Гармония — Википедия
Гармо́ния (др.-греч. ἁρμονία, лат. harmonia, а также лат. coaptatio, convenientia и др. переводы[1]) в философии — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, в эстетике — слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей (например, в музыке — консонанса и диссонанса).
В философии гармония — категория, отражающая закономерный характер развития действительности, внутреннюю и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы. В эстетике гармония — одна из форм прекрасного, понятие, означающее упорядоченность многообразия, целостность, обладающая согласованностью частей и уравновешенностью их напряженности.
Слово «гармония» встречается в гомеровских «Илиаде» и «Одиссее».
Философская трактовка гармонии (без самого слова «гармония») у греков впервые отмечается у Гераклита (первая половина V в. до н. э.):
Слоги: звонкие и незвонкие [буквы], согласное разногласное, созвучное несозвучное, из всех — одно, из одного — всё.
— Гераклит. О природе[2]
Автор трактата «О мире», известный как Псевдо-Аристотель (I в. до н.э.), опираясь на Гераклита, находил согласие противоположностей во всех природных сущностях, в деятельности (занятиях, «искусстве») человека и в самой Вселенной:
… природа влекома к противоположностям, и из них, а не из подобного, образует согласное (др.-греч. τὸ σύμφωνον). Так, она свела мужчину с женщиной, а не с однополым существом (равно как и женщину) и сочетала первое согласие из противоположных, а не подобных друг другу существ. Похоже, что и искусство (др.-греч. τέχνη), подражая природе, делает то же самое. Живопись, смешивая белые и черные, желтые и красные краски, создает изображения, соответствующие оригиналам. Музыка, смешав одновременно высокие и низкие, длительные и краткие звуки в различных голосах, создает единую гармонию (др.-греч. ἁρμονίαν). Грамматика, смешав гласные и согласные буквы, составила из них всё [словесное] искусство. <…> Так и всё мироздание, то есть небо и землю, и весь космос в целом упорядочила единая гармония через смешение противоположнейших начал.
— [Аристотель]. О мире, 395b[3]
Такое понимание гармонии у греков получило всеобщее распространение — особенно у пифагорейцев (и неопифагорейцев). Например, в трактате «Арифметика» Никомаха из Герасы (II в. н. э.):
Гармония всегда рождается из противоположностей, ведь гармония — это единение многосмешанных [сущностей] и согласие разногласных (др.-греч. Ἁρμονία δὲ πάντως ἐξ ἐναντίων γίνεται· ἔστι γὰρ ἁρμονία πολυμιγέων ἕνωσις καὶ δίχα φρονεόντων συμφρόνησις).
— Nic. Arithm. II, 19
В латинской науке то же определение впервые регистрируется в «Арифметике» Боэция (ок. 500 г.):
Всё, что состоит из противоположностей, связано некой гармонией и сложено с её помощью, ведь гармония — это единение многого и согласие разногласного (лат. Est enim armonia
plurimorum adunatio et dissentientium consensio).
— Boeth. Arithm. II, 32
В классической художественной литературе гармония (без самого этого слова) описывалась как concordia discors (буквально «разногласное согласие») у Горация (в «Посланиях», 23—20 до н. э.) и Лукана («Гражданская война», 48—65 н. э.):
Cum tu inter scabiem tantam et contagia lucri
Nil parvum sapias et adhuc sublimia cures:
Quae mare conpescant causae, quid temperet annum,
Stellae sponte sua iussaene vagentur et errent,
Quid premat obscurum lunae, quid proferat orbem,
Quid velit et possit rerum concordia discors,
Empedocles an Stertinium deliret acumen.— Horat. Epist. I,12
Temporis angusti mansit concordia discors
Paxque fuit non sponte ducum <…>
— Lucan. Bell. civ. I, vers.98-99
С античности гармония (без самого слова) описывалась не только как concordia discors (разногласное согласие), но и в инверсии, как discordia concors (согласное разногласие), например в «Астрономии» Марка Манилия (I в. н. э.). Четыре элемента мироздания.
Символическое изображение гармонии (discordia consors) в «Гармонических письмах» А.Банкьери (1628)…faciuntque deum per quattuor artus
Et mundi struxere globum prohibentque requiri
Ultra se quicquam, cum per se cuncta crearint:
Frigida nec calidis desint aut umida siccis,
Spiritus aut solidis, sitque haec discordia concors
Quae nexus habilis et opus generabile fingit
Atque omnis partus elementa capacia reddit:
Semper erit pugna ingeniis, dubiumque manebit
Quod latet et tantum supra est hominemque deumque.— Manilius. Astronomica, I.137-146
В эпоху Средних веков, Ренессанса и барокко гармонию продолжали описывать и тем и другим клише — и как concordia discors, и как discordia concors[4]. Например, на фронтисписе трактата Ф.Гафури «Труд о гармонии музыкальных инструментов» (1518) автор изображён на кафедре, вещающий ученикам «древнюю истину» о гармонии, во второй (инвертированной) формулировке: Harmonia est discordia concors (цифровое факсимиле фронтисписа см. в статье Гафури). Такая же формулировка в эпистолярии А. Банкьери «Гармонические письма» (1628, p. 131) сопровождается гравюрой, призванной символически иллюстрировать приложение этого эстетического принципа к музыке (см. цифровое факсимиле).
В преобразованной форме идея гармонии продолжила существование в новой философии у Шефтсбери, Кеплера, Джордано Бруно, Лейбница и в немецком идеализме. Педагогическим идеалом Гёте, как он выражает его в «Вильгельме Мейстере», было «воспитание гармонически свободного человечества», развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие. Природа была для Гёте большим организмом, в котором господствует гармония силы и границ, произвола и закона, свободы и меры, подвижного порядка, достоинств и недостатков («Метаморфоза животных», 1819).
Основная статья — Гармония (музыка).
Музыкальная гармония со времён античности непосредственно выводилась из общего (философско-эстетического) представления гармонии — у греков см., например, третью книгу «Гармоники» Птолемея (особенно гл.3), у латинян, например, — первую книгу фундаментального труда «Основы музыки» Боэция. Термином «гармония» (др.-греч. ἁρμονία) в платоновско-пифагорейской традиции также обозначались виды октавы как интервала, объемлющего
В Средние века, в знаменитом трактате Псевдо-Хукбальда «Musica enchiriadis» (IX в.) «согласное различие» (diversitas concors) подаётся как фундаментальное основание музыкальной целостности тетрахорда, звуки которого объемлют всё разнообразие монодических ладов (точнее, их финалисов). Действие фундаментального принципа в том же источнике распространяется и на многоголосие «диафонии» (органума), которое определяется как «согласно-разнозвучная слаженность» (concentus concorditer dissonus)[5]. Определение музыкальной гармонии как «слаженного объединения разных голосов»[6] (с вариантами) — ещё одно клише во многих средневековых музыкальных трактатах[7]. Другое популярное определение музыкальной гармонии дал в VII в. Исидор Севильский: «Гармония — это соразмерное движение голоса, согласование, или слаженность, различных звуков [мелодии]» [8]. Характерно, что в этих определениях гармонии «разные/различные» не означает одновременности взятия разновысотных звуков, т.е. определение музыкальной гармонии никак не связано с фактурой (с тем, сколько голосов звучит в одновременности).
Традиции экстраполяции гармонии «онтологической» на гармонию музыкальную в Европе долго держались и в последующие времена — на всём протяжении эпохи Ренессанса и (особенно) в эпоху барокко; например, в «Синопсисе новой музыки» — Иоганн Липпий, в «Универсальной музургии» — Афанасий Кирхер, в «Универсальной гармонии» — Марен Мерсенн и многие другие музыканты, философы, богословы и писатели иного рода.
- ↑ Haec enim congruentia (sive convenientia vel concinentia vel consonantia commodius dicitur quod est unum ad duo), in omni compaginatione vel si melius dicitur coaptatione creaturae valet plurimum. Hanc enim coaptationem, sicut mihi nunc occurrit, dicere volui quam graeci ἁρμονίαν vocant.
- ↑ Цит. по: Лебедев А.В. Логос Гераклита. СПб.: Наука, 2014, с.191.
- ↑ Перевод А.В.Лебедева. Цит. по: Лебедев А.В. Логос Гераклита. СПб.: Наука, 2014, с.191.
- ↑ Как, например, в труде «De ortu scientiarum» (2-я пол. XIII в.) Роберта Килвардби: «Harmonia autem nihil aliud est quam rerum diversarum concors ad invicem coaptatio sive modificatio».
- ↑ Mus. ench., XIII «De proprietate symphoniarum».
- ↑ Оригинал: Armonia est diversarum vocum apta coadunatio.
- ↑ См. напр., «Musica enchiriadis» Хукбальда (IX в.), Enchiridion Uchubaldi (X в.), Маркетто Падуанский Lucidarium (нач. XIV в.), Николай Капуанский (1415), Франкино Гафури («Extractus parvus musicae», ок.1474), Иоанн Чикония, Николай Бурци, Бьяджо Россетти, Стефан Ваннео и др.
- ↑ Harmonia est modulatio vocis, et concordantia plurimorum sonorum, vel coaptatio. См., например, у Аврелиана из Реоме (IX в.), Иеронима Моравского (XIII в.), Уолтера Одингтона («De speculatione musicae», начало XIV в.) и мн. др.
- Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Москва, 1973.
- Махов А.Е. Musica literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005.
- Flotzinger R. Harmonie: um einen kulturellen Grundbegriff. Wien, 2016. ISBN 978-3-205-78556-9.
ГАРМОНИЯ. Цитаты про гармонию. — СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги. — ЖЖ
ГАРМОНИЯ. Цитаты про гармонию.
Важно – во все времена – быть в гармонии с миром и Вселенной, и прежде всего – с самим собой.Что толку ехать в Тибет, если Тибет повсюду, если ты сам себе Тибет.
Когда живешь в согласии с собой, тебе по силам ладить и с другими.
Восточная мудрость
Найди покой в своей душе, всё остальное само найдёт тебя.
— Как обрести гармонию?
— Живите просто. Не приносите никому вреда. Не завидуйте. Пусть сомнения очищают, а не приносят бессилие. Посвятите жизнь прекрасному. Творите ради творчества, а не ради признания. Относитесь к ближним, как к откровениям. Преобразите прошлое забыв его. Приносите в мир новое. Наполните тело любовью. Станьте энергией любви, ибо любовь все одухотворяет. Где любовь — там Бог.Гармония приходит изнутри. Не ищите ее снаружи.
Когда всё хорошо
Гармония — это сочетание противоположностей. АристотельТолько сотворив гармонию в своих умах, мы обретаем ее в нашей жизни.
Полное отсутствие потребности кому-то что-то доказывать, является хорошим признаком гармонии внутри.
Чтобы гармонично и счастливо жить используйте три правила:
• Уважай себя
• Уважай других
• Принимай и понимай ответственность за свои действия.Кто ты?
Ты — тот, что попросился на Землю ради того, чтобы сделать здесь что-то замечательное, что-то для тебя очень важное, что-то такое, чего нельзя сделать больше нигде и никогда…
Нет лучшего косметолога, чем мир в душе.
Мать Тереза
Ничто не наносит такого вреда,
как неумение довольствоваться тем, что имеешь.
Ничто так не губит, как стремление умножать.
Воистину, довольствуясь тем, что имеешь,
достигнешь основы, которая неисчерпаема!
Лао Цзы. Дао Дэ ЦзинЦелью жизни Демокрит считал «хорошее спокойное расположение духа, такое состояние, при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возмущаемая никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-либо другой страстью». Это состояние достигается, если сделать свои удовольствия не зависимыми от преходящих вещей, вообще «от умеренности в наслаждении и гармонической жизни».
Основы гармонии в музыке | aNNiMON.com
<< Создаем мелодию. Часть 3 | LITE-версия материала >>Содержание
Содержание
1. Трезвучия. Обращения трезвучий.2. Последовательность аккордов. Гармонический оборот.
3. Соединяем аккорды с мелодией.
4. Кварто-квинтовый круг.
5. Нетерцовые созвучия (нетерцовые аккорды).
Вспомните определения понятий «трезвучие» и «аккорд» из прошлой статьи.
Трезвучие – аккорд из трех нот, расположенных по терциям.
Аккорд – сочетание трех или более нот, взятых одновременно.
Сейчас часто аккордом вполне могут называть сочетания звуков с любыми интервалами, тогда как раньше под аккордом подразумевали созвучие нот, расположенных с интервалами в терцию, либо способные к такому размещению с помощью октавных перемещений.
Теперь дадим само определение гармонии. Процитирую старый советский учебник:
Гармония – объединение звуков в созвучия и связная последовательность таких созвучий.
Гармония подчеркивает атмосферу мелодии, задает контекст. Например – послушайте одну и ту же мелодию, сыгранную под аккорды ЛЯ-минор и ДО-мажор:
harmony_1.mp3
Мелодия написана в натуральном ЛЯ-миноре, и настроение ее подчеркивается аккордом ЛЯ-минор. Однако во второй части та же мелодия звучит иначе – появляется позитивное настроение, она будто обнадеживает: «все не так уж плохо!».
Видите, как по-разному воспринимается одна и та же мелодия под разным контекстом.
Трезвучия. Обращения трезвучий.
В примере выше аккорды представляли собой трезвучия, о которых я также говорил в прошлой статье.
Трезвучия можно преобразовывать, или, как говорят, обращать, перемещая их звуки на октаву выше или ниже. Послушаем, как звучит ДО-мажорное трезвучие без обращений:
b3-m3.mp3
Называется оно терцквинтаккорд, поскольку между первым и вторым звуком расстояние в терцию, а между первым и третьим – в квинту. Обозначается оно C3-5, где C – тоника аккорда, а цифрами 3 и 5 обозначены интервалы: терция и квинта.
Хорошо, переместим тонику (ноту ДО) на октаву выше.
C6.mp3
Получится секстаккорд, поскольку между самым нижним звуком, который теперь оказался нотой МИ, и тоникой, получился интервал в сексту. Обозначается он С6.
А что получится, если переместить второй звук (ноту МИ) на октаву выше? Получим квартсекстаккорд:
C4-6.mp3
Называется он так, потому что между нижним звуком, нотой СОЛЬ в нашем случае, и остальными звуками интервалы в кварту и сексту. Обозначается этот аккорд как C4-6.
Что будет, если и его нижний звук переместить на октаву выше? Получится обычное трезвучие C3-5, только октавой выше. Поэтому, говорят, у трезвучия два обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.
Последовательность аккордов
Связная последовательность аккордов называется гармоническим оборотом.
Как же сделать последовательность аккордов связной? Вспомните об устойчивых и неустойчивых ступенях и тяготении между ними – все это работает и с аккордами.
Если мы рассматриваем трезвучия в контексте определенной тональности, называться они будут по названию ступеней, от которой построены. Если построим его от тоники (1-й ступени), оно будет тоническим. От четвертой ступени субдоминантовым, а от пятой – доминантовым.
Трезвучия, построенные от тоники, доминанты и субдоминанты называют главными, поскольку они наиболее полно выражают всю суть лада.
Для того, чтобы сделать простейший гармонический оборот, нам нужно взять тонику, затем какую-либо неустойчивую ступень (например, субдоминанту), а затем снова тонику:
T-S-T.mp3
Итак, что произошло в данном примере?
1. Взяв тоническое трезвучие мы дали слуху понять, что в данный момент «по умолчанию» мы находимся в тональности ДО-мажор.
2. Взяв трезвучие от неустойчивой ступени, субдоминанты (от ноты ФА в данном случае), мы создали для нашего слуха напряжение.
3. И снова взяв тонику, мы разрешили созданное напряжение.
Этот гармонические оборот можно записать как «T-S-T», где:
* T – тоника
* S – субдоминанта
Обычно очень популярны обороты «T-S-D-T» (где D – доминанта):
T-S-D-T.mp3
Тут субдоминанта разрешается в доминанту, которая наиболее сильно стремится разрешиться в тонику:
Как видите, третья и пятая ступень доминантового трезвучия – вводные ступени гаммы «ДО мажор». Отсюда такое стремление разрешиться в тоническое трезвучие.
Таким образом, в гармоническом обороте T-S-D-T напряжение держится дольше, чем в T-S-T, или T-D-T.
А если копнуть еще глубже…
Можете вместо доминанты взять трезвучие от 7-й ступени лада – получится уменьшенное трезвучие, которое отлично разрешится в тонику.
T-S-7-T.mp3
Но если приглядеться, окажется, что это уменьшенное трезвучие – 3, 5 и 7 ступень доминантсептаккорда!
Тут возникнут вопросы: доминантсептаккорд – что это за зверь такой? Это септаккорд, построенный от доминанты натурального мажора.
Хорошо, а что такое септаккорд? Этот аккорд получается, если мы к обычному трезвучию добавляем еще одну ноту – 7-ю ступень. Послушайте теперь, как звучит оборот T-S-D7-T:
T-S-D7-T.mp3
Да, что-то нас совсем уж занесло…
Как теперь это все соединить с мелодией?
Например, попробуйте наиграть на каждый аккорд одну и ту же мелодию в вашей тональности:
ex1.mp3
Если хотите сделать мелодию разнообразней, обыграйте каждый аккорд:
ex2.mp3
Таким образом, получится, что с каждым аккордом ваша мелодия будет нести оттенки того лада, которому он будет соответствовать. Поэтому вместе с эмоциональным окрасом натурального мажора в данной мелодии есть оттенки лидийского (4-я ступень) и миксолидийского (5-я ступень) лада.
Также можете просто обыграть каждый аккорд его звуками. Т.е. построить мелодию так, чтобы она состояла только из звуков звучащего в данный момент аккорда:
ex3.mp3
В общем – издевайтесь, как хотите.
Кварто-квинтовый круг (или как еще удобно подбирать аккорды)
Взгляните на изображение:
Мы видим 2 круга – внутренний и внешний. Во внешнем с интервалом в квинту последовательно расположены тональности в натуральном мажоре, во внутреннем – параллельные им тональности в натуральном миноре.
Хорошо, как подобрать с помощью этого всего аккорды? Взглянем на следующее изображение:
Допустим, у нас тональность «ДО мажор». Ищем ноту ДО на кварто-квинтовом круге и смотрим, что возле нее находится. Слева будет расположена субдоминанта, справа – доминанта.
Ниже – все то же самое, только для параллельного ЛЯ-минора – МИ-минор справа будет доминантой, а РЭ-минор субдоминантой.
Все эти 6 аккордов можно использовать в тональности «ДО-мажор».
***
Теперь определите сами, какие аккорды войдут в тональность РЭ-мажор (если что, под спойлером ответ).
Открыть спойлер
Закрыть спойлер
* РЭ-мажор – тоника.* СОЛЬ-мажор – субдоминанта
* ЛЯ-мажор – доминанта
* СИ-минор – тоника параллельного минора
* МИ-минор – субдоминанта параллельного минора
* ФА-диез-минор – доминанта параллельного минора
***
На просторах сети также слышал о том, что, если в натуральном миноре доминанта разрешается в тонику, доминанту лучше брать не минорную, а мажорную. Т.е. если МИ-минор у нас доминанта, лучше заменить ее на МИ-мажор.
В принципе, логика в этом есть – если доминанта у нас минорная, между 3-й и 5-й ее ступенями и первым звуком тонического трезвучия будут расстояния в 1 тон. В случае, если она мажорная, между ее 3-й ступенью и первой ступенью тонического трезвучия будет расстояние в 1 полутон. Поэтому тяготение доминанты к тонике будет сильнее.
Я не думаю, что минорную доминанту можно всегда заменять на мажорную – и так оно тоже интересно звучит. Но можно использовать это как некую «фишку». Например, как в припеве песни группы Metallica – Unforgiven. Сначала там звучит обычная последовательность аккордов в ЛЯ-миноре:
Am-C-G-Em-Am
Однако в конце припева вместо минорной доминанты (МИ-минор) берется мажорная (МИ-мажор):
Am-C-G-E-Am
В результате чего припев притягивает больше внимания к себе – кажется… эм… более «логически завершенным», что ли.
Нетерцовые созвучия (нетерцовые аккорды)
Данные аккорды строятся на любых интервалах, кроме терций, и обладают интересным свойством – они не мажорные, и не минорные. Что, в принципе, логично. Ведь мы убрали терцию, которая и давала понять, какой наклоненности аккорд.
И это не означает, что они не мажорные, не минорные, но какие-то там еще, нет. Это значит, что под ними можно подразумевать как мажорный аккорд, так и минорный в зависимости от контекста.
Возьмем, к примеру, обычное ДО-мажорное трезвучие:
b3-m3.mp3
Хорошо, понизим вторую его ноту на одну ступень, и получим трезвучие, состоящие из большой секунды и кварты:
2-4.mp3
Теперь послушайте пример – в первой части будет играть мажорное трезвучие, после чего данный аккорд, а во второй то же самое, но с минорным трезвучием вначале:
ex4.mp3
Как видите, в первой части он подчеркивает твердость и позитив мажорного лада, а во втором – добавляет трагичности минорному. Хотя это – один и тот же аккорд!
Можно сделать еще так – сначала взять кварту, а после большую секунду:
4-2.mp3
Можно сделать аккорд из квинты и кварты:
5-4.mp3
Можно из кварты и квинты:
4-5.mp3
Или из двух квинт (в аккорде из большой секунды и кварты второй звук переносим на октаву выше):
5-5.mp3
Звучит он красиво, если обыграть (как в миноре, так и в мажоре):
ex6.mp3
Этими аккордами можно заменить обычные трезвучия. Давайте сделаем это с примером из предыдущего раздела:
ex5.mp3
Эпилог
На этом заканчиваю тему ) Хотел рассказать больше, но получилось уже и так слишком много контента – не влезает в предел 20 файлов на статью.
Мы и так сегодня узнали достаточно:
* Какие бывают обращения трезвучия. Кстати, мы рассматривали только обращения мажорного трезвучия – попробуйте пообращать минорное!
* Что такое гармонический оборот и как он строится.
* Научились пользоваться кварто-квинтовым кругом для подбора аккордов.
* Узнали о нетерцовых созвучиях (или аккордах, как угодно называйте) и что с ними можно делать.
* И, самое главное – узнали, как гармония влияет на восприятие мелодии.
Думал я этой статьей завершить серию о создании музыки… И, наверное, так и сделаю, хотя – хорошим завершением была бы статья об основах аранжировки. Пока у не выходит у меня ее сделать. Но, возможно, через какое-то время займусь ей )
Создаем музыку. Основы аранжировки >>
Содержание серии:
>> Ритм в музыке
>> Создаем мелодию. Часть 1.
>> Создаем мелодию. Часть 2.
>> Создаем мелодию. Часть 3 – диатонические лады.
>> Основы гармонии в музыке
Что такое гармония в музыке? Определение, понятие и особенности :: SYL.ru
Одним из самых значимых средств музыкальной выразительности в музыке является гармония. Она подчеркивает выразительность мелодии, «договаривает», дополняет мысли, заложенные в ней. Вместе с тем, гармония в музыке — это одна из самых сложных наук, поэтому ее основательно изучают в музыкальных средних специальных и высших учебных заведениях. Некоторые основы гармонии входят в курс сольфеджио детских музыкальных школ и детских школ искусств. Что такое гармония в музыке? Определение — это то, с чем мы постараемся разобраться сначала.
Определение
Гармония — многоплановый термин. Понятие гармонии в музыке включает в себя различные грани: это и термин, означающий «благозвучие», и наука об аккордах и созвучиях, и учебная дисциплина. Рассмотрим определения, которые даются в учебных пособиях более подробно.
Гармония — неотъемлемая часть художественного мышления
Гармония — приятная для слуха слаженность звуков в музыкальном произведении; то же, что «благозвучие»
Гармония — слово греческого происхождения, которое означает стройность, соразмерность, пропорциональность, созвучность.
Гармония также может являться обозначение гармонического стиля композитора.
Гармония — одно или группа созвучий
Гармония — учение о последовательности созвучий
Гармония в узком значении — это системные принципы организации звуковысотных соотношений
Гармония в широком значении — любая звуковысотная интонационная сопряженность, охватывающая пространственно-временной континуум по вертикали, горизонтали, диагонали, имеющая структурообразующее значение и способная выступать в качестве элемента (или одного из уровней) звуковысотной системы.
Гармония — объединение звуков в созвучия и их связное последование
Гармония — научная и учебно-практическая дисциплина, охватывающая одну из важнейших сторон техники композиции, изучающая созвучия и системы связей между ними
Действительно, определения гармонии разнообразны. Но все они говорят о важности этой неотъемлемой части музыки. О важности ее для композиторов. Ведь чтобы писать красивую музыку, нужно уметь грамотно выстраивать музыкальную мысль. Хаос звуков вряд ли будет считаться шедевром (хотя в современном искусстве возможно все…). Исполнителю также необходимо понимать гармонию, ведь она — одно из средств, с помощью которых создается музыкальный образ.
В современном значении термин «гармония» начал употребляться примерно с начала XIX века, до этого использовалось понятие генерал-бас.
Особенности гармонии
Как видно из определений, гармония — наука непростая. Главное, что изучается в гармонии — аккорд. Как и гармония в музыке, аккорд имеет несколько значений, различные авторы учебников трактуют его по-разному.
Аккорд — созвучие из трех или более звуков, расположенных по терциям
Данное определение аккорда является наиболее распространенным. Главным образом оно относится к классической гармонии, где наиболее распространены аккорды терцового строения. Существуют также аккорды квартового, секундового и смешанного строения.
Аккорд — созвучие из трех или более звуков, расположенных по определенному принципу.
Каждый аккорд обладает рядом характеристик: строение, его функция в ладу. В курсе обучения классической гармонии много места отводится изучению функций аккордов, последовательности их применения, особенностям разрешения аккордов той или иной функции, правильности голосоведения при соединении аккордов (переходе одного аккорда в другой).
Виды гармонии в музыке
Разновидности гармонии в основном связаны с историческими периодами и музыкальными стилями, в которых гармония видоизменялась.
Появление гармонии связано с многоголосной музыкой. К XI веку в григорианском хорале появилось деление на голоса, и запоминать все хоралы наизусть стало практически невозможно. С этим фактом связано и появление нотной грамоты, и развитие всех музыкально-теоретических дисциплин. В XVI веке появились серьезные труды по гармонии, автором одного из которых стал Царлино.
В итоге, можно выделить 4 основных вида гармонии:
- В эпоху венского классицизма сформировались основные правила классической гармонии. На этих правилах так или иначе базируются все остальные виды.
- Романтическая гармония свойственна для XIX века и связана с эпохой романтизма.
- Джазовая гармония появилась в XX веке вместе с соответствующим музыкальным направлением.
- Современная гармония также сформировалась в XX веке.
Классическая гармония
Классическая гармония с ее правилами, законами окончательно сформировалась в творчестве венских классиков: Йозефа Гайдна, Кристофа Клюка, Вольфганга Моцарта, Людвига ван Бетховена.
В классической гармонии существуют 3 основных функции: тоника — Т, субдоминанта — S, доминанта — D. Главный функциональный оборот — Т-S-D-Т. Именно в таком порядке по своему разрешению следуют функции. И, например, если варианты сочетаний T-S-T, T-D-T, S-D возможны, то переход D в S в классической гармонии не допускается. Не допускаются, например, соединения аккордов с образованием параллельных квинт или октав. Важным показателем является устойчивость аккордов, ясность тональности и функций. Преобладают консонирующие аккорды — мажорные и минорные трезвучия. Ведущая роль — у мелодии, гармония в основном поддерживает ее.
Довольно яркий пример — сонатина Соль мажор Диабелли.
Если посмотреть на первые 4 такта, то можно увидеть следующую последовательность аккордов T53-II6-D7-T53. Вторая ступень принадлежит к субдоминантовой функции, поэтому классическая последовательность функций полностью сохраняется.
В целом, главным показателем классической гармонии является строгое соблюдение правил.
Романтическая гармония
Романтическая гармония, которая постепенно сменяет классическую, гораздо более сложная. Впервые она проявилась в творчестве таких композиторов, как Франц Шуберт, Роберт Шуман, Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Ференц Лист и Рихард Вагнер.
С одной стороны, в гармонии композиторов-романтиков допускается куда большая свобода в голосоведении, возможны отклонения от строгих правил классической гармонии. С другой — сами созвучия, аккорды становятся более сложными. Возрастает роль диссонирующих аккордов: увеличенных и уменьшенных трезвучий, септаккордов, нонаккордов. Применяются альтерированные аккорды (то есть аккорды с повышенными или пониженными звуками). Возрастает количество неаккордовых звуков. Приобретают большое значение диссонансы, теряется общая тональная устойчивость. Приобретает значение такой термин, как «расширенная тональность», в которой гораздо больше функций. По определению Холопова появляются различные техники гармонии. Гармонический язык становится очень индивидуальным, до появления «именных аккордов», применение аккордов в качестве лейтгармонии. Например, для творчества Ф. Шопена характерна доминанта с секстой, для Ф. Шуберта — VI минорная.
В опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда» появляется так называемый «Тристанаккорд», с которого начинается произведение, он характеризует весь гармонический стиль композитора.
Увертюра к опере «Тристан и Изольда» особенно показательна с точки зрения особенностей романтической гармонии: неустойчивость, диссонансы (цветом выделены тритоны, иногда в такте встречается даже 3 тритона), обилие неаккордовых звуков (обозначены крестиками над нотами), альтерации, диссонирующие трезвучия — все это встречается даже в небольшом фрагменте, приведенном выше, музыка же просто завораживает!
Таковы основные особенности романтической гармонии. Если же говорить о соотношении в музыке: мелодия/гармония, то здесь большее внимание уделяется красочности гармонии, именно она начинает играть более значительную роль.
Джазовая гармония
Главной гармонией в джазе становится септаккорд, роль диссонанса очень велика. Голосоведение в этом типе гармонии еще более свободное. Наверное, джазовая гармония — один из самых демократичных типов.
Одним из важных достижений джазовой гармонии является джазовая система обозначений аккордов. Она в некоторой степени гораздо проще для быстрого освоения, ей нередко пользуются люди, не имеющие музыкального образования.
Вместо привычных функций — T-S-D-T — используются основные тоны аккордов, например, в До-мажоре последовательность, состоящая из главных трезвучий, будет выглядеть так: C-F-G-C. Буквенные обозначения в целом соответствуют классическим:
- C — до;
- D — ре;
- E — ми;
- F — фа;
- G — соль;
- A — ля.
Лишь нота си встречается в двух вариантах, и В — не всегда обозначает си-бемоль, как в классической гармонии.
Особенностью является и то, что вместо маленьких букв, применяемых в классической гармонии, для обозначения минорных трезвучий в джазовой системе просто добавляется буква m. Необычно и обозначение секстаккордов, цифра 6 возле буквы, обозначающей трезвучие означает, что к трезвучию прибавлена секста. То есть C6 — это не ми-соль-до, а до-ми-соль-ля. Чтобы обозначить секстаккорд через черточку прописывается бас, например, C/E — до мажор с басом ми.
- M, maj, maj7, Δ — большая септима (относится только к септиме в аккорде)
- m, mi, min — минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
- °, dim, verm — уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
- Ø — малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
- aug — увеличенный
- 7, х — малый мажорный (доминантовый)
- add — добавленная ступень
- sus — задержание (замена ступени, как правило терции например: Csus4 — получается вместо терции в до-мажоре будет кварта или Csus2 — большая секунда)
- omit — пропуск ступени
- — , ♭- понижение ступени аккорда
- +, ♯ — повышение ступени аккорда (всегда относится только к квинте или ноне)
Количество септаккордов можно увидеть в произведении Е.Медведского — «Гамма-джаз».
В этом произведении почти не встречаются трезвучия, особенно удивительно, что диссонансы лишь усиливают жизнерадостность этой музыки.
Современная гармония
Современная гармония — область, гораздо менее изученная в силу своей сложности и невероятной свободы и индивидуальности. Сюда входит и додекафония, и искусственные лады, и многое другое. В современной музыке редко встречается тональная устойчивость.
Уловить это можно, послушав вокальный цикл Арнольда Шенберга — «Лунный пьеро».
Учебные пособия по гармонии
Основным учебником, который изучают почти все музыканты в среднеспециальных учебных заведениях, является бригадный учебник гармонии. Его составили 4 автора: И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин и В. Соколов. В данном учебнике подробно, с примерами, последовательно изложены все необходимые правила в порядке возрастания сложности и значимости функций аккорда. Сперва проходятся главные трезвучия лада (а также наиболее используемые септаккорды), затем добавляются побочные трезвучия. Затем начинаются более масштабные темы.
Альтернативой является учебник А. Мясоедова. Логика изложения в данном учебнике иная. Если изучаются трезвучия, то сразу и все (главные и побочные). Аналогично — септаккорды. В целом логика интересная, правда, следует очень внимательно относиться к тексту — иногда встречаются неточности.
Существуют также труды Е. Абызовой, Т. Мюллера.
Грандиозный, основательный труд по гармонии создан В. Берковым. Многие темы освещены в учебнике гораздо более подробно, чем в двух предыдущих. Но, все же, лучше сначала изучить бригадный учебник, а затем приступать к более сложным пособиям.
Для самых отважных, смелых людей, изучающих гармонию, существуют труды Ю. Холопова. Без базовых знаний гармонии эту книгу лучше не открывать. Как не стоит открывать ее, если вы боитесь множества страшных слов. Существуют 2 учебника этого автора: теоретический курс, где теория Юрия Николаевича изложена тематическими блоками, и практический, где можно на практических заданиях познакомиться с гармонией различных эпох.
Довольно сложным для восприятия и, в то же время, очень интересным является учебник Л. Дьячковой. Чтобы полностью понимать, о чем идет речь, придется основательно изучить учебник Ю. Холопова. Наиболее любопытными являются 2 книги: Гармония в западноевропейской музыке IX — начало XX века и Гармония XX века.
Гармония — одна из самых удивительных областей музыкального искусства, которую интересно изучать несмотря на всю ее сложность.
гармония — это… Что такое гармония?
ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia, от harmoso приводить в порядок). 1) музыкальное созвучие, согласование, учение об отношениях между интервалами, гаммами, об аккордах, модуляциях в проч. 2) соразмерность частей с целым и между собой в художественных произведениях … Словарь иностранных слов русского языка
ГАРМОНИЯ — ГАРМОНИЯ, гармонии, жен. (греч. harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). «Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию.» Пушкин. 2. Благозвучие, стройность и приятность звуков… … Толковый словарь Ушакова
Гармония — (Harmonia, Αρμονία). Дочь Арея и Афродиты, жена Кадма. В день своей свадьбы она получила от Кадма ожерелье, приносившее несчастье всем, кому оно доставалось. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А … Энциклопедия мифологии
гармония — и, ж. harmonie f., пол. harmonia <, лат. harmonia. 1. Точный порядок, соразмерность, соотносительность, стройность всех частей целого. Сл. 18. Может быть единственно от того мы и не постигаем нравственной гармонии, что она есть высочайшая,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia – связь, соразмерность) созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в… … Философская энциклопедия
гармония — 1. ГАРМОНИЯ, и; ж. [от греч. harmonia связь, созвучие, соразмерность] 1. Выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на их взаимосвязи и последовательности; раздел теории музыки и учебный предмет, изучающий эти… … Энциклопедический словарь
Гармония — Гармония ♦ Harmonie Благостное или приятное для восприятия согласие множества элементов, существующих одновременно, но независимо один от другого. Например, музыкальный аккорд есть согласие нескольких звуков (в отличие от мелодии,… … Философский словарь Спонвиля
гармония — Созвучие, согласие, симфония, лад. Ср. согласие … Словарь синонимов
Гармония — (Анапа,Россия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Крымская 170, Анапа, Россия … Каталог отелей
ГАРМОНИЯ — ГАРМОНИЯ, область выразительных средств музыки, основанных на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада гомофонии,… … Современная энциклопедия
ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia связь стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики… … Большой Энциклопедический словарь
Гармония (мифология) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 апреля 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 апреля 2019; проверки требует 1 правка.Гармония (др.-греч. Ἁρμονία) — в древнегреческой мифологии богиня согласия, олицетворение счастливого брака. Дочь «противоположных» богов Ареса и Афродиты[3], по другой версии, дочь Зевса и Электры[4]. Жена Кадма, мать Автонои, Агавы, Ино́, Семелы и Полидора, сестра Иасиона.
Воспитана плеядой Электрой[5]. Афина и Гефест подарили ей «платье, окрашенное преступными составами» (vestis sceleribus tincta), по которому их (sic) потомки должны были быть опознаны как запятнанные преступлением, греховные[6].
Статуя ГармонииЕё свадьбу с Кадмом почтили своим присутствием (впервые) все олимпийцы. Сам Аполлон играл на кифаре, музы — на авлосах, другие же боги славословили счастливцев речами. Гермес подарил Гармонии лиру; Афродита (или Гефест, или Афина) — ожерелье, пеплос и авлосы; Деметра (которая возлегла с Иасионом в поле) — урожай пшеницы, а Электра — священные обряды Великой Матери богов с причитающимися этим обрядам кимвалами, тимпанами и весёлой свитой.[7]. Из всех свадебных даров Гармонии наибольшую известность обрело ожерелье (позже известное как Ожерелье Гармонии), принесшее ей (и всем позднейшим обладателям этого украшения) несчастье[8].
По Нонну, свадьба состоялась либо на Самофракии[9], либо у озера Тритониды[en][10]. В Фивах показывали развалины брачного чертога Гармонии и место на площади, где на свадьбе пели Музы[11], а также три статуи Афродиты, бывшие посвятительным даром Гармонии и сделанные из деревянных украшений на носу корабля Кадма[12].
Позднее, уже в Иллирии, когда Кадм (по его собственной просьбе) был обращён богами в змея, Гармония в отчаянии сорвала с себя одежды и призвала супруга к себе. Кадм, обвив её нагое тело, лизал ей уста и ласкал грудь. Безутешная Гармония обратилась тогда к богам, дабы и её они превратили в змею, что и было исполнено[13].
В древнеримской мифологии Гармонии соответствует Конкордия.
В честь Гармонии назван астероид (40) Гармония, открытый в 1856 году, и линия Гармония на спутнике Юпитера Европе. Название было выбрано в ознаменование окончания Крымской войны 1853–1856[14].
- ↑ Gantz T. Mythes de la Grèce archaïque — Paris: Éditions Belin, 2004. — P. 1390. — ISBN 978-2-7011-3067-5
- ↑ Любкер Ф. Polydorus // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, А. И. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 1076.
- ↑ Гесиод. Теогония 937
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V, 48-49.
- ↑ Нонн. Деяния Диониса III 381.
- ↑ С намёком на супружескую измену Афродиты Гефесту. Гигин. Мифы, 148.
- ↑ Подробней других знаменитую свадьбу Кадма и Гармонии описывает Диодор Сицилийский (V, 49).
- ↑ Гармония, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Нонн. Деяния Диониса III 48.
- ↑ Нонн. Деяния Диониса XIII 347.
- ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 12, 3
- ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 16, 3.
- ↑ Apollod. III, 5; Ovid. Met. IV, 563—602.
- ↑ Schmadel, Lutz D. Dictionary of Minor Planet Names. — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B., Heidelberg, N. Y.: Springer, 2003. — P. 19. — ISBN 3-540-00238-3.
Медицинский центр Гармония
Услуга —-Консультация акушера-гинеколога для постановки на учетКонсультация акушера-гинеколога разоваяКонсультация аллерголога-иммунологаКонсультация андрологаКонсультация гастроэнтерологаКонсультация гинекологаКонсультация гинеколога по лечебной тренировке мышц тазового днаСпецприем гинеколога по хирургическому лечению и недержанию мочиКонсультация гинеколога-эндокринологаКонсультация главного врачаКонсультация дерматовенерологаКонсультация кардиологаКонсультация колопроктологаКонсультация косметологаКонсультация маммологаКонсультация неврологаКонсультация онкоурологаКонсультация оториноларингологаКонсультация офтальмологаКонсультация пластического хирургаКонсультация психотерапевтаКонсультация пульмонологаКонсультация ревматологаКонсультация репродуктологаКонсультация сердечно-сосудистого хирургаКонсультация терапевтаКонсультация урологаСпецприем уролога по оперативному лечениюКонсультация хирургаКонсультация эндокринологаКонсультация эндоскопистаВидеоколоноскопияВидеокольпоскопияГирудотерапияИглорефлексотерапияКинезиотейпирование в неврологииКомплексные программы обследованияМассажОформление санаторно-курортной картыПункция щитовидной железыРентген и маммографияУЗИ, 4D УЗИУходовые процедуры в косметологииФиброгастродуоденоскопия (ФГДС)ФизиотерапияФункциональная диагностика: холтер, ЭКГ, КТГШкола подготовки к родамДля детейКонсультация аллерголога-иммунолога детскогоКонсультация гастроэнтеролога детскогоКонсультация гинеколога детскогоКонсультация дерматолога детскогоКонсультация кардиолога детскогоКонсультация невролога детскогоКонсультация оториноларинголога детскогоКонсультация офтальмолога детскогоКонсультация педиатраКонсультация пульмонолога детскогоКонсультация хирурга детскогоКонсультация эндокринолога детскогоВакцинация детямМассаж детямПатронаж новорожденного на домуПрограмма наблюдения ребенка 1 года жизниПрограмма наблюдения ребенка 2 года жизниПрограммы осмотра с заполнением документации для ДДУ, для школыРентген детямУЗИ детямФизиотерапия детямФункциональная диагностика детям
Врач —-Баскова Ольга Юрьевна, высш.кат.Ильенкова Полина Анатольевна, высш.кат.Кабак Лариса Антоновна , высш.кат.Плотникова Любовь Ивановна, высш.кат.Богославцева Марина Викторовна, высш.кат.Кондратьева Виктория Анатольевна, высш.кат.Мазур Антонина Николаевна, высш.кат.Маймеско Марина Михайловна, высш.кат.Яковлева Ирина Александровна, к.м.н.Борчанинов Дмитрий ВалерьевичВаськов Антон ВладимировичТерехов Алексей СергеевичГайдук Анна ЮрьевнаКовалева Анна РобертовнаКовалёва Диана Викторовна, высш.кат.Куфко Ирина Тимофеевна, к.м.н., высш.кат.Смирнова Инга КалимжановнаХристич Вера ДалильевнаАбакумова Елена Ивановна, высш.кат.Аносова Юлия Раильевна, первая кат.Артамонова Наталья Валерьевна, к.м.н., первая кат.Баскова Ольга Юрьевна, высш.кат.Белозёрова Вероника ВладимировнаБогославцева Марина Викторовна, высш.кат.Волкова Алиса Алексеевна, к.м.н.Гаврилова Елена НиколаевнаДудина Вероника Николаевна, высш.кат.Енина Анна ЕвгеньевнаЖданова Инна ВладимировнаИльенкова Полина Анатольевна, высш.кат.Кабак Лариса Антоновна, высш.кат.Кондратьева Виктория Анатольевна, высш.кат.Коркодинова Анна Владимировна, высш.кат.Коробейникова Ирина Валерьевна, к.м.н., первая кат.Кунц Людмила Борисовна, первая кат.Мазур Антонина Николаевна, высш.кат.Маймеско Марина Михайловна, высш.кат.Пироженко Елена Владимировна, первая кат.Плотникова Любовь Ивановна, высш.кат.Пронина Людмила МихайловнаРославцева Анна ВадимовнаСаченко Ольга Григорьевна, высш.кат.Сухогузов Владимир Александрович, первая кат.Тишинская Наталья ВалерьевнаТолченова Ирина АндреевнаЧетвернина Галина Алексеевна, высш.кат.Аносова Юлия Раильевна, первая кат.Артамонова Наталья Валерьевна, к.м.н., первая кат.Волкова Алиса Алексеевна, к.м.н.Дудина Вероника Николаевна, высш.кат.Маймеско Марина Михайловна, высш. кат.Пироженко Елена Владимировна, первая кат.Саченко Ольга Григорьевна, высш. кат.Четвернина Галина Алексеевна, высш. кат.Абакумова Елена Ивановна, высш.кат.Сухогузов Владимир Александрович, первая кат.Исламиди Диана Константиновна, к.м.н.Мельникова Наталья ВладимировнаТокаржевская Лариса Владимировна, высш.кат.Плотко Евгений Эдуардович, д.м.н., гинеколог высш.кат.Грекова Юлия Николаевна, д.м.н., высш.кат.Жуйкова Лидия ЮрьевнаКоркунова Светлана АлександровнаКузнецова Ксения СергеевнаКукарцева Наталья ВладимировнаКопылова Наталья Борисовна, к.м.н., высш.кат.Мурманская Анна Юрьевна, высш.кат.Ямщиков Виктор АнатольевичДемин Антон Альбертович, высш.кат.Грекова Юлия Николаевна, д.м.н., высш.кат.Жуйкова Лидия ЮрьевнаКоркунова Светлана АлександровнаКузнецова Ксения СергеевнаКукарцева Наталья ВладимировнаДружин Андрей Станиславович, высш.кат.Дружин Сергей АндреевичЧухарев Виктор Олегович, высш.кат.Шолохова Татьяна Викторовна, высш.кат.Бойцова Зинаида ВасильевнаИванова Ольга Викторовна, высш.кат.Кузнецова Светлана Васильевна, высш.кат.Лаптева Елена ВладимировнаЯблокова Виктория Владимировна, первая кат.Коваленко Дмитрий АнатольевичАстапович Наталья Васильевна, первая кат.Громова Ирина СергеевнаДяченко Майя ГавриловнаКотфодова Кристина ВалерьевнаБатищева Нина НиколаевнаБирюкова Галина Леонидовна, высш.кат.Медведева Анастасия Константиновна, высш.кат.Мелехина Екатерина ЕвгеньевнаДиомидов Илья АндреевичУбаков Сергей Александрович, к.м.н., высш.кат.Томилова Татьяна ВикторовнаТурунцева Мария АлексеевнаКорявченко Татьяна Петровна, первая кат.Шварцман Александр Наумович, высш.кат.Коркодинова Анна Владимировна, высш.кат.Тишинская Наталья ВалерьевнаЯковлев Сергей Николаевич, высш.кат.Марковская Майя Александровна, высш.кат.Чеснов Сергей Владимирович, высш.кат.Гайдук Анна ЮрьевнаДуман Вячеслав Львович, д.м.н., высш.кат.Ковалёва Диана Викторовна, высш.кат.Копылова Наталья Борисовна, к.м.н., высш.кат.Корявченко Татьяна Петровна, первая кат.Куфко Ирина Тимофеевна, к.м.н., высш.кат.Смирнова Инга ГалимжановнаСолопов Валерий Петрович, высш.кат.Христич Вера ДалильевнаЯмщиков Виктор АнатольевичБорчанинов Дмитрий ВалерьевичВаськов Антон ВладимировичКоган Олег Семенович, к.м.н., высш.кат.Коваленко Анна ГеннадьевнаКоваленко Дмитрий АнатольевичОсипчук Наталья Валерьевна, высш.кат.Поспелов Игорь Витальевич, высш.кат.Терехов Алексей СергеевичКоган Олег Семенович к.м.н., высш. кат.Терехов Алексей СергеевичАлюков Аскерхан Шарапутдинович, высш.кат.Коркодинов Вадим Геннадьевич, высш.кат.Баранова Ирина Ильинична, высш.кат.Полякова Светлана НиколаевнаСафонова Людмила Борисовна, высш.кат.Серебренникова Елена Витальевна, высш.кат.Чукреева Татьяна Викторовна, высш.кат.Югрина Наталья Васильевна, высш.кат.Береснев Евгений СергеевичБуторов Игорь Леонидович, высш.кат.Расковалов Дмитрий Александрович, первая кат.Белозерова Вероника ВладимировнаКомплексная программа «Диагностика хронического цистита»Комплексная программа «Кардиориск»Комплексная программа по раку молочной железы (РМЖ)Комплексная программа ранней диагностики патологии щитовидной железыКомплексные программы для будущих отцовПрограммы комплексного обследования женщин «Женское здоровье»Урологические программы для мужчинВорончихина Елена ВитальевнаНеуймин Тимофей Сергеевич, первая кат.Сотарев Андрей АлександровичМакарова Светлана Николаевна, высш.кат.Скрябина Лариса ЮрьевнаШкола «Подготовленные роды»Цывьян Павел Борисович, д.м.н., профессорЯковлева Ирина Александровна, к.м.н.Москвина Мария ВладимировнаГаврилова Елена НиколаевнаРославцева Анна ВадимовнаТолченова Ирина АндреевнаОлонцева Татьяна Васильевна, высш. кат.Терентьева Ольга ВасильевнаДенисова Ольга Юрьевна, высш.кат.Плантич Алла НиколаевнаГромова Ирина СергеевнаЕкимова Ирина НиколаевнаКотфодова Кристина ВалерьевнаМедведева Анастасия Константиновна, высш.кат.Мелехина Екатерина ЕвгеньевнаКлюжина Ольга СергеевнаКолтунова Олеся ИвановнаКуликова Анна ВикторовнаКуликова Юлия Владимировна, высш.кат.Сигал Людмила Феликсовна, высш.кат.Плотникова Ольга Анатольевна, высш.кат.Куликова Анна ВикторовнаЕкимов Михаил Николаевич, вторая кат.Основин Павел Леонидович, высш.кат.Сукач Сергей Степанович, первая кат.Баранова Ирина Ильинична, высш.кат.ЭКГ детямЭЭГ головного мозга
—-c 8:00 до 15:00c 15:00 до 20:00
Ваше ФИО
Контактный телефон