6. Способность к росту и развитию.
Рост — увеличение в размерах и массе с сохранением общих черт строения. Он сопровождается развитием – т.е. возникновением новых черт и качеств.
Развитие может быть:
— индивидуальным (онтогенез) когда последовательно проявляются все свойства организма от момента рождения до смерти
— историческим (филогенез), которое сопровождается образованием новых видов и прогрессивным усложнением живой системы
7. Раздражимость живых систем – связана с передачей информации из внешней среды к живой системе и проявляется в воде реакций системы на внешние воздействия. Позволяет приспосабливаться к изменяющимся условиям среды (выживать).
8. Целостность и дискретность
– живая система дискретна, т.к. она состоит из отдельных, но взаимодействующих между собой частей, которые в свою очередь также являются живыми системами;
— вместе с тем, живая система целостна, поскольку входящие в нее элементы обеспечивают выполнение своих функций не самостоятельно, а во взаимосвязи с другими элементами системы.
VI. Уровни организации живых систем
Живая материя представляет иерархию взаимосвязанных и взаимоподчиненных уровней организации. Иначе говоря — жизнь имеет многоуровневую организацию.
На основе разных критериев могут быть выделены различные уровни, или подсистемы, живого мира. Наиболее распространённым является выделение на основе критерия масштабности: четыре уровня организации живых систем, что в значительной степени условно:
Уровни и подуровни организации живых систем
Уровни | Подуровни |
Молекулярно-генетический – является самым первым уровнем, с которого начинается само понятие жизни. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности: обмен веществ, превращение энергии, передача наследственной информации и др. | Молекулярный (подуровень биомолекул или органических молекул): Углеводы — бывают простые — моносахариды (такие как глюкоза, лактоза) и сложные — полисахариды, образованные сотнями и тысячами соединенных моносахаридов. Некоторые полисахариды выполняют опорную функцию – целлюлоза (клетчатка) у растений, хитин у раков, насекомых, грибов. Но в основном углеводы используются как топливо для получения энергии. Липиды, или жироподобные вещества — Белки — основные биополимеры, так как выполняют большинство жизненных функций (пластическую, транспортную, защитную, ферментативную, каталитическую и энергетическую) Белковая цепь — полипептид — сложена из большого числа (50-100-500 и более) мономеров — аминокислот (включают аминогруппу -NH2 и кислотную группу -COOH). Макромолекулярный, в том числе ген ДНК — хранит информацию о структуре всех клеточных белков, РНК — способствует ее реализации в момент синтеза новых белковГен – единица наследственной информации Макромолекулы обычно объединяются в макромолекулярные комплексы, или даже в особые структуры, называемые органоидами клетки (по аналогии с органами сложного организма). Вывод: Макромолекулы и их комплексы, гены, клеточные органоиды — отвечают за отдельные свойства жизни — наследственность, синтезы, движение, энергетический обмен и др., но и эти свойства могут проявляться только в системе целостной клетки. |
Онтогенетический отражает индивидуальное развитие организма, признаки отдельных особей, их строение, поведение, физиологию, а также строение и функции органов, тканей и клеток. | Клеточный. Клетка — это наименьшая единица организации живых организмов. Она является структурной и функциональной единица живой матери, а также единицей размножения и развития всех живых организмов. Она является наименьшей, то есть элементарной живой системой, так как ей присущи все свойства живого организма, свойства жизни как явления. Клетка, как и многоклеточный организм способна питаться, поглощать энергию, синтезировать вещества, двигаться, реагировать на раздражители, размножаться, приспосабливаться и д.т. Тканевой Ткань — это совокупность клеток определенного строения и размеров со сходными функциями.Органный Орган — это структурно-функциональное объединение нескольких типов тканей. Органы формируют системы органов: пищеварительная, дыхательная, выделительная, половая и т.д. Организменный Организм или особь – это целостная одноклеточная или многоклеточная система, способная к самостоятельному существованию, размножению и развитию. Вывод: Многоклеточный организм, как и отдельная клетка, представляет законченный и устойчивый уровень биологической организации. |
формируется свободно скрещивающимися между собой особями одного и того же вида | Популяционный Популяция — это элементарная единица процесса эволюции, совокупность особей одного вида, имеющих общий генофонд и длительное время населяющих определенное пространство (территорию). Строится из родственных форм живых организмов. Видовой Вид — это единица систематики, совокупность популяций особей, населяющих определенный ареал, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства. Может состоять, как из одной, так и из нескольких популяций, которые имеют общий генофонд. |
Биогеоценотический выражает следующую степень структуры живого, состоящую из участков Земли с определённым составом живых (бактерии, водоросли, грибы, растения и животные) и неживых организмов. | На этом уровне рассматриваются экологические системы: Сообщество — совокупность популяций разных видов на определенной территории. Выделяют: растительное сообщество — фитоценоз, сообщество животных — зооценоз, сообщество микроорганизмов — микробоценоз. Биоценоз — совокупность всех совместно обитающих сообществ разных видов, представленных на ареале отдельными популяциями Любое живое сообщество, весь биоценоз способны существовать в определенных условиях внешней среды. Совокупность этих неживых (абиотических) факторов среды обитания сообществ обозначается как — Биогеоценоз (от греч. «био» — жизнь , «ге» — земля, «койнос» — общий) – однородный участок земной поверхности с определенным составом живых и неживых компонентов, объединенных обменом веществ и энергии в единый природный комплекс — экосистему (лесные, степные, болотные, озерные, речные, морские и др.). Биосфера (от греч. «био» — жизнь, «сфера» — шар) – земная оболочка, населенная живыми существами. состав, структура и энергетика которой определяется деятельностью живых организмов. В ее состав входят: нижняя часть атмосферы – тропосфера, гидросфера и литосфера. |
Заключение:
1. На каждом уровне организации природы есть свои первичные элементарные единицы:
на физическом – кварк, не имеющий внутренней структуры, частица вещества-поля, не имеющая точного местоположения;
на химическом – атом, достаточно стабильная частица;
на биологическом — живая клетка
2. Соответствие между уровнем организации живой материи и ее характеристикой можно представить так:
популяция — элементарная единица эволюции ;
вид – единица систематики живых существ;
клетка – элементарная структура единицы жизни.
Рост организма и развитие организма. Закономерности роста и развития организма человека
Биологический смысл жизни сводится к воспроизводству видов. Здесь размножение рассматривается как барьерный процесс, ведущий от взрослого организма к только что образовавшемуся. При этом только малая часть организмов способна размножаться почти сразу, как появилась сама. Это самые простые бактерии, которые способны делиться уже через 20 минут от начала жизни. Другим же, чтобы начать размножаться, нужно расти и развиваться.
Общее понятие роста и развития
Итак, живые существа заселяют планету и проживают на ней. Огромное их количество, не поддающееся счету, воспроизводится в течение суток, недель, месяцев и лет. Многим для размножения не нужно приобретать новых функций, то есть дополнительных к тем, которые они получили после своего появления. Но большинству других это необходимо. Им как раз и нужно вырасти, то есть увеличиться в размерах, и развиться, то есть приобрести новые функции.
Рост называется процессом увеличения морфологического размера организма. Только что образовавшееся живое существо должно вырасти, чтобы запустить свои процессы метаболизма на максимально активном уровне. И только с увеличением размера тела возможно появление новых структур, гарантирующих развитие некоторых функций. Потому рост организма и развитие организма — это связанные процессы, каждый из которых является следствием друг друга: рост обеспечивает развитие, а дальнейшее развитие увеличивает способность к росту.
Частное понимание развития
Рост и развитие организма связаны тем, что протекают параллельно друг другу. Ранее понимали, что существо должно сначала подрасти, а новые органы, гарантирующие появление новых функций, расположатся на якобы освобожденном месте во внутренней среде тела. Примерно 150 лет назад существовало мнение, что сначала происходит рост, затем развитие, затем снова рост и так далее по циклу. Сегодня понимание совершенно другое: понятие роста и развития организма обозначает процессы, которые пусть не тождественны, но протекают вместе.
Примечательно, что в биологии выделяется два вида роста: линейный и объемный. Линейным называется увеличение длины тела и его участков, а объемным — расширение полости тела. Развитие также имеет свою дифференцировку. Выделяют индивидуальное и видовое развитие. Индивидуальное подразумевает накопление определенных функций и навыков одним организмом вида. А видовое развитие — это совершенствование нового вида, способного, к примеру, чуть лучше адаптироваться к условиям проживания или заселить ранее необжитые зоны.
Соотношение роста и развития у одноклеточных организмов
Продолжительность жизни одноклеточных организмов составляет срок, который способна прожить клетка. У многоклеточных этот период значительно больше, и именно потому они развиваются активнее. Но одноклеточные (бактерии и протисты) являются чересчур изменчивыми существами. Они активно мутируют и могут обмениваться генетическим материалом с представителями различных штаммов вида. Потому процесс развития (в случае с обменом генами) не требует увеличения размеров бактериальной клетки, то есть ее роста.
Однако как только клетка получает новую наследственную информацию путем обмена плазмидами, требуется синтез белка. Наследственность есть информация о его первичной структуре. Именно эти вещества являются выражением наследственности, так как новый белок гарантирует новую функцию. Если функция ведет к увеличению жизнеспособности, то эта наследственная информация воспроизводится в дальнейших поколениях. Если же никакой ценности она не несет или вообще вредит, то клетки с такой информацией погибают, потому как являются менее жизнеспособными, чем прочие.
Биологическое значение роста человека
Любой многоклеточный организм более жизнеспособен, чем одноклеточный. Кроме того, у него гораздо больше функций, нежели у одной изолированной клетки. Потому рост организма и развитие организма — это понятия наиболее специфичные для многоклеточных. Поскольку для приобретения определенной функции требуется появление некой структуры, то процессы роста и развития максимально сбалансированы и являются взаимными «двигателями» друг друга.
Вся информация о способностях, до которых возможно развитие, заложена в геноме. В каждой клетке многоклеточного существа содержится одинаковый генетический набор. На ранних стадиях роста и развития одна клетка многократно делится. Таким образом происходит рост, то есть увеличение размеров, необходимое для развития (появления новых функций).
Рост и развитие многоклеточных разных классов
Как только организм человека появляется на свет, процессы роста и развития балансируются между собой до определенного периода. Он называется остановкой линейного роста. Размеры тела заложены в генном материале, как и цвет кожи и прочее. Это пример полигенного наследования, закономерности которого пока недостаточно изучены. Тем не менее нормальная физиология такова, что рост тела не может продолжаться бесконечно.
Однако это характерно в основном для млекопитающих, птиц, земноводных и некоторых рептилий. К примеру, крокодил способен расти всю жизнь, а его размеры тела ограничены лишь сроком жизни и некоторыми опасностями, которые могут поджидать его в ее течении. Растения и вовсе растут всю жизнь, хотя, разумеется, есть искусственно выращенные виды, у которых эта способность некоторым образом угнетается.
Особенности роста и развития в биологическом плане
Рост организма и развитие организма направлены на решение нескольких проблем, которые имеют отношение к фундаментальным свойствам всего живого. Во-первых, эти процессы нужны для реализации наследственного материала: организмы рождаются неполовозрелыми, растут, приобретают функцию размножения в течение жизни. Затем они дают потомство, а сам цикл воспроизведения повторяется.
Второй смысл роста и развития — это заселение новых территорий. Как бы не неприятно было это осознавать, но природой в каждом виде заложена склонность к экспансии, то есть заселению как можно большего количества территорий и зон. Это порождает конкуренцию, которая и является двигателем видового развития. Организм человека также постоянно конкурирует за свои территории обитания, хотя это сейчас не так заметно. В основном ему приходится бороться с естественными недостатками его тела и с мельчайшими возбудителями заболеваний.
Основы роста
Понятия «рост организма» и «развитие организма» можно рассматривать и намного глубже. Например, рост — это не только лишь увеличение размеров, но и умножение количества клеток. Каждое тело многоклеточного организма состоит из множества элементарных составляющих. И в биологии элементарными единицами живого являются клетки. И хотя вирусы не имеют клеток, но все равно считаются живыми, эта концепция должна быть пересмотрена.
Пусть так, но клетка по-прежнему — наименьшая из всех сбалансированных систем, способных жить и функционировать. При этом увеличение размеров клетки и надклеточных структур, а также увеличение их числа является основой роста. Это относится как к линейному, так и к объемному росту. Развитие также зависит от их числа, потому как чем больше клеток, тем больше размер тела, значит, тем более просторные территории организм может заселить.
Социальное значение роста человека
Если рассматривать процессы роста и развития только лишь на примере человека, то здесь появляется некая парадоксальность. Рост важен, потому как физическое развитие человека является основным движущим фактором воспроизводства. Личности, физически неразвитые, зачастую не в состоянии дать жизнеспособное потомство. И это позитивный смысл эволюции, хотя, как факт, он негативно воспринимается обществом.
Именно наличие социума — это парадокс, потому как под защитой его даже физически неразвитый человек из-за завидных интеллектуальных способностей или прочих достижений способен вступить в брак и дать потомство. Разумеется, нормальная физиология не меняет своих принципов у людей, не имеющих заболеваний, но физически менее развитых, чем другие. Но очевидно, что размеры тела — это генетическая доминанта. Раз они меньше, значит, личность менее других способна приспосабливаться к меняющимся условиям обитания.
Развитие человека в социуме
Хотя человек приспособил условия обитания под себя, он все равно сталкивается с неблагоприятными факторами. Выживание в них — это вопрос приспособленности. Но здесь существует еще один биологический парадокс: сегодня человек выживает в обществе. Это конгломерат людей, который уравнивает шансы всех на выживание в определенных ситуациях.
Здесь также работают и биологические инстинкты сохранения вида, потому в самых ужасающих ситуациях мало кто из личностей заботится лишь о себе. Потому, раз нам выгодно пребывать в социуме, значит, развитие организма человека без него невозможно. Человеком даже разработан язык для коммуникаций в обществе, а потому одним из этапов личного и видового развития является его изучение.
С рождения человек не способен говорить: он лишь издает звуки, демонстрирующие его страх и раздражение. Затем, по мере развития и нахождения в языковой среде, он приспосабливается, говорит первое слово, потом вступает в полноценный речевой контакт с другими людьми. И это чрезвычайно важный период его развития, ведь без социума и без адаптации к проживанию в нем человек менее всего приспособлен к жизни в сложившихся условиях.
Периоды развития организма человека
Каждый организм, особенно многоклеточный, в своем развитии проходит ряд этапов. Их можно рассмотреть на примере человека. От момента зачатия и образования зиготы он проходит этапы эмбриогенеза и фетогенеза. Весь процесс роста и развития от одноклеточной зиготы до организма занимает 9 месяцев. После рождения начинается первый этап жизни организма вне материнской утробы. Он называется периодом новорожденности, который длится 10 дней. Следующий за ним — грудной возраст (от 10 дней до 12 месяцев).
После грудного возраста начинается раннее детство, которое длится до 3 лет, а от 4 до 7 лет начинается ранний детский период. С 8 до 12 лет у мальчиков, а у девочек до 11 лет длится период позднего (второго) детства. А с 11 лет до 15 у девочек и с 12 лет до 16 у мальчиков длится подростковый период. Юношами мальчики становятся с 17 лет и до 21 года, а девочки — с 16 до 20 лет. Это время, когда дети становятся взрослыми.
Подростковый и взрослый период
К слову, уже с подросткового периода называть наследников детьми неправильно. Они юноши, которые с 22 до 35 лет переживают первый зрелый возраст. Второй зрелый у мужчин начинается от 35 и заканчивается в 60 лет, а у женщин с 35 до 55 лет. А с 60 лет по 74 года начинается пожилой возраст. Возрастная физиология очень показательно отражает изменения, наступающие в теле человека с течением жизни, а вот болезнями и особенностями жизнедеятельности людей пожилого возраста занимается гериатрия.
Несмотря на медицинские мероприятия, смертность в этот период наиболее высокая. Поскольку физическое развитие человека здесь прекращается и стремится к инволюции, то телесных проблем становится все больше. Но развитие, то есть приобретение новых функций, практически не останавливается, если рассматривать в ментальном плане. В плане физиологии развитие, несомненно, тоже стремится к инволюции. Оно достигает максимума в период от 75 до 90 лет (старческий) и продолжается у долгожителей, преодолевших возрастной барьер в 90 лет.
Особенности роста и развития в периодах жизни
Возрастная физиология отражает особенности развития и роста в различные периоды жизни. Она акцентирует внимание на биохимических процессах и важных механизмах старения. К сожалению, пока нет возможности действенно повлиять на старение, поэтому люди до сих пор умирают из-за накопленных в течение жизни повреждений. Рост организма заканчивается уже после 30 лет, а, по данным многих физиологов, уже в 25 лет. Тогда же останавливается и физическое развитие, которое может вновь запускаться при усердной работе над собой. В разные периоды развития следует работать над собой, потому как это является наиболее действенным эволюционным механизмом. Ведь даже сильные генетические задатки не могут быть реализованы без тренировок и практики.
Физическое развитие — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 июля 2013; проверки требуют 22 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 июля 2013; проверки требуют 22 правки.Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма человека вследствие естественного роста, составная часть физического воспитания. В понятие физического развития наряду с такими признаками, как рост, вес, окружность груди, входят также показатели развития основных двигательных качеств (быстрота, сила, выносливость) и способностей к овладению двигательными навыками.
Физическое развитие во многом зависит от наследственных признаков, однако направление физического развития, его характер, уровень, а также физические качества и способности в большой степени зависят от условий жизни й воспитания.
Постоянная забота нашего государства о здоровье подрастающего поколения, рост благосостояния советских людей, улучшение условий воспитания детей и молодежи обусловили положительные изменения в физическом развитии советских школьников. По сравнению с дореволюционными данными у советских школьников рост в среднем увеличился на 9—21 см, вес — на 4,5—17 кг, окружность грудной клетки — на 3 —10 см. (Первая цифра данных относится к детям младшего, вторая — к детям старшего школьного возраста.) Физическое воспитание направляет процесс физического развития, ускоряет его и совершенствует.
На физическое развитие оказывают большое влияние занятия спортом. Средние данные длины тела, веса, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, силы кисти у юных спортсменов значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. Так, например, у юношей 16—17 лет разность этих показателей составляла для длины тела— 5,7—6,1 см, для веса—8,0—8,6 кг, для окружности грудной клетки — 2,5 — 5,0 см, для жизненной емкости легких — 500—1400 мл, для силы кисти—4,3—5,7 кг. Примерно такая же разность в средних данных и у 16—17-летних девушек, занимающихся и не занимающихся спортом.
Юные спортсмены пропорционально сложены, хорошее физическое развитие сочетается у них с высокой сопротивляемостью организма, особенно к простудным заболеваниям. Зная и умело используя законы физического развития человека, можно в принципе воздействовать на организм человека так, чтобы обеспечить гармоническое совершенствование форм и функций организма, повысить работоспособность, необходимую для творческого, труда, и даже «отодвинуть» сроки старения, увеличив тем самым активное долголетие человека.
В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата[1]. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния[2]
- Аэробная выносливость — способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.
- Скоростная выносливость — способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
- Силовая выносливость — способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.
- Скоростно-силовая выносливость — способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
- Гибкость — способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счёт эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
- Быстрота — способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
- Динамическая мышечная сила — способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объёма и плотности мышц — «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.
- Ловкость — способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
- Состав тела — соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
- Росто-весовые характеристики и пропорции тела — эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определённых двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определённых спортивных достижений.
- Важным показателем физического развития человека является осанка — комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье, объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.
Работоспособность человека — умение человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью.
Рост организма и развитие организма: основные закономерности :: SYL.ru
Смысл жизни заключается в постоянном воспроизведении видов. Рост организма и развитие организма являются важнейшими элементами при становлении живой особи. Какими особенностями обладают эти процессы? Выделяют ли ученые отдельные закономерности развития и роста? Ответы на эти и многие другие вопросы будут предоставлены в статье.
Что представляет собой рост?
Под ростом биологи подразумевают процесс увеличения массы организма в процессе его развития. Уже в определении находится первая взаимосвязь между развитием организма и ростом организма.
Рост является важнейшим и необходимым процессом. Без него организм так бы и оставался не оплодотворенным яйцом. На рассматриваемый процесс влияет множество самых различных факторов. В частности, здесь стоит выделить:
- увеличение количества и размера клеток;
- рост продуктов жизнедеятельности — неклеточного вещества.
В объеме веществ происходит особенный сдвиг. Появляются условия, благоприятствующие поступлению воды, синтезу, отложению межклеточного вещества. Все эти факторы также указывают на процесс роста.
Какие существуют особенности роста и развития организма человека? Биологи выделяют две формы роста: неограниченную и ограниченную. В первом случае рост не прекращается вплоть до биологической смерти. Ограниченный же процесс роста конечен – однако, у каждого организма по-разному.
Если рост можно назвать количественным изменением организма, при котором увеличивается число клеток, то развитие — изменение качественное. Происходит процесс синтеза новых соединений, посредством дифференцирования образуются различные клетки.
Не стоит думать, что рост организма и развитие организма — процессы исключительно возрастающие. В животном мире большое количество видов могут быть подвержены и отрицательным процессам, то есть деградации. Важно понимать, что рост — это, в первую очередь, изменение. Отдельные части организма утрачиваются и добавляются новые. При положительных процессах развития синтез более активен, чем распад. При этом преобладание процесса распада над синтезом именуется старением. Большую часть жизни в организме живого существа процессы распада и синтеза сбалансированы. Однако постоянному обновлению подвержены лишь клеточные органеллы.
Одноклеточные организмы
Как соотносятся рост организма и развитие организма у одноклеточных существ? В данном случае существует одна интересная особенность. Одноклеточный организм способен прожить ровно столько, сколько может прожить одна клетка. Однако бактерии и протисты — существа чересчур изменчивые, а потому подвержены процессам мутации. Одноклеточные организмы обмениваются друг с другом генетическим материалом. Из-за этого процесс развития клетки становится необязательным.
Как долго живет один конкретный одноклеточный организм? Здесь все зависит от полученной наследственной информации. Существу требуется синтез белка. Новый белок есть гарантия новой функции. При этом функция может вести как к повышению жизнеспособности, так и к вреду организму. В последнем случае организм становится менее способным к жизни и погибает.
Многоклеточные организмы
В случае с организмами, содержащими в себе множество клеток, ситуация обстоит несколько сложнее. Сразу стоит отметить, что многоклеточное существо более приспособлено к жизни, чем одноклеточное. У него есть гораздо больше функций, к тому же, отсутствует изоляция. Значение роста и развития организма в данном случае особенно велико. Это максимально сбалансированные процессы, постоянно дополняющие друг друга.
На первых этапах развития и роста одна клетка многократным образом делится. Плод организма увеличивается в размере, после чего появляется на свет. Организм многоклеточного существа обладает сбалансированным ростом и развитием до определенного возрастного периода. Все компоненты и параметры уже заложены в геноме: здесь и цвет кожи, и физиологические особенности, и максимально возможный рост. Большая часть живых организмов останавливается в развитии в первой половине жизни. Однако существуют такие многоклеточные, что способны расти постоянно. Это, например, некоторые виды рептилий или земноводных. Крокодил – простое тому подтверждение.
Значение человеческого роста
Рост и развитие детского организма человека максимально сбалансировано, процессы соотносятся между собой. Однако существует здесь и небольшой парадокс. Связан он с социальной составляющей. Так, рост для человека действительно важен. Он влияет на развитие организма, его укрепление. Это движущий фактор воспроизводства, что имеет по-настоящему позитивный эволюционный смысл. Однако он противоречит самому существованию общества, которое выстроил человек. В социуме даже самый физически неразвитый человек способен воспитывать потомство — а все благодаря интеллектуальным способностям. В этом и заключается парадокс. Общество поддерживает человека, а потому возможность воспроизводиться появляется почти у всех.
Отличие человека от прочих животных организмов поистине велико. Особенно большую роль в этом играет явление социума. Сегодня на первый план выходят общественные процессы роста и развития, которые, однако, никак не противоречат процессам физиологическим.
О закономерностях роста и развития организма человека
Фактором человеческого роста является группа молекул белкового типа, что способствуют синтезу клеточной ДНК. Рост и развитие основаны на ряде закономерностей. Самыми важными являются принципы непрерывности и единства. Что они собой представляют?
Принцип единства развития и роста означает, что качественные и количественные изменения организма всегда будут сбалансированы. Простым примером является увеличение мышечной силы при наращивании мышечной массы.
Непрерывность роста и развития организма — закономерность еще более важная. За все время онтогенеза (индивидуального развития) процессы качественного и количественного изменения продолжаются непрерывно. Они могут быть менее или более интенсивными, более регрессивными или прогрессивными. Рост и развитие могут угасать, а могут и расцветать. Однако полное прекращение этих процессов возможно лишь со смертью организма.
Гетерохронность и надежность
Принцип гетерохронности развития и роста был сформирован знаменитым физиологом Петром Кузьмичом Анохиным. Согласно концепции этого ученого, созревание разных функциональных систем происходит в разновременном порядке. Необходимо это для достижения организмом адаптивного и максимально оптимального результата.
Гетерохронность подразумевает и системогенез. Это поэтапный процесс включения и смены разных функциональных систем. Системогенез всегда можно наблюдать на примере младенцев. Вначале созревают системы функционального типа, затем — вегетативные, и лишь в конце двигательные. Новорожденный должен научиться дышать, видеть и слышать, переваривать пищу и т. д. Лишь потом появляется способность к передвижению.
Еще один важный принцип был сформирован физиологом Акопом Маркосяном. Именуется он надежностью. В основе человека находятся механизмы, обеспечивающие развитие и рост организма. Все они надежно защищают человека от опасных вредных факторов. Такие механизмы способствуют дублированию функций (пара глаз, ушей, почек, легких и т. д.), избыточности (например, некоторые нервные клетки существуют в качестве запасных), пластичности и т. д.
Гармоничность и гетеросенситивность
Принцип гармоничности организма был сформирован Николаем Петровичем Гундобиным. Он утверждал, что все этапы развития и роста взаимосвязаны между собой. Один этап готовит почву для другого. Данный принцип несколько схож с теорией гетерохронности. Функциональная система является базой для формирования вегетативных органов, а вегетативная система есть основа для развития движения. В свою очередь, движение предполагает интеллектуальное развитие. Во всем этом физиолог Гундобин наблюдал некую гармонию, а потому и назвал свой принцип соответствующим образом.
Наконец, основной закономерностью роста и развития организма многие ученые называют гетеросенситивность — чувствительность формирующихся систем к внешним воздействиям. Наличие или отсутствие сенситивных периодов значительно сказывается на развитии и росте человека. Простой пример — отсутствие общения, которое приводит к ухудшению речи.
Сенситивные периоды не стоит путать с периодами кризисными и критическими. Кризис — это своеобразная перестройка организма. Критический же период знаменует собой переход от одного этапа развития к другому.
Периоды развития
Существует много классификаций, по которым ученые определяют периоды развития человека. Эмбриогенезом и фетогенезом именуют этапы от момента зачатия до формирования зиготы. Весь этот этап занимает 9 месяцев. Далее следует новорожденный период, длящейся 10 дней. Грудной возраст занимает период от первого месяца до одного года.
Грудной возраст сменяется ранним детством. Первый его период длится от 1 до 7 лет, а второй — от 8 до 12 лет. Подростковый период заканчивается в 15 лет у девочек и в 17 у мальчиков. После следует юность, длящаяся до 20 лет у представителей обоих полов.
Первый зрелый возраст длится с 22 до 35 лет. Второй период зрелости заканчивается в 60 лет. Далее следует пожилой возраст, заканчивающийся в 74 года. Старость прекращается в 90 лет, после чего можно говорить о таком явлении, как долгожительство.
Личностный рост: определение, особенности и принципы
Личностный рост — термин, который широко используется сегодня. Подразумевают под ним достаточно разные понятия. На просторах интернета можно найти много вариантов того, что подразумевают под личностным ростом.
Однако, само определение предполагает наличие личности и какое-то её развитие на протяжении времени. Вариантов того какое это развитие, на каком промежутке времени оно происходит, какие цели и задачи ставит перед человеком, достаточно много. Отсюда рождается большое разнообразие определений этого термина.
Что подразумевают под личностным ростом сегодня
«Саморазвитие» или «личностный рост» — очень популярные термины сегодня. Пользуются ими все: начиная с менеджеров или продавцов, заканчивая серьезными психологами и религиозными деятелями.
Каждый в понятие «личностный рост» вкладывает свой смысл. Разберём некоторые популярные примеры того, что могут подразумевать под личностным ростом различные категории людей.
Личностный рост — это развитие человека начиная с детства и заканчивая зрелым возрастом. То есть совокупность всех психологических изменений, развитие качеств личности, характера, образа мышления, которые происходят с человеком в течение жизни.
Личностный рост — это развитие качеств, а также черт характера, которые делают индивидуума более человечным. То есть это развитие терпения, смирения, доброты, сострадания, любви к людям, самостоятельности, независимости, ответственности за себя и свои поступки. Такое понимание личностного роста наиболее часто используется религиозными или околорелигиозными группами людей.
Личностный рост — это развитие навыков и способностей, которые помогают достичь тех или иных целей. Такая формулировка понятия «личностный рост» чащей всего используется группами лиц, занимающимися тренингами. Тогда в понятие «личностный рост» может входить развитие таких навыков, как целеустремлённость, лидерские качества, способность убеждать, организованность.
Происхождение термина
Термин «личностный рост» изначально был сформулирован американскими психологами А́брахамом Ма́слоу и Карлом Ро́джерсом. Они же являются основателями гуманистической психологии. Чуть позже термин «личностный рост» стал широко использоваться другими психологистическими направлениями.
Изначальное понятие личностного роста было основано на предположении, что каждый человек имеет положительную внутреннюю природу. То есть при определённых обстоятельствах любой индивидуум способен развить, а также проявить свои положительные качества: доброту, честность, сострадание, милосердие и тому подобное.
В концепции, которой придерживались Маслоу и Роджерс, человек при соответствующих обстоятельствах проявит те положительные качества, что в нём уже заложены. Если же окружающая обстановка не способствует этому, то личностный рост может быть затруднён или будет происходить не в полную силу.
Некоторые психологические течения рассматривают человека, как сущность, которая не обладает изначально положительными качествами. То есть человек в таких концепциях изначально нейтрален, но в процессе личностного роста может обретать положительные качества.
Принципы — основа личностного роста
Подходя к вопросу: «с чего начать личностный рост», сперва стоит определиться с тем, что именно вы будете вкладывать в это понятие. От того какое определение будет дано термину «личностный рост» зависят необходимые действия для того, чтобы развиваться как личность.
Ниже будем рассматривать личностный рост, как развитие гармоничной, человечной личности, которая способна достигать своих целей эффективно и экологично. То есть по возможности не причиняя вреда другим живым существам.
Что такое принципы? Это основа любой личности, способность постоянно находиться в контакте со своей совестью. Чётко понимать что хорошо, а что плохо. Быть способным следовать хорошему, а также отвергать плохое. Это отсутствие двойных стандартов и лицемерия.
В основу принципов можно положить, например, библейские заповеди. Каждый человек интуитивно понимает, что то, что в них описано — хорошо. Следовать принципам — значит не иметь двойных стандартов на честность, любовь, доброту, бескорыстие, сострадание и т. д.
Примеры принципов
Например, практически любой понимает, что воровать — это плохо, а быть честным хорошо. Но если провести опрос среди людей в офисе и узнать у них, воровали ли они когда-нибудь? Многие скажут «нет». Эти люди действительно так думают.
Спросите их, считают ли они себя честными. Многие ответят «да». Но при первом же удобном случае они же будут распечатывать на офисной бумаге свои личные документы и письма. Среди этих людей найдётся немало тех, кто при первом же удобном случае не купит билет на электричку или автобус. Найдутся и такие, кто не вернёт неправильно посчитанную сдачу. Такие мелочи случаются каждый день. Так правомерно ли в таких случаях говорить о честности, об отсутствии воровства?
Или другой пример. Девушка хочет выйти замуж, при этом записывается на курсы для «шикарных женщин». Где учат как раскрутить мужчину на деньги. Где учат как манипулировать, врать, как получить выгоду, выйти обманным путём замуж. Где учат разжигать сексуальное желание у мужчины, а потом этим пользоваться.
Но будет ли в таких тренингах развиваться любовь, доброта, способность понимать другого человека? И идёт ли на такой тренинг человек только с целью получения личной выгоды, или он действительно опирается на принципы добра и любви?
Принципы: где взять
Принципы — основа личностного роста. Как видно из приведённых выше примеров без наличия чётких принципов, а также их понимания, легко пойти не в ту сторону.
Отношения, деньги, достижения, если они создаются без учёта этих принципов, то их будет либо очень сложно создать, либо потом они будут недолговечны.
Поэтому в основу любого своего начинания положите принципы. Но иногда, как с билетами или бумагой в офисе, очень сложно заметить за собой места, где отходишь от своих же принципов, и личностный рост останавливается.
Это происходит потому, что понятия честности, доброты, отсутствие эгоизма могут сильно отличаться у разных людей. Светское общество не устанавливает каких-либо строгих стандартов в соблюдении морали. Есть законы, но их недостаточно для того, чтобы развить в себе человечность и иметь нравственный стержень, на котором держится личность.
Что из себя представляют моральные ценности хорошо разобрано во всех основных религиях мира. С чего же начать их изучение?
- Можно для выработки нравственного стрежня изучить материалы наиболее близкой религии, читать книги, слушать лекции, посещать службы.
- Тем, кому совсем неприятна мысль об изучении материалов религиозной тематики, можно читать книги по личностному росту, например, Стивена Кови. В них хорошо разобраны человеческие ценности, но при этом нет упоминаний, связанных с религией. Этот автор взял все самое лучшее из основных религий и смог донести до читателя в таком виде, в котором даже самый закоренелый атеист легко сможет все прочесть в его книгах.
Нужны ли цели?
Дав определение того, что такое личностный рост, мы отметили не только развитие человечности, но и способность достигать своих целей. Принципы помогут выбрать и достигать целей, не причиняя вреда окружающим.
Вторым важным моментом роста личности является постановка целей. Нужно ли для того, чтобы происходил личностный рост ставить цели? Тут важно то, о каких целях идёт речь, потому что попытка достичь человечности уже сама по себе может быть целью. То есть развитие человечности, а также следование принципам и есть цель. Но личностный рост возможен, и когда человечность — основа, а цели не связаны с выработкой качеств нравственной личности.
Разберём пример личностного роста, не связанного с выработкой нравственных качеств. Например, человек хочет развить в себе способность убеждать. Можно найти много различных тренингов, где развитие такой способности будет преподноситься как личностный рост.
В зависимости от того, какое определение дано понятию «личностный рост», развитие этого навыка будет или не будет личностным ростом.
Если мы рассматриваем развитие навыка убеждать для гармоничной нравственной личности, то личностный рост будет, если человек учитывает принципы. То есть учится убеждать без применения манипуляций, запугивания, обливания грязью конкурентов. В противном случае для нравственной и целостной личности личностный рост при обретении навыка убеждать не происходит.
Гармонизация целей и принципов
Личностный рост нравственной личности предполагает не только развитие нравственных качеств, но и достижение своих целей без ущерба другим.
Поэтому цели и методы их достижения всегда необходимо гармонизировать между собой. С чего начинается гармонизация целей разберем на примере ниже.
Пусть человек решил открыть свой бизнес, то есть это его цель. Но при этом он должен помнить и придерживаться принципов, то что он делает это в первую очередь для людей. Важно развивать не только рекламу, но и делать свой продукт более качественным. Важно не обманывать покупателя, а стараться предложить ему действительно нужные и хорошие вещи. Важно заработать деньги, но этого нельзя делать за счёт обмана покупателей.
Если предприниматель продаёт продукты, то не надо переправлять срок годности на просроченных товарах. Если предприниматель продает одежду, то не надо наклеивать этикетки от известных производителей и торговать подделкой.
Сама идея, какой бизнес открыть, тоже должна соответствовать принципам. Сделать фирму-однодневку, которая соберёт деньги на проект, а потом исчезнет тоже бизнес. Но личностный рост, тем более, если говорить о нравственной личности, тут совершенно ни при чём.
Старайтесь в любых своих начинаниях развиваться не только обретая новые навыки, но и заботясь об улучшении своего характера и нравственности. Тогда можно стать действительно развитой личностью.
Рост и развитие — свойства организмов живых
- ГДЗ
- 1 Класс
- Окружающий мир
- 2 Класс
- Литература
- Окружающий мир
- 3 Класс
- Окружающий мир
- 4 Класс
- Окружающий мир
- 5 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- Человек и мир
- Технология
- Естествознание
- 6 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- Технология
- 7 Класс
- Биология
- История
- ОБЖ
- География
- Литература
- Обществознание
- 8 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- 9 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- 10 Класс
- Биология
- История
слагаемые успеха в развитии личности
Личностный рост для современного человека – обязательная составляющая всей жизни. Стремление к идеальному «я», без которого невозможно позитивное принятие самого себя — вот что такое личностное самосовершенствование. Но как же добиться положительных изменений в собственной личности, обойдя все факторы, препятствующие развитию? Психология развития личности и опыт успешных людей помогут понять — с чего начать личностный рост. Давайте разберемся во всем поподробнее.
Всех успешных людей объединяет одна особенность – они всегда находятся в процессе собственного развития. Будь то карьера или хобби – глубоко увлеченные и достигающие успеха личности всегда вызывали уважение. Хотите присоединиться к клану счастливых и удачных? О том, с чего начать и как достичь роста, читайте ниже.
О чем говорят психологи
Растиражированное в современных книгах по популярной психологии понятие «психология личностного роста» подменяет понятие «саморазвитие». Психологи считают, что непосредственно личностный рост имеет опосредованное отношение к развитию личности, хоть эти процессы и взаимосвязаны. Они утверждают, что развитие – это качественные изменения, а рост – количественные. Рост происходит внутри человека, укрепляя его внутренний стержень (синонимом будет слово «духовно»), а развитие можно получить извне с помощью обучения, тренировок, освоения новой деятельности.
Теория психологии личностного роста была создана американскими психологами Маслоу и Роджерасом, разработавшими гуманистическую концепцию, которая и послужила толчком к дальнейшим научным изысканиям, причем в самых разных психологических направлениях.
Однако в нашей статье мы поговорим о широком (и более расхожем) понятии роста, оно же личностное самосовершенствование, так как именно это значение стало наиболее близким широкой аудитории.
Слагаемые успеха в развитии личности
Психология развития включает в себя несколько аспектов. Вот основные слагаемые личностного роста:
1) Цели личностного роста:
- развитие осознанности и отказ от механических привычек,
- соответствие современному времени и ритму жизни,
- развитие интеллекта и обретение всесторонних знаний.
2) План личностного роста:
- определение отправной точки,
- визуализация желаемого результата,
- разработка стратегического плана решения поставленных задач.
3) Мотивация – определение движущей силы для саморазвития:
- «движение от» — недовольство текущей жизнью,
- «стремление к» — действие к улучшению положения вещей.
4) Тренинги по личностному росту. Темы тренингов по личностному развитию весьма разнообразны и только опытные коучи могут точно сказать, с чего начать личностный рост именно вам. Незаменимы в процессе развития человека и Физические упражнения как пособники в укреплении самоконтроля, силы воли и уверенности в себе.
5) Креативность – двигатель прогресса, развивающий:
- творческое отношение к жизни,
- способность быть собой,
- спонтанность и свободу самовыражения.
6) Совершенствование – формирование трёх, связанных между собой, сторон жизни человека:
- развитие тела,
- развитие ума,
- духовное развитие.
7) Дальновидность, или мудрость – способность объективно оценивать настоящее и планировать будущее, исходя из возможностей.
8) Приобретение знаний – путь к самореализации.
Составляем план и настраиваемся на успех
Программа личностного роста – незаменимое подспорье в процессе самосовершенствования. Визуализировав все этапы, намного проще приступить к выполнению поставленных перед собой задач. План личностного роста может быть составлен как на определенный срок, так и содержать в себе
список целей для бессрочного достижения. Как допустимый вариант, можем предложить вам годовую программу для личностного роста, которая затрагивает самые разные аспекты жизни, но базируется на каком-то одном, самом важном для вас, деле.
Январь:
Развитие уверенности в себе. Разберитесь со своими страхами, комплексами, чувствами вины и прочем. Вставать на путь саморазвития следует без лишнего психологического груза.
Февраль:
Обретение смысла жизни. Определите, в чем ваше предназначение, чтобы знать, куда двигаться дальше.
Март:
Постановка целей. Один из наиболее важных этапов психологии личностного роста –
определение целей и задач, лежащих на пути самореализации. Глобальная цель обязательно должна быть разбита на менее крупные, а они в свою очередь – на небольшие и легко обозримые в настоящем. Все цели должны быть подробно расписаны на листе бумаги.
Апрель:
Планирование времени. Заведите ежедневник и распишите подробно свои шаги, направленные на достижение целей, хотя бы на ближайшее время. Не забывайте сверяться с дневником, чтобы не растерять запал и придерживаться оговоренного (с самим собой) расписания.
Май:
Начните активную деятельность в выбранном направлении. Пора совершать первые шаги! Они будут самыми трудными, но в то же время очень волнительными и приятными.
Действуйте! Не забывайте записывать все свои достижения и успехи, они послужат вам отличной мотивацией для построения методики личностного роста: умные люди объединяют ежедневник и дневник успехов в одну тетрадь (или электронный носитель), так как это позволяет наблюдать за тенденцией развития в полной мере.
Июнь:
Посвятите этот месяц психическому
здоровью и отдыху. Первый месяц изменения жизни мог показаться вам трудным, поэтому не стоит забывать расслабляться в перерывах между самосовершенствованием. Отличным способом достижения релакса может стать медитация.
Июль:
Этот месяц пусть пройдет под эгидой семьи и дружеских
отношений. Многие, становящиеся на путь саморазвития, забывают о своих родных и близких. Не допускайте подобных ошибок, проводите время со своей семьей, даже если у вас плотный график.
Август:
Творческие дни. Без креативности в вопросах психологии личностного роста никуда. Каждый день открывайте для себя что-то новое. Запишитесь на курсы акварели или живописи, посетите студию вокала, напишите захватывающий роман – выразите себя в творчестве. Это даст мощный толчок для самосовершенствования, открывая новые возможности.
Сентябрь:
Подумайте самостоятельно, в каком направлении личностного роста вы хотели бы двигаться дальше. Возможно, это будут курсы для освоения новой профессии или тренинг по саморазвитию. Начало осени – отличное время уйти вглубь себя и вытащить наружу нереализованные стремления.
Октябрь:
Личностное самосовершенствование путем обретения новых знакомств. Посидели внутри себя? Пора и честь знать: вас заждались снаружи интересные разговоры, необычные знакомые и неожиданные откровения. Как говорится, только в споре рождается истина, только в разговорах с другими мы растем сами над собой.
Ноябрь:
Как зарабатывать на своем развитии. Подумайте, можно ли превратить ваши знания, прошлые и вновь обретенные в прибыльное хобби или профессию? Если да, то чего вы еще ждете. Вы знаете, что делать. (п.с.: сделать свое дело хорошо оплачиваемым, естественно, и научиться его продавать.)
Декабрь:
Подведение итогов. У вас будет целый месяц, чтобы вспомнить все свои достижения, достигнутые за год, подробно их проанализировать и наметить план развития на следующий год.
Топ-3 секрета успешных людей
Для достижения успеха в личностном росте существуют особые методики, технологии и упражнения, позволяющие добиться значительных изменений почти моментально.
Например, в книге психолога
Николая Козлова «Книга для тех, кому нравится жить или Психология личностного роста» можно найти схему, подсказывающую, как ведут себя умные люди в трудных ситуациях:
Секрет №1
Стоит лишь перестать перекладывать на других ответственность за ситуацию – измениться и отношение к ней. Это секрет, входящий во все методики личностного роста.
Секрет №2
Всегда стремиться к новым знаниям. Ловить любую возможность. Независимо от сферы этих знаний, никогда нельзя быть уверенным в том, что не настанет один прекрасный день, когда именно случайно обретенные навыки сыграют важную роль в вашей жизни.
Секрет №3.
Делиться своими знаниями с другими. Например, при помощи тренингов личностного роста. Передача информации и её обсуждение — это лучшие способы развития. К тому же, и ученики могут поделиться чем-то новым и взглянуть на любую проблему с другой стороны.
Теперь, когда вы узнали об особых секретах личностного роста, а также получили план развития на целый год, главное, помните, что для умных людей – это не способ достижения какой-то единичной цели, а стиль жизни, позволяющей развиваться изо дня в день, достигая с каждым разом новых высот.