К вопросу о преподавании типологий темпераментов в курсе общей психологии // Экспериментальная психология — 2011. Том 4. № 2
Аннотация
Предложено построение психологических типологий с точки зрения линейной алгебры. Необходимым условием существования n-мерных пространств является задание базисных векторов, которые в реальной жизни не встречаются, но служат инструментом для формального описания психологических свойств и качеств. Приведен пример такого представления на базе теории темпераментов. Пространству темпераментов ставится во взаимно однозначное соответствие пространство цветовых представлений в полиграфии, с очевидностью демонстрирующее все многообразие цветовых возможностей. Каждому цвету взаимно однозначно соответствует свой темперамент, и, следовательно, многообразие темпераментов так же велико, как и многообразие цветов. Делается вывод о необходимости введения абстракций для строгой детерминации типологий в психологии.
Ключевые слова: типологии, типологические классификации, базисные вектора, темперамент, пространство темпераментов
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты:
Окутин О. Л., Окутина Г.Ю., Бутусова М.И. К вопросу о преподавании типологий темпераментов в курсе общей психологии // Экспериментальная психология. 2011. Том 4. № 2. С. 125–129.
Фрагмент статьи
Построение типологий в соответствии с различными критериями и признаками, часто используемое в психологии для описания структуры личности, выделения определенных свойств и качеств, предполагает решение задач дифференцирования и обобщения, абстрагирования и конкретизации. На первом этапе разработки своей концепции авторы, как правило, выделяют крайние полюса того или иного признака (свойства) для четкого обозначения различий между ними (Анастази, 2001; Ломов, 1984; Нагибина, 2000).
В качестве критического замечания по отношению к такого рода обобщениям сразу же выдвигается тезис об излишней абстрагированности той или иной типологии и об отсутствии в реальном мире сколь-нибудь значимого количества индивидуумов, обладающих такими крайними свойствами или качествами; кроме того, подвергается критике искусственность подхода разбиения на группы и подчеркивается тот факт, что реальные объекты обладают в различной степени всеми свойствами, описанными в типологии как крайние, полюсные (Дифференциальная психология и ее методические основы, 1998; Собчик, 2005).
При описании и рассмотрении различных типологических классификаций преподаватели психологических дисциплин, с нашей точки зрения, должны сменить направленность своих рассуждений с критических замечаний на выделение сути предлагаемых абстракций, что позволит сгладить негативное впечатление учащихся о рассматриваемой теории как о некой спекуляции, опирающейся на несуществующие или несущественные признаки.
Суть состоит в том, что анализ того или иного психического явления возможен, когда задано некое пространство признаков, выбрана начальная точка отсчета и определены базисные векторы этого пространства, в качестве которых и выступают, как правило, те самые «абстрактные» признаки, которые рассматриваются авторами типологий как крайние; за начальную точку обыкновенно принимается та, в которой рассматриваемые свойства или качества не различимы между собой.
Полный текст
Построение типологий в соответствии с различными критериями и признаками, часто используемое в психологии для описания структуры личности, выделения определенных свойств и качеств, предполагает решение задач дифференцирования и обобщения, абстрагирования и конкретизации. На первом этапе разработки своей концепции авторы, как правило, выделяют крайние полюса того или иного признака (свойства) для четкого обозначения различий между ними (Анастази, 2001; Ломов, 1984; Нагибина, 2000).
В качестве критического замечания по отношению к такого рода обобщениям сразу же выдвигается тезис об излишней абстрагированности той или иной типологии и об отсутствии в реальном мире сколь-нибудь значимого количества индивидуумов, обладающих такими крайними свойствами или качествами; кроме того, подвергается критике искусственность подхода разбиения на группы и подчеркивается тот факт, что реальные объекты обладают в различной степени всеми свойствами, описанными в типологии как крайние, полюсные (Дифференциальная психология и ее методические основы, 1998; Собчик, 2005).
При описании и рассмотрении различных типологических классификаций преподаватели психологических дисциплин, с нашей точки зрения, должны сменить направленность своих рассуждений с критических замечаний на выделение сути предлагаемых абстракций, что позволит сгладить негативное впечатление учащихся о рассматриваемой теории как о некой спекуляции, опирающейся на несуществующие или несущественные признаки.
Суть состоит в том, что анализ того или иного психического явления возможен, когда задано некое пространство признаков, выбрана начальная точка отсчета и определены базисные векторы этого пространства, в качестве которых и выступают, как правило, те самые «абстрактные» признаки, которые рассматриваются авторами типологий как крайние; за начальную точку обыкновенно принимается та, в которой рассматриваемые свойства или качества не различимы между собой.
Таким образом, становится возможным формализованное описание любого конкретного объекта как вектора в пространстве, обладающего направлением и величиной. В качестве координат, определяющих направленность вектора, выступают характеристики рассматриваемого объекта, являющиеся проекциями свойства на ранее выбранные крайние полярные признаки. Тогда свойства конкретного объекта можно представить в виде линейной комбинации базисных векторов, где коэффициентом является доля того или иного крайнего признака, характерная для каждого конкретного объекта. Величина же вектора определяется как корень из суммы квадратов координат вектора при соблюдении принципа ортогональности факторов, представляющих полярные признаки (или крайние свойства).
В качестве примера такой типологии можно рассмотреть часто критиковавшуюся впоследствии теорию темпераментов, предложенную Галеном и основанную на гуморальной теории Гиппократа и учении о четырех «соках» (гуморах), которым соответствуют четыре типа темперамента: соотношение жидкостей в тканях тела определяет психику, люди различаются по преобладанию той или иной жидкости: для холерика такой жидкостью является желчь, для сангвиника – кровь, для меланхолика – черная желчь, для флегматика – слизь; четыре «сока» Гален соотносил с четырьмя классическими первоэлементами: землей, воздухом, огнем и водой (Гиппократ, 2007).
Подвергая критике учение Гиппократа и теории его сторонников, многие исследователи говорят об искусственности деления людей на четыре вида темперамента, об отсутствии «чистых» типов в реальной жизни и о существовании переходных, смешанных, промежуточных.
С нашей точки зрения, теорию Галена можно представить в виде линейного пространства темпераментов, базисными векторами в котором становятся четыре классических темперамента; тогда каждый промежуточный темперамент может быть представлен в виде вектора в четырехмерном пространстве ФСХМ (флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик) с координатами-свойствами, характерными именно для такого типа темперамента и равными величинам проекций вектора на координатные оси ФСХМ. Например, темперамент испытуемого N описывается как смешанный, в котором присутствуют черты: 20 % от флегматика, 33 % от сангвиника, 33 % от холерика, 14 % от меланхолика; таким образом, в пространстве Гиппократа – Галена вектор темперамента N имеет следующие координаты: N (0.2, 0.33, 0.33, 0.14).
И наоборот, если произвольно выбрать числовые величины-координаты, то можно получить промежуточный тип темперамента, свойственный кому-либо из живущих на земле людей.
Возникает вопрос, сколько же темпераментов возможно описать в рамках предложенной пространственной модели? Ответ: множество, однако для наглядной демонстрации воспользуемся цветовой метафорой. Как мы уже говорили, в данной типологии типы темпераментов соответствуют четырем жидкостям – «сокам», – в том или ином количестве находящимся в тканях человеческого тела: это флегма (слизь), кровь, желчь, черная желчь. Каждая из этих жидкостей обладает своим цветом; слизь обычно бесцветная, кровь – красная, желчь – желтая, черная желчь (меланхолия) – черная.
В полиграфии любые составные цвета получаются, как правило, путем смешения четырех цветов: голубого (синего), пурпурного (красного), желтого и черного – CMYK (cyan, magenta, yellow, black; названо по первым буквам цвета). Однако последняя буква K не совпадает с названием цвета B. Все дело в том, что разложение цветов по RGB (red, green, blue), появившееся раньше и используемое в телевизионной и другой видеотехнике, уже «заняло» эту букву для другого цвета. И дизайнеры договорились использовать для черного последнюю, а не первую букву в названии цвета. Использование подобного стандарта способствует недопущению неоднозначного толкования цвета при его разложении по CMYK.
Теперь еще раз обратимся к учению Гиппократа и попытаемся сопоставить четыре «сока» (гумора), которым соответствуют четыре типа темперамента, с четырьмя описанными выше базисными цветами; исключение составляет лишь слизь, но если обозначить ее синим цветом (при этом мы помним, что слизь представляет собой серо-прозрачную жидкость, однако серый и синий относятся к группе родственных цветов), то можно получить следующую цветовую характеристику темпераментов:
-
флегматик – слизь – синий,
-
сангвиник – кровь – красный,
-
холерик – желчь – желтый,
-
меланхолик – черная желчь – черный.
Теперь, поставив в соответствие каждому темпераменту в пространстве ФСХМ (флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик) его цвет CMYK, мы получаем цветовое изображение темпераментов, т.е. любой темперамент, описанный точными координатами в пространстве ФСХМ, может быть также представлен своим цветом по CMYK; верно и обратное: каждому цвету с разложением CMYK может соответствовать некий тип темперамента, представленный в пространстве ФСХМ.
Таким образом, каждый уникальный темперамент, как и его обладатель, может найти свои координаты в пространстве темпераментов Гиппократа–Галена и, более того, может быть представлен в цвете; получив проекции цвета в трехмерные пространства и поверхности, образованные различными сочетаниями базисных векторов, мы можем описать так называемую «цветографию» человека.
Данная цветовая метафора может служить наглядным примером описания большого количества вариаций и форм проявления тех или иных психологических феноменов с опорой лишь на небольшое число признаков, качеств или свойств либо на основании небольшого числа выделенных типов. Таким образом, гуморальная теория Гиппократа, примененная Галеном к описанию темпераментов, может быть вполне применима к описанию темпераментов конкретных людей без потери общности. Более того, при предложенном подходе объяснения многообразия свойств путем построения типологии каждая из классификаций приобретает новое наполнение и качество.
Предстоит еще исследовать вопрос о силе темперамента. Дело в том, что любой вектор в пространстве – это величина, которая характеризуется направлением и длиной.
Направление задается координатами в пространстве ФСХМ, а длина вектора в данном случае ограничена равенством для координат (a,b,c,d):
а + b + c + d = 1. (1)
Это требование равенства общей суммы темпераментов 100 % или 1 (в случае операций с долями, а не процентами), т. е. концы всех векторов темпераментов лежат на плоскости (1).
Тогда длина каждого вектора может быть вычислена следующим образом:
(2)
Таким образом, в пространстве темпераментов Гиппократа–Галена значимыми становятся не только направления, но и длины векторов-темпераментов, что для цветового представления может быть выражено в терминах насыщенности, интенсивности цвета. Если далее следовать идее цвето-графического представления темперамента, то могут быть выдвинуты и проверены гипотезы о взаимном притяжении и гармоничном цветопредставлении отдельных темпераментов. В новом ракурсе может быть рассмотрена проблема цветовых предпочтений, равно как и задача о нахождении взаимосвязи между цветовым выбором и темпераментом.
На примере цветовой метафоры теории темпераментов Галена было показано, что введение четырех «абстрактных» базовых темпераментов позволяет рассматривать множество различных темпераментов как точек в четырехмерном пространстве, представляющее собой счетное множество, мощность которого, как известно, включает ¥. А мощность множества точек, лежащих на плоскости (1) и обозначающих конкретные темпераменты, равна continuum, что гораздо «больше», чем мощность счетного множества.
Подводя итоги нашему экскурсу, добавим, что с методологической и методической точек зрения педагогам и преподавателям психологических дисциплин было бы весьма полезно представлять различные типологии и классификации как способы систематизации и упорядочения всего многообразия существующих психологических свойств или качеств, а также критериев их выделения, для чего, собственно, они и вводятся.
Что касается самих учащихся, приступающих к ознакомлению с различными типологиями, то на первое место здесь выступают не критические замечания относительно излишней абстрагированности предложенной теории, а наполненный содержанием и многообразием трактовок концептуальный подход автора типологии. Лишь в этом случае обучающийся сможет осуществить как анализ какого-либо явления – на стадии выделения крайностей, так и его синтез – на этапе обобщения и формирования целостного представляения об изучаемом феномене. Этот подход позволит обучающимся с уважением относиться к тому багажу знаний и теорий, который на сегодняшний день накоплен наукой, и будет способствовать развитию не только новых теорий, но и прикладных исследований.
Литература
-
Анастази А. Дифференциальная психология. М.: Апрель-Пресс. 2001.
-
Гиппократ. Этика и общая медицина. М.: Мир книги. 2007.
-
Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука. 1998.
-
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука. 1984.
-
Нагибина Н. Л. Психология типов. Системный подход. Психодиагностические методики. М.: Институт молодежи. 2000. Ч. 1.
-
Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Издательство «Речь». 2005.
Окутин Олег Львович, Институт психологии РАН, Центр экспериментальной психологии МГППУ (Москва), e-mail: [email protected]
Окутина Галина Юрьевна, Институт психологии РАН, Центр экспериментальной психологии МГППУ (Москва), e-mail: [email protected]
Бутусова Марина Игоревна, психолог Центра экстренной психологической помощи МГППУ, Москва, Россия, e-mail: ma-prof@yandex. ru
Метрики
Просмотров
Всего: 3547
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 903
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0
Карта сайта
Карта сайтаЦвет:C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
- Телефон доверия: 8 800 200-01-22
Ошибка 404
К сожалению запрашиваемая страница не найдена.
Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже
|
|
4 темперамента, кто ты?
Теория темперамента описывает 4 фундаментально различных основных паттерна наблюдаемого поведения, присущих всем людям.
Чтобы узнать свой темперамент, пройдите наш бесплатный тест на определение личности.
Импровизаторы (Ремесленники) (SP)
ISFP — ESFP — ISTP — ESTP
~ 27% населения
- Спонтанный, гибкий, адаптируемый
- Сосредоточен на настоящем, в данный момент
- Внимательно следит за тем, что происходит вокруг них
- Действует исходя из потребностей момента
- Стремление к новым впечатлениям
- В целом оптимистичный и полный энтузиазма
- Развлекательный и иногда яркий
Стабилизаторы (Guardians) (SJ)
ISTJ — ESTJ — ISFJ — ESFJ
~ 46% населения
- Стабильный, надежный, практичный, традиционный
- Движимый долгом, честью и служением другим
- Логический, тактический
- Ориентация на детали (от малого к большому мышлению)
- Стремление убедиться, что все сделано правильно
- Заглядывает в прошлое, чтобы увидеть, что работало до
- Предпочитает проверенный подход
Теоретики (рационалы) (NT)
INTJ — ENTJ — INTP — ENTP
~ 10% населения
- Свободно владеет теориями, концепциями, абстрактным мышлением и сложными системами
- Логический, аналитический, автономный, изобретательный
- Ориентация на будущее, стремление к будущему
- Более ориентирован на общую картину, менее ориентирован на детали (мышление от большого к малому)
- Планы на случай непредвиденных обстоятельств
- Вспышки озарения, мозговой штурм, новые идеи, новые возможности
Катализаторы (Идеалисты) (NF)
INFP — ENFP — INFJ — ENFJ
~17% населения
- Идеалистический, чуткий, ориентированный на людей
- Отношения и люди важнее всего
- Настроен на людей и что им нужно
- Стремление к гармонии
- Стремление помочь людям найти свой истинный путь
- Ориентация на будущее
- Аутентичный
- Дипломатический
Наш Бесплатный Тест Личности покажет вам, каков ваш Termperament и 4 буквы Типа Личности.
Знание своего темперамента может многое рассказать о вас самих. Знание темперамента других поможет вам лучше понять их и лучше ладить с ними.
Люди с одинаковым темпераментом будут иметь некоторые общие черты:
- Ценности
- Взгляд на жизнь
- Оптимизм/пессимизм
- Сильные и слабые стороны
Как и в случае с Типом Личности, ваш Темперамент остается неизменным от рождения до смерти.
У нас есть доктор философии Дэвид Кейрси. (31 августа 1921 г. — ) поблагодарить за исследование истории и разработку теории четырех темпераментов в его книге Пожалуйста, поймите меня II .
Согласно Кейрси, Платон (340 г. до н.э.), Аристотель (325 г. до н.э.) и Гален (190 г. н.э.) нашли похожий способ разделить людей на четыре группы на основе наблюдаемого поведения.
СП | СЖ | НФ | НТ | |
Платон 340 г.![]() | Ремесленник | Хранитель | Идеалист | Рационал |
Аристотель 325 г. до н.э. | Гедонистический | Собственный | Этический | Диалектический |
Гален 190 г. н.э. | Сангин | Меланхолик | Холерик | Флегматик |
Майерс 1958 | Зондирование | Планирование | Дружелюбный | Твердый дух |
Беренс 2010 | Импровизатор | Стабилизатор | Идеалист | Теоретик |
После Кейрси, автора, психолога и тренера Линды Беренс, доктора философии. обновила названия и описания 4 темпераментов в своей книге «Понимание себя и других, введение в 4 темперамента».
Что такое темпераменты и зачем им новые имена?
Темпераменты имеют долгую историю. Эти четыре целостных модели человеческого поведения и мотивации использовались задолго до того, как были изучены и разработаны какие-либо более сложные модели личности. Хотя они существуют уже давно, они по-прежнему ценны и полезны.
В этой статье я расскажу вам о четырех темпераментах — как они возникли, что они нам говорят, как они связаны с системой личности Майерса и Бриггса и почему мы провели для них ребрендинг используя язык, который имеет больше смысла для нас сегодня.
О чем говорят нам темпераменты?
Темпераменты описывают четыре основные модели мотивации и поведения, которые влияют на наши взгляды, решения, стремления и характер. У всех нас есть один темперамент, который мы предпочитаем другим.
Ваш темперамент не меняется, а взрослеет по мере вашего роста и развития. Вы можете не демонстрировать или не резонировать со всеми перечисленными чертами, но в основной мотивации будет что-то, что вам нужно выполнять ежедневно. Что-то, к чему вы стремитесь, иначе вы будете чувствовать себя расстроенным или сбитым с толку.
История и эволюция – Что в имени?
Темперамент менялся веками. Впервые они были описаны Гиппократом в 450 г. до н.э., когда он наблюдал эти четыре общих мотива у людей. Через некоторое время (190 г. н.э.) Гален, римский врач, связал эти темпераменты с четырьмя телесными юморами, как они были известны в то время: холерическим, меланхолическим, флегматическим и сангвиническим.
Платон, также опираясь на Гиппократа, рассматривал темпераменты в контексте того, какой вклад люди вносят в общество, и по-гречески называл их иконическими, писическими, ноэтическими и дианоэтическими, что означает создание искусства, заботу, моральную философию и логическое исследование.
На протяжении веков разные авторы давали темпераментам разные названия в зависимости от контекста и точек зрения, с которых они их исследовали. Но общность между версиями темпераментов каждого автора продолжала просвечивать.
Темперамент на некоторое время угас, пока Дэвид Кирси не опубликовал свою книгу «Пожалуйста, пойми меня » в 1970-х, а затем обновленную версию «Пожалуйста, пойми меня II » в конце 1990-х.
Хотя Кейрси признавал, что темперамент зависит от наших глубинных мотивов и необходимости чувствовать себя удовлетворенным своей жизнью, он предпочел сосредоточиться на наблюдаемом поведении. То есть он хотел отвлечься от того, что происходило скрыто внутри разума, и сосредоточиться на действиях каждого из нас.
Первоначально он назвал каждый из темпераментов в честь греческих богов, чье поведение можно было наблюдать через четко сформулированные мифы и легенды. Этими богами были Дионисий, Деметра, Аполлон и Прометей. Но по мере того, как знания о греческих богах уменьшались, Кейрси обновил свои названия темпераментов, чтобы отразить имена, выбранные Платоном, но на английском языке.
- Iconic или «eikonike» превратились в Artisan, на что указывает слово «артефакт», поскольку Кирси видел, что эти люди становятся «мастерами в изготовлении прочных, практичных вещей».
- Pistike — это слово от Guardian и означает смотритель «с заслуживающими доверия убеждениями».
- Noetic примерно переводится как «интуитивное мышление» или моральная философия. Эти люди Идеалисты.
- Dianoetic переводится как «диалектическое мышление» или логическое рассуждение и становится Rationals.
Хотя эти четыре имени, Хранитель, Ремесленник, Рационал и Идеалист, все еще широко используются, мы чувствовали, что, как и в случае с греческими богами, современному обществу становится все труднее понять их значение.
В компании Truity мы хотим, чтобы инструменты для работы с персональными данными были практичными, доступными и простыми в применении. Мы также фокусируемся на глубинных мотивах и движущих силах, поэтому искали современные слова, отвечающие всем этим требованиям.
Таким образом, наши обновленные имена — Responder, Preserver, Theorist и Empath.
Связь с теорией Майерс-Бриггс
Поскольку темпераменты обладают универсальным свойством, неудивительно, что мотивы также рассматриваются в рамках теории Майерс-Бриггс, разработанной Карлом Юнгом, Кэтрин Майерс и Изабель Бриггс.
Когда Майерс впервые опубликовала свою книгу Индикатор типа Майерс-Бриггс в 1962 году, она уже называла 16 типов принадлежащими к четырем различным группам — NT, NF, ST и SF — комбинация двух средних букв. каждого из 16 типов. Через призму темперамента Кирси видел группы немного по-другому.
Он считал, что темперамент управляется двумя вещами: сосредоточенностью и подходом. «Фокус» относится к типу информации, на которую мы обращаем внимание, и к словам, которые мы используем для общения. Кирси разделил их на две категории: конкретные и абстрактные. Это примерно то же самое, что и категории Майерса Сенсор (S) и Интуитивный (N).
(Майерс чувствовал, что те, кто предпочитает Ощущение, как правило, более конкретны и сосредоточены на наблюдении непосредственного мира вокруг них, а интуитивы более абстрактны, изобретательны и заинтересованы в наблюдении за тем, что нельзя увидеть.)
«Подход» — это то, как мы подходим к своей работе или как мы считаем, что это лучший способ выполнить работу. Кирси определил для этого две категории: прагматичный и кооперативный. Те, кто предпочитает быть прагматичными, хотят выполнять задачу эффективно, с минимальными усилиями и с наименьшим количеством суеты. Они готовы игнорировать правила или социальные нормы, чтобы быть эффективными. Те, кто подходит к задачам совместно, считают, что лучший способ выполнить работу — это ладить с другими, следовать законам и социальным нормам и приспосабливаться к потребностям и запросам других.
С точки зрения Майерса, дихотомия Мышление/Чувство является наиболее применимой. Это фокусируется на том, как мы оцениваем информацию, принимаем решения и предпринимаем действия. Мыслители (T), как правило, более сосредоточены на задаче, а Чувствующие (F), как правило, больше ориентированы на отношения.
Но когда Кирси посмотрел на основную мотивацию и соответствующее поведение каждого из 16 типов, он увидел, что хотя это относится к интуитивным, это не применимо к сенсорикам. Сенсоры сосредотачиваются на своем непосредственном окружении и на том, как они хотели взаимодействовать с ним, определяя, будут ли они более кооперативными или прагматичными. Отсюда необходимость взглянуть на последний элемент типа личности Майерса: Суждение (J) и Восприятие (P). Это указывает на то, в какой среде мы хотим жить. Судьи, как правило, предпочитают более организованную, структурированную и запланированную среду, в то время как Воспринимающие предпочитают более свободную и исследовательскую среду.
Все ПЛ хотят каким-то образом немедленно реагировать на окружающую их среду. SJ хотят создать порядок, защитить и сохранить. Следовательно, это больше соответствует темпераментам, чем раскол SF/ST.
Если вы знаете четыре буквы своего типа Майерс-Бриггс, вы сможете довольно быстро определить свой темперамент. В противном случае пройдите нашу оценку Typefinder, чтобы узнать больше.
Теперь обратимся к четырем современным темпераментам. Вот краткий обзор того, как выглядит каждый темперамент. Для более глубоких объяснений вы можете посмотреть соответствующее видео здесь.
Респондеры (SP)
Респондеры, сенсоры-восприниматели, хотят реагировать на происходящее в жизни. Это легко адаптирующиеся решения проблем, которые находят следование планам ограничивающим и скучным. Они быстро оценивают любую ситуацию и предпринимают практические шаги, чтобы исправить ее, используя любые инструменты или ресурсы, которые у них есть под рукой, всегда готовые запачкать руки.
Полагая, что жизнью нужно наслаждаться, Спасатели всегда готовы к веселью и захватывающим приключениям, особенно если это то, чего они раньше не пробовали. Они тяготеют к таким мероприятиям, как стендап-комедия или импровизация, рафтинг, вождение гоночного автомобиля, сопровождение студентов в недельной поездке на каноэ или переговоры о захвате заложников.
Люди описывают Ответчика как: спонтанного, гибкого, веселого, приземленного, практичного, легкого на подъем, случайного и забавного. Они также могут охарактеризовать их как безответственных, легкомысленных и склонных к риску людей.
Хранители (SJ)
Хранители, Сенсоры-судьи, хотят нести ответственность, знать, что они вносят свой вклад в нормальное функционирование общества. Они стремятся к порядку и структуре, ценят традиции и поддерживают статус-кво. Они никогда не уклоняются от своих обязанностей и ответственности, они усердно работают, делая то, что необходимо и ожидается, пока задача не будет завершена, будь то на работе, дома или в своем сообществе.
Полагая, что жизнь — это служение другим, Хранители стремятся выполнять свой долг. Они следят за тем, чтобы семейные традиции, такие как Рождество или День Благодарения, проходили гладко, тренируют Младшую лигу или посещают корпоративные собрания, а также соблюдают такие правила, как уважение к старшим или точное измерение ингредиентов для торта.
Люди описывают Хранителей как надежных, обычных, послушных, традиционных, ориентированных на детали, предсказуемых и трудолюбивых. Они также могут охарактеризовать их как: перемены неблагоприятные, осторожные и негибкие.
Теоретики (NT)
Теоретики, обладающие интуитивным мышлением, хотят знаний и подходят к жизни как ученый: выдвигают гипотезы, проверяют теории и связывают сложные идеи с рациональным пониманием. Они стремятся понять принципы, лежащие в основе систем, которые они наблюдают. Как только они это поймут, они захотят применить это для решения сложных проблем.
Полагая, что жизнь состоит из обучения, Теоретики всегда находятся в поиске абстрактных, но ясных знаний. Для них развлечением является обсуждение с семьей того, актуальны ли их традиции, исследование флоры и фауны в саду, посещение конференции по их любимой теме или проведение экспериментов с людьми или системами в их жизни.
Люди описывают теоретиков как аналитических, интеллектуальных, вдумчивых, скептически настроенных, изобретательных, нестандартных и непредубежденных. Их также можно охарактеризовать как неэмоциональных, далеких и отчужденных.
Эмпаты (NF)
Эмпаты, обладающие интуитивным чутьем, хотят высвободить потенциал внутри других. Они сосредотачиваются на людях, их потребностях и дарах и стремятся их поддержать. Они объединяют людей разного происхождения, находят новые способы жить и работать вместе и хотят сделать мир лучше.