В психологии понятие: Что такое психология?

Понятие ситуации в психологии

В настоящее время становится ясно, что понять личность невозможно вне ситуации, в которой она находится, поскольку между человеком и условиями его жизни существует неразрывная связь. В наиболее общем виде под ситуацией понимается естественный сегмент социальной жизни, определяющийся вовлеченными в нее людьми, местом действия, сущностью деятельности и др. Такое общее определение необходимо конкретизировать. Толкования этого понятия могут быть самыми разнообразными. В немалой степени этому способствуют и особенности человеческого восприятия. Восприятие человека происходит в сложных конструктах типа человек в ситуация поэтому общение достаточно эффективно без учета отдельных личностных черт собеседника. Однако когда нам приходится охарактеризовать человека, то мы прибегаем, как правило, к личностным чертам.

В последние годы все больше внимания уделяется изучению социальной и психологической среды обитания человека. Новая Отрасль исследования в конце 60-х годов получила название Психологии среды (environmental psychology), или психологической экологии, основателем которой считается Р.

Баркер (R. Barker).

Проблемы, рассматривающиеся в психологической экологии, касаются изучения личности в реальной жизни. Среда понимается как комплекс неких условий, внешних сил и стимулов, воздействующих на индивида. Полагается, что растущий интерес к психологии среды должен скорректировать традиционные направления исследований в психологии, сосредоточившие внимание на человеке как едином замкнутом целом. При этом часто забывалось о существовании неразрывной связи между человеком и условиями его жизни. Переменные среды следует подвергать анализу в той же мере, что и личностные переменные. В настоящее время в психологических исследованиях возникает тенденция придерживаться принципа <компонентной перспективы>, согласно которому поведение является функцией личности, ситуации и их взаимодействия. Без выяснения того, что стоит за понятием ситуации, невозможно корректно оперировать с понятием не только личности, но и поведения. В многочисленных исследованиях среды неизменно подчеркивается, что среда оказывает влияние на поведение человека.

Однако в исследованиях личности принцип учета среды зачастую только декларируется. Между тем, расширение круга психологических исследований привело к необходимости рассмотрения личности не только в контексте социальных процессов, происходящих в обществе, но и в контексте естественных социальных ситуаций, в которых функционирует личность.

Частое использование понятий <среда> и <ситуация> в качестве взаимозаменяемых побуждает обратиться к анализу понятия <ситуация>. Следует отличать жизненные ситуации от ситуаций психодиагностического обследования, под которыми подразумеваются условия проведения обследования. В дальнейшем под термином ситуация будут подразумеваться жизненные ситуации, кроме специально оговоренных случаев.

Определение понятия ситуации велись оживленные дискуссии о детерминации социального поведения и роли личности и ситуации в ней, в которых участвовали Г. Оллпорт (G. Allport), С. Квин (S. Queen), Дж. Рейнхардт (J. Reinhardt), В. Томас (W. Thomas) и многие другие. Однако обратимся к современным исследованиям. Очевидно, участники дискуссии остались каждый при своем, поскольку до настоящего времени отсутствует единство в понимании сущности ситуации.

Существует множество разнородных определений. Понятием ситуации оперируют интеракционизм, психология социального научения, психология среды и психологическая экология, социо- и психолингвистика, социальная психология, психология обучения, наконец, клиническая психология. Сегодня существует более тысячи работ, касающихся ситуаций, причем в самых различных областях исследования — от архитектуру до антропологии, от маркетинга до микросоциологии. К понятию ситуации, помимо психологов, обращались философы, теологи, юристы. Таким образом, интерес к ситуационным детерминантам поведения не нов и не исключителен для социальных наук. Ситуация может быть определена на разных уровнях, от квикро- к макро. Так, Д. Магнуссон (D. Magmisson) предложил несколько уровней определения ситуации:

  • А. Стимулы (Stimuli) — отдельные объекты или действия.
  • В. Эпизоды (Episodes) — особые значимые события, имеющие причину и следствие.
  • С. Ситуации (Situations) — физические, временные и психологические параметры, определяемые внешними условиями. Восприятие и интерпретация ситуации придает значение стимулам и эпизодам.
  • Д. Окружение (Settings) — обобщающее понятие, характеризующее типы ситуаций.
  • Е. Среда (Environments) — совокупность физических и социальных переменных внешнего мира.

Таким образом, при определении ситуации акцепт ставится на ее внешнем характере. Чаще всего ситуация определяется именно этими рамками. Так, например, Л. Фергюссон (L. Fergusson) находит место ситуации в психологической структуре, среди четырех предикторов личности, обусловливающих ее поведение наряду с конституциональными (соматическими), групповыми (социальными обычаями, привычками, аттитюдами) и ролевыми, в том числе сексуальными особенностями.

Понимание ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности человека перекликается с такими понятиями, как <социальный случай>, <случай>, <социальный эпизод>. При этом уровни определения ситуации не учитываются. Ситуация рассматривается как совокупность элементов среды, либо как фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности индивида. Такое определение ситуации наиболее распространено. Его придерживаются Л. Магнуссон (L. Magnusson), А. Фарнхейм и М. Аргайл (A. Furnheim, М. Argyle), Л. Фергюссон (L. Ferguason), В. Мишель (W. Mischel), Г.В. Балл и др. Согласно такому пониманию, структура ситуации включает в себя несколько действующих лиц, осуществляемую ими деятельность, ее временные и пространственные аспекты. Ситуации различают по экологическим, географическим, архитектурным, психосоциальным и другим переменным среды и их атрибутам.

Согласно несколько иной позиции, использование понятия ситуация в психологическом тезаурусе возможно только в случае понимания ее не как совокупности элементов объективной действительности, а в качестве результата активного взаимодействия личности и среды. При таком понимании ситуации выделяются объективные и субъективные ситуации по преобладающей роли внешних обстоятельств или личности.

Предпринимаются попытки обоснования отсутствия тождественности понятий среды и ситуации, несмотря на их близость. Ситуация определяется как система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта. Объективные элементы охарактеризованы при описании предыдущего подхода к определению ситуации. К субъективным элементам относятся межличностные отношения, социально-психологический климат, групповые нормы, ценности, стереотипы сознания.

Л. Николов указывает на несколько характерных различий в понятиях ситуации и среды. Так, понятие ситуации не совпадает с видами среды, являющейся сложным образованием с географической, социальной, макро- и микросредой и т.п.

Во-вторых, среда внесубъектна, а ситуация всегда субъективна (это всегда <чья-то> ситуация). Кроме того, среда характеризуется устойчивостью и длительностью, стабильностью, а ситуация всегда кратковременна. Объективные и субъективные ситуации анализируются также К. Стеббинсом, который под объективной ситуацией понимает актуальное физическое и социальное окружение, а под субъективной — любой компонент субъективной ситуации, воспринимаемой человеком и поэтому получающей то или иное значение.

Значению и определению ситуации много внимания уделяет также Т. Шибутани, показавший, что определение ситуации происходит посредством придания значения объективной ситуации. Тем самым она становится субъективной. Поведение человека обусловлено не столько внешним окружением, сколько его интерпретацией этого окружения. Исследования, проводимые под руководством Д. Магнуссона, руководствуются положением, согласно которому влияние ситуации опосредуется т.н. <воспринимающе-когнитивными системами индивида>. В отечественной психологии с таким пониманием ситуации перекликаются исследования, оперирующие понятием личностного смысла, введенного Алексеем Леонтьевым и понимаемого как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в них, а также со сторонниками теории установки (Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили), согласно второй реакция индивида, помимо стимула, обусловливается установкой как целостным психическим состоянием индивида, формирующимся у субъекта под воздействием действительности.

В.Н. Мясищев в концепции отношений личности предложил понятие значимой ситуации, подчеркнув при этом уязвимость личности к определенным факторам среды.

В одном из отечественных исследований В.Н. Воронина, И.Н. Князева предпочтение также отдается второму подходу, а ситуация описывается как когнитивный конструкт личности, который отражает часть объективной реальности, существующей в пространстве и времени и характеризующейся тем или иным социальным контекстом. По поводу представленности ситуации в сознании индивида выделяются два момента: формирование и развитие конструкта ситуации; функционирование конструкта, отражающего ситуацию в качестве элемента целостной системы, представляющей картину мира. В связи с этим описываются уровни психологической репрезентации ситуации в зависимости от степени полноты представленности в целостной картине мира. Отмечается, что ситуация задает контекст восприятия человека, внося упорядоченность в общую картину социального мира.

Понятие личности в психологии | Советы психолога

Понятие личности в психологии – это одно из самых основных терминов. Понятия в психологии «личность» и «личностное» имеют разную трактовку. Так, под личностью понимают некий социальный субъект (т.е. человека), у которого есть его собственные знания и опыт, личностные и социальные роли.

К числу личностных качеств не относятся физиологические и генотипические особенности человека, которые никак не связаны с общественной жизнью. Кроме того, к личностным качествам не относятся психологические характеристики человека, например, его персональный стиль мышления, особенности познавательного процесса, все, что не может быть связано с отношениями с другими людьми. Понятие личностных особенностей в психологии относится к социальным особенностям, которые говорят о направленности человека в жизни, т.е. все то, что характеризует человека в качестве автора собственной жизни.

К чертам личности, т.е. ее свойствам принято относить характеристики человека, которые определяют его внутренний мир, его особенности в поведении, реагировании на разные ситуации и явления, как в настоящий момент, так и при длительных контактах с другими людьми.

Рядом с понятием личности в психологии находится понятие индивида и индивидуальности. Так, под индивидом понимают человека с его врожденными и приобретенными качествами, с его уникальными особенностями и чертами характера, своеобразием личности, что дает возможность отличать одного человека от других.

Понятие личности в психологии имеет разные понимания, как в более широком смысле, так и в конкретном, узком смысле. Также, есть промежуточное определение личности.

Так, в широком понимании, понятие личности в психологии трактуется, как индивидуальность человека, т.е. все то, что делает человека отличным от других людей в плане его психологических свойств. В данное понятие личности психология включает устойчивые особенности человека, свидетельствующие об индивидуальности и определяющие поступки. Например, личный опыт, направленность стремлений, способности, особенности темперамента и характера. Узнайте: социальная психология личности.

Личность в психологии

Так, согласно широкому пониманию понятия личности в психологии, можно сравнить оптимиста-сангвинника с пессимистом-меланхоликом. При таком понимании личность может быть как у человека, так и у животного, потому что у каждого живого существа есть свои особенности характера. При широком понимании понятия каждый человек – это личность.

Если рассматривать понятие личности в среднем понимании, то личность – это социальный субъект, т.е. имеющий совокупность, как личностных, так и социальных качеств. Согласно концепции Адлера, личностью можно назвать того, кто успешно научился контактировать с обществом. Так, в промежуточном понимании, личность – это социальное «Я», т.е. субъект для общения и взаимодействия с социумом.

В узком понимании, личность – это самостоятельность, т.е. когда человек берет на себя всю ответственность за построение собственной жизни. Такое определение личности в психологии характерно для Леонтьева, Юнга, Козлова. При узком понимании понятия личности ребенок еще не является личностью, но со временем может ею либо стать, либо не стать.

Понятие личности

Узнать о характеристиках личности можно благодаря оксфордскому тесту личности. Если мы будем знать о своих собственных возможностях, общих принципах психологии, это даст нам уникальную возможность находить общий язык со всеми людьми, кто нас окружает. Чтобы отношения и общение было эффективным, нужно иметь элементарные представления о понятии личности, ее структуре, особенностях, типах и т.д. Если мы научимся разбираться в таких вопросах, то проблемы взаимоотношений нас уже не будут касаться, жизнь станет более гармоничной и счастливой.

Поскольку психология имеет разные направления и разделы, например, общую психологию, социальную психологию, психологию личности, психологию семьи и т.д., то и взгляды и понимания понятия личности тоже будут разными. Общая психология вкладывает в понятие личности общие характеристики, которые могут быть как у младенца, так и у взрослого человека. Узнайте: законы жизни на Земле. 

Так, в общей психологии личность – это некое начало собственного «Я», которое связывает в одно целое все психические процессы и сообщает некоторую последовательность поведению. Отсюда, понятие личности носит поведенческое определение, личность – это сравнительно устойчивая система поведения в контексте социума. Если брать в расчет феноменологические признаки, то под личностью будет пониматься осознание своего собственного «Я».

Нужно отметить, что определения понятию личности в психологии есть не только в психологии, но и в других науках – социологии, этике, юриспруденции и т.д.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru

Post Views: 11

Четыре психологические теории о понятиях — веб-сайт Лукаса Бехбергера

Я уже представил понятие понятия в двух предыдущих сообщениях в блоге (см. здесь и здесь), чтобы подготовить почву для структуры концептуальных пространств и объяснить, почему понятия полезны. Короче говоря, понятие — это мысленное представление категории вещей в мире. Например, концепт яблоко связывает воедино все имеющиеся у нас знания о яблоках в целом, например, об их типичных формах и размерах, а также о том, для чего их можно использовать (например, есть или бросать). Для того чтобы встроить рамки концептуальных пространств в общую область исследования понятий, сегодня я набросаю четыре психологические теории о понятиях (основанные на большом обзоре Мерфи [1]) и покажу, как они могут быть связаны с концептуальным понятием. рамки пространств.

Классический взгляд

Классический взгляд на понятия восходит к Аристотелю и был преобладающим подходом, которого имплицитно придерживались многие психологи в начале исследования понятий. Его можно резюмировать следующим образом: Понятия мысленно представляются в виде определений, которые дают перечень необходимых и по совокупности достаточных условий принадлежности к категории: Если одно из условий не относится к объекту, он не может быть членом категории (необходимость), а если объект удовлетворяет всем перечисленным условиям, то он должен быть членом категории (совместная достаточность). Другими словами, определение включает все, что относится к категории, и исключает все, что не относится. Классический взгляд на понятия тесно связан с формальной логикой, где понятия можно интерпретировать как четко определенные множества, а для их объединения можно использовать логические связки.

Классическая точка зрения была оспорена на теоретических основаниях, например, Витгенштейном, который отметил, что очень трудно дать определение многим повседневным понятиям (таким как спорт) на основе набора необходимых и достаточных условий. Если бы понятия представлялись мысленно в виде таких определений, то, тем не менее, вербализовать эти определения было бы относительно просто. Классический взгляд также не учитывает многие эмпирические наблюдения, связанные с изучением и использованием понятий. Поэтому в области психологии от него по существу отказались.

Представление прототипа

Теория прототипов понятий восходит к новаторской работе Роша. Предполагается, что каждое понятие может быть описано прототипическим элементом. Принадлежность к категории основывается тогда не на выполнении списка условий, а на сходстве объекта с прототипом категории. Представление о прототипе может объяснить, почему некоторые примеры считаются более типичными представителями данной категории, чем другие (например, малиновка — очень типичный птица , тогда как пингвин довольно нетипичен), один из самых сильных и последовательных эффектов, наблюдаемых в отношении понятий.

Наиболее простая реализация теории прототипов состоит в представлении каждой концепции списком взвешенных признаков, где веса указывают относительную важность соответствующих признаков. Затем можно провести классификацию путем сравнения характеристик наблюдаемого объекта и списка характеристик, используемого для определения концепций.

Более продвинутая модель основана на схемах: Схема представляет собой набор слотов с возможными заполнителями. Каждый слот также может иметь ограничения на возможные заполнители, как в отношении их общего типа, так и в отношении их фактических значений. Поскольку каждый слот может быть заполнен только одним наполнителем, различные наполнители, применимые к одному слоту, конкурируют друг с другом. Это препятствует тому, чтобы конкретные примеры содержали противоречивую информацию, такую ​​как наличие обоих свойств «летает» и «не летает». Кроме того, различные слоты могут быть соединены друг с другом путем ограничения значений друг друга, таким образом кодируя корреляции.

Представление-образец

В отличие от классического представления и представления-прототипа, теория понятий-образцов отвергает идею о том, что понятия представлены в виде некоего сводного представления всей категории. Вместо этого теория образцов утверждает, что каждое понятие представлено как набор всех наблюдений членов понятия, которые были сделаны до сих пор. Например, концепция собак представлена ​​набором всех встреч с реальными собаками. Очевидным аргументом в пользу такого представления об образце является то, что когда кто-то начинает изучать понятие, т. е. когда наблюдают первый пример, он в основном должен запомнить сам этот пример, поскольку для формирования абстракции недостаточно информации. Однако эталонная теория идет дальше, постулируя, что формирование абстракции вовсе не обязательно.

Принадлежность концепта к представлению экземпляров основана на сходстве объекта с сохраненными экземплярами концепта. Как правило, лучше иметь высокое перекрытие с несколькими экземплярами, чем умеренное перекрытие с большим количеством экземпляров. Затем общее сходство можно сравнить с порогом, чтобы определить принадлежность концепта. Интересно отметить, что это основанное на экземплярах определение концептуального сходства также способно воспроизводить эффекты типичности, поскольку типичные члены категории имеют тенденцию быть похожими на многие экземпляры, в то время как нетипичные члены категории сходны лишь с очень немногими экземплярами.

Представление знаний

Четвертый подход к представлению понятий, который мы здесь рассмотрим, можно назвать представлением знаний. Он подчеркивает, что понятия не возникают изолированно, а всегда находятся в отношениях с другими понятиями и с нашим общим знанием мира. Отдельные концепции часто интерпретируются как ментальные «микротеории» о конкретных аспектах мира. Эти микротеории часто неполны и лишь частично интегрированы, но они обеспечивают не только определение членства в категории, но также объяснения и связи с другими микротеориями.

Поскольку представление знаний не предлагает конкретных механизмов для оценки сходства, как представление прототипа и образца, его можно рассматривать как дополнение к этим подходам. Основное внимание уделяется влиянию фоновых знаний на обучение и рассуждения, которое обычно игнорируется подходами с использованием образцов и прототипов, но которое требуется во многих контекстах.

Как вписываются концептуальные пространства?

Гарденфорс [2] утверждает, что требование выпуклости для концептуальных областей позволяет нам связать структуру концептуальных пространств с теорией прототипов понятий. Если понятия представлены выпуклыми областями, можно присвоить степень центральности каждой точке этой области, измерив ее расстояние от центра области. Таким образом, прототип (в смысле «лучший пример») можно получить, вычислив центр тяжести для концептуальной области. И наоборот, Гарденфорс показывает, что, предполагая представление на основе прототипа, можно легко создать выпуклую область. Например, если свойства цвета, такие как красный и оранжевый представлены их прототипными точками в цветовом пространстве (например, их соответствующими фокальными цветами), можно сопоставить каждую точку в пространстве с ее ближайшим прототипом и, таким образом, получить разделение всего пространства на выпуклые области. . Используя эту основанную на прототипах интерпретацию концептуальных пространств, можно легко смоделировать изучение понятий, определив прототип как среднее значение по всем примерам, наблюдаемым для соответствующего понятия.

Совсем недавно Lieto et al. [3] использовали структуру концептуальных пространств для построения вычислительной модели концептуальной категоризации, которая объединяет теорию прототипов, образцовые подходы и классический взгляд на понятия. В своей двойной системе PECCS они используют гибридную базу знаний, которая использует концептуальные пространства для представления информации о прототипах и образцах (оба из которых хранятся в виде точек в концептуальном пространстве) и которая использует онтологию OpenCyc для представления классической информации о определениях концептов. в логике описания.

Чтобы классифицировать новую точку данных, Lieto et al. сначала используйте представление концептуальных пространств: если экземпляр достаточно близок к заданной точке запроса, категория, связанная с этим экземпляром, используется в качестве ответа-кандидата. Если подходящего экземпляра не найдено, система также учитывает все прототипы. Затем он выбирает наиболее близкое совпадение среди всех прототипов и экземпляров в качестве ответа-кандидата. Этот ответ-кандидат (который основан на концептуальном сходстве) затем проверяется путем проверки соответствия запроса и предлагаемой категории в соответствии с определением из онтологии. Таким образом, можно сказать, что прототипы и образцы используются для генерации ответов-кандидатов, а онтология используется для их фильтрации.

Кроме того, недавно было предложено заменить онтологию, используемую в двойной PECCS, на теоретический подход [4]. По сути, это соответствует замене классического взгляда взглядом, основанным на знаниях. Полученная в результате обновленная система затем использует свои фоновые знания в форме теорий для определения степени согласованности категоризации на основе сходства с этой теорией. Это заменяет бинарное решение, основанное на необходимых и достаточных критериях онтологии.

В целом, вы можете видеть, что структура концептуальных пространств может рассматриваться как геометрическая реализация подходов прототипа и образца, которые также могут быть объединены с классическим представлением и представлением, основанным на знаниях. Это дает дополнительную поддержку концептуальным пространствам как модели человеческого концептуального представления.

Ссылки

[1] Мерфи, Г. Большая книга понятий. MIT Press, 2002

[2] Гарденфорс, стр. Концептуальные пространства: геометрия мысли. MIT Press, 2000

[3] Lieto, A.; Radicioni, DP & Rho, V. Dual PECCS: когнитивная система для концептуального представления и категоризации. Journal of Experimental & Theoretical Artificial Intelligence, Taylor & Francis, 2017, 29, 433-452

[4] Lieto, A. Расширенные гетерогенные прокситипы: интеграция теоретических представлений и механизмов с прототипами и образцами. Биологически вдохновленные когнитивные архитектуры 2018 г., Springer International Publishing, 2019 г., 217-227

Что такое познание? – Психология

Мышление и интеллект

ОпенСтаксКолледж

[латексная страница]

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Описывать познание
  • Различать концепции и прототипы
  • Объясните разницу между естественными и искусственными понятиями

Представьте, что все ваши мысли являются физическими существами, быстро кружащимися в вашем уме. Как возможно, что мозг может переходить от одной мысли к другой организованным, упорядоченным образом? Мозг бесконечно воспринимает, обрабатывает, планирует, организует и запоминает — он всегда активен. Тем не менее, вы не замечаете большую часть активности вашего мозга, когда вы двигаетесь в своей повседневной жизни. Это только одна грань сложных процессов, связанных с познанием. Проще говоря, познание — это мышление, и оно охватывает процессы, связанные с восприятием, знанием, решением проблем, суждениями, языком и памятью. Ученые, изучающие познание, ищут способы понять, как мы интегрируем, организуем и используем наш сознательный когнитивный опыт, не осознавая всей бессознательной работы, которую выполняет наш мозг (например, Канеман, 2011).

Каждое утро, просыпаясь, вы начинаете думать, обдумывая задачи, которые должны выполнить в этот день. В каком порядке вы должны выполнять свои поручения? Должны ли вы сначала пойти в банк, в химчистку или в продуктовый магазин? Сможете ли вы сделать эти вещи до того, как пойдете в класс, или вам придется подождать, пока школа не закончится? Эти мысли являются одним из примеров познания в действии. Исключительно сложное познание является важной чертой человеческого сознания, однако не все аспекты познания переживаются сознательно.

Когнитивная психология — это область психологии, посвященная изучению того, как люди думают. Он пытается объяснить, как и почему мы думаем именно так, как мы думаем, изучая взаимодействие между человеческим мышлением, эмоциями, творчеством, языком и решением проблем, в дополнение к другим когнитивным процессам. Когнитивные психологи стремятся определить и измерить различные типы интеллекта, выяснить, почему одни люди лучше решают проблемы, чем другие, и как эмоциональный интеллект влияет на успех на рабочем месте, среди бесчисленного множества других тем. Они также иногда сосредотачиваются на том, как мы организуем мысли и информацию, собранную из нашего окружения, в значимые категории мыслей, которые будут обсуждаться позже.

Нервная система человека способна обрабатывать бесконечные потоки информации. Органы чувств служат интерфейсом между разумом и внешней средой, получая раздражители и переводя их в нервные импульсы, которые передаются в мозг. Затем мозг обрабатывает эту информацию и использует соответствующие фрагменты для создания мыслей, которые затем могут быть выражены с помощью языка или сохранены в памяти для будущего использования. Чтобы усложнить этот процесс, мозг собирает информацию не только из внешней среды. Когда формируются мысли, мозг также извлекает информацию из эмоций и воспоминаний ([ссылка]). Эмоции и память сильно влияют как на наши мысли, так и на поведение.

Ощущения и информация принимаются нашим мозгом, фильтруются эмоциями и воспоминаниями и перерабатываются в мысли.


Чтобы упорядочить это ошеломляющее количество информации, мозг создал своего рода картотеку. Различные файлы, хранящиеся в картотеке, называются концепциями. Концепты — это категории или группы лингвистической информации, образов, идей или воспоминаний, таких как жизненный опыт. Понятия во многом представляют собой большие идеи, которые генерируются путем наблюдения за деталями, а также классификации и объединения этих деталей в когнитивные структуры. Вы используете понятия, чтобы увидеть отношения между различными элементами вашего опыта и сохранить информацию в своем уме организованной и доступной.

Понятия формируются нашей семантической памятью (вы узнаете больше о семантической памяти в следующей главе) и присутствуют во всех аспектах нашей жизни; однако одно из самых простых мест, где можно заметить концепции, — это классная комната, где они обсуждаются в явном виде. Когда вы изучаете историю Соединенных Штатов, например, вы узнаете не только об отдельных событиях, которые произошли в прошлом Америки. Вы усваиваете большое количество информации, слушая и участвуя в дискуссиях, изучая карты и читая рассказы из первых рук о жизни людей. Ваш мозг анализирует эти детали и формирует общее представление об американской истории. В процессе ваш мозг собирает детали, которые информируют и улучшают ваше понимание связанных понятий, таких как демократия, власть и свобода.

Понятия могут быть сложными и абстрактными, как справедливость, или более конкретными, как виды птиц. В психологии, например, стадии развития Пиаже представляют собой абстрактные понятия. С некоторыми понятиями, такими как толерантность, соглашаются многие люди, потому что они использовались по-разному на протяжении многих лет. Другие понятия, такие как характеристики вашего идеального друга или традиции дня рождения вашей семьи, являются личными и индивидуальными. Таким образом, концепции затрагивают каждый аспект нашей жизни, от нашей повседневной рутины до руководящих принципов, лежащих в основе функционирования правительств.

Другой метод, используемый вашим мозгом для организации информации, — идентификация прототипов концепций, которые вы разработали. Прототип — лучший пример или представление концепции. Например, для категории гражданского неповиновения вашим прототипом может быть Роза Паркс. Ее мирное сопротивление сегрегации в городском автобусе в Монтгомери, штат Алабама, является узнаваемым примером гражданского неповиновения. Или вашим прототипом может быть Мохандас Ганди, которого иногда называют Махатма Ганди («Махатма» — почетный титул) ([ссылка]).

В 1930 году Мохандас Ганди возглавил группу мирных протестов против британского налога на соль в Индии.


Мохандас Ганди служил ненасильственной силой за независимость Индии, одновременно требуя, чтобы буддийские, индуистские, мусульманские и христианские лидеры — как индийские, так и британские — мирно сотрудничали. Хотя ему не всегда удавалось предотвратить насилие вокруг себя, его жизнь представляет собой стойкий пример прототипа гражданского неповиновения (Фонд конституционных прав, 2013). Точно так же, как понятия могут быть абстрактными или конкретными, мы можем провести различие между понятиями, являющимися функциями нашего непосредственного опыта взаимодействия с миром, и понятиями, имеющими более искусственную природу.

В психологии понятия можно разделить на две категории: естественные и искусственные. Естественные концепции создаются «естественным образом» благодаря вашему опыту и могут развиваться как на прямом, так и на косвенном опыте. Например, если вы живете в Эссекс-Джанкшн, штат Вермонт, вы, вероятно, имели большой непосредственный опыт работы со снегом. Вы видели, как он падает с неба, вы видели легкий снежок, едва покрывающий лобовое стекло вашей машины, и вы выгребали 18 дюймов пушистого белого снега, думая: «Это идеально для катания на лыжах». ». Вы забросали своего лучшего друга снежками и скатились на санках с самого крутого холма в городе. Короче говоря, вы знаете, снег. Вы знаете, как это выглядит, пахнет, на вкус и на ощупь. Однако если вы прожили всю свою жизнь на острове Сент-Винсент в Карибском море, вы, возможно, никогда не видели снега, а тем более не пробовали его на вкус, не нюхали и не прикасались к нему. Вы узнаете о снеге из косвенного опыта просмотра картинок падающего снега или из фильмов, в которых снег является частью декораций. В любом случае, снег — это естественное понятие, потому что вы можете понять его посредством прямых наблюдений или опыта со снегом ([ссылка]).

(a) Наша концепция снега является примером естественной концепции, которую мы понимаем посредством непосредственного наблюдения и опыта. (b) Напротив, искусственные понятия — это понятия, которые мы знаем по определенному набору характеристик, которые они всегда демонстрируют, например, что определяет различные базовые формы. (кредит a: модификация работы Maarten Takens; кредит b: модификация работы Shayan (USA)/Flickr)


С другой стороны, искусственное понятие — это понятие, определяемое конкретным набор характеристик. Различные свойства геометрических фигур, таких как квадраты и треугольники, служат полезными примерами искусственных понятий. Треугольник всегда имеет три угла и три стороны. У квадрата всегда четыре равные стороны и четыре прямых угла. Математические формулы, такие как уравнение площади (длина × ширина), являются искусственными понятиями, определяемыми определенными наборами характеристик, которые всегда одни и те же. Искусственные концепции могут улучшить понимание темы, опираясь друг на друга. Например, прежде чем изучать понятие «площадь квадрата» (и формулу для ее нахождения), вы должны понять, что такое квадрат. Как только понятие «площадь квадрата» будет понято, понимание площади других геометрических фигур может быть построено на первоначальном понимании площади. Использование искусственных понятий для определения идеи имеет решающее значение для общения с другими и участия в сложных размышлениях. Согласно Голдстоуну и Керстену (2003), концепции действуют как строительные блоки и могут соединяться в бесчисленных комбинациях для создания сложных мыслей.

Схема — это умственная конструкция, состоящая из группы или набора связанных понятий (Bartlett, 1932). Существует множество различных типов схем, и все они имеют одну общую черту: схемы — это метод организации информации, который позволяет мозгу работать более эффективно. Когда схема активирована, мозг делает немедленные предположения о наблюдаемом человеке или объекте.

Существует несколько типов схем. Ролевая схема делает предположения о том, как будут вести себя люди в определенных ролях (Каллеро, 19 лет).94). Например, представьте, что вы встречаете человека, который представляется пожарным. Когда это происходит, ваш мозг автоматически активирует «схему пожарного» и начинает делать предположения, что этот человек смелый, самоотверженный и ориентированный на общество. Несмотря на то, что вы не знаете этого человека, вы уже неосознанно судите о нем. Схемы также помогают заполнить пробелы в информации, которую вы получаете из окружающего мира. Хотя схемы позволяют более эффективно обрабатывать информацию, со схемами могут возникнуть проблемы, независимо от того, насколько они точны: возможно, этот конкретный пожарный не храбрый, он просто работает пожарным, чтобы оплачивать счета, пока учится на детского библиотекаря.

Схема событий, также известная как когнитивный сценарий, представляет собой набор действий, которые могут показаться рутиной. Подумайте о том, что вы делаете, когда входите в лифт ([ссылка]). Сначала двери открываются, и вы ждете, пока выходящие пассажиры покинут кабину лифта. Затем вы входите в лифт и поворачиваетесь лицом к дверям, ища правильную кнопку, которую нужно нажать. Ты никогда не стоишь лицом к задней части лифта, не так ли? А когда вы едете в переполненном лифте и не можете смотреть вперед, вам некомфортно, не так ли? Интересно, что схемы событий могут сильно различаться в разных культурах и странах. Например, хотя в Соединенных Штатах люди довольно часто приветствуют друг друга рукопожатием, в Тибете вы приветствуете кого-то, показывая ему язык, а в Белизе вы стучите кулаками (Cairns Regional Council, n.d.)

Какую схему событий вы выполняете, когда едете в лифте? (кредит: «Гидеон»/Flickr)


Поскольку схемы событий являются автоматическими, их может быть трудно изменить. Представьте, что вы едете домой с работы или учебы. Эта схема события включает в себя посадку в машину, закрытие двери и пристегивание ремня безопасности перед тем, как вставить ключ в зажигание. Вы можете выполнять этот сценарий два или три раза в день. Когда вы едете домой, вы слышите мелодию звонка вашего телефона. Как правило, схема события, которая возникает, когда вы слышите звонок телефона, включает поиск телефона и ответ на него или ответ на ваше последнее текстовое сообщение. Поэтому, не задумываясь, вы тянетесь к своему телефону, который может быть в кармане, в сумке или на пассажирском сиденье автомобиля. Эта мощная схема событий основывается на вашем образце поведения и приятной стимуляции, которую дает вашему мозгу телефонный звонок или текстовое сообщение. Поскольку это схема, нам чрезвычайно сложно перестать тянуться к телефону, даже если мы знаем, что подвергаем опасности свою жизнь и жизнь других, делая это (Нейфах, 2013) ([ссылка]).

Отправка текстовых сообщений за рулем опасна, но некоторым людям трудно сопротивляться этой схеме событий.


Помните лифт? Кажется почти невозможным войти, и , а не смотрят на дверь. Наша мощная схема событий диктует наше поведение в лифте, и наши телефоны ничем не отличаются. Текущие исследования показывают, что именно привычка или схема событий проверять наши телефоны в самых разных ситуациях делает воздержание от проверки их во время вождения особенно трудным (Bayer & Campbell, 2012). Поскольку в последние годы текстовые сообщения и вождение автомобиля стали опасной эпидемией, психологи ищут способы помочь людям прервать «схему телефона» во время вождения. Подобные схемы событий являются причиной того, что от многих привычек трудно избавиться после того, как они были приобретены. Продолжая исследовать мышление, помните, насколько мощными являются силы понятий и схем для нашего понимания мира.

В этом разделе вы познакомились с когнитивной психологией, изучающей познание или способность мозга думать, воспринимать, планировать, анализировать и запоминать. Понятия и соответствующие им прототипы помогают нам быстро организовать наше мышление, создавая категории, по которым мы можем сортировать новую информацию. Мы также разрабатываем схемы, которые представляют собой кластеры связанных понятий. Некоторые схемы включают в себя рутинные мысли и поведение, и они помогают нам правильно действовать в различных ситуациях, не «думая дважды» о них. Схемы проявляются в социальных ситуациях и рутинах повседневного поведения.

Когнитивная психология — это раздел психологии, который занимается изучением ________.

  1. человеческое развитие
  2. человеческое мышление
  3. человеческое поведение
  4. человеческое общество

B

Что из следующего является примером прототипа концепции лидерства в спортивной команде?

  1. менеджер по оборудованию
  2. секретарь
  3. капитан команды
  4. самый тихий член команды

B

Что из следующего является примером искусственного понятия?

  1. млекопитающие
  2. площадь треугольника
  3. драгоценные камни
  4. учителей

B

Схема события также известна как когнитивная ________.

  1. стереотип
  2. концепт
  3. скрипт
  4. прототип

С

Опишите схему события, которую вы заметили бы на спортивном мероприятии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *