Психология как наука о: Что такое психология?

В поисках науки, которая изучает то, чего нельзя «пощупать» экспериментально / Наука / Независимая газета

Николай Наумов. Антиномии Сознания
(Типология). 2016–2017. Шамот, дерево, сетка,
металл.  Выставка «Образостроение.
Конвергенция искусства и технологий».
Сентябрь 2017 г. Архив РАН.
Фото Андрея Ваганова
Слово «психология» буквально означает «наука о душе». И именно так называется авторитетная наука, изучающая наш внутренний мир (сферу психического), правда, никакой душой при этом не занимаясь вообще.

Не синоним психики

Психология, как и другие науки, изучает то, что определено, доступно для познания научными средствами и значимо. А как изучать душу и вообще есть ли душа и что это такое – это вопросы не для научной психологии. Оснований для того, чтобы этим занималась наука, найдено не было.

Устоялось, что для науки слово «душа» – это просто то, что, как и название «психология», рудиментарно унаследовано культурой от донаучного периода изучения нашего внутреннего мира. И не должно дезориентировать и смущать то, что слово «душа» в сочинениях современных психологов порой все же звучит. Оно используется лишь в качестве синонима психики.

Соответственно сложилась любопытная профессиональная шутка: «Прежде психология изучала душу, а теперь это наука об ее отсутствии». Не знаю автора этого обобщения, но именно так выразился наш известный психолог Владимир Петрович Зинченко в одном из видеофильмов, снятом психолингвистом Татьяной Черниговской.

Шутка не относилась непосредственно к главной идее телефильма и потому развита не была. Ведь что тут обсуждать? Наука, кажется, уже вполне определенно установила, что в нашем внутреннем мире никакой души нет, так что подобного рода разговоры – это по ведомству религии или спекулятивной науки!

И все же, на мой взгляд, вопрос не настолько ясен и снят, как это считается. Иначе говоря, как кажется, идея души все же схватывала что-то реальное, важное и интересное, что пока не проработано наукой в должной мере.

Какие же основания, как представляется, не позволяют отнестись к этой теме, как к уверенно закрытой для науки и научно бессодержательной?

На этот счет я бы высказал два основных тезиса.

От математики до трансгендера

Первый из тезисов заключается в убеждении и утверждении, что у психики должен быть и имеется некий самостоятельный центр, активизирующий, определяющий и направляющий ее функционирование. Во всяком случае, анализируя собственную психическую жизнь, я понимаю, что такой центр имеется, и это мое «личное Я».

В этой же связи хотел бы обратить внимание на содержание современных учебников по общей психологии. С одной стороны, они не могут не впечатлить детальной проработанностью содержания нашего внутреннего мира. С другой – производят странное впечатление тем, что напоминают некий каталог или книгу об автомобилях, в которой дается устройство автомобиля, описываются все рабочие процессы и характеристики, но вообще не говорится ни о водителе, ни о том, как он запускает двигатель, по каким правилам работает и управляет автомобилем.

И в таком сопоставлении нет большой натяжки. Ведь наша психика в нормальном случае явно представляет собой весьма совершенно работающую систему, действующую очень согласованно и эффективно. А это трудно, а то и невозможно обеспечить без некоторого направляющего и согласовывающего процессы центра.

О том, что подобный центр имеется, можно судить, например, по тому, как осуществляется творческий процесс. Для этого достаточно упомянуть известный классический пример с решением математической задачи французским математиком Анри Пуанкаре. Решая трудную математическую задачу, ученый бесплодно промучился в течение двух недель. Далее он должен был принять участие в геологической экскурсии, так что настал период, когда от математики пришлось отвлечься. И вдруг в какой-то момент, при посадке в омнибус, решение пришло «само собой».

Что важно в описанной ситуации?

Во-первых, из какой части психики исходил луч внимания в тот период, когда ученый пытался решить свою задачу сознательным напором? Вопрос не праздный, так как обычно при представлении феномена внимания в психологии акцент делается на описании свойств внимания. При этом туманно опускается все, что касается его источника.

Во-вторых, похоже, эта часть внутреннего мира играет какую-то принципиальную для психики роль, направляя ее в целом. Ведь решение математической задачи продолжалось даже на неосознаваемом уровне, когда сам Пуанкаре был занят геологией. Иначе говоря, эта часть нашего внутреннего мира способна контролировать и направлять работу не только в области осознаваемого, но даже и на уровне бессознательного! Это явно предстает как проявление деятельности некоего руководящего всей психикой центра.

Об этом же задумываешься и при обращении к такому феномену, как трансгендерность (то есть смешанная половая принадлежность, свойственная некоторым людям). Феномен проявляется как рождение человека с выраженными биологическими признаками одного пола, но ощущающего себя в действительности представителем пола противоположного.

Удивительное дело, такие люди, обладая нормальным физическим здоровьем и нормальной психикой, испытывают дискомфорт, а то и мучения от чего-то во внутреннем мире, чему не соответствует организм. И это нечто существует за пределами обычно рассматриваемой психики. Иначе у трансгендеров «ремонтировали» бы эту самую психику, а этого не делается.

В то же время понятно и то, что это «что-то во внутреннем мире» – это «личное Я» человека (ведь это САМОощущение самих трансгендеров). Вот понять бы только, что такое это «личное Я»? Ясно лишь, что это что-то очень существенное и для психики, и для человека в целом. Во всяком случае, если судить по тому, что трансгендеров не пытаются «вылечить» (не рассматривая смешение полов в человеке как заболевание), но идут на то, чтобы хирургически «подогнать» под это реальное «личное Я» сам организм.

Так что в нашем внутреннем мире, похоже, присутствует некий очень значимый и самостоятельный, но пока не очень внятно и последовательно представляемый компонент (странно напоминающий традиционно понимаемую душу). В этой связи я бы обратил внимание еще и на слова известного академика РАН, специалиста по мозгу Н.П. Бехтеревой: «…при родах, по нашим исследованиям, у нескольких процентов рожениц тоже бывает состояние, как если бы «душа» выходит наружу. Рожающие женщины ощущают себя вне тела, наблюдая за происходящим со стороны. И в это время не чувствуют боли».

Как такое возможно? Точнее, для традиционного набора психических феноменов это не кажется возможным и просто не фиксировалось. А «личное Я» (судя по ситуации), кажется, заявляет о себе еще и таким образом!

А можно ли что-то сказать о природе этого «личного Я»? Думаю, определенное соображение на этот счет возможно сформулировать.

Дух психике не равен

Мой второй основной тезис – это предположение, что «личное Я» имеет духовную природу.

В чем основание введения в картину мира духовной составляющей, духа? Эта необходимость обусловлена потребностью в объяснении потрясающей необычности человека, который не ведет себя как все остальные сущности нашего мира, проявляя, например, свободу от обычной детерминации событий. То есть не реагируя на внешние воздействия предопределенно, но поступая в соответствии со своими желаниями, принципами и идеалами.

Наряду с этим человеку свойственна и такая удивительная особенность, как преобразование физических и химических воздействий на органы чувств в субъективные переживания этих воздействий. Когда к нам в нос попадает испарение, скажем, из флакона духов, то есть, по сути, в носу оказывается поток химических веществ и молекул, мы воспринимаем это как чарующий аромат! То же – с вкусовыми или цветовыми ощущениями.

Человека отличает и то, что ему свойственны высокие чувства и великие поступки. А еще человек – это творец, созидающий свой удивительный мир, способный существовать, развиваться и шириться даже, несмотря на склонность природы к деградации!

Как показало изучение подобной уникальности человека, такая удивительная самобытность объяснима лишь тем, что человек имеет двойственную природу. С одной стороны, он облечен в материальное тело. Но помимо этого есть и нематериальное «дополнение», которое когда-то было выделено Платоном как «дух», а позже в рамках научной психологии, переопределено и переформатировано в «психику» человека.

Увы, думаю, такое переформатирование духа в психику прошло не без потерь. Во всяком случае, если судить по тому, что сложившаяся психология как наука все же не может объяснить, как химические раздражения рецепторов носа или языка порождают во внутреннем мире человека запахи и вкусы. Хотя, конечно, психология решает большой круг важных, своих сложившихся задач.

Это означает, что таким образом во внутреннем мире оказался потерянным, затерялся какой-то важный элемент собственно духовной природы. В свете первого высказанного мною тезиса получается, что, весьма вероятно, такой «потерей» выступает именно наше «личное Я». Так что это, видимо, и есть тот затерявшийся компонент внутреннего мира, имеющий именно духовную природу. Кстати, именно потому подозрительно хорошо напоминающий донаучный образ души.

Понимаю, что у читателей может возникнуть вопрос: как можно поверить в сказанное, если психика человека и деятельность порождающего психику мозга изучается давно и очень массированно, теперь еще и с опорой на очень сложное и разнообразное оборудование, но ничего такого обнаружено не было?!

Боюсь, принятию представленной позиции может мешать уже то, что отечественной философии XX века энергично и не добровольно был накрепко привит материализм как единственно верная мировоззренческая позиция. К этому было добавлено еще и важное противопоставление одного другому по принципу, что главнее (пресловутый «основной вопрос философии»!) с закономерным и единственным для этого времени возможным материалистическим ответом.

Это автоматически означало признание того, что все материально, так что духовное может рассматриваться лишь как некий производный продукт этого материального. На мой взгляд, в нашей стране это сильно ограничило, затруднило и философское осмысление, и научный анализ духовных явлений. Так что говорить об этой области явлений порой весьма трудно уже в силу неразвитости соответствующих нерелигиозных представлений и требуемого языка.

В то же время показательно и симптоматично, что заметная тенденция в поисках объяснения природы сознания ныне состоит в восстановлении концепции панпсихизма. Ее сторонники считают, что эволюционное появление сознания и психики в процессе развития Вселенной оказалось возможным лишь потому, что зачатки психического имеются даже в глубинах нашего мира.

Словом, похоже, что интересная новая работа по изучению нашего внутреннего мира, дополняющая сложившуюся, уже на подходе. Стоило бы помнить, что хотя наш внутренний мир изучается с античных времен, существование мира бессознательного было установлено лишь около сотни лет назад. Может, пришло время сделать новый заметный шаг?

Гиппенрейтер Ю. Б. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ

Каталог книжной полки

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 7-19.

В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам. 

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном».

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение – ощущение собственного «Я». Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и «Зачем я?». Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира – физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.

Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания.

Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.

Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием.

Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять.

Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями – задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология – это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого типа.

В заключение надо сказать, что психология – очень молодая наука. Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутого подростка, должен был пройти период становления духовных сил человечества, чтобы они стали предметом научной рефлексии.

Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно, в 1879 г. : в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным. Еще раз подчеркну: это – наука особого типа. Перейдем к следующему пункту нашей лекции – вопросу о соотношении научной и житейской психологии.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Давайте задумаемся над вопросом; чем же отличаются житейские психологические знания от научных?

Я назову вам пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси – тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как, мы знаем, часто – довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим – с отцом, и снова совсем иначе – с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий – одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.

То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся ответил так: «Это то, что следует проверить по документам». Я не буду сейчас говорить о том, как понятие «личность» определяется в научной психологии, – это сложный вопрос, и мы им специально займемся позже, на одной из последних лекций. Скажу только, что определение это сильно расходится с тем, которое было предложено упомянутым школьником.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя.

Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле «идя на ощупь». Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.

В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта – его конкретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф. М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли – стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому «набивать шишки» для приобретения этого опыта.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов – выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

Четвертое различие состоит в методах, получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляетсяэксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда – условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., – психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

Приведу короткий пример. Вы, конечно, знаете, что у нас в г. Загорске существует специальный интернат для слепоглухонемых детей. Это дети, у которых нет слуха, нет зрения и, конечно, первоначально нет речи. Главный «канал», через который они могут вступать в контакт с внешним миром, – это осязание.

И вот через этот чрезвычайно узкий канал в условиях специального обучения они начинают познавать мир, людей и себя! Процесс этот, особенно вначале, идет очень медленно, он развернут во времени и во многих деталях может быть увиден как бы через «временную лупу» (термин, который использовали для описания этого феномена известные советские – ученые А.И.Мещеряков и Э.В.Ильенков). Очевидно, что в случае развития нормального здорового ребенка многое проходит слишком быстро, стихийно и незамеченно. Таким образом, помощь детям в условиях жестокого эксперимента, который поставила над ними природа, помощь, организуемая психологами совместно с педагогами-дефектологами, превращается одновременно в важнейшее средство познания общих психологических закономерностей – развития восприятия, мышления, личности.

Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.

Теперь, когда мы убедились в целом ряде преимуществ научной психологии перед житейской, уместно поставить вопрос: а какую позицию научные психологи должны занять по отношению к носителям житейской психологии?

Предположим, вы окончили университет, стали образованными специалистами-психологами. Вообразите себя в этом состоянии. А теперь вообразите рядом с собой какого-нибудь мудреца, необязательно живущего сегодня, какого-нибудь древнегреческого философа, например. Этот мудрец – носитель многовековых размышлений людей о судьбах человечества, о природе человека, его проблемах, его счастье. Вы – носитель научного опыта, качественно другого, как мы только что видели. Так какую же позицию вы должны занять по отношению к знаниям и опыту мудреца? Вопрос этот не праздный, он неизбежно рано или поздно встанет перед каждым из вас: как должны соотноситься в вашей голове, в вашей душе, в вашей деятельности эти два рода опыта?

Я хотела бы предупредить вас об одной ошибочной позиции, которую, впрочем, нередко занимают психологи с большим научным стажем. «Проблемы человеческой жизни, – говорят они, – нет, я ими не занимаюсь. Я занимаюсь научной психологией. Я разбираюсь в нейронах, рефлексах, психических процессах, а не в «муках творчества».

Имеет ли эта позиция некоторые основания? Сейчас мы уже можем ответить на этот вопрос: да, имеет. Эти некоторые основания состоят в том, что упомянутый научный психолог вынужден был в процессе своего образования сделать шаг в мир отвлеченных общих понятий, он вынужден был вместе с научной психологией, образно говоря, загнать жизнь in vitro, «разъять» душевную жизнь «на части». Но эти необходимые действия произвели на него слишком большое впечатление. Он забыл, с какой целью делались эти необходимые шаги, какой путь предполагался дальше. Он забыл или не дал себе труда осознать, что великие ученые – его предшественники вводили новые понятия и теории, выделяя существенные стороны реальной жизни, предполагая затем вернуться к ее анализу с новыми средствами.

История науки, в том числе психологии, знает немало примеров того, как ученый в малом и абстрактном усматривал большое и жизненное. Когда И. П. Павлов впервые зарегистрировал условнорефлекторное отделение слюны у собаки, он заявил, что через эти капли мы, в конце концов, проникнем в муки сознания человека. Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский увидел в «курьезных» действиях типа завязывания узелка на память способы овладения человеком своим поведением.

О том, как видеть в малых фактах отражение общих принципов и как переходить от общих принципов к реальным жизненным проблемам, вы нигде не прочтете. Вы можете развить в себе эти способности, впитывая лучшие образцы, заключенные в научной литературе. Только постоянное внимание к таким переходам, постоянное упражнение в них может сформировать у вас чувство «биения жизни» в научных занятиях. Ну а для этого, конечно, совершенно необходимо обладать житейскими психологическими знаниями, возможно более обширными и глубокими.

Уважение и внимание к житейскому опыту, его знание предостерегут вас еще от одной опасности. Дело в том, что, как известно, в науке нельзя ответить на один вопрос без того, чтобы не возникло десять новых. Но новые вопросы бывают разные: «дурные» и правильные. И это не просто слова. В науке существовали и существуют, конечно, целые направления, которые заходили в тупик. Однако прежде чем окончательно прекратить свое существование, они некоторое время работали вхолостую, отвечая на «дурные» вопросы, которые порождали десятки других дурных вопросов.

Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью.

В конечном счете, мысль моя простая: научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Иначе он не только будет малополезен науке, но и не найдет себя в своей профессии, попросту говоря, будет несчастен. Мне бы очень хотелось уберечь вас от этой участи.

Один профессор сказал, что если его студенты за весь курс усвоят одну-две основные мысли, он сочтет свою задачу выполненной. Мое желание менее скромно: хотелось бы, чтобы вы усвоили одну мысль уже за одну эту лекцию. Мысль эта следующая: отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу.

Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

А теперь мы должны перейти к более близкому знакомству с научной психологией.

Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии? На этот вопрос можно ответить двумя способами. Первый способ более правильный, но и более сложный. Второй – относительно формальный, но зато краткий.

Первый способ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии – так, как они появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство с тем, что, в конечном счете, от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день.

Все это мы будем рассматривать в последующих лекциях, а сейчас ответим кратко.

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. psyche – «душа» + logos – «понятие», «учение»).

В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т. п.

С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» – одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись. Об этом мы будем говорить позже.

Чтобы составить предварительное представление о том, что такое «психика», рассмотрим психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.

Что такое внутренний, или субъективный, опыт? Вы сразу поймете, о чем идет речь, если обратите взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.

Вы видите это помещение и все, что в нем находится; слышите, что я говорю, и пытаетесь это понять; нам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления или желания. Все перечисленное – элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.

Фундаментальное свойство субъективных явлений – их непосредственная представленность субъекту. Что это означает?

Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т. п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир – эта как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями.

Эта уникальная особенность субъективных явлений открываться нашему сознанию поражала воображение всех, кто задумывался над психической жизнью человека. А на некоторых ученых она произвела такое впечатление, что они связали с ней решение двух фундаментальных вопросов: о предмете и о методе психологии.

Психология, считали они, должна заниматься только тем, что переживается субъектом и непосредственно открывается его сознанию, а единственный метод (т. е. способ) изучения этих явлений – самонаблюдение. Однако этот вывод был преодолен дальнейшим развитием психологии.

Дело в том, что существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения. Среди них – факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. Однако к этим выводам психология пришла не сразу, а в ходе острых дискуссий и драматических трансформаций представлений о ее предмете.

В нескольких последующих лекциях мы подробно рассмотрим, как в процессе развития психологии расширялся круг изучаемых ею феноменов. Этот анализ поможет нам освоить целый ряд основных понятий психологической науки и составить представление о некоторых ее основных проблемах. Сейчас же в порядке подведения итога зафиксируем важное для нашего дальнейшего движения различие между психическими явлениями и психологическими фактами. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Психология как наука о поведении

Психология как наука о поведении

Реклама

Nursing PathFollow

Профессор Колледжа медсестер Джоитиба, Бханду читать офлайн

Образование

Nursing PathFollow

Профессор Колледжа медсестер Джоитиба, Бханду

Реклама

Реклама

Психология как наука о поведении

  1. Доктор Джайеш Патидар www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  2.  Психология – порождение предмета философия.  Психология – это греческое слово «psychi». логотипы».  «Психи» означает душу, а «логос» означает изучение или «знание» – изучение душа. 06.02.2015 2 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  3.  «Любое проявление жизни есть деятельность» и поведение это собирательное название для этих действий.  Термин «поведение» включает в себя все  Двигательная или волевая активация (ходьба, плавание, танцы и др.)  Познавательная деятельность (мышление, рассуждение, воображая)  Аффективные действия (чувство радости, грусти, гнева, и т. д.)  Термин «поведение» относится ко всей жизни деятельность и переживания всех живых организмы. 06.02.2015 3 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  4.  Психология как отдельная область изучения, разделенная от философии немногим более 100 лет назад.  В 1879 году была открыта первая психологическая лаборатория. основана в Лейпцинском университете Немецкий философ – психолог Вильгельм Вундт. (1832-1920).  Вундт первым измерил поведение человека точно и известен как «Отец Психология»  В первые десятилетия ХХ в. психологи пришли к совершенно иным взглядам о природе ума и лучших способах изучить его. 06.02.2015 4 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  5.  Вокруг этих психологи.  Эти школы мысли были известны как школы психологии. 06.02.2015 5 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  6. 06.02.2015 6 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  7. 06.02.2015 7 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  8. 06.02.2015 8 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  9.  Психология – наука о поведении человека. -Уолтер Бауэрс Пиллсбери-1911  Психология – это наука, цель которой – дать нам лучше понимать и контролировать поведение организма в целом. -Уильям Мак Дохолл-1949  Психология – это исследование человека и поведение животных и психические и физиологические процессы, связанные с поведением. -Джексон-1976 06.02.2015 9 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  10. •Почти все методы психологии более или менее научны в своих природа. Из них экспериментальные метод самый точный. Современный психология использует этот метод во всех своих ветви. Психология использует научный методы • Психология изучает факты поведение. Психолог объективен в своих наблюдениях и эксперименты. Область психологии не ценности, а факты. Психология является фактическим 06.02.2015 10 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  11. • Всегда и везде действуют законы психологии оказались одинаковыми при аналогичных условия. Законы психология универсальный • Путем проверки и повторной проверки были обнаружены психологические принципы быть верным везде. Их можно проверить по любой Законы психология поддающийся проверке • Психологи не только наблюдают за поведением, но и и выясняет в нем причинно-следственную связь. Психология открывает причина-следствие отношения в поведение человека Психология предсказать человека поведение 06.02.2015 11 www.drjayeshpatidar.blogspot.com • Обнаружив причинно-следственную связь отношения, психологи также предсказывают человеческое поведение и эти прогнозы в целом правильно.
  12. Клиническая психология: крупнейший подраздел психологии (55%). Это изучение приемов, которые используются в диагностике и лечении психических и эмоционально ненормальные личности. Консультативная психология: она занимается люди с относительно мягким личным или эмоциональные проблемы 06.02.2015 12 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  13. Социальная психология: занимается поведение человека, как оно повлияло другими и как человек влияет поведение других Экспериментальная психология: она включает в себя фундаментальные исследования фундаментальных причины человеческого поведения, изучая такие основные процессы, как обучение и память, ощущение и восприятие мотивация 06.02.2015 13 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  14. Психология развития: изучает поведение, как оно развивается с рождения, через детство, юность и зрелости до старости. Психобиология и Эволюция психология: изучает биологические и физиологические основы поведения у животных и человек 06.02.2015 14 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  15. Промышленная и организационная психология: Изучение поведения в рабочей обстановке представляет собой центральное место в этой области. Методы подбора персонала, обучение, мотивация сотрудников, планирование работы и процесс организационного развития подробно изучаются Психология здоровья: эта область занимается индивидуальное поведение и образ жизни, влияющие на физическое здоровье человека. 06.02.2015 15 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  16. Аномальная психология: имеет дело с поведение людей необычно. Изучает психические расстройства, их причины и уход. Общественная психология: это широкий области, где социальные проблемы и попытки людей приспособиться к своей работе и жизнь в сообществе – это исследования в свете принципов общего психология 06.02.2015 16 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  17. ФИЛИАЛЫ ПСИХОЛОГИЯ Филиалы Чистый Психология Филиалы Применяемый Психология 06.02.2015 17 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  18. 06.02.2015 18 www.drjayeshpatidar.blogspot.com Общая психология: имеет дело с фундаментальными правилами, принципы и теории психологии по отношению к изучению поведения нормального взрослого человека. Аномальная психология: она имеет дело с поведением людей. кто необычен. Изучает психические расстройства, их причины & уход. Социальная психология: занимается групповым поведением и взаимоотношения людей с другими людьми (как человек находится под влиянием других и как человек влияет на поведение других). Социальные психологи изучают способы воздействия на человека других людей.
  19. 06.02.2015 19 www.drjayeshpatidar.blogspot.com Физиологическая психология: Эта отрасль психологии описать и объяснить биологические и физиологические основы поведение. Делает акцент на влиянии телесных факторов на поведение человека. Парапсихология: имеет дело с экстрасенсорными восприятиями, причины возрождения, телепатии и сопутствующих проблем. Геопсихология: эта отрасль психологии описывает и объясняет отношение физической среды, в частности погода, климат и почва с поведением.
  20. 06.02.2015 20 www.drjayeshpatidar.blogspot.com Психология развития: изучает факторы, влияют на рост и развитие человеческого поведения. Эта отрасль психологии описывает процессы рост и развитие в зависимости от поведения личности от рождения до старости. Далее он подразделялся на такие отрасли, как детская психология, подростковая, взрослая и старая психология возрастная психология. Экспериментальная психология: эта отрасль психологии изучает пути и средства проведения психологических эксперименты с использованием научных методов. Экспериментальный психологи проводят фундаментальные исследования, пытаясь обнаружить и понимать фундаментальные и общие причины поведения.
  21. 06.02.2015 21 www.drjayeshpatidar.blogspot.com Педагогическая психология: это раздел прикладная психология, которая пытается применить психологические принципы, теории и приемы поведения человека в образовательной ситуация. Педагоги-психологи наиболее часто способствует повышению эффективности обучение в школах с применением психологических знания об обучении и мотивации. Клиническая психология: это самый большой подраздел области психологии. Эта ветвь прикладного психология описывает причины психических болезнь, ненормальное поведение больного и предлагает лечение и эффективную коррекцию пострадавшего человека в обществе.
  22. 06.02.2015 22 www.drjayeshpatidar.blogspot.com Промышленная психология: это направление прикладная психология пытается найти применение психологических принципов, теорий и методы изучения человеческого поведения по отношению к промышленной среде. Они также консультировать сотрудников в рамках организации, которым нужна помощь в их личные проблемы. Юридическая психология: это отрасль прикладной психология, которая пытается изучить поведение таких лиц, как клиенты, преступники, свидетели и т.д. с помощью приложений психологические принципы и техники. глубинные причины преступления, правонарушения, спора или любое юридическое дело может быть правильно понято с помощью этой области психологии.
  23. 06.02.2015 23 www.drjayeshpatidar.blogspot.com Военная психология: эта отрасль психология занимается использованием психологические принципы и техники военная наука. Как сохранить боевой дух солдаты и граждане высоко во время войны, как обеспечить лучший набор персонал для боевых возможностей и организационный климат и лидерство и т. д. различные темы, которые рассматриваются в этом раздел психологии Политическая психология: это направление психология связана с использованием психологические принципы и приемы в изучение политики и вождение политической выгоды.
  24. 06.02.2015 24 www.drjayeshpatidar.blogspot.com Биопсихология Нейропсихология познавательный Психология Консультирование Психология Межкультурный Психология Относящийся к окружающей среде Психология эволюционный Психология Экспериментальный Психология судебный Психология Здоровье Психология Личность Психология Школа Психология Спортивная психология
  25.  Метод самонаблюдения или самонаблюдения  Метод наблюдения  Экспериментальный метод  Клинический метод или метод истории болезни  Метод обследования 06.02.2015 25 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  26.  Это один из самые старые методы психология.  Самоанализ означает смотреть внутрь.  Субъекту задают систематически наблюдать за своим поведение и сообщить о такой же. 06.02.2015www.drjayeshpatidar.blogspot.com 26
  27.  Например; пациент после операции может попросить сообщить, как он себя чувствует. Пациент будет попытайтесь заглянуть внутрь себя и вспомнить, что произошло и как он сейчас чувствует. При составлении этого доклада пациент использует этот метод.  Это метод, при котором человек наблюдает, анализирует и сообщает о своих чувствах, мыслях или все, что проходит в его уме в течение психический акт или опыт.  Самоанализ — это не что иное, как ретроспектива. 06.02.2015 27 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  28. Достоинства  Наблюдение и эксперимент основаны на самоанализ.  Это дает нам прямой, немедленный, определенный и точный знание собственных психических процессов.  Это позволяет нам полностью понять поведение индивидуальный.  Это помогает при необходимости знать, что происходит в ум человека.  Этот метод недорогой и не требует любой аппарат или лаборатория. 06.02.2015 28 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  29. Недостатки  Этот метод не может использоваться детьми, животными или умственно отсталые, потому что они не могут самоанализ.  Что-то, что происходит в голове другого человека разум недоступен для нас, потому что ментальный процессы расплывчаты и неясны и не могут быть наблюдаемый.  Психические процессы мимолетны и эфемерны своей природе, они ускользают от понимания внутреннего восприятие. 06.02.2015 29www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  30. Количество недостатков…  Два психолога не могут наблюдать одно и то же психические процессы (например, страх).  Самоанализ предполагает расщепление наблюдающий ум, ибо один и тот же ум является наблюдатель и наблюдаемое.  Интроспекция иногда включает внимание к психический процесс (например, восприятие), который производится внешним объектом. Все трудности самонаблюдения могут быть преодолевается привычкой и дисциплиной ума. 06.02.2015 30 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  31.  Это цель метод изучения поведение отдельных лиц.  Состоит из восприятия личности поведение в естественных условиях условия другим лица и интерпретация и анализ этого воспринимаемого поведение ими. 06.02.2015www.drjayeshpatidar.blogspot.com 31
  32.  По сути, это способ восприятия поведения вроде как есть.  Мы можем делать выводы о психических процессах других человека через наблюдение за его поведением.  Этапы метода наблюдения 1. Наблюдение за поведением 2. Отмечать поведение 3. Интерпретация и анализ поведения 4. обобщение 06.02.2015 32 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  33. Достоинства ⇝Экономичный, натуральный и эластичный. ⇝Данные, которые изучаются с помощью наблюдения можно анализировать, измерять, классифицируется и интерпретируется. ⇝Результат можно проверить и положиться. ⇝Вполне подходит для наблюдения за развитием характеристики, такие как привычки и интересы детей. 06.02.2015 33 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  34. Недостатки ⇝С помощью наблюдения невозможно знать, что происходит в головах другие; мы можем наблюдать это только через внешнее поведение. ⇝Факторы субъективности со стороны следователя, а также процесс наблюдения также влияют на результаты наблюдение. 06.02.2015 34 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  35. Количество недостатков… ⇝Заключается в том, что наблюдаемое поведение зависит от конкретного времени и места и от отдельное лицо или группы лиц вовлеченный. ⇝Это не установление надлежащей причины и следствия отношение Трудности метода наблюдения заключаются в том, преодолеть, культивируя беспристрастное отношение ум, конструктивное воображение и осторожность наблюдение. 06.02.2015 35 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  36.  Считается самым научный и объективный метод изучения поведение.  Слово эксперимент происходит от латинского слова означает «попробовать», «поставить на тест».  Использование этого метода поднял психологию на статус экспериментального наука, как физика, Химия и физиология. 06.02.2015www.drjayeshpatidar.blogspot.com 36
  37.  В психологии экспериментальное исследование используется для изучения причинно-следственная связь относительно характер поведения человека, т. е. влияние тревога за поведение человека. Существенные черты экспериментального метода  Требуется два человека, экспериментатор и субъект или лицо, за поведением которого наблюдают.  Эксперименты следует проводить на живом организм.  Все эксперименты проводятся под контролем условия. 06.02.2015 37 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  38. Шаги в эксперименте 06.02.2015 38 www.drjayeshpatidar.blogspot.com Постановка проблемы Формулировка Гипотеза Группа I Лечение Группа Измеряет зависимую переменную (физическое и психическое здоровье студенты) Определить исследование Предметы Группа II Контроль Группа Сравните результаты из двух групп
  39. Достоинства ⇝Научный метод ⇝Выясняет причинно-следственную связь ⇝Максимальный контроль явлений ⇝Возможен повтор 06.02.2015 39 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  40. Недостатки ⇝Он выступает за изучение поведения в условиях полностью контролируемые жесткие условия. ⇝Трудности в контроле или выравнивании промежуточная переменная. ⇝Все проблемы психологии не могут изучены этим методом, так как мы не можем провести эксперимент для всех задач 06.02.2015 40 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  41. Количество недостатков… ⇝Динамический характер человеческого поведения не допускать, чтобы независимая переменная приводила к изменение зависимой переменной. ⇝Это дорогостоящий и трудоемкий метод. Несмотря на различные ограничения, это факт, что, результаты, полученные экспериментальным методом являются надежными, поддающимися проверке, определенными, точными и способны к количественной обработке, чем те, полученный другими методами 06.02.2015 41 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  42.  Используется клиническими психологи, психиатрический социальный рабочие в детском консультационные клиники или клиники психической гигиены и смежные учреждения.  Он направлен на изучение причина и основа тревога людей, страх и личное неадекватность. 06.02.2015www.drjayeshpatidar.blogspot.com 42
  43.  Соответствующие данные собираются с помощью истории, интервью, визиты на дом и психологические тесты, позволяющие сделать обоснованные выводы о характере трудности и проблемы человека.  В этом методе информация собирается из память человека, его родителей члены его семьи, друзья, учителя и все другие доступные записи и отчеты.  История болезни составлена ​​из фактических наблюдения, сделанные следователем к плану. 06.02.2015 43 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  44. Заслуги  Истории болезни дадут клиницисту понимание в причины проблемы и предложить возможные решения.  Тематические исследования могут быть продуктивными источниками идей для дальнейшего исследования другими методами. недостаток  Метод истории болезни во многом зависит от памяти о событиях, которые могли быть наблюдались неточно или неправильно интерпретировались. 06.02.2015 44 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  45.  Обычно занятые в соц. психология.  Некоторые проблемы, такие как изучение мнений, отношение, здоровье потребность в уходе и т.п. может изучаться средства обследования метод. 06.02.2015www.drjayeshpatidar.blogspot.com 45
  46.  Метод обследования включает сбор или сбор информации из большого количества людей с помощью анкет, инвентаризаций и интервью.  Адекватное обследование требует тщательной апробированная анкета, группа интервьюеров обучены его использованию, репрезентативному субъекту и соответствующие методы анализа данных, чтобы результаты правильно интерпретируются. 06.02.2015 46 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  47. Заслуга  Большой объем данных может быть собран в более короткое время. недостаток  Поведение не наблюдается напрямую. 06.02.2015 47 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  48. 06.02.2015 48 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  49.  Теории обучения, мотивации и личность и т. д. несут ответственность за формирование и проектирование образовательных система в соответствии с потребностями и требования учащихся.  Применение психологии в области образования помогло учащимся учиться, учителя учить, администраторы для администрирования и планирования образования для планировать эффективно и результативно. 06.02.2015 49 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  50.  Врач, медсестра или любое лицо, посещающее пациент должен знать науку о поведение для достижения хороших результатов.  Психология внесла ценный терапевтические меры, такие как поведенческая терапия, игровая терапия, групповая терапия, психоанализ и др., для диагностики и излечение больных, страдающих от психосоматические, так и психические заболевания. 06.02.2015 50 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  51.  Подчеркивается важность знание потребительской психологии и гармоничные межличностные отношения в сфере торговли и промышленности. 06.02.2015 51 www.drjayeshpatidar.blogspot.com  Это помогло в раскрытии преступлений и в дело с преступниками.  Это оказалось полезным для политиков и Лидеры, чтобы узнать качества лидерства для руководства массами.
  52.  Он оказал ценную помощь в руководстве и консультирование в сфере образования, а также профессиональные аспекты. 06.02.2015 52 www.drjayeshpatidar.blogspot.com  Психология помогает в выборе, обучении, продвижение и классификация защиты персонал.  В борьбе с врагом мораль военнослужащие и граждане должны вообще затраты будут высокими, и это может быть достигнуто только за счет предоставление предложений, понимания и уверенности.
  53.  Это помогло людям научиться искусству понимание собственного поведения, поиск приспособление к себе и другим и совершенствуя, а также актуализируя их возможности до предела. 06.02.2015 53 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  54.  Она получит представление о своих мотивах, желаниях, эмоции и амбиции.  Она поймет, насколько ее личность индивидуалистичный и сложный, принимает решения в ее собственные проблемы.  Зная свои сильные и слабые стороны, она может лучше всего использовать ее собственные личностные характеристики.  Это позволит ей больше управлять своей жизнью. продуктивно и легче общаться с другими, позволяя ей контролировать ситуации и достигать само- дисциплина. 06.02.2015 54 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  55.  Студентка-медсестра должна учиться, работать и жить с другими медсестрами, врачами, пациентом и их семьи.  Благодаря своим научным знаниям о человеческом природы, она лучше их поймет и тем самым добиться большего успеха в межличностных отношения.  Она узнает, почему другие отличаются от нее их симпатиях и антипатиях, в их интересах и способностей или в их реакции на других. 06.02.2015 55 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  56.  Она поймет, как различия в поведении в некоторой степени, из-за различий в обычаях убеждения или культурные модели групп, чтобы которой она принадлежит или к тому, как она была воспитывалась в ранние годы.  Таким образом, медсестра-студентка сделает скидку для других недостатков и идиосинкразии и воспитывать отношение к толерантности, т. необходимы для всех видов адаптации человека. 06.02.2015 56 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  57.  Медсестра с хорошим знанием психология может понять, что боится или тревоги, с которыми сталкивается пациент, что он чувствует, что он хотелось бы знать, почему он так себя ведет делает.  Это поможет пациенту и его родственникам, тем самым поможет пациенты и родственники приспосабливаются к неизбежному обстоятельства наилучшим образом.  В медицинских учреждениях роль пациента в лечение является важным фактором. Хорошее понимание этих пациентов медсестра может быть лучшей поддержкой Для него. 06.02.2015 57 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  58.  Болезни и физические недостатки часто о необходимости серьезной корректировки.  Многие заболевания, такие как болезни сердца и рак и т. д. требуют специальных навыков преодоления трудностей и здравоохранение.  Медсестра, обученная психологии, может эффективный педагог по здоровью и может помочь в этом вид корректировок. 06.02.2015 58 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  59.  Изменение окружающей среды иногда необходимо для лучшего приспособление и счастье.  Например, мальчик, которому отказывают полностью нежная забота его пациенты могут чувствовать себя лучше, если ему дать забота о приемных родителях. 06.02.2015 59www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  60.  Медсестра должна узнать много нового во время ее обучения.  Она должна получить знания о правильном факты о болезнях и лечении.  Изучение психологии обучения помочь медсестре приобрести знания в эффективный способ. 06.02.2015 60 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  61.  Она узнает, как ее эмоции влияют на ее тело и узнать то же самое в ней пациенты также.  Это поможет ей контролировать свою жизнь и распознавать аналогичные потребности у своих пациентов слишком. 06.02.2015 61 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  62.  Госпитализация часто считается негативный опыт.  Некоторые люди ассоциируют больницы с страшные вещи, такие как боль или смерть.  Медсестра с психологическим образованием может помочь пациенту преодолеть эти сложности.  Медсестра является посредником и не только общительнее с пациентом, чем врач. 06.02.2015 62 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  63.  Каждая профессия и карьера требует корректировки.  Медсестра должна делать различные адаптация к успеху в карьере медсестры, такой как;  Преодоление тоски по дому и уверенности в себе нужно, если ей предстоит безбедно жить в общежитии или больница.  Адаптация к больным людям, которые могут плакать или быть в отчаянии или даже дать выход своему гневу делая медсестру мишенью их злоупотреблений и проклятия.  Пытаться работать и учиться вместе. 06.02.2015 63 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  64. 06.02.2015 64 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  65. 06.02.2015 65 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  66. 06.02.2015 66 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  67. 06. 02.2015 67 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  68. 06.02.2015 68 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  69. 06.02.2015 69 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  70. 06.02.2015 70 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  71. 06.02.2015 71 www.drjayeshpatidar.blogspot.com
  72. 06.02.2015 72 www.drjayeshpatidar.blogspot.com

Реклама

Психология научного мышления и поведения

Психология — это научное исследование мышления и поведения. Наука
— одна из наиболее интригующих и культурно важных форм мышления и поведения. Следовательно, научная мысль и поведение должны быть в центре эмпирического внимания психологов.

Психологическая точка зрения на научное мышление и поведение насчитывает почти 100 лет, но только в последние 10 лет она начала превращаться в формальную дисциплину психологии науки.

Психология науки ставит своей целью эмпирическое исследование всего спектра психологических процессов, лежащих в основе научного поведения, интереса, таланта и творчества. Безусловно, эта область незрела и относительно поздно развивается по сравнению с другими научными исследованиями. Почти все знакомы с терминами философия науки, история науки и социология науки. Тем не менее, когда вы упоминаете «психологию науки», многие люди — даже другие психологи — часто не понимают, что вы имеете в виду. Однако за последние пять-десять лет дисциплина психология науки показала некоторые реальные перспективы стать новой дисциплиной в психологии. Действительно, теперь у нас есть небольшое, но активное общество – Международное общество психологии науки и техники (ISPST; www.ispstonline.org), которое регулярно проводит конференции. В этой статье я стремлюсь обобщить и выделить некоторые интересные открытия из этой молодой области.

Фундаментальный аргумент психологии науки заключается в том, что для полной оценки и понимания научной мысли и поведения — от младенца, пытающегося понять свой мир, до исторически великих научных открытий — мы должны применять лучшие теоретические и эмпирические инструменты, доступные психологам. . Психология чрезвычайно хорошо подходит
для раскрытия механизмов, лежащих в основе научной мысли и поведения.

Однако под наукой я подразумеваю нечто большее, чем мысли и поведение ученых-практиков. Напротив, научное мышление и поведение могут быть как неявными, так и зарождающимися, выраженными детьми и подростками, а также явными и развитыми, выраженными учеными (Feist, 2006; Proctor & Capaldi, 2012). Таким образом, психология науки касается не только психологических сил, стоящих за мышлением и поведением профессиональных ученых. Он также охватывает концепции человеческого развития и научного мышления у младенцев, детей и подростков; талант и интерес к науке у старшеклассников; потеря интереса к науке у студентов колледжей; и даже псевдонаучное мышление и убеждения взрослых. Короче говоря, психология науки касается любого, кто занимается неявным или явным научным мышлением и поведением.

Существует столько психологических наук, сколько основных дисциплин в психологии. Необходимая краткость этой статьи препятствует всестороннему и комплексному рассмотрению всей психологии науки (подробнее см. Feist, 2006; Feist & Gorman, 2013; Gholson et al., 1989; Proctor & Capaldi, 2012; Simonton, 1988). подробное лечение). Тем не менее я попытаюсь предоставить читателю убедительную и репрезентативную выборку тех вопросов, к которым обращалась эта область, и намекнуть на неисследованные вопросы для будущих исследователей психологических основ научного мышления и поведения. Несмотря на то, что психология науки зарождается, она отражает свою родительскую дисциплину и может быть разделена на аналогичные поддисциплинарные группы: нейронаучная, когнитивная, психология развития, социальная, личностная, образовательная и клиническая психология науки.

Нейронаучная психология
Помимо регуляции тела, одной из основных функций мозга является осмысление и организация сенсорной информации. Рискуя упростить, этим же занимается и наука — пытается понять наш опыт физического, биологического и социального миров. Научная мысль включает в себя более систематическую и явную форму повседневного интуитивного или имплицитного мышления (Feist, 2006; Proctor & Capaldi, 2012).

Попытка понять генетические и мозговые механизмы, участвующие в научном мышлении, является прекрасной темой для изучения психологии науки, и все же это неизбежно трудное предприятие. Получить изображения мозга в режиме реального времени для научных рассуждений и решения проблем непросто и недешево. Однако в последнее время несколько психологов начали такие исследования во главе с Джонатаном Фугельсангом и Кевином Данбаром. Они сосредоточились на нейронных механизмах, лежащих в основе научных и причинно-следственных рассуждений.

Fugelsang и Dunbar (2005), например, утверждают, что люди обращают больше внимания на доказательства, когда они касаются правдоподобных теорий, чем когда они касаются неправдоподобных. Они обнаружили, что когда данные согласуются с теорией, активируются нейронные механизмы в области, окружающей гиппокамп — центр обучения и памяти мозга. Когда данные не согласуются с теорией, активируются мозговые механизмы в префронтальной коре, областях, участвующих в обнаружении ошибок, внимании и отслеживании конфликтующих точек зрения
(см. Dunbar et al., 2007).

Другие нейробиологи исследовали области мозга, участвующие в двух видах рассуждений, используемых в науке, а именно, дедуктивных и вероятностных рассуждениях (Osherson et al., 1998). По сравнению с
контрольным заданием на понимание языка обе формы рассуждения активировали префронтальные области мозга, отвечающие за внимание и рабочую память.

Когнитивная психология
Из всех поддисциплин когнитивная психология, возможно, является наиболее развитой психологией науки (Tweney, 1998). Решение проблем, склонность к подтверждению, креативность, аналогия и метафорическое мышление, визуализация и память — все это играет важную роль в науке, и психологи исследовали эти и другие когнитивные принципы применительно к научному мышлению. Когнитивные психологи науки исследовали мыслительные процессы неученых, решающих научные проблемы, исторических личностей в науке и ученых, решающих смоделированные проблемы и проблемы реальной жизни в лаборатории.

Однако за последнее десятилетие все больше и больше когнитивных психологов отправляются в научные лаборатории, чтобы наблюдать, записывать и анализировать мысли и поведение ученых на работе. Кевин Данбар первым применил эту технику. Среди его главных ранних выводов было то, что ученые используют аномалии и неожиданные открытия в качестве источников для новых теорий и экспериментов, и что аналогия очень важна при выдвижении гипотез и интерпретации результатов (Dunbar, 2000). Другие продолжили это направление исследований и аналогичным образом обнаружили, что, пытаясь вычислить аномальный результат, например, ученые-прикладники (метеорологи) с большей вероятностью мысленно манипулировали изображением и вращали его в пространстве, тогда как чистые ученые (астрономы и физики) с большей вероятностью пройдут через концептуальное моделирование («что, если») неожиданного результата (Trickett et al. , 2009).).

Психология развития
Психологи развития обращаются ко многим интригующим вопросам научной мысли и поведения: как младенцы и дети развивают неявные теории и концепции о том, как устроен мир, и различаются ли эти теории и концепции в разных областях, таких как физическая , биологический и социальный миры? Как развивается интерес к науке? В каком возрасте достигается пик научной продуктивности и творчества? Играет ли порядок рождения роль в развитии научных интересов и достижений? А научный интерес у мальчиков и девочек развивается по-разному?

Я могу коснуться лишь нескольких эмпирических данных, которые дали ответы на некоторые из этих вопросов. Недавние исследования показали, что дети в возрасте восьми месяцев понимают вероятность (Gopnik, 2009; Xu & Garcia, 2008) и что дети в возрасте четырех лет могут правильно делать причинно-следственные выводы из гистограмм (Koerber & Sodian, 2009). Другие исследователи развития исследовали, в какой степени дети и подростки могут различать свои идеи (теории) и доказательства своих идей — ключевой компонент научного мышления. В целом, дети, подростки и взрослые, не являющиеся учеными, используют разные критерии при оценке объяснений и доказательств, они не очень хорошо умеют отделять убеждения от фактов (теории и доказательств) и настойчиво приводят свои убеждения в качестве доказательств своих убеждений (Brewer et al. , 2000; Klahr, 2000; Kuhn & Pearsall, 2000). Исследователи обнаружили, что одной из причин невозможности отличить теорию от фактов является вера в то, что знание является достоверным и абсолютным, то есть либо правильным, либо неправильным (Yang & Tsai, 2010). Если дети рассматривают знание как менее достоверное и абсолютное, то они лучше понимают, что доказательства отделены от веры. Козловски (1996), тем не менее, предоставляет убедительные доказательства того, что люди обладают более сложными научными рассуждениями, чем иногда представляют другие ученые.

Социальная психология
Социальная психология исследует, как другие люди (реальные или воображаемые) влияют на мысли или поведение человека. Применительно к науке социальная психология исследует, как ученые убеждают других изменить свое мнение (отношение), как группы ученых сотрудничают и конкурируют друг с другом, как лидеры в науке устанавливают политику, влияющую на творчество и продуктивность групп ученых, и как формируется сотрудничество для повышения продуктивности творческой команды (Shadish & Fuller, 19 лет).94).

Одним из наиболее интригующих приложений социальной психологии науки является новаторская работа Роберта Розенталя об эффектах экспериментатора, то есть о том, как экспериментатор — через убеждения, одежду, возраст, пол, внешний вид и личность — может фактически влиять на поведение участников и отсюда бессознательные и невольные результаты исследований (Rosenthal, 1994). Другие недавние социально-психологические исследования в области научного поведения были сосредоточены на том, как компьютерное общение (электронная почта, текстовые сообщения и т. д.) способствует командному сотрудничеству в науке (Aragon et al. , 2009).), как конфликты и сотрудничество влияют на научное творчество (Schultz & Seuffert, 2013), как лидерские качества влияют на творческий результат в научных группах (Hemlin et al., 2004) и как разные модели сотрудничества и авторские связи существуют в разных дисциплинах (Liberman & Вольф, 1998).

Психология личности
Черты характера делают одно поведение более вероятным, а другое менее вероятным. Вопрос заключается в том, делают ли определенные паттерны личностных черт более вероятными научные мысли, достижения и поведение. Ответ «да».

Результаты метаанализа 26 исследований, в которых сообщалось о величине влияния на связь между личностью и научным интересом, показали, что ученые умеренно более добросовестны и менее открыты опыту, чем неученые (Feist, 1998). Добросовестность характеризуется осторожностью, осмотрительностью, привередливостью и самообладанием, а низкая открытость характеризуется условностью, социализированностью и жесткостью. Точно так же метаанализ 28 исследований, сравнивающих личность творческих и менее творческих ученых, показал, что по сравнению с их менее творческими сверстниками творческие ученые более уверены в себе, открыты для опыта и менее добросовестны (Фейст, 19).98).

Короче говоря, черты личности, которые делают более вероятным научный интерес, — это высокая добросовестность и низкая открытость, тогда как черты, которые делают более вероятным научное творчество, — это высокая открытость, низкая добросовестность и высокая уверенность.

Дин Саймонтон недавно продвинул вперед область психологии личности в науке, количественно определив степень генетического влияния личности на научный талант (Simonton, 2008). Используя размеры эффекта из метааналитических и поведенческих генетических исследований научных талантов, Саймонтон оценил влияние генетического вклада в научную деятельность и достижения. Он обнаружил, что верхние оценки генетических эффектов объясняют от 37 до 48 процентов прогнозируемой дисперсии научных талантов.

Педагогическая психология
Психологическая наука может внести большой вклад в улучшение состояния математического и естественнонаучного образования. Ньюкомб и его коллеги (2009) обобщили четыре основные области, в которых психология может внести и уже внесла свой вклад: раннее понимание математики, понимание науки, социальные и мотивационные факторы, лежащие в основе интереса к науке и математике, а также оценка изучения математики и естественных наук. Например, Циммерман и Крокер (2013) утверждают, что как когнитивные, так и метакогнитивные навыки участвуют в изучении научных концепций и процедур. Экклс и др. (цитируется по Newcombe et al., 2009 г.) продемонстрировали силу убеждений и ожиданий успеха, влияющих на решения учащихся о прохождении углубленных курсов математики и естественных наук. Самоэффективность, внутренняя мотивация и самоидентификация — это другие психологические силы, стоящие за интересом, успеваемостью и достижениями в области математики и естественных наук.

Клиническая психология
Одна из наименее развитых, но, тем не менее, наиболее интригующих психологических наук связана с психическим здоровьем и наукой. Вопрос в том, есть ли у ученых какие-либо повышенные проблемы с психическим здоровьем по сравнению с неучеными. Действительно, исторически в науке было немало деятелей, страдавших каким-либо психическим расстройством — от Ньютона и Дарвина до Теслы и Фарадея.
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны сначала узнать базовый уровень проблем с психическим здоровьем среди населения. Самое последнее исследование показало, что 46% американцев будут страдать по крайней мере от одного поддающегося диагностике эпизода психического расстройства в течение своей жизни (Kessler et al., 2005). Однако ученые-естественники реже, чем представители других творческих групп, страдают психическими заболеваниями (28% против 59%: Ludwig, 1995). Даже социологи несколько реже страдают от одного приступа психологического расстройства в течение жизни, чем представители других творческих групп (51% против 59%). процентов: Людвиг, 1995). Точно так же недавнее самоотчетное исследование с использованием неклинической оценки шизотипии (то есть эксцентричности) предполагает, что ученые менее подвержены необычным переживаниям и когнитивной дезорганизации, чем художники и музыканты (Rawlings & Locarnini, 2008). Из этих результатов можно сделать вывод, что ученые менее склонны к проблемам с психическим здоровьем, чем другие творческие люди.
Вполне может быть так, но прежде чем сделать такой вывод, мы должны сделать одно предостережение: возможно, наука имеет тенденцию отсеивать тех, у кого есть проблемы с психическим здоровьем, в отличие от искусства, музыки и поэзии. Другими словами, начинающие ученые с проблемами психического здоровья 9У 0179 будет меньше шансов получить работу или получить степень, чем у начинающих художников. Наука требует постоянного сосредоточения и внимания к проблемам в течение длительных периодов времени; это также требует посещения лаборатории
или последовательной работы над проблемой.

Если человек не может работать методично и последовательно, он или она вряд ли станет продуктивным ученым.

Выводы
До середины 2000-х годов не существовало формальной дисциплины психологии науки. Сейчас он есть, хотя он все еще относительно неразвит и нуждается в более систематической и комплексной работе. Один общий вывод, который можно сделать из этого обзора, заключается в том, что в каждой из многих различных областей психологии — неврологии, познании, развитии, педагогической психологии, личностной, социальной и клинической — есть что сказать о том, кто интересуется наукой, о научных исследованиях. рассуждения и о том, кто станет ученым и математиком. Всеобъемлющий вывод из этих многочисленных областей открытий является одним единым: научный интерес, мысль, талант и достижения можно понять только с точки зрения психологии. Вместе кусочки головоломки того, как ученые развиваются, взрослеют и достигают, могут быть собраны воедино только совокупными открытиями всех психологий науки. Конечно, интеграция всех этих открытий требует точного и творческого теоретизирования не меньше, чем что-либо еще. Как и во многих социальных науках, отсутствует единое теоретизирование, и это является одной из наиболее важных целей для будущего этой области.

В конце концов, одна из важных прикладных целей психологии науки заключается в том, что лучшее понимание исследовательского процесса заставит ученых более осмысленно относиться к своим предположениям и методам, что приведет к улучшению исследований. Действительно, психология науки начала применяться для информирования о развитии и организации научных лабораторий и информирования науки о научной политике. Кроме того, с чисто научной точки зрения, исследованиям науки не хватает этих важных эмпирических и теоретических вкладов в их понимание научной мысли, мотивации, интереса, творчества, социального влияния, психических заболеваний и личности. Наука является движущей силой современного общества; если мы хотим понять эту движущую силу и воспитать в нашей талантливой молодежи больший интерес к науке и научной карьере, то мы должны продолжать применять и развивать здоровую и зрелую психологию науки.

Грегори Дж. Файст
работает на факультете психологии Государственного университета Сан-Хосе, Калифорния [адрес электронной почты защищен]

Ссылки

Арагон, К., Пун, С. и Сильва, К. (2009) . Меняющееся лицо цифровой науки: новые практики научного сотрудничества. Материалы конференции ACM CHI 2009 по человеческому фактору в вычислительных системах, 2009 г. Получено 25 сентября 2012 г. с http://dl.acm.org/citation.cfm?doid=1520340.1520749
Brewer, WF, Chinn, CA. и Самарапунгаван, А. (2000). Объяснение у ученых и детей. В ФК Кейл и Р. Уилсон. (ред.) Объяснение и познание (стр. 279).–298). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Данбар, К. (2000). Как ученые думают в реальном мире: значение для естественнонаучного образования. Журнал прикладной психологии развития, 21, 49–58.
Данбар, К.Н., Фугельсанг, Дж.А. и Штейн, К. (2007). Уходят ли когда-нибудь наивные теории? Использование мозга и поведения для понимания изменений в понятиях. В М.К. Ловетт, П. Шах, М.К. Ловетт и П. Шах (ред.) Думая с данными (стр. 193–205). Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Файст, Г.Дж. (1998). Метаанализ влияния личности на научное и художественное творчество. Личность и социально-психологический обзор, 2, 290–309.
Файст, Г.Дж. (2006). Психология науки и истоки научного мышления. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
Файст, Г.Дж. и Горман, Мэн (редакторы) (2013). Справочник по психологии науки. Нью-Йорк: издательство Springer.
Фугельсанг, Дж.А. и Данбар, К.Н. (2005). Мозговые механизмы, лежащие в основе сложного причинного мышления. Нейропсихология, 43, 1204–1213.
Голсон, Б., Шадиш, В.Р., Неймейер, Р.А. и Хаутс, AC (редакторы) (1989). Психология науки: вклад в метанауку. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Гопник, А. (2009). Философский ребенок. Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру.
Хемлин, С., Оллвуд, К.М. и Мартин, Б. (редакторы) (2004). Среда творческих знаний: влияние на творчество в исследованиях и инновациях. Нортгемптон, Массачусетс: Эдвард Элгар.
Кесслер Р.К., Берглунд П., Демлер О. и соавт. (2005). Распространенность расстройств в течение жизни и возраст начала заболевания в соответствии с DSM-IV в репликации Национального обследования сопутствующих заболеваний. Архив общей психиатрии, 62, 593–602.
Клар, Д. (2000). Изучение науки: познание и развитие процессов открытия. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Кербер, С. и Содиан, Б. (2009). Рассуждения на основе графиков у маленьких детей: способность дошкольников интерпретировать ковариационные данные из графиков. Журнал психологии науки и технологий, 2, 73–86.
Козловски, Б. (1996). Теория и доказательства: развитие научных рассуждений. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Кун, Д. и Пирсолл, С. (2000). Эволюционные истоки научного мышления. Журнал познания и развития, 1, 113–129.
Либерман, С. и Вольф, К.Б. (1998). Связующее число в научных дисциплинах. Социальные сети, 20, 239–246.
Людвиг, А. (1995). Цена величия: Разрешение спора о творчестве и безумии. Нью-Йорк: Гилфорд.
Newcombe, N.S., Ambady, N., Eccles, J et al. (2009). Роль психологии в математическом и естественнонаучном образовании. Американский психолог, 64, 538–550.
Ошерсон Д., Перани Д., Каппа С. и др. (1998). Различные локусы мозга в дедуктивных и вероятностных рассуждениях. Нейропсихология, 36, 369–376.
Проктор, Р. В. и Капальди, Э. Дж. (ред.) (2012). Психология науки: неявные и явные процессы. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Роулингс, Д. и Локарнини, А. (2008). Размерная шизотипия, аутизм и необычные словесные ассоциации у художников и ученых. Журнал исследований личности, 42, 465–471.
Розенталь, Р. (1994). О том, чтобы быть собственным исследованием: эффекты экспериментатора в поведенческих исследованиях — 30 лет спустя. В WR Shadish & S. Fuller (Eds.) «Социальная психология науки» (стр. 214–9).0179 229). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд.
Шульц, А.Д. и Сеуфферт, В. (2013). Конфликты, сотрудничество и конкуренция в области науки и техники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *