Cерия УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА А. Г. МАКЛАКОВОБЩАЯПСИХОЛОГИЯРекомендовано учебно-методическим Советом по базовому психологическому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин ПИТЕР Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2001 Маклаков Анатолий Геннадьевич ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Серия «Учебник нового века»
ББК 88.3я7 УДК 159.9(075) Маклаков А. Г. М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») ISВN 5-272-00062-5 Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений. © А. Г. Маклаков, 2000 © Издательский дом «Питер», 2001 Все права защищены. . Усл. п. л. 47,73. Доп. тираж 7000 экз. Заказ № 976. Отпечатано с фотоформ в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕЧасть I. Введение в общую психологию …………………..……………………….……….. 11 Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы …………………………………………. 12 1.1. Методологические основы изучения человека …..…………………………. 12 1.2. Науки о человеке и человечестве ………………………………………………… 16 1.3. Психология как наука ………………………………………………………………. 22 1.4. Основные методы психологических исследований ……..…………………. 26 Контрольные вопросы ………………………………………………………………… 36 Рекомендуемая литература ………………………….……………………………… 37 Глава 2. Психология в структуре современных наук ………………………………………. 38 2.1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании …………………………………………………………………….. 38 2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения . ……….……………….. 45 2.3. Бихевиоризм как наука о поведении ………………..…………………………… 49 2.4. Становление отечественной психологии ………..……………………………… 53 2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук ……….………………………. 56 2.6. Основные отрасли психологии ………………….………………………………… 62 Контрольные вопросы …………………………….…………………………………… 68 Рекомендуемая литература ……………………..…………………………………….. 69 Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции ……………….…………………………………….. 70 3.1. Понятие о психике ……………………………..……………………………..……….. 70 3.2. Развитие психики животных …………..…………………………………..……….. 76 Контрольные вопросы …………………………….………………………………………..……….. 86 Рекомендуемая литература ………………………..……………………………………. …………. 86 Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека ……………..………………………. 88 4.1. Понятие о сознании ………………………………..…………………………………… 88 4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека ………….. 95 4.3. Развитие психики человека ………………………………..………………………….. 98 4.4. Физиологические основы психики человека …………………………………….. 105 Контрольные вопросы ………………………………..…………………………………. 120 Рекомендуемая литература …………………………..………………………………… 120 Глава 5. Психологическая теория деятельности …………………….………………………….. 122 5.1. Общая психологическая характеристика деятельности ….…………………… 122 5.2. Основные понятия психологической теории деятельности. Операционно-технические аспекты деятельности ………………………… 1255.3. Теория деятельности и предмет психологии . ……….…………………………… 130 5.4. Физиология движений и физиология активности ……..……………………….. 135 Контрольные вопросы ………………………….……………………………………… 147 Рекомендуемая литература ………………….……………………………………….. 147 Глава 6. Неосознаваемые психические процессы ………….…………………………………… 149 6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов …………………………………………………………………. 149 6.2. Неосознаваемые побудители сознательных действий …………………………….…………………………………… 156 6.3. «Надсознательные» процессы …….…………………………………………………. 159 Контрольные вопросы ……………….………………………………………………… 161Рекомендуемая литература ………….………………………………………………. 162Часть 2. Психические процессы …….. ..…………………………………………………..……… 163 Глава 7. 7.1. Общее понятие об ощущении ……………………….……………………………….. 164 7.2. Виды ощущений ……………………………..………………………………………….. 169 7.3. Основные свойства и характеристики ощущений ……………………………… 173 7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений ……..……………………. 180 7.5. Развитие ощущений ……………….……………………………………………………. 183 7.6. Характеристика основных видов ощущений ………..…………………………… 184 Контрольные вопросы ………………….……………………………………………….. 198 Рекомендуемая литература ………….…………………………………………………. 199 Глава 8. Восприятие …………………………………………………………………………………….. 200 8.1. Общая характеристика восприятия . ………………………………………………… 2008.2. Физиологические основы восприятия ……………..……………………………… 202 8.3. Основные свойства и виды восприятия …………………………………………… 207 8.4. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей ……………………………..…………………………………… 213 8.5. Предмет и фон в восприятии …………………………………………………………. 216 8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии ……..………………………… 218 8.7. Восприятие пространства ……………………………..……………………………… 222 8.8. Восприятие движения и времени ……….………………………………..…………. 229 Контрольные вопросы …………………………………………………………………… 232 Рекомендуемая литература ……………………….……………………………………. 233 Глава 9. Представление …………………………………………………………………….. ………… 234 9.1. Определение представления и его основные характеристики ………………. 234 9.2. Виды представлений ………………….………………………………………………… 238 9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие ………………..242 9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы ……………………… 245 Контрольные вопросы ………….……………………………………………………….. 246 Рекомендуемая литература ……………………….……………………………………. 246 Глава 10. Память …………………………………………………………………………………………. 247 10.1. Определение и общая характеристика памяти ………………………………… 247 10.2. Основные виды памяти …………………………….………………………………… 255 10.3. Основные процессы и механизмы памяти ……….……………………………… 261 10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие …….……………. …… 275 Контрольные вопросы …………..…………………………………………………….. 281 Рекомендуемая литература …………………………………………………………… 282Глава 11. Воображение …………………………………………………………………………………. 283 11.1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности ……………………..…………………………………… 283 11.2. Виды воображения ……………….……………………………………….………….. 286 11.3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы ………………………….…………………………………… 290 11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие ………………..292 11.5. Воображение и творчество …………….……………………………………………. 294 Контрольные вопросы …………………..………………………………………… 296 Рекомендуемая литература …………………………………………. …………… 296 Глава 12. Мышление …………………………….……………………………………………………. 298 12.1. Природа и основные виды мышления ………………………………..……. 298 12.2. Основные формы мышления ……………………………………….……………304 12.3. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления ………………………………….. 309 12.4. Основные виды умственных операций ……………………………………….. 316 12.5. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление …………………………………….. 321 12.6. Развитие мышления ……………………………………………………………….. 325 Контрольные вопросы ………………………………………………………………. 331 Рекомендуемая литература …………..……………………………………………. 331 Глава 13. Речь ………………………………………………..……………………………………. ……….333 13.1. Общая характеристика речи ……….………………………………………………333 13.2. Физиологические основы речи ……..………………………………………….. 336 13.3. Теоретические проблемы возникновения речи …………………………….. 340 13.4. Основные виды речи ……………………………..………………………………… 344 13.5. Развитие речи у ребенка …..……………………………………………………… 348 Контрольные вопросы ……………………………………………………………….. 353 Рекомендуемая литература ………………………………..……………………….. 353 Глава 14. Внимание ………………………………….………………………………………………….. 354 14.1. Понятие внимания …………………………….…………………………………… 354 14.2. Основные виды внимания ……………………………………………………….. 363 14.3. Основные характеристики свойств внимания … …………………………… 366 14.4. Развитие внимания …………………………….………………………………….. 370 Контрольные вопросы ………………………………………………………………. 372 Рекомендуемая литература ………………………..………………………………. 372 Глава 15. Воля ……………………………………………….……………………………………………. 373 15.1. Общая характеристика волевых действий …………….……………………..373 15.2. Основные психологические теории воли ……………………………………. 376 15.3. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий ………………….……………………………………………… 379 15.4. Структура волевого действия …………………..………………………………. 383 15.5. Волевые качества человека и их развитие …………………………….……. 387 Контрольные вопросы ………………………..…………………………………….. 391 Рекомендуемая литература . …………….…………………………………………. 391 Глава 16. Эмоции …………………………………………………………………………………………. 392 16.1. Виды эмоций и их общая характеристика …………………………………….392 16.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций ..…………400 16.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека ..………………………. 408 Контрольные вопросы ………………………………………………………………. 414 Рекомендуемая литература ………..……………………………………………….415 Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью ………………………..…………………………………..416 17.1. Психические процессы с точки зрения кибернетической науки …………………………….……………………………… 416 17.2. Теория сигналов и психические процессы …..……………………………….. 423 17.3. Информационная структура нервных процессов и психические образы . ………………………….…………………………………….. 428 Контрольные вопросы ……………………….………………………………………… 435 Рекомендуемая литература ………………….……………………………………….. 435Часть 3. Психические состояния и их регуляция …….……………………………………. 437 Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма …………………. 438 18.1. Общее понятие об адаптации человека …………………………………………. 438 18.2. Общее представление о функциональном состоянии организма ……………………………………….…………………………………………. 442 18.3. Общая характеристика состояний организма и психики …..………………. 448 Контрольные вопросы …………………..…………………………………………….. 455 Рекомендуемая литература ………………………….………………………………. .455 Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний . .……………. 456 19.1. Понятие об эмоциональном стрессе …………….………………………………..456 19.2. Регуляция эмоциональных состояний ……….………………………………….. 462 Контрольные вопросы …………………….…………………………………………… 468 Рекомендуемая литература ………………………..…………………………………. 468Часть 4. Психические свойства личности …….………………………………………………. 469 Глава 20. Личность ………………………………………………………………………………………..470 20.1. Общее понятие о личности ………………………….………………………………. 470 20.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности …..………………. 472 20.3. Формирование и развитие личности ……………………..………………………. 481 Контрольные вопросы ……………………………….………………………………… 489 Рекомендуемая литература ………………..…………………………. ……………… 489 Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности …………….………………………………………………… 490 21.1. Теории личности …………………………………………………………………………490 21.2. Методология экспериментальных исследований личности ….……………..503 Контрольные вопросы ……………….………………………………………………… 510 Рекомендуемая литература …………………….……………………………………….510 Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности ……….………………………..511 22.1. Понятие о направленности личности. и мотивации деятельности ……………………………………………………………..511 22.2. Психологические теории мотивации ………………………………………………517 22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы ……………… 524 22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности . ..…………….. 528 Контрольные вопросы …………………………………………………………………. 534 Рекомендуемая литература ……….…………………….……………………………. 534Глава 23. Способности ………………………………………………………………………………….. 535 23.1. Общая характеристика способностей человека ………………………………. 535 23.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия ……………..539 23.3. Природа человеческих способностей ……………..……………………………. 545 23.4. Развитие способностей ………………………………………………………………. 548 Контрольные вопросы ………………………..………………………………………..551 Рекомендуемая литература ………………………..…………………………………. 551Глава 24. Темперамент …………………………..……………………………………………….……. 553 24.1. Понятие о темпераменте ………………….……………………. ……………….. 553 24.2. Краткий обзор учений о темпераменте ………………………………..…….. 555 24.3. Физиологические основы темперамента …………….………………………. 560 24.4. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности …….……………………………………………………..562 Контрольные вопросы ………………………………………………………………. 565 Рекомендуемая литература …………..……………………………………………. 565 Глава 25. Характер ……………………………….……………………………………………………… 567 25.1. Понятие о характере ……………………………………………………………….. 567 25.2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера ……………..……………………………………………………………. 570 25.3. Формирование характера ……………………..…………………………………..579 Контрольные вопросы …………. …………………….…………………………….. 581 Рекомендуемая литература ……………..…………………………………………. 582 ТЕКСТЫ ВО ВРЕЗКАХ Имена Ананьев Борис Герасимович ……………………………..…………………………………….. 13 Бехтерев Владимир Михайлович ……………………………………………………………… 32 Аристотель ……………………………………….………………………………………………….. 42 Уотсон Джон Бродус ………………………..……………………………………………………. 51 Челпанов Георгии Иванович ……………………………..…………………………………….. 54 Рубинштейн Сергей Леонидович ………………………………………………………………. 55 Павлов Иван Петрович ……………………………………………………………………………. 81 Выготский Лев Семенович ………………………..……………………………………………… 94 Анохин Петр Кузьмич …………… ………………….……………………………………………114 Леонтьев Алексей Николаевич ……………………..…………………………………………. 126 Бернштейн Николай Александрович ………..………………………………………………. 138 Фрейд Зигмунд ……………..……………………………………………………………………… 158 Шеррингтон Чарльз Скотт ……………………………………………………………………… 170 Фехнер Густав Теодор ………………………..…………………………………………………. 174 Лурия Александр Романович ……………..……………………………………………………. 182 Гельмгольц Герман ………………….…………………………………………………………….. 190 Вундт Вильгельм ………………………………………………………………………………….. 230 Теплов Борис Михайлович ……………..………………………………………………………. 240 Эббингауз Герман …………………………………………………… ……………………………. 251 Смирнов Анатолий Александрович ……………….………………………………………… 262 Зинченко Петр Иванович ………………………………………………………………………. 264 Бине Альфред ………………………………….………………………………………………….. 312 Пиаже Жан …………………………………….……………………………………………………. 327 Гальперин Петр Яковлевич ……………………………………………………………………..328 Ухтомский Алексей Алексеевич ………..…………………………………………………….. 358 Узнадзе Дмитрий Николаевич ……………..………………………………………………….. 360 Корнилов Константин Николаевич ………..………………………………………………….378 Джемс Уильям ……………………….……………………………………………………………. 387 Ланге Николай Николаевич ……….……………………………………………………… …… 431 Селье Ганс ……………………….………………………………………………………………….. 451 Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2014 Скачать 6,94 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Направления в психологии
Арт-терапия
Арт-терапия (от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение, уход, забота) — метод психотерапии, гуманистической психологии, основанный на творческой деятельности и художественных приемах использующий для лечения и психокоррекции. Работает при консультировании и терапии взрослых, детей и подростков.
Техника арт — терапии используется при решении: внутри- и межличностн ые конфликты; кризисные состояния; травмы; экзистенциальные и возрастные кризисы; потери; психосоматические расстройства; невротические расстройства; постсрессовые расстройства; развитие креативности; обнаружение личностных смыслов через творчество; развитие целостности личности; многое другое.
Бихевиоризм
Бихевиоризм — напра вление в психологии изучающее поведение человека и способы влияния на него. Основной механизм поведения — это связь стимула и реакции (S->R).
Основным методом классического бихевиоризма является наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.
Представители бихевиоризма: Эдуард Торндайк, Джон Бродес Уотсон, Иван Петрович Павлов, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.
Гендерная психология
Гендерная психология — раздел психологии изучающий закономерности поведения человека в обществе, обусловленное его социальным полом (гендером), биологическим полом и их соотношением. В гендерных исследованиях изучаются такие феномены, как: социализация, дискриминация, предрассудки, социальное восприятие и самоуважение, самовосприятие, возникновение социальных норм и ролей.
Гендер — социальный пол. Это всё что отличает женщин и мужчин и может иметь как биологические корни, так и быть следствием социального научения. Пр. мужское и женское поведение, образ мышления, отношение…
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия, гештальт-подход в психотерапии — изобретение Фрица Перлза, синтез психоанализа, психодрамы, биоэнергетики и некоторых идей гештальт-психологии.
Основная роль гештальт-терапевта заключена в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», внимании к чувствам-индикаторам потребностей, ограничении попыток интерпретировать события, собственной ответственности клиента за реализацию и за запреты на реализацию потребностей.
Основными приемами работы и техники гештальт-терапии являются: принятие ответственности, осознавание, фокусировка энергии, работа с полярностями.
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология изучает человека в его целостности в едином процессе становления и бытия учитывая его непрерывное развитие и самореализацию, которые являются частью его природы. Считается, что каждый человек уникален и обладает определённой степенью свободы от внешней обусловленности благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе, а так же есть активное, творческое существо, поэтому анализ отдельных случаев более оправдан, чем статистические обобщения. Позже взгляды гуманистического подхода в целом распространились на психотерапевтическую область.
Дифференциальная психология
Дифференциальная психология — раздел психологии, который занимается выделением, изучением и объяснением индивидуальных психологических различий у представителей различных социальных, классовых, возрастных, этнических и др. групп. А так же количественно оценивает, систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики.
Клиент-центрированная психотерапия
Клиент-центрированная психотерапия — метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом. Первоначально Роджерса интересовали методы, которые способны изменить поведение и его подход к терапии назывался недирективным. Главную роль в своем подходе Роджерс отвёл взаимоотношениям между пациентом и терапевтом, как важнейшее условие эффективного лечения. Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним. Основная идея клиент-центрированного подхода — понять самовосприятие клиента. Карл Роджерс, акцентирует роль терапевта, проявляющего открытость, эмпатию, заботу, честность и конгруэнтность, когда он слушает группу или индивида и фасилитирует их рост. Эта философия включает в себя убеждение о том, что каждый человек обладает достоинством, самоценностью и способностью к самоуправлению. Исцеление происходит когда клиент чувствует себя понятым и принятым. Почувствовать себя принятым и понятым — редкий опыт особенно тогда, когда вы испытываете ревность, страх, горе или гнев. И тем не менее, исцеляют именно эти моменты понимания и принятия.
Клиническая психология
Клиническая психология — дисциплина, которая оценивает психическое здоровье, организовывает и проводит научные исследования для понимания психических проблем, а так же разрабатывает проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, семейное консультирование, семейная психотерапия, индивидуальная психотерапия и различные формы поддержки людей, испытывающих трудности с адаптацией.
Клиническая психология — участвует в решении целого ряда задач в системе здравоохранения, образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на увеличение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, охрану здоровья, гармонизацию психического развития, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
Когнитивная психология
Когнитивная психология — современное направление возникло как альтернатива бихевиоризму. Исследует познавательные процессы. Для когнитивной психологии предметом научного исследования стало понятие психики, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.
Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: распознавание образов, восприятие, память, внимание, речь, воображение, психология развития, мышление и принятие решения, отчасти искусственный интеллект и в целом естественный интеллект. Модели познавательных процессов дают возможность по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека.
Представители: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.
Коучинг
Коучинг(тренерство) — профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей. Основоположник коучинга — Джон Уитмор.
Согласно Международной Федерации Коучинга профессиональный коучинг — это процесс профессиональных отношений партнеров, способствующий достижению наивысших результатов в жизни, в карьере, в бизнесе. Коуч не выступает в качестве консультанта, дающего советы, он профессиональный вдохновитель в поиске решений задач. Коуч поддерживает, раскрывает творческий потенциал каждого клиента и способствует достижению положительных результатов, которые предполагают значительные изменения в жизни клиента. Посредством коучинга клиенты углубляют свои знания, повышают свою эффективность и качество жизни.
Логотерапия
Логотерапия (греч. logos – слово и therapeia – лечение, уход, забота)— это теория и практика психотерапии, разработанная В. Франклом, основанная на предположении, что основной движущей силой в развитие личности является стремление к поиску и реализации смысла жизни.
Нейропсихология
Нейропсихология — научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, направлена на понимание взаимосвязи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Нейропсихология использует научный метод который и рассматривает отдельные психические процессы, существующие в разуме, как процессы обработки информации. Данная концепция пришла из когнитивной психологии.
Представители: Вильгельм Вундт, Александр Романович Лурия, Борис Митрофанович Величковский.
НЛП
НЛП (Нейролингвистическое программирование) — применяется в различных областях: психотерапии, спорте, рекламе, коучинге, личностном росте, продажах и т. д. Задача НЛП — реальные личностные изменения.
НЛП — это сумма технологий, позволяющая человеку действовать более эффективно в проблемных для него ситуациях. Положительный результат достигается путем овладевания клиентом расширенного выбора ответных поведенческих реакций.
Онтописхология
Онтописхология — это исследование психической деятельности в ее первичной причинности. Её предмет — анализ психической деятельности. Исследование элементарного логического проекта, лежащего в основе феноменологии и психической деятельности.
Онтопсихология относится к экзистенциально-гуманистическому направлению в психологии. Она возникла в результате клинической практики.
Позитивная психотерапия
Позитивная психотерапия — интересное направление в психологии. Основоположником позитивной терапии считают немецкого психолога, психотерапевта Носсрата Пезешкиана. Название метода происходит от латинского слова «positum», что означает: фактическое, данное, имеющееся в наличии.
Краткосрочность, простота языка, системный подход являются безусловными достоинствами данного направления.
Психоанализ, психоаналитический подход
Психоанализ в широком смысле — объяснение поведения человека психологическими причинами в нем самом, которые он сам не осознает.
Психоанализ в более узком смысле (психоаналитический подход) — подход в психологии, когда основные проблемы взрослого поведения объясняются из событий и переживаний его детства.
Задача психоанализа — раскопать самые разнообразные детские переживания, которые могут оказывать влияние на взрослую жизнь.
Представители классического психоанализа: Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер.
Психоаналитический подход используют также: Эрик Берн, Карен Хорни, Николай Козлов.
Психодинамика
Психодинамика — взаимодействие, движение и борьба сил внутри психики человека.
Психодинамический подход — подход, согласно которому психическая жизнь человека — это поверхность, под которой лежит огромное, как у айсберга, основание — бессознательное. А бессознательное живет конфликтами, борьбой внутренних сил. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь клиенту осознать эту динамику, осознать свое бессознательное.
Психодрама
Психодрама (греч. drama — действие) — метод групповой работы, разработанный Я. Морено, в котором пациенты попеременно выступают в качестве зрителей и актеров, при чем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью понимания и устранения неадекватных эмоциональных реакций, более глубокого самопознания, отработки социальной перцепции. Для психодрамы важны спонтанность, активность, импровизационность поведения.
Психодрама применяется при неврозах, в том числе детского возраста, при алкоголизме и психосоматических заболеваниях, при обострении психопатий и отклоняющемся поведении подростков. Элементы психодрамы входят в поведенческую психотерапию, деловые игры, социально-психологический тренинг.
Психология спорта
Спортивный пси холог занимается психодиагностикой, групповой работой и привлекает самые современные и прогрессивные методики, позволяющие уравновесить состояние спортсмена и создать благоприятные психические условия для его саморазвития и победы.
Психология труда
Психология труда — это комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида. Это комплекс дисциплин о:
- психофизиологических, теоретико-методологических и психологических основаниях труда,
- психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности,
- профессионально важных качествах индивида как субъекта труда,
- профессиональных кризисах и деформациях, заболеваниях, деструкциях.
Ребефинг
Ребефинг — дыхательная методика психологической коррекции, духовной трансформации и самоисследования, разработанная Л. Орром и С. Рэй.
Основной элемент ребефинга — это частое, глубокое дыхание без пауз между вдохом и выдохом (связное дыхание). Вдох должен быть активным, произведенным с мышечным усилием, а выдох, напротив, пассивным, расслабленным. На сессии ребефинга вам будет предложено так дышать от получаса до нескольких часов. Что это дает?
- Всплытие обычно не замечаемых мышечных зажимов. Тело (лицо, руки, кисти) начинает корежить, возникает напряжение до боли, в итоге все заканчивается очень глубоким мышечным расслаблением с соответствующими позитивными эффектами. Глаза радостные, небо особенно голубое. Эффект напоминает результат расслабления после хорошей бани.
- Длительное связное дыхание приводит участников к тому, что возникают измененные состояния сознания. На этом фоне можно исследовать свои всплывающие видения галлюцинации (это очень полезный опыт) и производить эффективные самовнушения.
Сексология
Сексология — научная дисциплина, изучающая все проявления сексуальности человека, включает в себя характеристику нормальной сексуальности, и изучение изменчивости сексуальных практик, а также сексуальные расстройства.
Семейные системные расстановки по Хеллингеру
Семья для человека является главной школой межличностных отношений, накладывающей отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Мы несем в себе послания своей семьи и семейные сценарии. Это наши первичные символы, наш базовый язык, которым мы продолжаем пользоваться и в новых семьях, новых отношениях.
В индивидуальном подходе терапевт прикладывает много усилий для актуализации межличностной проблематики клиента, в семейном подходе акцент терапевтических усилий смещается в сторону увеличения осознанности в отношениях и принятия за них ответственности. Семейная системная терапия может служить прекрасным дополнением к индивидуальной терапии одного из членов семьи. Личностные изменения в этом случае носят более экологичный характер.
Символдрама
Символдрама — (известная также как (КПО) Кататимное переживание образов, метод «сновидений наяву» или Кататимно-имагинативная психотерапия). Эмоционально обусловленное переживание образов. Ханс Карл Лёйнер, автор метода Символдрама. Это метод психотерапии, основная техника которого представление клиентом образа на заданную тему в состоянии расслабления.
Социальная психология
Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.
Танатотерапия
Танатотерапия – метод телесно-ориентированной психотерапии, направленный на глубокое расслабление (невозможное при других методах релаксации), во время которого активизируются базовые биологические процессы, способные оздоравливать и восстанавливать организм.
Телесно-ориентированная терапия
Телесно-ориентированная терапия — воздействие на душу через тело. Она направлена на устранение ненужных напряжений, зажимов и на обучение человека быть более расслабленным, отучить его от дурных привычек и вернуться к естественной природной мудрости.
Тело — это дом души, и очень важно, чтобы это дом был уютным. Жизненные трудности не исчезают бесследно, а остаются в теле в виде мышечных зажимов, и если зажимов становится слишком много, жизненная радость сменяется чем-то более серым. Телесно-ориентированные тренинги возвращают телу расслабление и чуткость.
Трансактный анализ
Актуальный способ существования Я-субъекта — это эго-состояние. Выделяются три основных эго-состояния: «Взрослый», «Ребенок» и «Родитель». Человек всегда находится в одном из них вступая во взаимодействие.
Фильмотерапия
Кинотерапия — это направление групповой психотерапии с использованием кино. Этот метод позволяет объединить искусство, культуру и психологию в увлекательный и действенный инструмент для самопознания и личностного роста.
Фототерапия
Фототерапия, или светотерапия — это вид лечения, который заключается в том, что клиент подвергается воздействию солнечного света, или света с определёнными длинами волн от искусственных источников, таких, как светоизлучающие диоды, лазеры, дихроические лампы, флуоресцентные лампы, или же очень яркого света, имеющего полный спектр дневного света, в течение предписанного врачом, времени, а иногда также и в строго определённое время суток. Фототерапия обладает доказанной клинической эффективностью в лечении обыкновенных угрей, сезонного аффективного расстройства, и является частью стандартного лечения при синдроме позднего засыпания. Также фототерапия эффективна в лечении несезонных депрессий и оказывает определённый положительный эффект при псориазе, экземе, нейродермите.
Холотропное дыхание
Холотропное дыхание — это разновидность интенсивного дыхания плюс музыка и наводки ведущего в стиле эриксоновского гипноза.
Метод психотерапии разработанный американскими трансперсональными психологами Кристиной и Станиславом Гроф.
В процессе дыхания «погружение в подсознание» и остановка «внутреннего диалога», возможность «открыть и пережить конфликты, глубинные травмы и жизненные ситуации», и «освободиться» от них.
Экзистенциальная психотерапия
Экзистенциальная психотерапия родилась на стыке психологии и экзистенциальной философии, которые сосредоточены на жизни человека в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут-бытие, бытие-в-мире, бытие-вместе).
Эриксоновский гипноз
Эриксоновский гипноз — недирективный гипноз, разработанный Милтоном Эриксоном. В этой разновидности гипноза человек концентрируется на своих внутренних переживаниях и на время не воспринимает окружающую реальность, незаметно для себя входит в транс.
Милтон Эриксон считал транс естественным состоянием человека, и необходимым ему для обработки внутреннего опыта. Гипнотический транс терапевтичен и сам факт пребывания в трансе оказывает полезное воздействие на разрешение множества проблем.
Эриксоновская гипнотерапия — это одна из самых эффективных и экономичных терапевтических практик. Владение техниками эриксоновского гипноза дает возможность успешно работать с широким спектром психологических, соматических и психосоматических проблем.
Когнитивная психология | Факультет психологии
Тело
Ориентация программы
Программа когнитивной психологии Университета штата Огайо направлена на исследование основных когнитивных процессов в человеческой памяти, восприятии, языке, музыке, моторном контроле, принятии решений, процессах более высокого уровня и нейрофизиологические основы этих процессов. Также проводятся исследования аспектов этих процессов, включающих старение, развитие ребенка, а также клинические и неврологические нарушения. Существует большое сотрудничество между участниками когнитивной программы и участниками других программ в отделении (особенно в области количественного анализа) и других отделениях, включая медицинскую школу и больницу. Более половины участников нашей программы активно применяют подходы количественного моделирования к этим темам. Существует общее мнение, что трудно понять человеческое познание без теорий, которые объединяют явления в рамках, позволяющих проводить количественную проверку теорий. Веб-страницы преподавателей (справа) иллюстрируют конкретные исследовательские вопросы, которые решаются в настоящее время.
Лаборатории Когнитивной программы имеют вычислительные ресурсы и системы для проведения поведенческих экспериментов и компьютерного моделирования. В отдельных лабораториях есть системы, которые позволяют проводить анализ данных и эксперименты с ЭЭГ, движениями глаз, вариабельностью сердечного ритма, восприятием и воспроизведением речи. В отделении также находится центр фМРТ-визуализации головного мозга (описан ниже).
Аффилированные центры
Центр когнитивных наук
Центр когнитивных наук в штате Огайо объединяет факультеты психологии, философии, информатики, электротехники и вычислительной техники, лингвистики, оптометрии, промышленной и системной инженерии, а также наук о речи и слухе. Когнитивная область играет активную роль, и наши студенты и преподаватели получают выгоду от ее междисциплинарных курсов, семинаров и возможностей для исследовательского сотрудничества. GradCog — это студенческая организация, которая регулярно встречается, чтобы обсудить текущие проблемы в этой области, планирует серию выступлений и организует ежегодный Cogfest — мини-конференцию, которая длится после обеда, со спикерами и постерными презентациями.
Центр когнитивной и поведенческой визуализации мозга
Новый центр визуализации мозга расположен на цокольном этаже психологического корпуса Центра когнитивной и поведенческой визуализации мозга (CCBBI). В нем используется система магнитно-резонансной томографии Siemens 3T Trio Total Imaging Matrix (TIM), которая доступна для структурных и функциональных МРТ-исследований. Он оснащен современной проекционной системой, системой отслеживания взгляда Eyelink II и аудиосистемой высокого разрешения, совместимой с MR.
Математический институт биологических наук
Этот институт создан для того, чтобы объединять ученых со всего мира для участия в семинарах, посвященных текущим исследованиям в области математических подходов к биологическим наукам. Преподаватели кафедры психологии приняли участие в семинаре по системной биологии принятия решений, и в ближайшее время состоятся семинары по когнитивной нейробиологии (2012 г.) и визуализации мозга (2013 г.). Программы MBI предназначены для укрепления и развития существующих исследований в области математических биологических наук, а также для вдохновения и ускорения расширения сообщества и его интеллектуального роста. К ним относятся программы годового обучения, семинары по текущим темам, образовательные программы и исследовательские проекты.
Для аспирантов
Программа когнитивной психологии обучает студентов вносить существенный вклад в базовые знания в области когнитивной психологии и когнитивной нейробиологии. Аспиранты развивают исследовательские и аналитические навыки, одновременно учась координировать фундаментальные исследования с разработкой и применением теории. Студенты вместе с преподавателями участвуют в совместных исследовательских проектах по таким вопросам, как: Как люди выполняют квалифицированные движения? Как они воспринимают и классифицируют объекты, сцены и события? Как они обрабатывают язык, учатся и запоминают? Что происходит при развитии, старении и нарушениях обработки? Подходы к этим вопросам включают экспериментальные исследования (как поведенческие, так и нейровизуальные) и теоретическое моделирование. Студенты обычно представляют результаты на профессиональных встречах и публикуют статьи в профессиональных журналах.
Программа обучения
Индивидуальная программа обучения позволяет выполнить требования для получения степени магистра, включая магистерскую диссертацию, в течение первых одного-двух лет обучения. В конце второго-третьего года, после сдачи кандидатского экзамена, вас принимают в докторантуру. кандидат.
Вопросы для кандидатского экзамена основаны на списке литературы, подготовленном с помощью четырех преподавателей, входящих в состав вашей экзаменационной комиссии. Ожидается, что вы потратите еще один-два года на получение степени доктора философии. диссертация.
Области особого внимания
Когнитивная область охватывает четыре обширные области, в каждой из которых особое внимание уделяется лабораторным исследованиям, визуализации мозга и измерениям ЭЭГ, а также когнитивному моделированию:
- Память и познание
- Восприятие
- Язык и речь
- Возможности человека
Ожидается, что вы попробуете образцы из каждой из этих обширных областей, в то время как вы будете более глубоко изучать наиболее интересующие вас темы.
Для студентов, интересующихся когнитивным моделированием, доступна отдельная концентрация, в которой студенты проходят курсы в когнитивной и количественной областях. Эта концентрация поощряет индивидуальные курсы обучения, которые включают курсы вне психологического факультета, включая математику, статистику, лингвистику, информатику, инженерию и т. д…
Финансовая поддержка
Мы стараемся гарантировать аспирантам, допущенным к участию в Когнитивной программе, не менее пяти лет поддержки, начиная с их первого года участия в программе. Это включает в себя обучение, сборы и ежемесячную стипендию. Помощь чаще всего оказывается в форме работы на территории кампуса, в отделах, например, в качестве научных ассистентов и преподавателей. В некоторых случаях эта поддержка может включать один или несколько лет стипендиальной поддержки. Студентам рекомендуется подать заполненные заявки на поступление и финансовую поддержку до 15 декабря, чтобы они были полностью рассмотрены.
Факультет
- Джули Голомб
- Ричард Дж. Ягачински
- Ян Крайбич
- Эндрю Лебер
- Чжун-Лин Лу
- Гейл МакКун
- Джей И. Мён
- Дэвид Ошер
- Александр Петров
- Марк А. Питт
- Роджер Рэтклифф
- Зейнеп Сайгин
- Джеймс Т. Тодд
- Брэндон Тернер
Дочерний факультет
- Беннет Гивенс
- Джасмит Хейс
- Скотт Хейс
- Джон Э. Опфер
- Владимир Слуцкий
- Джулиан Тайер
- Триша Ван Зандт
- Лаура Вагнер
Почетный факультет
- Нил Ф. Джонсон
- Мари Рисс Джонс
- Харви Г. Шульман
[pdf] — Некоторые ссылки на этой странице относятся к файлам PDF, требующим использования Adobe Reader. Если вам нужны эти файлы в более доступном формате, свяжитесь с нами по адресу [email protected].
Определение, теории и принципы, примеры
Когда вы думаете о психологии, что приходит вам на ум? Слово «психология» происходит от древнегреческого и означает «изучение разума». Мы, люди, находимся в вечном стремлении понять самих себя. Мы использовали религиозные и духовные практики, философские споры и, в последнее время, научные эксперименты, чтобы проникнуть в суть нашего опыта. Хотя психология существовала всегда, она развивалась так же, как и мы.
Психология может помочь нам понять, как мы влияем друг на друга в обществе и как мы связаны с другими. Это также связано с тем, как мы создаем рассказы о нашем прошлом, как мы используем наш опыт для обучения или почему мы страдаем.
- Сначала дадим определение базовой психологии.
- Далее мы рассмотрим ряд основных теорий психологии.
- Затем мы более подробно рассмотрим примеры базовых теорий психологии.
- Мы добавим несколько интересных фактов из основ психологии, которые вы сможете изучить более подробно.
- Наконец, мы опишем основные школы психологии, чтобы продемонстрировать диапазон теоретических подходов к пониманию человеческого разума.
Рис. 1 Психология изучает широкий спектр тем от познания через психопатологию до межличностных отношений и социальных процессов.
Определение базовой психологии
Психологию в целом можно определить как область науки, занимающуюся изучением сознания и поведения. Психология включает в себя такие области исследования, как когнитивная, судебная, психология развития и биопсихология, и это лишь некоторые из них. Многие люди связывают психологию в первую очередь с психическим здоровьем, поскольку психология помогает в разработке диагнозов и методов лечения психического здоровья.
Здесь разум включает в себя все различные внутренние процессы, такие как познание или эмоциональные состояния, а поведение можно понимать как внешнее проявление этих процессов.
Есть причина, по которой это определение такое широкое. Психология сама по себе является разнообразной областью, но многие вопросы, которыми она занимается, являются междисциплинарными, то есть они пересекаются с различными областями изучения, включая биологию, историю, философию, антропологию и социологию.
Основные теории психологии
Несмотря на то, что психология является широкой областью изучения, важно понять некоторые основные темы или теории; к ним относятся социальное влияние , память , привязанность и психопатология .
Социальное влияние
Теории социального влияния объясняют, как наши социальные условия влияют на наш разум и наше индивидуальное поведение. Основными процессами здесь являются соответствие , которое происходит, когда мы находимся под влиянием группы, с которой себя идентифицируем, и .0156 повиновение , которое относится к выполнению приказов власти.
Благодаря научному изучению этого процесса, психология исследовала такие вопросы, как то, что делает некоторых людей устойчивыми к социальному влиянию или почему мы с большей вероятностью приспосабливаемся в одних ситуациях, чем в других.
Память
Одной из самых влиятельных теорий памяти была модель памяти с несколькими хранилищами , разработанная Аткинсоном и Шиффрином (1968). Они определили три отдельные, но взаимосвязанные структуры: сенсорный регистр, хранилище кратковременной памяти и хранилище долговременной памяти. Более поздние исследования показали, что воспоминания еще более сложны. Например, мы можем идентифицировать эпизодические, семантические и процедурные воспоминания только в рамках долговременной памяти.
В памяти с несколькими хранилищами каждое хранилище имеет свой способ кодирования информации, разную емкость и продолжительность, в течение которой оно может хранить информацию. Информация, закодированная в хранилище кратковременной памяти, забывается в течение первой минуты, а данные, хранящиеся в долговременной памяти, могут оставаться с нами годами.
Модель памяти с несколькими хранилищами была затем расширена Баддели и Хитчем (1974), которые предложили модель рабочей памяти . Эта модель рассматривает кратковременную память как нечто большее, чем просто временное хранилище. Он подчеркивает, как он также способствует процессам рассуждения, понимания и решения проблем.
Понимание того, как работает память, необходимо для сбора показаний людей, ставших свидетелями преступления или несчастного случая. Изучение памяти выявило приемы опроса, способные исказить память очевидца, и приемы, обеспечивающие высокую точность.
Привязанность
Изучение привязанности показало нам, как наша ранняя эмоциональная связь с опекуном может формировать то, как мы видим себя, других и мир во взрослой жизни.
Привязанность развивается посредством взаимодействий и повторяющихся взаимодействий (или зеркалирования) между младенцем и основным опекуном. Согласно стадиям привязанности, определенным Schaffer и Emerson (1964), первичная привязанность развивается в первые семь месяцев жизни младенца.
На основании исследования, проведенного Эйнсворт, мы можем выделить три t типа привязанности у детей: безопасный, ненадежно-избегающий и ненадежно-сопротивляющийся.
Большая часть известных исследований привязанности проводилась на животных.
- Исследование гусей, проведенное Лоренцем (1935), показало, что привязанность может развиваться только до определенного момента в раннем развитии. Это называется критическим периодом.
- Исследование Harlow (1958) на макаках-резусах показало, что привязанность развивается через комфорт, который обеспечивает человек, осуществляющий уход, и что отсутствие комфорта может привести к серьезной эмоциональной дисрегуляции у животных.
Что происходит, когда привязанность не развивается? Джон Монотропная теория Боулби утверждает, что здоровая связь между ребенком и опекуном необходима для развития ребенка и его психологических результатов. Он утверждал, что материнская депривация, препятствующая формированию такой связи, может даже привести к психопатии.
Рис. 2. Привязанность развивается через взаимность и синхронность взаимодействия, freepik.com
Психопатология
Что мы считаем нормальным или здоровым? Как мы можем отличить нормальные человеческие переживания, такие как горе или печаль, от депрессии? Вот некоторые из вопросов, на которые призваны ответить исследования в области психопатологии. Психопатологические исследования также направлены на выявление когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, которые характеризуют различные психологические расстройства, такие как фобии, депрессия или обсессивно-компульсивное расстройство.
Существует несколько подходов к пониманию психопатологии:
Поведенческий подход рассматривает, как наш опыт может усилить или ослабить психопатологию.
Когнитивный подход определяет мысли и убеждения как факторы, способствующие психопатологии.
Биологический подход объясняет расстройства с точки зрения аномалий в функционировании нервной системы или генетической предрасположенности.
Примеры основных психологических теорий
Мы кратко упомянули ряд психологических теорий; давайте теперь более подробно рассмотрим теорию примеров в фундаментальной психологии. В своем знаменитом эксперименте с послушанием Милгрэм обнаружил, что большинство участников подвергали другого человека опасным и потенциально смертельным ударам током по приказу властей. Теория агентов Милгрэма объясняет, как ситуационные факторы могут привести к тому, что люди будут выполнять приказы авторитетной фигуры, даже если это действие противоречит их совести.
Милгрэм определил два состояния, в которых мы совершаем действия: автономное и агентное состояние . В автономном состоянии мы решаем действовать независимо от внешнего влияния. Поэтому мы чувствуем личную ответственность за то, что делаем.
Однако, когда мы получаем приказ от власти, которая может наказать нас за непослушание, мы переключаемся в агентное состояние. Мы больше не чувствуем личной ответственности за свои действия; в конце концов, решение действовать было принято кем-то другим. Таким образом, мы можем совершить аморальный поступок, который иначе не стали бы совершать.
Как психология влияет на нашу жизнь?
Психология может дать нам понимание широкого круга вопросов.
Почему мы привязываемся к другим?
Почему одни воспоминания сильнее других?
Почему у нас развиваются психические заболевания и как их лечить?
Как мы можем учиться или работать более эффективно?
На приведенных выше примерах и, возможно, на ваших собственных, легко увидеть огромное практическое применение психологии. Социальная политика, системы образования и законодательство отражают психологические теории и выводы.
В своей монотропной теории привязанности психолог Джон Боулби обнаружил, что если человеческие младенцы лишены материнского внимания и привязанности в ранние годы, это может привести к негативным последствиям в подростковом и взрослом возрасте.
Основные факты психологии
Социальное влияние | Соответствие | В ASCH (1951). Последовательный эксперимент, 75% Участников, согласованный с группой ASCH. задание хотя бы раз. Это показывает, что у нас есть сильная тенденция приспосабливаться, даже когда мы знаем, что большинство неправо. |
Послушание | В эксперименте Милгрэма (1963) 65% участников подчинялись приказам экспериментатора наносить болезненные и потенциально смертельные удары электрическим током другому человеку. Это исследование показывает, как люди часто подчиняются неэтичным приказам. | |
Память | Долговременная память | Долговременная память обладает потенциально неограниченным объемом хранимой информации. |
Свидетельские показания | Свидетельские показания не всегда являются лучшим доказательством. Даже если свидетель не лжет, в большинстве случаев наши воспоминания могут быть неточными. свидетель может помнить преступника с оружием, даже если это не так. | |
Привязанность | Исследования привязанности на животных | время с моделью, которая обеспечивает комфорт. |
Внутренняя рабочая модель Боулби | Привязанность к нашему основному опекуну в детстве создает план наших будущих отношений. Он формирует наши ожидания относительно того, как должны выглядеть отношения, как к нам следует относиться и можно ли доверять другим. Это также может повлиять на то, как мы реагируем на угрозы быть покинутыми. | |
Психопатология | Определение аномалии | Трудно сказать, что соответствует ограничениям нормы, а что можно назвать ненормальным. При определении ненормальности в психологии мы обращаем внимание на то, насколько распространен симптом/поведение, отклоняются ли они от социальных норм, ухудшают ли они функционирование человека и отклоняются ли они от идеального психического здоровья . |
Модель Эллиса A-B-C | Согласно Альберту Эллису, эмоциональные и поведенческие последствия, связанные с депрессией, вызваны нашими иррациональными убеждениями и негативными интерпретациями, а не только негативными событиями в нашей жизни. Эта теория основывается на когнитивном подходе к лечению депрессии, который направлен на борьбу с этими иррациональными убеждениями, которые усиливают депрессию. | |
Лечение фобий | Люди с фобиями склонны избегать раздражителей, которые вызывают у них сильную реакцию страха. Однако было обнаружено, что поведенческие методы лечения, связанные с воздействием раздражителя, могут быть эффективными при лечении фобий. |
Основные школы психологии
К основным школам психологии относятся:
Психоанализ
Бихевиоризм
Когнитивизм
Функционализм
- 003
Одной из первых современных школ психологии является фрейдовский психоанализ . Эта школа утверждает, что проблемы с психическим здоровьем возникают из-за неразрешенных конфликтов, прошлых травмирующих переживаний и подавленного содержимого бессознательного. Привнося бессознательное в сознание, он стремится избавить людей от психологического стресса.
Бихевиоризм
Еще одна школа, возникшая в начале двадцатого века, — это бихевиоризм , первооткрывателем которого стали такие исследователи, как Павлов, Уотсон и Скиннер. Эта школа сосредоточилась только на изучении поведения, а не скрытых психологических процессов. Этот подход утверждает, что все человеческое поведение изучается, это обучение происходит либо путем формирования ассоциаций стимул-реакция, либо посредством обратной связи, которую мы получаем от окружающей среды (поощрения и наказания).
В середине двадцатого века в ответ на психоанализ и бихевиоризм возникла гуманистические подходы . Гуманистическая психология часто ассоциируется с Роджерсом или Маслоу. Он отходит от детерминированного взгляда на человеческое поведение и фокусируется на том факте, что люди способны на свободную волю, мы можем формировать свою судьбу, мы интуитивно знаем, как мы можем развиваться, чтобы полностью реализовать свой потенциал. Гуманистическая психология стремится создать среду безусловного положительного отношения, в которой люди чувствуют себя в безопасности, чтобы развить истинное понимание своей личности и потребностей.
Когнитивизм
Примерно в то же время был разработан когнитивизм , подход, который в отличие от бихевиоризма изучает внутренние психологические процессы, влияющие на наш опыт. В центре внимания когнитивной психологии находится понимание того, как наши мысли, убеждения и внимание могут влиять на то, как мы реагируем на окружающую среду.
Функционализм
Функционализм — это ранний подход, который сместил внимание исследователей с анализа психических процессов и создания структур, которые представляли бы их и их основные элементы, на развитие понимания их функций. Например, вместо того, чтобы разбивать тревогу на ее причины и основные элементы, функционализм предлагает сосредоточиться на понимании функции тревоги.
Рис. 3. Различные подходы в психологии рассматривают благополучие через разные призмы.
Основы психологии. Ключевые выводы
- Психологию в целом можно определить как область науки, занимающуюся изучением сознания и поведения.