Стереотип в обществознании: Что такое «стереотип»: понятие, примеры – примеры самых известных и распространенных установок человека и что это такое: какие бывают виды в психологии, в жизни людей, в обществе

Содержание

Что такое «стереотип»: понятие, примеры

Приветствую Вас, друзья! В этой статье мы подробное разберем несколько интересных вопросов: что такое стереотип и откуда взялся данный термин, рассмотрим какие есть плюсы и минусы стереотипного мышления. Разберем несколько примеров современных стереотипов. Готовы? Без лишних слов, начинаем.

Что такое стереотип?

Стереотип — это устоявшаяся в течение длительного времени оценка какого либо объекта или явления, преобладающая в общественном сознании и формирующая предвзятое отношение к данному предмету или явлению.

Склонность создавать стереотипы и верить им свойственна всем людям. Она сформировалась у нас эволюционно, поскольку мозг всегда стремился экономить энергию, затрачиваемую на мыслительную деятельность. Он упрощает картину мира, пытается сделать незнакомые вещи понятными, объясняя их простыми и привычными явлениями.

Стереотипы – это форма накопленного опыта, готовые шаблоны мышления, позволяющие быстро делать выводы и принимать решения. Часть из них заложена в инстинктах на генетическом уровне (например, уверенность, что нужно опасаться людей с определенными особенностями внешности). Но основная часть стереотипов закладывается при воспитании и в процессе общения.

Большинство существующих стереотипов являются неактуальными или бессмысленными. Вместо того чтобы защищать нас от потенциальных опасностей и агрессоров, они заметно искажают реальность, придавая ей негативную окраску.

Как появился термин?

Слово «стереотип» заимствовано из греческого языка и переводится как «твердый отпечаток». Изначально данный термин использовался для обозначения монолитной печатной формы (клише), изобретенной в 18 веке и значительно расширившей возможности типографии. По аналогии с типографским стереотипом был назван и стереотип мышления, поскольку также представляет собой клише.

В 1922 году с подачи писателя Уолтер Липпмана появился термин «социальный стереотип». Он подразумевает

устойчивый образ, относящийся к определенной социальной группе и приписываемый всем её представителям. Современная психология, пытаясь объяснить, что такое стереотип, называет данное явление защитным механизмом, позволяющим мозгу упрощать окружающую действительность и быстро принимать «безопасные» решения.

Американский философ Хилари Патнэм изучал особенности общения представителей отдельных профессий и выделил определенные особенности, имеющие отношения к социальным стереотипам. Так представители одной профессии общаются с применением профессионального жаргона, используя специфические слова, шутки и метафоры, непонятные для представителей других профессий.

Откуда взялись стереотипы?

Стереотипы существовали в мышлении наших предков задолго до возникновения цивилизации. Так у первобытного человека присутствовало понимание, что его большой мускулистый собрат опасен, поскольку может забрать его еду, одежду или женщину. И сегодня, спустя десятки тысяч лет, этот первобытный стереотип

срабатывает при встрече с незнакомым человеком соответствующей наружности.

Склонность первых людей опасливо относиться к чужакам была оправдана. Добродушные и наивные быстро погибали, поэтому все мы являемся потомками тех, кто давал чужакам отпор. И сегодня многие люди люди склонны с опаской смотреть на тех, кто выглядит иначе: имеет другой цвет кожи, выкрасил волосы в пестрый цвет или посмел сделать татуировку. Другой – значит опасный! И чем старше человек, тем сильнее он опасается людей, кажущихся ему странными.

Примеры распространенных стереотипов

Чтобы лучше понять, что такое стереотип, рассмотрим наиболее распространенные примеры. Практически все они противоречат реальности (и друг другу), но очень распространены в современном обществе.

Деньги

Богатство – это настоящее счастье. Человек, зарабатывающий мало, априори несчастен. Каждый человек должен усердно взбираться по карьерной лестнице, чтобы занять высокую должность. Иначе он – неудачник. Только хорошо зарабатывая, можно построить крепкую семью с любимым человеком. Без денег счастье невозможно.

Женщины

Женщина должна быть слабой и хрупкой. Если женщина сильная (характером или физически) – с ней что-то не так. Главное для женщины – быть красивой (красота позволяет ей компенсировать нехватку остальных качеств). Практически все женщины легкомысленны и наивны, но достаточно хитры, чтобы захомутать мужчину (влюбив его в себя либо забеременев от него). Не выйти замуж до 30 – самый страшный кошмар для женщины. С разведенной матерью одиночкой нельзя построить счастливых романтических отношений.

Мужчины

Мужчина сильный и не имеет права быть слабым. Всё, что мужчина делает для женщины, он делает ради интимной близости. В семье решения принимает муж. Все мужчины водят машину, пьют пиво и смотрят футбол. Мужчина, открыто демонстрирующий чувства или слабости – неудачник, которого никогда не полюбит женщина. Если мужчина при друзьях выполнит просьбу жены, он – подкаблучник.

Дети

Дети должны радовать родителей и получать хорошие оценки в школе. Если ребенок получил плохую оценку, в этом виноват только он. Если его хорошенько наказать, в следующий раз оценка будет выше. Если ребенка регулярно не наказывать, он вырастет избалованным эгоистом.

Возраст

Подростки всегда конфликтуют с родителями. Молодые люди распутны и занимаются аморальными вещами (взрослые лучше знают, чем им следует заниматься). После 30-летия все переживают кризис среднего возраста. Пожилой человек должен быть мрачным и говорить только о болезнях. Если он жизнерадостен – лучше держаться подальше.

Плюсы и минусы стереотипного мышления

Люди, привыкшие мыслить стереотипами, могут жить полноценной жизнью, получая даже определенные преимущества от данной особенности. К основным плюсам стереотипного мышления относятся:

  • быстрое принятие решений;
  • меньшее умственное утомление при анализе информации;
  • приобщение к определенной социальной группе.

При этом склонность мыслить стереотипами накладывает определенные ограничения. К основным её минусам относятся:

  • ошибочные решения и неправильные поступки;
  • излишняя доверчивость, неспособность критически мыслить;
  • неумение анализировать и делать выводы самостоятельно;
  • шаблонное мышление мешает развиваться.

Минусов у стереотипного мышления больше, поэтому с ним необходимо бороться, развивая способность критически мыслить и объективно анализировать поступающую информацию.

Как избавиться от стереотипов?

Наиболее эффективный способ борьбы со стереотипами заключается в их критическом переосмыслении. Заметив за собой предвзятое отношение к определенным людям, попытайтесь проанализировать, откуда оно взялось и насколько оправдано. Такой анализ позволит достаточно быстро избавиться от основных стереотипов, связанных с особенностями внешности, одежды, поведения и прочих особенностей.

Хрестоматийным примером стереотипа является утверждение «все блондинки глупые». Однако не существует научных исследований или статистических данных, подтверждающих данное предубеждение. Начните обращать внимание на цвет волос известных личностей, и обнаружите, что среди представительниц интеллектуальных профессий (адвокаты, журналисты, политики, ученые) блондинок достаточно много.

Заключение

Далеко не все люди понимают, что такое стереотип, но практически все руководствуются мыслительными шаблонами в личной жизни и профессиональной деятельности на бессознательном уровне. Многие шаблоны мышления несут устаревшую информацию, некоторые основаны на сказках и легендах.

Иногда стереотипы могут оказаться полезными, помогая быстро принимать решения, но в большинстве случаев они ограничивают возможности человека, заставляя его мыслить шаблонно. Поэтому люди, стремящиеся к саморазвитию и расширению кругозора, должны бороться со стереотипами, сковывающими их мыслительные возможности.

Стереотип — Википедия

Стереоти́п (от др.-греч. στερεός «твёр­дый» + τύπος «отпечаток») — заранее сформированная человеком мыслительная оценка чего-либо, которая может отражаться в соответствующем стереотипном поведении.

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, так как позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, 13 из 33 симпозиумов были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге «Общественное мнение» Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык.

Экономия усилий[править | править код]

Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов — это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своём — это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

Разметка мира[править | править код]

Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.

Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идёт о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще.

Система стереотипов — не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращённый и упрощённый путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Стереотипы и предрассудки[править | править код]

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных (априорное) суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтён и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков.

В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как об исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы, например, подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным[1], поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки, которые бывают только негативными (в книге Х.‑Г. Гадамера «Истина и метод» удачно осуществлена апология предрассудков, а также показано, что предрассудки бывают и позитивными).

Динамика стереотипов[править | править код]

Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определённой степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях, когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её.

Советская традиция[править | править код]

Схема стереотипа

В 1920—1930-е годы физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым «динамической стереотипией». В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.

Определение динамического стереотипа (по И. П. Павлову) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответствует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула[2].

Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».

Содержательно связь между «динамической стереотипией» Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпман акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов — на физиологии нервной деятельности.

  • Стереотип // Большая российская энциклопедия. Том 31. — М., 2016. — С. 235—236.
  • Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
  • Судаков К. В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. — М.: ПЕР СЭ, 2002.
  • Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность. — 2005. — № 4. — С. 125—141.
  • Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. — 2003. — Т. V, вып. 1—2 (15-16). — С. 120—139.

Разработка по обществознанию на тему «Стереотипы и их роль в жизни человека и общества»

УРОК Стереотипы и их роль в жизни человека и общества.

МЕТОДЫ: беседа, мини – лекция, работа в малых группах, дискуссия.

Цели и задачи:

Для ученика

Для учителя

Умение понимать связи между людьми в обществе – представление того, как возникают стереотипы.

Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – осознание того, как влияют стереотипы на отношения в группе.

Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – понимание того, как решить проблему возникновения стереотипа

-развитие УУД

-воспитание культуры дискуссии

-формирование умения отстаивать свои права, аргументировать своё мнение

Эпиграф к уроку «Не все одинаковое пригодно для всех».

Римский поэт Проперций

План урока:

1.Мотивация.

2.Входное тестирование

3.Мини — лекция.

4. Создание мини-проекта в группах

5.Презентация и обсуждение проектов

6.Рефлексия — анализ работы на уроке

Технологическая карта урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Организация работы на уроке

1 минута

-Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы будем работать в группах

Садятся за столы по группам

Регулятивные УУД:

-организация рабочего места, подготовка к работе

Мотивация деятельности учащихся

5 минут

Мужчины часто говорят: «Женщина за рулём, как обезьяна с гранатой, неизвестно куда она её бросит».Несмотря на то,что всё чаще женщина садится за руль,мужчины считают,что водить автомобиль-это мужское дело. Мотивируют свои слова,тем,что у женщин хуже реакция,не тем заняеа голова – наряды , сплетни,фантазии,они не разбираются в механизмах.

  • Является ли природной ситуация – женщина за рулём?

  • Как влияют негативные представления на поведение женщин на дороге?

  • Помогают ли в жизни такие обобщения?

  • Когда они мешают?

Попытка характеристики обобщений, их положительных и отрицательных сторон.

Познавательные УУД:

полученные знания

Регулятивные УУД:

-умение поставить цель/задачи урока

Коммуникативные УУД:

-умение сообщить свою мысль

-умение слушать и дополнять ответы других

ВХОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.

5 минут

1.Есть ли чисто женские и чисто мужские профессии?

2.Какие представления имеют жители сёл о горожанах и наоборот?

3.Считаете ли вы, что внешность человека, его одежда,

дают возможность составить представление о нём?

4.Дадите ли вы работу мужчине с серьгой в ухе? Если да ,почему? Если нет, почему?

Учащиеся кратко отвечают на вопросы (2-3 чел.) Можно не объясняя.

Регулятивные УУД:

-умение действовать по алгоритму

Познавательные УУД:

-умение применять полученные знания

Коммуникативные УУД:

-умение высказывать свою мысль, отстаивать своё мнение, слушать других и принимать аргументированную критику

МИНИ-ЛЕКЦИЯ.

5 минут

Жизнь человека чрезвычайно сложная и многосторонняя. Ежедневно на нас сваливается большое количество информации. Чтобы в ней не захлебнуться, мы вынуждены использовать категоризацию, т.е. разложение разных обЪектов на группы на основе их характерных черт. Биологи классифицируют растения и животных на классы, группы, виды, подвиды. Мы тоже склонны классифицировать людей на высоких и низких, мужчин и женщин, молодых и старых, имеющих чувство юмора и нет, приятных и неприятных. Если люди, которые входят в группу подобных, мы с минимальными усилиями можем получить необходимую информацию о представителях этой группы – инспектора таможни, группы по борьбе с терроризмом, участковые – выделяют подозрительные лица. Дошколята проходят тестирование, из них выделяют способных и недалёких. Большей частью прогнозы оправдываются. И это связано не только с одарённостью или глупостью, или характерами детей, но и с установкой, которая была дана в самом начале, когда учеников разделили на категории и уделяли больше внимания тем, кто добивался лучших результатов. В одном случае категоризация пошла на пользу, а в другом принесла вред. Т.О. категоризация может быть опасной, она базируется ра обобщении, которое игнорирует некоторые индивидуальные характеристики, подчеркивая общие (ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЁЖКЕ, А ПРОВОЖАЮТ ПО УМУ!)Представим себе яблоки, стулья или карандаши — нам они представляются более однородными, чем на самом деле. Это же касается и людей. Оценивая людей разных групп спортсменов, охранников, учителей, мы преувеличиваем схожесть внутри группы. Категоризация ведет к возникновению стереотипов – это суждении о чертах и поведении, присущих представителям отдельной группы, которая не базируется на фактах.Наиболее распространенными являются этнические стереотипы, когда на оснoве ограниченной информации отдельных представителях этнической группы делаются предубежденные выводы относительно всей группы. Иногда воспринимаем тех фактов, которые не совпадают с нашими стереотипами.

Они могут быть:

1.Нейтральными: все итальянцы любят спагетти; все англичане на завтрак едят овсянную кашу; все украинцы любят сало.

2.Позитивными: все англичане очень вежливы и воспитанны; все французы любят и уважают женщин; все украинцы трудолюбивы.

3.Негативными: все англичане – консерваторы; все американцы очень шумные.

Они могут делиться на автостереотипы и гетеростереотипы.

-Учащиеся составляют кластер.

Познавательные УУД:

-умение применять полученные знания

Создание мини-проекта в группах

10 минут

Девушки и юноши — составьте типичные характеристики противоположных полов.

( если остаётся время – эффект Пигмалиона – царь о. Кипр-Галатея)

Используя правила работы в группе составляют портрет либо негативный либо идеальный.

Коммуникативные УУД:

-умение работать в группе

-умение высказывать свою мысль, отстаивать своё мнение, слушать других и принимать аргументированную критику

Презентация и обсуждение проектов

15 минут

-Теперь каждая группа презентует свой проект. Остальные в это время внимательно слушают и готовятся задать вопросы или высказать своё мнение. На каждую презентацию рассчитывается примерно по 3 минуты. Итого 15 минут

Учащиеся по группам презентуют свои проекты. Задают вопросы выступающим, комментируют, обсуждают предложенные задачи

Коммуникативные УУД:

-умение работать в группе

-умение высказывать свою мысль, отстаивать своё мнение, слушать других и принимать аргументированную критику

Рефлексия.

4 минуты

Что такое стереотипы , предубеждения, дискриминация?

  • Какую роль играют?

  • Какие проявления характерны для нашего общества?

  • Методы борьбы с ними?

-стереотипы – это…

— предубеждение – это…

— дискиминация – это…

— их роль…

— с ними можно бороться…

Регулятивные УУД:

-умение анализировать результаты своей деятельности

-умение оценивать свою деятельность и деятельность других

-предварительное планирование своей деятельности на следующий урок

Что такое стереотип простыми словами? Примеры стереотипов

Некоторые слова, употребляющиеся как в разговорной речи, так и в качестве научных терминов, имеют несколько значений. К примеру, что такое стереотип? Это слово звучит в разговорах достаточно часто, его нередко слышно с телевизионных экранов, встречается термин и в печатных изданиях.

Благодаря такой распространенности, повсеместности употребления слово воспринимается хорошо знакомым, и вопросами о его смысле, как правило, никто не задается. Однако ответить на вопрос о его значении смогут далеко не все.

В чем изначальный смысл?

Большинство людей привыкли относить понятие «стереотип» к социологии, психологии и иным научным направлениям, предметом изучения которых является поведение, мышление или же характер человека. В разговорной речи оно звучит именно в таком контексте. Между тем изначально слово не имело никакого отношения к описанию образа мышления, характеристикам отдельных людей или же общества в целом.

Изначально «стереотип» — название части оборудования, предназначающегося для типографской печати. Так называется форма, представляющая собой монолит и являющаяся фактической копией с готового типографского набора или же отдельного клише. Эта форма вполне рабочая и предназначается для использования в типографских машинах.

Откуда появилось само слово?

Разобраться в значениях того или иного термина либо же слова, понять, по каким причинам оно употребляется в том или ином контексте, гораздо проще, если представлять себе историю происхождения.

Что такое стереотип, как слово? Откуда оно появилось? Это сочетание двух греческих слов. Первое из них – στερεός. Оно переводится на русский язык так – «объемный». Второе слово – τύπος, его значение – «отпечаток».

Что подразумевается в повседневной речи?

Разумеется, при употреблении в разговорах у слова «стереотип» совершенно иной смысл, не имеющий ничего общего ни с греческим языком, ни с печатным промыслом. Произнося «стереотип», люди обычно имеют в виду его значение, принятое в социологии и психологии.

Попросту говоря, в разговорах, речах телевизионных ведущих и политиков, в газетных статьях термином «стереотип» характеризуются типы человеческого мышления и поведения, общественные явления или же поступки конкретных личностей.

Есть ли общее определение?

Стереотип — что это означает простыми словами? Существует ли единое определение для этого термина, обобщающее все его современные значения? Безусловно, подобное определение есть, поскольку понимание того, что именуется стереотипом в психологии, философии и социологии, весьма схоже между собой.

Нарушение стереотипов

Стереотип в психологии – это устойчивое, зачастую полностью или же частично не соответствующее действительности, представление о чем-либо. Таким же смыслом термин наделяют философы и социологи. Разумеется, есть и более узкие, специфические определения, относящиеся к конкретному варианту употребления данного термина.

Есть ли схожие понятия?

Наиболее близкими по смыслу к понятию «стереотип» являются слова «клише» и «предрассудок». Зачастую при разговорах люди апеллируют всеми тремя понятиями, вкладывая в них совершенно одинаковый смысл.

Термины действительно похожи в своем значении, хотя и не полностью идентичны. Поэтому, перед тем как употреблять их в качестве взаимозаменяемых, нужно иметь общее представление о различиях в смысле.

Также близки по смыслу понятию «стереотип» такие явления, как традиции, культурные обычаи, различные социальные концепции.

Чем отличается стереотип от предрассудков и клише?

Предрассудок – это гибкое понятие, способное измениться в зависимости от конкретных обстоятельств. Предрассудки можно выявить, они поддаются учету и коррекции, меняются в течение жизни. Возникают предрассудки на основе как устойчивого восприятия чего-либо, так и в результате сиюминутных эмоций. Таким образом, предрассудок может появиться вследствие наличия стереотипа.

Основное отличие же в том, что стереотип практически не поддается корректировке, а предрассудки с легкостью возникают в сознании и так же просто покидают его или же меняются. Также слово «предрассудок» имеет узкое, в сравнении со стереотипом, применение. Оно употребляется исключительно для характеристики особенностей мышления, восприятия чего-либо людьми. Какие-либо события, общественные явления этим слово не описываются.

Клише – еще один термин, пришедший в повседневную речь из науки, изучающей человеческое поведение, из типографий. Этот термин более близок к пониманию слова «стереотип», чем «предрассудок». Обобщенно термин «клише» означает стандарт, образец, неизменную, застывшую форму чего-либо. Он применим к различным областям – человеческой речи, оформлению печатных текстов, манере нанесения макияжа, искусству и прочему. Даже в имидже политиков присутствует клише. В этом и заключается отличие термина от понятия «стереотип». Клише не меняющаяся форма чего-либо, способная являться образцом для действия. К примеру, образцы для заполнения бланков – это тоже клише. Стереотип же такого значения не имеет.

Какими могут быть стереотипы?

Разбираясь с тем, что такое стереотип, не обойтись без классификации. Образно говоря, «разложив по полочкам» различные варианты применения этого термина, гораздо проще понять, как им правильно пользоваться.

Стереотипное представление о человеке и реальность

Наиболее часто в обыденной жизни приходится сталкиваться с такими видами стереотипов:

  • поведенческие;
  • общественные;
  • связанные с мышлением;
  • ассоциативные;
  • гендерные.

Хотя стереотип в психологии – это гораздо более широкое понятие, чем вышеперечисленные типы, но именно с ними сталкиваться в жизни приходится практически ежедневно.

О поведенческих стереотипах

Этот тип стереотипов большинством людей воспринимается как нечто должное, незыблемое и совершенно естественное. Многие даже не понимают, что сталкиваются со стереотипом.

Мужчина и женщина перед поездкой

Что такое стереотип в поведении человека? Согласно определению, это особая, сложившаяся система поведенческих реакций и навыков, характерная для отдельной группы людей. Обусловлены такие стереотипы могут быть возрастом, этнической принадлежностью, культурными ценностями, социальным статусом и прочими аналогичными факторами.

Примером таких стереотипов является поведение подростков, сопутствующее периоду гормональных перемен в организме. Так называемый «подростковый бунт» — это именно поведенческий стереотип. Другим, не менее устоявшимся стереотипом является ожидаемое поведение от представителей «привилегированных» прослоек общества. От так называемой «элиты» всегда ждут проявлений снобизма, эгоизма, нарциссизма и прочих аналогичных качеств.

Об общественных стереотипах

Социальные стереотипы тоже, безусловно, напрямую связаны с поведением и мышлением людей, однако они характеризуют не отдельного человека или конкретную группу, а общество в целом.

Общественные стереотипы – это предсказуемые, устойчивые реакции на что-либо, характерные для подавляющего большинства людей, проживающих в одной местности или же объединенных иным фактором. Возникают эти реакции на почве ограниченности в понимании чего-либо или же из-за нехватки информации.

Стереотип в восприятии России иностранцами

Такие общественные реакции могут быть как позитивными, так и негативными. Причем предсказуемы и те, и другие. Самые яркие примеры негативных стереотипов – реакции людей на действия правительства страны. Как правило, такие реакции включают в себя целую цепочку из событий, имеющих причины и последствия. Например, волна протестов, сбор подписей и прочие варианты проявления общественного отрицательного отношения, ставшего ответом на недавнюю пенсионную реформу в нашей стране, и есть общественным или же социальным стереотипом.

О стереотипах в мышлении

Под этим, как правило, подразумеваются личностные особенности восприятия. Между тем стереотипы мышления могут быть характерны не только для отдельно взятого человека, но и для группы людей или же общества в целом.

Стереотип восприятия социального статуса

Под этим словосочетанием подразумевается два основных варианта понимания термина. Первый – неспособность человека или же группы людей самостоятельно мыслить из-за обилия навязываемых средствами массовой информации, традициями, пережитками или чем-то иным шаблонов восприятия, рассуждений, выводов. Второй – ограниченность в восприятии чего-либо, характерная для конкретного человека. Эта особенность восприятия обусловлена воспитанием, привычными и общепринятыми устоями, нормами морали и культурными ценностями.

Об ассоциативных стереотипах

Об этом типе стереотипов вспоминают не особо часто. Между тем ассоциации, рождающиеся в человеческом сознании, практически полностью основываются на различных стереотипах. На то, каким окажется ассоциативное восприятие, влияют устоявшиеся обычаи, традиции, представления из разных областей жизни.

Например, если синоптики в прогнозе сообщают о дожде, то большинство людей одеваются потеплее и не забывают о зонтике. И только единицы подумают не о зонте, а о плаще-дождевике. То есть дождь у подавляющего большинства людей ассоциируется с зонтами.

Или же в качестве примера можно привести праздники. Рождество ассоциируется с нарядной елкой, подарками, распродажами и прочим. Это и есть ассоциативный стереотип.

О гендерных стереотипах

Стереотипы в отношениях между людьми, касающиеся особенностей восприятия, связанных с половой принадлежностью, встречаются повсеместно. Это и предубежденность в отношении внешнего вида, и уверенность в том, что у женщин и мужчин должны быть строго определенные социальные роли.

К примеру, самые распространенные стереотипы о мужчинах:

  • добытчик, содержащий семью;
  • физически сильный человек, легко справляющийся с тяжелой работой;
  • сексуально активный;
  • лидер или, наоборот, подкаблучник.

Этот перечень можно продолжать до бесконечности. Отводимая мужчинам шаблонным восприятием большинства людей социальная роль неизменно связана с зарабатыванием денег, общественной активностью, карьерой, достижениями в какой-либо области и, разумеется, физической силой.

