества» и как следствие поднятие его на более высокую ступень эволюционного развития. Суть этого процесса они видели в избавлении общества от древних суеверий, стереотипов, предрассудков и религиозного фанатизма. Взамен устаревших идей просветители предлагали ориентироваться только на разум, на первоначальную природу человека, на его опыт. Идеи просветителей носили революционный характер.

В психологической мысли в эпоху Просвещения существовали следующие направления:

1) эмпиризм, родоначальником которого считается английский философ Дж. Локк, определял опыт как основополагающий фактор развития человека и изучал механизмы его приобретения, а также вопрос приоритета опыта над разумом;

2) сенсуализм представлял собой учение о доминировании чувственного познания над рациональным.

Оба направления отрицали существование врожденных и неизменных идей и способностей, доказывали их опытное происхождение и возможность прижизненного развития;

3) ассоцианизм как направление в идеалистическом учении о душе. Единицей признана ассоциация как механизм формирования и приобретения опыта. В своем развитии ассоцианизм прошел несколько этапов:

— на первом этапе ассоциация выделилась как объяснительный принцип отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания;

— на втором этапе — этапе классического ассоцианизма — были созданы целостные концепции психики и сформировано понимание психики как источника формирования механических связей, или ассоциаций, между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления;

— третий этап включал в себя экспериментальное и практическое изучение сформированных на предыдущих этапах концепций и идей, а также попытку ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

Становление французской эмпирической психологии в XVIII в.

В эпоху Просвещения активно развивалась французская эмпирическая психология, отличительными чертами которой стали внимание к проблемам активности человеческого сознания и зависимость ее от общественных условий. Французские сенсуалисты выступали против любых учений, рассматривающих человека и природу как субъект, на который могут влиять некие силы, не выводимые из опыта и разума. Развитие психологической мысли и изучение сознания шло в двух направлениях. В первом направлении, представителями которого являются Кондильяк, Ламетри, Кабанис, психика определялась как функция высокоорганизованной материи — головного мозга, что способствовало экспериментальному изучению тех явлений, которые ранее определялись как создания души, имеющей бестелесную, божественную природу. Второе направление, представленное теориями Гельвеция, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, представляло индивидуальную психику как результат влияния социальных условий, нравов и обычаев, духовного мира людей, которыми движет собственная энергия культурного творчества.

Теории французских материалистов эпохи Просвещения оказали существенное влияние и подготовили почву для дальнейшего развития психологии, физиологии, нейрофизиологии и других наук о природе человека. В своих теориях они утвердили принцип целостности человека, выражавшийся в нераздельности психических явлений и мозга, который их производит, а также отстаивали нераздельную связь человека с социальной и культурной средой. В учениях французских материалистов впервые среда и наследственность рассматривались как основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка и влияющие на формирование всех его способностей.

Французский сенсуализм провозгласил чувственный опыт единственным источником рационального знания об окружающем мире и доказал, что эмпирическое изучение связей внутри психики, а не умозрительные теоретизирования по этому поводу являются единственно верным источником получения научного знания.

Отечественная психологическая мысль в эпоху Просвещения

Русская психологическая мысль в XVIII в. развивалась под влиянием господствующего феодально-крепостнического строя. Все мыслители в своих трудах вели борьбу с государственной идеологией крепостничества и важнейшей задачей ставили изучение человека в гуманистическом, научном ключе, стремясь искоренить из недр общества всевозможные суеверия и предрассудки.

В. Н. Татищев в своих работах развивал идеи зависимости умственного развития ребенка от просвещения и обучения. Источником индивидуального ума он считал опыт других людей, который передается посредством , языка и письменности.

И. Михайлов в своей книге «Наука о душе», ставшей первой в России книгой по психологии, систематизировал весь багаж психологических знаний, опираясь на эмпиризм Локка и описывая конкретные, поддающиеся опытному изучению явления человеческой психики -ощущения, волю, мысли как ассоциации представлений.

М. В. Ломоносов выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, объясняющую ощущения с материалистической точки зрения как результат воздействия на органы чувств человека предметов внешней среды.

А. Н. Радищев развивал идеи Ломоносова и выдвигал следующие психологические идеи.

1. Человек — это целостный организм, имеющий в совокупности различные, порой противоположные друг другу характеристики.

2. Душа не рассматривается как совокупность чувств, мыслей и жизненных сил и, выполняя функции жизненно важных органов — мозга и нервов, не может быть самостоятельной, так как ее существование невозможно без этих органов.

3. Индивидуальное сознание формируется благодаря ведущей роли языка и речи.

4. Развитие способностей обусловлено не только воспитанием, но и влиянием природы. При этом каждый человек неограничен в своем совершенствовании.

5. Воля обусловлена вниманием, которое является выражением мышления, и помогает человеку справляться со своими страстями.

6. Душа как таковая не наделяется бессмертием, но ее способность к «мысленное» неразрушима, вечна.

Английская ассоцианистическая психология в XIX в.

Ассоцианизм в X I X в. развивался под сильным влиянием естествознания, физики, химии и биологии, а также имел тесную связь с философией позитивизма. В своем развитии ассоцианистическая психология прошла три этапа.

1. Первый этап — начало X I X в. — расцвет ассоцианизма, когда были созданы классические теории и разработаны основные положения этой концепции. Главными представителями этого периода являются Т. Браун и Дж. Ст. Милль.

2. Второй этап — середина X I X в. — переломный период, когда происходил пересмотр основных взглядов классического ассоцианизма на предмет и методы исследования, что способствовало началу его кризиса. Это проявилось в теориях Дж. Ст. Милля, А. Бэна.

3. Третий этап — конец X I X в. — кризис классического ассоцианизма, обусловленный произошедшими на предыдущем этапе изменениями во взглядах, в область психологического исследования вводится метод эксперимента. Представителями этого периода считаются Г. Эббингауз, Т. Циген, Г. Э.Спенсер.

Заслугами ассоцианистов являются: — введение в область психологического знания и дальнейшее развитие понятия опытного, прижизненного формирования содержаний сознания, что стимулировало развитие педагогики и формирование многих законов

обучения и развития; — введение понятия и теории ассоциации, которые так-, же оказали существенное влияние на изучение законов приобретения знаний и научения;

— первый этап — появление некоторого эмоционального представления, трактуемого индивидом как задача вспомнить что-либо;

— второй этап — активное продуцирование ассоциаций различного характера и содержания, следующих друг за другом, и анализ каждой из этих ассоциаций на предмет соответствия исходному представлению;

— третий этап — нахождение уже имеющейся в сознании идеи, которая соответствует или ассоциируется с исходным, требующим припоминания представлением, и, следовательно, припоминание этого представления на основе найденной идеи.

1.Определение психологии как науки (предмет, задачи, структура).

Любая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Ее объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом — специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Задачами конкретной науки выступают основные направления ее исследования и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой для достижения определенных результатов.

Предмет психологии

Любой учебник по основам какой-либо науки начинается обычно с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно по следующим причинам: Во-первых, предмет любой науки не дан (задан) исследователю раз и навсегда, а меняется с развитием науки. На протяжении своего исторического пути психологическая наука также изменяла свой предмет, однако — в отличие от многих иных дисциплин — так и не достигла стадии более или менее общепринятого решения этого вопроса. Одни психологи на вопрос о предмете психологии отвечают, что это душа, другие говорят, что психология изучает явления и функции (акты) сознания, третьи — поведение, четвертые — деятельность и т.д. Таким образом, современная психология развивается в условиях крайнего плюрализма точек зрения на решение как проблемы предмета исследования, так и других фундаментальных вопросов, и пока психологи не создали единой общепсихологической теории, способной охватить своими объяснениями все изучаемые в психологии феномены и соединить в целостную непротиворечивую систему все имеющиеся в ней подходы и точки зрения (многие психологи сомневаются в том, что такое вообще возможно). Во-вторых, психологическая наука — одна из самых сложных наук вообще. «Ни в одной науке, — писал известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896—1934), — нет стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии. Предмет психологии — самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут». Широко известны также слова А.Эйнштейна о том, что решение физических проблем — это детская игра по сравнению с научно-психологическими исследованиями детской игры. В-третьих, психология находится в тесной взаимосвязи едва ли не со всеми иными науками о природе, обществе и человеке, и поэтому всегда имеется опасность подмены собственно психологического исследования физиологическим, социологическим и т.д., что в конечном счете может привести психологию к утрате собственного предмета. В истории психологии неоднократно встречались попытки подобного рода, и поэтому психологическая наука должна четко отграничивать свой предмет от предмета другой науки, даже если объекты этих наук совпадают.

Предметом психологии является изучение психики человека. Однако психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Следовательно, объектом психологии является не только человек. В ней всегда учитывается общность психики животных и человека.

Задачи психологии

Основными задачами психологии как науки являются следующие:

1. изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов как отражения непосредственных воздействий объективной действительности и взаимодействия людей;

2. изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;

3. изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, для правильного овладения практическими средствами их формирования и развития;

4. внедрение научных знаний и представлений психологической науки в жизнь и деятельность людей, изучение их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализация процесса труда в различных видах деятельности людей).

Структура психологии как науки

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность. Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности исследуется психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Прикладные отрасли включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

Психологические аспекты развития изучают возрастная психология и психология аномального развития.

Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с общей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

Научной основой для понимания законов психического развития ребенка являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка. Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.

Для психически грамотной организации воспитания нужно знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких, как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психики.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии — психологические закономерности обучения и воспитания человека.

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Психологическая феноменология

Слово «феноменология», вынесенное в заглавие параграфа, означает в данном случае «совокупность феноменов». Феномен — философская категория, служащая для обозначения явления, которое постигается в чувственном (иногда говорят «непосредственном») опыте. Феномен противопоставляется «ноумену» — категории, обозначающей сущность вещи, которая, хотя и проявляется в феноменах, несводима к ним, познается иным — опосредствованным — образом и требует рациональных способов ее осмысления.

1. Психические явления — явления «внутреннего мира», точнее, явления сознания, о которых мы все знаем по собственному опыту и можем отдавать себе в этом отчет. Многие психологи считали, что для познания явлений сознательной жизни не существует иного метода, кроме метода интроспекции. Интроспекция — это особый тип самонаблюдения, который предполагает наблюдение за своими внутренними переживаниями, происходящее в процессе их осуществления.

2. Постепенно в психологической науке накапливались факты, говорящие о том, что кроме сознательных явлений, о которых субъект может дать себе отчет, существуют еще бессознательные психические процессы. О них субъект может даже не догадываться, но эти процессы играют существенную роль в его поведении и определяют особенности его сознательной психической жизни. Проявления бессознательного психического очень многообразны. З.Фрейд был убежден в том, что в психической жизни не может быть ничего случайного, т. е. ничем не обусловленного: любые ошибочные действия (обмолвки, описки т.п.) являются результатом значимых для субъекта желаний, которые остаются для его сознания скрытыми, и только специальное толкование указанных ошибочных действий может открыть их истинный смысл.

3. В начале XX в. некоторые американские психологи предложили в качестве явлений, которые могут быть изучены объективно, различные формы поведения. Под поведением они понимали все внешне наблюдаемые реакции человека (и животных) на раздражители из окружающей среды. Так возникло мощное психологическое направление, названное бихевиоризмом. Основатель этого направления Джон Уотсон писал: «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти… И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».Таким образом, бихевиористы предложили изучать не явления сознания, которые, по их мнению, недоступны объективному исследованию, а феномены поведения, которые могут наблюдаться несколькими психологами одновременно и поэтому изучаться объективно.

4. В свое время ученые обратили внимание и на то, что невозможно понять психологию отдельного человека без понимания особенностей той общественной среды, в которой человек воспитывался, и той культуры, которую человек усвоил. Таким образом, в поле зрения психологов попадают различные феномены общественных отношений (политических, нравственных, религиозных и т.п.).

5. Общественные отношения на психологическом уровне проявляются прежде всего в межличностном общении и совместной деятельности, которые опосредованы различными предметами материальной и духовной культуры. Они также заслуживают внимания психологов. Зачем психологу обращаться к изучению предметов материальной и духовной культуры? Потому что в них «опредмечены» человеческая деятельность, человеческие представления о мире, его переживания и размышления, его желания (Пример: архитектура).

6. Наконец, в поле зрения психологов попадают различные психосоматические явления (внешне-телесные и физиологические процессы, выражающие в той или иной форме психические состояния). Говорят, М.И.Кутузов следовал при подборе офицеров на должности младшего командного состава следующему правилу: ввести офицера в реальный бой и посмотреть, каким будет его лицо во время этого боя. Если лицо бледнеет — значит, человек испытывает страх и его брать на должность командира нельзя; если краснеет — значит, человек, вполне пригоден для командной должности. Научную основу под это житейское наблюдение подвел психофизиолог Е. Н. Соколов: он установил, что покраснение лица (т.е. расширение кровеносных сосудов головы) является признаком ориентировочного рефлекса, тогда как бледность лица (сужение сосудов) говорит о наличии оборонительного рефлекса.

Связь психологии с другими науками. Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы, тесно переплетаются с философией. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология». Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология». Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология». Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда». История. Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и влияние психологических качеств исторических деятелей на ход истории. Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия». Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология».

Проблема соотношения научной и житейской психологии

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему.

1) Житейские психологические знания, конкретны; они характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

2) Житейские психологические знания состоят в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3) Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. Передача житейского опыта. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена.

4) Разные методы получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

5) Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *