Ввел термин психология: 1590 Г. Ввел термин психология.

Содержание

1590 Г. Ввел термин психология.

Шпора: Билеты по психологии

1 Предмет психологии как науки.

Слово психология буквально означает наука о душе. Научное употребление

термина П. появилось впервые в 16в. Первоначально он относился к особой науке

которая занималась изучением т. н. душевных сил, психических явлений, т.е.

таких явлений, которые каждый чел.обнаруживает в собственном сознание в

рез–те самонаблюдения. Поже с 17-19в. Область П расширяется и включает в себя

не только осознаваемые, но и неосознаваемые процессы. Т.о. П–наука о психике

и психических явлениях. Главное различие м/д житейской и научной психологией:

1)ЖП знания конкретны, привязаны к конкретным задачам, людям и ситуациям.

Научная стремится к обобщению, для чего использует соответствующие понятия.

2)ЖП знания носят интуитивный характер, в отличие от этого Н знания основаны

на экспериментах. 3)существует различие в способе передаче знаний.

Как

правило ЖП – передаются с большим трудом, а часто данная передача вообще

невозможна. В то время как научные знания аккумулируются (обобщаются) и

передаются легче. 4)НП располагает обширным, разнообразным фактическим

материалом, недоступным во всем объёме ни одному носителю ЖП.

2 Основные исторические этапы развития психологической науки.

Психологические знания в античности.

Первое представление о психике было связано с анимизмом (анима–дух,

душа),т.е. древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на

свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность,

управляющая всеми живыми и не живыми предметами. Согласно греч философу

Платону, душа у чел существует прежде чем она вступает в соединение с телом.

Душевные явления Платоном подразделялись на разум и мужество (современное

представление о воле) и вожделение (мотивация). Вершиной античной психологии

явилось учение о душе Аристотеля.

Душа по Аристотелю бестелесна и является

причиной и целью жизненных функций человека.

Средние века.

Под влиянием атмосферы хар–ой для средневековья аниместическая трактовка души

увязывается средневековыми авторами с христианским пониманием сущности чел-

ка. Душа является божественным сверхъестественным началом и поэтому изучение

душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Тем не менее, в этот

период были осмыслены многие стороны душевной жизни личности. В середине века

накапливается конкретный материал об анотомо-физиологических особенностях

человеческого организма, как одной из основ психики. Немец Кассман впервые в

Умозрительная психология 17 в.

С 17в начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она

характеризуется попытками осмысливать душевный мир человека преимущественно

с общефилософских и умозрительных позиций, без необходимости

экспериментальной базы. Так Декарт приходил к выводу о полнейших различиях,

существующих м/д душой человека и телом. Данное обстоятельство породило

проблему, названной психофизической, т.е. как связаны м/д собой телесные

(физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке. Именно

Декарт заложил основу концепции поведения, с её идеей рефлекса, как

закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое

раздражение. В это же время немецкий философ Лейбниц отверг установленное

Декартом равенство психики и сознания и ввел понятие о бессознательной

психике.

18В зарождение эмпирической психологии. Термин эмпирическая п. Введен

немецким философом Вольфом для обозначения направления психологической науки,

основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими

явлениями. Их классификация и установление закономерной связи м/д ними

проверяется на опыте. Этот принцип стал родоначальником эмпирической

психологии. Д. Локк рассматривает человека /души человека/ как пассивную, но

способную к восприятию среды, сравнивая её с чистым листом бумаги. Локк впервые

в 1694г. ввел в язык психологии понятие ассоциация. Основателем ассоциативной

психологии в 18в. стал английский врач Гартли. По Гартли, психический мир

человека складывается постепенно в результате усложнения первичных элементов

чувствования посредством их ассоциации.

19В: Психология становится самостоятельной наукой

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60 г. 19 в. Оно было

связано с созданием специальных научно-исследовательских зд. А также с

внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом

экспериментальной психологии как самостоятельной науки явилась

физиологическая психология, основанная Вундтом, который в 1879 г. создал

первую в мире психологическую лабораторию. В отечественной психологии

основоположником экспер. психологии является Сеченов. В его книге «Рефлексы

головного мозга» изложены основные психологические процессы которые получают

физиологическую трактовку. Важное место в истории отечественной психологии

принадлежит Челпанову. Его главная заслуга состоит в том, что он впервые

создал в Р. психологический институт (1912 г.)

Отечественная психологическая мысль 20 в.

Значительный вклад развитие П. в 20 в. внесли наши ученые Выгодский, Луриа,

Гальтрим. Выгодский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в

понятиях, разумная речь, логическая память и произвольное внимание). Луриа

основное внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических

функций и их нарушениям. Явился основателем и создателем новой области

психологической науки – Нейропсихологии. Гальтрим – рассматривал

психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных

ситуациях (т.е. как ведут себя наши познавательные процессы в критических

ситуациях), является автором концепции поэтапного формирования умственных

действий, образов, понятий, что практически позволяет существенно повысить

эффективность обучения.

Фрагменты обсуждения сообщения А. А. Кроника «Кто ввёл термин психология?»от 21 апреля 2013 года в экспертном Интеpнет-Сообществе психологов в рамках темы «500 лет названию. . . психология» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

УДК 15 (09)+(075)

ФРАГМЕНТЫ ОБСУЖДЕНИЯ СООБЩЕНИЯ А.А. КРОНИКА

«Кто ввёл термин психология?» от 21 апреля 2013 года в Экспертном Интеpнет-Сообществе Психологов

в рамках темы «500 лет названию … психология»

http://services1.ht-line.ru/sref.php?3UV5Q9UVUK2DY=226615

Насиновская — Кронику, 5 ноября 2013: Факт, что поэты идут впереди, греет душу

Традиционно, в учебном процессе и при обучении студентов называется имя немецкого философа и ученого-энциклопедиста 18 века Христиана Вольфа (1679-1754), в работе которого, якобы впервые, появился термин «психология». Эта точка зрения является наиболее распространенной. Одним из учеников Х. Вольфа был М.В. Ломоносов.

Другой точки зрения придерживается ряд историков психологии (А. Н. Ждан, Е.Е. Соколова и др.). По их мнению, авторами этого термина были немецкие схоласты XVI столетия Рудольф Гоклениус и Оттон Касман. Гоклениус ввел в научный оборот термин «психология» в 1590 году. Впоследствии его ученик Касман использовал этот термин в названии своей работы «Psychologia anthropologica» (1594 г.). Он считается первым, кто в современном научном смысле употребил слово «психология», разделив антропологию, т.е. науку о человеке, на две части: психологию и соматологию. В соответствии с датой 1590 года, следовало бы отметить 400-летие психологии в 1990 году. 500-летие будет, соответственно, в отдалённом от нас, 2094 году.

Что касается Марко Марулича (1450-1524), хорватского средневекового поэта и гуманиста, «отца хорватского ренессанса», то, по временному критерию, он «имеет право» на приоритет введения термина

«психология». Как Вам известно, его произведение Psichiologia dе галопе аптае humanae, написанное на латинском языке, содержит древнейшую из известных литературных ссылок на термин «психология». Но литературно-художественное описание «души» еще не означает научную трактовку. Поэтому представляется, что, пока упомянутое произведение Марко Марулича не стало известно широкой психологической общественности, вряд ли Марулича признают создателем научного термина «психология». Всё же сам факт, что поэты идут впереди в деле познания человеческой души, греет последнюю.

Шмелёв — Кронику, 6 ноября 2013: Пора готовиться к 2500-летнему юбилею

Кстати… не знаю точно (так как не знаю греческого), каким словом пользовался Аристотель в названии своего знаменитого трактата «О душе», но думаю, что, скорее всего, греческим термином «психе» (греч. фихп), а уж термин «логос» в те времена тоже был известен. Так что, дело у товарища Аристотеля оставалось совсем за малым — механически соединить 2 этих слова. Не исключаю, что где-то в других текстах или в устной речи Аристотель это уже сделал. Предлагаю начать готовиться к 2500-летнему юбилею слова ПСИХОЛОГИЯ. Если прямо сейчас начнем, то тогда есть шанс лет через 150 как раз поспеть вовремя :).

Чупров — Шмелёву, 6 ноября 2013: Не доживем, думается мне, до этой даты

Всплыл по ассоциации классический анекдот про Хаджу (Моллу) Насреддина.

Помните, он вороненка принес, чтобы убедиться, правда ли люди говорят, что ворон живет 300 лет. Не доживем, думается мне, до этой даты написания Аристотелем трактата «О душе». Я тут с коллегами посовещался и надумали мы — а не отметить ли 500-летие всем ФАНОм назло?!

Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» проводит международную научно-теоретическую конференцию

по истории психологии: «500-летие использования понятия «Психология» (по факту упоминания его Marko Marulic) в науке, литературе и практике».

Кроник — Шмелёву, 6 ноября 2013:500 сейчас, 2500 попозже

Одно другому не мешает: в этой жизни 500, а в следующей 2500 можно правнукам оставить или тем, кому с реинкарнацией повезет (но нирвана всё же предпочтительнее :). Что касается замечания Л.Ф. Чупрова, то это недоразумение мы уже сняли ссылкой на до-интернетовскую публикацию 1964 года (см. комментарии 12, 13). Как известно, я не был большим поклонником календарей и часов, но времена меняются. Для выживания и развития любого сообщества (в том числе, профцеха психологов) временной консенсус важен, единство временных ориентаций существенно. Поэтому, в любом случае, надо договориться хотя бы об условной «дате рождения» и «свидетельстве о рождении» сообщества: хоть на греческом языке, хоть на латыни, хоть на русском, хоть на санскрите, хоть на иврите. Но, поскольку именно название «psychology» стало международным, то есть смысл начать с его 500-летия.

Чупров — Кронику, 6 ноября 2013: Психология как дитя с сединами

На склоне лет меня озарило, что психология, в отличие от иных наук и практик, сразу предстает как родившееся дитя с сединами и старческими морщинами. Сразу, как экспериментальная. А, между тем, у нее богатейший донаучный период, период детства, который столь же ценен для ее развития, как период детства для развития личности. Почему-то основатели научной психологии сразу вырвали новорожденного из пеленок, периода сказок, мифов, преданий и, лишив детства, стали обучать методам матстатистики. Может по этой причине, и смотрят на психологов, как на инопланетян, и больше доверяют всяким колдунам, шаманам, гадалкам, поскольку последние имеют корни в «идеологии детства», а психологи настойчиво «взрослятся»?

Шмелёв — Чупрову, 6 ноября 2013: Длинное детство и метод

моделирования

Вполне свежий взгляд (для меня) на историю психологии. Я совсем не специалист в области истории психологии, но «образ длинного детства» меня просто воодушевил. И не потому, что это дает преимущество колдунам. А потому, что «длинное детство» — это то, что требуется более высокоразвитым существам. Так что … будем верить, что в будущем наша наука достигнет высочайшего интеллектуального уровня, ибо лестница к нему вела длинная, многовековая и очень запутанная. А то, что психологии придется использовать далеко не только матстатистику, но и метод моделирования (инженерный способ познания) — я не сомневаюсь. Метод моделирования — это тоже вполне научный метод, соответствующий ключевому критерию воспроизводимости силами независимых исполнителей. Думаю, что хозяин этого блога со мной согласится. Да и с Вами.

Кроник — Чупрову, 6 ноября 2013:0 психологии без морщин

Склона лет, бывает, нет; есть подъем, о котором писал Герман Гессе: «все круче поднимаются ступени…». Что касается «психологии без морщин», почитайте мою рецензию «У истоков психологии» на книги В.А. Роменца по истории психологии с античных дней: «Психологический журнал», 1986, том 7, N 4, стр. 150-152. Концепция Роменца — лучшее, что есть! Мне посчастливилось быть его студентом; прочитав рецензию, он пожалел, что я не стал историком психологии. Может, когда-нибудь, «каузометрия психологии» наверстает упущенное.

Кроник — Шмелёву, 7 ноября 2013: Пора переходить в период молодости

Согласен на все 100% с идеей «длинного детства для высокоразвитых существ», в том числе, для психологии в лице ее конкретных представителей. Но, поскольку и такие существа не вечны, из длинного детства пора переходить в творчески-работоспособный период молодости. 500 лет для этого вполне достаточно :).

Тукачёв — Чупрову, 14 ноября 2013: Самое длинное название

Леонид Федорович, это самое длинное название конференции, которое я когда-либо встречал 🙂 Поддерживаю инициативу…

Участники обсуждения:

© [Кроник] Кроник Александр Александрович — доктор психологических наук, директор Института каузометрии LifeLook.Net (Бефесда, США).

© [Насиновская] Насиновская Елена Евгеньевна — доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности Московского государственного университета (Москва, Россия).

© [Тукачев] Тукачев Юрий Александрович — руководитель, психолог-профконсультант. Психологический центр «Точка роста» www.tr-center.ru (Екатеринбург, Россия).

© [Чупров] Чупров Леонид Федорович — кандидат психологических наук, главный редактор научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия).

© [Шмелёв] Шмелев Александр Георгиевич — научный руководитель Лаборатории «Гуманитарные технологии», профессор МГУ (Москва, Россия).

© Институт каузометрии LifeLook.Net, 2014.

© Лаборатория «Гуманитарные технологии», 2014.

© «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2014. — • —

История психологии – Введение в психологию I

1. Введение в психологию

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Понимать важность Вундта и Джеймса в развитии психологии
  • Оцените влияние Фрейда на психологию
  • Понять основные принципы гештальт-психологии
  • Оцените важную роль бихевиоризма в истории психологии
  • Понимать основные принципы гуманизма
  • Поймите, как когнитивная революция сместила фокус психологии обратно на разум

Психология — относительно молодая наука, уходящая своими экспериментальными корнями в 19 век, по сравнению, например, с физиологией человека, возникшей гораздо раньше. Как уже упоминалось, любой, кто интересовался изучением вопросов, связанных с разумом, обычно делал это в философском контексте до XIX века. Двое мужчин, работающих в 19века, как правило, считаются основоположниками психологии как науки и академической дисциплины, отличной от философии. Их звали Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс. В этом разделе будет представлен обзор изменений в парадигмах, которые повлияли на психологию от Вундта и Джеймса до наших дней.

Упражнение: просмотр видео

Вильгельм Вундт (1832–1920) — немецкий ученый, первый человек, которого назвали психологом. Его знаменитая книга под названием Принципы физиологической психологии были опубликованы в 1873 году. Вундт рассматривал психологию как научное исследование сознательного опыта и считал, что цель психологии состоит в том, чтобы идентифицировать компоненты сознания и то, как эти компоненты объединяются, чтобы привести к нашему сознательному опыту. Вундт использовал интроспекцию (он называл ее «внутренним восприятием») — процесс, посредством которого кто-то максимально объективно исследует свой собственный сознательный опыт, делая человеческий разум похожим на любой другой аспект природы, который наблюдал ученый.

Версия интроспекции Вундта использовала только очень специфические экспериментальные условия, в которых внешний стимул был предназначен для получения научно наблюдаемого (повторяемого) психического опыта (Danziger, 19).80). Первым строгим требованием было использование «обученных» или опытных наблюдателей, которые могли немедленно наблюдать и сообщать о реакции. Вторым требованием было использование повторяющихся стимулов, которые всегда вызывали у испытуемого одно и то же переживание и позволяли испытуемому ожидать и, таким образом, быть полностью внимательным к внутренней реакции. Эти экспериментальные требования были введены, чтобы устранить «интерпретацию» в сообщении о внутренних переживаниях и опровергнуть аргумент о том, что нет никакого способа узнать, что человек точно наблюдает за своим умом или сознанием, поскольку это не может быть замечено другим человеком. . Эта попытка понять структуру или характеристики разума была известна как структурализм. Вундт основал свою психологическую лабораторию в Лейпцигском университете в 1879 году.
(см. рис. 2). В этой лаборатории Вундт и его ученики проводили эксперименты, например, со временем реакции. Субъект, иногда в комнате, изолированной от ученого, получал стимул, такой как свет, изображение или звук. Реакцией испытуемого на раздражитель будет нажатие кнопки, и аппарат зафиксирует время до реакции. Вундт мог измерять время реакции с точностью до одной тысячной секунды (Nicolas & Ferrand, 1999).

Рисунок 2. (a) Вильгельма Вундта считают одним из основателей психологии. Он создал первую лабораторию для психологических исследований. (b) На этой фотографии он изображен сидящим в окружении коллег-исследователей и оборудования в своей лаборатории в Германии.

Однако, несмотря на его усилия по обучению людей процессу самонаблюдения, этот процесс оставался в высшей степени субъективным, и между людьми было очень мало согласия. В результате структурализм потерял популярность после смерти ученика Вундта Эдварда Титченера в 1927 году (Гордон, 1995).

Уильям Джеймс (1842–1910) был первым североамериканским психологом, поддержавшим другую точку зрения на то, как должна действовать психология (см. рис. 3). Джеймс познакомился с дарвиновской теорией эволюции путем естественного отбора и принял ее как объяснение характеристик организма. Ключом к этой теории является идея о том, что естественный отбор приводит к появлению организмов, адаптированных к окружающей среде, включая их поведение. Адаптация означает, что черта организма имеет функцию выживания и воспроизводства особи, потому что она была отобрана естественным путем. По мнению Джеймса, целью психологии было изучение функции поведения в мире, и поэтому его точка зрения была известна как функционализм. Функционализм сосредоточился на том, как умственная деятельность помогает организму вписаться в окружающую среду. Функционализм имеет второй, более тонкий смысл в том, что функционалистов больше интересовала работа всего разума, а не отдельных его частей, которые были в центре внимания структурализма. Подобно Вундту, Джеймс считал, что самоанализ может служить одним из средств изучения умственной деятельности, но Джеймс также полагался на более объективные измерения, включая использование различных записывающих устройств, исследование конкретных продуктов умственной деятельности, анатомию и физиологию. (Гордон, 19 лет95).

Рисунок 3. Уильям Джеймс, изображенный здесь в виде автопортрета, был первым американским психологом.

Возможно, одной из самых влиятельных и известных фигур в истории психологии был Зигмунд Фрейд (см. рис. 4). Фрейд (1856–1939) был австрийским неврологом, который был очарован пациентами, страдающими «истерией» и неврозами. Истерия была древним диагнозом расстройств, в первую очередь у женщин с широким спектром симптомов, включая физические симптомы и эмоциональные расстройства, ни одно из которых не имело очевидной физической причины. Фрейд предположил, что многие проблемы его пациентов возникают из-за бессознательного. С точки зрения Фрейда, бессознательный разум был хранилищем чувств и побуждений, о которых мы не догадываемся. Таким образом, получение доступа к бессознательному имело решающее значение для успешного решения проблем пациента. Согласно Фрейду, доступ к бессознательному можно получить с помощью анализа сновидений, исследования первых слов, пришедших в голову людям, и посредством, казалось бы, невинных оговорок. Психоаналитическая теория фокусируется на роли бессознательного человека, а также на опыте раннего детства, и именно эта точка зрения доминировала в клинической психологии на протяжении нескольких десятилетий (Thorne & Henley, 2005).

Рисунок 4. (а) Зигмунд Фрейд был очень влиятельной фигурой в истории психологии. (б) Одна из его многочисленных книг, «Общее введение в психоанализ», поделилась его идеями о психоаналитической терапии; она была опубликована в 1922 году.

Идеи Фрейда оказали влияние, и вы узнаете о них больше, когда будете изучать развитие на протяжении всей жизни, личность и терапию. Например, многие терапевты твердо верят в бессознательное и влияние переживаний раннего детства на всю оставшуюся жизнь человека. Метод психоанализа, в котором пациент рассказывает о своем опыте и себе, хотя и не был изобретен Фрейдом, безусловно, был популяризирован им и используется до сих пор. Однако многие другие идеи Фрейда противоречивы. Дрю Вестен (1998) утверждает, что многие критические замечания в адрес идей Фрейда неуместны, поскольку они нападают на его старые идеи, не принимая во внимание более поздние работы. Вестен также утверждает, что критики не учитывают успех общих идей, которые Фрейд ввел или развил, таких как важность детского опыта во взрослой мотивации, роль бессознательных и сознательных мотивов в управлении нашим поведением, тот факт, что мотивации могут вызывать конфликты. которые влияют на поведение, влияние ментальных репрезентаций нас самих и других на наши взаимодействия и развитие личности с течением времени. Вестен определяет последующую исследовательскую поддержку всех этих идей.

Эмпирически продемонстрирована эффективность более современных итераций клинического подхода Фрейда (Knekt et al., 2008; Shedler, 2010). Некоторые современные методы психотерапии включают изучение бессознательных аспектов себя и отношений, часто через отношения между терапевтом и клиентом. Историческое значение Фрейда и его вклад в клиническую практику заслуживают его включения в обсуждение исторических движений в психологии.

Макс Вертхаймер (1880–1919 гг.)43), Курт Коффка (1886–1941) и Вольфганг Келер (1887–1967) были тремя немецкими психологами, иммигрировавшими в США в начале 20 века, спасаясь от нацистской Германии. Этим людям приписывают знакомство психологов в Соединенных Штатах с различными принципами гештальта. Слово «гештальт» примерно переводится как «целостное». основной акцент гештальт-психологии касается того факта, что, хотя сенсорный опыт можно разбить на отдельные части, то, как эти части соотносятся друг с другом в целом, часто является тем, на что человек реагирует в восприятии. Например, песня может состоять из отдельных нот, сыгранных на разных инструментах, но подлинный характер песни воспринимается в сочетаниях этих нот, образующих мелодию, ритм и гармонию. Во многих отношениях эта конкретная точка зрения прямо противоречила бы идеям структурализма Вундта (Thorne & Henley, 2005).

Упражнение: просмотр видео

К сожалению, переехав в Соединенные Штаты, эти люди были вынуждены отказаться от большей части своей работы и не смогли продолжать проводить исследования в больших масштабах. Эти факторы, наряду с ростом бихевиоризма (описанного далее) в Соединенных Штатах, помешали принципам гештальт-психологии быть столь же влиятельными в Северной Америке, как они были в их родной Германии (Thorne & Henley, 2005). Несмотря на эти проблемы, некоторые принципы гештальта по-прежнему очень влиятельны сегодня. Рассмотрение человеческой личности как целого, а не как суммы индивидуально измеренных частей, стало важной основой гуманистической теории в конце века. Идеи гештальта продолжали влиять на исследования ощущений и восприятия.

Структурализм, Фрейд и гештальт-психологи так или иначе занимались описанием и пониманием внутреннего опыта. Но другие исследователи были обеспокоены тем, что внутренний опыт может быть законным предметом научного исследования, и вместо этого предпочли изучать исключительно поведение, объективно наблюдаемый результат психических процессов.

Первые работы в области поведения проводились русским физиологом Иваном Павловым (1849–1936). Павлов изучал форму обучающего поведения, называемую условным рефлексом, при которой животное или человек вырабатывали рефлекторный (бессознательный) ответ на стимул и со временем были вынуждены производить реакцию на другой стимул, который экспериментатор связывал с исходным. стимул. Рефлексом, с которым работал Павлов, было слюноотделение в ответ на присутствие пищи. Рефлекс слюноотделения можно было вызвать с помощью второго стимула, такого как специфический звук, который предъявлялся несколько раз в сочетании с первоначальным пищевым стимулом. Как только реакция на второй стимул была «выучена», пищевой стимул можно было исключить. «Классическая обусловленность» Павлова — это лишь одна из форм обучения поведению, изучаемая бихевиористами.

Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, чья самая известная работа была сделана в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса (см. рис. 5). В то время как Вундт и Джеймс были озабочены пониманием сознательного опыта, Уотсон считал, что изучение сознания ошибочно. Поскольку он считал, что объективный анализ разума невозможен, Уотсон предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытаться взять это поведение под контроль. Уотсон был главным сторонником смещения фокуса психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению за поведением и контролю за ним стал известен как бихевиоризм. Основным объектом изучения бихевиористов было усвоенное поведение и его взаимодействие с врожденными качествами организма. Бихевиоризм обычно использовал животных в экспериментах, предполагая, что то, что было изучено с использованием моделей животных, может быть в некоторой степени применено к поведению человека. Действительно, Толмен (1938) заявил: «Я полагаю, что все важное в психологии (кроме… таких вопросов, как общение и слова) может быть исследовано, по существу, посредством непрерывного экспериментального и теоретического анализа детерминантов поведения крысы в ​​точке выбора в лабиринте. ”

Рисунок 5. Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии.

Бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, и его влияние ощущается до сих пор (Thorne & Henley, 2005). Бихевиоризм в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и особенно экспериментам. Кроме того, он используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Модификация поведения обычно используется в классе. Бихевиоризм также привел к исследованиям влияния окружающей среды на поведение человека.

Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был американским психологом (см. рис. 6). Как и Уотсон, Скиннер был бихевиористом и сосредоточился на том, как последствия влияют на поведение. Поэтому Скиннер говорил о поощрении и наказании как о главных факторах поведения за рулем. В рамках своего исследования Скиннер разработал камеру, которая позволила тщательно изучить принципы изменения поведения посредством подкрепления и наказания. Это устройство, известное как камера оперантного обусловливания (или, более привычно, ящик Скиннера), остается важным ресурсом для исследователей, изучающих поведение (Thorne & Henley, 2005).

Рис. 6. (a) Б. Ф. Скиннер известен своими исследованиями оперантного обусловливания. (b) Модифицированные версии камеры оперантного кондиционирования, или ящика Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях. (кредит: модификация работы «Глупый кролик»/Wikimedia Commons)

Ящик Скиннера — это камера, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка. Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, еда), наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует либо с положительное подкрепление или наказание.

Упражнение: просмотр видео

Акцент Скиннера на положительном и отрицательном подкреплении выученного поведения оказал длительное влияние на психологию, которое несколько ослабло с ростом исследований в области когнитивной психологии. Несмотря на это, условное обучение по-прежнему используется для модификации поведения человека. Две широко читаемые и противоречивые научно-популярные книги Скиннера о ценности оперантного обусловливания для создания более счастливой жизни остаются аргументами в пользу его подхода (Greengrass, 2004).

В начале 20 века в американской психологии доминировали бихевиоризм и психоанализ. Однако некоторых психологов не устраивало то, что они считали ограниченными взглядами, столь влиятельными в этой области. Они возражали против пессимизма и детерминизма (все действия, обусловленные бессознательным) Фрейда. Им также не нравился редукционизм или упрощающий характер бихевиоризма. Бихевиоризм также детерминирован по своей сути, потому что он рассматривает человеческое поведение как полностью определяемое комбинацией генетики и окружающей среды. Некоторые психологи начали формировать свои собственные идеи, которые подчеркивали важность личного контроля, интенциональности и подлинной предрасположенности к «хорошему» для нашей самооценки и нашего поведения. Таким образом, появился гуманизм. Гуманизм — это перспектива в психологии, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd).

Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения (см. рис. 7). Хотя эта концепция будет обсуждаться более подробно в следующей главе, здесь будет представлен краткий обзор. Маслоу утверждал, что до тех пор, пока удовлетворяются основные потребности, необходимые для выживания (например, в еде, воде, крове), потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал. Очевидно, налицо направленность на положительные стороны человеческой натуры, характерные для гуманистической точки зрения (Thorne & Henley, 2005). Психологи-гуманисты в принципе отвергли исследовательский подход, основанный на редукционистском экспериментировании в традициях физических и биологических наук, потому что он упускал из виду «всего» человека. Начиная с Маслоу и Роджерса, существовала настойчивость в гуманистической исследовательской программе. Эта программа была в основном качественной (не основанной на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд количественных направлений исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Friedman, 2008).

Рисунок 7. Иерархия потребностей Маслоу.

Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует во всех людях (рис. 8). Роджерс использовал терапевтическую технику, известную как клиентоцентрированная терапия, помогая своим клиентам решать проблемные вопросы, которые привели к их обращению за психотерапией. В отличие от психоаналитического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, клиент-центрированная терапия предполагает, что пациент играет ведущую роль в терапевтическом сеансе. Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, независимо от того, что он или она может сказать. Роджерс считал, что при наличии этих факторов люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005).

Рисунок 8. Карл Роджерс, изображенный на этом портрете, разработал клиентоцентрированный метод терапии, оказавший большое влияние в клинических условиях. (кредит: «Didius»/Wikimedia Commons)

Гуманизм оказал влияние на психологию в целом. И Маслоу, и Роджерс хорошо известны среди студентов-психологов (подробнее об обоих мужчинах вы прочтете далее в этом тексте), и их идеи оказали влияние на многих ученых. Более того, подход Роджерса к терапии, ориентированный на клиента, до сих пор широко используется в психотерапевтических учреждениях (O’hara, n.d.)

Акцент бихевиоризма на объективность и сосредоточенность на внешнем поведении отвлек внимание психологов от разума на длительный период времени. Ранние работы психологов-гуманистов перенаправили внимание на отдельного человека в целом и как на сознательное и самосознающее существо. К 1950-м годам появились новые дисциплинарные подходы в лингвистике, неврологии и компьютерных науках, и эти области возродили интерес к разуму как к предмету научных исследований. Эта конкретная точка зрения стала известна как когнитивная революция (Miller, 2003). К 1967 года Ульрик Нейссер опубликовал первый учебник под названием Когнитивная психология , который послужил основным текстом курсов по когнитивной психологии по всей стране (Thorne & Henley, 2005). Хотя ни один человек не несет полной ответственности за начало когнитивной революции, Ноам Хомский был очень влиятельным в первые дни этого движения. Хомский (1928–), американский лингвист, был недоволен влиянием бихевиоризма на психологию. Он считал, что акцент психологии на поведении был недальновидным и что эта область должна вновь включить психическое функционирование в сферу своей компетенции, если она должна внести какой-либо значимый вклад в понимание поведения (Miller, 2003).

Европейская психология никогда не находилась под таким влиянием бихевиоризма, как американская психология; таким образом, когнитивная революция помогла восстановить связи между европейскими психологами и их американскими коллегами. Кроме того, психологи начали сотрудничать с учеными в других областях, таких как антропология, лингвистика, компьютерные науки и нейробиология. Этот междисциплинарный подход часто называют когнитивными науками, и влияние и известность этой конкретной точки зрения находят отклик в современной психологии (Miller, 2003).

Феминистская психология

Психологическая наука оказала влияние на благополучие человека, как положительное, так и отрицательное. Доминирующее влияние западных, белых и ученых-мужчин в ранней истории психологии означало, что психология развивалась с предубеждениями, присущими этим людям, что часто имело негативные последствия для членов общества, которые не были белыми или мужчинами. Женщинам, представителям этнических меньшинств как в Соединенных Штатах, так и в других странах, а также лицам с сексуальной ориентацией, отличной от гетеросексуальной, было трудно войти в область психологии и, следовательно, повлиять на ее развитие. Они также страдали от отношения белых психологов-мужчин, которые не были застрахованы от ненаучных взглядов, преобладающих в обществе, в котором они развивались и работали. До 19В 60-х годах наука о психологии была в значительной степени «безженской» психологией (Crawford & Marecek, 1989), а это означало, что немногие женщины могли заниматься психологией, поэтому они мало влияли на то, что изучалось. Кроме того, экспериментальными субъектами психологии были в основном мужчины, что явилось результатом исходных предположений о том, что пол не влияет на психологию и что женщины не представляют достаточного интереса для изучения.

Статья Наоми Вайсштейн, впервые опубликованная в 1968 году (Вайсштейн, 19 лет).93), стимулировала феминистскую революцию в психологии, представив критику психологии как науки. Она также особо критиковала психологов-мужчин за построение психологии женщин исключительно на основе их собственных культурных предубеждений и без тщательных экспериментальных тестов для проверки любой из их характеристик женщин. Вайсштейн использовал в качестве примера утверждения выдающихся психологов 1960-х годов, такие как эта цитата Бруно Беттлхейма: «. . . мы должны начать с осознания того, что, как бы женщины ни хотели быть хорошими учеными или инженерами, они в первую очередь хотят быть женственными спутницами мужчин и быть матерями». Критика Вайсштейна легла в основу последующего развития феминистской психологии, пытавшейся освободиться от влияния мужских культурных предубеждений на наши знания о психологии женщин и, по сути, обоих полов.

Кроуфорд и Маречек (1989) выделяют несколько феминистских подходов к психологии, которые можно охарактеризовать как феминистскую психологию. К ним относятся переоценка и обнаружение вклада женщин в историю психологии, изучение психологических гендерных различий и сомнение в предвзятости мужчин, присутствующих в практике научного подхода к знаниям.

Культура оказывает важное влияние на людей и социальную психологию, однако влияние культуры на психологию изучено недостаточно. Существует риск того, что психологические теории и данные, полученные в среде белого населения Северной Америки, можно будет предположить, что они применимы к отдельным лицам и социальным группам из других культур, и это маловероятно (Betancourt & López, 19).93). Одним из недостатков кросс-культурной психологии является то, что при поиске различий в психологических характеристиках между культурами по-прежнему необходимо выходить за рамки простой описательной статистики (Betancourt & López, 1993). В этом смысле она осталась описательной наукой, а не наукой, стремящейся определить причину и следствие. Например, исследование характеристик лиц, обращающихся за лечением от компульсивного переедания, у латиноамериканцев, афроамериканцев и американцев европейского происхождения выявило значительные различия между группами (Franko et al., 2012). Исследование пришло к выводу, что результаты изучения любой из групп нельзя распространить на другие группы, и все же потенциальные причины различий не были измерены.

Упражнение: просмотр интерактивной хронологии

Щелкните эту ссылку, чтобы получить доступ к интерактивной хронологии истории психологии: http://www.learner.org/series/discoveringpsychology/history/history_flash.html

Источник

OpenStax, Психология. OpenStax CNX. Загрузите бесплатно по адресу http://cnx.org/contents/[email protected].

Происхождение психологии: значение, типы и факты

Согласны ли вы с тем, что вы должны смотреть в прошлое, чтобы понять настоящее? Когда дело доходит до происхождения психологии, полезно копнуть глубже, чтобы увидеть, как она развивалась и стала современной научной дисциплиной, которой она является сегодня.

  • Что такое психология?
  • Как начиналась психология?
  • Кто основал психологию?
  • Каковы некоторые примеры психологических подходов?

История и происхождение психологии

Для понимания происхождения психологии важно рассмотреть происхождение самого слова. Откуда такая область знаний, как психология, получила свое название? Английское слово «психология» происходит от двух греческих слов: psyche (что означает дыхание, душа, жизнь или дух) и логия (что означает изучение).

Рис. 1 — Изображение психики.

Слово психология появилось в литературе еще в 16-17 веках. В шестнадцатом веке богослов по имени Филип Меланхтон , которого многие считают, первым упомянул психологию через латинизированные формы первоначальных греческих слов.

Позже психология начала приобретать новое значение, популяризированное Кристианом Вольфом в его Эмпирическая психология . В его работе признается, что психология — это наука, изучающая психические явления, что является ранней попыткой психологии отделиться от философии и религии. Однако многие ученые все еще связывают философию с изучением разума в то время. Но какое отношение имеет происхождение психологии к философии?

Психология возникла в результате древнего изучения философии , дисциплины великих исторических умов, таких как Гиппократ, Платон и Аристотель. Ранние философы проводили время, теоретизируя о том, как устроен мир, почему мы здесь и почему люди ведут себя так, а не иначе.

Известный французский философ Рене Декарт (1596-1650) заложил основы изучения разума своим предложенным d реализмом .

Идея дуализма состоит в том, что разум и тело являются отдельными сущностями, которые могут объяснить, как мы воспринимаем человеческую жизнь.

Декарт предположил, что разум не является физическим, состояние сознания и самосознания не является чисто биологическим. Напротив, тело представляет собой механическую систему, которая требует исследований и исследований. Разделение понятий разума и тела прояснило необходимость изучения разума.

Еще одним важным предшественником психологии является Франц Йозеф Галл (1758-1828), который представил френологию , изучение выпуклостей и углублений в черепе. Он считал, что ощупывание черепа может выявить определенные черты, связанные с определенной функцией и областью мозга.

Только примерно в 19 веке психология получила более широкое распространение, что превратилось в ее современное значение, которое сейчас представляет собой изучение разума и поведения . В следующем разделе мы увидим развитие психологии и то, как она стала научной дисциплиной.

Отец современной психологии

Вильгельм Вундт (1832-1920) был первым, кто основал психологическую лабораторию в 1879 году в Лейпциге, Германия. физиологической психологии , опубликованной в 1873 году. Вундт попытался объективно изучить разум с помощью процесса, который он назвал самоанализ .

Самоанализ — это метод в психологии, включающий объективное наблюдение за своими мыслями и чувствами.

Рис. 2. Вильгельм Вундт

Хотя многие считают, что Вундт основал психологию в 1879 году, некоторые исследователи считают, что Густав Фехнер соответствовал этому титулу, учитывая важную связь, которую он установил в 1850 году между разумом и телом, а затем создание закона Фехнера .

Закон Фехнера гласит, что восприятие стимула связано с интенсивностью стимула. Его методы открыли двери для измерения поведения в психологии.

Попытки Вундта объективно изучить разум включали в себя обучение людей самоанализу и повторение тестов для получения аналогичных результатов. Таким образом, Вундт полагал, что сможет определить компоненты, составляющие наше сознание, и то, как они ведут к сознательному опыту, позже сформировав один из ранних подходов психологии, s структурализм .

Происхождение и развитие психологии: структурализм

С необходимостью изучения сознания пришли новые идеи, методы и практики, которые помогли сформировать психологию в том виде, в каком она есть сегодня.

Самый первый психологический подход назывался структурализмом. Структурализм заложил основу, на которой ранние психологи основывали свою работу. Эдвард Титченер (ученик Вундта) был психологом-структуралистом, который предположил, что человеческое сознание можно разбить на более мелкие части, и использовал процесс самоанализа Вундта, чтобы понять эти части.

Помимо Вундта и Титченера, Грэнвилл Стэнли Холл также способствовал развитию психологии благодаря расширению структурализма. Дж. Стэнли Холл также создал психологическую лабораторию в Университете Джонса Хопкинса, применяя интроспекцию, и был избран первым президентом Американской психологической ассоциации.

Происхождение и развитие психологии: функционализм

С появлением структурализма в психологии появился противоположный взгляд: функционализм.

Функционализм подчеркивает функцию мыслей и представляет разум как сущность, которую следует рассматривать целостно, а не разбивать на более мелкие компоненты.

Уильям Джеймс (1842-1910) изучал активное участие людей в своем поведении, изучая взаимосвязь между телесными процессами (например, ощущениями) и психологией (например, поведением).

Джеймс Кеттелл и Джон Дьюи были функционалистами, которые сосредоточились на умственных тестах и ​​оценках человеческих способностей. Функционализм делает упор на практическое применение психологии и на то, как разум приспосабливается к окружающей среде.

Этот подход заложил основу для более современных подходов, таких как бихевиоризм, и повлиял на то, как мы сегодня подходим к образованию и прикладной психологии.

Происхождение и развитие психологии: бихевиоризм

В то время как структурализм и функционализм концентрировались на психических процессах, бихевиоризм отвергал изучение разума из-за убеждения, что сознание ненаблюдаемо. Вместо этого бихевиоризм делает упор на наблюдаемом поведении, в котором среда определяет действия человека. Человек обучается определенному поведению в ответ на стимул в окружающей среде.

Важные фигуры бихевиоризма включали Эдварда Торндайка , Ивана Павлова, Бурхуса Фредерика Скиннера и Джона Ватсона . Эксперимент Эдварда Торндайка с кошками, использующими коробки-головоломки, показал, что можно изучить поведение в ответ на стимул, если за ним следует вознаграждение. Иван Павлов еще больше расширил эту идею, научив собак выделять слюну при звуке колокольчика, используя свою технику классического обусловливания .

Позже Скиннер представил свою версию обусловливания с использованием поощрений и наказаний под названием 9.0025 оперантное обусловливание . Он экспериментировал на мышах и голубях, используя коробку Скиннера . Эксперимент показал, что поведение можно изменить с помощью положительного и отрицательного подкрепления.

Джон Уотсон, отец бихевиоризма, упомянул, что поведение должно быть предметом психологии. Для Уотсона психология — это понимание того, как окружающая среда формирует поведение.

Происхождение и развитие психологии: психоанализ

Зигмунд Фрейд (1856-1939) отверг бихевиоризм и разработал психоанализ для понимания и лечения психических расстройств. Подход Фрейда предполагает, что у всех нас есть бессознательный «слой» в нашем уме, который контролирует большую часть наших мыслей и поведения. Он также подчеркивал роль раннего детского опыта в формировании личности.

По мнению Фрейда, предоставление его клиентам возможности свободно говорить о своей жизни и чувствах может помочь выявить бессознательные «подавленные» воспоминания о травмах раннего детства, вызывающих поведенческие симптомы.

Другие исследователи поставили под сомнение его научную достоверность, поскольку трудно доказать или опровергнуть существование бессознательной части мозга.

Происхождение и развитие психологии: гуманизм

Абрахам Маслоу и Карл Роджерс не соглашались с бихевиоризмом и психоанализом. Для них действия и мысли регулируются свободной волей и способностью человека к развитию.

Гуманисты ценят эмоции и думают, что люди в основном хорошие. Предпосылка этого подхода заключается в том, что у людей есть врожденное желание достичь самореализации, лучшей версии самих себя. По мнению гуманистов, достичь этого уровня довольно сложно, и есть несколько других факторов, которые человек должен достичь, прежде чем достичь самоактуализации, например, физиологические потребности.

Действительно, зарождение психологии и ее развитие показали, как необходимость изучения психики привела к объективному изучению от ранних до поздних подходов психологии, сделав ее подлинно научной дисциплиной.

Происхождение социальной психологии

Будучи социальными существами, которыми мы являемся, психология также начала исследовать индивидуальное поведение в присутствии других.

Социальная психология — это научная дисциплина, изучающая, как люди взаимодействуют с теми, кто находится в их социальной среде, и испытывают на них влияние.

В 1924 году Флойд Оллпорт предположил в своем тексте, что социальные группы являются одним из многих стимулов, на которые человек реагирует в своем окружении. Он также выделил экспериментальные исследования в этой новой области психологии.

После Великой депрессии 1930-х годов и влияния Первой и Второй мировых войн социальные психологи сосредоточились на социальных проблемах, которые привнесли этику и ценности в социальные исследования. Это открыло двери для расширения социальной психологии и охватило такие области, как межгрупповые отношения, пропаганда, голосование и организационное поведение.

С 1940-х по 1960-е годы наблюдалось быстрое распространение социальной психологии, о чем свидетельствуют новые исследования авторитарной личности, послушания, убеждения, когнитивного диссонанса, агрессии, предубеждений и межличностного влечения. К 1970-м и 1980-м годам социальная психология столкнулась с кризисом, таким как обвинения в расовых и гендерных предубеждениях, которые заставили психологов в этой области пересмотреть свои методы.

Кроме того, в это время когнитивная революция возродила интерес к пониманию себя среди социальных психологов. Новые идеи также возникли в результате мультикультурных исследований, в ходе которых происходил обмен идеями между исследователями.

С преобладанием социальных когнитивных влияний в 1990-х годах некоторые социальные психологи считали, что эмоции и мотивы уравновешивают как социальные, так и когнитивные аспекты социальной психологии. До сих пор социальная психология продолжает расширяться, поскольку социальные психологи изобретают способы измерения социального поведения.

Происхождение когнитивной психологии

С отказом некоторых психологов от бихевиоризма появилась еще одна область психологии, когнитивная психология, целью которой является изучение высших психических процессов.

Когнитивная психология исследует, как мозг обрабатывает и влияет на поведение.

В 1925 году немецкий психолог, Вольфганг Колер , опубликовал свои выводы по «Ментальность обезьян », показав, что шимпанзе могут учиться и решать проблемы. В этом эксперименте шимпанзе тянулся к банану с помощью бамбуковой палки. Приходите в 1948 году, Норберт Вайнер , математик, ввел термины ввод , вывод и отзывы в его работе Кибернетика: или Управление и связь в животном и машине .

Примерно в то же время Эдвард Толман предложил термин когнитивные карты , которые представляют собой мысленные представления, сформированные из сигналов окружающей среды. Он продемонстрировал когнитивные карты, обучая крыс ориентироваться в лабиринте. Между 1950-ми и 1960-ми годами Джордж Миллер и Джером Брунер основали Центр когнитивных исследований в Гарвардском университете. Кроме того, Миллер популяризировал концепцию, согласно которой разум может хранить до семи объектов в своей кратковременной памяти.

В это время Ульрик Нейссер , отец когнитивной психологии, опубликовал Когнитивная психология , положив начало когнитивному подходу.

Эти концепции сформировали популярную когнитивную психологию, которую мы знаем сегодня.

Происхождение психологии. Ключевые выводы

  • Психология — это научная дисциплина, изучающая разум, его функции и поведение.
  • Область возникла в философии, корни которой уходят в шестнадцатый век, начиная с Рене Декарт ’ дуализм, который создал необходимость изучать разум и тело по отдельности.
  • Вильгельм Вундт считается отцом психологии и основал первую психологическую лабораторию в 1879 году. и понимание его функций (функционализм).
  • Более поздние психологические подходы выделили стимул-реакцию в бихевиоризме, бессознательное в психоанализе, личностное развитие в гуманизме и социальное поведение и высшие психические процессы в социальном и когнитивном подходах соответственно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *