Развитие интеллектуальных способностей: Развитие интеллектуальных способностей дошкольников | Дефектология Проф

Содержание

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников | Дефектология Проф

В наше технологичное время часто можно увидеть, как дошкольники сосредоточенно манипулируют с экраном смартфона или планшета. Родители при этом удовлетворенно отмечают, что у них растет интеллектуал, и что их ребенок явно имеет способности. Спору нет в том, что ребенок уже чему-то научился. Но имеют ли подобные манипуляции отношение к способностям? В частности, к интеллектуальным, с которыми связывают сферу инновационных технологий? 

Какие способности называют интеллектуальными

Интеллектуальные способности дошкольника зачастую отождествляют с осведомленностью или с умением выполнять определенные алгоритмы, в то время как это разные понятия и разные составляющие развития ребенка. Способности не являются знаниями или навыками. Их можно сравнить с инструментом, позволяющим приобретать знания, оперировать ими, а также обучаться выполнению действий.

Что касается интеллектуальных, то они относятся к познавательным, умственным способностям, но имеют узкую специализацию и являются «инструментом» мыслительных процессов. Интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная мыслительная деятельность.

Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.

В сравнении с другими видами способностей, особенность интеллектуальных заключается в том, что они применяются не к отдельному виду деятельности, а ко всем направлениям. Чем более развиты интеллектуальные способности, тем эффективнее ребенок во многих узконаправленных видах деятельности, потому что в состоянии мыслить самостоятельно, чтобы найти новые подходы и способы решения возникающих задач.

Составляющие интеллектуальных способностей

Какое же волшебство содержится в интеллектуальных способностях, если они умеют повысить успешность многих действий? Понимание в этот вопрос внесет выделение основных действующих компонентов, образующих интеллектуальный талант:

  • способность анализировать
  • способность комбинировать и преобразовывать
  • способность рассуждать и делать выводы
  • способность планировать

Раскроем суть перечисленных составляющих, благодаря которым проявляется поисковая активность, сообразительность и мыслительная инициативность дошкольника.

Способность анализировать заключается в умении выделять различные особенности и характеристики объекта.

Способность комбинировать элементы и преобразовывать объекты позволяет создавать разные сочетания предметов и их составляющих.

Способность рассуждать проявляется в умении формулировать одну мысль за другой так, что последующее суждение вытекает из предыдущего либо выявляются причинно-следственные связи.

Способность планировать заключается в продумывании нескольких шагов для получения результата, для достижения поставленной цели.

Каждый из перечисленных компонентов имеет количественную и качественную характеристику. Чем больше у ребенка развита способность, тем с большим количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибочных предположений и действий он допустит.

Например, составляя паззлы в картинку, ребенок не будет хаотично передвигать их ради случайного попадания, а станет обращать внимание на фигурные края и часть рисунка. Кстати, данную особенность можно использовать в качестве первичной диагностики развития интеллектуальных способностей дошкольника.

Как проявляются интеллектуальные способности в дошкольном возрасте

Первые проявления интеллектуальных способностей ребенка происходят через наглядное моделирование.

Наглядные модели отражают свойства и взаимосвязи предметов и явлений, поэтому они являются средством познания настоящих отношений.

Посмотрите на рисунок 5-летнего ребенка. Все, что он изображает, далеко не копия. Малыш моделирует, вычерчивая поверхностное подобие предметов, людей, объектов живой природы. Сложно нарисовать елочку, но легко изобразить зеленый треугольник. Очень непросто нарисовать человека – выручат кружок и несколько черточек или кружок в паре с треугольником.

Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и усложняется на основе развития интеллектуальных способностей. Начиная с простых замещений реальных предметов простыми формами, дети к старшему дошкольному возрасту научаются сами строить модели, используя символические обозначения.

Потенциал младших дошкольников

Дети младшего дошкольного возраста соотносят реальные предметы с геометрическими фигурами, но ориентируются на форму предмета, не принимая во внимание величину. У них еще только начинает формироваться способность к анализу, позволяющая заметить одно-два свойства реального объекта.

Если перед малышом разместить много колечек разного цвета и предложить собрать однотонную пирамидку, он будет нанизывать на стержень кольца одного цвета, не обращая внимания на их размеры. Когда взрослый направляет внимание ребенка на величину, он начинает учитывать это свойство.

Младшие дошкольники строят вертикальные башни и горизонтальные модели (поезд, мост). Они способны объединить несколько предметов в группу. Ребенок справляется с заданием, если ему предложить несколько карточек с изображением еды, одежды, транспорта, мебели и пр., и попросить выбрать картинки «что стоит в комнате», «что можно съесть».

Также малыши 3-5 лет делают первые шаги в планировании. Они справляются с заданием, выслушав примерную инструкцию: «Посади мишку и зайку рядом, а куклу перед ними. Спрячь мячик под стол, а карандаш в коробку». Подобные задания стимулируют развитие интеллектуальных способностей ребенка, а также развивают память и внимание.

Интеллектуальные способности старших дошкольников

Наглядное моделирование в старшем дошкольном возрасте поднимается на более высокую ступень. От использования моделей конкретных предметов дети переходят к обобщенным символам, отражающим существенные признаки объектов.

Развивается конструктивная деятельность – яркий пример наглядного моделирования, способствующий формированию интеллектуальных и творческих способностей. Если старший дошкольник строит пространственную модель, то это целая империя с замками, воротами, мостами.

Старшие дошкольники научаются составлять графические модели (план комнаты, схема детской площадки), собирать конструкции, ориентируясь на чертеж. С интересом отыскивают пути во всевозможных лабиринтах.

Развитие интеллектуальных способностей осуществляется благодаря осмыслению причинно-следственных связей, научению объединять разрозненные элементы в целостную схему.

Шестилетние дети успешнее находят существенные признаки и классифицируют объекты, употребляя обобщенные понятия (выделяют группы животных, фрукты-овощи, транспорт, посуду), придумывают оригинальных персонажей, наделяя их позаимствованными у других героев свойствами.

Планирование цепочки шагов переходит во внутренний план. Старший дошкольник предпочитает сообщать, на какой результат он настроен, а не перечислять шаги: «Сейчас построю город», «Рисую летающую тарелку – я потом расскажу, как она устроена».

В старшем дошкольном возрасте многие дети охотно оперируют математическими символами – цифрами, изображениями геометрических фигур. Это благоприятно сказывается на развитии специализированных математических способностей, которые также относятся к интеллектуальным.

Приемы и средства развития интеллектуальных способностей

Познавательная и интеллектуальная активность дошкольника, основанная на анализе, синтезе, преобразовании, установлении причинно-следственных связей и планировании, создает условия для развития интеллектуальных способностей.

Родителям не стоит полагаться, что интеллектуальные способности их детей будут развиваться сами по себе. И тем более, не следует связывать подобные ожидания с компьютерными игрушками, которые приучают детей быстро реагировать на определенные комбинации, и никакого отношения, за редким исключением, к мыслительной активности не имеют.

Существуют проверенные методы и приемы, способствующие формированию интеллектуальной гибкости и соответствующих способностей:

  • Решение проблемных задач
  • Поисково-исследовательская деятельность
  • Наглядное моделирование
  • Кодирование и декодирование
  • Придумывание сюжета на основе эпизода или заданных ролей
  • Генерирование идей по принципу «мозгового штурма»
  • Игры на развитие словесно-логического мышления

Безусловно, родителям придется немного потрудиться, чтобы подобрать карточки для классификации изображений или закодировать сообщение в ребус, придумать проблемную задачу или идею для «мозгового штурма». Но успешное развитие ребенка дошкольного возраста происходит только при активном участии взрослого. Даже подбор развивающих игрушек требует ответственного отношения.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Развитие интеллектуальных способностей ребенка в школе

О чем речь? Одной из основных задач образования является развитие интеллектуальных способностей ребенка. В широком смысле это означает становление гибкого мышления, широкого кругозора и умения анализировать.

На что обратить внимание? Очевидно, что подобное интеллектуальное развитие способствует успешной и счастливой жизни в будущем, поскольку оно помогает определить не только карьерный, но и личностный вектор выбора. Как же помочь ребенку развить такие способности?

Оглавление:

  1. Особенности интеллекта ребенка
  2. Этапы формирования интеллекта человека
  3. Факторы, влияющие на развитие интеллектуальных способностей ребенка
  4. Программа развития интеллектуальных способностей ребенка
  5. Методы развития интеллектуальных способностей детей на уроке

Особенности интеллекта ребенка

Хотя единого определения, что такое интеллект, не существует, его развитие у ребенка имеет очень важное значение.

Можно выделить три основных подхода в научном понимании этого качества психики:

  1. Интеллект как умение человека приспосабливаться к условиям и требованиям окружающей среды.
  2. Интеллект как индивидуальный показатель усвоения индивидом знаний, умений и навыков.
  3. Интеллект как способность к абстрактному, отвлеченному мышлению.

Развитие интеллектуальных способностей ребенка является очень важной и сложной частью многоэтапного непрерывного процесса его общего развития и представляет собой овладение комплексом различных умений и навыков.

Ученые доказали, что нет крайнего предела формирования интеллекта, взрослые люди тоже способны совершенствовать свои умственные способности. Часто детском и подростковом возрасте не все понимают важность интеллектуальной деятельности, повзрослев и осознав ранее неиспользованные возможности, любой человек может наверстать упущенное.

Особое внимание следует обратить на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка школьного возраста. Бытует ошибочное мнение: если одаренный человек демонстрирует неординарные способности в определенной области, то заниматься развитием других его индивидуально-психологических свойств необязательно.

Такой подход может привести к возникновению определенных трудностей. Например, индивид с математическим складом ума будет легко решать сложные задачи, но испытывать затруднения при выполнении гуманитарных заданий. Гармоничное интеллектуальное развитие личности способствует более успешной адаптации к изменениям внешнего мира и повышению эффективности деятельности в различных социальных сферах.

Этапы формирования интеллекта человека

Формирование интеллекта человека начинается еще на этапе внутриутробного развития и достигает своей высшей точки формирования в раннем детстве, дошкольном и школьном периодах. Этот сложный процесс можно разделить на четыре этапа:

Сенсомоторный интеллект – от рождения до 2 лет

Малыш от рождения до 2 лет познает мир посредством различных действий (хватания, кусания, рассматривания и т. д.) и органов чувств. Ребенок учится оперировать конкретными предметами, понимает, что его целенаправленная активность приводит к определенным последствиям. Он осознает свою автономность от окружающего мира.

Дооперациональный период – от 2 до 7 лет

Для этого возраста характерно постепенное формирование «внутреннего плана». Ребенок формирует понятия, учится в сюжетно-ролевой игре использовать символы и предметы-заменители. Например, в игре «Врач – больной» карандаш заменяет термометр, а стулья – автомобиль скорой помощи. Понятия детей дошкольного возраста ограничиваются личным (эгоцентрическим) опытом, мышление конкретное, они затрудняются в классификации.

Конкретные операции – от 7 до 11 лет

Этот возраст называют переломным в развитии интеллектуальных способностей ребенка. Отмечается интенсивное совершенствование умственных операций, дети активно используют логическое мышление, классифицируют по нескольким признакам, обобщают, манипулируют символами, оперируют математическими действиями, связывая их с конкретными понятиями, решают задачи. Понимают принцип обратимости операций и сохранения вещества, например, при разделении пластичной массы для лепки на несколько комочков ее общее количество не меняется.

Формальные операции – от 12 лет и старше

В подростковом возрасте развивается абстрактное и логическое мышление, воображение, появляется способность прислушиваться к мнению окружающих. Школьники умеют подбирать аналогии, понимать метафоры, планировать свою деятельность. Мыслительные операции переходят во «внутренний план», формально-операционное мышление не требует связи с реальными предметами и событиями.

В школьном возрасте развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка происходит очень быстро, это связано с расширением круга общения и постоянным поступлением новой информации. Подростки оперируют абстрактными понятиями, устанавливают связи между фактами, решают задачи, используя логику. Совершенствуются языковые навыки, дети старшего возраста хорошо понимают прочитанный текст, умеют письменно выражать свои мысли.

Факторы, влияющие на развитие интеллектуальных способностей ребенка

  • Скорость развития ребенка неразрывно связана с генетикой и наследственностью.

Для интеллектуального развития характерна индивидуальность. У каждого человека свои задатки и способности к усвоению знаний, умений и навыков, поэтому не следует сравнивать своего ребенка с другими детьми. Единого образца умственного развития не существует.

  • Активное речевое общение взрослого с ребенком ускоряет интеллектуальное развитие малыша.

Дети, с которыми много разговаривают с момента их рождения, лучше понимают речь других людей и хорошо излагают свои мысли. Вербальное взаимодействие положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей ребенка.

  • Окружающая среда оказывает непосредственное влияние на развитие интеллекта.

Способность ребенка взаимодействовать с различными окружающими его объектами и получать информацию о них способствует быстрому формированию навыков анализа.

  • Игровые занятия положительно влияют на умственное развитие малыша.

Игра для ребенка – это основной способ познания и изучения окружающего мира. Во время игровых занятий малыш без стресса усваивает новую информацию, учится ее интерпретировать, выполнять задания по инструкции или правилам

  • Полноценный сон является важным фактором, влияющим на интеллектуальное развитие.

Именно во время качественного сна происходит восстановление и укрепление нейронных связей, что в свою очередь улучшает работу головного мозга

Мы уже выяснили, что развитие интеллектуальных способностей ребенка начинается до его рождения (во внутриутробном периоде), но пик формирования интеллекта приходится на дошкольное детство и школьный возраст.

Факторы, влияющие на интеллектуальные способности ребенка

  • Генетика и наследственность – мы все разные, кто-то из нас быстро решает математические задачи, кому-то нравится сочинять фантастические рассказы, а некоторые люди начинают петь еще в раннем детстве.
  • Тип темперамента и характерные особенности ребенка: например, гиперактивному школьнику тяжелее усваивать новую информацию, чем усидчивому.
  • Детско-родительские взаимоотношения и психологический климат в семье.
  • Образ жизни членов семьи, особенно ребенка и его родителей.
  • Регулярность занятий, направленных на развитие когнитивных и коммуникативных навыков малыша.
  • Социальное положение семьи, доступность образования и финансовые возможности.

Некоторые перечисленные выше факторы не оказывают очень большого влияния на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, но есть такие, которые имеют первостепенное значение в формировании когнитивных навыков и личностных качеств.

Программа развития интеллектуальных способностей ребенка

Успешное формирование интеллектуальных способностей школьника достигается посредством обучения, когда учитель руководит познавательной деятельностью своих учеников. От профессионального мастерства педагога, его организаторских способностей, умения заинтересовать во многом зависят мотивация ребенка, готовность к саморазвитию и самообразованию, а также уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Нет бездарных детей, каждый малыш от природы талантлив, у него есть свои способности, он проявляет любознательность и желание познавать мир, учиться новому. Для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка необходима умелая организация образовательного процесса.

Главная цель педагога – с помощью разнообразных способов и приемов взаимодействия систематически и целенаправленно формировать у детей подвижность и гибкость мышления. Особое внимание следует уделять игровым и исследовательским методам обучения.

Очень важно стимулировать развитие когнитивных способностей, творческого потенциала, поисковой активности, гибкости мышления, умения анализировать, рассуждать, делать выводы, находить нестандартные решения. Только при таком подходе ребенок может получить удовольствие от обучения.

Научно доказано, что овладение новыми знаниями и развитие интеллекта возможно только в условиях проблемного обучения. Такой способ взаимодействия, когда педагог создает проблемную ситуацию и организует поисково-исследовательскую деятельность ребенка, лучше всего способствует развитию интеллектуальных способностей младших школьников.

Основная сложность этого метода заключается в том, что далеко не весь учебный материал является проблемным, но независимо от характера и содержания информация должна представляться учащимся в форме функциональных заданий, теоретических или практических проблем.

У младших школьников следует формировать познавательные навыки в игровой форме, например, в виде дидактической игры. Это требует от учителя тщательной подготовки: особого планирования урока, подбора и разработки нужных заданий, создания специальных образовательных условий. Необходимо учитывать, что комплекс задач и упражнений должен постоянно усложняться, а база знаний – расширяться.

Развитие всех видов мыслительной деятельности происходит в процессе выполнения ребенком большого количества разнообразных заданий. Главное дидактическое требование технологии развивающего обучения к современному уроку – четкая постановка образовательной цели в форме развивающих задач, которые предполагают активизацию потенциальных возможностей детей и закономерностей их становления. Если малыш успешно справляется с учебной целью, он испытывает сильный эмоциональный подъем – «интеллектуальную радость».

Еще одно немаловажное дидактическое условие реализации технологии развивающего обучения – обеспечение успешности выполнения задач учеником. Все задания должны выполнять не только обучающую функцию, но и корригирующую: создавать позитивную мотивацию обучения, повышать интерес к предмету, способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка: логического мышления и памяти, аналитико-синтетического восприятия, воссоздающего и творческого воображения.

Содержание урока изменяется в зависимости от темы, а способы выполнения учебных упражнений многократно повторяются и постепенно усложняются. Это позволяет использовать метод проблемного обучения как в развитии одаренных детей, имеющих высокий когнитивный потенциал, так и в коррекционно-развивающей работе со школьниками, испытывающими затруднения.

В младшем школьном возрасте (с 7 до 11 лет) ведущая деятельность ребенка – учебная. Успешность его адаптации к школьному обучению зависит от умения учителя применять различные игровые приемы и осуществлять мотивирующее переключение с одного вида работы на другой.

На начальном этапе подготовки развивающие и познавательные игры направлены на расширение кругозора, формирование мировоззрения и интереса к знаниям. Интеллектуальные занятия применяют не только на уроке, но и во внеурочной деятельности школьников.

Методы развития интеллектуальных способностей детей на уроке

Для развития интеллектуальных способностей ребенка на уроках ему предлагаются специально составленные задания типа «Установи закономерность», «Разгадай ребус», «Догадайся», «Найди все возможные способы решения», «Придумай», «Что изменилось», «Расшифруй», «Составь фигуру» и т. п.

Интеллектуальные игры

Такие занятия активизируют познавательную деятельность ребенка. К ним относят задания, которые стимулируют интерес обучающегося и требуют быстрого нахождения правильного решения. Это могут быть различные метаморфические выражения и головоломки, шарады, кроссворды и т. п. Отгадывание загадок можно отнести к творческой деятельности младших школьников.

Например, составление рассказа-загадки о природе будет успешно выполнено, если ребенок усвоил логические связи и закономерности между объектами реальности и явлениями природы.

Наблюдение

Хотя наблюдение относится к основополагающим традиционным методам обучения, в современной образовательной практике данный способ остается не только актуальным, но и обязательным при изучении естественных дисциплин учебной программы.

В начальных классах обучающимся предлагается доступное непосредственное наблюдение за природой, имеющее научный характер. Во время этого увлекательного процесса дети овладевают важными навыками и умениями: видеть, замечать, обнаруживать, объяснять. У школьников расширяется кругозор, растет уровень общей осведомленности, формируются эстетические чувства, развиваются различные виды мышления и внимание.

Мультимедийные презентации

Это современное средство обучения, которое широко используется для развития интеллектуальных способностей ребенка. Мультимедийные презентации упрощают задачу учителя и помогают донести учебный материал до обучающихся в наглядной форме.

Яркая компьютерная анимация хорошо удерживает внимание детей, усиливает интерес к уроку, активизирует чувственное познание учебного материала, способствует погружению в информацию, облегчает ее усвоение. Подобные инструменты обучения экономят время, повышают качество образования и культуру урока.

Дидактическая игра

Дидактика – педагогический и психологический инструментарий. Игры с правилами очень важны для развития умственных способностей младших школьников и широко используются педагогами в качестве метода формирования навыков счета, активизации логического мышления и речи.

Дидактическая игра универсальна, ее можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности при организации различных мероприятий: КВН, «Час математического досуга», «Поединок знатоков», «Умники и умницы» и др.

Дидактические игры имеют развивающую и познавательную направленность, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, стимулируют внимание, мышление, память, воображение. Именно в учебной игре формируются операции анализа и синтеза, восприятие пространственных отношений, конструктивные навыки, умение аргументировать, подчинять свои действия поставленной цели, завершать начатое дело, проверять и анализировать полученный результат.

Развитие интеллекта и личности в целом можно назвать стратегическим резервом общества, залогом успешного будущего ребенка. Совершенствование умственных способностей осуществляется на протяжении всей жизни человека, но самое активное формирование знаний, умений и навыков происходит в детском и подростковом возрасте.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Рейтинг: 5

( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

Интеллектуальное и когнитивное развитие детей и подростков

Когда родители обычно думают об интеллектуальном или когнитивном развитии, они больше думают об обучении академическим навыкам и создании базы знаний. Обычно они ограничивают свою концепцию знанием цветов, распознаванием форм, изучением алфавита и, конечно же, «3П», состоящими из чтения, письма и арифметики. Однако когнитивное и интеллектуальное развитие гораздо шире. Когнитивное развитие и интеллектуальное развитие действительно сосредоточены на том, как происходят изменения в мозге, связанные с тем, как мы думаем и учимся по мере нашего роста. Дети не просто знают меньше, чем взрослые, существуют различия в том, как они думают и понимают свой опыт. Приведенная ниже таблица дает лучшее представление о том, что мы подразумеваем под когнитивным развитием.

9000 7 Раннее постоянство объекта.
Веха Описание Приблизительный возраст
Следит за объектом вне поля зрения, ищет частично скрытый объект. 4-8 месяцев
Постоянство объекта Поиск объекта, полностью скрытого от глаз  9-12 месяцев
Причина и следствие  Понимает, что его/ее действие вызывает другое действие или ссылка на ответ 9 месяцев
Функциональное использование предметов Понимает, для чего используются предметы 7 Делает вид, что функционально использует предметы на других, или куклы  18 месяцев
Символическая игра Использует объект, чтобы символизировать что-то еще во время ролевые игры  2-3 года
Доакадемические навыки Знает буквы, цифры, формы, цвета и счет 3-5 лет
Логическое мышление Понимание сохранения материи, многостадийность решение проблем; понимает, что могут быть разные точки зрения  6-12 лет
Абстрактное мышление Способность выдвигать гипотезы, мыслить абстрактно, делать выводы  >13 лет
Жан Пиаже был швейцарским биологом и психологом, разработавшим теории когнитивного развития, основанного на его наблюдениях за детьми и посредством экспериментов с детьми, чтобы выяснить, как они учатся и развиваются, и определить, в каком возрасте они приобретают различные знания и навыки. Пиаже рассматривал интеллект как активный, конструктивный и динамичный процесс. Он заявил, что ошибки, которые дети совершают в своем мышлении, указывают на характер их мыслительных процессов. По мере развития детей структура их мышления меняется, и эти новые способы мышления основываются на прежних структурах, которые он назвал схемами. Согласно теории Пиаже, дети от природы любознательны и начинают исследовать, экспериментировать и наращивать базу знаний и набор навыков по мере продвижения вперед. В некотором роде дети и любят «маленьких ученых». В какой-то момент ребенок коснется предмета, например, чего-то на мобиле для кроватки, и заметит, что он движется. Затем он/она пробует это с другими объектами. По мере взросления их мозга и физического развития у них появляется больше возможностей для исследования окружающего мира. Благодаря игре и взаимодействию с другими людьми в их окружении маленькие дети изучают новые вещи и добавляют их в свою базу данных, потому что всегда существует несоответствие между тем, что они знают, и тем, что им нужно знать. Пиаже предположил, что ребенок использует два процесса, пытаясь лучше понять свой постоянно расширяющийся мир. Он определяет их как (1) ассимиляцию, при которой они продолжают открывать новую информацию, которую они пытаются вписать в одну из своих схем, и (2) адаптацию, когда новая информация не совсем вписывается в одну из их схем, ребенок модифицирует ее. схема размещения новой информации. Этот процесс повторяется каждый раз, когда ребенок открывает для себя что-то новое. Благодаря своим наблюдениям Пиаже выделил четыре стадии когнитивного развития:

  1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)
  2. Предоперационная стадия (2-7 лет)
  3. Конкретно-операционная стадия (7-12 лет)
  4. Формальная операционная стадия (12 лет и старше)
В то время как Пиаже считал, что детей запрограммировали переходить от одной стадии к другой по мере развития их мозга. Другой теоретик, Лев Выготский, заявил, что когнитивное развитие происходит в результате социального взаимодействия с другими людьми. Он называет это социальным конструктивизмом. Он описал три способа, которыми более опытный человек делится с ребенком знаниями и навыками. Он определил их как (1) Зону ближайшего развития, то есть то, что ребенок не может сделать в одиночку, но может сделать с небольшой помощью человека с большими навыками и знаниями, (2) Подмости, в которых участвует более знающий человек, помогающий ребенку приобрести получить новую информацию или освоить новый навык и (3) частную речь, при которой ребенок разговаривает сам с собой, часто вслух, чтобы направлять свои действия. Родители могут видеть, как их ребенок пытается что-то сделать, подойти и показать ему, как это делать, а затем рассказать ребенку о процессе, пока он не начнет делать это самостоятельно. В других ситуациях родитель может почувствовать, что ребенок готов научиться чему-то, например, решать простую головоломку на доске или изучать формы и цвета. Они представят ребенку материалы и позволят ребенку попробовать самостоятельно, а если у него возникнут трудности, они направят его. Во время этого опыта ребенок не только изучает новые вещи, но и продолжает общаться с родителями, а также общаться, благодаря чему они развивают навыки социализации и языковые навыки. Когда дети идут в школу, они получают более формальное обучение. Большинство школ основывают свой подход к обучению на основе теорий Пиаже и Выготского. Роль родителя заключается в том, чтобы проводить время, наблюдая за своим ребенком и взаимодействуя с ним, и предоставлять ему возможности учиться и развиваться, знакомя его с новыми вещами, водя его в интересные места или предоставляя материалы дома, включая предметы домашнего обихода, игрушки и книги. . Игра с родителями, игра в одиночку и игра с другими детьми являются ключом к развитию ребенка, что способствует не только когнитивному развитию, но и физическому, социальному и языковому развитию. Играть означает взаимодействовать с людьми и объектами, а не смотреть видео или играть в электронные игры. Игра также означает выход на улицу, чтобы исследовать и заниматься физической активностью. Исследования показывают, что отсутствие физических упражнений и чрезмерное воздействие электроники всех видов приводит к плохому физическому развитию, а также к ухудшению внимания и концентрации.

Советы для родителей

Несколько вещей, которые родители могут сделать, чтобы способствовать когнитивному развитию

  • Лучшее, что могут сделать родители, — это поиграть со своими детьми (от младенцев до подростков), занимаясь тем, что нравится вам обоим.
  • Познакомьте ребенка с музыкой как можно раньше. Пойте им и с ними. Включите фоновую музыку разной музыки, пока вы играете с ребенком. Подарите ребенку музыкальный набор. Научите их играть на клавиатуре. Берите их на уроки музыки. Мы настоятельно рекомендуем программу Yamaha, которая начинается с дошкольного возраста и продолжается до средней школы. Они изучают теорию музыки, как играть на музыкальных инструментах и ​​как писать собственную музыку. Ходите на детские концерты.
  • Познакомьте своих детей с искусством. Мелки и другие художественные материалы должны быть доступны. У юного Рембрандта есть национальный справочник художественных классов.
  • Проведите время с младшими детьми и почитайте им. Когда они смогут читать самостоятельно, поощряйте чтение и обсуждайте с ними то, что они читают. Задавать вопросы.
  • Играйте с ребенком в игры, начиная с «погладить тортик» и заканчивая карточными и настольными играми. Устройте семейный вечер игр.
  • Поощряйте ребенка выходить на улицу. Упражнения и свежий воздух полезны для развития мозга. Возьмите их в парк, на пляж или в лес.
  • Отправляйтесь на прогулку на природу и расскажите о том, что видите. Получить книги или информацию о вещах, представляющих интерес. Смотрите телепередачи на темы, которые им интересны, и говорите об этом позже. Вот 12 лучших телеканалов для детей: Discovery, Animal Planet, Science Channel, History Channel, Nickelodeon, Nick Jr, The Learning Channel, Disney Channel, PBS и Sprout.
  • Познакомьте их с местной библиотекой. Получить карту. Поговорите с детским библиотекарем, чтобы он порекомендовал книги для вашего ребенка. Кроме того, спросите о программах, которые у них есть для детей.
  • Узнайте в местном колледже и отделе отдыха и парков о специальных программах для детей и подростков.
  • Ходите в музеи всех видов и к любым другим достопримечательностям вокруг вас.
  • Совершайте поездки в места, где можно развлечься и побыть на природе или посетить культурные или исторические центры.
  • Пусть играют с вещами в доме. Принесите коробку или две домой и посмотрите, что они могут сделать.
  • Выбирайте игрушки с игровой ценностью (с ними можно притворяться, строить, учиться) и подходящие по возрасту. У Amazon есть отличный отдел игрушек, который предоставляет отличные инструменты для выбора правильных игрушек для вашего ребенка.

Книги, рекомендуемые для родителей

Ages and Stages: A Parent’s Guide to Normal Childhood Development  Всеобъемлющее руководство для родителей по психологическому развитию вашего ребенка от рождения до 10 лет Написано в увлекательном практическом стиле, Ages and Stages предлагает вы узнаете о преимуществах самых последних исследований в области развития детей, включая полезные советы и методы, способствующие взрослению вашего ребенка. Чарльз Шефер и Тереза ​​Фой ДиДжеронимо расскажут вам, какого поведения вы можете ожидать, когда ваш ребенок вырастет, и как вы можете помочь ему или ей перейти на следующий уровень развития. Они включают в себя многочисленные примеры, истории и задания, которые вы можете использовать немедленно, чтобы положительно повлиять на развитие вашего ребенка.

 

Растущий ум вашего ребенка: развитие мозга и обучение от рождения до подросткового возраста  Приветствуемая родителями и педагогами,  Растущий ум вашего ребенка  – это окно в увлекательный процесс развития и обучения мозга. Он исследует корни эмоций, интеллекта и творчества, переводя самые современные научные исследования в практические предложения для родителей и учителей.

Доктор Хили также занимается академическим обучением, предлагая бесчисленные советы о том, как родители могут помочь без давления. Она объясняет основы чтения, письма, правописания и математики и показывает, как помочь детям всех возрастов развить мотивацию, внимание, критическое мышление и навыки решения проблем. Мозг «да»: как воспитать в ребенке мужество, любознательность и устойчивость , отвечая реактивностью вместо восприимчивости. Это то, что авторы бестселлеров New York Times Дэниел Дж. Сигел и Тина Пейн Брайсон называют реакцией без мозгов. Но наших детей можно научить подходить к жизни с открытостью и любопытством. Родители могут развивать у своих детей способность говорить миру «да» и приветствовать все, что может предложить жизнь, даже в трудные времена. Вот что значит культивировать мозг «Да». Когда дети работают с мозгом «Да», они более склонны рисковать и исследовать. Они более любопытны и изобретательны, меньше беспокоятся об ошибках. У них лучше складываются отношения, они более гибкие и устойчивые, когда дело доходит до преодоления невзгод и сильных чувств. Они работают по четкому внутреннему компасу, который направляет их решения, а также то, как они относятся к другим. Руководствуясь своим мозгом «Да», они становятся более открытыми, творческими и устойчивыми. В «Мозге «да» авторы дают родителям навыки, сценарии, идеи и занятия, чтобы привести детей всех возрастов в исключительно полезное состояние «да». Вы научитесь.

  Mind Benders: Навыки дедуктивного мышления    Mind Bendersreg — это самые продаваемые головоломки на дедуктивное мышление, развивающие логику, понимание прочитанного и умственные организационные навыки, необходимые для достижения высоких оценок и лучших результатов тестов по всем предметам. Они также отлично подходят для развития реальных навыков решения проблем. Методы Ваши ученики научатся тщательно анализировать каждый Mind Bendersreg; головоломки и ее подсказки, определяя логические ассоциации между людьми, местами и вещами. Ключ в том, чтобы начать с наиболее очевидных ассоциаций, а затем вывести менее очевидные ассоциации, пока все, наконец, не совпадет. Преподавательская поддержка Включает пошаговые инструкции и подробные ответы. Уровни книги возрастают по сложности в пределах диапазона оценок. (от детского сада до 12-го класса)

Правила мозга для ребенка (обновленные и расширенные): как воспитать умного и счастливого ребенка с нуля до пяти , д-р Джон Медина показал нам, как на самом деле работает наш мозг, и почему мы должны перестроить наши рабочие места и школы. Теперь, в «Правилах мозга для ребенка », он делится последними научными данными о том, как вырастить умных и счастливых детей от нуля до пяти лет. Этой книге суждено совершить революцию в воспитании детей. Только один из сюрпризов: как лучше всего отправить детей в выбранный ими колледж? Научите их импульсивному контролю.

«Правила работы мозга ребенка»  преодолевает разрыв между тем, что знают ученые, и тем, что практикуют родители. С помощью увлекательных и забавных историй Медина, специалист по молекулярной биологии развития и папа, раскрывает, как развивается мозг ребенка, и что вы можете сделать, чтобы оптимизировать его.

Серия Gymboree «Занятия для детей»  Мы настоятельно рекомендуем эту серию для родителей, потому что в книгах представлено множество игровых заданий «как это сделать», которые способствуют (обеспечивают основу) развитию ребенка. От младенцев до детей младшего возраста они охватывают когнитивное, языковое, физическое и социальное развитие. Эти занятия не только стимулируют развитие, но и укрепляют отношения между родителями и детьми. Кроме того, они интересны как родителям, так и детям.

Видео о когнитивном развитии

Другие статьи о когнитивном развитии

Когнитивное развитие Вехи:

Младенцы (от 0 до 18 мес.), Малыши (от 18 мес. до 3 лет) Дошкольники (от 3 до 5 лет) Школьный возраст (6–12 лет) )Подростки (13-18)

От рождения до шести месяцев

  • Внимательно слушает звуки и голоса (к 1 месяцу)
  • Намеренно кричит о помощи (к 1 месяцу)
  • Координирует движения глаз (к 2 месяцам) месяцев)
  • Обнаруживает руки и ноги как продолжение себя (к 3 месяцам)
  • Любит повторять приятные действия (к 4 месяцам)
  • Узнает и реагирует на имя (к 5 месяцам)
  • Внимательно изучает объекты (к 6 месяцам)
  • Распознает собственное имя и реагирует на него.
  • Различает знакомые и незнакомые лица.
  • Демонстрирует счастье и несчастье звуками.
  • Демонстрирует память, ожидая, пока готовится кормление, и переставая плакать, когда человек входит в комнату.
  • Ждет кормления на виду.
От 6 до 12 месяцев

  • Предвосхищает события (до 7 месяцев)
  • Находит спрятанные предметы (до 10 месяцев)
  • Умеет указывать на части тела
  • Кладет матрешки вместе правильно
  • Развивает ожидания в отношении знакомых событий
  • Волны до свидания
  • Выполняет простые указания.
  • Поиск исчезнувшего объекта.
  • Высыпает предметы из контейнера и кладет их обратно.
  • Имитирует действия других.
  • Понимает основные причинно-следственные связи (прикосновение к горячей плите обжигает руку).
  • Любит повторение событий.
  • Ненадолго наслаждается книгой с картинками.
  • Собирает простые матрешки.
От 12 до 18 месяцев

  • Узнает членов семьи на фотографиях
  • Получает удовольствие от причинно-следственных связей
  • Способен делать выбор между четкими альтернативами
  • Начинает решать проблемы
  • Помнит больше
  • Учится, исследуя.
  • Реагирует на простые указания.
  • Указывает на знакомые объекты по запросу.
  • Помнит, где находятся вещи в разных частях дома (комнаты).
  • Охотится за спрятанной игрушкой.
  • Проявляет кратковременный интерес к книжке с картинками.
  • Дает механическую игрушку воспитателю для активации.
  • Помещает большую круглую фигуру в форму.
18–24 месяца

  • Сортирует формы и цвета
  • Имитирует поведение взрослых
  • Показывает и называет предметы
  • Называет себя по имени
  • Учится, помогая 90 098
  • Изучает такие понятия, как размер, форма и вес. когда он/она двигается и играет с предметами в окружающей среде.
  • Указывает на части тела по запросу.
  • Подтверждает отсутствие знакомых (указывает на дверь, говорит, что ушел).
  • Показывает и называет предметы в книге.
  • Начинает распознавать формы.
  • Любит причинно-следственные связи (бить в барабан, включать телевизор).
  • Выполняет простые инструкции.
  • Запрашивает названия объектов.
  • Узнает больше предметов с названиями
От двух до трех лет

  • Понимает размер
  • Начинает понимать временные последовательности (например, перед обедом)
  • Сопоставляет формы и цвета
  • Считает предметы и манипулирует ими
  • Начинает думать о последствиях
  • Способен долго концентрироваться
  • Выполняет простые указания.
  • Любит рассказывать пальчиковые игры, детские стишки и песенки.
  • Повтор рекламы на радио и телевидении.
  • Реагирует на ритмы.
  • Изучает простые отношения, такие как большое и маленькое.
  • Изобретает простые предложения для выражения мыслей.
  • Использует имена знакомых людей и предметов.
  • Запрашивает названия объектов.
От трех до четырех лет

  • Интересуется, как все работает.
  • Начинает понимать рассуждения опекунов.
  • Интересует размер и форма.
  • Идентифицирует цвета.
  • Считает от одного до десяти.
  • Подсчитывает два или более объектов.
  • Задает вопросы почему.
  • Отвечает на вопросы как.
  • Узнает имя, адрес, номер телефона, пол, возраст и имена родителей.
  • Поднимает пальцы, показывая возраст.
  • Использует слова из туалета и смеется.
  • Любит делать что-то для себя.
  • Развивает лучшее понимание причины и следствия.
  • Различает правду и вымысел
От четырех до пяти лет

  • Понимает специальные понятия (например, вокруг, впереди, высоко, рядом)
  • Заучивает наизусть до 2
  • Можно собрать 6-8 штук головоломка
  • Начинает понимать понятия времени
  • Понимает простые математические понятия
  • Запоминает основные детали магазина.
  • Улучшает способность рассуждать.
  • Знает день рождения.
  • Обозначает такие монеты, как пенни, никель и десять центов.
  • Понимает времена года.
  • Начинает понимать необходимость правил.
  • Понимает концепцию текстуры, размера, расстояния и температуры.
  • Формирует логические выводы.
  • Любит игры, проверяющие способности.
  • Улучшает их способность помнить прошлые события.
  • С трудом понимает время.
От пяти до шести лет

  • Учит правильное от неправильного.
  • Принимает правила, но не всегда понимает причину.
  • Любит рутину.
  • Проявляет повышенную концентрацию внимания и внимания.
  • Следует инструкциям относительно чисел.
  • Понимает такие термины, как больше и меньше.
  • Использует много слов, не понимая определений.
  • Разбирается просто. классификации, такие как группы деревьев и животных.
  • Раскладывает кубики и игрушки по порядку (от маленького к большому).
  • Задает много вопросов, особенно «Почему?»
От шести до девяти лет

  • Задает более сложные вопросы.
  • Желает подробных ответов.
  • Проявляет необычный интерес к числам.
  • Принимает и понимает правила.
  • Повышает концентрацию внимания.
  • Любит активные соревновательные игры.
  • Любит простые игры, такие как шашки и карты.
  • Рисует символические картинки.
  • Понимает ценность монет.
  • Любит хобби и коллекции.
  • Любит экспериментировать.
  • Любит играть с куклами, кубиками и инструментами.
От 9 до 12 лет

  • Распознает проблемы и может найти решения.
  • Делает выводы из увиденного.
  • Учит обобщать и делать выводы.
  • Интересует фактическая информация.
  • Любит групповые проекты, такие как наука и искусство.
  • Любит конструировать вещи.
  • Любит познавать животных.
  • Применяет математические понятия в повседневной жизни.
  • Подолгу занимается хобби и ремеслами.
  • Увеличивает память и мышление.
  • Становится более абстрактным.
  • Понимает цену деньгам.
13–14 лет

  • Растущая способность к абстрактному мышлению
  • В основном интерес к настоящему с ограниченным вниманием к будущему
  • Интеллектуальные интересы расширяются и становятся более важными
  • Более глубокое нравственное мышление
14–18 лет

  • Непрерывный рост способностей для абстрактного мышления
  • Больше способность ставить цели
  • Интерес к моральным рассуждениям
  • Размышление о смысле жизни

Интеллектуальное развитие детей | Ezyschooling

Образование

6-8

Химанджи Бора 5 месяцев назад

«Интеллектуальный рост должен начинаться при рождении и прекращаться только после смерти».

Альберт Эйнштейн

Интеллект — это адаптация к новым ситуациям. Когда ситуация новая и когда нет опорных рефлексов, субъект вынужден искать что-то новое. Многочисленными исследованиями было установлено, что девяносто процентов мозга развивается к шести годам. Фундамент для дальнейшего обучения закладывается в первые годы жизни.

В первые пять лет дети быстро растут и развиваются в четырех основных областях развития:

двигательное (физическое),

язык и общение,

когнитивное и

социальное/эмоциональное.

Интеллектуальное развитие относится к изменениям, которые происходят в результате роста и опыта в мышлении, рассуждениях, связях, суждениях, концептуализации и т. д. Это изменения, очевидные у детей как часть интеллектуального развития. Когнитивное развитие — это то, как дети думают, исследуют и выясняют вещи. В основном, это развитие знаний, навыков, решения проблем и предрасположенностей, которые помогают детям думать и понимать окружающий их мир. Развитие способности ребенка мыслить и рассуждать называется когнитивным развитием. Это развитие происходит по-разному в возрасте от 6 до 12 лет и в возрасте от 12 до 18 лет9.0003

Подростки от 6 до 12 лет учатся мыслить осязаемо. Они известны как конкретные операции.

Дети в раннем возрасте не только растут физически, но и быстро развиваются умственно. Они продолжают совершенствовать свои навыки наблюдения и взаимодействия с миром. Даже младенцы и малыши приобретают имплицитные теории для объяснения действий объектов и поведения людей. Позже эти теории легли в основу причинного обучения и более сложного понимания физического и социального мира.

Интеллектуальное развитие связано с обучением. Речь идет о том, как люди организуют свой разум, идеи и мысли, чтобы понять мир, в котором они живут. Основные области интеллектуального развития:

Развитие речи – помогает нам организовывать мысли и понимать окружающий мир. нас. Это помогает человеку задавать вопросы и превращать простые идеи в более сложные идеи. Развитие речи зависит от модели развития ребенка, возраста, возможности экспериментировать и использовать язык. Это основная индивидуальная потребность в общении, и язык является инструментом, который позволяет это сделать. При ежедневном словарном запасе более 10 слов средний словарный запас в 16 месяцев составляет 55 слов, 225 слов в 23 месяца и почти 6000 слов в возрасте шести лет. В возрасте около двух лет диапазон развития простирается от отсутствия словарного запаса до наличия более 500 слов. Подросткам, поступающим в школу с ограниченными языковыми способностями, требуется срочная помощь.

Когнитивное развитие – о том, как мы используем наш разум и организуем мышление, чтобы понимать окружающий мир. Когнитивное развитие зависит от модели развития ребенка, возможности играть с игрушками и играми, а также опыта действий и событий. Когнитивное развитие включает в себя воображение — способность представлять вещи, когда их нет перед вами. Используя свое воображение, дети предаются ролевой игре, ролевой игре, рассказывают истории, рисуют, раскрашивают, читают, делают модели и наряжаются.

Чтение — важный интеллектуальный навык. Ребенок рождается в среде, где он постоянно окружен словами и символами. Обучение чтению — это умение распознавать, интерпретировать и понимать сотни символов и их комбинаций, чтобы они имели значение. Процесс постепенный и имеет шаблон:

распознает изображение,

связывает буквенный символ с изображением,

распознает комбинации букв и связывает изображение с символом.

Для интеллектуального развития ребенка важную роль играют родители и школа. Роль родителя заключается в том, чтобы проводить время, наблюдая за своим ребенком и взаимодействуя с ним, и предоставлять ему возможности. Родители также помогают детям учиться и развиваться, знакомясь с новыми вещами и заставляя их посещать интересные места или предоставляя дома различные материалы, включая предметы домашнего обихода, игрушки и книги.

Кроме того, школы играют важную роль во всех аспектах всестороннего развития детей. Школы обеспечивают структурированную модель образования и способствуют умственному и психологическому росту и развитию детей. Школа влияет на успеваемость детей, приобретение ими грамотности, счета и научных знаний. Школа выступает в качестве основы жизни ребенка. Таких школ Делийская международная школа , которая верит в создание глобальных голов с сердцами.

Школа всегда старается предоставить опыт и ситуации, в которых учащиеся могут обдумать и поразмышлять над ценностями и воплотить это размышление в действие с глобальным измерением. Международная школа Дели делает упор на инклюзивное образование, чтобы можно было развивать способности каждого ребенка. Эта школа предоставляет различные навыки, которые помогают их ученикам эффективно изучать все и вся, начиная с

Сотрудничество

Общение

Воображение

Критическое мышление

Креативность

Цифровая грамотность

Лидерство

Обучение, применение и отражение ing

Интеллектуальное развитие детей обычно характеризуется развитием важных психических процессов — внимания охват, понимание информации, рассуждение, обучение, запоминание, решение проблем и мышление — от рождения до взрослой жизни. Понимание этой области развития дает вам представление о способности ваших детей к логическому мышлению на разных возрастных уровнях.

Вот как вы можете способствовать интеллектуальному развитию своих детей:

Развивать навыки решения проблем

Формирование навыков решения проблем в период формирования ваших детей может быть чрезвычайно полезным для их жизни. Вы можете поощрять их играть в настольные игры, интеллектуальные игры и головоломки. Мотивируйте их придумывать собственные оригинальные идеи, терпеливо ожидая и выслушивая их. Развивающие развивающие занятия для малышей, развивающие занятия для дошкольников и развивающие занятия для малышей – хороший способ развития интеллектуальных способностей.

Повышение внимания 

Повышение концентрации внимания может сыграть жизненно важную роль в когнитивном развитии ваших детей и малышей. То, сколько внимания ваши дети уделяют заданию, зависит от того, нравится им это или нет. Поскольку детям, поступающим в школу, приходится выполнять более структурированные, повторяющиеся и академические задачи, такие как письмо и чтение, их задачи необходимо сделать интересными для них.

Улучшение памяти

Память — сложный процесс. Существует целый ряд стратегий, которые помогут вашим детям вспомнить информацию. Вы можете научить их запоминать последовательность букв разных слов, названия животных, используя их уникальные атрибуты, и названия мест с определенными достопримечательностями. Покажите себя любящим и заботливым родителем. Включите лучшие практики, чтобы воспитывать и баловать своих детей. Наш мозг быстро увеличивается в размерах. Например, мозг двухлетнего ребенка составляет 55 % от его взрослого размера, а к 6 годам мозг составляет примерно 90% своего взрослого размера. Лобные доли быстро увеличиваются в детстве (в возрасте 3-6 лет). Вспоминая наше предыдущее объяснение четырех долей мозга, лобные доли связаны с планированием, мышлением, памятью и контролем импульсов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *