Психология как наука определение: Что такое психология?

Содержание

Психология как наука | Диплом по психологии

Во все времена человечество интересовали вопросы о душевной жизни человека: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология.

Определение психологии как науки

Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение; дословно – наука о душе) – это наука о закономерностях функционирования и развития психики, это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических явлений.

Научная и житейская психология

У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; под термином «психология» понимают как научное, так и ненаучное (житейское) знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

Однако в действительности существуют принципиальные различия между научной и житейской психологией. Можно выделить следующие коренные различия между ними:

  • По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.
  • По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях.
  • По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Особенности психологической науки

Психология как наука имеет следующие особенности, обусловливающие сложность ее становления:

  1. Это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем – это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.
  2. В психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.
  3. В психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.
  4. Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это относительно очень молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила лишь немногим более ста лет назад — в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, заложив тем самым начало объективному, экспериментальному изучению психических явлений.

Предмет психологии

На протяжении истории развития психологической мысли представления ученых о предмете психологии претерпевали серьезные изменения. Можно условно выделить 4 основных этапа развития представлений о предмете психологии в ее истории:

  1. Психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
  2. Психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
  3. Психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
  4. Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики (современный этап).

Единого мнения о предмете психологии не существует и у современных ученых. В общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека.

1.Определение психологии как науки

Многих людей интересует вопрос, что такое психология, какое существует простое и понятное определение психологии. Но определений психологии существует множество, поэтому дать односложное определение понятию психология невозможно. Самое простое определение психологии как науки таково: Психология — это наука о душе человека. Ведь «pshyso» в переводе с греческого языка означает «душа», а «logia» — «наука, учение». Стандартное определение психологии как науки от самих психологов: Психология — это такая наука о закономерностях развития и функционирования психической деятельности человекаКлючевым понятием в изучении психологии является понятие психики человека. Для познания психики людей ученые исследовали и исследуют поведение животных и системы искусственно созданных институтов, например, школ или организаций. Психолог — это специалист в сфере практической, прикладной психологии (например, юридической, педагогической, медицинской психологии), главная задача которого — оказывать людям своевременную психологическую помощь, облегчать их душевные страдания и указывать правильное направление в жизни. Что касается отраслей и видов психологии как науки и как социального явления, то их существует очень много:общая психология,психология личности,психология коллектива,общественная,социальная психология,популярная психология — поп-психология,детская психология ребенка и детей,психология родителей, психология воспитания и психология наказания,интегральная психология, идеалистическая психология. Цель психологии как науки — это дать ответ на вопрос, почему тот или иной человек ведет себя в той или иной ситуации, так, а не иначе, и что можно сделать, чтобы изменить поведение этого человека или свое отношение к тому, что он делает или не делает.

2.Основные явления, изучаемые современной психологией

Предметом изучения психологии прежде всего является психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческие общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

3.Становление психологии как науки

История становления психологии, как науки, представляет собой последовательность событий и философских открытий, приведших к формированию психологии, как самостоятельной науки, а также определивших основные направления психологии.

Развитие психологического знания изучает такая наука, как история психологии, основные направления психологии описаны в общей психологии. Следовательно, обратившись к истории психологии, можно рассмотреть как формировалась философская мысль послужившая основой для возникновения и развития психологических знаний и основных направлений психологии. Условно становление психологии, как науки, можно разделить на два основных этапа: 1. Период формирования психологии в рамках других научных дисциплин (IV-Vвв. До н.э. — 60-е годы XIXв.) когда происходило развитие представлений о душе в рамках религиозных систем и ритуалов, развитие учений о душе, опыте и познании (допарадигмальный период) 2. Формирование психологии, как самостоятельной научной дисциплины (60-е годы XIXв. — настоящее время). В условиях современной действительности вряд ли стоит вопрос о том, необходимы ли психологические знания для жизни человеческого общества и успешного существования и развития в нем личности. Однако, внимательное изучение любого предмета и области знаний невозможно без знания его истории, что подтверждает актуальность данной темы.

Психология как наука: определение и эволюция

Вы когда-нибудь ловили себя на том, что изучаете каталог курсов и чувствуете, что вас тянет в разные стороны? Вы могли бы так же легко погрузиться в философию и физиологию, как и в антропологию или политологию. И вы с энтузиазмом относитесь ко всем этим предметам.

Если это про вас, возможно, ваше будущее связано с психологией. История этой дисциплины связана со всеми упомянутыми областями. Давайте посмотрим, как психология стала областью научных исследований.

  • Что такое психология?
  • Как развивалась психология?
  • В какой степени психологию можно считать наукой?
  • Является ли психология социальной наукой?

Психология как наука Определение

Психология gy определяется как научное изучение психических процессов и поведения человека.

Психологи пытаются предсказать, объяснить и описать человеческое поведение. Почему мы делаем то, что делаем? Откуда берутся наши влечения и поведенческие рефлексы? Как мы можем изменить свое поведение или выработать новые модели поведения, чтобы улучшить или обогатить свою жизнь?

Область психологии исследует исчерпывающий перечень психических процессов. Как мы переживаем восприятие? Каковы наши мечты и откуда они берутся? Как мы создаем, переживаем и храним воспоминания? Какова природа наших эмоций и откуда они берутся? Как мы думаем и учимся? Как наше окружение и свободы влияют на наше представление о реальности? Какое влияние наши психические процессы оказывают на тело?

Психологи отвечают на все эти вопросы и используют научные методы для сбора данных и получения возможных ответов и выводов.

Открытия в области психологии могут быть применены к любой области человеческого опыта. Из-за этого существует множество подполей, которые более глубоко изучают определенные области опыта. Психология — это не просто то, что происходит в исследовательской лаборатории или лекционном зале. Сегодня к психологам обращаются в каждой профессии. Они работают в школах, клиниках, маркетинговых фирмах, художественных организациях, полицейских управлениях, юридических фирмах и государственных учреждениях, и это лишь некоторые из них.

Бюсты греческих философов, pixabay.com

Эволюция психологии как науки

Хотя люди исследовали природу нашего существования и то, как мы его переживаем, с тех пор, как история знает, область психологии прошла долгий путь, прежде чем, наконец, стала считаться собственно наука.

Психология возникает из исследований, которые мы обычно относим к философии. В 400-х годах до нашей эры Сократ и Платон делали выводы о природе знания и разума, а также об отношении разума к телу. Вскоре после этого Аристотель выступал за то, что можно считать ранним пониманием экспериментирования в своем стремлении понять природу знания.

Психология получила дальнейшее развитие в 1600-х годах с развитием науки и техники. Во Франции XVII века Рене Декарт много писал о природе разума, тела и Бога. Несмотря на примитивность по сегодняшним меркам, он сделал важные наблюдения о нервных путях и рефлексах. В то же время Фрэнсис Бэкон считался основателем современной науки, когда он делал наблюдения о природе разума.

Джон Локк заложил основу эмпиризма, подчеркнув важность опыта для нашего понимания знаний и реальности. Однако только в 1879 г.Вильгельм Вундт основал первую лабораторию психологических исследований в Лейпцигском университете в Германии.

Развитие психологии как науки

Вундт несколько случайно попал в создание первой психологической лаборатории. Он и его ученики создали машину, чтобы помочь в задаче записи времени реакции испытуемых в эксперименте. В результате создания Вундтом родилась первая психологическая исследовательская лаборатория.

Сегодня ведутся споры о возможном чрезмерном охвате психологии. Некоторые задаются вопросом, можно ли изучать мышление. Следует ли изучать только наблюдаемое поведение? Некоторые критикуют применение психологии ко всем областям человеческого опыта. Однако вопрос о природе нашего опыта — это именно то, как родилась психология. Разум невозможно отделить от опыта, поэтому изучение психологии, скорее всего, найдет применение во всех сферах нашей жизни (даже в тех, которые нам еще предстоит открыть в будущем).

В какой степени психологию можно считать наукой?

Поскольку психология использует эмпирический метод, она считается наукой. Он применяет научные методологии к изучению человеческого поведения. Научный метод начинается с исследования, постановки вопроса или формирования гипотезы. Затем мы создаем прогноз на основе гипотезы. Затем следуют эксперименты, анализ данных и сообщение о заключении. Мы можем назвать что-то научным, потому что оно эмпирическое или основано на экспериментах, а не только на логике или теории.

Давайте изучим сон в психологии и проведем его через научный процесс. Исследователи сна постулировали или выдвинули гипотезу, что недостаток сна вредит памяти. Они предсказывают, что те, кто спит меньше часов, чем другие, будут иметь худшие результаты в поиске памяти.

Затем исследователи сна проводят эксперименты в лаборатории сна. У них есть контрольная группа, которая спит восемь часов в сутки, и экспериментальная группа, которая спит меньше пяти или около того часов в сутки. Затем группам предлагается выполнить упражнения, требующие восстановления памяти. Затем психологи анализируют данные, собранные в ходе эксперимента, и составляют отчет о своих выводах.

Психология как социальная наука о поведении человека

Психологию чаще всего относят к общественным наукам. Действительно, это, вероятно, то место, где вы найдете его в каталоге курсов в университете. Психология изучает человеческий разум, людей и их поведение, а также то, как различные среды и социальные ситуации влияют на нас.

Эволюция психологии как науки уходит корнями в прошлое, насколько позволяет история человечества. Тем не менее, она относительно молода как устоявшаяся наука и за короткий промежуток времени добилась быстрого прогресса. Человеческая склонность к исследованию и анализу, вероятно, сохранится.

Психология как наука. Ключевые выводы

  • Психология — это научное исследование психических процессов и поведения человека.
  • Психология относится к общественным наукам.
  • Вильгельм Вундт основал первую лабораторию психологических исследований и считается отцом психологии.
  • Психология — это наука, потому что она использует научный метод для изучения человеческого поведения.
  • Научный метод включает формирование гипотезы, предсказание, проведение эксперимента, анализ данных и отчет о результатах.

Что такое психология? Определение и этапы

Содержание страницы

Что такое психология?

Сегодня психология — это наука о поведении и психических процессах. Это помогает нам понять наше поведение и умственные процессы, а также другие процессы, состоящие из того, как мы и они думаем, чувствуем, действуем и реагируем.

Психологически здоровый человек может лучше думать, лучше чувствовать и лучше жить. Мы живем в социальной среде, необходимо понимать психические процессы и поведение людей, чтобы жить с ними хорошо.

Мы, люди, отличаемся друг от друга не только своими физическими характеристиками, такими как рост, вес, внешний вид и т. д., но и психологическими характеристиками. Чтобы жить хорошо, мы должны знать, как лучше управлять собой, контролировать свои эмоции и забывать нежелательные и нежелательные переживания. Мы живем в окружающей среде и сами интересуемся миром. Изучение психологии помогает нам понять тонкости и прелести того, что мы называем человеческой природой.

Что такое человек? Ответ на этот вопрос ищет психология. «Эдвин Боринг, 19 лет.39”.

Кто такие психологи? Существует много ложных представлений о психологии и психологах. Одним из таких ложных представлений является вера в то, что психологи «читают мысли», подобно астрологам, которые предсказывают удачу и могут оценить характер с первого взгляда. Еще одно заблуждение состоит в том, что они являются авторитетами мысленной телепатии или гадания. Глубина познания в психологии определенно расширяет это понимание.

Дать определение психологии непросто из-за ее широкого охвата, широкого круга интересов и философских различий между ее практиками. Психика и наука объединяются, чтобы сформировать психологию. Сегодня это определяется как наука о поведении и психических процессах.

Слово «психология» произошло от двух греческих слов «психея» и «логос». Психея означает «Душа», а Логос означает «Дискурс». Таким образом, буквально происходит изучение души.

Стадии психологии

Прежде чем прийти к сегодняшнему определению психологии, сформировалось много школ, возникло много споров и сомнений. Многие известные философы и психологи определяли его по-разному. Все эти этапы подразделяются на четыре этапа:

  • Философский этап
  • Структурная стадия
  • Бихевиористская стадия
  • Современное определение

Философская стадия (Душа/Разум)

Это ранняя стадия. Древнегреческий натуралист и философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) использовал термин «психика» для обозначения сущности жизни. Аристотель был известным первооткрывателем различных компонентов психологии, таких как обучение, мотивация, эмоции, память, восприятие и личность. Вклад другого философа Платона (427-347 гг. до н.э.) не менее важен в определении психологии как науки о «душе». Они определили психологию как «науку о душе».

Позже стало казаться, что душа не существует физически. Его нельзя было потрогать, увидеть или почувствовать. У него были мистические, ненаучные характеристики, которые нельзя было наблюдать или экспериментировать. Душа для одних была внутренним пламенем, для других формой движения, а для третьих функцией телесных процессов.

Поскольку слово «душа» подверглось критике, эти философы стали переводить «psyche» как «разум», а психология тогда определялась как «учение о разуме». Таким образом, она стала называться наукой о разуме.

Структурная стадия (сознание)

В 1879 году Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий психолог и философ, основал первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете в Германии, что сделало его «отцом экспериментальной психологии». До него было достаточно психологии, но не было психолога. Вундт впервые освободил ее от тисков философии и физиологии. Он мог предвидеть ее как респектабельную и независимую науку.

Вундт в своей книге «Битраж» 1862 г. рассматривал психологию как науку о внутреннем и непосредственном опыте, т. е. как науку о сознании. Он сосредоточился на внутренних ощущениях, чувствах и мыслях. Его основным инструментом была самоанализ, что означает самоанализ собственных внутренних ощущений и психических процессов.

Позже вместе с Вундтом Эдвард Титченер (1867-1927) работал над определением структуры разума посредством управляемого самоанализа, описывая элементы опыта, что позже было названо структурализмом.

Опять же, Уильям Джеймс (1842-1910) из Гарвардского университета больше интересовался функциями сознания и тем, что может делать разум, чем его структурой. Согласно Джеймсу, изучение элементов разума ничего не может сказать нам о том, как он функционирует, чтобы помочь нам приспособиться к элементам жизни. Таким образом, на основе его работ возникла школа мысли, известная как «функционализм».

Behavioral Stage (Поведенческая стадия психологии)

Американский психолог Дж. Б. Уотсон (1878-1958) отверг идеи структурализма и функционализма и основывал свой подход к психологии на поведении. Уотсон (1913) считал, что невозможно изучать частные психические процессы, такие как сознание, потому что только внешнее поведение может быть измерено и научно понято.

Уотсон находился под сильным влиянием работ Ивана Павлова (классическая обусловленность), Чарльза Дарвина и Фрэнсиса Гальтона.

Уотсон уменьшил интроспекцию как метод психологии, вместо этого выступил в пользу объективного наблюдения и переопределил его как «науку о наблюдаемом поведении». Согласно Уотсону, мы не можем наблюдать за ощущением, чувством или мыслью, но мы можем наблюдать за поведением людей, когда они реагируют на различные ситуации. Наука основана на наблюдении, и из-за акцента на точном измерении явного поведения Уотсон назвал новую школу мысли, основанную на его принципе, «бихевиоризмом».

Ключевые положения бихевиоризма:

  • Цель, которую можно почувствовать и увидеть
  • Можно наблюдать и проверить
  • Изучение открытого поведения как животных, так и людей, включая детей, старых, нормальных и ненормальных.

Современное определение психологии

В 1960-х годах психология начала возвращать свой первоначальный интерес к психическим процессам благодаря изучению того, как наш разум обрабатывает и сохраняет информацию о том, как мы воспринимаем, думаем и запоминаем.

Интерес психологии как к наблюдаемому поведению, так и к внутренним мыслям и чувствам сделал психологию « наукой о поведении и психических процессах». Если мы внимательно изучим это определение, три термина: наука, поведение и психические процессы станут очевидными как важные понятия, требующие дальнейшего объяснения.

Психология как наука

Она считается наукой, потому что наука представляет собой совокупность знаний, объединенных воедино и осмысленно строящихся на общих принципах и законах. Наука — это не просто набор фактов, это знание, собранное и организованное посредством применения того, что называется научным методом.

Психологи пытаются понять людей, не только думая о них, но и изучая их путем тщательного контролируемого наблюдения и тщательного анализа. Он основан на подтвержденных суждениях и установлении фактов. Как наука психология имеет четыре основные характеристики:

  • Она систематична и использует научные методы
  • Она включает измерения
  • Результаты могут быть проверены, и процедура должна быть воспроизводимой
  • Она объективна в объяснении поведения
Психологические исследования Поведение: явное поведение

Обычно слово «поведение» относится к открытой деятельности людей или животных, которую можно непосредственно наблюдать или измерять с помощью специальных инструментов или методов. Это очень широкий термин, поскольку поведение — это все, что делает организм, любые действия, которые мы можем наблюдать и записывать, такие как чтение, улыбка, потоотделение, разговор, проверка экзаменационных работ и т. д. — все это наблюдаемое поведение. Мы не можем видеть, слышать или касаться ума, но мы можем видеть и наблюдать за поведением.

Это помогает психологам делать выводы о чувствах, отношениях, мыслях и психических процессах, которые могут стоять за поведением. Таким образом, внутренние психические события можно изучать по мере их проявления в одном или нескольких видах поведения. Таким образом, поведение помогает нам изучать, знать и понимать внутренние психические процессы, которые в противном случае оставались бы скрытыми от нас.

Психологические исследования Психические процессы: скрытое поведение

Психические процессы — это внутренние субъективные переживания, которые мы выводим из поведения, такого как ощущения, мысли, эмоции, чувства и мотивы, которые другие люди не могут наблюдать напрямую. Например, личные мысли и чувства по поводу вашего «лучшего друга» — это психические процессы.

Большинство современных психологов сходятся во мнении, что, хотя частные психические процессы нельзя наблюдать напрямую, они очень важны для полного понимания человеческой жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *