Явления изучаемые психологией: Примеры явлений, изучаемых современной психологией

Вопрос 4. Явления, изучаемые в психологии

Основные типы явлений, изучаемых в психологии, – это свойства, процессы и состояния. Психические свойства – это устойчивые особенности психики человека. Психические процессы – это элементарные (простейшие) психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности; они кратковременны. Психические состояния сложны и длительны, могут быть несколько часов, дней, недель и более. Всего Р.С.Немов выделяет 12 групп явлений, изучаемых психологией.

1. Процессы индивидуальные, внутренние (психические): воображение, восприятие, мышление, память, рефлексия, речь, творчество и многие другие.

2. Состояния индивидуальные, внутренние (психические): адаптация, аффект, внимание, интерес, любовь, настроение, страсть, стресс, стыд, эмоция и т.д.

3. Свойства индивидуальные, внутренние (психические): задатки, индивидуальность, работоспособность, решительность, упрямство и другие.

4. Процессы индивидуальные, внешние (поведенческие): деятельность, игра, мимика, подражание и т.д.

5.Состояния индивидуальные, внешние (поведенческие): готовность, интерес, установка.

6. Свойства индивидуальные, внешние (поведенческие): авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, эгоизм и т.д.

7. Процессы групповые, внутренние: коммуникация, общение, межличностные отношения и другие.

8. Состояния групповые, внутренние: конфликт, сплоченность, психологический климат и т.д.

9. Свойства групповые, внутренние: совместимость, соперничество, стиль лидерства и т.д.

10. Процессы групповые, внешние: межгрупповые отношения.

11. Состояния групповые, внешние: паника, открытость или закрытость группы.

12. Свойства групповые, внешние: организованность.

Вопрос 5. Методы современной психологии

Проводится обсуждение со слушателями следующих вопросов:

А.

Общее понятие о научном методе.

Б. Различные классификации психологических методов.

В. Характеристика отдельных методов (требования к каждому методу, правила применения, виды, достоинства и недостатки):

а) неэкспериментальные методы: наблюдение; беседа, интервью, опрос; анкетирование; анализ продуктов деятельности;

б) экспериментальные методы: лабораторный эксперимент; естественный эксперимент; другие виды;

в) диагностические методы: тестирование; шкалирование.

Контрольные вопросы

1. Дайте определения понятий «психология», «психика», «субъект».

2. Назовите основные задачи науки психологии.

3. Какова структура психологической науки?

4. Охарактеризуйте явления, изучаемые в психологической науке.

5. Охарактеризуйте методы науки психологии.

Тема 2. Общая характеристика психических познавательных процессов

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов.

Психические процессы – это процессы, происходящие в голове человека, это элементарные (простейшие) психические явления, включённые в более сложные виды психической деятельности. Психические процессы, с помощью которых человек познаёт окружающий мир, себя и других людей, называют познавательными процессами.

К психическим познавательным процессам относятся ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Познавательная деятельность осуществляется также с помощью внимания и речи. Процесс познания окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений (мышление).

Психические познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности, они обеспечивают её эффективность. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться, трудиться (это виды деятельности),человек должен воспринимать мир, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать.

То есть без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, психические процессы не просто участвуют в деятельности, а они в ней развиваются.

Чем лучше развиты познавательные процессы, тем более способным является человек. Лёгкость и эффективность учения зависят от уровня развития познавательных процессов. Человек рождается с задатками познавательной деятельности. Новорожденный осуществляет познавательную деятельность инстинктивно. Затем в процессе жизнедеятельности человек развивает свои познавательные возможности и учится ими управлять.

В целом уровень развития познавательных процессов зависит от имеющихся при рождении задатков, от характера воспитания ребёнка в семье и школе, от его собственной активной деятельности по развитию своих познавательных процессов.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятия «психические познавательные процессы».

  2. Перечислите познавательные процессы.

  3. Назовите функции познавательных процессов.

  4. Дайте характеристику уровням процесса познания окружающего мира.

  5. Какие виды деятельности человека вы знаете? Охарактеризуйте их.

  6. От каких факторов зависит уровень развития познавательных процессов?

Определение психологии как науки. Примеры явлений, изучаемых современной психологией.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

Дисциплина: Психология

Письменное задание (реферат)

По теме: Определение психологии как науки. Примеры явлений, изучаемых современной психологией.

Выполнил(а) Борисов Николай Юрьевич

Группа: ААМПТ-37

Руководитель: педагог дополнительного

                                              образования Соколова Ольга Юрьевна

п. Пионерский

2019 г.

План

Введение……………………………………………………………………………3

Психология — наука о закономерностях возникновения, функционирования и развития психики………………………………………………………………. 4

Методы исследования в психологии………………………………………..…..5

Сущность психических явлений…………………………………………..……11

Заключение…………………………………………………………………….…15

Список литературы……………………………………………………………….16

Введение

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые — общество, культуру и историю, третьи связаны «с изучением и созданием средств производства и орудии труда». Человек — существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.

Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.

В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Каждый человек — своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей. Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.

Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание – этоопосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей».

Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.

Понятно, что общей задачей психологии является изучение, как психики субъекта, так и его психологии.

Психология — наука о закономерностях возникновения, функционирования и развития психики

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Следовательно, объектами отечественной психологии в настоящее время выступают система психических явлений живых существ (людей и животных), а также психология больших (общественных, этнических, религиозных и т.д.) и малых (корпоративных, производственных и т.д.) групп людей. В свою очередь, ее предметом являются закономерности формирования, функционирования и развития названных психических и психологических (социально-психологических) явлений.

Объекты и предмет психологии определяют перечень решаемых в ее рамках научных задач.

Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классификацию психических явлений. Психические явления (конечно, на ином уровне организации) есть и у животных. Поэтому психология, изучая человека, интересуется и психикой животных: как она возникает и изменяется в процессе эволюции животного мира, в чем причины отличия человеческой психики от психики других живых существ.

Методы исследования в психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

В психологии явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века, выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться.

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека.

Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.

С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические.

В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной.

Наряду с математизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Основные методы, которые используются в современной психологии для сбора первичных данных (информация, подлежащая дальнейшему уточнению и обработке):

1. Наблюдение: внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее (самонаблюдение), свободное, стандартизированное, включенное, стороннее.

2. Опрос: устный, письменный, свободный, стандартизированный.

3. Тесты: тест — опросник, тест — задание, проективный тест.

4. Эксперимент: естественный, лабораторный.

5.Моделирование: математическое, логическое, техническое, кибернетическое.

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение , или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты бывают субъективные (наблюдение и опрос) и объективные (тесты и эксперимент). От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено, или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделированиепредполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

Сущность психических явлений

Появление и развитие форм психического отражения у животных.
Психика — общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Уже простейшим живым существам – одноклеточным — свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.
В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.

Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству.

Позднее в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством- нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.

Согласно мнению идеалистической философии психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.

Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней. Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая — три уровня: низший, высший и наивысший.

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.
Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших живых существ.

Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики,  на котором находится простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуются тем что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость- способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движения. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.

Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условно- рефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувствительность. Совершенствуется двигательная активность.

Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве инстинктов.

На следующей, перцептивной, стадии происходит качественный скачек в развитии психики и поведения животных. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Более развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные с изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые.
Следующий, высший уровень парцептивной психики включает высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом, наглядно-действенном плане. Здесь обнаруживается готовность к научению, к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новые условия.

Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. В их деятельности выделяется особая, ориентировочно — исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении прежде, чем приступить в ней к практическим действиям.
Наблюдается определенная гибкость в способах решения, широкий перенос однажды найденных решений в новые условия и ситуации. Животные оказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей органами манипулирования становятся передние конечности, которые еще не полностью освобождены от функции передвижения. Развивается система общения животных друг с другом.
Описав эти стадии и уровни, К.Э. Фабри пришел к выводу, что интеллект свойственен не только антропоидам, но и всем приматам, а также некоторым другим животным.

Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем.

Заключение
   Научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

Предметом изучения психологии прежде всего является психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.
«Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, — пишет один из основателей отечественной психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) — она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей — с другой». 

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса.
Научная психология в целом — это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека.

Список литературы

1.Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы-ответы. Структурные схемы. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 367 с.

2. Психология и педагогика. Учебное пособие. /Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 2013. – 315 с

3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебное пособие для ВУЗов. – СПб, Питер, 2013. – 732 с.

4. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. Учебное пособие. – М.: Академия, 2016. – 480 с.

5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-н-Дону, 2015. – 576 с.

6. А.Г. Маклаков, «Общая психология», Питер, 2014 г.

7. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2000. 624с

8. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2011, 512с.

9. Щадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. – М.: Логос, 2011.-215с.

10. Основы теории управления: учеб.пособие / Под ред. В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкого. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 560с.

11. Костин, Валентин Алексеевич. Теория управления :учеб.пособие / Костин Валентин Алексеевич. — М. : Гардарики, 2014. — 224с. 

12.Теория управления: учеб. пособие / Г. А. Леонов. — СПб.: С.-Петерб. ун-та, 2016. — 233с. 

13. Теория управления: учебник. Изд. 2-е / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2015 .- 558 с.

4.1 Феномены и теории. Методы исследования в психологии

Цели обучения

  1. Дайте определение терминам «феномен» и «теория» и четко разграничьте их.
  2. Объясните цели научных теорий.
  3. Объясните, почему для любого набора явлений обычно существует много правдоподобных теорий.

Явления

Феномен (множественное число, явления ) — это общий результат, достоверно наблюдаемый в систематических эмпирических исследованиях. По сути, это установленный ответ на исследовательский вопрос. Некоторые явления, с которыми мы столкнулись в этой книге, заключаются в том, что выразительное письмо улучшает здоровье, женщины говорят не больше, чем мужчины, а использование мобильного телефона ухудшает способность управлять автомобилем. Некоторые другие заключаются в том, что диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности) значительно увеличилось в распространенности в конце 20-го века, люди лучше справляются с простыми задачами, когда за ними наблюдают другие (и хуже при выполнении сложных задач), и люди вспоминают представленные предметы. в начале и в конце списка лучше, чем элементы, представленные в середине.

Некоторые известные психологические явления

Явлениям часто дают имена их первооткрыватели или другие исследователи, и эти имена могут прижиться и стать широко известными. Следующий список представляет собой небольшую выборку известных явлений в психологии.

  • Слепое зрение. Люди с повреждением зрительной коры часто способны реагировать на визуальные стимулы, которые они не видят сознательно.
  • Эффект свидетеля. Чем больше людей присутствует в чрезвычайной ситуации, тем меньше шансов, что кто-то из них поможет.
  • Фундаментальная ошибка атрибуции. Люди склонны объяснять поведение других своими личными характеристиками, а не ситуацией, в которой они находятся.
  • Эффект Мак-Гурка. Когда звук основного звука речи комбинируется с видео человека, который двигает ртом для другого звука речи, люди часто воспринимают звук, который является промежуточным между ними.
    Для демонстрации см. http://www.faculty.ucr.edu/~rosenblu/VSMcGurk.html.
  • Эффект собственной гонки. Люди узнают лица представителей своей расы точнее, чем лица представителей других рас.
  • Эффект плацебо. Плацебо (фиктивные психологические или медицинские методы лечения) часто приводят к улучшению симптомов и улучшению функционирования людей.
  • Простой эффект воздействия. Чем чаще люди подвергались воздействию стимула, тем больше он им нравился, даже если стимул предъявлялся подсознательно.
  • Эффект последовательного положения. Стимулы, представленные ближе к началу и концу списка, запоминаются лучше, чем стимулы, представленные в середине. Для демонстрации см. http://cat.xula.edu/thinker/memory/working/serial.
  • Спонтанное выздоровление. Погашенная условная реакция часто возвращается без дальнейшего обучения по прошествии времени.

Хотя эмпирический результат может называться феноменом после того, как он наблюдался только один раз, этот термин, скорее всего, будет использоваться для результатов, которые были воспроизведены. Репликация означает повторное проведение исследования — либо точно так же, как оно было первоначально проведено, либо с изменениями, — чтобы убедиться, что оно дает те же результаты. Отдельные исследователи обычно повторяют свои собственные исследования перед их публикацией. Многие отчеты об эмпирических исследованиях включают первоначальное исследование, а затем одно или несколько последующих исследований, которые повторяют первоначальное исследование с небольшими изменениями. Особенно интересные результаты попадают в поле зрения других исследователей, которые проводят собственные повторения. Положительное влияние экспрессивного письма на здоровье и отрицательное влияние использования мобильного телефона на способность управлять автомобилем — примеры феноменов, многократно воспроизведенных разными исследователями.

Иногда повторение исследования дает результаты, отличающиеся от результатов первоначального исследования. Это может означать, что результаты первоначального исследования или результаты повторения были случайностью — они произошли случайно и не отражают того, что в целом верно. В любом случае дополнительные репликации, скорее всего, решат эту проблему. Неспособность получить те же результаты может также означать, что повторение каким-то важным образом отличалось от первоначального исследования. Например, ранние исследования показали, что люди выполняли различные задачи лучше и быстрее, когда за ними наблюдали другие, чем когда они были одни. Однако некоторые более поздние повторения показали, что люди работали хуже, когда за ними наблюдали другие. В конце концов исследователь Роберт Зайонц определил ключевое различие между двумя типами исследований. Казалось, что люди работают лучше, когда за ними наблюдают, выполняя практические задачи, но хуже, когда за ними наблюдают, выполняя относительно нетренированные задачи (Зайонц, 19 лет).65). Эти два феномена теперь стали называть социальным облегчением и социальным торможением.

Теории

Что такое теория?

Теория – это последовательное объяснение или интерпретация одного или нескольких явлений. Хотя теории могут принимать различные формы, у них есть одна общая черта: они выходят за рамки явлений, которые они объясняют, включая переменные, структуры, процессы, функции или организующие принципы, которые непосредственно не наблюдались. Рассмотрим, например, теорию Зайонца о социальной фасилитации и социальном торможении. Он предположил, что наблюдение за другими во время выполнения задачи создает общее состояние физиологического возбуждения, что увеличивает вероятность доминирующей (наиболее вероятной) реакции. Таким образом, для хорошо отработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к правильным ответам, но для относительно неотработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к неправильным ответам. Обратите внимание, что эта теория, которая стала называться теорией влечения, дает объяснение как социальной фасилитации, так и социального торможения, которое выходит за рамки самих явлений, включая такие понятия, как «возбуждение» и «доминантная реакция», наряду с такими процессами, как Влияние возбуждения на доминирующую реакцию.

Вне науки обращение к идее как к теории часто подразумевает, что она не проверена — возможно, не более чем дикая догадка. Однако в науке термин теория не имеет такого значения. Теория — это просто объяснение или интерпретация ряда явлений. Это может быть непроверенным, но оно также может быть всесторонне проверено, хорошо поддержано и принято научным сообществом как точное описание мира. Теория эволюции путем естественного отбора, например, является теорией, потому что она объясняет разнообразие жизни на Земле, а не потому, что она не проверена или не подтверждена научными исследованиями. Напротив, доказательства этой теории в подавляющем большинстве случаев положительны, и почти все ученые считают ее основные положения точными. Точно так же «микробная теория» болезней является теорией, потому что она объясняет происхождение различных болезней, а не потому, что есть сомнения в том, что многие болезни вызываются микроорганизмами, поражающими организм.

В дополнение к теории исследователи в области психологии используют несколько родственных терминов для обозначения своих объяснений и интерпретаций явлений. Перспектива — это широкий подход — более общий, чем теория, — к объяснению и интерпретации явлений. Например, исследователи, придерживающиеся биологической точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения генетики или структур и процессов нервной и эндокринной систем, в то время как исследователи, придерживающиеся поведенческой точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения подкрепления, наказания и других внешних событий. Модель — это точное объяснение или интерпретация конкретного явления, часто выражаемая в виде уравнений, компьютерных программ или биологических структур и процессов. Гипотеза может быть объяснением, которое опирается всего на несколько ключевых понятий, хотя этот термин чаще относится к предсказанию нового явления, основанному на теории (см. Раздел 4.3 «Использование теорий в психологических исследованиях»). Путаницу усугубляет тот факт, что исследователи часто используют эти термины как синонимы. Не будет ошибкой называть теорию влечения моделью влечения или даже гипотезой влечения. И биопсихосоциальная модель психологии здоровья — общая идея о том, что здоровье определяется взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов — действительно больше похожа на точку зрения, как она определена здесь. Имейте в виду, однако, что наиболее важным остается различие между наблюдениями и интерпретациями.

Для чего нужны теории?

Конечно, научные теории предназначены для предоставления точных объяснений или интерпретаций явлений. Но должно быть что-то большее, чем это. Учтите, что теория может быть точной, но не очень полезной. Утверждение, что выразительное письмо помогает людям «справляться со своими эмоциями», может быть точным, но оно кажется слишком расплывчатым, чтобы иметь большую пользу. Учтите также, что теория может быть полезной, не будучи абсолютно точной. Рисунок 4.2 «Репрезентация многохранилищной модели памяти человека» — это представление классической многохранилищной модели человеческой памяти, которая до сих пор цитируется исследователями и обсуждается в учебниках, несмотря на то, что в настоящее время известно, что она неверна по ряду причин. (Идзава, 19 лет99). Эти два примера предполагают, что у теорий есть цели, отличные от простого предоставления точных объяснений или интерпретаций. Здесь мы рассмотрим три дополнительные цели теорий: организация известных явлений, предсказание результатов в новых ситуациях и создание новых исследований.

Рисунок 4.2 Представление модели памяти человека с несколькими хранилищами

В модели памяти человека с несколькими хранилищами информация из окружающей среды проходит через сенсорное хранилище на пути к краткосрочному хранилищу, где ее можно репетировать, и затем в долговременное хранилище, где его можно хранить и извлекать намного позже. Эта теория оказалась чрезвычайно успешной в организации старых явлений и предсказании новых.

Организация

Одной из важных целей научных теорий является организация явлений таким образом, чтобы помочь людям думать о них ясно и эффективно. Теория влечений социальной фасилитации и социального торможения, например, помогает упорядочить и осмыслить большое количество кажущихся противоречивыми результатов. Многоуровневая модель человеческой памяти эффективно обобщает многие важные явления: ограниченную емкость и короткое время сохранения информации, на которую обращают внимание, но не репетируют, важность репетиции информации для долговременного удержания, эффект последовательного положения и так далее. Или рассмотрим классическую теорию интеллекта, представленную на рис. 4.3 «Представление одной теории интеллекта». Согласно этой теории, интеллект состоит из общей умственной способности, g плюс небольшое количество более специфических способностей, на которые влияет g (Neisset et al., 1996). Хотя существуют и другие теории интеллекта, эта хорошо обобщает большое количество статистических взаимосвязей между тестами различных умственных способностей. Это включает в себя тот факт, что тесты всех основных умственных способностей, как правило, несколько положительно коррелируют, а также тот факт, что некоторые подмножества умственных способностей (например, понимание прочитанного и завершение аналогии) коррелируют более положительно, чем другие (например, понимание прочитанного и арифметика).

Рисунок 4.3 Представление одной теории интеллекта

В этой теории интеллекта общая умственная способность ( g ) влияет на каждую из трех более конкретных умственных способностей. Теории этого типа помогают организовать большое количество статистических зависимостей между тестами различных умственных способностей.

Таким образом, теории хороши или полезны в той мере, в какой они организуют больше явлений с большей ясностью и эффективностью. Ученые обычно следуют принципу экономии, согласно которому теория должна включать ровно столько понятий, сколько необходимо для объяснения или интерпретации интересующих явлений. Более простые и экономные теории организуют явления более эффективно, чем более сложные и менее экономные теории.

Предсказание

Вторая цель теорий — позволить исследователям и другим людям делать прогнозы о том, что произойдет в новых ситуациях. Например, тренер по гимнастике может задаться вопросом, будут ли результаты ученика лучше или хуже во время соревнований, чем при занятиях в одиночку. Даже если этот конкретный вопрос никогда не изучался эмпирически, теория влечений Зайонца предлагает ответ. Если учащийся обычно выступает без ошибок, он, скорее всего, будет лучше выступать во время соревнований. Если она обычно выступает с большим количеством ошибок, она, скорее всего, выступит хуже.

В клинической психологии решения о лечении часто принимаются на основе теорий. Рассмотрим, например, диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности). Преобладающая научная теория диссоциативного расстройства личности состоит в том, что у людей развивается множественность личностей (также называемых альтерами), потому что они знакомы с этой идеей из популярных образов (например, из фильма « Сибилла ») и потому, что их к этому непреднамеренно побуждают врачи. (например, попросив «встретить» альтер). Эта теория подразумевает, что вместо того, чтобы поощрять пациентов к разыгрыванию множественных личностей, лечение должно заключаться в том, чтобы отговаривать их от этого (Lilienfeld & Lynn, 2003).

Генерация новых исследований

Третья цель теорий — генерировать новые исследования, поднимая новые вопросы. Рассмотрим, например, теорию о том, что люди совершают самоповреждающее поведение, такое как нанесение порезов, потому что это уменьшает негативные эмоции, такие как печаль, тревога и гнев. Эта теория сразу наводит на несколько новых и интересных вопросов. Существует ли на самом деле статистическая связь между порезом и количеством пережитых отрицательных эмоций? Это причинно? Если да, то что такого в резке, которая имеет такой эффект? Это боль, вид травмы или что-то еще? Влияет ли резка на все негативные эмоции одинаково?

Обратите внимание, что теория не обязательно должна быть точной, чтобы служить этой цели. Даже неточная теория может породить новые и интересные исследовательские вопросы. Конечно, если теория неточна, ответы на новые вопросы будут, как правило, несовместимы с теорией. Это заставит исследователей переоценить теорию и либо пересмотреть ее, либо отказаться от нее в пользу новой. Именно так научные теории со временем становятся более подробными и точными.

Множественные теории

В любой момент времени исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Одна из причин заключается в том, что поскольку человеческое поведение чрезвычайно сложно, на него всегда можно взглянуть с разных точек зрения. Например, биологическая теория сексуальной ориентации может сосредоточиться на роли половых гормонов в критические периоды развития мозга, в то время как социокультурная теория может сосредоточиться на культурных факторах, влияющих на то, как выражаются основные биологические тенденции. Вторая причина заключается в том, что — даже с одной и той же точки зрения — обычно существуют разные способы «выйти за пределы» интересующего явления. Например, в дополнение к теории влечения социальной фасилитации и социального торможения существует еще одна теория, которая объясняет их с точки зрения конструкции, называемой «опасение оценки» — беспокойство по поводу оценки аудиторией. Обе теории выходят за рамки интерпретируемых явлений, но они делают это, предлагая несколько разные лежащие в их основе процессы.

Различные теории одного и того же набора явлений могут дополнять друг друга — каждая из них представляет собой часть более крупной головоломки. Биологическая теория сексуальной ориентации и социокультурная теория сексуальной ориентации могут точно описать разные аспекты одного и того же сложного явления. Точно так же социальная помощь может быть результатом как общего физиологического возбуждения , так и опасения оценки. Но разные теории одних и тех же явлений также могут конкурировать в том смысле, что если одна верна, то другая, вероятно, нет. Например, альтернативная теория диссоциативного расстройства личности — посттравматическая теория — утверждает, что альтерации создаются пациентом бессознательно как средство справиться с сексуальным насилием или другим травмирующим опытом. Поскольку социокогнитивная и посттравматическая теории связывают диссоциативное расстройство личности с принципиально разными процессами, маловероятно, что обе они могут быть точными. См. примечание 4.10 «Откуда берутся множественные личности?» для получения дополнительной информации об этих конкурирующих теориях.

Тот факт, что существует несколько теорий для любого набора явлений, не означает, что любая теория так же хороша, как и любая другая, или что невозможно узнать, дает ли теория точное объяснение или интерпретацию. Напротив, ученые постоянно сравнивают теории с точки зрения их способности упорядочивать явления, предсказывать результаты в новых ситуациях и проводить исследования. Те, у которых дела обстоят плохо, считаются менее точными и отбрасываются, в то время как те, у которых дела идут хорошо, считаются более точными, сохраняются и сравниваются с более новыми — и, надеюсь, лучшими — теориями. Хотя ученые обычно не верят, что их теории когда-либо дают совершенно точные описания мира, они все же предполагают, что этот процесс порождает теории, которые все ближе и ближе подходят к этому идеалу.

Откуда берутся множественные личности?

В литературе по диссоциативному расстройству личности (ДРИ) представлены две конкурирующие теории. Социокогнитивная теория состоит в том, что ДРИ возникает, потому что пациенты осознают расстройство, знают его характерные черты, и их терапевты поощряют их раздвоение личности. Посттравматическая теория состоит в том, что множественные личности развиваются как способ справиться с сексуальным насилием или какой-либо другой травмой. В настоящее время имеется несколько линий доказательств, которые поддерживают социокогнитивную модель над посттравматической моделью (Lilienfeld & Lynn, 2003).

  • Диагноз ДРИ значительно увеличился после выхода книги и фильма Сибил — о женщине с ДРИ — в 1970-х годах.
  • DID крайне редко встречается за пределами Северной Америки.
  • Очень небольшой процент терапевтов несет ответственность за диагностику подавляющего большинства случаев ДРИ.
  • Литература по лечению ДРИ включает множество практик, которые поощряют пациентов разыгрывать несколько личностей (например, иметь доску объявлений, на которой личности могут оставлять сообщения друг для друга).
  • Обычные люди могут легко воссоздать симптомы ДРИ с минимальными предположениями в симулированных клинических интервью.

Ключевые выводы

  • Ученые проводят различие между явлениями, являющимися их систематическими наблюдениями, и теориями, являющимися их объяснениями или интерпретациями явлений.
  • Помимо предоставления точных объяснений или интерпретаций, научные теории имеют три основные цели. Они организуют явления, позволяют людям предсказывать, что произойдет в новых ситуациях, и помогают проводить новые исследования.
  • Исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Различные теории одного и того же набора явлений могут быть взаимодополняющими или конкурирующими.

Ссылки

Идзава, К. (ред.) (1999). О человеческой памяти: Эволюция, прогресс и размышления к 30-летию модели Аткинсона-Шиффрина . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Лилиенфельд, С.О., и Линн, С. Дж. (2003). Диссоциативное расстройство личности: множественные личности, множественные противоречия. В С. О. Лилиенфельд, С. Дж. Линн и Дж. М. Лор (ред.), Наука и псевдонаука в клинической психологии (стр. 109–142). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.

Нейссер, У., Буду, Г., Бушар, Т.Дж., Бойкин, А.В., Броди, Н., Сеси,… Урбина, С. (1996). Интеллект: известные и неизвестные. Американский психолог, 51 , 77–101.

Зайонц, Р. Б. (1965). Социальная фасилитация. Наука, 149 , 269–274.

10 захватывающих психологических явлений — Toptenz.net

Человеческий мозг — удивительный и сложный орган. Помимо своей способности помогать нам рассуждать, функционировать и думать, он играет с нами несколько сумасшедших трюков. На протяжении всей истории люди сталкивались с вещами, называемыми психологическими феноменами — обманами разума, которые иногда не поддаются объяснению, но с которыми сталкивается большинство людей. Вот 10 из них с описанием самого явления (если оно есть!) и его примером в действии с реальным, живым человеком.

Мы сделали видео об этом, если вы любите смотреть, а не читать.

10. Cryptomnesia

Почему Брайан Уильямс, известный ведущий новостей NBC, сказал, что он был в вертолете, который подвергся нападению в Ираке? Он лгал? Или было что-то более глубокое на работе. Если на то пошло, почему Джордж Харрисон написал «My Sweet Lord», чтобы она звучала так же, как хитовая песня группы Chiffon 1962 года «He’s So Fine?» Он занимался плагиатом или не заметил сходства между своей песней и другой? В пользу последнего можно привести аргумент в обоих случаях, и все из-за так называемой криптомнезии. Термин был изобретен докторами Аланом Брауном и Даной Мерфи после проведения трех экспериментов в Южном методистском университете в 1919 году.89. Они обнаружили, что люди неосознанно «заимствуют» идеи других, а не думают о новых идеях. Вместо того, чтобы сознательно красть песню или сочинять историю из воздуха, человеческий мозг способен взять историю, песню или идею и преобразовать их. В сознании человека оно становится новым. Оригинал. Когда на самом деле это просто воспоминание.

Исследования показали, что это явление довольно распространено, но довольно сложно отличить его от лжи. Так что, возможно, Брайан Уильямс просто думал, что он был в этом вертолете, или он мог лгать. Однако в случае с Джорджем Харрисоном судья решил, что виновником действительно была криптомнезия, и Харрисона обвинили в «подсознательном плагиате». Страшно, когда думаешь об этом. Сколько из наших идей на самом деле наши собственные, а сколько на самом деле воспоминания?

9. Дежавю

Вы когда-нибудь посещали новое место только для того, чтобы почувствовать, что уже были там раньше? Это называется дежа вю, и это случается почти со всеми. Арт Маркман, доктор философии, объясняет дежавю как устройство, которое наш мозг использует для создания ощущения знакомости в конкретной ситуации, используя исходные воспоминания в качестве контекстных подсказок. Он говорит, что люди хорошо запоминают объекты, поэтому, если мы увидим человека в той же футболке, которую мы видели на прошлой неделе на нашем друге, мы не запутаемся, что незнакомец в такой же рубашке — наш друг. Однако мы не очень хороши в воспоминании, основанном исключительно на том, как расположены объекты. Так что, если вы видите стопку этих футболок в одном магазине, а спустя годы заходите в совершенно другой магазин в совершенно другом городе, вы можете не вспомнить, что видели такую ​​же стопку футболок, а вместо этого испытаете чувство знакомство, знание и незнание почему.

В одном крайнем случае французский психиатр Франсуа-Леон Арно написал о парне по имени Луи, жившем в 19 веке. Луи был солдатом, который страдал амнезией, затем головными болями, раздражительностью и бессонницей. и он страдал почти постоянным дежавю. Все, что он испытал, было похоже на то, что он испытывал раньше. В то время его врачи диагностировали у него «иллюзию дежа вю», но сегодня предполагается, что у Луи, возможно, было расстройство памяти, такое как воспоминания, когда люди обычно думают, что вся новая информация знакома. Для нас случайное дежавю — это жуткое и потустороннее чувство, настолько сильное, что некоторые люди думают, что это действительно воспоминание из прошлой жизни.

8. Эффект свидетеля

Эффект свидетеля — это психологический феномен, который носит социальный характер. Характеризуется маловероятностью группы людей (чем больше группа, тем вероятнее явление) для оказания помощи во время чрезвычайной ситуации. Самым известным примером этого является убийство юной Китти Дженовезе в 1964 году, когда якобы она была убита на улицах Нью-Йорка, а 38 прохожих, ставших свидетелями убийства, ничем не помогли. Отличный пример явления, если это правда. Однако брат Китти, Билл, решил докопаться до того, что на самом деле произошло с его сестрой, и оказывается, что нападение на самом деле видели лишь несколько человек, а один на самом деле кричал убийце, чтобы он остановился. Два человека заявили, что вызвали полицию, хотя записей телефонных разговоров нет. Билл говорит, что вне зависимости от того, пытались люди помочь или нет, история его сестры является важным уроком для тех, кто может ничего не делать, когда видит, что кто-то попал в беду.

Другим тревожным примером эффекта свидетеля является слониха Топси. Топси убила одного человека, но была обвинена в том, что является «серийным убийцей», и поэтому была приговорена к смертной казни. Первоначально считалось, что это была одна из длинной череды казней на электрическом стуле в той «Войне токов», и вполне вероятно, что казнь на электрическом стуле была выбрана для Топси, потому что она была более гуманной, чем первоначальная форма казни, которая заключалась в повешении. Казнь Топси электрическим током произошла на Кони-Айленде, на глазах у сотрудников Луна-парка, сотрудников Эдисона и многих других свидетелей. Никто и пальцем не пошевелил. Ужасный отчет об этом злодеянии можно найти в книге Майкла Дейли, Топси.   На ум приходит цитата Эдмунда Бёрка: «Единственное, что необходимо для триумфа зла, — это бездействие хороших людей».

7. Эффект плацебо

Если вы когда-либо участвовали в клиническом исследовании (или изучали науку, если на то пошло), вы знаете, что такое плацебо. Это таблетка или другое лечение, которое не имеет физического эффекта, но может принести психологическую пользу, называемую эффектом плацебо. По сути, если кто-то принимает плацебо и ощущает какую-то пользу, вот вам и такой особый психологический феномен. Одним из примеров этого является случай с МК-869., экспериментальный антидепрессант, разработанный Merck в 2002 году. Поначалу препарат прошел очень хорошие испытания, и Merck возлагала большие надежды на доминирование на рынке. Однако представьте, как были разочарованы акционеры и аналитики, когда данные показали, что хотя те, кто принимал MK-869, действительно чувствовали себя лучше, то же самое произошло и с тем же количеством людей, которые принимали плацебо.

Это довольно распространенное явление в мире фармацевтики. На самом деле, около 50% разрабатываемых лекарств терпят неудачу на этапе испытаний, потому что оказывается, что плацебо столь же эффективно. Некоторые медицинские работники даже утверждают, что некоторые люди хорошо реагируют, даже зная, что получают плацебо. Что ритуал приема лекарства или занятия чем-то здоровым может заставить мозг думать, что тело исцеляется. Может быть, есть что-то в старой пословице: «Исцели себя сам».

6. Эффект МакГурка

Эффект МакГерка, сумасшедший психологический феномен, связанный с вашими глазами и ушами (и тем, как они путаются) при восприятии речи. Это происходит, когда ваш мозг связывает слуховую часть одного звука и сочетает ее с визуальным появлением другого произносимого звука, что приводит к тому, что мозг воспринимает несуществующий третий звук. Вау, верно?

Это происходит, когда вы плохо слышите звук (например, в переполненном помещении или когда человек говорит очень тихо), но вы можете видеть, как двигаются губы, и вам кажется, что вы «слышите» что-то еще. Подумайте о том ребенке в классе, который одними губами выкрикивал в ваш адрес «слоновий ботинок». Это явление было впервые объяснено в 1976, что неудивительно, парнем по имени МакГерк, который изучал, как младенцы воспринимают язык по мере их развития. Это лучше всего описано в формате видео, и там есть много примеров. Как этот или, очевидно, встроенный выше.

 5. Baader-Meinhof

Вы только что узнали о новом режиссере от своего друга-киноботаника. Позже в тот же день вы ищете фильм с вашим любимым актером на IMDd и BAM, это тот режиссер. Затем вы берете газету и видите профиль того же директора, о котором вы никогда раньше не слышали. Внезапно этот парень оказался повсюду. Он следующий Скорсезе, или ваш друг-киноман подкинул вам все эти отсылки? Ни один! Вы испытываете феномен Баадера-Майнхоф.

Арнольд Суики, профессор лингвистики из Стэнфорда, назвал это явление частотной иллюзией в 2006 году, потому что это было проще, чем называть его синдромом «когда вы слышите что-то один раз, и вдруг это повсюду». Он объяснил, что это вызвано двумя психологическими процессами. В одном ты узнаешь что-то, а потом, сам того не зная, ищешь это в других местах. С другой стороны, предвзятость подтверждения говорит вам, что эта вещь повсюду в одночасье просто потому, что вы никогда не замечали ее раньше. Термин Баадер-Майнхоф появился раньше 2006 года на онлайн-форуме St. Paul Pioneer Press, где один участник услышал название печально известной террористической группировки два раза в один и тот же день. Фраза стала мемом, а позже Свикки дал ей медицинское название.

4. Когнитивный диссонанс

Вы знаете, что солнечные ожоги могут вызвать рак кожи, но все равно не пользуетесь солнцезащитным кремом. Или вы курите, даже зная, что курение вызывает рак. У вас есть отличный пример когнитивного диссонанса, явления, которое возникает, когда вы испытываете конфликт отношений, поведения или убеждений. Ваше поведение (пропуск солнцезащитного крема) противоречит вашим представлениям (тот факт, что вы знаете, что можете заболеть раком кожи), создавая состояние когнитивного диссонанса.

Впервые это было изучено Леоном Фестингером в 1957 году, когда культ судного дня, веривший, что потоп погубит мир… ну, они не были уничтожены потопом (как и весь мир). Он обнаружил, что люди, которые были на грани наводнения, чувствовали себя довольно глупо из-за того, что бросили свои дома и работу, и списал это на опыт, в то время как набожные члены культа решили, что это их великая вера и жертва спасли мир. Есть также забавные способы исследовать этот феномен, например, этот Prezi о когнитивном диссонансе в Дрянные девчонки .

3. Эффект онлайн-растормаживания

Если вы вообще не избегаете Интернета (а судя по тому, что вы читаете это, это определенно не так), вы видели онлайн-эффект расторможения в действии. Это ваш милый бывший учитель, который превращается в наполненный ненавистью шар ярости в треде Facebook. Это Розанна пишет о себе в твиттере о безработице. Это склонность интернет-пользователей говорить (или печатать) то, что они обычно не говорят в реальной жизни. Это вызвано рядом личностных переменных, которые заставляют человека отклоняться от своего «нормального» поведения. Точно так же, как люди, которые чувствуют себя менее застенчивыми в Интернете, некоторые люди теряют гораздо больше, чем застенчивость, когда чувствуют себя анонимными.

Даже в социальных сетях, где ваше имя и фотография привязаны к вашему профилю, можно свести к минимуму авторитет, ослабить свои границы и сделать вид, что это все игра, когда никто не отвечает вам лично. Если бы только люди могли просто делать то, что делаем мы, и притворяться, что их мама видит все, что они публикуют в Интернете. Эй, если это работает, это работает!

2. Обратная психология

https://www.youtube.com/watch?v=XLyiOh3DEbQ&frags=pl%2Cwn

Если вы родитель, вы, вероятно, использовали обратную психологию, чтобы заставить своих детей делать то, что вы хотите. Например, если они не хотят есть свой ужин, а вы говорите им, что им нельзя ужинать, скорее всего, они это сделают. Обратная психология опирается на реактивное сопротивление, когда человек отрицательно реагирует на убеждения и вместо этого отвечает на то, что его уговаривают не делать. Даже если вы не родитель, вы, вероятно, применяли его к членам семьи, партнерам или коллегам.

Реверсивная психология восходит к человеческому поведению, ярким примером которой является 1700-е годы. Судя по всему, Антуан-Огюстен Пармантье, находясь в заключении во время Семилетней войны, ел много картошки. Во Франции картофель не одобряли и скармливали только животным. Французский парламент даже объявил картофель вне закона в 1748 году, потому что считал, что он вызывает проказу. Когда Антуан-Огюстен вернулся во Францию ​​в 1763 году, он начал думать о преодолении предубеждения против картофеля, потому что знал, что он очень питателен. Одна история гласит, что он посадил картофельный грядок и нанял охрану для его охраны, распространяя слух, что выращивает там что-то особенное. Конечно, люди прокрались, чтобы украсть картошку, и решили, что с ними все в порядке.

1. Обзор Эффект

Последняя запись в нашем списке — психологический феномен, с которым большинство из нас не столкнется. Это эффект обзора — ощущение, которое испытывают астронавты, когда видят Землю как единое целое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *