январь | |
1 | Здоровье не купишь – его разум дарит. |
2 | Алкоголь – враг здоровья. |
3 | Викторина «Здоровое питание». |
4 | Гигиена. Для чего она нужна. |
5 | Шуточная викторина «ЗОЖ». |
февраль | |
1 | Азбука здоровья. |
2 | Куришь табак – сам себе враг. |
3 | Викторина «Профилактика ЗОЖ». |
4 | Моё здоровье в моих руках. |
5 | Блиц-опрос «Всё о здоровье». |
6 | Я выбираю ЗОЖ. |
март | |
1 | Быть здоровым – это классно. |
2 | Алкоголь и его влияние на здоровье человека |
3 | Красота спасёт мир. |
4 | Викторина «Витамины – это клад». |
5 | Друзья и враги нашего здоровья. |
6 | Ты и твоё здоровье. |
апрель | |
1 | Что? Где? Когда? в ЗОЖ. |
2 | Сегодня в моде ЗОЖ. |
3 | Гигиена и отличное здоровье. |
4 | Здоровая пища для всей семьи. |
5 | Игра «Светофор здоровья» |
6 | Овощи и фрукты – полезные продукты. |
7 | Сквернословие и здоровье. |
Май. | |
1 | И старым и молодым вреден табачный дым. |
2 | Викторина «Питание и здоровье». |
3 | ЗОЖ – основа счастливого человека. |
4 | Твоё здоровье в твоих руках. |
5 | Викторина «Витамины с грядки». |
6 | Питание и здоровье. |
сентябрь | |
1 | Почему алкоголь называют ядом. |
2 | Здоровье сгубишь – новое не купишь. |
3 | Мы за ЗОЖ.. |
4 | Самые полезные продукты. |
5 | Культура питания и ЗОЖ. |
6 | Викторина «Здоровье». |
октябрь | |
1 | Профилактика вредных привычек |
2 | Кожа – надёжная защита организма. |
3 | Диета от прыщей. |
4 | Мифы и реальность о ЗОЖ.. |
5 | Откуда берутся гельминты у человека. |
6 | Я выбираю ЗОЖ.. |
ноябрь | |
1 | Здоровье дороже богатства. |
2 | Живые витамины. |
3 | Зрение – бесценный дар. |
4 | Если ещь всё подряд, то еда это яд! |
5 | Курить – здоровью вредить. |
6 | Чистота души и тела. |
декабрь | |
1 | Как бороться со стрессом. |
2 | Личная гигиена человека. |
3 | Здоровому всё здорово. |
4 | Выбирая спорт – мы выбираем здоровье. |
5 | Голова – всему начало, или кто всему голова. |
6 |
План ежемесячных классных часов по формированию здорового образа жизни учащихся
План ежемесячных классных часов по формированию здорового образа жизни учащихся
с 1-4 классы
1 раз в месяц
1 класс (9 часов)
№ |
Тема |
1. |
Основы безопасного поведения первоклассника в школе |
2. |
Режим дня |
3. |
Одежда осенью и зимой. Уход за одеждой |
4. |
Зимние игры |
5. |
Вред табачного дыма |
6. |
Как уберечься от гриппа |
7. |
Подвижные игры во время перемен |
8. |
Мои друзья — животные |
9. |
Лето радости |
2 класс (9 часов)
№ п/п |
Тема |
1. |
Твой режим дня во втором классе |
2. |
Овощи и фрукты – полезные продукты |
3. |
Гигиена питания |
4. |
Глаза – окно в прекрасный мир чудес |
5. |
Народный фольклор и здоровый образ жизни |
6. |
Твои привычки |
7. |
Гигиена – основа здоровья человека |
8. |
Полезные движения |
9. |
Лето – пора закаливания |
3 класс (9 часов)
№ п/п |
Тема |
1. |
Не вреди своему здоровью |
2. |
Часы в желудке |
3. |
Ухо – пропуск в мир звуков |
4. |
Умей сказать: «нет» |
5. |
Правила поведения за столом и уход за посудой |
6. |
Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы |
7. |
Вред табачного дыма. |
8. |
Мои спортивные достижения |
9. |
Здоровый отдых |
Тематический план по ЗОЖ
4 класс (9 часов)
№ |
Тема |
1. |
Что такое здоровый образ жизни школьника? |
2. |
Режим дня школьника |
3. |
Как защититься от простуды и гриппа |
4. |
О пользе каши |
5. |
Красивые зубы – залог красоты и здоровья |
6. |
Сон – на службе у здоровья |
7. |
Когда не стоит быть, как все? |
8. |
Чем опасно курение? |
9. |
Досуг – дело серьёзное |
План ежемесячных классных часов по формированию здорового образа жизни учащихся
1 раз в месяц
5 класс (9 часов)
№ |
Тема |
1. |
Спорт – здоровье — мы |
2. |
Компьютерное зазеркалье |
3. |
Курение. За или против |
4. |
Жевательная резинка. История. Вред и польза — сделай свой выбор |
5. |
Влияние пива на организм подростка |
6. |
Продукты питания в разных странах |
7. |
Здоровье моей семьи |
8. |
Здоровый человек – здоровая нация |
9. |
Чем заняться после школы |
6 класс (9 часов)
№ |
Тема |
1. |
Как организовать свой отдых после уроков |
2. |
Компьютер и здоровье детей |
3. |
Есть или не есть? (о чипсах) |
4. |
Поговорим о курении |
5. |
От чего зависит рост и развитие организма |
6. |
Твое здоровье и алкоголь |
7. |
Утомление и переутомление |
8. |
Твоя нервная система |
9. |
|
Тематический план по ЗОЖ
7 класс (9 часов)
№ |
Тема |
1. |
Режим дня и здоровье |
2. |
Зависимость ТВ, компьютер, интернет |
3. |
Дань моде или пагубная привычка |
4. |
Мир без наркотиков — территория жизни! |
5. |
Сквернословие — это болезнь |
6. |
Пищевые добавки и витамины |
7. |
Подростковый алкоголизм |
8. |
Стрессы и их влияние на здоровье |
9. |
Я — дома, я — в школе, я — среди друзей |
Тематический план по ЗОЖ
8 класс (9 часов)
№ |
Тема |
1. |
Мой образ жизни |
2. |
|
3. |
Наркотики — путь в никуда |
4. |
Эмоции и двигательная активность |
5. |
Алкоголизм – повод, причина и последствия |
6. |
Красота и здоровье |
7. |
Рациональное питание |
8. |
Гигиена тела и одежды |
9. |
Спорт в жизни человека |
9 класс (9 часов)
№ |
Тема |
1. |
Режим труда и отдыха |
2. |
Пивной алкоголизм – беда молодых |
3. |
Курить – себе вредить |
4. |
Питание и здоровье |
5. |
Употребление психоактивных веществ как слабость воли |
6. |
Экологии души и тела |
7. |
Признаки утомления органов зрения и слуха. Способы снятия утомления |
8. |
Экзамены без стресса |
9. |
Здоровье нации в твоих руках |
10 класс (9 часов)
№ |
Тема |
1. |
Режим дня и оптимальные условия функционирования организма человека |
2. |
Психоактивные вещества как фактор риска в жизни человека |
3. |
Внимание, СПИД! |
4. |
Компания в жизни старшеклассника |
5. |
Прекрасное и безобразное в нашей жизни |
6. |
Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения |
7. |
Диеты, лечебное питание, голодание, пост |
8. |
Мы и реклама |
9. |
О вреде сквернословия |
Тематический план по ЗОЖ
11 класс (9 часов)
№ п/п |
Тема |
1. |
Как сохранить здоровье в наше время |
2. |
Дискуссия по теме «»Культурно выпить» или полный отказ от алкоголя?» |
3. |
Наркотики |
4. |
Девичья честь и мужское достоинство |
5. |
Стресс, срывы, депрессия |
6. |
Питание во время подготовки к экзаменам |
7. |
Чувство взрослости. Что такое?
|
8. |
Привычки и здоровье
|
9. |
Как сохранить здоровье при подготовке к экзаменам |
Проект «Здоровый образ жизни»
ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Проект по биологии
Ученика 9 сл. класса
Солдатенкова Стаса
Учитель Филиппова Н.В.
Проект
«Мы – за здоровый образ жизни»
Современное общество не может существовать без здоровой нации. Мой проект позволяет задуматься о здоровом образе жизни, чтобы быть гармоничной личностью нового тысячелетия.
Цель проекта – пропаганда здорового образа жизни, довести до сознания обучающихся необходимость занятий спортом, здорового питания, соблюдения режима дня и отказа от вредных привычек.
Основополагающий вопрос:
Как быть здоровым? Является ли наша школа территорией здоровья?
Проблемные вопросы
Каково значение правильного питания?
Все ли вредные привычки вредны?
Что можно противопоставить вредным привычкам?
Почему полезно заниматься физкультурой?
Режим дня: благо или вред?
От чего зависит наше здоровье? (слайд № 1)
Существует статистика, что 10% нашего здоровья зависит от качества предоставляемых нам медицинских услуг, 20% от экологии и окружающей среды, еще 10% — наследственность, и 60% — от нас самих, то есть от способа жизни, заботы о себе и о своем здоровье. Это значит, что мы сами можем значительно улучшить качество своей жизни, самочувствие и здоровье. В этом плане у нас довольно часто получается так, что за любимым автомобилем или домашним животным ухаживаем уж очень тщательно, а о своем, самом дорогом теле полностью забываем. Но что можно сделать, чтобы чувствовать себя более сильным, здоровым и счастливым?
Что входит в понятие «Здоровый образ жизни?» (слайд № 2)
Ответ на этот вопрос довольно прост, его мы изучаем в школьных курсов анатомии и физиологии человека. Но все же, повторим основные рекомендации для здорового способа жизни.
Правильное питание (слайд № 4)
Питание является жизненной необходимостью человека. Она дает энергию, силу, а при грамотном ее употреблении – и здоровье. Можно утверждать, что здоровье человека на 70% зависит от питания. Пища часто является основным источником заболеваний: ожирение, кариес, диабет, гипертония и другие.
С помощью здорового питания и здорового образа жизни можно:
Предупредить возможные заболевания;
Сохранить здоровье и привлекательную внешность;
Оставаться стройным и моложавым;
Быть физически и духовно активным.
А вообще, что такое здоровое питание?
Разнообразие продуктов;
Сбалансированный рацион;
Вкусно;
Недорого;
Полезно для всех.
На уроках биологии мы выполняли лабораторную работу «Составление пищевого рациона». Каждый учащийся составлял меню на день, высчитывал энергетическую ценность продуктов, устанавливал их сочетание друг с другом.
Сравнив эти результаты с меню в нашей столовой, я сделала вывод, что еда в нашей столовой является здоровой и сбалансированной. (слайд №5)
Борьба с вредными привычками (слайд № 6)
В нашей стране среди вредных привычек, приводящим к тяжелым последствиям для здоровья, наибольшее распространение имеют курение, употребление алкоголя и наркотиков. Все знают об этом, но знание практически никого не останавливает. Многие продолжают курить сигареты и не только их, употреблять алкоголь и наркотики. Все это вызывает сильную зависимость. У человека, начинающего попадать под влияние вредной привычки, способность контролировать свои импульсы сначала бывает достаточно управляемой. На этой стадии человек верит, что он полностью контролирует свою вредную привычку. Затем наступает период, длящийся месяцы или годы, в течение которого организм хронически выходит из равновесия под влиянием «управляемой» вредной привычки. Главная проблема здесь даже не в том, что «садятся» печень, легкие и сердце, а в том, что личность начинает деградировать, неправильно или нерационально воспринимает окружающий мир, теряет спокойствие и уверенность в себе. А от этого еще труднее «бросить».
Вред курения ( слайд № 7) После выкуривания одной сигареты из-за воспаления сужаются дыхательные пути, активизируется выделение мокроты, развивается кашель, чаще возникают приступы астмы. Никотин из сигаретного дыма провоцирует деление и размножение раковых клеток в легких. Страдают органы дыхания.
После выкуривания одной сигареты происходят изменения в слизистой оболочке полости рта, которые провоцируют развитие злокачественных опухолей. Увеличивается вероятность развития рака поджелудочной железы, устранить опухоль которой практически невозможно не хирургическим, не тем более медикаментозным лечением. Нарушается кровообращение сетчатки глаза, происходят изменения глазного дна – ухудшается центральное зрение.
Не меньший вред, курение наносит репродуктивной системе, приводя к импотенции и бесплодию. Вред курения чувствует еще не родившийся малыш, у которого в утробе курящей матери могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем.
Бутан, кадмий, угарный газ, никотин, гексамин, винил хлорид, нафталин, ацетон, никотин, аммоний, метанол, мышьяк, метан, полоний, радий, торий, смолы … всего 4 000 различных по степени токсичности химических веществ. Спросите у любого взрослого человека, неужели он не знает о последствиях пагубного пристрастия к курению. Единицы ответят, что не знаю. Но 40% населения Земли все равно не хотят осознавать вред курения полностью.
Вред алкоголя ( слайд № 8)
Ещё более страшен вред алкоголя для подростков. Спиртное эффективно убивает организм взрослого, окрепшего человека. Что уж говорить про подростков, чей организм не успел окрепнуть. Именно в подростковом возрасте организм наиболее уязвим – полным ходом идет перестройка организма ребенка в организм взрослого человека. И в этот момент по нему наносится страшный удар. Конечно, в этом случае вред алкоголя становится ещё более заметным и страшным. Например, печень в этом возрасте имеет более высокую пропускную способность, а кроме того её структура не успела окрепнуть. В результате заболевания печени могут быть вызваны считанными граммами спиртного. В целом же алкоголь, будь то водка, вино или пиво, наносят удар по всему детскому организму – печень, нервная система, мозг, дыхательные пути, снижение иммунитета и быстрое превращение в запойного алкоголика. Необходимо всерьез задуматься – так ли мал вред алкоголя для подростков, как принято считать или же стоит сделать определенные шаги уже сегодня, чтобы подарить своему ребенку здоровую и счастливую жизнь?
Вред наркомании ( слайд № 9)
Вред наркомании проявляется в резком похудании, снижении веса тела, изменении осанки туловища, преждевременном старении. Продолжительность жизни сокращается в среднем на 20 лет, развивается характерное изменение цвета и эластичности волос – они становятся ломкими, теряют свой естественный цвет. Часто наркоманы становятся «пегими» и вынуждены прибегать к ранней покраске и химической завивке волос. Очень характерными признаками для потребляющих наркотические и другие токсические вещества являются разрушение (кариес), выпадение зубов, воспаление слизистой полости рта и десен, специфический запах из ротовой полости, не исчезающий после чистки зубной пастой, эликсирами. У лиц, потребляющих наркотические или другие токсические вещества, резко снижается исходная мышечная сила.
Одно из страшных последствий наркомании состоит в том, что после приема наркотических или других токсических средств прекращается дальнейшее физическое развитие организма молодого человека.
Характерно, что даже у больных наркоманией подростков за внешней бравадой и безразличием к своему состоянию возникают нередко тревога, страх за свое будущее. Это смятение и может послужить поводом для обращения за медицинской помощью.
Я провела анкетирование на тему «Вредные привычки» и выяснила, что в нашей школе:
Употребляют наркотики – 0 человек
Употребляют алкоголь – 0 человек
Курят – 3 человека.
Мотивы курения: желание быть взрослым – 2 человека; модно – 1 человек. В семьях этих учащихся курят отцы, что тоже является отрицательным примером для детей.
С целью пропаганды вреда курения, алкоголя и наркотиков в школе был проведен конкурс плаката «Мы – против вредных привычек»
Лучшие работы я здесь представляю.
Польза физкультуры (слайд №10)
Физкультура также важна, как и здоровое питание, поскольку она способна в значительной мере продлить активное долголетие и снизить риск многих заболеваний. Мышечные движения — глубокая потребность организма. Всем известно, какие радостные эмоции возникают у человека от занятий легким физическим трудом и спортом. Причина любви детей к беготне и подвижным играм лежит в глубокой потребности организма в мышечных движениях.
Что же происходит в организме под влиянием физических упражнений?
Физические упражнения оказывают мощное положительное влияние на центральную нервную систему, а через нее и на весь организм. От действующих мышц в головной мозг поступают раздражения, в результате которых повышается активность коры головного мозга и его подкорковых образований и усиливаются все физиологические процессы организма. В итоге улучшается обмен веществ, появляется чувство бодрости и создается уравновешенное нервно-психическое состояние.
Полезность физических упражнений выступает на первый план и в тех случаях, когда под влиянием переутомления или других причин в коре головного мозга нарушается взаимодействие между возбудительным и тормозным процессами. Такое состояние для организма опасно, так как оно служит причиной многих серьезных заболеваний, в том числе атеросклероза и гипертонической болезни. Наблюдения показали, что наилучшим средством в борьбе с переутомлением являются физические движения. Под влиянием мышечной деятельности улучшается состояние кровообращения, дыхания, пищеварения. В мышцах сердца расширяются капилляры и укрепляется сеть действующих кровеносных сосудов. Поэтому питание сердечной мышцы значительно улучшается и сердце начинает лучше работать. Например, нетренированное сердце выбрасывает в аорту 50—60 кубических см. крови, а тренированное почти вдвое больше — 80—100 кубических см. Тренированное сердце, кроме того, отличается малой частотой своих сокращений: вместо обычных 70—75 сокращений оно делает 60—50 и потому имеет больше времени для отдыха. Таким образом, сердце занимающегося физкультурой и спортом становится сильным, хорошо работающим и здоровым. Ничто не приносит такого вреда здоровью, как обывательское представление будто движения могут вредно влиять на сердце. В действительности это не так.
Улучшается также состояние дыхательного аппарата. Емкость легких при дыхании значительно увеличивается. Если у нетренированного человека «жизненная емкость легких» (общее количество воздуха, которое человек может вдохнуть и выдохнуть во время самого глубокого вдоха) равна 3,5—4 л воздуха, то у спортсмена она доходит до 7 л. Через легкие человека, находящегося в покое, в течение минуты проходит 6—7 л воздуха, а во время большого физического напряжения значительно больше. А ведь как важно для здоровья человека иметь хорошую жизненную емкость легких, получать большое количество кислорода, особенно для тех, кто ведет малоподвижный образ жизни. Значительное влияние мышечная работа оказывает на состояние и развитие мышечной системы. Мышечные волокна растягиваются и утолщаются, они становятся упругими и сильными. Количество действующих капилляров в мышцах увеличивается за счет включения ранее не работавших. Например, если в состоянии покоя функционируют в 1 квадратном мм. от 50 до 250 капилляров, то в работающей мышце число их достигает 2500—3000.
Во время мышечной работы увеличивается циркуляция крови и улучшается обмен веществ. В состоянии покоя от 25 до 40% крови находится в так называемых депо: печени, селезенке, коже. Во время физических упражнений часть крови из депо поступает в общий поток крови и принимает участие в обмене веществ. Если учесть, что 44% веса тела составляет мышечная ткань, то можно оценить роль мышечной работы в состоянии обмена веществ.
Продлить жизнь — это значит улучшить обмен веществ, самообновление живого вещества. А этой цели нельзя достигнуть без повышения обмена веществ в мышцах.
Физические упражнения оказывают на организм всестороннее влияние. Физкультура — средство борьбы с преждевременным старением.
В нашей школе наряду с уроками физкультуры действуют несколько спортивных секций, в которых занимаются многие учащиеся.
(Участие школьников в секциях – слайды № 11, 12
Диаграмма участия в секциях – слайд №13)
Режим дня
Режим дня — строго соблюдаемый в течение длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливанием, другими видами деятельности в течение суток.
Биологической основой режима дня служит цикличность всех физиологических функций организма. Систематическое соблюдение времени начала и окончания ежедневных видов деятельности — занятий, сна, питания, отдыха и т. д., продолжающееся длительный промежуток времени, вырабатывает у детей цепочку условных рефлексов на время (например, ко времени приёма пищи усиливается деятельность органов пищеварения). Цепочка условных рефлексов образует динамический стереотип.
Значение правильного режима дня состоит в предельной минимизации энергозатрат и повышении работоспособности организма. В конечном счёте соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья.
Определенную и весьма значительную часть ответственности должна на себя взять школа.
Поговорив с завучем, я выяснила, что же предпринимается школой:
1.Расписание уроков составляется так, чтобы предметы, требующие больших усилий, чередовались с теми, которые усваиваются легче, с занятиями физкультурой. Расписание на начало недели — по возрастающей, к середине, к концу недели — по убывающей.
2.Перемены достаточной продолжительности (10,15 минут) ребята проводят в движении.
3.Нормируется время, которое отводится на общественно полезный труд, на общественную работу.
Заключение
Изучив теоретические основы, я поняла, что в современном мире модно поддерживать здоровый образ жизни. (слайд № 14) Проанализировав условия в нашей школе, я вижу, что наша школа – это территория здоровья. (слайд № 15)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образец анкеты
Ваш пол
— мужской — женский
2. Возраст
3. Состав вашей семьи:
4. Как вы учитесь:
— отлично — удовлетворительно
— хорошо — неудовлетворительно
5. Какие вредные привычки есть в вашей семье?
6. Употребляете ли вы наркотики:
— да — нет
7. Употребляете ли вы алкоголь:
— да — нет
8. Курите ли вы?
— да — нет — редко — в школе — в компании
9. В каком возрасте вы стали курить?
— до 7-8 лет
— 11-13 лет
— 14-16 лет
10. Отметьте мотивы, по которым чаще всего начинают курить подростки:
— от нечего делать
— за компанию
— поднимает настроение
— модно
— хочется быть взрослым
— помогает похудеть
11. На какие органы и системы действует курение:
— на дыхательную систему
— на нервную систему
— на сердечно-сосудистую систему
— на репродуктивную систему
— на пищеварительную систему
— на органы чувств
— не знаю
Литература.
Е.А. Якушина и др. Проектная деятельность учащихся. Биология, Волгоград, 2009.
А.Ю. Кремень. Биология. Внеклассные мероприятия. 5-11 класс, Волгорад, 2007.
В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни, 2002.
http://srclickpro.ru/web_version.php?Action=ShowArchiveMessage&q=0009Kn0004ud006Kt221ef81fc
http://lekarbook.ru/index.php/polza-fizkultury/69-polza-fizkultury.html
http://fskn.gov.ru/pages/main/prevent/13639/14058/14572/index.shtml
Сегодня в моде здоровый образ жизни
Сегодня в моде здоровый образ жизни
Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% — от действия окружающей среды, 10% — от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Думается, ни у кого нет сомнения в том, что здоровый образ жизни ведет к процветанию. Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти возможности на практике и достичь своего жизненного потолка даже в идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди, которых среди ведущих здоровый образ жизни существенно больше.
Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Если тело здорово, но нет ощущения радости и полноты жизни, то это уже болезнь. На протяжении всей жизни человек постоянно взаимодействует с окружающей средой: дышит, общается, двигается по земле, излучает и поглащает тепло, выполняя определенную работу изменяет окружающий мир и так далее. Большинство современных ученых определяют понятие здоровья как способность человека к оптимальному функционированию в этой окружающей его среде. Медики, как правило, выделяют в отдельные категории физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье, сексуальное здоровье, мужское здоровье, женское здоровье, здоровье ребенка и др.
Состояние здоровья конкретного человека является результатом взаимодействия наследственных особенностей его организма с условиями окружающей среды. Оно никогда не бывает постоянным и меняется медленно или резко в сторону улучшения или ухудшения в зависимости от мероприятий, которые человек предпринимает для его сохранения и текущих внешних воздействий.
Различают субъективные и объективные показатели здоровья. К субъективным показателям состояния здоровья относятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита, настроения, адекватности. Объективные показатели состояния здоровья связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост, окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом, артериальным давлением и др. Современная медицина имеет в своем арсенале достаточное количество объективных методов диагностики состояния здоровья.
Несмотря на комплексный подход к определению здоровья, на практике о здоровье по-прежнему часто судят по наличию или отсутствию болезней организма или психики. В действительности между здоровьем и болезнью имеется множество переходных состояний, называемых предболезнью, когда заболевания как такового еще нет, но уже снижены компенсаторные возможности организма и появляются объективно не выраженные функциональные, биохимические или психические изменения. По данным экспертов ВОЗ в таком состоянии находится около 80% жителей Земного шара. В таком состоянии здоровый образ жизни — насущная необходимость.
Если Вы хотите склонить чашу весов здоровья в благоприятную сторону, реализовать заложенные в Вас колоссальные жизненные ресурсы, добиться того жизненного уровня, который определен родительскими генами, то это возможно только при здоровом образе жизни. Здоровье человека напрямую связано с состоянием здравоохранения в стране. На данный момент, укрепление здоровья населения и формирование здорового образа жизни становится общегосударственной задачей.
В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:
отказ от вредных привычек;
оптимальный двигательный режим;
рациональное питание;
закаливание;
личная гигиена;
положительные эмоции;
высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.
Рефлексия:
Посмотри вокруг, мой друг!
Летит планета в космосе безбрежном,
А на планете речка, луг,
ты среди трав, березок нежных.
Как птица, ты мечтаешь вдруг,
Расправить крылья и взлететь повыше,
И разорвать опасный круг,
И знать, что счастье тебя ищет!
Прекрасна мысль, мечта ,что надо
И впереди возможностей не счесть,
И знай , мой друг, достойная награда
Лишь то, в чем смысл жизни есть!
Классные часы о ЗОЖ — Классные часы
Классные часы о здоровом образе жизни
Проведение внеклассных мероприятий о здоровье в настоящее время становится все более актуальным и необходимым. Пропаганда здорового образа жизни среди современных детей требует умелого подхода и особенных стараний педагогов и родителей.
Какие цели и задачи поставить для классного часа о здоровом образе жизни?
Цель такого классного часа может быть довольно обобщенной. Например, привить школьникам любовь к здоровому образу жизни. Помогут в реализации этой цели следующие задачи:
- развить умение анализировать свой образ жизни, его положительные и отрицательные стороны;
- воспитать сознательное отношение к своему здоровью;
- помочь школьникам осознать факторы, вредящие человеческому здоровью;
- сформировать свод правил здорового образа жизни.
Какие темы выбрать для проведения классного часа?
- Путешествие по стране Здоровье.
- О спорт — ты жизнь!
- Здоровье у того, кто бережет его!
- Дети и компьютер.
- Мифы о здоровье.
- О вреде курения / алкоголя / наркотиков.
Какой формы должен быть классный час о ЗОЖ?
В начальной школе
Для учеников 1-4 классов здоровый образ жизни — это, прежде всего, правильное питание, условия личной гигиены, физические нагрузки. Так почему бы не провести классный час о ЗОЖ в игровой форме? Ученики смогут поучаствовать в викторине или совершить путешествие по сказочным городам, в каждом из которых нужно будет ответить на вопросы или показать на собственном примере, как правильно чистить зубы, как делать зарядку по утрам, как проводить закаливание и т.д.
Это странствие может сопровождаться творческими заданиями. Например, дополнить пословицу о здоровом образе жизни, разгадать ребус, который поможет продолжить путь, сочинить четверостишье о здоровье из предложенных слов, выбрать полезные продукты из списка (хотя это могут быть и картинки). У каждого странника должна быть цель. В данном случае этой целью будет волшебный цветок ЗОЖик, на каждом лепесточке которого ученики смогут написать, что для них значит теперь здоровый образ жизни. Это станет вариантом рефлексии.
В старших классах
В среднем и старшем звене школы обычно поднимают более серьезные вопросы. Так что и форму лучше выбирать дискуссионную. Например, за круглым столом. На такой классный час можно пригласить родителей, которым есть что сказать о вреде компьютеров и прочих гаджетов. Или наоборот, послушать мнение своего ребенка относительно этой проблемы.
Можно разделить класс на несколько групп и провести ролевую игру, в которой учащиеся — это работники рекламного агентства. Каждой группе выдать определенное задание, например, создать рекламную кампанию против вредных привычек или за здоровый образ жизни. Разумеется, задача учителя — подготовить весь необходимый теоретический материал для такой работы. Результатом будет презентация учащимися своих разработок.
Оформление внеклассного мероприятия о ЗОЖ
При оформлении кабинета к классному часу можно использовать соответствующие плакаты, а также цитаты, вынесенные на доску. Например,
- Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос (Плутарх).
- Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья (А. Шопенгауэр).
- Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь (Гиппократ).
- Без здоровья невозможно и счастье (В.Г. Белинский).
Классный час на тему «Здоровый образ жизни».
Классный час на тему «Здоровый образ жизни».
Цели: сформировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
побуждать детей к соблюдению навыков здорового образа жизни;
содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.
развивать навыки работы в группах, коммуникативные способности, внимание, фантазию, смекалку, творческие способности, речь;
воспитывать культуру поведения и общения при работе в группах.
План.
1. Интерактивная беседа «Что имеем, не храним, потерявши, плачем»
2. Мини-лекция «Что такое здоровье?»
3. Составление таблицы «Здоровый образ жизни»
4. Выступление учащихся на тему «Вредные привычки»
5. Правила здорового образа жизни для учащихся
6. Игра «Счастливый случай»
7. Заключительное слово.
8. Подведение итогов.
Ход классного часа.
1. Интерактивная беседа «Что имеем, не храним, потерявши, плачем»
Тема нашего классного часа – здоровый образ жизни.
Каждый взрослый человек вам скажет, что здоровье – это величайшая ценность, но почему-то современная молодёжь в числе главных ценностей называет деньги, карьеру, любовь, славу, а здоровье ставит только на 7-8 место.
Мудрая пословица гласит: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем». Как вы думаете, какое отношение эта пословица имеет к теме нашего разговора?
Мы знаем, как хранить деньги, как сберечь вещи. А знаете ли вы о том, как хранить здоровье?
Сегодня мы будем говорить о том, что нужно делать, чтобы не жалеть о потерянном здоровье.
2. Мини-лекция «Что такое здоровье?»
Итак, сегодня мы говорим о здоровье. Как вы понимаете это слово?
Действительно, долгие годы здоровье и понималось как отсутствие болезней и физических недостатков. Но в наше время установилась другая точка зрения. Согласно этой точке зрения, здоровье бывает физическое, душевное и социальное.
Физическое здоровье – это состояние правильной работы всего организма. Если человек физически здоров, то он может все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.
Душевное здоровье проявляется в том, что человек доволен собой, нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворён своими достижениями и может сделать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо отдыхать, получать новые впечатления, общаться с друзьями.
Социальное здоровье проявляется в отношениях с другими людьми. Социально здоровые люди умеют ладить с окружающими. Они уважают чужие права и могут отстоять свои. Они поддерживают добрые отношения с родственниками, умеют находить новых друзей, умеют выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.
Здоровым можно назвать только такого человека, который обладает всеми тремя видами здоровья.
3. Составление таблицы «Здоровый образ человека»
Итак, здоровье – это великая ценность, но многие начинают это понимать, когда заболеют. Учёные утверждают, что организм человека рассчитан на 150-200 лет жизни. А у нас сейчас люди живут в 2-3 раза меньше. Как вы думаете, почему?
Что мешает людям жить долго?
Главное для здоровья – это умение человека работать над самим собой, над своим здоровьем. Все учёные сходятся в одном: чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни.
А вот из чего складывается ЗОЖ, мы узнаем при составлении таблицы. Я загадаю 5 загадок, каждая из которых – фактор здоровья.
1.Равномерное чередование труда и отдыха в течение дня. (Режим дня)
2.Постоянная тренировка своей физической выносливости, устойчивости к холоду, к заболеваниям. (Закаливание)
3.Мероприятия, направленные на поддержание чистоты, здоровья. (Гигиена)
4. Порядок приёма пищи, её характер и количество (Правильное питание)
5. Активные действия, в которых участвуют разные группы мышц. (Движение, спорт)
Итак, что же у нас получилось. Из чего складывается здоровый образ жизни, который дарит человеку здоровье и долголетие?
Я предлагаю добавить в этот список ещё один пункт – отсутствие вредных привычек. Вы согласны со мной?
Действительно, человек может выполнять все пункты здорового образа жизни, но одна вредная привычка, например, курение или алкоголизм, сведёт на нет все его усилия. А какие ещё вредные привычки есть у человека? Послушаем своих одноклассников.
4.Выступление учащихся на тему «Вредные привычки»
Токсикомания
— это не просто вредная, но и очень опасная привычка. «Мания» — это психическая болезнь, когда человек постоянно думает о чем-то одном. Токсикоман постоянно думает о яде. «Токсикомания» с латыни так и переводится как «мания к яду» (токсин — значит яд). Эти яды попадают в организм человека при вдыхании ядовитых паров и вызывают сильные отравления. Очень быстро появляется привыкание, наступают изменения в психике, но главное — разрушается здоровье человека, так как яды постепенно накапливаются в организме.
Наркомания
Наркотики — отрава еще более серьезная, она рассчитана на простаков, которые, привыкнув к ним, не смогут без них жить и станут платить большие деньги, чтобы поскорее умереть. Наркотики нюхают, курят, вкалывают, принимают в виде таблеток. Они моментально попадают в кровь. Наркомания действует своими ядами сильно и быстро — буквально с первого раза человек может стать наркоманом! У человека появляются галлюцинации, кошмары.
Алкоголизм
Еще одна вредная привычка — пьянство. Пьянство очень быстро перерастает в манию — алкоголизм. Алкоголь — самый распространенный наркотик, ежегодно убивающий сотни людей. Это тоже яд, он нарушает работу всех внутренних органов. Пьяный человек -зрелище отталкивающее. Но алкоголику безразлично мнение окружающих, он теряет человеческий облик и становится рабом своей вредной привычки. От алкоголизма страдают не только сами пьяницы, но и близкие им люди: матери, жены, дети. Огромное количество преступлений совершается на почве пьянства, разрушается много семей, ломаются судьбы.
Курение
— это зависимость от наркотика, имя которому никотин. По своей ядовитости никотин равен синильной кислоте -смертельному яду. Ученые подсчитали, что курильщик сокращает свою жизнь на б лет. Все органы человеческого тела страдают от табака. В табаке содержится 1200 ядовитых веществ. Научно доказано, что курение вызывает 25 заболеваний. У курильщиков плохая память, плохое физическое здоровье, неустойчивая психика, они медленно думают, плохо слышат. Даже внешне курильщики отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы. От курения страдают некурящие. Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками.
Игромания
— та вредная привычка начинается безобидно — игровые автоматы, компьютерные игры, карты, рулетка. А может закончиться разрушением психики, преступлением, даже самоубийством. Игромания не щадит ни детей, ни взрослых. Даже благоразумные старушки становятся игроманками и заканчивают свою жизнь в голоде и нищете.
Сквернословие
Сегодня нередко можно встретить людей, которые уже не ругаются, а разговаривают матом. А между тем эта вредная привычка — сквернословие — очень опасна для здоровья человека. Причем вредно не только говорить, но и слушать матерные слова.
Вот такие вредные привычки могут погубить здоровье человека, нанести организму колоссальный вред.
5. Правила здорового образа жизни для учащихся
1. Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягаясь интенсивными нагрузками. Обязательно найти именно для себя способ двигательной активности.
2. Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в жирах и сладком.
3. Не переутомляться умственной работой. Старайся получать удовлетворение от учебы. А в свободное время занимайся творчеством.
4. Доброжелательно относись к людям. Знай и соблюдай правила общения.
5. Выработай с учетом своих индивидуальных особенностей характера и организма способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы.
6. Занимайся ежедневным закаливанием организма и выбери для себя способы, которые не только помогают победить простуду, но и доставляют удовольствие.
7. Учись не поддаваться, когда тебе предложат попробовать сигарету или спиртное.
6. Игра «Счастливый случай»
Я подготовила вам игру. У нас в игре 2 команды. В игре 3 тура.
1тур. «Да, нет, не знаю»
1.Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? Да 1.Правда, что недостаток солнца вызывает у людей депрессию? да
2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? Нет 2. Правда, что летом можно запастись витаминами на целый год? нет
3.Верно ли, что шоколадные батончики входят в 5-ку самых вредных продуктов питания? да 3.Правда, что надо ежедневно выпивать 2стакана молока? Да
4 Правда ли, что бананы поднимают настроение? да 4Правда, что сладкие напитки входят в 5-ку самых вредных продуктов питания? да
5.Верно ли, что от курения ежегодно помирают более 10000 человек? да 5.Правда, что минута смеха равна 45 минутам пассивного отдыха? Да
6.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? Да 6. Согласны ли вы, что стресс полезен для здоровья? Нет
7.Правда ли, что есть безвредные наркотики? Нет 7. Согласны ли вы, что картофельные чипсы полезны для здоровья? Нет
8.Отказаться от курения легко? Нет. 8 Верно ли, что от одного укола можно стать наркоманом? Да
9.Правда, что большинство людей не курит? да 9.Верно ли, что молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов? Да
10.Правда, что «совы» любят работать по утрам? нет 10.Верно ли, что сосиски полезны для здоровья? нет
2 тур. «Заморочки из бочки»
1.Назовите комнатное растение, которое: во-первых, съедобно – можно положить 1-2 листочка в салат или съесть просто так, без приправ; во-вторых, лечит горло, голосовые связки, заживляет раны, а его сок улучшает пищеварение (каланхоэ)
2.Какое лекарственное животное пропагандировал Дуремар – персонаж сказки Алексея Толстого? (Медицинскую пиявку. Они высасывают кровь, снижают кровяное давление, вырабатывают гирудин, предотвращающее свёртываемость крови)
3.Почему нельзя собирать ягоды, грибы и лекарственные растения вдоль автомобильных дорог? (В них накапливаются вредные вещества)
4.В Арктике и Антарктиде, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе – часто. Почему? (Воздух там практически стерилен, поскольку болезнетворные бактерии и вирусы погибают. В средней полосе в воздухе много вирусов, вызывающие болезни)
3тур «Народная мудрость гласит»
Команды получают карточки с незаконченными пословицами. Задача участников – закончить пословицы о здоровье. В конце конкурса представители команд зачитывают свои варианты окончания пословиц. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
Чистота – ___________________________________________.
(Ответ: залог здоровья.)
Здоровье в порядке – _______________________________.
(Ответ: спасибо зарядке.)
Если хочешь быть здоров – _______________________________.
(Ответ: закаляйся.)
В здоровом теле – ____________________________________.
(Ответ: здоровый дух.)
Итак, победила команда …..
7. Заключительное слово.
Ребята, сегодня мы говорили о том, что здоровье – самая большая ценность для человека. На наше здоровье влияет множество факторов: и климат, и политика, и экономика, и много чего ещё. Что-то мы не в силах изменить. Но очень много зависит и от нас. Чтобы быть здоровым, чтобы жить долго и счастливо, нужно вести здоровый образ жизни. И это под силу каждому человеку. Только нужно понимать, что здоровый образ жизни — это не какое-то временное действие, это ежедневные, на всю жизнь принятые правила.
Проект «Мы за здоровый образ жизни!»
Проект
«Мы за здоровый образ жизни!»
Руководитель проекта:
Учитель физической культуры
ФМБОУ ООШ с.Вадинск в с.Тат-Лака
Маматова Светлана Александровна
Автор проекта:
Ученица 9 класса
ФМБОУ ООШ с.Вадинск в с.Тат-Лака
Кузнецова Светлана Николаевна
Содержание
Введение.
Краткое описание проекта.
Актуальность проекта.
Цель и задачи проекта.
Описание проекта.
Результативность проекта.
Ожидаемые результаты.
Используемая литература.
Приложение 1. Анкета для родителей.
Приложение 2. Анкета для обучающихся.
Приложение 3. Листовка «Семь ступеней здоровья»
Приложение 4. Буклеты.
Приложение 5. Газета.
Введение
У кого есть здоровье, есть и надежда,
а у кого есть надежда – есть все.
Арабская пословица.
Обычно люди говорят при встрече это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Крепкими и здоровыми хотят стать все. Но все ли знают, как сохранить своё здоровье, как не пристраститься к пагубным привычкам?
Здоровье каждого зависит только от нас самих. Много раз учитель физической культуры Маматова Светлана Александровна и учитель курса ЗОЖ Баурина Светлана Петровна рассказывали нам о здоровом образе жизни, показывали презентации, читали лекции. Классный руководитель Васипова Оксана Александровна проводила в нашем классе игры и викторины на тему: «Здоровый образ жизни». Эта тема меня очень заинтересовала, и я решила узнать, как ребята нашей школы относятся к своему здоровью. Я решила провести исследование в нашей школы среди обучающихся и родителей.
Результаты исследования меня поразили. Как люди могут наплевательски относиться к своему здоровью? Я не смогла остаться равнодушной к данной проблеме.
Краткое содержание проекта
Социальный проект «Мы за здоровый образ жизни» носит просветительский, творческий характер. Он создан с целью изменения существующего отношения к своему здоровью среди всех участников образовательного процесса школы через пропаганду здорового образа жизни, возможность практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры. Он направлен на повышение информированности участников образовательного процесса школы, профилактике болезней, борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, продлении активного долголетия. Своевременно полученная информация может заставить людей задуматься о своём здоровье, выступить основой принятия решений об изменении отношения к формированию здорового образа жизни.
Местом реализации данного проекта является ФМБОУ ООШ с.Вадинск в с.Тат-Лака.
Актуальность проекта
Что же такое здоровье? Здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.
Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребенок усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных ситуациях.
Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества, а в наше время особенно, поскольку с каждым годом увеличивается количество обучающихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало учащихся имеют вредные для здоровья привычки, что очень пагубно сказывается, как на духовном, так и физическом состоянии здоровья.
Цель проекта:
Актуализация темы здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения.
Задачи:
Показать значимость здорового образа жизни.
Активная пропаганда здорового образа жизни
Популяризировать здоровый образ жизни в школьной среде.
Формировать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Прививать любовь к спорту и физической культуре.
Описание проекта
Сроки проведения: Продолжительность проекта – 1 год: с 1 сентября 2017 года по 1 сентября 2018 года. Реализация проекта осуществляется в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Этапы и механизмы реализации проекта «Мы за здоровый образ жизни»:
1 этап: Подготовительный.
— Формирование проблемы.
— Определение задач.
— Изучение методической литературы по данной теме.
— Проведение анкетирования
— Анализ существующей ситуации
2 этап: Основной.
— Организация работы над проектом.
3 этап: Заключительный.
— Анализ результатов проекта.
— Выпуск стенгазеты «Мы за ЗОЖ!»
— Оформление выставки рисунков: «Здоровье-это жизнь!»
— Оформление альбома: «Будь здоров!»
— Создание презентации «Спорт – это жизнь!»
— Создание и распространение буклетов «Мы за ЗОЖ!», «Все о ЗОЖ!», «Моя семья и ЗОЖ».
1.Подготовительный этап.
Я изучила общественное мнение школы. Для этого разработала анкету для ребят нашей школы. В анкету я включила такие вопросы как:
Какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?
Какой режим дня правильный?
Сколько раз в день нужно чистить зубы?
В каких случаях нужно мыть руки?
Как часто нужно принимать душ?
Что такое здоровье?
Всегда ли вы соблюдаете правильный режим дня? Почему?
И выяснила, что основная часть опрошенных детей хорошо знает ответы на такие вопросы как:
2. Какой режим дня правильный? 84% правильных ответов
3.Сколько раз в день нужно чистить зубы? 100% правильных ответов
4.В каких случаях нужно мыть руки? 96% правильных ответов
5.Как часто нужно принимать душ? 84% правильных ответов
Но на последний вопрос многие ответили «нет» или «иногда» и только 11% ответили «да». То есть дети знают как правильно соблюдать режим дня, но не понимают всей необходимости в его соблюдении.
Затем я попросили родителей, чтобы они заполнили анонимную анкету о здоровом образе жизни. Из анкетирования я увидела, что:
23% — родителей читают литературу о здоровом образе жизни;
15% — используют полученные знания о здоровом образе жизни;
80% — родителей считают образ жизни своей семьи здоровым;
Всего лишь 5% — делают утреннюю зарядку;
У 67% семей есть вредные привычки;
97% — питаются регулярно;
70% — родителей воздействуют на своих детей с целью формирования у них привычек к здоровому образу жизни;
17% — родителей занимаются физическими упражнениями и подвижными играми вместе со своими детьми;
Не так много 4% — занимаются закаливанием;
В целом я увидела такую картину, что большинство родителей считают, что их семья ведет здоровый образ жизни, но никаких усилий для этого не прикладывают.
Затем я обратилась к фельдшеру ФАПа в нашем селе Степановой Тамаре Петровне с вопросом: «Кто чаще всего болеет?» Она ответила мне, что чаще всего болеют дети, которые:
не занимаются спортом,
не соблюдают режим дня и режим питания,
курят
А также я изучила группы здоровья детей и заметила, что 43% детей имеют различные отклонения в здоровье. И только 57% имеют I основную группу здоровья. Пятеро детей имеют III специальную группу, а один – освобожден от занятий физической культурой.
Проведя такое исследование, я сделала вывод, что и дети, и взрослые мало внимания уделяют своему здоровью. Я же считаю, что сохранить здоровье можно только в том случае, если знать, что такое здоровый образ жизни и свои знания применять на практике. Именно поэтому я решила, что надо распространить как можно больше информации о здоровом образе жизни, используя различные ресурсы.
Основной этап.
Для начала я попросила о помощи администрацию школы. Нами был разработан план работы по формированию здорового образа жизни.
План:
«Мы за ЗОЖ!», «Все о ЗОЖ!», «Моя семья и ЗОЖ»С 18.09.17г. по 23.09.17г.
5-9кл.
Маматова С.А.
Кузнецова С.Н.
Члены ШСК
3
Распространение листовок «Семь ступеней здоровья»
25.09.17г.
1-9кл.
Маматова С.А.
Кузнецова С.Н.
4
Выставка книг в сельской библиотеке на тему: «Здоровый образ жизни»
30.09.17г.
1-9кл.
Орешкина Т.А.
5
Беседа «Мойдодыр»
30.09.17г.
1-4кл.
Орешкина Т.А.
6
Конкурс стенгазет о ЗОЖ.
Со 2.10.17г. по 6.10.17г.
1-9кл.
Классные руководители
7
Классные часы о здоровом образе жизни.
7.10.17г.
1-9кл.
Классные руководители
Степанова Т.П.
8
Конкурс рисунков «Здоровье – это жизнь!»
С 9.10.17г. по 13.10.17г.
1-9кл.
Классные руководители
Члены «Совета отцов» и «Совета бабушек»
9
Спортивное мероприятие «Наше здоровье в наших руках»
14.10.17г.
1-9кл.
Маматова С.А.
Косенкова В.Н.
Латонова Т.А.
Члены ШСК
Затем вместе с учителем физкультуры Маматовой Светланой Александровной мы составили и показали ученикам школы презентацию на тему «Спорт – это жизнь!», а так же Светлана Александровна рассказала, что сегодня модно быть спортсменом.
Затем я собрала как можно больше материала о нашем здоровье. Для этого я обращалась в школьную и сельскую библиотеки, спрашивала у родителей, пользовалась Интернетом. Из словарей я выяснила, что здоровье – это образ жизни, вошедший в привычку, способ жизнедеятельности, поведения людей.
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Физическое здоровье – естественное состояние организма, обусловленное нормами, нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психологическое здоровье – (определяется) зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье – определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека является, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
«Семь ступеней здоровья»
1. Глубокий и длительный сон.
2. Соблюдение режима дня.
3. Правильное питание.
4. Отсутствие вредных привычек.
5. Занятия спортом.
6. Соблюдение правил личной гигиены.
7. Хорошее настроение.
Что такое здоровый образ жизни?
Образ жизни включает в себя основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общие и бытовые взаимоотношения.
Здоровый образ жизни — это целый комплекс условий, обеспечивающий и поддерживающий здоровье человека на высоком уровне. К здоровому образу жизни имеет отношение всё, что через деятельность по оздоровлению условий жизни: труда, отдыха, быта, способствует выполнению людьми их функций в наиболее благоприятных для здоровья условиях. Понятие «здоровый образ жизни» включает: медико-социальную активность, отсутствие вредных привычек, соблюдение гигиенических норм и правил, своевременное обращение за лечением, за советом в медицинские учреждения, соблюдение режима труда, отдыха, питания. В тоже время те или иные стороны здорового образа жизни, также как различные формы и проявления индивидуальной и общественной активности, образуют комплексное понятие «образ жизни». ЗОЖ — это способ деятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.
Основными элементами здорового образа жизни являются:
окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, употребления наркотиков;
питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения с учётом возрастных, физиологических особенностей;
гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
закаливание.
Следующим шагом был конкурс буклетов на темы: «Мы за ЗОЖ!», «Все о ЗОЖ!», «Моя семья и ЗОЖ». Помогли мне его провести председатель и некоторые члены школьного спортивного клуба «Юниор». Мы отобрали лучшие буклеты и распространили их среди учеников нашей школы. Также совместно мы выпустили листовку про ЗОЖ, в которую были включены «7 ступеней здоровья».
Не отказала мне в помощи и сельский библиотекарь Орешкина Татьяна Анатольевна. Она организовала в библиотеке выставку книг на тему: «Здоровый образ жизни» и провела с детьми младших классов беседу: «Мойдодыр».
Между классами был проведен конкурс на лучшую стенгазету о здоровом образе жизни, в котором приняли участие все дети без исключения. Кто-то сочинял стихи и рассказы о ЗОЖ, кто-то искал фотографии, кто-то рисовал рисунки, а кто-то просто вырезал и наклеивал их на бумагу. Но главное всем было интересно, и каждый из них делая газету узнавал что-то новое о здоровом образе жизни.
Классные руководители также пошли мне на встречу, и во всех классах были проведены познавательные классные часы о здоровом образе жизни. Кто-то сделал это красочно, со сценками и песенками, кто-то пригласил фельдшера ФАПа Степанову Тамару Петровну, которая поддержала мою идею и с удовольствием рассказала детям о пагубном влиянии вредных привычек на организм человека.
Советами общественности: «Советом отцов» и «Советом бабушек» был проведен конкурс рисунков «Здоровье – это жизнь!», в котором дети также приняли активное участие. После подведения результатов и награждения победителей была организована выставка рисунков в фойе школы.
Ну и заключительным этапом работы над проектом было большое спортивное мероприятие «Наше здоровье в наших руках». Провели его учитель физической культуры Маматова Светлана Александровна, учителя начальных классов Косенкова Валентина Николаевна и Латонова Татьяна Александровна, а также члены школьного спортивного клуба «Юниор». В мероприятии приняли участие не только дети, но и родители: мамы, папы, бабушки, а также учителя школы и бывшие выпускники.
3. Заключительный этап.
А итогом моей работы стал школьный альбом под названием «Будь здоров!», куда вошли фотографии всех мероприятий по пропаганде здорового образа жизни. Я надеюсь, что этот альбом будет пополняться новыми фотографиями, сделанными детьми нашей школы, их родителями и учителями. А хранится этот альбом будет в музее нашей школы, чтобы каждый смог его посмотреть и вспомнить арабскую пословицу «У кого есть здоровье – есть и надежда, а у кого есть надежда – есть все».
Результативность проекта
Проект можно считать успешным, если будут решены следующие проблемы:
Снижение уровня заболеваемости обучающихся и учителей.
Повышение у участников образовательного процесса интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры.
Создание действующей системы работы с социумом и социальными партнерами по формированию здорового образа жизни и борьбе с вредными привычками.
Организация массовых спортивных соревнований среди населения.
Формирование здорового образа жизни в семье.
Создание комнаты отдыха для релаксации учителей и обучающихся.
Основные результаты реализации проекта оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Для реализации проекта определены следующие направления деятельности:
Вовлечение учащихся в общественную, спортивную, творческую жизнь. Проведение большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни в школе
Исследование факторов влияния на ценностные ориентации учащихся и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.
Повышения информационной осведомленности учащихся о социально-значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, игромания, ВИЧ-инфекции, алкоголизм, девиантное поведение.
Метод – спортивная школа: На базе ФМБОУ ООШ проводят спортивные мероприятия. Спортивные секции – для желающих углубленно заниматься спортом, классные часы, семинары для учителей. Все мероприятия должны быть снабжены яркими иллюстрациями эмблем и запоминающимися призывами («Мы выбираем спорт», «Мы за ЗОЖ», «Наше здоровье в наших руках»).
Метод – общественное внимание: проведение рекламно-социальных акций перед проведением спортивных мероприятий, с целью привлечения общественного внимания. Акции проводятся с целью информирования населения о преимуществах здорового образа жизни. Акции должны сопровождаться раздачей наглядного материала с краткой информацией, а также с привлечением средств массовой информации.
Метод – просвещенная молодежь: среди участников образовательного процесса будут проводиться лекционные и игровые программы с целью приучения к здоровому образу жизни. Охватывает учителей, родителей, школьников 1-9 классов, т.е. (начальное, среднее, старшее звено).
Метод – визуальное напоминание: Установка наружной социальной рекламны социальной направленности с целью ознакомления и напоминания о привлечении подрастающего поколения к спорту и здоровому образу жизни.
Метод – голос общественности: Публикации в печатных СМИ о пользе спорта и здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты
(позитивные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта). Количественные показатели (указать основные количественные результаты, включая численность вовлечения молодежи в мероприятия проекта)
Увеличение численности вовлечения молодежи в мероприятия проекта
Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни
Улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса
Увеличение количества обучающихся, занятых физической культурой и спортом
Улучшение знаний детей о здоровом образе жизни
Повышение уровня информированности о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости посредством проведения мероприятий, а также распространения буклетов, информационных листов, плакатов, рисунков
Увеличение количества обучающихся, соблюдающих правила личной гигиены
Увеличение количества обучающихся, соблюдающих режима дня, занятий физической культурой.
Используемая литература
1. Журнал «Классный руководитель».
2. Е. С. Полат «Обучение в сотрудничестве» («ИЯШ» 2000 № 1)
3. «Физкультура и закаливание в семье» (М. 1984)
4. А. А. Леонтьев «Психология общения» (М. 1997)
5. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки – М.: Медицина,2005.
6. Правильное питание: Рецепты здоровья / пер. с англ.- М.: ТЕРРА, 2006. /
7. Сайты Интернета.