Человек — часть природы — Природоведение. 5 класс. Ярошенко
Природоведение. 5 класс. Ярошенко
Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.
- Человек — часть природы
- Экологические проблемы и их решение
- Охрана природы. Красная книга
- Заповедники, заказники, национальные парки
Изучение параграфа поможет вам:
- приводить примеры влияния человека на природу и природы на человека;
- объяснять связь человека с природой.
Связь человека с природой. Подобно другим живым существам человек дышит, питается, растёт, размножается и умирает. Его жизнь, как и жизнь других организмов, зависит от условий природы — достаточного количества пищи, воздуха, воды, света и тепла.
Однако только человек владеет языком, мыслит и сознательно выполняет работу. Он живёт в окружении тел природы и взаимодействует с ними.
Природа влияет на расселение людей на земном шаре. Так, в районах полюсов, где властвуют низкие температуры и лёд, нет условий для роста и развития растений и животных, проживания людей. Вблизи экватора, где земная поверхность получает наибольшее количество тепла и влаги, никогда не бывает зимы и бурно развивается растительность. Наиболее комфортные условия для жизни человека на равнинных территориях с умеренным количеством тепла и влаги.
Рис. 155. Сорта яблок, выращенные человеком
В древности человек полностью зависел от природы. В природе он находил растения для питания, добывал мясо, охотясь на зверей и птиц, ловил рыбу. С течением времени человек окультурил различные растения, то есть научился выращивать их на специально отведённых и обработанных участках земли (рис. 155). Теперь человек разводит разнообразных домашних животных (рис. 156), поэтому всегда имеет мясо, молоко, яйца для своего питания.
Рис. 156. Кролики разных пород
Из естественных источников человек получает воду.
Более всего пресной воды идёт на орошение полей и нужды промышленных предприятий. На личные нужды человек использует её значительно меньше (рис. 157).Рис. 157. Использование воды человеком
Вы уже знаете, что для своего существования человек должен постоянно вдыхать воздух. Имеющийся в нём кислород — жизненно необходимое вещество. Его вырабатывают зелёные растения. Без воздуха человек не проживет и нескольких минут. Итак, существование человека зависит от влияния естественных факторов. Как и все живые существа он рождается, растёт и развивается, оставляет потомство. Это доказывает, что человек является частью природы. Он живёт и существует по её законам.
Человек — часть живой природы, он живёт в природной среде, берёт из неё необходимые для жизни пищу, воду, воздух. Человек и природа — одно целое.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.
Рис. 158. Опустынивание земель
Большие площади заняли города с промышленными предприятиями, в разных направлениях пролегли дороги из асфальта и бетона. Мощные машины разрушают земную поверхность, добывая полезные ископаемые. Для своих нужд люди выплавляют металлы, производят разнообразные бытовые приборы, строительные материалы, пластмассы, ткани, продукты питания.
Всё это изменяет экосистемы и требует огромных затрат природного сырья, воды и воздуха. При этом в окружающую среду поступает большое количество вредных для живой и неживой природы веществ.
Улучшая условия жизни для себя, человек невольно ухудшает состав воды, воздуха, уничтожает растения и животных.
Активная деятельность человека ухудшает состав воздуха из-за выбросов заводами вредных веществ, увеличения потребления кислорода. В то же время с годами растений становится меньше, и они не успевают образовывать кислород. Ещё 6 тыс. лет тому леса покрывали большие площади на Земле. Теперь же площади лесов сократились в несколько раз. Рассмотрите на рис. 159 примеры отрицательного влияния человека на природу. Приведите собственные примеры.
Рис. 159. Негативное влияние человека на природу: а — уничтожение лесов; б — гибель рыбы
В результате такой деятельности человека в воздухе возрастает содержание углекислого газа, водяного пара и других веществ. Они больше задерживают отражённое от земной поверхности солнечное тепло. Поэтому на нашей планете становится теплее. Например, за последние 100 лет среднегодовая температура на Земле повысилась на полградуса. Для отдельного города или села подобное потепление незаметно. Но для всей планеты последствия ощутимы: начинают таять многолетние льды в полярных районах и горах. Вследствие этого повышается уровень воды в морях и океанах. Вода наступает на сушу, затапливая низменные территории.
Человек должен ответственно относиться к преобразованию природы в среду своего обитания. Безответственное вмешательство в природу никому не приносит пользы.
Копилка знаний
Влияние хозяйственной и других видов деятельности человека на природу зачастую оказывается нежелательным для отдельных видов организмов. Проследим это на примере наибольшей птицы Украины дрофы. Дрофа — степная птица массой 10-15 кг. До 1975 г. гнездилась в 18 областях Украины, а с 1985 г. — только в 7. Сейчас в Украине насчитывается до 1000 особей. В Харьковской области создан питомник дроф, в котором живёт около 130 птиц. Так человек пытается увеличить численность птиц этого вида.
Проверка знаний
1. Какие примеры влияния природы на человека вам известны?
2. Как человек в разное время оказывал влияние на природу?
3. Как вы оцениваете современное влияние человека на природу?
4. По рисунку 157 на с. 199 составьте сообщение об использовании воды человеком.
5. Докажите, что связь природы и человека взаимна.
Попередня
СторінкаНаступна
СторінкаЗміст
Человек — часть природы (воздействие человека на природу)
Похожие презентации:
Разрушение озонового слоя
Антропогенные факторы
Африка. Животный и растительный мир
Создание национального парка в Танзании
Экология нефти
Гигиена воды
Концепция устойчивого развития. Урок экологии
Разберем мусор – спасем Подмосковье
Классификация природных ресурсов
Экологический мониторинг
1. Домашнее задание: §15 прочитать. Подготовить сообщения: 1)об исчезнувших видах животных и птиц; 2) «Учение о биосфере».
Обществознание, 7 классУрок № 31
ЧЕЛОВЕК ЧАСТЬ
ПРИРОДЫ
(Воздействие человека на природу)
© А.И. Колмаков
3. ЦЕЛИ УРОКА
• содействовать пониманию, чточеловек – неотъемлемая часть
природы;
• развивать навыки экологически
грамотного поведения;
• вести экологическое воспитание,
воспитывать рачительных
хозяйственных участников
современного российского общества
4.
ЗНАТЬ И УМЕТЬ• Знать:• основные положения урока;
• термины: семейный бюджет, формы
семейного бюджета.
• Уметь:
• анализировать, делать выводы, отвечать
на вопросы;
• самостоятельно составлять простейшие
виды документов по теме;
• решать практические задачи в рамках
темы.
5. ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ
экология;
атмосфера;
«вторая природа»;
биосфера;
исчерпаемые и неисчерпаемые
источники;
• загрязнение окружающей среды
6. О чем ты узнаешь? Почему нужно быть ответственным за то, что происходит с природой
Глава IV. Человек и природаО чем ты узнаешь?
Почему нужно быть ответственным за то,
что происходит с природой
На какие вопросы ответишь?
1. Что такое экологическая мораль?
2. Как закон охраняет природу?
7. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Человек — частьприроды.
2. Взаимодействие
человека и природы.
3. Проблема
загрязнения
окружающей среды.
Человек
Биологическое
существо
Общественное
существо
Общество — обособившаяся от
природы, но тесно с ней связанная
часть материального мира,
представляющая собой формы
объединения людей и способы их
взаимодействий
Природа
Естественная
среда обитания
человека
Создает и
защищает жизнь на
нашей планете
Биосфера
Активная
оболочка Земли
Приро́да —естественная среда
обитания человека
(всё, что не создано человеком)
10.
Природа — это та часть материального мира, которая не создана человеком и существует независимо от него. Она являетсяестественным условиемсуществования человека, и
человеческое общество есть продукт
длительного развития природы.
11. Актуализация проблемы
12. Ступени развития общества
ПостиндустриальноеИндустриальное
Аграрное
13. Аграрное общество
• приспособление к природе• переход от присваивающего
хозяйства к производящему
• появление скотоводства и
земледелия
• ухудшение состояния природы
14. Индустриальное общество
• отрицательное воздействие хозяйственнойдеятельности человека на природу
• развитие промышленности, рост городов
• индустриализация и научно-техническая
революция
• увеличение численности населения
• массовый характер добычи природных
ресурсов
Среда
обитания человека
естественная
(природа)
живая
неживая
искусственная
(культура)
16.
Экология – наука об отношениях в природе растительных и животных организмов между собой и со средойВеликое экологическое правило: нельзятребовать у природы больше, чем она
способна дать.
Природные ресурсы
исчерпаемые
неисчерпаемые
17. Ресурсы Земли
Исчерпаемые:• Почва
• Недра (полезные
ископаемые)
• Животные
• растения
Неисчерпаемые:
• Вода океанов
• Энергия ветра
• Солнечная радиация
18. Воздействие человека на природу изменилось
Присваивающеехозяйство:
• охота
• собирательство
Занятия первобытного
человека не
приносили вред
экологии
Производящее
хозяйство:
• земледелие
• скотоводство
• открытие огня
• ремесло
Совсем другое дело!
19. Картинная галерея
Охрана природы –меры по сохранению,
рациональному использованию
и восстановлению ресурсов
Земли
21. Конституция Российской Федерации – Основной закон государства
• Статья 42.Каждый имеет право на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию о
ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением.
• Статья 58.
Каждый обязан сохранять природу и
окружающую среду, бережно относиться к
природным богатствам.
22. Закон об «Охране окружающей среды».
Граждане обязаны принимать участие вохране окружающей среды, соблюдать
требования законов об охране природы, личным
трудом приумножать природные богатства. К
обязанностям граждан относятся также
повышение уровня знаний о природе, содействие
экологическому воспитанию подрастающих
поколений. Нарушение правил охраны
окружающей среды при производстве
промышленных и строительных работ,
загрязнение вод, атмосферы, морской среды,
порча почвы, массовое уничтожение
растительного и животного мира влечет за собой
уголовную ответственность
23. Красная книга РФ(ККРФ)
• Основной государственныйдокумент
• Первая Красная книга СССР
вышла в августе 1978года
• В ней две части : растения
и животные
• Красная книга РФ вышла в
свет в 2001 году
• В ней 860 страниц,
иллюстрированных
цветными изображениями
24.
Биосфе́ра— оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами ихжизнедеятельности.25. Термин «биосфера» был введён в начале XIX в. французским учёным-естествоиспытателем Жаном-Батистом Ламарком.
Термин «биосфера»был введён в начале
XIX в.
французским
учёныместествоиспытателем
Жаном-Батистом
Ламарком.
26. Жил на свете человек
27. Человек и природа
природачеловек
28. Загрязнение атмосферы
Над городом смог29. Загрязнение воды и почвы
30. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
31. Вопрос 1
Какое занятие людей в древности моглобыть экологически вредным?
• 1)охота
• 2)сбор грибов и ягод
• 3)обработка металла
• 4)садоводство
32. Вопрос 2
Одной из причин современныхэкологических бедствий является:
• 1)рост числа животных на планете
• 2)посадка лесов вокруг городов
• 3)большое число любителей гербариев
• 4)нерациональное использование
ресурсов
33.
Вопрос 3Что из перечисленного относится ко «второйприроде»?
• 1)река, протекающая возле дома
• 2)лес за городом
• 3)птицы на дереве
• 4)автомобиль у подъезда
34. Вопрос 4
К исчерпаемым природным ресурсамотносятся:
• 1)ветер
• 2)Солнце
• 3)почва
• 4)приливы и отливы
35. Вопрос 5
Живая оболочка Земли:• 1)атмосфера
• 2)смог
• 3)биосфера
• 4)литосфера
36. рефлексия
Что узнали?
Каким способом?
Чему научились?
Какие испытывали трудности?
Интересно ли было на уроке?
Интернет-ресурсы
http://karat773.ru/post1336962…
http://viva-scarlett.ru/post241984614/
Вы можете использовать данное оформление
для создания своих презентаций,
но в своей презентации вы должны указать
источник шаблона:
Шумарина Вера Алексеевна,
учитель ГКС(К)ОУ ’’С(К)ОШ №11 VIIIвида.
г. Балашова’’
Сайт:http://pedsovet.su/
English Русский Правила
Разрешение конфликтов в письме с примерами
История без конфликта — это вообще не история.
В художественной литературе существует семь основных типов конфликтов, и большинство историй можно отнести к одной или нескольким из этих категорий.Один из таких конфликтов известен как противостояние человека и природы.
«Человек против природы» — история, к которой писатели возвращаются снова и снова.
Люди находились в конфликте с природой с самого начала человечества. Иногда побеждает природа, а иногда люди.
Поскольку это основано на реальности, которую мы все знаем, человек против природы может предоставить бесконечные возможности для идей вымышленных историй.
На самом деле, этот конфликт может присутствовать в некоторых ваших любимых книгах и фильмах!
Что такое человек против природы?
Конфликт человека и природы — это когда главный герой, один или вместе с другими персонажами, находится в прямом противостоянии силам природы.
В мире природы есть какое-то событие или ситуация, вызывающая проблему. Если затронуто более одного персонажа, ваши персонажи должны работать вместе, чтобы преодолеть проблему.
Несмотря на то, что в этой истории по-прежнему будут антагонисты, основной конфликт происходит с самой природой. Это может произойти в виде стихийного бедствия, такого как торнадо или метель. Засуха и голод — обычное дело в литературе.
За природным конфликтом может стоять сверхъестественная сила, хотя сверхъестественный элемент не является главным действующим лицом в конфликте. Конфликт человека и природы также может быть связан с тем, что персонаж сталкивается с сопротивлением определенного элемента природы в достижении своих целей.
Иногда вы можете видеть мир природы как «хорошего парня» в этих историях, а иногда вы можете сопереживать персонажам.
Важно отметить, что «человек против природы» относится не только к мужским персонажам. В этом смысле «человек» относится к человечеству.
Современные ученые и писатели часто рассматривают конфликт как личность против природы или характер против природы. Мы будем использовать их взаимозаменяемо в этой статье.
Является ли человек против природы темой?
Возможно, вы слышали, как люди упоминают тему противостояния человека и природы. Однако это не столько тема, сколько конфликт.
Хорошая история состоит из нескольких основных компонентов: темы, сообщения или морали, конфликта, целей и мотивов персонажей и структуры сюжета.
Конфликт движет сюжетом и подталкивает персонажей к действию. С другой стороны, тема – это общий смысл рассказа. Тема передается через различные элементы, такие как персонажи, обстановка и конфликт.
В конфликтах человека и природы может возникнуть множество тем. Вот некоторые общие темы, которые хорошо подходят для историй о человеке и природе:
- Стойкость/неукротимый человеческий дух
- Изменение против традиции
- Гордость как падение
- Жадность как падение
- Возрождение
- Хаос против порядка
- Опасности материализма, капитализма или технологий
- Неизбежность смерти и/или разрушения
- Сила природы
Это ни в коем случае не исчерпывающий список тем, которые могут фигурировать в конфликте между персонажем и природой.
Тема работает с конфликтом, а конфликт человека и природы подчеркивает тему. Вместе они дают сообщение читателю.
Каковы основные типы конфликтов в литературе?
Человек против природы — это всего лишь один из видов конфликта. Существует семь основных типов, признанных большинством писателей и ученых. Их:
- Человек против человека
- Человек против общества
- Человек против природы
- Человек против сверхъестественного
- Человек против технологии
- Человек против себя
- Человек против судьбы
Каждый из них может быть основным конфликтом в великой истории, независимо от средства или жанра.
Почему человек против природы является большим внешним конфликтом?
Конфликты в истории могут быть внутренними или внешними. Конфликт характера и природы является примером внешнего конфликта. Это конфликт, к которому писатели возвращаются снова и снова. Почему?
Человек против природы — отличный внешний конфликт для рассказа по многим причинам. Во-первых, существует бесконечное количество способов, которыми природа может создать проблему для ваших персонажей.
Если ваши персонажи сталкиваются со стихийными бедствиями, есть из чего выбрать.
Торнадо, ураганы, наводнения, цунами, снежные бури, лавины, извержения вулканов, пыльные бури и лесные пожары могут побудить ваших персонажей к действию.
Засухи и голод, будь то стихийные бедствия или последствия стихийных бедствий или техногенных катастроф, также являются отличным кормом для историй.
Последствия попыток человечества контролировать природу — это еще один конфликт, который возникает в реальной жизни и в историях: чрезмерное земледелие, вырубка лесов, истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды могут дать множество идей для историй.
Гуру грамматики, редактор стиля и наставник по письму в одном пакете.
Попробуйте бесплатно!Когда персонаж сталкивается с сопротивлением или борьбой в некоторых частях природы, например, выживает в новых или враждебных условиях, история может стать отличным способом исследовать другие конфликты и темы, которые являются более внутренними.
Естественная сила становится метафорой внутреннего конфликта.
Хотя в некоторых фэнтезийных историях в качестве катализатора конфликта может использоваться сверхъестественная сила, общий конфликт должен заключаться в природной силе.
В противном случае основным конфликтом истории был бы человек против сверхъестественного.
Почему в природе так много типов конфликтов? Потому что человек неразрывно связан с природой.
Все мы имеем дело с воздействием сил природы, будь то изменение климата, погода, стихийные бедствия или просто окружающая среда. Это что-то знакомое, что было частью всей нашей истории.
Мы можем применить то же самое знакомство к любой истории, связанной с природой. Персонажи не обязательно должны быть людьми, а мир не обязательно должен быть планетой Земля.
Я никогда не был заперт в пустыне на чужой планете, но меня сильно укачивало от жары. Я никогда не пересекал замерзшую тундру, но терял тепло во время ледяной бури в месте, ужасно неподготовленном к морозной погоде.
Человек против природы нуждается в сильных сенсорных деталях, чтобы привлечь читателей. Сенсорный отчет ProWritingAid может помочь вам задействовать все чувства, чтобы сделать ваш природный конфликт увлекательным и реальным.
Вы увидите, сколько смысловых слов каждого типа вы использовали, чтобы вы могли создать сбалансированное, округленное описание. Попробуйте бесплатно.
Благодаря знакомому ощущению конфликта с окружающей средой мы можем эмоционально вкладываться в конфликты, связанные с миром природы.
Это то, что заставляет писателей писать о конфликтах между человеком и природой, а читателей — читать их.
Каковы некоторые примеры противостояния человека и природы?
Существует множество примеров конфликта человека и природы, от классической литературы до малоизвестных инди-фильмов. Мы разделили следующие известные примеры на книги и фильмы.
Какие есть книги о хорошем человеке и природе?
Трудно выделить несколько примеров замечательных книг о человеке и природе, но вот несколько замечательных.
Дюна Фрэнка Хеберта — один из самых продаваемых научно-фантастических романов всех времен.
Хотя история наполнена политическими интригами и социальными комментариями, суть конфликта связана с окружающей средой.
Окружающая среда каждой планеты формирует особенности ее цивилизации, и нехватка воды является основным сюжетным моментом. Общий посыл состоит в том, что человек и природа всегда будут в противоречии.
Одно всегда уничтожит другое.
Трилогия-антиутопия Маргарет Этвуд ( Орикс и Погонаж , Год потопа , МэддАддам ) исследует конфликт между людьми и природой, особенно когда люди пытаются овладеть природой.
Действие сериала происходит в обществе, где корпоративная жадность и научные технологии пытались овладеть природой, что привело к биологической катастрофе.
На протяжении всего сериала Этвуд исследует важность воссоединения людей с природой и признания того, что они являются частью мира природы, а не его хозяевами.
Отмеченная наградами детская книга Джули из волков , написанная Джин Крейгхед Джордж, исследует конфликт между персонажем и природой на примере девочки-инуитки в арктической тундре.
Через серию трагических событий Джули оказывается в стае волков, чтобы выжить в суровых условиях.
История исследует тему противостояния современности и традиции и культурной эволюции. Несмотря на то, что эта книга написана для детей, она интересна для всех возрастов.
Старик и море Эрнеста Хемингуэя — типичный рассказ о человеке и природе.
Сантьяго, главный герой, уважает природу. Она обеспечивала ему средства к существованию, и он олицетворял различные элементы природного мира.
Но конфликт между человеком и природой происходит, когда ему приходится сражаться с морем и гигантской рыбой, чтобы восстановить утраченный статус в обществе.
Тема, которую иллюстрирует этот конфликт, — борьба и упорство.
Это всего лишь несколько примеров противостояния человека и природы в литературе. Можете ли вы придумать что-нибудь еще?
Лучшие фильмы о человеке и природе?
Фильмы — это тоже истории, и конфликты человека и природы всегда популярны в Голливуде. Вот несколько отличных примеров.
Фильм 1996 года Twister представляет собой забавный пример противостояния человека и природы, особенно стихийных бедствий.
История рассказывает о группе охотников за бурями. Джо полна решимости зафиксировать показания внутри торнадо.
По мере того, как торнадо становятся все более и более мощными и смертоносными, фильм показывает опасности безрассудной погони за невозможной целью и разрушения, которые она может оставить после себя.
Изгой с Томом Хэнксом в главной роли — еще один отличный пример.
Конфликт человека и природы происходит, когда главный герой Чак выживает в авиакатастрофе и должен выжить на необитаемом острове.
Темы изобретательности и воли человека к выживанию исследуются по мере того, как он учится выживать на острове, а затем находит дорогу домой.
Он также исследует тему природы как инструмент для воссоединения с тем, что важно в жизни.
Послезавтра — апокалиптический фильм, выпущенный в 2004 году.
Это боевик, который также является предупреждением об опасностях изменения климата, хотя и с очень голливудским оттенком.
Палеоклиматолог предупреждает, что изменение климата может вызвать новый ледниковый период, но его игнорируют. Затем почти сразу же наступает ледниковый период с сильными трагическими штормами.
Конфликт человека и природы показывает, как люди пытаются пережить этот внезапный климатологический сдвиг.
Он иллюстрирует последствия антропогенного изменения климата и опасности игнорирования научных предупреждающих знаков.
Мы уверены, что вы можете вспомнить множество других фильмов о человеке и природе, начиная с Идеальный шторм 9.0154 — Акулий торнадо .
Нет недостатка в сюжетных идеях для конфликтов персонажей и природы. Это отличный способ использовать знакомый конфликт, чтобы проиллюстрировать важные, актуальные темы.
Какие ваши любимые истории о человеке и природе?
Вы готовы написать свой роман? Загрузите эту бесплатную книгу сейчас:
План обучения написанию романов
Итак, вы готовы написать свой роман. Отличный. Но готовы ли вы? Последнее, чего вы хотите, когда садитесь за написание своего первого черновика, — это потерять импульс.
Это руководство поможет вам разработать сюжетную арку, спланировать ключевые моменты сюжета, конкретизировать персонажей и начать строить свой мир.
Исследование принцессы Мононоке человека и природы выдерживает испытание временем
Автор Маргарида Бастос
Обновлено
Этот фильм Миядзаки идеально подходит для просмотра во Всемирный день окружающей среды.
РежиссерVisionary и соучредитель Studio Ghibli Хаяо Миядзаки однажды сказал в переведенном видео-интервью: «Если вы не тратите время на наблюдение за реальными людьми, вы не сможете этого сделать, потому что вы никогда этого не видели». Это изречение намекает на фундаментальную причину, по которой фильмы токийского художника нельзя ставить в один ряд и приравнивать к другим аниме-фильмам того же периода. Несмотря на сверхъестественные элементы, работы Миядзаки отличаются тем, что они глубоко укоренены в реальности. Персонажи, населяющие его фильмы, как будто могут существовать вне их, ходить среди нас как полноценные личности со своими привычками и желаниями, достоинствами и недостатками. Эти персонажи ведут нас через истории, которые отражают наш собственный мир, проводя неизбежные аллегории и параллели. Это отражение окрашено сказочной эстетикой и фантастическими элементами, которые, тем не менее, подчеркивают универсальную привлекательность черт режиссера.
Миядзаки 1997 Принцесса Мононоке разделяет эту универсальную привлекательность из-за вневременности основных тем. Представляя фильм на Международном кинофестивале в Торонто, культовый аниматор сказал: «С Принцессой Мононоке я намеренно отбросил все правила создания развлекательного кино, поэтому для истинной оценки этого фильма потребуется некоторое время. появиться». Благодаря нетрадиционному видению кинопроизводства Миядзаки, его работы обладают непреходящей искрой, которая по-прежнему может ослеплять зрителей спустя десятилетия.0153 Принцесса Мононоке несет мощное послание, которое не только выдерживает испытание временем, но и приобретает дополнительную актуальность с годами.
Принцесса Мононоке воплощает дух Миядзаки в отношении человечества и природы
Изображение предоставлено студией GhibliВсе фильмы Миядзаки, если их разобрать до самых основ, содержат очень человеческую сущность, преодолевающую любые культурные или социальные барьеры. В Принцесса Мононоке мир людей разрушил мир природы до такой степени, что последний вынужден дать отпор. С момента зарождения человечества наш вид искал способы продвинуться вперед и развиваться, часто в ущерб другим видам, окружающей среде и даже самим себе. Этот 133-минутный фильм показывает универсальность бесконечного перетягивания каната между жадностью человечества и безудержным стремлением к прогрессу и отчаянной потребностью Природы в сохранении. Миядзаки демонстрирует глубокое понимание неумолимого движения человечества к прогрессу, которое обычно не учитывает или не заботится о том, чтобы считать тех, кто растоптан на его пути. Однако он отклоняется от реальности, чтобы проиллюстрировать, что произойдет, если Природа возьмет в руки оружие и решит отомстить. Обычно безмолвным жертвам нашего слепого честолюбия дается голос, который звучит громче любого другого именно потому, что он часто молчит.
СВЯЗАННЫЕ С: О «Унесенных призраками» Хаяо Миядзаки и тревогах взросления
То, как Миядзаки решил дать голос стороне природы в конфликте, не было чем-то, что явилось ему в вакууме. Реальные влияния и источники вдохновения режиссера служат основой для его проектов. Например, лесная среда Принцесса Мононоке основана на южном японском острове Якусима. Впоследствии этот сеттинг был воплощен в жизнь и получил вымышленную динамику в результате влияния концепции синтоизма. Известная религия Японии, синтоизм, означает «путь богов» и рассматривает мир как изобилующий сверхъестественными сущностями, называемыми 9.0153 ками . Хотя на английском языке это часто переводится как «бог», ками не обязательно всемогущи, всезнающи, бессмертны или даже гуманоидны по своей природе. В Принцесса Мононоке, ками — это олицетворенные силы природы, такие как Моро ( Акихиро Мива ) и Оккото ( Хисая Морисигэ ), которые восстают против людей и их способов эксплуатации.
Хотя Миядзаки не одобряет приписывание своим фильмам религиозной интерпретации, ясно, как он черпал вдохновение в самой распространенной религии Японии. Мастерский рассказчик вплел аспекты синтоизма в свой фильм, что мы также можем ясно наблюдать в его последующем хите-блокбастере 9. 0264 Унесенные призраками , создавая текстурированную обстановку, не ограничиваясь ею. Миядзаки не верит в догмы, а синтоизм не навязывает верующим никаких императивных кодексов. «Моя собственная религия, если ее можно так назвать, не имеет ни практики, ни Библии, ни святых, только желание сохранить определенные места и самого себя как можно более чистыми и святыми», — объяснил Миядзаки в интервью. «Такая духовность очень важна для меня. Очевидно, это важная ценность, которая не может не проявляться в моих фильмах». Хотя он отрицает, что сделал синтоизм или какую-либо религию основой своих фильмов, ясно, что это оказало влияние на создание образов и персонажей, таких как Бог-олень, а также было взаимосвязано с посланием уважения к «чистоте». таких мест, как лес, где Сан ( Юрико Исида ), Моро и её потомство живы.
Миядзаки позволяет зрителям принимать решения вместо того, чтобы кормить их с ложечки
Изображение через Studio GhibliЭто проявление его культурных влияний играет большую роль, чем чисто эстетическая ценность. Элементы, заимствованные из синтоизма, продуманно используются для изучения обеих сторон спора в центре истории. Антропоморфные ками и все другие вымышленные характеристики фильма Миядзаки не отталкивают зрителей, а наоборот, продвигают его основные темы. Конфликт в основе Принцесса Мононоке не изображается как простое столкновение между силами добра и зла. Если бы это было так, если бы он следовал более традиционной структуре, он был бы гораздо менее впечатляющим и заставляющим задуматься. Именно благодаря всестороннему пониманию Миядзаки человеческой природы и его способности видеть другие оттенки помимо черного и белого его работы наделены тонкостями и нюансами.
СВЯЗАННЫЕ: 9 фильмов, таких как «Ходячий замок», для большего количества фантастических приключений
Было бы проще сделать Сана героем и леди Эбоши ( Юко Танака ) злодея, но вместо этого режиссёр сделал их и хорошими, и плохими в равной мере, вернее, он полностью отодвигает понятия «хороший» и «плохой» в область субъективности. Сан и леди Эбоши стремятся защитить своих и уничтожить враждебных «других», поглощенных либо обидой, либо амбициями, тем самым создавая реалистичное изображение того, что часто является природой конфликта: не борьба между добром и злом, а противоположные интересы. сталкиваясь друг с другом.
Между противоборствующими сторонами Сана и леди Эбоши находится Ашитака ( Ёдзи Мацуда ), последний принц Эмиси. Ашитака служит посредником, тем, у кого нет собаки в бою, кто может видеть, как обе стороны угрожают уничтожить друг друга. Именно Ашитака открывает им глаза на правду, к которой они были слепы, что из ненависти не может произойти ничего хорошего. Когда он останавливает двух женщин от битвы насмерть посреди Железного города, он использует свою проклятую руку как пример того, что ненависть делает с людьми: она гноится и в конечном итоге съедает их заживо.
Принцесса Мононоке не заинтересована в том, чтобы занять чью-либо сторону, но раскрывает человечность каждого, какой бы ущербной она ни была. Точка зрения фильма — это в основном точка зрения Ашитаки, то есть он принимает беспристрастную точку зрения, которая оставляет зрителям возможность понять мораль этой истории, не кормя ее с ложечки. Миядзаки не заставляет зрителей выбирать чью-то сторону, а показывает им острую потребность в равновесии в мире, в гармонии между человеком и природой. Без гармонии страдают обе стороны, и никто по-настоящему не выигрывает. Даже несмотря на то, что госпожа Эбоши думает, что она вышла победителем, отстрелив голову богу-оленю, ее жестокий поступок служит только осуждению всех, кто населяет лес: людей, флору и фауну. Кульминация фильма доводит до сознания, что люди не должны насильственно фальсифицировать, воровать или узурпировать то, что им на самом деле не принадлежит.
Принцесса Мононоке олицетворяет природу как предупреждение для зрителей
Изображение предоставлено студией GhibliПринцесса Мононоке позволяет природе иметь голос, коллективную волю, которая восстает против Железного города и уничтожения им леса. Несмотря на вымышленные элементы, конфликт, лежащий в основе истории, придает ей всеобщую привлекательность. Спустя 25 лет после своего первоначального выпуска набор Принцесса Мононоке не потерял своей тематической актуальности, напротив, с течением времени он приобретал все большее и большее значение. С момента выхода фильма силы модернизации и человеческой жадности не уменьшились. Окружающая среда все еще доведена до крайности. Последствия изменения климата, загрязнения окружающей среды и вырубки лесов ощущаются до сих пор и не имеют тенденции к улучшению. Принцесса Мононоке не только сохраняет, но и расширяет свою тематическую актуальность, потому что человечество приблизилось к бездне, а не удалилось от нее. Потребность в гармонии и мире на Земле с течением времени только усиливалась. Таким образом, послание фильма преодолевает любые временные барьеры и доходит до нас еще громче, чем тогда.
Мир постоянно меняется, Миядзаки это знает, но он также осознает, что существуют характеристики людей и их связь друг с другом и с окружающей средой, которые слишком неотъемлемы, чтобы их можно было отбросить. Его наблюдательный характер позволяет ему основывать свои темы на реальности, независимо от того, насколько вымышленными и воображаемыми являются его работы. Миядзаки не оптимист, но он все же находит способы вдохновить будущие поколения благодаря неизменной тематической последовательности своих фильмов.
Конец принцессы Мононоке представляет собой своего рода возрождение, режиссер предлагает проблеск надежды, горящее пламя среди метели, которое побуждает двигаться вперед. Вместо того, чтобы ненавидеть, мы все должны стремиться к мужеству и чуткой душе Ашитаки. Чтобы спасти мир от разрушения, необходимо отказаться от слепого стремления людей к постоянному прогрессу и заменить его действиями по восстановлению, соединению и гармонизации. Будь то 1997 или 2022 год, это послание и эти темы сейчас так же актуальны, как и тогда, что делает Принцесса Мононоке как бессмертный пример замечательного исследования противоречивых отношений между человечеством и природой.