Типичное восприятие женщин и мужчин

Например, мужчина, занимающийся домашним хозяйством, воспитывающий детей или же вышивающий крестиком, неизменно воспринимается в качестве неудачника, человека, не способного ни на что. А вот женщина, проводящая свои дни в доме и занимающаяся созданием уюта, наоборот, традиционно воспринимается как состоявшаяся личность, удачно устроившаяся в жизни. Подобное восприятие и является одним из гендерных стереотипов.

Разумеется, исключительно социальными ролями стереотипность, касающаяся половой принадлежности, не ограничивается. Одним из наиболее ярких примеров является дресс-код, вводимый в различных крупных фирмах, корпорациях и прочих подобных местах. Как правило, такие предписания и требования к внешнему виду человека основываются именно на его половой принадлежности. Женщинам обычно предписывается носить юбки. Брючные женские костюмы приветствуются далеко не везде.

Недовольный посетителем официант

А вот типичное восприятие внешнего вида персонала к этому типу стереотипов не имеет никакого отношения. Например, требование к внешнему виду официантов или барменов в статусных ресторанах – «белый верх, черный низ», или же дресс-код для работников клубов, продиктованный стилевой направленностью заведения, вызваны вовсе не стереотипами. У таких особенностей восприятия персонала посетителями, как и у руководства заведений, требующего соблюдения внешнего дресс-кода, совершенно иная природа.

Что такое стереотип | Виды стереотипов

Стереотипы. Ветряные мельницы нашего сознания. Мы для них и Дон Кихоты, и Санчо Пансы, и просто мимо пробегающие второстепенные персонажи. Откуда возникают стереотипы? Почему мы так стойко к ним привязаны? Каждый человек, положа руку на сердце при должном устремлении к “сотрудничеству со следствием” может найти в своей картине мира хотя бы один стереотип. Ведь их так много: национальные, гендерные, динамические, религиозные, социальные — да мало ли всякого добра создано руками и умами человечества.

Что такое стереотипЛюдям свойственно стереотипное мышление. Расслабься. Такова жизнь.

Комментарий психолога

Такова уж особенность человеческой природы, что рядом с каждым стереотипом рука об руку идут наши самые сокровенные страхи. Фишка в том, что всплеск любой психической энергии — это в 99% случаев страх, который жертва стереотипного мышления может и не осознавать. Он может быть как своим собственным, так и существенно более слабым, заимствованным.

Национальные стереотипы

Прекрасный показательный пример — национальные стереотипы. Психологи давно исследуют причины, благодаря которым формируются этнические стереотипы. Их довольно много и далеко не все они безобидны:

  1. Все китайцы и немцы отчаянные трудоголики
  2. Все русские носят шапки ушанки, постоянно играют на балалайке и пьют водку
  3. Выходцы из средней Азии безграмотные и готовые работать за еду люди
  4. Все американцы — огромные улыбчивые дирижабли, мечтающие захватить вселенную
  5. Все англичане — высокомерные снобы
  6. Все итальянцы — сангвиники
  7. Все французы — галантные Д’Артаньяны

Для людей консервативного склада ума, в особенности тех, чьи представления о жизни давно сформировалась — все те, кто находятся вне устойчивой модели мировоззренческой системы — непонятны и чужеродны. Хуже того, идеальная почва для конфликтов — это миграционные процессы в обществе. Чужаки, да еще на собственной территории — многих людей это заметно раздражает. Таким образом, данные индивиды имеют только два пути построить отношения с чужаками: либо признать их равными, а то и превосходящими по возможностям конкурентами либо всячески дискриминировать вызывающий раздражение объект по отличительному и обязательно несвойственному дискриминатору признаку. Соответственно, стереотипы и дискриминация — довольно часто сопутствуют друг-другу.

Если уж совсем честно, то подобная бомба с часовым механизмом, тикает в психической структуре практически каждого взрослого индивида. И это нормально! Разумеется, если человек умеет достигать внутренней договоренности и взаимодействовать со своими страхами в приемлемом с точки зрения современной этики поведенческом русле. Гибкость ума — свойство не врожденное, но легко приобретаемое, было бы желание и мотивация.

Борьба со стереотипами

Ни для кого ни секрет, что сегодня модно бороться со всевозможными предрассудками и стереотипами. Особенно ярко эта тенденция проявляется в странах западной Европы. Модно опровергать основы основ. Еще более модно выбирать нечто исключительное, выходящее за рамки общепринятых правил. Особенно ярко данный тренд проявляет себя в вопросах, касающихся норм морали и этики. Кто знает, к чему все это приведет. Вполне возможно, что вчерашние предрассудки превратятся в норму, а стереотипы — мы на пороге новой вехи развития человечества. Клиповое мышление и клиповые стандарты — уже сами по себе являются неким возведенным в абсолютную догму стереотипом.

Гендерные стереотипы

Верить стереотипам или нет — личное дело каждого человека, но что делать, если вы лично попали под раздачу? О, тут просто невероятное раздолье! Пожалуй, самые популярные в России стереотипы — это гендерные роли, как в семье, так и на профессиональном поприще. Они настолько устойчивы, что их не смогли вытравить из славянофильских голов семьдесят с лишним лет активного строительства коммунизма. Хуже того — восстановленная буквально из пепла всего за несколько лет послевоенная советская экономика. И все это в условиях тотального гендерного дисбаланса!

Сегодня, если не лень, вы отыщете огромную плеяду модных течений и ортодоксальных мировоззрений, обозначающих место женщине в семье и обществе. Да, это всем известные исламисты, славянисты — домостроевцы (иже с ними родноверы). Это что касается бытовых аспектов и семейных отношений. Гораздо интереснее дела обстоят с так называемыми гендерными критериями профессиональной пригодности. В данном случае под раздачу рискуют угодить как женщины, так и мужчины. Бородатый анекдот, про кошку — программиста и вакансию в цирке, наверняка, слышали все. А вот дискриминация мужчин, работающих внутри “женских” профессий встречается не в пример реже, но также бывает.

Кстати говоря, все вышеперечисленное происходит в стране, где 85% населения выросло в однополой семье (из мамы и бабушки, а вы о чем?). Казалось бы — надежная прививка от каких бы то ни было стереотипов. Ан нет, тренд последних лет — коллекции бородатых мальчиков, с пафосом вещающих о роли женщин в семье, обществе, в бизнесе и даже искусстве.

Социальные стереотипы

В отличие от прочих данные стереотипы — самые недолговечные и легко внушаемые. По сути это болячка не отдельного человека, а социальных общностей, между которыми в течение всей жизни так либо иначе перемещается индивид. Какие же они, социальные стереотипы?

Вот самые характерные примеры:

  1. Дети богатых людей — бездарные бездельники
  2. Все старики ворчливы
  3. Все богатые люди злые и жадные
  4. Современная молодежь ничего не хочет и не умеет
  5. И т.д.

Профессиональные стереотипы

Стереотипы, так либо иначе связанные с трудовой деятельностью человека относят к профессиональным. Самые популярные среди них:

  1. Все программисты — тщедушные ботаники, обязательно в очках и с кривыми зубами. И да, каждый программист просто обязан прекрасно разбираться не только в математике, но и ремонте компьютеров.
  2. Все бухгалтеры — очень принципиальные и серьезные люди, умеющие складывать и перемножать в уме трехзначные числа
  3. Все политики продажны
  4. Все предприниматели бессовестные торгаши
  5. Все военные высокого роста
  6. Все продажники — обязательно сверхобщительные экстраверты
  7. Все юристы дотошные зануды, читающие и соблюдающие абсолютно все правила, даже технические инструкции к бытовым приборам
  8. Все художники и поэты — необязательные и неопрятные разгильдяи
  9. Все писатели — любят курить трубку и рассуждать о высоких материях

В общем, вы уже поняли, дальше продолжите сами.

Исконно русский вопрос

Жертвой стереотипа может быть как ретранслятор заблуждения, так и принимающая, казалось бы не заинтересованная сторона. Забавно, но есть на просторах нашей необъятной родины бродячие уникумы — два в одном. Подобное часто встречается среди подростков, которые сознательно выбирают социально правильную профессию, закидывая в самый дальний угол самого темного мировоззренческого чулана свои природные данные и способности.

Драматизм внутриличностного противоречия — активное наложение собственной самокритичности на жесткие родительские стереотипы. Критерии успешности, правильности, актуальности — вообще явления очень так многозначные, а тут еще и внешнее давление. Совсем беда-беда! Ведь в современном мире таких людей рано или поздно прибивает к “родным” берегам, но сколько времени потрачено впустую!?

Пока не слишком поздно поищем ответ на пресловутый вопрос классика. Что делать со всем этим безобразием? Что делать, если среди всего вышеперечисленного вы отыскали и свой портрет либо пример из собственной жизни?

Естественно, что самый первый шаг — это осознание проблемы.
Второй — создание новой модели мира. Той модели, которая станет вашей путеводной звездой, новой картой, с помощью которой вы сможете достичь мира и гармонии в собственной душе.

И финальный, заключительный и, пожалуй, самый трудный шаг — принятие себя новой, на пока еще старой карте мира. Вашему мозгу, психике, душе и даже телу потребуется какое-то время на адаптацию. Несколько механическая формулировка, но любой процесс обучения и принятия нововведений имеет биологическую природу. Даже в таких, казалось бы, достаточно абстрактных вещах. Это отнюдь не пятиминутный процесс. Проявите терпение и границы вашего мира станут шире 🙂

Чем вредны стереотипы | 3 типа популярных стереотипов, примеры

Содержание статьи

В современной жизни человек каждый раз натыкается на установленные обществом типичные стереотипы – своеобразные стандарты, по которым он должен жить. И если человек живет совсем не по стандарту, то он считается либо сумасшедшим, либо гением. Стереотипы насаждаются людям с самого детства. Уже в раннем детском возрасте нам навязывают «нормальную жизнь». Но ведь на самом деле нет никаких правил, чтобы жить. В этой статье мы поговорим, почему стереотипы могут погубить людей.

Чем вредны стереотипы

Понятие о стереотипе

Стереотип — устойчивое представление о каком-либо явлении. Человек, желая упростить мыслительный процесс, может в типовых ситуациях обратиться к устоявшимся стереотипам. Что может поспособствовать неверному восприятию действительности. Важно научиться давать верную оценку происходящему, а для этого оценивать ситуацию с помощью логики и не опираться на устоявшееся мнение общества.

Что такое норма в понятии любого человека?

Нормальная жизнь – это окончить школу, поступить в ВУЗ, закончить его, найти хорошую работу, найти себе супруга, воспитать детей и все. Конец. Жизненный путь пройден. Если взять в качестве человека, которому стоит пройти этот путь, наркомана или бездомного, то для них это будет лучшим жизненным путем, который они только могут выбрать. Но если каждый человек, который не имеет вредных привычек и имеет крышу над головой, будет следовать этому стереотипу, то это может не только пагубно сказаться на жизни, но и более того, убить.

Современные стереотипы

Они делятся на следующие 3 типа:

Гендерные

Главное предназначение женщины – продолжение рода. Выйти замуж и родить ребенка, вот ее цель. Все обязанности по дому лежат на ней, ведь это не мужская работа. Мужчина главный в семье, его слово закон. Если женщина одинока, разведена, вдова – она несчастна. Мужчина не должен плакать. Он должен много зарабатывать, чтобы обеспечить семью. Он устает на работе, поэтому может провести вечер на диване. Иначе он «под каблуком» у жены.

Показатели успеха и счастья

Общество диктует, что для счастья человек должен иметь много денег, часто путешествовать, быть на высокой должности, иметь детей. Все остальные несчастные неудачники. Даже если человеку хватает меньшего.

Как правильно жить

Получить высшее образование, работать в офисе. Жениться, завести детей. Придерживаться мнения большинства. Быть как все, не выделяться. Примеров бесчисленное множество. Если же человек отступает от принятого жизненного пути, он непременно заслужит порицание.

Эти утверждения возведены в статус нерушимых постулатов и диктуются обществом. Многие люди не способны идти против общественного мнения. Они будут стараться придерживаться правил жизни, диктуемых обществом, дабы не получить осуждения. И будут несчастны. Ведь женщина вполне может хотеть строить карьеру, а не сидеть безвылазно в декрете. Мужчина — хотеть вести домашнее хозяйство. Следует научиться следовать своим желаниям, чтобы пройти жизненный путь в гармонии с собой.

Чем же плохи стереотипы?

По сути, стереотип – это алгоритм, по которому человек идет по жизни, следуя указаниями. Но из-за этого алгоритма он не сможет полностью раскрыть себя, свои творческие и умственные возможности, так как индивид зажат в рамки этого алгоритма.

Если для своего развития человеку не нужно поступать в ВУЗ или искать работу, то зачем ему это делать? Но скорее всего, ему придется поступить в университет, так как родители заставят. Это погубит человека, который поступит в ВУЗ, в который не хочет, или будет ходить на работу, которая не по душе.

Ломайте стереотипы, или они сломают вас

Талантливых людей много. Но так получилось, что из-за стереотипов множество этих талантов было загублено. Творческие люди, имеющие явный дар либо в музыке, либо в живописи, либо в написании книг – по стандарту, должны найти себе типичный заработок и стать типичными экономистами или юристами. Но ведь можно развивать талант музыканта, художника или писателя. Почему нет? Может быть, именно это и есть призвание. Но нет! Из-за стереотипов человек вынужден бросить дело, которое так любит. Это неправильно.

Пример №1

То же самое касается всех жизненных стереотипов, а не только какого-то конкретного. Например, существует стереотип «мужик должен есть мясо». А если ты вегетарианец, то ты не мужик. То есть, если человек просто не хочет есть мясо, он будет вынужден его есть, будет давиться кусками еды, которая ему не по душе. А если у парня аллергия на все мясные блюда? Он, получается, не мужик? Где тут здравый смысл?

Пример №2

Есть еще пример глупейшего стереотипного мышления. Он тоже связан с тем определением, каким должен быть мужчина. Стереотип звучит так: «Каждый мужик должен отслужить в армии» или «Не служил – не мужик». А если парню просто чуждо оружие? Если у него совершенно другие взгляды? Об этом никто не думает.

Пример №3

Существует стереотип, что женщине за руль лучше не садиться. Почему-то многие женщины в него верят. И вместо того чтобы научиться водить и стать опытнее в плане вождения, они просто соглашаются со стереотипом и не пытаются развить водительский навык. А зря! Многие женщины водят даже надежнее и лучше мужчин.

Опасность общественных стереотипов

Готовность людей мыслить стереотипами искажает их представление о мире. Часто человек судит о событии, опираясь на мнение большинства, и не прислушивается к себе. В такой ситуации велика вероятность ошибиться в человеке. К примеру, прохожие не обращают внимания на человека, который лежит на газоне без сознания. По сложившемуся стереотипу большинство подумает, что он в алкогольном опьянении и не заслуживает траты времени. Но возможно, что бедняге стало плохо и своевременная помощь ему необходима.

Человеку свойственно давать более благоприятную оценку группе, к которой он относится, чем чужой. Идет разделение: мы – хорошие, они – плохие. Такая установка разобщает людей и может возникнуть дискриминация по какому-либо признаку. В итоге люди становятся агрессивно настроены друг к другу, возникают конфликты.

Стереотипы ограничивают мышление человека, мешают ему думать самостоятельно. Как же бороться со стереотипным мышлением? Не верить всему, что говорят люди. Да, стереотипы – это информация, которую люди копили веками. Но если некоторые несут в себе долю правды, остальные — выдумка. Стоит взять за правило, всегда размышлять над ситуацией самостоятельно, давать личную оценку происходящему. И только потом оглядываться на мнение общества. Только так можно стать цельной и самодостаточной личностью.

Заключение

Таким образом, стереотипы – это преграды к счастливому образу жизни. Вместо того чтобы жить так, как шепчет человеку его внутренний голос, его сердце – он слушает стереотипное общество и живет по их правилам. Стереотипы бесполезны! Нет никаких правил, есть только ваша голова и ваше желание. И счастливая жизнь зависит только от вас. Не нужно слушать стереотипы, научитесь жить без них. Кому лучше от того, что вы выбрали нелюбимую профессию или живете там, где не хотите? От стереотипов люди только несчастнее. Так сделайте свою жизнь счастливее.


Гендерные стереотипы в современном обществе.

10 класс. Обществознание

Тема: Гендерные стереотипы в современном обществе. (Слайд 1) hello_html_m18fb8eed.gif

Цели урока: (Слайд 2)

1. Определить особенности гендерных стереотипов в современном мире; помочь подросткам в осознании своей половой принадлежности, формировании адекватного образа мужчины и женщины, принятии себя как представителя(-ницу) того или иного пола.

2. Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, пространственного воображения, смекалки и т.д.; развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог; развитие мировоззрения.

3. Воспитание уважения к человеческой личности, раскрытие ценности каждого человека, независимо от половой принадлежности; обратить внимание на процесс выстраивания взаимоотношений с противоположным полом.

Задачи урока: (Слайд 3)

Рассмотреть гендерные стереотипы и их негативную роль в обществе; изучить социальные представления и предназначении мужчины и женщин в обществе; выявить ложные гендерные стереотипы.

Ожидаемые результаты урока: (Слайд 4)

После этого урока ученики научатся выявлять и определять социальные стереотипы, поймут глубину проникновения гендерных стереотипов в повседневную жизнь, смогут анализировать и предупреждать риски существующих стереотипов.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Беседа:

1. Чем понятие «гендер» отличается от понятия «пол»?

2. Что мы имеем в виду, когда говорим о стереотипах?

3. Приведите примеры расовых и национальных стереотипов?

4. Какие риски возникают, если придерживаться стереотипных взглядов?

hello_html_m7c772591.png

3. Мотивационное слово учителя.

Рассмотрите ситуацию.

В морозное утро, на автобусной остановке стояли двое. Несмотря на то, что на улице было очень холодно, оба ждущих, были без шапок. Когда сидящая на остановке пожилая женщина спросила у них, почему же те без головного убора, один ответил: «Мне совершенно не холодно?», а другой «Я испорчу прическу!».

  • Скажите, кто из них – девочка, а кто – мальчик? Свой ответ аргументируйте.

  • Как вы определили пол наших героев?

  • Были ли разногласия в ответах? hello_html_4eda08b4.jpg

Вероятно, что выполнение задания ни у кого не вызвало особых трудностей. Ведь «все мальчики не боятся мороза», а «все девочки беспокоятся только о своей внешности ». Но почему вы так думаете? Неужели вы знаете всех в мире мальчиков и всех в мире девочек? Конечно же, нет. тогда на основании чего вы сформулировали свой ​​ответ? Наверное, на основании того, что в обществе существуют устойчивые представления о том, какими должны быть девочки и женщины, мальчики и мужчины. Существуют так называемые стереотипы – гендерные стереотипы. Определению особенностей такого рода стереотипов и их особенностей мы посвятим наш урок.

4. Изучение нового материала.

Разбить класс на две группы «Юноши» и «Девушки».

1 этап. Представление об особенностях противоположного пола. Группы выполняют упражнение «Кто есть кто?». (Слайд 5). (На листах ватмана ,вокруг фигуры, необходимо схематично изобразить все, с чем ассоциируется у учеников противоположный пол. Также можно использовать и качественные характеристики.)

По окончании работы группы защищают свои проекты.

Слово учителя. С раннего детства человек живет в пространстве социокультурных стереотипов, которые произведены обществом под воздействием самых разнообразных причин. Исследователи утверждают, что гендерные стереотипы возникают на почве различных статусов и ролей женщин и мужчин в обществе. Эти стереотипы имеют длительную историю. Например, еще до начала ХХ века обществу была присуща позиция, женщина создана только для кухни, дома и детей. И до сих пор эта мысль глубоко пронизывает сознание многих людей — мужчин и женщин. Поэтому еще и в наше время часть мужчин(И женщин) считают женщину только хозяйкой в доме, а не личностью, которая может решать общественные дела. Достаточно распространенной является и общественное мнение об одинокой женщине как несчастную. Успешная женщина обязательно должна быть замужем, воспитывать детей, быть хорошей хозяйкой. А человек выступает как кормилец, защитник, источник дохода, руководитель. Довольно часто женщин оценивают по наличию семьи и детей, а мужчин — за профессиональные успехи. Их определяют сильными и более приспособленными к жизни и карьеры. Согласно этому принятия важных общественных решений — это дело мужчин. Отсюда недооценка роли женщин в принятии социально важных решений

2 этап. Механизмы действия стереотипов.

Слово учителя. Гендерные стереотипы пришли к нам из древних времен. они унаследованы от устоев жизни ранних цивилизаций и культур. Со временем в обществе с помощью стереотипов формируются представления о том, какими должны быть девочки и женщины, мальчики и мужчины. Эти взгляды воплощаются в такие нормы, которые становятся моделями для подражания. На основании этого всем женщинам и всем мужчинам навязываются определенные правила поведения, которых они должны придерживаться. (Просмотр ролика)

Фиксируем понятие. (Слайд 6)

Гендерные стереотипы – это формы поведения, которые общество ожидает от людей в зависимости от их пола.

Слово учителя.

Общество поощряет тех, чье поведение полностью соответствует гендерным стереотипам, и осуждает тех, кто с каких-нибудь причинам не вписывается. Общество поощряет тех, чье поведение полностью соответствует гендерным стереотипам, и осуждает тех, кто с каких-нибудь причинам не вписывается в предложенные рамки. Против людей, которые «не такие, как все», возникают определенные предубеждения. На их основании рождаются предрассудки.

Предубеждение — необъективные представления о личности или группу, представления, трудно поддающихся изменениям даже на фоне широкой информации.

Предубеждения могут быть как положительными, так и отрицательными.

Суеверие — неоправданно негативное отношение к определенной группе людей в целом и каждого человека в отдельности.

Упражнение 2. «Наши вопросы» (ломаем предубеждения) (Слайд 7)

Подготовьте друг другу вопросы, которые вас интересуют, но вы стесняетесь спросить

3 этап. Преодоление стереотипов

Слово учителя. Устаревшие взгляды мешают движению общества вперед, поэтому их необходимо в корне изменить. Прежде всего в области профессиональной занятости, где человек лучше может проявить себя. Здесь следует избавиться стереотипа, по которому женщина, имея образование, высокие профессиональные способности и навыки, усматривается прежде всего как жена и мать, а уже потом как профессиональная работница, имеющая одинаковые с мужчиной возможности на рынке труда. И то и другое должно рассматриваться для общества одинаково весомым, а потому за человеком (женщиной или мужчиной) оставлять право сознательного выбора. Не менее важно уметь правильно построить отношения в семье на основе взаимного уважения и поддержки. Независимо от того, кто больше зарабатывает или занимает высокую должность, в семье супруги должны оставаться самими собой, поддерживать друг друга в своих стремлениях, помогать в воплощении жизненных планов. Мать и отец должны принимать одинаковое участие в воспитании детей и их обеспечении, выполнении повседневных бытовых обязанностей. Не должно быть места унижению личного достоинства человека, следует в любой ситуации оставаться человеком, способным к взаимопомощи и взаимопониманию .

Упражнение 3. Мозговой штурм «Опасность стереотипов» (Слайд 9)

Ученики должны определить, в чем состоит опасность стереотипов.

Выводы: до сих пор гендерные стереотипы мешают развитию личности и построению демократического общества. Они являются достаточно устойчивыми и трудно поддаются преодолению. Ко многим из них привыкли, много просто не замечают, воспринимая как этическую норму или как традицию, которым нужно следовать, но много и таких стереотипов, которые негативно влияют на жизнь людей. Надеюсь, что вы убедились в опасности даже тех стереотипов, которые на первый взгляд кажутся «добрыми». Что же делать? Каких избавиться? Иногда говорят, что стереотипы нужно «ломать». Но это опасно. «Сломав» старые стереотипы, можно, не подозревая об этом, создать на их месте новые. Есть и другой путь — постепенно изменять и преодолевать стереотипы, прежде всего, в собственном сознании. Нужно учиться не слепо им следовать, а относиться к ним критически, уметь анализировать. Необходимо также знать, как и кем они воспроизводятся, поддерживаются и распространяются сегодня. Это прежде всего — язык, художественная литература и СМИ (средства массовой информации). Гендерные стереотипы закрепились в языке, транслируются всеми СМИ (телевидение, радио, газеты и журналы), в последнее время их влияние становится заметным в Интернете.

5. Закрепление

Перед окончанием урока обсудить.

1. Назовите основные факторы формирования стереотипов относительно женщин и мужчин.

2. Нужно ли уж важно преодолевать гендерные стереотипы? Возможно, их лучше «не замечать»?

3. Как влияет стереотип на личность человека, его индивидуальность?

4. Существуют безвредные стереотипы?

5. Как преодолеть стереотипы?

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Упражнение 4. «Два мира»

Продолжите фразы

Мне нравится быть девушкой…

Мне нравится быть парнем …

Мне не нравится в мужчинах …

Мне не нравится в женщинах …

Я завидую девушкам потому что …

Я завидую парням

6. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о проявлении гендерных стереотипов в рекламе, профессиональной деятельнеости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *