«Физкультура — дурацкий предмет!» В чём же смысл этого предмета в школе и почему не стоит так говорить
В финал конкурса «Учитель года — 2020» в этот раз прошли целых пять учителей физкультуры: спорт снова в моде, а физра постепенно перестает быть предметом, от которого все традиционно косят. Учитель физкультуры Сергей Сивачев из города Кашина Тверской области рассказал нам про смысл уроков физкультуры в школе и про то, как сделать их интереснее.
О себе
Я начинал работать в сельской школе, вел разные предметы: музыку, физику, технологию. Так получилось, что начал преподавать физкультуру, мне понравилось, и вот веду этот предмет уже 11-й год. При этом с детства спортом я не занимался, а втянулся, когда начал работать. Плюс у меня есть мотивация, связанная со здоровьем: если я неделю-две не занимаюсь, начинаются боли в спине. Я понял, что, когда тренируюсь — бегаю, веду тренировки, вхожу в свой ритм, — боли прекращаются.
Начинал работать я без образования, потом окончил педагогический колледж, но знаний все еще не хватало, поэтому отучился еще и на психолога в Московском гуманитарно-экономическом университете.
В чем смысл физкультуры в школе?
Любой учитель физической культуры сталкивается с таким отношением родителей к ребенку: «Вот тебе все что угодно, только не трогай меня». Многие потворствуют ребенку — думают, что из любви к нему, а на самом деле из эгоизма. Сегодня мы массово наблюдаем у детей недостаток движения с детского сада или даже с рождения. Дальше таким детям тяжело входить в обычный, нормальный, человеческий образ жизни.
Основная задача учителя физкультуры — независимо от того, в каком состоянии здоровья ученик к нам пришел, вывести его на лучший двигательный уровень, привить культуру движения, дать почувствовать радость двигательной активности.
Конечно, над всем довлеет старая советская школа с ее нормативами и оценками по нормативам. Скажем, приходит десятилетний ребенок после начальной школы с двойками по физкультуре и уже привычным отношением «ты слабый, ты ничего не можешь». Конечно, ребенок будет думать: «Физкультура — дурацкий предмет, я лучше посижу в телефоне, и три в четверти мне все равно поставят». И такое отношение массово присутствует.
У меня в практике был случай, когда в пятом классе ребенок приходил к нам с полным освобождением от физкультуры, а после поступил в Институт физической культуры. Думаю, что этот пример показателен.
Физкультура развивает мозг
Любое развитие живого организма, в том числе человека, начинается с движения. Когда развита координация, когда есть вкус к движению, человек бессознательно переносит и на жизненный опыт какие-то навыки спорта: силу воли, умение перегруппироваться, держать удар. Физкультура влияет на мышление — как сейчас говорят, она развивает не только физические качества, но и креативность.
Есть теория, что, когда человек выполняет действия в привычном для себя режиме — ведущей ногой, ведущей рукой, в рутинном варианте, — стоит пробовать при совершенствовании упражнений выполнять их с непривычной, неудобной стороны. Это интересная двигательная задача, и при этом активизируются разные зоны мозга. Между правым и левым полушариями устанавливаются более прочные связи. Подтверждения этой теории я вижу в своей практике. Это интересно, помогает в мыслительной деятельности. И это работает у детей тоже.
Когда на тренировках по баскетболу мы начали развивать слабую левую руку у правшей, а у левшей — правую, мы заметили, что дети лучше ориентируются, выполняют больше сложных двигательных задач. Их игровое мышление стало лучше и рациональнее. Не скажу, что человек становится умнее от физкультуры, — просто он видит больше решений проблем, и не только двигательных.
Как сделать уроки физкультуры интересными?
Я стараюсь начать урок с необычного вопроса, подбодрить и воодушевить ребенка, чтобы он захотел что-то преодолеть.
Можно рассказывать интересные истории, можно давать физические упражнения на основе прошлого двигательного опыта. Если приводить пример, то старт в беге и в легкой атлетике довольно-таки похож на спринт с мячом в баскетболе. Я стараюсь дать понять, как использовать то, что ребенок уже умеет, уже знает, уже делал, — только немного в другом виде, но с использованием знакомого алгоритма.
У нас в школе есть спортивный клуб, но я веду именно баскетбольный кружок. Вернее, мы ведем вдвоем, я и мой учитель физической культуры, который учил меня. Раньше это был обычный кружок: дети приходили поиграть, больше никаких целей не было. Постепенно мы стали развиваться — приняли участие в соревнованиях на региональном уровне, хотя в городе нет баскетбольных площадок, только у нас в школе. Наши тренировки год от года становятся похожи не на кружок, а на профессиональные занятия.
У нас появился баскетбол для тех, кому больше восемнадцати, мы становимся центром баскетбола в городе. Ведь этот вид спорта достаточно демократичен: нужны только мяч и два кольца.
Не считать физкультуру проходным предметом
Я за то, чтобы физкультура была важной и у нас не забирали третий час в неделю, что сейчас происходит во многих школах. Когда в расписании есть три часа физкультуры, то нагрузка распределена на всю неделю, а положительный эффект движения помогает развиваться полноценно.
Сегодня отношение к физкультуре как к второстепенному предмету не редкость, из-за этого учителя не могут иногда добиться покупки оборудования, мячей и прочего для того, чтобы полноценно вести уроки.
В сегодняшней программе по физической культуре в концепции развития физкультуры и спорта как цель обозначен идеал — 70% населения должны регулярно заниматься спортом.
Есть вещи, которые радуют: например, прогресс ученика. Раньше он пробегал на два, а стал на три. Я бы поставил ему пять, не обращая внимания на нормативы. Индивидуальное развитие — это самое главное. Когда человек растет, это замечательно.
В наше время люди стали больше заниматься спортом. В городе появилась площадка ГТО, она не пустует никогда. Дети занимаются, бегают. Люди стали обращать внимание на свое здоровье. И это радует. Сейчас встретить человека на пробежке — это норма.
Что посоветовать учителям физкультуры и родителям?
Не быть безразличными. Деньги и база вторичны. Если есть человек, который чем-то увлеченно занимается, то постепенно сложится коллектив, появится и база. У нас сначала не было мячей, не было баскетбольной формы, но все получилось. Не опускайте руки.
Родителям хочется сказать вот о чем. Я знаю, что многие берут справки просто так, я знаю примеры, когда ребенок говорит: «Я не хочу заниматься физкультурой. Мам, возьми мне справку». Давайте любить своих детей и думать об их будущем. Детство закончится, придет юность, потом зрелость, а человек будет физически не развит, будет болеть. Давайте будем стратегами. Не будем потворствовать желанию детей, а будем думать об их будущем. Смотреть вперед.
Благодарим стажера Дарью Стробыкину за помощь в подготовке материала. Фото: Shutterstock / fotosparrow
Что такое уроки физкультура — Для чего нужна и смысл занятий физическое культуры
03/02/2022
Чтобы оздоровить и укрепить иммунитет учеников начальных классов и старшеклассников, проводятся уроки физической культуры. Нынешняя образовательная программа предусматривает занятия физкультурой трижды в неделю, независимо от класса. Из этого исходит, что физическая культура – жизненно необходимый предмет в образовательной организации, а не обычная физра, как у людей вошло в привычку говорить. В большинстве учебных заведений один из таких уроков замещается ритмической гимнастикой или искусством танца.
Что представляет собой физическая культура
Физкультура – это социальный тип деятельности, цель которой – при помощи сознательных двигательных функций поддержать здоровье и повысить самочувствие, развить психофизиологический потенциал ребенка.
Средства физкультуры
Среди механизмов физической культуры выделяют: физические нагрузки, природные силы (процессы закаливания солнцем, воздухом и водой), гигиенические условия (гигиена тела, распорядок дня, полноценный сон и принятие пищи, воздержание от курения, алкоголизма и наркомании).
Несомненно, физическая активность – это главное средство физкультуры. К ней относятся любые вращательные движения, которые разрабатываются и используются в целях совершенствования физического состояния, физиологических умений и потенциала индивида.
В совокупности средства физической культуры оказывают максимальное физиотерапевтическое и развивающее действие.
Цели и задачи занятий физической культурой
Основных целей, которые предусматривают школьные занятия физической культурой, несколько. Это:
- физиологическое развитие и общее укрепление школьников;
- развитие у детей предприимчивости;
- развитие творческих навыков и сознания.
Учителя физической культуры нацеливаются на следующие приоритеты – обучение школьников знаниям, кинетическим умениям, которые соответствуют их возрасту; обучение навыкам физической активности и искусству применения полученных навыков в жизни.
На каждом уроке обучающимся прививают любовь к спорту, физическим нагрузкам, которые требуются для укрепления состояния здоровья, поддержания тела в тонусе. Также их обучают внимательно относиться к своему здоровью и здоровью близких людей.
Уроки физической культуры отличаются и воспитательным характером: школьник сильнеет, мужественнеет, он учится уважать коллектив и воспринимает команду как единое целое.
Благодаря урокам физической культуры обучающиеся становятся ответственнее, смелее, целеустремленнее. В них воспитывается дух коллективизма, настойчивость, добросовестность и взаимопомощь.
На уроках физкультуры соблюдается и выполняется следующее:
- укрепляется здоровье;
- формируется правильная осанка.
Занятия физической культурой являются профилактикой и методом изавления от плоскостопия, различных болезней и стрессов. Ребенок растет разносторонней личностью, развивается координация движений, повышается умственная работоспособность.
Как проходят занятия физкультурой в средних учебных заведениях
Главной задачей учителя физической культуры является организация детей. Затем они изучают главные навыки, подходящие им по возрасту, и особенности физиологического развития. Любой школьник должен осознать, что физические упражнения не только укрепляют общее состояние здоровья, но и подбадривают. Чтобы эти параметры были соблюдены, необходимо быть физически активным не только в школе, но и дома, выполняя физические упражнения с родителями.
Обратите внимание! Урок состоит из теоретической и практической частей. Педагог объясняет, как выполнять упражнение, определяет его назначение, объясняет и разучивает с детьми правила ведения спортивных игр.
С уверенностью можно утверждать, что школьный урок физкультуры – это сезонный урок. В зимний период школьники катаются на лыжах и коньках, в осенний и весенний – бегают, прыгают в длину и высоту, занимаются спортивной ходьбой и пр. Если имеется возможность, круглый год ребята занимаются в бассейне в помещении школы.
Как и любой другой урок, физическая культура состоит из трех стадий – онакомление с новым материалом, его закрепление и контроль. В качестве последнего школьники сдают нормативы, участвуют в различных соревнованиях и праздниках здоровья.
Чем занимаются школьники на уроках физической культуры?
В первом классе дети еще ничему не обучены, их лишь знакомят со школьной жизнью, привыкают к новому распорядку. На уроках физкультуры в первом классе ребята ознакамливаются с основными терминами данного предмета.
Чтобы развить основные умения и навыки, на занятиях выполняются строевые, физические упражнения. Цель их – развить у школьников простые движения: ходьбу, бег, прыжки, метание, лазанье, простейшие гимнастические и хореографические движения. Кроме того, детям дают первичные знания по таким играм, как баскетбол, волейбол, лыжная подготовка и плавание.
Цели, достигаемые во время проведения соревнований, различных игр:
- закрепление выработанных двигательных умений;
- развитие координации движений;
- развитие общей стойкости и ловкости.
В средних классах осуществляется совершенствование физических качеств школьников в процессе беговой, лыжной, гимнастической подготовок. Правила ведения спортивной игры, ее особенности (тактика и техника) рассматриваются более углубленно.
Дополнительная информация! Необходимо знать, что к занятиям на уроках физической культуры допускаются обучающиеся, которых по состоянию здоровья отнесли в основную или дополнительную группу. Остальные дети освобождаются от привычных занятий – они занимаются лечебной физкультурой по рекомендации специалистов.
Важность физического воспитания | BIS Абу-Даби
Физическое воспитание развивает у наших учащихся компетентность и уверенность в себе, позволяя им принимать участие в различных видах физической активности, которые становятся центральной частью их жизни как в школе, так и вне ее.
Физическое воспитание развивает у учащихся компетентность и уверенность в себе, необходимые для участия в различных видах физической активности, которые становятся центральной частью их жизни как в школе, так и вне ее. Таким образом, невозможно переоценить необходимость и важность физического воспитания в школьной программе.
Что такое физическое воспитание
Физическое воспитание направлено на развитие ряда физических способностей учащихся, что позволяет им уверенно выполнять различные физические упражнения и получать от них удовольствие. В дополнение к развитию двигательных навыков учащихся, физическое воспитание дает ряд преимуществ, включая умственное, социальное, эмоциональное и когнитивное развитие.
Важность физического воспитания в школах
Качественная учебная программа по физическому воспитанию позволяет всем учащимся получать удовольствие и добиваться успехов во многих видах физической активности. Они развивают широкий спектр навыков и способность использовать тактику, стратегию и композиционные идеи для успешного выступления. Когда они выступают, они думают о том, что делают, анализируют ситуацию и принимают собственные решения. Они также размышляют о своих собственных и чужих достижениях и находят способы их улучшить. . В результате у них появляется уверенность в том, что они могут принимать участие в различных видах физической активности, и они узнают о ценности здорового, активного образа жизни для тела и разума.
Информация о том, что им нравится делать, каковы их способности в школе и как и где заниматься физической активностью, помогает учащимся сделать осознанный выбор в отношении физической активности на протяжении всей жизни.
Физическое воспитание в школьной программе помогает учащимся развивать прочные личные и социальные навыки. Они работают индивидуально, в группах и командах, развивая понятия справедливости и личной и социальной ответственности. Они берут на себя различные роли и обязанности, включая руководство, коучинг и судейство.
Благодаря разнообразию опыта, который предлагает PE, они учатся быть эффективными в конкурентных, творческих и сложных ситуациях.
Преимущества физического воспитания в школах
Физическое воспитание в школах дает ряд преимуществ, в том числе помогает учащимся развивать широкий спектр способностей. Вот некоторые из многих преимуществ, которые физическое воспитание дает студентам.
Физические преимущества физического воспитания
Одним из основных преимуществ физического воспитания является развитие моторики. Регулярная физическая активность позволяет учащимся оттачивать свои двигательные навыки, чтобы они могли лучше контролировать движения своего тела и улучшать свои рефлексы.
Кроме того, физкультура дает учащимся возможность лучше понять границы своего физического потенциала в безопасной обстановке и обеспечивает основу для активного и здорового образа жизни.
Эмоциональные преимущества физического воспитания
Способность контролировать свои эмоции является неотъемлемым аспектом взросления. Физическое воспитание дает учащимся возможность участвовать в различных видах спорта и играх, где они узнают о командной работе, управлении гневом, конкуренции, самоконтроле и личностном росте.
Польза физического воспитания для умственного развития
Негативные последствия плохого психического здоровья имеют далеко идущие последствия, особенно для развивающегося ума, и они могут повлиять на школьную работу, социальную жизнь и когнитивные способности учащихся. Показано, что физическая активность снижает уровень гормонов стресса, помогая учащимся поддерживать психическое здоровье. Кроме того, физические упражнения высвобождают эндорфины в организме, что может помочь улучшить настроение учащихся.
Социальные льготы по физическому воспитанию
Социальное развитие является ключевой задачей для учащихся всех возрастов. Когда учащиеся развиваются социально, они лучше подготовлены к совместной работе для достижения общих целей. Физическое воспитание предлагает множество командных видов спорта и занятий, которые дают учащимся возможность работать вместе, помогая приобрести ценные жизненные навыки, такие как командная работа, сотрудничество и сопереживание.
Академические преимущества физического воспитания
Доказано, что регулярная физическая активность улучшает когнитивные способности учащихся. Это связано с тем, что доказано, что физическая активность улучшает когнитивные функции, связанные с памятью и вниманием. Поэтому, когда студенты участвуют в физическом воспитании, они могут улучшить свою успеваемость по всем направлениям.
Польза физического воспитания для повышения спортивного мастерства
Частью развития учащегося является умение справляться с успехами и неудачами здоровым образом. Благодаря физическому воспитанию учащиеся учатся с уважением относиться как к победе, так и к поражению. Например, учащиеся обнаруживают, что они не будут побеждать во всех соревнованиях, в которых они участвуют, и что им не следует вымещать свое разочарование на товарищах по команде или коллегах-конкурентах. Кроме того, они учатся побеждать со смирением и воздерживаться от злорадства. В целом, это подготавливает студентов к принятию успехов и неудач в жизни с уверенностью и скромностью.
Важность физического воспитания в повседневной жизни
В целом, физическое воспитание позволяет учащимся развивать широкий спектр жизненных навыков с такими преимуществами, как:
- Поощрение здорового и активного образа жизни в школьном коллективе
- Воспитание спортивного мастерства во всех аспектах соревнований
- Расширение спортивного опыта и удовольствия каждого учащегося
- Привить страсть к активному отдыху и спорту
- Помощь учащимся в раскрытии их физического потенциала в различных спортивных условиях.
Важность физического воспитания в школах
Физическое воспитание — это класс, который призван помочь учащимся улучшить свое физическое здоровье и самочувствие. Студенты могут рассчитывать на участие в различных мероприятиях, таких как командные виды спорта, индивидуальные виды спорта, танцы и фитнес.
Доказано, что физическое воспитание является неотъемлемой частью образования учащихся. Это помогает учащимся оставаться здоровыми, учиться навыкам работы в команде и получать удовольствие. Кроме того, физическое воспитание также может помочь учащимся поддерживать здоровый вес и снизить риск ожирения.
Содержание
Важность уроков физкультуры
Физическое воспитание является важной частью обучения учащихся, поскольку оно помогает им оставаться здоровыми и приобретать навыки работы в команде. Кроме того, физическое воспитание может помочь учащимся поддерживать здоровый вес и выработать привычку к физической активности на всю жизнь. Школы должны проводить занятия по физическому воспитанию, чтобы все учащиеся имели возможность извлечь пользу из этих положительных результатов.
Уроки физкультуры позволяют учащимся быть активными и участвовать в приятных мероприятиях. Когда учащиеся занимаются физической активностью, они с большей вероятностью будут продолжать заниматься физической активностью на протяжении всей своей жизни. Кроме того, было доказано, что физическая активность положительно влияет на успеваемость. Одно исследование показало, что физически активные учащиеся имеют более высокие оценки и имеют больше шансов окончить среднюю школу, чем физически активные учащиеся.
Уроки физкультуры также могут помочь учащимся развить навыки работы в команде. Совместная работа в командных видах спорта может научить учащихся сотрудничать с другими и разрешать конфликты. Эти навыки важны во всех аспектах жизни, в том числе на рабочем месте. Кроме того, участие в физической активности может помочь учащимся развить социальные навыки и завести друзей.
Наконец, уроки физкультуры могут помочь учащимся поддерживать здоровый вес. Ожирение становится все более серьезной проблемой на Филиппинах, и школы должны делать все возможное, чтобы помочь учащимся поддерживать здоровый вес. Физическая активность может помочь учащимся сжигать калории и наращивать мышечную массу, что необходимо для поддержания здорового веса.
Таким образом, очевидно, что школьные уроки физкультуры дают учащимся много преимуществ. Эти занятия помогают учащимся оставаться здоровыми, заводить друзей, развивать навыки работы в команде и поддерживать здоровый вес. Все эти факторы важны для успешной жизни. Поэтому школы должны обеспечить уроки физкультуры для всех учащихся.
Советы по получению максимальной отдачи от занятий физкультурой
1. Примите участие. Участвуйте во всех мероприятиях и упражнениях. Это поможет вам получить максимальную отдачу от урока.
2. Сосредоточьтесь. Обратите внимание на инструктора и следуйте его указаниям. Это поможет вам оставаться в безопасности и получить максимальную отдачу от класса.
3. Будьте активны. Обязательно двигайтесь и участвуйте во всех мероприятиях. Это поможет улучшить ваше физическое здоровье и самочувствие.
4. Получайте удовольствие! Уроки физкультуры должны приносить удовольствие. Если вам не весело, поговорите с инструктором о том, как сделать занятие более приятным для вас.
Уроки физкультуры важны для учащихся всех возрастов. Эти занятия могут помочь улучшить физическое здоровье, самочувствие и уровень физической подготовки учащихся. Участвуя в уроках физкультуры, учащиеся будут лучше подготовлены к активной и здоровой жизни.
Важность физической активности вне школы
Регулярная физическая активность важна для детей и подростков независимо от веса. Он помогает поддерживать здоровый вес, снижает риск развития хронических заболеваний, таких как болезни сердца, инсульт и диабет, улучшает психическое здоровье и настроение. Кроме того, физическая активность может помочь предотвратить травмы.
Как найти время для физической активности в своем плотном графике
Выделить время для физической активности в вашем плотном графике может быть непросто, но важно найти способы вписаться в него. Старайтесь планировать свою физическую активность в одно и то же время каждый день, чтобы это вошло в привычку. Если это невозможно, попробуйте разбить свою физическую активность на более мелкие части в течение дня. Вот несколько советов, которые помогут вам найти время для физической активности:
- Возьмите на себя обязательство и придерживайтесь его.
- Найдите занятие, которое вам нравится, и придерживайтесь его.
- Найдите друга или члена семьи, чтобы заниматься с вами физической активностью.
- Внесите свою физическую активность в ежедневник или календарь.
- Поставьте напоминание на свой телефон или компьютер, чтобы быть активным.
Заключение
Физическое воспитание имеет много преимуществ, и школы должны предлагать такие программы.