Научная и житейская психология : в чём разница?
Научная и житейская психология: в чём разница?
Житейская психология – факты, полученные путем личных наблюдений. Это субъективное понимание психологических закономерностей и особенностей мира. По-другому житейскую психологию называют мудростью.
Источники житейской психологии:
повседневное общение и взаимодействие;
совместная деятельность;
люди, которые встречаются на жизненном пути.
Примеры житейское психологии: обряды, традиции, народные сказки, поговорки, пословицы, легенды, поверья и другое народное творчество. Многие паблики в соцсети ВКонтакте или сайты в интернете – результат житейской психологии. То есть это чей-то личный опыт, бытовые наблюдения, история жизни или успеха конкретно этого человека. Сейчас модно разбираться в психологии, говорить о самосовершенствовании.
Житейская психология имеет арсенал инструментов. Например, искусство. Через картины, музыку, книги мы узнаем внутренний мир других людей. У каждого зрителя формируется свое субъективное представление об авторе и его жизни. Никаких терминов и теорий – только житейская психология и личное восприятие. Но главный метод житейской психологии – «проб и ошибок».
Житейская психология – личный опыт и способы жизни, подошедшие одному человеку. Это как раз тот случай, когда мы говорим «я делаю так-то, но не факт, что тебе это подойдет».
Благодаря житейской психологии человек знает, как общаться с собственными родителями, друзьями, сестрами и братьями. Однако без определенных научных знаний человеку неизвестно, как вести себя с новым знакомым. Так, например, дети, привыкшие с помощью слез манипулировать родителями, оказываются в растерянности, когда этот прием не работает на другом взрослом.
Хорошие житейские психологи – водители, охранники, бармены. Они ежедневно общаются с большим количеством людей, выслушивают их проблемы и делают соответствующие выводы.
Что такое научная психология
Научная психология – материал, полученный методом экспериментов и исследований. Психология в научных терминах и теориях.
Источники научной психологии:
книги, научные статьи и другие публикации;
эксперименты;
учителя и наставники, передающие теоретический опыт (обучение в университете по направлению психологии).
Основа научной психологии – житейская психология. Только заметив что-то на практике, ученые решают найти научное объяснение и определить масштабность процесса.
Научная психология дает общие рекомендации по взаимодействию. Например, известно, что все люди заражаются эмоциями группы; мозг каждого человека реагирует повышением настроения на вынужденную улыбку. А яркие цвета возбуждают психику каждого индивида, холодные оттенки нагоняют тоску и т. д. Значит, можно смело использовать эти приемы в быту.
Анализом сходства и отличий двух видов психологии занимается научный тип. Но среди исследований нельзя найти единый список отличий. Однако можно выделить общие пункты:
Объект изучения. Научная психология изучает психически процессы, житейская – конкретного человека или условия. Например, житейская психология говорит, что все люди разные, а научная психология это же объясняет особенностями психической системы (темперамент).
Обобщение. Житейская психология описывает конкретных людей и конкретные условия. Нередко это носит абстрактный и образный характер или представлено стереотипом. Научная психология обобщает, классифицирует, систематизирует.
Способ получения знаний. Житейская психология пользуется только неорганизованным наблюдением и самонаблюдением. Научная психология использует массу инструментов: специально организованное наблюдение, эксперимент, тесты, опросы, диагностики и другое.
Способ передачи знаний. Житейская психология передается в основном устно, например, от бабушек к внукам. Или через народное творчество. Научная психология передается с помощью специальной литературы, учебников, университетов.
Факты, аргументы, осознание. Житейская психология не дает объяснений по пунктам. Человек просто говорит, что он резко что-то осознал или просто знает, что это работает. Научная психология объяснит, почему это работает: какие гормоны включаются, какие доли мозга задействованы, какое свойство психики используется.
Язык. Научная психология оперирует терминами и понятиями. Житейская психология объясняет что-то «своими словами», по-простому.
Сходство научной и житейской психологии
Сходство научной и житейской психологии в том, что они помогают людям понимать друг друга. Результат объединения двух направлений психологии – практическая психология.
Как выглядит объединение научной и житейской психологии:
Изучение влияния группы на человека и личности на группу (психология управления и лидерства).
Определение особенностей взаимодействия двух групп или двух людей.
Изучение уникальности человека, особенностей поведения (психология личности).
Практическая психология начинается с житейского наблюдения, а заканчивается научным изучением. И третьим этапом, наоборот, выдвинутая теоретическая гипотеза проверяется на частных случаях в быту, отмечается широта ее применения.
Житейская и научная психология важны друг для друга. Это взаимно дополняемые виды. Житейская психология – личный опыт каждого. Научная психология – обобщенный опыт всего социума. Но разве можно делать общие выводы о закономерностях общества, не зная психику каждого отдельного индивида. И так же нельзя понять систематические знания, не прочувствовав их лично на практике. Разве может учитель следовать только написанному в учебнике материалу, игнорируя условия среды и особенности именно тех детей, с которыми он взаимодействует. Так что, по сути, речь идет о теоретической и практической психологии.
примеры, сходства и различия, взаимосвязь
Психология выделилась как самостоятельная наука в середине XIX века. Но возникает вполне логичный вопрос: разве до этого не существовало психологических феноменов типа стресса и неврозов, разве люди не общались и не конфликтовали, разве не было личных проблем. Были. Но носило это характер народной мудрости, наблюдений. До научной психологии была житейская.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Что такое житейская психология
- 2 Что такое научная психология
- 3 Различия житейской и научной психологии
- 4 Сходство научной и житейской психологии
Что такое житейская психология
Житейская психология – факты, полученные путем личных наблюдений. Это субъективное понимание психологических закономерностей и особенностей мира. По-другому житейскую психологию называют мудростью.
Источники житейской психологии:
- повседневное общение и взаимодействие;
- совместная деятельность;
- люди, которые встречаются на жизненном пути.
Примеры житейское психологии: обряды, традиции, народные сказки, поговорки, пословицы, легенды, поверья и другое народное творчество. Многие паблики в соцсети ВКонтакте или сайты в интернете – результат житейской психологии. То есть это чей-то личный опыт, бытовые наблюдения, история жизни или успеха конкретно этого человека. Сейчас модно разбираться в психологии, говорить о самосовершенствовании.
Житейская психология имеет арсенал инструментов. Например, искусство. Через картины, музыку, книги мы узнаем внутренний мир других людей. У каждого зрителя формируется свое субъективное представление об авторе и его жизни. Никаких терминов и теорий – только житейская психология и личное восприятие. Но главный метод житейской психологии – «проб и ошибок».
Житейская психология – личный опыт и способы жизни, подошедшие одному человеку. Это как раз тот случай, когда мы говорим «я делаю так-то, но не факт, что тебе это подойдет».
Благодаря житейской психологии человек знает, как общаться с собственными родителями, друзьями, сестрами и братьями. Однако без определенных научных знаний человеку неизвестно, как вести себя с новым знакомым. Так, например, дети, привыкшие с помощью слез манипулировать родителями, оказываются в растерянности, когда этот прием не работает на другом взрослом.
Хорошие житейские психологи – водители, охранники, бармены. Они ежедневно общаются с большим количеством людей, выслушивают их проблемы и делают соответствующие выводы.
Что такое научная психология
Научная психология – материал, полученный методом экспериментов и исследований. Психология в научных терминах и теориях.
Источники научной психологии:
- книги, научные статьи и другие публикации;
- эксперименты;
- учителя и наставники, передающие теоретический опыт (обучение в университете по направлению психологии).
Основа научной психологии – житейская психология. Только заметив что-то на практике, ученые решают найти научное объяснение и определить масштабность процесса.
Научная психология дает общие рекомендации по взаимодействию. Например, известно, что все люди заражаются эмоциями группы; мозг каждого человека реагирует повышением настроения на вынужденную улыбку. А яркие цвета возбуждают психику каждого индивида, холодные оттенки нагоняют тоску и т. д. Значит, можно смело использовать эти приемы в быту.
Различия житейской и научной психологии
Анализом сходства и отличий двух видов психологии занимается научный тип. Но среди исследований нельзя найти единый список отличий. Однако можно выделить общие пункты:
- Объект изучения. Научная психология изучает психически процессы, житейская – конкретного человека или условия. Например, житейская психология говорит, что все люди разные, а научная психология это же объясняет особенностями психической системы (темперамент).
- Обобщение. Житейская психология описывает конкретных людей и конкретные условия. Нередко это носит абстрактный и образный характер или представлено стереотипом. Научная психология обобщает, классифицирует, систематизирует.
- Способ получения знаний. Житейская психология пользуется только неорганизованным наблюдением и самонаблюдением. Научная психология использует массу инструментов: специально организованное наблюдение, эксперимент, тесты, опросы, диагностики и другое.
- Способ передачи знаний. Житейская психология передается в основном устно, например, от бабушек к внукам. Или через народное творчество. Научная психология передается с помощью специальной литературы, учебников, университетов.
- Факты, аргументы, осознание. Житейская психология не дает объяснений по пунктам. Человек просто говорит, что он резко что-то осознал или просто знает, что это работает. Научная психология объяснит, почему это работает: какие гормоны включаются, какие доли мозга задействованы, какое свойство психики используется.
- Язык. Научная психология оперирует терминами и понятиями. Житейская психология объясняет что-то «своими словами», по-простому.
Сходство научной и житейской психологии
Сходство научной и житейской психологии в том, что они помогают людям понимать друг друга. Результат объединения двух направлений психологии – практическая психология.
Как выглядит объединение научной и житейской психологии:
- Изучение влияния группы на человека и личности на группу (психология управления и лидерства).
- Определение особенностей взаимодействия двух групп или двух людей.
- Изучение уникальности человека, особенностей поведения (психология личности).
Практическая психология начинается с житейского наблюдения, а заканчивается научным изучением. И третьим этапом, наоборот, выдвинутая теоретическая гипотеза проверяется на частных случаях в быту, отмечается широта ее применения.
Житейская и научная психология важны друг для друга. Это взаимно дополняемые виды. Житейская психология – личный опыт каждого. Научная психология – обобщенный опыт всего социума. Но разве можно делать общие выводы о закономерностях общества, не зная психику каждого отдельного индивида. И так же нельзя понять систематические знания, не прочувствовав их лично на практике. Разве может учитель следовать только написанному в учебнике материалу, игнорируя условия среды и особенности именно тех детей, с которыми он взаимодействует. Так что, по сути, речь идет о теоретической и практической психологии.
Методы исследования в психологии: научный метод
Психологи используют научный метод для проведения своих исследований. Научный метод — это стандартизированный способ проведения наблюдений, сбора данных, построения теорий, проверки прогнозов и интерпретации результатов.
Исследователи проводят наблюдения, чтобы описать и измерить поведение. После неоднократно наблюдая за определенными событиями, исследователи выдвигают теорию, объясняющую эти наблюдения. А теория — это объяснение, организующее отдельные фрагменты информации связным образом. Исследователи обычно разрабатывают только теорию после того, как они собрали много доказательств и убедились, что результаты их исследований могут быть воспроизведены другими.
Пример: Психолог отмечает, что некоторые второкурсники колледжа встречаются с много, а у других нет. Он отмечает, что у некоторых второкурсников светлые волосы, а у других каштановые волосы. Он также замечает, что в у большинства пар второкурсников по крайней мере у одного человека каштановые волосы. В кроме того, он замечает, что большинство его шатенок регулярно, но его светловолосые друзья вообще редко встречаются. Он объясняет эти наблюдения, предположив, что каштановые второкурсники больше шансов на свидание, чем у тех, у кого светлые волосы. Основываясь на этом теории, он развивает гипотезу о том, что более шатенки-второкурсники чем светловолосые второкурсницы будут назначать свидания с людьми, которых они встречают в вечеринка. Затем он проводит эксперимент, чтобы проверить свою гипотезу. В его эксперимент, у него двадцать человек идут на вечеринку, десять со светлыми волосами и десять с каштановыми волосами. Он проводит наблюдения и собирает данные наблюдая за тем, что происходит на вечеринке, и считая, сколько людей каждый цвет волос на самом деле делает свидания. Если, вопреки его предположению, светловолосые люди назначают больше свиданий, ему придется подумать о почему это произошло и пересмотреть свою теорию и гипотезу.
Если данные он собирает из дальнейших экспериментов до сих пор не поддерживает гипотезу, ему придется отвергнуть свою теорию.
Создание научных исследований
Психологические исследования, как и исследования в других областях, должны соответствовать определенным критериям, чтобы считаться научным. Исследования должны быть:
- Воспроизводимый
- Фальсифицируемый
- Точный
- Скупой
Исследования должны быть воспроизводимыми
Исследования воспроизводимы когда другие могут повторить их и получить такие же результаты. Когда психологи сообщают о том, что они обнаружили через свои исследования, они также подробно описывают, как они сделали свои открытия. Таким образом, другие психологи могут повторить исследование, чтобы увидеть, они могут воспроизвести результаты.
После того, как психологи проведут исследование и удостоверятся, воспроизводимы, они развивают теорию и переводят теорию в точная гипотеза. Гипотеза — это проверяемый прогноз. того, что произойдет при определенном наборе условий. Психологи проверить гипотезу с помощью определенного метода исследования, такого как натуралистическое наблюдение , тематическое исследование , опрос или эксперимент . Если тест не подтверждают гипотезу, психолог пересматривает или отвергает исходную теория.
Исследовать
Должна быть фальсифицируемой
Хорошая теория или гипотеза также должна быть фальсифицируемой , это означает, что оно должно быть сформулировано таким образом, чтобы можно было отвергнуть это. Другими словами, мы должны быть в состоянии доказать теорию или гипотезу. неправильный. Теории и гипотезы должны быть фальсифицируемыми, потому что все исследователи могут поддаться предвзятости подтверждения. Исследователи, демонстрирующие систематическую ошибку подтверждения , ищут и принимают доказательства того, что поддерживает то, во что они хотят верить, и игнорирует или отвергает доказательства того, что опровергает их убеждения.
Пример: Некоторые люди предполагают, что Лохнесское чудовище не только существует, но стал достаточно разумным, чтобы ускользнуть обнаружение путем сокрытия в необнаруженных, необнаруженных, подводные пещеры. Эта теория не является фальсифицируемой. Исследователи никогда не смогут найти эти неизведанные пещеры или чудовище, которое якобы в них прячется, и у них есть нет способа доказать, что эта теория ошибочна.
Исследования должны Будьте точны
Точно формулируя гипотезы, психологи гарантируют, что они могут повторять свои и чужие исследования. Чтобы сделать гипотезы более точными, психологи используют операциональные определения для определения переменных, которые они изучать. Операционные определения точно указывают, как переменная будет измеряться.
Пример: Психолог проводит эксперимент, чтобы выяснить счастливее ли малыши в теплую погоду или в прохладную погода. Ей нужно иметь рабочее определение счастье, чтобы она могла точно измерить, насколько счастливы малыши есть. Она могла бы операционально определить счастье как «количество улыбок в час».
Исследования должны быть экономными
принцип экономии , также называемый принципом Оккама бритва утверждает, что исследователи должны применять самые простые объяснение возможно для любого набора наблюдений. Например, психологи попытаться объяснить результаты, используя общепринятые теории вместо сложных новые гипотезы. Экономия мешает психологам изобретать и исследовать диковинные теории.
Пример: Предположим, ученик постоянно засыпает в ней. класс статистики. Она предполагает, что перед каждым занятием ее профессор статистики тайно обрызгивает свое место нервным газ, вызывающий сильную сонливость. Если бы она применила принцип бережливости, она бы такое не придумала теория. Она может объяснить свою сонливость большим более простое и вероятное объяснение: она находит статистику скучный.
2.1 Психологи используют научный метод в своих исследованиях – Введение в психологию
Цели обучения
- Описать принципы научного метода и объяснить его важность в проведении и интерпретации исследований.
- Отличать законы от теорий и объяснять, как разрабатываются и проверяются исследовательские гипотезы.
- Обсудите процедуры, которые исследователи используют для обеспечения этичности своих исследований с людьми и животными.
Психологи — не единственные люди, которые стремятся понять человеческое поведение и решить социальные проблемы. Философы, религиозные лидеры и политики, среди прочих, также стремятся дать объяснение человеческому поведению. Но психологи считают, что исследование — лучший инструмент для понимания людей и их отношений с другими. Вместо того чтобы принять утверждение философа о том, что люди обладают (или не обладают) свободой воли, психолог будет собирать данные, чтобы эмпирически проверить, способны ли люди активно контролировать свое поведение. Вместо того, чтобы согласиться с утверждением политика о том, что создание (или закрытие) нового центра психического здоровья улучшит жизнь людей в центре города, психолог эмпирически оценит влияние лечения психических заболеваний на качество жизни получателей. Утверждения, сделанные психологами, являются эмпирическими, что означает, что они на основе систематического сбора и анализа данных .
Научный метод
Все ученые (будь то физики, химики, биологи, социологи или психологи) вовлечены в основные процессы сбора данных и составления выводов об этих данных. Методы, используемые учеными, разрабатывались в течение многих лет и обеспечивают общую основу для разработки, организации и обмена информацией. Научный метод — это набор предположений, правил и процедур, которые ученые используют для проведения исследований .
В дополнение к требованию, чтобы наука была эмпирической, научный метод требует, чтобы используемые процедуры были объективными или свободными от личных предубеждений или эмоций ученого . Научный метод запрещает, как ученые собирают и анализируют данные, как они делают выводы из данных и как они делятся данными с другими. Эти правила повышают объективность, помещая данные под пристальное внимание других ученых и даже общественности в целом. Поскольку данные сообщаются объективно, другие ученые точно знают, как ученый собирал и анализировал данные. Это означает, что им не нужно полагаться только на собственную интерпретацию данных учеными; они могут сделать свои собственные, потенциально отличные выводы.
Большинство новых исследований предназначены для повторения — то есть для повторения, добавления или изменения — результатов предыдущих исследований. Таким образом, научный метод приводит к накоплению научных знаний посредством отчетов об исследованиях, а также дополнений и модификаций этих результатов, опубликованных другими учеными.
Законы и теории как организующие принципы
Одной из целей исследования является организация информации в осмысленные утверждения, которые можно применять во многих ситуациях. Принципы, которые являются настолько общими, что применимы ко всем ситуациям в данной области исследования , называются законами. В физических науках есть хорошо известные законы, такие как закон тяготения и законы термодинамики, и есть некоторые общепризнанные законы в психологии, такие как закон следствия и закон Вебера. Но поскольку законы являются очень общими принципами и их обоснованность уже хорошо установлена, сами они редко подвергаются непосредственному научному тестированию.
Следующей ступенью ниже законов в иерархии принципов организации является теория. Теория — это интегрированный набор принципов, который объясняет и предсказывает многие, но не все, наблюдаемые взаимосвязи в данной области исследования . Одним из примеров важной теории в психологии является теория стадий когнитивного развития, предложенная швейцарским психологом Жаном Пиаже. Теория утверждает, что по мере взросления дети проходят ряд когнитивных стадий, каждую из которых необходимо освоить последовательно, прежде чем можно будет перейти к следующей когнитивной стадии. Это чрезвычайно полезная теория для человеческого развития, потому что ее можно применять ко многим различным содержательным областям и проверять разными способами.
Хорошие теории обладают четырьмя важными характеристиками. Во-первых, хорошие теории являются общими , то есть они обобщают множество различных результатов. Во-вторых, они экономны , что означает, что они обеспечивают максимально простое описание этих результатов. Стадийная теория когнитивного развития отвечает обоим этим требованиям. Он может объяснить изменения в поведении, связанные с развитием, в самых разных областях, и все же он делает это экономно — выдвигая гипотезу о простом наборе когнитивных стадий. В-третьих, хорошие теории предоставить идеи для будущих исследований . Теория стадий когнитивного развития применялась не только для изучения когнитивных навыков, но и для изучения нравственного (Kohlberg, 1966) и гендерного (Ruble & Martin, 1998) развития детей.
Наконец, хорошие теории поддаются фальсификации (Popper, 1959), что означает, что интересующие нас переменные могут быть адекватно измерены, а отношения между переменными, предсказанные теорией, могут быть показаны с помощью исследования как неверные . Теория стадий когнитивного развития фальсифицируема, потому что стадии когнитивных рассуждений можно измерить, и потому что, если исследования обнаружат, например, что дети учатся новым задачам до того, как они достигнут когнитивной стадии, которая, как предполагается, требуется для этой задачи, тогда теория будет ошибочной. показать, что это неправильно.
Ни одна теория не может объяснить все виды поведения во всех случаях. Скорее, каждая из теорий ограничена тем, что они делают точные предсказания в одних ситуациях или для одних людей, но не в других ситуациях или для других людей. В результате происходит постоянный обмен между теорией и данными: существующие теории модифицируются на основе собранных данных, затем новые модифицированные теории делают новые предсказания, которые проверяются новыми данными, и так далее. Когда будет найдена лучшая теория, она заменит старую. Это часть накопления научных знаний.
Гипотеза исследования
Теории обычно формулируются слишком широко, чтобы их можно было проверить в одном эксперименте. Поэтому ученые используют более точное изложение предполагаемой связи между отдельными частями теории — исследовательскую гипотезу — в качестве основы для своих исследований. Исследовательская гипотеза — это конкретное и поддающееся фальсификации предсказание об отношениях между двумя или более переменными , где переменная — это любой атрибут, который может принимать разные значения у разных людей, в разное время или в разное время . Гипотеза исследования утверждает существование взаимосвязи между интересующими нас переменными и конкретным направлением этой взаимосвязи. Например, исследовательская гипотеза «Употребление марихуаны уменьшит обучение» предсказывает, что существует связь между переменной «употребление марихуаны» и другой переменной, называемой «обучение». Точно так же в исследовательской гипотезе «Участие в психотерапии снизит тревогу» переменные, которые, как ожидается, будут связаны, — это «участие в психотерапии» и «уровень тревоги».
В абстрактной форме идеи, составляющие основу исследовательской гипотезы, называются концептуальными переменными. Концептуальные переменные — это абстрактные идеи, составляющие основу исследовательских гипотез . Иногда концептуальные переменные довольно просты, например, «возраст», «пол» или «вес». В других случаях концептуальные переменные представляют более сложные идеи, такие как «беспокойство», «когнитивное развитие», «обучение», самооценка или «сексизм».
Первый шаг в проверке исследовательской гипотезы включает преобразование концептуальных переменных в измеряемые переменные, которые переменные, состоящие из чисел, представляющих концептуальные переменные . Например, концептуальная переменная «участие в психотерапии» может быть представлена как измеряемая переменная «количество часов психотерапии, накопленных пациентом», а концептуальная переменная «употребление марихуаны» может быть оценена путем оценки участников исследования по шкале от от 1 до 10, как часто они употребляют марихуану или путем проведения анализа крови, который измеряет присутствие химических веществ в марихуане.
Психологи используют термин операциональное определение для обозначения точного описания того, как концептуальная переменная превращается в измеряемую переменную . Отношения между концептуальными и измеряемыми переменными в исследовательской гипотезе представлены на рисунке 2.1 «Схема исследовательской гипотезы». Концептуальные переменные представлены в кружках вверху рисунка, а измеряемые переменные представлены в квадратах внизу. Две вертикальные стрелки, которые ведут от концептуальных переменных к измеряемым переменным, представляют рабочие определения двух переменных. Стрелки указывают на ожидание того, что изменения в концептуальных переменных (психотерапия и тревога в этом примере) вызовут изменения в соответствующих измеряемых переменных. Измеренные переменные затем используются для получения выводов о концептуальных переменных.
Рисунок 2.1 Диаграмма исследовательской гипотезы
В этой исследовательской гипотезе концептуальная переменная посещения психотерапевта операционализируется с использованием количества часов психотерапии, которые клиент прошел, а концептуальная переменная тревоги операционализируется с использованием самооценки уровни тревожности. Гипотеза исследования состоит в том, что больше психотерапии будет связано с меньшей тревогой.
В таблице 2.1 «Примеры рабочих определений концептуальных переменных, использовавшихся в психологических исследованиях» перечислены некоторые потенциальные операционные определения концептуальных переменных, которые использовались в психологических исследованиях. Читая этот список, обратите внимание, что в отличие от абстрактных концептуальных переменных измеряемые переменные очень специфичны. Эта специфика важна по двум причинам. Во-первых, более конкретные определения означают меньшую опасность того, что собранные данные будут неправильно поняты другими. Во-вторых, конкретные определения позволят будущим исследователям повторить исследование.
Таблица 2.1 Примеры операционных определений концептуальных переменных, которые использовались в психологических исследованиях
Концептуальная переменная | Операционные определения |
---|---|
Агрессия |
|
Межличностное влечение |
|
Удовлетворенность сотрудников |
|
Навыки принятия решений |
|
Депрессия |
|
Проведение этических исследований
Один из вопросов, который должны решить все ученые, касается этики их исследований. Физики обеспокоены потенциально опасными последствиями их экспериментов с ядерными материалами. Биологи беспокоятся о возможных результатах создания генетически модифицированных человеческих младенцев. Исследователи-медики мучаются из-за этического отказа от потенциально полезных лекарств в контрольных группах в клинических испытаниях. Точно так же психологи постоянно рассматривают этику своих исследований.
Исследования в области психологии могут вызывать стресс, вред или неудобства для людей, которые участвуют в этих исследованиях. Например, исследователи могут потребовать от студентов-психологов принять участие в исследовательских проектах, а затем обмануть этих студентов, по крайней мере временно, относительно характера исследования. Психологи могут вызывать у своих участников стресс, тревогу или плохое настроение, подвергать их слабым ударам электрическим током или убеждать их вести себя таким образом, который нарушает их моральные устои. И исследователи могут иногда использовать животных в своих исследованиях, потенциально причиняя им вред в процессе.
Решения об этичности исследования принимаются с использованием установленных этических кодексов, разработанных научными организациями, такими как Американская психологическая ассоциация, и федеральными правительствами. В Соединенных Штатах Министерство здравоохранения и социальных служб предоставляет руководящие принципы этических стандартов в исследованиях. Некоторые исследования, такие как исследования заключенных, проведенные нацистами во время Второй мировой войны, почти всеми воспринимаются как аморальные. Другие процедуры, такие как использование животных в исследованиях по проверке эффективности лекарств, вызывают больше споров.
Научные исследования предоставили информацию, которая улучшила жизнь многих людей. Следовательно, неразумно утверждать, что, поскольку научные исследования требуют затрат, исследования не должны проводиться. В этом аргументе не учитывается тот факт, что проведение исследований , а не сопряжено со значительными затратами, и что эти затраты могут превышать потенциальные затраты на проведение исследований (Rosenthal, 1994). В каждом случае, прежде чем приступить к проведению исследования, ученые попытались определить потенциальные риски и преимущества исследования и пришли к выводу, что потенциальные преимущества проведения исследования перевешивают потенциальные затраты для участников исследования.
Характеристики этического исследовательского проекта с участием людей
- Между исследователем и участником устанавливаются доверительные и позитивные отношения.
- Учитываются права как экспериментатора, так и участника, и отношения между ними являются взаимовыгодными.
- Экспериментатор относится к участнику с заботой и уважением и старается сделать исследование приятным и информативным.
- Перед началом исследования участнику предоставляется вся информация, имеющая отношение к его или ее решению об участии, включая любые возможные физические опасности или психологический стресс.
- Участнику предоставляется возможность получить ответы на вопросы о процедуре, что гарантирует его свободный выбор участия.
- После окончания эксперимента любой использованный обман предается огласке и объясняется его необходимость.
- Экспериментатор тщательно опрашивает участника, подробно объясняя лежащую в его основе исследовательскую гипотезу и цель экспериментальной процедуры и отвечая на любые вопросы.
- Экспериментатор сообщает, как с ним можно связаться, и предлагает предоставить информацию о результатах исследования, если участник заинтересован в ее получении. (Стангор, 2011)
В этом списке представлены некоторые из наиболее важных факторов, которые психологи принимают во внимание при разработке своих исследований. Наиболее прямой этической задачей ученого является предотвращение причинения вреда участникам исследования. Одним из примеров является известное исследование Стэнли Милгрэма (1974), посвященное подчинению авторитету. В этих исследованиях экспериментатор побуждал участников бить электрическим током другого человека, чтобы Милгрэм мог изучить, в какой степени они будут подчиняться требованиям авторитетной фигуры. Большинство участников продемонстрировали высокий уровень стресса в результате психологического конфликта, который они испытали между агрессивным и опасным поведением и выполнением инструкций экспериментатора. Исследования, подобные исследованиям Милгрэма, больше не проводятся, потому что научное сообщество в настоящее время гораздо более восприимчиво к потенциалу таких процедур создавать эмоциональный дискомфорт или вред.
Еще одна цель этического исследования — гарантировать участникам свободный выбор в отношении того, хотят ли они участвовать в исследовании. Студентам на занятиях по психологии может быть разрешено или даже необходимо участвовать в исследованиях, но им также всегда предоставляется возможность выбрать другое исследование или вместо этого выполнять другие действия. И как только эксперимент начинается, участник исследования всегда может выйти из эксперимента, если он или она пожелает. Обеспокоенность свободой выбора также возникает в институциональных условиях, например, в школах, больницах, корпорациях и тюрьмах, когда учреждения требуют от отдельных лиц пройти определенные тесты или когда сотрудников просят или просят участвовать в исследованиях.
Исследователи также должны защищать конфиденциальность участников исследования. В некоторых случаях данные могут быть анонимными, если респонденты не будут указывать какую-либо идентифицирующую информацию в своих вопросниках. В других случаях данные не могут быть анонимными, поскольку исследователю необходимо отслеживать, кто из респондентов предоставил данные. В этом случае один из методов заключается в том, чтобы каждый участник использовал уникальный кодовый номер для идентификации своих данных, например, последние четыре цифры идентификационного номера учащегося. Таким образом, исследователь может отслеживать, кто какую анкету заполнил, но никто не сможет связать данные с тем, кто их предоставил.
Возможно, наиболее распространенной этической проблемой для участников поведенческих исследований является степень, в которой исследователи используют обман. Обман происходит всякий раз, когда участники исследования не полностью и полностью информированы о характере исследовательского проекта до участия в нем . Обман может происходить активным образом, например, когда исследователь говорит участникам, что он или она изучает обучение, когда на самом деле эксперимент касается подчинения авторитету. В других случаях обман более пассивен, например, когда участникам не сообщают об изучаемой гипотезе или потенциальном использовании собираемых данных.
Некоторые исследователи утверждают, что ни в каких исследованиях нельзя использовать обман (Baumrind, 1985). Они утверждают, что участникам всегда следует говорить полную правду о характере исследования, в котором они участвуют, и что, когда участников обманывают, будут негативные последствия, такие как возможность того, что участники могут прийти к другим исследованиям, уже ожидая быть обманутыми. Другие психологи защищают использование обмана на том основании, что он необходим для того, чтобы участники действовали естественно, и позволяет изучать психологические явления, которые в противном случае не могли бы быть исследованы. Они утверждают, что было бы невозможно изучать такие темы, как альтруизм, агрессия, послушание и стереотипы, без использования обмана, потому что, если бы участники были заранее проинформированы о том, что включает в себя исследование, это знание, безусловно, изменило бы их поведение. Кодексы этики Американской психологической ассоциации и других организаций позволяют исследователям использовать обман, но эти кодексы также требуют от них четкого рассмотрения того, как их исследование может быть проведено без использования обмана.
Обеспечение этичности исследований
Принятие решений об этичности исследований включает в себя взвешивание затрат и выгод от проведения по сравнению с отказом от проведения данного исследовательского проекта. Затраты связаны с потенциальным вредом для участников исследования и поля, в то время как выгоды включают потенциал для расширения знаний о человеческом поведении и предоставления различных преимуществ, в том числе образовательных, для отдельных участников. В большинстве случаев этика данного исследовательского проекта определяется посредством анализ затрат и результатов , в котором затраты сравниваются с выгодами. Если кажется, что потенциальные затраты на исследование перевешивают любые потенциальные выгоды, которые могут быть от него получены, то исследование не следует продолжать.
Добиться соотношения затрат и результатов непросто. Во-первых, невозможно заранее узнать, как повлияет та или иная процедура на каждого человека или животное, участвующее в ней, или какую пользу для общества может принести исследование. Кроме того, то, что этично, определяется текущим состоянием мышления в обществе, и, таким образом, воспринимаемые затраты и выгоды со временем меняются. Положения Министерства здравоохранения и социальных служб США требуют, чтобы все университеты, получающие средства от этого департамента, создали Институциональный наблюдательный совет (IRB) , чтобы определить, соответствует ли предлагаемое исследование правилам отдела. Институциональный наблюдательный совет (IRB) — это комитет, состоящий не менее чем из пяти членов, целью которого является определение соотношения затрат и результатов исследований, проводимых в учреждении . IRB утверждает процедуры всех исследований, проводимых в учреждении, до того, как исследование может быть начато. Совет может предложить внести изменения в процедуры или (в редких случаях) проинформировать ученого о том, что исследование нарушает руководящие принципы Министерства здравоохранения и социальных служб и, следовательно, вообще не может быть проведено.
Одним из важных инструментов обеспечения этичности исследований является использование информированного согласия . Образец формы информированного согласия показан на рисунке 2.2 «Образец формы согласия». Информированное согласие, , проводимое до того, как участник начнет исследовательскую сессию, предназначено для объяснения процедур исследования и информирования участника о его или ее правах во время исследования . Информированное согласие как можно больше объясняет истинный характер исследования, особенно все, что может повлиять на готовность к участию, но в некоторых случаях оно может утаивать некоторую информацию, которая позволяет исследованию работать.
Рисунок 2.2 Образец формы согласия
Форма информированного согласия объясняет процедуры исследования и информирует участника о его правах во время исследования.
Адаптировано из Stangor, C. (2011). Методы исследования в области поведенческих наук (4-е изд.). Маунтин-Вью, Калифорния: Cengage.
Поскольку участие в исследовании может привести к долгосрочным изменениям в его участниках, все участники должны быть полностью опрошены сразу же после их участия. Подведение итогов процедура, предназначенная для полного разъяснения целей и процедур исследования и устранения любых вредных последствий участия .
Исследования с животными
Поскольку животные составляют важную часть мира природы и поскольку некоторые исследования не могут быть проведены с участием людей, животные также являются участниками психологических исследований. Большинство психологических исследований с использованием животных в настоящее время проводится на крысах, мышах и птицах, а использование других животных в исследованиях сокращается (Thomas & Blackman, 19).92). Как и в случае этических решений с участием людей, был разработан набор основных принципов, которые помогают исследователям принимать обоснованные решения в отношении таких исследований; резюме показано ниже.
Руководство APA по гуманному уходу и использованию животных в исследованиях
Ниже приведены некоторые из наиболее важных этических принципов из руководства Американской психологической ассоциации по исследованиям на животных.
- Психологи приобретают, ухаживают, используют и утилизируют животных в соответствии с действующими федеральными, государственными и местными законами и правилами, а также с профессиональными стандартами.
- Психологи, обученные методам исследования и имеющие опыт ухода за лабораторными животными, контролируют все процедуры, связанные с животными, и несут ответственность за обеспечение надлежащего учета их комфорта, здоровья и гуманного обращения.
- Психологи следят за тем, чтобы все лица, находящиеся под их наблюдением и использующие животных, были проинструктированы по методам исследования, а также по уходу, содержанию и обращению с используемыми видами в той мере, в какой это соответствует их роли.
- Психологи прилагают разумные усилия, чтобы свести к минимуму дискомфорт, инфекцию, болезни и боль животных.
- Психологи используют процедуру, подвергающую животных боли, стрессу или лишениям, только когда альтернативная процедура недоступна и цель оправдана ее предполагаемой научной, образовательной или прикладной ценностью.
- Психологи проводят хирургические процедуры под соответствующей анестезией и следуют методикам, позволяющим избежать инфицирования и свести к минимуму боль во время и после операции.
- Когда жизнь животного должна быть прекращена, психологи действуют быстро, стараясь свести к минимуму боль и в соответствии с принятыми процедурами. (Американская психологическая ассоциация, 2002 г.)
Психологи могут использовать животных в своих исследованиях, но они прилагают разумные усилия, чтобы свести к минимуму дискомфорт, который испытывают животные.
Поскольку использование животных в исследованиях связано с личной ценностью, люди, естественно, не согласны с этой практикой. Хотя многие люди признают ценность таких исследований (Плоус, 1996), меньшинство людей, включая активистов по защите прав животных, считает, что проводить исследования на животных неэтично. Этот аргумент основан на предположении, что, поскольку животные такие же живые существа, как и люди, им нельзя причинять никакого вреда.
Однако большинство ученых отвергают эту точку зрения. Они утверждают, что такие убеждения игнорируют потенциальные преимущества, которые приносят и продолжают приносить исследования на животных. Например, лекарства, которые могут снизить заболеваемость раком или СПИДом, могут быть сначала испытаны на животных, а операции, которые могут спасти человеческие жизни, могут быть впервые проведены на животных. Исследования на животных также привели к лучшему пониманию физиологических причин депрессии, фобий и стресса среди других заболеваний. Таким образом, в отличие от борцов за права животных, ученые считают, что, поскольку исследования на животных приносят много пользы, такие исследования могут и должны продолжаться до тех пор, пока гарантируется гуманное обращение с животными, используемыми в исследованиях.
Ключевые выводы
- Психологи используют научный метод для создания, накопления и представления научных знаний.
- Фундаментальные исследования, которые отвечают на вопросы о поведении, и прикладные исследования, которые находят решения повседневных проблем, информируют друг друга и работают вместе для развития науки.
- Отчеты об исследованиях, описывающие научные исследования, публикуются в научных журналах, чтобы другие ученые и неспециалисты могли ознакомиться с эмпирическими данными.
- Принципы организации, включая законы, теории и исследовательские гипотезы, придают структуру и единообразие научным методам.
- Проблемы проведения этических исследований имеют первостепенное значение. Исследователи уверяют, что участникам предоставляется свободный выбор участия и что их конфиденциальность защищена. Информированное согласие и подведение итогов помогают обеспечить гуманное обращение с участниками.
- Анализ затрат и результатов используется для определения того, какие исследования следует и не следует проводить.
Ссылки
Американская психологическая ассоциация. (2002). Этические принципы психологов. Американский психолог, 57 , 1060–1073.
Баумринд, Д. (1985). Исследования с использованием преднамеренного обмана: новый взгляд на этические вопросы. Американский психолог, 40 , 165–174.
Кольберг, Л. (1966). Когнитивно-развивающий анализ детских полоролевых концепций и установок. В EE Maccoby (Ed.), Развитие половых различий . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
Милграм, С. (1974). Подчинение власти: экспериментальный взгляд . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Плюс, С. (1996). Отношение к использованию животных в психологических исследованиях и образовании. Психологические науки, 7 , 352–358.
Поппер, К.Р. (1959). Логика научного открытия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.
Розенталь, Р. (1994). Наука и этика в проведении, анализе и отчете о психологических исследованиях.