Группы здоровья: виды и характеристики
Содержание
О группах здоровья
Критерии здоровья детей
Группы здоровья детей: виды и характеристики
Группы здоровья взрослого населения
Что такое группы здоровья?
Чтобы адекватно оценить здоровье человека, а значит, оказать ему необходимую медицинскую помощь, предоставить оптимальный перечень медицинских услуг, были разработаны группы здоровья детей и взрослого населения.
Группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, развития растущего человека. Каждый пункт этой шкалы также учитывает факторы риска, влияющие или влиявшие ранее на состояние здоровья. В соответствии с этой шкалой делается предварительный прогноз на будущее. Определенную группу здоровья выставляет обычно участковый педиатр, либо медицинский работник в дошкольном учреждении с учётом здоровья ребёнка, при наличии всех обследований.
Нужно понимать, что выставленная группа вовсе не статичный, не неизменный показатель. Группа может изменяться со временем. Однако, к сожалению, чаще всего группа меняется в худшую сторону: первая на вторую или, что чаще, вторая на третью.
Медицинский осмотр — это важно!
В родительской среде бытует мнение, что ежегодные медицинские осмотры – это прихоть врачей и бесполезная трата времени. Родители порой не замечают, как и когда у ребенка начало развиваться хроническое заболевание. Его капризы, жалобы на усталость, плохое самочувствие списывают на лень или плохой характер. Прохождение медицинского осмотра один раз в год необходимо и обосновано. Статистика указывает на малый процент абсолютно здоровых детей.
Государством узаконено обязательное прохождение медосмотра в 1 год, при оформлении в детское дошкольное учреждение, перед поступлением в 1 класс школы, ежегодно в школьном возрасте. Родителям нужно уяснить, что формально к прохождению медосмотра относиться нельзя. Комплексная оценка здоровья проводится не для того, чтобы получить справку о возможности посещать детский сад или школу, а для своевременного выявления заболеваний, отклонений в развитии.
На ежегодном осмотре врач анализирует антропометрические данные, лабораторные анализы, динамику заболеваемости. В медицинском заключении указывается, можно ли посещать детское учреждение, принадлежность к группе по физкультуре. Оно поможет родителям скорректировать режим дня, питание, умственные и физические нагрузки. При выявлении патологических состояний оформляется диспансерный учет, наблюдение узким специалистом.
Критерии здоровья детей
- Наследственность. Врач при осмотре новорожденного выясняет наличие наследственных заболеваний, которые фиксируются в ряде поколений семьи. При наличии генетических патологий лабораторные анализы помогут определить вероятность возникновения такого заболевания. Генеалогический критерий учитывает особенности протекания беременности, непосредственно роды, развитие новорожденного в первый месяц.
- Физическое развитие. В основе этого лежат основные антропометрические данные: рост, вес, окружность головы, груди, длина конечностей и другие. Существует специальная таблица, в которой прописываются цифровые показатели нормального физического развития.
- Развитие систем органов. Параллельно с увеличением массы тела и роста происходит формирование внутренних органов и их систем. Контролировать этот процесс можно с помощью дополнительных анализов и аппаратных методик (например, УЗИ). Особое внимание врачи уделяют развитию органов, которые обеспечивают основные процессы жизнедеятельности, – сердцу, желудку, почкам, легким.
- Степень иммунной защиты. Здоровый организм надежно противостоит факторам окружающей среды, менее подвержен инфекциям. Причину слабого иммунитета у часто болеющих пациентов нужно выяснять обязательно, путем проведения дополнительного обследования и диагностики.
- Соотношение психического и физического здоровья. Невропатолог, психолог и педиатр совместно определяют прохождение нервных реакций организма, уровень развития психических процессов, физического здоровья и соотносят данные со специальными таблицами стандартов.
Виды и характеристика групп здоровья детей
Определенная группа здоровья присваивается на основе оценки по таким критериям:
- хронические заболевания (их наличие либо их отсутствие), генетические заболевания, врожденные патологии и прочее;
- гармоничность развития (физического и психического) в соответствии возрасту;
- частота возникновения заболеваний (от элементарных вроде ОРЗ до тяжелых) и уровень сопротивляемости им организма.
Первая группа
Первая группа — Здоровые дети. Нет отклонений в анамнезе, ни разу или редко болеющие, не более 4-х раз ОРЗ в течение года; физическое развитие среднее, выше или ниже среднего; гармоническое, нервно-психическое развитие соответствует возрасту; функциональное состояние систем не нарушено; могут быть единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, маловыраженная деформация ушной раковины, единичные стигмы, отдельные родимые пятна и др.), не влияющие на состояние здоровья детей и не требующие коррекции; единичные кариозные зубы.
Вторая группа
Вторая группа — Относятся здоровые дети c отягощенным биологическим анамнезом, некоторыми функциональными и морфологическими изменениями, т.е. здоровые дети с риском развития у них хронической патологии. Выделяют II А и II Б группы.
IIA группа
IIA группа — Здоровые дети с минимальной степенью риска формирования хронических заболеваний. Сюда относятся нарушения в пренатальном периоде — экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вредности, алкоголизм, возраст матери к моменту рождения ребенка моложе 18 и старше 30 лет, токсикозы I и II половины беременности, угроза выкидыша, кровотечения, повышение или понижение АД. Нарушения в интранатальном периоде — быстрые или затяжные роды, длительный безводный период, патология плаценты, пуповины, неправильное положение плода. Отягощенный генеалогический анамнез.
IIБ группа
IIБ группа — К ней относят здоровых детей, родившихся от многоплодной беременности, недоношенных, переношенных, родившихся с большой массой тела, незрелых, с внутриутробным инфицированием; перенесших асфиксию, родовую травму, гемолитическую болезнь, острые тяжелые заболевания в ранний неонатальный период, а также с рахитом I степени, выраженными остаточными явлениями рахита, дефицитом или избытком массы тела I и II степени; аллергической предрасположенностью; пилороспазмом без явлений гипотрофии, некоторыми врожденными аномалиями, не требующими оперативного вмешательства; расширением пупочного кольца, расхождением прямых мышц живота, недопущением яичек в мошонку на 1 -2 году жизни, с малым размером большого родничка при рождении, дефектами осанки, уплощенной стопой, функциональными изменениями сердечно-сосудистой системы; с гипертрофией аденоидов I и II степени, гипертрофией миндалин II степени, искривлением носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, поворотными заболеваниями бронхитами или пневмониями, частыми ОРЗ; с угрозой анемии, тимомегалией, субкомпенсированным кариесом (68 кариозных зубов), аномалией прикуса, не требующей немедленной коррекции; с отдельными невротическими реакциями, патологическими привычками, задержкой психического развития, косноязычием, дисфункцией желудочно- кишечного тракта, с миопией слабой степени, аккомодационным косоглазием без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения; с виражом туберкулиновой пробы; состоянием реконваленсценции после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния.
Третья группа
Третья группа — Относятся больные дети с хроническими заболеваниями или врожденной патологией в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, поведения; дети с резко сниженной резистентностью, т.е. болеющие почти ежемесячно.
Четвертая группа
Четвертая группа — Относятся дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с частыми обострениями основного заболеваниям, с нарушениями общего состояния, самочувствия; с затяжным рекон- валесцентным периодом после интеркурентного заболевания.
Пятая группа
Пятая группа — Относятся дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемых по инвалидности или инвалидов.
При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.
Активность детей и группы здоровья
В зависимости от группы здоровья детей для них лечащим врачом даются особые рекомендации по образу жизни, двигательной активности, форме обучения, социальной деятельности. Они направлены на улучшение или поддержание состояния здоровья малыша. Ознакомьтесь подробнее с методическими рекомендациями, разработанными для различных категорий здоровья:
- Первая и вторая группы. Допускается любой вид деятельности и нагрузки. Занятия физкультурой, учебная нагрузка формируются по общей программе, без ограничений. Все спортивные нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, рекомендуется посещение дополнительных секций, участие в олимпиадах, соревнованиях, дополнительная закалка организма. Запрет на ту или иную деятельность может быть наложен врачом в индивидуальном порядке.
- Третья группа. Для каждого вида деятельности необходима консультация врача для установления определенных ограничений. Занятия физкультурой реализуются по специально разработанным программам, участие в спортивных состязаниях ограничивается, т.к. существует высокий риск обострения заболевания или травм. Рекомендуется регулярное профилактическое и коррекционное лечение в оздоровительных лагерях, санаториях.
- Четвертая группа. Режим активности значительно ограничен, доктором формируется специальный дневной режим, в котором отдыху, сну, отводится длительное время, для обучения создаются варианты индивидуальных, дистанционных программ. Необходимы занятия лечебной физкультурой (ЛФК), проведение физиотерапии.
- Пятая группа. Физическая, умственная активность ребенка значительно ограничены, режим дня сопровождается лечебными процедурами, физиотерапией. Необходим постоянный контроль деятельности взрослыми.
Виды и характеристика групп здоровья взрослого населения
Для определения группы здоровья, для выявления имеющихся патологий, проводится диспансеризация. Ее целью является выявление хронических неинфекционных заболеваний. Они уже давно стали основной причиной ранней инвалидности и смертности взрослого населения.
По итогам проведенных обследований пациентов разделяют по группам здоровья. Тем, у кого обнаружены факторы риска по развитию хронических неинфекционных заболеваний, проводят необходимые коррекционные медицинские мероприятия в отделениях или кабинетах медицинской профилактики. Пациенты с выявленными хроническими заболеваниями направляются на лечение, им также предоставляют возможность санаторного лечения.
Рассмотрим коротко особенности групп здоровья, используемых большинством лечебных учреждений и страховых компаний:
Первая группа — К этой группе относят практически здоровых людей, не имеющих каких-либо отклонений в состоянии организма, не страдающих хроническими заболеваниями. Сюда же входят представители взрослого населения с небольшими отклонениями АД, не влияющими на общее самочувствие. Данная категория проходит общий осмотр один раз за год.
Вторая группа — Сюда относят пациентов с хроническими заболеваниями, которые не оказывают влияния на общее самочувствие, не снижающими работоспособность человека. Хронические заболевания у них находятся в состоянии стойкой ремиссии, не имеют обострений. Такие пациенты проходят общее обследование не менее 2 раз за год. Также они проходят необходимые процедуры, посещают медицинские мероприятия, направленные на управление здоровьем.
Третья группа — К этой группе относятся люди, имеющие хронические заболевания, сопровождающиеся частыми обострениями. Вследствие этого пациенты данной группы часто теряют трудоспособность на определенное время (короткое или продолжительное). Пациенты этой группы должны проходить общее обследование чаще остальных. Частоту посещений определяет лечащий врач.
Помимо определения состояния здоровья, выявления хронических или острых заболеваний, общее медицинское обследование помогает выявить лиц, страдающих туберкулезом, а также тех, кто злоупотребляет алкоголем, принимает наркотики, психотропные вещества, что также немаловажно.
Главной целью деления на группы является подбор соответствующих методов воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка с выбором определенного режима, уровня физнагрузок, нормативов и т.д
Группы здоровья: виды и характеристики — ZDRAVBUD.NET ZDRAVBUD.NETГруппы здоровья детей и их характеристика
Для любого родителя здоровье ребенка является ключевым, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь и судьба. С появлением малыша на свет для него в поликлинике заводится медицинская карта, в которой описываются особенности развития и здоровья малыша. Наверняка многие обращали внимание, что при рождении и осмотре ребенка – врач присваивает ему оценку, она обозначается цифрой от 1 до 5. Что это обозначает? Какие особенности в развитии и здоровье ребенка существуют? В этой статье мы поговорим о группах здоровья наших детей, рассмотрим их характеристики и особенности присвоения той или иной группы.
Что такое группы здоровья
Групп здоровья ребенка – это условное медицинское обозначение, которое используется для анализа здоровья ребенка. Для того, чтобы поставить оценку и отнести состояние человека к одной из групп, проводится профилактический осмотр, обследование, сбор и исследование анализов.
На протяжении всего развития ребенка его группа может меняться. Это зависит от многих внешних факторов. Ребенка осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, лора, хирурга, кардиолога, невропатолога и стоматолога. Окончательное решение о присвоении той или иной группы здоровья ребенку принимает педиатр, основываясь на заключения узких специалистов.
Оценка присваивается на текущий момент времени, не учитываются острые заболевания, инфекции или иные прошлые болезни, если, конечно, они не стали носить хронический характер.
Оценка о состоянии физического здоровья детей различных возрастов необходима для определения и разделения детей для дальнейшего оказания помощи. Кто-то окажется здоров, а для кого-то потребуется, если не лечение, то наблюдение специалистов. Часто детям, которые имеют какие-либо проблемы со здоровьем, предоставляются специальные группы здоровья, где нагрузка и требования к детям менее сложные.
Как определяется группа здоровья?
Классификация критериев, на основании которых проходит определение группы здоровья, весьма разнообразная. Каждое медицинское пособие трактует все моменты по-разному. Наиболее популярное деление подразумевает 6 принципов, согласно которых и принимается решение об определении группы здоровья ребенку.
- Наследственность. При осмотре новорожденного врач обязан провести опрос родителей, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, какой они носят характер и насколько тяжелы последствия. Путем сдачи анализов можно определить, насколько подвержен малыш заболеванию по наследственности. В данном случае в течение беременности тоже необходимо проходить некоторые обследования, которые исключат негативные моменты. В данный критерий входят не только наследственные заболевания, но и течение беременности, ход родов и развитие малыша в первый месяц жизни.
- Физическое развитие малыша. В данный критерий входят основные характеристики – рост, вес, так же измеряются окружность груди, головы, размер ноги, длина рук и ног и другие параметры. С развитие ребенка отслеживается, когда он начал держать головку, когда сел, начал ползать, ходить, говорить. Педиатрам в помощь имеется таблица, в которой по месяцам отражены все требования и навыки, которые должен иметь малыш. Если есть какие-то отклонения, то нужно исследовать их характер и понять, имеют ли они тяжелые последствия за собой или они не так страшны для малыша.
- Развитие системы органов в организме – это и сердечная, и нервная, и кровеносная системы. В период первого года после рождения происходит становление и развитие всех органов в организме, а так же их рост. Для данного критерия часто используются дополнительные анализы и исследования – УЗИ, общие анализы и другие обследования. Повышенное внимание уделяется в данном случае сердечку, желудку, почкам и легким.
- Степень сопротивляемости организма к внешним факторам и инфекциям. Часто слышится такое понятие, как «болезненность ребенка, квелость и слабость иммунитета» — этим определяется данный принцип отнесения к группе здоровья. Если ребенок часто болеет, имеет слабый иммунитет, то стоит обследоваться дополнительно и выявить причину такого состояния. В соответствии с этим может так же присвоиться группа здоровья.
- Соотношение психологического и физического показателей здоровья. Для обследования психологического и неврологического состояний здоровья необходимо обратиться к психологу и неврологу. После осмотра и собеседования с ребенком будет выявлено, есть ли какие – то патологии или развитие протекает нормально. Показатели физического здоровья оцениваются педиатром и сравниваются с таблицами, в которых указаны стандарты.
Группы здоровья присваиваются детям от 3 до 17 лет. В основном они назначаются по общему состоянию детей или по наличию хронических заболеваний. Кстати, дети с одинаковым диагнозом, вполне могут иметь разные группы здоровья. Многие родители пугаются присвоения их ребенку группы, которая не соответствует хорошему состоянию здоровья. Но следует знать, что это не окончательный диагноз, а специальная градация, которая позволяет корректировать состояние здоровья, учитывать различные факторы, влияющие на будущее ребенка.
Виды групп здоровья, характеристики каждой группы
Всего насчитывают пять групп здоровья детей от 3 до 17 лет. Все они имеют свои характеристики и отличительные особенности. Рассмотрим все группы здоровья.
Первая группа – это полностью здоровые дети, которые не имеют никаких дефектов, проблем. Их психическое и физическое здоровье соответствуют стандартным измерениям, у них не имеется никаких пороков развития, дефектов и иных нарушений в организации и деятельности органов.
Вторая группа – является самой распространенной на фоне других, здесь есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к внешним факторам и заболеваниям снижена. Нет яркого выраженного отставания в развитии, например, нет хронических болезней, но есть функциональные нарушения. Общая задержка в физическом развитии – избыточная масса тела, дефицит массы, ослабленное зрение и другое. Если ребенок зачастую болеет острыми респираторными болезнями, то у него так же 2 группа.
Третья группа – детишки, у которых есть хронические болезни, но они находятся в процессе ремиссии, иногда случаются обострения, осложненность основного заболевания отсутствует. Дети, относящиеся к такой группе, имеют нормальное физическое здоровье, но у них выявлены некоторые отклонения в массе – избыток или дефицит, маленький рост. Психологическое развитие зачастую отстает от нормальных показателей.
Четвертая группа – дети с хроническими болезнями, которые развиваются на активной стадии или стадии неустойчивой ремиссии, сопровождаются частыми обострениями. Так же сюда относятся дети, у которых болезнь находится в стадии ремиссии, но для этого необходимо поддерживающее лечение. Дети с последствиями после травм, операций или ограничениями в обучении и труде.
Пятая группа – является самой тяжелой и трудной группой, сюда относятся дети с тяжелыми хроническими болезнями с крайне редкими ремиссиями и частыми приступами. Так же в данном случае существуют значительные осложнения, для предотвращения которых используется лечение. Сюда относятся дети с физическими дефектами, нарушением функций некоторых органов, сопровождается серьезными запретами в формировании трудовой деятельности. Сюда относятся дети-инвалиды.
Распределение детей по группам здоровья
Распределение детей по группам здоровья реализуется только квалифицированным специалистом – врачом на основании критериев и признаков, описанных выше. Врач – педиатр, психолог, невролог и иные узкие специалисты используют анализы, обследования, так же изучают данные и медицинской карты по течению беременности и раннему развитию малыша.
Большое значение имеет так же личный осмотр и инструментальные исследования. Каждый врач выносит точный диагноз, на основании которого уже можно отнести ребенка к той или иной группе здоровья. Все зависит от того, какое нарушение в функциях организма существует, на какой стадии оно находится, какой из вариантов течения протекает, наличие осложнений. Большое значение имеет факт наличия других заболеваний, так называемых «сопутствующих заболеваний», если их нет, то ставится диагноз «здоров». Врач-педиатр изучает все диагнозы узких специалистов и их рекомендации, на основании чего присваивается группа здоровья, и делаются рекомендации по сохранению здоровья.
Тем детям, в отношении которых появились подозрения в заболевании или функциональных нарушениях, комплексную оценку здоровью не дают. В таком варианте необходимо провести весь комплекс анализов и исследований, чтобы определить группу верно. После того, как анализы будут получены, необходимо уточнить и поставить диагноз, тогда могут быть даны рекомендации и назначено лечение.
Методические рекомендации для разных групп здоровья
В зависимости от того, к какой группе здоровья относится ребенок, для него выдвигаются различные требования или рекомендации дл осуществления им спортивной и социальной деятельности. Рассмотрим подробно методические рекомендации для детей разных групп здоровья.
Первая группа – любой вид деятельности – учебная, занятия трудом или спортом формируются без ограничений по общей программе воспитания ребенка. Необходимо лишь учитывать возраст и возможности человека, в остальном противопоказаний или ограничений нет. Все нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, а так же рекомендуются дополнительные факультативы и занятия, посещение спортивных секций и участие в олимпиадах, соревнованиях.
Вторая группа – в данном случае, как мы помним, отклонения небольшие, а значит и противопоказания имеют не радикальный масштаб. Необходимо проводить закалку организма, соблюдать рациональное питание по набору или, напротив, по сбросу веса. Так же обязательно соблюдение двигательной программы. Занятия физической культурой можно не прерывать, но дети такой группы могут сдавать нормативы с задержкой по времени. Врачи рекомендуют заниматься в спортивных секциях общей физической подготовки, необходимо совершать прогулки и игры, участвовать в эстафетах и соревнованиях. Участие в серьезных мероприятиях разрешается с позволения врача.
Третья группа – перед тем, как приступить к занятиям спортом, необходимо посетить врача, чтобы он дал некоторые рекомендации и ограничения. Особое внимание уделяется процедуре восстановления после занятий, упражнения по восстановлению дыхания нужно увеличить по сравнению с общей массой. Пульс необходимо постоянно контролировать, темп выполнения занятий должен быть низким и медленным. Занятия реализуются по специально разработанным программам при участии врачей. Участие в спортивных мероприятиях ограничивается и разрешается с согласия врача.
Четвертая группа – режим активности ограничивается, формируется специальный режим дня, в котором отдыху отводится длительное время, а так же вместо обычных занятий спортом реализуется ЛФК (лечебная физкультура). Создаются специализированные программы для специальных учебных заведений.
Пятая группа – активность ребенка существенно ограничена, режим дня сопровождается занятиями лечебной физкультурой, а так же длительным отдыхом. Формируются лечебные процедуры, которые поддерживают здоровье ребенку. Занятия физкультурой проводятся в индивидуальном порядке, под присмотром квалифицированных специалистов, программы утверждаются лечащим врачом.
Вместо заключения
Подводя итог, отметим, что группы здоровья не окончательный диагноз для ребенка, а только лишь специальная шкала, благодаря которой можно наблюдать за состоянием здоровья ребенка, корректировать его нагрузки в школе, спортивных секциях, в зависимости от внешних факторов. Группа здоровья может изменяться, как в худшую, так и в лучшую стороны.
Презентация к уроку (1 класс) по теме: Презентация. Урок здоровья в 1 классе.
Слайд 1
Полищук Наталья Владимировна МБОУ ООШ с. ДокторовоСлайд 2
Девиз: Я умею думать, Я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, То и буду выбирать!
Слайд 3
Правила личной гигиены Приучи себя мыть руки, лицо и шею каждое утро и каждый вечер перед тем, как ложиться спать. Когда моешь руки, потри щеткой кончики пальцев, чтобы вычистить грязь из-под ногтей. Ноги мой перед сном каждый день. Чисти зубы утром и на ночь. Ежедневно расчесывай волосы, если длинные — то заплетайте их. Вернувшись с улицы, обязательно мой руки .
Слайд 4
Чистота – залог здоровья Содержать в чистоте нужно своё тело, одежду, жилище.
Слайд 5
Здоровое питание
Слайд 6
04/12/17 Есть надо регулярно в одно и тоже время. В перерывах не перекусывать. Есть надо медленно, тщательно пережевывая пищу. В этом случае вы съедите меньше и желудок легче переработает еду. Еда должна быть разнообразной и вкусной. Не есть перед сном. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день Сладкие газированные напитки, сухарики, чипсы не полезны и даже вредны. Правила питания
Слайд 7
Движение – это жизнь Комплексы упражнений для утренней гимнастики. Комплексы упражнений для исправления осанки. Комплексы упражнений для глаз. Физминутки.
Слайд 8
Режим дня Приучайте себя в одно и то же время есть, спать, активно действовать. Прогулки на свежем воздухе обязательны в любую погоду. Спать надо не менее 9 часов в сутки. День должен начинаться с утренней зарядки. Работу чередуйте с отдыхом. Лучшее время для выполнения домашнего задания – с15 до 17 часов (а не поздно вечером, когда закончились телепередачи).
Слайд 9
Вредным привычкам — Нет !
Слайд 10
Эмоции выражают наши чувства, помогают нам справляться с различными трудностями, а значит, помогают нашему здоровью. Положительные эмоции полезны и необходимы для нашего здоровья!
Слайд 11
Научитесь управлять своими чувствами и эмоциями. Старайтесь в трудные минуты сохранить хорошее настроение, уверенность в себе, боритесь с унынием, избегайте мрачных мыслей. От улыбки хмурый день светлей ….
Слайд 12
Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет? Заниматься спортом, закаляться Правильно питаться Соблюдать режим дня Соблюдать личную гигиену Много двигаться Чаще бывать на свежем воздухе Не иметь вредных привычек
Слайд 13
Здоровье – бесценное достояние человека. При встречах и расставаниях с близкими людьми мы желаем им доброго здоровья, так как это- основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, о том, как не навредить своему организму.
Слайд 14
Желаю вам крепкого здоровья, отличных оценок, счастья, бодрости и хорошего настроения. Будьте здоровы!
Слайд 15
Ресурсы: Газета «Педагогическое творчество» Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. Школа докторов природы. М.: ВАКО, 2007. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. 1-4 кл.Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина. М.: ВАКО, 2004 Школа физкультминуток. 1-4 кл. В.И.Ковалько. М.: ВАКО, 2005 http://www.phototerra.ru http://www.viki.rdf.ru http//pedsovet.su http://pochemu4ka.ru http//aida.ucoz.ru
Конспект внеклассного занятия»Что такое здоровье»(1класс)
Факультативный курс «Азбука здоровья» 1 класс.
Тема. Что такое здоровье?
Цель: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Задачи: Учить выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь; развивать кругозор, мышление, обогащать словарный запас; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: «маршрут экскурсии», рисунок автобуса, карточка «Здоровье», условные знаки «не курить, не употреблять алкоголь и наркотики», рисунки с изображением продуктов питания.
Ход урока.
I Орг.момент.
-Звенит звонок — начинается урок.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
— Дорогие ребята, сегодня мы будем говорить о том, что волнует всех людей – о здоровье.
II. Знакомство с темой урока.
— А что же такое здоровье? ( На доску прикрепляется карточка со словом «ЗДОРОВЬЕ») ( Это когда ничего не болит.)
— Можно ли считать здоровым человека у которого ничего не болит, но у него плохая память? (Нет.)
— А можно ли считать здоровым человека постоянно пьющего водку? У него ведь тоже ничего не болит. (Нет.)
— Значит, здоровье это когда у тебя ничего не болит, У тебя все в порядке с мыслями, с памятью и у тебя нет вредных привычек.
— А что нужно делать для того, чтобы быть здоровыми? (.) За ответами на эти вопросы мы отправимся в чудесный город Здоровейск. Хотите узнать на чем мы отправимся? (Да.) Тогда вам нужно отгадать загадку.
Что за чудо это дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус.)
— Правильно, автобус. Нас следует повторить правила поведения в общественном транспорте.
Нельзя вставать во время движения транспорта.
Нельзя громко разговаривать.
Нельзя отвлекать водителя.
— Итак, заняли все свои места. Поехали.
III.Работа над темой урока.
1. Остановка « Движение – жизнь.»
— На воротах Здоровейска написано: «Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай.» Это слова Древнегреческого мудреца.
— Правильна ли, по вашему мнению эта пословица? ( Да.)
— Как бег, движение помогают быть сильным? (Если человек двигается.Значит у него крепкие мышцы, т.е. он сильный.)
— А как движение помогает быть красивым? (Если человек двигается, то он дыши свежим воздухом, у него румяное лицо, он не бледный, он не толстеет.)
— А как ум зависит от бега, от движения?.(Если часто быть на воздухе голова будет хорошо работать.)
— Ну а если человек красив, силен и умен, то о нем говорят, что но … здоров. Вот мы и нашли первый секрет здоровья. Чтобы быть здоровым нужно двигаться. ( На доску крепится карточка с бегущим человеком.)
— Но в последнее время люди двигаются все меньше. И наступает, как говорят ученые, мышечный голод. А но опасен для человека так же как и недостаток кислорода. Чтобы быть здоровыми школьники должны активно двигаться не меньше 1,5 часа в день.
2. Остановка « Секреты Успеваек».
— Но как же успевать и учиться, и много двигаться? На этот вопрос ответят Успевайки. Следующая наша остановка «Секреты Успеваек».
Поговорим с вами о режиме дня. Что такое режим дня? Нужно ли его соблюдать?
— А что значит « соблюдать режим дня»? (Делать все всегда в одно и тоже время и по заранее определенному плану.)
— А в котором часу вы ложитесь вечером спать и встаете утром?.( Ответы детей.)
— Вы должны ложиться спать не позднее 9часов 30 минут, а вставать в 7-7.30.
Значит, необходимо выполнять и соблюдать режим дня (вывешивается карточка с часами).
— Обязательно в каждом режиме дня должна быть зарядка. Сейчас мы с вами выполним такую зарядку.
Физминутка.
Рано утром все проснулись,
Хорошенько потянулись.
Спинки дружно все прогнули –
Вот и мышцы отдохнули.
Нашей матушке-землице
В пояс надо поклониться.
Повернулись вправо, влево-
Стало гибким наше тело.
Поднимаемся все выше.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Носом воздух мы вдыхаем
И на месте пошагаем.
И,как бабочки, попляшем.
Плавно ручками помашем.
Мы размялись хорошо.
Завтра повторим еще.
Ты мой друг, и я твой друг-
Встанем все в большущий круг,
Всем здоровья пожелаем
И в класс свой зашагаем.
3.Остановка « Дом моды.»
— Следующая наша остановка – Дом моды. Ребята, а что бывает в Доме моды? (Одежда). А как здоровье связано с одеждой?.(Если неправильно одеваться, можно заболеть.)
— Правильно. Одеваться надо в зависимости от погоды. Модельеры Здоровейска приготовили задание: нужно правильно выбрать одежду.
(Работа в группах.)
— Почему вы не выбрали некоторые виды одежды?
— Мы узнали еще один секрет – надо правильно одеваться.( Крепиться карточка с рисунком одежды.)
4. Остановка « Веселые поварята».
— Продолжаем нашу экскурсию. Наша следующая остановка « Веселые поварята.»
— Мы поговорим о еде. Нашему организму необходимы различные витамины. А эти витамины мы получаем с едой. Особенно необходимы витамины для детей. Не всякая еда полезна для школьников. Веселые поварята приготовили для вас игру « Выбери полезное». Я буду показывать вам картинки, если на них нарисованы полезные, нужные организму продукты ,вы делаете 2 хлопка, 2 прыжка и говорите: «Очень полезно» , а если продукт не является полезным, вы приседаете.
( Игра « Выбери полезное».)
— Супы помогают нашему кишечнику правильно работать, в кашах много витамина В, который необходим нашему мозгу, в овощах и фруктах много витаминов и растительных волокон. В мясе есть белок нужный для строительства нашего организма, в морской рыбе есть фтор нужный зубам, в молоке – кальций, укрепляющий кости.
— Это наш новый секрет – правильно питаться.(Крепится карточка с рисунком продуктов.)
5. Остановка « Почему нельзя».
— Мы дошли до последней остановки – « Почему нельзя?». На этой остановке висят странные знаки. (Показ условных знаков.) Что они обозначают?
— А почему нельзя все это делать?( Это очень вредно для здоровья.)
Стихотворение
Сигаретная страна-
Очень мрачная она.
Кто хоть раз в нее вступил,
Сигарету закурил,
Тот во многом прогадал,
Тот здоровье потерял.
Научись ответить «нет»
Любой пачке сигарет!
— Да, действительно- это вредные привычки, которые медленно убивают человека. Например, в сигарете ученые нашли 1200 видов ядов. Людиупотребляющие наркотики не доживают до старости. Если мы хотим быть здоровыми и прожить долгую жизнь, мы никогда не должны брать в руки сигарету, наркотики и алкоголь. Это еще один секрет здоровья- « не употреблять табак, наркотики и алкоголь». ( Крепится карточка ).
IV.Закрепление изученного.
— Вот мы узнали все секреты Здоровейска.
— А теперь посмотрите на два портрета в учебнике на стр.. Кто же из детей здоровый- Антон или Аня? Почему? (Антон занимается спортом, много двигается.Правильно питается, а Аня мало двигается, ест много конфет и колбас.)
V.Итог урока.
— Что же такое здоровье?
— Какие секреты здоровья мы узнали?
Игра «Здоровье» 1 класс
Игра – путешествие « Если хочешь быть здоров..»
Пояснительная записка
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы, безопасность страны, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи.
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педагоги. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.
Цель: формирование у учащихся представлений о роли здоровья в жизни человека, потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни и владеть средствами сохранения и укрепления своего здоровья.
Задачи:
-сформировать понятие о факторах, влияющих отрицательно и положительно на здоровье человека;
-расширять кругозор учащихся о предметах личной гигиены, способствовать аккуратности и потребности к соблюдению правил личной гигиены, воспитывать бережное отношение к своему здоровью
-вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье;
Возраст детей: 7-10 лет.
Оформление и оборудование:
-Мультимедийная установка;
-Музыкальная аппаратура;
-Тематические плакаты о спорте и здоровье:
Чтоб сильным и здоровым быть, в спортивный зал надо ходить!
Будешь правильно питаться – со здоровьем будешь знаться!
Запомнить нужно навсегда: залог здоровья – чистота!
Вредные привычки пусть горят, как спички!
— Карточки с заданиями;
-Жетоны –витаминки (для награждений в конкурсах)
— Письмо от Мойдодыра
— Корзинки, муляжи (картинки) полезных и вредных продуктов
Сценарный план
1слайд
Звучит песня В. Высоцого « Утренняя гимнастика»
2 слайд
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы начинаем нашу игру-путешествие, в которой мы сегодня будем говорить о…
3 слайд
А вот о чём мы будем сегодня говорить, вы узнаете, если разгадаете ребус.
4 слайд
Правильно, здесь зашифровано слово «Здоровье». И сегодня мы поговорим о том, как нужно беречь свое здоровье.
5 слайд
«Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить людьми планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным».
Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
Значит, здоровье — то оказывается спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе, в каждом из нас. Кто из вас хочет быть здоровым? (ответы детей)
А вы знаете, как сберечь свое здоровье?
6 слайд
Вот сейчас мы с вами отправимся в путешествие по страницам журнала «Если хочешь быть здоров…»
А как вы понимаете, что значит быть здоровым? (Ответы детей)
Правильно, ребята. Не болеть, быть сильными, ловкими, выносливыми, гибкими, правильно питаться, отдыхать, спать и всегда быть в хорошем настроении.
Ученик. Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,
Как здоровым стать.
Ученик. Купить можно много:
Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога,
Стремительный скутер,
Коралловый остров
(Хоть это и сложно),
Но только здоровье
Купить невозможно.
Оно нам по жизни
Всегда пригодится.
Заботливо надо
К нему относиться. (А. Гришин)
Ведущий. Итак, ребята, чтобы начать нашу игру, мы должны разделиться на 2 команды. Давайте придумаем название каждой команде и отправимся в путешествие. (Дети становятся в круг и, держась за плечи друг друга, под музыку изображают паровоз.)
По окончании музыки, дети садятся на стульчики, согласно распределенным командам.
7 слайд
Ведущий. Итак, ребята, первая страничка нашего журнала «Помни твердо, что режим людям всем необходим».
Ученик. Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Ведущий. И сейчас каждой команде совместно необходимо разложить распорядок дел, действий, которые мы совершаем каждый день по порядку. Кто сделает это быстрее и правильнее, получает «Витаминку». Та команда, которая наберет больше «витаминок» одержит победу и получит главный приз.
А следить за выполнением заданий будет наше жюри.
(Представление жюри).
Ведущий. А теперь команды, на старт!
Слова для справок
Составь режим дня
Гигиенические процедуры
Обед
Сон
Подготовка уроков
Подъем
Пребывание в школе
Зарядка
Завтрак
Подготовка ко сну
Ужин
Сон
8 слайд
Правильный ответ
— подъем
— зарядка
— гигиенические процедуры
— завтрак
— пребывание в школе
— прогулка
— обед
— сон
— подготовка уроков
— прогулка
— ужин
— подготовка ко сну
— сон
Ведущий. Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием.
Вручение «витаминок»
9 слайд
Ведущий. Дорогие друзья, мы переходим на вторую страничку нашего журнала
«Чистота-залог здоровья».
Правила личной гигиены помогают нам не болеть и укреплять свое здоровье.
Ребята, к нам пришло письмо от Мойдодыра. Давайте прочитаем его.
«Письмо ко всем детям
по одному очень важному делу»
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно, какой водой:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем —
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите — не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще —
Я грязнуль не выношу.
(Автор: Ю.Тувим)
Ученик.Кто зубы не чистит, не моется с мылом,
Тот вырасти может болезненным, хилым,
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули.
Ученик.Из них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд,
А иногда вообще не растут.
10 слайд
Ведущий. А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки о предметах гигиены. Чья команда дружнее и правильнее будет отвечать, та и получит «витаминку».
Гладко и душисто,
Моет очень чисто,
Нужно, чтоб у каждого оно было.
Что это такое?
(мыло)
Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос!
(Носовой платок)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков, у медведей.
(Расческа)
Пластмассовая спинка,
Жесткая щетинка,
С зубной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка)
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все, как есть, ему покажет.
(Зеркало)
Вытираю я, стараюсь,
После ванной паренька.
Все намокло, все измялось –
Нет сухого уголка.
(Полотенце)
Молодцы! Получайте призы.
11 слайд
Ведущий. Открываем следующую страничку нашего журнала.
«Полезные — вредные продукты».
Здоровье – это богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Важную роль в сохранении и укреплении здоровья играет и правильное Питание. А для правильного питания нужны … полезные продукты. Назовите, какие вы знаете полезные продукты. (ответы детей)
12 слайд
Правильно, существуют продукты, которые полезны людям. Это кефир, рыба овощи фрукты, ягоды и т. д.
Но есть продукты, которые не полезны для здоровья. К сожалению, это чипсы, конфеты, газировка, шоколад… Все то, что вы любите! Но хочу вас успокоить – они вредны в больших количествах.
В магазинах продают много разных продуктов, если бы вас мама попросила сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты. Давайте поиграем и узнаем, можно ли вам доверять домашнее хозяйство.
Эстафета «Полезные — вредные продукты» — первый с корзиной бежит к столу, где лежат полезные и вредные продукты: берёт полезный продукт, кладёт в корзину и возвращается к команде и т. д. (Полезные продукты: фрукты, овощи, молочные, крупы, рыба, яйца, сухофрукты, орехи, макароны, хлеб. Вредные продукты: чипсы, сухарики, конфеты, торты, мороженное, лимонад, попкорн, гамбургер.)
Победившая команда получает «витаминку»
13 слайд
Ведущий. Все полезные продукты снабжают организм энергией, чтобы можно было двигаться, играть, заниматься, помогают организму расти, развиваться, питают его витаминами. Особенно много витаминов содержится в овощах и фруктах. Давайте отгадаем в каких.
Он совсем-совсем зелёный.
И овальный, удлинённый.
Помидора- верный брат,
Тоже просится в салат. (Огурец)
Я вырос на грядке
Характер мой гладкий:
Куда ни приду,
Всех до слёз доведу. (Лук)
Красная девица сидит в темнице,
А коса – на улице. (Морковь)
Воду пьёт – себя торопит,
И растёт, и листья копит.
Набирает вес кубышка,
В середине — кочерыжка. (Капуста)
Нужнее всех из овощей.
Для винегретов и борщей,
Из урожая нового
Красавица лиловая. (Свёкла)
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень. (Лимон)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые.
И маленькие детки. (Яблоко)
Маленький и горький, луку брат. (Чеснок)
Хоть он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупку.
Из плодов он тверже всех
Называется. (орех) .
Всех крупнее и краснее
Он в салате всех вкуснее
И ребята с давних пор
Очень любят. (помидор) .
Молодцы, ребята!
Лучшей команде – «витаминку»
14 слайд
Ведущий. Ребята, ау меня есть еще одна игра. Вы любите сказки? Назовите сказки, которые вы читали? (ответы детей)
Вы готовы ответить на мои вопросы из сказок?
— В какой сказке для спасения от Бабы Яги героям пришлось съесть молочка с киселём?
— Что несла Красная Шапочка своей бабушке?
— Если поскрести по сусекам и помести по амбарам что, можно испечь?
— Как в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко можно было добыть маслице?
— Чем угощали друг друга герои сказки «Лиса и Журавль»?
— Что любил Винни — Пух?
— Что посадил Дед и не мог вытянуть один?
Молодцы, ребята! Кто дал больше правильных ответов, получите «витаминку».
Ведущий.Молодцы, ребята, вы умеете выбирать полезные продукты.
Мы запомним навсегда: Для здоровья нам нужна витаминная еда!
Ребята, часто ли покупают вам витамины родители? А где они их покупают? (Ответы детей)
Не обязательно идти за витаминами в аптеку. Витамины «живут» рядом с нами. А где, вы определите сами, если правильно отгадаете загадки. Итак, мы переходим на «витаминную» страничку.
Слайд 15
Ученик.
Стих о витаминах.
В жизни нам необходимо
Очень много витаминов,
Всех сейчас не перечесть.
Нужно нам побольше есть
Мясо, овощи и фрукты –
Натуральные продукты,
А вот чипсы, знай всегда,
Это вредная еда.
16 слайд
Ученик1.Виноград и вишня лечат все сосуды.
Ученик2.Абрикос от сердца, груша – от простуды.
Ученик3.От простуды и ангины помогают апельсины,
Ученик4.Ну а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.
Ученик5.Помни истину простую – лучше видит только тот,
Ученик6.Кто жуёт морковь сырую или сок морковный пьёт.
Ученик7.Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов.
Ученик7.И Серёже, и Ирине – всем полезны витамины!
Ученик8.Если хочешь быть здоров, Позабудь про докторов,
Ученик8.Кушай овощи и фрукты. Это лучшие продукты!
Ведущий. А сейчас для вас танец «Витаминки»
(Можно придумать танец, чтобы танцевали все дети)
17 слайд
Ведущий. Ребята, а что может помешать нам с вами расти здоровыми? (Ответ детей – вредные привычки)
Правильно, ребята.
Вредные привычки – привычки, наносящие вред жизни и здоровью человека.
К вредным привычкам относится табакокурение, употребление алкоголя и самая страшная привычка – это употребление наркотиков.
Давайте рассмотрим, что представляет каждая из этих привычек, и какой вред она наносит человеку.
Сценка ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
(исполняют родители)
1-я вредная привычка:
Мы – привычки вредные,
Нас всюду ты найдешь.
С нами люди бледные –
И старики, и молодежь.
2-я
Нас везде всегда ругают,
А за что? Мы не поймем.
И дружить не разрешают
С нами те, кого мы ждем.
3-я
С нами весело и клёво!
С нами пей, кури, колись…
Против мы не скажем слова.
Не работай, не учись.
1-я
Вон скучает, вон без дела
Беззаботный ученик.
Мы его легко приучим,
Он же думать не привык.
2-я
Ой, хорошенький, румяненький,
И доверчивый какой!
Будет он у нас и пьяненький,
И обкуренный, больной.
3-я (обращаясь к ученику)
Все тебя не понимают?
Скучно всё и глупо так?
Все ругают, поучают
«Делай то и думай так»?
1-я
И не думай, и не делай,
Это все они назло.
Чтобы ты не знал веселья.
Что ты, маменькин сынок?
2-я
Вот, возьми-ка сигаретку,
Выпей кружечку пивка.
Просто плюнь на все проблемы.
И расслабимся слегка
3-я
Ну что будет с одной рюмочки?
И с таблеточки одной?
Ты же парень взрослый, бравый!
Ты не бойся – мы с тобой!
1-я
Так прошло всего полгода.
Он в учебник не глядит,
Он почти не ходит в школу,
Сигареткой всё дымит.
2-я
Без меня он жить не может,
Он забросил все дела.
Я довольна, что похожим
Стал он сильно на меня.
3-я
Вот теперь его помучить
Наше время настает.
Больше дозу не получит!
Пусть долги все отдает!
УЧЕНИК:
Как мне плохо, как всё мерзко.
Все болит, туман в мозгу.
Но прожить без них, наверно
Я теперь уж не смогу.
ВЕДУЩИЙ
Что ты делаешь, приятель?
Стал ты грубым, лживым, нервным.
Как ты можешь доверять им
Тем привычкам гадким, скверным?
Ученик1.Быть здоровым, сильным, ловким
Может каждый, кто стремится.
А твое здоровье быстро
В дым и копоть превратится
Ученик2.Мы тебе помочь готовы.
В нас найдешь своих друзей.
Ведь Здоровый Образ Жизни-
Это ЗДОРОВО! Поверь.
Ученик3.Сможешь сильным стать и умным.
Даже в космос полететь.
Просто всем привычкам вредным
Нужно НЕТ! сказать суметь!
18 слайд
Ведущий.Ото всех привычек вредных поскорее откажись,
С физкультурой, и со спортом ты, дружочек, подружись!
Итак, страничка «Спортивная»
Ученик1.Со спортом нужно подружиться
Всем тем, кто с ним еще не дружен.
Поможет вам он всем взбодриться
Он для здоровья очень нужен.
Ученик2.Ни для кого секрета нет,
Что может дать всем людям спорт.
Поможет всем он на планете
Добиться сказочных высот.
Проводится игра «Составь пословицу о спорте. Команды получают листы с заданием, на которых они должны стрелками соединить пословицы. Одну из пословиц на выбор команды должны объяснить.
Солнце, воздух и вода —
тот силы набирается.
Отдай спорту время,
не купишь
Здоровье за деньги
В здоровом теле
богатства
а взамен получи здоровье.
Кто спортом занимается,
наши верные друзья.
Кто победил – «витаминка»
19 слайд
Игры — эстафеты
1.На столе лежат картинки с разными видами спорта. Дети из одной команды должны найти летние виды спорта, дети из другой команды — зимние виды спорта и разместить каждый на своем стенде.
2.На стенде прикреплены картинки с видами спорта (футбол, хоккей, бокс и т. д.). У детей в руках картинки с изображением спортсмена. По команде ведущего ребенок бежит и прикрепляет своего спортсмена напротив соответствующего вида спорта (Футболист-футбол, боксер-бокс, фигурист — фигурное катание и т. д.) .
3. Составить слово «Спартакиада» и «Олимпиада» По команде ведущего ребенок бежит и прикрепляет на стенде букву соответствующую слову, заданному команде.(1 команда – спартакиада, 2 команда – Олимпиада.)
4.Эстафета, (с передачей мяча.)
5. Эстафета, (прыжки, зажав мяч между ног)
Вручение «витаминок»
20 слайд
Подведение итогов
Вручение главного приза.
21 слайд
Ведущий. Мы желаем вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться.
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы
И легко вам будет жить!
После праздника можно организовать чаепитие или прогулку на свежем воздухе в парк, в лес ит.д.
Классный час по ЗОЖ (4 класс): Что такое здоровье
Классный час в 4 «А» классе
«Что такое здоровье»
Цель занятия: пропаганда здорового образа жизни
Задачи занятия: помочь учащимся осознать свое отношение к здоровью и формированию чувства личной ответственности за здоровый образ жизни; объяснить роль здоровья в жизни человека; рассказать о составляющих здорового образа жизни; рассмотреть определение «здоровье»
Методы занятия: диалог с учащимися о роли здоровья в жизни человека; игра «Человек и его здоровье»; презентация «Что такое здоровье?»
Форма проведения: игра
Основные понятия: здоровье; вредные привычки; здоровый образ жизни; пути сохранения здоровья
Вопросы: Что такое здоровье? Какова роль здоровья в жизни человека? Что определяет состояние здоровья?
Структура занятия
Этап | Методы и формы | Время | Ожидаемые результаты |
1 Введение | Объяснение учителя; | 5 мин. | Учащиеся должны понимать цели и задачи урока рассматриваемой проблемы. |
II этап. Основной этап | Игра «Человек и его здоровье» | 25 мин. | Учащиеся должны осознать свое отношение к здоровью и сформировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни. |
III этап. 1.Подведение итогов занятия | Презентация «Что такое здоровье» Послание учащимся 5 «Б» класса | 5 мин. 5 мин. | Систематизация учащимися информации о составляющих здоровья, осмысление учениками понятия «здоровье» Принятие послания Пропаганда здорового образа жизни среди сверстников. |
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вступительная часть
Ведущий: Сегодня наше занятие, ребята, посвящено серьезной проблеме. Оно называется «Что такое здоровье?»
Начать хочу с притчи. Мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Вот что ответил мудрец: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
Ведущий: Немецкий поэт Генрих Гейне говорил «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье»
Сегодня на занятии мы рассмотрим с вами вопросы «Какова роль здоровья в жизни человека?», «Что определяет состояние здоровья?», «Что такое здоровье?»
Ведущий: Вот как объясняет термин «здоровье» Всемирная Организация Здравоохранения: «ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ФИЗИЧЕСКОЕ, МОРАЛЬНОЕ И ДУХОВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ». Давайте рассмотрим этот термин подробнее.
У меня в руках разноцветные листочки, они помогут мне рассказать о здоровье. Что же такое здоровье?
Работа с плакатом «Здоровье»
Ведущий: Вы такие молодцы, ребята, хорошо разбираетесь в столь непростой проблеме, и поэтому я не буду вам скучную лекцию проводить. Мы просто поиграем. Или вы может быть против? А вы не передумаете? Нет? Ну, тогда начнём играть. Оценит ваши знания уважаемое жюри
Зайдя в класс и сев за столы, вы разделились на команды. Назовите свою команду, выберите капитана, представьте своего капитана, обосновав свой выбор небольшим рассказом о нём, а также придумайте девиз своей команды. Ребята выбирают капитана, готовят представление, девиз команды.
Ведущий: Итак, команда «_______________________»
Приглашается команда «________________________»
Молодцы, ребята, стараетесь. Жюри оценит ваше выступление.
И, наконец, команда «________________________»
Следующий этап игры: викторина «Человек и его здоровье».
Вам необходимо будет ответить на 5 вопросов по темам, которые вы видите на доске. Вопросы оцениваются по шкале от 10 баллов до 50 баллов, при условии, что вопрос «стоимостью» 10 баллов самый лёгкий, а «стоимостью» 50 баллов самый сложный.
Итак, приступаем. Первой отвечает команда, чей капитан поднимет руку быстрее.
На доске прикреплены плакаты с темами «Личная гигиена», «Физическая культура», «Питание», «Вредные привычки»
Вопросы по теме «Личная гигиена»
10 баллов Это необходимо принимать перед сном ежедневно, а в жаркую погоду – утром и вечером (Душ)
20 баллов Как часто рекомендуется мыть голову
(По мере загрязнения, но не реже чем раз в неделю)
30 баллов Для предупреждения болезней зубов рекомендуется использовать зубные пасты, содержащие этот элемент. (Фтор)
40 баллов Как называется наука о чистоте (Гигиена)
50 баллов Это средство может действительно служить профилактикой кариеса, однако чрезмерное его употребление приводит к перенапряжению слюнных желез, желез желудка и кишечника. (Жевательная резинка)
Вопросы по теме «Физическая культура»
10 баллов Намочи его водой
Да потри его рукой,
Как пойдёт гулять по шее,
Сразу ты похорошеешь (Мыло)
20 баллов Тренировка организма холодом (Закаливание)
30 баллов Так называется состояние полного физического благополучия (Здоровье)
40 баллов Рациональное распределение времени. (Режим)
50 баллов Как называются длительные физические упражнения, требующие большого количества кислорода? (Аэробика)
Вопросы по теме «Питание»
10 баллов Эти оранжевые фрукты содержат большое количество витамина С. (Апельсин, мандарин)
20 баллов Жидкость, выжатая из овощей и фруктов. (Сок)
30 баллов Продукты, имеющие наибольший состав витаминов ? (Фрукты, овощи)
40 баллов Простейший способ очистки воды (Кипячение)
50 баллов В каких единицах измеряется энергетическая ценность пищи? (Калория)
Учитель. Жюри подводит итоги викторины «Человек и его здоровье»
Слово жюри.
Ведущий: Для участия в следующем конкурсе «Собери 3 пословицы о здоровье» приглашаются капитаны команд. Пословица собрана правильно – 10 баллов, неправильно — 0 баллов
(Капитаны собирают пословицы)
Здоров будешь- | всё добудешь |
Крепок телом- | богат телом |
Здоровье дороже | золота |
Здоровому | врач не надобен |
Застарелую болезнь | трудно лечить |
Держи голову в холоде, | живот в голоде, а ноги в тепле |
Лук семь | недугов лечит |
Чистота — | половина здоровья |
Где тонко, | там и рвётся |
Живи разумом, | так и лекаря не надо |
Двум смертям не бывать, | а одной не миновать |
Спи камешком, | вставай пёрышком |
Ведущий: Пока уважаемое жюри оценивает конкурс капитанов, подводит итоги, я попрошу вас вновь ответить на вопросы, который я задала вам в начале занятия. Что такое здоровье? Кто отвечает за здоровье человека?
На ваших столах лежит цветная бумага, на которой вы можете ответить на заданный вопрос и, подойдя к доске, приклеить ответ на плакат.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Вручение «вкусных призов»
Ведущий: (ИТОГИ). Ребята, на уроке мы сегодня попытались с вами осознать свое отношение к здоровью, понять роль здоровья в жизни человека, вспомнили составляющие здорового образа жизни.
Надо помнить всегда, что здоровье – это действительно бесценный дар. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Здоровье помогает человеку учиться, трудиться, заниматься любимым делом, активно отдыхать. Беда наша в том, что мы начинаем понимать это только тогда, когда «поломан механизм» и нужно думать о его починке.
Давайте запомним 10 золотых правил сохранения здоровья.
10 золотых правил сохранения здоровья:
1. Двигательная активность, спорт делают человека сильным, ловким, выносливым, работоспособным.
2. Личная гигиена помогает защитить человека от различных заболеваний, в том числе и инфекционных.
3. Закаливание организма делает человека устойчивым к изменениям температуры окружающей среды.
4. Правильное питание обеспечивает организм всеми необходимыми веществами.
5. Соблюдение режима дня помогает правильно, без ущерба для здоровья, организовать свой день, чередуя труд с отдыхом.
6. Правильное экологическое поведение защищает организм от загрязнений окружающей среды.
7. Правильное формирование отношений с окружающими людьми для сохранения здоровья нервной системы.
8. Отсутствие вредных привычек. Курению, алкоголю, наркотикам – нет. Это защитит от опасных и смертельных заболеваний.
9. Соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, в школе, дома для защиты от травм.
10. Ваше здоровье – в ваших руках.
И самое главное. Помните, ребята, что здоровье это главная ценность человека. Здоровье не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты.
Классный час (1 класс) на тему: Классный час «Что такое здоровье»
Классный час «Что такое здоровье»
Цель: подвести детей к определению “здоровье”.
Задачи: здоровье и его отличия от болезни; вырабатывать стремление всегда быть здоровыми, уметь избегать контактов с больными детьми, уметь быстро поправить своё здоровье – помочь себе самому; показать значимость полезных привычек для укрепления здоровья человека; развивать у детей потребность в соблюдении правил здорового образа жизни.
Оборудование:
- Плакат-девиз: “Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу!”
- Пословицы и поговорки о здоровье.
- Кроссворд.
- Карточки для самостоятельной работы.
1. Организационный момент.
– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, скажите самому себе “я люблю учиться и узнавать новое”.
– Тихо сели.
2. Вступительная беседа.
– Ребята! Сегодня мы будем говорить о самом дорогом богатстве человека – о здоровье. Наше государство проявляет постоянную заботу о здоровье граждан страны, особенно о здоровье детей. Родители и – учителя заботятся о том, чтобы вы росли здоровыми и счастливыми. Но, несмотря на все усилия, вы иногда болеете.
– Беречь своё здоровье должен каждый человек.
Наш девиз:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу! (Наизусть.)
3. Основная часть.
– Как вы чувствуете себя, когда вы здоровы?
(Хорошее настроение; хочется много играть, бегать; хочется читать, писать, что-нибудь рассказывать.)
– Как вы чувствуете себя, когда болеете?
(Все болит; хочется плакать; не хочется вставать с постели; не хочется есть, пить.)
– Почему болеют люди? Как вы думаете?
(Чаще всего они заражаются от других людей.)
– Послушайте стихотворение Сергея Михалкова “Грипп” (читает ученик)
.Катя сегодня из школы пришла,
С книжками вместе болезнь “принесла”.
Кашляет, чихает, слёзы вытирает.
У неё несчастный вид – очень голова болит,
Нос припух, температура – видно, ей нужна микстура
И глотать её тоже больно – очень Катя недовольна.
Надо ей учить уроки – она мается в дремоте,
Надо маме помогать, а она не может встать,
Пора подруге позвонить – трудно громко говорить.
В общем, встали все дела – так хвороба подвела.
Невзирая на протест, ей поставили компресс,
Хоть не хочется лечиться – с процедурами Катя мирится,
Надо ту болезнь прогнать, чтоб здоровой снова стать:
В школу бегать, песни петь – надо многое успеть.
– Как зовут девочку, которая заболела?
(На партах – конверт со стихотворением.)
— Как выглядит Катя?
– Как стали лечить девочку?
– Много ли дел у Кати?
– В этом стихотворении встретилось слово “хвороба”. Кто может объяснить это слово?
На доске: Хвороба – болезнь.
– Как должны поступать больные люди, чтобы не заражать других?
(Вызвать врача на дом. Лежать дома и лечиться до полного выздоровления.)
– По каким признакам мы определяем больного человека?
(Слезятся глаза, насморк, “горят” щёки, человек отвечает невпопад, вялый, общается неохотно. )
– Как вы поступите, если заметите такого человека в школе?
(Сказать учителю.)
– От чего зависит здоровье человека?
(От умения избежать контакта с больным человеком. От умения вести здоровый образ жизни. От умения помочь себе и другим. )
– А теперь, попробуйте дать определение, что такое здоровье?
(Это когда ничего не болит. Когда человек весёлый, радостный, бодрый, энергичный. Когда человек хорошо ест. )
На доске: – Вот какое определение дали учёные на форуме Всемирной Организации Здравоохранения в 1949 году : “Здоровье – это состояние полного психического, физического и социального благополучия.”
– Как вы считаете, что очень важно для сохранения вашего здоровья?
(Выполнять режим дня. Делать по утрам зарядку. Есть полезную пищу. Укреплять иммунную систему. Много двигаться. Мыто много раз в день руки. Чистить два раза в день зубы.)
– Ребята, надо постоянно следить за своим здоровьем и как можно дольше оставаться здоровыми, хотя это нелегко!
Наш организм состоит из многих органов. Когда человек болеет, у него болят именно эти органы. Назовите их?
(Сердце, лёгкие, мозг, глаза, уши, печень, почки……..)
4. Физкультминутка.
Под музыку.
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в сторону развёл –
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать –
Надо на носочки встать.
5. Закрепление полученных знаний.
1. Работа с пословицами и поговорками.
– Ребята! Здоровье всегда волновало всех людей. Свой опыт, о том, как сберечь здоровье, они передавали из поколение в поколение.
– Надо достать из мешочка листочек с пословицей и объяснить её.
Здоровому – всё здорово.
Здоровью цены нет. Здоровье не купишь.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Здоровье всего дороже, здоровье дороже богатства.
Труд – здоровье, лень – болезнь.
2. Кроссворд.
– Оля смотрит на кота,
На картинки, сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (глазки)
– Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
руки мыть не ленится (мыло).
– Что можно увидеть
с закрытыми глазами? (сон).
– Ношу их много лет,
А счету им не знаю (волосы).
– Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов (душ).
– Пять братьев –
Годами равные,
Ростом разные (пальцы).
– У двух матерей
По пять сыновей –
Одно имя всем (руки).
– Не часы,
А тикает (сердце).
– Давайте внимательно посмотрим, какое же слово было спрятано. Правильно, это слово – “здоровье”.
3. Игра “Съедобное – несъедобное”.
Цель: выяснить, какие действия человека относятся к ЗОЖ.
Инструкция: Ребята я буду произносить какое-либо действие. Ваша задача, в зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, хлопать в ладоши (если сохранять – хлопок, если мешать – сидеть спокойно), как в игре “Съедобное – несъедобное”.
Примеры фраз:
Надо трудиться | Лениться |
Подведение итогов: вы хорошо справились с заданием. Теперь я вижу, что вы здоровые ребята. А для того, чтобы сохранить свое здоровье необходимо вести здоровый образ жизни.
6. Итог
– Почему здоровье – самый ценный дар человеку?
– Теперь, когда мы знаем смысл народных мудростей, давайте подведем итог: что значит слово “Здоровье” и, какого человека можно назвать здоровым.
На доске:
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровый человек это человек не только со здоровым телом, но и человек, у которого замечательное настроение и хорошие отношения с окружающими людьми.
– Почему плохо болеть?
– Кто будет помогать вам в сохранении здоровья?
– На следующем классном часе мы продолжим разговор о сохранении здоровья.
Список использованной литературы
- 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Н.В. Елкина. – Ярославль: 1997.
- Твое здоровье. Укрепление организма. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. – СПб.: 1998.