Женщины за 30 домашнее русские: Как жили женщины в Советском Союзе и почему там не было гендерного равенства

Содержание

Как жили женщины в Советском Союзе и почему там не было гендерного равенства

Один из самых устойчивых мифов о феминизме гласит, что нам он не нужен, потому что еще Советский союз дал женщинам все права. Отчасти это верно — в отдельные периоды эмансипированность советских женщин становилась образцом для западных феминисток. Но гендерное равенство в Советском Союзе так и не наступило. Почему — разбираемся в рамках цикла «История русского феминизма»

«В комнате по-девичьи уютно. На письменном столе ваза с веткой сирени, стопка конспектов по аэронавигации, астрономии, медицине, высшей математике, астрофизике…» — так в 1963 году в журнале «Огонек» описывалась жизнь Валентины Терешковой в Звездном городке во время подготовки к полету. В этом сочетании астрофизики с девичьим уютом запечатлелся парадокс советского «второго пола»: ты можешь покорять космос, но при этом не забывай быть женщиной. По первому пункту советская власть давала многочисленные возможности — от детских садов, фабрик-кухонь и домов быта, которые должны были победить «домашнее рабство», до доступного образования и специальных партийных структур, служивших социальными лифтами. По второму — то рассуждала о «женском предназначении», то буквально принуждала к материнству.

Обложка журнала «Работница» (Фото Getty Images)

В результате советская женщина, с одной стороны, еще в декабре 1917 года была в своих гражданских правах и свободах полностью уравнена с мужчиной, а с другой — оставалась и не равной ему, и не свободной. С одной стороны, она не чувствовала себя угнетенной, а с другой — чудовищно уставала под гнетом двойной нагрузки. На советских женщин с завистью смотрели западные феминистки, а постсоветские заново открывали для себя феминизм. Почему так случилось? Мы отстали? Или у русского феминизма «особый путь»? Обстоятельный ответ на этот вопрос потребовал бы целой монографии; мы же попробуем лишь наметить основные черты советской гендерной политики, которая отправила женщину в космос, а потом — домой, наводить уют.

Александра Коллонтай

Между генератором и коровой: как эмансипация обернулась двойной нагрузкой

Порабощение женщины возникает тогда, когда происходит разделение труда: производительный выпадает на долю мужчины, а подсобный — на долю женщины, писала в 1923 году Александра Коллонтай. Значит, чтобы женщину освободить, надо дать ей возможность зарабатывать. Придя к власти, большевики дали женщинам право свободно выбирать профессию и даже обещали платить равную с мужчинами зарплату за равноценный труд. Реализация этих прав буксовала из-за тотальной женской неграмотности, и новая власть взялась за решение этой проблемы.

Если в 1926 году читать и писать умели только 42,7% российских женщин, то в 1939-м — уже 83,4%. Девочек не просто учили — им помогали избавляться от стереотипов и не бояться пробовать себя в любых областях знания. К концу 1920-х женщины составляли половину студентов-медиков, к концу 1930-х — половину учащихся техникумов, к середине 1960-х — половину студентов-математиков и большую часть студентов-биологов. Исследование, проведенное в Новосибирске в 1963 году, показало, что девочки мечтали связать свою жизнь с наукой и техникой, отдавая предпочтение прежде всего математике, медицине, химии и физике. Образование открывало путь к росту квалификации: с 1930-х по 1970-е годы в четыре раза выросла доля женщин среди управленческих кадров.

Впрочем, женщины на протяжении почти всего XX века составляли и подавляющее большинство тех, кто занимался тяжелым ручным трудом, — складских рабочих, уборщиц, сиделок, рабочих на конвейерах. То, что должно было женщину освободить, превратилось в принуждение во имя индустриализации. Хуже всего приходилось жительницам деревень, которые работали на земле и в большинстве своем не имели ни карьерных перспектив, ни даже доступа к технике.

Об их участи ходил анекдот: что будет, если высадить на необитаемый остров двух мужчин и женщину? Американцы устроят дуэль из-за дамы, у французов начнется любовь втроем, а русские построят колхоз, где один мужчина будет председателем, а другой — его заместителем. На вопрос «А где женщина?» герои анекдота отвечали: «Народ в поле!».

Материал по теме

Государство видело в женщине не только работницу, но и мать. Это второе качество не просто отличало ее от мужчины, но становилось особой социальной обязанностью. Понимая, что забота о детях и домашний труд не позволяют работать на равных с мужчинами, государство строило прачечные, фабрики-кухни, ясли, детские сады. «Я принадлежу к семейству, где оба родителя сделали карьеру, моя мать была и главным инженером, и директором фабрики. Она редко готовила — когда шла с работы, заходила в кулинарию и покупала обед и ужин, это было вполне возможно даже в нашем провинциальном городе.

А например, белье мы сдавали в прачечную, — вспоминает в разговоре с Forbes Woman кандидат исторических наук, доцент, директор Ивановского центра гендерных исследований (внесен в реестр иноагентов) Ольга Шнырова. — Моя более старшая коллега вспоминала, что ребенком она вместе с детским садом на лето уезжала на дачу».

Но полностью выполнить все взятые на себя обязательства государство не смогло. Ольга Шнырова предполагает, что одна из причин — экономическая: «Легче заставить женщину тащить на себе три функции [матери, работницы и общественницы], чем полностью ее освободить». Другая — демографическая: начав работать, женщины перестали рожать, и это государству не нравилось. Третья — социальная: «Первые годы революции были периодом радикальных коммунистических экспериментов. Когда большевики пришли к власти, они попытались построить принципиально новое государство, которого не было нигде. Эта радикальная ломка сверху происходила в обществе, 82% которого составляли крестьяне, жившие крестьянскими патриархальными общинами.

Им все эти «ужасы» были совершенно непонятны». Четвертая — институциональная: за невиданную экономическую модернизацию советское общество заплатило консервацией отдельных звеньев социального устройства.

На вопрос «А где женщина?» герои советского анекдота отвечали: «Народ в поле!»

Поэтому уже в 1930-е годы государство взяло курс на возвращение традиционной семьи, в которой ответственность за детей и домашнее хозяйство лежит на женщине. В 1936 году были запрещены аборты, одновременно усилилась трудовая мобилизация. В результате женщины и работали, и рожали, и тянули на себе весь быт в условиях коммуналок и тотального дефицита, порожденного недофинансированием легкой промышленности. Как заметил американский советолог Александр Даллин, государство относилось к женщине как к чему-то среднему между генератором и коровой. После смерти Сталина возможность делать аборт по выбору вернулась (и в отсутствие секс-просвета надолго заменила собой контрацепцию), но ролевая модель «работающая мать» закрепилась в качестве идеала советской женщины, а с ней и двойная нагрузка.

Материал по теме

«Эх, досуг, досуг… Слово какое-то неуклюжее «досуг»… «Женщины, боритесь за культурный досуг!» Чушь какая-то… Досуг. Я лично увлекаюсь спортом — бегом. Туда бегом — сюда бегом. В каждую руку по сумке и… вверх-вниз: троллейбус — автобус, в метро — из метро. Магазинов у нас нет, живем больше года, а они все еще недостроены», — иронизировала героиня повести «Неделя как неделя» Натальи Баранской. По данным на начало 1960-х, без учета «бега туда-сюда» на оплачиваемую работу и домашний труд женщины тратили около 15 часов в день — в 2–2,5 раза больше, чем мужчины.

А как у них? В 1963 году выходит книга «Загадка женственности». Автор, американская феминистка Бетти Фридан, развенчивает миф о счастье быть домохозяйкой, критикует глянцевые журналы и спорит с Зигмундом Фрейдом, считавшим, что карьерные амбиции у женщин — это проявление «зависти к пенису». Книга сразу становится бестселлером. 

Справляться в одиночку было тяжело, и женщины кооперировались — разные поколения делили бытовые обязанности. В заботу о детях включались бабушки (тем более что молодые семьи чаще всего жили с родителями, не имея собственной жилплощади) — благодаря им тысячи советских детей учились читать, боялись серого волчка и проглотить вишневую косточку, впервые оказывались в церкви и верили, что шваброй пользуются только лентяйки.

Главным рупором были журналы «Работница», «Крестьянка», «Коммунистка», «Делегатка» (Фото Getty Images)

Двойная нагрузка не была невидимой: ее измеряли социологи и экономисты и обсуждали партийные лидеры. Способы решения проблемы предлагались разные. Государство по-прежнему старалось создавать «необходимые социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием в производственной и общественно-политической жизни».

«Это было уже в то время, когда страна начала переживать очень серьезные трудности. И экономические, и социальные — начинается эпоха дефицита. В этих условиях реализовать все эти благие намерения было практически невозможно», — вспоминает Ольга Шнырова. Помимо того что господдержка требовала бюджетных затрат, у нее были и естественные ограничения: государство просто не могло взять на себя домашнюю уборку, ночные бдения у постели заболевшего ребенка или проверку уроков у него же.

Были созданы женотделы, которые вели работу на местах (Фото Getty Images)

Другой вариант в 1988-м озвучил, следуя лейтмотиву общественной дискуссии, Михаил Горбачёв, сказав о необходимости «в полной мере вернуть женщине ее истинно женское предназначение». Это не было попыткой «отменить эмансипацию», как считает Елена Здравомыслова, у генерального секретаря был гуманистический посыл. Но следовать ему было невозможно по сугубо материалистическим причинам: на одну зарплату среднестатистическая советская семья выжить не могла.

Наконец, можно было бы разделить домашние и родительские обязанности поровну между женщинами и мужчинами. Еще в 1972 году социологи Леонид Гордон и Эдуард Клопов в книге «Человек после работы: социальные проблемы быта и внерабочего времени» сообщали, что «над мужчинами в наши дни почти не тяготеет своеобразное табу на участие в мелких бытовых закупках». А в 1977 году в новую Конституцию даже хотели включить положение о равных родительских обязанностях, но вместо этого в ней оказались две противоречащие друг другу статьи: одна провозглашала равенство мужчин и женщин в семейных отношениях, другая как бы делала женщин немного «равнее», гарантируя льготы, связанные с материнством. Как пишет доктор политических наук, специалист по гендерным исследованиям Светлана Айвазова в книге «Русские женщины в лабиринте равноправия», это вполне соответствовало противоречиям между общественной жизнью и реальной советской семьей, «которая перестала быть чисто патриархальной, но еще не стала эгалитарной, партнерской».

«Будь, пожалуйста, послабее»: чего хотел советский мужчина

Именно патриархатная семья виделась большевикам источником социального неравенства и несвободы женщин. Поэтому сразу после их прихода к власти советская гендерная политика представляла собой «рассемеивание» — полную ликвидацию частной жизни в привычном виде. Право на аборт, на развод (в 1920-е годы средняя продолжительность вновь заключенных браков составляла всего восемь месяцев), признание гражданского брака, признание отцовства и социальные гарантии матерям привели к тому, что работающие женщины стали экономически независимыми от мужей и отцов.

Мужьям и отцам это не нравилось. Журналы «Работница» и «Крестьянка» публиковали письма читательниц, которые жаловались на принуждение к домашнему труду. «Были частые сообщения о том, что мужчины избивали своих жен за организацию или даже участие в собраниях, и даже о женщинах-активистках, убитых неодобряющими их мужьями. В одной статье рассказывалось о том, как муж зарубил свою молодую жену топором на том основании, что она уделяла недостаточно времени работе по дому и уходу за детьми», — рассказывает Марианна Муравьева в статье «Бытовуха: семейное насилие в Советской России».

Но вместо того чтобы полностью выйти из патриархальных отношений, женщины, по сути, сменили партнера — им стало само государство. Для него рожали (а оно выплачивало пособия и строило детские сады), для него работали. Ему — в лице парткомов, профсоюзов и участковых — жаловались на мужей, если те пили, били или хотели развестись. Сами мужья из этих отношений оказались как бы исключены. Не имея возможности вернуть себе роль кормильцев и защитников со всеми причитающимися привилегиями, они оказались в глубоком кризисе маскулинности. 

А как у них? В 1953 году выходит первый номер журнала Playboy; в 1965-м Хелен Герли Браун становится главным редактором Cosmopolitan и из издания для домохозяек превращает его в журнал для секс-бомб. Тем временем в университетских кампусах зарождается радикальный феминизм. Активистки, участвующие в протестах против расовой сегрегации и войны во Вьетнаме, недовольны, что первые роли всегда достаются мужчинам, — и объявляют войну патриархату. Они требуют освобождения женщин от всех форм угнетения, от дискриминации на рабочем месте до сексуальной эксплуатации, поднимают темы насилия и репродуктивных прав.

«Вот это общественное чувство, что у нас с мужским полом не все в порядке, отражено и в массовой культуре, — рассказывает в беседе с Forbes Woman Елена Здравомыслова. — Бороться с ним сложно, оно закрепляется всевозможными демографическими аргументами, в том числе касающимися смертности. Разрыв в продолжительности жизни у мужчин и женщин постоянно приводился как подтверждение тезиса о нехватке мужчин». Главной причиной были, конечно, потери в войне, в ходе коллективизации и в результате репрессий: согласно переписи 1959 года, на 1000 женщин приходился 641 мужчина, тогда как по итогам переписи 1897 года на 1000 женщин приходились 992 мужчины.

Первая женщина в космосе Валентина Терешкова, 1963 год (Фото Getty Images)

Но были и другие причины. В 1968 году в «Литературной газете» экономист Борис Урланис писал: «Сейчас почти все мужчины в возрасте до 42 лет не принимали участия в военных действиях в годы Великой Отечественной войны. Между тем именно на возраст 30–40 лет приходится резкое превышение мужской смертности по сравнению с женской. Значит, дело не в войне и не в ее последствиях. А дело в том, что по сравнению с женщинами мы гораздо меньше оказываем внимания охране здоровья мужчин. Взять хотя бы консультации. Женские у нас есть, а мужских нет!» В мужских консультациях Урланис предлагал вести антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду, а также борьбу с несчастными случаями и консультирование по вопросам половой жизни. Примечательно, что ответственность за охрану здоровья мужчин он возлагал на женщин — в том числе и потому, что к тому времени именно они составляли большинство врачей.

Впрочем, подобные предложения только стигматизировали мужчин. Увлекшись созданием новой сильной женщины, советская власть не предложила сколько-нибудь работающую модель нового мужчины, который теперь чувствовал себя потерянным. «Мне с тобою — // такой уверенной — // трудно // очень. // Хоть нарочно, // хоть на мгновенье — // я прошу, // робея, — // помоги мне // в себя поверить, // стань // слабее», — писал еще в 1962 году Роберт Рождественский.

Материал по теме

Ролевыми моделями позднесоветского мужчины были герой войны (этот образ тиражировался масскультом), дворянин-декабрист (знакомый по школьной литературе) и герой зарубежного кино, чья жизнь полна опасностей и приключений. Типичный мужчина, опирающийся на эти образы в условиях советской действительности, — герой Алексея Баталова из фильма «Москва слезам не верит», считает Здравомыслова. «Он не номенклатурный, вроде не богатый, но мыслит благородными образами: и защитник, и любящий, и про равенство, но не про власть женщины, — говорит она. — У него тоже есть аргументы: «Все и всегда я буду решать сам. На том простом основании, что я мужчина». 

Когда для снятия двойной нагрузки с женщины потребовалось перераспределить домашние и родительские обязанности, пребывающий в кризисе советский мужчина ответил молчанием.

Перестройка, или патриархатный ренессанс

К 1980-90-м «решение женского вопроса» стало казаться чем-то из «политбюрошного» лексикона: уж очень долго его решали и вроде как даже решили, только результатом почему-то стала двойная нагрузка. После распада СССР она стала еще тяжелее: в условиях неолиберализма социальная сфера стала непозволительной роскошью. «Перестройка экономики на рыночные рельсы в первую очередь больно ударила по женщинам. Поэтому, с одной стороны, государство сыграло по отношению к ним негативную роль. А с другой — в условиях демократии мы выучили слова «гендер», «гендерное равенство». Появились гендерные исследования, при вузах возникли центры, которые ими занимались, — это ведь тоже часть государственной политики. Появились и государственные исследования, которые рассматривали гендерное неравенство, разрыв в оплате труда. Даже в международных отчетах власти признавали, что у нас есть эти проблемы, хотя во многом сами же их и создавали», — размышляет Ольга Шнырова. 

Частный сектор, не желая нести нагрузку, связанную с выплатой материнских пособий (тогда она возлагалась на предприятия), неохотно нанимал женщин. На рынке труда женщины начали проигрывать мужчинам, оказавшись невыгодными сотрудниками, притом что они чаще имели высшее или среднее специальное образование (в 1994 году таких было 47% работающих женщин и только 34% работающих мужчин). Пока мужчины делали карьеры и зарабатывали деньги в бизнесе, женщины стекались в госсектор, где их ждали низкие зарплаты, непрестижная работа и отсутствие развития, и все равно на собеседованиях были вынуждены выслушивать реплики вроде «Вы не замужем? А то родите еще». Даже те сферы, которые ранее были феминизированы — торговля, общественное питание, кредитование, финансы, страхование, — отторгали женщин: там, где росли зарплаты, предпочтение отдавали мужчинам. Росли женская безработица и женская бедность.

Женщины тащили на себе три роли — матери, работницы и общественницы (Фото Getty Images)

Те, кому нужно было кормить семью, шли в бизнес. О том, как это было, на встрече Forbes Woman Club вспоминала Раиса Демина, основательница мясокомбината «Павловская Слобода»: «[Приходилось] мыть волчки полтавского производства, где все шнеки в заусенцах — у меня руки до сих пор поцарапаны. Были у нас ребята-узбеки, Шавкат и Актам, работали в гостинице «Москва», но там нечего было есть, и они ночью приезжали к нам в цех, крутили [мясорубку], клеили этикетки, а я мыла оборудование».

Правда, в «переделе собственности» женщины почти не участвовали — там реализовывали себя мужчины, которым «силовой капитализм» предложил наконец новую модель мужественности. «Идет перекройка ткани социальной жизни, есть военные конфликты и так далее. Цена маскулинности в условиях этих структурных ломок резко возрастает. Можно сказать, что в этом есть и некоторый гендерный реваншизм. Но в какую сторону? Я бы сказала — в сторону шансов реализации «хорошей» маскулинности», — рассуждает Елена Здравомыслова. Поскольку в крупном бизнесе женщин почти не было, уделом первых постсоветских предпринимательниц стал бизнес малый — в том числе «челночничество», то есть ввоз дешевых импортных товаров буквально на себе в огромных клетчатых сумках, надолго ставших символами эпохи.

