Психология как наука предмет психологии: НОУ ИНТУИТ | Лекция | Психология как наука. История развития психологии

Содержание

предмет как наука и ее объекты изучения

Истоками психологии являются древнегреческие знания, которые сформировались тысячи лет назад. Трактат «О душе» Аристотеля повествует о неразделимости души и телесной оболочки. Аристотель выделяет две части души: разумную и неразумную. Неразумная часть подразделяется на растительную (вегетативную) и животную. Разумная часть души включает в себя различные звенья: ощущения, память, волю, разум.

Термин «психология» впервые употреблен в 1590 году Рудольфом Гоклениусом для обозначения научных знаний о душе. Свой труд он назвал «Психология, т.е. о совершенстве человека, о душе и прежде всего о возникновении ее». Общее признание термин «психология» получает в VIII веке. Появились труды Х. Вольфа «Эмпирическая психология» и «Рациональная психология» — это первые учебные пособия по психологии. Экспериментальный, научный подход начал прослеживаться около 150 лет назад после появления первой экспериментальной психологической лаборатории. С этого времени ведется отсчет истории развития психологической науки как самостоятельной.

Основные этапы развития психологии

Основными этапами развития психологии являются:

  1. Определение психологии как науки о душе. В Древней Греции, Средневековье, эпохе Возрождения душа являлась предметом рассмотрения представителей философии и богословия. Соответственно душа — предмет первоначальных психологических знаний.
  2. Начиная с XVII века, психология рассматривается как наука о сознании. В центре внимания сознание человека, его появление, процессы миропонимания и самопознания.
  3. В ХХ веке психология определяется как наука о поведении. Задачей является постановка экспериментов, наблюдение за поведением, человеческими реакциями. Используются объективные методы регистрации и анализа для изучения реакций, действий, которые наблюдаются.
  4. Современный этап развития психологии изучает закономерности, проявления и механизмы психики. Объектом выступает психика как природное явление. Человеческая психика и психика животного – частные случаи психики в целом.

Психология изучает человека как субъекта, имеющего множество отношений со средой, в которой он существует. Человеческая деятельность, познание, общение изучаются. Психология призвана исследовать внутренние состояния человека (субъективные душевные явления), процессы осознанные и неосознаваемые, поведенческие процессы.

Определение 1

Психология сегодня – научное исследование поведения и внутренних психических процессов, применение полученных знаний с практической точки зрения.

Задачами современной психологии являются:

  • Овладение умениями понимать сущность явлений психики и их закономерности;
  • Управление процессами психических явлений;
  • Использование знаний с целью создания условий для эффективной деятельности человека в разных практических отраслях, с целью повышения удовлетворенности жизнью людей в повседневности.

Задачи и место психологии в системе наук

Исследователь Б.М.Кедров говорил о том, что психология располагается в центре «треугольника наук». Вершиной этого треугольника выступают естественные науки, нижний левый угол – это общественные науки, нижний правый – философские (логика, гносеология). Между естественными и философскими науками – место математики, между естественными и общественными – технических наук. Психология находится в центре и объединяет все группы наук, объясняя их формирование и развитие.

Рисунок 1. Классификация наук по Б. М. Кедрову.

Психология наиболее тесно связана с общественными (социальными) науками. К социальным наукам можно отнести: психологию, социальную психологию, социологию, политологию, экономику, этнографию, антропологию, то есть науки, изучающие поведение человека. К ним примыкают науки естественного профиля: физика, биология, химия, математика. Тесно связаны с психологией философия, история, культурология, искусствоведение, литература, педагогика, эстетика, этика. Они относятся к наукам гуманитарного направления. На стыках наук возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология.

Напрашивается вывод о том, что психология в системе наук является фундаментом, наукой, вбирающей в себя социально-гуманитарные признаки и естественнонаучные знания. Психология объединяет сведения научных отраслей, оказывает влияние на них, становится общей моделью изучения человека. В современном мире именно в этом заключается историческая миссия психологии – объединять естественные и общественные науки в познании человека и выстраивать единую концепцию.

Замечание 1

В настоящее время наблюдаются довольно тесные связи психологии с техническими науками. Появились инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология.

Разветвленная отраслевая система психологии

В психологическую науку входят дисциплины теоретического и прикладного характера, развивающиеся на границе с естественными науками, с науками об обществе и человеке. Причины такого развития многообразны. Практическая деятельность человека в обществе запрашивает и побуждает к формированию и развитию новых дисциплин психологии: космическая, инженерная, педагогическая психология. Такие причины называются эмпирическими (практическими). Появляются новые методы исследования и познания в психологии. Именно с появлением таких методов рождены экспериментальная психология, психофизика. Внедрение математических методов дало жизнь математической, инженерной психологии, бионики. Такие методы называются гносеологическими (познавательными). Сегодня насчитывается более ста отраслей науки психологии.

Общая психология – ядро всех наук современной психологии. Она изучает закономерности общего характера, психические механизмы, теоретические концепции и экспериментальные исследования. За общей психологией в качестве отраслевых наук выделяются социальная, возрастная, инженерная психология, психология труда, клиническая психология, психфизиология, дифференциальная психология, зоопсихология.

Рассмотрим предмет изучения некоторых отраслевых наук, бесспорно, в центре находится человек:

  • генетическая психология занимается наследственными процессами, их зависимостью от генотипа;
  • дифференциальная психология изучает индивидуальные психические особенности человека;
  • возрастная психология исследует закономерности развития человеческой психики на определенном возрастном этапе от младенчества до старости.
    Возрастная психология подразделяется на детскую психологию, психологию юности, психологию зрелого возраста, геронтопсихологию;
  • детская психология занимается исследованием развития сознания, процессов психики, деятельности ребенка, рассматривает условия ускорения развития;
  • педагогическая психология во главу угла ставит процесс обучения и воспитания;
  • социальная психология изучает проявления особенностей личности человека с точки зрения социально-психологической. Рассматривает взаимоотношения человека с людьми, с группой, психологическую совместимость людей.

Ряд отраслевых наук, занимающихся психологическими проблемами конкретных видов деятельности человека:

  • психология труда изучает особенности трудовой деятельности, развитие трудовых навыков и умений;
    • инженерная психология пристальное внимание обращает на процессы взаимодействия человека и современной техники в сферах промышленности, проектирования, автоматизированных систем управления;
    • авиационная, космическая психология изучает особенности человеческой психики в условиях невесомости, полета;
    • медицинская психология обращает внимание на особенности деятельности врача и поведенческих свойств больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;
    • клиническая психология изучает причины нарушений в психике, психические изменения, которые проявляются во время болезни. Особым разделом является патопсихология, изучающая отклонения в развитии психики, распад психики при мозговой патологии;
    • юридическая психология останавливается на психологических особенностях участников уголовного процесса, психологическом портрете личности преступника;
    • военная психология изучает поведение человека в период войны, в условиях боевых действий.

Ученые дискутируют на тему парапсихологических явлений, изучают проявления и механизмы возникновения необычных способностей у человека (телепатия, ясновидение, телекинез).

Как видим, современная психология дифференцирована, разветвлена на отдельные отрасли, которые очень часто существенно отличаются друг от друга, но всегда имеют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. В психологии происходит и встречный процесс, интеграции, то есть объединения психологии со всеми науками. В практической психологии выделяется психологическое консультирование по разным темам: неудовлетворенность личной жизнью, семейные проблемы, взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми, трудности в обучении, работе, производственные конфликты и др. Психологическая коррекция тоже область практической психологии, она направлена на оказание помощи по устранению причин душевного смятения человека, неуверенности в себе, излишней агрессивности.

Канадским ученым Ж.Годфруа выделены специальности психологов-практиков: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, психолог-эргономист, психолог-консультант, педагогический психолог.

1. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая психология и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


1. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая психология и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке.

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология – наука о психике, ее свойствах, состоянии, явлениях, развитии. Предметом психологии как науки является психическая деятельность, психика, сознание человека. Предмет психологии указывает и раскрывает специфику психических явлений.

Психология изучает психику в закономерностях ее развития. Она изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека. Психика – это свойство мозга, и это свойство – отражение действительности. Психика – отражение объективного мира, необходимое субъекту для жизни и деятельности в нем, для управления своим поведением. Платонов выделил 2 основания для дифференциации психологических наук: 1. Внутренние – разнообразие проявлений психики 2. Внешние – связь психологии с другими наукам}и. Соответственно этим основаниям психологию можно разделить на: 1. Теоретическую: общая, история, философия, методология 2. Отраслевая: развития, зоопсихология, психогенетика, нейропсихология, психофармакология, педагогическая, обучения, воспитания, медицинская, детская, клиническая, труда, спорта, военная, космическая, авиационная, юридическая, общественная. Ананьев – схема основных проблем и наук о человеке: 1.
Индивид и его онтогенез – общая, дифференциальная, возрастная, психофизиология, онтопсихология 2. Личность и ее жизненный путь — общая, дифференциальная, сравнительная, психолингвистика, отношений, психологическое учение о мотивации 3. Субъект деятельности – познания, творчества, труда, общая, генетическая. Практическая психология – интеграция знаний и методов из различных областей психологии с целью решения проблем, возникающих у человека в различных сферах его жизнедеятельности. В целом появление практической психологии можно связать с формированием социального заказа на обоснованное воздействие на человека и группы людей. Это вызвано тем, что по мере развития общества резко возросла зависимость больших групп людей от действий одного человека. Решения и действия одного человека или группы людей ведут к последствиям, измеряемым в пределах не только одной страны, но и в масштабе всей планеты. Исторически первой развитой формой психологической помощи людям был психоанализ. Практическая психология может быть разделена на: 1. индивидуальности 2. взаимоотношений и взаимодействий в группе 3. профессиональной деятельности 4. личной и обыденной жизни. Каждая часть практической психологии имеет свой набор методов и способствует достижению определенных результатов. Психология объединяет биологические и социальные науки: 1. По понятийному аппарату происходит из философии 2. Методы использует из естественных наук 3. Задачи решает социально-педагогические Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. В общественных науках: потребность в психологии возникает при решении конкретных задач. Любая практическая рекомендация реализуется в конкретных действиях конкретных людей, и то, как она будет реализовываться зависит от психологических особенностей этих людей. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, политической и юридической науками приводят к постановке психологических проблем. Особое значение приобретают психологические факторы когда от общих законов исследователь переходит к специальным, от глобальных проблем — к частным. В естественных науках: изучение процесса биологической эволюции требует изучения не только строения и функций живых организмов, но также их поведения и психики. В медицинских науках: многие заболевания могут возникать и протекать по-разному в зависимости от психологических особенностей больного. Психологические свойства могут выступать и в качестве фактора сопротивления болезни, фактора, обеспечивающего устойчивость к ней. Некоторые психические состояния сами могут быть причиной болезней – психосоматических. Необходимо также изучать воздействие фармакологических веществ на психику как больного, в том числе и психического, и здорового человека. В педагогических науках: цель воспитания – наиболее полное раскрытие способностей человека и формирование личности, соответствующей требованиям общества. Необходимо изучение процесса формирования личности: ее направленности, способностей, мировоззрения, творческого потенциала. Для оптимизации обучение необходимо знание о закономерностях психических процессов: восприятия, памяти, мышления. В технических науках: потребность в психологии испытывают те науки, которые связаны с разработкой систем управления, созданием роботов, систем коммуникации.

Скачать 0,74 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Является ли психология предметом науки

С момента появления концепции психологии вопрос является ли психология предметом науки, остается дискуссионным. Для ответа на этот вопрос нам необходимо понять природу психологии, ее предпосылки, происхождение и развитие.

Что такое психология?

Психологию можно определить как научное исследование поведения. Психологи измеряют различные атрибуты поведения либо в лаборатории, либо в полевых условиях. Эта работа может включать в себя измерение движения глаз младенцев при первом воздействии морского стимула/ввода, запись частоты сердечных сокращений людей, находящихся в состоянии стресса, подсчет количества испытаний, необходимых для подготовки обезьяны к выполнению задачи. Во всех этих измерениях собираются данные и с помощью статистических методов делаются выводы/выводы.

Ранняя психология

Область психологии является производной от предмета философии. Корни психологии можно проследить до великих философов Древней Греции. Самые известные из них — Сократ, Платон и Аристотель. Все эти философы ставили фундаментальные вопросы о психической жизни. Эти вопросы таковы:

Что такое сознание?

Вопрос свободного выбора

Смысл жизни

Что такое тело и разум?

Связаны ли наши разум и тело?

Ум управляет телом или тело управляет умом?

Они касаются природы ума и психических процессов. Когнитивная перспектива подвергалась сомнению и анализу в те дни. В давние времена велись дебаты о человеческой психологии. Ранние философы считали, что доступ к знанию и пониманию можно получить посредством критических рассуждений, дискуссий и самоанализа.

Начало научной психологии

С момента появления предмета психологии исследователи продолжали интересоваться функционированием как разума, так и тела. Они использовали методы наблюдения, чтобы доказать свои собственные взгляды. Обычно считается, что научная психология зародилась в конце XIX в.век, когда Вильгельм Вундт основал первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете в Германии в 1879 году. Собственные исследования Вундта касались прежде всего органов чувств, особенно зрения, но он и его коллеги также изучали внимание, эмоции и память.

Как Вильгельм Вундт проводил эксперименты?

Вундт полагался на самоанализ при изучении психических процессов. Самоанализ относится к наблюдению и записи характера собственного восприятия мыслей и чувств. Примеры интроспекции включают сообщения людей о том, насколько тяжелым они воспринимают объект и насколько яркой кажется вспышка света.

Метод интроспекции был унаследован от философии, но Вундт добавил к этой концепции новое измерение. Чистого самонаблюдения было недостаточно, его нужно было дополнить экспериментом.

Критерии предмета науки

Любой предмет, отвечающий требуемому условию, будет называться предметом науки. Первым требованием является объективность, она заключается в том, что если два или более человека независимо изучают то или иное событие, то оба они в большей степени должны прийти к одному и тому же выводу.

Например, если Джон и Сэм измерят длину стола с помощью одного и того же измерительного прибора, вполне вероятно, что оба придут к одному и тому же заключению о его длине.

Психология – научные дебаты. Ограничение психологических исследований

Психологическое тестирование может включать оценку индивидуальных различий. Есть некоторые общие проблемы, с которыми сталкиваются психологические измерения. Психологи разработали различные типы тестов для оценки различных характеристик человека, таких как интеллект, способности, личность, тревожность, интерес, ценности, отношения, образовательные достижения и т. д. Измерение этих качеств имеет некоторые ограничения:

1. Отсутствие истинной нулевой точки:

В физических науках измерения начинаются с нуля. Например, если вы хотите измерить длину стола, вы можете измерить его, начиная с нуля, и сказать, что его длина составляет 3 фута. Психологические измерения не имеют истинной нулевой точки.

Например, ни один человек в этом мире не имеет нулевого интеллекта. Все мы обладаем некоторой степенью интеллекта. Что делают психологи, так это то, что они произвольно принимают точку за нулевую точку и идут дальше. В результате, какие бы баллы мы ни получали в психологических исследованиях, они не являются абсолютными по своей природе; скорее, они имеют относительную ценность.

В некоторых исследованиях ранги используются в качестве баллов. Например, на основе оценок, полученных в онлайн-тестах, учитель расставляет учеников по порядку: 1, 2, 3, 4… и так далее. Проблема такого типа оценки заключается в том, что разница между обладателями первого и второго разряда может быть не такой, как разница между обладателями второго и третьего разряда.

Из 50 обладатель первого ранга может набрать 48, второй 47, а третий 40. Разница между обладателями первого и второго рангов не такая, как между обладателями второго и третьего рангов. Это также иллюстрирует относительный характер психологического измерения.

2 Относительный характер психологических инструментов

Психологические тесты разрабатываются с учетом существенных особенностей конкретного контекста. Например, тест, разработанный для городских школьников, может содержать задания, требующие знакомства со стимулами, доступными в городских условиях, — многоэтажные дома, самолеты, метро и т. д.

Такой тест не подходит для детей, проживающих в племенных районах. кто будет более непринужденно с предметами, которые описывают их флору и фауну. Точно так же тест, разработанный в западных странах, может быть применим или неприменим в индийском контексте. Такие тесты необходимо должным образом модифицировать и адаптировать с учетом особенностей контекста, в котором они должны использоваться.

3 Субъективная интерпретация качественных данных

Данные качественных исследований в значительной степени субъективны, поскольку они предполагают интерпретацию со стороны исследователя, а также лица, предоставляющего данные. Интерпретации могут варьироваться от одного человека к другому. Каждый судья оценивает по одному и тому же предмету по-разному.

10 причин, по которым психология является наукой

1 Психологи, занимающиеся исследовательской работой, больше похожи на других ученых.

2 Они делают выводы, которые подтверждаются данными.

3 Они разрабатывают и проводят эксперименты или исследования в контролируемых условиях, как и другие ученые.

4 Целью психологических исследований является разработка общих принципов поведения и психических процессов, подобных другим дисциплинам.

5 Другой предмет фокусируется на количественных характеристиках, таких как длина, масса, рост, давление и т. д., тогда как психология фокусируется на качественных характеристиках, таких как мотивация, личность, восприятие, тревога и т. д.

6 Психология предполагает, что все поведенческие явления имеют причины, которые могут быть обнаружены, если мы сможем систематически собирать данные в контролируемых условиях.

7 Целью психолога является познание причинно-следственной связи.

8 Статистические методы, используемые в психологии, как и другие предметы

9 Область психологии имеет свои другие отрасли, как и другие предметы

10 Психологические тесты являются действительными и надежными инструментами, как и другие инструменты предмета.

Так что да, психология является предметом науки.

Является ли психология предметом науки или искусства?

Психология изучает поведение, переживания и психические процессы. Психология уходит своими корнями в философию. Однако современная психология развивалась благодаря применению научных методов для изучения различных явлений. Эти утверждения поддерживают психологию как предмет науки, потому что она использует научные методы для доказательства гипотез.

Психология также признана скорее предметом искусства, потому что она изучает поведение людей в их социокультурных контекстах. Психология как дисциплина социальной науки фокусируется на людях как социальных существах. Психология как социальная наука фокусируется на индивидуальных различиях и сообществах по отношению к их социокультурному и физическому окружению.

Можно ли считать психологию наукой?

Психологи, занимающиеся исследовательской работой, делают выводы на основе несобранных данных. Процесс проведения любого эксперимента такой же, как и в других науках. Возникло несколько независимых направлений психологии, пытающихся использовать психологические теории, принципы и факты для диагностики и решения проблем, связанных с различными условиями9.0003

Психология — это наука или искусство?

Психология изучает поведение, переживания и психические процессы. Психология уходит своими корнями в философию. Однако современная психология развивалась благодаря применению научных методов для изучения различных явлений. Эти утверждения поддерживают психологию как предмет науки, потому что она использует научные методы для доказательства гипотез.

Психология также признана в большей степени предметом искусства, потому что она изучает поведение людей в их социокультурных контекстах. Психология как дисциплина социальной науки фокусируется на людях как социальных существах. Психология как социальная наука фокусируется на индивидуальных различиях и сообществах по отношению к их социокультурному и физическому окружению.

Можно ли считать психологию наукой?

Психологи, занимающиеся исследовательской работой, делают выводы на основе несобранных данных. Процесс проведения любого эксперимента такой же, как и в других науках. Появилось несколько независимых направлений психологии, которые пытаются использовать психологические теории, принципы и факты для диагностики и решения проблем, связанных с различными условиями.

Является ли психология предметом науки или искусства?

Психология изучает поведение, переживания и психические процессы. Психология уходит своими корнями в философию. Однако современная психология развивалась благодаря применению научных методов для изучения различных явлений. Эти утверждения поддерживают психологию как предмет науки, потому что она использует научные методы для доказательства гипотез.

Психология также признана скорее предметом искусства, потому что она изучает поведение людей в их социокультурных контекстах. Психология как дисциплина социальной науки фокусируется на людях как социальных существах.

Психология как социальная наука фокусируется на индивидуальных различиях и сообществах по отношению к их социокультурному и физическому окружению. Предмет психологии также выбран в качестве дополнительного предмета в гуманитарных науках.0003

Можно ли считать психологию наукой?

Психологи, занимающиеся исследовательской работой, делают выводы на основе несобранных данных. Процесс проведения любого эксперимента такой же, как и в других науках. Появилось несколько независимых направлений психологии, которые пытаются использовать психологические теории, принципы и факты для диагностики и решения проблем, связанных с различными ситуациями.

Чтобы решить, является ли психология наукой, мы должны дать определение «науке». Наука — это «объективное получение данных и организация их в теории». Наука следует за процессом. Во-первых, имеет место индуктивное рассуждение, когда исследователь смотрит на науку/идею вокруг ее предмета. Во-вторых, делается обобщение по этому предмету и формируется гипотеза. Затем имеет место дедуктивное рассуждение, когда предмет проверяется и либо проверяется, либо фальсифицируется. Наука характеризуется тем, что она объективна, а проверяемые переменные должны поддаваться проверке.
 
Во-первых, объективность – чтобы предмет был наукой, он должен быть объективным в том смысле, что исследователь не навязывает никаких идей, которые могут быть предвзятыми по отношению к тому, во что он верит в своем исследовании. Например, бихевиористы, биологические и когнитивные теоретики используют лабораторные исследования, когда изучают свои теории, которые в значительной степени контролируются и не предвзяты собственными убеждениями исследователей. Однако психодинамические теоретики при исследовании предмета используют в большинстве своем тематические исследования. Они носят обобщенный характер и предполагают предвзятую интерпретацию исследователя. Итак, с этой точки зрения, в зависимости от того, какой психолог проводит исследование, зависит от того, объективен ли метод.
 
Второй аргумент, который можно использовать, — это процесс операционализации переменных. В химии и физике переменные заведомо установлены. Они используют напряжения, амперы и граммы при проведении исследований, которые легко установить. Однако, когда психологи исследуют, они не могут установить такие вещи. Например, если они смотрят на стресс, они могут найти косвенные переменные, такие как пот, но они не могут твердо сказать, что это прямая переменная, связанная со стрессовыми ситуациями. Итак, опять же, из этого аргумента трудно сказать, что психология может быть наукой, так как они не могут очень хорошо установить причинность.
 
Третий аргумент — причинно-следственная связь. Это означает наличие причинно-следственной связи в том смысле, что IV оказал влияние на DV. В науке чаще всего используются лабораторные эксперименты, которые контролируются и показывают эту причинно-следственную связь. До некоторой степени психология также может установить причинно-следственную связь. В поведенческих, биологических и когнитивных подходах часто используются лабораторные эксперименты, поэтому они могут установить причинно-следственную связь в строго контролируемых условиях. Однако, опять же, психодинамические теоретики поднимают проблемы, когда проводят исследования, поскольку они в основном используют тематические исследования. Это означает, что причинно-следственная связь не может быть установлена ​​должным образом, даже когда лабораторные эксперименты используются для исследования психологических явлений, возникают проблемы. Лабораторные эксперименты не имеют экологической обоснованности) и могут создавать характеристики спроса. Им также может не хватать внутренней валидности, когда П не верит в эксперимент.
 
Последний аргумент — использование теории. У наук есть парадигмы (общие теории, которые охватывают множество более мелких теорий), такие как физическая теория относительности. Однако в психологии нет ни одной из этих парадигм. Вместо этого у него есть уровни объяснения, которые используются для объяснения различных явлений. Кун (1990) сказал, что это означает, что «психология является преднаукой» — еще не достигла стадии науки, но когда-нибудь может стать ею. Однако парадигмы могут меняться, так нужна ли она психологии? То, что у него нет парадигмы, на самом деле не важно, поскольку различные уровни объяснения компенсируют этот факт.
 
В заключение отметим аргументы как за, так и против психологии как науки. Однако в целом исследовательский метод, которым исследуются явления, в известной степени установит, является ли психология наукой. Глядя на определение науки — «объективное получение данных и организация их в теории», психология в целом — это наука, за исключением теоретиков психодинамики.

 Отношение к психологии как к науке позволяет собирать объективные количественные данные. Эти данные представлены в числовой форме и, следовательно, в меньшей степени, чем качественные данные, подвержены влиянию либо предвзятости исследователя, либо ошибки исследователя. Количественные данные позволяют легко сравнивать людей и/или группы людей. Например, Бандура собрал количественные данные, которые позволили легко сравнить результаты участников, помещенных в группы с агрессивной моделью, неагрессивной моделью и без модели, а также различия между мальчиками и девочками в отношении проявления агрессивных действий. Он обнаружил, что те дети, которые были свидетелями агрессивных действий модели, впоследствии совершали более агрессивные действия, чем дети, которые либо видели неагрессивную модель, либо вообще не видели никакой модели. Он также обнаружил, что в целом мальчики проявляют больше имитационной физической агрессии, чем девочки. Это позволило Бандуре предположить, что агрессивному поведению можно научиться, наблюдая за значимыми другими.

С другой стороны, рассмотрение психологии как науки путем сбора объективных количественных данных часто приводит к результатам, в которых отсутствуют качественные данные. Таким образом, выводы довольно поверхностны, поскольку исследователи не могут получить глубокое понимание того, почему произошло такое поведение. Хотя Бандура собирал количественные данные, ему не удалось выяснить у детей, почему они вели себя так, а не иначе. Он просто предположил, что агрессивные действия были имитированы, потому что дети наблюдали за агрессивным поведением взрослой модели, и поэтому дети научились быть агрессивными, тогда как на самом деле дети, возможно, поняли, что куклу Бобо следует «избить» и просто играя с куклой ожидаемым образом. Это может ограничить полезность рассмотрения психологии как науки, поскольку без полного понимания того, почему происходит поведение, можно сделать неправильные выводы.

Рассмотрение психологии как науки позволяет использовать эксперименты, в которых можно манипулировать IV и делать выводы о причине и следствии. Например, с помощью естественного эксперимента, в котором он манипулировал IV того, был ли у участника расщепленный мозг или нет (эта контрольная группа была гипотетической, потому что функции и способности полей зрения и полушарий людей без расщепленного мозга были уже известны), Сперри смог показать многие зрительные и тактильные ограничения пациентов с расщепленным мозгом. Например, если изображение показывалось в левом поле зрения пациента с расщепленным мозгом, они настаивали либо на том, что ничего не видят, либо на том, что слева была только вспышка света, в то время как «нормальный» человек смог бы это понять. назвать предмет. Это предполагало, что неспособность пациентов с расщепленным мозгом назвать в речи или на письме изображение, вспыхнувшее в их левом поле зрения, было связано с тем, что их полушария были отключены.

Однако проблема рассмотрения психологии как науки с использованием экспериментов означает, что исследования могут не иметь экологической достоверности. Хотя Сперри смог выявить многочисленные зрительные и тактильные ограничения у пациентов с расщепленным мозгом, исследование проводилось в искусственно созданной среде, в которой участники выполняли нереалистичные задачи, поэтому им не хватало реализма. Нереально посадить человека перед тахистоскопом и высветить изображение в его левом или правом поле зрения на 1/10 секунды и ожидать, что он сможет идентифицировать изображение в речи и на письме. Это может ограничить полезность рассмотрения психологии как науки, поскольку то, как люди ведут себя в такой искусственной среде, может не отражать их поведение в реальной жизненной ситуации 9.0003 Сравнение дебатов с другими дебатами

Свобода воли/детерминизм Детерминизм стремится быть научным, однако он никогда не может привести к совершенным предсказаниям из-за сложности человеческого поведения и сложности полной изоляции переменных. Детерминизм использует намного больше научных методов по сравнению со свободной волей.

Природа/воспитание
Взгляд на природу связан с психологией как наукой, потому что она хочет, чтобы поведение было предсказуемым, и использует научный подход для объяснения человеческого поведения.

Редукционизм / холизм
Научность делает исследования и объяснения поведения редукционистскими.

Индивидуальные/ситуационные объяснения
Области психологии, которые используют индивидуальные объяснения поведения (например, когнитивная область), часто используют научные методы, которые строго контролируются, в то время как ситуационным объяснениям часто труднее установить такой высокий контроль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *