Типы темперамента и их характеристика
Содержание:
Сангвинический темперамент
Флегматический темперамент
Холерический темперамент
Меланхолический темперамент
Что такое темперамент?
Под темпераментом понимают такие человеческие особенности, которые определяют динамику протекания нервных процессов в его психике и, соответственно, его поведение. Эта самая динамика, в свою очередь, также может быть разложена на составляющие: это интенсивность, ритм, темп и продолжительность психических процессов. Кроме того, под динамикой понимают особенности поведения человека — быстроту или замедленность его реакций, активность, подвижность.
Темперамент имеет выражение в поступках, речи и поведении человека. И конечно, в его почерке.
Знаете, кто первым указал на физиологическую основу темперамента? Академик Павлов? Нет, были провидцы и до него. Все четыре темперамента (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик) были описаны еще Гиппократом в V веке до и. э. Но подлинно научную основу для теории темперамента дал уже Павлов. Именно он объяснил, что в основе темперамента лежат сочетания основных свойств нервных процессов, протекающих у человека.
Конечно, нервная система у всех разная. Один реагирует на стресс истерикой и руганью, а другой — тихо сам с собой ведет беседу, доводя себя до полного истощения. Радость мы тоже воспринимаем по-разному. И все же можно сказать, что различия наших нервных проявлений обусловлены всего двумя основными процессами — возбуждения и торможения. В этом смысле важными являются три свойства этих процессов: сила, уравновешенность и подвижность.
Эти особенности и позволяют разделить людей в зависимости от типа темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Рассмотрим эту классификацию темпераментов и попытаемся понять, как они отражаются в почерке.
Флегматик по своему темпераменту совсем не похож на сангвиника. И все же у них есть общее: как и сангвиник, флегматик способен впасть в тот же ступор в работе. Но дело здесь не в интересе — флегматика вполне удовлетворяет спокойная и размеренная деятельность. Просто вследствие того, что у него недостает общей подвижности и бодрости, флегматик вполне может «застопориться». Его необходимо пинать, тормошить, иногда даже раздражать. Без этих внешних стимулов флегматик делается инертным и совершенно не сдвигаемым с мертвой точки. Понятно, что и его почерк по скорости будет медленным, а по стилю — уравновешенным и стабильным.
Все эти его качества — спокойствие, умеренность, неторопливость — являются проявлениями флегматического темперамента. Многим людям их не хватает, и мы с завистью смотрим на добродушного флегматика. Настроение у него не скачет, как белка по весне. Он уравновешен и основателен. Все это следствия его замедленных психических процессов. Сколько бы вы ни старались, вам не удастся вывести флегматика из себя: он будет «упорствовать» в своем благодушии.
Флегматика вообще отличает упорство. Если он начал делать какое-то дело, то будьте уверены — он его закончит. Однако нередко такие люди раздражают нас именно своей основательностью и спокойствием. Ждешь — ждешь от них ответной реакции — а той все нет. Эмоции флегматик проявляет слабо: такова уж природа его темперамента. Поэтому ждать от него ярких проявлений чувств не стоит. Наверное, лучше проникнуться его достоинствами и лояльнее посмотреть на недостатки. Либо постоянно его тормошить, не давая «застопориться».
Холерический темперамент — характеристика.
Конечно, растормошить флегматика вполне может холерик — уж у него-то дурной энергии хоть отбавляй. Впрочем, почему дурной? Что плохого в том, что человек постоянно быстр, активен и не может усидеть на месте? Без таких ведь скучно. С одними сангвиниками и флегматиками мир бы стал понятным и односложным. А вот с холериками — совсем другое дело. Порой про них ничего не понять: что это они забегали, засуетились? Какова причина их беспокойства? Что заставляет их яростно жестикулировать, отстаивая, казалось бы, не особо актуальный вопрос?
Делать все это заставляет их, конечно, неуемный темперамент. Процессы возбуждения в их нервной системе преобладают над процессами торможения — таково главное свойство их нервной деятельности. Поэтому холерику трудно усидеть на месте. Он порывист, несдержан и быстр (и мы видим эти качества и в его нервном, угловатом, быстром почерке).
Разумеется, такой человек редко достигает золотой середины: он либо радостно возбужден (делом, встречей или событием), либо, наоборот, вспыльчив и раздражителен. Все это понятно: сначала холерик вкладывает всего себя в какое-то предприятие, а потому вдруг… силы его истощаются. Он сам не замечает, как это произошло. Знал бы — подстраховался бы. Но холерик совершенно об этом не задумывается. Он работает на износ.
Конечно, результаты его порой впечатляющи: то, что флегматик делал бы неделю, холерик успевает провернуть за два часа. Если дело его увлекает (а это лучший для него вариант), он трудится с подъемом, преодолевая любые трудности, — ему все по плечу. К тому же холерик умеет убеждать — его речь зажигательна, а жесты и движения выразительны и красноречивы. Такой убеждает уже одной силой своей личности.
Иногда чувства его захлестывают. В своем порыве он не может остановиться и взять паузу. Он несется на всех парах и поэтому нередко неверно оценивает ситуацию или людей. Эти ошибки бумерангом возвращаются к нему. И ведь именно в такой момент, когда холерик уже совершенно истощен и не способен сопротивляться. Тогда он делается раздражительным, злым и резким. Его настроение и так на нуле, а тут еще вы со своими проблемами! И не важно, что в этих проблемах виноват он сам: отвечать за них он не будет (кстати, почерк его при этом сделается трудночитаемым — ведь ему наплевать, что вы о нем думаете!).
Если вы хотите добиться от холерика результата, постарайтесь понять сущность этой противоречивой натуры. Если вы видите, что он уже выбился из сил, отойдите в сторонку и дайте ему прийти в себя. А иначе вы просто нарветесь на грубость. Тем более что холерики обычно бывают правдорубами и просто обожают говорить человеку в лицо все, что о нем думают (даже если позже они об этом пожалеют).
Характеристика меланхолического темперамента.
Нередко восторженной публикой холериков оказываются меланхолики. Правда, холерики не всегда об этом догадываются. Ведь меланхолики умеют прекрасно скрывать свои чувства. Они вообще не любят выставлять себя напоказ — в любом качестве, даже как публику.
Дело в том, что меланхоликам свойственно глубоко переживать происходящее. Вы можете об этом и не подозревать: внешне меланхолик обычно спокоен и незаметен. Когда внутри у него пробуждены глубокие и сложные чувства, он будет долго жить ими. Причем чувства эти обладают не только большой длительностью, но и особой силой. Именно поэтому меланхолики так ранимы и хрупки психологически. Они боятся заявить о своих чувствах, потому что в ответ могут получить совсем не ту реакцию, которую ожидают. И меланхолики знают об этом. Они обидчивы и плохо забывают свои обиды и огорчения (а внешне, заметьте, это может совсем никак не проявляться). Психологические травмы делают их еще более закрытыми и нелюбимыми.
Меланхолики плохо сходятся с людьми и тяжело привыкают к новым ситуациям. С годами это дается им легче, но в молодости они выглядят застенчивыми и неловкими. Их смущение обычно хорошо заметно. Но это всего лишь свойство их темперамента — у них просто медленно протекают психические процессы и реакция на раздражения тоже замедленна. Почерк у таких людей замедленный и аккуратный. Для него характерно также полное отсутствие украшательств — ведь меланхолики очень скромны и не будут привлекать к себе внимание с помощью затейливых финтифлюшек.
Меланхолики подчас щадят свои чувства и стараются поменьше увлекаться: они знают, как им будет трудно, если чувства нахлынут на них волной. Поэтому нередко они выбирают для себя спокойную и однообразную работу, которая не преподнесет им сюрпризов и не спровоцирует у них негативную реакцию. Внешне такие люди выглядят скучными, но если познакомиться с ними ближе, вы обнаружите за их невзрачной внешностью огромный и яркий внутренний мир.
Вы прочитали это описание и, наверное, соотнесли себя с каким-то типом.
Получилось? Вы сангвиник или холерик? Не то и не другое, но все, вместе взятое? И правильно — ведь чистые типажи в жизни практически не встречаются .Вы, разумеется, можете определить, какой тип темперамента у вас преобладает, а затем уловить оттенки других темпераментов. И конечно, не надо думать, что один темперамент может быть лучше другого (даже если вам импонирует только определенный набор качеств). Все это — игра природы. И поэтому бороться с ней бессмысленно. Не лучше ли взять то лучшее, что она вам подарила, и постараться развить то, чего вам недостает?
Читайте также:
Учет темперамента в учебно-воспитательной работеУчет темперамента в учебно-воспитательной работе
.
Темперамент — презентация.
Опросник структуры темперамента Русалова.
Настроение.
51. Характеристика основных типов темперамента.
Темпераментом
называется совокупность устойчивых,
индивидуальных, психофизических свойств
человека, определяющих динамические
особенности его психических процессов,
психических состояний и поведения. Поясним приведенное выше определение
темперамента.
Основные типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. По сложившейся веками традиции, так называют людей, обладающих соответствующими типами темперамента, а сами эти типы правильно было бы назвать сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.
Сангвинический тип темперамента характеризуется высоким темпом деятельности, умеренно быстрыми реакциями, достаточно высокой, но не чрезмерной, активностью, энергичностью, хорошо выраженной эмоциональностью и уравновешенностью. Большинство названных выше свойств темперамента у сангвиника выражены умеренно, средне или чуть выше среднего.
Холерический
тип темперамента в отличии от
сангвинического характеризуется крайней
степенью выраженности многих динамических
свойств темперамента. Холерик – это
человек с очень быстрыми реакциями, с
высоким темпом деятельности, с быстрой
сменой настроений и высокой переключаемостью
с одного вида деятельности на другой. У холерика сильно выражены эмоциональные
реакции, то есть достаточно отчетливо
просматривается повышенный эмоциональный
фон деятельности. Вместе с тем, холерик
– это человек неуравновешенный, с явным
преобладанием процессов возбуждения
над процессами торможения. Этим он
существенно отличается от сангвиника.
Флегматик в отличии от холерика – это человек с замедленными реакциями. Он медленно включается в работу и сравнительно медленно выходит из нее. Он относительно медленно переходит из одного состояния в другое, например, из состояния покоя в состояние возбуждения, и наоборот. Эмоциональный фон деятельности у него выражен сравнительно слабо. Но, вместе с тем, такой человек является динамически уравновешенным, то есть процессы возбуждения и торможения у него протекают хотя и медленно, но примерно одинаково по силе и по длительности.
Меланхолический
темперамент во многом похож на
флегматический, с одним существенным
отличием от него. Меланхолик является
неуравновешенным человеком со слабой
нервной системой, и у него процессы
торможения явно преобладают над
процессами возбуждения. Если холерик
почти всегда находится в состоянии
повышенного возбуждения и повышенной
активности, то меланхолик, наоборот,
чаще пребывает в состоянии заторможенности
и пассивности. Не случайно и соответствующее
психологическое состояние человека
называют меланхолией.
Сангвиник – сильная, возбудимая, лабильная и уравновешенная нервная система.
Холерик – сильная, возбудимая, лабильная и неуравновешенная нервная система, при доминировании процессов возбуждения над процессами торможения.
Флегматик – сильная, инертная, ригидная и уравновешенная нервная система.
Меланхолик – слабая, инертная, ригидная и неуравновешенная нервная система, при доминировании торможения над возбуждением.
Тип
темперамента не может быть «хорошим»
и «плохим». Темперамент придает
своеобразие поведению человека, но ни
в коей мере не определяет ни мотивов,
ни поступков, ни убеждений, ни моральных
устоев личности.
Четыре друга опаздывают в театр.
Холерик вступил в спор с билетером, пытаясь проникнуть в партер на свое место. Он уверяет, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, пытается оттеснить билетера и проскочить на свое место.
Сангвиник сразу понял, что в партер не пустят, но на верхние ярусы пройти проще, и побежал вверх по лестнице.
Флегматик, видя, что в зал не пускают, подумал: «Первая картина спектакля всегда неинтересная. Схожу пока в буфет и подожду антракта».
Меланхолик: «Мне всегда не везет. В кои веки выбрался в театр, и то неудачно». И уехал домой.
Человек
проявляет одни и те же динамические
особенности в разных ситуациях, но
темперамент влияет при этом лишь на
форму проявления характера.
Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангвиник отзывчив. Эти свойства надо вырабатывать в себе, и темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу.
Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются в направленности его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.
Черты типа A и типа B
Тип A и тип B — две основные категории личности. Люди с типом личности А могут быть амбициозными, конкурентоспособными и агрессивными. Люди с личностью типа В могут быть терпеливыми, гибкими и непринужденными.
Личность относится к набору эмоций, мыслей и поведения, которые делают каждого человека тем, кто он есть.
Личность может влиять на то, как люди взаимодействуют с другими, на их подход к работе и на то, как они реагируют на стрессовые ситуации.
Человек может иметь тип личности A или B в зависимости от ключевых характеристик, которые он демонстрирует. Эти черты могут повлиять на их работу или учебу, а также на их взаимодействие с другими людьми. Они также могут повлиять на их здоровье.
В этой статье рассматриваются различия между типами личности А и В, ключевые черты и то, что исследования говорят о типах личности.
Человек с типом личности А может быть амбициозным и трудолюбивым, а также проявлять такие качества, как агрессия, отсутствие терпения и решительность.
Если человек или окружающие его люди описывают себя как «трудоголика», он, скорее всего, имеет тип личности А.
Личности типа А могут брать на себя несколько задач одновременно и часто берут на себя дополнительные обязанности для достижения или успеха.
Личности типа А могут быть очень целеустремленными и работать для достижения целей и сроков в быстром темпе, как будто они мчатся со временем.
Люди типа А могут легко испытывать разочарование и гнев и могут быть более уязвимыми к стрессу.
Черты типа АЧерты личности типа А могут включать:
- агрессивный характер
- нацеленность на достижение
- трудолюбие
- уверенность 9003 0
- легко раздражающийся или непереносимый
- детерминированный
- быть недружелюбным или враждебным
- хорошо справляться с многозадачностью
- иметь чувство безотлагательности
- быть высококонкурентным
- быть нетерпеливым 9А личность типа В противоположна во многом личность типа А. Люди с типом личности В, как правило, спокойны и более непринужденны по своей природе.
Люди с личностью типа В могут неуклонно работать над достижением цели без чувства безотлагательности, которое может проявлять личность типа А.
Личности типа Б обычно не испытывают необходимости доказывать другим свои способности или демонстрировать свое превосходство. Люди с личностью типа В обычно имеют низкий уровень конкурентоспособности и не так легко разочаровываются.
Люди с типом личности В могут быть дружелюбными и легко ладить с другими, проявляя низкий уровень враждебности или агрессии.
Черты типа BЧерты личности типа B могут включать:
- миролюбие
- расслабленность
- беззаботность
- отсутствие стресса или меньшая склонность к стрессу
- отсутствие ощущения срочности выполнения задач и прокрастинация
- отсутствие конфликтов с другими
- стабильность 9 0029 даже вспыльчивый
- быть гибким и адаптируемым, легко приспосабливаться к изменениям
- быть менее конкурентоспособным
- быть в состоянии подходить к деятельности и задачам в более медленном темпе
Концепция типов личности A и B возникла в Соединенных Штатах в 1970-х годов с кардиологами Мейером Фридманом и Рэем Розенманом.
Фридман и Розенман использовали термин «поведенческий паттерн А» для описания определенного паттерна эмоций и действий, демонстрируемых людьми, который позднее люди назвали типом личности А.
Их исследование показало связь между личностью типа А и ишемической болезнью сердца, но более поздние исследования показывают, что большая часть исследований, связывающих эти два заболевания, финансировалась табачными компаниями.
Исследователи используют определенные интервью и рейтинговые шкалы, чтобы определить, имеют ли люди модели поведения типа A или B, в том числе:
- Вопросы Фридмана и Розенмана, которые могут быть аналогичны этой онлайн -анкету
- Дженкинс Обзор деятельности
- Framingham Scale
- Bortner Rating Scale
Люди могут быть в состоянии доступа к некоторым вопросам в Интернете или через здравоохранение. профессиональный.
Люди также могут пройти ряд личностных тестов, чтобы получить представление о том, какими чертами характера они обладают.
Исследования показали, как типы личности могут влиять на различные сферы жизни человека. Понимание типов личности или склонностей может помочь людям лучше справляться с индивидуальными проблемами, связанными с учебой, работой или здоровьем.
Работа и успеваемость
В исследовании 2019 года сравнивались академические достижения студентов университетов с типом личности А и типом В.
Оба типа личности имели характеристики, которые были как полезными, так и вредными для академической успеваемости.
Некоторые характеристики личности типа А, такие как трудолюбие и целеустремленность, повышенная успеваемость. Более высокие уровни враждебности и нетерпения имели отрицательную корреляцию с успеваемостью.
Определенные характеристики личности типа В, такие как легкомысленность, отсутствие внимания к учебе и прокрастинация, связанные со снижением успеваемости. Терпение, выполнение заданий одно за другим и коммуникабельность связаны с повышением успеваемости.
В целом исследование предполагает, что учащиеся с типом личности А могут достигать более высоких академических успехов.
Здоровье
Согласно исследованию 2017 года, люди с типом личности А могут быть более подвержены риску стресса и эмоционального выгорания, чем люди с типом личности В.
Это может быть связано с тем, что люди с типами личности А и В используют разные подходы к преодолению стресса.
Люди с типом личности В могут быть более адаптивными и терпимыми, а также более способными справляться со стрессом, снижая риск связанных со стрессом проблем со здоровьем.
В исследовании 2019 года изучалось влияние умственного и физического стресса на сердце у людей с типами личности A и B.
Исследование пришло к выводу, что умственный стресс может быть вреден для обоих типов личности, тогда как физический стресс может быть полезен для людей с типом личности А.
Узнайте о связи между стрессом и сердечным приступом.
По данным Американской психологической ассоциации (АПА), нет убедительных доказательств связи между типом личности А и повышенным риском ишемической болезни сердца.
Исследования показывают, что враждебность, черта личности типа А, может быть связана с развитием сердечных заболеваний.
Согласно обзору 2018 года, нетерпение и враждебность являются двумя основными компонентами личности типа А и могут увеличить риск высокого кровяного давления. Высокое кровяное давление является фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний.
Узнайте больше о высоком кровяном давлении.
Типы личности A и B относятся к ключевым характеристикам и образцам поведения человека, которые могут повлиять на его подход к работе, взаимодействие с другими людьми и реакцию на стрессоры.
Люди с типом личности А могут быть амбициозными, трудолюбивыми, конкурентоспособными и иметь чувство безотлагательности в отношении сроков. Люди типа А могут проявлять агрессию и нетерпимость, легко провоцировать.
Люди с типом личности В могут быть спокойными и непринужденными и подходить к задачам с меньшей срочностью. Черты личности типа В включают терпение, гибкость и уравновешенный характер. Люди с типом личности В могут быть более склонны к прокрастинации или отвлечению от задачи.
Определенные черты личности типа А, такие как враждебность, нетерпение и гнев, могут быть факторами риска высокого кровяного давления и сердечных заболеваний.
Люди с такими личностными чертами могут захотеть разработать стратегии выживания, которые позволят им справляться со стрессом здоровым способом, чтобы предотвратить проблемы со здоровьем, связанные со стрессом.
БИОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ: ЧТО ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ ГОВОРИТ О ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ
- Список журналов
- Рукописи авторов HHS
- PMC4685725
Являясь библиотекой, NLM предоставляет доступ к научной литературе. Включение в базу данных NLM не означает одобрения или согласия с
содержание NLM или Национальных институтов здравоохранения. Узнайте больше о нашем отказе от ответственности.
De Paul Law Rev. Авторская рукопись; доступно в PMC 2015 21 декабря.
Опубликовано в окончательной редакции как:
De Paul Law Rev. 2007 Spring; 56(3): 837–846.
PMCID: PMC4685725
NIHMSID: NIHMS741938
PMID: 26702156
, Доцент *
Информация об авторе Авторские права и Информация о лицензии Отказ от ответственности
Поведение человека зависит от генетических вариаций. То, как люди различаются в своих интеллектуальных способностях, характере и психическом здоровье, в значительной степени зависит от их унаследованной генетической предрасположенности. Десятилетия исследований близнецов, усыновленных детей и семей привели к неизбежному заключению, что наиболее надежно измеряемые психологические характеристики в некоторой степени зависят от генов. Поведение также демонстрирует признаки генетического влияния; то, как человек переживает стрессовые жизненные события, например, показывает некоторое генетическое влияние. Даже личные аспекты людей, такие как духовность и политическая идеология, в определенной степени зависят от генов.
В этой статье обсуждается генетическая перспектива поведения, которая дает представление о биологических факторах, влияющих на семейные отношения. Часть II представляет собой краткий обзор методов исследования, используемых для понимания влияния как генетики, так и окружающей среды на поведение человека. Затем в части III обсуждаются несколько ключевых открытий в области поведенческих наук, в частности их отношение к тому, как члены семьи относятся друг к другу. Основное внимание уделяется следующему: (1) характеристикам родителей и различиям в том, как они относятся к собственным детям; (2) характеристики детей и то, как они могут реагировать на поведение своих родителей; и (3) интерактивные процессы, происходящие между родителями и детьми. В то время как основное внимание в части III уделяется отношениям между родителями и детьми, в части IV рассматриваются отношения братьев и сестер и супружеских отношений. В части V обсуждается общая интерпретация семейных отношений с точки зрения поведенческой генетики.
Каковы доказательства подавляющего влияния генетических факторов на психологическую функцию человека? Что значит сказать, что психологические аспекты семейных отношений являются функцией генов? Ответы на эти вопросы требуют базового понимания поведенческих генетических исследований, которые помогают разделить влияние генов и окружающей среды на поведение человека.
Общая стратегия поведенческих и генетических исследований включает изучение членов семьи с разной степенью генетического родства и родства с окружающей средой. 3 Например, генетические влияния на признак очевидны, если пары монозиготных (MZ) близнецов (генетически идентичных) больше похожи друг на друга, чем дизиготные (DZ) близнецы (с общими только примерно 50% генов) , или если пары биологических братьев и сестер, выросших вместе, похожи друг на друга больше, чем неродственные (например, приемные) братья и сестры, выросшие вместе. В общем, если психологические черты и наблюдаемое поведение имеют генетический компонент, то генетически сходные родственники должны быть более похожи друг на друга, чем люди с меньшим количеством общих генов. 4
Что касается влияния окружающей среды, исследователи в области поведенческой генетики обычно различают два широких класса эффектов: (1) факторы окружающей среды, общие для родственников, которые заставляют их вести себя одинаково; и (2) уникальная, индивидуальная среда, которую не разделяют родственники, что делает их отличными друг от друга. Они называются, соответственно, разделяемой и неразделяемой средами. Общие влияния окружающей среды очевидны, когда большее сходство черт наблюдается у тех родственников, у которых больше общего опыта (например, братья и сестры, выросшие вместе, а не отдельно), или когда близнецы больше похожи друг на друга, чем можно было бы предсказать их генетическое родство. Доказательства неразделенной среды часто возникают из-за различий, наблюдаемых между генетическими родственниками, то есть из-за отсутствия у них сходства. Различия между однояйцевыми близнецами MZ, например, должны проистекать из неразделенной среды. Изучение сходств и различий между родственниками с разной степенью генетического и экологического родства дает основные данные для понимания эффектов генов и, таким образом, влияния общей и неразделенной среды на поведение. 5
В течение нескольких десятилетий после первых исследований близнецов, семей и усыновления (количество которых значительно возросло с 1970-х годов) генетические факторы были вовлечены в широкий спектр человеческого поведения, таких как когнитивные способности и личность, а также как и большинство серьезных психологических расстройств, таких как депрессия и шизофрения. 6 В совокупности эти исследования показывают, что члены семьи, которые генетически более тесно связаны между собой, демонстрируют большее сходство, чем неродственные лица, в измеряемых аспектах личности (например, экстраверсия или невротизм), интеллектуальных функциях (например, вербальных навыках и пространственных способностях) и вероятности диагнозе психологического расстройства (например, депрессии или шизофрении). 7
Какое-то время считалось сложной задачей найти устойчивый аспект поведения, на который, по-видимому, не влияют гены. Такие конструкты, как религиозное поведение и политические взгляды, которые традиционно считались строго продуктом культуры, стали предметом поведенческих генетических исследований. Несколько удивительно, что даже на эти культурно определенные модели поведения оказывают влияние генетические вариации, по крайней мере, внутри отдельных групп. Например, хотя религия человека может быть определена культурой и, таким образом, не зависеть от генетических влияний, степень, в которой человек участвует в ритуалах или придерживается принципов определенной религии, по-видимому, зависит от его генетического наследия. 8 Действительно, было показано, что даже степень, в которой человек может поддерживать крайне либеральные или консервативные идеалы (например, права на аборт или права геев), зависит от генетических факторов; Близнецы MZ намного больше похожи, чем близнецы DZ, а биологические братья и сестры больше похожи, чем приемные братья и сестры в консервативном отношении, начиная с подросткового возраста. 9
Примерно в то же время, когда это определяемое культурой поведение стало предметом поведенческих генетических исследований, исследователи начали изучать другие переменные, которые традиционно рассматривались как полностью «окружающие» факторы. Это исследование поставило под сомнение давнюю перспективу социального обучения в психологии развития. То, что традиционно считалось «экологическими» мерами, включая аспекты воспитания, стало пониматься как продукт как генов, так и окружающей среды. Таким образом, мы возвращаемся теперь к рассматриваемому вопросу: различные аспекты семейных отношений и то, как на них влияет сложное взаимодействие между генами и окружающей средой.
Гены влияют на поведенческие и психологические характеристики каждого человека, включая интеллектуальные способности, личность и риск психических заболеваний — все это имеет отношение как к родителям, так и к детям в семье. Способы, которыми гены и окружающая среда могут влиять на отношения между родителями и детьми, можно увидеть на рис. Эта модель представляет собой стандартный способ, которым специалисты по поведенческой генетике думают о человеческом поведении в контексте семейных отношений. Гены родителей влияют на их собственное поведение (включая то, как они воспитывают своих детей), а гены детей влияют на их собственное поведение (включая то, как они реагируют на своих родителей). Передача генов от родителя к ребенку является важным звеном, которое ведет к сходству между поведением родителя и ребенка. Например, в той мере, в какой гены предрасполагают человека к агрессивному поведению, в том числе к насилию по отношению к другим, родители и дети будут демонстрировать сходство в этой области поведения. Это может предложить еще одно объяснение «цикла насилия», в котором жестокое воспитание связано с агрессией и другим антиобщественным поведением детей. 10 Антиобщественное поведение действительно демонстрирует умеренное генетическое влияние в широком диапазоне исследований. 11
Открыть в отдельном окне
Поведенческая генетическая модель поведения родителей и детей
Помимо прямой генетической передачи, модель указывает на два других важных пути, которыми поведение родителей и детей может быть связано. Во-первых, поведение родителей само по себе может быть важным аспектом окружения ребенка, что можно рассматривать как форму «культурной передачи». Например, интеллект, личность и психическое здоровье матери могут оказывать влияние на окружение ребенка; матери с более высоким интеллектом и образованием тратят больше времени на чтение своим детям и вовлечение их в активную деятельность. 12 Однако важно отметить, что на каждую из этих характеристик может влиять генетический состав матери, и, таким образом, можно увидеть, как генотип матери в конечном итоге может быть связан с окружающей средой ребенка. Связь между генами и средой обычно называют корреляцией генотип-среда (r GE ). Одним из способов возникновения r GE является пассивная форма культурной передачи, которая называется пассивной r GE 9019.8 . 13
Третья связь между поведением родителей и детей устанавливается через «реакции воспоминаний», которые поведение детей может вызывать у родителей. Поскольку на поведение ребенка влияют его гены, генетически разные дети, живущие в одной семье, могут вызывать разные реакции родителей. Это может привести к другой форме корреляции генотип-среда, r GE вызывающей формы. 14 То есть генетически обусловленные различия между детьми (например, характеристики темперамента) могут вызывать разные реакции их родителей (например, дисциплинарные стили). Таким образом, гены и окружающая среда могут быть сложным образом переплетены в отношениях между родителями и детьми.
Эти сложности могут быть раскрыты с помощью исследований близнецов, семей и усыновления. Генетическое влияние на родительское поведение можно понять, изучив сходства и различия в стилях воспитания взрослых близнецов. Стили воспитания взрослых близнецов, измеряемые позитивностью, негативностью и наблюдением за своими детьми, более тесно коррелировали для MZ, чем для DZ близнецов. 15 Обзоры других исследований показывают сходные закономерности, согласно которым гены родителей влияют на то, как они воспитывают своих детей. 16
Доказательства родительского поведения, вызванного детьми, были продемонстрированы путем изучения того, как родители по-разному реагируют на двух или более детей в одной семье, таких как близнецы и другие братья и сестры. Например, дети-близнецы DZ сообщают о больших различиях, чем близнецы MZ, в уровнях аффекта и тепла, получаемых их родителями, 17 . общение со своими разными детьми. 18 Исследования усыновленных детей также выявили вызывающие воспоминания реакции у воспитывающих родителей в зависимости от генетической предрасположенности ребенка, измеряемой характеристиками их биологических родителей. Приемные родители детей, рожденных от более антисоциальных родителей, сообщали о более принудительном воспитании и негативном влиянии. 19 Эти дети с генетическим высоким риском демонстрировали больше проблем с поведением в детстве и подростковом возрасте, 20 и, таким образом, могли вызвать более негативное отношение со стороны родителей. Ключевым моментом является то, что направление причинности не обязательно может идти от родителя к потомку; когда дети вызывают родительское поведение, оно может двигаться в обратном направлении.
Пассивные эффекты r GE лучше всего понятны в исследованиях, сравнивающих отношения между родителями и детьми у усыновленных и неудочеренных детей. Поскольку усыновленные дети генетически не связаны с их воспитывающими родителями, пассивный r GE не влияет на их сходство, поскольку гены родителей не связаны с окружающей средой детей. Если возникают пассивные эффекты r GE , будь то через эффекты культурной передачи или другие механизмы, 21 корреляции между характеристиками воспитания и результатами детей должны быть сильнее, когда родители воспитывают своих собственных генетических детей. На самом деле, одно исследование приемных и неприемных семей показало, что оценки родителями семейной сплоченности, низкого уровня конфликтов и открытого общения о чувствах в раннем детстве были связаны с более низкими оценками агрессии в возрасте семи лет, но только для не приемных детей. 22 Эта связь между ранней средой и детским исходом не была обнаружена для усыновленных детей, что позволяет предположить, что пассивные корреляции ген-среда могут существовать в неприемных семьях, которые имеют большее сходство по сравнению с приемными семьями. 23
Как и другие области человеческого поведения, воспитание детей само по себе подвержено генетическому влиянию. Это означает, что «плохое воспитание» само по себе может зависеть от генетической наследственности родителей. Отрицательный аффект, чрезмерный контроль и даже жестокое обращение и пренебрежение могут быть связаны с генетической структурой родителей. Это не означает, что факторы окружающей среды не важны, и не делает такое поведение простительным. Это просто означает, что гены могут в какой-то степени объяснить родительское поведение.
Почти наверняка воспитание детей оказывает влияние на их окружение. Тот факт, что на поведение родителей, включая стиль воспитания, могут влиять гены, не означает, что такое поведение не оказывает влияния на детей, получающих такое воспитание. Каковы наилучшие методы проверки истинного средового опосредования отношений между родительским и детским поведением? Поведенческие генетические модели — усыновление и расширенные исследования близнецов — на самом деле представляют собой идеальные методы для выявления воздействия окружающей среды при одновременном контроле генетических факторов. 24 Поведенческие генетические исследования помогли решить вопрос о генетических и экологических последствиях жестокого воспитания и их связи с последующими поведенческими проблемами у детей путем изучения, например, различий в физическом жестоком обращении с однояйцевыми близнецами. Сходство близнецов в отношении жестокого обращения было существенным и одинаковым для пар MZ и пар DZ, что позволяет предположить, что генетические различия детей не вызывают жестокого воспитания. Однако это не исключает возможности того, что гены родителей могли повлиять на их жестокое воспитание. Что наиболее важно, связь между жестоким воспитанием и более поздним антиобщественным поведением ребенка оставалась значимой даже после учета генетических различий у детей.
25 Следует отметить, что это генетически информативное исследование представило убедительные доказательства влияния жестокого воспитания на исходы детей.
Также было показано, что влияние жестокого обращения на развитие ребенка усугубляется генетической предрасположенностью ребенка. Дети, унаследовавшие вредный ген, вызывающий дефицит моноаминоксидазы (МАО-А), кажутся особенно уязвимыми к физическому жестокому обращению по сравнению с детьми с нормальным геном МАО-А. 26 Эти результаты подчеркивают важность взаимодействия генотипа X с окружающей средой, 27 , при котором генетическая предрасположенность усиливает уязвимость к окружающей среде и наоборот. Мы можем ожидать, что более детальное понимание этого сложного взаимодействия между конкретными генетическими механизмами и измеряемой средой появится в течение следующих нескольких лет, поскольку все больше исследований начинают получать ДНК-маркеры генетических вариаций.
Специалисты по поведенческой генетике также изучали семейные отношения помимо отношений между родителем и ребенком. Взаимодействия между братьями и сестрами, например, были исследованы как у братьев и сестер-близнецов, так и у братьев и сестер, не являющихся близнецами. В отличие от родителей и детей, которые всегда имеют ровно половину своих генов, братья и сестры различаются по степени генетического родства. Близнецы MZ генетически идентичны; Близнецы DZ и братья и сестры, не являющиеся близнецами, имеют примерно половину своих генов, хотя некоторые пары могут иметь более или менее общий генетический материал. Это различие в генетическом родстве может объяснить, почему у некоторых братьев и сестер более тесные отношения, чем у других. Было показано, что генетическое сходство между братьями и сестрами влияет как на их положительное, так и на отрицательное взаимодействие друг с другом, 28 , а также уровни взаимной конкуренции и сотрудничества. 29 В целом, братья и сестры с более сильным генетическим составом демонстрируют более тесные, более совместные и позитивные отношения друг с другом.
Генетические вариации среди братьев и сестер, живущих в одной семье, также были предложены в качестве важного источника дифференцированного воспитания. Дифференциальное воспитание двух братьев и сестер, хотя и проистекающее изначально из их генетических различий, оказывает влияние окружающей среды на психологические результаты детей и может со временем усиливать различия между братьями и сестрами.
Качество отношений между супругами также было предметом поведенческих генетических исследований. Сообщалось, что сходство близнецов в отношении удовлетворенности браком выше для пар MZ, чем для пар DZ, 30 , что свидетельствует о важности индивидуальных генетических факторов в определении успеха брака. Действительно, исследования близнецов также показали значительно большую согласованность развода среди пар MZ, чем среди пар DZ, что свидетельствует о существенном генетическом влиянии на вероятность неудачного брака. 31 Генетически обусловленные черты личности, такие как отрицательная эмоциональность (т. е. невротизм), также являются предвестниками развода и во многом могут объяснить генетический риск развода. 32
Один урок, который можно извлечь из поведенческих генетических исследований воспитания детей и других типов семейных отношений, заключается в том, что нужно быть осторожным в выводах, основанных на обнаружении семейного сходства в нуклеарных, неприемных семьях. Рассмотрим хорошо известный вывод о том, что дети жестоких людей, вероятно, станут агрессивными и жестокими и, возможно, даже сами станут жестокими родителями в более позднем возрасте. 33 Хотя заманчиво предположить, что такое сходство является результатом обучения и опыта, вполне возможно, что унаследованные генетические факторы могут объяснить передачу жестокого обращения из поколения в поколение. Семейное сходство по данной характеристике не обязательно подразумевает генетическое влияние или влияние окружающей среды, поскольку и то, и другое может объяснить наблюдаемое сходство среди членов семьи. Таким образом, сам факт того, что дети, подвергшиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, с большей вероятностью сами станут жестокими, не доказывает причинно-следственной связи между родительским поведением и последствиями для ребенка. Благодаря генетически контролируемым исследованиям мы пришли к пониманию того, что и гены, и окружающая среда играют роль в цикле насилия. 34 Гены могут предрасполагать некоторых взрослых к насилию и агрессии даже по отношению к собственным детям. Такое поведение, в свою очередь, может иметь реальное влияние окружающей среды на психическое здоровье ребенка и на поведенческие результаты. Детские гены могут также предрасполагать их к оппозиционному и другому антиобщественному поведению, что может вызывать негативные родительские чувства со стороны взрослых, которые их воспитывают.
Тот факт, что генетическое влияние крайне важно для большинства областей поведения, не означает, что влияние окружающей среды не имеет значения. На гены обычно приходится не более половины-двух третей вариаций, наблюдаемых в психологических чертах большинства людей. Но большинство влияний окружающей среды основано на индивидуальном опыте и воздействиях, которые не разделяют члены семьи. Для семей это означает, что наиболее наблюдаемое сходство между их отдельными членами является функцией их генетического сходства, а не их общего опыта.
Наконец, поведенческие генетические исследования семейных отношений предоставляют ценную информацию, необходимую для разработки эффективных программ вмешательства и профилактики серьезных проблем психического здоровья и поведения. Установление того, что воздействие окружающей среды однозначно опосредует связь между поведением родителей и детей, является шагом к обеспечению успеха программ лечения, направленных либо на родителей, либо на детей.
1. Обзор поведенческих генетических методов и результатов см.
Пломин Роберт и др. Поведенческая генетика. (4-е изд.) 2001 г. [Google Scholar]
Недавний обзор результатов в области психологии см. Бушар Томас Дж. Мл., МакГью Мэтт. Генетическое и экологическое влияние на психологические различия человека. Дж. Нейробиология. 2003;54:4. [PubMed] [Академия Google]
2. Обсуждение вклада генетики и окружающей среды во взаимодействие между членами семьи см. Рейсс Дэвид, Нейдерхайзер Джена М. и др. Код отношений: расшифровка генетических и социальных влияний на развитие подростков. 2000 [Google Scholar]
3. Evans David M, et al. Биометрическая генетика. Биологический психол. 2002;61:33. [PubMed] [Google Scholar]
4. См. Plomin et al., выше примечание 1.
5. Идент. .
6. См. идентификатор .
7. Там же; см. также Bouchard & McGue, выше примечание 1.
8. Plomin et al., выше примечание 1.
Абрахамсон Эми С. и др. Бунтующие подростки? Генетические и экологические влияния на социальные установки подростков. Дж. Личность и соц. Психол. 2002; 83:1392. [PubMed] [Академия Google]
10. Видом Кэти Спатц. Цикл насилия. Наука. 1989; 244:160. [PubMed] [Академия Google]
[далее Widom, Цикл Насилия ]
Видом Кэти Спатц, редактор. Насилие порождает насилие? Критический анализ литературы. Психол. Бык. 1989;106:3. [PubMed] [Академия Google]
[далее Widom, Порождает ли насилие насилие ].
11. См., например, Ри Су Хён, Уолдман Ирвин Д. Влияние генетики и окружающей среды на антисоциальное поведение: метаанализ исследований близнецов и усыновления. Психол. Бык. 2002;128:490. [PubMed] [Google Scholar]
12. Черни Стейси С. Влияние домашней среды на общие когнитивные способности. В: DeFries John C, et al., редакторы. Природа и воспитание в среднем детстве. 1994. с. 262. [Google Scholar]
13. Подробное описание корреляции ген-среда и ее различных форм см. в Plomin et al., , , примечание 1, и Evans et al., , , примечание 3.
. 14. См. Evans et al., выше примечание 3.
15. Neiderhiser Jenae M, et al. Генетическое и экологическое влияние на материнство подростков: сравнение двух выборок. Развивающая психология. 2004;40:335, 342 табл.4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. См. Тауэрс Хилари и др. Генетическое и экологическое влияние на воспитание детей и супружеские отношения: текущие выводы и будущие направления. Брак и семья. 2001; 33:11, 16–18. [Google Scholar]
17. Роу Дэвид С. Влияние окружающей среды и генетики на аспекты воспринимаемого воспитания: исследование близнецов. Развивающая психология. 1981;17:203. [Google Scholar]
18. O’Connor Thomas G, et al. Исследование наблюдаемых взаимодействий между родителями и подростками для братьев и сестер-близнецов. Детский Дев. 1995;66:812. [PubMed] [Google Scholar]
19. O’Connor Thomas G, et al. Корреляции генотип-среда в позднем детстве и раннем подростковом возрасте: антисоциальные поведенческие проблемы и принудительное воспитание. Развивающая психология. 1998;34:970, 971. [PubMed] [Google Scholar]
20. Id . в 977.
21. См. Evans et al., выше примечание 3, стр. 41–42.
22. Нейдерхайзер Джена М. Семейная среда в раннем детстве и результаты в среднем детстве: генетическое посредничество. В: DeFries John C, et al., редакторы. Природа и воспитание в среднем детстве. [Google Scholar] выше прим. 12, в 249.
23. Идент. .
24. Чтобы получить четкое представление о путанице между генетическими факторами и факторами окружающей среды в семейных исследованиях и решениях с использованием генетически контролируемых дизайнов, см. Моффит Терри Э. Новый взгляд на поведенческую генетику в психопатологии развития: взаимодействие генов и окружающей среды в антисоциальном поведении. Психол. Бык. 2005; 131:533. [PubMed] [Академия Google]
25. См. Джеффи Сара Р. и др. Жертва физического жестокого обращения с антисоциальным ребенком: свидетельство процесса, опосредованного окружающей средой. J. Аномальный психол. 2004; 113:44. [PubMed] [Google Scholar]
26. Caspi Avshalom, et al. Роль генотипа в цикле насилия у детей, подвергшихся жестокому обращению. Наука. 2002; 297:851. [PubMed] [Google Scholar]
27. Взаимодействия гена X с окружающей средой концептуально и статистически отличаются от корреляций GE, хотя и те, и другие представляют способы, которыми гены и окружающая среда могут влиять на поведение в сочетании. См. в целом Evans et al., выше , примечание 3 (предоставляет подробное представление как взаимодействий гена X с окружающей средой, так и корреляций GE и того, как их можно обнаружить в генетически информативных исследованиях).
28. Plomin Robert, et al. Природа и воспитание: генетический вклад в измерения семейной среды. Развивающая психология. 1994;30:32. [Google Scholar]
29. Сигал Нэнси Л. Близнецы, братья и сестры и методы усыновления: проверка эволюционных гипотез. Являюсь. Психолог. 1993;48:943. [PubMed] [Google Scholar]
30.