Что такое стереотипы в рекламе, зачем они нужны и какие бывают
Стереотип в рекламе — это устоявшееся общественное мнение или шаблонный образ, который закреплен в сознании аудитории и влияет на восприятие рекламы.
Реклама парфюма обычно строится на стереотипе изящества и роскоши. Герои одеты в дорогие элегантные наряды, что подчеркивает статус бренда и престиж аромата
Для чего используют стереотипы
Стереотипы в рекламе позволяют упростить коммуникацию, воздействовать на аудиторию через понятные общеизвестные шаблоны.
Стереотипы помогают решить следующие задачи:
Доступно донести информацию. Стандартные образы и представления формируют понятный посыл. С домашними делами обычно ассоциируется женщина, и этот образ близок всем людям. Поэтому зрители легко считывают видеоролик, где домохозяйка пользуется моющим средством.
Женщина в рекламе бытовой химии Sorti
Придумать креативы. Стереотипы глубоко укореняются в сознании, поэтому людям трудно отказаться от того или иного представления. Это своеобразный шаблон, на основе которого можно быстро создавать эффективную рекламу.
Убедить потребителей в пользе продукта. Стереотипная реклама часто построена на гротеске, преувеличении. Она демонстрирует, что продукт легко и быстро решает проблему. Герой один раз воспользовался стиральным порошком — и вещь стала идеально чистой.
Недостатки стереотипов
У стереотипов есть несколько минусов:
Потеря актуальности. Несмотря на свою долговечность, рано или поздно привычные шаблоны могут устареть. Создателям рекламы надо учитывать последние общественные изменения, иначе объявление будет выглядеть неактуально.
Нереалистичность. Идеализированные образы снижают доверие аудитории: людям сложно поверить, что крем для лица за одно нанесение разглаживает морщины и делает кожу совершенной.
Стандартность. Стереотипы — это классический инструмент, который задействуют многие бренды. Разные компании используют одни и те же шаблоны, что не позволяет выделиться среди конкурентов.
Риск негативной реакции. Некоторые стереотипы раздражают или обижают потребителей. Часто это связано с гендерным разделением, расовыми предрассудками, возрастными штампами.
Сеть ресторанов «Тануки» опубликовала рекламу, в которой навязывает стандарты женской красоты. Пользователи обвинили компанию в дискриминации людей по внешнему виду. Скандальное изображение удалили из официальных соцсетей, а представители «Тануки» извинились перед аудиторией
Виды рекламных стереотипов
Рассмотрим популярные виды стереотипов.
Преувеличенные эмоции
Персонажи радуются самым обычным делам: приему пищи, мытью посуды, уборке квартиры. Герои выражают свои эмоции широкой улыбкой, веселым смехом, восторженной интонацией.
Маркетологи специально используют такие реакции. Потребители на подсознательном уровне считывают положительные эмоции персонажей: если девочка выпила сок и начала широко улыбаться — значит, сок очень вкусный.
Актер Милош Бикович радуется салюту в рекламе телефона Honor 50. Он смотрит на него через экран смартфона
Таким же способом преподносят и негативные эмоции. В рекламе обезболивающих таблеток зрителям демонстрируют сильные страдания персонажа. Потом он выпивает таблетку— и боль проходит. В сознании потребителей возникает логическая цепочка: «было плохо — принял лекарство — стало хорошо».
Реклама препарата «Новиган»
Идеалы
В рекламе используют идеализированные образы персонажей: красивый и успешный мужчина-бизнесмен, недоступная роковая женщина, веселая и активная семья. Эти герои привлекают внимание и вызывают желание подражать.
Так маркетологи «продают мечту» — потребители подсознательно начинают думать, что продукт поможет им приблизиться к идеалу и стать таким же совершенным, как герой рекламы.
Реклама Hugo Boss транслирует мысль: «купишь костюм — будешь выглядеть так же привлекательно»
Иногда в рекламе задействуют отрицательных героев — антиподов идеальных персонажей. Их наделяют максимально негативными качествами: злостью, завистью, ленью, отталкивающей внешностью. Рекламируемый продукт меняет антигероя в лучшую сторону или помогает положительному персонажу победить его.
Так выглядит вредоносный микроб в рекламе чистящего средства Domestos
Знаменитости
К рекламе часто привлекают публичных личностей: артистов, спортсменов, известных предпринимателей и общественных деятелей. В этом случае на потребителей воздействуют через авторитет героя. Если это статусный и уважаемый в обществе человек, то продвигаемый им продукт вызывает доверие.
Актриса Моника Белуччи в рекламе помады Dolce & Gabbana
Словесные штампы
Фразы в повелительном наклонении призывают людей к активным действиям: «измени свою жизнь», «будь ближе к мечте», «позаботься о здоровье». Клишированные существительные и прилагательные характеризуют бренд или сам продукт: «уникальный», «качественный», «яркий», «успех», «стиль», «комфорт».
В рекламе автомобиля Kia используется словесный штамп «качество»
Гендерные стереотипы
Это общественные представления о том, как выглядят мужчины и женщины, чем они занимаются, какие социальные роли выполняют. Основные образы мужчин:
- Бизнесмен. Ездит на дорогом автомобиле, носит деловой костюм, работает в престижной компании.
- Спортсмен. Имеет хорошую физическую форму, показывает свою силу или накачанное тело.
- Соблазнитель. Герой-любовник, покоряющий женские сердца.
- Семьянин. Заботливый муж и отец, который проводит много времени с женой и детьми.
- Потребитель. Использует рекламируемый продукт: наносит на лицо пену для бритья или надевает часы на руку.
В рекламе дезодоранта Old Spice молодой привлекательный мужчина демонстрирует мышцы и подтянутый торс. Целевая аудитория рекламы — и мужчины, и женщины
- Домохозяйка. Занимается домашними делами, готовит, убирается в квартире.
- Мать. Воспитывает детей и заботится о них.
- Красавица. Следит за своей внешностью, ухаживает за телом, пользуется вниманием мужчин.
- Бизнес-вумен. Независимая деловая женщина, которая добилась успеха в карьере.
- Сексуальный объект. Откровенно демонстрирует свое тело.
В рекламе детского питания Gerber женщина предстает в роли любящей матери
Социальные стереотипы
Это обобщенный портрет определенных слоев населения. Пожилые люди принимают лекарства, заботятся о внуках, пользуются банковскими продуктами для пенсионеров. Дети играют в подвижные игры, занимаются учебой и творчеством, познают мир.
В рекламе препарата «Гинкоум» используют стереотип о возрастных проблемах со здоровьем. Зрителям показывают, что мужчина преклонных лет стал забывчивым. Продвигаемое лекарство должно улучшить его память
Общая обстановка и атмосфера
Существуют шаблоны, типичные для продвижения конкретных продуктов. Например, для рекламы кетчупов и майонезов характерна «семейная» обстановка, где довольные домочадцы собираются за накрытым столом.
Реклама майонеза «Слобода»
Нужно ли использовать стереотипы
Одни маркетологи считают, что это устаревший, скучный и малоэффективный формат. Другие уверены, что шаблоны все еще актуальны, но использовать их надо мягко и аккуратно — иначе есть риск вызвать общественное недовольство. Эта точка зрения кажется более правильной.
То же самое касается и борьбы со стереотипами: креатив и уход от шаблонов должен быть осторожным. В противном случае компания может столкнуться с негативной реакцией аудитории.
В 2019 году компания Reebok выпустила скандальную рекламу с провокационными лозунгами против гендерного неравенства. Изображения спровоцировали громкий скандал, а бренд был вынужден удалить их через пару часов
Главные мысли
- Это устоявшееся общественное мнение или шаблонный образ, который закрепился в сознании аудитории и влияет на восприятие рекламы.
- Стереотипы позволяют доступно донести информацию, убедить в пользе продукта и быстро генерировать рекламные креативы.
- Недостатки стереотипов: потеря актуальности, нереалистичность, стандартность, риск негативной реакции аудитории.
- Основные виды стереотипов: эмоции, идеалы, авторитет знаменитостей, штампы, общая обстановка, гендерные и социальные шаблоны.
Как стереотипы в поп-культуре и медиа заставляют нас думать, что нормально, а что нет
Популярные фильмы и сериалы нередко критикуют за отсутствие инклюзивности или стереотипное изображение героев разных гендеров или национальности. Разбираемся в том, как работают стереотипы в поп-культуре и можно ли от них избавиться.
Откуда взялись стереотипы
Впервые концепцию общественного мнения сформулировал американский писатель и журналист Уолтер Липпман в книге «Общественное мнение» (1922). Он же стал первым использовать термин «стереотип» в его современном значении — устоявшиеся убеждения, касающиеся общественно важных явлений и вопросов, которые основываются на человеческом опыте. Кроме того, они часто заключают в себе не только факты, но и определенное отношение к ним.
Липпман связывает существование стереотипов с «экономией усилий». В стремительно меняющемся индустриальном обществе событий и информации становилось настолько много, что ее невозможно было усвоить. Стереотипы же позволяют не тратить силы и предлагают готовое суждение и отношение к любым явлениям: «Мы получаем представление о большинстве вещей до того, как непосредственно сталкиваемся с ними. И если наше образование не помогает четко осознать существование этих предубеждений, то именно они управляют процессом восприятия. Они маркируют объекты либо как знакомые, либо как странные и необычные, усугубляя различие по этому параметру: слегка знакомое подается как очень близкое, а чуть-чуть странное — как абсолютно чужое».
Такие предрассудки могут формировать мировоззрение, потому что получают структуру, логическое обоснование и название. Например, так в свое время Аристотель в «Политике» нашел обоснование рабству. Заметив, что свободные граждане интеллектуально превосходят своих рабов, он сделал вывод, что некоторые люди — рабы по своей природе. И рождены только для того, чтобы подчиняться.
Стереотипы крайне устойчивы, поскольку предлагают человеку упорядоченную картину мира и создают ощущение безопасности — прямо как дома. Проще поверить, что «мужчина — голова, женщина — шея» — естественный порядок вещей, продиктованный природой, а не результат какой‑то там гендерной социализации. Поэтому неудивительно, что критика стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания.
«Когда речь идет о серьезных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое‑то различие между нашим личным миром и миром вообще», — пишет Липпман.
Некоторые исследователи убеждены, что стереотипизацию нельзя назвать ни «плохим», ни «хорошим» явлением. По их мнению, она упрощает социальное устройство и делает его более схематичным и понятным. Стереотипы, которые воспринимаются как «правила жизни», облегчают коммуникацию между людьми. Немецкий философ и социолог Теодор Адорно в книге «Исследование авторитарной личности» тоже разделял это мнение: он считал, что без стереотипов массовая культура превратилась бы в хаос.
Как медиа эксплуатируют стереотипы
Если стереотипы упрощают действительность, то медиа усугубляют этот процесс. СМИ становятся основным инструментом для манипуляции массовым сознанием, передают шаблонную информацию и препятствуют развитию критического мышления.
С появлением массовых кино, радио, телевидения и интернет-СМИ медиа стали полноценным институтом социализации. Человек XX и XXI веков узнает о мире не с помощью школы или личного опыта, а с помощью продуктов поп-культуры. Медиа одновременно и улавливают, и распространяют стереотипы, тем самым конструируя собственную реальность. Причем такой процесс социализации начинается в детстве — с мультфильмов. Дети познают окружающий мир через уподобление ролевым моделям: если без медиа они подражали родителям, то теперь — героям на экране.
Персонажи детских мультфильмов транслируют те установки, которые на данный момент актуальны в обществе. Так, например, социологи разбирают мультсериал «Винкс», запущенный в 2004 году и вдохновленный «Сейлор Мун» и «Гарри Поттером». После третьей волны феминизма от традиционного образа женщины начали отказываться, и на экране стало появляться все больше решительных героинь. Героини «Винкс», по мнению исследователей, скорее обладают «мужественными» чертами: они смелые, инициативные, уверенные в своих силах, быстро ориентируются в кризисных ситуациях. Однако их внешность остается традиционной, даже сексуализированной: конвенциональная красота все еще считается важной характеристикой для женщин.
Современные же мультфильмы — например, «Райя и последний дракон» и «Энканто» — постепенно отходят от этого стереотипа и представляют героинь разных телосложений, национальностей и характеров. Так, «Энканто» стал первым анимационным проектом Disney, в котором главная героиня носит очки.
Как стереотипы становятся сценарными приемами
Исследовательница Алла Черных в книге «Мир современных медиа» пишет, что с появлением телевидения социализация детей стала начинаться намного раньше. «Взрослый» контент перестал быть для них тайной: все мы видели «Дом-2», «Голых и смешных» или жестокие криминальные сериалы. На детей они производят особенно сильное впечатление, поскольку не воспринимаются как что‑то нереалистичное — у них нет ни критического мышления, ни опыта. В итоге вымышленные образы и установки из медиа превращаются в «третьего родителя». Массовая культура рассказывает нам, как разбогатеть, прийти к власти, заполучить любовь и стать счастливыми. Например, если будешь загадочно закусывать губу, как Белла из «Сумерек» или Анастейша из «Пятидесяти оттенков серого», то все парни будут твои. Но часто эти правила вымышлены и поэтому не всегда применимы к реальной жизни.
Стереотипы в массовой культуре переупаковываются и превращаются в «тропы» — заготовки персонажей или сюжетных ходов. Их очень любят создатели подростковых фильмов и сериалов: в каждом из них есть королева школы, тихоня, качок, плохая девчонка или плохой парень, ботаны-девственники и т. д. По законам жанра королева школы в конце остается ни с чем, а тихоня заполучает красавчика-качка. Зритель делает вывод: будь хорошей девочкой — и получишь своего принца.
Эти тропы есть даже в «Sex Education», который, казалось бы, далек от клише подростковых сериалов. В первых сериях создатели знакомят нас с героями, используя стереотипы. Заслуга сериала в том, что по ходу сюжета он деконструирует тропы: делает ботана сексологом, изображает качка с тревожностью, плохую девчонку — с травмой, а королева школы оказывается девушкой из бедной семьи.
Действительно ли стереотипы — зло
Если одни тропы не несут никакой опасности, то другие — прямо влияют на жизнь людей. Из‑за строгих голливудских правил в американском кино 30-х появился квиркодинг — кодирование персонажей как представителей ЛГБТ без прямого указания на это. Такие герои становились либо комик-релифами, либо злодеями — стоит только вспомнить героя Хавьера Бардема в «007: Координаты „Скайфолл“». Прием закреплял в массовом сознании логическую цепочку: квир — значит, порочный, аморальный и опасный человек.
Похожее встречается и в медиа. В 2003 году Центр цивилизованных и региональных исследований провел мониторинг популярной прессы на предмет использования этнических стереотипов. Гипотеза состояла в том, что массовые издания способствуют распространению ксенофобии и ухудшают положение этнических меньшинств в Москве. Оказалось, что упоминание нерусских этносов чаще встречается в криминальных сводках или в статьях, анализирующих терроризм и миграцию. При этом, если преступление совершил русский человек, его национальность не указывается.
Исследование связывает это не с отчетливо ксенофобской позицией редакции, а с общей некомпетентностью журналистов: «Журналисты, следуя бытующим в массовом сознании москвичей страхам и фобиям, осознанно или невольно этнизируют криминальную ситуацию, мотивируя этноконфессиональными факторами проблемы, лежащие в социально-экономической и политической сферах». Авторы статьи уверены, что ксенофобия в медиа может напрямую влиять на национальную политику страны.
Надо ли бороться со стереотипами — и как
В медиаисследованиях и социологии есть много теорий о том, нужно ли бороться со стереотипами: одни утверждают, что они меняются сами собой, а другие — что эти изменения можно ускорить. Кандидат социологических наук Марина Маркина считает, что основной способ борьбы с негативными стереотипами о дискриминируемых группах — это их репрезентация и создание новых, положительных стереотипов. При этом интеграция в медиа должна происходить при участии самих этих групп. Иначе получается, что люди смотрят не на свою жизнь — а на жизнь, которую, по мнению авторов, они должны вести.
Летом 2021 года в тиктоке появился тренд, в рамках которого пользователи иронизировали над тем, как выглядит жизнь женщин по мнению режиссеров-мужчин. Видео снимали под трек «Portishead» Glory Box. Тиктокерка @tabeabussmann опубликовала два наглядных ролика: в обоих героиня покидает квартиру мужчины, с которым провела ночь. В версии «глазами мужчины» девушка просыпается с идеальным макияжем, загадочно поправляет волосы и оставляет кокетливую записку, а также выходит из квартиры, не надевая туфли. А в версии «глазами женщины» — просыпается с явным похмельем, смазанным макияжем и головной болью, а вместо кокетливой записки отправляет селфи подружке со словами «Я просто хочу есть…».
По сценарию создания новых, положительных стереотипов уже идут современные медиагиганты — Netflix и Disney. После выхода «Пробуждения Силы», 7-го эпизода «Звездных войн», журналистка Николь Сперлинг в Entertainment Weekly рассказала, как ее дочери 10 и 12 лет отреагировали на появление Рей — главной героини последней трилогии. Рей, в отличие от Леи, не была сексуализирована, ее одежда и прическа были удобными и простыми, а характер — твердым и решительным.
«Когда мы вышли с сеанса, мои девочки чувствовали себя такими же крутыми, как и мой сын, когда выходит с блокбастеров. Они не обсуждали красоту Рей… Они просто почувствовали себя сильными», — говорится в статье.
Стереотипы: определение, примеры и последствия
Стереотипы: определение, примеры и последствия Чарли Хантингтон, магистр искусств, доктор философии. Кандидат Стереотипы — это наши предположения о людях, основанные на их принадлежности к определенным социальным группам. Стереотипы имеют далеко идущие последствия для нашего общества.
Это был мой главный опыт стереотипного восприятия, и, учитывая все обстоятельства, это было довольно безобидно. Я имею честь не поддаваться стереотипам, которые ставят под угрозу мою карьеру или благополучие, как многие люди. Но это дало мне немного почувствовать, каково это, когда тебя судят люди еще до того, как мы начали взаимодействовать. (И в какой-то степени я думаю, что, как мужчина в преимущественно женских профессиях — психологии и консультировании — я продолжаю время от времени сталкиваться со стереотипными интерпретациями.) Давайте посмотрим, что показали нам научные исследования в отношении стереотипов, в том числе серьезные последствия для нашего общества. Прежде чем читать дальше, если вы терапевт, коуч или предприниматель в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии. Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобыузнать, как экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее Стереотипы — это форма социальной категоризации. У нас есть естественная и автоматическая тенденция пытаться классифицировать людей по группам (Fiske, 1998). Эта склонность исчезла бы, если бы она не была хоть сколько-нибудь эффективной, и действительно, предположения, которые мы делаем о других людях на основе отдельных черт, не всегда вредны. Однако формирование стереотипов не является полностью автоматическим; мы можем и должны распознавать, когда делаем такие предположения, а также ситуации, которые делают нас более склонными к стереотипам (Фиске, 19 лет).98). Это связано с тем, что формирование стереотипов предполагает веру в то, что члены определенной группы всегда ведут себя определенным образом или обладают определенной чертой в результате принадлежности к этой группе. Например, о евреях иногда говорят, что они жадные и политически либеральные (Беринский и Мендельберг, 2005). Первый стереотип стал гораздо менее приемлемым для озвучивания, в то время как второй может считаться некоторыми людьми более разумным предположением. Однако ни один из стереотипов не является справедливым предположением о каком-либо конкретном еврее. Вопреки стереотипамПротивоположностью стереотипизации является воздержание от каких-либо предположений или суждений о людях, основанных исключительно на их социальной идентичности или категориях, которым они соответствуют. Это означает не делать поспешных выводов о том, кем является человек, исходя из его расы или этнической принадлежности, пола, национальности, языка, на котором он говорит, работы, которую он выполняет, и так далее.Взаимодействовать с другими людьми, не впадая в стереотипы о них, было бы очень сложно! Категоризация и создание ассоциаций — настолько естественные функции нашего мозга, что эти вещи происходят регулярно и автоматически. Что мне кажется более важным, так это то, что мы не действуем в соответствии с этими стереотипными мыслями, и когда мы говорим или делаем что-то, основанное на стереотипном мышлении, мы берем на себя ответственность за это» 9.0012 Причины стереотиповЭто фундаментальная человеческая потребность понимать, где мы находимся по отношению к другим людям (Брюэр, 1999). Это может означать необходимость знать, принадлежим мы к какой-то группе или нет, или пришел ли другой человек с миром или представляет собой угрозу. Независимо от социальной мотивации, мы делаем эти суждения менее чем за секунду (Ito & Urland, 2003) и действуем соответственно. Эта способность читать других людей может сделать нас невероятно гибкими и эффективными социальными операторами — представьте себе прирожденного политика, такого как Барак Обама, работающего с толпой, — но она также заставляет нас думать и вести себя предвзято.Мы можем использовать теорию межгруппового развития (Bigler & Liben, 2006), чтобы объяснить, как мы приходим к стереотипным представлениям о других людях. Эта теория предполагает, что, поскольку мы такие хорошие категоризаторы и поскольку это так важно для эффективного функционирования в мире, мы с раннего возраста учимся искать различия между людьми. Со временем мы замечаем закономерности в этих различиях и начинаем классифицировать людей по группам. Пример гендерных стереотиповВозьмем пример пола. Дети с раннего возраста замечают, что одни люди более склонны что-то делать, чем другие. Поскольку многие аспекты нашей культуры организованы вокруг гендерной бинарности, дети естественным образом замечают, что мальчики и мужчины делают чаще, а что девочки и женщины. Хотя этот процесс социальной категоризации имеет бесчисленные практические преимущества (Bigler & Liben, 2006), он также может привести к множеству ошибок в суждениях, от предположения, что молодая девушка не будет заинтересована в участии в научной ярмарке, до воздержания от предложения эмоциональную поддержку мужчины, когда он явно расстроен. Примеры стереотиповКак отмечалось выше, стереотипы обычно вращаются вокруг нашей основной социальной идентичности или категорий. Существует множество примеров гендерных стереотипов, таких как убеждение, что мужчины не эмоциональны или могут выражать только гнев, а женщины чрезмерно эмоциональны. Вероятно, также легко приходят на ум расовые и этнические стереотипы, такие как ассоциации чернокожих с преступностью или американцев азиатского происхождения с почтительностью или одаренными учеными.Последствия стереотиповСтереотипы имеют целый ряд последствий. Хотя некоторые из них могут быть относительно безобидными, многие из них чрезвычайно вредны. Даже простое ожидание стереотипов со стороны других людей может повлиять на их спортивные и академические успехи, принятие финансовых решений и эффективность на работе (Spencer et al., 2016b). В качестве хорошего примера того, как придерживание стереотипов может привести к негативным последствиям, нам не нужно смотреть дальше примера расовых стереотипов, влияющих на принятие решений среди полицейских, что привело к множеству ненужных смертей и высокому уровню политических и социальных потрясений (Spencer et al. Стереотипы также влияют на наши рабочие места, приводя к неравному отношению к сотрудникам, когда речь идет об отзывах о работе, продвижении по службе и приеме на работу (Operario & Fiske, 2001). Было предпринято много усилий для борьбы со стереотипами в профессиональной среде, потому что рабочие места — это системы, в которых лидеры могут оказывать более сильное влияние на культуру компании, и некоторые меры действительно помогают уменьшить влияние стереотипов на результаты на рабочем месте. Теория стереотиповМногое из того, что психологи думают о стереотипах, сводится к следующему: иногда это эффективный и высокоэффективный способ мышления, поэтому мы продолжаем им пользоваться (Wegener et al., 2006). Наш мозг всегда старается быть максимально эффективным и, кажется, готов пожертвовать точностью ради эффективности. Другими словами, мы создаем стереотипы, потому что нам часто сойдет с рук мгновенное суждение о людях и ситуациях.Исследования в области социальной психологии говорят нам, что стереотипы — это поведение, которое укоренено в нашем социальном контексте так же, как и в нашем мозгу (Amodio, 2014). Когда нам приходится принимать решения в условиях дефицита времени или когда мы попадаем в особенно опасные ситуации, мы с большей вероятностью создаем стереотипы о других людях. Наше мышление становится еще более автоматическим и менее рефлексивным, когда активизируются более старые, более ориентированные на выживание части нашего мозга (Amodio, 2014). Теория предполагает, что в такие моменты мы используем наши предубеждения о данной группе, чтобы быстро оценить человека, с которым взаимодействуем, и принять меры. Кажется, что просто нет времени, чтобы более вдумчиво оценить человека или ситуацию, и у нас, кажется, есть веские основания полагать, что предубеждения реальны или эффективны. В самом деле, преодолеть этот автоматический и в основном бессознательный когнитивный паттерн довольно сложно (Amodio, 2014). И на самом деле, многие люди верят в стереотипы не только бессознательно, но и сознательно (Wegener et al., 2006)9.0009 Стереотип УгрозаУгроза стереотипа — это опыт осознания того, что человек может быть стереотипным в определенной ситуации, — опыт, который может легко заставить человека расстроиться или изменить свое поведение (Spencer et al. , 2016a). Например, чернокожий человек может столкнуться с угрозой стереотипа, когда он хочет выразить свое недовольство ситуацией, но боится, что его будут воспринимать как «сердитого чернокожего». Хорошо изученный эффект угрозы стереотипов проявляется в успеваемости. Когда детям напоминают об их расовой, этнической или гендерной идентичности и о том, как это связано с более низкой успеваемостью, они, как правило, хуже сдают тесты (Steele & Aronson, 19).95). Стереотипы и предвзятостьСтереотипы можно рассматривать как своего рода предубеждение, возникающее в результате наблюдения за людьми в их различных социальных ролях (Eagly & Wood, 2012). Например, мы видим больше женщин, чем мужчин, в роли опекунов, будь то родитель, учитель начальной школы или медсестра. Со временем мы начинаем ассоциировать характеристики и поведение человека в этой роли, такие как забота, воспитание и приспособление, с социальной категорией женщин. Другими словами, мы разработали предвзятый способ интерпретации женщин: мы предполагаем, что характеристики, которые мы наблюдали у предыдущих женщин, будут справедливы и для следующей женщины, которую мы встретим. 0012 Стереотипы и предрассудкиСтереотипы — это форма предубеждения или осуждения кого-то до того, как вы его узнаете. Некоторые психологи отмечают, что это предубеждение состоит из двух основных компонентов: теплоты и компетентности (Fiske et al., 2002). Это означает, что наши стереотипы обычно состоят из ожидания того, что кто-то будет обладать высокой или низкой теплотой или компетентностью. Например, стереотипы о чернокожих мужчинах часто включают в себя их высокую спортивную компетентность, но также и агрессивность (другими словами, низкую теплоту)9.0012 Стереотипы гендерных ролейМногие исследования посвящены гендерным стереотипам (Ellemers, 2018). Женщины воспринимаются как более эмоциональные и более эмоционально выразительные, чем мужчины (Plant et al., 2000). С другой стороны, мужчины воспринимаются как более сексуальные, чем женщины. Хотя многие гендерные стереотипы отражают лишь очень небольшую фактическую разницу между мужчинами и женщинами при измерении на больших выборках, они продолжают оказывать очень сильное влияние на то, как мы живем и как относимся друг к другу (Ellemers, 2018). Стереотипы в киноСтереотипы увековечены персонажами, которых мы видим в фильмах. Фильмы Диснея являются особенно хорошим примером этого, потому что они постоянно демонстрируют стереотип «что красиво, то хорошо». Многочисленные исследования показали, что «хорошие» персонажи в фильмах Диснея изображаются более привлекательными и имеют более счастливый конец (Bazzini et al., 2010; Smith et al., 1999). Такое изображение имеет значение: в одном исследовании после просмотра диснеевского фильма дети указали, что им больше интересно играть с более привлекательными сверстниками, чем с менее привлекательными сверстниками (Bazzini et al., 2010). Другое исследование показало очень похожий эффект у взрослых после просмотра других популярных фильмов (Smith et al., 19).99). Стереотипы в рекламеСтереотипы тоже везде в рекламе. Ученые эффективно проследили долгую историю использования расистских или гендерных стереотипов, чтобы попытаться продать товары (Boulton, 2016), что может быть связано с тем, что сам рекламный мир — это в основном белая и мужская индустрия. Только недавно рекламодатели начали намеренно использовать представления различных гендерных ролей и нестереотипные изображения цветных людей для продажи своей продукции (Grau & Zotos, 2016). Стереотипы пожилых людейСтереотипы пожилых людей сосредоточены на идее о том, что пожилые люди теряют свои когнитивные способности, например, становятся более забывчивыми (Hummert et al., 1994). Хотя эти стереотипы могут иногда защищать пожилых людей от давления, побуждающего заниматься трудной для них деятельностью (Snyder & Miene, 1994), они также часто дегуманизируют пожилых людей и приводят к несправедливому обращению. Статьи, связанные со стереотипамиХотите узнать больше? Ознакомьтесь со следующими статьями:
Книги, связанные со стереотипамиЕсли вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать. 0136Заключительные мысли о стереотипахКак я надеюсь, я ясно объяснил, что стереотипы — очень естественная человеческая склонность, которая, к сожалению, приводит к множеству негативных последствий. Когда мы становимся объектами стереотипов, я надеюсь, мы можем признать, что это не является личным и часто происходит бессознательно. В то же время я надеюсь, что мы все также можем взять на себя ответственность за те моменты, когда мы скатываемся к стереотипному мышлению. Чтобы получить очень человеческое описание того, что значит быть человеком в мире стереотипов, я рекомендую посмотреть следующий TED Talk: Видео: СтереотипыНе забудьте скачать нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какрасширить свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии! Ссылки
| Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес! Ключевые статьи:
|
Нездоровые взаимодействия: роль стереотипной угрозы в неравенстве в отношении здоровья
1a. Гиппократ, Заповеди VI: Райзер С.Дж., Дайк А.Дж., Карран В.Дж., Этика в медицине: исторические перспективы и современные проблемы. Кембридж, Массачусетс: MIT Press; 1977:5 [Google Scholar]
1б. Стюарт М.А. Эффективное общение между врачом и пациентом и результаты для здоровья: обзор. CMAJ. 1995;152(9):1423–1433 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
2. Bartlett EE, Grayson M, Barker R, Levine DM, Golden A, Libber S. Влияние коммуникативных навыков врача на удовлетворенность пациентов; отзыв и соблюдение. J хронический дис. 1984;37(9–10):755–764 [PubMed] [Google Scholar]
3. Weinman J. Взаимодействие врача и пациента: психосоциальные аспекты. : Смелсер Н.Дж., Балтес П.Б., Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук. Оксфорд, Великобритания: Эльзевир; 2004: 3816–3821 [Google Scholar]
4. Купер Л.А., Бич М.С., Джонсон Р.Л., Инуи Т.С. Копание под поверхностью. Понимание того, как раса и этническая принадлежность влияют на отношения в сфере здравоохранения. J Gen Intern Med. 2006; 21 (дополнение 1): S21–S27 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
5. Смедли Б.Д., Стит А.Ю., Нельсон А.Р., Неравное обращение: противостояние расовым и этническим различиям в здравоохранении. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий; 2003 [Google Scholar]
6. Hasnain-Wynia R, Baker DW, Nerenz Det al. Различия в медицинском обслуживании обусловлены тем, куда пациенты из числа меньшинств обращаются за помощью: изучение мер альянса качества больниц. Arch Intern Med. 2007; 167(12):1233–1239.[PubMed] [Google Scholar]
7. Триведи А.Н., Гребла Р.С., Райт С.М., Вашингтон, Д.Л. Несмотря на улучшение качества медицинской помощи в системе здравоохранения по делам ветеранов, сохраняется расовое неравенство в отношении важных клинических исходов. Health Aff (Миллвуд). 2011;30(4):707–715 [PubMed] [Google Scholar]
8. Burgess DJ, Fu SS, van Ryn M. Почему провайдеры способствуют неравенству и что можно с этим поделать? J Gen Intern Med. 2004;19(11):1154–1159 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
9. Ван Рин М., Фу С.С. Вымощено с добрыми намерениями: способствуют ли общественное здравоохранение и поставщики социальных услуг расовым/этническим различиям в состоянии здоровья? Am J Общественное здравоохранение. 2003;93(2):248–255 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
10. Adams AS, Trinacty CM, Zhang Fet al. Приверженность к лечению и расовые различия в контроле A1C. Уход за диабетом. 2008;31(5):916–921 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
11. Саха С., Фриман М., Туре Дж., Типпенс К.М., Уикс С., Ибрагим С. Расовые и этнические различия в системе здравоохранения VA: систематический обзор. J Gen Intern Med. 2008;23(5):654–671 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
12. Аронсон Дж., Макглоун М.С. Стереотип и угроза социальной идентичности. : Нельсон Т., Справочник по предрассудкам, стереотипам и дискриминации. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press; 2008: 153–178 [Google Scholar]
13. Steele CM, Aronson J. Угроза стереотипов и интеллектуальные тесты афроамериканцев. J Pers Soc Psychol. 1995;69(5):797–811 [PubMed] [Google Scholar]
14. Aronson J, Lustina MJ, Good C, Keough K, Steele CM, Brown J. Когда белые не умеют считать: необходимые и достаточные факторы угрозы стереотипам. J Exp Soc Psychol. 1999;35(1):29–46 [Google Scholar]
15. Schmader T, Johns M, Forbes C. Интегрированная модель процесса влияния угроз стереотипов на производительность. Psychol Rev. 2008;115(2):336–356 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. Johns M, Inzlicht M, Schmader T. Угроза стереотипов и истощение исполнительных ресурсов: изучение влияния регуляции эмоций. J Exp Psychol Gen. 2008;137(4):691–705 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
17. Джеймисон Дж.П., Харкинс С.Г. Простые усилия и стереотипные угрозы влияют на производительность. J Pers Soc Psychol. 2007;93(4):544–564 [PubMed] [Google Scholar]
18. O’Brien LT, Crandall CS. Стереотипная угроза и возбуждение: влияние на математические способности женщин. Pers Soc Psychol Bull. 2003;29(6):782–789 [PubMed] [Google Scholar]
19. Аронсон Дж. Стереотипная угроза: бороться с пугающими ожиданиями и справляться с ними. : Аронсон Дж., Повышение успеваемости: влияние психологических факторов на образование. Сан-Диего, Калифорния: Academic Press; 2002 [Google Scholar]
20. Мэсси Д.С., Фишер М.Дж. Угроза стереотипам и академическая успеваемость: новые результаты расово разнообразной выборки первокурсников. DuBois Rev. 2005;2(1):45–67 [Google Scholar]
21. Бейлок С.Л., Райделл Р.Дж., МакКоннелл А.Р. Стереотипная угроза и рабочая память: механизмы, облегчение и распространение. J Exp Psychol Gen. 2007;136(2):256–276 [PubMed] [Google Scholar]
22. Aronson J, Fried CB, Good C. Уменьшение влияния угрозы стереотипов на афроамериканских студентов колледжей путем формирования теорий интеллекта. J Exp Soc Psychol. 2002;38(2):113–125 [Google Scholar]
23. Good C, Aronson J, Inzlicht M. Улучшение выполнения стандартизированных тестов подростками: вмешательство, направленное на снижение последствий угрозы стереотипов. J Appl Dev Psychol. 2003;24(6):645–662 [Google Scholar]
24. Коэн Г.Л., Гарсия Дж., Апфель Н., Мастер А. Сокращение расового разрыва в достижениях: социально-психологическое вмешательство. Наука. 2006;313(5791):1307–1310 [PubMed] [Google Scholar]
25. Walton GM, Cohen GL. Вопрос принадлежности: раса, социальная пригодность и достижения. J Pers Soc Psychol. 2007;92(1):82–96 [PubMed] [Google Scholar]
26. Burgess DJ, Warren J, Phelan S, Dovidio J, van Ryn M. Стереотипная угроза и неравенство в отношении здоровья: что нужно знать педагогам-медикам и будущим врачам. J Gen Intern Med. 2010;25(дополнение 2):S169–S177 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
27. Фелан С.М. Оценка последствий угрозы идентичности, вызванной стигмой, для здоровья и здравоохранения [диссертация] Миннеаполис, Миннесота: Университет Миннесоты; 2010 [Google Scholar]
28. Ван Рин М., Берк Дж. Влияние расы пациентов и социально-экономического статуса на восприятие пациентов врачами. соц. мед. 2000;50(6):813–828 [PubMed] [Google Scholar]
29. Penner LA, Dovidio JF, West TVet al. Аверсивный расизм и медицинское взаимодействие с чернокожими пациентами: полевое исследование. J Exp Soc Psychol. 2010;46(2):436–440 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
30. Майор Б., Куинтон В.Дж., Маккой С.К. Предпосылки и последствия атрибуции дискриминации: теоретические и эмпирические достижения. : Zanna MP, Успехи в экспериментальной социальной психологии. Сан-Диего: Академическая пресса; 2002;34:251–330 [Google Scholar]
31. Бласкович Дж., Спенсер С.Дж., Куинн Д.М., Стил С.М. Афроамериканцы и высокое кровяное давление: роль стереотипной угрозы. Психологические науки. 2001;12(3):225–229 [PubMed] [Google Scholar]
32. Inzlicht M, Kang SK. Распространение стереотипной угрозы: как преодоление угроз социальной идентичности влияет на агрессию, прием пищи, принятие решений и внимание. J Pers Soc Psychol. 2010;99(3):467–481 [PubMed] [Google Scholar]
33. Burgess DJ, Ding Y, Hargreaves M, van Ryn M, Phelan S. Связь между предполагаемой дискриминацией и недостаточным использованием необходимой медицинской и психиатрической помощи в выборке многоэтнического сообщества. J Health Care Poor Underserved. 2008;19(3):894–911 [PubMed] [Google Scholar]
34. Casagrande SS, Gary TL, LaVeist TA, Gaskin DJ, Cooper LA. Воспринимаемая дискриминация и приверженность медицинскому обслуживанию в расово интегрированном сообществе. J Gen Intern Med. 2007;22(3):389–395 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
35. Van Houtven CH, Voils CI, Oddone EZet al. Воспринимаемая дискриминация и сообщения о задержке рецептов в аптеках и медицинских анализов. J Gen Intern Med. 2005;20(7):578–583 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
36. Shelton RC, Winkel G, Davis SNet al. Проверка групповой шкалы медицинского недоверия среди городских чернокожих мужчин. J Gen Intern Med. 2010;25(6):549–555 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
37. Аронсон Дж., Стил С.М. Стереотипы и хрупкость человеческой компетентности, мотивации и самооценки. : Двек С., Эллиот Э., Справочник по компетентности и мотивации. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд; 2005: 436–456 [Google Scholar]
38. Word CO, Zanna MP, Cooper J. Невербальное опосредование самосбывающихся пророчеств в межрасовом взаимодействии. J Exp Soc Psychol. 1974;10(2):109–120 [Google Scholar]
39. Pronin E, Steele CM, Ross L. Бифуркация идентичности в ответ на угрозу стереотипа: женщины и математика. J Exp Soc Psychol. 2004;40(2):152–168 [Google Scholar]
40. Берджесс Д.Дж., Пауэлл А.А., Гриффин Дж.М., Партин М.Р. Раса и обоснованность самооценки поведения при скрининге рака: разработка концептуальной модели. Пред. мед. 2009;48(2):99–107 [PubMed] [Google Scholar]
41. Rauscher GH, Johnson TP, Cho YI, Walk JA. Точность самоотчетных историй скрининга рака: метаанализ. Эпидемиологические биомаркеры рака Prev. 2008;17(4):748–757 [PubMed] [Google Scholar]
42. Cooper LA, Roter DL, Johnson RL, Ford DE, Steinwachs DM, Powe NR. Коммуникация, ориентированная на пациента, рейтинги ухода и соответствие расы пациента и врача. Энн Интерн Мед. 2003;139(11):907–915 [PubMed] [Google Scholar]
43. Cooper-Patrick L, Gallo JJ, Gonzales JJet al. Раса, пол и партнерство в отношениях пациент-врач. ДЖАМА. 1999;282(6):583–589 [PubMed] [Google Scholar]
44. Major B, Kaiser CR, McCoy S. Это не моя вина: когда и почему приписывание предрассудков защищает самооценку. Pers Soc Psychol Bull. 2003;29(6):772–781 [PubMed] [Google Scholar]
45. Schmader T, Johns M. Сходящиеся доказательства того, что угроза стереотипов снижает объем рабочей памяти. J Pers Soc Psychol. 2003;85(3):440–452 [PubMed] [Google Scholar]
46. Управление здравоохранения меньшинств Национальные стандарты культурно и лингвистически приемлемых услуг в сфере здравоохранения, Заключительный отчет. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство здравоохранения и социальных служб США; 2001 [Google Scholar]
47. Уильямс Д.Р., Джексон П.Б. Социальные источники расовых различий в здоровье. Health Aff (Миллвуд). 2005;24(2):325–334 [PubMed] [Google Scholar]
48. Stone J, Moskowitz GB. Неосознанная предвзятость в принятии медицинских решений: что можно сделать, чтобы ее уменьшить? мед. образования. 2011;45(8):768–776 [PubMed] [Google Scholar]
49. Беккер Г., Ньюсом Э. Социально-экономический статус и неудовлетворенность медицинским обслуживанием среди хронически больных афроамериканцев. Am J Общественное здравоохранение. 2003;93(5):742–748 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
50. Becker G, Gates RJ, Newsom E. Самопомощь среди хронически больных афроамериканцев: культура, различия в состоянии здоровья и статус медицинского страхования. Am J Общественное здравоохранение. 2004;94(12):2066–2073 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
51. Grady M, Edgar T. Расовые различия в здравоохранении: основные моменты результатов фокус-групп. : Смедли Б.Д., Стит А.Ю., Нельсон А.Р., Неравное обращение: противостояние расовым и этническим различиям в здравоохранении. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий; 2003:392–405 [Google Scholar]
52. Hatzfeld JJ, Cody-Connor C, Whitaker VB, Gaston-Johansson F. Восприятие афроамериканцами различий в состоянии здоровья: качественный анализ. J Natl Black Nurses Assoc. 2008;19(1):34–41 [PubMed] [Google Scholar]
53. Гастон-Йоханссон Ф., Хилл-Бриггс Ф., Огунтомиладе Л., Брэдли В., Мейсон П. Мнения пациентов о различиях в медицинском обслуживании из выборок афроамериканцев, азиатов, латиноамериканцев и коренных американцев, включая вторичный анализ данных фокус-групп Института медицины. J Natl Black Nurses Assoc. 2007;18(2):43–52 [PubMed] [Google Scholar]
54. Логель С., Уолтон Г.М., Спенсер С.Дж., Изерман Э.К., фон Хиппель В., Белл А.Е. Взаимодействие с мужчинами-сексистами вызывает угрозу социальной идентичности среди женщин-инженеров. J Pers Soc Psychol. 2009;96(6):1089–1103 [PubMed] [Google Scholar]
55. Адамс Г., Гарсия Д.М., Пурди-Вонс В., Стил С. Пагубные последствия намека на сексизм в учебной ситуации. J Exp Soc Psychol. 2006;42(5):602–615 [Google Scholar]
56. LaVeist TA. Расовая сегрегация и продолжительность жизни афроамериканцев: анализ на индивидуальном уровне. Health Serv Res. 2003;38(6 пт 2):1719–1733 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
57. Барр Д.А., Ванат С.Ф. Прислушиваться к пациентам: культурные и языковые барьеры для доступа к медицинской помощи. Фам Мед. 2005;37(3):199–204 [PubMed] [Google Scholar]
58. Stein T, Frankel RM, Krupat E. Улучшение коммуникативных навыков врача в крупной организации здравоохранения: лонгитюдное тематическое исследование. Пациент Educ Couns. 2005;58(1):4–12 [PubMed] [Google Scholar]
59. Viggiano TR, Pawlina W, Lindor KD, Olsen KD, Cortese DA. Ставить потребности пациента на первое место: основная ценность Mayo Clinic, институциональная культура и соглашение о профессионализме. акад. мед. 2007;82(11):1089–1093 [PubMed] [Google Scholar]
60. Маркс Д.М., Ко С.Дж., Фридман Р.А. «Эффект Обамы»: как ярко выраженный образец для подражания уменьшает расовые различия в производительности. J Exp Soc Psychol. 2009;45(4):953–956 [Google Scholar]
61. Маркс Д.М., Гофф П.А. Очистка воздуха: влияние гонки экспериментаторов на результаты теста цели и субъективный опыт. Br J Soc Psychol. 2005; 44 (pt 4): 645–657 [PubMed] [Google Scholar]
62. Макинтайр Р.Б., Лорд К.Г., Грески Д.М., Тен Эйк Л.Л., Джей Фрай Г.Д., Бонд С.Ф., мл. Тенденция социального воздействия в эффектах ролевых моделей на смягчение угрозы стереотипа математики женщин. Cur Res Soc Psychol. 2005:10(9):116–136 [Google Scholar]
63. Маркс Д.М., Стапель Д.А., Мюллер Д. Мы можем это сделать: взаимодействие концептуальной ориентации и социальных сравнений под угрозой. J Pers Soc Psychol. 2005;88(3):432–446 [PubMed] [Google Scholar]
64. Маркс Д.М., Роман Дж.С. Женские образцы для подражания: защита успеваемости женщин по математике. Pers Soc Psychol Bull. 2002;28(9):1183–1193 [Google Scholar]
65. Макинтайр Р.Б., Полсон Р.М., Лорд К.Г. Уменьшение угрозы стереотипа женской математики за счет выделения групповых достижений. J Exp Soc Psychol. 2003;39(1):83–90 [Google Scholar]
66. Good JJ, Woodzicka JA, Wingfield LC. Влияние гендерных стереотипов и антистереотипных изображений в учебниках на научные достижения. J Soc Psychol. 2010;150(2):132–147 [PubMed] [Google Scholar]
67. Purdie-Vaughns V, Steele CM, Davies PG, Ditlmann R, Crosby JR. Непредвиденные обстоятельства социальной идентичности: как сигналы разнообразия сигнализируют об угрозе или безопасности для афроамериканцев в основных учреждениях. J Pers Soc Psychol. 2008;94(4):615–630 [PubMed] [Google Scholar]
68. Осборн Дж.В. Проверка угрозы стереотипа: объясняет ли тревога расовые и половые различия в достижениях? Contemp Educ Psychol. 2001;26(3):291–310 [PubMed] [Google Scholar]
69. Spencer SJ, Steele CM, Quinn DM. Угроза стереотипов и женская успеваемость по математике. J Exp Soc Psychol. 1999; 35:4–28 [Google Scholar]
70. Lee K, Kim H, Vohs KD. Угроза стереотипов на рынке: тревога потребителей и покупательские намерения. J Минусы Рез. 2011;38(2):343–357 [Google Scholar]
71. Ulrich RS, Zimring C, Barch XZet al. Обзор научной литературы по доказательному дизайну здравоохранения. СТАДО. 2008;1(3):61–125 [PubMed] [Google Scholar]
72.