Здоровый образ жизни школьника.- Администрация СГО
Администрация Сысертского Городского Округа
Официальный сайт
Каждый человек должен обязательно заботиться о собственном физическом здоровье. Причем, чтобы уберечь себя от массы проблем в будущем, необходимо начинать делать это с детских лет. В этом должны помочь родители, объяснить и показать личным примером. В настоящее время здоровый образ жизни школьника может значительно повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Сейчас все мы находимся в группе риска различных заболеваний из-за массы причин. Плохая экология, пассивный образ жизни, продукты питания, которые содержат большое количество химии, использование всевозможной бытовой техники, мобильных телефонов и различных гаджетов, что значительно отражаются на нашем здоровье.
Здоровый образ жизни школьника является основой его хорошего самочувствия, умственного и физического здоровья. Формировать его нужно еще со школьной скамьи, так как именно в это время у человека возникает определенный образ жизни, который впоследствии уже очень сложно изменить.
Важно соблюсти четыре критерия: правильно питаться, проявлять физическую активность, соблюдать режим дня и отказаться от вредных привычек. Следуя этим рекомендациям, можно сохранять отличное самочувствие долгие годы.
Здоровый образ жизни школьника должен заключаться, в первую очередь, в соблюдении режима. Определенный распорядок дня помогает успевать сделать все, что запланировано, а также способствует привыканию организма к правильной работе. Важно помнить, режим дня – понятие индивидуальное. Школьник сам подскажет, как ему проще составить распорядок.
Большое значение имеет и правильное питание школьников. В течение дня нужно получать с пищей углеводы, жиры, белки, а также все необходимые для здоровья и роста организма витамины и минеральные вещества. Из-за неправильного питания могут возникать проблемы со здоровьем, что в таком молодом возрасте является абсолютно нежелательным. Обратите внимание, что школьники обычно затрачивают много сил и энергии, поэтому пищу должны получать соответствующую потребностям организма.
Здоровый образ жизни школьника имеет еще один критерий – физическая активность. В этом возрасте совершенно недопустимо пассивное времяпрепровождение. Дети должны заниматься спортом или другой активной деятельностью. В наше время вредные привычки стали постоянными спутниками жизни многих школьников. Для того чтобы искоренять это явление, необходимо заранее проводить воспитательную работу в семье и школе, но не поучать, а советовать и рассказывать о нежелательных последствиях курения и алкоголизма.
Начинаться должен здоровый образ жизни в семье. Правильные привычки могут привить только родители, которые сами ведут соответствующий образ жизни. Самое главное, четко понимать, что может негативно повлиять на школьника. Конечно же, это чудеса технического прогресса, которые доставляют немало проблем родителям с непослушными детьми. Речь идет о компьютере, телевизоре и прочих гаджетах. С появлением Интернета вредное влияние компьютера на школьников выражается не только в ухудшении зрения и осанки, но и в воздействии на моральный облик школьников.
В любом случае, состояние здоровья зависит от самого человека. Главное сделать так, чтобы школьник захотел позаботиться о нем еще в молодости.
- Дата публикации: 3.11.2020
- Дата последнего изменения: 3.11.2020
Кемеровская гимназия №17 — Формирование здорового образ жизни в школе
Проблема ЗОЖ развития подрастающего поколения сегодня справедливо рассматривается в качестве одной из приоритетных социально государственных задач. В последние годы поступают все более тревожное информация о не благоприятных сторонах влияния образовательного процесса в учебных заведениях на состояния здоровья учащихся. Проблемы физического здоровья важны и актуальны в любом возрасте. Первые навыки здорового образа жизни ребенок получает в семье. Именно родители учат его мыть руки, чистить зубы, делать зарядку. Родители рассказывают ребенку о том, что необходимо заботиться о своем здоровье, что вредно курить, пить крепкие спиртные напитки и т.д. В то же время дети часто видят, что взрослые пьют спиртное во время праздничных застолий дома и в гостях, курят и т.д.
Школа должна и может помочь ребенку понять, что здоровье — это ценность, а главным резервом здоровья человека является его образ жизни, а также дать ученику необходимые знания, помочь сформировать навыки ЗОЖ.
Для этого в школе определяется исходный уровень здоровья с первого класса. Необходимо знакомить детей с базовыми понятиями здорового образа жизни. Физическое здоровье определяется не только наличием детских болезней, но и умением провести их профилактику. Для этого надо научить детей одеваться по погоде, следить за чистотой рабочего места, следить за телом и добиваться душевного комфорта. С самого начала вести беседы о гигиене, о правильной осанке.
Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятием физической культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией и это ведёт к развитию хронического умственного утомления.
Основная ответственность за формирования здорового образа жизни ребят в школе ложится на уроки физкультуры. Занятия физической культурой должны быть систематическими, нагрузки при этом должны увеличиваться постепенно, по мере развития физических возможностей ребёнка.
Здоровые дети — это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья —социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье. Хронический дефицит двигательной активности в режиме жизни современных школьников стал реальной угрозой их здоровью и нормальному физическому развитии. Занятия физическими упражнениями в любой форме совершенствуют физическое развитие и обеспечивают устойчивость к заболеваниям простудного типа и заболеваниям, связанными с опорно-двигательным аппаратом.
Для правильной и эффективной организации ЗОЖ необходимо систематически следить за своим образом жизни и стремиться соблюдать следующие условия: достаточная двигательная активность, правильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное закаливание, возможно большая связь с природой; соблюдение правил личной гигиены; отказ от вредных привычек; рациональный режим труда и отдыха. Всё вместе это и называется соблюдением здорового образа жизни — ЗОЖ.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
1. Оптимальный режим двигательной активности.
В жизни ребенка двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение такой потребности — важнейшее условие его жизнедеятельности. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности детского организма, влияет на формирование психофизического статуса ребенка. Основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков.
2. Личная гигиена — «Гигиена» (в переводе с греческого означает: «приносящий здоровье», «содействующий здоровью») — это одна из наук о здоровье человека, средствах и методах его сохранения и укрепления.
«Личная гигиена» — это соблюдение основных принципов и правил данной науки каждым человеком в процессе его индивидуальной жизни.
Личная гигиена включает в себя: уход за телом, уход за одеждой и обувью, индивидуальные меры профилактики поражений кожи, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта отравляющими веществами и болезнетворными микроорганизмами.
3. Закаливание— система мер, используемых для повышения устойчивости организма к неблагоприятному действию факторов окружающей среды за счет тренировки защитных физиологических механизмов путем систематического дозированного и комплексного воздействия этими факторами.
4. Рациональное питание — необходимо для нормального развития сердца и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы ребёнку. Следует приучить ребенка к соблюдению режима питания, приём пищи в одно и тоже установленное время благоприятно сказываются на состоянии организма. Рациональное питание — важное слагаемое здорового образа жизни. Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.Не менее важно для поддержания нормальной работы детского организма потребления достаточного количества витаминов. Овощи и фрукты — важный источник витаминов, калия, железа, а рыба и мясопродукты — полноценных белков. Важно, чтобы все они включались в рацион ребёнка в достаточном количестве и правильном соотношении, — это позволит на долгие годы сохранить его сердце здоровым.)
5. Искоренение вредных привычек, (табакокурение, алкоголизм, наркомания) — является одним из основных условий формирования ЗОЖ подрастающего поколения.
Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, не имели вредных привычек: не курили, не стали алкоголиками, наркоманами и токсикоманами, не страдали от венерических болезней, ВИЧ- инфекции и т.д.
Поэтому на уроках ведется беседа с детьми о вреде табакокурения, алкоголя и наркотических веществ. Коварство этих веществ состоит в том, что со временем возникает зависимость организма и развиваются так называемые болезни химической зависимости — алкоголизм, токсикомания и наркомания).
Необходимо прививать детям любовь и стремления к занятиям физкультурой и спортом, к спортивным соревнованиям.
Группы здорового питания для детей 5-8 лет
Что такое здоровое питание для детей?
Здоровое питание для детей школьного возраста включает широкий ассортимент свежих продуктов из пяти групп продуктов :
- овощи
- фрукты
- зерновые продукты
- обезжиренные молочные продукты
- белок.
Каждая группа пищевых продуктов содержит различные питательные вещества, необходимые организму вашего ребенка для правильного роста и нормального функционирования. Вот почему нам нужно есть целый ряд продуктов из всех пяти пищевых групп.
Фрукты и овощи
Фрукты и овощи дают вашему ребенку энергию, витамины, антиоксиданты, клетчатку и воду. Эти питательные вещества помогают защитить вашего ребенка от болезней в более позднем возрасте, в том числе от болезней сердца, инсульта и некоторых видов рака.
Поощряйте ребенка выбирать фрукты и овощи при каждом приеме пищи и в качестве перекусов. Сюда входят фрукты и овощи разного цвета, текстуры и вкуса, как свежие, так и приготовленные.
Вымойте фрукты, чтобы удалить грязь или химикаты, и оставьте съедобную кожицу, потому что кожица также содержит питательные вещества.
Многие дети «привередничают» в еде фруктов и овощей. Вы можете помочь, будучи образцом для подражания в области здорового питания. Если ваш ребенок увидит, что вы едите разнообразные овощи и фрукты, он, скорее всего, тоже их попробует.
Зерновые продукты
Зерновые продукты включают хлеб, макаронные изделия, лапшу, сухие завтраки, кускус, рис, кукурузу, киноа, поленту, овес и ячмень . Эти продукты дают детям энергию, необходимую им для роста, развития и обучения.
Зерновые продукты с низким гликемическим индексом, такие как цельнозерновые макароны и хлеб, обеспечат вашего ребенка более длительным приливом энергии и надолго сохранят чувство сытости.
Молочные продукты с пониженным содержанием жира
Основные молочные продукты: молоко, сыр и йогурт . Эти продукты являются хорошими источниками белка и кальция. Старайтесь каждый день предлагать ребенку разные виды молочных продуктов, например, напитки с молоком, ломтики сыра или тарелки йогурта.
Детям старше двух лет можно давать молочные продукты с пониженным содержанием жира.
Если вы думаете о том, чтобы давать вашему ребенку альтернативу молочным продуктам, лучше всего поговорить с вашим педиатром, семейным врачом или детской и семейной медсестрой.
Белок
Продукты, богатые белком, включают нежирное мясо, рыбу, курицу, яйца, бобы, чечевицу, нут, тофу и орехи . Эти продукты важны для роста и развития мышц вашего ребенка.
Эти продукты также содержат другие полезные витамины и минералы, такие как железо, цинк, витамин B12 и жирные кислоты омега-3. Железо и омега-3 жирные кислоты из красного мяса и жирной рыбы особенно важны для развития и обучения мозга вашего ребенка.
Старайтесь включать несколько разных групп продуктов в каждый прием пищи и перекус. Ознакомьтесь с нашими иллюстрированными рекомендациями по питанию для детей в возрасте от 4 до 8 лет, чтобы получить дополнительную информацию о дневных порциях и рекомендациях. Вы также можете поговорить с диетологом, если у вас есть опасения по поводу еды вашего ребенка.
Полезные напитки: вода
Вода – самый полезный напиток для детей. Это также самое дешевое. Большая часть водопроводной воды также обогащена фтором для укрепления зубов.
Продукты и напитки, которые следует ограничить
Лучше всего ограничить количество еды, которую «иногда» ест ваш ребенок. Это означает, что у вашего ребенка будет больше места для здоровой, повседневной пищи.
«Иногда» продукты включают фаст-фуд, еду на вынос и нездоровую пищу , например горячие чипсы, картофельные чипсы, дим-симы, пироги, гамбургеры и пиццу на вынос. Они также включают торты, шоколад, леденцы, печенье, пончики и выпечку.
«Иногда» продукты могут содержать много соли, насыщенных жиров и сахара и мало клетчатки. Регулярное употребление этих продуктов может увеличить риск таких заболеваний, как детское ожирение и диабет 2 типа.
Вам также следует ограничить употребление ребенком сладких напитков . Сюда входят фруктовые соки, ликеры, спортивные напитки, ароматизированная вода, безалкогольные напитки и ароматизированное молоко. Сладкие напитки содержат много сахара и мало питательных веществ.
Слишком много сладких напитков может привести к нездоровому увеличению веса, ожирению и кариесу. Эти напитки насыщают вашего ребенка и могут сделать его менее голодным для здоровой пищи. Если дети в раннем возрасте регулярно пьют сладкие напитки, это может стать началом нездоровой привычки на всю жизнь.
Продукты и напитки с кофеином не рекомендуются для детей, поскольку кофеин мешает организму хорошо усваивать кальций. Кофеин также является стимулятором, то есть дает детям искусственную энергию. Эти продукты и напитки включают кофе, чай, энергетические напитки и шоколад.
Здоровые альтернативы закускам и десертам
Поощряйте ребенка выбирать закуски из групп здоровых продуктов. Это могут быть такие продукты, как орехи, сыр, обезжиренный йогурт и свежие фрукты или овощи – например, палочки из моркови и сельдерея с такими соусами, как хомус, гуакамоле или дзадзики.
То же самое касается десерта в конце еды. Нарезанные фрукты или йогурт – полезные варианты. Если вы хотите подать что-то особенное, попробуйте домашний банановый хлеб. Приберегите действительно сладкие вещи, такие как пирожные и шоколад, для особых случаев, таких как дни рождения.
В Австралийском руководстве по здоровому питанию говорится, что и дети, и взрослые должны избегать или иногда ограничивать прием пищи. Лучше всего приберечь эти продукты для особых случаев.
Советы по питанию для школьников
Действия для этой страницы
Резюме
Читать полный информационный бюллетень- Перекусы являются важной частью здорового питания для активных детей, поэтому предлагайте им питательные и высококалорийные перекусы.
- Позвольте детям помочь с приготовлением пищи и планированием приема пищи.
- Важно поощрять завтрак, потому что хороший ночной сон, а затем еда утром помогают вашему ребенку оставаться активным и концентрироваться в школе.
- Ограничьте время, проводимое перед экраном, и стремитесь к физической активности каждый день.
Школьный возраст — идеальное время для детей, чтобы узнать о здоровой пище, теле и активности. Это время, когда они начинают активную светскую жизнь, имеют карманные деньги и начинают помогать в выборе собственного образа жизни. Дети этого возраста быстро учатся, а также находятся под влиянием своих друзей и популярных тенденций.
Для сбалансированного питания детям требуется широкий выбор продуктов. Количество физической активности, которую они имеют в течение дня, будет важной частью того, сколько им нужно есть. Когда дети заняты и активны, перекусы важны для поддержания высокого уровня энергии. Здоровый утренний перекус на перемене и один после школы обычно необходимы каждый день.
Завтрак важен
Важно поощрять завтрак. Хороший ночной сон с последующей едой утром помогает вашему ребенку оставаться активным и концентрироваться в школе. Это также означает, что ваш ребенок с меньшей вероятностью будет слишком голоден по утрам, и это может помочь с успеваемостью в школе. Будьте образцом для подражания и пусть ваш ребенок увидит, что вы тоже завтракаете. Тарелка хлопьев с молоком и свежими или компотированными фруктами — отличная закуска для всей семьи.
Школьные обеды
Во многих школах есть столовые, предлагающие широкий выбор блюд. Большинство школ следуют правительственным указаниям, поощряя выбор здоровой пищи. Пища, которую выбирает ваш ребенок, может быть дорогостоящей и калорийной, но иногда с низким содержанием питательных веществ. Альтернативой является упакованный ланч из дома, который является отличным способом для вашего ребенка узнать о здоровой пище и помочь с приготовлением пищи.
Ланч-боксы включают:
- Бутерброды или лаваш с сыром, нежирным мясом, хумусом и салатом
- Ломтики сыра, крекеры с пастой и свежие или сушеные фрукты
- Вымытые и нарезанные сырые овощи или свежие фрукты
- Бутылка с замороженной водой или тетрапакет молока, особенно в жаркую погоду.
Школьные обеды – продукты, которые следует ограничить
Сильно обработанные, сладкие, жирные и соленые продукты должны составлять лишь очень небольшую часть рациона вашего ребенка. Продукты, которые следует ограничить в ежедневных школьных обедах, включают:
- Обработанное мясо, такое как салями, ветчина, прессованная курица и страсбург
- Чипсы, сладкое печенье, мюсли и батончики для завтрака
- Фруктовые батончики и фруктовые полоски
- Ликеры, соки и безалкогольные напитки.
Угощения и давление со стороны сверстников
Давление со стороны сверстников, побуждающее есть определенные «модные» продукты в этом возрасте, сильно. Пусть ваш ребенок иногда ест такие продукты, например, на вечеринках, специальных мероприятиях или когда они нравятся остальным членам семьи. Лучше всего ограничить сумму денег, которую детям дают потратить в школе или по дороге домой.
Случайный леденец, пакетик чипсов или еда на вынос не причинят никакого вреда. Однако, если их есть слишком часто, вы можете обнаружить, что:
- Недостаточно питательных продуктов.
- У детей появляется избыточный вес или ожирение.
- Вы тратите много денег – гораздо дешевле приготовить домашние закуски и обеды.
- Вы упускаете возможность научить своего ребенка здоровому питанию.
Перекусы после школы
У детей этого возраста могут быть колебания аппетита в зависимости от уровня активности, поэтому позвольте им выбирать, сколько им нужно съесть, предлагая широкий выбор здоровой пищи. Некоторые дети едят только небольшие порции во время ужина, поэтому убедитесь, что полдник питательный, а не только высококалорийный.
Среди закусок:
- Бутерброд со стаканом молока
- Хлопья и фрукты
- Тарелка супа и тост.
Семейные обеды
Для школьников семейные обеды — это возможность поделиться и обсудить события дня. Совместный ужин – важное время для этого.
Семейные предложения по приему пищи включают:
- Разрешить разговаривать и делиться дневными делами.
- Избегайте отвлекающих факторов, таких как телевизор, радио или телефон.
- Пусть ваш ребенок решает, когда он сыт — не спорьте о еде.
- Разрешите детям помогать с приготовлением еды и покупками.
- Расскажите о некоторых простых фактах о питании, таких как «молоко делает ваши кости крепкими».
Напитки
Предложения включают:
- Детям следует рекомендовать пить простую воду.
- Сладкие напитки, такие как ликеры или фруктовые соки, не нужны для здорового питания и не рекомендуются.
- Стакан молока (или баночка йогурта или ломтик сыра) соответствует порции молочных продуктов. Три порции необходимы каждый день для кальция.
Упражнения и активность
Физическая активность является важной частью хорошего здоровья. Постарайтесь поощрять вашего ребенка заниматься чем-то активным каждый день, например, заниматься хобби, играть в игры или заниматься спортом. Некоторые родители также могут беспокоиться о весе своего ребенка.
Для детей младшего школьного возраста рекомендуется 60 минут активности каждый день и не более двух часов просмотра телевизора, DVD или компьютерных игр.
Чтобы повысить активность вашего ребенка, попробуйте:
- Ограничьте время просмотра телевизора для всей семьи.
- Займитесь чем-нибудь физическим и активным вместе.
- Идите и посмотрите, как ваш ребенок занимается спортом.
- Поощряйте ежедневную активность, а не только физические упражнения.
- Меньше пользуйтесь автомобилем – значит, все!
Советы по здоровому образу жизни для детей школьного возраста
Рекомендации включают:
- Детям каждый день необходимо разнообразное питание.
- Перекусы являются важной частью здорового питания активных детей.
- Сделайте закуски питательными, а не только высококалорийными.
- Планируйте обедать всей семьей.
- Наслаждайтесь разговорами и рассказами о событиях дня во время еды.
- Позвольте детям сказать вам, когда они сыты.
- Дайте ребенку обед, чтобы он мог взять его из дома.
- Позвольте детям помочь с приготовлением пищи и планированием приема пищи.
- Поощряйте физическую активность всей семьи.
- Поощряйте детей пить простую воду.
Где можно получить помощь
- Ваш врач
- Ассоциация диетологов Австралии Тел. 1800 812 942
- Школьная медсестра
- Родительская линия (круглосуточно) Тел. 132 289
О чем следует помнить
- Перекусы являются важной частью здорового питания активных детей, поэтому предлагайте им питательные и высококалорийные перекусы.
- Позвольте детям помочь с приготовлением пищи и планированием приема пищи.
- Важно поощрять завтрак, потому что хороший ночной сон, а затем еда утром помогают вашему ребенку оставаться активным и концентрироваться в школе.
- Ограничьте время, проводимое перед экраном, и стремитесь к физической активности каждый день.
- Департамент здравоохранения и старения правительства Австралии. 2004 г., «Активные дети — здоровые дети. Австралийские рекомендации по физической активности для детей в возрасте от 5 до 12 лет». Содружество Австралии. Больше информации здесь.
- Диетические рекомендации для детей и подростков в Австралии, Национальный совет по здравоохранению и медицинским исследованиям, Содружество Австралии.
- Здоровое питание в начальной школе, Департамент здравоохранения, правительство штата Виктория. Больше информации здесь.
- Кэмпбелл, К. и Кроуфорд, Д. 2001, «Продовольственная среда в семье как детерминанта пищевого поведения детей дошкольного возраста: последствия для политики профилактики ожирения».
- «Семейный обед и качество питания детей старшего возраста и подростков», 2000 г., Архив семейной медицины, том. 9, нет. 3, стр. 235–240. Больше информации здесь.
- Грэм, В. и др. 2000 г., «Заполнение пробела — дети в возрасте от 4 до 6 лет: источники информации о питании, используемые семьями и воспитателями детских садов», Австралийский журнал питания и диетологии, том. 57, с. 1.
- Избранные основные моменты национального исследования питания, 1995 г., Австралийское статистическое бюро. Больше информации здесь.
- «Рекомендации по питанию и физической активности для австралийских детей», 2000 г., Medical Journal of Australia, vol. 173, Доп. 7, стр. С1 – С16.
- Сокращение просмотра детьми телевизора для предотвращения ожирения: рандомизированное контролируемое исследование, Bandolier.
- «Связь между потреблением подслащенных сахаром напитков и детским ожирением: проспективный наблюдательный анализ», 2001, The Lancet, vol. 357, нет. 9255, стр. 505–508. Больше информации здесь.
- Мерфи, Дж. М. и др. 1998, «Взаимосвязь школьного завтрака с психосоциальным и академическим функционированием: перекрестные и продольные наблюдения в школьной выборке из центральной части города», Архив педиатрии и подростковой медицины, том. 152, нет. 9, стр. 899–907. Больше информации здесь.
- Rampersans GC et al. 2005, «Привычки в отношении завтрака, состояние питания, масса тела и успеваемость у детей и подростков», Jnl Am Diet Assoc, vol. 105 (5), стр. 743-760.
- Вайсман и др. 1996, «Влияние времени завтрака на когнитивные функции учащихся начальной школы», Архив педиатрии и подростковой медицины, том. 150, стр. 1089–1092.
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена к:
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена к:
Оставить отзыв об этой странице
Была ли эта страница полезной?
Дополнительная информация
Заявление об отказе от ответственности
Содержание этого веб-сайта предоставляется только в информационных целях.