Скептики это: Скептицизм — православная энциклопедия «Азбука веры»

Скептицизм — православная энциклопедия «Азбука веры»

  • Скеп­ти­цизм, или хорошо ли во всем сомне­ваться? С.Л. Худиев
  • Скеп­ти­цизм К.А. Махлак
  • Рели­ги­оз­ный скеп­ти­цизм в Риме перед Рож­де­ством Хри­сто­вым А.И. Садов

Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός – склон­ный к рас­смат­ри­ва­нию, раз­мыш­ле­нию; рас­смат­ри­ва­ю­щий, иссле­ду­ю­щий) –
1) фило­соф­ское направ­ле­ние, в рамках кото­рого сомне­ние (в пра­виль­но­сти рас­суж­де­ний, в надеж­но­сти знаний,  в воз­мож­но­сти позна­ния объ­ек­тив­ной дей­стви­тель­но­сти и т. п.) арти­ку­ли­ру­ется как важ­ней­ший прин­цип мыш­ле­ния, а истин­ность знаний оце­ни­ва­ется как отно­си­тель­ная;
2) теория, отри­ца­ю­щая воз­мож­ность досто­вер­ного позна­ния объ­ек­тив­ной дей­стви­тель­но­сти;
3) кри­ти­че­ское, недо­вер­чи­вое отно­ше­ние к чему-либо.

Когда появился скеп­ти­цизм?

Скеп­ти­цизм возник в IV в. до Р.Х. Созда­те­лем этого учения был древ­не­гре­че­ский фило­соф Пиррон.

Явля­ются ли скеп­тики ате­и­стами?

Со времен антич­но­сти скеп­ти­цизм не отри­цает суще­ство­ва­ние Бога (или богов): дока­за­тель­ства Его (их) отсут­ствия так же недо­ста­точны, как и суще­ство­ва­ния (хотя, напри­мер, Ленин поло­жи­тельно отно­сился к позд­нему скеп­ти­цизму, рас­смат­ри­вая его тропы как «заро­дыш диа­лек­ти­че­ского мате­ри­а­лизма», направ­лен­ный против Абсо­люта).

Каково отно­ше­ние пра­во­слав­ных бого­сло­вов к скеп­ти­цизму?

Скеп­ти­цизм, как направ­ле­ние мыш­ле­ния, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее сомне­ние в истин­но­сти знаний, в том числе в истин­но­сти знаний о суще­ство­ва­нии Бога, прин­ци­пи­ально про­ти­во­ре­чит пра­во­слав­ному учению. Так, напри­мер, рус­ский духов­ный писа­тель Сергей Васи­лье­вич Бул­га­ков в своем труде «Пра­во­сла­вие. Рас­колы. Ереси. Секты» отме­чает: «Скеп­ти­цизм, кото­рый по самому суще­ству своему раз­ру­шает самые осно­ва­ния всякой истины и всякой веры, вреден и пагу­бен. Такой скеп­ти­цизм есть не что иное, как наклон­ность или зло­на­ме­рен­ное ста­ра­ние не согла­шаться на истины веры и нрав­ствен­но­сти и под­вер­гать все сомне­нию, без всяких здра­вых осно­ва­ний, или по одним мнимым осно­ва­ниям — не для того, чтобы дойти до истины, но чтобы отверг­нуть всякую истину, при­весть ее в сомне­ние и сде­лать недо­ступ­ною».
Однако, воз­мож­ность здра­вого, скеп­ти­че­ского отно­ше­ния к неко­то­рым поло­же­ниям, рас­смат­ри­ва­е­мым в рамках пра­во­слав­ных бого­слов­ских дис­ци­плин, не отри­ца­ется Цер­ко­вью. Поло­жим, в рамках Пра­во­слав­ного Дог­ма­ти­че­ского Бого­сло­вия, помимо дог­ма­тов, кото­рые должен при­ни­мать каждый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, рас­смат­ри­ва­ются част­ные бого­слов­ские мнения, име­ю­щие как своих сто­рон­ни­ков, так и своих про­тив­ни­ков.

Что такое здо­ро­вый скеп­ти­цизм?

В ряде слу­чаев под здра­вым скеп­ти­че­ским мыш­ле­нием можно пони­мать здра­вую рас­су­ди­тель­ность. Такая рас­су­ди­тель­ность может убе­речь хри­сти­а­нина от соскаль­зы­ва­ния в заблуж­де­ние, может спо­соб­ство­вать пра­виль­ному усво­е­нию им дог­ма­ти­че­ских и нрав­ствен­ных истин.
«Воз­люб­лен­ные! не вся­кому духу верьте, но испы­ты­вайте духов, от Бога ли они, потому что много лже­про­ро­ков появи­лось в мире», — пишет св. Иоанн Бого­слов (1Ин.4:1).
«Братия! не будьте дети умом: на злое будьте мла­денцы, а по уму будьте совер­шен­но­летни», — учит апо­стол Павел (1Кор. 14:20).
«При­ла­гая к сему все ста­ра­ние, пока­жите в вере вашей доб­ро­де­тель, в доб­ро­де­тели рас­су­ди­тель­ность, в рас­су­ди­тель­но­сти воз­дер­жа­ние, в воз­дер­жа­нии тер­пе­ние, в тер­пе­нии бла­го­че­стие, в бла­го­че­стии бра­то­лю­бие, в бра­то­лю­бии любовь», — настав­ляет апо­стол Петр (2Пет.1:5-6).

Исто­рия явле­ния

Скеп­ти­цизм изна­чально оформ­ля­ется как одно из направ­ле­ний в антич­ной фило­соф­ской мысли в IV в. до н. э. При этом скеп­ти­цизм не был строго орга­ни­зо­ван­ным фило­соф­ским дви­же­нием и пред­став­лял собой ряд школ, состо­я­щих из после­до­ва­те­лей кон­крет­ных фило­со­фов. Тем не менее  общий контур этого тече­ния воз­можно очер­тить, оттал­ки­ва­ясь от оппо­зи­ции фило­со­фов-скеп­ти­ков фило­со­фам-дог­ма­ти­кам. Скеп­тики кри­ти­ко­вали поло­же­ния, выдви­га­е­мые дог­ма­ти­ками, но при этом не пред­ла­гали какие-либо аль­тер­на­тив­ные пози­тив­ные поло­же­ния.

К фило­со­фам-пред­ше­ствен­ни­кам скеп­ти­цизма, как пра­вило, отно­сят Герак­лита (др. -греч. Ἡράκλειτος; VI – V в. до Р. Х.) и Ксе­но­фана (др.-греч. Ξενοφάνης; VI‑V в. до Р. Х.), а также пред­ста­ви­те­лей Элей­ской школы (однако, не всех) и прак­ти­че­ски всех софи­стов (послед­них, на основе мето­до­ло­ги­че­ски схожих под­хо­дов, иногда даже отож­деств­ляют со скеп­ти­ками). Диоген Лаэрт­ский (др.-греч. Δῑογένης ὁ Λᾱέρτιος; II–III вв.) суще­ствен­ным обра­зом рас­ши­рял поня­тие скеп­ти­цизма, вклю­чая в число его пред­ше­ствен­ни­ков даже антич­ного поэта Гомера (др.-греч. Ὅμηρος; при­близ. VIII–VII вв. до н. э.). Основ­ным кри­те­рием, кото­рый поз­во­лял Дио­гену отно­сить к скеп­ти­цизму весьма зна­чи­тель­ное коли­че­ство авто­ров, явля­лось отсут­ствие мета­фи­зи­че­ского дог­ма­тизма в твор­че­стве этих авто­ров.

Антич­ный скеп­ти­цизм можно рас­смат­ри­вать как реак­цию на мета­фи­зи­че­ский дог­ма­тизм, свой­ствен­ный прак­ти­че­ски всем иным антич­ным фило­соф­ским школам. Родо­на­чаль­ни­ком скеп­ти­цизма как опре­де­лен­ного направ­ле­ния в антич­ной фило­со­фии являлся фило­соф Пиррон из Элиды (др. -греч. Πύρρων; IV–III вв. до н. э.). В составе войска Алек­сандра Маке­дон­ского Пиррон побы­вал в Индии, что давало осно­ва­ние ряду иссле­до­ва­те­лей свя­зы­вать воз­ник­но­ве­ние скеп­ти­цизма Пир­рона с вли­я­нием на него буд­дист­ских идей. Отме­ча­ется, что неко­то­рые выска­зы­ва­ния дан­ного фило­софа являют прямое сход­ство  с такого рода идеями (напри­мер: «Ничто в дей­стви­тель­но­сти не явля­ется ни пре­крас­ным, ни без­об­раз­ным, ни спра­вед­ли­вым, ни неспра­вед­ли­вым, так как в себе всё оди­на­ково, и поэтому оно не в боль­шей сте­пени одно, чем другое»1).

Вторая волна антич­ного скеп­ти­цизма раз­ви­ва­лась в стенах Сред­ней ака­де­мии, в твор­че­стве пла­то­ника Арке­си­лая (греч. Ἀρκεσίλαος, IV–III вв. до н. э. Питана; III в. до н. э.). Арке­си­лай испы­ты­вал суще­ствен­ное вли­я­ние Пир­рона и пред­ло­жил эпи­сте­мо­ло­ги­че­ский метод воз­дер­жа­ния от суж­де­ний.

Нако­нец, третья волна скеп­ти­цизма – позд­ний антич­ный скеп­ти­цизм, наи­бо­лее ярким пред­ста­ви­те­лем кото­рого являлся Секст Эмпи­рик (др. -греч. Σέξτος ὁ Ἐμπειρικός, 2‑я поло­вина II века н. э.). С точки зрения Секста рас­суж­де­ния о мире и вещах пред­став­ляют собой лекар­ства от дог­ма­тизма: «скеп­тик из чело­ве­ко­лю­бия хочет по воз­мож­но­сти исце­лить рас­суж­де­нием само­мне­ние и ско­ро­па­ли­тель­ность [заклю­че­ний] дог­ма­ти­ков» (Pyrrh. III, 280).

Неко­то­рые иссле­до­ва­тели обо­зна­чают ука­зан­ные выше три волны антич­ного скеп­ти­цизма как стар­ший пир­ро­низм, ака­де­мизм и млад­ший пир­ро­низм соот­вет­ственно. Довольно подробно данные стадии раз­ви­тия антич­ного скеп­ти­цизма разо­брал оте­че­ствен­ный исто­рик фило­со­фии А. Ф. Лосев (в мона­ше­стве Анд­ро­ник) в «Исто­рии антич­ной эсте­тики». В част­но­сти, Лосев ука­зы­вает, что т. н. «стар­ший пир­ро­низм» пред­став­лял собой инту­и­тивно-реля­ти­вист­ский скеп­ти­цизм, осно­ван­ный на жиз­нен­ной прак­тике и повсе­днев­ной дея­тель­но­сти. Сле­ду­ю­щий период – ака­де­мизм — рефлек­тивно-веро­ят­ност­ный скеп­ти­цизм. На этом этапе скеп­ти­цизм ста­но­вится эпи­сте­мо­ло­ги­че­ским под­хо­дом, а вопросы этики сме­ня­ются вопро­сами позна­ния. Нако­нец, млад­ший пир­ро­низм был оха­рак­те­ри­зо­ван окон­ча­тель­ным пере­хо­дом скеп­ти­цизма в эпи­сте­мо­ло­ги­че­скую плос­кость, где он и остался как осо­бен­ная форма евро­пей­ской кри­ти­че­ской теории позна­ния. Лосев назы­вал этот период логи­че­ски-реля­ти­ви­сти­че­ским скеп­ти­циз­мом. Отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью малых пир­ро­ни­стов явля­лась поста­новка под сомне­ние тех дог­ма­ти­че­ских и мета­фи­зи­че­ских утвер­жде­ний, кото­рые до этого ста­вить под сомне­ние было не при­нято. В част­но­сти, Эне­си­дем (др.-греч. Αἰνησίδημος; I в. н. э.) ставил под сомне­ние суще­ство­ва­ние Бога и ука­зы­вал, что дока­зать или опро­верг­нуть Его суще­ство­ва­ние невоз­можно.

С III в. н. э. скеп­ти­цизм как направ­ле­ние фило­соф­ской мысли в Европе зату­хает. В Сред­ние века, в усло­виях повсе­мест­ной рели­ги­оз­но­сти, а также упадка книж­ной куль­туры в эпоху Темных веков, скеп­ти­цизма в чистом виде не суще­ство­вало, но у хри­сти­ан­ских схо­ла­сти­ков можно встре­тить те или иные скеп­ти­че­ские утвер­жде­ния и приемы. Сред­не­ве­ко­вые авторы в целом сдер­жано и с неко­то­рой долей непри­язни отно­си­лись к антич­ному скеп­ти­цизму. В част­но­сти, свт. Гри­го­рий Бого­слов писал: «Но после того, как Сексты и Пир­роны и охота к сло­во­пре­ниям, подобно какой-то тяжкой и зло­ка­че­ствен­ной болезни, вторг­лись в наши церкви, пусто­сло­вие стали почи­тать учё­но­стью»2.

Обра­ще­ние к скеп­ти­цизму в евро­пей­ской мысли свя­зано с воз­рож­де­нием инте­реса к антич­ным авто­рам-скеп­ти­кам. В част­но­сти, это про­ис­хо­дит в 70‑х годах XVI века, когда были опуб­ли­ко­ваны в пере­воде на латин­ский язык трак­таты Секста Эмпи­рика «Три книги Пир­ро­но­вых поло­же­ний» и «Против учёных». Скеп­ти­цизм полу­чает широ­кое рас­про­стра­не­ние в раз­лич­ных сферах интел­лек­ту­аль­ной жизни – начи­ная от науки и закан­чи­вая этикой — и ста­но­вится сино­ни­мом поня­тия «сво­бо­до­мыс­лие». Одно­вре­менно с этим скеп­ти­цизм в Новое время, за счет широ­кого инте­реса к нему, начи­нает вклю­чать в себя мно­же­ство раз­но­об­раз­ных тече­ний и под­хо­дов, кото­рые в более стро­гом смысле слова скеп­ти­че­скими не явля­лись (но могли быть просто кри­ти­кой того или иного явле­ния). Это при­во­дило к раз­мы­ва­нию опре­де­ле­ния поня­тия «скеп­ти­цизм» в Новое время. Это, в свою оче­редь, при­во­дило к тому, что разные авторы под­ра­зу­ме­вали под скеп­ти­че­ским под­хо­дом довольно разные вещи. Напри­мер, извест­ный мате­ма­тик и фило­соф Рене Декарт фор­му­ли­руя свои фило­соф­ские идеи, отста­и­вал идею о суще­ство­ва­нии все­со­вер­шен­ного Творца — то есть с точки зрения антич­ного опре­де­ле­ния был дог­ма­ти­ком, оста­ва­ясь при этом скеп­ти­ком в рамках эпи­сте­мо­ло­ги­че­ской мето­до­ло­гии.

Скеп­ти­цизм в совре­мен­ном мире

В Новей­шее время скеп­ти­цизм прочно вошел в фило­со­фию сци­ен­тизма в каче­стве широ­кого набора интел­лек­ту­аль­ных под­хо­дов для опре­де­ле­ния истин­но­сти и/или лож­но­сти утвер­жде­ний. Наи­бо­лее ярко совре­мен­ный скеп­ти­цизм в его эпи­сте­мо­ло­ги­че­ском раз­резе изучен и раз­ра­бо­тан в трудах таких авто­ров, как Пол Фей­е­ра­бенд, Ван Фра­асен, а также Пол Куртц и Карл Поппер.

В совре­мен­ной России скеп­ти­цизм не только в кон­тек­сте науч­ной мето­до­ло­гии, но и в кон­тек­сте попу­ля­ри­за­ции науки пред­став­лен т. н. «Обще­ством скеп­ти­ков», а также экс­перт­ным сове­том премии Гарри Гудини, в кото­рый в числе про­чего входят доктор био­ло­ги­че­ских наук Михаил Гель­фанд, пере­вод­чик Алек­сандр Сер­геев и биолог Алек­сандр Панчин.

Про­блема соот­но­ше­ния скеп­ти­цизма и Пра­во­сла­вия

Оче­видно, что на миро­воз­зрен­че­ском уровне хри­сти­ан­ство вообще и Пра­во­сла­вие, в част­но­сти несов­ме­стимо со скеп­ти­циз­мом, как с после­до­ва­тель­ной миро­возрен­че­ской уста­нов­кой. Хри­сти­ан­ство пред­ла­гает ряд пози­тив­ных утвер­жде­ний (напр., о суще­ство­ва­нии Еди­ного Лич­ност­ного Бога — Творца и про­мыс­ли­теля мира, о чело­веке как образе Бога, о Христе как о Воче­ло­ве­чив­шемся Сыне Божьем, Иску­пи­теле людей, о Церкви как о Бого­че­ло­ве­че­ском орга­низме, Теле Хри­сто­вом  и проч.) в каче­стве обя­за­тель­ной основы для миро­воз­зре­ния веру­ю­щих. Само согла­сие или несо­гла­сие с набо­ром таких утвер­жде­ний (дог­ма­ти­че­ское учение Церкви) высту­пает в каче­стве кри­те­рия при­над­леж­но­сти к хри­сти­ан­ской тра­ди­ции. В рамках же скеп­ти­цизма любые пози­тив­ные миро­воз­зрен­че­ские поло­же­ния, выдви­га­е­мые в каче­стве объ­ек­тив­ных и общезна­чи­мых, под­вер­га­ются после­до­ва­тель­ной кри­тике. Само нали­чие в Церкви дог­ма­тов озна­чает прин­ци­пи­аль­ную несов­ме­сти­мость цер­ков­ного веро­уче­ния со скеп­ти­циз­мом как после­до­ва­тель­ным миро­воз­зре­нием.  Поэтому неуди­ви­тельно, что в пра­во­слав­ной пуб­ли­ци­стике скеп­ти­цизм нередко вос­при­ни­ма­ется как сино­ним неве­рия, ниги­лизма, а также как про­яв­ле­ние над­мен­но­сти, гор­дыни и само­мне­ния. Напри­мер, иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров) харак­те­ри­зо­вал совре­мен­ный ему скеп­ти­цизм сле­ду­ю­щим обра­зом: «Скеп­ти­цизм не имеет ника­кого отно­ше­ния ни к позна­нию, ни к логике. Это – опре­де­лен­ная нрав­ственно-пси­хо­ло­ги­че­ская болезнь. Она порож­да­ется бес­пло­дием и твор­че­ской бес­по­мощ­но­стью. В духов­ной обла­сти это про­яв­ля­ется, прежде всего, в неспо­соб­но­сти иметь веру и познать неви­ди­мый мир. В куль­туре скеп­ти­цизм, кри­ти­цизм, ниги­лизм всегда воз­ни­кали как след­ствие твор­че­ской несо­сто­я­тель­но­сти»3.

При этом часто основ­ной мише­нью хри­сти­ан­ской кри­тики скеп­ти­цизма часто изби­ра­ется свой­ствен­ный данной миро­воз­зрен­че­ской уста­новке морально-нрав­ствен­ный реля­ти­визм. В самом деле, если ника­кие пози­тив­ные миро­воз­зрен­че­ские утвер­жде­ния не могут при­ни­маться в каче­стве без­условно истин­ных, то и любые нрав­ственно-эти­че­ские уста­новки ста­но­вятся лишь отно­си­тель­ными, а потому не вполне обя­за­тель­ными.

Одно­вре­менно с кри­ти­кой скеп­ти­цизма как миро­воз­зрен­че­ской уста­новки, можно отме­тить, что в каче­стве эпи­сте­мо­ло­ги­че­ского метода (скеп­ти­цизм, как отказ при­ни­мать какое-либо поло­же­ние без дока­за­тель­ства) исполь­зу­ется в научно-бого­слов­ской работе так же, как это про­ис­хо­дит и в других обла­стях науки. Однако стоит отме­тить, что сами иссле­до­ва­тели не склонны (и вполне спра­вед­ливо) обо­зна­чать нор­маль­ный для любого иссле­до­ва­теля кри­ти­че­ских подход к мате­ри­алу в про­цессе своих иссле­до­ва­ний как скеп­ти­цизм.


При­ме­ча­ния:

1 Пиррон из Элиды // Сайт “Хронос”.

2 Гри­го­рий Бого­слов. Слово 21, Похваль­ное Афа­на­сию Вели­кому, архи­епи­скопу Алек­сан­дрий­скому / Тво­ре­ния иже во святых отца нашего Гри­го­рия Бого­слова, архи­епи­скопа Кон­стан­ти­но­поль­ского, Т.I — СПб.: Изд. Л. П. Сой­кина, 1912. — С. 305—327.

3 О неве­рии и скеп­ти­цизме // Азбука веры. Форум.

Услышали ли американские скептики Зеленского? Комментарий Би-би-си

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Выступая перед обеими палатами Конгресса США, Зеленский, вероятно, ставил одной из целей перетянуть на свою сторону новых конгрессменов-республиканцев

Корреспондент Би-би-си по Северной Америке Энтони Зуркер напоминает, что с новым составом законодателей на Капитолии в деле оказания масштабной помощи Соединенными Штатами Украине могут возникнуть если не трудности, то по крайней мере заминки, и Зеленский, выступая перед Конгрессом, пытался эти заминки предотвратить.

Энтони Зуркер,

корреспондент Би-би-си по Северной Америке

Перед войной Россия пыталась убедить украинцев, что их страна для США — лишь пешка в геополитической игре, и что американцы бросят их, как бросили своих афганских друзей.

Прошло десять месяцев — и президент США Джо Байден, чья страна потратила на помощь Украине уже примерно 65 млрд долларов, и президент Украины Владимир Зеленский сидят в Овальном зале Белого дома, улыбаются, обмениваются любезностями и всем своим видом показывают, что инсинуации Москвы были — и останутся — ложью.

«Я хочу, чтобы вы знали, президент Зеленский: американский народ — с вами на вашем пути, и останется с вами», — сказал Джо Байден.

Сильные слова, но они не отражают реальную ситуацию — она сложнее.

Автор фото, Reuters

Подпись к фото,

Зеленский и Байден беседовали в Овальном офисе, у камина

Союзникам США в Европе предстоит долгая, тяжелая зима с высокими ценами на энергоносители и экономическими трудностями. В американском обществе за помощь Украине — все еще уверенное большинство, но по сравнению с началом войны оно сократилось. По одному из последних опросов, треть американцев не хочет, чтобы их страна помогала Украине, а половине хотелось бы, чтобы война закончилась как можно скорее.

Организовав эту встречу на высшем уровне в Вашингтоне, Зеленский и Байден хотят показать украинцам, американцам, союзникам, Путину и всему миру, что Америка твердо настроена и впредь помогать Украине.

  • Владимир Зеленский встретился в Вашингтоне с президентом США Джо Байденом и выступил перед Конгрессом
  • Зеленский побывал в Бахмуте — самой горячей точке войны в Украине

На пресс-конференции Байден и Зеленский старались подчеркнуть, что американская помощь служит более масштабной цели, чем просто спасение Украины. Президент США назвал российское вторжение «покушением на свободу, демократию и фундаментальные принципы суверенитета и территориальной целостности» — и такое покушение требовало решительного ответа от Америки.

Зеленский, обращаясь к Байдену и американцам, перемежал серьезные тезисы с шутками. Временами переходя на сносный английский, чтобы подчеркнуть контакт с этой аудиторией, он назвал американскую помощь Украине «инвестицией» в укрепление безопасности в мире. Примечательно, что Зеленский выбрал именно такие слова — и затем повторил их в речи перед Конгрессом. Помощь со стороны США — это не благотворительность, а деньги, потраченные с определенной целью и расчетом на будущие дивиденды.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Будущее этих американских «инвестиций», однако, зависит не только от Байдена. Встреча в Белом доме — это была просто фотосессия по сравнению с той задачей, которую Зеленский решал, выступая перед конгрессменами — перед людьми, контролирующими кошелек с американской военной и экономической помощью.

В течение этого года Конгресс уже одобрил пакеты экономической и военной помощи Украине на сумму примерно в 67 млрд долларов. В бюджете, который Конгресс должен принять на этой неделе, Украине обещано еще 45 миллиардов.

Но с помощью сверх этих сумм в следующем году могут возникнуть вопросы.

В мае 57 республиканцев в 435-местной Палате представителей и 11 республиканцев в 100-местном Сенате голосовали против одного из пакетов помощи Украине. Теперь же опросы показывают, что доля согласных и дальше помогать Украине среди избирателей Республиканской партии сократилась. В марте их было около 80%, к ноябрю осталось чуть больше половины.

  • Выборы в США: контроль над нижней палатой переходит республиканцам
  • Выборы в США: после победы Уорнока в Джорджии демократы получили абсолютное большинство в Сенате

По ходу избирательной кампании, в ноябре, некоторые политики-республиканцы публично задавали вопрос, почему США тратят такие деньги на далекую страну вместо того, чтобы тратить их на укрепление своих границ и борьбу с преступностью.

В результате промежуточных выборов в Палате представителей появилось 86 новых лиц, а в Сенате — 11. Речь Зеленского перед Конгрессом можно считать в том числе и обращением к ним. Выбивать из Палаты представителей новые ассигнования теперь, возможно, будет труднее — но Зеленский постарался.

«У нас есть артиллерия. Достаточно ли её? Не совсем, — сказал он под тихое бурчание некоторых конгрессменов. — Для того, чтобы российская армия полностью ушла, нам нужно больше пушек и снарядов».

Автор фото, WP

Подпись к фото,

В конце выступления в Конгрессе Зеленский передал американскому парламенту флаг от украинских солдат из Бахмута

Будущий спикер Палаты представителей, республиканец Кевин Маккарти уже высказывал сомнения относительно выдачи администрации новых «чеков без суммы» на помощь Украине. А когда лидер республиканского меньшинства в Сенате Митч Макконнелл во вторник сказал, что Украина остается приоритетом для его партии, некоторые республиканцы в Палате представителей ответили скептическими комментариями.

Сын бывшего президента, Дональд Трамп-младший, в среду написал в «Твиттере», что считает Зеленского «неблагодарной содержанкой на иностранных пособиях» — и такое отношение становится все более распространенным среди сторонников экс-президента с его лозунгом «Америка — прежде всего».

Владимиру Зеленскому не нужно, чтобы республиканцы считали помощь Украине своей наипервейшей задачей в следующем году. Но ему нужно, чтобы этот пункт не выпал вовсе из повестки, и именно эту цель он преследовал, прилетев на встречу на высшем уровне в Вашингтон.

В умах… технических скептиков

От улучшения связи и повышения производительности до экономии времени преимущества современных технологий многочисленны. Но даже в наш цифровой век не все потребители убеждены в преимуществах внедрения технологий. Введите технических скептиков, группу потребителей, которые обеспокоены использованием технологий и их влиянием на мир в целом. Как говорит Невин Фрэнсис, менеджер GfK Strategic Insights, «это люди, которые очень осторожно подходят к внедрению технологий в свою жизнь».

Этот сегмент представляет собой вызов для брендов TCG, стремящихся привлечь внимание к революционным новым потребительским технологиям. Чтобы завоевать их доверие, бренды должны опираться на прозрачность и социальную ответственность, а также уважать стремление технических скептиков к защите данных и техническому регулированию. И чтобы завоевать их как клиентов, цена также является еще одним фактором.

Для брендов TCG жизненно важно иметь лучшее представление о различных типах технических скептиков, факторах, которые их волнуют, и, в конечном счете, о том, как бренды могут оправдать их ожидания и завоевать доверие с ними сейчас и в будущем.

Кто такие технические скептики?

Опасения, связанные с конфиденциальностью данных, государственным регулированием и влиянием технологий на глобальное неравенство, являются группой потребителей, которые не решаются покупать гаджеты и продукты для умного дома или предоставлять свои личные данные компаниям. Согласно исследованию, проведенному EY, они составляют 14% всего населения мира и наиболее широко представлены в Германии, Франции, Великобритании, США, Мексике и Японии. Как правило, они старше и имеют более низкие доходы, они также недовольны своей жизнью и опасаются, что будущие поколения будут хуже: EY определила, что только 42% представителей этого сегмента говорят, что они удовлетворены качеством своей жизни в настоящее время, а 54% считают, что мир меняется слишком быстро.

«Когда технология внедряется впервые, скептицизм обычно основан на страхе перед неизвестностью или переменами. Люди видят в новых технологиях потенциальную угрозу тому, как они работают сейчас», — объясняет Рик Ковальски, директор по отраслевому анализу и бизнес-аналитике Ассоциации потребительских технологий.

В то время как молодые поколения выросли во все более цифровом мире, многие пожилые потребители прожили значительную часть своей жизни без гаджетов, таких как смартфоны и компьютеры, и это приводит к сопротивлению технологиям и опасениям по поводу новых технологий. Фактически, пожилые потребители, скорее всего, попадут в этот сегмент: 78% бэби-бумеров проявляют беспокойство по поводу конфиденциальности своих данных. «Некоторым бэби-бумерам трудно понять, как совершать платежи с помощью телефона или часов и как их данные используются конкретной компанией», — говорит Невин.

Однако сопротивление или скептицизм в отношении технологий также высоки среди молодых цифровых аборигенов. Согласно отчету GfK Consumer Life Global: Asia Powerhouses, представители поколения Z на азиатских рынках, особенно в Японии и Южной Корее, скорее всего, чувствуют себя неуверенно или обеспокоены будущим технологий, потому что они лучше осведомлены о связанных с ними потенциальных рисках.

Что мешает внедрению технологий?

Сопротивление технических скептиков проистекает из нескольких факторов, большинство из которых коренится в страхе перед неизвестным или непонимании того, как их данные используются и передаются. Многие скептики считают, что технологии только усугубят современную жизнь, и, согласно исследованию EY, 42% считают, что они приведут к большему неравенству в обществе, и столько же считают, что они заставят людей чувствовать себя менее связанными с местным сообществом. Согласно отчету GfK Consumer Life Worldwide 2021, такие опасения особенно высоки в развивающихся странах Азии, где потребители больше всего беспокоятся о влиянии технологий на общество.

Некоторые из тех, кто уже начал внедрять интеллектуальные технологии, разочаровались: многие потребители столкнулись с утечкой данных, а исследования показали широкое недоверие к этой области. Например, исследование PwC показывает, что 67% потребителей во всем мире считают, что практически не контролируют использование своих данных, а 60% говорят, что ожидают, что компании, с которыми они ведут бизнес, когда-нибудь столкнутся с утечкой данных. «Мы довольно часто сталкиваемся с этой проблемой, особенно с продуктами для умного дома и устройствами с искусственным интеллектом», — отмечает Эрик Вагата, глава отдела потребительской жизни в GfK.

Опять же, такие опасения особенно высоки в Азии: согласно отчету GfK Consumer Life Worldwide 2021 , потребители как в развитых, так и в развивающихся странах Азии, скорее всего, будут беспокоиться о том, что их личная информация попадет в чужие руки. С другой стороны, потребители в Западной Европе вряд ли питают такие опасения.
На самом деле, продукты для умного дома вызывают наибольшую озабоченность у скептиков — многие не уверены в ценности или считают их излишними. 46% потребителей во всем мире говорят, что стоимость является основным препятствием для внедрения, а цена названа барьером номер один в 15 из 21 страны независимо от пола, поколения, уровня образования и уровня дохода. Стоимость является особой проблемой в Латинской Америке и Азии, а фраза «Я не вижу в этом необходимости» занимает третье место среди причин не покупать такие продукты.

«Мы склонны воспринимать маркетинг потребительской электроники как очень оптимистичный, подчеркивая, как в результате наша жизнь улучшится и упростится. Но, по правде говоря, разрыв между тем, что обещано, и тем, что на самом деле сделано, все еще существует», — говорит Вагата. И, как отмечает Фрэнсис, «скептицизм по отношению к технологиям обусловлен тем, насколько полезно их ценностное предложение».

Все это важные элементы, которые бренды должны учитывать при разработке стратегии и обмена сообщениями, чтобы завоевать доверие скептиков бренда, но, учитывая ряд препятствий для внедрения технологий, какие бренды должны отдавать приоритет?

Что могут сделать бренды TCG, чтобы завоевать доверие?

Сосредоточьтесь на инициативах, которые облегчают проблемы с конфиденциальностью данных и кибербезопасностью

Учитывая, что некоторые из наиболее поразительных данных о поведении техноскептиков касаются защиты данных и кибербезопасности, бренды TCG должны отдавать приоритет инициативам, которые снимают эти проблемы. Ковальски рекомендует, чтобы бренды могли продемонстрировать свою надежность, разрабатывая новые функции, которые позволяют клиентам персонализировать продукты и услуги, которые они используют, включая настройки, которые помогают потребителям управлять своей конфиденциальностью и безопасностью. Например, Apple недавно представила новую функцию под названием «Прозрачность отслеживания приложений», которая позволяет пользователям решать, разрешать ли отдельным приложениям отслеживать их цифровую активность.

Создание устойчивой программы кибербезопасности также может в значительной степени убедить потребителей в необходимости защиты данных. «Люди начинают верить, что кибератаки и киберущерб неизбежны, — говорит Крис Халленбек, директор по информационной безопасности компании Tanium, занимающейся кибербезопасностью и системным управлением. «Хотя мошенники всегда были столь же распространены, как смерть и налоги, мы можем контролировать степень их негативного воздействия. Чтобы начать менять беспомощное общественное мышление, важно уделить первоочередное внимание повышению осведомленности о кибербезопасности, предотвращению и упреждающей оценке рисков».

Подчеркните ценность технических продуктов для повседневного потребителя

Поскольку многие технические скептики считают определенные гаджеты и бытовую технику излишними или ненужными, особенно когда речь идет о продуктах для умного дома, бренды TCG должны подчеркивать полезность своих продуктов в своих сообщениях. «Бренды, продающие свою продукцию потребителям, должны ответить на вопрос: «Как это поможет мне?» Они должны продемонстрировать, как их технология вписывается в повседневную жизнь потребителей», — говорит Ковальски. «И есть много способов продемонстрировать эту ценность, будь то через социальные сети или на выставках, таких как CES». Его точку зрения разделяет Вагата, который считает, что бренды должны лучше объяснять свою продукцию.

Воспользуйтесь силой прозрачности бренда

Бренды могут использовать свои этические полномочия, чтобы продемонстрировать, что они действуют в интересах общества, чтобы общаться с более молодыми потребителями, которые с большей вероятностью будут отдавать приоритет этическим вопросам при принятии решения о том, каким брендам доверять . По данным Morning Consult, молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет в США чаще, чем взрослое население в целом, говорят, что «очень важно», чтобы у компании были сильные этические или политические ценности.

В целом прозрачность бренда является ключом к преодолению технического сопротивления. «Долгое время целеустремленные технологические компании могли работать в фоновом режиме, не обращая на них внимания, потому что предполагалось, что они служат общественным интересам. Для поставщиков это было подарком, потому что это означало меньше контроля и ответственности», — говорит Халленбек. «Но в сегодняшнем климате, когда к технологической отрасли относятся с большим скептицизмом, поставщики не могут — и не должны — пытаться прятаться от своих клиентов. Будьте открыты в отношении своих продуктов, принципов, практики и видения. Работайте со своими клиентами, а не вокруг них. Наделите их знаниями».

Выход за рамки саморегулирования

В то время как бренды должны делать все возможное, чтобы завоевать доверие своих клиентов, требуется более жесткое техническое регулирование, чтобы помочь восстановить веру потребителей в технологии. «Люди не верят, что в технологической индустрии достаточно ответственности, — говорит Халленбек. В недавнем отчете Fleishman-Hillard подчеркивается, что 29% потребителей во всем мире считают, что технологические компании недостаточно регулируются, до 42% итальянцев, 39% британцев и 35% канадцев. Точно так же исследование EY показывает, что 41% потребителей во всем мире считают, что технологические компании должны подвергаться строгому государственному регулированию.

С этой целью руководящие органы по всему миру должны рассмотреть вопрос о внедрении нормативно-правовой базы, основанной на стандартах, чтобы обеспечить большую прозрачность и ясность для потребителей, а бренды должны приветствовать это как возможность завоевать общественное доверие. В конечном счете, правильная система сдержек и противовесов может иметь большое значение для преодоления технического сопротивления, при этом поддерживая культуру инноваций.

Что ждет нас в будущем?

С одной стороны, пандемия ускорила внедрение технологий, и многие потребители, в том числе некоторые из скептиков, были вынуждены обратиться к цифровым альтернативам обычно личным действиям, таким как покупка продуктов.

«Во время COVID-19, продажи мобильных устройств, таких как ноутбуки и планшеты, и онлайн-покупки увеличились», — отмечает Соджин Бэк, менеджер по стратегическому анализу в GfK. Это говорит о том, что некоторые скептики принимают цифровые услуги в свете социального дистанцирования и других ограничений, которые могут снизить их сопротивление технологиям в будущем. «В целом пандемия ускорила внедрение технологий на пять лет вперед, — говорит Невин. Ситуация меняется, и поведение скептиков меняется, поэтому бренды TCG могут ориентироваться на этот сегмент, обеспечивая прозрачность, безопасность и простоту использования своих продуктов и услуг.

В целом, однако, растущая осведомленность также приводит к увеличению опасений по поводу цифровых рисков, и эта тенденция сохранится, если бренды TCG не будут действовать. «Потребители намного мудрее в отношении того, что им доступно, а также в том, что касается сильных и слабых сторон продукта», — говорит Вагата. Согласно Edelman Trust Barometer 2021, в 2020 году технологии были сектором, пользующимся наибольшим доверием в США, но в 2021 году он упал на девятое место, впервые опустившись ниже нейтрального порога недоверия.

Уверенность упала в 25 из 27 опрошенных стран, достигнув рекордно низкого уровня в 16 странах.

Существует поразительная разница между падением доверия потребителей и тем, как бренды оценивают свое восприятие на рынке. Исследование PwC показывает, что 80% предприятий ставят себе оценку A или B, когда речь идет о защите данных, но 28% потребителей говорят, что их доверие к технологиям бизнеса на самом деле падает.

Чтобы остановить это сползание назад, бренды должны сосредоточиться на инициативах, которые окажут наибольшее влияние — обеспечение лучших в своем классе мер защиты данных, провозглашение полезности своих продуктов для повседневных потребителей и продолжение усилий по обеспечению прозрачности, которые генерируют бренд-лифтинг и деловая репутация. Это может быть ключом к превращению технических скептиков в технических энтузиастов.

 

Хотите узнать больше о сегменте рынка технических скептиков?

Часто задаваемые вопросы

Кто такие технические скептики?

Технические скептики — это потребители, обеспокоенные использованием технологий и их влиянием на мир в целом, которые часто сопротивляются внедрению новых технических устройств и решений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *