Психология – наука о психике
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 29Следующая ⇒В дословном переводе психология – наука о душе (psyche– душа, logos – понятие, учение), таким образом, психология – наука о психике и психических явлениях.
Что же такое психика? Ученые-материалисты определяют ее как особую форму отражения окружающего мира, свойственную высокоорганизованной материи.[1]
1Под отражением понимают способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.
Здесь следует отметить, что психика возникает там, где есть достаточно сложно организованная нервная система, а это означает, что психические явления характерны не только для человека, но и для животных. Более того, наука не исключает того, что со временем искусственно могут быть созданы достаточно сложные компьютерные системы, в которых могут возникнуть психические явления.
Особенность психологии, определяющая ее трудности, – это нематериальность психических явлений, что делает их недоступными для непосредственного изучения. Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь. При ее изучении не помогут ни сверхмощный микроскоп, ни самые чувствительные методы химического анализа. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, материальным признакам их проявлений. В этом сложность психологии как науки, но этим она и увлекательна.
Психология – наука о психике и психических явлениях.
Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще одно определение психики.
Психика человека – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.
Особенности психологии как науки
Отличия психологии от других наук показаны на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Особенности психологии как науки
Основные направления психологии
Основные направления психологии представлены на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Основные направления психологии
Фрейдизм и неофрейдизм: преобладающая роль подсознания в психической жизни человека.
Бихевиоризм: поведение как основной объект исследования и отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики.
Гештальтпсихология: попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), несводимого к сумме отдельных элементов восприятия.
Гуманистическая психология – воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации.
Предмет психологии
Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.
В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда.
В первом из них предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Согласно второму предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы
и механизмы психической деятельности.Рассмотрим первый подход к предмету психологии (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Предмет изучения психологии (первая версия)
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. Основные виды психических процессов приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Виды психических процессов
Помимо вышеприведенной, существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем – на внутренние и внешние (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Разновидности психических процессов
На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Разновидности психических состояний
О степени влияния негативных психических состояний могут говорить следующие примеры:
♦ такое групповое психическое состояние, как паника, является причиной финансовых кризисов, дефолтов и крахов банков;
♦ другое психическое состояние – конфликт – может привести к срыву деловых переговоров или разрушению семейных отношений.
Отметим, что оба эти состояния носят промежуточный характер, так как, с одной стороны, являются внутренними психическими переживаниями, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление.
Помимо негативных групповых психологических состояний, имеются и позитивные, например, сплоченность коллектива предприятия или благоприятный психологический климат внутри организации.
Третья группа психических явлений, выделяемая в рамках первого подхода – психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности.
Некоторые авторы считают, что в рамках данной классификации можно дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования – то, что становится результатом развития психики человека. Последние формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят: знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д.
Согласно второму подходу предметом психологии являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Предмет психологии (вторая версия)
К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр. Психический факт (оптической иллюзии) продемонстрирован на рис. 1.7: на первый взгляд кажется, что верхний отрезок больше нижнего, хотя они равны между собой.
Примером психического закона
является закон Вебера – Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения».Рис. 1.7. Пример оптической иллюзии
Другой пример: закон изменения скорости развития двигательного навыка. На рис. 1.8 виден экспоненциальный характер изменения скорости развития двигательного навыка – скорости работы на клавиатуре: сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется.
Рис. 1.8. Кривая выработки двигательного навыка
Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.
Объект и задачи психологии
Основной задачей психологиикак науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.
Частными задачами психологии являются:
♦ изучение механизмов психических явлений и процессов;
♦ анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;
♦ содействие внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.
Что касается объектапсихологии, то в его определении мы сталкиваемся с некоторыми трудностями. Обычно считается, что объектом науки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука исследует. Таким образом, объектом психологии нужно признать человека. Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания. Чтобы выйти из этого терминологического противоречия, можно обозначить объект общей психологии как психику во всем многообразии ее проявления в процессе взаимодействия организма и окружающего мира.
ПСИХОЛОГИЯ — это… Что такое ПСИХОЛОГИЯ?
психология — психология … Орфографический словарь-справочник
ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия
психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — (от психо… и …логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… … Большой Энциклопедический словарь
ПСИХОЛОГИЯ — (от психо… и…логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души ( О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Современная энциклопедия
психология — и. ж. psychologie f. 1. Наука о психике, психической деятельности человека. Общая психология. БАС 1. Экспериментальная психология. Психология животных . Уш. 1939. || Учебный предмет, излагающий содержание этой науки. БАС 1. || Книга, излагающая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Психология — (от психо… и …логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПСИХОЛОГИЯ — (греч., от psyche душа, и logos учение, наука). Наука о душевной деятельности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХОЛОГИЯ греч., от psyche, душа, и lego, говорю. Наука о душе. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, психологии, мн. нет, жен. (греч. psyche душа и logos учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных).… … Толковый словарь Ушакова
психология я — ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Тема 1. Психология как наука и область гуманитарной практики Образовательные задачи:
– Понять, что такое психология как наука.
– Осознать место науки психологии в пространстве современных наук.
– Усвоить методологические основы психологии и её основные категории.
– Сформировать представление об объекте и предмете психологии, основных научных парадигмах в изучении предмета психологии.
Содержание
1. Характеристика психологии как науки, ее предмет и задачи.
2. Научная и житейская психология.
3. Естественно-научная и гуманитарная парадигма в науках о человеке и обществе.
4. Методологические основы и методы изучения человека.
5. Основные отрасли психологии.
1. Характеристика психологии как науки, ее предмет и задачи
Курс «Общей психологии», по сути, является тем научным фундаментом, на который должны ложиться все остальные знания о человеке, его особенностях, воспитании, обучении, взаимодействии с окружающим пространством, людьми. Именно в этом курсе закладывается представление о том, что такое человек. Человек не только воспринимает окружающий мир и как-то относится к нему, он и действует в этом мире, проявляя свою активность, принимает решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, иначе говоря, осуществляет волевую деятельность. Каждый человек отличается чем-то от других. Один интересуется музыкой, другой – спортом; первый горяч, вспыльчив, несдержан, второй спокоен и невозмутим.
Восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля, проявления темперамента и характера – явления человеческой психики. А наука, изучающая психические явления, называется психологией.
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Психика – свойство высокоорганизованной материи. По сути, это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. По своему содержанию психика является отражением объективной действительности. Отражение есть взаимодействие, при котором одни явления своими воздействиями представлены или отражены в других [2].
Психика выполняет ряд функций. Основными функциями психики являются отражение, регулирование и обеспечение целостности организма [3]. Данные функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Основные функции психики
Таким образом, психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики, то есть психология изучает так называемые психические процессы и психические свойства личности (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Классификация психических процессов, состояний и свойств
Наиболее динамичными и исходными в психической жизни являются процессы. Психическими процессами называются отдельные формы или виды психической деятельности.
В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов (различный свет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущения и т. д.), восприятие (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение. Эмоциональные процессы (чувства, эмоции) отражают отношения человека к различным явлениям и окрашивают жизнь человека оттенками переживаний. Регуляторные процессы, основным назначением которых является регуляция поведения и деятельности человека, обеспечивающая избирательный и целенаправленный характер реакций. К регуляторным процессам относятся процессы внимания и воли.
Кроме этого, выделяются так называемые интегративные, или сквозные, психические процессы, которые участвуют в протекании всех психических процессов, к ним относятся: речь, которая выступает в качестве второй сигнальной системы и связывает чувственное и логическое познание; память, которая может быть образной, логической, эмоциональной. Кроме того, память связывает в сознании человека настоящее и прошлое, обеспечивая целостность личности.
Психическими свойствами личности называются наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент как проявление типа нервной системы в поведении человека – активность, возбудимость и т. д., характер).
Психические состояния – относительно устойчивые явления психической деятельности, характеризующие психику в целом. Их можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы. Они могут благоприятствовать или не благоприятствовать активной деятельности. Это состояния работоспособности, утомления, стресса, аффекта и др.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
Психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности [6]. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. В этом смысле следует говорить о единстве психики и деятельности человека. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, творческую).
Наличие психики связано с высшими формами органической жизни, проявления психики свойственны только животным и человеку [6]. Психика животных гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Психика человека качественно отлична от психики животных. Только человеку присуща высшая форма психической жизни – сознание. Сознание выражается в целенаправленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую среду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои действия, планировать путь и средства достижения поставленных целей, отчетливо представлять себе конечный результат.
Таким образом, психология – это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.
Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета и объекта. Объект науки определяется как область объективной действительности, как определенная форма движения материи, определенный круг явлений, развивающихся или функционирующих согласно своим собственным внутренним закономерностям, т. е. объект – это то, на что направлена данная наука (в нашем случае это человек) [6].
Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется достаточно отчетливо – это ощущения, восприятия, мысли, чувства, желания – все то, что составляет внутренний мир человека. Сам термин психология происходит от двух греческих слов psyche – душа и logia – знание, понимание и означает учение о душе [1].
Предмет исследования – это определенный и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ освоения объекта.
Предметом изучения психологии являются конкретные факты психологической жизни, выяснение психологических законов и закономерностей. Другими словами психология изучает факты, закономерности и механизмы психической жизни.
Однако чрезвычайно долгое время определение предмета психологии вызывало значительные споры среди ученых.
Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т. д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Однако ни первый, ни второй подход не является действительно точным в определении предмета психологии.
Вопрос о соотношении материи и сознания, материального мира и духовных феноменов является также основным вопросом философии. В зависимости от того, как он решается, все ученые делятся на два противоположных лагеря: идеализма и материализма [6].
Идеализм рассматривает сознание, психику как первичную, существующую независимо от материального мира, субстанцию. Развивая учение о душе, Платон считал, что душа первична, существует независимо от тела; душа – это идея, вечная, бессмертная. Природа, материя рассматриваются как вторичное, производное от духа, идей, сознания. В современных условиях идеализм редко предстает как открытое признание особой нематериальной сущности души. Чаще всего он представлен в виде дуализма, который берет свое начало от учения крупнейшего естествоиспытателя XVII в. Декарта. Он ввел в психологию два понятия: рефлекса и сознания. Его дуализм заключается в том, что он противопоставил материю и дух, считая, что материальными, рефлекторными по своей сути являются только элементарные, психические акты, которые осуществляются машинообразно. Высшие психические проявления, дух, сознание существуют сами по себе, независимо от мозга. На почве дуализма в психологии XIX в. широкое распространение получила теория так называемого психофизического параллелизма, утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно, независимо друг от друга. С других позиций к сущности психических явлений подходит материализм. С точки зрения материализма психические явления являются результатом жизнедеятельности материи, мозга. Материя рассматривается как первичная основа, субстрат, носитель психики. Материалистические идеи берут свое начало от таких древнегреческих мыслителей, как Гераклит, для которого материальным началом всего был огонь; Демокрит с его учением о мельчайших атомах души. Но наиболее определенно материалистические тенденции в изучении психического развил Аристотель в своем трактате «О душе». Он признает единство души и тела, сама душа мыслится им как целое и не делимое на части. Ощущения и восприятия выступают как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых формируются более сложные формы психического [3].
Для современной психологии характерен подход, в котором предметом психологии как науки является психическая деятельность, психика, сознание человека.
2 Этап (XVII — первая половина XIX века)
С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытных методов стали изучаться закономерности сознания человека – его способность думать и чувствовать, были заложены предпосылки научного понимания сущности психики и сознания. Психология этого периода характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с умозрительных позиций без необходимой экспериментальной базы.
1. Французский философ и математик Рене Декарт создал теорию, объясняющую механизм поведения: информация через органы чувств по нервам («тончайшим трубочкам») поступает в мозг, возбуждает в нем «животные души», которые по двигательным нервам вытекают в мышцы, что приводит их к движению. Декарт ввел понятиерефлекса — ответной реакции организма на раздражение.Декартовский дуализм – тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», находящаяся в головном мозге. Так понятие «душа» стало превращаться в понятие «разум», а позднее – в понятие «сознание». Декарт заложил основу детерминистской (причинностной) концепции поведения, явился основателем интроспективной (от лат. «интроспекция» – самонаблюдение) психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит: «Я мыслю, значит, я существую».
2. Английский философ и педагог Джон Локк — родоначальник эмпирической (опытной) психологии — душу человека рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано,но жизнь, на которой оставляет «свои письмена».Дж. Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
3 Этап (вторая половина XIX века – 10-е годы XX века) — Психология как наука о поведении.
1. Исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX века (эволюционное учение Чарльза Дарвина, исследования чувствительности различных органов чувств) заложили основы для экспериментальных психофизических исследований. Открыта первая психологическая экспериментальная лаборатория в Лейпциге в Германии (Вильгельм Вундт), в России при Казанском университете (Владимир Михайлович Бехтерев), психологический институт в России при Московском университете (Георгий Иванович Челпанов) и психоневрологический институт в Санкт-Петербурге (Владимир Михайлович Бехтерев), создаются кафедры психологии в вузах. С этого времени психология становится самостоятельной экспериментальной наукой. Основоположником отечественной научной психологии считается русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сеченов, который в книге «Рефлексы головного мозга» попытался объяснить многие психические процессы с позиций рефлекторной теории. Его последователь русский физиолог Иван Петрович Павлов изучал условные рефлексы в деятельности организма. Его работы повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
2. Одновременно с развитием экспериментальных методов изучения психических явлений рядом зарубежных психологов широко использовался метод интроспекции, позволивший им прийти к выводу, что человеком управляет не душа, а сознание. В то же время другие зарубежные психологи предложили отказаться от изучения сознания и сосредоточить основное внимание психологии только на том, что доступно методу наблюдения – на поведении человека. В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа.
4 этап (с 20 годов XX века) – Психология как наука о механизмах функционирования психики.
Данный этап начался с первой трети XX века и продолжается до настоящего времени. Психология стала опираться на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работы мозга. Он открыл и изучил условные рефлексы, которые являются материальной основой памяти и ассоциаций.
Представитель данного этапа – американский физиолог Джеймс Олдс, впервые вскрывший механизмы возникновения эмоций. В 1954 году американский нейрофизиолог Джеймс Олдс изучал, какие функции выполняют различные структуры мозга. Для этого он вводил в мозг животного тончайшие металлические иголочки-электроды, подавал небольшое электрическое напряжение, а затем наблюдал за изменениями в поведении животного. Таким образом, Дж. Олдс изучал механизмы возникновения сна. Однажды он ошибочно ввел электроды не в ту область, которую исследовал. Ему показалось, что раздражение этой области принесло животному явное удовольствие. Он соорудил рычажок и дал возможность крысе, нажимая на него лапкой, стимулировать свой мозг. Крыса начала это делать с частотой 5 000 стимуляций в час и делала до тех пор, пока внезапно не упала и не заснула. Проснувшись, она тотчас возобновила стимуляцию. Исследователь пытался отвлечь ее, предлагая питье и еду, но она не обращала на это внимания. Ее не отвлекали даже страх и сильная боль. В конце концов, крыса обессилела и умерла, нажимая лапкой на рычажок. Нейрофизиологи, заинтересовавшись этим феноменом, стали его изучать. Были проведены исследования с кроликами, морскими свинками, кошками, собаками, обезьянами — всегда происходило одно и тоже. Ничто не отвлекало животное от стимуляции этого участка мозга до самой смерти.
К данному этапу можно отнести американского физиолога Роджера Сперри, открывшего межполушарную ассиметрию мозга, американского психолога Абрахама Маслоу, создавшего концепцию «пирамиды актуальных потребностей», и других исследователей, создавших различные школы и направления в психологии. Благодаря исследованиям в различных науках психологам удалось лучше понять строение и механизмы работы мозга человека.