Скелет человека. Строение, химический состав и соединение костей – методическая разработка для учителей, Жаилганова Гульгиза Азыкановна
Цели обучения: |
cмогут различать отделы скелета, типы костей по форме, химический состав костей и типы их соединений. |
||||
|
Все учащиеся смогут: Различать отделы скелета человека |
||||
Большинство учащихся будут уметь: Определить типы и строение костей |
|||||
Некоторые учащиеся смогут: Различать и сравнивать отделы скелета человека и животного, определить типы, строение и состав костей |
|||||
|
Учащиеся могут: использовать предметную терминологию, наглядный и раздаточный материал. |
||||
Ключевые слова и фразы: строение, состав, типы, соединение, скелет, кости. |
|||||
Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: устный, жесты. |
|||||
Вопросы для обсуждения: — значение ОДС; — выделить типа костей по строению; — образование костей из клеток и тканей; — состав костей из веществ, придающих костям твердость, прочность, гибкость, упругость, эластичность. |
|||||
Можете ли вы сказать, почему кости требуют обогащения кальция, белка, витаминов? |
|||||
Подсказки: детский организм растет и развивается. |
|||||
Предыдущее обучение: |
органы чувств |
||||
План |
|||||
Планируемые сроки |
Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями) |
Ресурсы |
|||
Начало урока
|
Учитель: Создать рабочую атмосферу. Учитель: психологический настрой – прогноз какую оценку получу за урок. Учащиеся: Повторить правила урока. Учитель: Напомнить – каждый присутствующий несет ответственность за исполнение данных правил. Учитель: организация повторения изученного материала. Учащиеся: — работа в паре: «Да – нетка»; — работа в группе: установить соответствие |
Правила урока на формате А 4 (приложение 1) (приложение 2) (приложение 3) Постер, маркеры |
|||
Середина урока |
Учитель. Создать условия для изучения темы урока. Учитель: можете назвать тему урока? Учащиеся: называют тему урока. Учитель: Замечательно! Молодцы! Изучая скелет человека, что мы должны с вами узнать о нем? (учащиеся должны сами назвать цель урока) Учащиеся: строение, состав, типы, соединения костей. Учитель: Превосходно! Отлично! Опорно-двигательная система представлена костями, мышцами, сухожилиями, связками и другими соединительнотканными элементами. Стр. 91 Что такое кость? Учащиеся: высказывают свое понимание – что такое кость? Учитель: Молодцы! Здорово! Учащиеся: рассмотрев схему, называют отделы скелета. Учитель: (формативное оценивание) Какие существуют типы костей по форме (стр 92, схема 10, «Форма костей »стр. 5 bilimland.kz) Учащиеся: рассмотрев схему, называют типы костей по форме. Учитель: (формативное оценивание) Типы костей по строению: губчатые, трубчатые Вспомните и назовите химический состав клетки? Учащиеся – органические и неорганические вещества. Учитель: Молодцы! Как вы думаете, из каких веществ может состоять кость? Учащиеся: из органических и неорганических веществ. Учитель: Правильно! Замечательно! Какие функции выполняют органические и неорганические вещества в кости? Можете ли вы сказать, почему кости требуют обогащения кальция, белка, витаминов? Учащиеся: работа с текстом учебника — органические придают кости упругость, эластичность, гибкость. Неорганические вещества – прочность и твердость. Учитель: Прекрасно! Макроскопическое строение кости. Рост кости в длину и ширину – как это происходит? Учащиеся: работа с текстом учебника – как происходит рост кости в длину и ширину. Учитель: Молодцы! Как могут соединяться кости? Учащиеся: работа с текстом учебника. Соединения кости — подвижные, полуподвижные, неподвижные. Учитель: Молодцы! Физминутка Учитель: посмотрите внимательно видео ролик. Обратите внимание на информацию, о чем мы на уроке не проговорили. Что нового вы узнали из видеоматериала? Учащиеся: работая в паре, обсуждают и делятся информацией с другой парой. Обсуждение в группе. Объяснение групп – о чем новом узнали из видео. (синтез, анализ, сравнение) Учитель: Молодцы! Учащиеся: закрепляют знания о строении скелета, сравнивая изображение показать на макете скелета: 1 группа: «Скелет (вид спереди) 2 группа: «Скелет (вид сзади) выполняют задание – упражнение «Кости, образующие скелет» 1 группа: упражнение 1 «Сопоставьте названия костей с нумерацией, изображенной на рисунке» 2 группа: упражнение 2 «Определите соответствующие типы костей) Учащиеся: выполняют лабораторную работу №7 |
Видеоролик (приложение 4) Схема – слайд 2 Слайд — 4 Слайд – 5 Слайд – 6 Модель скелета человека bilimland.kz
Слайд — 8 Слайд – 9,10 Слайд — 11 Слайд — 12 Гербарий костей Видеоролик (приложение 5) bilimland. kz
«Как устроен скелет» bilimland.kz
Учебник стр.285-286 |
|||
Конец урока Д/з |
Учащиеся: сдают тетради для лабораторных работ. Учитель: Что вы изучили? (скелет человека) Что входит в состав ОДС? Назовите основные отделы скелета? (череп, туловище, конечности) Назовите типы костей по форме? (короткие и длинные) Типы костей по строению? (плоские и трубчатые) Каков химический состав кости? (органические: эластичность, гибкость, упругость; неорганические – вода, соли кальция») Рефлексия Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Учитель: как оцениваете работу за урок одноклассников? Самооценка? Почему? Учащиеся: взаимооценка и самооценка. Учитель: подводит итог оценивания, оценивает (суммативное). Как ваш предполагаемый прогноз оценки — совпал? Учащиеся: подводят итог самооценивания. «Мишень: активно участвовал, было интересно, было понятно, узнал новое» § 20-читать, проработать вопросы параграфа |
Критерии оценивания Карточки (приложение 7) (приложение 8) Стикеры
Слайд 13 |
|||
Дополнительная информация: свойства прокаленной и декальцинированной костей |
|||||
|
|||||
Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся? |
Оценивание. Как вы планируете собирать доказательства обучения учащихся? |
Межпредметные связи ИКТ компетентность |
|||
|
Карточки с выполненными заданиями, постер, лабораторная работа |
химия (вещества)
|
|||
Рефлексия Были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня изучили? На что была направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? |
Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева. |
||||
— Цели взяты из учебного плана, конкретные, реалистичные и достижимые, соответствуют возрастным особенностям учащихся. — Что такое скелет, его строение, химический состав, соединение. — На изучение ОДС. — Все учащиеся достигли цели обучения, по индивидуальному уровню мотивации — Этапы урока выдержаны по времени. — Использованная на уроке дифференциация показала эффективность ее использования, потому что этапы урока соблюдены без изменений и отступлений. |
|||||
Итоговая оценка Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)? 1: восприятие новой информации 2: понимание значимости знания строения, состава, соединения костей. Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)? 1: понимание оценивание по критериям 2: объективное оценивание Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах? Анастасия Потапова активно работала по схемам. |
Приложение 1
Правила урока:
— уметь слушать и слышать;
— бать активным;
— сотрудничать;
— быть доброжелательным.
Приложение 2
Работа в паре: «Да – нетка»
- зрительный нерв находится в теменной доле –
- слуховой анализатор находится в височных долях –
- вкусовая зона находится в лобной доле –
- в теменной доле находится центр координации движения –
- зона осязания находится в теменной доле —
Приложение 3
Работа в группе: установить соответствие
Зрение обоняние осязание вкус слух
Приложение 7
Выберите 1 фразу для соседа по парте:
- Ты молодец.
- Я доволен твоей работой на уроке.
- Ты мог бы поработать лучше
Выберите 1 фразу для соседа по парте:
- Ты молодец.
- Я доволен твоей работой на уроке.
- Ты мог бы поработать лучше
Выберите 1 фразу для соседа по парте:
- Ты молодец.
- Я доволен твоей работой на уроке.
- Ты мог бы поработать лучше
Выберите 1 фразу для соседа по парте:
- Ты молодец.
- Я доволен твоей работой на уроке.
- Ты мог бы поработать лучше
Выберите 1 фразу для соседа по парте:
- Ты молодец.
- Я доволен твоей работой на уроке.
- Ты мог бы поработать лучше
Приложение 8
«Мишень»
Пояснительная записка
Предмет – биология
Класс — 8
Тема. Скелет человека. Строение, химический состав и соединение костей.
Учебник «Биология 8 класс», издательство «Атамұра» 2016 год.
Тип урока – изучение новой темы.
Формы урока – индивидуальная, парная, групповая.
Методы урока – диалог, беседа, демонстрация, практическая работа.
Урок построен по семи модулям Программы уровней.
Ценности, положенные в основу урока:
Общечеловеческие — здоровье детей. Здоровье — естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей.
Общекультурные: личный успех ребенка, развитие способностей детей, уровень самооценки.
Педагогические: кооперация в обучении.
Актуальность.
Проект урока является одной из технологий, ориентированной на приобретение и применение новых знаний. В ходе деятельности педагог оценивает, насколько уместен именно данный проект, как его можно адаптировать для применения в конкретной ситуации, какими должны быть условия его применения, чтобы получить ожидаемый результат. Проектирование урока позволяет прогнозировать деятельность учителя и ученика на уроке. Проектная деятельность оказывает влияние на формирование следующих умений педагога: исследовательских (генерировать идеи, выбирать лучшее решение), информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации), оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности учащихся), презентационные и рефлексивные.
Место урока в разделе школьной программы.
Тема V Опорно-двигательная система. (6 часов)
Урок 1. Скелет человека. Строение, химический состав и соединение костей. Лабораторная работа № 7 « Изучение свойств прокаленной и декальцинированной кости»
Уровень знаний учащихся:
— значение скелета;
— форму и строение костей;
— рост костей;
— типы соединения костей.
Уровень умений учащихся:
— узнавать основные отделы скелета;
— работать с разными источниками информации;
— организовать и планировать работу в группах;
— оценивать результаты выполненной работы, учебного задания.
У учащихся развиты коммуникативные навыки.
Характеристика класса.
В классе обучаются 5 учащихся. Из них 3 девочки и 2 мальчика. Средний возраст 14 лет. В системе «ученик-учитель» отношения в классе строятся на основе взаимного уважения и доверия. 2 ученика с хорошей мотивацией, они охотно занимаются, принимают активное участие в учебном процессе. 2 ученика со средним уровнем мотивации, 1 ученица с низким уровнем. Трое учащихся требуют постоянного контроля со стороны учителя или одноклассника (хорошей мотивации). В ходе учебного процесса им необходима поддержка, контроль, направление, стимулирование (формативное оценивание). Эффективности урока можно добиться, если учащиеся на всех этапах урока находятся под вниманием и вовлечены.
Не уверенность всех учащихся в себе возникает при оценивании: самоценивание, оценивание по критериям. У ребят занижена самооценка.
Вот эти перечисленные проблемы были во внимании на протяжении урока, для того чтобы помочь учащимся преодолеть барьеры и повысить уровень мотивации.
В начале урока учащиеся, провели прогноз, какую оценку получу за урок. Прогнозы соответствовали уровням мотивации учащихся, прогнозы оказались верными. Два ученика получили «4», трое- «3».
На следующий урок следует обратить внимание на 3 учеников, так как в конце урока, при самооценивании, прослеживалась не уверенность у учащихся в усвоении новой темы, не смотря на разнообразный наглядный материал и ИКТ. А так же построить урок так, чтобы учащиеся могли, закрепив материал, самостоятельно делать выводы по новой теме, при этом материал закрепления должен быть дифференцированным.
Использованные ресурсы:
- Учебник «Биология» 8 класс «Атамүра» Р.Алимкулова.
- Видеролики – интернет ресурсы.
- «Формативное оценивание в обучении: SMART-ЦЕЛИ и критерии успешности» — АОО «НИШ», библиотека ЦПМ 2015 год.
Строение и функция скелета. Строение костей и их соединение
Строение и функции скелета человека
Разминка
- Какие виды скелетов встречаются у животных?
- В чём преимущества внутреннего скелета?
План урока
- Общее строение и функции скелета
- Отделы скелета
- Особенности строения скелета человека
Цели урока
- знать строение и функции скелета человека
- уметь по рисункам определять отделы скелета и кости, входящие в них
- уметь перечислять особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью
Общее строение и функции скелета
Рис. 1. Скелет человекаОпорно-двигательная система (ОДС) организма человека состоит из скелета, связок, хрящей, сухожилий и скелетных мышц. Скелет (рис. 1) представляет собой пассивную часть ОДС, а мышцы — активную.
Вместе они образуют систему, так как сокращение мышц приводит кости скелета в движение.
В организме новорождённого насчитывается порядка 270 костей. Однако у взрослого человека в скелете 205–210 костей. Это связано с тем, что некоторые кости в ходе развития человека срастаются (кости черепа, кости таза, позвонки).
Скелет выполняет несколько важных функций:
- опорную — определяет пропорции тела, обеспечивает его форму;
- защитную — предохраняет внутренние органы от повреждений. Например, головной мозг расположен в полости черепа и защищён его костями, сердце и крупные сосуды находятся под защитой грудной клетки и т. д.;
- кроветворную — в красном костном мозге формируются клетки крови;
- запасную и обменную — кости являются депо кальция и фосфора.
Скелет человека состоит из скелета головы , осевого скелета и скелета конечностей .
Рис. 2. Скелет головыСкелет головы состоит из двух отделов (рис. 2): мозгового и лицевого. Мозговой отдел образован неподвижно соединёнными костями: парные — теменные и височные, непарные — лобная и затылочная. Кости основания черепа пронизаны отверстиями для нервов и сосудов. В лицевом отделе самыми крупными костями являются неподвижные верхнечелюстные и подвижная нижнечелюстная. В них расположены зубы, их корни находятся в специальных ячейках.
Рис. 3. Позвоночник. Вид сбоку и сзадиСкелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки .
Позвоночник образован 33–34 позвонками: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 сросшихся крестцовых, 4–5 копчиковых позвонков (рис. 3).
Грудная клетка состоит из грудных позвонков: 12 пар рёбер и плоская грудная кость — грудина (рис. 4). Задние концы рёбер подвижны, соединены с грудными позвонками. Передние 10 верхних рёбер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью (7 — непосредственно, 3 — при помощи хряща). Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары рёбер короче остальных и спереди лежат свободно. Грудная клетка защищает лёгкие, сердце, крупные кровеносные сосуды.
Рис. 4. Грудная клеткаСкелет верхней конечности состоит из пояса конечности и скелета свободной конечности (рис. 5).
Пояс верхней конечности — плечевой пояс:
- 2 лопатки;
- 2 ключицы.
Лопатки — большие плоские кости, соединены с рёбрами и позвоночным столбом при помощи мышц. В лопатке имеется полушаровидная ямка для прикрепления плечевой кости.
Рис. 5. Скелет верхней конечностиКлючица — слегка изогнутая кость, одним концом соединена с лопаткой, другим — с грудной костью.
Скелет свободной верхней конечности образует плечо , которое состоит из одной плечевой кости. Далее следует предплечье — состоит из двух костей: локтевой и лучевой. Кисть образуют кости запястья (8 шт.), пясти
(5 шт.), фаланги пальцев (3 шт., у большого — 2 шт.).
Скелет нижней конечности также состоит из пояса конечности и скелета свободной конечности (рис. 6).
Пояс нижней конечности образует две тазовые кости, сросшиеся с крестцом . Тазовые кости имеют впадину, куда входит головка бедренной кости. Скелет нижней конечности включает в себя бедро, состоящее из бедренной кости, голень , образованную большой и малой берцовыми костями и стопой.
Рис. 6. Скелет нижней конечностиСтопа состоит из нескольких костей:
- предплюсна . Её образует 7 косточек;
- плюсна — 5 косточек;
- фаланги пальцев по 3 у каждого и 2 — у большого пальца.
Особенности строения скелета человека
Строение скелета человека аналогично строению всех млекопитающих, но имеет особенности, связанные с прямохождением:
- с переходом к прямохождению позвоночник человека получил двойной изгиб (рис. 3). Изгибы снижают нагрузку при ходьбе;
- грудная клетка расширена к низу, сжата в спинно-брюшном направлении;
- в связи со смещением центра тяжести при прямохождении у человека широкий таз и массивные позвонки поясничного отдела выполняют функцию опоры для всего тела;
- высокая подвижность в тазобедренном суставе обеспечивает разнообразие движений нижней конечности;
- сводчатая стопа амортизирует удары, которые возникают при ходьбе. Большой палец на стопе поменял свое расположение, встав в одну линию с остальными.
В связи с трудовой деятельностью скелет человека также имеет ряд особенностей:
- в результате эволюции человека мозговой отдел стал больше лицевого. Затылочное отверстие переместилось в нижнюю часть черепа;
- большой палец противопоставлен остальным, что увеличивает количество тонких движений руками;
- подвижный плечевой сустав и способность костей предплечья вращаться друг относительно друга также увеличивают количество степеней свободы при выполнении различных действий руками;
- оформленный подбородочный выступ способствует членораздельной речи.
Выводы
Скелет человека состоит из нескольких отделов: скелета головы, осевого скелета и скелета конечностей. В связи с прямохождением и трудовой деятельностью скелет человека имеет ряд характерных особенностей. Вместе с мышцами скелет входит в опорно-двигательную систему.
Контрольные вопросы
1. К какой системе органов относится скелет? Какую функцию он выполняет?
2. Из каких отделов образован скелет человека?
3. Опишите строение черепа.
4. Какие кости образуют скелет конечностей?
5. В чём особенности строения осевого скелета, связанные с прямохождением?
Схема скелетной системы человека (инфографика)
Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.
Все о скелете вашего тела, каркасе костей, который держит вас вместе. (Изображение предоставлено Россом Торо, автором Livescience)Скелетная система взрослого человека состоит из 206 костей, а также соединяющей их сети сухожилий, связок и хрящей.
Зубы состоят из дентина и эмали и являются частью скелетной системы, но не считаются костями.
Структура кости включает хрящи, кровеносные сосуды и внутреннюю структуру. Надкостница представляет собой мембрану, которая выстилает кости снаружи. Внутри кости находится эндостенальная мембрана, костный мозг и плотная «компактная» или «кортикальная» кость.
Чтобы сломать среднюю кость, требуется от 10 до 16 фунтов давления, хотя череп и бедренную кость сломать гораздо труднее.
Скелетная система состоит из двух отдельных частей. Осевой скелет насчитывает 80 костей, состоящих из позвоночного столба, грудной клетки и черепа.
Аппендикулярный скелет насчитывает 126 костей, состоящих из плечевого пояса, верхних конечностей, тазового пояса и нижних конечностей.
Животные со скелетом (позвоночные) составляют крошечное меньшинство, поскольку 98 процентов всех животных — беспозвоночные, что означает «без позвоночника».
Остеопороз – заболевание, при котором происходит потеря костной ткани. Кости теряют кальций, становятся тонкими и ломкими.
Сколиоз – это заболевание, при котором позвоночник имеет С- или S-образную форму.
Артрит — это термин, обозначающий группу из более чем 100 заболеваний, которые могут повредить суставы, суставные капсулы и окружающие ткани во многих частях тела.
Родственные :
- Скелетная система: факты, функции и заболевания
Будьте в курсе последних научных новостей, подписавшись на нашу рассылку Essentials.
Свяжитесь со мной, чтобы сообщить о новостях и предложениях от других брендов Future. Получайте электронные письма от нас от имени наших надежных партнеров или спонсоров.Росс Торо — художник инфографики Live Science. Он специализируется на пояснительной графике, посвященной научным темам. Росс — бывший арт-директор Los Angeles Times, Associated Press и United Press International. Он преподает филиппинские боевые искусства, когда не увлекается мультфильмами и анимацией.
1
Житель Кентукки нашел более 700 монет времен Гражданской войны, зарытых в его кукурузном поле0003
3
‘Ночь превратилась в день’: как ученые Манхэттенского проекта отреагировали на испытание первой в мире атомной бомбы 0003
5
«Гигантский» ручной топор возрастом 300 000 лет, найденный в Англии, возможно, использовался для доисторической бойни
1
00 кусков «плавающего золота» нашли в мертвом ките
2
Элитные гробницы бронзового века, нагруженные золотом и драгоценными камнями, являются «одними из самых богатых, когда-либо найденных в Средиземноморье»
3
смерть
4
Сапотекский «вход в подземный мир» обнаружен под католической церковью в Мексике0003
Скелет человека — EnchantedLearning.com
Скелет человека — EnchantedLearning.com EnchantedLearning. com — это сайт, поддерживаемый пользователями.
В качестве бонуса участники сайта получают доступ к версии сайта без баннерной рекламы и страницам, удобным для печати.
Щелкните здесь, чтобы узнать больше.
Вам также могут понравиться: | Кости: Rebus Rhymes for Kids | Подпишите скелет человека | Напишите определения, связанные с костями – викторина по написанию определений | Подпишите распечатку позвоночника | 901 22 Распечатка человеческого скелетаСегодняшняя избранная страница : Распечатка Hercules Connect the Dots |
Оценочный уровень наших подписчиков для этой страницы: 3-4 место |
Книги о теле для печати | EnchantedLearning. com Анатомия человека | Анатомический указатель |
Мозг | Пищеварительная система | Уши | Глаза | Сердце | Легкие | Скелет | Кожа | Зубья | Мочевая система | Класс Мероприятия |
| Скелет Назови меня! Распечатка Информация о скелете/раскраска Распечатка |
Скелет человека состоит из 206 костей. На самом деле мы рождаемся с большим количеством костей (около 300), но многие из них срастаются по мере взросления ребенка. Эти кости поддерживают ваше тело и позволяют вам двигаться. Кости содержат много кальций (элемент, содержащийся в молоке, брокколи и других продуктах). Кости производят клетки крови и хранят важные минералы.
Самая длинная кость в нашем теле бедренная кость (бедренная кость). Самая маленькая кость – стремечко внутри уха. В каждой руке по 26 костей. Ваш нос и уши сделаны не из кости; они сделаны из хряща, гибкого вещества, которое не такое твердое, как кость.
Суставы : Кости соединяются с другими костями в суставах. Существует множество различных типов суставов, в том числе: фиксированные суставы (например, в черепе, состоящем из множества костей), шарнирные суставы (например, в пальцах рук и ног) и шаровидные суставы (например, в плечевых суставах). и бедра).
Различия между мужчинами и женщинами : Мужчины и женщины имеют немного разные скелеты, в том числе разный угол локтя.