4 приема быстрого чтения учебной и научной литературы
Люди читают сотни веков, но только в наше время столь остро встал вопрос о повышении скорости чтения. Основная причина – возрастание объемов информации как результат развития науки, её интегративность и необходимость в существенном ускорении освоения информации. Организуйте ежедневные тренировки своему мозгу и результат не заставит себя долго ждать.
В русском языке чтение трактуется в нескольких значениях:
1. чтение как процесс восприятия оформленных различными способами текстов:
2. чтение как произнесение, декламирование текстов, в том числе и в учебных целях;
3. чтение как устное изложение перед аудиторией учебного (лекция) или научного материала (доклад).
4. чтение как процесс восприятия, переработки, перекодирования, понимания и запоминания различных символов и текстов с помощью зрительного анализатора.
Рисунок 1. Модель переработки текстовой информацииУглубленное — это способ чтения при котором читатель обращает внимание на детали, производит их анализ и оценку.
Например, такой способ чтения лучше всего использовать при изучении учебных дисциплин.
Быстрое чтение — сплошное чтение текста, при котором быстро идет процесс анализа фактов и синтез отдельных понятий.
Например, такой способ чтения подойдет для чтения научной, технической, экономической и т.д. литературы.
Выборочное чтение — это способ чтения при котором читаются избирательно отдельные разделы текста.
Например, такой способ используют при вторичном прочтении информационного источника после его предварительного просмотра.
Чтение-просмотр — это способ чтения при котором идет предварительное ознакомление с источником информации.
Например, берем в руки книгу, бегло просматриваем предисловие, по оглавлению отыскиваем наиболее важные положения автора, по которому можно предположительно судить об основном содержании источника, просматриваем заключение и делаем вывод о полезности и ценности текста.
Чтение-сканирование — это способ чтения источника при котором отыскивает исключительно фактографическая информация (цифры, слова, фамилии и т.п.).
Например, для доказательства своей точки зрения читатель отыскивает в книги ту или иную статистическую информацию.
Таким образом, рассмотренные способы чтения показывают необходимость не только овладения ими, но и возможность каждый раз выбирать соответствующий способ в зависимости от характера текста и бюджета времени.
Регрессия — непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста (фраз, слов, предложений). При таком чтении глаза совершают движение назад, но не к начальному пункту чтения, а ограничиваясь ближней зоной.
Проговаривание — это движение губ, языка и других органов речи при чтении про себя. При медленном чтении возникает внутреннее говорение, протекающее с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух.
Малое поле зрение — охват глазом текста при одной фиксации взгляда. Человек воспринимает буквы, слова, в лучшем случае несколько слов, следовательно, глаза делают несколько фиксаций, что называется дроблением взгляда.
Отсутствие стратегии чтения — отсутствие цели, задачи и темы, которая двигает читателем.
Отсутствие внимания — переключение мыслей на посторонние звуки, мысли, предметы снижает интерес к чтению и тормозит восприятие текста.
Способы чтения различаются по скорости их реализации, которая определяется как количество знаков, прочитанных в единицу времени. Важным является не только скорость прочитки текста, но и коэффициент понимания, продуктивность чтения.
В разных странах и языках различаются как названия, так и значения нормативов чтения (см. таблицу).
Нормативы скорости чтения в разных странахВ нашей стране так же имеются нормы скорости чтения для взрослых (см. таблицу).
Нормативы скорости чтения в РоссииКонечно, скорость чтения у каждого человека индивидуальна и зависит от многих факторов: активность нервно-психических процессов, особенностей мышления, внимания, генетической предрасположенности. Но каждый человек, ежедневно тренируясь, может изменить собственные показатели.
Прием 1. Отключаем регрессию.
Необходимо силой воли заставить себя не возвращаться в ранее прочитанному тексту. Для этого можно надеть наушники при чтении или использовать специальный алгоритм чтения. Этот алгоритм предполагает последовательное извлечение информации по ключевым вопросам.
Специальный алгоритм чтения
НАЗВАНИЕ (книги, статьи) – АВТОР (авторы) – ИСТОЧНИКИ И ЕГО ДАННЫЕ – ТЕМА (о чем книга, статья) – ФАКТОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ – СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ – НОВИЗНА МАТЕРИАЛА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
Прием 2. Отключаем внутреннюю артикуляцию (проговаривание).
Так как наша речь – это ритмический рисунок, то для увеличения скорости чтения необходимо использовать прием аритмического постукивания.
Прием аритмического постукивания
Читая про себя человек выстукивает кистью руки ритм, не соответствующий ритму русской речи.
Например: раз-дватри-четырепять-шесть-семь-восемь.Этот ритм разрывает привычный механизм речедвижений при чтении русского текста, то есть мешает внутреннему проговариванию.
Прием 3. Расширяем поле зрения.
Нетренированный глаз вынужден делать 12-16 остановок во время чтения, что отнимает время и утомляет глазную мускулатуру.
Прием для научения чтению по вертикали
В таблице вписаны числа от 1 до 25. Посмотрите в центр таблицы с расстояния 30-40 см, стараясь увидеть всю таблицу. Вы должны найти все числа в возрастающем порядке от 1 до 25 за 25 секунд. Если потеряли какое-либо чисто, то ищите его, передвигая глаз только по вертикали. По этому же образцу можете сделать для себя таблицы с большим количеством чисел. Тренируйтесь 3-5 минут ежедневно.
Прием 3. Улучшаем внимание.
В психологии принято различать следующие качества внимания: концентрация, объем, переключение, распределение и устойчивость. Навыки беглого чтения требуют развития всех качеств.
Для улучшения всех качеств нужно ежедневно выполнять ряд упражнений.
Пример упражнений.
Перед вами два задания. Каждое из которых вы должны закрыть листом бумаги сразу после прочтения. Читать задания надо очень быстро. Затем следует ответить на вопросы.
Задание 1. Жена попросила мужа купить масло, мыло, мясо, капусту. Муж купил: капусте, мыло, масло, сало. Что забыл купить муж? Что он купил лишнего?
Задание 2. В комнате 235, в правом ящике шкафа, который стоит рядом с письменным столом, лежит книга Вормсбереха и Кабина “Сто страниц в час”. Принесите ее. Где именно лежит книга? Вас просили войти в комнату 325, 235, 435? Где стоит шкаф? Где лежит книга? Кто авторы книги?
Таблица Шульте он-лайн — один из самых эффективных тренажеров для развития внимания, памяти и навыков скорочтения.
Lumosity — онлайн версия насчитывает более 40 игр на тренировку внимания, многозадачности, кратковременной и долговременной памяти, фокуса (концентрации), стресс-менеджмента и т. д.
PEAK — содержит 25 головоломок, разделенных по нескольким категориям. Фокус – ряд упражнений по взаимодействию с фигурами: их сортировка, сопоставление и вычленение. Ловкость – головоломки, требующие быстрого принятия решений и вызывающий определенный мозговой конфуз. Решение проблем – ряд головоломок, в которых особый акцент сделал на работу с числами и геометрическими фигурами.
«B-trainika» — ежедневно подбирает для Вас 5 упражнений, ориентированных на комплексное улучшение основных познавательных функций мозга. Общее время занятий составляет 15-20 минут в день. Все тренажеры выполнены в форме игр, поэтому занятия на них увлекательны и интересны.
Таким образом, при должной целеустремленности, усердии и желании успех вам обеспечен.
нормативы по классам и четвертям
Чтение — ключевой навык, открывающий ребенку ворота в страну знаний. Благодаря этому навыку дети узнают о явлениях и событиях окружающего мира, знакомятся с характерами и поступками людей, встречаются с новыми проблемами и идеями. Это умение помогает им расширять кругозор и представления о мире, развивает критическое мышление и тренирует когнитивные способности — внимание, воображение, память. Чтение — это фундамент дальнейшего успешного обучения.
Понять, насколько хорошо у ребенка формируется это умение, помогает проверка техники чтения. Техника чтения — это многофакторная проверка, характеризующая освоение навыка с разных сторон. В технике чтения оцениваются:
- скорость чтения,
- способ чтения,
- осознанность чтения,
- правильность чтения,
- выразительность чтения.
Непростой навык чтения складывается как из технического, так и из смыслового компонента и направлен на достижение главной цели — понимание и усвоение прочитанной информации.
Параметры техники чтения
Рассмотрим все составляющие техники чтения более подробно.
- Скорость чтения — количество слов, прочитанных за определенный промежуток времени. Нередко родители сосредотачиваются на формировании беглого чтения, при этом ребенок допускает множество ошибок, не понимает и не запоминает прочитанного. Не стоит форсировать только скорость, лучше более медленное осознанное чтение и постепенный прирост темпа, чем быстрое механическое чтение с ошибками и неточностями.
- Способ чтения — слоговое чтение или чтение слова целиком, плавно. С развитием навыка у ребенка происходит постепенный переход от слогового прочтения к плавному чтению целыми словами.
- Правильность чтения характеризуется отсутствием ошибок и запинок. Невнимательность, проблемы дикции приводят к неточному прочтению, невнятной артикуляции и в итоге к искажению смысла. Обращайте внимание на правильность чтения – это станет залогом грамотного письма.
- Осознанность чтения предполагает понимание прочитанного, осознание идеи и смысла текста, а в дальнейшем — это способность уловить подтекст, юмор, иронию, отношение автора. Мешать пониманию прочитанного может низкая скорость чтения, искаженное воспроизведение — угадывание слов, изменение формы слов, не дочитывание окончаний.
- Выразительность чтения — использование пауз, нахождение подходящей интонации, верная постановка ударений. Выразительность чтения неразрывно связана с осознанностью. При понимании прочитанного ребенку легче соблюдать необходимые паузы, подбирать верную интонацию и расставлять логические ударения.
Нормативы скорости чтения для начальной школы
Нормативы ФГОС определяют желательную скорость чтения у ребенка к определенному моменту обучения, помогают понять, происходит ли развитие навыка успешно или же требуется обратить на него дополнительное внимание. Нормативы — ориентировочные величины; важно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и оценивать рост его личных показателей.
Нормативы скорости чтения в 1 классе
Нормативы скорости чтения во 2 классе
Нормативы скорости чтения в 3 классе
Нормативы скорости чтения в 4 классе
Скорость чтения, к которой нужно стремиться к окончанию начальной школы, — это чтение со скоростью разговорной речи, 110-120 слов в минуту. К такой скорости приспособился со временем артикуляционный аппарат человека. И самое главное, прочтение должно быть осознанное, правильное, выразительное.
Другие параметры техники чтения
1 класс
На конец I полугодия. Чтение плавное слоговое, осознанное и правильное, с четким проговариванием слогов и слов.
На конец II полугодия. Чтение осознанное, правильное, простые слова читаются словом. Слова со сложной слоговой структурой допустимо прочитывать по слогам.
2 класс
На конец I полугодия. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. Соблюдение логических ударений. Сложные слова допустимо прочитывать по слогам.
На конец II полугодия. Чтение осмысленное, правильное, целыми словами. С соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно.
3 класс
На конец I полугодия. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, при помощи которых ребенок выражает понимание смысла читаемого.
На конец II полугодия. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ребенок выражает понимание смысла читаемого.
4 класс
На конец I полугодия. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ребенок не только выражает понимание смысла читаемого, но способен выразить свое отношение к прочитанному.
На конец II полугодия. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ребенок выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.
Как проверить технику чтения у ребенка самостоятельно?
Предложите ребенку посмотреть, насколько хорошо он уже читает. Обычно дети любят узнавать, насколько сантиметров они подросли, и им также может быть интересно узнать свой прогресс в чтении. Предупредите о предстоящей проверке и попросите ребенка читать быстро.
Контроль техники чтения у чувствительных детей, которые в силу темперамента тяжело переносят различные проверки, можно провести незаметно или в форме игры. Не создавайте излишнего ажиотажа вокруг предстоящего испытания, не устраивайте проверку в форме экзамена. Если ребенок переволновался, запинается, перенесите контроль на другой раз.
Процесс проверки:
- Подготовьте часы с секундной стрелкой или воспользуйтесь секундомером в телефоне, а также подберите подходящий текст.
- Попросите ребенка занять рабочее место.
- Покажите ему текст и попросите прочитать его вслух.
- Засекайте время с момента, как ребенок начал читать. Не всем детям удается сразу начать чтение по команде, что приводит к неточным результатам.
- Обычно для проверки засекают одну минуту, но некоторые специалисты рекомендуют отвести для контроля 2 минуты, так как не все дети одинаково быстро включаются в работу. Полученный за 2 минуты результат разделите пополам.
- При чтении не исправляйте и не перебивайте. Обсудить допущенные ошибки лучше после того, как ребенок закончит читать.
- Оцените скорость, правильность, осознанность и выразительность чтения.
- Проведите повторный контроль и сравните результаты. Техника чтения может отличаться в зависимости от усталости, состояния здоровья и настроения ребенка.
Какой текст подойдет для проверки?
Для этой цели подойдут как художественные, так и научно-популярные тексты, соответствующие возрасту ребенка. Текст должен быть не знаком, но понятен ребенку, иметь образовательную и воспитательную ценность. Подходят тексты В. Бианки, Л. Толстого, Н. Носова, Б. Житкова, К. Ушинского, В. Драгунского. Текст для проверки можно найти в специальных пособиях или в учебнике по русскому языку и литературе.
Следует найти текст, который расположен на развороте книги, чтобы ребенку не пришлось тратить время на перелистывание страниц. Выбирайте текст без обилия знаков препинания и отвлекающих иллюстраций. Не желательно, чтоб отрывок содержал распространенные сложные предложения и диалоги. Шрифт должен быть достаточно крупным и разборчивым. Текст не должен иметь техническую направленность и содержать непонятные ребенку термины.
Оценка результатов проверки
Оценка скорости
Подсчитайте, сколько слов ребенок прочитал за минуту. При подсчете слов обратите внимание:
- предлоги, союзы, частицы из 1-2 букв считаются как одно слово;
- при переносе слово считается как 2 слова;
- если слово пишется через дефис, посмотрите, сколько букв по обе стороны дефиса: если их больше трех, считаем это как 2 слова, например, «долго-долго», если меньше трех, например, «как-то», — как одно.
Сравните полученный результат с рекомендуемыми нормативами и предыдущими показателями ребенка.
Оценка осмысленности
Определите, насколько хорошо ребенок понял прочитанное. Если школьник читает медленно и прочитал всего пару предложений, разрешите ему дочитать отрывок до конца. Задайте ребенку несколько вопросов по тексту. Спросите, о чем или о ком он прочитал. Попросите ребенка определить главную мысль прочитанного и пересказать текст.
Для более глубокой проверки смысла прочитанного и обучения используйте специальные учебно-методические комплекты.
Оценка правильности
Обратите внимание на то, правильно ли ребенок читает написанное, внятно ли выговаривает слова, присутствуют ли запинки и исправления, не переделывает ли он слова, не изменяет ли окончания, правильно ли расставляет ударения. Разберите со школьником допущенные ошибки.
Оценка выразительности
Для оценки выразительности чтения ребенку предлагается знакомый текст. Послушайте, соблюдает ли ребенок паузы и другие знаки препинания, меняет ли интонацию, выделяет ли главную мысль.
Улучшение техники чтения
Низкие результаты техники чтения — не повод расстраиваться, а лишь сигнал о том, что нужно приложить дополнительные усилия для улучшения навыка. Можно заниматься с ребенком самостоятельно или обратиться к специалисту, который проанализирует слабые места и подберет подходящие упражнения. Проводите дополнительные занятия с ребенком в режиме «щадящего чтения» без давления. Важнее соблюдать регулярность и частоту занятий: 10-20 минут ежедневно.
Как можно мотивировать ребенка читать:
- Награждайте за старание наклейками, звездочками.
- Отмечайте прогресс визуально — создайте доску успеха, чтоб ребенок мог наглядно видеть свой прогресс
- Проводите занятия в форме игры, например, «поход в библиотеку» или «чтение любимым игрушкам».
- Выбирайте интересные ребенку книги и тексты.
- Пусть ребенок читает домашним животным, они — благодарные и принимающие слушатели. Читая им, ребенку не страшно ошибиться, он расслабляется и преодолевает страх неудачи.
- Устройте соревнование по чтению между сверстниками, братьями и сестрами.
Для улучшения скорости чтения поможет:
- Чтение по слоговым таблицам.
- Многократное чтение. Читайте один и тот же текст несколько раз, увеличивая темп. Со второго раза у ребенка получится читать быстрее.
- «Буксир». Взрослый ведет пальцем по строчке, задавая темп. Ребенок старается читать в заданном темпе.
- «Вершки да корешки». Ребенок читает слова, закрывая линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
- Чтение в книге, перевернутой вверх ногами.
- «Молния». Чередования чтения в комфортном темпе с чтением с максимально возможной скоростью в течение 20 секунд по команде «Молния!».
- «Спринт». Соревнование на скорость чтения между одноклассниками.
- Работа на расширение поля зрения по таблицам Шульте.
- Чтение с окошечком для устранения «регрессии» — возвратных движений глаз, приводящих к повторному прочтению.
Для правильности чтения:
- Поработайте над четкой дикцией, занимайтесь артикуляционной гимнастикой.
- Читайте чистоговорки и скороговорки.
- Предложите ребенку исправлять деформированные предложения: «Погода хорошая улице на».
- «Мнимое слово». При чтении произносится неправильное слово, ребенок должен его исправить.
На понимание прочитанного
- «Чтение волной». Сначала ребенок читает вслух, потом пересказывает прочитанное.
- Составление плана прочитанного.
- Школьник читает про себя в комфортном темпе, рассказывает, что понял и почувствовал, о чем подумал
- Обсуждайте непонятные слова и выражения.
- Предложите ребенку нарисовать иллюстрацию к прочитанному отрывку.
- Попросите рассказать, чем понравился текст, чем запомнился.
Для выразительности чтения
- Чтение по ролям, инсценирование.
- Устройте «радиоспектакль».
- Выразительное декламирование стихотворений.
- Тренировка гибкости голоса. Умение говорить тише-громче, выше-ниже.
- Чтение под дирижирование, указывающее тон или силу голоса.
- «Живая картинка». Один читает, другой реагирует мимикой.
Совершенствование навыка чтения в начальной школе очень важно. Именно беглое и осмысленное чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и является основой успешного обучения ребенка в будущем. Эта подробная инструкция по контролю техники чтения поможет Вам отследить и улучшить формирования навыка у Вашего ребенка.
Русский язык для учеников 1-4 классов
Развиваем навыки мышления, готовим к олимпиадам и подтягиваем результаты по русскому языку в интерактивном формате
узнать подробнее
4 способа чтения текста для улучшения навыков чтения для IELTS
Советы по IELTS
17 сентября 2018 г.
Секция чтения на экзамене IELTS занимает важное место. Это помогает определить общий балл на экзамене. Улучшите свои навыки чтения, практикуясь для Модуль чтения IELTS . Существует 4 способов прочтения текста, т. е. беглый просмотр, сканирование, подробное чтение и интенсивное чтение.
Прочтите что-нибудь существенное, чтобы расширить кругозор. Это поможет вам стать более открытым для вашего окружения. Поймите, как работает вещь, почему она работает и что происходит, когда она работает.
Давайте подробнее остановимся на 4 способах чтения�
Скимминг и сканирование – это два способа чтения. Часто ученики их неправильно понимают. Существует неправильное представление о том, что учащиеся могут добиться высоких результатов по чтению, изучив эти методы. Как улучшить навыки чтения в IELTS?
С одной стороны, беглый просмотр помогает читать отрывок в более быстром темпе. Вы получаете суть сообщения из того, что передает отрывок, прежде чем отвечать на вопросы. Получите представление об общей идее, структуре и теме, просматривая отрывок за 2-3 минуты. Не тратьте больше времени на их чтение.
С другой стороны, сканирование помогает быстро находить информацию. Нет никакого отношения к пониманию отрывка. Именно сканирование помогает вам рассматривать отрывок под микроскопом и искать связующие слова и релевантные ключевые слова, предназначенные для ответа на вопрос IELTS. Найдите правильный ответ после поиска конкретных фраз и слов.
Расширенное чтение:
Чем больше вы читаете, тем лучше повышает навыки чтения IELTS . В технике экстенсивного чтения вам не нужно понимать каждое слово, а нужно читать несколько источников. Это помогает улучшить словарный запас и грамматические структуры, предназначенные для изучающих второй язык.
Этот способ обучения позволяет тем, кто хочет хорошо освоить изучаемый язык. Изучающим язык полезно улучшить беглость с помощью значительного количества чтения.
Как хороший ученик, вы должны хорошо знакомиться с книгами. Читая больше, вы сможете охватить словарный запас и понять сложность грамматических структур.
В лучшем случае выберите книги для чтения на целевом языке. В целом, улучшают навыки чтения IELTS за счет скорости и беглости речи, достигнутых за счет обширного чтения с течением времени.
Интенсивное чтение:
Эта техника предназначена для точного чтения. С помощью интенсивного чтения читатель подробно читает текст. Понимать синтаксис и грамматику конкретного языка. Этот метод требует гораздо больше времени и энергии, чем беглый просмотр и сканирование. Это помогает учащимся понять значение слов в контексте.
Одним из жизненно важных навыков чтения для IELTS является нахождение места вашего ответа после прочтения вопроса. Найдя его, вы читаете отрывок вокруг целевой части. Это дает вам точное представление о том, как формировать ответы соответственно.
Однако в некоторых частях модуля чтения IELTS вы читаете вопрос. Неправильное толкование одного слова может изменить весь смысл текста. Если вопрос требует, чтобы вы написали имя человека, вам придется использовать технику беглого просмотра и сканирования. Техника не поможет, если вы найдете значение конкретного слова. Прочтите текст, чтобы узнать, о чем идет речь в тексте.
В то же время Интенсивное чтение занимает больше времени, чем беглый просмотр и сканирование. Абитуриент во время экзамена должен знать, когда использовать Интенсивное чтение, а когда — беглое просмотр и сканирование. Для этого необходима правильная практика для теста.
Читайте больше книг, используйте все техники чтения во время практики. Таким образом, ваша скорость увеличится, а также ваш словарный запас. Попробуйте обратиться за помощью к профессионалу, который разбирается в таких вопросах, как IELTS Tutorials. В лучшем случае вы сможете выучить новые слова, найти их значения и составить как минимум пять предложений, в которых их можно будет использовать. Это поможет вам запомнить слово, его значение и использование в течение длительного времени. Вы можете записать разные слова по разным темам на бумаге и читать каждый день, чтобы запомнить эти слова. Но, пытаясь это сделать, большинство испытуемых забывают о самом важном — выучить синонимы к новым словам, которые они выучили. Знание синонимов ускоряет ваши способности беглого просмотра и сканирования.
Если вы хотите пройти онлайн-тренировок и сеансов подготовки к IELTS, войдите в раздел Учебники IELTS для онлайн-подготовки к IELTS. Кроме того, при регистрации на веб-сайте вы получите более 20 бесплатных практических онлайн-тестов качества.
Предыдущий
Следующий
Способы чтения | Search & Write
tags:
- «ведение заметок»
Существует много способов чтения, которые определяются частично тем, что читается, но также и целью чтения данного текста. Мы читаем романы иначе, чем вводные работы по статистике. Однако то, читаем ли мы роман для удовольствия или для литературной критики, также влияет на то, как мы его читаем.
Читатель с удовольствием погрузится в историю, познакомится с персонажами и удивится исходу. Однако читатель, анализирующий роман, ищет ответы на конкретные вопросы. Как построено повествование? Как представлены и описаны персонажи? Какие литературные приемы использует автор? Что это за роман?
Цели чтения
- Предположим, вы изучаете новую область или тему. Вы начинаете с поиска общих знаний, читая широко , а не глубоко. Вы изучаете списки для чтения, чтобы ознакомиться со специальной литературой (книгами, статьями, сборниками). Что есть в библиотеке и есть ли соответствующие веб-сайты?
- Широкое чтение полезно на начальном этапе процесса написания, как для фиксированного задания, так и для разработки собственных исследовательских вопросов.
- Если вы собираетесь написать диссертацию на эту тему, вам в конечном итоге придется сузить круг своих интересов. Ищите материал, который имеет прямое отношение к вашей теме и конкретным вопросам исследования. Спросите себя: могу ли я использовать это в своем тексте? Вам также нужно будет читать тексты более внимательно, чем на ранних ознакомительных этапах чтения.
- Вступайте в диалог с прочитанными текстами. Обучение включает в себя не только получение знаний, но и обучение их применению в различных манерах и ситуациях. Все ваше чтение в конечном итоге направлено на то, чтобы что-то написать, будь то презентация для вашей учебной группы, семестровое задание, отчет по проекту, экзаменационная работа или дипломная работа.
- Не все тексты качественные и не все тексты одинаково актуальны (см. Оценка источника). Научитесь критически и независимо оценивать свои источники не только в отношении их содержания или утверждений, но и в отношении текста как такового. Например: что делает текст настолько важным, что его необходимо прочитать для курса? Каковы отношения между различными текстами в списке для чтения?
Чтение текста несколькими способами
Не существует универсального решения для получения максимальной отдачи от текста. Читатели не все одинаковы. Практикуйте быть активным читателем. Попробуйте разнообразить свои способы чтения. Одна из рекомендуемых стратегий состоит в том, чтобы прочитать один и тот же текст три раза тремя разными способами.
Трижды прочитать текст
- Ознакомиться с текстом . Просмотрите текст – составьте предварительное мнение о его жанре и теме. Если это статья, посмотрите на заголовки, подзаголовки, резюме и список литературы. Если это книга, изучите оглавление, предисловие, предметный указатель, указатель имен, аннотацию на задней обложке и все остальное, что описывает текст. Прочтите отдельные абзацы. Например, прочитайте первый и последний абзацы статьи или начальный абзац каждой главы в книге. Сделав это, вы будете лучше подготовлены к настоящему чтению книги, поскольку уже имеете представление о ее содержании.
- Быстро прочитайте текст . Следующий шаг — быстро прочитать весь текст. Пока не делайте заметок (хотя вы можете добавить на поля небольшие символы — точки, линии, восклицательные знаки — для обозначения конкретных моментов). Если вы не все понимаете, продолжайте читать. Если вы вообще ничего не понимаете, продолжайте читать. У вас будет не один шанс вернуться к тексту позже. Если вы читаете книгу, применяйте эту стратегию, например, к одной главе за раз. Часто бывает полезно работать с текстом небольшими кусками при чтении книг или других длинных текстов (таких как тезисы или официальные отчеты).
- Внимательно прочитайте текст . Погрузитесь в текст. Сейчас вы читаете, чтобы понять текст в меру своих способностей. Возьмите ручку и бумагу или откройте свой ноутбук. Делайте заметки во время чтения. После завершения распечатайте заметки о компьютере. Храните все свои заметки в файле. В течение семестра вы создаете архив заметок в списке для чтения. Этот архив на вес золота при подготовке к экзаменам, написании дипломной работы или вспоминании того, что вы изучали в предыдущем семестре. Кроме того, ваш архив уже дает вам мотивацию продолжать чтение — вам нужно расширять свой архив!
После полного ознакомления с текстом сделайте перерыв. Убедитесь, однако, что вы вернетесь к тексту довольно скоро — примерно через день или, возможно, через неделю — и еще раз быстро прочитаете его. Вы, вероятно, поймете это по-другому. Также всегда полезно обсуждать прочитанные тексты с другими учениками.
Задать вопросы
Задать вопросы по тексту. Попробуйте «заставить» его давать вам ответы. Попытка прояснить что-то, что вас интересует или не понимает во время чтения, делает чтение более легким и интересным. Задавайте разные вопросы в зависимости от того, почему вы читаете; от общих вопросов о повестке дня, сообщении и аргументации текста до специфики конкретных слов и понятий или того, что пример в тексте призван проиллюстрировать. Идея заключается не в том, что текст будет думать за вас, а в том, что вы используете его как помощь в размышлениях о своей теме и своей диссертации.
Упражнение
Посмотрите на текст из вашего списка для чтения и ответьте на вопросы: Какова тема? Что является исследовательским вопросом? Что обсуждают авторы, каковы их выводы и как они к ним пришли? Может ли какой-либо из выводов вам пригодиться при написании диссертации?
Поиск контекста
Уже при первоначальном знакомстве с текстом вы соприкасались с его контекстом или системой отсчета. Список литературы включает названия других работ и имена других исследователей. Если текст представляет собой книгу, ее индекс также может включать такую информацию. На задней обложке могут быть комментарии других исследователей, выдержки из рецензий и так далее. Вы также найдете много указаний на контекст в самом тексте. Сюда входит информация о других исследователях, дискуссии с ними и критика в их адрес, а также концепции и терминология, общие для более широкого исследовательского сообщества. Другая подсказка лежит на авторах. Кто они?
Короче говоря, вам нужно следовать подсказкам о контексте. Определение системы отсчета текста помогает вам лучше понять его. Вы направляетесь в более широкий академический контекст, другими словами, в вашу область исследования. Разница между поиском контекста текста и обзором состоит в том, что вы знакомитесь не только с текстом и его непосредственным окружением, но и с более широкой территорией, на которой он обитает. Ищите подсказки, такие как
- Автор(ы) текста. Кто они? Они где-то опубликованы? Поиск по их именам, вероятно, даст веб-сайты, статьи в энциклопедиях или другие материалы о них. Принадлежат ли они к определенной теоретической школе ? Если да, то можно ли узнать о нем больше?
- Авторы ссылаются на других исследователей . Что можно узнать о них?
- Какие ключевые понятия в тексте?
- Обсуждался ли текст или упоминался ли он в другом месте, в других книги и статьи ? Было ли рассмотрено ?
Например, вы читаете следующий абзац:
«’ Средиземноморье, соответственно, можно назвать ритуалом инверсии по Глюкману и гетеротопом по Фуко…» ( Døving, R ., 2011, стр. 25).
Слово «соответственно» предполагает, что в других местах этой статьи появляется информация как о «ритуале инверсии по Глюкману», так и о «гетеротопе по Фуко» — и, возможно, этой дополнительной информации будет достаточно, чтобы прояснить суть смысл этого абзаца. Тем не менее, кто такие Глюкман и Фуко? Мы не можем быть уверены, что о них будет сказано много. Может быть, это известные исследователи и о них должен знать любой практикующий в этой области? А что значит «ритуал инверсии» и «гетеротоп»? Хотя автор может дать адекватное объяснение, возможно, стоит обратиться к другим источникам.
Поиск аргументации
Многие из прочитанных вами текстов являются аргументативными текстами : статьи, тезисы и научные монографии (книги). Большинство текстов (письменных заданий), которые вы пишете во время учебы, также будут аргументативными. Соответственно, важно понимать, что мы имеем в виду, когда описываем текст как аргументативный.
Заметки, конспекты, перечитывание
Делать заметки, конспектировать и перечитывать — все это разные способы работы с текстом. Мы уже рекомендовали делать заметки из текстов, которые вы читали во время учебы, чтобы создать архив заметок для дальнейшего использования. Архив будет еще полезнее, если вы изложите свои заметки (или их части) в виде кратких резюме.