Примеры явлений которые изучает психология: Примеры явлений, изучаемых современной психологией

Содержание

что это в психологии, классификация, основные группы, примеры из жизни

Содержание:

  • Психические явления в психологии — что это такое
  • Основные виды психических явлений, классификация, примеры
    • Познание
    • Чувства
    • Воля
  • Какими психическими явлениями характеризуется психика человека
  • Закономерности психических явлений

Содержание

  • Психические явления в психологии — что это такое
  • Основные виды психических явлений, классификация, примеры
    • Познание
    • Чувства
    • Воля
  • Какими психическими явлениями характеризуется психика человека
  • Закономерности психических явлений

Психические явления в психологии — что это такое

Определение

Психические явления — это те проявления психической жизни человека, которые можно наблюдать, т.  е. проявления его сознания и психической деятельности.

Психическая деятельность большей частью сознательна, но при этом не все компоненты деятельности, т. е. не все составляющие ее элементы, являются осознанными. Многие действия производятся автоматически, поскольку человеку свойственно направлять внимание на конкретные аспекты деятельности, при этом отвлекаясь от всего остального. 

Основные виды психических явлений, классификация, примеры

Психология изучает два основных вида психических явлений:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Психические процессы: восприятие, запоминание, мышление, чувство, волевое решение и т. д. Процессы обычно делят на три категории: познание, чувства и воля.
  2. Психические свойства личности — те ее черты, что создают индивидуальную характеристику: интересы и склонности, способности, темперамент, характер.

Познание

Определение

Восприятие — это процесс отражения тех проявлений реальности, которые воздействуют на органы чувств.

Память проявляется в узнавании и воспроизведении. Узнавание тесно связано с восприятием. Но если встретить на улице знакомого и не узнать его, это не значит, что в данном случае не произойдет никакого узнавания. Такое узнавание называют неспецифическим: человек определяет только то, к какой категории предметов принадлежит встреченный им объект.

Он понимает, что знакомый — это человек, мужчина, но не узнает индивидуальных черт. Если же мы узнаем именно индивидуальные черты конкретного человека или вещи, то имеет место специфическое узнавание.

Запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание — четыре важнейших процесса, входящих в структуру памяти. Запоминание — это условие или предпосылка сохранения информации в памяти, а воспроизведение и узнавание — результат того, что данная информация сохранилась.

Определение

Мышление — это процесс отражения общих свойств вещей и нахождения закономерных связей и отношений между вещами. Другими словами это определение можно выразить так: мышление — это процесс обобщенного и опосредствованного познания действительности.

Мышление, совершающееся в понятиях, часто нуждается в помощи представлений. Например, многие геометрические задачи невозможно решить, если не представить себе с полной отчетливостью расположение в пространстве тех линий, углов и фигур, о которых идет речь. Нельзя понять по описанию принцип работы какого-нибудь механизма, если не иметь ясного представления о расположении и взаимодействии его частей.

Чувства

Определение

Чувство, или эмоция — это переживание человеком своего отношения к тому, что он познает и делает: к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и к своим действиям.

Удовольствие и неудовольствие, радость и печаль, любовь и ненависть, боевое возбуждение и страх, волнение и спокойствие — все это примеры различных чувств, или эмоций.

Необходимо с полной ясностью понимать различие между чувством и ощущением. В обыденной речи нередко путают эти понятия. Говорят, например: «я чувствую запах», «я ощущаю смутное беспокойство». Оба эти выражения неточны: запах — это ощущение, а смутное беспокойство — чувство.

В ощущениях отражаются свойства вещей и явлений, которые существуют независимо от человека. Ощущения говорят о самих вещах, а чувства — о том, как человек относится к этим вещам, какое состояние они вызывают в нем.

Чувства отличаются огромным разнообразием качеств и оттенков. При этом можно отметить одну особенность, отличающую чувства от других психических процессов. Большинство чувств легко делить на группы, обладающие противоположными качествами: удовольствие — неудовольствие, радость — печаль, веселье — грусть, любовь — ненависть, возбуждение — спокойствие и т. п. Эту особенность называют полярностью чувств.

Кроме того, чувства часто распространяются с объектов, которые их вызвали, на другие объекты. В результате этого распространения получается то общее эмоциональное состояние, которое называют настроением. Настроение зависит от многих факторов, как психических, так и физиологических: вряд ли будет в хорошем настроении человек, страдающий бессонницей, уставший и голодный.

Чувства можно классифицировать по таким параметрам, как глубина и устойчивость. Глубокие чувства устойчивы, прочны, а неглубокие проходят очень быстро. 

Неустойчивость чувств проявляется в двух разных формах. Некоторые люди быстро загораются чувствами, радуются, печалятся, тревожатся — и так же быстро переключаются на другие чувства. В ином варианте неустойчивость чувств проявляется в форме эмоциональной притупленности. Когда какой-то конкретный повторяющийся фактор постоянно провоцирует чувства, они будут постепенно становиться слабее и слабее. 

Воля

Проявления воли имеют два этапа: принятие решения и его исполнение.

Второй этап наиболее важен, ведь без него первый не имеет смысла. 

Принять решение человеку могут мешать внутренние и внешние препятствия. Внутренние препятствия — это борьба мотивов, убеждений. Человеку нужно решить, должен ли он что-то делать — и что именно. Внешние препятствия вмешиваются в психический процесс, когда человеку нужно понять, как именно добиться цели и преодолеть конкретные трудности. Это и мыслительный, и волевой процесс.

Кроме того, когда решение принято и путь к его реализации ясен, человеку нужно суметь заставить себя воплотить продуманный план в реальность, что тоже требует волевого усилия.

Какими психическими явлениями характеризуется психика человека

Рассмотрим свойства, характеризующие личность человека в целом.

Все психические процессы всегда протекают в какой-либо деятельности. Это относится не только к волевым и познавательным, но и к эмоциональным процессам. Человек всегда так или иначе действует, и в ходе своей деятельности он познает и чувствует.

Не всякая деятельность проявляется во внешних движениях. Решая трудную задачу, человек может внешне сохранять полную неподвижность, и все же мы скажем, что в данном случае он активен, что он выполняет определенную деятельность, имеющую свои цели и требующую от него немалых волевых усилий. Таким образом, психические процессы возникают при конкретных действиях человека.

Свойства индивидуальности также формируются в деятельности. Никакая психическая особенность не может быть врожденной. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определенные способности или черты характера. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы и — что особенно важно — мозга.

Определение

Задатки — это анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми.

Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют ее, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит.

Определение

Интерес — это особенное отношение к предмету, создающее тенденцию обращать внимание именно на него. Например, ученый, работающий над какой-либо проблемой, будет видеть нюансы, которые ускользнут от внимания другого человека.

Оределение

Склонность — это тенденция посвящать время какому-либо конкретному занятию.

Важно отличать склонности и интересы от обычных человеческих потребностей. Любому человеку нужно есть, например, но его интерес к еде проходит после насыщения и не является характеристикой его личности. Также важно учитывать, что интересы человека часто определяются его окружением в детстве и юности, материальным положением его семьи и другими социальными факторами.

Определение

Способности — это свойства личности, дающие ей возможность успешно заниматься какой-то конкретной деятельностью.

Примеры способностей:

  • наблюдательность;
  • зрительная память;
  • эмоциональная память;
  • эмоциональное воображение;
  • техническое воображение.

Таким образом, способности — это условие успешного выполнения разных видов деятельности. Совокупность задатков, которые составляют природную предпосылку развития способностей, называют одаренностью. А совокупность способностей, позволяющее человеку выполнять какую-то деятельность творчески, называют талантом к данной деятельности.

Определение

Темперамент — это совокупность индивидуальных характеристик нервной системы, которые выражаются:

  • в эмоциональной возбудимости, т. е. быстроте возникновения чувств и их силе;
  • в тенденции к сильному выражению чувств вовне;
  • в общей подвижности человека.

 

Представителей каждого из четырех классических типов темперамента можно описать так:

  1. Холерик — быстрый, порывистый, с сильными чувствами, ярко выражающимися в его поведении.
  2. Сангвиник — быстрый, подвижной, эмоционально откликающийся на внешние раздражители; его чувства непосредственны, но слабы и кратковременны.
  3. Меланхолик — склонный к затаенным переживаниям большой силы и длительности; он реагирует далеко не на все, но если реагирует, то испытывает очень сильные чувства.
  4. Флегматик — медлительный, уравновешенный, спокойный, почти не проявляющий чувств и не испытывающий их.

В пример можно привести персонажей романа Тургенева «Накануне»:

  • Инсаров — холерик;
  • Шубин — сангвиник;
  • Берсенев — меланхолик;
  • Увар Иванович — флегматик.

Важно учитывать, что темперамент — лишь набор предпосылок к определенному типу реагирования. Не всякий холерик энергичен, и не всякий сангвиник отзывчив, но, например, холерику проще, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действия.

Определение

Характер — это совокупность основных характеристик личности, определяющих ее поведение.

Храбрость, лицемерие, инициативность, трудолюбие, добросовестность, трусость, лень, скрытность — примеры различных черт характера. Говоря, что один человек — храбрец, а другой — трус, люди высказывают чем-то обоснованные предположения, как эти двое поведут себя в критической ситуации. 

Закономерности психических явлений

Психология занимается выявлением законов разных психических процессов, чтобы понимать, как функционирует психика. Примером изученных закономерностей одного из психических явлений, запоминания, являются связи, лежащие в основе работы памяти — ассоциации. Рассмотрим это явление подробнее. 

Если какие-нибудь объекты воспринимаются, представляются, обдумываются одновременно или через короткий промежуток времени, то между ними возникают связи. Позже восприятие или представление одного из этих объектов провоцирует мысли о других, включенных в связь.

Физиологически возникновение ассоциативных связей основано на механизме возникновения временных нервных связей, открытом И. П. Павловым в процессе изучения условных рефлексов у животных.

Определение

Условный рефлекс — это индивидуальная реакция, возникшая путем научения.

Чтобы создать устойчивую ассоциацию, необходимы два фактора:

  • совпадение во времени;
  • повторение.

Павлов изучал собак; психологи, изучавшие людей, обнаружили разницу между механическим и смысловым запоминанием. Если механическое запоминание основано именно на ассоциативных связях, то при смысловом подключаются мыслительные процессы: человек создает ассоциации с уже имеющимися в его памяти фактами, включает новые ассоциации в уже созданную систему связей. 

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 4.33 (Голосов: 6)

Студопедия — ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин

Studopedia.info — Студопедия — 2014-2023 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека1.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

‘В последней, 24-й главе первой книги учебника дается краткий исторический очерк развития психологии, который мы сознательно не представляем в начале курса из-за недостаточности знаний у начинающих изучать психологическую науку.

 

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и Способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у дан-

 

ного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология (рис. 1, табл. 1).

На рис. 1 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии. Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления1.

Рис. 1. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые

в психологии

‘Понятия, приведенные в правой части таблицы, заимствованы из двух психологических словарей, опубликованных за последние годы на русском языке: Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова и др. — М., 1983; Психологический словарь. 2-е изд., доп. и испр. / Под общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. — М., 1990.

 

Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы некоторые из перечисленных феноменов повторяются.

Таблица 1

Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии

№ п/п Явления, изучаемые психологией Понятия, характеризующие эти явления
 Процессы: индивидуальные, внутренние (психические) Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, ин-сайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.
 Состояния: индивидуальные, внутренние (психические) Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревож-‘ностъ, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.
 Свойства индивидуальные, внутренние (психические) Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.
 Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие) Действие, деятельность, жест, игра, имп-ринтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.
 Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие) Готовность, интерес, установка.

 

Продолжение

N° п/п Явления, изучаемые психологией Понятия, характеризующие эти явления
 Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие) Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм.
 Процессы: групповые, внутренние Идентификация, коммуникация, конформность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.
 Состояния: групповые, внутренние Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, психологический климат.
 Свойства: групповые, внешние Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы.
 Процессы: групповые, внешние Межгрупповые отношения.
 Состояния: групповые, внешние Паника, открытость группы, закрытость группы.
 Свойства: групповые, внешние Организованность.

Большая часть перечисленных в табл. 1 понятий и явлений раскрывается в учебнике. Однако для самого общего предварительного знакомства с ними можно обратиться к имеющемуся в конце книги словарю-указателю психологических терминов.

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые яв-

Рис. 2. Структура общей психологии

Рис. 3. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию

 

ляются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка материалов из различных областей психологической науки, имеющих значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 788. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета…

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где…

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса…

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар…

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века…

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании…

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести…

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора…

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов — вирусов (в т. ..

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей…

18 Захватывающие примеры психологических явлений

Психологические явления относятся к тому, как люди воспринимают, думают, чувствуют и ведут себя в ответ на различные стимулы в их окружении. Эти явления могут быть как положительными, так и отрицательными и могут оказывать существенное влияние на нашу жизнь. Понимание этих явлений имеет важное значение для людей, которые хотят лучше понять свои собственные мысли и поведение, а также мысли и поведение других людей.

В этой статье мы рассмотрим некоторые из наиболее распространенных психологических явлений и приведем примеры, которые помогут проиллюстрировать, как они проявляются в повседневной жизни. Цель этой статьи — от когнитивных предубеждений до социального влияния — дать информативный обзор этих явлений и их влияния на наши мысли, чувства и поведение.

18 Захватывающих примеров психологических явлений 

1. Когнитивный диссонанс 

Melissaberry/Shutterstock

Когнитивный диссонанс – это психологический феномен, который проявляется, когда человек сталкивается с противоречивыми установками, поведением или мнениями. Иногда людям трудно придерживаться двух противоположных убеждений одновременно. Эти люди бессознательно меняют одну идею, чтобы она соответствовала другой. Например, многие люди предпочитают не наносить солнцезащитный крем, несмотря на доказательства того, что он предотвращает рак кожи.

В 1957 году Леон Фестингер провел первый эксперимент с культом судного дня, который верил, что великий потоп уничтожит мир. Когда потопа не произошло, несколько членов культа почувствовали себя немыми и продолжили свою жизнь, в то время как многие рационализировали, что их преданность и самопожертвование спасли человечество и мир, предотвратив конец света.

2. Эффект Пратфолла

Freedomz/Shutterstock

В 1966 году Эллиот Аронсон описал новый психологический феномен — эффект Пратфолла. В исследовании, также известном как эффект порока, предлагаются разные реакции на ошибку способного человека по сравнению со средним человеком. Когда компетентный человек совершает ошибку, его привлекательность возрастает, в то время как у среднего человека, совершающего ту же ошибку, симпатия снижается.

Простая ошибка может привести к неожиданным последствиям. Хорошим примером является неудавшееся вторжение Джона Ф. Кеннеди в залив Свиней. Несмотря на существенную ошибку и смущение для администрации, после ошибки рейтинг одобрения Кеннеди вырос.

3. Явление сломанного эскалатора

CGN089/Shutterstock

В торговых центрах по всему миру люди каждый день встают на эскалаторы. Но есть люди, которые чувствуют себя некомфортно на стационарном эскалаторе. Феномен сломанного эскалатора относится к ощущению дисбаланса при входе на неработающий эскалатор. Несмотря на то, что они полностью осознают, что эскалатор не движется, люди, как правило, чувствуют головокружение и туман, как будто они вот-вот упадут.

4. Социальное доказательство

izikMD/Shutterstock

Для некоторых людей социальные ситуации могут быть неловкими и тревожными. Некоторым людям так тяжело, что они впадают в психологический феномен, известный как социальное доказательство. Социальное доказательство, впервые появившееся в 1985 году в книге Роберта Чалдини «Влияние: наука и практика », описывает, как люди ведут себя в социальных условиях.

Когда люди не знают, как вести себя в неопределенной социальной среде, они часто копируют поведение окружающих людей. Они предполагают, что у других людей есть какие-то знания, которых им не хватает. Например, в ситкомах часто используется смех. Несмотря на то, что их считают «раздражающими», зрители, как правило, смеются сильнее с помощью сдержанного смеха.

5. Групповое мышление

fizkes/Shutterstock

Когда группы людей стремятся к единству и гармонии, это может привести к необоснованному процессу принятия решений. Часто сплоченная группа соглашается поддерживать аналогичный ход мыслей, что означает, что группа будет воздерживаться от несогласия, критического мышления или предложения контраргументов, чтобы не рисковать нарушить хрупкий групповой баланс. Групповое мышление не позволяет высказываться противоположным голосам, часто в ущерб ситуации. Соответствие обычно заменяет необходимость сосредоточиться на большем благе.

Часто упоминаемый пример — вторжение в Залив Свиней. Президент Джон Ф. Кеннеди и его администрация согласились вторгнуться на Кубу по моральным соображениям. Один член не согласился, но окружение Кеннеди его проигнорировало. После этой ошибки Кеннеди в будущем избегал группового мышления и «поддерживающих мужчин», призывая противоположные голоса при принятии важных решений.

6. Эффект Даннинга-Крюгера

lassedesignen/Shutterstock

В 1999 году Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер опубликовали исследование, посвященное психологическому феномену, известному как эффект Даннинга-Крюгера. Исследование предполагает, что эффект является типом когнитивного искажения. В этом случае люди с низкими навыками, опытом и способностями переоценивают свои знания в конкретной области. Эффект также относится к исполнителям высокого уровня, которые преуменьшают свои способности.

Эффект Даннинга-Крюгера может проявляться как самоуверенность. Вот почему важно, чтобы пилоты, врачи и другие высокопоставленные работники честно оценивали свои навыки. Их самоуверенность может привести к тому, что они возьмут на себя задачу, для выполнения которой они не обладают необходимой квалификацией, что может иметь смертельные последствия.

7. The Google Effect

Africa Studio/Shutterstock

Интернет и поисковые системы, такие как Google, полностью изменили мир. Информация прямо у нас под рукой, от мировых новостей до поп-культуры и малоизвестных фактов. Обратной стороной является то, что это проложило путь психологическому феномену, известному как эффект Google. Эффект Google, также называемый цифровой амнезией, означает, что люди забывают информацию, которую легко найти с помощью Google или других поисковых систем.

Это говорит о том, что люди с большей вероятностью забывают информацию, которую легко найти одним нажатием кнопки. Эксперты согласны с тем, что это в некоторой степени изменило то, как люди учатся, хотя способность людей учиться в автономном режиме осталась прежней.

8. Эффект свидетеля

www.hollandfoto.net/Shutterstock

13 марта 1964 года Уинстон Мосли убил 28-летнюю барменшу Китти Дженовезе возле ее квартиры. Две недели спустя газета New York Times опубликовала статью, в которой говорилось, что 38 свидетелей отказались звонить в полицию или помогать Дженовезе. Шокирующее открытие побудило социальных психологов Джона Дарли и Бибба Латане изучить этот феномен, придумав дубликат с эффектом свидетеля.

Концепция предполагает, что один человек с большей вероятностью поможет жертве, чем группа. Они объясняют несколько причин, по которым группа с меньшей вероятностью поможет, например, групповое мышление, распространение обязательств и двусмысленность. Группа имеет слабое чувство ответственности за вмешательство. Однако в 2007 году газета New York Times признала, что преувеличивает число свидетелей по делу Дженовезе. Кроме того, многие свидетели действительно вызвали полицию. Дальнейшие исследования показывают, что группа так же может оказать помощь, как и отдельный человек, что обесценивает теорию Дарли и Латана.

9. Эффект обзора

Сергей Нивенс/Shutterstock

Эффект обзора — захватывающая концепция, которая встречается крайне редко. Это психологическое явление влияет только на астронавтов, побывавших в космосе. Астронавты, наблюдающие за Землей из космоса, испытывают чувство благоговения, признательности и непреодолимых эмоций при виде красоты планеты. Этот опыт часто меняет ценности, принципы и заботу космонавтов об окружающей среде, делая их лучшими людьми.

10. Криптомнезия 

Райнер Фурманн/Shutterstock

Художники и знаменитости иногда обвиняют друг друга в плагиате. Оказывается, это реальный психологический феномен. Более известная как криптомнезия, это форма предвзятости памяти, когда человек неправильно вспоминает мелодию, идею, историю или шутку как память, которая вдохновляет их собственный материал.

Одним из известных примеров является заявление композитора Рональда Мака о том, что Джордж Харрисон украл отрывки из песни Мака «He’s So Fine» для своей песни «My Sweet Lord». Харрисон, конечно же, назвал обвинения Мака ложными, заявив, что он подсознательно скопировал песню. Харрисон использовал защиту от криптомнезии в суде, хотя судья все же вынес решение в пользу Мака.

11. Эффект растормаживания в сети

J K Daylight/Shutterstock

Такие термины, как «клавишный воин» или «крутой интернет-парень», часто относятся к людям, которые ведут себя не так, как в других ситуациях в сети. Эта концепция, более известная как эффект онлайн-растормаживания, касается людей, которые действуют в сети иначе, чем в реальном мире, из-за меньшего количества ограничений.

Возможность оставаться анонимным часто приводит к киберзапугиванию и создает токсичную среду в Интернете. Хотя не все так плохо. Интроверты или застенчивые люди могут свободно выражать и раскрывать в Интернете то, что они не могут сделать в реальном мире. Эффект онлайн-растормаживания имеет как положительные, так и отрицательные коннотации.

12. Эффект ИКЕА

Veja/Shutterstock

Эффект ИКЕА — психологический феномен, названный в честь известного шведского производителя. Эта концепция представляет собой когнитивное искажение, при котором люди переоценивают предмет мебели или предмет, который они частично собрали.

В большинстве случаев потребитель считает эти предметы бесценными, хотя, скорее всего, они плохо сделаны. Компания Build-a-Bear подняла модель на новый уровень. Часто клиенты платят высокую цену за создание собственного плюшевого мишки, в то время как компания значительно экономит на затратах и ​​рабочей силе. Это известно как хороший бизнес.

13. The Cocktail Party Effect

Monkey Business Images/Shutterstock

Несмотря на громкую музыку и шумную атмосферу, большинство людей могут общаться на дикой вечеринке. Они могут как-то сосредотачиваться на человеке и блокировать все остальное.

Этот психологический эффект, более известный как эффект вечеринки с коктейлем, относится к способности мозга концентрировать свое слуховое внимание на определенном стимуле. Они могут отфильтровывать звук и шум, чтобы поддерживать один разговор. В то же время они отфильтровывают важные для них звуки.

14. Эффект прожектора

kei907/Shutterstock

Людям свойственно чувствовать себя центром своего мира. Мы все звезды нашего собственного фильма, такого как Шоу Трумана , верно? Люди часто чувствуют, что все смотрят на них, явление, известное как эффект прожектора. Этот психологический феномен вращается вокруг людей, ошибочно полагающих, что все их замечают.

Они выполняют простую задачу и верят, что другие внимательно наблюдают за ними. Например, человек в групповом соревновании может рассматривать себя как центр внимания, а не всю команду.

15. Обратная психология

Prostock-studio/Shutterstock

Большинство людей уже слышали словосочетание «обратная психология». Он обычно используется для обозначения психологического феномена, называемого реактивным сопротивлением. Концепция отмечает импульс делать противоположное тому, что человек хочет, чтобы вы сделали. Его часто используют, чтобы заставить людей делать то, что вы хотите, даже если они этого не осознают.

Обратная психология — распространенная тактика, используемая с детьми и подростками, которая часто приводит к обратным результатам. Например, подросток, скорее всего, останется в отношениях, если родитель не одобряет вторую половинку.

16. Эффект тетрис

Роман Самборский/Shutterstock

Некоторые люди так любят играть в Тетрис , что видят его повсюду. Это распространенный психологический феномен, известный как эффект тетриса . Люди посвящают так много времени одному виду деятельности, что начинают видеть закономерности и формы в реальных жизненных ситуациях. Например, люди, которые много играют в Tetris , начинают замечать различные способы сочетания фигур, например коробки на полке или здания на улице.

17. Социальное безделье

Monkey Business Images/Shutterstock

При работе над сольным проектом некого винить, когда что-то идет не так. В группе гораздо проще спрятаться от ответственности. Социальная лень — это психологический феномен, при котором люди с большей вероятностью будут работать усерднее в одиночку, чем в группе.

Исследование, проведенное в 1970-х годах с участием участников перетягивания каната с завязанными глазами, показало, что они приложили бы меньше усилий, если бы думали, что у них есть товарищи по команде. В групповой динамике они прилагают гораздо меньше усилий.

18. Дежавю

Мэриан Фил/Шаттерсток

В какой-то момент нашей жизни все мы переживаем жуткий момент, который, как мы клянемся, уже пережил. Психологический феномен Дежавю переводится как «уже увиденное». Это часто происходит, когда у человека возникает сильное ощущение, что он уже пережил момент, который переживает сейчас. В большинстве случаев этот странный и тревожный опыт, вероятно, является сном.

[Решено] Какой пример явления, которое вы могли бы спроектировать…

Вопрос от marytylermoore на сайте coursehero.com

Каков пример явления, для изучения которого вы могли бы разработать качественное психологическое исследование? Как бы вы могли использовать концептуальную карту для этого исследования? И как вы используете концептуальное картирование для выявления заинтересованных сторон и участников?


 

Социальные наукиПсихология

Ответил МинистрLemur2883 на сайте coursehero.com

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem i

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis

Разблокировать доступ к этому и более
10 000 пошаговых объяснений

Разблокировать объяснение

Есть учетная запись? Войти

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, conse

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pu
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesqu

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipi

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *