Предмет психологии
Психологические учения в античном миреВ античном мире психология возникла и развивалась как учение о «душе». Первые древнегреческие философы придерживались материалистических взглядов на природу «души»…
Развитие взглядов на природу психики в XVI-XVII вв.Начавшийся в XVI в. расцвет естественных наук содействовал усилению материалистических тенденций в психологии. Появляется ряд философов, отстаивающих материалистические взгляды на природу «души» человека…
Вульгарный материализмВ середине XIX в. материалистические взгляды на природу психики проповедовали в Германии Бюхнер, Фохт и Молешотт …
БихевиоризмНа смену эмпирической психологии в ХХ в. пришло новое направление пытавшееся построить психологию уже не на идеалистической, а на материалистической основе. Таким направлением в американской психологии…
Идеалистические направления в зарубежной психологииВ зарубежной психологии существует много направлений, которые при всем своем внешнем различии сохраняют общую всем им идеалистическую сущность — утверждение обусловленности поведения человека заложенным в нем духовным началом…
В понимании сущности психики психология стоит на позициях монистического материализма, в корне противоположных идеализму…
Кибернетика и психологияМногие психические процессы, например восприятие, мышление, могут быть более детально изучены на кибернетических моделях, в которых соответствующие этим процессам операции выполняются созданными человеком техническими устройствами…
Задачи психологииОсновной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека)…
Общее понятие о психических явлениях как функции мозгаНазвание науки «психология» происходит от греческих слов: «псюхе» (душа) и «логос» (учение, слово). Первое систематическое изложение психологии было сделано Аристотелем (384—322 гг. до н. э.) в трактате «О душе». Название же «психология» появилось в конце XVI века: общеупотребительным оно стало с середины XVIII века…
Психические явления как отражение действительностиЧеловек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Многочисленные предметы и явления действительности воздействуют на его органы чувств и, отражаясь его мозгом в виде ощущений, представлений, мыслей, чувств, стремлений, вызывают ответную реакцию — те или иные действия человека…
Рефлекторная природа психической деятельностиЕстествоиспытатели и врачи, изучавшие анатомию человека, еще в древности высказывали предположение о связи психических явлений с деятельностью мозга и рассматривали психические болезни как результат нарушения его деятельности…
Психика и сознаниеВ процессе эволюции живых существ психика как отражение объективной действительности в мозгу развивалась в зависимости от условий жизни того или иного вида живых существ…
1. Понятие о предмете психологии. Шпаргалка по общей психологии
1. Понятие о предмете психологии
Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности.
Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Сам термин «психология» происходит от двух греческих слов: психе – «душа» и логос – «слово, учение». Однако это краткое определение не дает еще полного представления о психике человека как определенной реальности. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих вформе внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории развития человеческого общества.
Еще в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные (окружающая природа, люди, различные предметы) и невещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, подчас трудно объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Так возникли и оформились принципиально противоположные, взаимоисключающие друг друга философские направления: материализм и идеализм.
Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и идеализмом продолжается и в наши дни. При этом следует иметь в виду, что если появление идеализма можно объяснить низким уровнем знаний людей на ранних ступенях развития человеческого общества, то сохранение идеализма до настоящего времени порождается стремлением эксплуататорских классов использовать идеализм для обоснования и упрочения своего привилегированного положения.
Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.
В противоположность идеализму материалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи, а материя – как первичное, как субстрат (основа), носитель психики.
Поделитесь на страничке Следующая глава >предмет, объект, задачи, методы исследования.
Само происхождение термина «психология», казалось бы, не несет в себе особых проблем. «Псюхе» по-древнегречески — «душа», из этого следует, что психология — наука о душе. Однако современная научная психология, по всеобщему признанию, не занимается изучением феномена «души». Психология — это наука о психике, психической жизни и психической деятельности.
Хронологически первым, мифологическим было представление о том, что психологии следует изучать душу как некую неоспоримую данность. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, традиционно определяется от V—IV вв. до н.э. до начала XVIII в. При этом существовало множество подходов и трактовок «души», ее проявлений и описаний. Одни из них кажутся современным людям наивными, другие же — поразительно точными. Достаточно упомянуть таких хрестоматийных мыслителей-эн-циклопедистов, как Платон (427—347 до н.э.), Аристотель (384— 322 до н.э.), Демокрит (460—370 до н.э.), Сократ (469—399 до н.э.), чтобы обозначить несметное богатство тогдашних взглядов. Однако само базовое понятие души оставалось неопределенным, недоказуемым. Для одних она есть первопричина всего остального мира (классический идеализм), для других — материальное тело по-особому тонкой и подвижной организации (недиалектический материализм). Такие противоборствующие взгляды до сих пор бытуют как некие аксиомы, как выражение мировоззрения автора, не требующее развернутой системы доказательств. Именно глобальность, всеохватность, мифологичность категории души мешала выделению и становлению специальной отрасли научного знания.
Исторически вторым представлением о предмете психологии выступили явления сознания как некоторые составляющие элементы внутреннего, ментального, переживаемого человеком мира. Человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Согласно новому подходу, именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.
Бихевиоризм, оформившийся в конце XIX — начале XX в. в США. Поведение стало предметом новой объективной науки. На организм животного, человека воздействуют конкретные, измеряемые внешние стимулы, на которые возникает объективная реакция, ответ. Отсюда ставшая классической двучленная схема первоначального бихевиоризма: «стимул — реакция». Эти компоненты находятся в причинно-следственных отношениях и подвергаются экспериментальному анализу. Их можно планомерно изменять, дозировать, т.е. строго, систематически исследовать, не обращаясь за объяснением к различным субъективным или психологическим терминам.
То есть Предмет психологии — это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
Объект психологии — это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.
Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.
Согласно определению А.Н. Леонтьева, психология — это наука о порождении, функционировании и структуре субъективного образа действительности в ходе осуществления предметной деятельности индивида.
Разделы психологии:
• Общая психология исследует психику в максимально обобщенном и отвлеченном виде
• Социальная психология рассматривает массовидные явления психики и само отношение, взаимодействие социального и психического, индивидуального и общественного в психике личности.
• Возрастная психология исследует онтогенез психики, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти.
• Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).
• Психология труда (исторически первое название — психотехника) изучает психику в условиях многообразной трудовой деятельности и включает в себя немало практически самостоятельных разделов.
Задача — изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. Частные задачи: 1) изучение механизмов психических явлений и процессов; 2) анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности; 3) содействовать внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.
И так далее.
Методы психологии
Для решения комплекса задач в науке существует разработанная система средств, направлений, путей, приемов.
Метод — это путь научного познания. Способ, посредством которого познается предмет науки.
Методика — это вариант, частная реализация метода в конкретных условиях: организационных, социальных, исторических.
Методология — это не только учение о методах, правилах их выбора или использования. Это систематическое описание самой философии, идеологии, стратегии и тактики научного исследования. Методология задает, что именно, как и для чего мы исследуем, как интерпретируем получаемые результаты, как реализуем их на практике.
Методы исследования- субъективные (основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации ) и объективные Субъективные — наблюдение(внешнее/внутреннее(смонабл.)/включенное/стороннее), опрос(устный/письм./свободный), тест(опросник) Объективные — тесты(задание), эксперименты (естественный/лабораторный)
1. Понятие о психологии. Предмет, объект, задачи психологии
Конспекты лекций
по курсу
«Психология и педагогика»
Тема №1 (2ч.)
Сфера психологического знания
У психологии огромная предыстория
и очень короткая история.
Г. Эббингауз (1850-1909),
немецкий психолог
Основные вопросы:
Понятие о психологии. Предмет, объект психологии.
История развития психологического знания и основные направления в психологии.
Структура психологической науки и ее место в системе наук.
Методы психологических исследований.
Литература:
Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. — СПб., 2004. — С. 349-381.
Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2007. — С. 11-37.
Немов Р.С. Психология. — М.: ВЛАДОС, кн. 1, 2006. — С. 5-25, с. 91-109.
Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.– С. –5-37
Реан А.А,. Бордовская Н .Б., Розум С.И. Психология и педагогика.- СПб.: Питер, 2003.– С. –9-29
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»).
Психология – наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Объектом психологии является человек или группа людей.
Предметом психологии являются психика и психические явления, как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и других общностях людей.
Основными задачами психологии являются:
Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности.
Научиться управлять ими.
Использовать полученные знания, чтобы повысить эффективность жизнедеятельности людей в различных областях, в том числе укрепить психическое здоровье, удовлетворенность в повседневной жизни.
Быть теоретической основой практической деятельности психологических служб.
2. История развития психологического знания и основные направления в психологии
Основными этапами развития психологического знания являются:
I этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
Представления о психике человека носили анимистический характер–каждый предмет наделялся душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.
II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
В этот период были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, он выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее не разложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали концепцию о социальном опосредовании психики человека.
этап – психология как наука о поведении. Возникает в конце XIX века. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
Большую роль в превращении психологии в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка теории условных рефлексов в физиологии И.П. Павловым и практика лечения психических заболеваний, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.
этап (современный) – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Начиная с середины XX в., психология стала превращаться в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.
Зарубежная психологическая наука использует различные подходы к осмыслению психики человека:
Гештальт-психология (Т. Вертгеймер, В. Келер, К. Левин) направление предметом которого стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа.
психоаналитический (З. Фрейд (ортодоксальный психоанализ), А. Адлер (индивидуальная психология), К. Юнг (аналитическая психология) и др.) Основным предметом данного направления являются закономерности формирования побудительных сил, лежащих в основе поведения человека, их взаимоотношения с сознанием и усвоенными личностью социальными требованиями. Основными категориями здесь являются: потребность, мотив, сознательное, бессознательное, «Я», сверх-Я, защитные механизмы и др.
бихевиористский (Д. Утсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.), это направление акцентирует внимание на закономерностях формирования поведения. В основе его методологии лежит утверждение о том, что наиболее достоверными переменными в психике человека и животных являются их реакции в той или иной ситуации, вызванные определенными стимулами. Стимул – любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе, наличная ситуация, реакция, подкрепление, в качестве которого для человека сожжет выступать и словесная и эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.
когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.), направление, исследующее различные формы познавательных процессов и способы получения знаний, лежащие в основе построения чувственных и умственных образов реальной действительности.
гуманистический (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) подход предметом психологических исследований полагает здоровую творческую личность человека и условия ее развития в социуме.
Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики. В советский период ее исследования носили неоднозначный характер. В них активно участвовали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е годы XX в. эти исследования прекратились на тридцать лет. В 60–80-е годы началось возрождение отечественной психологии. Значительный вклад в разработку ее проблем внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др. Методологической основой отечественной психологии стала теория деятельности, подчеркивающая активную природу психики. При этом деятельность является средством и условием развития психики человека.