Материал по теме

Те, кто мог позволить себе не работать, становились домохозяйками — тем более что из-за товарного дефицита и сокращения служб быта (например, с 1994 по 1997 год количество прачечных уменьшилось на 27,8%) возросла домашняя нагрузка. Некоторые исследовательницы еще тогда назвали этот процесс патриархатным ренессансом. Другие считали, что это временная стратегия выживания в условиях неопределенности. Так или иначе, возвращение женщины к ее «истинному назначению» состоялось. Почти за сто лет «женский вопрос» сделал полный круг от призывов освободить женщину от «кухонного рабства» и привлечь к строительству нового общества до транслируемого в СМИ и с высоких трибун убеждения, что главная роль женщины — хранительница домашнего очага и мать. На этом пути были достижения — система всеобщего образования, появление ролевой модели работающей женщины, обнаружение проблемы двойной нагрузки. Были и запрет абортов, и тяжелый труд, и нескончаемое насилие в семьях. Пока мужчины во власти решали «женский вопрос», советская, а потом российская женщина бежала по этому кругу с тяжелыми сумками в руках — и очень устала, в том числе от бесконечных «-измов».

В 1990-е перед женщинами стоял вопрос скорее выживания, чем феминизма (Фото PhotoXPress. ru)

Эпилог

В 2022 году мы все еще живем во власти мифа о равенстве в Советском Союзе, и наши исторические «особенности» непосредственно влияют на женщин в ХХI веке — мы наблюдаем это и в политике, и в бизнесе, и в обществе. В последние годы официальная риторика становится все более консервативной: в ней женщина прежде всего мать, слово «гендер» связано с «разрушением традиционного уклада семейной жизни», а центры гендерных исследований объявляются иноагентами. При этом разрыв в оплате труда, по данным Министерства труда, составляет 27,9%. Закон о гендерном равенстве — «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в РФ» — за 18 лет после внесения проекта так и не принят.

Женщины составляют около трети владельцев малого и среднего бизнеса (в малом, по данным ФНС, их больше — 40,2%), а для развития женского предпринимательства работает множество форумов, клубов, ассоциаций и других платформ, в том числе при поддержке государства. Но даже там постоянным рефреном звучат темы материнства и заботы о старших родственниках, совмещения работы с ведением домашнего хозяйства. И на женщине все так же лежит двойная нагрузка. 

Женщины в России: между феминизмом и патриархатом?

  • Ольга Слободчикова
  • Русская служба Би-би-си

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Бейонсе выступила на фоне огромного слова FEMINISТ на шоу VMA, трансляцию которого смотрели 14 млн человек

«Конечно, мы, мужчины, очень хотим, чтобы женщины были украшением нашей жизни. Но становится ли женщина украшением нашей жизни — это зависит, прежде всего, от нас», — с таким заявлением три года назад Владимир Путин поздравил россиянок с 8 марта.

Слова о «предназначении женщины» регулярно звучат не только в этот день. Сам праздник в современной России сильно отличается от идей Клары Цеткин и Розы Люксембург.

Как говорилось в предыдущих материалах в рамках проекта Би-би-си «Ежедневный сексизм», проявления гендерного неравенства часто встречаются в общественно-политической жизни, да и в карьере российские женщины сталкиваются со стереотипами и даже законодательными ограничениями.

В России сохраняется традиционное патриархальное общество, но вряд ли в женщинам стоит отводить исключительно роль жертвы.

Как женщины справляются с ситуацией неравенства? Что заставляет одних приспосабливаться, а других становиться на путь активизма? Доходят ли до России западные тенденции, где феминизм, по всей видимости, переживает новый расцвет?

Патриархальные дивиденды

Многие женщины склонны компенсировать неравенство привилегиями, которые дает им статус «слабого пола», отмечает социолог, профессор Высшей школы экономики Елена Рождественская. Например, некоторые могут терпеть сексуальные домогательства на работе, если они гарантируют карьерный рост.

«В патриархатном, традиционном обществе женщина тоже играет в эти игры. Это такая «уловка слабых», — объясняет социолог. — В этой ситуации нельзя применить моральные оценки — что плохо или хорошо. Это просто особенность общества, культурного контекста».

Автор фото, RIA Novosti

Подпись к фото,

Критики говорят, что 8 марта в том формате, в котором праздник отмечается в России, только закрепляет гендерные стереотипы

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

При этом «патриархальные дивиденды» зачастую принимают материальную форму.

«Женщины выражают позицию, что то, что они заработали — это их личные деньги, а то, что зарабатывает мужчина, — это семейный бюджет», — приводит пример социолог.

Рождественская называет это «лукавой попыткой усидеть на двух стульях», которая может усилить напряжение в отношениях полов, поскольку мужчины понимают, что ими манипулируют. В ситуации равноправия с мужчиной женщина должна быть готова брать на себя и экономические риски.

Однако многие не считают уступки, которые делаются женщинам, проявлением неравенства.

Так, основатель рекрутингового агентства Pruffi Алена Владимирская признается, что ей доводилось манипулировать мужчинами в рабочих условиях, но подчеркивает, что «этим нельзя злоупотреблять».

«У меня пару раз были такие ситуации, когда я что-то очень портила. Я могла сесть и заплакать, а мои коллеги могли мне помочь, несмотря на то, что это не их должностные обязанности. В Европе такая ситуация просто невозможна», — добавила Владимирская.

По ее словам, она считает нормой ситуацию, когда в деловой поездке за ужин платят коллеги-мужчины.

«Мне доступны все современные блага цивилизованной страны, пол для меня не является препятствием к достижению чего-то. При этом мне приятно получать подарки, осознавать, что на работе меня воспринимают как женщину», — говорит она.

«40 смертей в день»

За играми в слабый пол стоит беспощадная статистика — более чем 30-процентный разрыв в уровне зарплат и насилие против женщин.

Политическая активистка и феминистка Изабель Магкоева вообще не считает, что тему оплаты счета за ужин в России сегодня обсуждать актуально.

«Моя позиция сейчас состоит в том, что не стоит концентрироваться на этих символических моментах — подает ли мужчина руку и открывает ли дверь. Наверное, нам всем стоит ограничивать проявления такого бытового сексизма, но я не вижу большой связи символического с реальным», — отмечает она.

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

38% убийств женщин совершается их мужьями или интимными партнерами, свидетельствуют данные ВОЗ

По данным доклада Всемирной организации здравоохранения, опубликованного в 2013 году, 35% женщин во всем мире становились жертвами физического и/или сексуального насилия. Большинство таких случаев — это насилие со стороны мужей или интимных партнеров.

Статистику домашнего насилия в России найти непросто. В разных источниках со ссылкой на МВД приводятся данные о смерти от 10 до 14 тысяч женщин ежегодно — последнюю цифру для наглядности часто представляют как «40 смертей в день».

Отношение общества к этой проблеме наглядно демонстрирует то, как освещается самая громкая новость последнего времени в российском спорте — обвинение в домашнем насилии российских хоккеистов, играющих за американские клубы.

Многие российские болельщики в соцсетях и журналисты самых читаемых спортивных изданий высказывают мысль, что, даже если спортсмены виновны, они не заслуживают серьезного наказания.

Газета «Спорт-Экспресс» в одной из статей призвал российских спортсменов вернуться на родину, потому что «нахождение на американской земле, с ее придирчивыми законами и бдительными соседями, само по себе большой риск».

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Дело против Семена Варламова (слева) было прекращено в декабре, а дело против Вячеслава Войнова (справа) прокуратура отправила на доследование

Отдельного закона о предотвращении домашнего насилия в России в настоящее время нет. Власти не могут вмешиваться в частную жизнь до факта совершения насилия, а преследовать обидчика в большинстве случаев женщина может только в порядке частного обвинения, то есть самостоятельно собирая доказательства побоев.

В дополнение к этому организации, которые борются с домашним насилием, часто обвиняют российскую полицию нежелании принимать заявления от пострадавших.

Однако как в интервью Би-би-си в прошлом году заявлял представитель МВД, женщины зачастую сами не хотят писать заявление, а просят полицейских просто «попугать» их мужей или партнеров. В итоге дело часто ограничивается «профилактической беседой».

Эта ситуация может уже скоро измениться. Законопроект о профилактике домашнего насилия, вероятно, будет внесен на рассмотрение Госдумы уже в осеннюю сессию, сообщал в июле председатель Совета по правам человека при президенте России Михаил Федотов.

Документ предусматривает передачу случаев семейного насилия из сферы частного обвинения в сферу публичного обвинения: иными словами, заявление жертвы для возбуждения дела будет не нужно.

Активизм в жестком контексте

То, что о феминизме начали говорить в среде политических активистов, представляет собой новую волну в движении за права женщин в России, отмечает социолог Елена Рождественская.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Современным феминисткам приходится существовать в жестком консервативном контексте

«Феминизм [в 90-х годах] из политики утек в академические круги, а в последние лет пять он обосновался в среде активистов, — сказала эксперт. — Это девушки с хорошим образованием, которые вынуждены существовать в очень жестких консервативных контекстах. Они отваживаются на такие провокационные жесты, как это сделали акционисты группы «Война» и Pussy Riot».

Тезис о «жестких контекстах» подтверждает то, что в ходе процесса над активистками из Pussy Riot их приверженность идеям феминизма суд посчитал доказательством мотива религиозной ненависти ( исключенного из приговора, когда активистки уже вышли из тюрьмы).

Участие женщин в активизме окружающие часто пытаются объяснить наличием у них каких-то личных проблем, рассказывает активистка Изабель Магкоева.

«Когда она начинает чем-то таким заниматься, ей начинают говорить: «Что у тебя, проблемы с сексом? Тебе нужно найти мужика»», — объясняет она.

В целом, в России сегодня негативно относятся к понятию феминизм и его общественным проявлениям.

Так, Алена Владимирская говорит, что «абсолютно» не считает себя феминисткой, поскольку в России это слово обозначает «женщину, которая постоянно борется и доказывает свое равенство с мужчиной».

«Мне это не очень нужно, потому что я и так ощущаю себя равной. Но при этом я отлично понимаю и очень благодарна феминисткам — особенно этому движению в начале — за то, что они в принципе сделали для женщин», — подчеркнула она.

Слово на «Ф»

В западных странах еще недавно многие женщины говорили: «Я, конечно, за равные права, но я не феминистка», а само слово в англоязычной прессе иронично называли f-word (по аналогии с нецензурным глаголом на ту же букву).

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

То, как женщина одета, не оправдывает изнасилование, заявляют участники акций протеста Slut Walk, которые проходят во многих городах мира

Однако в последнее время это слово используется все чаще и, как правило, без иронии. И эти тенденции не остаются незамеченными в России.

Феминизму посвящено множество материалов сайта Wonderzine, родственного изданиям Look at Me и The Village, — даже несмотря на то, что он позиционирует себя себя как «сайт для девушек о стиле, красоте и развлечениях».

Дарья Л. (имя приводится в таком виде ее просьбе) создала во «Вконтакте» российский аналог британского проекта Everyday Sexism, пытаясь справиться с собственным опытом сексуального насилия. На этой странице публикуются рассказы пользователей о случаях сексизма в их жизни — от серьезных до самых малозначительных.

По словам Дарьи, ее основная цель — дать возможность людям, столкнувшимся с дисриминацией или насилием, выговориться и убедиться, что они не единственные оказались в такой ситуации. К тому же, по ее словам, страница дает обилие примеров, чтобы доказать существование сексизма тем, кто утверждает, что никогда с ним не сталкивался.

Впрочем, подобные утверждения сегодня звучат в России и в совершенно другом контексте.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Утверждения, что «женщинам придется становится плохими парнями» в России перестали звучать провокационно

В среде образованной молодежи, живущей в крупных городах, часто путешествующей и считающей себя частью глобального мира, порой рассуждают о том, что повседневность стала бесполой. Что интернет и информационное общество нейтрализовали не только феминизм как явление, но в принципе любые проявления гендерных различий.

Некоторые даже берутся винить женщин. Так, обозреватель издания «Сноб» Арина Холина в своем очерке «Женщины и мерзавцы» считает, что именно женщины «вырастили поколение плюшевых мальчиков. Отучили мужчин от агрессии, но не приучили ни к чему другому».

И все же, по мнению социологов, эти тендеции затрагивают лишь небольшую прослойку общества.

«Для тех, кто интересуется, для тех, кто солидаризируется с этой проблематикой, все эти вещи доходят, но они, разумеется, в этой же среде и остаются, — отмечает Елена Рождественская. — Феминизм по-прежнему находится на периферии общественного сознания».

русских советов по красоте от настоящей русской девушки

Моя бабушка была идеальной, и не случайно. Она была архитектором и фотографом; красота была буквально в ее костях. Ария Тоски «Vissi d’Arte» играла дома по кругу: «Я жил для любви; Я жила ради искусства», — говорила она, это были жизненные цели. Она спроектировала загородные дома политиков, композиторов и генералов самого высокого ранга, и все это выглядело идеально причесанным в оправе истории, которая не причесывалась.

Россию прижигали большую часть 20 века. Секреты из прошлой империи или домашние процедуры были единственной цветовой лошадкой. Я родился в США в год распада Советского Союза. Большая часть моих воспоминаний связана с Красной площадью в Москве, когда я танцевала балет и училась ремеслу у бабушки и дедушки. Когда я сказал бабушке, что у меня мигрень, она отправила меня в комнату со своей канарейкой послушать изотонические мелодии для естественного облегчения боли. Летом она готовила антиоксидантные маски для лица и травяные чаи для кожи из грибов, которые она только что собрала в своем загородном доме. Однажды на день рождения я попросила у родителей ступку и пестик, чтобы смешать лепестки и сделать розовое масло, как она это делала. За годы занятий балетом я понял, что у всех моих русских подружек тоже есть секреты, отличные от их бабушек. Изучение и преподавание бьюти-лайфхаков с помощью моих однозначных цифр казалось нормальным. Позже я привез эти схемы домой в Штаты, где мои сбитые с толку друзья были поражены результатами. Перед смертью моя бабушка сказала мне, что внимание к деталям — это все, и что нельзя наносить одновременно более двух из трех основных областей лица (глаза, губы и брови). «Выгляди хорошо; чувствую себя хорошо», — всегда говорила она — по-русски, конечно.

Тираж

Начните с горячего пара из душа или ванны. Позвольте капиллярам раскрыться, и кожа станет эластичной. В течение десятилетий русские девушки использовали кофейную гущу в сауне для улучшения кровообращения и уменьшения вен. Сибирская красавица Ирина Шейк не скрывала своей любви к русским баням на Фултон-стрит, 88 в финансовом районе Нью-Йорка. Хотя кофе и пар могут показаться идеальным естественным отшелушивающим средством для ухода за летней кожей или кожей после смены часовых поясов (поскольку они идеально подходят для улучшения кровообращения и уменьшения целлюлита в таких областях, как бедра и ягодицы), свежая кофейная гуща — не лучший выбор для отшелушивания лица. . По словам Реи Сулерис Гроус, специалиста по эстетике с более чем двадцатилетним опытом и основателя La Suite Skincare, лучше всего продолжать использовать их на масле для тела и наносить сыворотку или маску с кофеином, чтобы мягко увеличить циркуляцию после паровой процедуры. . Видите ли, кофе является стимулятором и мочегонным средством, поэтому он может временно выводить воду из жировых клеток. При многократном использовании кофе этот натуральный скраб является отличным естественным способом уменьшить любые признаки целлюлита.

Для кофе с добавлением сафлорового масла нам нравится скраб Le Labo для отшелушивания и увлажнения одновременно.

Волосы

В России хорошие волосы — это сбалансированная кожа головы и использование увлажняющих масок. Чтобы эффективно сбалансировать pH кожи головы и стимулировать рост волос, русские женщины часто используют домашний тоник: бабушки повсюду знакомы с кайенским перцем и сывороткой для волос на водке. Чтобы приготовить смесь из одной части перца и двух частей водки, нарежьте 1 стакан кайенского перца на небольшие полоски и добавьте 2 стакана 80% водки (желательно без глютена) в бутылку или банку (оставьте немного водки для себя). . Не используйте ничего выше 80 доказательства. Оставьте тоник в темном месте тушиться на два-три дня, а затем процедите перцы. На влажные волосы нанесите тоник на кожу головы с помощью пипетки и помассируйте в течение нескольких минут. Оставьте его на 30 минут, так как он удаляет отложения и стимулирует кровоток для нового роста. Вымойте и нанесите на кончики роскошную увлажняющую маску для достижения наилучших результатов. Повторение этой процедуры раз в неделю — верный рецепт для завистливых длинных волос.

Маска Quintessence от Leonor Greyl — это максимальное увлажнение волос и роскошь в домашних условиях. Используйте его в качестве кондиционера в душе или оставьте на ночь, чтобы изменить жизнь ваших волос.

Лед

Встречайте оригинальный контуринг. Императрица Екатерина Великая начинала свое утро с крепкого кофе и кубика льда на лице, шее и декольте, чтобы уменьшить отеки во время сна. Если для эмиссара Российской империи это годится, то и для меня тоже. Проснувшись, возьмите кубик льда или замороженный инструмент, чтобы начать откачивать лимфу и подчеркивать скулы. Я опытная ледяная королева, поэтому первым делом наношу его утром поверх оксигенирующей маски для лица, чтобы продукт проник в кожу. Затем я сделаю еще один проход после нанесения сыворотки для лица. Лед сужает капилляры и запечатывает продукт, закрывая поры. Делать это перед кремом и солнцезащитным кремом — это надежный способ получить дополнительное здоровое сияние и дополнительную упругость, которые ощущаются как подтяжка лица по утрам.

Оберните кубик льда бумажным полотенцем, носовым платком или марлей перед применением, если у вас реактивная кожа.

Если плавить лед слишком утомительно, я рекомендую любимые палочки Мадонны Cryo-Sticks от Biologique Recherche. Наполненные термической энергией, которая распространяет холод на кожу, эти палочки приятны на ощупь. Мне нравится эргономичная форма под глаза и скулы.

Очищение

Русские женщины предпочитают очищающее молочко жестким очищающим средствам, удаляющим жир и очищающим гелем. Идеально подходящие для некоторых из самых суровых зимних месяцев в России, молочные очищающие средства удаляют макияж, кожный жир и загрязнения с кожи, сохраняя ее увлажненной. Чрезмерное очищение может повредить липидный барьер и пересушить кожу вплоть до появления сыпи или прыщей. Для чувствительной, светлой или склонной к акне кожи более молочная альтернатива обеспечит серьезное очищение кожи. Обязательно наносите очищающее молочко на сухую кожу. Таким образом, он может прилипать к вашей коже и эмульгировать масла, мусор, загрязнения и макияж. Нанесение его на влажную кожу или влажными кончиками пальцев не так эффективно.

После массажа лица очищающим средством в течение нескольких минут, используйте теплую влажную салфетку из микрофибры, чтобы удалить весь продукт. Это также даст вашей коже приятное, легкое ручное отшелушивание. Считайте это мини-микродермабразией.

Попробуйте это увлажняющее очищающее молочко из собственной линии органического ухода за кожей Сибири.

Гелевый маникюр

Худшая часть любого гелевого маникюра — это сидеть с кончиками пальцев, завернутыми, как печеная картошка. После того, как фольга и ацетон удаляются, лак соскребается, оставляя ногтевое ложе беспомощным и слабым. Однако русские девушки оставляют фольгу для выпечки вареников. Во время «электронного маникюра» резиновая пилка с электроприводом используется для безопасного снятия гель-лака, не повреждая ногтевую пластину. После этого инструмент в форме пламени выравнивает ногтевую пластину и приподнимает кутикулу для наиболее эффективного метода удаления. Электронный файл с шариковым концом быстро и безболезненно проходит по каждому пальцу, чтобы сбрить кутикулу таким образом, чтобы у вас не было травм кутикулы и отрастания, по крайней мере, в течение трех недель. Результат: безупречный, безболезненный, здоровый и стойкий маникюр, идеально подходящий для мероприятия или повседневного гламура.

Для лучшего русского маникюра в Лос-Анджелесе рекомендую Арину Осипову, владелицу My Ideal Nails. Арина отвечает за идеальный маникюр большей части тусовки в Лос-Анджелесе, и у нее есть страница в Instagram с полностью нарисованными вручную ногтями, чтобы подлизываться к @myidealnails.

24 Самые красивые русские женщины (фото) в мире

Красивые русские женщины в целом привлекательные личности. Черты их лица устанавливают эталон красоты и гламура, поскольку эти женщины обладают потрясающей внешностью, четкими чертами лица и подтянутыми телами. Более того, эти амбициозные женщины известны своим невероятным обаянием и умом. Они штурмом захватили кино, моду, политику, музыку и другие области. От лидерства до науки и искусства — нет ни одной области, в которую эти женщины отважились бы проникнуть и не завладеть ею. Проведите вверх, чтобы узнать больше об их красоте и работе, которая вдохновила мир!

В этой статье

Самые красивые русские женщины

Давайте быстро посмотрим, какие великолепные дамы получают корону из 24 самых красивых русских женщин и представляют свою культуру в мире.

1. Анна Курникова

Еще одна красивая русская личность, профессиональная теннисистка. Ее очаровательная красота, грация и растущий статус знаменитости сделали ее одной из самых известных звезд тенниса во всем мире. Также она была самой юной участницей Олимпийских игр в истории России (все виды спорта).

Знаете ли вы?

Анна Курникова дебютировала в WTA в возрасте 14 лет. Она получила подстановочный знак и участвовала в отборочных матчах Moscow Ladies Open.

2. Наталья Водянова

Эта русская красавица сбежала от бедности и стала известной фотомоделью. Она работала на несколько известных международных брендов, таких как YSL, Chanel и Calvin Klein.

3. 

Мария Шарапова

Мария – самая популярная звезда тенниса в Интернете. Она известна во всем мире своей красотой и спортом. Эта славянская красавица родилась 19 апреля 1987 года в маленьком городке Нягань в Западной Сибири. Она начала играть в теннис с раннего возраста четырех лет.

Знаете ли вы?

В молодости Мария Шарапова была левшой от природы. Однако она стала играть правой рукой и практиковалась в игре обеими руками.

4. Алина Кабаева

Алина Кабаева – чемпионка мира по художественной гимнастике. Она завоевала множество медалей и широко известна своей удивительной гибкостью. У нее изящное скульптурное тело. Кабаева ушла из спорта в 2007 году и с тех пор является депутатом российского парламента. Также говорят, что она тайно вышла замуж за Путина в 2008 году. У этой олимпийской чемпионки самая неотразимая улыбка.

5. Глюкоза

Настоящее имя Глюкозы — Наталья Чистякова-Ионова. По профессии она российская певица и сольная исполнительница. Родилась 7 июня 1986 года в Поволжье, СССР. Увлекается балетом и шахматами. Она также снялась в таких фильмах, как «Триумф» и «Война принцесс», а также снялась в некоторых эпизодах «Ералаша». Глюкозе повезло с музыкальной карьерой, когда в 2002 году ее обнаружил продюсер Максим Фадеев. Она также записала свои музыкальные клипы «Невеста» (Невеста) и «Ненавижу» (Ненавижу), которые были полностью анимированы на компьютере.

Связанный: 25 самых красивых пакистанских женщин в мире

6. Алла Пугачева

Она мать популярной актрисы и поп-певицы Кристины Орбакайте, как упоминалось выше. Музыкальная исполнительница Советского Союза и России. Она начала свою карьеру в 1965 году и до сих пор пользуется большим спросом.

7. Виктория Боня

Телеведущая программы «Космополитен», которая выходила на канале ТНТ с сентября 2007 года. Виктория также была участницей реалити-шоу «Дом-2» на ТНТ. Это шоу было востребовано в течение 11 месяцев. Также она завоевала титул «Самая сексуальная звезда отечественного шоу-бизнеса».

8. Мария Кириленко

Мария — профессиональная теннисистка из России. В течение 2008 года эта российская теннисистка стала популярной по голосам читателей британской газеты The Sun. Тогда она была известна как самая сексуальная теннисистка и до сих пор входит в число самых красивых русских девушек мира.

9. Анна Семенович

Русская красавица, бывшая танцовщица на льду, певица, актриса, сделавшая себе имя в модельной индустрии. Она представляет собой сочетание красоты с умом. Эта дива также была экс-солисткой группы «Блестящие» (2003-2007).

Общая информация

В начале своей карьеры Анна была фигуристкой и дважды (1993-94) участвовала в чемпионате мира среди юниоров.

10. Нюша

Настоящее имя Нюши — Анна Владимировна Шурочкина. Родилась 15 августа 1990 года в Москве, столице России. Хотя она совсем юная, она уже популярная певица. Она начала свою певческую карьеру в нежном возрасте 3 лет и всегда лелеяла мечту стать певицей. Ее первая записанная песня «Песенка большой медведицы» была записана еще в 5 лет. Первый концерт Нюши состоялся, когда ей было всего 12 лет.

11. Кристина Орбакайте

Советская и российская актриса. По профессии она известный эстрадный музыкант и эстрадная певица. Ее мать Алла Пугачева тоже была популярной певицей.

12. Дана Борисова

Популярна на российском телевидении как ведущая. Также награждена грамотой Минобороны России за заслуги в патриотической пропаганде.

Связанные: Топ-30 самых красивых китаянок

13. Алсу

Известная российская поп-певица. Награждена званиями: Заслуженная артистка Республики Татарстан (2000 г.), Народная артистка Республики Татарстан (2010 г.), Артист ЮНЕСКО за мир (2011 г.).

14. Ксения Собчак

Эта великолепная русская красавица – телеведущая и «светская львица». Она дочь первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака и члена Совета Федерации Людмилы Нарусовой. В 2004 году Собчак сыграла одну из главных ролей в реалити-шоу «Дом-2» на телеканале ТНТ.

15. Анфиса Чехова

Эта русская красавица известна как телеведущая, певица и актриса. Ведет эротические шоу на телевидении, в том числе «Секс с Анфисой Чеховой» на российском канале ТНТ и «Спокойной ночи, ребята!» на канале ДТВ.

16. Лера Кудрявцева

Лера Кудрявцева родилась 19 мая 1971 года. Русская красавица, известная своей телеведущей, актерской игрой и танцами. Замуж за музыканта Сергея Линюка она вышла в 1990 году, но продержалась всего до 19 лет.92. У нее также был первый ребенок в возрасте 18 лет, сын по имени Жан Леник. Затем она вышла замуж за Матвея Морозова в 2004 году, который продлился до 2007 года. И теперь, как говорят, она состоит в отношениях с известным музыкантом Сергеем Лазаревым с 2008 года.

17. Зоя Бербер

Зоя Бербер родилась 1 числа сентября 1987 года в Перми. Звезда очень популярна благодаря сериалу «Realinie Patsani» («Настоящие парни»). В 2011 году Зоя Бербер заняла 5-е место в российском издании журнала «Максим», в котором она была номинирована в списке «100 самых сексуальных женщин страны».

16. Ксения Бородина

Эта красавица была ведущей реалити-шоу «Дом-2» на канале ТНТ.

19. Тамара Гвердцители:

Тамара — советская, грузинская, а также российская певица, актриса и композитор. Она представляет собой полный набор красоты и таланта. Награждена званиями: Народная артистка Ингушетии, Народная артистка России (2004), Заслуженная артистка Грузии (1989), Народная артистка Грузии (1991). Она может исполнять песни более чем на десяти языках.

20. Алина Арц

Бывшая солистка группы «Сириус», победительница конкурса «Мисс Русская ночь». Была ведущей первого в России спортивного реалити-шоу «Боец М-1». Она также является актрисой, теле- и радиоведущей. Дебютировала в качестве ведущей телепрограммы «Das ist Fantastisch» на канале НТВ, в которой каждая новая программа исполнялась в виде театральной миниатюры. В те дни Алина Арц также снималась в кино, играла в театре и принимала участие в музыкальном проекте «Сириус».

21. Елена Захарова

Елена Захарова – известная актриса театра и кино. Она начала свою актерскую карьеру очень рано, еще в школьные годы. Елена Захарова родилась 2 ноября 1975 года в городе Москва.

Любит русский язык, литературу и иностранные языки. После окончания колледжа в 1998 году она начала работать в Театре Луны. В 2005 году Елена также приняла участие в реалити-шоу «Империя» и сериале «Кадетство».

В сентябре 2010 года вышла замуж за Сергея Мамонтова, генерального директора компании «Системные программные решения» (Россия). В феврале 2011 года Елена родила прекрасную дочь и назвала ее Анной-Марией. Но, к сожалению, ребенок умер через восемь месяцев, и супруги разошлись.

22. Лиза Боярская

Еще одна потрясающая русская женщина, от которой мы не можем не упасть в обморок. Лиза Боярская – известное и популярное имя в российской театральной и киноиндустрии. Она дочь Михаила Боярского. Ее популярные фильмы, такие как «Тимур Бекмамбетов» и «Ирония судьбы, продолжение» (2007), принесли ей огромную славу и статус знаменитости.

Связанные: Красивые победительницы мисс мира с 1951 по 2021 год

23. Алена Свиридова

Алена Свиридова родилась 14 августа 1964 года, что делает ее старше 40 лет. И она великолепна, она еще позировала для Playboy! Она любит музыку и начала играть на гитаре, когда училась в седьмом классе. Эта русская красавица — певица, телеактриса, ведущая и автор книги «Чемоданное настроение». Также она вела программу «Гарем» в Кении. В ее дискографии всего 8 альбомов.

24. Татьяна Арно

Настоящее имя Татьяна Шешукова. Она популярная российская телеведущая. Мать по национальности наполовину эстонка.

Русские женщины имеют привлекательные черты лица и подтянутое тело. Большинство из них независимы и верят в свой талант. Они наделены впечатляющими личностями и любят выбирать разные области, такие как спорт, музыка и моделирование. Их очаровательные лица являются эталоном гламура, и они также известны своим интеллектом. Вы можете найти много красивых женщин в качестве профессиональных теннисисток, фотомоделей, гимнасток, певиц и танцовщиц. Россия, страна в Восточной Европе, является родиной многих красивых спортсменок и актрис. Вы можете черпать вдохновение у этих женщин и работать над достижением своей мечты.

Часто задаваемые вопросы

Самая известная женщина России?

Актриса и меценат Чулпан Хаматова, наиболее известная как соучредитель благотворительной организации по борьбе с раком, считается самой известной женщиной в России.

Кто самая красивая женщина России?

Модель Ирина Шейк считается одной из самых красивых женщин России.

Как мы можем ценить и прославлять красоту и разнообразие русских женщин, не объективируя и не фетишизируя их?

Ценя и прославляя красоту и разнообразие русских женщин, избегайте обобщений, основанных на стереотипах. Вместо этого сосредоточьтесь на их уникальных качествах и достижениях, которые делают их красивыми и заслуживающими внимания. Уважая индивидуальность и культуру русской женщины и не обращаясь с ней как с простым объектом желания, можно ценить и прославлять ее с уважением и не ограничивать свой ум, чтобы сосредоточиться только на внешнем виде.

Какие качества делают русских женщин такими пленительными и соблазнительными?

Русские женщины обладают несколькими пленительными и соблазнительными качествами. Некоторые из этих качеств включают их сильную и яркую личность, помимо стройной и подтянутой фигуры, острых черт лица и красивых глаз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *