Советы для чтения: 15 советов, как читать больше и с удовольствием

15 советов, как читать больше и с удовольствием

Интересное

15 советов, как читать больше и с удовольствием

20 июня 2017 40 371 просмотр


Лариса Парфентьева

Многие жители современных городов живут на таких скоростях, что у них не хватает времени на чтение. И мы считаем, что это грустно. Мы собрали 15 советов, которые помогут читать больше хороших книг.

Совет № 1. Полезно читать перед сном. Развейте в себе привычку как минимум 30 минут перед сном посвящать чтению. Не стоит изнурять себя в вечернее время научной или специализированной литературой. Лучше разгрузите свой напряженный мозг художественной книгой.

Совет № 2. Универсальный вариант чтения — аудиокнига. Такую книгу можно читать где угодно: будучи за рулем, во время утреннего бега и т.д. Данный совет более всего подходит аудиалам, способным хорошо воспринимать информацию на слух.

Совет № 3. Вас везде должна сопровождать книга. В любой неожиданный момент времени у нас может появиться лишняя минутка для чтения: во время поездки в общественном транспорте, в очереди у кабинета врача и т.п. Идеальный вариант для подобных случаев — электронная книга.

Совет № 4. Думайте о прочитанном. Осознанное чтение значительно улучшает его качество, а потому можете пробовать даже письменно пытаться ответить, чему вас научила книга, на какие вопросы вы получили ответы, какие новые вопросы встали перед вами после прочтения. Лучше глубоко поразмышлять над одной книгой, чем бегло прочитать десять.


Источник

Совет № 5. Распорядок дня должен включать перерыв на чтение. Этот полезный перерыв должен занимать не менее получаса.

Совет № 6. Быстро откладывайте в сторону не интересную литературу. Если после нескольких страниц вы осознаете, что книга для вас бесполезна, бросайте пустое чтение.

Вас ждет миллион полезных познавательных книг, которые сделают вас интеллектуальнее, профессиональнее и принесут значительно больше пользы. Особое исключение может составлять классическая литература, чья ценность проверена не одним поколением читателей и критиков.

Совет № 7. Создавайте списки книг. Включите в них уже прочитанную литературу и те книги, которые считаете необходимым прочесть. Старайтесь не ограничивать свою мотивацию раздуванием второго списка, а взращивайте ее вместе с ростом первого списка.

Совет № 8. Не соревнуйтесь в чтении книг. Очень важно ставить самоцелью не количество прочитанных книг, а качество их прочтения, процесс саморазвития за счет чтения, познание новой информации, получение значимого опыта.

Совет № 9. Войдите в среду книголюбов. Живое общение с единомышленниками в каком-нибудь книжном клубе, на библиотечных мероприятиях будет здорово подстегивать к новым литературным открытиям.

Совет № 10. Заучивайте наизусть понравившиеся цитаты. Нередко люди копируют и сохраняют понравившиеся фразы из книг. Впоследствии многие значимые слова попадают в список забытых. Поэтому интересные цитаты лучше не копировать, а запоминать. Можно продумать ситуации, в которых могла бы пригодиться та или иная фраза, или же вставить ее в такое место, где она пришлась бы кстати (в подпись к видеозаписи, в письмо, объявление и т.п.).

Совет № 11. Наушники для «прикрытия». Использование наушников особенно актуально во время чтения в общественных местах. Например, вы можете включить как фон музык без слов и таким образом меньше отвлекаться от чтения на посторонние звуки. Либо можно просто надеть наушники, которые послужат для окружающих сигналом о вашей занятости и в то же время заглушат лишние звуки, издаваемые окружающей средой.


Источник

Совет № 12. Оставляйте отзывы на книги. Ваши отзывы о прочитанной литературе помогут закрепить в памяти полученный материал и позволят другим читателям ориентироваться при выборе книги.

Совет № 13. Максимально полно используйте выделенное на чтение время. Это значит, что во время чтения вредно отвлекаться или позволять другим людям и обстоятельствам отвлекать себя. Окружающие должны осознать, что вы не относите чтение к категории развлечений, а значит, этот процесс нельзя прерывать и отрывать вас для «более важных дел». Чтение книги — это и есть самое важное дело в данный момент времени.

Совет № 14. Научитесь выделять основную идею. Основная идея является доминантой прочитанного кусочка — абзаца, главы, тома, литературного произведения в целом. Потренируйтесь после каждого абзаца коротко формулировать доминирующую мысль. С течением времени данный процесс будет происходить параллельно с самим чтением.

Совет № 15. Оцените удобство подставки для книги. В настоящее время выпускаются удобные подставки, как для бумажных, так и для электронных книг. В последнем случае они выглядят как чехлы, которые удобно раскладывать разными способами. Благодаря удобной подставке снимается нагрузка и с глаз, и с рук за счет устойчивой поверхности, а значит и читать вы сможете дольше.

Фото обложки

7 советов, как правильно читать книги и получить больше пользы

Уоррен Баффетт проводит за чтением большую часть дня, Марк Кьюбан ежедневно читает не менее трех часов, а Илон Маск научился строить ракеты благодаря чтению книг. 

Редакция МС.today разобралась, как правильно читать книги, чтобы каждая из них приносила максимальную пользу.


Что дает чтение художественной литературы

Чаще всего мы воспринимаем художественную литературу, ее еще называют беллетристикой, как развлечение. На самом деле она помогает в работе над собой и в решении некоторых проблем, есть даже метод лечения – библиотерапия. 

А еще у чтения беллетристики есть такие достоинства:

  • Развивается способность лучше понимать других людей и легче принимать изменения. Это происходит благодаря тому, что во время чтения вы сопереживаете героям, ставите себя на их место, пытаетесь понять мотивы поступков персонажей. Исследования подтверждают, что, когда мы читаем о какой-то ситуации или чувстве, мозг реагирует так, как будто это происходит с нами. А научная фантастика помогает людям понять, что мир меняется, но это вполне можно пережить.
  • Чтение помогает расслабиться и снизить уровень стресса. Люди, которые регулярно читают, лучше спят, меньше подвержены стрессу и имеют более высокую самооценку, реже страдают депрессией.
  • Расширяется словарный запас. В художественной литературе используется гораздо больше слов, чем в другой, во время чтения многие из них запоминаются автоматически. А чем больше слов знает человек, тем проще ему выражать себя и общаться с другими людьми. 

Что дает чтение бизнес-книг

Бизнес-литература тоже имеет свои плюсы:

  • Развивается деловая хватка. Такие книги позволяют разобраться в разных концепциях бизнеса и проще общаться с другими предпринимателями.
  • Появляются примеры для подражания. Когда вы читаете, например, биографии, то получаете возможность узнать, какие качества помогают добиться успеха, и учитесь замечать возможности там, где другие видят только препятствия.
  • Расширяется жизненный опыт. Чем больше книг о бизнесе вы прочитали, тем о большем количестве провалов и трудностей узнали. Это позволяет вам учиться на чужом опыте и совершать меньше своих ошибок.

Как читать, чтобы извлечь из книги максимум пользы: 7 советов

Если вы хотите, чтобы каждое из прочитанных произведений в чем-то улучшило вашу жизнь, стоит научиться правильно читать книги. В этом помогут такие приемы: 

1. Используйте любую возможность читать 

Вы можете носить с собой электронную книгу или читать в приложении на смартфоне. Это позволит вам читать заметно чаще. А очередь в банке или поездка в общественном транспорте вызовут гораздо меньше раздражения. 

2. Выберите нужный вид чтения

Есть четыре вида чтения:

  • Чтение-просмотр.
    Оно позволяет понять тему текста, его основную мысль, актуальность. Для такого предварительного знакомства достаточно просмотреть предисловие и оглавление книги. Обычно чтение-просмотр используют при работе с научной или бизнес-литературой, чтобы понять, стоит ли читать книгу целиком. 
  • Сканирование. В процессе такого чтения текст просматривается в поиске конкретной информации: дат, имен, фактов. Например, чтобы доказать какую-то гипотезу.
  • Углубленное чтение. Его задача – извлечь из текста основную информацию, критически оценить ее с точки зрения своих знаний и интересов, сделать выводы, запомнить самые важные данные. Так обычно читают обучающую литературу.
  • Выборочное чтение. Используется, когда надо освежить в памяти текст, который уже знаком, или после предварительного знакомства с оглавлением, когда уже ясно, какой информации надо уделить особое внимание.

Чтобы правильно читать книги, выберите, какой вид нужен вам с конкретным произведением.

3. Делитесь тем, что прочитали, с другими людьми 

Это поможет вам не только заслужить репутацию интересного собеседника, но и даст возможность во время обсуждения лучше уяснить прочитанное или даже найти в книге новые смыслы.

4. Делайте заметки

Во-первых, это помогает лучше концентрироваться, во-вторых, помогает вам выделить самые важные мысли в книге. А еще привычка записывать поможет прокачать грамотность. Записывать можно как на бумаге, так и в приложениях вроде Notion, Google Keep или Evernote.

5. Создайте комфортную обстановку

Чтобы запомнить как можно больше информации или понять смысл сложного текста, попробуйте читать в тишине, без телевизора, смартфона и всего, что может отвлекать.

6. Делайте паузы 

Попробуйте после прочтения каждой главы останавливаться и проговаривать про себя самые важные и полезные моменты из этого блока. А еще можно подумать о том, как использовать эти знания в жизни. Так информация отложится в долговременной памяти.

7. Увеличивайте скорость чтения

Если читать книгу, размышляя над каждым словом, это займет очень много времени, а если просто стараться прочесть произведение как можно быстрее, то вряд ли получится что-то запомнить. Необходим баланс. Средняя скорость чтения – от 200 до 400 слов в минуту, узнать свою скорость можно здесь. 

Чтобы начать читать быстрее, не теряя способность усваивать информацию, нужно:

  • Перестать мысленно проговаривать текст во время чтения. Иногда люди даже шевелят губами при чтении, произнося слова беззвучно. Чтобы от этого избавиться, можно сжать губы, когда читаете, или же использовать метроном (прибор, который стучит с определенной скоростью. – Прим. ред.).
  • Избавиться от привычки возвращаться глазами к тексту, который только что прочитали.
    Если у вас получится избавиться от этого, скорость чтения заметно увеличится.
  • Расширить поле зрения. Обычно мы читаем по строчкам, то есть горизонтально. Гораздо продуктивнее читать как бы по диагонали или сверху вниз. Тренировать такой способ чтения помогут таблицы Шульте. 
  • Использовать приложения. Например, Spritz. Эта программа разбивает текст отдельные слова и выводит их на экран вашего устройства по одному. Скорость появления слов задаете вы сами. Так можно читать гораздо быстрее, при этом уровень понимания не снижается.

как правильно читать книгикниги

Советы по пониманию прочитанного – Учебный центр

Вы когда-нибудь чувствовали себя подавленным количеством прочитанного? У вас когда-нибудь были проблемы с концентрацией внимания и мотивацией во время чтения? Испытываете ли вы иногда трудности с пониманием и запоминанием прочитанного? Если да, то вы не одиноки. Многие студенты борются с этими вещами, потому что чтение в колледже может быть сложным, трудоемким и намного более строгим, чем в старшей школе; однако, используя некоторые эффективные стратегии, вы можете сделать свое время чтения осмысленным, целенаправленным и продуктивным.

Активное чтение

Исследования показывают, что вы запоминаете больше, когда активно взаимодействуете с текстами, а не просто читаете и перечитываете без четкой цели. Многие учащиеся могут относиться к типу чтения, который включает в себя копирование страниц заметок слово в слово из текста или просто пролистывание страниц, не читая их и не взаимодействуя вообще. Хотя эти два подхода находятся на противоположных концах спектра, ни один из них не задействует ваш мозг таким образом, чтобы вызвать глубокое понимание и запоминание. Активное чтение вовлекает ваш мозг в эффективные стратегии, которые заставляют ваш мозг взаимодействовать с текстом до, во время и после чтения и помогают вам лучше оценить, что вы изучаете (и не изучаете).

Перед чтением

Хотя многие учащиеся не задумываются об этом шаге, знакомство с текстом перед чтением может значительно улучшить ваше понимание и запоминание. Ниже приведены некоторые стратегии активного чтения, которые можно использовать перед чтением.

Знай свою цель

Да, вы читаете, потому что так сказал вам ваш профессор, но это еще не все. Что вас попросят сделать с информацией, которую вы соберете в ходе задания по чтению? Чтение в рамках подготовки к экзамену с несколькими вариантами ответов требует большего внимания к деталям (подумайте о ключевых словах, определениях, датах и ​​конкретных концепциях и примерах), чем чтение для подготовки к обсуждению или написанию эссе (подумайте об основных моментах и ​​взаимосвязях). Подумайте о своей цели чтения и о том, что вам нужно понять, узнать или сделать после прочтения. Помните об этой цели во время чтения.

Интеграция предшествующих знаний

Ты уже так много знаешь; почему бы не помочь себе? Перед предварительным просмотром текста определите, что вы уже знаете о материале, который собираетесь прочитать. Подумайте о том, как чтение связано с другими темами курса, и спросите, почему ваш преподаватель мог назначить этот текст. Определите личный опыт или знания из вторых рук, которые относятся к теме. Составьте список вещей, которые вы хотите знать о тексте, или вопросов, на которые вы хотите попытаться ответить во время чтения.

Предварительный просмотр текста

Не прыгайте сразу. Сначала просмотрите текст, отмечая заголовки, диаграммы, таблицы, рисунки, слова, выделенные жирным шрифтом, резюме и ключевые вопросы. Подумайте о том, чтобы прочитать введение и заключение, чтобы собрать основные идеи. После предварительного просмотра предскажите, о чем будет раздел или глава и каковы будут основные концепции.

Планируйте разбить чтение на управляемые фрагменты

У вас есть пять дней, чтобы прочитать двадцать страниц? Читать по четыре страницы за ночь. Двадцать страниц всего за одну ночь? Прочтите четыре страницы, а затем сделайте пятнадцатиминутный перерыв, чтобы дать отдых разуму и подвигать телом. Перерывы во время чтения улучшают концентрацию, мотивацию, понимание и запоминание. Кроме того, это полезнее для нашего организма! Попробуйте использовать недельный календарь или технику Помидора, чтобы распланировать свое время.

Решите, следует ли и как читать с экрана

В частности, если вы посещаете онлайн-курсы или учитесь удаленно, некоторые материалы вашего курса могут быть в цифровом формате, например, статьи в онлайн-журналах или электронные учебники. Прежде чем читать, решите, можете ли вы распечатать прочитанное. Иногда легче понять содержание, когда оно находится на бумаге. Если это не ваше предпочтение или не вариант, сделайте перерывы на чтение еще более важным приоритетом, рассмотрите возможность настройки экрана и будьте стратегически настроены в отношении времени дня, когда вы читаете, чтобы избежать напряжения глаз или головных болей.

При чтении

Если ваш мозг активен и занят во время чтения, это уменьшает отвлекающие факторы, блуждание ума и спутанность сознания. Попробуйте некоторые из этих стратегий, чтобы сосредоточиться на тексте и критически осмыслить текст во время чтения.

Самоконтроль

Единственный, кто может убедиться, что вы увлечены чтением, это вы! Если вы можете думать о том, что будете есть на ужин или что будет дальше в любимом шоу Netflix, вы больше не обращаете внимания! Как только вы заметите, что ваши мысли ускользают, ОСТАНОВИТЕСЬ и подумайте о своих потребностях. Вам нужен перерыв? Вам нужен более активный способ взаимодействия с текстом? Вам нужен фоновый шум или движение? Вам нужно услышать текст вслух? А смена окружения? Прежде чем продолжить, подытожьте последний фрагмент текста, который вы запомнили, чтобы убедиться, что вы знаете подходящую отправную точку.

Аннотировать

Злоупотребление хайлайтером? Отложите это и попробуйте аннотацию. Разработайте ключ/систему, чтобы отметить в тексте следующее: ключевые идеи/основные моменты, незнакомые слова/непонятную информацию, ключевые слова и фразы, важную информацию и связи.

Суммировать

Прочитав небольшие фрагменты текста (пару абзацев, страницу или кусок текста, разделенные заголовком или подзаголовком), резюмируйте основные моменты и две-три ключевые детали своими словами. Эти резюме могут служить основой для ваших заметок во время чтения.

Задавать трудные вопросы

Думайте как профессор и задавайте себе вопросы более высокого уровня критического мышления, такие как:

  • Какие различия существуют между ________________?
  • Как ______________ является примером ______________?
  • Какие доказательства вы можете представить в пользу ________________?
  • Каковы особенности ____________________?
  • Что бы вы предсказали от ________________?
  • Какие решения вы бы предложили для ______________?
  • Вы согласны с тем, что ________________? Объяснять.
  • Какая самая важная особенность ______________?
  • Каким образом текст подводит читателя к определенным выводам?
  • Кто является целевой аудиторией?
  • Каких предпосылок или предварительных знаний требует текст, чтобы привести аргумент(ы)?

После прочтения

Чтение текста не должно заканчиваться в конце главы. Использование эффективных стратегий после прочтения может помочь вам лучше понять и запомнить текст в долгосрочной перспективе.

Проверьте себя

Независимо от того, читаете ли вы печатный текст или онлайн-документ, важнее всего оценить, насколько вы поняли прочитанное. Этот метакогнитивный навык является одним из самых трудных для практики, потому что, если вы действительно промахнулись в прочитанном, вы можете не узнать об этом, пока не доберетесь до занятий или, что еще хуже, до дня экзамена.

Вот несколько способов самостоятельно проверить свое понимание прочитанного. Попробуйте «сопоставить» прочитанную информацию с более простыми произведениями на ту же тему и обсудить свои выводы с коллегами. Если вы и ваши коллеги сильно различаетесь в своих выводах, вернитесь к тексту, чтобы посмотреть, может ли представление доказательств объяснить эти расхождения. Некоторые ключевые вопросы:

  • Есть ли здесь несколько возможных «ответов»?
  • Есть ли пробелы в ваших знаниях по этому вопросу?
  • Язык текста слишком сложен или неясен?
  • Используются ли разные источники по одной и той же теме одинаковый язык или они используют разные языки для обсуждения одних и тех же или похожих вещей?

Покажи, что ты знаешь

  • Создайте план текста по памяти, начиная с основных моментов и переходя к деталям, оставляя пробелы, когда это необходимо, чтобы вернуться к тексту для поиска фактов или других вещей, которые вы не можете вспомнить.
  • Обсудите материал с другом или одноклассником.
  • Позвоните члену семьи и научите их тому, что вы уже знаете.
  • Свалка мозгов: запишите все, что вы помните из прочитанного, за 5 минут.
  • Задайте себе критические вопросы о чтении и ответьте на них в формате времени.
  • Определите важные концепции из прочитанного и приведите примеры и не примеры каждой концепции.
  • Создайте концептуальную карту по памяти, чтобы проиллюстрировать свои знания из назначенного чтения.
  • Делайте скриншоты цифровых текстов в качестве отправной точки для классных заметок или аннотаций.

Продолжить расследование

Если какая-либо информация остается неясной, найдите другие ресурсы, связанные с этой темой, такие как надежный источник видео или учебное пособие в Интернете. Остались вопросы, на которые вы не можете ответить самостоятельно? Запишите их, чтобы спросить профессора, ассистента или однокурсника.

Самопроверка

  • Создайте карточки или план для основных понятий, терминов, дат и т. д. в тексте.
  • Используйте карточки или план, чтобы проверить себя в том, что вы прочитали, и посмотреть, как много вы помните и можете правильно объяснить.
  • Прикрывайте ответы или пояснения и не смотрите на них, пока не ответите или не объясните своими словами.
  • Периодически останавливайте видео и используйте свои собственные знания, чтобы дать ответ или предсказать, куда пойдет видео. Затем нажмите кнопку воспроизведения, чтобы увидеть, находитесь ли вы на правильном пути.

Самопроверка таким образом поможет вам синтезировать и обдумать информацию и лучше запомнить ее в будущем.

Нужна помощь в применении или практике стратегий активного чтения? Запишитесь на прием к академическому тренеру или запишитесь на один из семинаров по чтению, предлагаемых в Учебном центре. Наши академические тренеры могут помочь вам оценить ваши текущие привычки чтения, обсудить эффективные стратегии, составить план и придерживаться его.

Консультационные работы

Фальк-Росс, ФК (2001). На пути к новой грамотности: изменения в стратегиях понимания прочитанного у студентов колледжей после проектов по чтению/письму. Журнал подростковой и взрослой грамотности, 45 (4), 278-288.

Гриффитс, Г.Г., Солберг, М.М., Кирк, К., Фикас, С., и Бьянкароса, Г. (2016). Оценка использования стратегий понимания прочитанного для улучшения понимания прочитанного у взрослых студентов колледжа с приобретенной травмой головного мозга. Нейропсихологическая реабилитация, 26 (2), 161-190. 10.1080/09602011.2015.1007878

Holschuh, JP (2019). Чтение и обучение в колледже: сложность требований к академической грамотности. Журнал грамотности подростков и взрослых , 62 (6), 599–604. https://doi-org.libproxy.lib.unc.edu/10.1002/jaal.876

Лей, С.А., Райнхарт, П.Дж., Ховард, Х.А., и Чо, Дж.К. (2010). Стратегии улучшения понимания прочитанного у студентов колледжа. Улучшение чтения, 47 (1), 30-42.


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 License.
Вы можете воспроизводить его для некоммерческого использования, если вы используете весь раздаточный материал и указываете источник: Учебный центр, Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл

Если вам нравится использовать наши раздаточные материалы, мы благодарим вас за благодарность.

Сделайте подарок

Советы по чтению для родителей дошкольников

Автор: Reading Rockets

Играйте с буквами, словами и звуками! Развлечение с языком помогает вашему ребенку научиться взламывать код чтения. Приведенные ниже советы предлагают несколько забавных способов помочь вашему ребенку стать счастливым и уверенным в себе читателем. Пробуйте новый совет каждую неделю. Посмотрите, что лучше всего подходит для вашего ребенка.

Эти советы для родителей дошкольников также можно загрузить и распечатать:

Поговорите с ребенком

Попросите ребенка рассказать о своем дне в школе. Поощряйте его рассказывать о том, что они делали, или об игре, в которую он играл во время перемены.

Говорите глупые скороговорки

Пойте песни, читайте книги с рифмами и произносите глупые скороговорки. Они помогают детям стать чувствительными к звукам в словах.

Прочтите и испытайте

Свяжите то, что читает ваш ребенок, с тем, что происходит в жизни. Если вы читаете книгу о животных, свяжите ее со своим последним походом в зоопарк.

Используйте имя вашего ребенка

Укажите связь между буквами и звуками. Скажите: «Джон, слово прыжок начинается с того же звука, что и ваше имя. Джон, прыжок . И они оба начинаются с одной и той же буквы J».

Играть с куклами

Играть в языковые игры с куклами. Пусть марионетка скажет: «Меня зовут Марк. Мне нравятся слова, которые рифмуются с моим именем. Рифмуется ли парк с Марком? Рифмуется ли мяч с Марком?»

Обведи и произнеси буквы

Попросите ребенка обвести пальцем букву, произнося ее звук. Делайте это на бумаге, в песке или на тарелке с сахаром.

Запишите

Подготовьте бумагу и карандаши, чтобы ребенок мог писать. Работая вместе, напишите одно или два предложения о чем-то особенном. Поощряйте ее использовать буквы и звуки, которые она изучает в школе.

Играйте в звуковые игры

Практикуйтесь в сложении звуков в слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *